Некрасов в дороге тема и идея. Анализ стихотворения Н.А.Некрасова «В дороге. Тропы и образы, речь

«В дороге» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

История создания

Стихотворение «В дороге» написано Некрасовым в 1845 году, поэту только 24 года. Это жанровая сценка, созданная в виде диалога между барином и ямщиком (перевозчиком на длинные дистанции). Ямщики часто пели песни и рассказывали истории заскучавшим седокам, так что Некрасов описывает типичную жизненную ситуацию. Песня-жалоба ямщика как жанр существовала в фольклоре.

Литературное направление, жанр

Стихотворения Некрасова реалистичны. Они описывают типичного героя в типичных обстоятельствах. Во времена крепостного права крестьяне нередко становились игрушкой в руках господ. Иногда это происходило как будто случайно, как описано в стихотворении «В дороге»: крепостную девочку взяли в господский дом в подруги и компаньонки дочери хозяина. Когда барышня выросла и вышла замуж, а старый хозяин умер, его зять отправил девушку, привыкшую жить как барышня, в деревню и выдал замуж. Помещики не думали о судьбе своих крепостных. Изменение жизни сделало барышню-крестьянку несчастной и грозит ей гибелью. Справедливости ради надо сказать, что случались и неравные браки между помещиками и крепостными, но они редко были счастливыми.

Стихотворение относится к гражданской лирике и обличает общественное устройство крепостнической России.

Тема, основная мысль и композиция

Сюжет стихотворения - жалобы ямщика на свою жену, выросшую в господском доме. Груша была научена наукам, шить, вязать, читать, играть на фортепиано. Она по-господски одевалась, ела господскую пищу (кашу с мёдом). К ней даже сватался учитель, «да, знать, счастья ей Бог не судил». После того как в дом приехал новый хозяин, Груша почему-то была отправлена в деревню и выдана замуж, и жизнь её, а также её мужа, стала невыносимой. Муж не считает её ленивой, но делать она ничего не умеет, «ни косить, ни ходить за коровой». Женщине тяжело выполнять любую физическую работу. Муж-ямщик жалеет её и утешает, как это принято у крестьян, но даже обновки её не радуют, непривычная одежда и обувь неудобны. Груша плачет, мало ест и, очевидно, недолго проживёт на свете. Она читает какую-то книжку (может быть, единственную, которая у неё есть), смотрит на какой-то портрет (не на портрет ли учителя?) Ямщик совершенно не понимает своей жены, не видит собственной вины, ведь он обращался с ней по-крестьянски хорошо, даже почти не бил. Его беспокоит ещё и судьба сынишки, которого мать воспитывает как барчонка.

Основная мысль рассказчика заключена в двух строчках: «Погубили её господа, А была бы бабёнка лихая». Ямщик подразумевает, что крестьянку сгубило барское воспитание. Барин, который просил развлечь его рассказом, останавливает крестьянина на словах о том, что жену он бил только под пьяную руку. Барин-то понимает, насколько девушку должна угнетать такая жизнь. Не потому, что она должна выполнять грязную крестьянскую работу, а потому, что она унижена. Тема стихотворения - несчастная судьба человека с чувством собственного достоинства. Барин осознаёт всю безнадёжность и безотрадность судьбы несчастных супругов и вообще всех людей в классовом обществе, которым была крепостная Россия. Идея стихотворения антикрепостническая.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано трёхстопным анапестом, напоминающим тонические русские песни-жалобы. Этот ритм ложится на стук копыт. Живость речи передаёт чередование женской и мужской рифмы, а также разнообразная рифмовка, которая чередуется неупорядоченно: перекрёстная, парная и кольцевая.

Тропы и образы, речь

Реалистичной речь ямщика делают просторечные выражения: слышь ты, понимаешь-ста, тоись, врезамшись, баит, сам-ат, патрет . Некрасов точно сумел передать состояние крестьянина, не знающего, чем помочь своей жене и в чём его собственная вина. Барин в начале диалога спокоен и равнодушен: ему безразлично, какую историю послушать. Но он не бессердечен. Речь барина иронична. В последней фразе «Разогнал Ты мою неотвязную скуку» чувствуется сарказм: было грустно, а стало ещё грустнее и безнадёжней.

В речи ямщика нет тропов, да и откуда бы им взяться у крестьянина. Есть два простонародных сравнения ревёт, как шальная, как щепка худа и бледна и один эпитет - высшая крестьянская похвала бабёнка лихая . Эпитет барина неотвязная скука подчёркивает его горечь от услышанного.

Николай Некрасов – это писатель и поэт, который может считать среди русских поэтов – знатоком человеческой крестьянской души. Ведь именно Некрасов – человек, который на протяжении своей жизни написал много произведений, в которых он описывал все трудности крестьянской жизни, жизни этих людей, так как крестьяне в то время – были очень бедны, и всегда их принуждали работать, как рабов.

Николай Некрасов часто упоминает в своих произведениях о крестьянских жизнях, которые всегда были печальны. Кроме того, поэт рассказывает часто в своих творческих работах о браках между барином и простой крестьянкой. Которая была красива, умна и так далее - а потому и заслуживала доверие и любовь барина. Но эти браки – неравноправны, как считает Некрасов, и не только он так считает.

Кроме того, именно в этом произведении, поэт рассказывает в сюжете о том, как бедная девушка крестьянка была при барышне, почти с самого рождения – и была красивой, умной и образованной, и к тому же ее обеспечивали, так как она была вроде равней молодой барышне. Но, когда сама барышня выросла – потом вышла замуж за равного себе по крови и положению, а потому и уехала в Петербург. На этом жизнь девушки красавицы – хорошая и налаженная – закончилась. Отец барышни – умер, и совсем она осталась одна. Появился новый барин – зять умершего человека. Вот он и сделал жизнь девушки просто невыносимой. Ведь она была крестьянкой, несмотря на то, что росла в богатом доме и с барышней вместе. Знавала она толк и в одежде красивой, и умела говорить хорошо, а также – была очень образованна и умна, но не более того. Кроме того, она ничего не умела, так как этому ее не учили. У нее были белые ручки, очень нежные. А потому, когда ее отправили в деревню, она не знала, как жить. Отправил ее новый барин, так как некуда было ее девать. И потом, чтобы он хоть как-то выжила, ее барин выдал за ямщика замуж. Девушка все равно не могла ни готовить, ни работать в поле. А потому, ямщик когда вез однажды барина одного, и тот попросил рассказать что-то веселое. Тот и рассказал свою историю, да только – грустна она, а не весела.

Некрасов показывает этим произведением, насколько жестоки бывают люди – особенно барины тез времен. Ведь много неизвестных девушек таким образом, поигравшись, выбросили просто – напросто на улицу, сделав ее беспомощной полностью. Дав ей то, что потом отобрали, это веселясь себе.

Анализ стихотворения В дороге по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Пушкина Цветок

    Это стихотворение Пушкина, написанное в тридцатых годах девятнадцатого века, относят к философской лирике. Впрочем, иногда и к любовной. Почему так? Речь здесь идёт об одном маленьком цветке

  • Анализ стихотворения Весна на дворе Фета

    Одной из ключевых тем творчества Афанасия Фета являлась пейзажная лирика, особенно любил автор описывать пейзажи, которыми он мог любоваться весной. Данный сезон являлся для него возможностью

Стихотворение Н.А.Некрасова «В дороге». (Восприятие, истолкование, оценка.).

Стихотворение «В дороге» было написано в 1845 году. Когда Белинский его прочитал, он отметил, что «самые
интересные стихи принадлежат перу господина Некрасова, потому что они проникнуты мыслью; это не стишки к деве и луне; в
них много умного, дельного и современного» когда Некрасов прочитал «В дороге» Белинскому критик обнял его и сказал чуть
не со слезами в глазах: «Да знаете ли Вы, что Вы – поэт, и поэт истинный»
Именно это стихотворение явилось для Некрасова судьбоносным, он стал только либералом и навсегда избрал тему
народа, как основную в своем творчестве. Стихотворение «В дороге» представляет собою диалог, который по большей части
является монологом. Барин просит ямщика развлечь его какой-нибудь историей. Барин находится в благодушном состоянии,
поэтому обращается к вознице снисходительно «братец».
Дороги России XIX века были долгими и утомительными. От скуки можно снизойти и до крестьянина в качестве
собоседника. Барин рассчитывает на легкую историю, какую-нибудь небылицу, но вместо этого ямщик, словно исповедуясь,
жалуется на свою судьбу:
Самому мне не весело, барин:
Сокрушила злодейка жена…
В самом начале стихотворения барин обращается к ямщику, называя его «удалым», причем не случайно поэт прибегает
к инверсии. Чтобы подчеркнуть эту удаль, молодечество, силу мужика, он прилагательное ставит в конце строки. И вдруг
этакого молодца-богатыря погубила жена, да не просто жена, а злодейка. В чем же её злодеяние? В том, что родилась она
крестьянкой в крепостной России. Господа поступали со своими холопами, как хотели. Их не ограничивали ни закон, ни
совесть. Когда Груша (так зовут жену ямщика) была девочкой её господа взяли в дом, отлучив от родной семьи, от привычной
среды, чтобы их дочери не было скучно, и воспитывали её как барышню:
В барском доме была учена
Вместе с барышней разным наукам,
Понимаешь – ета, шить и вязать,
На варгане играть и читать –
Всем дворянским манерам и штукам.
Казалось, крестьянке выпал счастливый билет: получила образование, сытую, лёгкую жизнь, возможность духовно
развиваться, слушать музыку, читать стихи, жить не среди дикости, а в атмосфере уважения и любви. Да так оно и было, но
только слишком недолгим оказалось счастье Груши – в одночасье переменилась её судьба. После смерти барина приехал его
зять, который быстро, легко распорядился имением, и крестьянами, а Грушу с легкой дворянской жизни обратно отправил на
крестьянскую:
Воротил он её на село –
Знай-де место своё ты, мужичка!
Тяжело пришлось Груше, непривычной к крестьянскому труду, к особенностям крестьянского быта:
Взвыла девка – крутенько пришлось:
Белоручка, вишь ты, белоличка!
И белоручка и белоличка, с точки зрения крестьянина несет отрицательную характеристику. Для того, чтобы
подчеркнуть свою несчастную долю ямщик продолжает свою исповедь с выражения «как на грех». Он и сейчас хорош собой, а в
девятнадцать лет был привлекательным, завидным парнем, да не повезло ему – женили его на изгнанной из господского дома
Груши. С этого момента и начались его мытарства. Груша оказалась гордой, непрступной и холодной. Своё унижение она
переносила молча, старалась выполнять всю бабью работу, «да, вишь, дело в руках не спарилось». Тяжелый труд ей был не
под силу, так что даже муж сочувствовал ей:
Как дрова или воду несла,
Как на барщину шла – становилось
Инда жалко подчас … да куды!
Ещё в начале стихотворения рассказчик принебрежительно назвал крестьянок «сарафанницы» и вновь возвращается к
тому, что не может Груша привыкнуть к простой и грубой одежде: то ей в сарафане неловко, то ей нетерли ноги ботинки. Но
эти трудности внешние замечает мужик, не понимая, что Груша «ревет как шальная» не от физических неудобств, а от
страшной душевной муки. Господа сделали её не только нежной, чувствительной барышней, но воспитали в ней свободного
человека с развитым чувством собственного достоинства.
Стихотворение достигает своей кульминации. Ямщик увлекся и открыто вынес приговор крепостникам:
Погубили её господа,
А была бы бабенка лихая!
Такого открытого обличения рабства, таких смелых протестов против угнетения крестьян до Некрасова не было в
печати. Это был смелый вызов обществу.
Но продолжим следить за рассказом ямщика. Кажется он уже подходит к финалу, сожалеет, что не случилось Груше
стать хорошей женой. Так же, как барин в начале стихотворения хвалит ямщика, называя его удалым, ямщик хвалит Грушу,
называя лихой, т.е. такой, у которой всё ладится, работа кипит и делается как бы сама собой. Такая хозяйка все умеет,
все поспеет, да и есть у Некрасова такая героиня – это Матрена Тимофеевна из поэмы «Кому на Руси жить хорошо», которая
не склоняется под ударами судьбы. А Груша не может забыть своей нежной жизни, не может привыкнуть и к новой, и поэтому
ямщик заключает:
Слышь, как щепка худа и бледна,
Ходит, тоись совсем через силу,
В день двух ложек не съест толокна –
Чай, свалим через месяц в могилу…
Говорит об этом спокойно, почти по-деловому, потому что понимает, что смерть Груши – это избавление от мучений
и ей, и ему. Хотя перечисляя причины, которые её могли привести к могиле, он не видит своей вины, говорит, что о ней
заботился, не томил её безустанной работой, одевал и кормил, «без пути не бранил» и «бивал, разве только под пьяную
руку». А когда русский ямщик не пьян? С одной стороны, ямщик занимается саморазоблачением, все то, что с его точки
зрения, в жизни Груши было хорошего, с позиции обычного человека неприемлемо.
Жизнь Груши превратилась в пытку. Она не только изнывала от тяжелой работы, от гнета мужа, от необходимости
жить с грубым необразованным человеком, она страдала от того, что её любовь не состоялась: господа её несильно разлучили
с любимым человеком. Для мужика высокая сфера чувств, по-видимому не имеет значения, поэтому он походя говорит,
используя просторечное слово «врезались». От прежней жизни у Груши остался портрет любимого, книги. Ямщика расстраивает,
что жена портит их сына, воспитывая, как барчонка:
Словно барчика, каждый день чешет,
Бить не бит – быть и мне не дает…
Да недолго пострела потешит!
Мы в начале анализа сказали, что это диалог, переходящий в обширный монолог. Наверное, ямщик мог долго ещё
жаловаться, но резкий, недовольный окрик остановил его: «Ну, довольно, ямщик! Разогнал ты мою неотвязную скуку!…»
Чем же недоволен господин? Наверное он увидел в словах ямщика и часть собственной вины, ответственности за
безобразие в отношениях людей.
Стихотворение интересно по своему лексическому строю: автор использует множество просторечий и искажений
грамотной речи, причем делает это умело. Так и слышится живая разговорная речь русского неграмотного мужика: «понимаешь-
ста», «патрет», «варган», «учитель-ста», «врезамшись», «вишь».
Стихотворение «В дороге» не только блестящее литературное произведение, открывшее по-новому крестьянские
судьбы, но обвинительный акт крепостному праву. В этом проявилась гражданская смелость поэта, его сочувственное
отношение к народу.

В этом стихотворении поднимаются темы, которые были традиционны для творчества Некрасова, - жизнь и страдания простого народа. Автор рассказывает о судьбе крестьянской девушки, выросшей в господском доме, но впоследствии выданной замуж за простого мужика.
В стихотворении присутствует образ рассказчика, обращением которого открывается лирическое
повествование. Это барин, находящийся в дороге. Чтобы скоротать время, он предлагает ямщику позабавить его песней, рассказом. Ситуация вполне естественная. Но барин хочет послушать мужика только ради забавы, не интересуясь на самом деле его судьбой. А ямщик внезапно начинает рассказ о серьёзных вещах, рассказ, который не может оставить слушателя безучастным. Слова "Скучно! скучно!..", которыми начинается стихотворение, заслуживают особого внимания. Автор понимает под ними не только дорожную скуку. Имеется в виду "скучно" в значении "печально", "грустно", "безнадёжно".Имеется в виду "скучно" в значении "печально", "грустно", "безнадёжно". Это относится и к рассказу ямщика, и к жизни всего народа.
“Самому мне невесело”, - говорит ямщик барину. И рассказывает о судьбе своей жены - девушки, воспитанной в господском доме вместе с молодой барышней. Здесь скрыт намёк на один из главных конфликтов деревенского общества - противопоставление крестьян и дворни. Дворовые слуги хорошо одеты ("Одевалась не то что..."), перенимают манеры своих господ, но становятся игрушками в их руках. Перестав быть нужными господам ("Не нужна..."), они уже не могут заниматься хозяйством, так как всю жизнь были оторваны от земли. Им только и остается, что терпеть злобу и насмешки своих братьев-крестьян ("Белоручка...").
В те времена очень остро стояла проблема оброка и барщины. Барин полностью распоряжался жизнью всех крепостных. Умер старый господин - и новый переводит их с барщины на оброк. Оброк был более выгодной формой хозяйства по сравнению с барщиной (труд на господских полях). Но крестьяне не могли сразу поменять тип ведения хозяйства. Таким образом, барин только усложнял их жизнь. Судьба женщины и её мужа в центре внимания автора стихотворения. Возможно, Груша была незаконной дочерью старого барина. В тексте об этом не говорится прямо, но иначе положения Груши в доме объяснить нельзя. Это было обычным явлением в то время. Об этом говорят и строки: "Отдал богу господскую душу, сиротинкой оставивши Грушу".

«В дороге» создано в 1845 году. Некрасову на тот момент шел всего лишь 25-й год, и для своего молодого возраста он проявил удивительно тонкое понимание русской души и знание особенностей русской жизни.

Стоит отметить, что 1845 — это самый расцвет эпохи крепостного права, когда, с одной стороны, слухи о «воле» уже начали бродить среди земледельцев, с другой — до отмены крепостничества было еще более 15-ти лет. Крестьяне страдали под гнетом помещиков, обращавшихся с ними как с имуществом, и сами не всегда осознавали это.

Главная тема стихотворения

Центральная тема произведения, ставшего одним из лучших образцов гражданской лирики — крепостное право, точнее, его обличение. Не напрямик, разумеется — в середине XIX века писать напрямую, откровенно и полностью честно могли позволить себе разве что подпольщики. Но, тем не менее, в истории крестьянки, которая раскрывается перед читателем, ужасы крепостничества предстают в полной мере. Затронул Некрасов и внутрисемейные отношения, и тяжелую работу в поле, и домашнее насилие — тогда, впрочем, считавшееся совершенной нормой.

Стихотворение написано в форме диалога. Барин, едущий куда-то с ямщиком, просит ямщика развлечь его разговором, и тот пересказывает историю своей супруги, Груши. Она была «компаньонкой» в барском доме, не работала в поле, была «белоручка, белоличка». Грушу научили читать и играть на фортепиано, к ней даже сватался один учитель. Но после того, как барыня, компаньонкой которой была Груша, вышла замуж, и в поместье появился новый хозяин, он отправил Грушу обратно в деревню.

Как и любую другую женщину детородного возраста, ее выдали замуж за первого, кто оказался более-менее подходящей кандидатурой — за ямщика-рассказчика. Тот, в свою очередь, предстает перед читателем человеком незлым, по-своему сострадательным, ему жаль жену, хотя она в крестьянском труде оказалась почти бесполезной. Груша не ленива, вовсе нет — она просто не имеет физических сил, чтобы «ходить за коровой», выполнять непривычную работу по дому. По словам ямщика, она целыми днями читает книгу и пытается воспитывать сына как маленького барчонка.

Ямщик не понимает горестей и проблем Груши, он рассказывает барину — и именно на этом тот прерывает его, - что даже бил жену лишь выпивши. Между ним и Грушей — пропасть, они совершенно разные люди по уровню образования, по мировоззрению. Но в образованности кроется и Грушина беда. Она знает, что могла бы жить по-другому, но ее жизнь не принадлежит ей самой. Грушей распоряжается владелец поместья, для него она — имущество, которое можно держать при себе, а можно перенаправить куда-то еще.

Ярко выраженный антикрепостнический характер стиха заметен с первых же строк. История ямщика, рассказываемая даже без жалоб, лишь с удивлением, мол: видишь, барин, и так, оказывается, в жизни бывает, потрясает современного читателя. Невозможно даже представить себе такое бедственное положение женщин — и мужчин тоже, которых вырывали из привычной жизни, выдавали замуж, переставляя, словно куклы на игровой доске. Своей поэзией Некрасов протестует против крепостничества и бесчеловечного обращения с людьми.

Структурный анализ стихотворения

Для большей схожести с традиционными песнями-жалобами русского народа Некрасов использовал 3-хстопный анапест. Чередующиеся типы рифмы (женская — с мужской, перекрестная, кольцевая и парная сменяют друг друга) подчеркивают живость речи.

В произведении использовано большое количество просторечных выражений — это делает речь ямщика настоящей, не искусственной. Состояние крестьянина и печаль, тоска, снедающая его жену, передаются эпитетами и сравнениями.

В произведении «В дороге» Некрасов поднимает непростой вопрос о крепостничестве, подчеркивает, что владение людьми, как вещами, нередко ломает их судьбы.