Особая чувствительность психики к окружающим людям. Невротическая личность постоянно испытывает тревогу, но не осознает этого. Чувствительность сенсорной сферы

Неуверенность в себе - это повседневный психический феномен. О неуверенных в себе, или, лучше, сенситивных, личностях говорят тогда, когда вследствие этого недостатка люди страдают и вступают в конфликты. Сенситивные люди повышенно восприимчивы и впечатлительны. Они не проявляют настойчивости, чувствительны и ранимы, злость и заботы «проглатывают», но носят в себе долго и тяжело, не высказывая их. Отягощающие переживания и конфликты не вытесняются, не отвергаются и не изолируются в смысле вышеописанных защитных механизмов; они сохраняются в сознании и остаются эмоционально насыщенными. Сенситивные люди склонны к застреванию и ретенции аффекта: способность руководить собой и прежде всего возможность переработки и проявления аффекта недостаточны. Это относится больше всего к агрессивным побуждениям (подавление агрессии). Только при значительном застое аффекта встречаются внезапные сильные взрывы. Сенситивные личности, по Кречмеру, определяются астенической структурой с сильным стеническим жалом.

Условия возникновения и биографические особенности. Многие сенситивные личности в детстве потеряли отца (или родились вне брака); у других отцы часто бывают слабыми, мало интересуются воспитанием детей. Вследствие этого дети (или подростки) перестают видеть в отце идеал и вступают с ним в противоречие. С этим можно связать тот факт, что сенситивные люди имеют строгий Я-идеал, при котором возникает конфликт между «быть» и «мочь». Одинокая мать пытается вопреки реальности идеализировать отца в глазах ребенка, в воспитании она пытается заменить отца и принимает на себя двойную функцию; ребенок становится заменой супруга (Рихтер), по меньшей мере (часто из страха перед расставанием) мать старается привязать к себе ребенка, она его оберегает и максимально разгружает. При этом мать создает себе идеальную картину сына, ожидает от него добросовестности, честолюбия и успехов. При таком подходе Личность становится, с одной стороны, впечатлительной, мягкой и ранимой, а с другой - тщеславной и подчеркнуто аккуратной. В результате этого развития может определяться ее особая зависимость от оценки окружающих. «Сверхчувствительность к признанию и отказам связана с сильной функцией Сверх-Я и со строгим Я-идеалом и возникает вследствие поведения любящей матери, которая в то же время противится проявлениям потребностей ребенка» (Куипер). Неуверенность в себе в конечном итоге означает, что осознание собственного достоинства не может развалиться изнутри (так как переживания и поведение не удовлетворяются требованиями Сверх-Я и притязаниями Я-идеала) и нуждается в поддержке снаружи.

Сенситивный человек в общем коммуникабелен и способен к любви, но в любви предпочитает пассивную роль. В противоположность этому сенситивные люди при необходимости самозащиты нередко бывают активны и мужественны. Выбор партнера протекает медленно и с конфликтами, но браки затем бывают крепкими и прочными.

В образовании и работе часто возникают конфликты между «мочь» и «стремиться», что приводит к кризам самооценки, если не приходит успех и особенно явное признание. Эта досада действует тем сильнее, чем больше служебный успех должен приводить к компенсации чувства неполноценности в отношении собственной личности. Военную службу и войну сенситивные люди переживают часто как свое «лучшее время», поскольку в таких ситуациях приказы исключают необходимость принимать собственное решение, они испытывают чувство товарищества и искомое ими признание; этот стиль жизни позволяет подавить пассивную часть структуры личности и ослабить конфликт между Я-идеалом и Я.

Этот опыт показывает, что сенситивную структуру можно оценивать с одинаковым правом и как невроз характера, и как психопатию.

Терапия. Сенситивные лица относительно редко обращаются за лечебной помощью. Клиническая симптоматика состоит преимущественно из депрессивных кризов самооценки и еще чаще из ипохондрических состояний. Психотерапия задается целью переработать актуальные конфликтные ситуации и этим помочь больному лучше понять свою структуру и особенно возможности защитного поведения, а также познать положительные стороны своей структуры: тонкую чувствительность, внимательность, справедливость и возможность сочувствия, которые могут положительно воздействовать на межчеловеческие отношения, когда на задний план отступает защита и вступает в действие функция Я. Наряду с психотерапевтической беседой показан тренинг уверенности в себе, при котором достигается адекватное соотношение между агрессивным аффектом и критикой, например в ролевой игре. Прогноз благоприятный, многие сенситивные личности достигают успехов в жизненной борьбе.

Пассивно-агрессивные расстройства личности. Такие люди не выносят свою агрессивность вовне, а оставляют ее латентной, и поэтому предпочитают выражать себя через пассивное поведение: забывчивость и непунктуальность, встречные претензии и оттяжки используются ими для противодействия притязаниям, которые им предъявляются в личной, трудовой и социальной жизни. Следствием этого является неэффективный стиль жизни, особенно если это поведение постоянное и оно распространяется на ситуации, которые могли бы облегчить позитивные установки и активность. Концепция этих расстройств личности также исходит из военного опыта. Отвлекаясь от выраженных форм, такие стертые формы поведения часто можно находить в рабочей среде.

К психодинамическому объяснению этого вида развития личности привлекается поведение родителей, которые наказывают детские попытки самостоятельности и настойчивости, требуя от ребенка подчиняемое™, хотя бы с амбивалентными колебаниями. В течение жизни этот вид расстройств личности становится постоянным. Психотерапия проводится таким же образом, как и у сенситивных личностей, с которыми эти и следующие ниже рас* стройства личности (оба упоминаются в американской психиатрии) тесно связаны.

Уклоняющееся расстройство личности Уклоняющееся расстройство личности (DSM III), в том числе и социально-фобическое расстройство личности (DSM IV), определяется неуверенной самооценкой, сверхчувствительностью, особенно при отказах; даже незначительные, небольшие и повседневные неудачи вызывают глубокую ранимость. Поэтому лица с таким расстройством стараются избегать межчеловеческих отношений, кроме самых необходимых. Несмотря на потребность в контактах, они держатся на дистанции от людей; при большом богатстве чувств неумело их проявляют.

Классификация. По МКБ 10 сенситивные личности вместе с уклоняющимися личностями - F60.6; пассивно-агрессивные расстройства личности- F60.8.

Сензитивность (неуверенность в себе) - это психический феномен, выражающийся в повышенной восприимчивости и впечатлительности людей и механизме их вступления в конфликты. Из-за чувствительности и ранимости злость и обиды сензитивные люди носят в себе, не высказывая. Состояние отягощается переживаниями, защитные механизмы не срабатывают. При застое подавленной агрессии у таких личностей бывают внезапные эмоциональные взрывы.

Понятие

Сензитивность – характерологическая особенность человека, выражающаяся в повышенной чувствительности, которая окрашивается тревожностью перед новыми событиями. Индивидуальные проявления таковы:

  • низкая самооценка;
  • повышенная чувствительность;
  • робость;
  • застенчивость;
  • резкая самокритика;
  • комплекс неполноценности;
  • склонность к продолжительным переживаниям.

На уровень сензитивности в межличностном общении максимально влияют врожденные характеристики человека:

  • особенности полученного воспитания;
  • наследственность;
  • органические поражения головного мозга.

С возрастом, в процессе самовоспитания, человек способен уменьшить уровень своей сензитивности, поборов в себе чувство тревоги перед новыми событиями.

В психологии сензитивность рассматривается как проявление чрезмерной чувствительности или нечувствительности, характеризующееся полным отсутствием эмоциональной реакции на поступки и поведение окружающих людей. Нечувствительность проявляется:

  • полным равнодушием;
  • отсутствием физических ощущений;
  • бестактностью и невниманием к другим людям.

Поведение личности в обществе

Личности с повышенным уровнем сензитивности трудно адаптируются в социуме. Они испытывают проблемы в различных жизненных ситуациях, в которых вынуждены сталкиваться с другими людьми. В результате взаимодействия возникают сенситивные отношения, отягощенные:

  1. 1. Трудностями в установке коммуникативной связи из-за того, что отношение к ним других людей воспринимается как недружелюбное и даже враждебное.
  2. 2. Влиянием разных социальных ситуаций, связанных с новыми событиями и знакомствами. Больные испытывают сенситивный страх из-за:
  • чувства ущербности;
  • боязни публичных выступлений;
  • отказа от социальной активности;
  • избегания новых знакомств.

С проявлениями симптоматики такого рода нужно обращаться за помощью к психологу. Правильная стратегия лечения, выбранная опытным специалистом, поможет существенно облегчить состояние, связанное с повышенной сензитивностью.

Виды

С точки зрения психологии сензитивность как свойство личности трактуется через возможность воспринимать особенности характера и чувства разных людей и прогнозировать их поведение. Межличностная сензитивность делится на следующие виды:

  1. 1. Наблюдательская, основывающаяся на способности замечать сразу все проявления качеств других людей: внешность, речь, поведение.
  2. 2. Теоретическая – использование разных теорий, объясняющих и прогнозирующих мысли, ощущения и поведение другого человека.
  3. 3. Номотетическая - выявление основных черт представителя социальной группы, предсказание поведения людей, принадлежащих этой группе.

Понятие межкультурной сенситивности включает в себя способность к перцептивной оценке, структурированию характеристик представителей разных национальных групп и эффективное прогнозирование поведения людей.

  1. 4. Идеографическая, отличающаяся навыком понимания своеобразия и индивидуальных особенностей конкретного человека.

Развитие сензитивности

Сензитивность развития берет истоки в детстве человека. Причинами могут стать различные ситуации в семье:

  1. 1. Когда родители проявляют излишнюю строгость к ребенку, ответом может стать постоянное избегание контактов, уединение, замкнутость и закрытость в своем мире. Ребенок делает это подсознательно, стремясь избежать наказания и порицания.
  2. 2. Недополучение ласки, внимания, эмоциональная отверженность ребенка в семье провоцирует развитие сензитивности, проявляющееся:
  • замкнутостью;
  • нелюдимостью;
  • тревожностью.

3. Распространено появление сензитивности вследствие отсутствия отца:

  • рождение вне брака;
  • смерть родителя;
  • мало интересующийся ребенком отец.

С этим связывается появление конфликта между «быть» и «мочь», продиктованного строгим Я-идеалом. Усугубляет ситуацию участие матери, выраженное:

  • повышенным вниманием;
  • привязчивостью;
  • ограждением ребенка от невзгод;
  • идеализацией его качеств.

С одной стороны, сенситивная личность ранима, впечатлительна, а с другой – тщеславна. Формируется сильная функция Сверх-Я, выражающаяся зависимостью от оценки окружающих людей, часто выражающаяся через сензитивный страх осуждения.

Возрастная сенситивность

Возрастная сензитивность отражает чувствительность человека к влиянию внешней среды на определенном этапе развития.

Важным открытием Л. С. Выготского в детской психологии считается определение возрастных периодов, наиболее благоприятных для развития определенных функций. Периодизация имеет следующий вид:

  • новорожденность;
  • младенчество: 2 месяца - 1 год;
  • раннее детство: 1–3 года;
  • дошкольный возраст: 3–7 лет;
  • школьный: 8 –12 лет;
  • пубертатный: 14 –17 лет.

Эти знания применяются в педагогике для определения возраста, благоприятного для обучения ребенка, развития и обогащения его физических, интеллектуальных, эмоциональных, социальных и культурных возможностей.

В жизни каждого ребенка есть периоды, в которых самой природой предоставлены благоприятные условия для развития у него свойств психики, обеспечивающих восприимчивость к приобретению определенных знаний. Эти периоды считаются сенситивными.

Сенситивные периоды

Сенситивный период - часть жизни ребенка, характеризующаяся оптимальными условиями для развития у него психологических качеств для определенного вида деятельности.

Эти этапы имеют ограничение во времени. Упустив один из периодов психического развития, придется в будущем затратить немало усилий и времени для восполнения пробела. Некоторые из психических функций могут не проявиться впоследствии. Примерами могут послужить случаи, когда детей, которые провели детство среди животных, вернули в социум. Никакие реабилитационные программы не смогли научить их ни полноценной речи, ни адаптации в новых условиях. Эти дети продолжали копировать жизнь и повадки животных.

Сенситивный период - время оптимальных возможностей для наиболее гармоничного формирования свойств психики, отражающих способность к изменчивости согласно с внешними обстоятельствами.

Предельно важно в первые годы жизни разнообразие деятельности, окружения, эмоций для становления человека. Недополучение в детстве знаний, умений, эмоций, психического и физического развития - невосполнимый пробел в его дальнейшей жизни.

Сензитивность – это характеристика человека, выражающая повышенную, индивидуальную чувствительность к внешним событиям и сопровождающаяся тревожностью перед новыми происшествиями. Сензитивность выражается в таких индивидуальных чертах, как застенчивость, робость, повышенная впечатлительность, низкая самооценка, резкая самокритика, склонность к продолжительным переживаниям, комплекс неполноценности.

С возрастом высокая сензитивность способна уменьшаться, поскольку человек в процессе самовоспитания может побороть в себе тревожность перед предстоящими событиями.

Уровень сензитивности обуславливается врожденными характеристиками человека (наследственностью, органическими поражениями главного мозга) или особенностями (условиями) воспитания ребенка.

В психологии понятие сензитивности используется вместе с синонимами «сенситивность» и «чувствительность». Вместе с этим бывает ещё явление «нечувствительности», оно выражается в отсутствии реакции на события, и поступки людей, оценки. Нечувствительность проявляется в полном равнодушии, отсутствии физических ощущений, бестактности и невнимании к другим.

Сензитивность в психологии

Понятие сензитивности в психологии – это переживание человеком повышенной чувствительности, ранимости и неуверенности в себе. Сензитивные люди часто жалуются, что их никто не воспринимает и не понимает. При обращении к психологу сензитивные клиенты говорят о недружелюбности окружающих в отношении к ним, отчего им трудно устанавливать коммуникативную связь. Они часто считают себя недостойными, плохими, думают, что они хуже, чем другие . Им трудно самостоятельно справляться с проблемами, поскольку они слишком скованные и застенчивые.

Понятие сензитивности касается личных особенностей и качеств индивида, оно выражается в чрезмерной чувствительности и легкой ранимости, совестливости, склонности к сомнению в поступках и сосредоточении на переживаниях. Данная чувствительность может быть постоянной характеристикой человека или проявляться время от времени.

Сензитивность, что это такое в психологии? Высокая сензитивность препятствует , поскольку такой человек считает, что весь мир противостоит ему одному. Социальная сензитивность являет собой перед разнообразными социальными ситуациями. Люди, у которых слишком высокая социальная сензитивность, часто считают себя ущербными, поэтому боятся знакомств с новыми людьми, не решаются выступать на публике и стараются избежать любой социальной активности.

С проявлениями подобной симптоматики необходимо обращаться на консультацию к психологу. Опытный психолог проведет индивидуальную психологическую беседу, определит правильную стратегию лечения для облегчения состояния клиента с выраженной сензитивностью.

Сензитивность может быть результатом различных ( , стрессовых состояний, органических заболеваний мозга, тревожных расстройств, эндогенных психических расстройств).

Сензитивность может быть различной в зависимости от .

Уровень сензитивности выражается силой внешних влияний, необходимой для возникновения определенной психологической реакции. Например, определенные обстоятельства могут совсем никаких реакций не вызывать у одного человека, тем временем, как у другого они вызывают сильное возбуждение. Так, и являются более чувствительными и впечатлительными, поэтому им больше свойственна сензитивность, нежели и , не придающим большого значения ситуациям, которые могли бы их затронуть.

Возрастная сензитивность

Возрастная сензитивность – это явление, возникающее на определенном этапе индивидуального развития и выражающее чувствительность человека к различным влияниям из внешней среды.

Возрастной сензитивностью занимается педагогика и возрастная психология. Знание сензитивных возрастных периодов помогает в развитии необходимых способностей. Так, например, в возрасте 2-3 лет ребенок способен быстро овладеть языком, значит, данный возраст является сензитивным для развития лингвистической функции. Если упустить очень важный сензитивный этап, ребенок к нему не вернется, и в дальнейшем могут возникать трудности с формированием соответствующих способностей.

Сензитивные возрастные периоды служат возможностью для ребенка приобрести желательные и необходимые умения и способности, способы поведения и знания. Только в сензитивный период можно лучшим способом легко научиться что-либо делать, по истечению этого периода, сделать это будет не так просто.

Сензитивные возрастные периоды длятся некоторое время, независимо от того успел ли индивид овладеть необходимым действием, и если его упустить, возможность уйдет и человеку будет труднее справиться с потребностью овладеть нужным действием.

Человек не способен хоть как-либо повлиять на возникновение сензитивных периодов. Главное, что родители должны знать, что они могут сделать для того, чтобы сензитивный период ребенка прошел, как можно успешнее.

Поэтому родители обязаны знать о сензитивных периодах в жизни ребенка, узнавать характерные особенности, работать над их развитием; наблюдать все проявления интенсивных стадий протекания сензитивного периода, что желательно делать для нормальной оценки развития крохи; спрогнозировать следующий сензитивный период и создать благоприятную среду для развития ребенка.

Возрастные сензитивные периоды универсальны, это значит, что независимо от религии, национальности, культурных различий – они все равно возникают в необходимое время.

Эти периоды индивидуальны, то есть точное время возникновения и продолжительность определяются биологически у каждого по-своему. Поэтому идея фронтального подхода в обучении, особенно до шести лет, является не корректной. Также разнообразные образовательные программы, кроме индивидуальных, могут не соответствовать реальному возрасту ребенка. Так, например, если ребенку пять лет, то это совсем не означает, что он по психологическим параметрам полностью соответствует данному биологическому возрасту.

Еще имеет важность такой фактор, как динамика протекания сензитивного периода, что вместе со среднестатистическими сроками не гарантируют того, что абсолютно каждый ребенок будет проходить возрастную сензитивность в таком режиме.

Как результат возникает принципиальная необходимость функциональной диагностики индивидуального развития детей (определение личных особенностей для того, чтобы в дальнейшем поработать над их развитием).

Каждый возрастной сензитивный период характеризуется пологим, медленным началом, которое иногда очень трудно обнаружить, если не знать о его приближении, не предполагать вероятность его наступления и не заниматься с ребенком, делая упор на зону его ближайшего развития; точкой максимума (этапом самой высокой интенсивности), которую легче всего наблюдать. Также для сензитивного периода характерен пологий спад интенсивности.

Возрастные сензитивные периоды совершаются примерно в одно время, но могут иметь высокую интенсивность в разные этапы.

Тренинг сензитивности

Тренинг сензитивности или как его ещё называют тренинг межличностной чувствительности возник на основании практики Т-групп. Психолог Карл Роджерс выделил два основных типа групповой работы – это «группы для организационного развития» и «тренинг сензитивности».

Тренинг сензитивности называют «группами встреч».

Тренинг сензитивности являет собой групповой динамический тренинг. Понятие сензитивности включает качество способности прогнозировать эмоции, мысли и действия другого человека, умения воспринимать, осознавать и запоминать социально-психологические особенности других индивидов или целых групп, на этом основании предсказывать поведение и деятельность.

В этом контексте психолог Г. Смит выделяет несколько видов сензитивности:

— наблюдательская (способность наблюдать и запоминать, как выглядел человек и что он говорил);

— теоретическая (применение разных теорий для интерпретации поведения, мыслей и чувств людей);

— номотетическая (понимание типичного индивида, как представителя определенной группы и использование этого знания в прогнозировании поведения людей, которые являются частью этой группы);

— идеографическая сензитивность (понимание и восприятие своеобразия поведения любого человека).

Основным заданием тренинга сензитивности является совершенствование способностей человека к и пониманию других людей. Еще выделяют два вида целей: непосредственные цели и высокоорганизованные.

Непосредственные цели:

— развитие умений успешного включения в межгрупповые и внутригрупповые ситуации.

Высокоорганизованные цели:

— вырабатывание у человека умения исследовать свою роль и экспериментировать с ней;

— развитие аутентичности межличностных отношений;

— расширение знаний о других людях;

— формирование способности сотрудничества с окружающими.

Задачи тренинга сензитивности:

— развитие различных поведенческих навыков;

— повышение понимания между участниками группы и самопонимания;

— чувственное осознание групповых процессов;

— обучение и тренинг возможностей, увеличивающих социальную компетентность.

В общем, главные цели тренинга сензитивности определяются, как повышение восприимчивости к групповым явлениям, усиление восприятия групповых процессов; понимание собственной жизни и внутренней жизнедеятельности других личностей; формирование восприимчивости к своим социальным ролям и чужим, к их позициям и установкам; вырабатывание искренности, открытости и спонтанности реакций.

Вышеперечисленные цели тренинга сензитивности осуществляются через межличностное взаимодействие и взаимоотношения, с помощью анализа группового процесса, таких его составляющих, как групповые цели, нормы, роли, структуры группы, проблему лидерства, напряжение и другие. В таком отношении тренинг сензитивности является похожим на методы групповой психотерапии, но в отличие от неё ориентируется на событие «здесь и сейчас», исследование групповых процессов, поведения человека в коллективе, его влияния на других.

Тренинг сензитивности очень часто применяется при подготовке в обучении специалистов психотерапии: в частности групповых психотерапевтов. Благодаря этим тренингам у будущих психотерапевтов вырабатывается чувствительность к групповым явлениям, вырабатывается умение адекватно оценивать установки, отношения, психологические проблемы и конфликты индивидов, основываясь на межличностном взаимодействии, улучшается понимание собственной личности, установок, потребностей и .

Тренинг сензитивности будущих психотерапевтов направлен на решение определенных заданий с целью лучшей чувствительности к групповым явлениям или установления более глубокого самопонимания и на реализацию в занятиях широких возможностей, предоставленных в форме тренинга.

В тренинге сензитивности используются психотехнические упражнения и различные ролевые игры, они разделяются на три вида. Первый составляют упражнения, которые воздействуют на целую группу и на каждого её участника, они ориентированы на организацию работоспособности в начале занятий и её поддержания на протяжении всего дня.

Второй вид – это упражнения и игры направлены на установление контакта между участниками, осознание и восприятие эмоциональных состояний участников группы, на развитие наблюдательности, способности понимания свойств, качеств, состояний и отношений между людьми и группами.

И третий вид составляют упражнения и игры на приобретение обратной связи. Именно здесь вырабатывается прочная связь между участниками. Независимо от типа тренинга работа начинается с создания работоспособности, целью которой является организация групповой атмосферы.

Сензитивность в психологии - это ощущение у человека повышенной чувствительности, неуверенности и ранимости. Наиболее часто такие люди жалуются на то, что их не понимают. Пациенты при обращении к специалисту высказываются о возникновении ощущения недружелюбности окружающих, а также о понимании того, что они хуже остальных. Сензитивность - это проявление излишней скованности и застенчивости.

Особая чувствительность

Сензитивность в психологии - это понятие, касающееся особенностей личности. Заключается оно в чрезмерной ранимости и чувствительности, повышенной совестливости, а также постоянной склонности к сомнениям в своих поступках и в фиксации на своих переживаниях. Сензитивный человек психически легко раним.

Такое состояние особой чувствительности может быть кратковременным. Оно нередко сопровождает сильные разочарования, огорчения или нервные напряжения.

Сензитивность также может быть явлением частым или даже постоянным. Нередко такой образ мышления, когда человеку кажется, что против него настроен весь мир, препятствует социальной адаптации личности.

В том случае, если подобная симптоматика имеет место, возникает необходимость консультации у врача-психотерапевта. Специалистом должна быть собрана достоверная информация о пациенте для выбора правильной тактики лечения и облегчения состояния больного.

Сензитивность - это состояние, которое может быть следствием различных К ним можно отнести:

  • неврозы;
  • стрессовые состояния;
  • заболевания головного мозга органического типа;
  • патологии личности;
  • депрессии;
  • тревожные расстройства;
  • психические расстройства эндогенного характера;
  • поражения головного мозга токсического типа.

Критический период

Сензитивность возраста нередко наблюдается у детей. В их жизни наступает такой момент, когда происходит психическое созревание маленького человека, способствующее усвоению ним определенных функций. Как правило, окружающая ребенка среда преподносит ему разнообразные случаи для упражнений. Эти упражнения должны соответствовать потребностям маленького индивида. Но бывают ситуации, когда этого не происходит. Ребенок при этом теряет возможность естественного усвоения.

Особенности темперамента

О степени сензитивности судят по той силе внешних воздействий, которая необходима для возникновения какой-либо психической реакции. Так, у одного человека определенные условия никакого раздражения могут не вызвать, в то же время для другого они являются сильным возбуждающим фактором. Например, при какой-либо неудовлетворенной потребности один человек может этого не заметить вовсе, а другой при этих же условиях будет непременно страдать. Таким образом, можно сделать вывод о том, что сензитивность - это понятие, которое зависит и от темперамента личности.

Различные типы людей по особенностям характера

Сензитивность темперамента у холериков характеризуется неуравновешенностью и излишней возбудимостью. У таких людей нередко наблюдается цикличность поведения. Их интенсивная деятельность может резко уйти на спад. Это происходит из-за снижения психических сил или потери интереса. Такие люди отличаются от остальных резкими и быстрыми движениями, а также яркими выражениями чувств в мимике речи. Незначительная сензитивность наблюдается у сангвиников. Эти люди легко приспосабливаются к изменяющейся обстановке. Именно поэтому внешние факторы отрицательное влияние на их поведение оказывают не всегда.

Сензитивной ригидностью отличаются флегматики. У таких людей происходит медленное течение психологических процессов. Явление возбуждения у флегматиков уравновешивается сильным торможением. Именно поэтому такие люди способны сдерживать свои импульсы.

Повышенной ранимостью и эмоциональной чувствительностью отличаются меланхолики. На внезапное осложнение обстановки они реагируют весьма болезненно. В опасных ситуациях у них возникает чувство сильного страха. В общении с незнакомыми людьми меланхолики чувствуют себя очень неуверенно.

В английском языке термин sensitivity имеет два значения. Первое значение, более известное публике, это сенситивность невротической личности, в смысле ранимость, уязвимость к критике. Ранимость невротической личности является обратной стороной медали от . Второе значение термина sensitivity — способность испытывать полноту чувств, менее известно публике. Его использовал Абрахам Маслоу в своих трудах по изучению психологически здоровых (он применял термин «самоактуализирующихся») личностей. Мы используем толкование сензитивности так, как это понимал Абрахам Маслоу. Также термин «самоактуализирующийся» мы заменили на «аутентичный», по причине труднопроизносимости первого в лингвистическом плане и по причине того, что сущность этих понятий близка.

Высокий уровень сензитивности - свойство и маленьких детей. И те, и другие отличаются легким восприятием бытийной реальности, умеют разглядеть красоту и очарование в повседневности и подвержены частым пиковым переживаниям.

Аутентичные личности часто испытывают пиковые переживания

Каждое пиковое переживание, вызванное осознанием подлинной красоты и многообразием окружающего мира является шагом к здоровью. Психологически благополучные, здоровые люди лучше умеют веселиться, любить, смеяться, радоваться, отдавая должное юмору, дурачествам, капризам, отличаются большой фантазией и способностью совершать приятные «безумства». (Это дает нам все основания предположить, что поддержка и пестование в ребенке данных качеств может способствовать укреплению его здоровья).
Абрахам Маслоу, изучавший психологию душевного здоровья, отмечает, что средний человек ощущает страх и благоговение перед таинственными явлениями и стремится к знанию для снижения своей тревожности. Однако для людей, склонных к пиковым переживаниям («пикеров»), и особенно для «трансцендеров» (уровень зрелости которых выше уровня аутентичных людей) тайна притягательна: она бросает вызов, а не страшит. Таким образом, стремление к знанию имеет у аутентичных личностей иную, чем для людей с неврозом, мотивацию, а в тайне и благоговении заключена для них награда, а не наказание.

Сензитивность невротической личности

Невротическая личность плохо понимает, какие чувства испытывает. Путает в себе страх и злость, гнев и обиду, печаль и растерянность и так далее. Во внутреннем мире такого человека эмоции не имеют своего названия: вместо «я злюсь» – «шея болит», вместо «я обижен на тебя» – у меня «комок в горле».

Для многих невротических личностей является открытием то, что на самом деле чувства можно идентифицировать по мышечному напряжению. Сжались кулаки, напряглись мышцы шеи, мышцы живота в области солнечного сплетения и мышцы передней части бедер – гнев. Возникло ощущение «пустоты в голове», сухость во рту, напряглись плечи и мышцы между лопатками – тревога. Но подлинные эмоции осознавать и проживать больно, а что-либо кардинально менять в жизни страшно. Потому у невротической личности, как правило, эмоции, особенно негативные, просто прячутся. Чтобы быть «хорошей девочкой» или «хорошим мальчиком», важно искусно скрывать раздражение, всегда улыбаться. А потом – сорваться на ком-то беззащитном из-за какой-то мелочи. И все недоумевают:«С чего бы это?» Ведь ничего не предвещало эмоционального взрыва? Ведь вроде бы все было хорошо, на лице была молчаливая угождающая улыбка…

У невротической личности эмоции не используются должным способом. т.е. как подсказка при принятии решений. Человеку с неврозом трудно прислушиваться к своим чувствам и спрашивать себя: « Что я чувствую, думая об этой поездке? Об этом знакомом? О таком будущем? Что я чувствую, когда со мной так обращаются?» Невротическая личность не понимает того, что у каждой эмоции имеется своя роль в коммуникации и своя причина, для возникновения. Почему настроение грустное? Потому, что с кем-то расстаешься, от кого-то дистанцируешься. Почему возник гнев? Потому что кто-то очень грубо нарушил личные границы, попытался оскорбить, отвергнуть, унизить.

Невротическая личность часто не принимает свои собственные эмоции вообще в расчет. Главное делать то, что считается «правильным» и «идеальным», чтобы «обо мне не подумали плохо». Да, неприкрытое хамство и приказы «доесть третью порцию торта» раздражают, но извольте быть полюбезнее – это же дальние родственники! А зачем каждые выходные ходить в такие гости, где унижают, открыто насмехаются и грубо нарушают личные границы бестактными вопросами? «Так надо. У нас такая традиция».

Невротическая личность испытывает трудности с осознанием своего внутреннего мира

Невротическая личность не понимает свои потребности, не знает, чего хочет от себя и от жизни. Самый частый вопрос такого человека: «Как понять, что я на самом деле хочу? Как отличить, где мои желания, а где желания моих близких?».

Человеку с неврозом трудно понять свое предназначение, свою миссию в этой жизни. Он не понимает, какой он есть на самом деле, подлинный и настоящий и смутно осознает, зачем пришел в этот мир. Из-за непонимания своей системы ценностей, своего смысла жизни невротическая личность может принимать серьезные жизненные решения без осмысления своих мотивов. Учеба, работа – за компанию. Мебель – «как у людей», машина – самая крутая из доступных. Профессия и должность выбираются не из внутренней потребности в самореализации и раскрытии своего потенциала, а чтобы «пыль в глаза пускать».

Невротическая личность не понимает борьбу своих внутренних мотивов, потому что «истинное Я» очень маленькое. Но очень развито Ложное Я, цель которого – получить похвалу и одобрение от других людей.

И, наконец, невротическая личность довольно редко испытывает «пиковые переживания». Живопись, музыка, красота осеннего леса, бесконечный простор полей, капли майского ливня на стекле… все эти вещи проходят мимо восприятия такого человека. Остановиться как вкопанный посреди леса и самозабвенно погрузиться в созерцание каждой веточки – так человек с неврозом нечасто делает. Да и опасным ему это покажется, посреди глухого леса стоять.

Невротическая личность постоянно испытывает тревогу, но не осознает этого

Постоянную, плохо осознаваемую тревогу невротическая личность пытается усмирить поглощением другого рода информации – как раз тревожной. Просмотр пугающих новостей, триллеров, детективов, «бандитских войн» и фильмов-катастроф – все это мозг человека воспринимает как полезную информацию, якобы дающую знания, как защититься ото всех треволнений этого мира. Сюда же и чтение запоем про болезни и способы их диагностики. Самую пугающую информацию о болезнях такой человек уже не читает – слишком боязно.

Важное уточнение. Невротическая личность не любит активно искать информацию, разбираться в причинах проблем, которые не укладываются в рамки привычной картины мира. Можно сказать, что человек с неврозом предпочитает не думать своей головой, а повторяет мнение экспертов. Соответственно, если другой эксперт выступит с противоположным заявлением, то мнение невротической личности с легкостью изменится. Поскольку невротическая личность игнорирует сигналы ситуации, то даже осознав тревогу, беспокойство по поводу какой-то проблемы, он будет пассивно чего-то ждать. Человек с неврозом пуглив и испытывает трудности с тем, чтобы активно решать насущные проблемы. Невротическая личность ничего не будет делать, даже если ситуация требует активных действий.

Для того, чтобы улучшить показатели сенситивности рекомендуется проработать тему эмоционального интеллекта (упражнения по повышению уровня внутриличностного и межличностного интеллекта), а также выполнить упражнения по саморефлексии (осознаванию своих психологических процессов) и распознаванию своих эмоций.

P.S. Мы считаем, что информация о сенситивности, выложенная в требует небольшой коррекции. Мы видим причину несоответствия терминов в том, что информацию в словарь по этому термину выкладывали не врачи-психиатры-психотерапевты, а психологи, не имеющие медицинского образования. По этой причине в этом определении есть две неточности, которые желательно было бы исправить: 1) однозначное, без оговорок о двойном значении термина, соотнесение сенситивности и черт, характерных для тревожно-фобического невроза 2) смешение биологических причин (психопатии) и воспитательных (акцентуации характера) при сенситивности. Надеемся, что наши коллеги дополнят свои определения и толкования терминов с учетом знаний медицинской психотерапии.

Оплатить курс у опытного психолога

32 000 руб. (3 200 руб. за одно занятие)

Оплата занятий проводится напрямую с вашего лицевого счета в банке на расчетный счет ООО «Юнипрофконсалтинг» согласно Счета и Квитанции-договора, выставленных вам на ваш e-mail. Напишите Администратору admin@сайт письмо, в котором укажите фамилию, имя, свой контактный номер телефона и e-mail. В заявке укажите, на какое количество консультаций вам выставить Счет на оплату и выписать Квитанцию-договор на бланке строгой отчетности. Получив скан-копию Счета на оплату и Квитанцию-договор с реквизитами нашего банковского расчетного счета на свой e-mail, оплатите консультацию психолога в своем онлайн-банке согласно выставленного вам Счета на оплату

Записаться на платную скайп-консультацию к Наталье Михайловне Рассказовой, автору статьи, можно не только у Администратора admin@сайт, но и на , внизу, в разделе «расписание».

Свободное для бронирования время подсвечено зеленым цветом.

Оплачивать занятия с психологом на странице оплаты после выставления Счета и Квитанции-договора на ваш e-mail. Если вы не получаете в течение часа-двух писем от нас, проверьте папку Спам и папку Possible Spam и добавьте наши e-mail в Справочник ваших доверенных Корреспондентов.

Запросить контакты специалиста и организационную помощь можно у theSolution, написав письмо admin@сайт или отправив заявку через любую заявочную форму на сайте.

Присылайте копию квитанции об оплате или скриншот страницы вашего онлайн-банка Администратору по адресу admin@сайт и получите обратным письмом подтверждение об успешной оплате занятий с психологом минимум за час до скайп-консультации.

Находитесь в сложной жизненной ситуации? Получите бесплатную и анонимную консультацию психолога у нас на сайте или задайте свой вопрос в комментариях.

С этой статьей обычно читают: