Приключения кубарика и томатика в лабиринте. Детская библиотека: «Приключения Кубарика и Томатика, или Веселая математика

(пишет Воробьева)

Каждая глава книги посвящена знакомству с несколькими понятиями. Глава содержит текст сказки и пояснительный текст с рекомендациями, как лучше закрепить материал.

Понятия, рассматриваемые в главах с 3 по 30:
один меньше, чем много; много больше, чем один;
сколько? вверху, внизу;
способ сравнения по длине; длиннее, короче, равный по длине;
способ сравнения по ширине; шире, уже; день ночь;
способ сравнения по высоте; выше, ниже; высокий, низкий;
множество состоит не только из одинаковых предметов, но и из разных;
взаимно однозначное соответствие; приём наложения;
столько, сколько; столько же;
приём определения равенства или неравенства двух групп; приём приложения;
образование групп разнородных предметов;
приёмы сравнения по длине;
приёмы сравнения - наложение, приложение;
считалка, как ей пользоваться;
правый, левый;
круглый, не круглый;
выделение из группы предметов одного предмета;
длиннее, равны по длине; далеко, дальше;
приёмы сравнения по длине, высоте, ширине;
все - не все;
утро, день, вечер, ночь;
впереди, сзади, в середине;
приемы установления равенства или неравенства двух групп предметов;
сравнение без счёта групп предметов; высоко, выше, ещё выше;
предметы имеют разную длину, ширину, высоту; самый высокий или низкий, самый широкий или узкий;
пространственные представления - направо, налево, вверх, вниз;
деление группы предметов на две равные или неравные части; столько - сколько;
складывание в порядке убывания или возрастания; приёмы сравнения;
пространственные представления - направо, налево;
пары предметов.
С 31 главы по 40 - повторение и закрепление пройденных понятий.

Книга удобного формата, достаточно легкая, хорошо раскрывается, даже запах стал приятным. Всё в ней прекрасно. А цена у РОЗОВОГО ЖИРАФА всегда на высоте, тут нечему удивляться. Тираж всего 3000. И статус у книги - то ОЖИДАЕТСЯ, то В КОРЗИНУ. Так что успевайте её отлавливать.

Что и как дальше делать с математикой. Такой вопрос возник потому, что к 2,6 Дашиным годам мы уже изучили и усвоили очень многое . Необходимо сейчас не потерять накопленные знания, а просто углубить их и развить, но так, чтобы Дашке это не надоело. Все игры, которые предлагают детям лет до 4 в плане изучения математикой ей скучны и неинтересны. А нужно было что-то такое, чтобы ее заинтересовало и надолго. Вот этим что-то оказались 2 книги Веселая математика с Томатиком и Кубариком.

Я не буду сейчас рассказывать вам о самих книгах, их достоинствах и т.д. Я расскажу, как мы с ними играем. Вот, вот! Играем! На первый взгляд книги очень просты и материал в них элементарный. Разбираются понятия большой/маленький, много/мало. широкий/узкий и т.д., плюс элементарные математические действия. Но делается это все в форме сказки. Ребенку рассказывается сказка о 2 друзьях: Томатике и Кубарике. С ними происходят различные вещи, они отправляются в далекий путь на поиски… (не будем раскрывать загадку 😉), и во время этих приключений незаметно мы объясняем ребенку многие вещи и понятия.

Я долго не решалась начать играть с Томатиком, так как боялась, что это тоже не будет интересно Даше, но я ошиблась. Даша их обожает. Она готова делать такие вещи (математические), которые до этого отказывалась (потому, что они ей наскучились. Настал момент, когда она отказывалась показывать свои знания и не отвечала на вопросы вообще).

Как же мы играем?

Я взяла обычный альбом для рисования и нарисовала и вырезала 2 героя: Томатика и Кубарика (изначально хотела сшить. но нарисовать оказалось быстрее).

Далее на каждой странице альбома я рисовала иллюстрации к каждой главе книги. Иллюстрации самые просые, главное, чтобы с помощью них можно было играть с нарисованными героями. Опишу несколько. чтобы было понятнее .


В первой главе нам рассказывают, кто такой Томатик, где он живет и как он искал себе друга. Сначала рассказывается, как он хотел подружиться с желудями, потом с камушками. На рисунке есть и то и другое. Помимо основной темы мы можем посчитать камушки и желуди, сложить желуди на земле и на дереве, отработать понятие больше меньше и т.д.


В следующей главе Томатик знакомиться с Кубариком и они занимаются рисованием. Рисуют они грибочки разного цвета, размера и количество грибов у каждого тоже разное. У нас в альбоме есть заготовки их рисунков, но их можно рисовать самим по ходу игры. есть на страничке и кармашек, куда рисунки убираются. Все действия обыгрываются прямо тут и сейчас. Мы опять сравниваем количества, меняемся, складываем, делим и т.д. Заодно повторяем цвета и формы.

Далее Кубарик ложится спать и разбирается на составные части (он из кубиков). На рисунке мы видим разобранного кубарика, мы можем посчитать из скольких деталек он состоит, повторить фигуры, цвета, размер. понятия большой/маленький и т.д. Кубарик просит укрыть его одеялом и Томатик ищет подходящее по ширине. Тут же достаем из специального кармашка одеяла и сравниваем их по ширине, обосновываем свой ответ. Знакомимся с новым героем — бабочкой (по ходу книги героев появляется все больше и больше).

Через несколько глав у Кубарика наступает день рождение и Томатик готовит ему сюрприз. Зовет гостей и накрывает на стол. На рисунке видно, что есть стол и рядом в специальных кармашках все необходимые атрибуты праздника: тарелки. чашки, угощения, подарки. Ребенку предлагается самому сервировать стод и проверить. на всех ли гостей хватит посуды. закрепляются понятия больше/меньше/поровну. Заодно мы складваем и считаем. Для прочности все элементы заламинированы скотчем.




Книга большая и тем и понятий разбирается много. Покая даже не все страницы проиллюстрировала. Но по мере прохождения материала я быстро дорисовываю новую. Времени это занимает не много, эффект потрясающий. Иллюстрации не слишком детальные и профессиональные, но главное, чтобы ребенок понял суть. а не увлекался мелкими деталями, которые ему пока и не нужны.

Есть еще одно замечтаельное направление. разработанное по этим книгам — готовые презентации с дополнительными заданиями. Состовляла их правда не я, а Козырева Ирина — замечательная и талантливая мама. В них есть специальные задания, которые расчитаны скорее на детей, занимающихся математикой по Доману, но и всем остальным они будут полезны.

Приблизительно вот так выглядят странички из презентаций.





Левинова Людмила Анатольевна, Сапгир Генрих Вениаминович.
Приключения Кубарика и Томатика, или Веселая математика часть 1 . М Педагогика,1975г.160с.
Приключения Кубарика и Томатика, или Веселая математика. Часть 2. Как искали Лошарика . М Педагогика,1977г.128с.
Рисунки Стацинского Виталия. Стихи Генриха Сапгира.

Твердый картонный переплет. Увеличенный формат. Бумага – плохонький офсет, очень легко рвется (поэтому в отличном состоянии книги практически нереально достать).

Почти сорок лет назад писатель Генрих Сапгир , методист Людмила Левинова и художник Виталий Стацинский создали книгу “Приключения Кубарика и Томатика, или Веселая математика”. Книжка сразу стала сенсацией. В Советском Союзе было довольно много научно-популярных пособий для детей, но учить математике малышей, которые едва научились говорить?!
Книгу очень долго не переиздавали, последний раз в 90-е годы. И вот, наконец-то “Розовый жираф ” выпускает долгожданное новое издание. И это большая радость!
Я в свое время искала эту книгу в букинистических лавках, и те редкие экземпляры, что там встречались стоили как элитные художественные альбомы, хотя издания были на плохонькой бумаге, которая за годы стала настолько хрупкой, что разваливалась от прикосновений. Так что я безмерно рада за тех родителей, которые имеют сейчас возможность познакомить своих детей с Кубариком и Томатиком – в новом красивом и качественном издании, которое можно просто купить в магазине.
Если у вас есть дети дошкольного возраста, математическая сказка Генриха Сапгира непременно должна быть в домашней библиотеке.

Это совершенно очаровательная сказка – именно сказка, а не дидактическое пособие – которая очень завуалированно показывает малышу такую понятия как “один – много”, “больше – меньше”, техника сравнения длин, пересечение множеств и др. Примерно половина книги – это подсказки родителю, как надо и как не надо работать с этой книгой. Все максимально доступно.
Со старшим ребенком мы читали эти книги в почти 5-ть лет. Он конечно, давно вырос из понятий “один – много”. Поэтому я спрашивала “сколько конкретно?” или “На сколько?”.
И хотя бОльшая часть заданий не вызывали у сына затруднений, нашлись и такие, над которыми ему пришлось крепко задуматься (но все равно, подумав, справился).
А вот с младшим мы успели вовремя – в 3 года. Это было попадание в точку! Очень своевременно и полезно. Сказочно книга подводит малышей к самой элементарной арифметике: два больше чем три, эта полосочка длиннее, чем та, это большой кубик, а это маленький. Плюс сказки еще и в том, что она, как сейчас модно говорить, интерактивная – по ходу сюжета нужно помогать героям – отвечать на вопросы и задания по тексту – показать, посчитать, сравнить и т.д.

Вторая часть является продолжением первой книги. В ней рассказывается о новых приключениях Кубарика и Томатика. Авторы знакомят детей 4-5 лет с элементарными математическими понятиями, учат их считать, пользуясь правильными приемами счета, устанавливать равенство и неравенство групп предметов, различать их форму и т.п.
Под катом содержание обеих книг, развороты второй части (Как искали Лошарика) и ссылка на новое издание.

Сделал и прислал Кайдалов Анатолий.
_____________________

Данная книга является продолжением книги Л. Левиновой, Г. Сапгира «Приключения Кубарика и Томатика, или Весёлая математика», ч. I, выпущенной издательством «Педагогика» в 1975 г. В ней рассказывается о новых приключениях Кубарика и Томатика, полюбившихся малышам. Авторы знакомят детей 4-5 лет с элементарными математическими понятиями, учат их считать, пользуясь правильными приёмами счёта, устанавливать равенство и неравенство групп предметов, различать их форму и т. п.
Книга хорошо иллюстрирована и предназначена для родителей.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Уважаемые взрослые! В этой книге ваши дети вновь встретятся с Кубвриком и его друзьями, лознвкомятся с их приключениями, а вы продолжите математическое образование своих детей.
Переая часть книги «Приключения Кубврика и Томатика, или Весёлая математике», выпущенная издательством «Педагогика» в 1975 г., адресована детям трёх-четырёх лет и их родителям. Вторая часть - слушателям старше: детям
четырёх-лятилетнего возраста. Если вам не удалось прочитать с ребёнком первую книгу, начните сразу со второй. Начальные семь глав строятся на повторении математического материала первой книги. Объём математических сведений этой книги приближается к тому, что получают дети среднего дошкольного возрасте на занятиях в детском саду. Если ваш ребёнок не посещает детский сад, вы поможете ему приобрести эти знания, если посещает - книга даст возможность основательнее усвоить всё, чему он там научился. В книге сорок глав. Каждая состоит из трёх частей: цель главы с точки зрения её математического содержания, текст сказки о приключениях героев, включающий вопросы к детям, послесловие. Особое внимание обратите на послесловие: здесь излагаются содержание математических сведений, методы обучения, приёмы закрепления элементарных математических представлений детей.
Содержание главы гораздо шире, чем сообщение элементарных сведений из области математики: здесь действуют разные герои, происходят интересные события, и конечно, ребёнку захочется выразить своё отношение к ним. Поэтому после чтения побеседуйте с малышом о том, кто из героев понрввился ребёнку и почему, и только после этого начинайте разговор о тех матемвтических сведениях, которые сообщает глава.
В тексте сказки вы увидите вопросы, набранные крупным шрифтом. Это вопросы, адресованные детям. Там, где рекомендуется задавать вопросы детям во время чтения сказки, выслушайте ответы ребёнка и срезу же читвйте дальше. Если он затрудняется ответить, не надо во время чтения давать дополнительных объяснений - это вы сделаете после чтения главы. Закончив чтение главы, рассмотрите иллюстрации к тексту, ещё раз задайте трудные для ребёнка вопросы и вместе с ним найдите правильные ответы нв эти вопросы.
В каждой глвве есть, материал для занятий с детьми: упражнения, игры. Этот материал рассчитан на несколько занятий, которые можно проводить в любое время, но не более двадцати минут в день. Если в течение года каждую игру вы проведёте три-четыре раза и проделаете с ребёнком два-три упражнения, у вас получится не сорок, а гораздо больше занятий.
Содержание математических знаний рвссчитвно на усвоение его детьми е течение девяти месяцев.
Не стоит стремиться к тому, чтобы ребёнок как можно скорее усвоил все сведения. Постеленное усвоение будет более сознательным и прочным. За один раз рекомендуем читать по одной глвве. Чтение главы, рассматривание иллюстраций, вопросы к детям, беседа - на это потребуется пятнадцать-двадцать минут. Если ребёнок просит почитать ещё, почитайте, но уже знакомый отрывок. Следующую, новую главу лучше читать через три-четыре дня, а в промежутке провести упражнения, игры, рекомендуемые к прочитанной главе. Быть может, вам покажется слишком простым предлагаемый материал, но таким он может поквзвться только взрослым, а не детям.
До начала занятий приготовьте следующий материал: наклейте на плотный картон и вырежьте геометрические фигуры -круги, квадраты, прямоугольники, треугольники, по десять фигур каждого вида размером от двух до пяти сантиметров, разложите их в конверты «по сортам». Приобретите два-три набора по десять-двенадцать штук любых мелких игрушек (зайчат, медвежат, солдатиков, пароходов, самолётов, ракет и т. п.), одну-две коробки плоских (не круглых) счётных лвлочек, пуговицы трёх цветов (по одиннадцать штук каждого цвета), коробку цветных карандашей, блокнот для рисоввния. Если вы знакомили ребёнка с первой честью книги, то первые семь гпав можно читать по две за один
приём. Если же ему незнакомо содержание первой части, эти главы читайте помедленнее, увеличьте количество упражнений к каждой главе.
До того как перейти к чтению восьмой главы, дети должны получить или вспомнить следующие знвния:
1. Различать один и много предметов, находить их в окружающей обстановке, составлять группу из отдельных предметов по образцу, пользуясь приёмами приложения и наложения, без счёта определять количественное равенство или неравенство двух фупп предметов и уравнивать их, добааляя один недостающий предмет, понимать и пользоваться выражениями: много, по одному, поровну, столько-сколько, здесь больше, а там меньше, здесь столько же, сколько и там.
2. Владеть приёмами сравнения величины двух предметов и пользоваться словами: длиннее - короче, равные по длине; шире - уже, равные по ширине; выше - ниже, равные по высоте; больше - меньше, одинаковые (равные по величине).
3. Определять с помощью взрослых прострвнственные направления от себя и пользоваться словами: вперёд, назад, направо, налево.
4. Называть - утро, день, вечер, ночь и знать последовательность этих частей суток. Развитие количественных представлений, знакомство с числами, количественным и порядковым счётом в пределах десяти, упражнения в сравнении предметов по протяжённости, развитие геометрических представлений, ориентировка в пространстве и во времени - таковы задачи развития элементарных математических представлений у детей четырёх-пяти лет.
Желаем вам успеха.