Роль природы в русской лирике. Тема природы в лирике жуковского. Лирика Тютчева – явление вневременное

«Моя лирика жива одной большой любовью — лю-бовью к родине»,— так говорил Сергей Есенин о своем творчестве. А образ родины для него неразрывно свя-зан с родной природой. Русская природа для Есени-на — это вечная красота и вечная гармония мира, вра-чующая людские души. Именно так воспринимаем мы стихи поэта о родной земле, именно так, возвы-шенно и просветленно, действуют они на нас: Вяжут кружево над лесом В желтой пене облака. В тихой дреме под навесом Слышу шепот сосняка. Поэт как бы говорит нам: остановитесь хотя бы на мгновенье, посмотрите на окружающий вас мир кра-соты, послушайте шелест луговых трав, песню ветра, голос речной волны, посмотрите на утреннюю зарю, предвещающую рождение нового дня, на звездное ночное небо. Живые картины природы в стихах Сер-гея Есенина не только учат любить красоту родной природы, они закладывают нравственные основы на-шего характера, делают нас добрее, мудрее. Ведь че-ловек, умеющий ценить земную красоту, уже не смо-жет противопоставить себя ей. Поэт любуется родной природой, наполняя свои строки нежным трепетом, отыскивая яркие, неожиданные и в то же время очень точные сравнения:

За темной прядью перелесиц,

В неколебимой синеве,

Ягненочек кудрявый — месяц

Гуляет в голубой траве.

Часто применяя характерный для его лирики при-ем олицетворения природы, Есенин создает свой не-повторимый мир, заставляя нас увидеть, как «месяц, всадник унылый, уронил повода», как «дремлет взрытая дорога», а «тонкая березка... загляделась в пруд». Природа в его стихах чувствует, смеется и гру-стит, удивляется и огорчается.

Сам поэт ощущает себя единым целым с деревьями, цветами, полями. Друг детства Есенина К. Цыбин вспоминал, что Сергей воспринимал цветы, как жи-вые существа, разговаривал с ними, поверяя им свои радости и печали:

А люди разве не цветы? О милая, почувствуй ты, Здесь не пустынные слова. Как стебель тулово качая, А эта разве голова Тебе не роза золотая? Душевные переживания поэта, важные события в его жизни всегда неразрывно связаны с изменениями в природе:

Листья падают, листья падают,

Стонет ветер, Протяжен и глух.

Кто же сердце порадует?

Кто его успокоит, мой друг?

В стихотворениях раннего периода Есенин часто использует церковно-славянскую лексику. Он пред-ставляет слияние земли и неба, являя природу венцом их союза. Состояние своей души поэт воплощает в картинах природы, полных ярких красок:

Выткался на озере алый свет зари.

На бору со звонами плачут глухари.

Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.

Только мне не плачется — на душе светло.

Но беспечная юность кончилась. Красочный, свет-лый пейзаж сменяют картины раннего увядания. В стихотворениях Есенина зрелость человека часто пе-рекликается с осенней порой. Краски не потускнели, они даже приобрели новые оттенки — багряные, золо-тые, медные, но это последние вспышки перед долгой зимой:

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Не жалеют больше ни о ком.

И в то же время:

Горек запах черной гари,

Осень рощи подожгла.

В лирике еще более позднего периода в описании Есениным картин природы присутствует предчувст-вие безвременной гибели. Стихотворения этого пе-риода исполнены тоски по утраченной молодости, трагизма.

Снежная равнина, белая луна,

Саваном покрыта наша сторона.

И березы в белом плачут по лесам:

Кто погиб здесь? Умер?

Уж не я ли сам?

Воспринимая природу как единое целое с собой, поэт видит в ней источник вдохновения. Родная зем-ля наделила поэта удивительным даром — народной мудростью, которая была впитана со всей самобытно-стью родного села, с теми песнями, поверьями, сказа-ниями, которые он слышал с детства и которые стали главным источником его творчества. И даже экзоти-ческая красота далеких стран не смогла затмить скромную прелесть родных просторов. Где бы ни был поэт, куда бы ни занесла его судьба, сердцем и душой он принадлежал России.

Разносторонность творческого дарования А. Пушкина была одной из отличительных особенностей его как писателя. Поэт выступает и как лирик, и как прозаик, и как драматург. Его поэмы и роман «Евгений Онегин » пронизаны лиризмом. Свои мысли, раздумья о жизни, передачу чувств и настроений поэт высказал в лирике. Тематика его лирики разнообразна: тема вольности и протеста в лирике, стихи о дружбе, лирика природы.

Стихотворения, в которых поэт с любовью рисует родную природу, занимают видное место. Пушкин любил природу, воспринимал ее не только глазом художника, но и сердцем любящего патриота. Еще с детских лет он полюбил ее, она прочно срослась с его сердцем, когда поэт проводил лето в Захарове.

Позже эта любовь нашла свое отражение в поэзии, в поэмах, романе «Евгений Онегин». Реалистически изображать природу автор начал не сразу. Вначале его стихи носили романтический характер. Таково стихотворение «К морю ». А. Пушкин находился в юной ссылке. Перед отъездом из Одессы он написал это стихотворение вчерне, которое закончил в начале октября 1824 года.

Судьба поэта-изгнанника и судьбы народов сочетаются у него с изображением моря. Поэту море представлялось живым воплощением свободной и мятежной стихии, гордой красоты и мощи. Эти качества привлекали поэта. По мнению А. С. Пушкина этими качествами обладали Байрон и Наполеон, которые были властителями дум тогдашнего молодого поколения. Поэт не говорит о своем отношении к Наполеону, но в ранних стихотворениях он характеризовал его как тирана, презирающего человечество и свободу. В Байроне его привлекают свободолюбие, гениальность, дух борца, но он одинок в этом мире.

Тема одиночества звучит в стихотворении, как и протест против порабощения народов. Автор видит, что на пути к свободе стоят тираны. Этим стихотворением Пушкин прощался не только с морем, но и с романтизмом в лирике. Поэт переходит к реалистическому творчеству, а в связи с этим меняется характер изображения природы. Здесь он рисует милую его сердцу красоту полей, лесов, долин. Среди них стихотворения: «Зимний вечер », «Зимняя дорога », «Зимнее утро », «Туча » и другие. В них все просто, предельно реалистически и народно.

Высокой художественной культурой отличается лирика А. Пушкина. Основными отличительными чертами поэзии являются меткость слова, свежесть, точность, простота, сжатость в выражении мыслей и чувств. Высокую гуманность, свободолюбие, жизнерадостность, призыв к служению Родине ценим мы в поэте.

Тема природы в лирике Пушкина.

Лирика Александра Сергеевича Пушкина разнообразна по своей тематике. Вместе с вольнолюбивой, философской, дружеской, любовной тематикой огромную нишу занимает тема природы в лирике поэта.
Свое понимание величия и красоты русской природы Пушкин отразил в пейзажах. Александр Сергеевич воспринимает природу как что-то одухотворенное, живое, может к ней обратиться с приветствием, а может рассказать о своих чувствах и мыслях. Элегия "Погасло дневное светило…" была написана в 1820 году на корабле, который проплывал мимо берегов Крыма (Тавриды). Элегия явилась одним из самых поэтических и романтических стихотворений Пушкина. Александр Сергеевич в этом небольшом лирическом произведении передал волшебную, необыкновенную атмосферу юга, всю прелесть южной ночи, звуки ветра и моря. Находясь под впечатлением от путешествия по Крыму и Кавказу, поэт смог показать в элегии свои размышления, чувства, воспоминания. Пушкин вспомнил петербургских возлюбленных, знакомых, друзей, которых ему пришлось вынужденно оставить и отправиться в южную ссылку, поэтому, мы чувствуем, что стихотворение наполнено грустью. Но эта грусть светлая, так как впереди поэта ожидали новые переживания, встречи, любовные волнения.
"Угрюмый океан" в этой элегии символизирует перемену судьбы. Образ моря был одним из любимых Пушкина в пейзажной лирике. Александр Сергеевич обратился к этому образу в своем стихотворении "К морю", написанным в 1824 году, в селе Михайловском, после южной ссылки. В стихотворении "К морю" поэт прощается со своей любимой свободой и готовится к продолжительным годам одиночества во мраке, в глуши заточения. Обращаясь к морю, Пушкин говорит: "Прощай, свободная стихия!".
В стихотворении мы видим, что поэт упоминает две великих личности: Наполеон и Байрон. Для Пушкина Байрон был символом поэта, так как он считал его жизнь и творчество идеалом настоящего поэта. Бурное море Пушкин ассоциировал со своим кумиром, так как Байрон был певцом моря. В определенной ассоциации Пушкин упоминает и Императора Наполеона, автор считал его узником свободы, таким же ссыльным, каким был сам. Мы чувствуем, что Александр Сергеевич Пушкин проводит невидимую параллель между судьбой Императора Наполеона и своей судьбой.
В лирике 30-х годов, то есть поздней лирике, появляются у Пушкина новая тематика и новые оттенки звучания. Мы видим, что появились стихотворения-описания, стихотворения-размышления, а стихотворения-переживания отходят на задний план. Описание природы внешне становятся более простыми, но и более реалистичными. Мы слышим, здесь голос Пушкина, который возмужал, повзрослел и смотрит на окружающий мир и природу без романтического восторга, то есть трезво.
Для описания чувств любви Пушкин прибегает к помощи природы, пользуясь ее описанием, выражает свои чувства четче. В элегии "На холмах Грузии лежит ночная мгла…" показал нам это. Александр Сергеевич Пушкин был влюблен в Наталью Гончарову безнадежно, вероятность того, что она станет его женой, была мала, так как против их отношений была мать Натальи Гончаровой. Запретить Пушкину любить Наталью никто не мог, он посвящал ей свои стихи, восхищался ею в них. В этом стихотворении чувства светлой печали в душе поэта мягко переплетаются с атмосферой покоя и тишины царящей в природе, а также с кавказкой ночью. Умиротворение души поэта гармонично переплетается с умиротворением в природе. Но в некоторых поздних стихотворениях мы слышим, что прорывается прежняя веселость и задор Пушкина. Вот, например, стихотворение "Зимнее утро". Поэт в нем радостно восклицает: "Мороз и солнце; день чудесный!" Пушкин восхищается чудесными картинами русской зимней природы. Как нам всем известно, любимым временем года у Пушкина была осень. Александр Сергеевич любил ее "пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса!" Символом России для Пушкина стали русские пейзажи. Мы не можем отделять Пушкина от России, от ее рек, лесов, полей, так любимых поэтом.

.
Права на сочинение "Тема природы в лирике Пушкина" принадлежат владельцу сайт
При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на

Лекция, реферат. Тема природы в лирике Пушкина. - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.








Лирика Александра Сергеевича Пушкина очень разнообразна. Это был очень одаренный человек, одинаково талантливо писавший стихи и прозу. Он затрагивал в своем творчестве многие темы: любви, дружбы, свободы. Очень важна в поэзии Пушкина тема природы.

Пушкин очень любил русскую природу, ценил ее. Она вдохновляла поэта на создание новых прекрасных произведений.

Одним из ярких примеров таких произведений является стихотворение «Осень». Больше всех времен года поэт любил осень. Обычно осень в поэзии связана с настроением грусти. Пушкин же само увядание природы расценивает как могучее движение жизни.

Вначале поэт описывает разные времена года и объясняет, почему он их не любит, отчего они ему не подходят:

Теперь моя пора: я не люблю весны;

Скучна мне оттепель; вонь, грязь – весной я болен;

Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены…

Ох, лето красное! любил бы я тебя,

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

Ты все душевные способности губя,

Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи…

Выбор поэта своеобразен. Ведь в основном люди любят как раз такие времена года, как весна или лето. Но лирическому герою эти сезоны не приносят никакого удовольствия. Он любит осень. Только в это время года он чувствует себя прекрасно. Ему близка прелесть увядания русской природы:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса…

Пушкин нашел подлинную красоту и прелесть в скромной осенней природе: «Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса…». Окружающая природа влияет на творчество поэта. Именно осенью к нему приходит особое вдохновение.

Природа в творчестве Пушкина наделена глубоким философским смыслом. Вечные законы природы Пушкин рассматривает как глубочайшую мудрость мира. В стихотворении «Вновь я посетил…» Пушкин описывает свои впечатления от посещения Михайловского. Там он провел в ссылке два года. Мысли поэта обращаются к прожитому, он печально размышляет о себе и о времени.

Стихотворение очень просто по своим образам и настроению. Пушкин перечисляет памятные места, факты своей жизни («Вот опальный домик…», «Вот холм лесистый…»), видит неумолимый бег времени: «… и много Переменилось в жизни для меня, И сам, покорный общему закону, Переменился я…».

Пушкин чувствует мудрость этого «общего закона» - вечного обновления и торжества жизни. Он воплощается в его стихотворении в центральном образе трех сосен.

Скромная природа стала могучим источником поэтического вдохновения и глубокого философского прозрения. Пушкин приветствует рождение новой «зеленой семьи». Поэту радостно думать о том, что он неотделим от природы. На душе у него хотя и печально, но светло. Поэтому он так открыто смотрит в будущее.

Таким образом, тема природы играет важную роль в творчестве Пушкина. Самому поэту важно осознавать себя неотъемлемой частью вечного движения бытия. Природа способна вдохновить поэта на творчество, подарить ему прекрасное самочувствие. С помощью окружающей среды Пушкин понимает мудрейшие законы вселенной: все движется, все изменяется, все рождается и умирает.

  1. Пейзажная лирика поэта.

Лирика Тютчева – явление вневременное

По духу, по отношению к жизни – Федор Тютчев поэт современный, так пронзительно и своевременно звучат сегодня вопросы вечности мира, размышления о месте человека во Вселенной, о радости и счастье, даруемых любовью и природой, о переживаниях и страданиях человеческих, которых не избежать в жизни. Человек и природа в лирике Тютчева занимают особое место: они всегда как будто вне эпохи, вне конкретного времени. Важен и интересен для него внутренний мир и развитие, ведь в представлении Тютчева природа и человек – части единого целого.

Тема человека и природы в лирике Тютчева

Пейзажная лирика поэта.

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…

Природа для поэта всегда живая, мыслящая и чувствующая, и поэтически это выражается разноплановыми метафорами: «лазурь небесная смеется», «солнце … взглянуло исподлобья на поля», «раскаты громовые все сердитей и смелей», «деревья радостно трепещут, купаясь в небе голубом».

Всегда разнообразны и точны, а иногда и неожиданны эпитеты: «усыпительно-безмолвны» нивы, вечер то «…младенчески-беспечный», то «бешено-игривый», осенних вечеров «умильная, таинственная прелесть», «беспредельная мгла» осени.

Сравнения, употребляемые Тютчевым, часто нетрадиционны, и потому придают стихотворениям особую художественную прелесть: сияние Белой горы, «как откровенье неземное», звезды горят, «как в первый день созданья», а хмурая ночь, «как зверь стоокий, глядит из каждого куста».

Пейзажи и описания натуры так емки, многогранны и глубоки, что рисуют в воображении читателя полноценные, будто им самим увиденные картины. Стоит только прочесть, например, строки:

Уж солнца раскаленный шар
С главы своей земля скатила,
И мирный вечера пожар
Волна морская поглотила,

или с детства знакомое:

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит

И вот уже из разряда читателей мы незаметно и как-то мгновенно становимся участниками, благодарными созерцателями происходящего в природе

Но каким бы точным и ярким не было описание у Тютчева, в нем всегда есть еще что-то, заставляющее задуматься об услышанном, некий более глубокий смысл.

Природа в лирике Тютчева как часть мироздания

Для такого мастера, как Тютчев, простое описание, констатация факта существования живой природы, ее красоты были бы слишком просты. Да, поэт всегда любуется, восхищается и благоговеет перед природой, но самое важное, начиная с ранних стихотворений – раздумья о мире, возможность проникновения в тайны бытия.
Поэт мыслит и чувствует значительно объемнее, глубже, мир природы и человека в лирике Тютчева – часть мироздания, Космоса, вечность которого несомненна. Именно поэтому в стихотворениях его всегда есть философский смысл. «Все во мне, и я во всем!

» – так чувствует поэт и говорит об этом во всеуслышание.

Чудный день! Пройдут века –
Так же будут, в вечном строе,
Течь и искриться река
И поля дышать на зное.

Былое – было ли когда?
Что ныне – будет ли всегда?..
Оно пройдет –
Пройдет оно, как всё прошло,
И канет в темное жерло –
За годом год.
За годом год, за веком век…
…Но с новым летом – новый злак
И лист иной.
И снова будет всё, что есть,
И снова розы будут цвесть,
И терны тож…

Мир природы и человека в лирике Тютчева – единое целое

Мир природы и человека в лирике Тютчева растворяются друг в друге. Переживания, душевное состояние лирического героя, сложный и противоречивый внутренний мир человека поэт передает, используя образы природы, и история человека в творчестве Тютчева рассматривается именно через призму его связи с природой, через понимание быстротечности земной жизни и вечности жизни вселенской.
Природа всегда беспристрастна – это убеждение поэта, из которого появляются строки:

Природа знать не знает о былом,
Ей чужды наши призрачные годы,
И перед ней мы смутно сознаем
Себя самих – лишь грезою природы.
Поочередно всех своих детей,
Свершающих свой подвиг бесполезный,
Она равно приветствует своей
Всепоглощающей и миротворной бездной.

Поэтому и на течение истории сам поэт, как правило, взирает бесстрастно, отстраненно, понимая, что они не могут изменить равновесия природы и всего мироздания.
Обращаясь, например, к декабристам, говорит:

Вы уповали, может быть,
Что станет вашей крови скудной,
Чтоб вечный полюс растопить!
Едва, дымясь, она сверкнула
На вековой громаде льдов,
Зима железная дохнула –
И не осталось и следов.

С другой стороны, стать свидетелем исторических коллизий значит для человека ищущего, знающего о вечности Вселенной приобщение к процессу миротворчества. «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые!»

Так, как показывает Тютчев изменчивый мир природы: не стоящий на месте, с его бурями и штилями, упорядоченностью и хаосом, – так видит и стремится передать мятущийся мир человеческой души. Поэт отдает должное ценности жизни человека, его способности мыслить, творить, но отчетливо видит беспомощность перед стихиями в его собственной душе.

Невозмутимый строй во всем,
Созвучье полное в природе, –
Лишь в нашей призрачной свободе
Разлад мы с нею сознаем.

Откуда, как разлад возник?
И отчего же в общем хоре
Душа не то поет, что море,
И ропщет мыслящий тростник?

В поэзии Тютчева присутствует множество контрастов, противоборствующих сил: хаос – гармония, день – ночь, земля – небо, но эти понятия не отождествляются с добром – злом. Они противопоставлены и взаимосвязаны одновременно, перетекают одно в другое, отражаются друг в друге, не существуя обособленно. Так, например, «певучесть есть в морских волнах, гармония в стихийных спорах».

Находящиеся в вечной борьбе светлые и темные стороны души для Тютчева равноценны, как день и ночь, они – проявление природы человеческой, но именно в борьбе человек может найти свой путь. «Два голоса» всегда звучат внутри нас, и выбрать, просто плыть по течению, или в борьбе преодолевать обстоятельства и совершенствоваться, не стремясь к покою, искать смысл существования на Земле удел только лишь человека.

Мужайтесь, о други, боритесь прилежно,
Хоть бой и неравен, борьба безнадежна!

Мужайтесь, боритесь, о храбрые други,
Как бой ни жесток, ни упорна борьба!
Над вами безмолвные звездные круги,
Под вами немые, глухие гроба.
Пускай олимпийцы завистливым оком
Глядят на борьбу непреклонных сердец.
Кто ратуя пал, побежденный лишь Роком,
Тот вырвал из рук их победный венец.

Отнюдь не всегда поэт оптимистичен, философские раздумья о тайнах мирозданья тревожат его, а с течением времени и угнетают. Порой в поисках смысла жизни, в минуты отчаяния он начинает сомневаться в нужности исканий.

Бесследно всё – и так легко не быть!
При мне иль без меня – что нужды в том?
Всё будет то ж – и вьюга так же выть,
И тот же мрак, и та же степь кругом.

Но даже в эти мгновения, предположив, что в действительности загадок не существует, Тютчев все равно считает природу сфинксом, к чьей тайне можно приблизиться, но не постичь.

Природа - сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.

И все-таки желание познать истинные тайны существования мира, уверенность в целостности мира, в том, что человек един с природой, острота чувств и восприятия окружающего не оставляют Тютчева:

Чему бы жизнь нас ни учила,
Но сердце верит в чудеса:
Есть нескудеющая сила,
Есть и нетленная краса.

И увядание земное
Цветов не тронет неземных,
И от полуденного зноя
Роса не высохнет на них.

И эта вера не обманет
Того, кто ею лишь живет,
Не все, что здесь цвело, увянет,
Не все, что было здесь, пройдет!

Жизненные уроки лирики Тютчева

Наследие Федора Тютчева невелико по объему, но еще современники оценили его по достоинству. В одном из писем И. Тургенев искренне делился отношением к творчеству поэта с А.Фетом: «О Тютчеве не думает тот, кто его не чувствует, тем самым доказывая, что он не чувствует поэзии». Эмоционально обращался в письме к учителю своих детей Л. Толстой «Так не забудьте же достать Тютчева. Без него нельзя жить». А философ П. Флоренский писал следующее: «Пора, наконец, понять, что похвала Тютчеву не есть слово, ни к чему не обязывающее, а, будучи сказано искренне, оно подразумевает неисчислимые, мирового порядка, последствия». Проникновенно писал о стихотворениях Тютчева и А. Фет: «Каждое из них - солнце, т. е. самобытный, светящий мир…».