Писательское мастерство – как научиться писать тексты правильно. Уроки писательского мастерства на профессиональной основе. Урок #2: Ваша работа не искать эти идеи, а узнать их, когда они появятся

С развитием новых медиа владение словом перестало быть прерогативой профессиональных писателей, журналистов и драматургов - оно оказалось востребовано всеми, кто стремится ясно и увлекательно доносить информацию в текстовой форме, не важно, идет ли речь о подготовке ярких выступлений, постов в соцсетях или записей в личных блогах. В эту подборку T&P вошли книги, которые одинаково пригодятся и тем, кто хочет получать большее удовольствие от чтения и просмотра фильмов, так и тем, кто желает развиваться в сфере профессиональной литературной деятельности - написать сценарий собственного фильма, роман или повесть.

История на миллион долларов. Мастер-класс для сценаристов, писателей и не только

Роберт Макки

Обычно Роберта Макки, Кристофера Воглера, Сида Филда и Джона Труби относят к так называемым «сценарным гуру» - знаменитым консультантам, чьи книги приобрели культовый статус. Знаменитая работа Макки заявлена как учебник по сценарному мастерству, но окажется полезной не только сценаристам. Оригинальное название («Story: Substance, Structure, Style, and the Principles of Screenwriting») напоминает титульный лист докторской диссертации и в целом отражает фундаментальный подход к способу создания захватывающей истории. Макки основывается на классиках философии, антропологии и фольклористики, привлекает в качестве наглядных примеров свой собственный опыт работы в Голливуде и фрагменты знаменитых фильмов. Благодаря «Истории…» можно научиться выделять ключевые моменты в построении и написании сценария: различать жанры, выстраивать конфликты разных типов, прописывать сцены и привлекать подспудные идеи. Книгу отличает проработанная структура, которая может дать молодым сценаристам и писателям, жаждущим донести свои идеи до зрителей и читателей, необходимый фундамент.

Как хороший сценарий сделать великим

Линда Сегер

Одно из наиболее значимых пособий для писателей, разработанное сценарным консультантом и автором блога на The Huffington Post. Это редкая книга, в которой необходимая теория органично соединяется с конкретными примерами: Сегер дает практические советы по созданию структуры сценария, работе с мотивировкой, действием и определением цели героев, разбирает основные виды конфликтов и способы их создания. Она направляет читателя и дает необходимую драматургическую основу, а в необходимых моментах предлагает ответить на ключевые вопросы касательно своей собственной истории.

Искусство драматургии

Лайош Эгри

Книга Лайоша Эгри не случайно входит в обязательную библиотеку сценариста и писателя и имеет статус одной из классических работ, не потерявших практической ценности. Дело в том, что советы автора предельно конкретны и касаются всего писательского процесса: от поиска необходимой посылки, предшествующей созданию произведения, и вырисовывания характеров действующих лиц (с помощью ряда вопросов, которые помогают создать живые и убедительные образы), - до внимания к гармоничности темпа повествования и генерации идей в целом. Так как книга адресована прежде всего театральным драматургам, то очевидно, что практически все примеры взяты из классической драматургии - начиная с античных трагедий и заканчивая пьесами XX века.

Кино между адом и раем

Александр Митта

Работу Александра Митты можно назвать самым известным пособием по сценарному мастерству на русском языке. Текст отличается очень простым ироничным языком изложения и наполнен многочисленными примерами деталей из культовых голливудских кинофильмов и собственного опыта режиссера, при этом в необходимых моментах Митта ссылается на многовековые принципы драматургии, архетипические сюжеты и привлекает философское знание, антропологию и философию для объяснения тех или иных способов воздействия истории на зрителя. Данная книга будет полезна не только сценаристу или кинозрителю, но и автору любых произведений, так как Митта исследует сам принцип создания увлекательных историй, способных лечь в основу яркого и цепляющего сюжета.

Как написать гениальный роман

Джеймс Н. Фрэй

Книги из этой серии отличаются четким ремесленным подходом к самому процессу писательства и обращены скорее не к художникам и романтикам, считающих себя свободными писателями, а к тем, кто хочет создать качественные массовые произведения для современников. Сами книги имеют карманный формат (что не позволило автору перегрузить их ненужными описаниями мифических историй успеха), примеры отличаются конкретностью и взяты преимущественно из собственного опыта. Особенно стоит отметить книгу о создании детектива - в ней Фрэй не только дает советы по работе с черновиком, но объясняет специфику жанра, выраженную в создании персонажей и выстраивании захватывающего сюжета. В большинстве случаев автор рассуждает именно о жанровой литературе, что отчасти снимает груз терзаний о художественной ценности первых опытов с плеч начинающего автора. Работы Фрэя написаны простым языком и содержат ссылки на фундаментальные классические труды в области драматургии и литературоведения (преимущественно на «Драматургию» Лайоша Эгри).

Школа литературного мастерства. От концепции до публикации

Юрген Вольф

Несмотря на то, что книга Вольфа по содержанию во многом пересекается с идеями Фрэя, она затрагивает большее количество важных аспектов: речь идет о психологических особенностях - различных страхах, терзающих новичков, проблемах выбора жанра и способа повествования, адекватных своему характеру и темпераменту. Автор утверждает, что основательный разбор индивидуальных умений и профессиональных знаний может породить целый ряд идей для будущих работ и стать одним из источников вдохновения. В каждой главе Вольф предлагает интересные упражнения на закрепление теории и демонстрирует конкретные техники для развития писательского мастерства - от поиска сюжетов до написания черновика, создания запоминающихся образов и работы со стилем.

Искусство беллетристики. Руководство для писателей и читателей

Айн Рэнд

К английскому слову «fiction» (художественная литература в целом) переводчики подобрали неравный русский эквивалент «беллетристика», вызывающий ассоциацию с дешевыми детективами в мягких обложках. Но в своей книге известная писательница и философ Айн Рэнд размышляет о создании литературных произведений (на примере собственных работ и классических произведений, таких как роман) и обобщает собственный писательский, педагогический и читательский опыт: для того, чтобы стать хорошим писателем, прежде необходимо развить читательский навык, сделав процесс чтения аналитическим. Рэнд дает советы о поиске темы и развитии сюжета, о построении конфликта и стилистических приемах - метафорах, диалектизмах и сленге (возможно, из-за этого книгу лучше читать в оригинале). Стоит сделать поправку на ярко выраженную авторскую позицию: это не систематически выверенный учебник, а субъективный, но яркий и полезный мастер-класс.

Психология для сценаристов: Построение конфликта в сюжете

Уильям Индик

Несмотря на то, что книга предназначена для сценаристов и киноведов, она может помочь писателям: через призму взаимодействия персонажей Уильям Индик рассматривает ключевые способы построения конфликта. Количество поклонников и критиков его подхода делится пополам за счет очевидной психоаналитической направленности (которая и заявлена в названии) - книгу не стоит открывать тем, кому понятия «супер-эго», «Ид» и «эдипов комплекс» кажутся затертыми рамками, лишь ограничивающими творческую свободу. В целом «Психология для сценаристов» оказывается полезным сборником наглядных примеров (с таблицами и графиками) использования психоанализа в качестве рабочей модели для выстраивания конфликта в повествовании и создания ярких типажей.

Как писать книги. Мемуары о ремесле

Стивен Кинг

Книга Стивена Кинга построена на его личных воспоминаниях и напоминает доброго приятеля и наставника для молодого автора: писатель рассказывает о собственной жизни (детстве, своих близких, пережитой автоаварии), писательском пути и своих профессиональных буднях. Хотя Кинг не предлагает готовых рецептов создания бестселлеров, а практические советы встречаются редко и обращены преимущественно к американской аудитории, сам метод погружения в пространство памяти и воспоминаний, особой концентрации внимания в духе Марселя Пруста очаровывает своей откровенностью и может послужить источником идей и ярких образов, которые читатель обычно называет «живыми».

Гениальность на заказ

Марк Леви

Марк Леви утверждает, что с помощью литературной работы можно решить личные проблемы, научиться создавать тексты быстрее, игнорируя отсутствие вдохновения: он демонстрирует метод «фрирайтинга» - вездесущей креативности, необходимой во многих сферах современной жизни. Главной особенностью этого метода является обретение привычки писать, а также сопутствующий этому процессу терапевтический эффект: Леви делает упор на преодолении зашоренности сознания и освобождении мышления от блоков и штампов. Скорее всего, книга принесет наибольшую пользу начинающим авторам и тем, у кого сложились непростые отношения со словами - тем, кто желает победить боязнь белого листа, отсутствие идей и чувство собственной неуверенности.

Заниматься писательским делом пробовал, пожалуй, каждый, кому в школе приходилось писать сочинения, изложения, рефераты и эссе. Но готовы ли вы сейчас попробовать написать интересную статью, большое письмо с деловым предложением, не говоря уже о целой книге? Если вы попали на данную страницу, то, наверняка, хотели бы улучшить писательское мастерство: умение легко создавать грамотные красивые тексты.

У большинства людей написание даже небольшого текста вызывает трудности. Эти трудности могут быть разного характера. К примеру, одному человеку не хватает банального желания и силы воли, чтобы просто сесть и начать что-то писать. Другой и хотел бы, но сложно определиться с темой или подобрать нужные слова. Третий может писать много, но потом замечает, что в его тексте большое количество ошибок.

Все эти проблемы связаны не столько с нашими врожденными способностями, сколько со знаниями и умениями, которые нам прививали родители, учителя и преподаватели. К сожалению, в школах и университетах редко присутствуют предметы или уроки, на которых хоть в какой-то степени рассказывается, как научиться правильно писать.

Данный курс онлайн-уроков собрал в себе полезные советы в помощь начинающим писателям. В занятиях данного тренинга вы узнаете, что такое искусство письма, или как его сейчас модно называть, копирайтинг, сможете освоить базовые навыки писательской деятельности. Данный курс ориентирован, в первую очередь, на практические знания, которые помогут вам проявить именно ваш талант и ваше творчество.

Что это писательское мастерство?

(писательство, письмо, копирайтинг, литературная деятельность ) - это деятельность человека по созданию словесных произведений, предназначенных для чтения другими людьми.

Писательскими способностями в разной степени владеют все люди, умеющие писать ручкой или печатать на компьютере. Естественно, у каждого эти способности развиты в разной степени. Но всё-таки не каждый является писателем. Настоящим писателем называют человека, который может написать хороший текст, интересный для читателей.

Если же человек просто пишет никому неинтересные и бессодержательные тексты, такой вид писательства называется графоманством , а сами авторы графоманами . Сегодня в интернете можно встретить множество графоманов. Это связано с тем, что люди пытаются делать тексты ориентированные не на читателей, а на алгоритмы поисковых систем. Кроме того, процесс популяризации графоманства провоцируют и сами читатели (пользователи). Вспомните, когда вы от корки до корки читали какую-нибудь статью. Скорее всего, в большинстве случаев вы просто просматриваете (сканируете) тексты на страницах веб-сайтов «по диагонали», пытаясь быстро найти нужную информацию. А если нет спроса на хорошие тексты, то нет и предложения таковых.

В нашем курсе речь пойдет о другом виде писательства, плоды которого интересны и полезны читателям.

Применение навыка писательства

Умение писать красиво, логично и грамотно является навыком, полезным чуть ли не каждому современному человеку. Ежедневно мы пишем письма, общаемся с коллегами и друзьями посредством почты и социальных сетей. В своих сообщениях мы выражаем мысли, обращаемся к адресату с просьбой или описываем какие-то события. Грамотная письменная речь в этом случае может послужить отличным помощником в карьерном росте и бизнес-отношениях.

И даже если вы не планируете прославиться за счет своих произведений, письмо может пригодиться вам лично. К примеру, вы можете вести дневник и отражать в нем свои интересные мысли, это поможет навести порядок в голове, структурировать важные идеи, планы и предстоящие задачи.

Как научиться писать?

Писательское мастерство является комплексным навыком , состоящим из различных знаний и умений. Во-первых, для того чтобы стать настоящим писателем, важно быть достаточно образованным и разносторонне развитым человеком. Как минимум, необходимо четко представлять себе, о чем вы хотите рассказать читателям и почему это будет важно и полезно для них. Во-вторых, вам не обойтись без мотивации и сильного желания создать новое произведение, ведь писательский труд требует много сил и времени. Готовы ли вы к этому? В-третьих, вы должны знать нормы языка, или другими словами, правила письменной речи, которые позволят донести ваши идеи до читателей максимально доходчиво.

Среди наиболее нужных атрибутов, которые помогут вам стать хорошим писателем, можно выделить следующие:

  1. Начитанность и образованность, хорошее воспитание.
  2. Мотивация, сильное желание писать, трудолюбие и усидчивость.
  3. Обширный активный словарный запас.
  4. Грамотность, знание правил русского языка.
  5. Гармонично развитые логический и творческий типы мышления.
  6. Знание жанровых, стилевых и структурных особенностей письменной речи.

Кроме того, писатели часто говорят, что произведению помогает появиться на свет что-то неуловимое, связанное с моралью, жизненными идеалами, творческим вдохновением или, может быть, божественным даром.

Например, Ричард Бах утверждает, что его самая известная повесть «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» была ему буквально «продиктована сверху». И те, кто читал также другие произведения Баха, наверняка замечали разительный контраст между его традиционными рассказами и глубоко метафоричной «Чайкой по имени Джонатан Ливингстон».

В связи с этим возникает вопрос:

Можно ли вообще научиться писательскому искусству?

Как проходить занятия

В уроках нашего тренинга вы сможете найти справочную информацию, а также полезные рекомендации и упражнения по овладению всеми важными навыками писателя, которым можно научиться. Скорость и эффективность развития каждого из представленных навыков для разных людей индивидуальны. Поэтому нельзя сказать, сколько именно времени у вас займет каждый урок или весь курс.

  1. Чтобы ничего не упустить, постарайтесь ознакомиться со всеми уроками.
  2. Старайтесь выявить свои основные проблемы и решайте именно их, разбираясь подробнее в соответствующих уроках, выполняя упражнения, следуя нужным рекомендациям.
  3. Важным составляющим элементом каждого урока является практика, поэтому обязательно пробуйте применить полученные знания в своей писательской деятельности.
  4. Проверяйте свои произведения на опытных объективных читателях, которые не будут стесняться сказать, что они на самом деле думают о плодах вашего творчества.
  5. Старайтесь писать постоянно и не забрасывайте это дело, иначе и муза, и хороший слог будут приходить к вам также редко и нерегулярно, как и вы к ним.

Книги и учебники

Писательское искусство - это не то, чему можно научиться раз и навсегда. Умение писать тексты нужно постоянно совершенствовать, иначе оно будет угасать. Писателю нужно перманентно поддерживать свою форму: много читать, писать, а также изучать специализированную литературу о писательской деятельности. На данной странице мы привели ряд популярных книг и учебников об авторских и литературных навыках.

  • Стивен Кинг «Как писать книги»
  • Юрий Никитин «Как стать писателем»
  • Умберто Эко «Как написать дипломную работу», а также ряд других произведений
  • Дитмар Розенталь «Сборник упражнений по русскому языку»

Цитаты писателей об авторском мастерстве

Для того чтобы помочь вам найти творческое вдохновение, мы собрали цитаты успешных известных литературных (и не только) деятелей, содержащие советы по борьбе с разными проблемами писательского дела:

Пишите свободно и так быстро, как можете, чтобы выплеснуть все на бумагу. Никогда не правьте и не переписывайте до тех пор, пока не поставите точку. Переписывание в процессе — это обычно не более чем предлог, чтобы не двигаться вперед. Оно также препятствует свободному потоку мысли и ритму, которые приходят только при бессознательной работе с материалом.

Наши враги могут для нас быть полезнее наших друзей, ибо друзья нередко прощают нам наши слабости, тогда как враги обыкновенно отмечают их и привлекают к ним наше внимание. Не пренебрегай суждениями врагов.

Писать стихи надо каждый день, подобно тому, как скрипач или пианист непременно должен каждый день без пропусков по нескольку часов играть на своем инструменте. В противном случае ваш талант неизбежно оскудеет, высохнет, подобно колодцу, откуда долгое время не берут воду.

Настоящий писатель это то же, что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди.

Люди, которые умеют думать, также умеют и писать. А те, кто страдает низким уровнем интеллекта, пишут такие же воспоминания, письма и речи. Умение хорошо писать — это не дар от природы. Этому можно учиться. Пишите так же, как и говорите: естественно… Старайтесь выражать свои мысли просто, без претензий на излишнюю интеллектуальность… Если вы работаете над чем-то очень важным, то попросите знакомых или коллег высказать свое мнение о вашем произведении.

Иногда бывает очень скучно. Случается даже, что вас посещают идеи научиться чему-то новому. Или потратить время в сети с пользой. Если у вас есть доступ в интернет и знание английского языка, погружение в апатию и уныние можно оставить на потом.

Станьте гуру фотошопа

Бесценный навык, от которого не перестают тащиться потенциальные работодатели - владение фотошопом. Вы можете подойти к обучению беззаботно, просматривая смешные видео на канале You Suck at Photoshop , или серьезно - осваивая обширный учебный курс в Udemy (ориентированный на ретушь фотографий).

Научитесь читать быстрее

В большинстве городов есть сообщества, в которые можно вступить и заниматься йогой бесплатно. Но можете практиковать ее дома. YogaGlo имеет 15-дневную пробную версию, а Yome представляет сборник бесплатных видеоуроков. Если вы уже знакомы с основными позициями, можете испытать пробную версию YogaTailor .

Станьте неотразимым воином в Excel

Магазинные овощи из банок с рассолом кажутся вам невкусными, а покупать у сердобольных старушек на улице страшно? Научитесь делать это сами. Солите и маринуйте, как настоящий профи, благодаря SkillShare и Трэвис Грилло.


Станьте превосходным оратором

Все дети рисуют - почему же взрослые настолько закомплексованы, что боятся даже пробовать? Каждый может чувствовать себя комфортно с карандашом и бумагой, эскизы - превосходный способ выразить свой творческий потенциал. Кто знает, ведь это может перерасти во что-то больше... DrawSpace - прекрасное место для начала.

Начните разбираться в джазе

Вы никогда не «врубались» в джаз? Если хотите участовать в разговоре эстетов на модной вечеринке или просто расширить свой музыкальный кругозор, пройдите этот онлайн курс от UT Austin .

Узнайте, как делать крутые фотографии

Конечно, никто не знает, что такое сознание. Но если вы разберетесь с принципами его работы, которые людям удалось выявить, то это поможет вам понять себя. А потом - динамику ваших романтических отношений и дружбы, проблемы ваших коллег, чудеса и беды современного общества. Yale University предлагает очень хорошие лекции по психологии .

Начните писать свою музыку

Это дело нелегкое, так что последовательность важнее всего.

Шаг первый: научитесь играть на гитаре, если вы не были в пионерских лагерях и до сих пор не умеете. Justin Guitar - прекрасное место, чтобы узнать основные аккорды и получить базовые навыки игры. Дальше у каждого свой путь, но вы можете попробовать найти в интернете аккорды ваших любимых композиций: так делали многие начинающие гитаристы. Еще это сделает вас королем вечеринок.

Шаг третий: узнайте, как стать хорошим композитором. В том же музыкальном колледже Беркли есть шестинедельный интенсив на Coursera по сочинению песен. К концу этого срока у вас появится как минимум одна полностью отполированная композиция.


Научитесь вести переговоры

Кэти Нотопулос (Katie Notopoulos) c Buzzfeed составила обширное и легкое в освоении руководство по тому, как делать гифки без помощи рук. Ой, то есть, без помощи фотошопа. Это все, что нужно, чтобы стать королем или королевой тумблера.

Совершенствуйте писательское мастерство

Вы считаете, что покорять мир гифками - упадочно, и хотите глаголом жечь сердца людей? Macalester College предлагает отличную серию лекций, которая превратит любого недотепу в неплохого писателя. Если вы больше интересуетесь журналистикой, начните с Wikiversity .

Перестаньте ненавидеть математику

Если вы страдали на уроках математики в школе, а теперь она вам позарез понадобилась, не посыпайте голову пеплом. Вы можете пройти курс «Математика в реальной жизни » на Saylor.org, он восстановит и сделает жизнеспособными ваши базовые знания. Не бойтесь абстрактных умствований: вы узнаете, как применить свои навыки на практике.

Научитесь вязать

Если вы крепко стоите на земле и можете похвастаться регулярным доходом, вы должны овладеть искусством сбережений и инвестиций прямо сейчас. Investopedia рада предложить вам полезные ресурсы, в том числе этот

Подобные материалы, пожалуй, выходят чаще, чем хотелось бы. И не просто так, ведь писать хочет каждый, и это замечательно. Выражать свои мысли, делиться ими с окружающими и получать фидбэк - это здорово. Каждый из нас постоянно хочет развиваться и учиться. Это заложено в нас чем-то. Наверное, природой. Для собственных целей я составил небольшую заметку о том, в какую сторону мне бы хотелось развиваться, и, возможно, она пригодится и вам.

А то они типа мешают очень, короче. Как в разговорной речи, так и в письменной у каждого из нас есть слова, которые хотелось бы употреблять реже. Для меня, к примеру, это слова «к примеру», «возможно», «помимо этого» и несколько других, о которых вспомнить сразу не получается. Несмотря на то, что эти слова придают тексту немного красоты, слишком часто употреблять их тоже не стоит. Можно заменять синонимами или постараться переделать текст так, чтобы в них не нуждаться.

Писать каждый день

Хоть что-то. Не говорите себе о том, что у вас нет идей. Они есть всегда:

  1. Что вам сегодня приснилось.
  2. Что интересного вы узнали сегодня/вчера/на этой неделе.
  3. Что бы вы сделали, если бы получили миллион долларов (можете пофантазировать даже на тему миллиарда).
  4. Почему этот день был хорошим.
  5. Как можно было бы прожить этот день лучше.
  6. Что бы вы хотели изменить в сегодняшнем дне.
  7. Почему у вас нет вдохновения и что нужно сделать, чтобы оно появилось.
  8. Что полезного вы сделали.
  9. Чему бы вы могли научить незнакомого человека.
  10. Зачем нам нужен аппендикс (оказывается, он действительно нужен!)

Пишите каждый день, и это поможет вам развивать свой навык всё больше и больше.

Читать книги

А откуда ещё черпать вдохновение и понимание того, как должен выглядеть красивый текст? Простое правило: если вы не читаете, вы не сможете писать. В мире есть , каждая из которых поможет не только окунуться в вымышленный мир, но и получить реальную пользу. Навыки письма, к примеру.

Перечитывать на свежую голову

Многие ошибки всплывают не сразу. Перечитывание текста сразу после написания поможет вычеркнуть пару ошибок, но лучше всего это делать через какое-то время, идеально - на следующий день. Так вы сможете со свежей головой подойти к проверке своего творчества, и уверяю вас, что вы захотите многое исправить и переделать.

Убрать ненужную воду

В книге «Американский психопат» пространные описания того, как главный герой бреется, наносит гель на тело и одевается в костюм от Brioni и туфли от Prada являются художественной фишкой. Вам же лучше избавиться от лишней воды. Не стоит писать как можно больше. Короткие предложения и только то, что действительно нужно. В Интернете слишком много информации, и читать бессмысленные абзацы текста никто не будет.

Прислушиваться к критике

Не к такой критике, а к адекватной. Если ваши близкие друзья или читатели высказали мнение о вашей статье, оцените его и сделайте правильные выводы. Невозможно избавиться от всех своих ошибок самостоятельно. Поэтому обоснованная критика - это лучший фактор для вашего роста.

Писать так же, как думаю

Не стоит писать заумными словами, пытаясь выработать свой собственный стиль. Пишите так, как вы думаете. Тот голос, который сидит у вас в голове, уже знает, что нужно делать. Доверьтесь ему и дайте ему высказать то, что он хочет. Если вы хотите писать, как Буковски, всегда будет кто-то, кто будет делать это лучше. К примеру, Буковски.

«Воровать», но в разумных пределах

Использовать короткие предложения и абзацы

Наслаждаться процессом

Какое-то время назад я хотел стать программистом. Но через некоторое время я понял, что хотел этого лишь потому, что увидел красивый офис, в котором сидели люди и писали код, зарабатывая при этом много денег. Я не хотел стать программистом. Пожалуй, я просто хотел стать богатым. Поэтому, если вы хотите начать писать только потому, что увидели блогера с Macbook в кафе, затея заранее обречена на провал. Вам нужно любить писать и наслаждаться процессом.

К этому выводу я пришёл после того, как пять дней просидел дома, никуда не выходя и ничего не делая. У меня не было ни одной идеи в голове, а о том, чтобы написать хоть что-то, не могло быть и речи. Вам придётся пробовать что-то новое, выходить из зоны комфорта, так как без этого вы будете таким же, как и все. А вам этого не хочется, верно?

Есть ли у вас советы о том, как можно отточить своё писательское мастерство? Делитесь в комментариях!

Елизавета Бабанова

25745

Стивена Кинга (King – в переводе с англ., король) можно назвать королем литературы в жанре фантастики и ужаса.

Я не фанат творчества Кинга, но я не могла пройти мимо его практического пособия/автобиографии под названием «Как писать книги?» по одной простой причине: мне было интересно попытаться вскрыть чип-код этого выдающегося писателя современности.

Как он развивал свой талант?

Благодаря каким уникальным способностям он выдает книгу за книгой с завидной регулярностью?

В чем секрет его гиперпродуктивности?

За счет чего большинство его книг стали бестcеллерами?

Стивен Кинг издал около 160 работ, включая книги, сценарии для фильмов и собрания коротких рассказов.

Если вы только мечтаете начать писать или хотите развить уже очевидный писательский талант, почему бы не поучиться принципам литературного мастерства у одного из самых популярных и востребованных писателей нашего времени?

Даже если вы не планируете работать в его жанре, у него есть, чему поучиться.

Урок #1: Научиться читать и писать до того, как увидеть ТВ

«Если так не получилось, то выключить ТВ и просто читать. А потом писать.

Телевидение пришло в дом Кингов относительно поздно, и я этому рад. Если подумать, я принадлежу к весьма избранной группе: последней горсточке американских писателей, научившихся читать и писать раньше, чем глотать ежедневную порцию видеочуши. Может, это и не важно. И все-таки, если хочешь быть писателем, то не самый худший вариант – ободрать шнур телевизора, намотать его на стальной костыль и ткнуть вилку в розетку – посмотреть, что и где вылетит».

Урок #2: Ваша работа не искать эти идеи, а узнать их, когда они появятся

«Давайте проясним одну вещь прямо сейчас, о’кей? Нет на свете Свалки Идей, нет Центрального Хранилища, нет Острова Погибших Бестселлеров. Хорошие идеи рассказов приходят в буквальном смысле ниоткуда, падают прямо на голову с ясного неба: две совершенно отдельные мысли сцепляются вместе, и под солнцем возникает что-то новое. Ваша работа не искать эти идеи, а узнать их, когда они появятся».

Урок #3: Оптимизм. Верьте в лучшее!

«Получив листок с отказом от Хичкока, я забил гвоздь в стену, написал на листке «Талоны счастья» и нацепил на гвоздь. Потом сел на кровать и стал слушать, как Фэтс поет «Я готов»… Когда ты еще слишком молод, чтобы бриться, оптимизм – вполне естественная реакция на неудачу.

Когда мне уже было четырнадцать (и я брился два раза в неделю, надо или не надо), гвоздь в стене перестал выдерживать вес листков отказа. Заменив гвоздик плотницким костылем, я продолжал писать. К шестнадцати я стал получать отказы с приписками от руки несколько более ободрительными… Первая такая записка пришла от Алгиса Бадриса, тогдашнего редактора «Фэнтези энд сайенс фикшн». Он прочел мой рассказ «Ночь тигра»… и написал: «Хорошо. Нам не подойдет, но хорошо. У вас есть талант. Присылайте еще».

Четыре короткие фразы, написанные авторучкой, оставлявшей неровные кляксы, озарили зиму отчаяния моих шестнадцати лет. Лет через десять, уже продав пару романов, я обнаружил «Ночь тигра» в коробке со старыми рукописями и решил, что это по-прежнему отличный рассказ, хотя написан человеком, который еще только учится ремеслу. Я его переписал и послал ради интереса в тот же «Фэнтези энд сайенс фикшн». На этот раз его купили. Я заметил такую вещь: если ты добился какого-то успеха, журналы куда реже пишут «Нам не подойдет».

Урок #4: Твоя история тебе не принадлежит

«Когда пишешь вещь, ты рассказываешь ее сам себе, – сказал он. – Когда переписываешь, главная твоя работа – убрать все, что к вещи не относится».

Гульд сказал еще кое-что, что было мне интересно в тот день моих первых двух заметок: пиши при закрытой двери, переписывай при открытой. Твое писание начинается для самого себя, говоря другими словами, но потом оно выходит в мир. Когда ты поймешь, в чем состоит вещь и сделаешь ее как надо – по крайней мере как можешь, – она принадлежит всем, кто захочет ее читать. Или критиковать. Если тебе очень повезет (это уже моя мысль, но думаю, Джон Гульд под ней бы подписался), первых будет больше, чем вторых».

Урок #5: Не жалейте детей в юности. Плотный график закаляет

«Последние недели моей учебы в Лисбонской школе мой день выглядел так: подъем в семь, в школу в семь тридцать, последний звонок в два, взлет на третий этаж Варумбо в 14.58, потом восемь часов упихивания ткани по мешкам, выход в 23.02, дома примерно в четверть двенадцатого, тарелка хлопьев, плюх в кровать, встать утром, все сначала. Иногда я работал по две смены, спал в своем «форд-галакси» шестьдесят шестого года (старая машина Дэйва) примерно час перед школой, потом на пятой и шестой перемене спал в школе».

И конкретные уроки, как писать популярные романы:

Урок #6: Словарный запас

«Словарь положите на самый верх [образно] ящика с инструментами и не делайте сознательных усилий улучшить словарный запас. (Конечно, при чтении оно само собой получается… но это будет позже). По-настоящему сильно испакостить свое письмо можно, если насиловать словарь в поисках длинных слов, потому что короткие как-то стыдно использовать. Это вроде как наряжать домашнюю дворнягу в вечерние платья. Дворняге неловко, а человеку, который совершает такой акт обдуманного жеманства, должно быть еще более неловко. Дайте себе торжественное обещание никогда не писать «атмосферные осадки», если можно сказать «дождь», и не говорить «Джон задержался, чтобы совершить акт экскреции», когда имеется ввиду, что Джон задержался по*рать. Если вы считаете, что «по*рать» слово неприличное или не подходит для вашей аудитории, спокойно говорите «Джон задержался, чтобы облегчиться» или «сделать по-большому», на худой конец. Я не уговариваю вас выражаться грязно - всего лишь просто и прямо. Помните главное правило словаря: берите первое пришедшее на ум слово, если оно подходящее и яркое. Если колебаться и рефлектировать, найдется другое слово - это точно, потому что всегда есть другое слово, но вряд ли оно будет так же хорошо, как и первое, или так же близко к тому, что вы хотели сказать».

Урок #7: Описание и важность чтения

«Описание - вот что делает читателя воспринимающим участником вашей истории. Хорошо описывать - это приобретенное умение, одна из главных причин, почему нельзя научиться писать, если не будешь читать много и писать много. И вопрос не только в том, как, вопрос еще и в том, сколько. Чтение поможет вам узнать сколько, но только стопы исписанной бумаги ответят на вопрос как. Обучиться этому можно только в работе.

Описание начинается с визуализации того, что должен испытать читатель. Кончается оно вашим переводом того, что вы видите внутренним зрением, в слова на странице. Я уже говорил, что нам часто приходится слышать: «Знаешь, это так потрясающе (или так ужасно/странно/забавно)… просто описать не могу!» Так вот, если вы хотите добиться успеха как писатель, вы должны мочь описать, да еще и так, чтобы у вашего читателя мурашки побежали по коже от узнавания. Если вы это можете, ваш труд будет оплачен, и заслуженно. Если нет, то будете коллекционировать листки с отказами и, быть может, интересоваться карьерой в захватывающем мире телемаркетинга.

Скупое описание оставляет у читателя чувство смущения и близорукости, слишком подробное описание хоронит его под лавиной подробностей и образов - фокус в том, чтобы найти золотую середину. Важно еще знать, что описывать, а что оставить в стороне, пока вы делаете свою главную работу - рассказываете историю.

Описание начинается в воображении писателя, но кончиться должно в воображении читателя. Когда дело доходит до этого, писателю тут везет больше, чем создателю фильма, который почти всегда обречен показать слишком много…

Очень часто читатель откладывает книгу в сторону, потому что «заскучал». А скука возникла оттого, что писатель, зачарованный собственным умением описывать, забыл о самом главном: мяч должен катиться дальше».

Урок #8: О чем писать

«Это всего лишь интересы, выросшие из моей жизни и мыслей, из моего опыта мальчика и взрослого, из моих ролей мужа, отца, писателя, любовника. Это вопросы, занимающие мой ум, когда я гашу свет перед сном и остаюсь наедине сам с собой, глядя в темноту и засунув руку под подушку.

У вас наверняка есть свои интересы и свои мысли, и они выросли, как и мои, из событий и переживаний вашей жизни. Некоторые, вероятно, похожи на те, что я сейчас назвал, другие совершенно отличны от них, но они у вас есть, и вы их должны в своей работе использовать. Это, наверное, не все, для чего нужны эти идеи, но наверняка одна из вещей, для которых они полезны.

Эту маленькую проповедь я должен заключить предупреждением: начинать с вопросов и идейных соображений - рецепт создания плохой литературы. Хорошая литература всегда начинается с темы и развивается к идее, почти никогда не бывает наоборот. Единственным возможным исключением, которое я могу придумать, являются аллегории вроде «Скотного двора» Джорджа Оруэлла (и есть у меня тайное подозрение, что здесь тоже сначала явился сюжет. Если в будущей жизни я увижу Оруэлла, спрошу у него).

Но когда сюжет уже лег на бумагу, надо подумать о том, что он значит, и в следующие варианты вписать свои заключения. Не сделать этого - значит лишить свою работу (и читателя, в конечном счете) того видения, которое и делает каждую написанную вами вещь вашей и только вашей».

Урок #9: Как писать?

«Если вы начинающий, то прислушайтесь к моему совету: делать не менее двух черновых вариантов - один с закрытой дверью кабинета и один с открытой.

За закрытой дверью, выгружая содержимое своей головы на бумагу, я пишу со всей доступной мне скоростью, но мне это приятно. Создание беллетристики, особенно длинного произведения, бывает трудной и одинокой работой - это как переплывать Атлантический океан в ванне. Возможностей для сомнения в себе миллион. Если я пишу быстро, записывая сюжет, как он приходит на ум, только проверяя имена и существенные моменты биографии персонажей, мне удается сохранить первоначальный энтузиазм и в то же время убежать от сомнений в себе, которые только и ждут момента.

Первый черновой вариант - притом всей вещи - должен быть написан без чьей-либо помощи (или помехи).

Теперь допустим, что первый черновой вариант вы закончили. Поздравляю! Отличная работа! Выпейте бокал шампанского, закажите пиццу, делайте, что обычно делаете, когда есть что отметить.

Вы сделали большую работу, и вам нужно время (для каждого писателя - свое) на отдых. Ум и воображение - две связанные вещи, но не одно и то же - должны восстановиться, по крайней мере по отношению к этой конкретной работе.

Я бы советовал взять пару выходных - поехать на рыбалку, спуститься по речке на каяке, поскладывать мозаики, - а потом начать работать над чем-нибудь другим. Предпочтительно чем-нибудь более коротким, и чтобы это была полная смена направлений и темпа по сравнению с законченной работой. Сколько времени дать книге вылежать - зависит только от вас, но я считаю, что это должно быть минимум шесть недель. Все это время рукопись надежно заперта в ящике стола, вылеживаясь и (следует надеяться) созревая. Вы часто мысленно возвращаетесь к ней, и десятки раз вас одолевает искушение вынуть ее, пусть даже чтобы прочитать то или иное место, которое вспоминается как особенно удачное, которое хочется перечитать и порадоваться, какой же вы хороший писатель.

Не поддавайтесь соблазну. Если не устоять, вы наверняка решите, прочитав, что место не так хорошо, как казалось, а лучше его переписать тут же. А это плохо. Хуже может быть только одно: если вы решите, что отрывок даже лучше, чем вам помнилось, и почему не перечитать сразу всю книгу? Возобновить работу? Черт, самое время! Да я же просто Шекспир!

Но вы не Шекспир, и вы не готовы вернуться к старой работе, если, конечно, вы не настолько увлеклись новой работой (или своей повседневной жизнью), что почти забыли то вымышленное царство, что забирало у вас три часа каждое утро или день в течение трех, или пяти, или семи месяцев.

Когда же наступит тот самый вечер (который можно было бы заранее наметить в настольном календаре), выньте рукопись из ящика. Если она выглядит как археологическая находка, купленная на блошином рынке или на гаражной распродаже, причем даже не припомнить где, то вы готовы. Закройте дверь (скоро ее придется открыть в мир), возьмите карандаш и положите рядом блокнот. Теперь читайте рукопись.

Сделайте все за один присест, если возможно (конечно, это не выйдет, если в книге четыреста - пятьсот страниц). Делайте любые заметки, но основное внимание обратите на рутинную хозяйственную работу, как исправление опечаток и отмечание несоответствий. А их будет много; только Бог делает все правильно с первого раза, и только раздолбай позволит себе сказать: «А, ладно, на то есть редакторы».

Если вы никогда раньше этого не делали, то увидите, что чтение собственной книги после шестинедельной отсрочки - впечатление странное, часто даже пьянящее. Она ваша, вы узнаете ее как свою. Даже можете вспомнить музыку, звучавшую из колонок, когда вы писали то или это, и все равно вы будто читаете чужую работу, какого-нибудь душевного близнеца, быть может. Так и должно быть, для этого и надо было выждать. Всегда проще убивать чужих любимых, чем своих.

После шестинедельного периода восстановления вы также сможете заметить все зияющие дыры сюжета и развития характеров. Я говорю о таких дырах, в которые трактор проедет. Просто удивительно, как некоторые вещи ускользают от внимания писателя, когда он занят ежедневной рутиной сочинительства. И запомните; когда находите эти большие дыры, нельзя расстраиваться или ругать себя. Лопухнуться случается даже лучшим из нас.

В процессе чтения верхний слой моего разума сосредоточивается на сюжете и ящике инструментов: вышибание местоимений с неясными антецедентами (местоимения я терпеть не могу и им не верю, они все скользкие, как дешевые адвокаты), добавление пояснительных фраз, где они необходимы, да и, конечно, вычеркивание всех наречий, с которыми я могу расстаться без слез (никогда не удается вычеркнуть все, и никогда достаточно много).

А на более глубоком уровне я задаю себе Важный Вопрос. Самый важный: история связывается в целое? И если да, как сделать из этой связности песню? Какие здесь повторяющиеся элементы? Сплетаются ли они в лейтмотив, в идею? Другими словами, я спрашиваю себя: «Стиви, о чем это все?» и «Как прояснить эти глубинные идеи?» Больше всего мне хочется добиться резонанса, чтобы отозвалось что-то в уме (и сердце) моего Постоянного Читателя, когда он закроет книгу и поставит ее на полку. Я ищу способ это сделать, не кормя читателя с ложечки и не продавая свое первородство за вплетение послания. Все эти послания и морали засуньте себе туда, где солнце не светило. Я хочу резонанса.

Весной своего выпускного года в Лисбонской школе (в 1966 году это было) я получил рукописное примечание, раз и навсегда изменившее мой способ переписывания своих произведений. После напечатанной подписи редактора стоял следующий девиз:

«Неплохо, но раздуто. Необходимо сократить. Формула: второй вариант = первый вариант - 10%. Удачи».

Урок #10: Предыстория

«Предыстория - это все то, что произошло до начала вашего рассказа, но влияет на сюжет. Предыстория помогает задать характеры действующих лиц и указать их мотивы. Я считаю важным изложить предысторию как можно быстрее, но важно также делать это с некоторым изяществом. Как пример отсутствия изящества рассмотрим следующую реплику в диалоге:

Привет, бывшая женушка, - сказал Том, когда Дорис вошла в комнату.

Может, для сюжета действительно важно, что Том и Дорис в разводе, но должен быть лучший способ это сказать, а не такой, как выше, соперничающий в изяществе с ударом колуна. Вот, например:

Тоже не на Пулитцеровскую премию, и куда длиннее, чем «Привет, бывшая!», но скорость - это не главное, как я уже пытался указать. А если вы думаете, что главное - информация, бросьте писать беллетристику и беритесь за инструкции - у «Дильберта» вас ждут не дождутся.

Мне как читателю куда интереснее, что будет, чем то, что было. Да, есть блестящие романы, противоречащие такому предпочтению (или предубеждению). Это «Ребекка» Дафны Дюморье или «Глаза, привыкшие к темноте» Барбары Вайн, но я предпочитаю начать с начала, даже как автор. Я люблю, когда все по порядку: сначала подайте мне закуску, а десерт - после обеда.

Главное, что нужно помнить насчет предыстории, это: а) у каждого есть своя история и б) в ней мало интересного. Держитесь тех частей, что представляют интерес, а остальные не трогайте. Долгие истории из жизни лучше всего слушать в барах, где-то за час до закрытия, и то если вы им верите».

Урок #11: Пишите для своего Идеального Читателя

«Назовем человека, для которого вы пишете, Идеальным Читателем. Он или она будет постоянно присутствовать в вашем рабочем кабинете: во плоти, когда вы откроете дверь и дадите свету мира упасть на пузырь вашей мечты; незримо в беспокойные и часто радостные дни написания первого варианта, при закрытой двери. И знаете что? Вы поймаете себя на переделке вещи еще до того, как Идеальный Читатель увидит даже первую фразу. И.Ч. поможет вам немножко выйти за пределы своей личности, перечитывать свою вещь в процессе работы. Это, быть может, лучший способ не отступать от своего повествования, способ играть для публики, когда публики никакой нет и все зависит только от вас. Когда я пишу сцену, которая кажется мне забавной (например, соревнование по поеданию пирогов в «Трупе»), я также представляю себе, что она покажется смешной и моему И.Ч.»

В моей работе урок #11, пожалуй, является одним из ключевых. Каждый раз, когда я пишу статью или разрабатываю структуру и контент для новой программы, я представляю себе человека, который сможет воспользоваться моими материалами для улучшения своей жизни.

Для моего нового модуля , который пройдет в прямом эфире в субботу, 28 июня в 12:00 по МСК, я представила себе своего Идеального Клиента таким образом: это человек, который чувствует в себе нераскрытый и невостребованный творческий потенциал. Неважно, это музыкант, писатель, дизайнер, финансовый аналитик, учитель или бухгалтер – в каждом из нас есть творческая жилка. Без развитой способности ее активировать мы очень часто топчемся на месте в своей карьере и остаемся нереализованными в различных сферах жизни.

А для усиления карьерного роста нет ничего более важного, чем развитие креативного мышления. Исследования это подтверждают:

Недавний опрос IBM, в котором приняли участие 1,500 генеральных директоров, показал, что креативность является самой важной компетенцией в управлении.

В другом опросе систем Адобе, в котором приняли участие 5 тыс. человек со всего мира, результаты показали, что 80% опрошенных людей в качестве ключа к экономическому развитию видят раскрытие творческого потенциала. Однако, только 25% людей чувствуют, что они максимально используют свой творческий потенциал на работе.

А какой процент своего потенциала используете вы на сегодняшний день?

Если вы чувствуете, что пришло время проработать эту сферу и вам для этого нужен толчок и целый ряд проверенных инструментов, то я жду вас на 28 июня. В прямом эфире мы все вместе проложим путь к раскрытию ваших творческих способностей. Как всегда будет запись мастер-класса, если вы пожелаете сделать повторную проработку материала.