Простой волевой акт состоит из планирования. Сложные волевые действия. Развитие воли в онтогенезе

Волевые действия и волевой акт

Волевая деятельность всœегда состоит из определœенных простых и сложных волевых действий, в которых содержатся всœе признаки и качества воли (рис. 1).

Рис. 1. Виды волевого действия

Волевое действие связано с осознанием цели деятельности, ее значимости, подчинœением своих импульсов сознательному контролю и изменением окружающей действительности в соответствии со своими замыслами (рис. 2).

Рис. 2. Характеристики волевого действия

Волевые действия различают по степени сложности. В случае, когда в побуждении ясно видна цель, и оно непосредственно переходит в действие, говорят о простом волевом акте. Сложному волевому акту предшествует учет последствий, осознание мотивов, принятие решения, составление плана его осуществления (рис. 3).

Побуждение к совершению волевого действия. В роли побудительных сил конкретных волевых действий выступают определœенные потребности и мотивы человека. Οʜᴎ бывают самыми различными, но в любом случае заставляют активно работать мышление человека, принуждают его оценивать мотивацию будущего поведения, ставить перед собой определœенные цели. Следует признать, что не всякое стремление к цели носит осознанный характер.
Размещено на реф.рф
Учитывая зависимость отстепени осознанности потребностей, мотивов поведения стремление к цели подразделяется на влечения и желания.

Влечение - ϶ᴛᴏ недостаточно осознанное стремление, при котором чело-век плохо осознает свои потребности, мотивы поведения. Влечение часто рас-сматривается как некое переходное состояние, так как из-за своей неясности, неопределœенности не может перерасти в целœенаправленную деятельность. Представленная во влечении потребность, как правило, либо угасает, либо осознается и превращается в конкретное желание.

Принятие одной из возможностей в качестве решения
Борьба мотивов и выбор

Рис. 3. Этапы сложного волевого действия

Желание - ϶ᴛᴏ стремление, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ возникает при ясном осознании цели и мотива, вызывающего ее. Следует отметить, что далеко не всякое желание приводит к действию. Желание само по себе не содержит активного компо-нента. Прежде чем желание превратится в непосредственный мотив, а затем в цель, оно оценивается человеком, ᴛ.ᴇ. ʼʼфильтруетсяʼʼ через систему ценностей человека, получает эмоциональную окраску.

Желание, имея побуждающую силу, обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана.

Осознание цели и стремление ее достичь. Способность к сознательной целœенаправленности является специализированной способностью человечес-кого сознания. Постановка цели включает в себя образ объекта͵ на который будут направлены действия, и представления ожидаемого результата – прогнозирование. Именно содержание целœей определяет социальную ценность поступков человека, его ценностные ориентации, его правосознание.

Осознание ряда возможностей достижения цели, ᴛ.ᴇ. тех конкретных средств, которые приводят к желаемому результату. Это собственно мыслительное действие, являющееся частью волевого действия, результат которого – установление причинно-следственных связей между способами выполнения волевого действия в имеющихся условиях и возможными резуль-татами.

Способы действия должны оцениваться человеком не только с точки зрения его личной пользы, выгоды, но также с учетом возможных последствий для других людей и общества в целом. Выбор способов действий, как и всœе другие стадии волевого акта͵ опосредуется моральными установками, включен-ными в структуру мотивации субъекта.

Появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности. Этот этап характеризует активизацию и осознание мотива, побуждающего человека к постановке конкретной цели и совершению нормативного или противоправного поступка. В структуру мотивации включе-ны эмоции и чувства, потребности, интересы и идеалы личности. Вот почему именно мотив определяет ʼʼличностный смыслʼʼ поставленной цели и направ-ленность личности (А.Н. Леонтьев). Мотивация человека является очень слож-ным многоуровневым образованием, в связи с этим часто нелœегко выявить истинный и адекватный мотивы поведения.

Борьба мотивов и выбор. Анализ структуры своей мотивации и ее соот-ношение с целью позволяют субъекту понять, в какой мере поставленная цель соответствует определœенному мотиву. Когда человек испытывает состояние неопределœенности, у него возникает несколько разнородных мотивов, побуж-дающих его стремиться к различным целям. Здесь, как и на этапе выбора цели, возможна конфликтная ситуация, связанная с тем, что человек принимает возможность легкого пути достижения цели, но в то же время в силу своих моральных чувств или принципов не может его принять. Другие пути являются менее экономичными (и это человек тоже понимает), но зато следование им больше соответствует системе его ценностей.

В человеке могут бороться чувства долга и страха, любви и ненависти, альтруизма и эгоизма и т.д. Особенно напряженно протекает борьба, когда сталкиваются несовместимые побуждения и человеку приходится выбирать между узколичностными мотивами и общественным долгом. Осознание, рациональная и эмоциональная оценка личностью конкурирующих мотивов и целœей завершаются выбором одного из них, имеющего по шкале ценностных ориентаций субъекта наибольший личностный и общественный ʼʼрейтингʼʼ, и постановкой основной цели деятельности, соответствующей этому мотиву. Другие конкурирующие мотивы осознаются человеком как желания, влечения, которые в качестве промежуточных помех часто препятствуют достижению намеченной или промежуточной цели. Промежуточные цели ставятся с учетом оптимальной последовательности реализации определœенных мотивов и целœей.

Борьба мотивов заканчивается либо появлением намерения, направ-ленного на неопределœенное будущее, либо принятием решения, когда человек четко осознает крайне важно сть и возможность достижения определœенной цели и отдает самому себе приказ в плане внутренней или внешней речи, стимулируя активизацию моторных процессов.

Принятие одной из возможностей в качестве решения. Этот этап характеризуется спадом напряжения, поскольку разрешается внутренний конфликт. Здесь уточняются средства, способы, последовательность их использования, ᴛ.ᴇ. осуществляется уточненное планирование. После этого начинается реализация принятого решения. Это интеллектуальный акт и особое волевое усилие. Оно характеризуется количеством энергии, затраченной на выполнение целœенаправленного действия или удержание от него. Процесс принятия решения требует от личности максимальной осознанности, решитель-ности и ответственности.

Осуществление принятого решения. Этот этап, однако, не освобождает человека от крайне важно сти прилагать волевые усилия, порой не менее зна-чительные, чем при выборе цели действия или способов его выполнения, пос-кольку практическое осуществление намеченной цели опять же сопряжено с преодолением препятствий, объективных (внешних) и субъективных (внутрен-них) трудностей.

Внешними трудностями являются препятствия, которые не зависят от действующего человека: природные катастрофы, затруднения при решении профессиональных задач, сопротивление других людей, разного рода помехи и т.д.

К внутренним трудностям относятся трудности личного порядка, зависящие от физического и психического состояния человека, к примеру, отсутствие знаний, борьба сложившихся в прошлом отрицательных представ-лений, желаний, чувств, преодоление которых часто бывает для человека более сложным, чем преодоление внешних препятствий, так как легче бывает противостоять внешним трудностям, чем преодолеть самого себя.

Этот этап характеризуется напряжением сил, направленных на преодо-ление противоположно направленных мотивов и мобилизацию сил. Человек выстраивает свое поведение таким образом, чтобы имеющийся в сознании замысел воплотился в вещи, предмете, трудовом, умственном действии, поступке. При этом человек не только действует, он проявляет свою волю, контролирует и корректирует свои действия. В каждый момент он сличает получаемый результат с идеальным образом цели (или ее части), который был создан им заранее.

Достижение поставленной цели. Результаты любого волевого действия имеют для человека два следствия: первое - ϶ᴛᴏ достижение конкретной цели; второе связано с тем, что человек оценивает свои действия и извлекает соответствующие уроки на будущее относительно способов достижения цели, затраченных усилий. Результаты (успешные или неуспешные) по принципу обратной связи воспринимаются и оцениваются субъектом на базе сопоставления образа желаемого и реально полученного результата͵ после чего волевое действие либо заканчивается, либо повторяется вновь.

Волевые действия и волевой акт - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Волевые действия и волевой акт" 2017, 2018.

Воля – это высший уровень произвольной регуляции деятельности, обеспечивающий преодоление препятствий при достижении цели, способность человека к сознательному регулированию и активизации своего поведения. В качестве внутренних препятствий могут выступать: усталость, желание развлечься, инертность, леность и т. д. Примером внешних препятствий может служить отсутствие необходимого инструмента для работы, противодействие других людей и т.п.

Воля - специфический акт, не сводимый к сознанию и деятельности как таковой. Не всякое сознательное действие, даже связанное с преодолением препятствий на пути к цели, является волевым: главное в волевом акте заключается в осознании ценности избранной цели действия, ее соответствия принципам и нормам личности.

Волевой акт обладает рядом признаков:

a) обязательность приложения усилий для его выполнения;

b) наличие продуманного плана осуществления действий;

c) повышенная концентрация внимания на выполняемых действиях;

d) отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его исполнения;

e) направленность усилий воли субъекта не столько на победу над обстоятельствами, сколько на преодоление самого себя.

Воля складывается из способности принимать решение и реализовывать его. При осуществлении волевого акта часто на передний план выходит не переживание «я хочу», а переживание «надо», «я должен». Осуществляя волевое действие, человек противостоит власти импульсивных действий, что предполагает волевое регулирование.

Волевое регулирование включает в себя следующие компоненты:

1) когнитивный (познавательный) ;

2) эмоциональный ;

3) поведенческий (деятельностный ).

Волевое регулирование может осуществляться на разных уровнях (рис. 15)

Рис. 15. Уровни волевого регулирования деятельности человека

Среди уровней регуляции поведения выделяются следующие :

1. Непроизвольная регуляция :

· допсихические непроизвольные реакции;

· образная (сенсорная и перцептивная) регуляция, то есть регуляция, обусловленная ощущениями (сенсорная) и восприятием (перцептивная).

2. Произвольная регуляция : речемыслительный уровень регулирования.

3. Волевая регуляция .

Волевой процесс возникает на основе потребностей и интересов, выражающихся в стремлениях. Стремления в свою очередь выражаются в постановке целей.

В зависимости от степени осознанности стремления разделяются на влечения , желания , хотения (намерение) .

Влечение - это разновидность стремления, в котором осознается лишь неудовлетворенность, но не осознаются конкретные пути изменения данного состояния (поиск цели, методов и средств ее достижения).



Желание – это осознанное, «опредмеченное» влечение формирующееся, когда устанавливается связь между потребностью и предметом, ее удовлетворяющим. В желании более четко осознается как цель деятельности.

По мере усиления желание переходит в хотение . В современной популярной психологической литературе часто можно встретить термин «намерение» , значение которого совпадает с термином «хотение».

Намерение (хотение) означает не только осознание цели, но и стремление к ее реализации, готовность действовать, убежденность в необходимости действий, уверенность в достижимости избранной цели. Между моментом осознания мотива (появлением желания) и выбором цели (появлением хотения) существует временная разница, возможны колебания и определенное эмоциональное напряжение. Таким образом, воля - способность к выбору цели и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления.

Волевые усилия могут осуществляться благодаря трем категориям волевых качеств:

· первичные (базовые) : сила воли, настойчивость, выдержка, энергичность и др.

· вторичные , развивающиеся позже, чем первичные: решительность, смелость, самообладание;

· третичные, связанные с нравственными нормами: ответственность; дисциплинированность, принципиальность, обязательность. К этой же группе относятся качества воли, связанные с отношением человека к труду: деловитость, инициативность, организованность, исполнительность и т. д. Третичные качества воли обычно формируются только к подростковому возрасту, т. е. моменту, когда уже имеется опыт волевых действий.

Волевое действие может реализовываться в простых и сложных формах.

В простом волевом акте выделяются два звена - постановка цели и исполнение . В нем одно звено следует за другим без промежуточных звеньев, выполняются привычные действия, которые производятся автоматически, сразу после поступления импульса.

Сложный волевой акт состоит из трех звеньев - осознание цели , планирование и исполнение . Если рассмотреть сложное волевое действие более подробно, то в нем можно выделить ряд стадий.

1. Влечение - не вполне осознанное побуждение к совершению действия.

2. Желание – осознанное стремление.

3. Осмысление цели деятельности . После соответствующей оценки желание превращается в мотив поведения, а затем в цель.

4. Борьба мотивов и принятие решения . При осмыслении цели деятельности происходит сравнение жизненных ценностей, в конечном итоге побеждает наиболее сильный мотив. Борьба мотивов приводит к принятию решения, после чего напряжение ослабевает.

5. Планирование путей достижения поставленной цели.

При выборе средств возможны трудности из-за того, что некоторые пути и средства достижения цели представляются простыми, но не соответствующими моральным нормам, наносят ущерб другим людям. С другой стороны, иные пути могут быть трудными, требовать огромных затрат энергии, но не противоречат этическим нормам, не затрагивают чести и совести человека. Когда эта конфликтная ситуация разрешается, напряжение спадает.

6. Волевое усилие :

· внутреннее волевое действие (воздержание себя от какого-то поступка);

· внешнее волевое действие (активная деятельность по достижению цели).

Как только намечены пути и средства, человек приступает к практическому осуществлению принятого решения. Практическое осуществление намеченной цели сопряжено с преодолением препятствий, которые могут быть внешними и внутренними. Таким образом, по своей структуре волевое поведение распадается на принятие решения (формирование намерения) и его реализацию (осуществление действий по воплощению намерения) .

Если волевой акт предполагает необходимость действовать «через силу», то сопротивление, возникающее на бессознательном уровне (на уровне Ид, по Фрейду), препятствует продуктивному осуществлению необходимых действий и, следовательно, достижению поставленной цели. Проявлениями данного конфликта могут стать «случайные» оплошности в работе, повышенная утомляемость, «немотивированная» лень (когда человек теряет интерес) и даже психосоматические заболевания (аллергии, сердечно-сосудистые заболевания, мигрени и пр.) .

Вместе с тем, вышесказанное не означает, что человек ради сохранения здоровья должен потакать любым сиюминутным побуждениям. Разрешение противоречий между «хочу» и «надо» возможно путем анализа субъектом собственных потребностей и системы ценностей. Когда иерархия ценностей сформирована, личность уверенно делает выбор, выделяя среди множества важных потребностей наиболее ценные на данный момент, и принимает на себя ответственность за сделанный выбор. Даже действия, сопряжены с риском и значительным напряжением не помешают реализации волевого акта, поскольку этом случае он будет согласован с истинными мотивами человека.

С.Л.Рубинштейн различает 4 стадии волевого акта :

1) Возникновение побуждения и предварительная постановка цели. Субъективно эта стадия переживается как стремление сделать нечто.

2) Стадия обсуждения и борьбы мотивов.

3) Решение (процесс принятия решения может протекать различно):

– нет «борьбы мотивов»: постановка цели условно совпадает с принятием решения;

– мотивы различны по значимости, решение – разрешение конфликта, который вызвал борьбу мотивов.

– мотивы практически равны по значимости и интенсивности; решение наступает как насильственное снятие все еще бушующей борьбы мотивов; человек чувствует, что дальнейший ход событий зависит от него.

4) Выполнение.

Исследования А.В.Запорожца : трем группам испытуемых предлагали поднимать и опускать достаточно тяжелый груз. Испытуемым первой группы не указывали смысл выполнения задания. Испытуемым во второй группе сообщался «спортивный интерес» – их просили поднять груз максимально возможное количество раз, чтобы установить личный рекорд. Испытуемым третьей группы предлагали вообразить ситуацию, когда они вырабатывают силой своих мышц электроэнергию для того, чтобы в городе зажегся свет. Наивысший результат был получен у участников из последней группы.

Патологии волевой сферы; 1) Импульсивность(захотел-сделал) 2)Агулия – отсутствие побуждения к действию 3)Упрямство – упорство человека в достяжении своего решения, только потому, что решение исходит от него 4)Негативизм – немотивированное противодействие всему,что исходит от другихактеристики волевого акта по Д.Н.Узнадзе:

1) В волевом акте субъект как бы «выпадает» из потока бытия и оценивает себя самого и мотивы своей деятельности извне. Чтобы внутренне согласиться с признанием своей ошибки, необходимо субъективно противопоставить себя самого и свою деятельность.

2) Воля всегда проспективна по своей сути, она направлена в будущее. Совершая волевой поступок, человек думает том, каким его положение станет в дальнейшем.

3) Волевое поведение никогда не бывает реализацией актуального импульса (например, захотел воды, встал, подошел к столу и налил в стакан), значит, необходимую для реализации деятельности энергию заимствует из другого источника. Узнадзе: источник волевого поведения – личность человека.

Воля как функция иерархии мотивов(Леонтьев) 1) А.Н.Леонтьев считает, что волевое действие – есть процесс победы открыто социальных и идеальных мотивов (в индивидуальной системе иерархии мотивов) над объектно-предметными и наглядными. Допустим человек «не хочет есть» (объектный, биологический мотив), но при этом он хочет «сделать приятное жене», приготовившей обед (социальный мотив). Возникает равновероятная альтернатива. Леонтьев говорит, что победит не тот мотив, который сильнее: у сложившейся личности решающую роль играет социальный мотив.У недостаточно зрелой личности или в ситуации экстремально сильного действия биологического мотива регулирующая роль перейдет к чужой воле – приказу или перейдет во внешний план самокоманды(Солдат хотел пить,ему было лень вставать, ради офицера он принес воды, а офицер заставил солдата выпить)Волевой акт разворачивается в направлении актуализации социального по происхождению и идеального по форме мотива в ущерб биологическому и наглядному.(Например, вам нужно заставить маленького ребенка съесть кашу. Вы обещаете ему, что он получит вкусное пирожное после того, как съест кашу (идеальная форма мотива) – он мгновенно проглотит нелюбимое блюдо. Или же вы кладете вожделенное пирожное перед ним – ребенок разразится плачем.)


Черты волевого поведения:

1) По ситуации.Возникает когда побуждение к действию слабо или нежелательно.

2) По психическому статусу.Действует с двумя смыслами.Один – реальный,другой воображаемый.

3) По организации. Волевое действие дважды произвольное по способу осуществления и по способу мотивации.

Простой волевой акт имеет две фазы:

1) Возникновение побуждения и осознание цели;

2) Достижение цели.

В сложном волевом действии можно выделить четыре основные фазы:

1) Возникновение побуждения и предварительное определение цели;

2) Стадия обдумывания и борьба мотивов;

3) Принятие решения;

4) Выполнение.

Воля неразрывно связана с личностью и проявляется в ее качествах.

В.А.Иванников выделяет три блока волевых качеств личности:

1) моралъно-волевые качества (ответственность, обязательность, энергичность, инициативность, самостоятельность, дисциплинированность);

2) эмоцuонально -волевые (целеустремленность, выдержка, терпение, спокойствие;

3) собственно волевые (смелость, мужество, решительность, настойчивость).

Ответственность - внешний или внутренний контроль над деятельностью, выражающееся в выполнении принятых нравственных и правовых норм и правил, своего долга.

Обязательность (исполнительность) - качество воли, проявляющемся в точном, неукоснительном и систематическом исполнении принимаемых решений.

Инициативность - способность предпринимать попытки к реализации возникших у человека идей.

Самостоятельность - способность принимать решения и не поддаваться влиянию факторов, препятствующих достижению цели, способность критически оценивать советы других людей, действовать на основе своих взглядов и убеждений.но вносить в свои действия коррективы, сформированные на основе полученных советов.

Дисциплинированность - сознательное подчинение своего поведения общественным нормам, установленному порядку.

Целеустремленность - сознательная и активная направленность личности на достижение определенного результата.

Выдержка (самообладание) - умение сдерживать свои чувства, когда это требуется, недопущение импульсивных и необдуманных действий, умение владеть собой.

Смелость - умение побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря на опасности для личного благополучия.

Мужество - высокая степень самообладания, которая ярко проявляется в сложных и опасных обстоятельствах, в борьбе с необычными трудностями. предполагает наличие смелости, выдержки и настойчивости.

Решительность - отсутствие излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов, своевременное и быстрое принятие решений.

Настойчивость - умение человека мобилизовать свои возможности для длительной борьбы с трудностями.

Негативизм - немотивированная, необоснованная склонность действовать наперекор другим людям, противоречить им.

Упрямство - попытки настоять на своем, несмотря на нецелесообразность данного действия, руководство не доводами разума, а личными желаниями вопреки их несостоятельности.

Развитие воли в онтогенезе

У новорожденного ребенка преобладают рефлекторные движения, а также некоторые инстинктивные действия. Волевые, сознательные действия начинают формироваться значительно позднее. Причем первые желания ребенка характеризуются большой неустойчивостью. Желания быстро сменяют друг друга и очень часто носят неопределенный характер.

дети 2-х лет после некоторых колебаний могут делать выбор между несколькими возможными действиями.

У3-х летних детей можно наблюдать особые формы поведения, которые, несмотря на отсутствие произвольной мотивации, обычно называют волевыми (настойчивость, упрямство, требовательность и т.п). выбор, осуществляемый в зависимости от мотивов морального порядка, становится возможным для детей не ранее конца3-го года жизни.

на 4-м году жизни желания приобретают более или менее устойчивый характер.

Волевую сферу эффективнее развивают дидактические игры, чем сюжетно-ролевые, так как в дидактических играх правила жёстко установлены,

именно дошкольный возраст является периодом интенсивного развития воли

дети до 7-8лет не могут адекватно осознавать свои мотивы, а тем более произвольно управлять своими побуждениями

Младший школьник- Учащиеся совершают волевые действия, главным образом, по указанию взрослых. К третьему классу они приобретают способность совершать волевые акты в соответствие с собственными мотивами. Ученики проявляют волевые качества, в основном лишь для того, чтобы заслужить к себе расположение взрослых.

Подростковый возраст : свойственно этому возрасту половое созревание существенно изменяет подвижность нервных процессов. Это приводит к определенным изменениям в волевой сфере. Снижается дисциплинированность, усиливается упрямство.

Старший школьный возраст Старшеклассники могут проявлять достаточно высокую настойчивость в достижении поставленной ими цели. Волевая активность старшеклассника практически всегда имеет характер целеустремленности.

Как и все психические процессы, воля развивается не сама по себе, а в связи с общим развитием личности человека. Иногда можно встретить высокое развитие воли уже в раннем возрасте. Достаточно высокий уровень развития воли чаще всего наблюдается у детей творческого типа, увлеченных каким-либо занятием, которые в состоянии часами самостоятельно заниматься любимым делом. Таким образом, воля понимается как овладение своими побуждениями.

Отсутствие желания прилагать волевые усилия для совершения активных действий и стремление человека к отказу от преодоления трудностей называют Ленью . Главной причиной человеческой лени в психологии считают отсутствие значимой цели и мотивации. В некоторых случаях подобное проявление является необходимым, когда человек сознательно не может найти время для отдыха, таким способом его психика и организм ищут для этого возможность.

Абулия - состояние патологического отсутствия воли, при котором пациент неспособен выполнить действие, необходимость которого осознаётся, неспособен принять необходимое решение. При данном состоянии больные ощущают отсутствие желаний (частичное или полное) ко всякой деятельности. Абулия встречается при многих неврологических и психических расстройствах: при шизофрении, депрессии, болезни Паркинсона, травмах мозга и т.д, Абулия также бывает и врождённой, при глубоких степенях умственной отсталости.

Постановка диагноза требует различения абулии и слабоволия-как следствия неправильного воспитания.

Апраксия (apraxia бездействие) - нарушение сложных форм произвольного (и прежде всего целенаправленного) действия при сохранности элементарной силы, точности и координации движений, возникающее при очаговых поражениях коры больших полушарий головного мозга. При апраксии человек не может выполнить последовательность, какой либо двигательной операции.(Например, действие с ложкой во время еды состоит из нескольких движений, но при апраксии человек не может вспомнить или выполнить их в необходимой последовательности).

Апраксии могут носить ограниченный характер, то есть нарушения движений могут проявляться для одной половины тела, одной конечности, мускулатуры лица, Квалифицируется апраксия по расположению пораженного участка в головном мозге и соответствующим проявлением симптомов.(например- при поражении мозолистого тела характерна левосторонняя апраксия.)

Структура волевого акта. Простой и сложный волевой акт

Волевой акт может иметь разную структуру, в зависимости от количества компонентов, и длительность этапов его осуществления. Волевые действия бывают простые и сложные.

К простым волевым действиям относятся те, при осуществлении которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путём он будет добиваться.

Однако не каждое действие является волевым. Привычные действия совершаются без усилий воли, на основании уже усвоенного стереотипа поведения. Привычные действия – приветствие, умывание по утрам и т.д.

Структуру сложного волевого акта составляют, по крайней мере, три фазы: осознание и постановка цели, планирование и исполнение.

Первая фаза характеризует начало волевого акта. Волевой акт начинается с возникновения побуждения, которое выражается в стремлении что-то сделать. По мере осознания цели это стремление переходит в желание, к которому добавляется установка на его реализацию. Если же установка на реализацию цели не сформировалась, то волевой акт может на этом завершиться, так и не начавшись. Таким образом, для возникновения волевого акта необходимо появление мотивов и их преобразование в цели. Постановка целей не протекает гладко и спокойно, а, как правило, сопровождается борьбой мотивов. В борьбе высших мотивов с низшими формируется воля человека.

Например, перед студентом стоит выбор: идти с друзьями на дискотеку или готовиться к семинарскому занятию. Это означает борьбу мотивов разных нравственных уровней (между предвкушением удовольствия от приятного проведения времени и необходимостью работать) и требует значительных волевых усилий.

После определения и постановки цели происходит планирование исполнения. Этот этап характеризуется активной работой мысли, анализа и сравнением всех условий, в которых должно протекать действие. На этом этапе происходит оформление мотивационной части действия или поступка. Дело в том, что мотивы, появившиеся на первой стадии в виде желаний, могут противоречить друг другу. И личность вынуждена проанализировать эти мотивы, снять существующие между ними противоречия, осуществить выбор. Однако не все люди принимают решения быстро, возможны продолжительные колебания с поиском дополнительных фактов, способствующих утверждению в своем решении.

Однако при всем значении постановки цели и планирования решающей фазой является исполнение. Исполнение решения предполагает преодоление внешних препятствий, объективных трудностей самого дела. Только при доведении дела до конца мы говорим о силе воли человека, о волевых качествах его личности.

Если у человека имеются серьезные основания к тому, чтобы прекратить стремление к цели, назвать его безвольным нельзя. Волевой человек должен уметь, когда это нужно, отказаться от намеченного действия, принять новое решение, иначе это будет уже не проявление воли, а бессмысленное упрямство.