Предлог типа. Как запомнить английские предлоги. Предлоги и падежи

Может ответить любой школьник, эту часть речи дети начинают изучать со второго класса и о том, какие бывают предлоги, узнают на протяжении всей школьной программы. Однако в разговоре начинают ими пользоваться с самых первых фраз, потому как именно они позволяют выстроить зависимость слов друг от друга так, чтобы высказывание обрело смысл и стало предложением. И хотя предлог - это неизменяемая часть, которая совсем не выступает в роли члена предложения, а лишь может быть привязана к таковым, для правильно построенного высказывания его присутствие обязательно и незаменимо. Поэтому для правильно поставленной речи просто необходимо знать, какие бывают предлоги, как они влияют на окончания слов, с которыми связаны, и как правильно их употреблять. Ведь именно эта маленькая деталь образует смысловые зависимости и отношения между словами.

В гуманитарном словаре определение предлога русского языка звучит примерно так: это которая является служебным словом, оформляющим подчинение падежной формы имен к другому слову, выражающее отношение к предметам относительно их действий.

Основные функции

Как и все служебные слова, предлоги не используются самостоятельно, они всегда связаны с существительным или другим словом, употребленным в качестве такового, что обусловливает невозможность определения этого элемента как части речи, однако они входят в их число. В некоторых случаях именно предлог может определить антонимичные и синонимичные оттенки и пары, благодаря чему достаточно просто подобрать нужную комбинацию слов для высказывания.

Например: в школу - из школы; до урока - после урока; при садике - у садика - около садика; из-за невнимательности - по причине невнимательности.

Какие бывают предлоги

Все предлоги разделяют на временные, пространственные, причинные и целевые. Одни из них могут быть использованы с существительными в одном падеже, а другие употребляются со словами в разных падежах. Например:

  • к подруге, к школе - Д. п. (к кому? к чему?);
  • благодаря подруге, благодаря школе - Д. п. (благодаря кому? благодаря чему?);
  • в семь часов - В. п. (во что?);
  • в парке - П. п. (в чем?).

Из примера видно, что предлог «в» может быть использован со словами в разных падежах. Именно такие предлоги, как в, про, из, при, через, у, на, без , могут иметь огромное количество значений. В русском языке их называют непроизводные предлоги.

Если же предлог образован из и используются лишь с одним падежом, то его называют производным. Например:

- вокруг дома, исходная форма предлога - наречие вокруг;

- в течение часа, исходная форма предлога - существительное течение, использованное с предлогом «в»;

- благодаря помощи, исходная форма предлога - деепричастие.

Структурные различия

Наряду со всеми различиями русские предлоги разделяют также и по их структуре. А именно:

  • Простые, состоящие из одного слова. Как правило, это одно- и двусложные. Непроизводные и некоторые производные предлоги: на, в, к, под, над.
  • Сложные или парные, по сути, являющиеся разновидностью простых предлогов: из-за, из-под и другие.
  • Составные, являющиеся предложно-падежными сочетаниями: в деле, вдоль по, по части, в отношении, в зависимости и так далее.

Разряды по значению

Поскольку предлог является лишь связующей частью, собственного значения он иметь не может, а лишь определяет грамматические отношения между существительными, употребленными в косвенных падежах, и другими словами. Иначе говоря, его лексическое значение зависит от слова, к которому он привязан, однако он может передавать различные обстоятельственные оттенки связи слов между собой.

Все предлоги русского языка разделяют на такие разряды:

  • Пространственные или предлоги места: из, в, к, у, по, под, из-за, около, перед, вокруг, возле. Например: живет в городе; работает на заводе; бегает вокруг дома.
  • Временные или предлоги времени: до, через, в, по, к, с, перед, в течение. Например: через полчаса; бег по утрам; прогулка перед сном.
  • Причинные: от, за, со зла, в силу, благодаря, по случаю, ввиду, вследствие. Например: покраснел от стыда; разбил со зла вазу; ошибся по невнимательности.
  • Предлоги, указывающие на цель: ради, для, в, к и другие. Например: сказать ради шутки; речь по случаю; уехать на отдых.
  • Объектные, определяют и указывают, на какой предмет направлено действие: о, про, с, насчет, относительно, об и другие. Например: скучать по дочери; узнать насчет оценок.

Классификация производных предлогов

В зависимости от части речи, из которой образован предлог, они подразделяются на такие разряды. Тому, какие бывают предлоги, произошедшие от других частей речи, в школьной программе уделено много часов, и это правильно, ведь очень важно знать, какую связь слов они могут образовать, и как правильно их употреблять в речи и на письме.

Правописание предлогов

Знания о том, какие бывают предлоги, так же важны, как и их правописание. Поэтому одной из главных тем школьной программы, касающейся предлогов, выступает правописание. Самое первое правило, с которым знакомятся дети, звучит так: «Предлоги с другими словами пишутся отдельно». Чтобы правильно определить, является ли слово служебным, между предлогом и связанным с ним словом можно поставить вопрос или дополнение.

Например: на (чем?) море или на (Черном) море.

В старших классах детей знакомят с образованными от наречий. И тут самое главное - определить, является ли эта часть предложения наречием или это уже предлог. Для этого нужно определить, есть ли в предложении существительное в и как оно связано со спорной частью.

Например: осмотреться вокруг (наречие) или осмотреться вокруг себя (предлог).

Существует и такое правило: «Чтобы убедиться в том, что слово в предложении является предлогом, а не другой частью речи, его следует заменить синонимичным предлогом. При этом смысловое значение не должно меняться». Вот список взаимозаменяемых вспомогательных предлогов:

  • ввиду (из-за, по причине);
  • вроде (подобно);
  • насчет (об, о);
  • вследствие (по причине).

Например: По причине плохой погоды мы не пошли гулять. Из-за плохой погоды мы не пошли гулять.

Примечания

Раздельно пишутся такие предлоги: в течение, в продолжение, на протяжении, в заключение, во избежание, в деле, в отличие от .

Также следует отметить, что парные или срощенные предлоги, такие как из-за, из-под, по-за, за-ради, по-над, пишутся только через дефис.

Например: Из-за туч вышло солнце. Из-под шкафа выскочил кот.

Существуют и такие предлоги, правописание которых нужно просто запомнить. А именно: близ (без и сквозь (с мягким знаком).

Употребление предлогов с падежами

Очень важно знать, какие предлоги бывают у падежей, поскольку часто именно благодаря предлогу можно правильно определить, в каком падеже употреблено то или другое слово, что очень важно для правильного написания. Следует отметить, что с именительным предлоги не употребляются, лишь с косвенными:

  • с родительным падежом - без, вокруг, для, из, от, у, с;
  • с дательным падежом - к, благодаря, согласно, вопреки, наперекор, навстречу, по;
  • с винительным падежом - сквозь, про, несмотря, через, в, на, под, за;
  • с творительным падежом - над, перед, между, за, под, с;
  • с предложным падежом - о, при, в, на.

Данная таблица предлогов составлена с учетом производных и непроизводных предлогов, которые в каждом отдельном случае могут употребляться только с одним или несколькими падежами имен существительных.

Вместо заключения

На самом деле выучить эту тему в школьные годы досконально не так уж и сложно, правил правописания и образования предлогов из других частей речи здесь совсем немного. Главная задача состоит в том, что следует научиться отличать предлог от других элементов и знать, как правильно его употребить. Именно это позволит не только грамотно выстраивать слова предложения, но и суметь записать их, не путая окончаний.

Деепричастие в предложении выступает в роли обстоятельств, характеризующих основное действие, заключенное в сказуемом. Поэтому деятель-подлежащее для выполнения основного и добавочного действия один и тот же. Например, в предложении «Волны , гремя и сверкая» подлежащее «волны» выполняет основное действие «несутся» и два добавочных – «гремя и сверкая». Обратите внимание, что иное построение предложения с употребленным деепричастием невозможно, кроме деепричастного оборота к односоставному безличному инфинитивному предложению. Сравните:
– «Закрыв книгу, вы восстановите в памяти текст стихотворения». – Предложение построено правильно.
– «Закрыв книгу, можно восстановить в памяти текст стихотворения». – Предложение построено правильно (деепричастный оборот употреблен в односоставном безличном предложении).
– «Закрыв книгу, сразу вспомнилось стихотворение». – Предложение построено неверно, т.к. подлежащее «стихотворение» не выполняет добавочного действия «закрыв».

Деепричастие всегда образуется от исходного глагола, сохраняя признак вида и . Например, «трещать → треща» (деепричастие несовершенного вида, без признака возвратности); « → рассмеявшись» (совершенного вида, с признаком возвратности). Иногда глаголы имеют вариантные формы деепричастий: «озябнуть → озябнув, озябши». Последняя форма имеет стилистическую помету «устаревшее» и обычно используется для создания художественного образа.

Не следует путать деепричастие, обозначающее добавочное действие, и , образовавшееся путем перехода из одной части речи в другую.
– «Он шел очень медленно, прихрамывая на правую ногу». – Деепричастие «прихрамывая» добавочное действие и имеет значение образа действия.
– «Он шел прихрамывая». – Наречие «прихрамывая» утеряло значение добавочного действия и обозначает только признак действия «шел».

Видео по теме

Те, кому доводилось самостоятельно разбираться в устройстве механических часов, наверняка знают, что в них используются камни. Количество этих элементов свидетельствует о качестве часов. Этот показатель настолько важен, что очень часто число камней даже указывается на циферблате. Зачем же в часах используют камни?

Для чего в часах используют камни

Эффективная работа механизма часов напрямую связана с количеством камней. Опытные часовщики откроют вам секрет: камни способны существенно уменьшить вредное трение между отдельными деталями часового механизма.

Чем больше в часах камней, тем выше их устойчивость к износу. Это утверждение даже нашло отражение в стандартах, принятых в свое время в Швейцарии.

Первые механические часы, в конструкции которых использовались рубины, были изготовлены в начале XVIII века. Английский часовщик Грей одним из первых додумался, как можно уменьшить коэффициент трения между частями механизма часов. За свою жизнь этот мастер изготовил несколько тысяч часов. И в каждых использовались рубины.

Однако в современных качественных часах камни используются не только ради снижения силы трения. Современные материалы, из которых делают детали часов, отличаются высокими характеристиками, а потому способны соперничать с рубинами в деле устранения вредных эффектов. Почему же камни остаются необходимым элементом конструкции часового механизма?

Секреты часовых камней

Дело в том, что цапфы осей механических часов имеют предельно малый диаметр. Камни способны уменьшить давление на детали и сохранить опорные элементы в сохранности. Кроме того, камням не страшна коррозия, свойственная , поэтому отшлифованная поверхность искусственного рубина намного дольше сохраняет свои рабочие свойства.

Именно искусственный рубин наилучшим образом подходит для часовых механизмов. Этот камень устойчив к износу, обладает значительной твердостью, легко поддается шлифовке и полированию.

Использование рубинов гарантирует бесперебойную работу механизма на протяжении длительного времени без какой-либо деформации.

Какое количество камней считается оптимальным? Это напрямую зависит от сложности механизма, приводящего стрелки в движение. К примеру, в современных часах электронно- типа, которые имеют дополнительные функции, применяется от пятнадцати и более камней.

Следует, впрочем, помнить, что в погоне за престижем отдельные производители используют в конструкции часов неоправданно большое число камней, что на самом деле не вызвано действительной необходимостью. Это дает возможность с гордостью заявить о том, что данные часы имеют превосходное качество. Если вы не хотите переплачивать за сомнительное преимущество, следует помнить, что общее число камней в качественных часах должно в точности соответствовать количеству осей, применяемых в механизме.

Зависимость имен существительных , местоимений , числительных от других слов в словосочетаниях и предложениях. Предлоги, как и все служебные слова, не могут употребляться самостоятельно, они всегда относятся к какому-нибудь существительному (или слову, употребляемому в функции существительного). Вследствие своей синтаксической несамостоятельности предлоги никогда не выступают в качестве членов предложения. Они обслуживают управление как вид подчинительной связи, будучи связанными с управляющим компонентом словосочетания.

Данная часть речи сформировалась за счёт других лексико-грамматических разрядов. Этим во многом обусловлена неоднородность предлогов. В течение XIX -XX веков наблюдается непрерывное пополнение состава производных предлогов. Интереснее всего развиваются предлоги, выражающие наиболее отвлечённые значения - объективные, причинные, целевые и т. д. В развитии новых предлогов сказывается возрастающая роль в русском языке XIX века публицистической и научной речи.

Часть предлогов, в основном производных, совмещают ряд значений. Так, предлоги за, под, из, от, в, на совмещают причинные, пространственные и временные значения. Предлог через , выражая пространственные (через горы ) и временные (через века ) отношения, в просторечии встречается при выражении причинных отношений (через тебя я лишился семьи ). Другие предлоги совмещают причинные значения со значениями цели, например для, по, а.

Классификация по происхождению и строению

Классификация по структуре

Классификация по употреблению с падежами существительных (валентность)

Классификация по отношениям

Как отмечают исследователи, в современном русском языке круг значений предлогов, сфера выражаемых ими отношений расширяются и углубляются. Итак, предлоги не изменяются и не являются членами предложения, но они выражают различные отношения:

  • пространственные - около , , среди , на и др.;
  • временные - в течение , в продолжение и др.;
  • причинные - ввиду , благодаря , вследствие , в связи , из-за и др.;
  • целевые - для и др.;
  • объектные - и др.;
  • сравнительно-сопоставительные
  • определительные
  • уступки - несмотря на
  • сопроводительные

Правописание

1.Через дефис пишутся предлоги из-за, из-под, по-над, по-за

2.Раздельно пишутся предлоги в течение, в продолжение, в отличие от, в заключение, в связи с, в силу, в целях, за счёт, в виде и др.

Пишутся слитно

Предлоги Отличие от сочетания существительного с предлогом
Ввиду (=по причине, из-за) Иметь в виду, в виду(=вблизи, в пределах видимости)
Наподобие, вроде (=подобно, как) Обрати внимание на подобие матери и дочери « В роде Ивановых все блондины»
Насчёт (=о) Положи деньги на счёт в банке
Вместо (=за) В лесу мы зашли в место , куда с трудом проникали солнечные лучи
Вследствие (=по причине, из-за) В следствии по уголовному делу
Вслед :

Мы с лёгкой грустью смотрели вслед уплывающему паруснику

§1. Общая характеристика предлогов

Предлог - это служебная часть речи. Предлоги нужны для связи слов в словосочетании. Предлоги выражают зависимость одних слов от других. Предлоги могут быть при существительных, местоимениях и числительных.
Предлоги - неизменяемая часть речи. Предлог не является членом предложения, но поскольку значение выражается предложно-падежным сочетанием, при разборе предлоги можно подчеркивать вместе со словами, к которым они относятся. Предлоги выражают различные смысловые отношения:

  • временные: приехать под вечер, сдать отчёт к четвергу, позвонить в среду,
  • пространственные: положить в стол, положить на стол, положить под стол,
  • причинные: пропустить занятия из-за болезни,
  • целевые: приехать для участия в конкурсе и другие.
    Но собственное значение предлога не проявляется вне предложно-падежного сочетания предлога с существительным, местоимением или числительным.

Предлоги могут использоваться только с одним падежом или с разными падежами. Примеры:

к кому? к чему?: к другу, к школе - Д.п.;
благодаря кому? чему? благодаря помощи, благодаря отцу - Д.п.;
во что? в пять часов - В.п.;
в чём? в лесу - П.п.

Из примеров видно, что предлоги к и благодаря употребляются только с существительными в Д.п., а предлог в - с существительными в разных падежах: В.п. и П.п.

§2. Образование предлогов

С точки зрения образования предлоги делятся на непроизводные и производные.

  • Непроизводные предлоги: без , в , до , для , за , из , к , на , над , о , об , от , по , под , пред , при , про , с , у , через.
  • Производные предлоги образованы путём перехода самостоятельных частей речи в служебную. При этом утрачиваются лексическое значение и морфологические признаки слов. Примеры:
    Вокруг парка - предлог, образованный от наречия вокруг .
    В течение часа - предлог, образованный от существительного с предлогом.
    Благодаря помощи - предлог, образованный от деепричастия.

Соответственно различаются наречные, отымённые, отглагольные предлоги.

Непроизводные предлоги чаще употребляются с разными падежами.

Производные предлоги обычно употребляются с одним падежом.

§3. Структура предлогов


С точки зрения структуры предлоги делятся на простые и составные .

  • Простые - это предлоги, состоящие из одного слова: в, на, к, под, над, вопреки и др.
  • Составные - это предлоги, состоящие из двух, реже трех слов: в продолжение, в течение, в связи с, в зависимости от, по направлению к и др.

§4. Разряды по значению

По значению предлоги делятся на:

  1. Места (пространственные) : на окне, в окне, около окна, под окном, над окном, за окном, перед окном и т.д.
  2. Времени (временные) : в восемь, около восьми, к восьми, до восьми, после восьми и т.д.
  3. Объекта (объектные) : о книге, про книгу, с книгой и т.д.
  4. Причины (причинные) : вследствие дождя, из-за дождя, ввиду дождя, по болезни.
  5. Цели (целевые) : для детей, ради детей, деньги на детей.
  6. Образа действия : работать без вдохновения, работать с вдохновением.
  7. Сравнения : характером в отца, ростом с отца.
  8. Определения : ткань в полоску, велосипед с мотором, кофе с молоком.

Предлоги могут быть однозначными и многозначными .

  • Однозначные: благодаря, ввиду, из-за и проч.
  • Многозначные: в (в среду - время, в шкафу - пространство, в отца - сравнения, в полоску - определения)

Проба сил

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Для чего нужны предлоги?

    • Для связи слов в предложении
    • Для связи простых предложений в составе сложных
    • Для выражения эмоций
  2. Можно ли считать, что каждому падежу соответствует один определённый предлог?

  3. Существуют ли в русском языке однозначные предлоги?

  4. Предлогом называется служебная часть речи, которая показывает отношение существительного (а также местоимения и числительного) к другим словам. Книга лежит на столе, под столом, около стола, у стола.

    (Предлоги на, под, около, у показывают, где лежит книга.)

    Каждый предлог обязательно употребляется вместе с каким-нибудь определённым косвенным падежом. Например: предлог от (чего?) употребляется с род. пад., предлог к (чему?) - с дат. пад. Некоторые предлоги употребляются с двумя или даже тремя. падежами. Например: предлог на употребляется с двумя падежами- с вин. или предл.: сел на скамейку, сижу на скамейке; предлог с употребляется с тремя падежами - с род., вин. и твор.: сошёл с вершины, ростом с сестру, говорил со мною (см. список предлогов).

    значение предлогов. С течением времени предлоги стали указывать и на время действия, его причину, цель. Например, время действия: после испытаний уехал на месяц; удил от зари до зари; по вечерам читал; к осени вернулся; причина действия: похвалили за хорошую работу; из-за плохой погоды экскурсии не состоялась; заболел от простуды; цель действия: остановился для ночлега .

    Список наиболее употребительных предлогов и падежей, с которыми они употребляются (для справок).





    Как видно из списка, ряд предлогов с вин. пад. указывает направление действия (на вопрос куда?): в комнату, за реку, на стол, под ноги . Те же предлоги с предл. пад. (а некоторые с твор. пад.) указывают место действия (на вопрос где?): в комнате, за рекой, на столе, под ногами.



    Примечание. Предлоги, которые употребляются при двух или трех падежах, в таблице подчёркнуты прямой чертой.

    Различные части речи в роли предлогов.

    Различные части речи могут употребляться в значении предлогов. Чаще всего в значении предлогов употребляются наречия.

    Наречия в роли предлогов.

    Деепричастие благодаря также часто выступает в значении предлога. Ученики ушли, благодаря учителя за консультацию (здесь благодаря - деепричастие). Благодаря (чему?) хорошим дождям посевы поднялись (здесь благодаря - предлог).

    Предлоги благодаря, согласно и вопреки употребляются с дательным падежом.

    Правописание предлогов.

    1. Предлог, как особая часть речи, всегда пишется отдельно от того слова, перед которым он стоит. Предлог необходимо отличать от приставки, которая пишется вместе. Для этого следует помнить: 1) что при глаголах бывают только приставки; написал, ушёл, задумал; 2) что после предлога всегда можно поставить падежный вопрос капли дождя падали на (что?) лицо; я пошёл с (кем?) ним; 3) между предлогом и существительным или прилагательным можно вставить ещё какое-нибудь слово (местоимение или прилагательное): капли дождя падали на моё лицо; мы гуляли в сосновой роще - мы гуляли в большой красивой сосновой роще .

    Приставка никогда не требует после себя падежного вопроса и между нею и корнем никакого слова вставить нельзя. Все библиотечные книги были налицо. Он жил в пригороде.

    2. Сложные предлоги из-за, из-под пишутся через чёрточку.

    3. Предлоги в течение, а продолжение пишутся раздельно: в течение дня, в продолжение лета. Предлог вследствие пишется слитно: вследствие болезни он отстал в ученье.