Нормы глагола. Употребление глаголов в форме повелительного наклонения. Как изменяются глаголы в настоящем времени

§1. Общая характеристика глагола как части речи

Глагол - это самостоятельная знаменательная изменяемая часть речи. Глагольное слово объединяет разные формы. Какие именно, зависит от интерпретации некоторых важных понятий.

Обсуждаем проблему толкования

Самые существенные расхождения касаются толкования того, чем являются причастия и деепричастия. Одни авторы считают, что причастия и деепричастия - это особые формы глагола, а другие полагают, что это особые части речи. В результате по-разному трактуется вопрос о количестве глагольных форм. Сторонники первой точки зрения учат, что глагольное слово включает формы:

  • начальную форму - неопределённую форму глагола (или, как её ещё называют, инфинитив),
  • спрягаемые формы, как личные, так и безличные,
  • склоняемую форму - причастие,
  • неизменяемую форму - деепричастие.

А сторонники второй точки зрения исключают причастие и деепричастие из глагольных форм. На нашей схеме поэтому причастия и деепричастия связаны с глаголом прерывистыми линиями.

Все глагольные формы объединяются общими неизменяемыми признаками. Изменяемые признаки, если они есть, могут быть различными.

1. Грамматическое значение: «действие».
К глаголам относятся слова, отвечающие на вопросы: что делать? , что сделать?

2. Морфологические признаки:

  • постоянные - вид: совершенный-несовершенный, переходность, возвратность, тип спряжения;
  • изменяемые
    • у спрягаемых форм: число, наклонение, время, лицо (в повелительном и изъявительном наклонении настоящего и будущего времени), род (в условном и изъявительном наклонении в прошедшем времени в единственном числе);
    • у склоняемых форм (причастий): род, число, падеж;
    • у неизменяемых форм (неопределённой формы глагола и деепричастия) - нет.

Внимание:
Те, кто исключает причастия и деепричастия из глагольных форм, не рассматривают признаки причастий и деепричастий в этой теме.

3. Синтаксическая роль в предложении:

Личные формы глагола, а также безличные глаголы чаще всего бывают сказуемым.

Я люблю Петербург.
Светает.

Неопределённая форма глагола - сказуемым или его частью, а также подлежащим и несколько реже - главным членом односоставного безличного предложения, дополнением, определением и обстоятельством.

Я люблю гулять по Петербургу.
Гулять по Петербургу - огромное удовольствие.
Быть дождю!
Дети просили нас поехать в Петербург.
У нас возникло желание поехать в Петербург.
Я пошёл пройтись по вечернему Петербургу.

Внимание:
Синтаксическая роль причастий и деепричастий рассматривается только теми авторами, которые относят их к формам глагола.

Причастия бывают: полные - определением, краткие - сказуемым.

Петербург - город, основанный Петром I.

Петербург основан Петром I.

Деепричастия бывают в предложении обстоятельством.

Основав Петербург, Пётр I перенёс туда столицу.

§2. Виды глагола

Вид - это постоянный морфологический признак глагола. Все глаголы относятся к совершенному или несовершенному виду. Общепринятым является обозначение:

  • СВ - для глаголов совершенного вида,
  • НСВ - для глаголов несовершенного вида.

Вопросы к глаголу как к части речи: что делать? что сделать? - отражают деление глаголов по видам.

Образование видов

Большинство непроизводных русских глаголов - это глаголы НСВ, например: есть, жить, любить, прыгать, кричать.
От них с помощью приставок и суффиксов образуются глаголы СВ, например:

есть → поесть, доесть, переесть,
жить → пожить, дожить, пережить,
любить → полюбить,
прыгать → прыгнуть,
кричать → крикнуть.

Также в русском языке распространено образование глаголов НСВ от глаголов СВ. При этом используются суффиксы НСВ: -ыва-, -ва-, -а-, например:

переписать → переписывать,
сбить → сбивать,
решить → решать.

Некоторые глаголы СВ и НСВ составляют видовые пары, например:

делать - сделать,
писать - написать,

прыгать - прыгнуть,
расписывать - расписать.

Значение у глаголов, составляющих видовую пару, различается только одним компонентом: процесс - результат, многократное - однократное действие.
Многие глаголы СВ и НСВ видовой парой не считаются, т.к. кроме значения вида различаются еще каким-либо дополнительным значением, например:

  • писать (НСВ)
  • дописать (СВ, дополнительное значение: доведение действия до конца),
  • переписать (СВ, дополнительное значение: совершение действия заново),
  • списать (СВ, дополнительное значение: совершение действия по образцу, копирование),
  • исписать (СВ, дополнительное значение: написать много, покрыть письмом какую-то поверхность) и т.д.

Глаголы СВ И НСВ имеют разные формы:

  • у глаголов НСВ в изъявительном наклонении три формы времени, например:
    • настоящее время: люблю, любишь, любит, любим, любите, любят,
    • будущее время: буду любить, будешь любить, будет любить, будем любить, будете любить, будут любить (форма будущего времени, образованная с помощью глагола быть , называется составной формой),
    • прошедшее время: любил, любила, любило, любили.
  • у глаголов СВ в изъявительном наклонении только две формы : будущего и прошедшего времени. Настоящее время у глаголов СВ невозможно, т.к. это противоречит их видовому значению. Форма будущего времени у глаголов СВ не составная, как у глаголов НСВ, а простая: полюбит, посмотрит, узнает и т.д.
    • будущее время: полюблю, полюбишь, полюбит, полюбим, полюбите, полюбят,
    • прошедшее время: полюбил, полюбила, полюбило, полюбили.

Внимание:

В русском языке есть двувидовые глаголы . Это глаголы, у которых значение вида можно определить только в контексте. В одних контекстах они выступают как глаголы СВ, а в других как НСВ, например:

В конце концов преступников казнили (СВ).
Преступников казнили целый месяц (НСВ).
Вчера он обещал (СВ), что заедет к нам сегодня.
Каждый день он обещал (НСВ) заехать, но всякий раз откладывал свой визит.

Не удивляйся:

Если у глагола разные лексические значения, то и видовые пары могут быть разные.

Например:

Учить (НСВ) - выучить (СВ) что? (слова, стихотворение, песню), т.е. учить что-то самому(-ой).
Учить (НСВ) - научить (СВ) кого? (сына, детей, старшеклассников, спортсменов), т.е. учить кого-то чему-то.

§3. Переходность

Переходность - это свойство глагола управлять существительными, выражающими значение объекта действия, например:

любить (кого? что?) мать, животных, книги, шоколад
смотреть фильм, журналы, фотографии
читать книгу, доклад, записку, поздравление
есть мороженое, курицу, суп, торт
пить воду, чай, кофе, сок

Запомните: чаще всего данное значение выражено в русском языке существительными в В.п. без предлога.

В том случае, если при глаголе есть отрицательная частица не , существительное чаще бывает в Р.п. Значение объекта при этом не изменяется. Например:

Не любить (кого? чего?) брата, животных, книг, шоколада.

Если глагол управляет В.п. существительного со значением объекта, то этот глагол переходный. Если после глаголов стоят существительные в других формах, а винительный падеж без предлога невозможен, то глагол непереходный, например: гулять по городу, прыгать в воду, расти около дома, сомневаться в правильности, радоваться удаче и др. Употребление таких глаголов с существительными в В.п. невозможно, например, по-русски нельзя сказать: гулять город, прыгать воду, расти дом, радоваться удачу.

Внимание:

Важно, что от переходных глаголов образуются формы страдательных причастий.

§4. Возвратность

Глаголы делятся на возвратные и невозвратные. Формальным показателем является формообразующий суффикс -ся (-сь), стоящий в конце слова. Если форма возвратного глагола имеет окончание, то суффикс -ся -сь следует за ним, например:

одевал ся, одевалась, одевалось, одевались.

Внимание:

  • суффикс -ся бывает после согласных, например: купался , купается ,
  • суффикс -сь - после гласных: купалась , купались .

Значения возвратных глаголов может быть разным, например:

  • Умываться, одеваться, обуваться (действие субъекта направлено на себя),
  • встречаться, обниматься, целоваться (взаимные действия, направленные друг на друга: нельзя встречаться, обниматься, целоваться с собой),
  • удивляться, радоваться, сердиться (состояние субъекта),
  • ткань мнётся, собака кусается, кошка царапается (признак, характеризующий свойства субъекта),
  • смеркается - безличность.

Запомните:

Возвратные глаголы непереходные.

§5. Спряжение

Спряжение глагола - это характер изменения глагола в форме настоящего времени по лицам и числам. Спряжений два, отнесённость к одному из двух видов производится по набору окончаний. Это означает, что глаголы не изменяются по спряжениям, они относятся к ним. Спряжение, таким образом, постоянный морфологический признак глаголов.

Образцы спряжений

Внимание:

Если окончания ударные, то определение спряжения не вызывает проблем. Не нужно ставить глаголы в неопределённую форму: окончания ясно слышны, поэтому вы не ошибётесь ни в написании, ни в разборе.
Проблема может возникнуть лишь с глаголами, у которых окончания в безударном положении.

Для того чтобы определить окончания или тип спряжения глаголов с безударными окончаниями, нужно поставить глагол в неопределённую форму. Если глагол на -ить , то это глагол 2 спряжения.
Исключение : брить, стелить и устаревшее слово зиждиться . Также ко 2 спряжению относятся

  • 7 глаголов-исключений на -еть : вертеть, терпеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, и видеть, и смотреть ,
  • 4 глагола-исключения на -ать : гнать, держать, слышать, дышать .

Остальные глаголы с безударными окончаниями относятся к 1-му спряжению.

Внимание:

Глаголы хотеть, бежать и чтить особенные. Их и все производные от них, например: побежать, добежать, перебежать, сбежать, пробежаться и т.п., относят к разноспрягаемым глаголам. Особенность глаголов этой группы в том, что в одних формах эти глаголы имеют окончания 1 спряжения, а в других - 2. Проспрягаем эти глаголы:

хотеть - хочу, хочешь, хочет, хотим, хотите, хотят (в ед.ч. окончания 1 спр., во мн. - 2).
бежать - бегу, бежишь, бежит, бежим, бежите, бегут (во всех формах, кроме 3 л. мн.ч., окончания 1 спр., в 3 л. мн.ч. - окончание 2 спр.)
чтить - чту, чтишь, чтит, чтим, чтите, чтут (во всех формах, кроме 3 л. мн.ч., окончания 1 спр., в 3 л. мн.ч. - окончание 2 спр.)

Внимание:

Глаголы есть и дать не относятся ни к какому спряжению. У них особые наборы окончаний.

Есть - ем, ешь, ест, едим, едите, едят,
Дать - дам, дашь, даст, дадим, дадите, дадут.

Так же изменяются глаголы, являющиеся производными от есть и дать, например: поесть , доесть , съесть , передать , подать и т.п.

Знать спряжение глаголов нужно, поскольку это знание позволяет правильно писать личные окончания глаголов, а также суффиксы действительных и страдательных причастий настоящего времени. Умение определять спряжения глаголов нужно и при выполнении морфологического разбора.

§6. Наклонение

Наклонение - это изменяемый морфологический признак. Он выражает отношение действия к реальности. Наклонений в русском языке три:

  • изъявительное,
  • повелительное,
  • условное (также распространён термин "сослагательное").

Изъявительное наклонение

Глаголы в изъявительном наклонении выражают реально происходящие действия и изменяются по временам.

Времён в русском языке три: настоящее, прошедшее и будущее. Формы настоящего и будущего времени могут совпадать. В настоящем и будущем времени глаголы спрягаются, т.е. изменяются по лицам и числам. Окончания, таким образом, служат не только показателем лица и числа, но и времени и наклонения. В прошедшем времени глаголы изменяются . Окончания служат показателями числа и рода, а формообразующий суффикс -л - показателем времени и наклонения.

Повелительное наклонение

Глаголы в повелительном наклонении выражают побуждение. Глаголы в повелительном наклонении имеют формы единственного и множественного числа 1, 2 и 3 лица. Примеры:

  • пойдём, пойдёмте, давай пойдём, давайте пойдём - формы 1 лица выражают побуждение к совместному действию;
  • иди, идите - формы 2 лица выражают побуждение к действию;
  • пусть (пускай) идёт , идут , да здравствует - побуждение относится к 3 лицу.

Формы повелительного наклонения со словами давай , давайте , пусть , пускай , да называются аналитическими формами. Эти слова участвуют в образовании форм 1 и 3 лица и являются показателями повелительного наклонения вместе с глаголами, с которыми они употребляются.

Условное наклонение

Глаголы в условном наклонении могут выражать:

  • условие,
  • действие, возможное при каких-либо условиях.

Если бы ты позвонил , мы бы встретилис ь. Если бы мы встретились , я бы вернула тебе книгу.

Форма глаголов в условном наклонении такая же, как в прошедшем времени изъявительного наклонения*, но с частицей бы . Если форма выражена двумя словами, то считается аналитической. Значит, показателем условного наклонения является формообразующий суффикс -л и частица бы .

* Мнения относительно формы глагола в условном наклонении различны. Одни авторы полагают, что это форма прошедшего времени, а другие считают ее омонимичной форме глагола в прошедшем времени.

§7. Время

Время - это изменяемый признак. Время, как и наклонение, глагольная категория. Они не свойственны другим частям речи.
Время глагола выражает соотношение времени действия и момента речи. Формы времени различаются только в изъявительном наклонении. Времён три:

  • прошедшее,
  • настоящее,
  • будущее.

Не у всех глаголов есть формы всех трёх времён. У глаголов совершенного вида нет формы настоящего времени.

Реальное время и грамматическое время могут не совпадать. Например:

Вчера он приходит и говорит : - Сегодня я пришёл вовремя

(действие в прошедшем выражено формами настоящего времени).

Будущее время может быть выражено аналитически, двумя словами: глаголом быть в нужной форме и глаголом несовершенного вида в неопределённой форме, например:

У глаголов совершенного вида образуется только простое будущее время, например: уеду , напишешь , посмотрим.
По-русски нельзя сказать: будешь написать, будем посмотреть. Это грубое нарушение морфологической нормы.

§8. Лицо

Лицо - это изменяемый признак у глаголов настоящего и будущего времени изъявительного наклонения и глаголов повелительного наклонения. Лицо обозначает производителя действия.
Если действие совершается говорящим, то глагол ставится в форму 1 лица.
Если действие совершается слушающим, то глагол ставится в форму 2 лица.
Если действие совершается другими лицами, не участвующими в разговоре, то глагол ставится в форму 3 лица.

Я люблю апельсины. (1 л., ед.ч.)
Мы любим апельсины. (1 л., мн.ч.)

Ты любишь апельсины. (2 л., ед.ч.)
Вы любите апельсины. (2 л., мн.ч.)

Он любит апельсины. (3 л., ед.ч.)
Они любят апельсины. (3 л., мн.ч.)

В русском языке возможны глаголы, обозначающие действие, у которого нет производителя. Такие глаголы называются безличными.

Безличные глаголы

Безличные глаголы обозначают состояние природы или человека, которое не зависит от их воли. Поэтому и природа, и человек не рассматриваются как производители действия.

Темнеет.
Смеркалось.
Меня тошнит.
Мне нездоровится.

Формы глагола в безличной форме не могут быть сказуемым в двусоставном предложении. Они являются главными членами односоставных безличных предложений.

§9. Род

Род - это изменяемый морфологический признак глагола. Глаголы имеют формы рода в ед.ч. прош. времени изъявительного наклонения и формы ед.ч. условного наклонения.

Урок прошёл , лекция прошла , собеседование прошло , встречи прошли (в прош. времени изъявит. накл. род различается только в ед.ч.).
Если бы урок прошёл (лекция прошла , собеседование прошло) , мы бы ушли домой (в усл. накл. род различается только в ед.ч.).

§10. Число

Число - морфологический признак, свойственный всем глагольным формам, кроме неопределённой формы глагола и деепричастия.

Формы глагола

Проба сил

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Верно ли считать, что глагол - это знаменательная часть речи?

  2. Какие морфологические признаки объединяют все глагольные формы?

    • Непостоянные (изменяемые) признаки
  3. Глаголов какого вида больше среди русских производных глаголов?

  4. Формы какого времени нет у глаголов СВ?

    • Настоящего
    • Прошедшего
    • Будущего
  5. Могут ли непереходные глаголы управлять существительными в В.п.?

  6. Верно ли считать, что переходные глаголы невозвратные?

  7. Как называются глаголы, имеющие в одних формах окончания 1-го спряжения, а в других - 2-го?

    • Безличные
    • Переходные
    • Разноспрягаемые
  8. Как изменяются глаголы в настоящем времени?

    • По лицам и числам
    • По числам и родам
  9. Могут ли безличные глаголы быть сказуемым в двусоставных предложениях?

  10. Является ли время постоянным (неизменяемым) признаком глагола?

  11. Как изменяются глаголы в прошедшем времени?

    • По лицам и числам
    • По числам и в единственном числе по родам
  12. Являются ли однокоренные глаголы с разными приставками и разным значением видовой парой: переписать - дописать ?

Правильные ответы:

  1. Постоянные (неизменяемые) признаки
  2. Настоящего
  3. Разноспрягаемые
  4. По лицам и числам
  5. По числам и в единственном числе по родам

Вконтакте

Нельзя, чтоб тот себя письмом прославил,

кто грамматических не знает норм и правил.

А.П.Сумароков

Теоретическая часть:

  1. Место глагола в разных стилях речи.
  2. Стилистическая характеристика глагольных категорий (время, вид, наклонение, лицо, число, залог).
  3. Стилистическая характеристика вариантных форм глагола.
  4. Стилистическое использование неспрягаемых форм глагола: инфинитив, причастие, деепричастие.
  5. Стилистический аспект в изучении наречия.
  6. Устранение морфолого-стилистических ошибок при употреблении глаголов и наречий.

Литература :

  1. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М., 1999. – С. 288-342.
  2. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. – М., 2002. – С.309-312.
  3. Мурашов А.А. Культура речи учителя. – М., 2002. – С. 231-238.
  4. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1987. – С. 195-220.
  5. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 1997. –С.238-245.
  6. Розенталь Д.Э. Секреты стилистики. – М., 1996. – С. 135-140.
  7. Русский язык и культура речи/ Под ред. В.Д. Черняк. – М., 2002. – С. 243-358.

Практическая часть:

  1. Выберите верно образованные формы 2-го лица единственного числа повелительного наклонения:

Напоить-напои, напой; махать- маши, махай; (не) ехать- едь, поезжай, не едь, не езди; лечь- ляг, ляжь; вырезать- вырежь, вырежи; оформить- оформь, оформи .

  1. От приведенных глаголов образуйте формы 1-го лица единственного числа, при невозможности их образования замените их описательными выражениями:

Бороться, бродить, запретить, затмить, блестеть, косить, выдавить, блистать, жать, сесть, махать.

3. Составьте предложения с глагольными формами, объясните, почему нельзя смешивать и взаимозаменять эти формы:

Блистают- блещут, внимают- внемлют, капают- каплют, махают- машут, страдают- страждут, сыплют- сыпят, чтят- чтут, гложет- глодает, мечет- метает, плещется- плескается.

  1. Сверяясь с «Орфоэпическим словарем» и «Словарем грамматической правильности русской речи», определите стилистическую разницу вариантов приведенных ниже глаголов. Внесите словарные данные в виде помет (разг. и др.). Сравните стилистическое качество слов левой и правой колонки и сделайте выводы:

5. Вставьте пропущенные буквы; мотивируйте свой выбор:

1) Развитие науки обусл… вливает технический прогресс.

2) Мы старались приур… чивать свой отпуск к началу лета.

3) Трудно было охватить сразу весь материал, и приходилось сосредот… чивать внимание на основном.

4) За применение новых методов труда коллектив завода не раз удост… ивался высокой награды.

5) Отдельные члены комиссии уполном… чивались действовать от ее имени .

6. Какие оттенки смысла возникают за счет того, что о будущем действии говорят с помощью глагольной формы прошедшего или настоящего времени, о прошедшем- с помощью глаголов будущего и настоящего времени?

1) Ну я пошел…

2) Иду вчера домой и вдруг встречаю Игоря.

3) Сидит весь вечер- ни разу не улыбнется.

4) Ты что завтра делаешь?

5) Я не приду, мы в субботу в театр идем.

6) Если ты уедешь- я погиб!

7. Исправьте ошибки в употреблении причастий и деепричастий, сверяясь со «Словарем грамматической правильности» и другой справочной литературой:

2) Завидя нас, он издали стал махать рукой.

3) Положив руку на сердце, должен признать, что я в этом не уверен.

4) Средства, отправляющиеся из центра, поступают в банки нашего города с большим опозданием

5) Наплававшись, мы долго лежали на берегу.

6) Люди, приобретшие эту книгу, не будут разочарованы.

7) Так мы и вернулись, ничего не купивши.

  1. Найдите неправильно образованные наречия и исправьте их:

Вверх, взаправду, назад, навряд ли, сгоряча, напополам, вдвое, вдребезги, вовнутрь, завсегда, заместо, задаром, заново, издавна, впотьмах, зазря, напоказ .


Практическое занятие №7.

Тема: «Синтаксические нормы»

Свой язык, слова, фразы, законы речи надо

однажды и навсегда почувствовать, и, когда

они станут нашей второй натурой,

тогда надо пользоваться ими, не думая о правилах. Тогда

речь будет сама собой правильно произноситься.

К.С. Станиславский

Теоретическая часть:

  1. Понятие синтаксической нормы.
  2. Колебания и нормы в системе словосочетания.
  3. Нормы управления. Случаи синонимии / вариантности форм управления. Типичные ошибки в управлении.
  4. Стилистическая оценка вариантов согласования определений и приложений.
  5. Нормы согласования сказуемого с различными типами подлежащего. Варианты координации главных членов предложения. Устранение ошибок в грамматической координации главных членов предложения.
  6. Порядок слов в предложении как грамматическое и стилистическое средство.

Литература:

  1. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М., 1999. – С. 343-393.
  2. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. – М., 2002. – С. 312-326.
  3. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1978. –С. 193-232.
  4. Грамматическая стилистика современного русского языка. – М., 1989. – С. 152-173.
  5. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М., 1993. – С. 147-154.
  6. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1987. – С. 221-320.
  7. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 1997. –С.246-309.
  8. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. - М., 2001. – С. 205-298.
  9. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – М., 1996. – С. 140-156.
  10. Русский язык и культура речи / Под ред. В.Д. Черняк. – М., 2002. – С. 259-296.

Практическая часть:

  1. Допишите окончания, согласуя сказуемое с подлежащим:

1) Большинство картин художников-передвижников был… воспринят… как гимн человеку, прославляющий и утверждающий его высокие духовные ценности.

2) Большое количество студентов, преподавателей и профессоров института, состоящих в спортивных секциях, уже сдал… нормы по лыжам.

3) Большинство работ В.Е. Евгеньева-Максимова (десятки книг и сотни статей) посвящен… исследованию творчества Некрасова.

4) Подавляющее большинство слушателей показал… на экзаменах глубокие знания.

5) В одном из флигелей его дома жил… шестнадцать горничных.

6) Установлен… три новых мировых рекорда по тяжелой атлетике.

7) Полмесяца прошл… с тех пор, как начались экзамены.

8) За короткий срок построен… и сдан… в эксплуатацию 51 промышленный объект .

9) Операцию провел… молодой хирург Бойцова, недавно защитившая кандидатскую диссертацию.

10) Шоссе-магистраль пересекал… полотно железной дороги.

11) Клычков с Чапаевым разъехал… (ся, сь) по флангам.

12) Граф Илья Андреевич в конце января с Наташей и Соней приехал… в Москву.

13) Кто из приятельниц написал… вам об этом?

14) В лесу ночной порой и дикий зверь, и лютый человек, и леший брод…т.

15) Гибл… молодость, сила, здоровье.

  1. Раскройте скобки, выберите форму согласования определения; свой выбор мотивируйте:

1) Дети просили рассказать им о рыбе ерше, (известном-известной) им по сказкам.

2) Квартира была разделена на две (неравные-неравных) части.

3) Две (старшие-старших) сестры окончили институт.

4) Трудно иметь дело с человеком, когда знаешь, что он (настоящий-настоящая) ханжа.

  1. Допишите окончания, согласуя определения с существительными:

1) Реставрирован… музей и картинная галерея открыты для посетителей.

2) Экспонаты были размещены в больш… зале и галерее.

3) Отец с гордостью говорил об успехах сво… сына и дочери.

4) Учительница занималась с отстающ… учеником и ученицей.

  1. Слова в скобках поставьте в нужной форме (при необходимости пользуйтесь предлогами):

Согласно (приказ), контроль (выполнение приказа), не получил (разрешение), отзыв (курсовая работа), уплатить (проезд), ждать (поезд), опираться (результаты эксперимента), заведующий (отделение), рецензия (книга), уверенность (успех), вера (успех), удивляться (трудолюбие), удивлен (трудолюбие).

  1. Исправьте, где нужно, ошибки в построении словосочетаний и предложений. Объясните, с действием каких норм они связаны:

1) Ответ по заявлению жалобщика был получен им немедленно.

3) В наше время женщина должна занять важную роль в политике.

4) Благодаря тому, что не хватает времени думать о воспитании, растет преступность.

5) Оратор отметил о том, что требуется много средств для выполнения намеченного плана.

6) Все приведенные факты говорят за то, что операция провалена.

7) Решимость прогрессивных сил во всех частях света не допустить ядерную войну вселяет в нас уверенность в победу дела мира.

8) Мыслимо ли равнодушие педагога за судьбу своих воспитанников?

9) Прилагая счет на обусловленную сумму, прошу оплатить мне за проделанную работу.

10) О том, каких успехов добилась группа, видно из результатов экзаменационной сессии.

  1. Прокомментируйте следующие предложения с точки зрения порядка слов. Предложите варианты правки:

1) Печорин лишает любимого коня Казбича.

2) Раскольников убивает чисто из гуманных побуждений.

3) В это время в реках и водоемах области ловля рыбы запрещена всеми способами.

4) Общественность широко готовится отметить пятидесятилетие литературной деятельности писателя.

5) Все от нас зависящие меры для повышения успеваемости в группах были приняты.


Практическое занятие №8.

Тема: «Синтаксические нормы»

Теоретическая часть:

  1. Стилистическое использование однородных членов предложения. Устранение речевых ошибок при употреблении однородных членов предложения.
  2. Стилистическое использование обращений, вводных слов и вставных конструкций.
  3. Стилистическая оценка разных способов передачи чужой речи.
  4. Стилистическое использование различных типов сложного предложения. Устранение стилистических недочетов и речевых ошибок при употреблении сложных предложений.
  5. Стилистическая оценка параллельных синтаксических конструкций. Устранение речевых ошибок с помощью параллельных синтаксических конструкций.

Литература:

  1. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М., 1999. – С. 394-433.
  2. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. – М., 2002. – С. 326-331.
  3. Грамматическая стилистика современного русского языка. – М., 1989. – С. 108-196.
  4. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М., 1993. – С. 154-156.
  5. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1987. – С. 321-368.
  6. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 1997. –С. 310-326.
  7. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – М., 2001. – С. 299-354.
  8. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – М., 1996. – С. 156-170.
  9. Русский язык и культура речи / Под ред. В.Д. Черняк. – М., 2002. – С. 296-315.

Практическая часть:

  1. Исправьте ошибки в предложениях с однородными членами; укажите характер ошибок:

1) Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, но и внедрения их в практику.

2) В городе построены не только новые школы, больницы, а также драматический театр и другие культурно-просветительные учреждения.

3) Была выделена специальная комиссия, которой было поручено координировать и руководить всеми работами.

4) В качестве материала для романа «Война и мир» Л.Н. Толстой использовал семейные архивы, мемуары, литературные источники и разные другие официальные документы.

  1. Проанализируйте следующие примеры из сочинений; исправьте ошибки в построении деепричастных оборотов:

1) Приезжая в Петербург, Хлебников стал вести тяжелую, полуголодную жизнь.

2) Евгений Базаров, приезжая погостить к Аркадию Кирсанову, натыкается там на дядю Аркадия…

3) Прочитав повесть Быкова, меня в первую очередь поразил сам сюжет.

4) Провожая сына на войну, по его щеке медленно катится слеза.

5) Будучи совсем молоденькой девушкой, к Татьяне пришла пора любви.

6) Читая пьесу, Лариса мне очень понравилась.

  1. Проанализируйте приведенные ниже фразы из газет и сочинений; выявите ошибки в их построении. Объясните суть каждой ошибки. Предложите правильный вариант:

1) Все говорят о том, что Коробочка олицетворяет собой копилку, она складывает и складывает, подгребая под себя деньги, видя во всем только выгодную наживу, вкладывая все свои действия, силы и цели на получение прибыли.

2) Сразу по приезду Чичикова в Уездный город, мы начинаем замечать странные действия с его стороны, направленные на куплю крепостных душ, и не просто душ, а уже умерших-«мертвых душ».

3) По продолжению всей поэмы, Чичиков разъезжает по усадьбам, губерниям, деревням и встречается, знакомится с разными людьми, отличающихся между собой чинами, родовыми сословиями, имущественным достатком.

4) Детство и юность Евгении Павловны прошло в Башкирии.

5) Русские поэты 19-20 вв. знали и использовали не только народную символику, но и обогащали образную систему стихотворной речи христианской и заимствованной из классической литературы античной символикой.

6) Печорин разочаровался и соскучился на Кавказе, а также на отдыхе.

7) Чтобы получить с должников необходимые в сущности для снабжения теплом их же самих средства, жилищное агентство проводит постоянную работу по взысканию задолженностей через суд.

8) Читая поэму, осознается простая истина, сколько бы человек ни накопил за свою жизнь, важнее всего не растратить те чистые помыслы и благие намерения, ради которых мы стремились, достигая цели.

9) Листая сегодня поэму «Мертвые души», возникают некоторые соображения, а не является ли это произведение актуальным в наше время, не видим ли мы в себе чуточку Чичикова, Собакевича или Манилова, а может быть в нас где-то скрылся Плюшкин.

10) Это чревато изоляцией страны, которую желает и подразумевает данная политическая группа.

11) На производственном совещании обсуждались вопросы дальнейшего улучшения качества выпускаемой фабрикой продукции и нет ли возможности снизить себестоимость.

12) Некоторые из выступавших в прениях высказали предположение, что не хотел ли докладчик умалить значение своего собственного предложения.

13) Группа рабочих осматривает станок, приготовленный к отправке заказчику, который ими смонтирован из сэкономленных материалов.

14) На некоторых стройках принят в эксплуатацию ряд зданий без подъездных путей, ведущих к этим зданиям и которые позволяли бы машинам подъезжать к ним от ближайшей магистрали.

15) Повесть о школе, в центре которой стоит образ воспитателя-учителя.


Практическое занятие № 9.

Глагол – часть речи, которая включает слова, обозначающие действие или состояние предмета. Глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать?, обладает формами времени (настоящее, прошедшее и будущее), лица (1-е, 2-е, 3-е лицо в форме настоящего или будущего времени), рода (в ед. числе прош. времени), наклонения (изъявительное, сослагательное, повелительное), категориями залога, переходности/непереходности, вида. В предложении является сказуемым.

Особые трудности возникают при образовании и употреблении некоторых глагольных форм. Как правило, в устной и письменной речи может происходить смешение видовых или временных форм глагола, неправильное образование личных форм и форм повелительного наклонения, неточное использование возвратных форм глагола, а также нарушение правил образования причастий и деепричастий.

Как известно, глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам, т.е. спрягаются. Например:

Однако существует небольшая группа глаголов, которые не могут образовывать некоторые личные формы. Например, глаголы победить, убедить, очутиться, чудить, ощутить и др. не образуют формы 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени: В случае необходимости употребления данных глаголов в форме 1 лица используются описательные обороты типа сумею победить, хочу убедить, могу очутиться, пытаюсь ощутить и т.п.

Среди некоторых личных глагольных форм встречаются варианты, отличающиеся своими стилистическими характеристиками. Например: выздоровеют (общелит.)- выздоровят (разг.), полощет (общелит.)- полоскает (разг.), машет (общелит.) -махает (разг.), сыплет (общелит.) - сыпет (прост.), щиплет (общелит.) - щипет (прост.) и т.д.Следует иметь в виду, что разговорные и просторечные варианты недопустимы в официальной речи и официальных ситуациях общения.

ЗАПОМНИТЕ: нормативными и общелитературными вариантами личных форм глагола являются следующие:

Выздоровеет

Кличет

Колышет

Кудахчет

Машет

Мурлычет

Мяукает

Опостылеет

Опротивеет

Плещет

Полощет

Ропщет

Рыщет

Сыплет

Стонет

Хнычет

Хлещет

Между некоторыми личными формами глаголов могут также наблюдаться и смысловые различия.



ЗАПОМНИТЕ:

Упр. 102. Образуйте от приведенных ниже глаголов формы 1 лица единственного числа настоящего времени; 3 лица единственного и множественного числа настоящего времени .

Образец: люблю – любит – любят.

Бегать, бежать, бриться, брызгать (окроплять), брызгать (разлетаться каплями), двигать, ехать, ездить, капать(падать каплями), капать (протекать), лежать, лезть, лазить, класть, махать, метать. мурлыкать, победить, печь, плескать, полоскать, роптать, рыскать, стонать, сыпать, течь, хотеть, щипать.

Упр. 103. Поставьте глаголы в нужной форме настоящего времени. Проверьте себя по словарям .

1. В знойный полдень только листья осин чуть (колыхаться). 2. Прибой (плескать) о берег ровно и монотонно. 3. Пламя свечи (колебаться) от ветра.. 4. У печки (мурлыкать) кот. 5. .Мороз слегка (щипать) щеки. 6. Где-то за стенкой (хныкать) ребенок 7. На реке бабы (полоскать) белье и поют. 8. Дождь яростно (хлестать) в ветровое стекло автомобиля. 9. Слышно, как в сарае (кудахтать) куры.

Возвратными называются глаголы , обозначающие действие, направленное на самого деятеля, обозначающие совместность действия и нек.др. и имеющие суффикс –ся– (учиться, обниматься, одеваться и т.д .). Возвратная и невозвратная формы глагола в некоторых случаях могут совпадать в смысловом содержании, но различаться стилистическими характеристиками. Например: кружить (общелит.) - кружиться (разг.), плевать (общелит.) - плеваться (разг.), плескать (общелит.) - плескаться (разг.), убирать (общелит.) - убираться (разг.) и т.д.



У глагола на -ся в неправильно составленном предложении может появиться двузначность, которая устраняется уточнением контекста.

Неправильный вариант: Сюда собираются дети, потерявшиеся на улице (сами приходят или их собирают?).

Исправленный вариант: Сюда приходят дети, потерявшиеся на улице или Сюда собирают детей, потерявшихся на улице .

Упр. 104. Проанализируйте употребление возвратных глаголов. Исправьте возникшую двусмысленность.

1. Машина за машиной подходили и нагружались овощами. 2. Деталь бросается в ванну. 3. Продолжались вестись капитальные исследования в области теории животноводства. 4. 250 га, которые занимались кукурузой, после глубокой вспашки обрабатывали дисковыми боронами. 5. Циклон грозился наводнением. 6. К встрече большой воды готовятся откачивающие средства. 7. Небо охватывается заревом, и становится жутко.

При образовании видовой пары (пары совершенного или несовершенного вида) у некоторых глаголов в современном русском языке наблюдается чередование О-А в корне. Такие чередования могут быть присущими равноправным общелитературным и нормативным глагольным формам: приспосабливать - приспособлять . Однако в большинстве подобных случаев варианты глагольных форм различаются своими стилистическими характеристиками: один вариант является общелитературным, а второй вариант имеет разговорный характер. Ср.: уполномочивать (общелит.) -уполномачивать (разг.), сосредоточивать (общелит.) -сосредотачивать (разг.).

ЗАПОМНИТЕ: нормативными являются следующие глагольные формы несовершенного вида:

обезбОливать

обоснОвывать

обуслОвливать

опорОчивать

подытОживать

приурОчивать

просрОчивать

рассредотОчивать

узакОнивать

уполномОчивать

застрАивать

затрАгивать

освАивать

оспАривать

удвАивать

удостАивать

усвАивать

успокАивать

При образовании форм прошедшего времени от некоторых глаголов, имеющих суффикс –ну-, в русском языке также наблюдается существование вариантов. При этом один вариант может быть общелитературным и современным, а второй – разговорным или устарелым: расторг (общелит.) -расторгнул (разг.), погас (совр.) -погаснул (устар.).В настоящее время наблюдается тенденция к утрате суффикса –ну– во многих глагольных формах прошедшего времени. В связи с чем предпочтительными в официальных ситуациях общения являются формы: сохнуть -сох, вянуть – вял. отвергнуть – отверг, прибегнуть – прибег, промокнуть – промок, исчезнуть – исчез и т.д.

ЗАПОМНИТЕ : нормативными литературными вариантами являются следующие глаголы в форме повелительного наклонения:

Взгляни

Выйди

Выставь

Выправь

Высунь

Высыпь

Закупорь

Не кради

Не корчь

Упр. 105. Раскройте скобки, выбрав одну из форм. Мотивируйте выбор глагольной формы.

1. Развитие науки (обусловливает - обуславливает) технический прогресс. 2. Нельзя без оснований обвинять кого бы то ни было, нельзя (опорочивать – опорачивать) чужую репутацию. 3. В конце занятий преподаватель обычно (подытоживает – подытаживает) все сказанное. 4. Обычно мы старались (приурочить - приурачивать) свой отпуск к началу лета. 5. При подготовке к занятиям необходимо (сосредоточивать – сосредотачивать) внимание на главном. 6. За применение новых методов работы коллектив предприятия не раз (удостоивался - удостаивался) высоких наград. 7. Принимавшиеся в условиях чрезвычайной обстановки меры впоследствии (узаконивались - узаканивались). 8. Отдельные помощники депутата (уполномочивались - уполномачивались) действовать от его имени. 9. В конце заседания мы (условливались - уславливались) о месте и времени следующей встречи.

Упр. 106. Определите пример, в котором допущена ошибка в образовании формы глагола или причастия. Исправьте ошибку и запишите пример правильно.

1) положить на стол; порванный мешок; солнце украшивает; собирается стирать; прожитый день 2) разделивать число; кладет на полку; недопустимая ошибка; управляемый процесс; вошедший человек 3) увядший цветок; движимый чувством; ветер сламывал колосья; незаменимый специалист; прерванный разговор 4) помогший ребятам; цветок завял; расклади книги; приобретший книгу; пренебрегший опасностью 5) везший груз; положить на полку; поле убрато; кладет в карман; ползший по земле 6) несший сумку; растение засохло; приобревший права; лягте на кровать; управляемый процесс 7) гонимый ветром; растертый сахар; всесокрушающая правда; осведомленный человек; положить вещи.

Упр. 107. Образуйте от приведенных ниже глаголов формы 1 лица единственного числа настоящего времени; 3 лица единственного и множественного числа настоящего времени; повелительного наклонения.

Образец : люблю – любит – любят - люби.

Бегать, бежать, бриться, ехать, ездить, класть, лезть, махать, метать, мурлыкать, ощутить, победить, печь, плескать, роптать, стонать, сыпать, течь, хотеть, убедить, щипать.

Упр. 108. Выпишите правильные формы.

Ложи, клади, наклади, положь, поклади, накладывай, положи, выложь, выклади,выложи.

В русском языке от глагола образуются формы, которые характеризуются особыми признаками – причастие и деепричастие . Образование причастий и деепричастий и употребление их в речи характеризуется некоторыми особенностями.

Причастие – особая форма глагола, которая, наряду с глагольными признаками (вид, время), имеет признаки прилагательного (род, число, падеж). Причастие, как и прилагательное, отвечает на вопрос какой? и согласуется с существительным, напр. дремлющая река, вымытые окна, строящийся дом.

Некоторые причастия в современном русском языке имеют вариантные формы, которые различаются своими стилистическими характеристиками. Один вариант имеет стилистические характеристики разговорности или устарелости, а другой соответствует нормам современного литературного употребления. Например: приплетший (общелит.) -приплёвший (устар.), забредший (общелит.) - забрёвший (устар.), спелёнатый (общелит.) -спелёнанный или спелёнутый (разг.). Следует иметь в виду, что разговорные и устарелые варианты недопустимы в официальной речи и официальных ситуациях общения.

ЗАПОМНИТЕ : нормативными вариантами являются следующие формы причастий:

Вышибленный

Забредший

Заклеймённый

Изрешёченный

Обгрызенный

Обезопасенный

Пронзённый

Спелёнатый

Бесприставочные глаголы с суффиксом -ну- сохраняют его в причастиях (например, глохнуть -глохнувший, мокнуть - мокнувший) , а приставочные, как правило, теряют суффикс –ну- (оглохнуть -оглохший, промокнуть - промокший). Нарушение данного правило ведет к возникновению слов, которые не соответствуют морфологическим нормам современного русского языка и не допустимы в речи образованных людей.

Упр. 109. Прочитайте приведенные ниже причастия. Какая из предложенных форм, на ваш взгляд, является разговорной (устарелой), а какая литературной? Проверьте себя по словарям.

Забредший – забревший, приобретший – приобревший, приплетший – приплевший, вышибленный – вышибенный, заклейменный – заклеймленный, изрешеченный – изрешетенный, обезопасенный – обезопашенный, обгрызенный – обгрызанный, пронзенный – пронженный, спеленатый – спеленанный.

Деепричастие – глагольная форма, имеющая наряду с глагольными признаками (вид) признаки наречия (деепричастие не изменяется и в предложении служит обстоятельством, поясняя глагол). Отвечает на вопросы как? когда? почему ? и др. Напр.: Трезор бежал впереди, помахивая хвостом; Мы двинулись в путь, отдохнув и покормив лошадей.

Деепричастия на -в и -вши образуют синонимические пары: взяв – взявши, встретив – встретивши . Формам на -вши присущ разговорный или просторечный характер, иногда они имеют оттенок устарелости. Ср.: Давши слово, крепись (посл.). Снявши голову, по волосам не плачут (посл.).

ЗАПОМНИТЕ: при употреблении в речи видо-временные формы причастий и деепричастий должны соотноситься со смыслом всего предложения.

Неправильный вариант: Политики, еще вчера имеющие большое влияние, сегодня почти забыты (причастие имеющие употреблено в форме настоящего времени, в то время как значение причастного оборота соотносится с действием, происходившим в прошлом).

Исправленный вариант: Политики, еще вчера имевшие большое влияние, сегодня почти забыты (причастие имевшие употреблено в форме прошедшего времени)

Неправильный вариант: Испытывая прибор, мы получили неожиданные результаты (деепричастие испытывая имеет несовершенный вид).

Исправленный вариант: Испытав прибор, мы получили неожиданные результаты (деепричастие испытав имеет совершенный вид).

Упр. 110. Исправьте ошибки в образовании и употреблении причастий.

1. Вспоминаю выступление фронтовой концертной бригады, состоящей из артистов Мурманского драмтеатра. 2. Специалисты дружно отметили достижения в этом прежде отстающем виде спорта. 3. Положив руку на сердце, должен признать, что я в этом не уверен. 4. Средства, отправляющиеся из центра, поступают в банки нашего города с большим опозданием. 5. Наплакавшись, мы долго лежали на берегу. 6. Люди, приобретшие эту книгу, не будут разочарованы. 7. Так мы и вернулись, ничего не купивши. 8. Тишину нарушали временами сорвавшиеся с высоты сосен комья снега. 9. В соревнованиях по шахматам молодой спортсмен, встречаясь с гроссмейстером, одержал блестящую победу. 10. Отдельные предприятия, в прошлом пользующиеся большой популярностью, в настоящее время ухудшили работу.

Упр. 111. Исправьте морфологические ошибки.

1. Сейчас мама в отпуску, у неё много время. 2. Мы купили пару носок. 3. Мягкая шампунь. 4. Краски, благодаря солнцу, выглядят еще более отчетливее, ярче. 5. Работа на участке была тяжелая и грязна. 6. Ольга более приветливее, чем её сестра. 7. Каждый говорил свою точку зрения. 8. Ученые двигают науку вперед. 9. Пока бак стиральной машины сохнул после окраски. 10. Сегодня жарко, солнце пекет. 11. Бойцы, сражающие на улицах города, держались до последнего. 12. Мы увидели гнездо чайки, разорившее хищником. 13. Проведя обратную операцию, собака стала сама собой. 14. У его нет домашнего задания. 15. У графини в спальне, в верхнем ящике комода, лежит девять семейных альбомов своих родственников.

Образование и использование в речи глагола и глагольных форм должно быть нормативным, в случае же нарушения норм возникают грубые грамматические ошибки. Глагол представляет собой довольно сложную с точки зрения формоупотреблениюя часть речи. Ошибки при использовании глагола и его форм связаны с:

· неправильным образованием;

· незнанием стилистических различий отдельных глагольных форм;

· несоблюдением чередований в основе глагола;

· ненормативным образованием форм повелительного наклонения;

· неверным образованием видовых пар глаголов.

Среди русских глаголов есть группа слов, называемых недостаточными глаголами. Обычно эти глаголы лишены формы 1 (иногда 2) лица единственного числа настоящего и будущего времени. Так, в нельзя в языке (если это не делается с особой стилистической целью) сказать: я телюсь или отпочковываюсь, теку или ржавею , так как эти действия обозначают процессы, происходящие в неживой природе или в животном и растительном мире, к ним также относятся действия, связанные с особенностями функционирования человеческого организма (рассосаться, слипнуться) и отвлеченными значениями (гласить, заключаться).

Отсутствуют в системе языка и формы 1 лица от глаголов победить, убедить, очутиться, ощутить, чудить, дерзить, дудеть, гудеть, обессмертить, ерундить, шкодить, так как, образуемые теоретически, эти формы не очень приятны для слуха. Если необходимо употребить их в речи, следует использовать описательную форму: смогу убедить, хочу очутиться и т. д.

Другая группа слов образует так называемые изобилующие глаголы: полоскать, кудахтать, мурлыкать, капать, двигать, плескать, рыскать, колыхаться, брызгать – которые предполагают две формы настоящего времени: напр., кудахчут и кудахтают . Следует отметить разговорный характер второй формы. А в других же глаголах дублетные формы выражают смысловую дифференциацию: так, брызгать (брызгает) – «спрыскивать, окроплять», а брызгать (брызжет) – «разлетаться каплями, разбрасывать капли».

Несоблюдение чередований в основе глагола связано с влиянием просторечия: нельзя сказать жгет, берегет, стерегет – следует жжет, бережет, стережет.Использование форм типа обусловливать – обуславливать, подытоживать – подытаживать, сосредоточивать – сосредотачивать с чередованием гласной в корне относится к диспозитивной норме употребления, но формы с – О являются достоянием книжной речи. По этой причине верной следует признать фразы: Развитие науки обусловливает технический прогресс. В конце занятия следует подытоживать все сказанное. Из форм прошедшего времени типа сох – сохнул, мок – мокнул предпочтение отдается более короткой. Не следует употреблять в речи просторечные формы: бегим, хочим, (следует – бежим, хотим) так эти глаголы имеют особую систему спряжения, называютсяразноспрягаемыми.

Трудности возникают при образовании форм повелительного наклонения от глаголов ехать, поехать. Формы ехаай(те) и едь(те ) имеют просторечный оттенок и не должны употребляться в литературном языке. В качестве замены следует использовать форму - поезжай(те), хотя самого глагола поезжать в системе языка уже нет.

Речевые ошибки при образовании видовых пар глагола возникают при замене разнокорневых видовых пар однокорневыми (класть – накласть, ложить - положить ) и при образовании несуществующего в системе языка глагола (делить – разделивать ). Норма предполагает использование пары класть и положить, делить и разделить, прокладывать и проложить.

Нужно быть осторожнее и с двувидовыми глаголами типа ранить, казнить, велеть, женить . В их использовании ошибка понимания влечет за собой ошибку говорения и письма, когда носителем языка двувидовой глагол ощущается как одновидовой: он поженился на ней.

Видовой разнобой (или временной разнобой) может возникнуть при немотивированном употреблении в одном предложении глаголов как несовершенного, так и совершенного вида: Как только попадаешь в лес, сразу увидишь золотой убор осени. (Следует: как только попадешь… ) Подобная ошибка случается также с неправильным употреблением причастия на -щий со значением будущего времени от глаголов совершенного вида: В книге описываются события, имеющие место в 15 веке (Следует: имевшие место в15 веке ) Ошибки назалоговый разнобой могут быть связаны с неправильным выбором залога глагола, в том числе залога причастия: Игрушки, выпускающиеся фабрикой Загогрска, известны во всем мире. Или: Несмолкаемые аплодисменты. (Следует: выпускаемые… несмолкающие. )

При образовании причастий нужно помнить, что причастия, образованные от бесприставочных глаголов с суффиксом –ну-, обычно сохраняют его (мокнуть - мокнувший, липнуть –липнувший,глохнуть- глохнувший), а образованные от приставочных глаголов, как правило, употребляются без него (промокнуть промокший, прилипнуть – прилипший, оглохнуть – оглохший.) В отдельных случаях образуются формы с суффиксом (завязнувший, исчезнувший) или параллельные формы – с суффиксом и без суффикса (завянувший – завядший, зачахнувший – зачахший, иссякнувший – иссякший и др. )

Речевая ошибка может возникнуть при злоупотреблении одинаковыми формами глагола (в частности, формами причастия, деепричастия, инфинитива.): Нельзя зимой допускать оставлять воду замерзать в трубах . (Следует: Воду нельзя зимой оставлять в трубах, так как она может замерзнуть). Птицы, прилетающие с юга и занимающие пустующие гнезда, высиживают птенцов. (Следует: Птицы, которые прилетают с юга и занимают пустующие гнезда…)

Достаточно частотны в речи ошибки, связанные с употреблением глаголов и глагольных форм на – ся Глаголы на - ся нельзя употреблять, если у них совпадают два значения – страдательное и возвратное: Огурцы моются под струей холодной воды. Горожане, гуляющиеся по бульвару . (Следует: Огурцы моют под струей холодной воды. Горожане гуляющие по бульвару.) Однако если речь идет об автоматическом действии, форма на –ся не заменяется личным глаголом: Дверь открывается автоматически. Форму на –ся предпочитают в научных текстах,когда важно акцентировать внимание не на субъекте, а на объекте действия: В докладе рассматриваются следующие вопросы.

При употреблении деепричастий нужно помнить, что они образуются от переходных и непереходных глаголов совершенного и несовершенного вида, от глаголов каждого из трех залогов: действительного, страдательного и среднего: гулять – гуляя, остановиться – остановившись, обсуждаться – обсуждаясь . Однако от ряда глаголов несовершенного вида деепричастия не образуются: печь, спать, беречь, колоть и др . Нельзя образовать деепричастия от большинства глаголов с суффиксом –ну-: киснуть, пахнуть, вянуть, глянуть , также от части глаголов 1спряжения, образующих основу неопределенной формы при помощи суффикса –а, а основу настоящего (или будущего простого) без этого суффикса: вязать – вяжу, пахать – пашу, плясать – пляшу. Деепричастие с суффиксом –учи, -ючи кроме будучи употребляются как правило в народно-поэтической речи: глядючи, играючи, думаючи

Деепричастия совершенного вида с основой на гласный могут употребляться в двух формах - с суффиксами –в и -вши: написав – написавши, закрыв – закрывши, нагнув – нагнувши . В современном литературном языке употребляются формы с суффиксом-в. Формам на –вши присущ архаичный, разговорный или просторечный характер: Он сидел закрывши глаза. (Следует: Он сидел, закрыв глаза.) Возможны варианты замерев – замерши, затерев –затёрши, стерев – стёрши (вторая форма в каждой паре имеет разговорный характер). При этом следует произносить только выведя ( не выведши ), выметя (не выметши), обретя (не обретши), отвезя (не отвезши), ошибясь (не ошибившись), пронеся (не пронесши) и т.д.

В парах положив – положа (положа руку на сердце), разинув – разиня (слушать разиня рот), скрепив – скрепя (согласиться скрепя сердце), сломив – сломя (броситься сломя голову), спустив – спустя (работать спустя рукава) и т.п. вторые формы устарели и сохраняются лишь в фразеологических выражениях. Устарелый оттенок наблюдается также в формах вспомня, встретя, наскуча, обнаружа, обратя, оставя, простя, разлюбя, расставя, увидя, услыша, ухватя и др.

Неупотребительны в современном языке формы бежа, жгя, ища, нося, пиша, коля, пляша, ходя, хохоча,чеша и др.

План

1. Нормы употребления числительного (краткие сведения о числительном, причины возникновения вариантов форм, условия их выбора, принятые нормы).

2. Нормы употребления глагола (краткие сведения о глаголе, причины возникновения вариантов форм, условия их выбора, принятые нормы).

1. Как известно, числительное относится к изменяемым частям речи. Поэтому колебания форм, т.е.слабая норма, свойственная существительным, прилагательным и местоимениям, наблюдается и при употреблениичислительных. принято следующее определение.

Числительные – это разряд слов, который называет число, количество предметов, а также их порядковый номер.

Напомним, что по значению числительные делятся на 3 разряда: числительныеколичественные, собирательные ипорядковые . Последние (порядковые) отличаются от всех слов данной части речи тем, что обладают всеми признаками прилагательного. Следовательно, остается спорным вопрос об их принадлежности к той или иной части речи.

Нужно признать, что возникновение вариантов и, как следствие, нарушение норм связывается, прежде всего, со смешением значений количественных исобирательных числительных. Первые называют количество (число) отдельных предметов, вторые обозначают количество как совокупность. Неправильное употребление числительных может привести к двусмысленности, особенно когда речь идет о лицах мужского пола.

Сравните: Ко мне приходили три студента (может быть, один за другим).

Ко мне приходило трое студентов (все вместе).

Правда, эти семантические нюансы иногда выражены весьма нечетко, поэтому смешение их значений не считается грубым отклонением от нормы, особенно если в качестве сказуемого употребляется глагол совершенного вида, указывающий на результативность действия.

Сравните: Организация направила в институт трех специалистов .

Организация направила в институт троих специалистов .

Наряду с семантической характеристикой отличительной особенностью количественных числительных является способ графического обозначения. Известно, что они могут обозначаться как словами, так и цифрами. Выбор зависит от стиля речи. Внаучном стиле –цифры, вхудожественном – предпочтительнее словесное обозначение,за исключением выражения времени. Вофициально-деловом и публицистическом стилях допустимы два варианта.

Из этого следует, что выбор того или иного обозначения определяется особенностью избранного жанра. Но именно эта особенность приводит зачастую к нарушению нормы, поскольку при произношении цифрового обозначения количества смешиваются формы косвенных падежей. Надо заметить, что в большей степени это относится к сложным и составным количественным числительным.

Назовем наиболее частые случаи ошибочного использования форм числительных.

1. При склонении сложных и составных числительных говорящие нередко изменяют не все части, а только последнюю:На факультете учится больше семьсот студентов. Правильная форма –семисот. Почему, собственно, вторая форма считается нормой, а не первая? Ответом на этот вопрос может служить точка зрения академика В.В. Виноградова,который исследовал морфологические изменения числительных и подчеркивал, что в современном русском языке «…подчиняясь математическому мышлению, числительные унифицируют свои формы…».Другими словами, изменение обеих частей,выравнивание основы ученый связывает с действием закона аналогии, поэтому в паресемьсот и семисот вторая признается нормой.

Такая же картина наблюдается при изменении числительных, оканчивающихся на -десят: 50, 60, 70, 80, где склоняются обе части, при этом падежные формы уподобляются. Таким образом, различаются только три формы, а именно:

Степень унификации форм возрастает у числительных 40, 90, 100, у них различаются только две формы, используемые в разных падежах:

Кстати сказать, для этих числительных еще в XVIII веке была актуальна парадигма склонения по типу слов мужского рода на твердый согласный: стол . Как видите, от этого типа склонения остались единичные формы. Ставшая архаизмом формасороков встречается только в сочетаниисорок сороков для обозначения большого множества предметов.

Числительные 200, 300, 400, 500 присклонении имеют более полную парадигму:

Числительные тысяча, миллион, миллиард обладают категорией рода, числа и падежа и изменяются соответственно так же, как и существительные женского и мужского рода. Обычно склонение этих слов не вызывает нарушений, за исключением формы творительного падежа словатысяча .

Как сказать правильно: познакомиться с тысячей студентами или с тысячью студентами? Нормой является вторая форма, которая поддерживается аналогией с формой творительного падежа у другихчислительных (пятью, шестью ). Нов значении существительного варианттысячей остается предпочтительным. Мы говорим:С тысячей в кармане.

Помните о том, что в косвенных падежах все части составных числительных изменяются. Например,с семьюстами сорока пятью, о трехстах семидесяти девяти.

Необходимо также обратить внимание на числительные, входящие в составные наименования марок различных машин, приборов, аппаратов или мероприятий. В роли кодовых определителей выступаютколичественные числительные, которые все больше вытесняют в подобных конструкциях порядковые. По мнению В.В.Виноградова, этот процесс тоже связан с характером математического мышления. Он так и писал: «…древние синтетические формы числовых существительных и прилагательных подверглись вкатегории числительных… натиску отвлеченного математического мышления». Например, «Восход-2», «МИ-6», «Луна-1», « у ран-235», «АН-10», «Ту-134». При таком употреблении числительное лишилось своего специфического числового количественного значения: оно используется здесь для наименования некой серии предметов. Хотя в устной речи мы можем услышать вместочетыре четвертый, т.е. употребление формы порядкового числительного, которая являлась нормой еще в начале века, а сейчас допустима только в разговорной речи. В сообщениях же официального характера принято употреблять форму именительного падежа количественных числительных.

Надо сказать, что при образовании составных числительных лишь для выражения времени остается общей нормой употребление форм порядковых числительных, при этом первая часть (количественное числительное) не изменяется. Приведем примеры:

Молодой ученый родился в тысяча девятьсот восемьдесят пятом году . Формав тысячу была бы ошибочной.

Запуск спутника намечен к две тысячи пятому году. Формак двум тясячам пятому – грубое нарушение нормы.

Следует обратить внимание на образование сложных слов , в которых первым компонентом выступает числительное. В таких случаях числительные, кроме90 и100 , ставятся в форме родительного падежа:восьмисотлетие, двухтысячепятисотлетие , НО!девяностолетие .

Сложные слова с первой частью – числительным два в форме родительного падежа имеют некоторые особенности. Как сказать правильно:двух бортный костюм или дву бортный костюм? В данном случае оба варианта допустимы, и таких слов в русском языке немало. Однако в большей части книжной и специальной лексики, чаще всего среди терминов, закрепилась формадву-: двуокись, двукрылый, двугласный, двуслоговое, двусмысленность и пр. В словах обиходных – формадвух- :двухколесный, двухсуточный, двухмесячный, двухкомнатный и пр.

Конечно, в данном случае речь идет о предпочтительности употребления: такая дифференциация вариантов форм не имеет категорического характера.

Другое дело, что выбор нередко зависит от фонетико-орфоэпической особенности слова. Если слово начинается с гласной, то во избежание зияния, т.е. стечения гласных, употребляется элемент двух-: двухъярусный, двухъёмкостный. (Теперь орфографическое правило об употребленииъ знака на стыке основ не может вызывать недоумения: оно выглядит вполне логично.) Но и тут мы не избежим исключений – примером может служить словодву язычный.

В учебно-справочной литературе выделяется группа слов, входящая в состав количественных числительных: так называемые дробные числительные типа три пятых, одна целая и восемь десятых. По мнению многих авторитетных исследователей, их нельзя считать в полном смысле числительными, так как они представляют собой объединенные разными типами синтаксической связи сочетания слов, относящихся к разным частям речи. Но в учебных целях это правомерно.

Несколько замечаний о склонениидробных числительных. При образовании падежных форм изменяются обе части: три пятых, трех пятых, трем пятым и т.д. В случае если первую часть составного дробного числительного образует словоодна , то вторая должна сочетаться с ним в роде и падеже, например одной тысячной.

Также вызывает затруднение склонение дробного числительного полтора, которое различается по родам. Сравните:полтор а часа, полтор ы минуты.

Не менее важные правила сочетаемости количественных и собирательных числительных с другими частями речи будут рассмотрены при анализе синтаксических норм на уровне словосочетания и предложения (см. лекцию 8).

Выводы. Анализируя особенности норм употребления грамматических форм числительных, мы убедились в том, чтоколебания норм были вызваны главным образом тенденцией к стандартизации количественного выражения, резким возрастанием употребительности форм количественных числительных, что, по мнению исследователей, во многом определяется самой природой математического мышления.

2. В морфологическом аспекте одной из наиболее сложных в употреблении частей речи являетсяглагол. Дадим определение этой части речи.

К глаголам относятсяслова, которые обозначают действие, процесс, состояние и обладают категориями лица, времени, наклонения, вида, залога, а также категориями рода и числа.

Заметим, что только перечисление указанных категорий уже свидетельствует о многообразии форм, что создает определенные трудности при использовании этой части речи, и связывается это в первую очередь с категорией лица.

Известно, что категория лица глагола показывает, кто является производителем действия с точки зрения говорящего. Значение лица проявляется у глаголов в изъявительном наклонении в настоящем и будущем времени. Подавляющее большинство русских глаголов имеют 6 личных форм:читаю, читаешь, читает, читаем, читаете, читают.

Однако существуют глаголы, у которых этих форм больше либо меньше шести. Первые получили название изобилующих, вторые –недостаточных.

У изобилующих глаголов параллельные личные формы возникают под влиянием глаголов продуктивного класса (напомним, что действие закона аналогии свойственно языкам с сильной морфологией). Различаютсяпять продуктивных классов , или групп глаголов, имеющих одинаковое соотношение основ и инфинитива (на -ать/-ять, -еть, -ова/-ёва-, -нуть, -ить ). Например, по данным известного языковеда Л.К. Граудиной, продуктивные глаголы на -ать (считать-считаю) подчиняют себе около 40 глаголов непродуктивной группы с тем же инфинитивом, но имеющие изначально другие основы, а именно для них характерны формы с чередованием согласного основы.

Сравните:мах ать – машет – махает,

мет ать – мечет – метает,

двиг ать – движет – двигает,

хлест ать – хлещет – хлестает и пр.

В данных парах вторые формы по образованию появились позднее под влиянием живых грамматических процессов. Так возникли варианты. Стадия вариантности может быть весьма долговременной и затяжной. В частности, указанные выше пары считаются одним из самых крупных массивов вариантных форм, существующих на протяжении всей истории современного литературного языка начиная с XIX века.

В связи с этим необходимо отметить еще две тенденции. Первая связана со стойким сохранением у некоторых глаголов исконных форм: писать – пишет, искать – ищет, вязать – вяжет . Другая тенденция свидетельствует о том, что некоторые непродуктивные глаголы окончательно перешли в разряд продуктивных:глотать – глотает, икать – икает, черпать – черпает.

Между возникшими вариантами, как правило, существуют различия либо стилистические, либо смысловые. Форма машет – нейтральная,махает – разговорная. Такое же стилистическое различие сохраняют формы:рыщет – рыскает, полощет – полоскает, колышет – колыхает, мурлычет – мурлыкает и др. Но в парехлещет – хлестает – вторая просторечная, следовательно, не рекомендуется, а пер-вая – нейтральная, т.е. является нормой. А вот в паресвязывает – связует первая форма носит нейтральный характер, а вторая является книжной, устаревшей.

Существуют пары, которые стилистически равноправны: различие форм у них приобрело смысловой характер. Примером может служить пара двигает – движет: первая форма указывает на перемещение, а вторая имеет значение «побуждать к чему-либо». Также различается в смысловом отношении параметает – мечет .

Сравните:Рыба мечет икру.

НО! Спортсмен метает копье.

В современном языке можно наблюдать стремление к уподоблению форм между глаголами продуктивных классов. Так, формы глаголов на -еть нередко принимают формы глаголов на -ить . Например, затруднения в речи вызывает спряжение глаголов типа выздороветь, опостылеть, опротиветь , где по правилу должны образовываться формы с двойными гласными, неудобными в плане произношения – перед личными окончаниями следует прибавлять-е: выздоровею, опостылею, опротивею. У таких глаголов в устной разговорной речи предпочитаются формы, которые соответствуют классу глаголов на -ить: выздровлю, опротивлю, опостылю.

Примеры убеждают нас в том, что влияние продуктивных классов сказывается не только на появлении в речи допустимых вариантов личных форм у глаголов непродуктивных классов, но и на изменении самого класса глаголов: непродуктивные глаголы переходят в продуктивные. Например, некогда непродуктивный глагол страдать относится теперь к 1-му классу (страдают – норма,страждут – устаревшая форма, вышедшая из употребления).

Напомним, что к группе недостаточных глаголов относятся те, которые не образуют какие-либо спрягаемые формы. Вызвано это могло быть, с одной стороны, столкновением современной и исконной литературной нормы, а с другой – церковно-славянским происхождением глаголов. Например, еще в начале XX века обе формы:побежу – побежду (победить), прегражу – прегражду (преградить) считались нормативными, отмечалось лишь различие в происхождении: первая – русская, вторая – церковно-славянская. Но уже к середине XX века закрепилась в современном русском языке форма на- ж прегра ж у ,вознагра ж у. Среди глаголов, у которых форма1-го лица настоящего или будущего времени отвергнута или не принята в академической грамматике, можно выделить следующие группы:

1) глаголы, у которых наличие формы теоретически возможно, но она не благозвучна и труднопроизносима, поэтому в речи отсутствует, например у глаголов: победить, убедить, чудить, очутиться, ощутить, дерзить, пылесосить, затмить и пр. Вместоубежу илипобежу используются описательные формы типа: сумею победить, хочу убедить ;

2) глаголы со значением множества или с указанием на группу участников, такие, как галдеть, обступить и пр.;

3) глаголы, значение которых не может быть связано с говорящим лицом, типа: вскипеть, начаться, означать, осуществиться, удаться, хватать, течь и пр.;

4) глаголы, которые обозначают процессы, происходящие в природе: осыпаться, сквозить, меркнуть и пр.

Также можно выделить группу глаголов, которые употребляются только в 3-м лице. Это безличные глаголы типа:вечереть, казаться, повезти рассветать, темнеть, смеркаться, светать и др.

Отсутствуют формы 2 и 3-го лица ед. числа у глаголовсбежаться, толпиться.

Не имеют форм 1 и 2-го лица глаголыщениться, нестись, ржаветь.

Морфологические изменения коснулись и ряда глагольных форм прошедшего времени с суффиксом (- ну )л . Хотя в словарях 1998 года еще даются два варианта в качестве нормы для бесприставочных глаголов:гас – гаснул, мок – мокнул, сох – сохнул, в приставочных образованиях форма с-ну- утратила свои позиции:воздвиг, озяб, промерз, воскрес.

Стремление к экономии языковых средств часто решает судьбу вариантов. В настоящее время насчитывается более двухсот глаголов, у которых возможны вариантные формы в повелительном наклонении, типавыброси – выбрось . В разговорной практике предпочитаются усеченные варианты форм, т.е. нередко можно услышать формувыбрось.

Не образуются формы повелительного наклонения от глаголов мочь, хотеть, ехать, жаждать, видеть.

Не менее важно представлять себе и некоторые процессы возникновения вариантов при образовании форм инфинитива.

Процессы колебания форм наблюдаются среди инфинитивных форм глаголов на -ывать/-ивать, что связано с чередованием корневого гласногоо-а под ударением: сосредот о чивать – сосредот а чивать. Краткая история этих взаимоотношений такова. В XIX веке наметилась тенденция к замене -о нав глаголах несовершенного вида, которая к середине XX века оказалась настолько сильной, что охватила почти всю группу глаголов. В ряде случаев глаголы, у которых раньше употреблялось только-о, теперь употребляется только-а: образование от глаголатрогать – дотр о гиваться (XIX век, Л.Н.Толстой) согласно современной норме произносится –дотр а гиваться. Сейчас мы говорим:осп а ривать, од а лживать, приспос а бливать, удв а ивать, утр а ивать, зак а нчивать, хотя у А.С. Пушкина читаем «не осп о ривай глупца» .

Но свыше 20 глаголов, которые в начале XX века употреблялись только с - о, теперь колеблются в употреблении. В этих парах имеет место стилистическое различие. Варианты насвойственны разговорной речи, варианты наболее употребительны в письменной:заподозривать – заподазривать, обеспокоивать – обеспокаивать, опорочивать – опорачивать, подытоживать – подытаживать, удостои- вать – удостаивать, условливаться – уславливаться.

Действие закона речевой экономии (сокращения кода) повлекло за собой возникновение вариантов в форме инфинитивов: достигнуть – достичь, постигнуть – постичь, произнести – произнесть. Первые две пары в рамках литературного языка неконкурентны, хотя формамдостичь ипостичь в словарных статьях отводится первое место. Что касается третьей пары, формапроизнесть , несмотря на то, что она более экономная, пока носит просторечный характер и с точки зрения литературной нормы не рекомендуется.

Надо сказать, что русский глагол отличается не только большим количеством словоизменительных форм, но и многообразием словообразовательных элементов, которые участвуют в производстве новых слов. Однако не все элементы в равной степени используются при образовании глаголов.

Наглядным примером может служить пара: класть – положить. Следует заметить, что глаголкласть употребляется только без приставок, а корень-лож- ,напротив, образует множество приставочных глаголов:возложить, отложить, доложить, разложить. Употребление глаголаложить противоречит норме, считается грубой ошибкой.

Образование вариантов не обошло стороной в большей или меньшей степени и глагольные формы: деепричастия и причастия. По мнению Л.К. Граудиной, доля их по сравнению со спрягаемыми формами глагола невелика. Так, у 378 деепричастий замечены колебания форм, а среди причастий лишь 21имеет варианты.

Варианты деепричастий можно разделить надве группы.

Варианты первой группы – это деепричастия совершенного вида типаувидев – увидя , которые являются наиболее частотными. В этом случае возникновение вариантов объясняется смешением временных значений, т.е. суффиксы -а-, -я-, использованные при образовании деепричастий несовершенного вида настоящего времени, стали употребляться со значением прошедшего времени. Вариантность этих форм была замечена еще в XIX веке (у А.С. Пушкина читаем: «... Гирей сидел, потупя взор »). В настоящее время варианты насчитаются нормативными 1) у деепричастий с возвратной частицей -ся: не спрос я сь, встрет я сь, 2) у деепричастий, образованных от глаголов с инфинитивом на -ти: перевед я , принес я , атакже в фразеологических оборотах:слом я голову, спуст я рукава.

В академической грамматике потенциальная возможность существования форм деепричастий типа замет я признается, но предпочтительнее считается использование форм с суффиксом -в- для деепричастий совершенного вида, т.е. в нашем случае – формазамети в .

Возникновение второй группы вариантов связывается с действием закона экономии языковых средств. Так, архаически звучащие и более длинные формы с суффиксом -вши-: узна вши – сменяются формой с суффиксом -в-: узна в .

В настоящее время использование деепричастий с суффиксом - вши- носит экспрессивный характер, указывает на разговорно-просторечную окраску слов.употребление суффикса -вши является нормой только у деепричастий от глаголов на -ся :встрети вши сь . Но в целом можно заметить, что направление эволюции нормы среди параллельных форм деепричастий проявляется вполне определенно.

Кроме того, хотелось бы обратить внимание на то, что формы деепричастий несовершенного вида от ряда глаголов вообще не употребляются согласно действующей норме. Среди них: бежать, беречь, писать, петь, мять, лезть спать, хотеть, мочь, чистить, мокнуть, мерзнуть и др.

В свою очередь, варианты причастий по сравнению с деепричастиями малоупотребительны. Тем не менее они тоже существуют. Примером является парапромерзший ипромерзнувший. Различия между ними носят стилистический характер. Первая форма разговорная, вторая является книжной.

Таково общее, на наш взгляд, направление эволюции грамматических форм глагола. Что же касается точного соотношения употребительности традиционных форм и форм, существование которых связано с фактами живой речи, то здесь далеко не всегда строгая категоричность будет уместна, поскольку границы нормативности недостаточно сильны и нередко речь может идти только о предпочтительности.

Предложенный анализ позволил выявить особенности норм употребления форм числительного и глагола, определить причины возникновения вариантов и факторы, влияющие на их выбор.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы особенности употребления форм количественных числительных?

2. Какие стилистические ограничения свойственны собирательным числительным?

3. Что такое изобилующие и недостаточные глаголы?

4. В каких формах глагола наблюдаются колебания норм?

5. Каковы особенности образования и употребления форм причастий и деепричастий?