Педагогические условия формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников. Курсоваяработа на тему: Педагогические условия формирование личностных универсальных учебных действий младших школьников. Условия формирования универсаль

Для успешного формирования универсальных учебных действий необходимо обеспечить переход от выполнения действия с опорой на материальные средства к умственной форме и от совместного выполнения действия с учителем или сверстниками к самостоятельному выполнению, то есть саморегуляции.

Попова Е.В. пишет, что для формирования у учащихся познавательных УУД необходимо спроектировать на уроке следующие этапы:

  • 1. Формирование первичного опыта выполнения действия и мотивацию.
  • 2. Основываясь на имеющемся опыте, сформировать понимание способа (алгоритма) выполнения соответствующего УУД.
  • 3. Сформировать умение выполнять изученное УУД посредством включения его в практику учения, организовывать самоконтроль его выполнения и при необходимости - коррекцию.
  • 4. Организовать контроль уровня сформированности данного УУД.

Я.Н. Носикова связывает формирование общеучебных УУД с понятием познавательной самостоятельности. Под познавательной самостоятельностью понимается интегративное качество личности, которое выражается в единстве интеллектуальных, мотивационных, эмоционально-волевых характеристик, проявляющихся в стремлении к самообразованию, поиску новых знаний и способностях оперировать ими на практике; в умении сознательно ставить перед собой цели и задачи, обеспечивая их качественное выполнение; в признании самостоятельного познания высшей формой творческой мыслительной деятельности. Таким образом, формирование общеучебных действий будет проходить успешно, если давать учащимся работать самостоятельно.

Ф.Г. Мазитова пишет, что в достижении личностных и метапредметных результатов огромна роль образовательных технологий деятельностного типа, к которым относятся проблемно-диалогическая, технология продуктивного чтения, проектно-исследовательская, огромна. По её мнению, эти технологии дают развёрнутый ответ на вопрос, как научить школьников ставить и решать проблемы. В соответствии с данными технологиями на уроках в ходе специально выстроенного учителем диалога организуются постановка учебной проблемы и поиск её решения. Эти технологии способствуют формированию регулятивных УУД, обеспечивая умение решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других УУД: за счёт использования диалога - коммуникативных, необходимости извлекать определённую информацию, делать логические выводы - познавательных .

При проектировании и проведении урока, направленного на формирование УУД, учитель может использовать различные методы, приёмы, средства обучения, формы организации деятельности учащихся, различные педагогические технологии. Это может быть постановка проблемного вопроса, организация проблемной ситуации, проектная деятельность, уроки взаимообучения, дидактические игры, средства ИКТ.

Кроме того, эффективное стимулирование познавательной деятельности учащихся в значительной мере обеспечивается за счет расширения сферы использования поискового, частично-поискового, проблемного методов изучения нового учебного материала. Т.А. Денисова пишет, что для развития познавательных умений на каждом уроке необходимо прежде всего вовлечь каждого учащегося в работу, обеспечить заинтересованность в изучении нового. Сочетание различных видов познавательной деятельности может быть достигнуто в результате организации исследовательских и проектных работ школьников. При этом речь идёт не о глобальных исследовательских работах по математике, а об исследованиях, проводимых на каждом уроке, при изучении каждой новой темы. Для этого можно использовать постановки проблемных задач, проблемные диалоги или работу с текстом. В итоге, по мнению Денисовой Т.А., формируются следующие умения:

  • 1. видеть проблемы, выдвигать гипотезы;
  • 2. ставить вопросы, давать определения понятиям;
  • 3. высказывать суждения и делать умозаключения;
  • 4. классифицировать и наблюдать .

Автор считает, что необходимо использование творческих заданий, имеющих целью тренировку умения перерабатывать математическую информацию, так как они способствует повышению интереса, мотивации к учёбе. Например, "Можно ли разбить прямоугольный торт тремя прямолинейными разрезами на семь частей так, чтобы на каждой части была розочка?", "Можно ли разрезать остроугольный треугольник на два тупоугольных треугольника? на три?" Решение данных задач является пропедевтикой к изучению геометрии. Они формируют у учащихся понятие плоской фигуры, умение строить такие фигуры и использовать их свойства при решении задач.

Для развития познавательного интереса к изучению математики и понимания значимости математических знаний можно проводить уроки, связывающие предметную направленность и реальную жизнь. Например, создать на уроке ситуацию, схожую с жизненной: совершение покупок в магазине, расчёт скидок, ремонт в квартире, строительство дома и др. Учащимся можно предложить решить практическую задачу, связанную с расчётом количества материала, времени и т. д.

Для повышения эффективности обучения автор считает обязательным использование на уроках информационно-коммуникационных технологий, а именно учебников, методических материалов, справочников и др. Учитель должен добиться того, чтобы каждый ребёнок умел пользоваться учебной литературой самостоятельно. Таким образом, повышается мотивация к учению, стимулируется познавательный интерес и возрастает результативность самостоятельной работы. Если проводится урок изучения новой темы, не нужно зачитывать материал из учебника хором или поручать чтение кому-то одному - это должен делать каждый самостоятельно про себя на уроке либо дома, чтобы научиться выделять из большого объёма информации то необходимое, что может понадобиться для дальнейшего закрепления материала. Если проводится урок закрепления пройденного материала, можно предложить каждому учащемуся самостоятельно выбрать список заданий, по которым он будет работать. Например, можно проводить урок в форме самостоятельной деятельности на уроке, для чего необходимо составить список заданий по пройденной теме на трёх уровнях сложности. Уровень своей самостоятельной работы учащиеся могут выбрать сами или при помощи учителя, если они в этом нуждаются.

Гебекова А.Н., Исаева М.А. считают, что одним из активных методов формирования учебно-познавательной компетенции на уроке является создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к воспитанию и развитию творческих способностей учащихся, к обучению их системе активных умственных действий. В процессе обучения главным является постановка перед учащимися на уроках какой-то маленькой проблемы и старание совместно с ними ответить на поставленный вопрос. При ознакомлении учащихся с новыми математическими понятиями, при определении новых понятий знания не сообщаются в готовом виде. Здесь уместно побуждать учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, в результате чего у детей и возникает поисковая ситуация. Итак, при определении нового понятия учащимся можно предложить только объект мысли и его название. Ученики самостоятельно определяют новое понятие, затем с помощью учителя могут уточнить это определение и закреплять его.

Другой способ создания поисковой ситуации - использование практического опыта учащихся, опыта выполнения ими практических заданий в школе или дома. Поисковые ситуации в этом случае будут возникать при попытке учащихся самостоятельно достигнуть поставленной перед ними практической цели. Обычно ученики в итоге анализа ситуации сами формулируют задачу поиска.

Следующим из активных методов формирования учебно-познавательной компетенции на уроке является организация исследовательской деятельности школьников на уроках математики. Для того, чтобы ученик стал субъектом учения, необходимо поставить его в такие условия, в каких бывает ученый в момент открытия. Во время организации такой работы учителю необходимо постараться держать "паузу незнания", чтобы включить детей в дискуссию. Каждый из учеников имеет право на свою точку зрения, каждый ответ проверяется, как возможный вариант. Дети довольно быстро отказываются от руководства учителя и берут управление в свои руки.

Авторы полагают, что для формирования учебно-познавательной компетенции можно использовать информационно-коммуникационные технологии на уроках математики. Самостоятельное создание презентаций к уроку, поиск материалов в Интернете по заданному вопросу, компьютерное тестирование - все это изменяет процесс обучения, способствует лучшему усвоению учебного материала.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что наиболее удачными для формирования познавательных УУД авторы рассматривают проблемную технологию (проблемно-диалогическую) и проектную технологию, в которых ученик включается в творческую самостоятельную или групповую поисковую деятельность.

Учителю необходимо создавать такую учебную ситуацию, которая вызвала бы у обучающихся потребность, желание узнать эти сведения и совместно работать в направлении целей. На уроках математики для учащихся продуктивно высказывать свои предположения, пробовать самим ответить на вопрос, а потом проверять или уточнять ответ.

"Проблемно-диалогическое обучение - это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога" .

На уроке предъявления нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Постановка проблемы - это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения - этап формирования нового знания. При этом постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Таким образом, на проблемно-диалогических уроках учитель сначала посредством побуждающего или подводящего диалога помогает ученикам поставить учебную проблему, то есть сформулировать тему урока или вопрос для исследования. Тем самым учитель вызывает у школьников интерес к новому материалу, формирует познавательную мотивацию. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога учитель организует поиск решения, или "открытие" нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками нового материала.

Технология проблемного диалога даёт развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. Следовательно, именно такая технология способствует развитию общеучебных познавательных УУД.

В современной педагогической науке проектная деятельность рассматривается как дидактическое средство активизации познавательной, творческой деятельности, развития творческих способностей и одновременно формирования определенных личностных качеств. Она основана на гибкой организации процесса обучения учащихся.

"Проектная деятельность - это совместная познавательная, творческая деятельность учащихся, направленная на овладение ими приёмами самостоятельного достижения поставленной познавательной задачи, удовлетворения познавательных потребностей, стимулирующая самореализацию и развитие личностно значимых качеств в процессе выполнения учебного проекта"

А.Н. Бредихин, М.Н. Савоненко отмечают, что использование ИКТ на уроках математики в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Уроки с использованием ИКТ позволяют сделать их более интересными, мобильными, насыщенными, что активизирует познавательный интерес учащихся, а это, в свою очередь, даст толчок к освоению общеучебных умений.

Включение ИКТ в учебный процесс позволяет организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках математики и сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся, что способствует повышению качества усвоения учебного материала и усилению образовательных эффектов.

  • - обеспечить положительную мотивацию обучения;
  • - проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
  • - обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
  • - усовершенствовать контроль знаний;
  • - рационально организовывать учебный процесс, повысить эффективность урока;

формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;

Обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам .

Бижова, Т.В. пишет, что проектная деятельность играет огромную роль в развитии познавательных действий, в частности, она предполагает развитие умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, структурировать тексты, умения делать выводы и умозаключения, классифицировать. Сюда же можно отнести и навыки работы со справочниками, слушание речи, наблюдение, избирательное запоминание, обобщение. Защита проекта, защита результатов и оценивание полученных результатов, их применение к новым ситуациям - все это компоненты проектной деятельности, которая ведет к развитию познавательных УУД.

  • - самостоятельность, которая возникает из неявно сформулированной цели;
  • - свобода применения всех имеющихся знаний и опыта (а значит, и его обогащение);
  • - разнообразие видов самостоятельной деятельности: коммуникативной, мыслительной, практической;
  • - практическое значение проектного продукта .

Таким образом, для наиболее успешного формирования общеучебных УУД у младших школьников необходимо включать их в исследовательскую деятельность, создавать проблемные ситуации на уроках математики, где учащиеся, совершая самостоятельный поиск решения задачи, будут прочно усваивать новые знания.

Проанализировав литературу и обобщив вышесказанное можно сделать вывод, что для успешного формирования общеучебных УУД необходимо создавать следующие условия на уроках математики:

  • - включение в работу каждого учащегося - без этого невозможна сама интеллектуальная работа;
  • - создание благоприятной атмосферы на уроках и демократическое сотрудничество учителя и учащихся;
  • - разнообразие форм работы, что обеспечит стимулирование познавательного интереса;
  • - применение в обучении технологий деятельностного типа, где учащиеся могут самостоятельно добывать знания;
  • - организация самостоятельной работы учащихся;
  • - активное включение учеников в проектную деятельность, способствующую самостоятельному поиску.
Условия формирования универсальных учебных действий в урочной деятельности при переходе на ФГОС НОО.

Бурлакова М.В.

Разработаны, апробированы и утверждены Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения для начальной школы.

С 2011-12 учебного года я как учитель начальной школы стараюсь реализовать требования ФГОС в практику своей работы, для этого надо переосмыслить цели и ценности современного начального образования с позиции новых стандартов начального общего образования.

В чем теперь заключается роль начальной школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться. Учить себя – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет!

Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД) . Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта .

Работая по УМК «Школа России», главной целью своей педагогической деятельности считаю формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться.

Овладение обучающимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Совершенно очевидно, что жёсткой градации по формированию определённого вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет, и не может быть. Однако, перенос акцентов возможен. В одних темах может уделяться большое внимание формированию одних видов УУД, в других – на формирование других УУД. Но в целом, на современном уроке идёт формирование всех четырех видов универсальных учебных действий.

С первой минуты урока обучающихся стараюсь включить в организацию своей учебной деятельности (регулятивные УУД) К ним относятся:

Целеполагание, как постановка учебной задачи (Каким бы вы хотели видеть наш урок? Какие качества нужно проявить, чтобы получился такой урок?) Далее, обучающиеся разгадав ребусы, самостоятельно формулируют тему урока.

При повторении изученного материала ставлю перед обучающимися новую проблему (формируются коммуникативные УУД). Всем группам необходимо выбрать верные утверждения, например, о Луне, после чего они должны ответить на вопросы: Как вы думаете, может ли на Луне идти дождь? После предположений обучающихся начинается совместное открытие нового.

Почему дождь идёт на Земле? Каждый из ребят думает по – разному, но опыт помог нам выбрать правильный ответ (проводится опыт с комментированием).

Таким образом, ребята самостоятельно сделали вывод и сравнили его с выводом учёных (чтение вывода в учебнике). Ребята принимали активное участие в проведении опыта . На этом этапе урока развивались УУД во всех сферах:

Личностные (формирование интереса)

Регулятивные (постановка учебных задач, нахождение пути их решения, самооценка)

Познавательные (наблюдали и делали выводы, работали с учебником, использование простейших предметов для проведения опыта)

Коммуникативные (участвовали в диалоге, отвечали на вопросы, слушали и понимали речь других)

Важно отметить такое регулятивное универсальное учебное действие как рефлексия. Рефлексия обучающимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности.

Очень эффективно при формировании УУД использование учебного диалога. Учебный диалог – субъект – субъектное взаимодействие учителя и обучающихся, а также самих обучающихся, перерастающее в продуктивное сотрудничество в ходе внутригрупповой или общеклассной дискуссии при постановке и решении учебных задач.

Учебный диалог возникает только в процессе учебной деятельности, которую направляет и побуждает потребность в самоизменении действующего субъекта. Эта потребность реализуется в решении учебных задач , когда происходит усвоение общих способов действий с предметами и основ понятийного знания (а не разрозненных определений, фактов, формул и т. п.). Решение учебных задач осуществляется специфическими учебными действиями.

Учебная деятельность требует особой формы ее осуществления – учебного сотрудничества детей и взрослых в форме дискуссий, побуждающих ее участников к пониманию и координации разных точек зрения, к обоснованию и проверке своих гипотез и выводов.

Таким образом, учебный диалог имеет обширный образовательный потенциал, так как способствует формированию УУД.
Мой опыт работы в начальной школе показывает, что моделирование уроков по формированию УУД – дело непростое, но сегодня – это требование времени . На уроках математики универсальным учебным действием может служить познавательное действие (объединяющее логическое и знаково-символическое действия), определяющее умение ученика выделять тип задачи и способ ее решения. С этой целью ученикам предлагаю ряд заданий, в котором необходимо найти схему, отображающую логические отношения между известными данными и искомым. Предметом ориентировки и целью решения математической задачи становится здесь не конкретный результат, а установление логических отношений между данными и искомым. В этом случае ученики решают собственно учебную задачу, задачу на установление логической модели, устанавливающей соотношение данных и неизвестного. А это является важным шагом учеников к успешному усвоению общего способа решения задач, независимо от того, на каком предметном материале они будут предъявлены – математических, физических, химических и других.

Часто предлагаю ученикам парные задания, где универсальным учебным действием служит коммуникативные действия, которые должны обеспечивать возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.

С целью формирования регулятивного универсального учебного действия – действия контроля, часто практикую приемы самопроверки и взаимопроверки текста. Учащимся предлагаю тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические, пунктуационные, стилистические, лексические, орфографические). А для решения этой учебной задачи совместно с детьми составляю правила проверки текста, определяющий алгоритм действия.

Одним из эффективных методов формирования УУД, является проектное обучение, которое предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности обучающихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий .

В связи с этим организация групповой работы обучающихся является для меня особой педагогической задачей. Взаимодействие «учитель – группа совместно действующих детей» является исходной формой учебного сотрудничества в классе.

Условия успешного формирования универсальных учебных действий у младших школьников.

На разных возрастных ступенях при формировании УУД формулируются конкретные цели . Младшие школьники только осваивают умение учиться, именно у них первостепенным является формирование мотивации к дальнейшему обучению. Ведь недаром бытует мнение: чему научили ребенка в начальной школе, с тем он и пойдет дальше , и от этого зависит его успешность в дальнейшем. Итак, каковы условия, обеспечивающие у младших школьников формирование основ умения учиться и способности организации своей деятельности?

Первое условие для успешного формирования УУД – педагогическая компетентность учителя.

Как научиться самому ставить цели, планировать деятельность, прогнозировать результат, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность? И самое главное, как убедить себя в необходимости снова и снова возвращаться к осознанию, пониманию и оцениванию собственного педагогического опыта? Несомненно, этому можно научиться только при взаимодействии с коллегами : быть готовым к восприятию инновационного опыта, понимать необходимость самообразования и самосовершенствования, быть способным сотрудничать с коллегами, делясь своим опытом и перенимая опыт других учителей.

Второе условие для успешного формирования УУД – включение в учебную деятельность , правильная организация которой состоит в том, что учитель, опираясь на потребность и готовность школьников к овладению знаниями, умеет ставить перед ними на определенном материале учебную задачу, умело организует процесс выполнения учащимися учебных действий (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка). Таким образом, я делаю процесс учения привлекательным для своих учеников:

Не преподношу ученикам новое знание в готовом виде, а организую процесс обучения так, чтобы они добывали это знание в процессе собственной учебно-познавательной деятельности , понимая и принимая систему ее норм;

Соблюдаю преемственность между дошкольным образованием и начальной ступенью обучения, учитывая возрастные психологические особенности развития детей;

Выбираю средства обучения, формирующие у учащихся обобщенное системное представление о мире (природе, обществе, самом себе);

Создаю доброжелательную атмосферу при организации учебного взаимодействия;

Формирую у учащихся способность к аналитическому выбору и адекватному принятию решения в ситуации выбора;

Создаю условия для приобретения учащимися опыта творческой деятельности ;

- предлагаю ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечиваю при этом его усвоение на уровне государственного стандарта знаний .

СПОСОБЫ , какими я реализую данное условие, следующие:

Четвертое условие для успешного формирования УУД – диагностика.

На заседании школьного методического объединения учителей начальных классов нами была определена модель выпускника начальной школы. В ней как раз и заложена сформированность всех четырех видов УУД. В своем классе я, начиная со второго года обучения, провожу диагностику уровня сформированности компонентов учебной деятельности, что позволяет в свете новых ФГОС говорить об уровне сформированности регулятивных УУД. Развитие УУД данного вида происходит по мере становления ученика как субъекта учебной деятельности; о высоком уровне сформированности учебной деятельности можно говорить в случае осознанного и самостоятельного осуществления школьником ее компонентов: мотивационного, целевого, исполнительского и контрольно-оценочного. Результаты диагностики составляют часть портфолио обучающихся, где каждый имеет возможность проследить свой личностный рост.

Конечно, я, учитель начальных классов, не могу говорить о том, что у моих учеников полностью сформированы все компоненты учебной деятельности. Но при такой организации учебно-воспитательного процесса у них закладывается прочная основа для успешного ее формирования в основной школе: внутренняя потребность и мотивация к усвоению нового, умение учиться в условиях коллектива , вера в свои силы. У ребенка есть возможность реализовать свои способности, он учится жить в обществе. Уверена, что моему ученику будет интересно, комфортно и хорошо в основной школе. Он обязательно будет успешен, а, значит, счастлив.

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области «Зерноградский педагогический колледж»

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: Педагогические условия формирование личностных универсальных учебных действий младших школьников

специальность: 050146 «Преподавание в начальных классах»

Выполнила: Руководитель:

Студентка 3 «А» группы Ковалева Е. И.

Нуриева Филюра Жияншаевна

Допущено к защите

_____________________

Подпись руководителя

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....3 ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1.1 Сущность понятий «универсальные учебные действия», «личностные универсальные учебные действия»……………………………………………..5 1.2 Возрастные особенности формирования личностных универсальных учебных действий у учащихся младших классов………………………………8 ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 2.1 Технологии формирования личностных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста……………………………..11 2.2 Изучение опыта педагогов практиков по исследуемой проблеме………...................................................................................................19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….....28

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

С вступлением в силу в 2011 году нового федерального государственного образовательного стандарта начального образования целью образования становиться общекультурное, личностное, и познавательное развитие учащихся, которое обеспечивает такую компетенцию, как умение учиться и поэтому возникает необходимость пристального изучения новых требований, которые выдвигает общество и время.

Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) начального общего образования определил в качестве главных результатов формирование универсальных учебных действий (далее УУД), которые обеспечивают школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (далее ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенции учащегося, в том числе социальной и личностной. В результате развития личностных универсальных действий формируется личностная позиция школьника, адекват­ная мотивация учебной деятельности, включая учебные и по­знавательные мотивы, ориентация на моральные нормыи их выполнение, способность к моральной децентрации.

Исходя из этого тема «Формирование личностных универсальных учебных действий у младших школьников» является актуальной.

Объектом исследования является процесс формирования личностных УУД детей младшего школьного возраста.

Предметом исследования являются педагогические условия формирования личностных УУД младших школьников.

Цель исследования - выявить педагогические условия формирования личностных УУД детей младшего школьного возраста.

Гипотеза : процесс формирование личностных УУД будет проходить эффективнее, при соблюдении следующих условий:

Учитель понимает необходимость освоения ребёнком УУД, знает, как правильно проектировать уроки, направленные на формирование УУД и умеет организовывать деятельность учеников, в ходе которой осуществляется формирование УУД;

Для образовательного процесса будут выбраны технологии организации учебной деятельности, свойственные возрасту обучающихся;

Деятельность педагога по формированию УУД детей младшего школьного возраста будет в системе.

Цель и гипотеза помогли нам сформировать следующие задачи :

Изучить сущность понятий «личностные УУД», «УУД»;

Изучить возрастные особенности формирования личностных УУД;

Изучить и раскрыть технологии формирования личностных УУД;

Описать опыт педагогов- практиков по формированию личностных УУД.

В нашей работе мы использовали следующие методы :

Изучение и анализ научной литературы;

Изучение и обобщение опыта педагогов практиков.

Курсовая работа состоит из введения, 2-х глав (теоретический и практический), заключения, списка литературы, приложения.

ГЛАВА I . ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
    1. Сущность понятий «универсальные учебные действия», «личностные универсальные учебные действия»

В нашей исследовательской работе мы раскроем базовые понятия.

Ключевыми понятиями в нашей исследовательской работе являются понятия «универсальные учебные действия», «личностные универсальные учебные действия».

Как писал А. Г. Асмолов, универсальные учебные действия в широком смысле означают умения учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В узком смысле УУД – это совокупность способов действия учащихся (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Т. В. Василенко, дает следующее обоснование понятию: «Универсальные учебные действия(УУД)- инвариантная основа образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальных учебных действий создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умение учиться».

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (далее ФГОС) универсальные учебные действия (далее УУД) - это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

По мнению А. В. Федотовой, УУД- это и есть обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик».

А.Г. Асмолов, Т.В. Василенко, А.В. Федотова выделяют следующие функции УУД :

Обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

Создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;

Обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

А. Г. Асмолов указывает на 4 блока УУД: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, саморегуляция)

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, самостоятельное, выделение, поиск информации, структурирование знаний.

К коммуникативным действиям относятся: (постановка вопросов, разрешение конфликтов, выявление, идентификация проблемы, управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка его действий, умение выражать свои мысли.

Остановимся более подробно на личностных УУД. А. Г. Асмолов подчеркивает, что они обеспечивают ценностно – смысловую ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Ценностно – смысловая ориентация- личности школьника лежит в основе поведения субъективного и отношения к выбранной деятельности, является сензитивным периодом развития компонентов личности, связанных с формированием мировоззрения. В частности, становление мировоззрения взаимосвязано с ценностно-смысловой сферой личности, которая в данный период устойчивые. Это проявляется в виде возрастных особенностей младшего школьника, черт характера, его интересов и т. д.

Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

Смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет

для меня учение? - и уметь на него отвечать;

Нравственно- этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Итак, в первом параграфе, изучив научную литературу, мы раскрыли и проанализировали следующие понятия: «универсальные учебные действия» и «личностные универсальные учебные действия», предложенные такими ученными как А.Г Асмоловым, Т.В. Василенко, А.В. Федотовой и выяснили, что под УУД понимают совокупность способов действия учащихся связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса, а также различают 4 вида УУД: познавательные, регулятивные, коммуникативные и личностные. Изучив более подробно личностные УУД, можно сказать, что для формирование личностных УУД необходимо обеспечивать ценностно – смысловую ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

УУД могут быть сформированы только в сфере новых условиях учебной деятельности. В связи с этим возникла необходимость изучить возрастные особенности младшего школьного возраста.

    1. Возрастные особенности формирования личностных универсальных учебных действий у учащихся младших классов

В связи с тем, что мы рассматриваем возрастные особенности формирования личностных УУД именно у младших школьников нам необходимо рассмотреть психологическую характеристику детей этого возраста.

Как утверждал О. Б Дарвиш младший школьный возраст- это вершина детства. В современной периодизации психологии развитие охватывает от 6-7 до 9-11 лет. В этом возрасте происходит смена образов и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности – учебная деятельность. В школе он приобретаете не только новое знания и умения, но и определенный социальный статус.

В.С Мухина считает, что младший школьный возраст определяется не только важным внешним обстоятельством в жизни ребенка - поступлением в школу, но и постоянными обязанностями, связанными с учебной деятельностью, при переходе ребенка в новую систему отношений с окружающими его людьми.

Р.С. Немов говорил, что младший школьный возраст- время закрепления мотива достижения успехов в качестве устойчивого личностного свойства человека. Доверительность и открытость, послушание и исполнительность- важные личностные особенности младших школьников. Формирование адекватной самооценки и нормального уровня притязаний у ребенка. Осознание того, что успех зависит от старания и прилагаемых усилий, чем от имеющихся способностей.

В этот период ребенка ждет крупная перемена в жизни, ведущей деятельностью становиться учение.

Для дальнейшего развития личности младшего школьника особо значима потребность во внешних впечатлениях, так как именно на основе этой потребности быстро развиваются новые духовные потребности, в том числе и познавательные: потребность овладеть знаниями, умениями, навыками, проникать в их сущность.

И. П. Подласый говорил, что становление личности школьника происходит под влиянием новых отношений со взрослыми, т.е. учителями и сверстниками(одноклассниками), новых видов деятельности (учения) и общения, включения в целую систему коллективов (общешкольного, классного). Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для развития нравственных качеств личности. Этому способствует податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, а главное- огромный авторитет, которым пользуется учитель.

В психологическую характеристику детей младшего школьного возраста входит внутренняя позиция школьника, которая является возрастной формой самоопределения в старшем дошкольном возрасте. Сформированность внутренней позиции школьника, исследовали такие ученые, как М.Р. Гинзбург, Н.И. Гуткина, В.В. Давыдов, А.З. Зак, Т.А. Нежнова, К.Н. Поливанова, Д.Б. Эльконин и другие. Во многих исследованиях была выявлена сложная динамика формирования внутренней позиции школьника, которая находит отражение в мотивационно-смысловой сфере и в отношении к школьным предметам.

Анализируя интернет-источники мы узнали, что внутренняя позиция школьника - это отношение ребенка к занятиям, связанным с выполнением обязанностей ученика, которое обусловливает соответствующее поведение в учебной ситуации и является возрастной формой самоопределения в старшем дошкольном возрасте.

В.С. Мухина выделила следующие критерии сформированности внутренней позиции школьника:

Положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, т. е. в ситуации необязательного посещения школы ребенок продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания;

Проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что отражается в предпочтении уроков школьного типа урокам дошкольного типа, в наличии адекватного содержательного представления о подготовке к школе;

Предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, положительное отношение к школьной дисциплине, направленной на поддержание общепринятых норм поведения в школе; предпочтение социального способа оценки своих знаний - отметки дошкольным способам поощрения (сладости, подарки) (Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер, 1988).

Адекватной системой мотивов для начальной школы следует признать сочетание познавательных, учебных, социальных мотивов и мотивации достижения.

Развитие учебных и познавательных мотивов в начальной школе требует от учителя организации следующих условий:

Создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения учащихся к учебе;

Формирование рефлексивного отношения школьника к учению и личностного смысла учения (осознание учебной цели и связи последовательности задач с конечной целью);

Обеспечение учеников необходимыми средствами решения задач, оценивание знаний учащегося с учетом его новых достижений;

Организация форм совместной учебной деятельности, учебного сотрудничества.

В исследованиях А. В. Леонтьева роли учебной деятельности в развитии самооценки младшего школьника было показано, что рефлексивная самооценка развивается благодаря тому, что ученик сам участвует в оценивании, в выработке критериев оценки и их применении к разным ситуациям. В связи с этим учителю необходимо научить ребенка фиксировать свои изменения и адекватно выражать их в речи.

По мнению автора А. Г. Асмолова личностная саморегуляция, основанная на самооценке школьника, обеспечивается включенностью в мотивационно-смысловую сферу личности, формированием в ходе учебной деятельности рефлексивного отношения к себе, нравственно-этическим оцениванием ребенком своих поступков на основе усвоения системы нравственных норм; развитием мышления, позволяющим дифференцировать самооценку.

Итак, мы изучили возрастные особенности младших школьников и можем сказать, что младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства и является наиболее благоприятным для формирования универсальных учебных действий.

Вывод: Во первой главе мы раскрыли понятия «универсальные учебные действия» и «личностные универсальные действия», а также изучили и проанализировали возрастные особенности детей младшего школьного возраста и пришли к выводу, что формирование личностных УУД является обязательной составляющей образовательного процесса и должно начинаться с первой ступени, но при работе по формированию личностных УУД необходимым является учет возрастных особенностей младшего школьника.

В результате мы пришли к выводу, что чтобы выявить педагогические условия формирования личностных УУД детей младшего школьного возраста необходимо рассмотреть технологии формирования личностных УУД, а также проанализировать опыт педагогов-практиков.

ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

2.1 Технологии формирования личностных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста.

Для успешной работы с нашей проблемой нам необходимо рассмотреть технологии формирования личностных универсальных учебных действий.

Педагогическая технология (от др.-греч. τέχνη - искусство, мастерство, умение; λόγος - слово, учение) - специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения.

Современному учителю необходимо применять и вариативно использовать разнообразные технологии обучения для построения процесса обучения школьников таким образом, чтобы развить у каждого ребенка интерес и стремление учиться, а также сформировать у ребенка совокупность универсальных учебных действий, которые позволят ему самостоятельно осуществлять процесс познания и обеспечат способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Каждый учитель должен обладать способностью целенаправленно проектировать задания, развивающие уровень владения учащимися различными универсальными учебными действиями.

Литературное чтение является наиболее подходящей дисциплиной для формирования личностных универсальных учебных действий. Поскольку к ключевым направлениям учебного предмета «Литературного чтения» относится:

Формирование навыков правильного, выразительного и сознательного чтения, чтение вслух и про себя (что позволит развить коммуникативно-речевые умения);

Приобщение к чтению художественной литературы, ее нравственно-духовным и эстетическим ценностям (так у младших школьников будет формироваться нравственно-эстетическое отношение к людям и окружающему миру);

Формирование у начинающего читателя интереса к книге, к истории ее создания (способствует расширению кругозора юных читателей, проявлять познавательные интересы в выборе произведения).

Наиболее эффективные пути и способы развития универсальных учебных действий в контексте уроков литературы:

Учебное сотрудничество

Формирование универсальных учебных действий в процессе анализа художественного текста

Формирование универсальных учебных действий в процессе исследовательской и проектной деятельности

Личностные действия формируются на уроках через прослеживание «судьбы героя», на основе сравнения себя с героями литературных произведений, знакомства с героическим прошлым России с подвигами и достижениями ее граждан. Для формирования личностных действий необходимо использовать различные методы обучения в комплексе. В раннем школьном возрасте усвоение правил нравственного поведения происходит на основе подражания взрослым, учителю, родителям, через инсценировки стихотворений, рассказов нравственной тематики. Важно учить детей оценивать свои поступки. А учителю быть тактичным в поощрении и порицании при обсуждении нравственных поступков. Обучая самих детей оценивать поступок, важно учить выделять мотив, то есть для чего, во имя чего совершается тот или иной поступок. Младшим школьникам легче осознать поступки и их мотивы у других людей, чем их собственные.

Наиболее эффективными, для формирования личностных УУД на уроках литературного чтения, будут следующие технологии

1.Технология решения изобретательских задач.

Разработанная Г. С. Альтшуллером теория решения изобретательских задач (далее ТРИЗ) – одна из инновационных технологий, способных повысить эффективность образования в условиях внедрения ФГОС НОО.

В основе ТРИЗ-педагогики лежат:

1.методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции (РТВ – развитие творческого воображения);

2.методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных задач;

3.воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности.

ТРИЗ даёт для учителя возможность:

Усовершенствовать методику преподавания предмета;

Работать с увлечением;

Сделать свой предмет интересным для детей;

Создать у учащихся единую систему мировоззрения;

Пользоваться доверием детей и их родителей.

Внедрение ТРИЗ-РТВ-технологии в практику учителей начальных классов позволяет решить следующие педагогические задачи:

1. Воспитательные:

Формирование у детей правильного отношения к окружающему миру;

Развитие у детей самостоятельности, уверенности в своих силах, ощущения, что они смогут справиться с решением любой задачи;

2. Образовательные:

Повышение уровня общей образованности учащихся;

Формирование положительного отношения детей к учебному процессу;

Умение анализировать и решать изобретательские, практические и социальные задачи;

Целенаправленное развитие системно-диалектического мышления.

3. Развивающие:

Развитие памяти, внимания, логики и интеллекта в целом;

Развитие творческих способностей (беглости, гибкости, оригинальности мышления);

Развитие пространственного мышления;

Развитие речи;

Умение анализировать, синтезировать, комбинировать;

Развитие творческого мышления.

Основное направление в начальной школе – развитие управляемого творческого воображения и фантазии и пропедевтика ТРИЗ, то есть подготовка сознания ребенка к дальнейшему восприятию ТРИЗ.

Для этого используются мозговой штурм, метод пиктограмм, дихометрия (сужение поля поиска) и методы создания речевых творческих продуктов (загадки, метафоры, творческие сочинения по картине)

2. Технология развития критического мышления через чтение и письмо (далее РКМЧП) была разработана в конце XX века в США. Ее авторы: Д. Стил, К.Мередит, Ч.Темпл.

Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развития качеств личности открытого общества. Технология пригодна для решения многих проблем в образовательной сфере.

Технология РКМЧП позволяет создать на уроке атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем. Развитие критического мышления важно для человека в современном мире, так как новый век требует творческой деятельности. Критическое мышление помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни, формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них, позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности.

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Цели технологии РКМЧП:

1.Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.

2.Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

3.Развитие аналитического, критического мышления. Задача научить школьников:

Выделять причинно-следственные связи;

Рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;

Отвергать ненужную или неверную информацию;

Понимать, как различные части информации связаны между собой;

Выделять ошибки в рассуждениях;

Делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;

Быть честным в своих рассуждениях;

Определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;

Выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение;

Уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;

Подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;

Отделять главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентировать на первом.

4. Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

5. Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

Технология РКМЧП – надпредметная, проникающая, она применима в любых программе и предмете.

В основу технологи положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий).

Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

Первая стадия – «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.

Вторая стадия – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.

Третья стадия – «рефлексия» - размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

На уроках литературы в рамках данной технологии учащиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепочки доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

3. Технология продуктивного чтения.[ 15]

Технология продуктивного чтения, разработана профессором Н.Н. Светловской. Эта технология направлена на формирование личностных УУД, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников, умения извлекать информацию из текста. Таким образом, на материале текстов учебника строится формирование правильной читательской деятельности.

Технология продуктивного чтения обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на трех этапах работы с текстом.

I этап. Работа с текстом до чтения

Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, то есть умения предполагать, предвосхищать содержание текста. Перед чтением любого произведения эффективно использовать приём «прогнозирования», ученикам предлагаются ориентировочные действия (рассмотри заглавие, иллюстрации, обрати внимание на жанр, структуру произведения). Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании. На основании увлекательной поисковой работы, в процессе которой пополняются литературоведческие знания учащихся, а также совершенствуется их внимание, память, мышление, речь, школьники сами формулируют тему урока. Учитывая тему и используя опорные фразы, школьники определяют цель урока «Прочитаем текст, проведем диалог с автором, проверим наши предположения». Таким образом, технология продуктивного чтения позволяет учителю организовать исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях.

II этап. Работа с текстом во время чтения

Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации. Первичное чтение текста организуется в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Это может быть самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение. Далее идет выявление первичного восприятия, выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

Основная задача учителя на данном этапе – помочь ребенку увидеть в тексте автора (его отношение к героям, к ситуации, решить проблему «писатель и действительность»), а это возможно лишь в ходе повторного (аналитического, изучающего, «медленного») чтения.

III этап. Работа с текстом после чтения

Цель – корректировка читательской интерпретации авторским смыслом. Результатом коллективного обсуждения, прочитанного должно стать понимание авторского смысла, выявление и формулирование основной идеи текста.

В данной технологии рассказ учителя о писателе и беседа с детьми о его личности рекомендуются после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребенок сможет соотнести ее с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения.

На данном этапе предусмотрено повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации. Проводится беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, главной мыслью автора. По иллюстрации использую следующие вопросы: какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)? Точен ли художник в деталях? Совпадает ли видение автора с вашим?

Для третьего этапа работы с текстом предусмотрено творческое задание.

Итак, в данном параграфе, мы рассмотрели технологии формирования личностных УУД на уроках литературы, такие как: технология решения изобретательских задач, технология развития критического мышления через чтение и письмо и технология продуктивного чтения. Мы можем сделать вывод о том, что для формирования личностных УУД необходимо использовать различные технологии вкомплексе.

2.2 Изучение опыта педагогов- практиков по исследуемой проблеме.

В ходе работы над проблемой «формирование личностных универсальных учебных действий младших школьников» нами изучен опыт педагогов- практиков. Мы познакомились с работой И.В. Лоскутовой, учителя начальных классов, г. Саяногорск, МБОУ г. Саяногорск лицей «Эврика».

По ее мнению, одним из способов формирования личностных УУД является учебные действия отражающие в системе ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира его внутренняя позиция:

Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности,

Желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся,

Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению,

Осваивать новые виды деятельности,

Участвовать в творческом, созидательном процессе;

Осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;

Осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;

Стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

Для формирования личностных универсальных учебных действий учителем были использованы следующие виды заданий:

Участие в проектах;

Творческие задания;

Зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;

Мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;

Самооценка события, происшествия;

Дневники достижений.

Ирина Владимировна использовала данные виды заданий на уроке литературного чтения для формирования правильного типа читательской деятельности, которая представляет собой трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг (до чтения, в процессе чтения и после чтения). Н.Н. Светловская выделяет этапы работы с текстом на уроках:

До начала чтения

В процессе чтения

После чтения (где вступает в права проблемно-диалогическая технология)

На основании заглавия, иллюстрации и ключевых слов дети высказывают свои предположения о теме, героях произведения, последовательности событий.

Создание проблемной ситуации с помощью проблемного вопроса, является наиболее оптимальным где в процессе происходит беседа, помогающая понять авторский замысел, «спрятанный между строк», рассказ о писателе, о его личности опираясь на личный опыт обучающегося.

Изучив опыт работы Ирины Владимировны по формированию личностных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения мы увидели, что педагог обеспечивает ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Формирование личностных УУД так же активно реализуются и во внеурочной деятельности, внеурочная деятельность введена в базисный план как важная составляющая содержания образования, увеличивающая его вариативность и адаптивность к интересам, потребностям и способностям школьников. Кроме того, внеурочная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных особенностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности. В связи с этим мы изучили опыт И.Е. Хохолиной, учителя начальных классов, МОУ гимназия №33 г. Кострома, которая разработала вкладыш в школьный дневник, который способствует формированию личностных УУД у большинства учащихся.

Целью данной работы является научить детей адекватной самооценке и самоконтролю. Это был всего лишь один лист под названием «Воспитай себя сам». И она с ребятами вместе решила, какие качества они должны в себе воспитать и что для этого необходимо выполнять. Все требования разделили на три группы:

1.Здоровый образ жизни;

2.Учебная деятельность;

3.Воспитанность.

Затем они договорились, в какой форме будут записывать полученные результаты. Оценивание по заданным критериям происходило еженедельно, в течение четверти. Оценивание делится на два вида оценок: прогностическую и ретроспективную (реальную).

Прогностическую оценку дети ставят в начале недели, как бы предполагая и одновременно настраивая себя на лучший результат по заданным критериям на целую неделю. И затем она ставится в отдельной колонке (прогностическая оценка).

Оценивание происходит в цветовой системе: красный кружок - выполнял всегда, желтый – старался, синий – не получилось.

В течение недели дети стараются контролировать свои успехи или поражения по всем критериям самовоспитания.

В конце недели проводили анализ и реальное оценивание себя по заданным критериям.

По результатам оценок проводится рефлексия. Дети по желанию делятся своими успехами или трудностями в той или иной области самовоспитания.

Фразами помощниками в рефлексивной беседе могут быть:

Было легко …

Лучше, чем на той неделе …

Мне помогли …

Самое трудное …

Самое интересное …

Я не ожидал …

Пришлось себя заставлять …

На следующей неделе я …

Я постараюсь…

и другие.

Работа ведется в течение всей четверти.

По окончании четверти дети обобщают свои результаты и самостоятельно или при помощи родителей делают выводы и рекомендации в виде собственных советов на новый этап самовоспитания – новую четверть.

Такой вид самовоспитания, на взгляд учителя, необходим младшему школьнику. Постоянные поучения взрослых иногда воспринимаются не всеми детьми или выполняются без особого желания. Работая с листом «Воспитай себя сам», видя свой успех в той или иной области, наблюдая за ростом успехов, планируя свою деятельность, дети невольно, как бы играя, воспитываются естественно и непринужденно. Они привыкают к здоровому образу жизни, внимательному и культурному общению, ответственности.

Ссылаясь на стандарты нового поколения, Хохолина утверждает, что в сфере личностных универсальных учебных действий должны быть сформированы:

Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Установка на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступков;

Адекватное понимание причин успешности/не успешности учебной деятельности;

Внутренняя позиция обучающегося на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной деятельности и принятия образца «хорошего ученика»;

Ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.

Контролировать уровень развития личностных универсальных действий и помогает работа с дневником «Воспитай себя сам», в который не учитель ставит отметки, а ребёнок сам оценивает себя, следит за своими успехами, планирует дела и делится с дневником порой самым сокровенным. В дневнике с оценочным листом находится словарь, состоящий из слов, обозначающих качества людей, их черты характера. Это своего рода модель здорового воспитанного гражданина, к которой ученик должен стремиться.

Инструкция по ведению дневника

Позитивное напутствие для ребёнка от учителя

План-календарь для записи дел и важных событий с фиксированием итога

Лист «Воспитай себя сам»

Подведение итогов своей работы и запись рекомендаций

Словарь

Итак, мы изучили опыт педагогов-практиков учителя Лоскутовой И. В. МБОУ г. Саяногорск Лицей «Эврика» по формированию личностных УУД на уроках литературного чтения мы выяснили, что для достижения личностных результатов необходимо создать проблемную ситуацию с помощью проблемного вопроса для обеспечения ценностно-смысловой ориентации учащихся, знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, и ориентация в социальных ролях. Так же мы изучили опыт учителя начальных классов Хохолиной И. Е. МОУ гимназия №33 г. Костромы по формированию личностных УУД. Созданный Ириной Евгеньевной вкладыш в школьный дневник под названием «Воспитай себя сам» является наиболее удачным, способствующий учащимся самостоятельно ставить перед собой цели, стремится к их реализации, отслеживать свой результаты и делится своими успехами.

Вывод: Во второй главе нашей работы мы рассмотрели технологии формирования личностных УУД и сделали вывод о том, что для эффективности работы различные технологии необходимо использовать в комплексе. В этой же главе мы рассмотрели позитивный опыт педагогов- практиков: И.В. Лоскутовой и И.Е. Хохолиной по исследуемой проблеме «формирование личностных УУД младших школьников», и можем сделать вывод о том, что хорошие результаты можно получить благодаря целенаправленной работе по формированию личностных УУД не только в урочной деятельности, но и во внеурочной тоже.

Исходя из выше сказанного можно сделать вывод, что формирование личностных УУД это сложный процесс, для формирования которого необходимо оперятся на особенности личности школьника и формировать способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения социального опыта.

Наша проблема «Педагогические условия формирования личностных УУД младших школьников» требует дальнейшей разработки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На настоящем этапе реформирования системы образования вопрос по формирования личностных УУД младших школьников является очень актуальным. ФГОС начального общего образования определил в качестве главных результатов формирование УУД, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта.

Объектом исследования является процесс формирования личностных УУД детей младшего школьного возраста.

Предметом исследования являются педагогические условия формирования личностных УУД младших школьников.

Цель исследования- выявить педагогические условия формирования личностных УУД детей младшего школьного возраста.

В начале нашего исследования нами была поставлена цель, для реализации которой были определены ряд задач.

Решая первую задачу, мы выяснили сущность понятий «универсальные учебные действия», «личностные универсальные учебные действия». За основу мы взяли определение А.Г. Асмолова: «УУД» -совокупность способов действия учащихся (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Решая вторую задачу, мы раскрыли возрастные особенности младшего школьного возраста и пришли к выводу, что именно младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства и является наиболее благоприятным для формирования УУД.

Решая следующую задачу, мы рассмотрели технологии формирования личностных УУД на уроках литературного чтения и пришли к выводу, что для более эффективной работы нужно использовать разные технологии формирования личностных УУД.

Решая последнюю задачу, мы проанализировали опыт педагогов- практиков по формированию личностных УУД младших школьников Лоскутовой И. В. и Хохолиной И. Е. которые создали свою методику по формированию личностных УУД. И мы можем сделать вывод о том, что хорошие результаты можно получить благодаря целенаправленной работе по формированию личностных УУД не только в урочной деятельности, но и во внеурочной тоже.

Таким образом, мы считаем, что цель нашего исследования достигнута благодаря реализованным задачам.

Выдвинутая нами гипотеза: процесс формирование личностных УУД будет проходить эффективнее, если учитель понимает необходимость формирования у детей УУД, знает, как организовывать уроки; для образовательного процесса выбраны технологии для организации учебной деятельности, нашла теоретическое подтверждение.

Практическое подтверждения выдвинутой гипотезы мы планируем реализовать при прохождении преддипломной практики.

Список литературы

1. Воронцова В.Г. Гуманитарно-аксиологические основы постдипломного образования педагога: Монография. - Псков: Изд-во ПОИП-КРО, 1997. 421 с.

2. Губанова М.И. Система формирования готовности будущего учителя к педагогическому сопровождению социального самоопределения старшеклассников: Автореф. дис. д-ра пед. наук. - Кемерово, 2004. 43 с.

3. Куликова Л.Н. Саморазвитие личности: психолого-педагогические основы: учебное пособие / Л.Н. Куликова - Хабаровск: Издательство ХГПУ 2005. 320 с.

4. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб.: «Питер», 1998. 276 с.

5. Медоуз Д. Х., Медоуз Д. Л., Рандерс Й. За пределами роста. - М.: Изд. группа «Прогресс», «Пангея», 1994. 304 с.

6. Смирнова В.М. Формирование аутопсихологической компетентности студентов психологических специальностей вуза: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Саратов, 2013. 24 с.

7. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - МО-ДЭК, НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2013. 456 с.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Еник О.А., Фомина С.А.

Тольяттинский государственный университет, г. Тольятти, Самарская область, Россия

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR SHAPING OF COGNITIVE UNIVERSAL TRAINING ACTIONS OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN

Enik O.A., Fomina S.A.

Togliatti State University, Togliatti, Russia

Цель - обосновать и апробировать педагогические условия формирования познавательных универсальных учебных действий (ПУУД) у младших школьников.

Метод или методология проведения работы - диагностика уровней сформированности ПУУД у младших школьников; разработка и апробация системы заданий по развитию познавательных способностей младших школьников.

Результаты - повышение уровня сформированности ПУУД у младших школьников.

Область применения результатов - начальное образование.

Ключевые слова: познавательные универсальные учебные действия; технология формирования познавательных универсальных учебных действий; познавательные способности; логически-поисковые задания.

Purpose - to base and to approve the possibilities for shaping of cognitive universal training actions (CUTA) of primary school children.

Method or the methodology of conducting work - diagnostics of the levels of shaping of CUTA ofprimary school children; development and approval of system of tasks with respect to development of the cognitive abilities of primary school children.

Results - raising the level of shaping of CUTA ofprimary school children.

Field of application of results - elementary education.

Keywords: cognitive universal training actions; primary school children; shaping technology for cognitive universal training actions;cognitive abilities; logical- search tasks.

Начальная школа - важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться - стать «профессиональным учеником».

Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в условиях введения ФГОС НОО она существенно возрастает. Важнейшая задача современной системы образования - формирование совокупности «универсальных учебных действий», которые выступают в качестве основы образовательного и воспитательного процесса, дают возможность ученику самостоятельно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая умение учиться . В начальной школе учитель должен научить ребёнка не только читать, писать и считать, но и привить две группы новых умений. Во-первых, это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться. Во-вторых, формировать у детей мотивацию к обучению.

Термин «универсальные учебные действия» (УУД) в широком значении означает умение учиться, т. е. характеризует способность субъекта к самосовершенствованию и саморазвитию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В узком значении термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действий учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса .

Универсальные учебные действия подразделяются на: - личностные;

Познавательные;

Коммуникативные;

Регулятивные.

Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем. Принимая во внимание особенности современного общества, например, такие как: «информатизация» - необходимость в постоянном самообучении и саморазвитии, «технологизация» - необходимость умения работать с различными источниками информации, находить и решать проблемы и т.п. -мы пришли к выводу, что при организации процесса формирования УУД стоит уделить особое внимание познавательным УУД.

Изучая вопрос формирования познавательных УУД у младших школьников, мы пришли к необходимости применения в воспитательно-образовательном процессе начальной школы технологии О.А. Хо-лодовой. Ею разработана система заданий, которая представляет собой курс по развитию познавательных способностей (РПС) детей 6-7, 7-8, 8-9 и 9-10 лет. Он рассчитан на программу 1-4 классов общеобразовательной школы. Особое внимание следует уделить тому, что упражнения, выполненные в определенной последовательности, обеспечивают комплексное развитие различных видов памяти, внимания, развивают наблюдательность, воображение; способствует развитию сенсорной и двигательной сфер ребенка, формируют нестандартное мышление. Задания могут быть использованы на уроках математики, информатики, логики .

Цель нашего исследования - теоретически обосновать и экспериментально апробировать педагогические условия формирования познавательных универсальных учебных действия у детей младшего школьного возраста.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что теоретико-методологической основой разработки стандартов общего обра-

зования служит системно-деятельностный и культурно-исторический подходы, базирующиеся на положениях Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова и др., которые наиболее полно раскрывают психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, а также общей структуры учебной деятельности учащихся. Тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается формированием УУД, которые выступают в качестве основы образовательного и воспитательного процесса служит базовым положением. Так, по мнению А.Г. Асмолова, готовность к переходу на следующую ступень системы образования выражается не только и не столько на основе знаний, умений, навыков, сколько на базе сформированности основных видов УУД .

Познавательные универсальные учебные действия (ПУУД) - это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

К ПУУД относятся умения: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадях, другой дополнительной литературе; осуществлять для решения учебных задач операции сравнения, классификации, анализа, синтеза, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач. Наиболее наглядно эти умения проявляются на уроках по математике.

На основе анализа литературы нами была определена методика экспериментального исследования, которая состояла из трех этапов.

Первый этап - констатирующий эксперимент. Цель - выявить уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста.

Констатирующий эксперимент проводился на базе МБУ лицей № 51 г. о. Тольятти в параллели первых классов (с сентября 2012 г. по май 2013 г.). Были определены экспериментальная группа (1Г) и контрольная группа (1Б). В эксперименте принимали участие 52 ребенка.

На основании исследований Т.В. Гарачук, О.А. Еник, Л.Г. Петерсон [ 2; 3; 4] нами были определены показатели уровней сформированности ПУУД:

■ умение выполнять логические действия установления взаимно однозначного соответствия и сохранения дискретного множества;

■ умение различать предметную и речевую действительность;

■ умение осуществлять кодирование (декодирование) с помощью символов;

■ умение решать арифметические задачи;

■ умение выделять тип задачи и способ ее решения.

В таблице 1 представлена карта констатирующего эксперимента.

Таблица 1

Диагностическая карта констатирующего эксперимента

Показатель Диагностическое задание

1) умение выполнять логические действия установления взаимно однозначного соответствия и сохранения дискретного множества Построение числового эквивалента или взаимно однозначного соответствия (Ж. Пиаже, А. Шеминьска)

2) умение различать предметную и речевую действительность Проба на определение количества слов в предложении (С.Н. Карпова)

Продолжение таблицы 1

3) умение осуществлять кодирование (декодирование) с помощью символов Кодирование (11-й субтест теста Д. Векслера в модификации А.Ю. Панасюка)

4) умение решать арифметические задачи Диагностика универсального действия общего приема решения задач (А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова)

5) умение выделять тип задачи и способ ее решения Нахождение схем к задачам (А.Н. Рябинкина)

После проведения всех диагностических заданий мы условно разделили детей на уровни сформированности ПУУД:

высокий уровень - дети правильно устанавливают взаимно однозначное соответствие, видят неизменность количества при различных изменениях пространственного расположения предметов; правильно определяют количество не только в предметных, но и в речевых конструкциях; адекватно ис

ЗАЙЦЕВА К.П. - 2013 г.

  • Создание педагогически комфортных условий для творческой самореализации подростков в образовательном процессе

    ЛАРИСОВА И.А. - 2010 г.

  • Research of the internal position of the school student at trained at elementary school

    KUKHARCHUK OLGA VALERYEVNA, SHIPOVA LARISA VALENTINOVNA - 2015 г.