Пример периода из 8 тактов. Период, особенности его строения, виды каденций. Типичные аккорды каденций. По тональному строению

История и теория музыки

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ФОРМЫ

Период. Типы периода.

Период – это наименьшее музыкальная форма, в которой излагается относительно законченная музыкальная мысль, завершённая каденцией. (Меньше периода законченной формы нет!)

(Каденция – это гармонический или мелодический оборот завершающего характера).

Типичная протяжённость периода – 8 или 16 тактов. Может быть 4 такта, если медленный темп, или (редко) 32 такта, если темп быстрый.

Применение:

Как часть более крупной формы

Как форма самостоятельного произведения

Как определить границы периода?

1. Об окончании можно судить по достаточной высказанности музыкальной мысли.

5. О завершении периода также свидетельствуют:

Каденции,

Ритмические остановки, паузы, цезуры,

Спад мелодической волны.

Внутренне устройство периода.

Период может делиться на предложения.

Предложение – это наибольшая составная часть периода, завершённая каденцией.

Типично сложение периода из 2-х предложений. 1-ое предложение завершается неустойчивой (не на тонике) серединной каденцией, она играет в музыке роль запятой. 2-ое предложение завершается устойчивой (на тонике) заключительной каденцией, она, соответственно, играет роль точки.

В зависимости от внутреннего устройства, различают несколько типов периода .

Типы периода:

1. Период повторного строения . Это период из 2-х предложений, которые отличаются только каденцией. Начала предложений одинаковые или очень сходные.

2. Период неповторного строения из 2-х предложений . Предложения однородные, однотипные, но тематически различные.

3. Период единого строения или большое предложение . В этом периоде одна каденция, на предложения он не делится.

4. Период из 3-х предложений . В нём возникают разные возможности соотношения предложений (aab – по типу повторного строения соотносятся 1-ое и 2-ое предложения, abb - по типу повторного строения соотносятся 2-ое и 3-ое предложения, abc – все предложения различны).

Предложения в периоде могут делиться на фразы . Фразы не завершаются каденциями, а отделяются друг от друга цезурой.

Фразы состоят из мотивов .

Мотив – это наименьшая часть музыкального произведения, по которому его ещё можно узнать. Обычно, это группа звуков вокруг одной сильной доли.

Понятие квадратности и неквадратности .

Квадратность – это метрическая структура, предполагающая в основе двутакт, возведённый в степень. Типичный квадратный период содержит 8 тактов. Он состоит из двух предложений по 4 такта. Каждое, в свою очередь, состоит из двух фраз по 2 такта.

Неквадратный период устроен иначе.

Неквадратность может быть органической , когда в основе периода лежит 3-хтакт или любое другое образование.

Неквадратность может быть неорганической, когда исходная квадратность нарушается введением дополнений или расширений .

Дополнение – это послекаденционное увеличение периода. Представляет собой построение заключительного характера, способствует закреплению устойчивости. Часто повторяет каденционный оборот. Размеры разные, дополнений может быть несколько.

Расширение – это докаденционное увеличение размеров периода. Всегда связано с наличием внутри периода развития музыкальной мысли. Часто на расширение приходится кульминация.

Простые формы.

Простые формы состоят из периодов (это может быть сочетание 2-х – 3-х периодов или периода и 1-ого – 2-х иных построений, не превышающих по размеру период). Главное отличие от периода – наличие развития.

Простые формы - это целая группа давно существующих, хорошо разработанных форм. Их называют также песенными, т. к. они сложились в европейском песенно-танцевальном фольклоре. Простые формы получили также широкое распространение в развлекательной музыке, где они активно используются вплоть до настоящего времени.

Две основные разновидности – простая двухчастная форма и простая трехчастная форма.

Простая 2-х частная форма.

Это форма, где 1-ая часть – период, 2-ая – или тоже период или замкнутое построение не сложнее периода.

Применение:

Песни и романсы

Инструментальные пьесы

Части более крупных фор.

Для простой 2-х частной формы характерна зависимость от бытовых жанров, поэтому характерна чёткость строения, опора на квадратность.

Существует 2 разновидности : репризная и безрепризная .

Первая часть простой двухчастной формы – период. Применяются простейшие типы периода: повторного строения, неповторного строения из двух предложений (другие редко).

Вторая часть репризной формы – состоит из 2-х разделов, они слитны, но ясно различимы. 1-ый раздел – развивающий, называется «середина». 2-ой раздел – завершающий, это реприза (повторение) одного из предложений начального периода, чаще второго.

Вторая часть безрепризной формы, в свою очередь, может быть контрастной и развивающей .

Контрастная строится на новом материале, это ещё 1 период (припев в песне).

Развивающая, как и в репризной форме, состоит из развивающего и завершающего разделов, но повторения (репризы) не содержит.

Простая 3-х частная форма.

Это форма где 1-ая часть период, остальные не сложнее периода и представляют собой: 2-я часть - «середину», построение развивающего или контрастного характера, а 3-я часть –репризу

Схема: aba.

Применение: (чрезывчайно распространена)

Самостоятельная пьеса

Номер в опере или балете

Часть цикла

Раздел более сложной формы.

Размеры колеблются – это может быть маленькая пьеска или, например, финал 6-ой симфонии Чайковского.

Существует 2 основные разновидности :

развивающая (т. е с серединой развивающего типа)

контрастная (т. е. с серединой контрастного типа).

Развивающая – однотемная, а контрастная – двухтемная. На практике преобладает развивающая, т. к. контраст не очень свойственен простым формам.

Первая часть простой трехчастной формы – период любого типа.

Вторая часть или середина развивающего типа использует материал начального периода. Ощущение развития создаётся неустойчивостью гармоний и некоторыми другими приёмами.

Вторая часть или середина контрастного типа – обычно период с новой темой. Встречается в тех случаях, когда развитие не требуется, например, в музыке картинного, пейзажного типа.

Реприза повторяет материал начального периода, но редко бывает точной. Изменения могут быть разными. В репризу могут проникать элементы как развивающего, так и завершающего характера. Поэтому тип периода может быть другим.

Особые виды простой 3-х частной формы:

1. С повторением частей:a:ba:

2. Трёхпятичастная ababa

3. Двойная трёхчастная ababa

4. Безрепризная трёхчастная abc

Сложные формы.

Основной принцип строения сложных форм в том, что они составлены из простых (а простые из периодов).

По своей природе сложные формы не могут содержать один музыкальный образ. Музыкальных образов в сложных формах два. Соответственно, содержание произведения, написанного в сложной форме, раскрывается через соотношение этих образов. Музыкальные темы при этом могут быть контрастны или сходны.

У сложных форм много конкретных развидностей :

Сложная двухчастая

Сложная трехчастная

Контрастно-составная

Концентрическая и т. д.

Самая распространенная - сложная трехчастная.

Сложная трехчастная форма.

Это репризная форма из трех частей, каждая из которых (или хотя бы первая) сложнее периода.

Схема ABA.

Данная форма подразумевает контраст между А и B, но в этом контрасте темы обнаруживают зависимость друг от друга. 2-ая тема (B) связана с первой тем, что строится на том, чего в 1-ой нет. Например, 1-ая тема (А) исполнялась tutti (все вместе), т. к. 2-ой теме надо быть контрастной, она будет звучать соло. (Если А - белое, то B –черное). Преобладающий образ, главная тема - A. Тема В - более подчиненная. То, что 1-ая тема

более яркая, энергичная, значительная - закон сложной трехчастной формы.

Применение.

Крупные симфонические произведения

Части сонатно симфонического цикла, прежде всего 3я часть

симфонии - менуэт или скерцо(эта часть сонатно-симфоничного цикла всегда 3х частная)

Арии, хоры из опер

Самостоятельные пьесы, марши, танцы.

Существуют две основные разновидности :

Сложная трехчастная форма со средней частью типа трио (B типа трио)

Сложная трехчастная форма со средней частью в стиле эпизод (В типа эпизод)

Первая часть сложной трехчастной формы: чаще простая двухчастная или трехчастная форма развивающего типа.

Вторая (или средняя) часть типа "трио ".

Трио отличается конструктивной четкостью и определенностью формы. Форма простая двухчастная, простая трехчастная и может быть период.

Трио – это не только определенная структура, но еще и характер музыки. Музыка трио всегда оживленная, с четким ритмом. (Медленных трио не бывает).

Трио всегда имеет индивидуальный облик. Когда оно начинается, мы слышим, что меняется тональность, фактура, инструментовка.

Трио вводится (начинается) без подготовки, скачком, после цезуры. Этим

подчеркивается тип контраста, а именно контраст-сопоставление.

Примечание: Существует два типа контраста:

Контраст сопоставление - это контраст превнесенный из вне.

Производный конраст - это результат развития, радикальное обновление того, что было раньше.

Как правильно трио замкнуто, имеет четкое окончание, цезуру, отделяющую его от репризы.

Вторая (или средняя) часть типа «эпизод» .

Эпизод - это неустойчивое построение с индивидуальным выполнением формы.

Как правило, плавно вытекает из первой части и плавно втекает в репризу. Встречается в медленной музыке, например, в медленных частях симфонии. Контраст с первой частью сильный, обычно это музыка беспокойная, взволнованная, возбужденная.

Третья часть, она же реприза .

Посвящена утверждению главной темы. Повторение может быть точным и

измененным. Как правило, в формах с трио реприза точная. В формах с эпизодом реприза измененная.

Что может меняться?

Реприза может быть сокращена. Может быть перепланирована. Может содержать изменения инструментовки, фактуры. Все для того, чтобы создать ощущение итога.

В сложной трехчастной форме часто встречается кода (отдельный завершающий раздел формы).

{A} {B} {A} {Coda}

Кода нужна для уравновешивания контраста. В коде часто совмещаются черты крайних частей и средней части.

Особые виды сложной трехчастной формы:

Сложная трехпятичастная:

{A} {B} {A} {B} {A}

Сложная двойная трехчастная:

{A} {B} {A} {B1} {A}

Промежуточная:

С двумя трио, следующими подряд:

Сложная двухчастная форма

Это форма из двух частей, каждая из которых сложнее периода.

Схема {A} {B}

Возникает контраст, который не снимается, т. к. не повторяется. Отсюда смысловая неопределенность, недосказанность, структурная неустойчивость.

Специфическое приминение .

В вокальной музыке, когда недосказанность является важным смысловым компонентом.

В программных инструментальных произведениях, где объединяющим моментом служит литературный сюжет.

Концентрическая форма.

Зеркально-симметричная многочастная форма, складывающаяся из частей, которые после центральной возвращаются в обратном порядке.

Применяется в пейзажной музыке, и очень часто в сказочно-фантастической музыке, когда описываются волшебные превращения (туда и обратно)

Форма рондо

Рондо - это форма, основанная на неоднократном (не менее трех раз) проведении главной темы в чередовании с отличными друг от друга эпизодами.

Число частей может быть различно, это не определяется правилом.

Повторяющаяся часть называется "рефрен", чередующиеся части называются "эпизоды".

Схема

A B A C A - пятичастная форма = Р Э1 Р Э2 Р

A B A C A D A - семичастная форма = Р Э1 Р Э2 Р Э3 Р

Рондо - не просто структура. Это еще и характер музыки, связанный с происхождением данной формы.

Рондо - одна из самых старых форм, произошедшая из народной песенно-танцевальной музыки. Предшественник – французские хороводные песни (фр. «рондо» означает «круг»). В этих песнях, в соответствии с танцевальным движением по кругу, повторялся припев. В средние века в форме рондо (с повторяющимся припевом) писались рыцарские песни.

И сейчас рондо сохраняет связь с бытовыми песенно-танцевальными жанрами. Оно всегда имеет танцевальный ритм, быстрый темп, жизнерадостный, иногда юмористический характер. Как правило, рондо пишутся в мажоре.

У родно три основных разновидности :

Старинное

Классическое

Послеклассическое

Старинное рондо (17 и нач.18 века).

Это музыка французских клавесинистов и Баха.

Применялось в самостоятельных пьесах и в частях сюит.

Складывалось из большого числа малоконтрастных частей. Последовательного развития при этом не было. (Франсуа Куперен позволял исполнителю переставлять эпизоды местами).

Рефрен тогда представлял из себя период и повторялся без изменений в основной тональности.

Эпизоды строились на новой теме или служили развитием рефрена).

Классическое рондо (конец 18 - нач. 19 века).

Это рондо венских классиков: Гайдн, Моцарт, Бетховен.

Главная идея венских классиков - это идея преобразования и развития. Она проникает и в рондо. В основание формы рондо кладут несложную музыкальную мысль (темы классического рондо танцевальные или песенные), которая получает сложное развитие. В этом развитии большую роль играют контрасты рефрена с эпизодами и эпизодов друг с другом.

Структура классического рондо устойчива: 5 частей. АВАВА

Применяется

В финалах, реже в других частях симфоний и сонат

Самостоятельные сочинения

Номера в операх

Рефрен в простой двухчастной форме, реже в трехчатсной форме, очень редко период.

При повторении рефрен может сокращаться или варьироваться.

Эпизоды: их всегда два, и они имеют разное значение. Первый эпизод - малосамостоятельный, контраст не сильный. Размер подобен периоду.

Второй эпизод - это центр формы. Он содержит основной контраст с рефреном. Форма устойчивая: или период или какая-либо из простых форм.

В классическом рондо бывают связки от эпизода к рефрену (способствуют непрерывности развития) и коды (являются итогом развития).

Послеклассическое рондо (от начала 19-го века вплоть до наших дней)

Объединяет множество разнохарактерных произведений. Можно отметить несколько тенденций развития этой формы.

1. Необычное применение. Например, по принципу рондо может строиться большая оперная сцена.

2. Чрезвычайное расширение образности. Рондо могут быть эпические, лирические, драматические, сказочные...

3. Свобода и индивидуальность решения формы. Количество частей может быть любым, даже четным, т. к. может быть пропущен один из рефренов. Рондо может закончиться эпизодом. Рефрен может проводиться не целиком.

Иногда основной акцент переносится на эпизоды. Так построен, например, фортепианный цикл Мусоргского "Картинки с выставки". Пьеса «Прогулка», играющая роль связки между другими пьесами - рефрен, а основные пьесы («картинки») - эпизоды.

Вариационная форма

Вариационная форма - это форма, состоящая из изложения темы и её неоднократных повторений в измененном виде.

Установленного количества частей нет, но вариаций должно быть не менее двух. Если вариации - самостоятельное произведение, то их может быть несколько десятков, если вариации входят в более крупное произведение – их может быть 2 - 4.

Схема

Применение.

Самостоятельное произведение

Части цикла, чаще медленные

Эпизоды в операх

Раздел более крупной формы

Существует 4 типа вариаций:

Фигурационные строгие

Жанрово-характерные свободные

Вариации на basso ostinato

Вариации на выдержанную мелодию

Фигурационные строгие вариации - еще называются классические или орнаментальные (от слова орнамент).

Использовались в 18 веке венскими классиками и в 19 веке в виде блестящих вариаций на темы из модных опер.

Тема в простой двухчастной, иногда трехчастной форме, редко период.

Строгая вариация - это измененное воспроизведение темы как целого.

Сохраняется форма и гармонический план.

Меняется мелодия - методом фигурационного или орнаментального варьирования. При использовании этого метода в мелодии сохраняются опорные точки. Они могут лишь смещаться на другие доли такта, переноситься в другой регистр. Расстояние между этими точками заполняется мелодическими фигурациями. Это, например, гамма, арпеджио, мелкие украшения, и всевозможные их комбинации.

В сопровождающих голосах тоже происходит оживление, за счет учащения ритмической пульсации и изменения фактуры. При этом используется принцип диминуции - уменьшения длительностей. Например, первая вариация излагается четвертями, вторая – восьмыми, третья – шестнадцатыми и т. д. Как правило, одна из вариаций содержит ладовый контраст, т. е если тема и все вариации в мажоре – она в миноре и наоборот.

Жанрово характерные свободные вариации .

Возникают в 19-ом веке и развиваются в 20-ом.

Тема - как в класических вариациях.

Свободная вариация - это относительно самостоятельная пьеса на материале

Принцип образования свободной вариации: из темы вычленяется составной элемент, а именно, мелодический оборот или гармонический оборот или даже ритм, и он остановится основой новой пьесы. Форма свободной вариации может быть любой, она не зависит от формы темы.

Определение «характерная» вариация подразумевает, что новая пьеса обладает

индивидуальным характером, не повторяющимся в других вариациях. Жанровая характерность возникает в том случае, если для индивидуализации в вариации используется конкретный жанр. Например, возникает вариация-марш, вариация-вальс, вариация-ноктюрн и т. п..

Вариации на выдержанный бас ( basso ostinato )

Это форма, основанная на многократном повторении темы в басу при постоянном обновлении верхних голосов. Таким образом, сама тема не меняется, меняется её окружение. Такие вариации называются косвенными.

Вариации на бас - одна из самых старинных форм профессиональной музыки, происходящая из церковных жанров (вариации на хорал). Первые образцы относятся к 13-ому веку. Расцвет приходится на эпоху Баха. В 19-ом веке применялась эпизодически. Возрождение наступает в 20 веке.

Применение.

Самостоятельные пьесы

Части более крупного целого

Часть из цикла

Отдельная пьеса

Сначала тема баса была простой по мелодии и ритму. Потом она стала более

протяженной и сложной. В Баховскую эпоху часто использовался нисходящий хроматический бас. (В эпоху барокко это был символ смерти).

В вариациях тема не изменяется, иногда слегка варьируется, переностся в другую тональность, или в другой голос. Наиболее распространенный прием развития – добавление контрапунктирующих голосов. Соответственно, характерна полифоническая фактура.

Вариации на выдержанную(неизменную) мелодию.

Это форма, основанная на варьировании сопровождения неизменяемой мелодии, проводимой в одном из верхних голосов.

Тоже старинная форма. Достигла расцвета в 19 веке. Особенно широко применялась русскими композиторами в связи с развитием песенных тем (поэтому ее еще называют «глинкинские вариации»). При неизменной мелодии варьирование осуществляется за счет изменениея аккордов, фактуры, оркестровки.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА – это строение музыкального произведения. Существуют формы: период, двухчастная, трёхчастная, рондо, вариации, сонатная.

ПЕРИОД – музыкальная форма, выражающая законченную музыкальную мысль и состоящая обычно из двух предложений по 4--8 тактов в каждом предложении. В переводе с греческого – определённый, замкнутый круг времени. Форму периода имеют некоторые прелюдии Шопена.

ДВУХЧАТНАЯ ПРОСТАЯ ФОРМА – это форма, состоящая из 2-х периодов (частей). Если части похожи по музыкальному материалу, то форму обозначают АА1, а если части контрастны, то АВ.

ТРЁХЧАСТНАЯ ПРОСТАЯ ФОРМА – состоит из 3-х частей (каждая из которых - период) и её третья часть обычно повторяет первую. Поэтому такую форму ещё называют репризной. Буквенное обозначение такой формы АВА. Иногда реприза бывает измененной, тогда форма обозначается АВА1. Например, «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома» Чайковского.

СЛОЖНАЯ ТРЁХЧАСТНАЯ ФОРМА – состоит из 3-х частей, каждый раздел представляет собой 2-частную или простую 3-частную форму. Буквенное обозначение АВСАВ. Например, «Вальс» из «Детского альбома» Чайковского.

РОНДО – это муз. форма, в которой основная тема – РЕФРЕН – повторяется не менее 3-х раз, чередуясь с другими разнообразными темами – ЭПИЗОДАМИ. В переводе с франц. «рондо» -- хоровод, хождение по кругу. Рондо начинается и заканчивается рефреном, образуя замкнутый круг Буквенное обозначение АВАСАDА.

ВАРИАЦИИ – муз.форма, в которой основная тема повторяется в изменённом виде несколько раз, т.е. варьируется. Может меняться ритм, тембр, лад. АА1А2А3… -- у классиков 6 вариаций. Встречаются вариации на две темы – двойные вариации. Буквенное обозначение АВА1В1А2В2А3В3А4В4…- . Напр., симфоническая фантазия Глинки «Камаринская».
Вариации зародились в народном творчестве. В профессиональной музыке появились в XV в. Встречаются в виде отдельных произведений и как часть сонатных циклов, сюит.

СОНАТНАЯ форма или ФОРМА СОНАТНОГО АЛЛЕГРО (сонатное allegro) – муз. форма, основанная на развитии двух основных тем – главной и побочной, а также связующей и заключительной партий. Сонатная форма имеет 3 раздела:
1)ЭКСПОЗИЦИЯ – в переводе «показ» -- темы излагаются в разных тональностях;
2)РАЗРАБОТКА – драматический центр, кульминация произведения. Темы ГП и ПП сопоставляются, сталкиваются. Возможно развитие не всех тем. Для этого раздела характерны модуляции, отклонения в далёкие тональности.
3)РЕПРИЗА – раздел, в котором повторяются темы экспозиции – все в основной тональности или в одноимённой.
В сонатной форме может быть ВСТУПЛЕНИЕ и КОДА – заключительный раздел, итог всей сонатной формы (в переводе с ит. -- хвост).
Форма сонатного аллегро сформировалась в творчестве «венских классиков». Обычно в этой форме пишут первые части сонат, симфоний, концертов.

Категории:

39, 40, 41, 42, 43, 44

Период, особенности его строения, виды каденций. Типичные аккорды каденций

Период - простейшая форма, выражающая относительно развитую и относительно законченную музыкальную мысль.

В тональном отношении периоды делятся на однотональные - оканчивающиеся в основной тональности, и модулирующие - оканчивающиеся в новой, иной тональности по сравнению с начальной.

В тематическом отношении разделяются периоды повторного строения (начала их предложений хотя бы отчасти тематически сходны) и неповторного строения (в них тематического сходства начал нет).

Строение периода может быть различно.

П. может быть построен из отдельных составных частей - предложений , к-рые отделены друг от друга каденциями , причём функциональная зависимость каденций скрепляет форму. Период может не иметь составных частей.

Виды периодов:

из 2 предложений (П. повторного строения - Ф. Шопен, Прелюдия A-dur); Нормативная продолжительность такого П. - 8 или 16 тактов

из 3 предложений (хор «Лель таинственный» из финала 1-го д. «Руслана и Людмилы»);

из 4 предложений (сложный П. : повторенный с разными каденциями П. из 2 предложений - Ф. Шуберт, Вальс h-moll op. 18 №6, начальные 16 тактов);

не делящийся на предложения (П. единого строения - Л. Бетховен, «32 вариации» для фп., тема);

особый П. типа развёртывания (см. Старинная двухчастная форма).

П. из 2 и 4 предложений бывают квадратными (число тактов равно степени числа 2: 4 + 4, 8 + 8 и т. п.) и неквадратными (5+5, 6+6, 4+6 и т.п.).

Распространены нарушения квадратности -

при расширении (отодвигание каденции секвенциями, прерванным оборотом и т. п. - М.И. Глинка, «В крови горит огонь желанья»,
такты 18-21),

реже сжатии («досрочная» каденция, напр, в «Колыбельной песне» ор. 16 № 1 Чайковского),

усечении (внезапное прекращение, напр., в прелюдии Des-dur Шопена),

при наличии дополнения (послекаденционное закрепляющее построение),

вводного построения (Л. Бетховен, соната Es-dur для фп. ор. 7, начало 1-й части).

Каденциями или кадансами называются гармонические обороты, заключающие отдельное музыкальное построение и завершающие изложение музыкальной мысли. Виды каденций

1. По местоположению в периоде каденции бывают серединные (конец первого предложения) и заключительные (конец второго предложения, общее заключение периода), дополнительные (завершают дополнение к периоду). Серединные каденции могут заканчиваться D,S или T. Заключительные каденции всегда заканчиваются T.

После автентического заключения периода могут вводиться дополнительные заключения в виде плагальных каденций. Это делается для расширения масштаба периода или для более полного закрепления тональности (тоники). Например, 1-е предл. (4 такта), 2-е предл. (4 такта) + дополнительная плагальная каденция (2 такта). Всё вместе - 10-ти тактовый период.

2. По аккордовому составу каденции делятся на автентические (из аккордов D и T), плагальные (из аккордов S и T) и полные (из аккордов S, D и T). Полные каденции - разновидность автентических.

3. По степени завершенности, функциональной устойчивости каденции разделяются на половинные, полные, прерванные .

Половинной называется каденция на неустойчивой ладовой функции (D или S). Серединная каденция чаще всего бывает половинной автентической (редко- половинной плагальной).

Полной называется каденция, завершающая построение на тонике. Различаются:

полные совершенные каденции, полные несовершенные каденции.

Полной совершенной каденция называется в том случае, если 1) заключительный аккорд тоники звучит в основном виде (трезвучие), 2) T53 звучит в мелодическом положении основного тона (примы), 3) тоническому трезвучию предшествует основной вид доминанты (консонирующей - D53 или диссонирующей - D7, D9). 4) T53 звучит на сильной доле такта. Если хотя бы один из этих признаков в каденции отсутствует, каденция называется полной несовершенной .

Прерванной называется каденция, содержащая переход доминанты в трезвучие VI ступени.

Кадансовый квартсекстаккорд

В кадансах доминанта очень часто появляется непосредственно после созвучия, которое имеет внешнее сходство со вторым обращением тонического трезвучия. По местоположению в музыкальном построении и по интервалам от доминантового баса это созвучие получило название кадансового квартсекстаккорда. Обозначается оно буквой K (кадансовый) и цифровкой, соответствующей интервалам от баса - K64.

Бифункциональность и разрешение K64. Хотя K64 имеет внешнее сходство с T64, по своей функции он принадлежит D гармонии, являясь двойным задержанием к D. Поскольку K64 имеет D бас и верхние звуки, входящие в T53, его называют бифункциональным. K64 звучит напряженно и неустойчиво, он задерживает вступление D, а потом обязательно переходит в неё. Этот переход называется разрешение.

Голосоведение. В K64 обычно удваивается звук D. При разрешении K64 в D основной звук доминанты и его удвоение остаются на месте, а тонические звуки, как правило, переходят поступенным нисходящим движением в терцию и квинту последующей D.

Для половинной каденции такой плавный переход обязателен. В заключительных же каденциях при разрешении K64 в D нередко применяется скачок в верхнем голосе к терции или квинте D. При разрешении K64 в D бас его или остаётся на месте, или же делает октавный скачок, чаще нисходящий.

Метрические условия. В простых тактах K64 приходится на сильную (первую) долю, в сложных 4-хдольных или 6-тидольных K64 возможен на сильной или относительно сильной доле. В размере 3/4 K64 возможен и на второй доле.

Аккордовая подготовка . Перед K64 могут быть S,(II), T.

Перемещение . Как и все аккорды, K64 допускает перемещение.

Значение K64. K64 вносит в каденции новое звучание, дополнительное напряжение. В заключительной каденции периода K64 максимально отодвигает вступление тоники, чем увеличивает тяготение к ней и тем самым напряженность всей каденции. В половинной каденции K64 своим напряжением усиливает временную устойчивость D, являющейся его разрешением.

Для серединных каденций типичен переход K64 в консонирующую D (D53 ), которая затем может перейти в диссонирующую (D2). В заключительных каденциях после K64 употребляется диссонирующая D (D7, D9 ).

Период в музыке - наименьшая законченная композиционная структура, выражающая более или менее завершенную музыкальную мысль. Период состоит чаще всего из 2 предложений, реже из трех, но может не делиться на предложения вовсе.

Роль в произведении

По поводу роли периода в произведении существует две точки зрения. Приверженцы первой утверждают, что период может рассматриваться только как составная часть более крупной формы . Вторая точка зрения заключается в том, что период может быть законченной формой небольшого одночастного произведения. В пользу второй точки зрения говорит тот факт, что период включает все логические функции - экспонирование, развитие, замыкание. Строению периода присуще устойчивое окончание, чаще всего - это полный совершенный каданс .

Классификация

По тональному строению

По степени расчленения

  • Расчлененного строения,
  • слитного строения.

По тематизму

  • Повторного строения,
  • неповторного строения.

По масштабу

  • Квадратный - число тактов в периоде = 2 n , чаще всего 4, 8, 16;
  • неквадратный - число тактов ≠ 2 n . Различают следующие виды неквадратных периодов:
    • с дополнением - после полного совершенного каданса вводятся один или несколько дополнительных кадансов;
    • с расширением - предполагавшийся полный совершенный каданс оказывается несовершенным или прерванным, таким образом «настоящий» полный совершенный каданс появляется позже;
    • органическая неквадратность - сам материал не укладывается в схему квадратного периода, например, начальный период Largo e mesto
26 Дек 2016

Музыкальная форма период. Простая 2-х и 3-х частная формы. Видео урок

Во многих видах искусства есть понятие «формы». В музыке, как во временном виде искусства, музыкальная форма произведения играет важную роль.

Форма – это своего рода конструкция музыкального произведения, закономерность следования одной за другой частей, характер отношений между ними.

Музыкальные произведения очень отличаются по своему масштабу. Есть произведения, которые длятся всего несколько секунд, а есть произведения, которые звучат более часа. В связи с этим, музыкальные формы бывают простые и сложные. Для того, чтобы определять и понимать музыкальные формы, надо научиться определять границы наименьшей музыкальной мысли.

Наименьшей законченной музыкальной мыслью в музыке последних трех столетий является период. Если проводить параллель с литературой, то аналогичной наименьшей законченной мыслью в литературе является предложение, а в музыке это период.

Очень часто классический период состоит из двух частей, которые называются предложениями. Обратите внимание, что предложение в музыке не является законченной мыслью. Если второе предложение начинается так же, как первое, то такой период называется периодом повторного строения.


А если второе предложение начинается не так как первое, то такой период называется периодом неповторного строения. Если музыкальное произведение состоит только из одного периода, то такая форма называется одночастной.

Очень часто одночастная форма встречается в песнях.

Песни часто пишутся в куплетной форме, особенностью которой является то, что одна и та же мелодия повторяется несколько раз с разными словами.

И этой мелодией часто является период.

Большинству слушателей трудно запомнить музыку с одного раза, поэтому произведения, написанные в одночастной форме, т.е. имеющие только одну тему, изложенную в форме периода, часто написаны в форме периода повторного строения. Внутренняя повторность этого периода (повторность во втором предложении) позволяет лучше запомнить тему.

Когда тема не содержит внутренних повторений, то есть написана в форме периода неповторного строения, то она может повториться сразу за первым проведением, причем повторение может быть как точным, так и с небольшими изменениями. В качестве примера можно вспомнить начальную тему «Рондо в турецком стиле» Моцарта, где тема повторяется без изменения.

А вот во 2-й части 8 сонаты Бетховена тема повторяется с небольшими изменениями (мелодия звучит в более высоком регистре, немного меняется и сопровождение).

Повторение темы не всегда бывает полным, иногда, чаще всего в песнях, повторяется только второе предложение периода. Нередко это повторение имеет более высокую кульминацию. В качестве примера можно вспомнить куплет народной песни «Тонкая рябина», написанный в форме периода, в котором 2-е предложение повторяется дважды.

Если произведение написано в одночастной форме, то есть состоит только из периода, после него может быть заключение. Это можно услышать в «Утренней молитве» П.И.Чайковского из Детского альбома, написанной в форме периода с заключением.

Вступление к периоду бывает редко. Если оно есть, то чаще всего оно представляет собой аккомпанемент к еще не начавшейся теме. В «Неаполитанской песенке» П.И. Чайковского из Детского альбома начало темы предваряет очень короткое вступление.

Следующая форма, с которой мы с вами познакомимся, будет простая двухчастная форма, которая может быть как формой самостоятельного произведения, так и частью более сложной формы. Первая часть в этой форме является периодом. Вторая часть вполне самостоятельная, но не сложнее периода. В простых формах большого контраста между частями нет, наоборот, между частями часто существует ясно слышимая связь, которая проявляется в общем ладе, тональности, фактуре.

Часто в конце второй части простой двухчастной формы повторяется одно из предложений 1-й части (чаще второе), т.е. вторая часть состоит из двух предложений, второе из которых повторяет одно из предложений первой части. Такая форма называется простой двухчастной репризной формой .

Но так бывает не всегда. Иногда вторая часть построена на новом тематическом материале. Такая форма называется простой двухчастной без репризы. В качестве примера можно вспомнить пьесу П.И. Чайковкого «Шарманщик поет» из Детского альбома.

Простая двухчастная форма может быть как формой отдельного сочинения, так и частью более крупной формы. Очень часто простая двухчастная форма встречается в песнях, куплет которых может быть написан как в простой двухчастной репризной форме, так и в простой двухчастной форме без репризы.

Если вместо повторения одного предложения повторить первый период целиком, то получится другая форма – простая трехчастная репризная, в этой форме первая и третья части одинаковые по размеру, в этом ее главное отличие от простой двухчастной репризной формы. Трехчастная форма более уравновешена, более пропорциональна, чем двухчастная.

Благодаря этому отдельные сочинения или самостоятельные части многочастных сочинений значительно чаще пишутся в этой форме. Если двухчастная форма чаще встречается в вокальной музыке, то трехчастная форма преимущественно характерна для инструментальной музыки.

Вторую часть в простой трехчастной форме называют серединой , и она не всегда по размерам равна первой. Например, в 20 сонате Бетховена 1часть состоит из 8 тактов, а вторая – всего 4 такта.

Мы с вами познакомились с тремя музыкальными формами: одночастной, в которой тема излагается в форме периода; простой двухчастной и простой трехчастной. Проверьте как вы усвоили этот материал, ответив на вопросы теста в видео уроке.