Поведение человека детерминировано. Эволюционная детерминация поведения. Сущность факторов детерминации личности

Поведение любого человека определяется не только набором личностных качеств, особенностями конкретной ситуации, но и спецификой той социальной среды, в рамках которой реализуется его деловая активность.

Выявить динамику процесса детерминации поведения личности позволяет следующая схема:

Отчасти осознанные намерения конкретного человека преломляются через призму присущих ему социальных стереотипов, формирующихся под воздействием макро- и микросреды, и реализуются в ролевом поведении.

«Я» - это самосознание личности, формирующееся в процессе общения на основе языка и мышления. Человеческое «Я» можно представить как результат выделения индивидом самого себя из окружающей среды, из сообщества других людей.

Реальное «Я» отражает то, кем на самом деле является данный человек, какие внутренние психологические особенности, желания, мысли, чувства ему присущи. Но далеко не

все желания, мысли, чувства человек может проявить внешне в своем поведении, общении с людьми. В случае возникновения противоречия между нормами поведения, принятыми в данном обществе, и желаниями человека, в случае несовпадения мыслей, чувств человека и ожиданий окружающих внешне демонстрируемый образ человека и его поведение могут не совпадать с его реальным «Я». «Я-образ» - это то, как человек стремится выглядеть перед людьми, как он видит себя и показывает себя людям.

Каждый человек как бы формирует свой внешний образ, он «считывается» другими людьми и на этой основе формируется определенное отношение. Одним из важнейших способов формирования своего внешнего образа является выбор имиджа. Из чего же складывается имидж человека при первом знакомстве? Прежде всего - это одежда и обувь, а также прическа. Они первыми «сигнализируют» о социальной принадлежности индивида и, следовательно, о том, предоставляет ли он потенциальную угрозу для окружающих. Огромное значение имеет также манера держаться. Сюда можно отнести осанку, позу, доброжелательное выражение лица, взгляд и т. д. Особенно важное значение имеет походка. Ученые проделали эксперимент: сняли на видеокамеру прохожих на улице, а затем попросили уголовников-рецидивистов выбрать среди них тех, на кого бы они напали. Большинство опрошенных единодушно указали на одних и тех же лиц. Решающую роль здесь сыграла походка. В список предполагаемых жертв не попали те, у кого чувствуется внутренний стержень, тело не вихляет, упругая, стремительная и энергичная походка. И, наконец, нельзя не учитывать роль такого фактора, как запах. Его роль в создании настроения настолько велика, что на Западе существуют специальные маркетинговые фирмы, подбирающие соответствующие запахи, например, для банков и супермаркетов.

Изучение особенностей группового и индивидуального поведения не может быть успешным без учета общего культурно-исторического фона, именуемого макросредой личности.

Социокультурные, экономические и политические особенности общества обуславливают не только характер социальных норм, правил поведения, законов, которым подчиняется человек, но и привычные взгляды, мнения, стереотипы восприятия и поведения.

Социальная группа, к которой принадлежит человек, ближайшее социальное окружение (семья, круг друзей и знакомых - микросреда) влияет на то, какие социальные нормы и стереотипы будут человеком усвоены, в зависимости от того, какой специфический образ жизни и какие правила поведения, восприятия и оценки событий приняты в данной социальной группе. Ограниченность личного опыта, недоступность для большинства людей эмпирической проверки поступающей к ним информации о целом ряде социальных явлений создают возможность манипулирования социальными стереотипами.

Любой акт делового общения, детерминированный рассмотренными выше факторами, может быть представлен как ролевое поведение.

«Роль» - это способ поведения, задаваемый обществом. Она складывается из двух переменных - базовых психологических установок нашего «Я» и ожиданий других людей. Бывает, что в течение одного дня деловому человеку приходится «играть» несколько ролей: руководителя, коллеги, подчиненного, партнера по переговорам и т. д. Во всех случаях предпосылкой успеха является не только всесторонний и глубокий анализ деловой ситуации, но и готовность к успеху, обусловленная состоянием и ориентацией нашего «Я».

Необходимо постоянно развивать позитивное мышление. Позитивное восприятие действительности означает, что мы должны направить свои усилия на решение стоящих перед нами проблем, а не сетовать по поводу их существования. Победитель «вгрызается» в проблему, тогда как неудачник всячески старается ее обойти, но постоянно на нее наталкивается. Есть только два типа проблем: проблемы, которые мы в состоянии решить, и проблемы, с которыми мы ничего поделать не можем. Какой смысл, например, переживать по поводу своей внешности или своего роста? Позитивное мышление предполагает отказ от бесплодных сетований по поводу надуманных и еще не существующих трудностей. Тем более непродуктивно завидовать другим - лучше радоваться их продвижению и учиться у них, как нам добиться успеха в своей деятельности.

Базовые психологические установки нашего «Я» формируются в результате закрепления наиболее часто повторяющихся реакций, положительных или отрицательных, на окружающих.

Возможны четыре вида установок по отношению к окружающим:

«Яхороший - ты хороший». Это самая нравственная и продуктивная установка, поскольку в большинстве случаев нам причиняют зло не по умыслу, а по недомыслию, в силу своей нравственной незрелости. Люди с этой установкой знают себе цену и ожидают, что другие воздадут им должное. Они трудятся и сотрудничают конструктивно. Это «победители», они «выигрывают».

«Я хороший - ты плохой». Эта установка характерна для тех, кто не способен к созидательному самоутверждению. Они спихивают ответственность за свои проблемы на других и пытаются в случае неудачи найти козла отпущения среди коллег или подчиненных, выместить на них свою досаду. В этом случае мнимое самоутверждение происходит за счет унижения других, что аморачьно и малопродуктивно.

«Я плохой - ты плохой». Эта установка ведет к саморазложению личности, порождает чувство безнадежности и потерю интереса к жизни. Люди с такой установкой легко раздражаются, подвержены тяжелым депрессиям и непредсказуемы.

Редко кто придерживается исключительно одной из этих четырех установок, но одна из них, как правило, доминирует. Поэтому особенно важно, постоянно работая над собой, осознанно и целенаправленно стремиться к укреплению чувства «все в порядке», преодолевать негативное отношение к окружающим и самому себе.

Отвлекаясь от содержания тех или иных поведенческих актов, лежащих в их основе ценностей и мотивов, можно попытаться выделить наиболее важные факторы, детерминирующие ролевое поведение в деловом общении. Познавательная ценность данного подхода объясняется тем, что поведение любого индивида опре­деляется не только набором личностных качеств и особенностями конкретной ситуации, но и не всегда учитываемой спецификой той социальной среды, в рамках которой реализуется его деловая активность. Представленная ниже схема позволяет выявить дина­мику процесса детерминации поведения личности .

Смысл предлагаемой схемы: отразить обстоятельство, что впол­не или отчасти осознанные намерения конкретного индивида пре­ломляются через призму присущих ему социальных стереотипов, формирующихся под воздействием макро- и микросреды, и реа­лизуются в ролевом поведении. Рассмотрим ключевые понятия дан­ной схемы: «Я», «социальные стереотипы», «макро- и микросреда личности», «ролевое поведение» и т.д.

«Я» - это самосознание личности, формирую­щееся в процессе общения на основе языка и мышления. Человеческое «Я» можно представить как результат выделения индивидом самого себя из окружающей среды, причем в качестве таковой понимается не природа, а сообщество других людей, поскольку вне общения как предпосылки формирования сознания у отдельного индивида, подобное выделение в принципе невозможно. Красивая сказка о Маугли с научной точки зрения не выдерживает никакой крити­ки. Известен случай, когда некий не в меру любознательный вос­точный деспот пожелал узнать, какой язык «от аллаха»: маленько­го ребенка кормили, ухаживали за ним, но под страхом смерти с ним не разрешалось разговаривать. Ждали долго, но напрасно: ребенок вырос, но так и не заговорил на человеческом языке, по сути дела, так и остался животным.

Становление индивидуального «Я», осознание себя личностью, субъектом, противополагающим себя другим членам племени, - длительный исторический процесс. Исследования первобытных народов дают основания полагать, что первоначально господство­вало коллективное, родовое сознание. Индивид не отделял себя от системы ценностей своей этнической группы и только со вре­менем деление на «Мы» и «Они» сменилось на «Я» и «Они». Так, например, в ходе расследования обстоятельств гибели в 1779 г. адмирала британского королевского флота Джеймса Кука мис­сионеры буквально замучили туземцев проповедями о греховности людоедства. Каннибалы отвечали им без намека на угрызе­ния совести, просто, но искренне: «Мы людей не едим. Они - не люди». Смысл сказанного вполне очевиден: людьми считались только члены своего племени, а все остальные - потенци­альной добычей, охраняемой, правда, обычаем кровной мести со стороны членов своего племени. Точно так же на языке ряда народов Крайнего Севера слово, обозначающее название народа, переводится как «люди».


Следовательно, отделение «Я» от этнического, родоплеменного самосознания происходит довольно поздно, с переходом от матриархата к патриархату, от собирательства и охоты - к земле­делию, с появлением частной собственности. Вместе с тем суще­ствование в человеческом самосознании наряду с индивидуаль­ным «Я» чувства принадлежности к определенной этнической груп­пе во многом определяет живучесть национализма.

Формирование и функционирование человеческого «Я» на­прямую связаны с периодизацией истории цивилизации и на каждом из ее этапов имеет свои особенности. Так, например, в античную эпоху на первом месте было гармоничное развитие личности, символом эпохи был атлет. В Средние века картина радикально изменилась - плоти противостоял дух как путь к жизни вечной, страдание, как считалось, не унижает, но возвы­шает, новым символом стало распятие. Плоть считалась главным источником порока, ее активно усмиряли постом и молитвою.

В эпоху Возрождения и раннего капитализма антропоцентри­ческое, гуманистическое мировоззрение замещает теоцентрическое, происходит настоящий взрыв индивидуализма в форме стрем­ления к безграничному личному самоутверждению и обогащению. Подобное положение вызвало ответную реакцию в форме протес­тантской этики. У Мартина Лютера личная вера, скромность и добросовестный труд противопоставляются внешнему, обрядово­му, церковному авторитету. Стремление к богатству и прибыли объявляется нравственной ценностью и рассматривается как на­града Господа за благочестие, добросовестный труд и заботу о ближ­них. При этом не надо забывать, что «ближними», т.е. богоизбранными, протестанты считали только единоверцев, а с осталь­ными, например североамериканскими индейцами и африканс­кими рабами, можно было особо не церемониться.

Вопрос о становлении индивидуального «Я» каждого конкрет­ного индивида не менее интересен. На первый взгляд ничего осо­бенно сложного здесь нет: достаточно индивиду противопоста­вить себя группе - вот и появилось самосознание. На самом деле все гораздо сложнее. Отделить-то он себя отделил, но источником формирования нашего «Я», или, как говорят философы, рефлек­сии, были и остаются окружающие нас люди. Это подметил еще Карл Маркс, а позднее оформил в качестве научной теории амери­канский исследователь Чарльз Кули. Как писал Маркс, «человек сначала смотрится как в зеркало в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начи­нает относиться к самому себе как к человеку» 1 .

Проще говоря, содержание нашего «Я» во многом определяет­ся теми социальными отношениями, в которые мы включены, и, следовательно, любой человек постоянно нуждается в положитель­ных, с точки зрения его самооценки, импульсах извне и неосоз­нанно стремится подобрать себе адекватное окружение. Иными словами, мы общаемся не только с теми, с кем вынуждены об­щаться в силу объективных причин, но в первую очередь с теми, кто способствует процессу нашего самоутверждения, обеспечива­ет нам высокую самооценку. А последняя практически не насы­щаема: красивая девушка постоянно нуждается в знаках внима­ния со стороны поклонников, артист - в рукоплесканиях публи­ки, ребенок - в похвале со стороны взрослых, взрослый - в ува­жении в семье и со стороны коллег и т.д. Интересно отметить, что люди, богато одаренные природой, зачастую не прилагают особых усилий для самоутверждения: в школе, например, прослеживает­ся обратная связь между природными способностями (или вне­шними данными) и прилежанием учащихся.

«Я»-образ - это то, что мы о себе думаем, наше знание о самом себе. У нормального человека это знание обязательно является положительным, при этом нередко мы думаем о себе лучше, чем мы есть на самом деле. Самооценка здесь носит осознанный ха­рактер и выступает в форме самоуважения.

Реальное «Я» - это то, что мы есть на самом деле. Здесь на первом плане уже не знание, а оценка, причем, как правило, не осознаваемая и не всегда положительная, часто формирующаяся в раннем детстве. В последнем случае мы имеем дело с комплексом неполноценности (идея немецкого психолога А. Адлера) как след­ствием неполной семьи, маленького роста, физических недостат­ков и т.д. Это неосознанное чувство движет человеком сильнее, чем осознанная оценка («Я»-образ), и приводит, если можно так выразиться, к сверхнормальному стремлению к самоутверждению либо в форме неограниченной личной власти (Наполеон, Гит­лер), либо в форме жертвенного служения человечеству (М. Ган­ди, Л. Толстой). Вся энергия у этих людей уходила на достижение великой цели, во имя, как они считали, великой идеи, а потому никто из них не был счастлив в личной жизни.

Если в реальном «Я» волевой компонент выступает неосозна­ваемой причиной жизненных устремлений, то в рамках «Я»-образа он чаще похож на конкретные действия по реальному самоут­верждению и самосовершенствованию, на идеализированные раз­мышления о том, кем я могу стать, если когда-нибудь этого захочу (в упрощенном варианте - если буду ежедневно делать зарядку, брошу курить и т.д.).

Оценка соответствия «Я»-образа реальному «Я» имеет ярко выраженный прикладной аспект, существенно значимый с точки зрения повседневного делового общения. Иными словами, посколь­ку они не совпадают, то как измерить реальное «Я», т.е. действи­тельное, а не воображаемое отношение человека к нам или инте­ресующей его проблеме?

Измерение установок, т.е. реального, но не осознаваемого от­ношения человека к какой-либо конкретной жизненной пробле­ме, осуществляется при помощи косвенных и прожективных воп­росов. Последовательный перечень подобных вопросов с разной степенью интенсивности установки именуется шкалой. Термин «имидж» придумали политики, понимая под имиджем понимается умение управлять теми впечатлениями, которые возникают по нашему поводу у других людей. Есть даже специальная профессия «имиджмейкер» - создатель имиджа. Услугами имиджмейкеров, наряду с политиками, широко пользуются артисты. В отличие от других сторон нашего «Я» это как бы «Я»-внешнее: как человек себя подает, какое впечатление он производит на окружающих. Умение произвести необходимое впечатле­ние особенно значимо при кратковременных контактах. Актер­ство и дипломатия в данном случае необходимы, но их недоста­точно, поскольку имидж «считывается» буквально в течение се­кунд, и происходит это бессознательно, прежде всего по внеш­нему облику другого человека. Женщины лучше мужчин управ­ляют своим имиджем, поскольку, как правило, привыкли сле­дить за своей внешностью.

Поведение любого человека определяется не только набо­ром личностных качеств, особенностями конкретной ситуации, но и спецификой той социальной среды, в рамках которой реа­лизуется его деловая активность.

Изучение особенностей группового и индивидуального пове­дения не может быть успешным без учета общего культурно-исторического фона, именуемого макросредой личности. Социокультурные, экономические и политические особен­ности общества обусловливают не только характер социальных норм, правил поведения, законов, которым подчиняется чело­век, но и привычные взгляды, мнения, стереотипы восприятия и поведения.

Социальная группа, к которой принадлежит человек, бли­жайшее социальное окружение (семья, круг друзей, и знакомых, микросреда) влияет на то, какие социальные нормы и стереотипы будут человеком усвоены, в зависимости от того, какие специфический образ жизни и правила поведения, вос­приятия и оценки событий приняты в данной социальной груп­пе. Ограниченность личного опыта, недоступность для боль­шинства людей эмпирической проверки поступающей к ним информации о целом ряде социальных явлений создают воз­можность манипулирования социальными стереотипами.

Любой акт делового общения, детерминированный рассмот­ренными выше факторами, может быть представлен как роле­вое поведение. Роль - это способ поведения, задаваемый об­ществом. Она складывается из двух переменных - базовых психологических установок нашего «Я» и ожиданий других людей. Бывает, что в течение одного дня деловому человеку приходится «играть» несколько ролей: руководителя, коллеги, подчиненного, партнера по переговорам и т. д. Во всех случаях предпосылкой успеха является не только всесторонний и глу­бокий анализ деловой ситуации, но и готовность к успеху, обус­ловленная состоянием и ориентацией нашего «Я». Необходимо постоянно развивать позитивное мышление. Позитивное восприятие действительности означает, что мы должны направить свои усилия на решение стоящих перед нами проблем, а не сетовать по поводу их существования. Базовые психологические установки нашего «Я» формиру­ются в результате закрепления наиболее часто повторяющихся реакций, положительных или отрицательных, на окружающих. Возможны четыре вида установок по отношению к себе и окру­жающим .

«Я хороший - ты хороший». Это самая нравственная и про­дуктивная установка, поскольку в большинстве случаев нам причиняют зло не по умыслу, а по недомыслию, в силу своей нравственной незрелости. Люди с этой установкой знают себе цену и ожидают, что другие воздадут им должное. Они тру­дятся и сотрудничают конструктивно. Это «победители», они «выигрывают».

«Я хороший - ты плохой». Эта установка характерна для тех, кто не способен к созидательному самоутверждению. Они спихивают ответственность за свои проблемы на других и пы­таются в случае неудачи найти козла отпущения среди коллег или подчиненных, выместить на них свою досаду. В этом слу­чае мнимое самоутверждение происходит за счет унижения других, что аморально и малопродуктивно.

«Я плохой - ты плохой». Эта установка ведет к самораз­ложению личности, порождает чувство безнадежности и поте­рю интереса к жизни. Люди с такой установкой легко раздра­жаются, подвержены тяжелым депрессиям и непредсказуемы.

Редко кто придерживается исключительно одной из этих четырех установок, но одна из них, как правило, доминирует. Поэтому особенно важно, постоянно работая над собой, осоз­нанно и целенаправленно стремиться к укреплению чувства «все в порядке», преодолевать негативное отношение к окружаю­щим и самому себе.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Конспект лекций по дисциплине психология и этика деловых отношений

Имени альфреда нобеля.. кафедра социальной педагогики.. конспект..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Психологические типы людей и их проявления в работе, бизнесе, общении
Типология темперамента и акцентуаций характера Шансы на успех в работе повышаются, если человек выб­рал профессию, которая соответствует его способностям, ин­теллектуальному уровню, личнос

Проявления бессознательного в поведении и общении
Бессознательное (подсознание) представляет собой ту часть расчетов, которая проходит наиболее гладко, и ни в коем случае не является, как о нем иногда говорят, «бурлящим хао

Общение - специфическая форма взаимодействия чело­века с другими людьми как членами общества, в общении ре­ализуются социальные отношения людей
Вобщении выделяют три взаимосвязанных стороны: ком­муникативная сторонаобщения состоит вобмене информаци­ей между людьми; интерактивная ст

Этика делового общения

Этапы общения
В общении можно выделить следующие этапы: 1) установление контакта; 2) ориентация в ситуации (люди, обстоятельства и т. д.); 3) обсуждение вопроса, проблемы; 4)

Барьеры в общении
Барьеры коммуникативные - различия в однородных осо­бенностях личностей участников контакта, препятствующие полноценному общению между ними. Можно выделить следующие барьеры: см

Симпатия
Кроме некоторых из перечисленных возникновению симпатии к коммуникатору способствуют сле­дующие условия: а) способность удовлетворять потребности партнера, в ча­стности: - помощь

Под восприятием в социальной психологии понимается целостный образ другого человека, формируемый на основе оценки его внешнего вида и поведения
Вделовом общении приходится взаимодействовать с людь­ми, которых видишь впервые, и с людьми, которые уже доста­точно хорошо знакомы. Психологические исследования пока­зали, что в о

Контекст
Контекст - это физическое, социальное, истори­ческое, психологическое и культурное окружение, в котором проходит процесс коммуникации. Физический контексткоммуникационного

Кодирование и декодирование
Когнитивный мыслительный процесс трансфор­мации идей и чувств в символы и организация их в форму сообщения называется кодированиемсооб­щения; обратный процесс трансформации сообще­

Форма или организация
Если значение сложное, то может потребоваться организовать его по разделам или расположить в опре­деленном порядке. Форма сообщения особенно важ­на, если человек говорит (один) без перерывов в те­ч

Мы используем язык, чтобы обсуждать вещи, лежащие вне нашего непосредственного опыта
Язык дает нам возможность рассуждать гипотетичес­ки, сообщать о прошлых и будущих событиях и рас­сказывать о людях и вещах, отсутствующих во вре­мя разговора. Таким образом, мы можем использо­вать

Я-высказывания и виды слушания
«Я-высказывания» В напряженной ситуации, когда человек испытывает силь­ные чувства, не нравящиеся ему, появляются сложности с их выражением. Самый простой сп

Виды слушания
Можно выделить следующие виды слушания: рефлексив­ное(активное), нерефлексивное(пассивное), эмпатическое.

Публичная ораторская речь
Важно все: и содержание, и интонация, и манера изложе­ния, и жесты, и мимика. Необходимо помнить, что почти по­ловина информации передается через интонацию. Одни и те же слова, сказанные по-разному

Деловые дискуссии
Дискуссия- процесс продвижения и разрешения проблем путем сопоставления, столкновения, ассимиляции, взаимообо­гащения предметных позиций участников (мнений участников по сут

Законы аргументации и убеждения
1. Закон встраивания (внедрения). Аргументы следует встраивать в логику рассуждений парт­нера, а не вбивать (ломая ее), не излагать их параллельно. 2. Закон общности язы

Интерактивный уровень общения. Психологические аспекты осуществления власти и влияния
Взаимодействие - это действия индивидов, направленных друг к другу. Такое действие может быть рассмотрено как со­вокупность способов, применяемых человеком для достиже­ния определенных целе

Средства и методы психологического воздействия
Эффект психологического воздействия на человека зави­сит от того, какие механизмы воздействия использовались: убеждение, внушение или заражение. Самый древний механизм воздействия - это

Основные характеристики манипуляторов и актуализаторов
МАНИПУЛЯТОРЫ АКТУАЛИЗАТОРЫ 1. ЛОЖЬ (фальшь, мошенничест­во). Манипулятор использует приемы, методы, маневры. Он ломает комедию и разыг

Трансактный анализ
Согласно авторам этого направления (Э. Берн, Т. Харрис), человек в каждый момент времени находится в одном из трех возможных состояний своего «Я» (эго-состояний), названных «

Синтоническая модель общения
Название «синтоническая» образовано от слова «синтония», что означает «Быть в гармонии с собой и другими». Синтони­ческая модель общения разработана в рамках нейролингвистического программир

Власть и влияние – психологический аспект
Феномен власти сложен и однозначного определения нет. Вот некоторые определения власти. Власть - устойчивая способность достигать поставлен­ной цели и получать намеченные результаты (Б.

Типология лидерства
Классификации лидерства разнообразны. На основе каких критериев определяют виды лидеров в группе? Общее лидерство в группе складывается из компонентов: эмоционального, делового и информацио

Типология конфликтов
Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает фор­му разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. Кон­фликты могут быть скрытыми

Динамика конфликта
Начало конфликта связано, по меньшей мере, с тремя ус­ловиями: 1) первый его участник сознательно и активно действует в ущерб другому участнику путем физических действий, демар­шей, заявле

Функции и причины конфликтов
Поскольку в ходе конфликта разрешаются противоречия, происходит поиск путей выхода из тупиковой ситуации, то воз­никает вопрос о его функции - положительной или отрица­тельной. Другими словами, пло

Управление конфликтами
Различают структурные (организационные) и межлично­стныеспособы управления конфликтами. Представители административного направления считали, что если найти хорошую формулу управлен

Типы реагирования при разрешении конфликтов
Выделяют пять основных стратегий поведения в конфликт­ных ситуациях. 1. Настойчивость (принуждение).Тот, кто придерживает­ся этой стратегии, пытается заст

Конфликтная личность бесконфликтного типа
1. Неустойчив в оценках и мнениях. 2. Обладает легкий внушаемостью. 3. Внутренне противоречив, 4. Характерна некоторая непоследов

Кодекс поведения в конфликте
1. Дайте партнеру «выпустить пар». Если он раздражен и агрессивен, то нужно помочь ему сни­зить внутреннее напряжение. Пока это не случится, договорить­ся с ним трудно или невозможн

Деловая беседа
Посредством деловой беседы реализуется стремление од­ного человека или группы людей к действию, которое изменит хотя бы одну из сторон какой-либо ситуации или установит новые отношения между участн

Выделяют три этапа
1) Постановка вопроса: - введение в курс дела, - формулировка вопроса, - формулировка исходной позиции, - постановка вопроса. 2) Формирование мнения о п

Этика делового общения
Деловое общение является необходимой частью человече­ской жизни, важнейшим видом отношений с другими людь­ми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в котор

Манера общения, взаимодействия с людьми
Манера говорить - это использование голоса и тела для передачи устного сообщения, это то, собственно, что мы ви­дим и слышим. Следует рассматривать манеру говорить как «окно», чере

Деловые переговоры
В жизненной практике чаще встречаются малоэффективные стратегии поведения в спорных вопросах, такие как: 1) жесткое доминирование (жесткий подход) одной стороны и соответствен­но вынужденное подчин

Национальные стили ведения переговоров
Американский стиль ведения переговоров отличается доста­точно высоким профессионализмом. В американской делега­ции редко можно встретить человека, некомпетентного в тех

Этикет и культура поведения делового человека
Этикет (от франц. etiquette) означает установленный поря­док поведения где-либо. Это наиболее общее определение эти­кета. Культура поведения - поступки и формы общения людей основанные на нравствен

Поведение человека детерминировано (от лат. determinare - ограничивать, от terminus - предел), иными словами, оно обусловлено различными причинами.

Детерминация нередко упрощенно трактуется как внешнее воздействие на индивида, в результате которого он совершает действия («жесткое» механистическое понимание детерминации) или принимает решения, на основе которых совершает действия («мягкое» механистическое понимание детерминации). Признание детерминированности поведения выражается в принятии принципа детерминизма в той или другой версии. Детерминизму противостоит индетерминизм - объяснительный принцип, согласно которому поведение полностью обусловлено внутренними факторами и человек действует на основе «свободы воли» . Строго говоря, индетерминизм должен был бы выражаться в признании исключительной спонтанности поведения. Самостоятельно принятое решение как основа действия уже является детерминирующим фактором действия или поступка. Все решения принимаются на каких-то основаниях, по каким-то мотивам, которые в свою очередь формируются благодаря тем или иным условиям (полученное человеком воспитание, образ жизни, сложившиеся под его влиянием привычки и т.д.).

«Внутренние» факторы не сводятся к субъективным и тем более осознаваемым предпосылкам поведения. К внутренним факторам относятся неосознаваемые установки, влечения, предпочтения, а также генетически заданные предрасположенности, органические потребности, которые по отношению к сознанию выступают объективными факторами в том смысле, что они не зависят от сознания и воления. Они объективны, хотя и внутренни.

В психологии принято говорить об опосредованности внешних причин поведения внутренними условиями . На нейропсихологиче- ском уровне единство внутреннего и внешнего нередко трактуется следующим образом: психическая активность, с одной стороны, является функцией мозга, мозг - это орган психической активности, а с другой - отражением действительности, носит рефлекторный характер и обусловливается внешними воздействиями. При этом нужно помнить, что разделение на внешнее и внутреннее не совпадает с разделением объективного и субъективного (относящегося к субъекту) и психическая активность не только рефлекторна, но и рефлексивна, т.е. направлена на саму себя: желания, влечения, эмоции, спонтанные предпочтения (все это - проявления психической активности) могут быть предметом внимания и анализа (рефлексии) личности и тем самым рационального контроля. Последнее - немаловажный фактор поведения. Самоконтроль и само детерминация основаны на способности человека принимать решения и совершать действия самостоятельно (исходя из собственных представлений) и ответственно (т.е. сообразуясь с обоснованными ожиданиями и интересами других, нормами и традициями).

В качестве факторов детерминации индивидуального поведения могут выступать, как говорилось выше, генетически заданные предрасположенности, органические потребности, спонтанные реакции на непосредственное окружение (впоследствии осознаваемые или нет). К этому близки социально-психологические механизмы, проявляющиеся через индивидуальные или групповые привычки, общественные стереотипы и подражание и обеспечивающие действия, совершаемые по инерции. Особым образом детерминируется деятельность, которую можно определить как социально-адаптивную. Это детерминация, обеспечиваемая наличием (появлением, обнаружением) целей, сам факт которых предопределяет деятельность по их достижению - целесообразную деятельность. Названные виды детерминации обычно действуют спонтанно. Их механизмы могут скрыто использоваться в рамках манипулятивной организации индивидуального или коллективного поведения, осуществляемой различными социальными агентами в своих частных пропагандистских или коммерческих целях.

Поведение может детерминироваться извне посредством открытого социального действия в форме принуждения, в частности посредством угрозы применения насилия (физического, социально-политического или психического). В отличие от социального принуждения манипуля- тивное воздействие в конечном счете оказывает влияние на сознание человека, который далее действует как бы по своей воле, уверенный в том, что действует субъектно, сознательно самоопределяясь. В условиях принуждения человек может осознавать подневольность действий, к которым он принуждается угрозой насилия, и при том не видеть для себя никакой альтернативы, кроме неприемлемого - за неповиновение подвергнуться насилию, возможно, смертельному.

Поведение может детерминироваться с помощью социокультурных регулятивов - посредством ссылки на авторитет (индивидуальный или коллективный), предъявления образцов и примеров, а также обязательств, возникших в соответствии с достигнутыми соглашениями. Здесь возникают важные вопросы: кто ссылается на авторитет и кто предъявляет образцы и примеры? В случае различных регулятивов этими «кто» могут быть разные социальные агенты, в частности сам действующий индивид, и тогда детерминация поведения осуществляется посредством обращения к авторитетам, самостоятельного выбора и признания значимости для себя образцов и примеров.

Разновидностью социокультурной детерминации является ценностная ориентация. Ценности детерминируют поведение самим фактом своего существования, представленного в разных формах - в текстах, обычаях, нравах, негласных сводах норм и правил или указаниях на надлежащее поведение, в специально принятых и предлагаемых к исполнению формализованных кодексах, а также в форме установок и принципов, принимаемых личностью в качестве внутреннего долженствования, с исполнением которого связывается личное предназначение.

Необходимость в социокультурных требованиях возникает в условиях, когда естественные влечения и спонтанно действующие психические механизмы не обеспечивают взаимодействия индивида с коммуникативным и социальным окружением.

Социокультурные требования характеризуют регуляцию поведения (от лат. regulare - управлять, от regula - правило) - упорядочение, организацию поведения и контроль за ним посредством вменения ценностей и требований

Московский экономико-финансовый институт (МЭФИ)

Реферат по курсу: Деловое общение.

«Детерминация поведения личности в деловом

общении».

Студент: Владимирова Е.Е.

Группа: 7БШ-631-ВОС

Преподаватель: Василевская Н.Ф.


1.Факторы детерминации поведения личности

2.Динамика человеческого поведения

3. Ролевое поведение

3.Макро- и микросреда


Факторы детерминации поведения личности в деловом общении

Поведение любого индивида определяется не только набором личностных качеств, особенностями конкретной ситуации, но и не всегда учитываемой спецификой той социальной среды, в рамках которой реализуется его деловая активность. Вполне или отчасти осознанные намерения конкретного индивида преломляются через призму присущих ему социальных стереотипов, формирующихся под воздействием макро- и микросреды, и реализуются в ролевом поведении.

"Я" - это самосознание личности, формирующееся в процессе общения на основе языка и мышления. Человеческое "Я" можно представить как результат выделения индивидом самого себя из окружающей среды. Красивая сказка о Маугли с научной точки зрения не выдерживает никакой критики. Становление индивидуального "Я", осознание личностью себя в качестве субъекта, противополагающего себя другим членам племени, - длительный исторический процесс. Исследования первобытных народов дают основания полагать, что первоначально господствовало коллективное, родовое сознание. Индивид не отделял себя от системы ценностей своей этнической группы и только со временем деление на "Мы" и "Они" сменилось на "Я" и "Они". Следовательно, отделение "Я" от этнического, родоплеменного самосознания происходит довольно поздно, с переходом от матриархата к патриархату, от собирательства и охоты - к земледелию, с появлением частной собственности. Вместе с тем, существование в человеческом самосознании наряду с индивидуальным "Я" чувства принадлежности к определенной этнической группе во многом объясняет живучесть национализма.

Вопрос о становлении индивидуального "Я" каждого конкретного индивида не менее интересен. На первый взгляд, ничего особенно сложного здесь нет: достаточно противопоставить себя группе - вот и появилось самосознание. На самом деле, все гораздо сложнее. Отделить-то он себя отделил, но источником формирования нашего "Я", или, как говорят философы, рефлексии, были и остаются окружающие нас люди. Это подметил еще Карл Маркс, а позднее оформил в научную теорию американский исследователь Чарльз Кули. Как писал Маркс, "человек сначала смотрится как в зеркало в другого человека.

Проще говоря, содержание нашего "Я" во многом определяется теми социальными отношениями, в которые мы включены и, следовательно, любой человек постоянно нуждается в положительных с точки зрения его самооценки импульсах извне и неосознанно стремится подобрать себе адекватное окружение. Иными словами, мы общаемся не только с теми, с кем вынуждены общаться в силу объективных причин, но, в первую очередь, с теми, кто обеспечивает нам высокую самооценку. А последняя практически ненасыщаема, красивая девушка постоянно нуждается в знаках внимания со стороны поклонников, артист - в рукоплесканиях публики, ребенок - в похвале со стороны взрослых, взрослый - в уважении в семье и со стороны коллег и т.д. Интересно отметить, что люди, богато одаренные природой, зачастую не прилагают особых усилий для самоутверждения: в школе, например, прослеживается обратная связь между внешними данными, природными способностями и прилежанием учащихся.

Источники формирования положительной самооценки конкретного индивида поддаются классификации. Для одних наиболее успешной сферой самореализации "Я" является работа, профессиональная деятельность. Бывает так, что работа заменяет, как бы компенсирует отсутствие семьи, является для человека единственным и самым важным источником положительных импульсов. Женщины, как правило, живут семьей и для семьи, работа для них источник дополнительного заработка, приятный круг общения, место разговоров о мужьях, детях, покупках, домашнем хозяйстве и т.д. Для любого кого-то источником самоутверждения может выступать любимое внепрофессиональное занятие или хобби, например, коллекционирование различного рода предметов, огородничество, рыбалка, разведение всевозможных живых существ и т.д. Частным случаем хобби можно считать общественную работу, когда человек посвящает свое свободное время социально значимой деятельности, мотивируемой нравственно-религиозным или политическим идеалом. Возможны случаи, когда индивид, не добившись успеха в вышеназванных формах деятельности, пытается решить проблему самоутверждения не вполне естественным образом: он как бы строит свою, искусственную среду обитания, исключающую его зависимость от положительных импульсов извне. Поведение такого рода типично для наркоманов и алкоголиков.

А теперь представим ситуацию, в которой ни один из вышеназванных факторов "не сработал". Как, откуда и каким путем может получить личность жизненно необходимые для самоутверждения своего "Я" положительные импульсы? Ответ на поставленный вопрос дает открытый 3. Фрейдом бессознательный защитный психологический механизм, получивший название инфантилизма (от лат. инфант - ребенок). Суть инфантилизма заключается в том, что человек как-бы снимает с себя ответственность за свою судьбу и делегирует свои права реальному или вымышленному лицу. Аналогия с ребенком здесь вполне уместна, так как малыш психологически чувствует себя более комфортно, чем взрослый. Он гораздо более стрессоустойчив, поскольку неосознанно перекладывает на взрослого принятие жизненно важных для него решений.

Отсюда можно сделать два вывода. Во-первых, человек не в состоянии постоянно жить в состоянии страха, и в условиях массовых репрессий, террора, систематического насилия страх жертвы может трансформироваться в искреннюю любовь к тирану, которому добровольно передается ответственность за индивидуальную судьбу, - Гитлеру, Сталин, Мао.

Во-вторых, данный феномен в равной степени характерен как для больших масс людей, так и для отдельных взрослых индивидов: систематически избиваемая мужем женщина вполне искренне может объяснять свое терпение любовью к нему, тогда как на самом деле она его просто боится, ей некуда уйти и т.д.

Рассмотренный выше механизм самоутверждения личности в высшей степени характерен для верующих людей. Люди, потерпевшие житейское поражение в этом мире, немощные из-за болезней или преклонного возраста, чаще других обращаются к Богу, передоверяя Ему ответственность за свою дальнейшую судьбу. При этом Бог как бы выполняет функции отца по отношению к маленькому ребенку, а постоянные молитвы служат средством общения с ним.

Наряду с вопросом об источниках формирования индивидуального самосознания, факторах данного процесса, предстоит выяснить, как, в каких формах наше "Я" проявляет себя в повседневной действительности. Здесь можно выделить, по крайней мере, два аспекта проблемы.

1) Каждый акт нашего сомосознания, любое состояние нашего "Я" предполагает наличие трех компонентов:

Разум позволяет дать описание ситуации, чувства - ее оценку, воля выступает источником предписания. Нетрудно догадаться что в зависимости от конкретных жизненных обстоятельств на первый план выходит тот или иной фактор, тогда мы говорим, что человек размышляет, взволнован или усилием воли заставляет себя или других делать то, что делать - то, в общем, совсем не хочется.

2) Не следует забывать, что эти три компонента проецируемы соотносимы не только с внешним миром, но самим "Я" как таковым. В этом случае можно говорить о том, что у каждого психически нормального индивида существует не одно, а целых три "Я":

Я-образ - это то, что мы о себе думаем, наше знание о самом себе. У нормального человека это знание обязательно является положительным, т. е. мы думаем о себе чаще всего лучше, чем мы есть на самом деле. Самооценка здесь носит осознанный характер и выступает в форме самоуважения.

Реальное "Я" - это то, что мы есть на самом деле. Здесь на первом плане уже не знание, а оценка, причем, как правило, не осознаваемая и не всегда положительная, часто формируемая в раннем детстве. В последнем случае мы имеем дело с комплексом неполноценности (идея немецкого психолога Адлера) как следствие неполной семьи, маленького роста, физических недостатков и т д. Это неосознанное чувство движет человеком сильнее чем осознанная оценка, "Я"- образ и приводит, если можно так выразиться, к сверхнормальному стремлению к самоутверждению либо в форме неограниченной власти - Наполеон, Гитлер, либо в форме жертвенного служения человечеству - Ганди, Толстой. Вся энергия у этих людей уходила на достижение великой цели во имя, как они считали, великой идеи, а потому никто из них не был счастлив в личной жизни.

Если в реальном "Я" волевой компонент выступает неосознаваемой причиной жизненных устремлений, то в рамках "Я"- образа он чаще порождает не конкретные действия по реальному самоутверждению и самосовершенствованию, а идеализированные размышления о том, кем я могут стать, если когда-нибудь этого захочу, (упрощенный вариант ~ буду ежедневно делать зарядку, брошу курить и т.д.).

Термин "имидж" придумали политики, понимая под этим умение управлять теми впечатлениями, которые возникают по нашему поводу у других людей. Есть даже специальная профессия "имиджмейкеры", т. е. создатели имиджа, услугами представителей которой наряду с политиками широко пользуются артисты. В отличие от других сторон нашего "Я", это как бы "Я" - внешнее: как человек себя подает, какое впечатление он производит на окружающих. Умение произвести необходимое впечатление особенно значимо при кратковременных контактах. Актерство и дипломатия в данном случае необходимы, но их недостаточно, поскольку имидж "считывается" за считанные секунды и происходит это бессознательно, прежде всего по внешнему облику другого человека- Женщины лучше мужчин управляют своим имиджем, поскольку привыкли следить за своей внешностью.

Итак каждый человек как бы формирует свой внешний образ он "считывается" другими людьми и на этой основе формируется определенное отношение. Из чего же складывается имидж человека при первом знакомстве? Прежде всего, это одежда и обувь а также прическа. Они первыми "сигнализируют о социальной принадлежности индивида и, следовательно, о том предоставляет ли он потенциальную угрозу для окружающих. Огромное значение имеет также манера держаться. Сюда можно отнести осанку, позу, доброжелательное выражение лица, взгляд и т д. Особенно важное значение имеет походка. И наконец, нельзя не учитывать роль такого фактора, как запах. Его роль в сознании настроения настолько велика, что на Западе существуют специальные маркетинговые фирмы, подбирающие соответствующие запахи, например для банков и супермаркетов.

Учет перечисленных выше внешних индикаторов позволяет выглядеть сильным и привлекательным, позволяет при первом знакомстве сформировать положительный имидж, заложить основу для успешного делового общения в будущем.

Динамика человеческого поведения

Анализ причинно-следственных связей, детерминации человеческого поведения в деловом общении предполагает выявление социально-психологических механизмов, лежащих в основе взаимодействий между нашим "Я" и социальной средой личности. Процесс отражения конкретных социальных явлений связан с формированием в сознании индивида субъективных, чувственных образов объективной реальности. Казалось бы, здесь все достаточно просто: вижу объект А - формируется образ a; вижу объект В - формируется образ в, вижу объект С - формируется образ с и так далее. В действительности же процесс отражения социальных объектов проходит несколько иначе. Поскольку в повседневном общении личность постоянно сталкивается с повторяющимися ситуациями, совокупностями взаимосвязанных социальных явлений, достаточно нам увидеть объект А, как в сознании автоматически выстраивается вся цепочка образов а - в - с. Так, например, близкого нам человека мы узнаем на большом расстоянии только по одному признаку - его походке.

Частным видом значений являются социальные стереотипы . Социальные стереотипы - это матрицы, образцы восприятия и поведения для наиболее часто повторяющихся ситуаций. Социальные стереотипы поддаются классификации. Так, например, можно выделить этнические и религиозные, профессиональные, идеологические, возрастные и другие стереотипы.

Основной набор поведенческих стереотипов формируется в процессе социализации личности под воздействием макро- и микросреды, коллективного и индивидуального опыта, обычаев и традиций . Причем решающая роль здесь принадлежит внешним источникам социального знания, а не познавательной активности нашего "Я".

Социальные стереотипы играют огромную роль в повседневном общении благодаря целому ряду своих особенностей .

1) Они как бы предопределяют восприятие конкретной жизненной ситуации , поскольку мы постигаем окружающую нас социальную действительность не напрямую, а опосредованно, Через призму сложившихся в нашем сознании или усвоенных извне социальных стереотипов. Показательным в этом отношении является эксперимент, проведенный известным психологом А.А. Бодалевым. В ходе эксперимента группе взрослых испытуемых были показаны несколько фотографий. Участники эксперимента, видевшие каждую фотографию в течение пяти секунд, должны были воссоздать образ человека, которого они только что видели. Показу фотографии предшествовала установка на определенный стереотип - характеристика изображенных на ней людей. Например, говорили "Сейчас вы увидите портрет преступника" или "... портрет героя" и т.д. Под влиянием предложенной установки оказались 35,3% испытуемых, не испытывали ее заметного влияния - 54%, активно сопротивлялись предлагаемому стереотипу - 10,7%. Полярность суждений об одном и том же человеке объясняется тем, что фотография сама по себе малоинформативна и участники эксперимента вынуждены воспроизводить признаки предложенного стереотипа.

2) Социальный стереотип "экономит мышление" за счет обезличивания и формализации общения . Идентификация с уже известным образцом предопределяет стандартную реакцию, позволяет использовать уже знакомую модель ролевого поведения, действовать как бы автоматически. Именно по этой причине официальное общение с незнакомыми и малознакомыми людьми происходит больше по стереотипу.

3) Каждый социальный стереотип включает в себя описание, предписание и оценку ситуации , хотя и в разной пропорции, ЧТО вполне соответствует компонентам человеческого "Я".

4) Стереотипы очень стойки и зачастую передаются по наследству, от поколения к поколению , даже если далеки от реальности. Сюда можно отнести, например, свойственную многим веру в доброго царя (президента), который разом решит все проблемы и сделает нашу жизнь лучше.

Ограниченность личного опыта, недоступность для большинства людей эмпирической проверки поступающей к ним информации о целом ряде социальных явлений создают возможность манипулирования социальными стереотипами. Рассматриваемые ниже приемы активно используются средствами массовой информации для формирования общественного мнения и, вместе с тем, не безынтересны с точки зрения практики делового общения .

Навешивание ярлыков: человека "подгоняют" под стереотип типа "демагог", "популист", "бабник", "пьяница" и т.д. Успешно используется для устранения конкурентов в политической и деловой жизни излюбленное средство специалистов в области интриг. В качестве контраргумента следует акцентировать внимание на недопустимости подмены реальных фактов субъективными оценками.

- "Блистательная неопределенность"", использование стереотипов, смысл которых не вполне ясен и однозначен, но вызывающих положительные эмоции, поскольку здесь оценка превалирует над описанием. Сюда относятся такие расхожие понятия, как "демократия", "права человека", "общечеловеческие ценности", "в интересах закона" и т.д. Вариант для общения с руководством: "Ваше решение недемократично (нарушает права человека, социальную справедливость)!"

Апелляция к большинству как средство укрепления своей позиции. Преобладает волевой аспект. Сюда относятся суждения типа "по многочисленным просьбам трудящихся"..., "все россияне единодушно поддерживают..." и т.д. Для делового общения подходят аргументы типа "в коллективе есть мнение...", "коллектив считает, что…"

Перенос: использование старых символов, уже имеющих определенную ценность. В деловом общении ссылка на авторитетную личность возможна в нескольких вариантах:

а) персонифицированном - ссылка на конкретное руководящее лицо;
б) обезличенном - "Там знают!"; "Сам в курсе"; "И тогда я позвонил, вы понимаете, кому..."; "Обсуждаем проблему и тут зашел сам..." и т.д.;
в) использование цитат - "Еще Сократ говорил, что...". Простонародность, или "свой парень". Имеет в основе идентификацию с народом, подчиненными.

Деперсонификация общения, возникающая благодаря стереотипам в ряде случаев не облегчает, а напротив, затрудняет деловое общение, мешает установлению неформальных отношений. В переводе на язык социальной психологии известная метафора «встречают по одежке..." означает, что "встречают по стереотипу а провожают - по уму!". Особенно актуальна эта проблема в системе отношений "руководитель - подчиненный".

Ролевое поведение.

Любой акт делового общения, детерминированный рассмот­ренными выше факторами, может быть представлен как ролевое поведение. "Роль" - это способ поведения, задаваемый обществом. Она складывается из двух переменных - базовых психологических установок нашего "Я" и ожиданий других людей. Бывает, что в течение одного дня деловому человеку приходится "играть" не­сколько ролей: руководителя, коллеги, подчиненного, партнера по переговорам и т.д. Во всех случаях предпосылкой успеха яв­ляется не только всесторонний и глубокий анализ деловой си­туации, но и готовность к успеху, обусловленная состоянием и ориентацией нашего "Я". Большинство проживает всю жизнь, так и не использовав возможность полного контроля над собст­венными чувствами, не отдавая себе отчета в том, что это един­ственное, что подвластно нашей воле.

Следовательно, необходимо постоянно развивать позитив­ное мышление. Позитивное восприятие действительности оз­начает, что мы должны направить свои усилия на решение стоящих перед нами проблем, а не сетовать по поводу их су­ществования. Победитель "вгрызается" в проблему, тогда как неудачник всячески старается ее обойти, но постоянно на нее наталкивается. Есть только два типа проблем: проблемы, кото­рые мы в состоянии решить, и проблемы, с которыми мы ничего поделать не можем. Позитивное мышление предполагает отказ от бесплодных сетований по поводу надуманных и еще не существующих трудностей. Тем более непродуктивно завидовать другим - лучше радоваться их продвижению и просить у них советов, как нам добиться успе­ха в своей деятельности.

Базовые психологические установки нашего "Я" формиру­ются в результате закрепления наиболее часто повторяющихся реакций, положительных или отрицательных, на окружающих нас людей. Они включают в себя как самооценку, так и оценку нами тех, с кем мы общаемся. Люди, негативно относящиеся к самим себе, имеют тенденцию в течение жизни накапливать отрицательные впечатления о собственной личности. Те, кто относится к себе позитивно, проявляют тенденцию к постепен­ному накоплению и усилению положительного самовосприятия.

Возможны четыре вида установок по отношению к окру­жающим:

хороший - ты хороший". Это самая нравственная и про­дуктивная установка, поскольку в большинстве случаев нам Причиняют зло не по умыслу, а по недомыслию, в силу своей Нравственной незрелости. Люди с этой установкой знают себе цену и ожидают, что другие воздадут им должное. Они трудятся И сотрудничают конструктивно. Это "победители", они "выигрывают".

"Я хороший - ты плохой". Эта установка характерна для тех, кто не способен к созидательному самоутверждению. Они спи­хивают ответственность за свои проблемы на других и пытаются в случае неудачи найти козла отпущения среди коллег или под­чиненных, выместить на них свою досаду. В этом случае мнимое самоутверждение происходит за счет унижения других, что амо­рально и малопродуктивно.

плохой - ты хороший". Такая установка типична для лю­дей с комплексом неполноценности, чувствующих себя бессиль­ными по сравнению с другими. Они часто стремятся избегать тесных контактов с окружающими либо прилипают, как парази­ты, к сильным личностям. Часто такие люди пребывают в со­стоянии депрессии.

плохой - ты плохой". Эта установка ведет к саморазложе­нию личности, порождает чувство безнадежности и потерю ин­тереса к жизни. Люди с такой установкой легко раздражаются, подвержены тяжелым депрессиям и непредсказуемы. Они ходят по замкнутому кругу и никуда не приходят.

Редко кто придерживается исключительно одной из этих че­тырех установок, но одна из них, как правило, доминирует. По­этому особенно важно, постоянно работая над собой, осознанно и целенаправленно стремиться к укреплению чувства "все в по­рядке", преодолевать негативное отношение к окружающим и самому себе.

Макро- и микросреда личности в контексте делового общения

Изучение особенностей группового и индивидуального поведения не может быть успешным без учета общего культурно-исторического фона, именуемого макросредой личности.

Изучение макросреды личности предполагает выявление и анализ объективных факторов, в той или иной мере обусловливающих поведение индивида. Важно отметить, что детерминация может носить как непосредственный, так и опосредованный характер.

Один из возможных подходов к проблеме культурно-исторического фона человеческого поведения предполагает его изучение на двух уровнях: глобальном и региональном .

Переход мирового сообщества на постиндустриальную стадию качественно изменил состояние макросреды личности . В частности, вместо традиционной конфронтации между Востоком и Западом все чаще говорят о противостоянии между богатым Севером и бедным Югом. Научно-техническая революция набирает силу сразу в ряде макрорегионов планеты. Существенные изменения наблюдаются в политической сфере: если раньше экономическое господство в мире находилось в прямой зависимости от накопленного страной капитала, материальных богатств, то в наши дни символом власти является контроль над энергоносителями и мировыми информационными сетями.

Глобальной тенденцией развития современной макросреды следует считать переход средств массовых коммуникаций на принципиально новый уровень манипулирования сознанием масс. Благодаря телесериалам, рекламным роликам, развлекательным программам, компьютерным играм и т.д. современный обыватель одновременно живет как бы в двух мирах: реальном и вымышленном, виртуальном.

Массированный поток специально отобранной информации, в первую очередь политической и торговой рекламы, приводит к утрате индивидуальности отдельной личностью, ее одномерности, стандартизации материальных и духовных потребностей. Современный маркетинг не ограничивается изучением спроса, но активно формирует его в интересах производителя.

На региональном уровне, наряду с уже рассмотренными средствами массовой информации, на человеческое поведение наиболее активно влияют следующие факторы макросреды:

Демографический - плотность населения, динамика рождаемости и смертности, продолжительность жизни, миграционные процессы и т.д.;

Природно-экологический, в том числе размеры территории, климат, запасы полезных ископаемых, особенности экологической обстановки и т.д.;

Научно-технический фактор - этап в развитии научно-технического прогресса, используемые технологии, уровень компьютеризации и т. Д

;-экономический, включая уровень и структуру доходов, темпы инфляции, безработицу и т. д;

Политико-правовой, предполагающий рассмотрение господствующего политического режима, официальной идеологии, принятой системы законов и степени их соблюдения, положения в области соблюдения прав человека и т.д.;

Социокультурный - обычаи, традиции, господствующая форма религии, национальная психология.

Не менее существенную роль в детерминации человеческого доведения в деловом общении играет микросреда личности - та часть социальной среды, с которой непосредственно взаимодействует личность в процессе социальной деятельности . Здесь важно выделить два момента: а) личность испытывает воздействие в непосредственной или опосредованной форме всех без исключения элементов социальной среды, но главным образом взаимодействует именно с микросредой; б) существенным отличием микросреды является наличие не только прямых, но и обратных связей между личностью и ее окружением.

Иными словами, микросреда - это прежде всего поле активной социальной деятельности личности , объективная совокупность материальных и идеологических факторов, с которыми личность непосредственно взаимодействует в процессе общения с другими людьми. Социальные по своей природе отношения в условиях микросреды выступают в форме межличностного взаимодействия, строящегося на основе либо кооперации, сотрудничества, либо соревнования и конфронтации.

"Неформальные", межличностные отношения не следует рассматривать как самостоятельный вид отношений, поскольку они представляют собой своеобразную психологическую форму проявления реально существующих экономических, политических, правовых и других отношений между людьми.

Социальная группа - важный элемент микросреды , опосредующий детерминирующее воздействие общества на личность. Следовательно, макросреда воздействует на личность как непосредственно, так и в опосредованной форме, через ее влияние на те социальные группы, в жизни которых индивид непосредственно участвует. Взаимодействие между личностью и обществом в рамках микросреды выступает в качестве взаимодействия индивида и социальной группы.

Социальная группа - это более или менее устойчивая конкретно- историческая общность людей, в которой личность реализует свою предметно-деятельную сущность. Участие личности во многих видах социальной деятельности определяет ее принадлежность к самым различным социальным группам. Ее ближайшее социальное окружение составляет семья, учебная группа, трудовой коллектив, соседи, группы по интересам и т.д. Общим для всех этих групп является совместная деятельность людей, направленная на достижение общих целей, предполагающая определенную согласованность действий на основе обмена информацией и существования специальных средств контроля над выполнением отдельных функций. Обусловленность объективно существующей структурой общественных отношений и относительная самостоятельность составляют отличительные черты социальной группы.

С одной стороны, внутренняя структура социальной группы является отражением общих условий социальной среды . Любая социальная группа прямо или косвенно связана с воспроизводством тех или иных элементов материальной и духовной культуры общества, зависит от его социально-классовой и этнической структуры, господствующих политических идеалов и нравственных ценностей.

С другой стороны, ей свойственна автономность , поскольку общие социальные условия существуют здесь в форме особенных условий личностного бытия, преломляются в конкретной идейной и нравственной атмосфере группы.

Решающая роль в детерминации человеческого поведения в рамках микросреды принадлежит рабочей группе . Именно здесь происходит разрешение противоречия между индивидуальными и общественными интересами, устанавливаются реальные границы и условия социальной деятельности, формируется вполне определенный тип личности. Высокая социальная мобильность, широкие возможности в обогащении социального опыта - существенная особенность самореализации личности в рамках современного общества, которой не следует пренебрегать. Как справедливо заметил известный специалист в области социальной психологии Б.Д. Парыгин, «то, что сегодня для того или иного индивида является макросредой, то есть средой, выходящей за рамки повседневного существования, общения, завтра может превратиться в важнейший фактор его жизненной эволюции...»

Не менее устойчивой тенденцией современного, исключительно динамичного общества является неуклонный рост непосредственных контактов между личностью и макросредой . На фоне некоторого снижения общеобразовательного и культурного уровня значительной части населения стремительно возрастает роль электронных средств распространения информации. Российские пресса, радио и телевидение - эффективное орудие распространения массовой, потребительской культуры, популяризации наиболее современных методов личного обогащения и проявления частной инициативы. Воспринимаемая информация существенно дополняет сведения, получаемые в процессе делового общения с окружающими людьми. В ряде случаев подобное "замещение" приводит к тому, что некоторые социальные группы например семья, утрачивают информативные функции в отношении своих членов. Подобная тенденция приводит к нивелировке личности, постепенному вытеснению "местных", т. е. профессиональных и групповых черт из социально-типических черт личности. По мере внедрения рыночных отношений микросреда личности все чаще становится причиной уже не социальных, а скорее индивидуальных различий, обусловливает скорее форму проявления социально-типического, а не его содержание.