Образовательная программа «Основы риторики в детском саду. Упражнения для навыков общения. Упражнения по технике речи

Тренинг «Детская риторика» для родителей. Установочное занятие-инструктаж. 3 ч — 30 т. р.

Каждодневность малых усилий

Детская риторика, на мой взгляд — то, с чего должно начинаться обучение ребенка в принципе. Ломоносов считал риторику основой всех наук, и был прав. От умения грамотно и ловко формулировать мысли зависят: успеваемость в школе и в дальнейшем в вузе, общение со сверстниками, построение карьеры. Высокий доход — почти всегда следствие искусства убеждать. Иван Павлов считал, что без речи нет мышления. И в самом деле, грамотно построенные фразы свидетельствуют об умении логически мыслить. Занятия детско риторикой закладывают основу дальнейшей успешной жизни ребенка.

Я полагаю, что каждодневные тренинги по 10 минут — намного эффективнее, чем занятия риторикой с репетитором 1-2 раза в неделю по 2 часа. Регулярность, каждодневность — вот что дает наиболее высокий результат. Можно не ходить в спортзал 2 раза в неделю, но держать тело в отличной форме за счет ежедневной зарядки, контрастного душа, постоянных массажей, растираний и вечерней пятиминутной гимнастики на укрепление костей, мышц и сухожилий.

Каждодневность малых усилий — вот великий секрет! На занятиях детской риторикой вы, Родитель, освоите комплекс безотказно действующих игровых упражнений на развитие речевых навыков малыша. Некоторые эффективно занимаются с 4 лет, и уже за месяц достигают ощутимых результатов.

Несколько упражнений для трудолюбивых и любящих Родителей

1. Детская риторика «Чтение — повтор».

Возьмите интересную книгу, соответствующую возрасту ребенка. Читайте вслух фразу. Задача ребенка — дословно повторить. Лучше всего для этого практикума по риторике годятся сказки Пушкина, но можно и прозу. Она сложнее. Все зависит от исходного уровня ребенка. Сначала надо брать более короткие фрагменты, не все предложение, а часть. Постепенно ребенок справится и с длинными предложениями. Развивается оперативная память, столь необходимая для риторики. Расширяется словарный запас. Упражнение требует упорства, усидчивости Родителя, а также юмора и позитива. Убить желание играть с вами можно суровым словом, строгим взглядом.

2. Детская риторика «Определи слово».

Давайте для определения ребенку слова. Пусть малыш объяснит, что такое часы, стол, небо, глаз, рисунок, муравей.

Вы сами должны понимать, что вначале надо отнести слово к более общему классу предметов. Так, муравей — это насекомое, которое… Ромашка — цветок, у которого… Глаз — орган… и так далее. Потом следует назвать внешние отличительные признаки и функцию или строение. Так, муравей, это насекомое, имеющее 6 ножек, очень трудолюбивое, которое строит муравейники и живет в лесу. Этого уже будет достаточно. Замечательно, если ребенок даст определение ромашке вроде такого: ромашка — это цветок, имеющий желтую серединку и белые лепестки. Бывает дикой и декоративной. Обладает лечебными свойствами. Поверьте, многие дети в состоянии сказать еще и покруче! Научите их этому. Для начала сами попробуйте дать определение кита.

3. Детская риторика «придумай рифму к слову».

Лебедь — мне ведь
Озеро — заморозило и т. д

Таких упражнений десятки, и важна форма их подаче, именно ради этого стоит воспользоваться тренингом «Детская риторика», чтобы самому стать тренером для своего ребенка. Наталья Грэйс

Говорить красиво и грамотно не так сложно. Нужно создать условия и атмосферу, ведь многое в этом деле зависит и от нас, взрослых.

Поиграем?

В игре прекрасно отрабатываются навыки красноречия. Вариантов множество. Например, «Объясни» : выбирается лексема, которой надо дать подробное определение (что такое «одуванчик»?).

: надо узнать предмет по словесному описанию («он мягкий, тёплый, защищает от холода и укутывает шею» - шарф).

«Рифмы» : подбор рифм (кочка - бочка, маска - каска).

«Найди отличия» : смысл в том, чтобы найти, чем одна вещь отличается от другой (например, сравнить апельсин и мяч).

Подойдёт и всем известное с детства развлечение «Город, растение, животное» .

По дороге из садика или школы разучивайте скороговорки и чистоговорки, выбирайте самые забавные, чтобы привлечь внимание ребёнка:

Говорил попугай попугаю:

«Я тебя, попугай, попугаю».

Отвечает ему попугай:

«попугай, попугай, попугай».

Причём при повторении учитывается не скорость, а правильность и чёткость воспроизведения. Такие упражнения делают артисты, ведущие. Если есть какие-то проблемы с выговариванием определённого звука, можно составить подборку с упором именно на него.

Мы читали и внимали

Пускай выразительное чтение вслух по вечерам станет вашей традицией. Маленькие дети (да и те, кто постарше) очень любят слушать истории в родительском исполнении. Пусть будут с максимальным количеством диалогов-примеров разговорной речи. Незнакомое малышам можно снабжать ремарками, а школьникам предложить обратиться к словарю. Кому-то придутся по душе аудиокниги, к их выбору подходите требовательно: прослушайте сами перед тем, как демонстрировать. Если манера чтеца вас не устраивает, ищите что-то другое.

Культпоходы

Замечательно, если вы можете ходить с ребёнком на спектакли и постановки. Представление - это целый мир. Любопытно наблюдать за героями действия, запоминать смешные или просто ёмкие фразы, начинать понимать, сколько возможностей существует у человеческого голоса для выражения эмоций: слово, сказанное с разной интонацией, несёт и различную смысловую нагрузку. Кроме того, хорошая пьеса - это прежде всего отличный текст, произнесённый профессиональными актёрами. - это как раз случай совмещения пользы, удовольствия и свежих впечатлений. Небольшие сценки можно ставить на семейных праздниках. Выступление в кругу близких людей поможет преодолеть стеснение, скованность, отточить умение декламировать.

Лепим, рисуем, поём

Развитие мелкой моторики способствует совершенствованию речи, поскольку в головном мозге эти два центра находятся рядом. Рисование карандашами, мелками, красками, лепка из пластилина, глины, конструирование, сбор мозаики - все эти занятия положительно влияют на качество и содержание того, что говорят наши дети. Уроки вокала будут полезны для правильного дыхания и необходимой артикуляции (особенно если есть такие трудности, как прерывистость и быстрота говорения).


Общение

Обратите внимание на то, как вы разговариваете сами. В первую очередь, юное поколение берёт пример с родителей. Не употребляйте так называемые слова-паразиты («как бы», «это самое», «типа» и т.д.), произносите всё чисто и внятно. Расспрашивайте о том, как у сына или дочери прошёл день, что случилось интересного. Выслушивайте, не перебивая, даже если вы устали. Побуждайте отвечать, обсуждать, высказывать свою точку зрения. Пригодятся наводящие вопросы («как ты думаешь?», «что тебе понравилось?»). Поменьше смотрите телевизор: некоторые современные программы, мультфильмы и кино скорее вредны. Но не забывайте о старых добрых советских мультфильмах. Есть мнение, что для нынешних детей они мало привлекательны, поскольку не очень динамичны. Однако не стоит слепо доверять этой теории, на практике всё индивидуально.

Руководитель: Лахина Л.Г Участники: дети 4 -7 лет

1. Введение.

Риторика – одна из самых древних наук на земле. Риторика возникла как наука об искусной, умной, красивой речи – устной прежде всего. Риторика – это наука о живом, звучащем слове, о подготовке и публичном произнесении своей речи. Первые учебники по риторике в России появились в 18-19 веках, но в середине 19 века риторика подверглась резкой критике и была вытеснена другими предметами. Возрождение риторики началось в середине 20 века, когда стало ясно, что людям нужны не только знания о языке, но и общение.

2. Пояснительная записка.

Актуальность - низкий уровень культуры речевого общения у детей и взрослых, утрата лучших речевых традиций. Почему?

Не смотря на то, словарный запас современного малыша гораздо больше, чем его ровесника лет 10-15 назад, по статическим данным в нашей стране показатели речевого развития детей дошкольного возраста в последние годы оставляют желать лучшего. Поэтому в дошкольных учреждениях необходимо использовать все, что может помочь в решении этой проблемы.

Современные дети уже с первых лет жизни смотрят телепередачи и видеофильмы, слушают радио, используют компьютер, слышит речь разных стилей. Помня о том, что дошкольники овладевают родной речью в процессе общения, необходимо уделять больше внимания именно этой проблеме, а современные дети не очень умеют взаимодействовать между собой. Причин этому множество: большинство детей являются единственными в семье и привыкли к лидерству, они редко общаются с другими детьми вне стен дошкольного учреждения. Высокая занятость родителей также не способствует общению с ребенком. От этого страдает и речь дошкольника - она становится беднее, многие дети не могут сформулировать свои мысли, обладают ограниченным запасом слов.

Формирование у детей позиции открытости, доверия, дружелюбия - непременное условие воспитания культуры общения. В дошкольном возрасте дети вступают в контакт с разными собеседниками: ровесниками, детьми младшего возраста, взрослыми; родными, близкими; чужими, незнакомыми, поэтому ребенку нужно решить, как поприветствовать, попрощаться, как поблагодарить, обратиться с просьбой, как вести диалог по телефону и т.д. Решению этих и других вопросов сможет помочь риторика для дошкольников.

Доброе отношение к людям должно проявляться в понятной для всех форме. Такой формой, качеством общения человека с человеком является вежливость.

Культура общения не исчерпывается только одной лишь вежливостью. Её непременный атрибут - тактичность, т.е. умение понять одно из самых симпатичных и привлекательных человеческих качеств, которое состоит в умении понять чувства и настроение окружающих, поставить себя на их место, представить, какую эмоциональную реакцию вызывают у других те или иные поступки.

Главным средством общения является язык, речь, слово. Потому как владеет человек этим средством коммуникации, нередко судят о его культуре и воспитанности. Воспитание культуры речи органически входит в формирование культуры общения. От того, какую речь слышит ребёнок, во многом зависит его речевое развитие. Ритм современной жизни не позволяет родителям

целенаправленно и планомерно развивать культуру речевого поведения ребенка.

В современном обществе для успешного существования человека необходимо соблюдение правил поведения, принятых в определенных социальных кругах. В настоящее время наблюдается существенный недостаток нравственности среди детей, подростков и взрослых. Человеческая жестокость, наглость, равнодушие порождают все большее количество конфликтов в обществе. В связи с этим актуальность изучения этикета как правил поведения, принятых в определенных социальных кругах, не вызывает сомнения.

Дошкольный курс риторики призван как можно раньше познакомить детей с вопросами культуры речевого поведения, что, несомненно, окажет благотворное влияние на развитие ребенка, который будет уметь устанавливать положительный контакт со сверстниками и взрослыми, вести бесконфликтное общение и обеспечит себе успех в будущем.

Ещё В.А.Сухомлинский говорил, что " речевая культура человека - это зеркало его духовной культуры". В слове - суть мысли. Вот почему важно, чтобы растущий человек с самого раннего возраста учился мыслить и обозначать мысль словом, умел общаться посредством слова, соблюдая общепринятый речевой этикет.

Курс детской риторики поможет ребёнку:

Познать природу живого слова;

Преодолеть застенчивость;

Развивает уверенность в себе;

Научит общаться со взрослыми и сверстниками;

Откроет секреты выразительной и грамотной речи;

Поможет освоить формулы речевого этикета.

Все выше перечисленное подтверждает необходимость проведения с детьми кружковых занятий по риторике. А чем раньше мы начнем развивать у детей уникальный человеческий дар - дар слова, тем раньше сделаем все, чтобы, по выражению В.И. Чернышева, «открыть уста детей», тем скорее добьемся желаемых результатов.

И в этом нам поможет современная риторика. Ведь центром риторики является обучение эффективному общению.

Цель и задачи.

Главной целью курса «Риторика для дошкольников» является обучение детей общению в речевых ситуациях или обучение умению вести себя в конкретных речевых ситуациях.

Задачи курса:

Образовательные:

1. Выявление и развитие речевых способностей детей;

2. Дать начальные представления об основных понятиях риторики повседневного и делового общения;

3. Научить владеть основными элементами правильной точной речи;

4. Познакомить детей с нормами русского литературного языка;

5. Дать знания об искусстве человеческих взаимоотношений, помочь приобрести навыки и опыт, необходимые для адекватного поведения в различных речевых ситуациях;

6. Помочь детям усвоить формулы речевого общения;

7. Привлечь внимание дошкольников к живому слову, пробудить интерес к истории языка;

Развивающие:

2. Развитие коммуникативных качеств ребенка.

3. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

4. Сформировать умение излагать свои мысли последовательно, умение убеждать, отстаивать свою точку зрения;

5. Развивать актерские способности детей, работая над выразительностью их речи, пластики, мимики.

Воспитательные:

1. Воспитание в детях потребности соблюдения речевого этикета, добра и позитивного мировосприятия;

2. Воспитывать уважительное отношение к чистоте и богатству родной речи.

3. Содержание программы

Темы, разработанные в программе «Риторика для дошкольников», соотнесены с четырьмя блоками:

1. Азбука общения;

2. Речевой этикет

3. Техника речи

4. Речевые жанры.

Курс риторики имеет в основном практическую направленность, уделяется внимание формированию коммуникативных, риторических умений и навыков.

Практический раздел курса направлен на действия, которые способствуют формированию коммуникации детей, развитию правильной речи, голоса и его окраски, громкости, темпа, а также речевого этикета; позитивного, нравственного и эмоционального восприятия видов общения и понимания единства содержания и способов выражения речевой деятельности.

4. »

(старшая группа) 64 часа

Азбука общения

Темы. Речь как важнейшее средство общения. Наш голос – это «музыкальный инструмент». Речь как средство воздействия на мысли, чувства, поведение людей. Неязыковые средства общения (мимика и жесты)

Речевой этикет

Темы. Различные формы приветствия и прощания в зависимости от ситуации. Приветствие в конкретной речевой ситуации. Потребление различных форм выражения извинения. Словесные формы обращения с просьбой. Понятие «вежливый человек». Правила вежливости у разных народов. Примеры употребления различных форм вежливости в художественной литературе (речевой этикет и художественное слово). Правила поведения во время разговора. Правила речевого поведения во время телефонного разговора. Как вести себя в гостях и дома, когда пришли гости.

Техника речи

Темы. Громкость как важное свойство устной речи. Изменение громкости в зависимости от ситуации или от содержания высказывания. Темп (скорость) речи. Тембр (окраска) голоса. Роль скороговорок в совершенствовании речи детей. Тон высказывания. Различные оттенки основного тона высказывания. Секреты волшебницы Речи (итоговое).

Речевые жанры

Темы. Использование различных средств выразительности устной речи при пересказе. Словесное творчество: сочинение сказки с заданным началом. Сочинения-миниатюры по теме. Беседа – диалог по тексту рассказа. Составление плана рассказа и пересказ

по нему. Пересказ текста от третьего лица. Бином фантазии. Творческое рассказывание.

Программа кружка «Риторика для дошкольников »

(подготовительная группа) 64 часа

Азбука общения

Темы. Понятие «риторика». Представление о риторике как науке. Пауза во время разговора. Русское живое слово. Понятие «слово-сорняк». Помощники устной речи. Непонятные слова. Употребление слов в точном соответствии с их значением. Объяснение значения слова. Словообразование. Понятие «словарь». Виды словарей.

Речевой этикет

Темы. Извинение и ответ на него. Выражение благодарности и ответ на него. Употребление этикетных формул в конкретных речевых ситуациях. Прощание, пожелание при прощании. Этикетный диалог. Комплимент и ответ на него. Оценка правдивости комплимента. Разговор по телефону. Звонок раздаётся в доме. Звонки на работу. Правила междугороднего телефонного разговора. Этикетные выражения в ситуации знакомства.

Техника речи

Темы. Логическое ударение. Средства выразительности устной речи. Темп речи как важное свойство устной речи.

Речевые жанры

Темы. Придумывание сказок путём изменения сюжета известных сказок. Бином фантазии. Сказка в заданном ключе.

Программа кружка «Риторика для дошкольников »

(средняя группа) 64 часа

Речевые жанры

Темы. Использование различных средств выразительности устной речи при пересказе. Словесное творчество: сочинение сказки с заданной темой. Сочинения-миниатюры по теме. Беседа – диалог по тексту рассказа. Пересказ текста от третьего лица. Игры-драматизации, инсценировки. Чтение и беседа по сказкам.

Речевой этикет

Темы. Различные формы приветствия и прощания в зависимости от ситуации. Доброе слово лечит, а плохое калечит. Выразительное чтение и заучивание стихов о вежливых словах. Правила поведения во время телефонного разговора, в общественных местах, за столом.

Азбука общения

Темы. Общение при инсценировании стихов- диалогов. Неязыковые средства общения (мимика и жесты).

Объем учебного материала соответствует возрастным, физиологическим нормативам, что позволяет избежать переутомления дошкольников. Занятия проводятся в группах наполняемостью не более 10 человек, на базе детского сада в специально отведенном для этого помещении (кабинет «Речевичок») два раза в неделю по 30 минут, во второй половине дня, в рамках кружковой работы.

Чтобы легко было общаться, стулья ставим полукругом

Обязательный элемент занятий - дыхательная гимнастика, артикуляционная и речевая разминки, которые подготавливают речевой аппарат к говорению, упражнения для развития диапазона голоса, его силы, интонационные упражнения, упражнения на развитие мимики и жестов, помогающие развитию устной речи, усвоению норм литературного языка.

На занятиях используются различные наглядные средства : раздаточный изобразительный материал, звуковые пособия (магнитофонные записи, диски со сказками, литературными произведениями, детскими песнями), сигнальные карточки.

Все тематические занятия снабжены иллюстративными материалами для работы. Дидактическое сопровождение включает так же тематические подборки стихов, чистоговорок, скороговорок, считалок, пословиц, поговорок, загадок.

Рассматривая темы, связанные с выразительностью устной речи, можно использовать диски со сказками "Три медведя", "Красная Шапочка" и др. (тема "Окраска голоса"), маршевых, колыбельных песен (тема "Темп, скорость речи") и др.

Кроме того, нами используются разные игрушки (например,кукла, лучше предназначенная для кукольного театра, так как она может двигаться), которые стимулируют детей к активному, заинтересованному включению в речевую ситуацию.

Особая роль на занятиях отведена Буратино (театральной кукле), герою-неумехе, который был непосредственным участником многих занятий. Буратино является посредником между детьми и руководителем кружка. Он провоцирует дошкольников на активное, заинтересованное включение в конкретную ситуацию общения. Дети со свойственной им доверчивостью, доброжелательностью и некоторой наивностью сразу принимают эту игру и считают Буратино равноправным учеником, у которого далеко не все получается. На первых порах гораздо проще давать советы, делать замечания кукле, нежели своему товарищу.

Занятие, как форма речевой работы с детьми

1. НАЧИНАТЬ ЗАНЯТИЕ С МОТИВАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И РЕЧЕВОЙ ЗАДАЧИ.

Используются:

приёмы (создание проблемной ситуации, загадки, соревнования)

Словесные игры

игровые ситуации

2. ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ:

дидактический материал

наглядные пособия

Таблицы

Модели

Игрушки

Репродукции……

3. На занятиях обязательны смена мизансцен и движения.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ:

1. Развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры и др.)

2. Упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера).

3. Этюды

4. Импровизации

5. Чтение художественных произведений.

6. Рассказ педагога и рассказы детей

7. Сочинение историй

8. Беседы.

9. Мини-конкурсы, игры – соревнования.

Модель занятия по риторике

1. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА.

Артикуляционная гимнастика

Чтение чистоговорок

Чтение скороговорок

Чтение долгоговорок

Чтение потешек

Чтение стихов

Чтение четверостиший

2. НОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ.

Способы подачи:

*использование театрализованных фрагментов

*беседы – диалоги

*сказочный зачин

*приглашение к путешествию…

3. МОДЕЛИРОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ СИТУАЦИЙ

Решение, разыгрывание проблемных ситуаций с элементами театрализованных игр.

Коммуникативно – лингвистические игры

Игры на развитие мимики

Игры на развитие пантомимики

4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ.

К основным видам деятельности на занятии относятся:

Игровая деятельность;

Показ воспитателем особенностей речевой деятельности;

Риторический анализ текстов различных речевых жанров;

Рассматривание изобразительного материала;

Риторические игры;

Пятиминутки речевой гимнастики;

Импровизационные игровые задачи;

Психолого – эмоциональная разгрузка (физкультминутки)и др.

Художественно – эстетическая деятельность на занятиях по риторике включает в себя:

Выразительное чтение и рассказывание сказок, стихов, стихов – диалогов, потешек, загадок, считалок;

Инсценирование эпизодов из сказок;

Сочинение сказок, небылиц, загадок, считалок;

Выразительное чтение и рассказывание детьми;

Участие в инсценировании в качестве актёра, используя средства выразительности устной речи.

МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ВОСПИТАТЕЛЕМ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ

1. МЕТОДЫ, способствующие осуществлению ребёнком правильных поведенческих действий.

 Приучение.

 Упражнение.

Воспитывающие (провокационные) ситуации.

2. МЕТОДЫ, активизирующие позитивные действия ребёнка или предостерегают его от негативных поступков.

Пример для подражания.

 Поощрение.

 Наказание.

3. МЕТОДЫ словесные, помогающие осознанному изучению поведенческих правил.

 Рассказ.

 Разъяснение.

 Беседа.

4. Репродуктивные методы

Прослушивание аудиокассет и дисков с художественными произведениями (русские народные сказки, песни, стихи в исполнении народных артистов)

6. Описание планируемых результатов. Контроль и оценка результатов.

В целом к предполагаемым результатам можно отнести:

1.Успехи ребят в развитии речи (проговаривают слова более четко, внятно и с интонацией; пользуются голосом различной громкости, исчезают из речи «мусорные слова», выразительно читают стихи, поддерживают разговор, активно развивают его);

2. Устойчивый интерес ребенка к развитию речи и желание совершенствоваться в этом направлении.

3. Желание и возможности детей для самореализации в речевой творческой коллективной деятельности.

4. Появление и реализация собственных (совместно со взрослыми) творческих проектов.

5. Сформированность у дошкольников культуры речи и определенного культурного кругозора. Ребенок учится, как поприветствовать знакомого; как пригласить в гости; как поздравить именинника, как поговорить по телефону и т.д.

6. Формируются навыки и умения эффективного общения со сверстниками и взрослыми дать ему возможность пойти вперёд в овладении умением общаться;

7. У детей появляется чувство ответственности к занятиям, повышается самооценка, они становятся активными.

Контроль

Основным методом контроля является систематическое включенное наблюдение за речевой деятельностью обучающихся как в процессе деятельности, так и «контрольных точках» - творческих событиях и др. Кроме того, можно провести тестирование (на предмет развития творческих речевых способностей, знание формул речевого этикета и др.).

Результаты словесной творческой деятельности детей представляются родителям, выставляются на стенде «Словесное творчество» и создаётся книга творческих работ кружковцев.

7. Условия для реализации программы по риторике

Главным условием для реализации программы является сам педагог – воспитатель. Он выступает в разных качествах: ритор, воспитатель, актер, сказочник и др. Его живое слово, артистизм, умение наглядно показать речевое мастерство, создать атмосферу общения является примером для детей. Это дает возможность выявления и развития способностей и талантов у дошкольников.

Сначала создается атмосфера, благоприятная для творческой деятельности

Живое слово педагога, его художественный вкус, мастерское владение словом является примером для обучающихся.

Для успешной работы кружка по риторике и обеспечения прогнозируемых результатов необходимы определенные условия:

1. Уютное эстетическое пространство для занятий. Это кабинет «Речевичок»

2. Комплекты раздаточного дидактического материала (сюжетных рисунков и др.)

3. Библиотека детских стихотворений, сказок и рассказов.

4. Учебные пособия (библиотека научно-методической литературы по риторике, а также книги по развитию речи).

5. Медиатека по данному направлению деятельности (диски с музыкальными произведениями – детские песни, потешки; русские народные сказки и т.д.)

6. Конспекты инсценировок сказок, занятий, развлечений.

8. Материально – техническое обеспечение:

Магнитофон;

Кассеты, диски с русскими народными сказками, логоритмическими занятиями (Е. и С. Железновы), детскими песенками;

Альбомы, цветная бумага, карандаши и другие средства для творческой изобразительной деятельности.

9. Методическое и дидактическое обеспечение:

Программа;

Подборка информационной литературы по темам занятий (из журналов периодической печати, интернетресурсы);

Конспекты занятий;

Стихи, сценарии сценок

10. Список литературы:

1. Ельцова О.М.

Риторика для дошкольников: программа и методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

С.Пб.; Детство – Пресс, 2009.- 208с.

2. Л.М.Шипицына, О.В.Защиринская, А.П.Воронова, Т.А.Нилова

Азбука общения

(методика обучения и развития навыков общения у детей дошкольного возраста)

С.Пб., Детство – Пресс, 2000.

3. А.Г.Арушанова, Н.В.Дурова, Р.В.Иванкова, Е.С.Рычагова

Истоки диалога. 3-5 лет

М., Мозаика – Синтез, 2003.

4. Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина

Учим детей общению

Ярославль, Академия развития, 1996.

5. О.С.Ушакова

Придумай слово

М., ТЦ СФЕРА, 2010.

6. И.Асташина

Развиваем речь и дикцию

(логопедические игры и упражнения для детей)

М., РИПОЛ КЛАССИК, 2010.

7. И.Н.Курочкина

Путешествие в страну хороших манер

М., Просвещение, 2007

8. Галина Шалаева

Правила поведения и этикет за столом.

М.: АСТ: СЛОВО, 2010. – 36 с.

9. Ольга Александрова Уроки вежливости для малышей

М., ЭКСМО, 2012.

10. Уроки этики или поучительные истории о поступках хороших и поступках плохих. Сост. Дорофеев Ю.Г. - М.: Синтез, 1998.

11. Иванова Н.В. Азбука этикета: 33 правила хорошего тона. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2014.

12. В.И.Петрова, Т.Д.Стульник

Этические беседы с детьми 4-7 лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2013. – 80 с.

13. Е.А.Алябьева. Дни этики в детском саду: планирование, игры, сказки, стихи. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 160 с.

14. Г.И.Сорокина, И.В.Сафонова, Н.В.Ладыженская. Детская риторика в рисунках, стихах, рассказах. – М.: Просвещение, 1995.

15. Составитель Т.Л.Мирилова. – Воспитание хороших манер. – Волгоград, Издательско-торговый дом «Корифей»

16. М.Р.Львов. – Школа творческого мышления. Учебное пособие по русскому языку для обучения в начальных классах. – М.: Издательство «Дидакт», 1993.

Екатерина Никитина
Риторика для малышей. Развитие коммуникативно-речевых навыков у детей дошкольного возраста

"Риторика для малышей . Развитие коммуникативно-речевых навыков у детей дошкольного возраста "

Существование человечества немыслимо вне коммуникативной деятельности . Мы постоянно запрашиваем, передаем и храним информацию, т. е. активно занимаемся коммуникативной деятельностью . Сфера коммуникации – необходимая часть социального пространства, в котором существует личность. В общении люди раскрывают свои личностные качества. Во время коммуникации человек усваивает общечеловеческий опыт, ценности, знания и способы деятельности.

Важным фактором психического развития дошкольника является его общение со взрослыми и сверстниками.

Коммуникативные умения не являются врожденными, а формируются через становление потребности в общении со взрослыми и со сверстниками. В современных педагогических концепциях общение выступает как особая коммуникативная деятельность , направленная на формирование взаимоотношений. В дошкольном возрасте традиционно выделяются два пространства взаимодействия с социумом. Это взаимодействие со взрослым и взаимодействия со сверстником. В дошкольном возрасте идет расширение границ социального пространства, прежде всего за счет того, что с четырех лет в жизни ребенка, кроме значимости взрослых, появляется и увеличивается значимость сверстника, так как именно с этого возраста сверстник является неотъемлемой частью формирования самосознания ребенка.

Развитие коммуникативных навыков в дошкольном возрасте проходит через ряд этапов. На первом из них (2-4 года) сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию, которое основано на подражании и эмоциональном заражении ребенка. На втором этапе (4-6 лет) возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником. Содержанием общения становится совместная (главным образом, игровая) деятельность. На третьем этапе (в 6-7 лет) общение со сверстником приобретает черты внеситуативности - содержание коммуникативного общения отвлекается от наглядной ситуации, начинают складываться устойчивые избирательные предпочтения между детьми. ]

Дети приходят в детский сад с неодинаковым эмоциональным мироощущением, неоднородными притязаниями и в то же время с различными коммуникативными умениями и возможностями.

Основным инструментом общения и коммуникации является речь . Поэтому формирование коммуникативно-речевых навыков является приоритетным направлением в работе с детьми дошкольного возраста .

Говорить правильно и хорошо – это значит, устанавливать и поддерживать добрые отношения с другими людьми : в семье, в школе, на работе, в общественной жизни. Всё это помогает добиться успеха в самых разнообразных сферах.

В настоящее время становится актуальным внедрение в образовательный процесс дошкольных учреждений основ обучения риторике .

РИТОРИКА - наука о законах подготовки и произнесения публичной речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.

Цель введения риторики очевидна – приобщение дошкольника к элементам , основам ораторского искусства имеет большое воспитательное, обучающее и развивающее значение . Ведь дошкольный возраст – это сенситивный период развития речи . Поэтому целесообразно именно в дошкольном возрасте начать квалифицированное обучение риторике . Обучение риторике направлено на развитие коммуникативных компетенций детей , их способности налаживать общение с окружающей природой, людьми (взрослыми и сверстниками) при помощи языковых (фонетических, лексических, грамматических) и неречевых средств (мимики, жестов, поз, взглядов, предметных действий) . Коммуникативная компетенция рассматривается как базисная характеристика личности дошкольника , как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии , в освоении специфически детских видов деятельности – коллективных игр, театрализованной деятельности, детской художественно-творческой деятельности.

Многие дошкольники испытывают трудности в организации различных видов речевой деятельности, культуры речевого поведения, ведь культура речевого поведения - это проявление общей культуры человека. Занятия по риторике - одно из важнейших средств развития у детей эмпатии , т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Занятия по риторике способствуют формированию правильной речи, коммуникабельности , а также обогащению внутренней духовно-нравственной жизни дошкольника , развитию восприятия , памяти, фантазии, внимания, воображения, а также могут развить в ребенке способность выразить себя не только словом, но и мимикой, жестом. Особую роль в системе занятий риторикой играют те задания и упражнения, которые развивают в детях критическое восприятие речи - чувство уместности высказывания (как говорят лингвисты, чувство коммуникативной целесообразности ). Специальные задания воспитывают внимание к той стороне речи, которая связана с добрым, уважительным отношением к человеку.

Поэтому общими целями работы по риторике в детском саду являются :

- развитие уникального человеческого дара-дара слова, совершенствование устной речи, ее выразительности и связности;

-развитие критического восприятия речи, чувства коммуникативной уместности (целесообразности) ;

Расширение речеведческих понятий о том, для чего нужна речь, какие бывают виды общения, что такое успешное общение и т. д.

- развитие культуры речевого поведения, воспитание вежливости;

- развитие творческого воображения, литературных и коммуникативных способностей .

1. Нравственный аспект речевого поведения (развитие коммуникативных способностей ) .

2. Речевой этикет в разных ситуациях общения.

3. Развитие вербального и невербального средств общения.

4. Культура слушания.

включает в себя работу по формированию качеств, необходимых для общения (симпатия, открытость, доброжелательность) ;

Формированию умения слушать и слышать собеседника;

Овладение поведенческими умениями (выражение чувств, адресованность высказываний) ;

Овладение приемами стабилизации поведения

Для этого широко используются театрализованная деятельность и инсценирование, которые способствуют повышению уверенности в себе, учат умению фантазировать, развивают память и творческое воображение, а также, самое главное, учат выразительно передавать характер персонажей, провоцируют на активное включение в конкретную ситуацию.

Для желания вступать в контакт помогает разыгрывание ситуаций, которое учит совместной деятельности в общении и взаимопониманию. Различные речевые разминки, где развивается техника речи , дикция, темп, ритм, умение управлять своим голосом. Речевые разминки включены в речевые ситуации, помогающие развитию умения рассуждать , различать индивидуальные особенности других детей и людей . Также овладение коммуникативными навыками может проходить и в ходе наблюдения, которое помогает систематизировать знания, различать изменения.

Речевой этикет.

Развитие речевого этикета в себя включает :

Овладение набором устойчивых стереотипов в ситуациях (просьба, приглашение, разрешение, совет, отказ, приветствие, прощание, уточнение);

Формирование в речи знаков доброжелательности;

Формирование осознания тональности общения;

Осознание и использование в речи эмоциональных характеристик в виде фразеологизмов.

Например :

а) знакомство : будем знакомы, разрешите представиться, мне хотелось бы, давайте познакомимся;

б) прощание : всего доброго, всего хорошего, в добрый путь, до встречи;

в) поздравление, пожелание : примите поздравление, разрешите поздравить;

г) благодарность : спасибо за, благодарю за, я вам признательна;

д) извинение : извините за, прошу извинить, должен извиниться и т. д.

Обучение дошкольников речевому этикету проходит успешно через использование следующих методов и приемов :

Чтение художественной литературы и беседы по содержанию помогают понять поведение героев, соблюдать очередность речевых действий, что подводит к выводу о том, что чтение книг – это тоже общение;

Использование особых ритуалов (приветствие и прощание, которые создают ощущение единства и взаимной поддержки всех членов группы;

Участие в разыгрывании мини – диалогов, помогающие понять, что слушать – значит принимать активное участие в диалоге, учить оценивать себя как слушателя, защищать свою точку зрения, развивать культуру речевого общения;

Свободное общение в процессе совместной деятельности учит вежливому общению, помогает определить чувства говорящего, искренность;

Этюды учат произносить фразы, несущие различную эмоциональную окраску, выбирать уровень громкости, понять, что громкость зависит от конкретной ситуации общения;

Видео – аудиоматериалы, которые помогают определить установлению последовательности сюжета и поведение героев.

Вербальное и невербальное общение

Обучение детей способам вербального и невербального общения включает в себя :

Осознание различных способов адекватного проявления различных эмоций;

Умение выражать свои эмоции, одновременное освоение адекватных способов привлечения внимания к себе;

Снижение импульсивных эмоциональных реакций.

Например :

1) этюды на выражение различных эмоций;

2) мимика и пантомимика;

3) выразительные движения;

4) тренинги мышечного расслабления.

Данные методы и приемы учат распознавать эмоции радости, грусти, страха, злости по мимике и интонациям голоса собеседника, помогают соотносить слова и движения, активизировать мыслительную деятельность, сделать занятие более эффективным и оживленным.

Большая роль отводится специальным приемам на данном блоке :

5) дыхательная гимнастика помогает регулировать речевое дыхание, правильно расходовать воздух при произнесении слова или фразы;

6) артикуляционная гимнастика, помогающая совершенствованию речи, отработке навыков четкого произношения, не исправление, а контроль за правильным звукопроизношением.

Культура слушания

Под культурой слушания предполагается :

Умение поддерживать беседу, выражать радостное удовольствие, благодарность в ответ на заботу окружающих, внимание, вежливость к детям и взрослым (знакомым и незнакомым) ;

Замечать затруднения окружающих, выражать стремление помочь, не привлекать к себе излишнего внимания, поддерживать беседу, уважение к взрослым, терпимость к детям;

Радоваться успехам товарищей;

Терпеливо выслушивать говорящего;

Справедливо разрешать возникающие споры и конфликты.

Совместные детские импровизации, игры со словом и звуком являются элементами художественного общения и для этого используются различные формы обучения детей :

- развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры) ;

Упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера) ;

Импровизации, разыгрывание инсценировок и сказок;

Наблюдения, прогулки, экскурсии;

Рассматривание рисунков и фотографий;

Моделирование, составление пиктограмм, схем высказываний;

Анализ заданных ситуаций, которые помогают развитию культуры речевого общения в разных позициях;

Свободное и тематическое рисование помогает передать характер, чувства образа;

Лепка, конструирование помогают тактильно прочувствовать образ;

Чтение художественных произведений;

Беседы, сочинение историй;

Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

Упражнения по развитию выразительности исполнения (вербальной и невербальной) ;

Пальчиковая гимнастика помогает развивать мелкую моторику в сочетании с речью.

Таким образом, развитию социально- коммуникативных навыков поведения и уверенности в себе способствует такая организация коммуникативной деятельности детей , когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли.

Выбор детьми диалогов по желанию;

Назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей ;

Распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);

Проигрывание в парах диалогов, игр и упражнений

Огромную роль в проведении занятий по риторике играет личность педагога. Он должен выражать свои чувства не только словом, но и взглядом, улыбкой, жестом, с помощью физического контакта, Важна положительная оценка и постоянное внимание к позитивным проявлениям в работе с детьми.

Во время занятий необходимо :

Внимательно выслушивать ответы и предложения детей ;

Если они не отвечают, не требовать объяснений, а переходить к действиям с персонажем;

При знакомстве детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними;

Таким образом, внедрение занятий по риторике способствуют успешному формированию коммуникативной и речевой компетенций у детей дошкольного возраста . Дети чувствуют и ведут себя более раскованно, уверенно, свободно. Они значительно лучше строят предложения и целые фразы, успешно используют в речи различные выражения. В их речи прослеживается логика, яснее смысл высказываний, увеличивается активный словарный запас, речь становится более грамотной и убедительной, воспитывается чувство уважения к родному языку. Практически у всех детей преодолевается страх публичного выступления, они более активны и раскованы. И это во многом определяет успешность обучения в школе.