Очень высокий уровень развития индивидуальных способностей человека. Характеристика уровней развития способностей. Талант - высокий уровень развития творческих способностей

Уровни развития способностей.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Уровни развития способностей.
Рубрика (тематическая категория) Психология

Классификация уровней развития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность.

Всякие способности в процессе своего развития проходят ряд этапов, н для того, чтобы некоторая способность поднялась в своем развитии на более высокий уровень, крайне важно, чтобы она была уже достаточно оформлена на предыдущем уровне. Но для развития способностей изначально должно быть определœенное основание, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ составляют задатки. Под задатками принято понимать анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие природную основу развития способностей. К примеру, в качестве врожденных задатков могут выступать особенности развития различных анализаторов.

Следует подчеркнуть, что наличие определœенных задатков у человека не означает, что у него будут развиваться те или иные способности.

Способности в значительной степени социальны и формируются в процессе конкретной деятельности человека.

Следующим уровнем развития способностей является одаренность. Одаренностью принято называть своеобразное сочетание способностей, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности. В этом определœении крайне важно подчеркнуть то, что от одаренности зависит не успешное выполнение деятельности, а только возможность такого успешного выполнения. Какую бы феноменальную математическую одаренность ни имел человек, но если он никогда не учился математике, он не сможет успешно выполнять функции самого заурядного специалиста в этой области.

Следующий уровень развития способностей человека - талант. Сегодня под талантом понимают высокий уровень развития специальных способностей (музыкальных, литературных и т. д.). Так же как и способности, талант проявляется и развивается в деятельности. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Пробуждение таланта͵ так же как и способностей вообще, общественно обусловлено. То, какие дарования получат наиболее благоприятные условия для полноценного развития, зависит от потребностей эпохи и особенностей конкретных задач, которые стоят перед данным обществом. Следует отметить, что талант - это определœенное сочетание способностей, их совокупность. Отдельная изолированная способность, даже очень высокоразвитая, не должна быть названа талантом.

Высший уровень развития способностей называют гениальностью. Огениальности говорят, когда творческие достижения человека составляют целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Гениальных людей очень мало. Принято считать, что за всю пятитысячную историю цивилизации их было не более 400 человек. Высокий уровень одаренности, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в различных областях деятельности. К примеру, М. В. Ломоносов достиг выдающихся результатов в различных областях знаний: химии, астрономии, математике и в то же время был художником, литератором, языковедом, превосходно знал поэзию. При этом это не означает, что всœе индивидуальные качества гения развиты в одинаковой степени. Гениальность, как правило, имеет свой ʼʼпрофильʼʼ, какая-то сторона в ней доминирует, какие-то способности проявляются ярче.

Уровни развития способностей. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Уровни развития способностей." 2017, 2018.

  • - Уровни развития способностей и индивидуальные различия

    Определение способностей. Классификации способностей. Характеристика общих способностей человека. Уровни развития способностей. Биосоциальная природа способностей. Теории и концепции способностей. Основные этапы развития способностей. Очень часто,... .


  • - Структура и уровни развития способностей

    Классификация способностей Способности Характер и темперамент Следует отметить, что в процессе построения разнообразных психологических концепций характер нередко связывают с темпераментом, а в некоторых случаях и смешивают эти понятия. В... .


  • - Уровни развития способностей. Виды способностей.

    Способности - это индивидуально-психологические особенности, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности, не сводимые к знаниям, навыкам и умениям личности, но объясняющие быстроту и легкость их приобретения. Выделяют следующие уровни... .


  • - УРОВНИ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ. ОДАРЕННОСТЬ, ТАЛАНТ И ГЕНИАЛЬНОСТЬ

    Следующим уровнем развития способностей является одаренность.Одаренностью называется своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности. От одаренности зависит не успешное выполнение... [читать подробнее] .


  • - Уровни развития способностей. Склонность и одаренность.

    Традиционно принято выделять уровни развития способностей: · репродуктивный · реконструктивный · творческий Однако практика (результаты эмпирических исследований) показывает, что творческие способности и репродуктивные способности имеют довольно разную природу,... .


  • Уровни развития способностей.

    В психологии встречается следующая классификация уровней развития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность.

    Л.С. Выгодский писал: «Каждая наша способность работает на самом деле в таком сложном целом, что, взятая сама по себе, она не дает и приблизительного представления о настоящих возможностях ее действия…»

    Своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой – либо деятельности, называется одаренностью .

    Теплов Б. М. рассматривал одаренность как компонент природных способностей, проявляющихся в количественных и качественных характеристиках основных психических процессов .

    В целом, в психологии одаренность определяют как систему, включающую следующие компоненты:

    – биофизиологические, анатомо-физиологические задатки;

    –сенсорно-перцептивные блоки, характеризуемые повышенной чувствительностью;

    – интеллектуальные и мыслительные возможности, позволяющие оценивать новые ситуации и решать новые проблемы;

    – эмоционально-волевые структуры, предопределяющие длительные доминантные ориентации и их искусственное поддерживание;

    – высокий уровень продуцирования новых образов, фантазия, воображение и целый ряд других .

    Однако одаренность определяет только возможность достижения успеха в той или иной деятельности, реализация же этой возможности определяется тем, в какой мере будут развиты соответствующие способности и какие будут приобретены знания и навыки. Индивидуальные различия одаренных людей обнаруживаются главным образом в направленности интересов. Одни люди, например, останавливаются на математике, другие - на истории, третьи - на общественной работе. Дальнейшее развитие способностей происходит в конкретной деятельности .

    Следующий уровень развития способностей человека - талант (от греч talanton - «вес, мера»). Слово «талант» встречается в Библии, где имеет значение меры серебра, которую ленивый раб получил от господина на время его отсутствия и предпочел зарыть в землю, вместо того чтобы пустить в оборот и получить прибыль (отсюда и поговорка «зарыть свой талант в землю»). В настоящее время под талантом понимают высокий уровень развития специальных способностей (музыкальных, литературных и т. д.).

    По мнению Крутецкого В.А., талант – это наиболее благоприятное сочетание способностей, дающих возможность особенно успешно, творчески выполнять определенную деятельность, с одной стороны, склонности к этой деятельности, своеобразной потребности в ней – с другой, большого трудолюбия и настойчивости – с третьей. Талант может проявляться в любой человеческой деятельности, а не только в области науки или искусства .

    Следующее определение дает Чудновский В.Э.: «Высокая степень одаренности, являющаяся предпосылкой выдающихся достижений в деятельности, называют талантом».

    По Рубинштейну С.Л. талант характеризуется способностью к достижениям высокого порядка, но остающимся в принципе в рамках того, что уже было достигнуто.

    Пробуждение талантов общественно обусловлено. То, какие дарования получат наиболее благоприятные условия для полноценного развития, зависит от потребностей эпохи и особенностей конкретных задач, которые стоят перед данным социумом.

    Высший уровень развития способностей называют гениальностью . Гениальность рассматривается со времен И. Канта как высшая степень творческой одаренности (таланта). Ш. Рише отмечает, что «гений – это человек, который может сделать больше, лучше и иначе, чем его современники. Это, следовательно, существо анормальное, исключение… А между тем природа не любит исключений. Она стремится искоренить их». Он полагал, что в основе дифференции людей лежат две «психологические силы»: созидательная – проявляющаяся в смелых и неожиданных ассоциациях, и критическая – умеряющая и исправляющая ассоциации. Эти две силы у людей проявляются по-разному. У «безумцев» господствует первая, но нет второй; есть импульс к действию, но отсутствует способность сдерживания его. У «обывателей», наоборот, преобладает критическая сила, сдерживающая созидательную силу, творчество. И лишь у гениев эти силы взаимодействуют. Отсюда: признаками гения являются воображение, «умственный кругозор», ясный и широкий ум, упорство и настойчивость .

    Поскольку уже несколько столетий философы не могут дать определение слову «гениальность», В. Гирш приходит к выводу, что этим словом вообще нельзя пользоваться как научно-психологическим понятием.

    По мнению В. Гирша «Одинаковые психические склонности могут в одном случае привести к оригинальности, а в другом – нет, так как это в немалой степени зависит от внешних обстоятельств и условий». «Источник гения ищут уже не в нем самом, а во впечатлительности других. Но от этого гениальность теряет всякое значение как психологическое понятие, потому что таковое должно быть неизменным и не зависеть от внешних явлений»

    Действительно, при оценке гениальности (впрочем, как и таланта) учитываются внешние критерии – значимость творческого продукта для общества, его новизна, но не потенции творческого ума .

    В. Гирш на том основании, что все психические процессы есть у каждого человека, утверждает, что со словом «гениальность» нельзя связать определенное психологическое понятие и что «никто не мог бы сказать, где лежит граница обыденного и начинается гениальность...». «Гениальная деятельность вообще по свойству никогда не бывает отличной от деятельности обыкновенного человека, а дело идет всегда лишь о различных степенях интенсивности общих психологических процессов». Следовательно, между обыденным и гениальным различия не качественные, а лишь количественные.

    В. Оствальд (1910) уделил внимание такому вопросу, как способность гения реализовать свое дарование. Он пишет, что одаренных рождается гораздо больше, чем тех, кто смог развить свои способности. Поэтому общество должно быть заинтересовано в изучении условий формирования гения. Он создал психобиографию как метод исследования одаренности и гениальности, включающий анализ биографий, личных высказываний, частных разговоров и писем великих людей.

    В. Н. Дружинин (1999) дает следующую «формулу гения» :

    Гений = (высокий интеллект + еще более высокая креативность) х активность психики. Поскольку креативность, – пишет он, – преобладает над интеллектом, то и активность бессознательного преобладает над сознанием. Возможно, что действие разных факторов может привести к одному и тому же эффекту – гиперактивности головного мозга, что в сочетании с креативностью и интеллектом дает феномен гениальности, которая выражается в продукте, имеющем историческое значение для жизни общества, науки, культуры. Гений, ломая устаревшие нормы и традиции, открывает новую эпоху в своей области деятельности.

    По Рубинштейну С.Л. , гениальность предполагает способность создавать что-то принципиально новое, прокладывать действительно новые пути, а не только достигать высоких точек на уже проторенных дорогах . Психические особенности гениальности проявляются в высокоразвитом интеллекте, не стандартности мышления, в его комбинаторных качествах, мощной интуиции. Предпосылкой гениальных свершений служит творческая одержимость, страсть к поиску принципиально нового, стремление к наивысшим достижениям в различных сферах общественной культуры. Одаренные люди отличаются ранним интенсивным психическим развитием. Развитию одаренности и гениальности содействуют благоприятные социальные условия, не сковывающие нестандартные черты личности.

    Высокий уровень одаренности, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в различных областях деятельности. Среди гениев, добившихся подобного универсализма, можно назвать Аристотеля, Леонардо да Винчи, Р. Декарта, Г. В. Лейбница, М. В. Ломоносова. Например, М. В. Ломоносов достиг выдающихся результатов в различных областях знаний: химии, астрономии, математике и в то же время был художником, литератором, языковедом, превосходно знал поэзию. Однако это не означает, что все индивидуальные качества гения развиты в одинаковой степени. Гениальность, как правило, имеет свой «профиль», какая-то сторона в ней доминирует, какие-то способности проявляются ярче .

    Таким образом, способности - это не статичные, а динамические образования, их формирование и развитие определяется деятельностью, а также знаниями и навыками. Способности могут различаться не только по своему качеству или направленности, но и по своему уровню развития: способность, одаренность, талант, гениальность.

    Библиографический список

      Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей.- СПб.: Питер, 2009.-416с.

      Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А. В. Петровского. - М.: Академия, 1996.- 468 с.

      Голубева, Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность. – Дубна: Феникс+, 2005.-512с.

      Дружинин В.Н. Психология общих способностей.- СПб.: Питер, 2003.-

    5. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. - СПб.; 2009.- 434с.

    6. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий.- СПб.: Питер, 2004.- 703с.

    7. Крутецкий В.А. Психология. 2-е изд. – М.:1986, - 336 с.

    8. Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2008. - 583 с.

    9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 4-е изд. - СПб.: 2000.- с. 712

    10. Шадриков. Ментальное развитие человека.- М.: 2007.- с. 329

    11. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека.- М.:-352с.

    Считается, что развитие какой-либо способности происходит в несколько стадий:

    • Способности

      Одаренность

    • Гениальность

    Б.М.Теплов определяет одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности». Сама по себе одарённость не обеспечивает успеха в какой-либо деятельности, а лишь дает возможность достижения успеха. Иными словами, для достижения результатов в деятельности человек должен приобрести необходимые знания, умения и навыки. Одарённость, так же как и способности, может быть общей и специальной. Довольно часто общая одарённость проявляется в сочетании со специальной. К признакам, свидетельствующим об одаренности, относится раннее или более выраженное по сравнению с представителями той же социальной среды развитие способностей.

    Качественное своеобразие одаренности человека обязательно сказывается на особенностях выполнения им деятельности. Несмотря на то, что в жизни, безусловно, не составляет труда найти людей, занимающихся той или иной творческой или научной деятельностью одинаково успешно, однако, врят ли удастся выделить из них хотя бы двух, выполняющих ее одинаковым способом.

    Таким образом, благодаря качественному своеобразию сочетания способностей у различных людей для всякой деятельности характерна его индивидуальность и самобытность. Без этой особенности было бы немыслимо осуществление творческого и научного прогресса.

    Одаренность как общая характеристика сферы способностей требует комплексного (психофизиологического, дифференциально-психологического и социально-психологического) изучения.

    Следующим уровнем развития способностей является талант. Его определяют как способность, присущую от рождения. Но раскрывается он не сразу, а по мере постепенного приобретения необходимых навыков и опыта. В современной психологии выделяют несколько типов таланта, которые могут быть присущи человеку в той или иной степени. В 80-ых годах XX века Говардом Гарднером была написана книга под названием «рамки ума», в которой он описал восемь различных типов таланта:

      вербально-лингвистический талант, который отражает способности к писательской деятельности, им могут обладать журналисты, писатели и юристы

      цифровой талант, характерный для представителей точных наук, таких как математика или программирование

      слуховой талант, которым в высокой степени должны обладать музыканты, лингвисты, языковеды

      пространственный талант, присущий дизайнерам и художникам

      физический талант, свойственный спортсменам и танцорам,

      личностный или эмоциональный талант

      межличностный талант, присущий политиками, ораторами, торговцами, актерами

      талант окружающей среды, которым бывают наделены дрессировщики или земледельцы.

    О наличии таланта свидетельствует высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных, а также достижение человеком высоких результатов в деятельности. Результаты работы обладающего талантом человека отличаются принципиальной новизной и оригинальностью. Талант обычно руководствуется ярко выраженной потребностью в творчестве и отражает общественные запросы.

    Гениальность является практическим воплощением повышенного уровня творческого потенциала личности относительно других. Часто гениальность выражается в новых уникальных творениях, с опозданием признаваемых шедеврами. Иногда гениальность проявляется в новом и неожиданном методологическом подходе к творческому процессу. Как правило, гениальная личность появляется тогда, когда это становиться необходимым в ту или иную эпоху в определенных социальных условиях.

    Гений творит значительно быстрее и продуктивнее своих ровесников, достигающих признания в той же самой сфере занятий. Существует мнение, что гениальность требует универсальных интересов незаурядной личности 10 .

    100 р бонус за первый заказ

    Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

    Узнать цену

    В психологии чаще всего встречается следующая классификация уровней развития способностей:

    • способность
    • одаренность
    • талант
    • гениальность.

    Для развития способностей изначально должно быть определенное основание, которое составляют задатки . Под задатками понимаются анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие природную основу развития способностей.

    Развитие задатков — это социально обусловленный процесс, который связан с условиями воспитания и особенностями развития общества. Задатки развиваются и трансформируются в способности при условии, если в обществе возникла потребность в тех или иных профессиях, в частности где нужен именно тонкий музыкальный слух. Вторым существенным фактором развития задатков являются особенности воспитания.

    Исходя из этого мы должны сделать вывод о том, что способности в значительной степени социальны и формируются в процессе конкретной деятельности человека. В зависимости от того, существуют или отсутствуют условия для развития способностей, они могут быть потенциальными и актуальными .

    Под потенциальными способностями понимаются те, которые не реализуются в конкретном виде деятельности, но способны актуализироваться при изменении соответствующих социальных условий. К актуальным способностям, как правило, относят те, которые необходимы именно в данный момент и реализуются в конкретном виде деятельности. Потенциальные и актуальные способности выступают косвенным показателем характера социальных условий, в которых развиваются способности человека. Именно характер социальных условий препятствует или способствует развитию потенциальных способностей, обеспечивает или не обеспечивает превращение их в актуальные.

    В. А. Крутецкий установил, что для успешного выполнения математической деятельности необходимо:

    1) активное, положительное отношение к предмету, склонность заниматься им, переходящая на высоком уровне развития в страстную увлеченность;

    2) ряд черт характера, прежде всего трудолюбие, организованность, самостоятельность, целеустремленность, настойчивость, а также устойчивые интеллектуальные чувства;

    3) наличие во время деятельности благоприятных для ее выполнения психических состояний;

    4) определенный фонд знаний, умений и навыков в соответствующей области;

    5) отвечающие требованиям данной деятельности индивидуально-психологические особенности в сенсорной и умственной сферах.

    К специальным способностям необходимо отнести также музыкальные, литературные, сценические и т. п.

    Следующим уровнем развития способностей является одаренность . Одаренностью называется своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности.

    Характеризуя способности человека, часто выделяют такой уровень их развития, как мастерство , т. е. совершенство в конкретном виде деятельности. Мастерство в любой профессии предполагает психологическую готовность к творческим решениям возникающих проблем.

    Следующий уровень развития способностей человека — талант . В настоящее время под талантом понимают высокий уровень развития специальных способностей (музыкальных, литературных и т. д.). Так же как и способности, талант проявляется и развивается в деятельности. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода.

    Играют немаловажную роль в достижении поставленной цели. У одного и того же человека могут быть разные способности, но одна из них может быть более значительной, чем другие. В то же время у различных людей наблюдаются одни и те же способности, но различающиеся по уровню развития.

    Выделяют три типа способностей :

    • художественный — характеризуется относительным преобладанием первой сигнальной системы в психической деятельности человека. Первая сигнальная система базируется на ощущениях и восприятиях, и люди, у которых преобладает эта система, обладают художественными, музыкальными, литературными способностями;
    • мыслительный — характеризуется относительным преобладанием второй сигнальной системы. Те, у кого преобладает вторая сигнальная система, базирующаяся на речи, относятся к мыслительному типу людей;
    • промежуточный (средний) тип — характеризуется примерно равным соотношением двух сигнальных систем.

    Современные научные данные показывают, что преобладание той или иной сигнальной системы зависит от работоспособности полушарий головного мозга: те люди, у которых более развито правое (образное) полушарие мозга, более эмоциональны, открыты, у них лучше развиты воображение, образное мышление; те люди, у которых более активно левое (словесно-логическое) полушарие мозга, отличаются рассудительностью, рациональностью, так как в этом полушарии находятся центры логического мышления, счета и письма; у многих людей работа правого и левого полушарий сбалансирована. К «правополушарным» композиторам-классикам относят: П.И. Чайковского, В.А. Моцарта, Ф. Шопена, к «левополушарным» композиторам относят: Д.Д. Шостаковича, Л. ван Бетховена, И.С. Баха. Иногда задатки проявляются в раннем детстве. Так, М.И. Глинка уже в 3-4 года старался извлечь приятные ритмические звуки, ударяя палочкой о звучащие предметы. Моцарт в 5 лет сочинял серьезные произведения. Литературные задатки проявляются позже. Например, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.А. Некрасов стали писать стихи, когда им было около 9 лет.

    Отечественные и зарубежные ученые предлагают выделять способности по направленности и специализации.

    Способности по направленности в свою очередь подразделяются на две группы:

    • общие элементарные — способности, присущие всем людям в разной степени. Это способности ощущать, запоминать, воспринимать, мыслить;
    • сложные — способности к труду, учебе, общению.

    Основы способностей заложены генетически — в виде задатков (рис. 1). В структуру способностей входят общие, специальные и групповые способности. Последние группируются и развиваются на базе задатков, общих и специальных способностей. В 16-18 лет, когда происходит выбор профессии, структура способностей личности меняется, проявляются профессиональные способности, которые завершают «конус». «Конус способностей» формируется в направлении снизу вверх, а их разрушение происходит в противоположном направлении.

    Рис. 1. «Конус способностей»: 1 — задатки; 2 — общие способности; 3 — специальные способности; 4 — групповые способности; 5 — профессиональные способности

    На рис. 2 изображена горизонтальная структура способностей, представленная в виде концентрических окружностей, или колец (вид сверху на «конус способностей»). Зоны 5 и 4 представляют ядро способностей, а остальные зоны — их периферию.

    Рис. 2. Горизонтальная структура способностей

    Виды способностей по специализации

    Способности по специализации подразделяются следующим образом:

    • специальные — определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. Это музыкальные способности, математические, лингвистические, технические, литературные, спортивные, художественно-творческие и др.;
    • теоретические — определяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям;
    • практические — определяют склонность к конкретным, практическим действиям;
    • учебные — определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности;
    • творческие — определяют возможности человека по созданию предметов духовной и материальной культуры, производству новых идей, открытий и изобретений, короче говоря, они определяют индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

    Виды способностей по уровню развития

    По уровню развития способности разделяют на репродуктивные — способности, связанные с высоким умением осваивать знания, овладевать деятельностью по заданному образцу; творческие — способности, обеспечивающие создание нового, оригинального. К этому уровню относятся:

    • талант — сочетание выдающихся способностей, талантливый человек отличается самостоятельностью и оригинальностью выполнения какой-либо деятельности;
    • гениальность — высшая степень талантливости; гений создает принципиально новое (в науке, искусстве), т.е своим открытием делает переворот, революцию в какой-либо области;
    • одаренность — сочетание различных высокоразвитых способностей. Одаренный человек способен ко многим видам деятельности.

    При этом всякая репродуктивная деятельность включает элементы творчества, а творческая деятельность включает репродуктивную, без которой она невозможна. Кроме того, уровни развития способностей не есть нечто данное и неизменное, застывшее. В процессе овладения знаниями и умениями, в процессе деятельности человек «переходит» с одного уровня на другой, соответственно изменяется и структура его способностей.

    Возможности человека огромны, и они могут быть безграничными, если он стремится их совершенствовать. Человеку нужно определить свои ведущие способности и реализовать их в профессиональной деятельности, ставя перед собой трудные, но достижимые цели. Через способности личность становится субъектом деятельности в обществе, через развитие способностей достигает своей вершины в профессиональном и личностном смысле.

    Основные виды направленности личности

    Потребностно-мотивационная сфера составляет лишь часть направленности личности и служит как бы ее фундаментом, на котором формируются жизненные цели человека.

    Целенаправленность поведения особенно очевидна, когда человек пытается достичь одну цель различными способами.

    Если первая попытка наталкивается на преграду, избирается другой путь, иногда обходной. Следует различать цель деятельности и жизненную цель. Человеку в течение жизни приходится выполнять множество разнообразных видов деятельности, в каждой из которых реализуется определенная цель. Но цель любого отдельного вида деятельности раскрывает лишь какую-то одну сторону направленности личности, проявляющуюся в данный момент жизни. Жизненная цель как бы объединяет, интегрирует все частные цели, связанные с отдельными видами деятельности. Вместе с тем достижение каждой из них — это новый шаг на пути к общей жизненной цели. Уровень достижений личности связан с жизненными целями, в которых заключены ее взгляды на собственное будущее. Осознание человеком не только самой цели, но и реальности ее осуществления рассматривается как перспектива личности.

    Личная направленность создается преобладанием мотивов собственного благополучия, стремлением к личному первенству, престижу. Такой человек чаще всего бывает занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует на потребности окружающих, игнорирует интересы коллег или работу, которую должен выполнять, а в работе видит прежде всего возможность удовлетворить свои притязания вне зависимости от интересов других сотрудников.

    Направленность на взаимные действия проявляется тогда, когда поступки человека определяются потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с окружающими. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности, хотя его фактическая помощь может быть минимальной.

    Деловая направленность отражает преобладание мотивов, порождаемых самой деятельностью, увлечением процессом деятельности, бескорыстным стремлением к познанию, овладению новыми навыками и умениями. Такой человек стремится к сотрудничеству и добивается наибольшей продуктивности группы, членом которой он является, вносит свои предложения, полезные для выполнения поставленной задачи.

    Совокупность устойчивых существенных свойств, которая проявляется во всех видах деятельности, присуща каждому человеку. Приобретенные в конкретных социальных условиях общие способы взаимодействия личности со средой, составляющие тип ее жизнедеятельности, обусловливают характер человека. Черты характера определяются и классифицируются прежде всего в зависимости от направленности личности, от системы устойчивых отношений человека к явлениям действительности. Своеобразие характера каждого человека определяется его направленностью (устойчивой мотивационной сферой личности) и особенностями осуществления деятельности — волевыми качествами.