Русский язык егэ знаки препинания. Основное правило постановки запятой в ССП. Часто однородные члены соединяются попарно

Задания А20-А26 посвящены пунктуации. Только А21, А22 требуют объёмного справочного материала. Поэтому каждому из них посвящена отдельная статья. Ниже см. соответствующие сноски. В целом эти задания несложные, но требуют внимания. Не ошибитесь при соотнесении вашего ответа с комбинациями цифр, предложенными в виде вариантов ответа в А21, А22, А25 и А26.

А20. Проверяется знание пунктуации в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами. Требуется знать, как ставятся запятые в простом и сложном предложении с союзом и . Нужно определить необходимость знака и выбрать правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия.

А20 из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012


  1. Для метода голландских художников определяющее значение имеет опыт непосредственного созерцания () и реализации его в художественном образе.

  2. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
    Язык - это основа национальной памяти () и его надо беречь.

    • Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
    • Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
    • Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
    • Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
  3. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
    М.В. Ломоносовым было намечено разграничение знаменательных и служебных слов () и в дальнейшем это разграничение поддерживалось крупнейшими представителями русской науки.

    • Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
    • Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
    • Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
    • Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

Правильные ответы:

  1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
  2. Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
  3. Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

Вспомни:

Где и почему

Запятая перед и ставится

Запятая перед и
не ставится

Простое предложение с однородными членами и неповторяющимся союзом и

Белые , красные и жёлтые розы цвели у крыльца.

О, О и О.

и разделяет простые предложения в его составе

Стало холодно , и мы затопили печь.

, и .

Сложносочинённое предложение, запятая перед союзом и не ставится, если его части имеют общий второстепенный член (распространитель)

Зимой на даче холодно и мы топим печь.

1) холодно (когда?, где?)
зимой на даче

2) мы топим печь (когда?, где?) зимой на даче

[общ.распространитель] и

Не путай:

В простом предложении одна грамматическая основа, в сложном - две и более.

А21 требует знания постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями). Нужно иметь представление о том, что такое обособление, и уметь находить обособленные определения, обстоятельства и приложения.

А21 из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012


  1. Эпоха (1) начавшаяся (2) после открытий Галилео Галилея (3) и завершившаяся работами Исаака Ньютона (4) обозначила новый этап в развитии науки и техники.

  2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
    Почти не отступая (1) от сюжета гоголевской повести (2) и (3) по возможности сохраняя характерный гоголевский язык (4) Н.А. Римский-Корсаков создал либретто оперы "Вечера на хуторе близ Диканьки".

    • 1, 2, 3, 4
  3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
    Первая выставка передвижников (1) открывшаяся в 1871 году (2) убедительно продемонстрировала существование в живописи (3) складывавшегося на протяжении 60-х годов (4) нового направления.

    • 1, 2, 3
    • 1, 2, 3, 4

Правильные ответы:

Тема серьёзная. Предлагаю рассмотреть 16 случаев, когда различные обособления должны выделяться запятыми. Все они есть в КИМах. См. .

А22 требует знания правил постановки знаков препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Как и в А21 , проблема не в знаках пунктуации как таковых, а в том, чтобы находить и различать явления со сходной языковой природой. Необходимо знать, какие слова и конструкции грамматически не связаны с членами предложения и как они выделяются пунктуационно.

А22 из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012

  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
    Язык поэзии (1) как известно (2) не может быть обыкновенным, так как необыкновенен способ изъясняться ямбами, хореями. Поэтому поэзия - это (3) можно сказать (4) чудо претворения обыденного слова в слово поэтическое.

    • 1, 2, 3, 4
  2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
    Поздней осенью или зимой на улицах городов появляются стайки то мелодично щебечущих, то резко кричащих птиц. Вот (1) видимо (2) за этот крик и получили птицы своё имя - свиристели, ведь глагол "свиристеть" (3) как считают лингвисты (4) кода-то означал "резко свистеть, кричать".

    • 1, 2, 3, 4
  3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
    Поздней осенью или зимой на улицах городов появляются стайки то мелодично щебечущих, то резко кричащих птиц. Вот (1) видимо (2) за этот крик и получили птицы своё имя - свиристели, ведь глагол "свиристеть" (3) как считают лингвисты (4) когда-то означал "резко свистеть, кричать".

    • 1, 2, 3, 4

Правильные ответы:

  1. 1, 2, 3, 4
  2. 1, 2, 3, 4
  3. 1, 2, 3, 4

А23 - задание на знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами). Это несложное задание требует указать предложение, в котором нужна только одна запятая. Выбор из четырёх предложений. Формулировка задания ограничивает проверяемую тему.

А23 из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012

    • Полы в средневековом замке устилали ароматными травами или тростниковыми циновками.
    • Тряска в лёгком возке да пьянящий степной воздух усыпили мальчика.
    • Наиболее богат и разнообразен растительный и животный мир влажных тропических лесов.
  1. Укажите предложение, в котором нужно поставить только одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

    • Сама жизнь диктует художнику и сюжет и композицию картины и выбор красок.
    • В состав фразеологизма могут входить устаревшие слова или слова в переносном значении.
    • Своими пьесами и рассказами Чехов создал самобытный и совершенно автономный мир.
  2. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знания препинания не расставлены.)

    • Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.
    • Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу отношений Гёте с великим русским поэтом А.С.Пушкиным.
    • От домов во все стороны шли ряды деревьев или кустарников или цветов.

Правильные ответы:

  1. Раньше он либо не замечал окружающей природы либо смотрел на неё с практической точки зрения.
  2. Вопрос о происхождении жизни на Земле во все времена имел как познавательное так и мировоззренческое значение.
  3. В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.

Пунктуационное оформление предложений с однородными членами, когда требуется лишь одна запятая, сводится к следующим случаям:

1. Два из трёх однородных членов соединены без союза и :

Белые , красные и жёлтые розы росли перед крыльцом.

2. Две пары однородных членов, соединённых в пары союзами и, да(=и), или :

Книги и журналы , ручки и карандаши валялись на столе в беспорядке.

3. Перед второй частью составных союзов не только…, но и; как…, так и; хотя и…, но:

Они были не только удивлены , но и обрадованы .

4. Перед противительными союзами а, да (=но), но, однако :

Погода мягкая , но сырая .

5. Два однородных члена соединены повторяющимися союзами и…, и…; ни…, ни :

Оркестры играли и на площади , и в парке .

А24 - задание на знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Формулировка ограничивает тему случаями постановки двоеточия. В этом простом задании требуется определить, какое из предложенных объяснений постановки двоеточия верно.

А24 из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012


  1. Музыка П.И. Чайковского волнует слушателей: композитор с мастерством психолога глубоко проникает в сложный и противоречивый внутренний мир человека и средствами своего искусства раскрывает духовно-эмоциональную жизнь людей.

    • Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения того, о чём говорится во второй части.
    • Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.
  2. Как объяснить постановку двоеточия в приведённом ниже предложении?
    В 1720 году Пётр I утвердил новые правила обмундирования войск: кафтан получил небольшой суконный воротник, карманные клапаны с тремя пуговицами, шнур на левом плече и 10 пуговиц по борту.

    • Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию тому, о чём говорится в первой части.
    • Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.
  3. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
    Большую роль в опере А.П.Бородина "Князь Игорь" играют народные сцены: хоры горожан Путивля, провожающих Игоря с войском в поход, хор бояр, возвещающий о пленении князя.

    • Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
    • Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
    • Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
    • Первая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится во второй части.

Правильные ответы:

  1. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
  2. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
  3. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

Двоеточие в бессоюзных сложных предложениях ставится в следующих случаях:

  1. Если вторая часть поясняет содержание первой*:

    Никогда прежде я не видела такой красоты: ветки деревьев казались отлитыми из стекла.

    * Легко вставить: а именно, то есть.

    Если второе предложение дополняет содержание первого*:

    Вышла на крыльцо: никогда прежде я не видела такой красоты.

    * Легко вставить: и вижу (увидел).

    Если второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первой*:

    Я не могла заснуть: перед глазами вставали образы пережитого дня.

    * Легко вставить: потому что.

А25. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Формулировка задания ограничивает материал только случаями постановки запятых. Это существенное сужение темы.

А25 из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012

  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
    Государственная Третьяковская галерея (1) основателем (2) которой (3) был московский купец Павел Михайлович Третьяков (4) в наши дни признана музеем русского искусства с мировым значением.

  2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
    Идея единого европейского пространства (1) поклонником (2) которой (3) был первый директор Царскосельского лицея Малиновский (4) обрела множество сторонников.

Правильные ответы:

Задания 2010 г. и 2011 г. совпадают.

Запятые ставятся в следующих случаях:

    Придаточное отделяется от главного запятой, если стоит перед или после главного:

    Когда она вошла в комнату, я встал.

    (Когда…), .

    Я встал, когда она вошла в комнату.

    , (когда…).

    Придаточное отделяется от главного запятыми с двух сторон, если находится внутри главного:

    Вчера, когда раздался звонок от Ивана, я был занят.

    [ , (когда…), ].

    Однородные придаточные, соединённые без союза, разделяются запятой:

    Он знал, что учительница позвонит маме, мама будет крайне недовольна, ему влетит.

    , (что …), (), ().

    Однородные придаточные соединены повторяющимися союзами, запятые ставятся так же, как и при однородных членах:

    Он знал, что учительница позвонит маме, и что мама будет крайне недовольна, и что ему влетит.

    , (что…), и (что…), и (что …).

    Придаточные предложения со сложными подчинительными союзами потому что, благодаря тому что, ввиду того что, вместо того чтобы, для того чтобы, после того как, в то время как и др. подобными отделяются от главного одной запятой, которая ставится на границе главного и придаточного предложения:

    По мере того как он рассказывал, я всё более и более недоумевал.

    (По мере того как…),.

    Я всё более и более недоумевал, по мере того как он рассказывал.

    , (по мере того как…).

    Я, по мере того как он рассказывал, всё более и более недоумевал.

    [ (по мере того как…) ].

    Сложные союзы могут распадаться на две части, если:

    1) перед ними есть отрицательная частица не :

    Она не ответила потому, что испугалась.

    2) перед ними есть частицы лишь, только, именно и др., выражающие ограничительное значение:

    Она ответила только потому, что испугалась.

    Внимание:

    Союзы тогда как, словно как, даже если, лишь когда не разбиваются.

    Если рядом два подчинительных союза, то между ними ставится запятая во всех случаях, кроме тех, когда это сложные союзы с то.

    Нужна запятая: Они решили, что, если наутро будет хорошая погода, они поедут за город.
    Запятая не ставится: Они решили, что если наутро будет хорошая погода, то они поедут за город.

    Придаточные определительные с союзным словом который. Запятая после союзного слова который не ставится. Это правило работает, даже если слово который входит в состав деепричастного оборота:

    Я не знаю, как реагировать на ситуацию, выхода из которой не вижу.

    Мы расположились на берегу озера, берега которого заросли брусникой.

    (Запятая после деепричастного оборота узнав которое не ставится).

А26 - задание на знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложные предложения, состоящие из нескольких простых с разными видами связи, требуют внимания.

А26 из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012

  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
    По ночам к реке подвозили лес (1) и (2) когда белый туман окутывал берега (3) все восемь рот (4) настилали доски на обломки мостов.

    • 1, 3, 4
    • 1, 2, 3
  2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
    Дверь подъезда внезапно распахнулась (1) и на улицу выскочил крепкий молодой человек (2) который (3) если бы Алексей не успел в последний момент посторониться (4) наверняка налетел бы прямо на него.

    • 1, 2, 3, 4
  3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
    После того как прозвучал третий звонок (1) занавес дрогнул и медленно пополз вверх (2) и (3) как только публика увидела своего любимца (4) стены театра буквально задрожали от рукоплесканий и восторженных криков.

    • 1, 2, 3, 4

Правильные ответы:

  1. 1, 2, 3
  2. 1, 2, 3, 4
  3. 1, 2, 3, 4

Обрати внимание:
Наибольшие сомнения вызывают случаи, когда рядом оказываются подчинительный и сочинительный союзы.

Где и почему

Запятая ставится

Запятая не ставится

Если рядом оказываются союзы и и сколько , и и когда , и и прежде чем , и и чтобы, и и какой и др. подобные

Комната была пуста, и, сколько я ни старалась рассмотреть её, темнота не позволила мне этого сделать (нет второй части двойного союза то, так или союза но )

Комната была пуста, и сколько я ни старалась рассмотреть её, но темнота не позволила мне этого сделать (есть вторая часть двойного союза то, так или союз но)

Если рядом оказываются союзы что и хотя , что и когда , что и если

Меня удивляло, что, когда ни позвонишь, его нет дома (нет то, так, но )

Меня удивляло, что когда ни позвонишь, то его нет дома (есть то, так или но)

Перед то, так и но

После союзного слова который

Я не знаю, как реагировать на ситуацию, выхода из которой не вижу (в предложениях с союзным словом который )

  • А21. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами
  • А22. Слова и конструкции, грамматически не связанные с членами предложения

    Вконтакте

    ЕГЭ 2017. Русский язык. Практикум. Пунктуация. Потапова Г.Н.

    М.: 2017. - 128 с.

    Издание содержит большое количество типовых экзаменационных заданий по пунктуации. Оно включает: диагностический тест, краткий теоретический материал, тренировочные и тестовые задания для отработки умений и навыков грамотного письма, зачетные задания и контрольные задания в формате ЕГЭ. Пособие позволит отработать все темы по пунктуации и тем самым подготовиться к выполнению заданий 15-19. Книга предназначена учителям-словесникам, родителям, репетиторам, а также учащимся средней школы.

    Формат: pdf

    Размер: 1,5 Мб

    Смотреть, скачать: drive.google

    СОДЕРЖАНИЕ
    Диагностический тест 5
    Занятие 1. Тире в простом и неполном предложении.. 11
    Вспомним теорию 11
    Разберём примеры 11
    Потренируемся 13
    Тестовые задания... 14
    Занятие 2. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, однородные и неоднородные определения 19
    Вспомним теорию 19
    Разберём примеры 20
    Потренируемся 24
    Тестовые задания 25
    Занятие 3. Обособление определений, приложений, оборотов с союзом КАК 32
    Вспомним теорию 32
    Разберём примеры; 33
    Потренируемся 36
    Тестовые задания 37
    Занятие 4. Обособление обстоятельств 43
    Вспомним теорию 43
    Разберём примеры 43
    Потренируемся 44
    Тестовые задания 45
    Занятие 5. Обособление уточняющих членов предложения и присоединительных конструкций 51
    Вспомним теорию 51
    Разберём примеры 51
    Потренируемся 52
    Тестовые задания 53
    Занятие 6. Знаки препинания при обращении, вводных словах, словосочетаниях и предложениях 59
    Вспомним теорию 59
    Разберём примеры 60
    Потренируемся 63
    Тестовые задания 63
    Занятие 7. Знаки препинания в сложносочинённом предложении 69
    Вспомним теорию 69
    Разберём примеры 69
    Потренируемся 70
    Тестовые задания 70
    Занятие 8. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении 77
    Вспомним теорию 77
    Разберём примеры 78
    Потренируемся 81
    Тестовые задания 82
    Занятие 9. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении 87
    Вспомним теорию 87
    Разберём примеры 88
    Потренируемся 89
    Тестовые задания 90
    Занятие 10. Знаки препинания в предложениях с разными видами связи 97
    Разберём примеры 97
    Потренируемся 98
    Тестовые задания 98
    Занятие 11. Зачёт 104
    Тестовые задания 104
    Контрольные задания в формате ЕГЭ 110
    Ключи 115

    Вспомним теорию
    Между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки ставится тире:
    если оба главных члена предложения выражены именами существительными или числительными в именительном падеже;
    глаголами-инфинитивами или если один из главных членов выражен именительным падежом существительного, а другой - глаголом-инфинитивом;
    перед словами вот, это, значит.
    Тире между подлежащим и сказуемым при пропуске связки не ставится:
    если сказуемое присоединяется к подлежащему сравнительными союзами как, будто, как будто, словно, что;
    если при сказуемом есть частица не;
    если между подлежащим и сказуемым есть вводное слово или слова;
    если подлежащее выражено личным местоимением.
    Тире в неполном предложении ставится, если в предложении пропущено сказуемое (иногда пропущенными могут быть и другие члены предложения), если оно восстанавливается из текста. Чаще всего такое предложение бывает сложным.
    Разберём примеры
    1. Мне в моём хозяйстве птица - первый помощник.
    Грамматическая основа предложения - птица - помощник. Оба члена выражены существительными в именительных падежах, следовательно, между подлежащим и сказуемым ставится тире.

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Балыклы-Чукаевская средняя общеобразовательная школа»

    Рыбно-Слободского муниципального района

    Республики Татарстан

    Подготовка к ЕГЭ

    по русскому языку
    в 11 классе.
    Задание 17

    подготовила

    учитель русского языка и литературы

    Нуряхметова Рузалия Хузяхметовна

    с. Балыклы-Чукаево

    Подготовка к ЕГЭ. Русский язык. Задание 17

    Задание 17. «Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями,

    грамматически не связанными с членами предложения»

    Что должен знать ученик, выполняя задание 17: правила постановки знаков препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения; группы вводных слов, выделяемые по значению; какие слова никогда не являются вводными, но нередко ошибочно принимаются за таковые; как различать вводные слова и схожие с ними по звучанию члены предложения.

    Повторяем правило.

    Вводные слова – слова, припомощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает, т.е. они вводят дополнительную (часто побочную) информацию в текст. Вводные слова не являются членом предложения.

    Различайте!

    Всегда выделяются запятыми

    с двух сторон!

    Не выделяйте запятыми!

    Не являются вводными словами

    Три главных признака:

    1. легко убираются из текста, т.е. их можно изъять из предложения, и смысл его не изменится;

    2. нельзя задать вопрос от других слов;

    3. заменяются синонимичными вводными словами и конструкциями.

    Запомните ложные вводные слова!

    авось, будто , буквально , вдобавок, вряд ли , всё-таки, вдруг, ведь, в конечном счёте, даже, едва ли, именно , исключительно, как будто , лишь, между тем, наверняка , непременно, обязательно, примерно, притом, причём, поистине , по-прежнему, просто, пусть, решительно, словно , тем не менее, только, якобы и др.(частицы, наречия)

    Различайте! Слова однако, наконец, значит, главным образом могут быть вводными и обычными.

    Не вводные, если:

    однако = но (это союз, соединяет однородные члены)

    наконец = под конец, напоследок, после чего, в результате всего (наречие)

    значит = означает (глагол)

    главным образом = в первую очередь, больше всего (наречие)


    Примечание. Многие слова могут быть вводными и членами предложения.

    1)Левитан решил изгнать со своих холстов тёмные тона, правда , это не всегда ему удавалось. (Вводное слово правда можно изъять из предложения, и смысл его не изменится).

    2) Всё меняется, одна правда остаётся. (Слово правда является подлежащим, его невозможно убрать).

    3) Бабушка, казалось, дремала. (Слово казалось легко извлекается из предложения. К нему нельзя задать вопрос, можно заменить синонимичным ему вводным словом со значением меньшей степени уверенности «видимо». Делаем вывод: на письме казалось выделяется запятыми).

    4) Мне всё это лишь казалось . (Слово казалось не убирается, оно является сказуемым и не может быть заменено вводным словом со значением меньшей степени уверенности).

    Основные разряды вводных слов

    Вводные слова выражают

    «Узнай их в лицо»

    Степень достоверности сообщаемого (уверенность/неуверенность, предположение)

    конечно, разумеется, естественно, безусловно, действительно, несомненно, без всякого сомнения, очевидно, вероятно, по всей вероятности, видимо, по-видимому, возможно, может быть, должно быть, кажется, наверное, пожалуй

    Различные чувства и эмоции

    (радость, сожаление, удивление)

    к счастью, к несчастью, к сожалению, на беду,

    к удивлению, к нашему удивлению, в самом деле

    Источник сообщения

    говорят, сообщают, передают, по словам…,

    по сведениям…, по сообщению…, по мнению…,

    по преданию, по слухам, по-моему, на мой взгляд, помнится, слышно, дескать, мол, как известно, по выражению…

    Порядок явлений или мыслей и связь между ними

    во-первых, во-вторых, наконец, следовательно, значит, таким образом, итак, так, например, напротив, наоборот, в частности, между прочим, подчёркиваю, повторяю, наконец, впрочем, кстати, стало быть, в общем, с одной стороны, с другой стороны, главное, кроме того

    Способ оформления мыслей

    Одним словом, иными словами, иначе говоря,

    короче говоря, грубо говоря, мягко выражаясь, так сказать

    Степень обычности

    По обыкновению, по обычаю, по крайней мере,

    без всяких преувеличений

    Призыв к собеседнику

    видишь (ли), видите (ли), понимаешь (ли), понимаете (ли), знаешь (ли), знаете (ли), пойми, поймите, поверьте, послушайте, согласитесь, вообразите, представьте себе, извините, простите,

    веришь (ли), верите (ли), пожалуйста

    Потренируемся. Задание 17 ЕГЭ

    1 часть

    1.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

    Ночью местечко (1) казалось (2) вымерло, даже собаки не лаяли, ни из одного окна не струился свет. От дождя, от мокрых заборов, от сырой коры пахло чем-то (3) невероятно (4) бодрым, весенним, счастливым.

    2 .

    А.С. Пушкин назвал М.В. Ломоносова «первым нашим университетом». Все свои научные достижения М.В. Ломоносов (1) как правило (2) старался применить на практике. Так (3) например (4) он, занимаясь изготовлением разноцветного стекла, создал мозаику «Полтавская битва».

    3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

    Глазунов (1) буквально (2) преображался, дирижируя оркестром. Он (3) говорят(4) сливался с музыкой, вёл её и шёл за нею.

    4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

    Яркие иллюстрации в книге (1) конечно (2) привлекают внимание читателя.

    Мнение известного критика (3) казалось (4) убедительным.

    5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

    Достоевский очень гордился тем, что изобрёл или (1) лучше сказать (2) ввёл в русский язык глагол «стушеваться». Он настолько гордился этим, что написал (3) как известно (4) целую главу об этом в «Дневнике писателя».

    6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

    Около восьми часов вечера (1) гости стали собираться домой. Промозглый осенний дождик на улице (2) между тем (3) превратился в настоящий ливень. Друзья (4) к счастью (5) захватили с собой зонты, поэтому не рисковали промокнуть.

    7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

    Тихий ночной час (1) казалось (2) придавал беседе особую прелесть.

    Работа с компьютерными программами (3) непременно (4) увлечёт вас.

    8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

    Писательство (1) вероятно (2) возникает в человеке как душевное состояние гораздо раньше, чем он начинает (3) например (4) исписывать стопы бумаг.

    9 .

    в предложениях должны стоять запятые?

    Никогда прежде не приходилось мне видеть, как белка пьёт воду, и (1) надо признаться (2)

    я сильно сомневался в том, что она пьёт воду (3) именно (4) из ручья.

    10 . В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

    в предложениях должны стоять запятые?

    Если я нахожу в записных книжках известных людей интересное (1) на мой взгляд (2) наблюдение, остроумное или смешное замечание, неужели нужно отказываться от их воспроизведения только потому, что они выражены в десяти – пятнадцати или (3) например (4) в двух-трёх строках?

    11 . В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

    в предложениях должны стоять запятые?

    Эта книга очень полезна учащимся, а (1) значит (2) её нельзя читать поверхностно.

    Что (3) значит (4) это заявление?

    12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

    в предложениях должны стоять запятые?

    Июльский вечер был замечательный, он (1) словно (2) набросил тонкую полупрозрачную ткань на всё. И краски дня (3) казалось (4) слегка поблекли: облака медленно теряли отблески, речная гладь побледнела.

    13 . В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

    в предложениях должны стоять запятые?

    Теперь дуб распускается, и (1) как полагается (2) стало холодно. Я люблю северную природу с её молчаливой хмуростью (3) должно быть (4) за первобытное одиночество.

    14 . В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

    в предложениях должны стоять запятые?

    Я (1) вероятно (2) не сумею передать достаточно ярко и убедительно, как велико было моё изумление, когда я почувствовал, что почти каждая книга (3) как будто (4) открывает передо мною окно в новый, неведомый мир.

    15. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

    в предложениях должны стоять запятые?

    Этические искания Льва Толстого (1) конечно (2) до сих пор сохраняют своё значение. Сейчас (3) на мой взгляд (4) особенно важно сделать всеобщим достоянием толстовский принцип нравственного самовоспитания.

    2 часть

    16. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

    в предложениях должны стоять запятые?

    По мнению специалистов (1) иноязычные слова, попадая в наш язык, постепенно ассимилируются: например (2) они приспосабливаются к звуковой системе русского языка, подчиняются правилам русского словообразования и словоизменения, утрачивая (3) постепенно (4) черты своего нерусского происхождения.

    17 . В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

    в предложениях должны стоять запятые?

    После чтения стихов Блока не каждого (1) может быть (2) подхватит светлая волна, но

    (3) возможно (4) по прошествии нескольких дней вдруг зазвучат в душе строки того или иного стихотворения.

    18 . В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

    в предложениях должны стоять запятые?

    Осенний день в Сокольниках» – единственная (1) по всей видимости (2) картина Левитана, в которой присутствует человек. Это пейзаж, где серая осень (3) поистине (4) оживает.

    19. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

    в предложениях должны стоять запятые?

    Звуки музыки из распахнутых окон флигеля лились робко, неуверенно: они (1) словно (2) искали, силились выразить что-то. Вот-вот (3) казалось (4) будет схвачена тема.

    20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

    в предложениях должны стоять запятые?

    И снова такая тишина, что слышно (1) кажется (2) малейшее шуршание хвои за окном.

    И (3) кажется (4) что иней слетает с хвои и осторожно потрескивает.

    21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

    в предложениях должны стоять запятые?

    Один из героев романа (1) конечно (2) Евгений Онегин – типичный молодой дворянин начала ХIХ века. Но главный герой (3) без сомнения (4) сам А.С.Пушкин – автор произведения.

    22. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

    в предложениях должны стоять запятые?

    Ружье для подводной охоты (1) может быть (2)помповым либо на резиновой тяге. Размеры у того и у другого (3) разумеется (4) одинаковые, однако (5) помповое ружье намного мощней.

    23 . В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

    в предложениях должны стоять запятые?

    Новая книга известного писателя-публициста (1) может быть (2) вам понравится.

    Солнце в жаркий июльский день (3) казалось (4) изжелта-красным.

    24 . В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

    в предложениях должны стоять запятые?

    Поздней осенью или зимой на улицах городов появляются стайки то мелодично щебечущих, то резко кричащих птиц. Вот (1) видимо (2) за этот крик и получили птицы своё имя – свиристели, ведь глагол «свиристеть» (3) как считают лингвисты (4) когда-то означал «резко свистеть, кричать».

    25 . В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

    в предложениях должны стоять запятые?

    Брат (1) вероятно (2) будет программистом.

    Существенное изменение климата (3) возможно (4) в ближайшее время.

    26 . В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

    в предложениях должны стоять запятые?

    Это музыкальное произведение (1) конечно (2) привлекает внимание слушателя. Но в его звучании (3) пожалуй (4) недостаёт собственного чувства исполнителя, его любви и страсти, тихой нежности и светлой грусти.

    27. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

    в предложениях должны стоять запятые?

    Понаблюдайте за своими товарищами во время диспута. Одни (1) например (2) держатся достойно, уважительно по отношению друг к другу, другие (3) напротив (4) начинают вести себя агрессивно.

    28 . В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

    в предложениях должны стоять запятые?

    Звуковая организация стиха (1) разумеется (2) всегда была фактором смысловым, оказывающим сильнейшее воздействие на значение слов. Особенно (3) очевидно (4) это в стихах Бальмонта.

    29 . В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

    в предложениях должны стоять запятые?

    Медведь-камень на реке Тагил представляет собой (1) без сомнения (2) одну из самых высоких скал Среднего Урала. Здесь (3) по преданию (4) зимовал со своим войском Ермак.

    30. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

    в предложениях должны стоять запятые?

    Листья на деревьях не шелохнутся, в жаркий летний день они (1) будто (2) сквозят изумрудами, так что видно кружева прожилок. Лишь отдельные листочки вдруг качнутся (3) видимо (4) от внезапно вспорхнувшей с ветки птицы.

    Ответы Задания 17 ЕГЭ

    п / п

    Ответ

    Ответ

    1 часть

    2 часть

    Список использованной литературы

    1. Волкова О.В., Алексеева Я.В. Интенсивная подготовка к ЕГЭ по русскому языку

    (рабочая тетрадь для учащихся). – Казань: ГБУ «Республиканский центр мониторинга

    качества образования», 2014.

    2. Драбкина С.В., Субботин Д.И. Государственная итоговая аттестация выпускников

    9 классов в новой форме. Русский язык. 2014. Успешная подготовка. Разбор заданий.

    Алгоритмы. Тесты. Учебное пособие. – М.: «Интеллект-Центр», 2014.

    3. Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2011: учебно-методическое пособие.

    – Ростов н/Д: «Легион», 2010.

    Использованные материалы и Интернет-ресурсы

    1. ЕГЭ. Русский язык. Пунктуация. http :// www . fipi . ru

    Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

    1) Плоды этого растения полезные и вкусные и обладают прекрасным ароматом.

    2) Стало нестерпимо душно и пришлось открыть все окна.

    4) Изучение роста необычных кристаллов имеет и теоретическое и практическое и общенаучное значение.

    5) Древние испанские мастера при строительстве замков применяли либо каменную либо кирпичную кладку.

    Пояснение (см. также Правило ниже).

    Приведем верное написание.

    1) Плоды этого растения полезные и вкусные и обладают прекрасным ароматом. Два ряда однородных.

    2) Стало нестерпимо душно, и пришлось открыть все окна.

    3) Из окна были видны стволы вишен да кусочек аллеи.

    4) Изучение роста необычных кристаллов имеет и теоретическое, и практическое, и общенаучное значение.

    5) Древние испанские мастера при строительстве замков применяли либо каменную, либо кирпичную кладку.

    Одна запятая необходима:

    в 5-м предложении: его однородные члены соединены повторяющимся союзом либо

    во 2-м предложении: оно сложносочиненное, содержит две предикативные части, которые не имеют общего второстепенного члена предложения или вводного слова и не имеют общей придаточной части. Перед союзом И нужна запятая.

    Правильный ответ указан под номером 2 и 5.

    Ответ: 25|52

    Актуальность: 2016-2017

    Сложность: обычная

    Раздел кодификатора: Знаки препинания в ССП и предложении с однородными членами

    Правило: Знаки препинания в ССП и в предложении с однородными членами. Задание 16., Знаки препинания в ССП и в предложении с однородными членами. Задание 16.

    Цель

    Условные обозначения:

    ОЧ - однородные члены.

    Например:

    рядов два: два сказуемых, ударил и покрыл ; два дополнения, порывы и стоны .

    Обратите внимание :

    Общая схема : О , О , О .

    Пример : жёлтые, зелёные, красные яблоки.

    Общая схема : О и/да/либо/или О .

    Пример 1 : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые и красные яблоки.

    Пример 2 : .

    Пример 3

    Пример 4

    Общая схема : О , О и О .

    Пример : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, зелёные и красные яблоки.

    И

    И

    Общая схема : О , и О , и О .

    Общая схема : и О , и О , иО .

    Пример 1 : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.

    Пример 2 : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны яблоки.

    Более сложные примеры :

    Пример 3 :

    Пример 4 :

    Пример 5 : Дома, и деревья, и тротуары были укры­ты снегом

    Обратите внимание :

    Рассмотрим примеры.

    Пример 1 : дети и взрос­лые и чи­та­ли вслух. Сколько рядов? Два: дети и взрослые ; собирались и читали

    Пример 2: пе­ре­чи­ты­вать пись­мо и пи­сать ответ.

    Схема: О , а/но/да О

    Пример 1:

    Пример 2:

    Пример 3: Мал золотник, да дорог .

    Схема: О , илиО , или О

    Пример 1:

    Чем и другие.

    Примеры: Я имею по­ру­че­ние как от судьи , так равно и от всех наших знакомых .

    Грин был не только но был еще и очень тон­ким психологом .

    Мама не то что сердилась , но все-таки была недовольна .

    Туманы в Лон­до­не бы­ва­ют если не каждый день , то через день непременно.

    Он был не столько расстроен , сколько

    Пример1: .

    Пример 2:

    Пример 3:

    А снег шёл и шёл.

    Если в пред­ло­же­нии есть не­од­но­род­ные определения

    Пример:

    без­лич­ной частью , со ска­зу­е­мым в . Например:

    [О Сказ и О Сказ].

    Листья багряные, золотые

    общего второстепенного члена .

    Пример 1 : .

    через год

    только на­ча­ло предложения

    Пример 2 : К вечеру ветер утих и начало подмораживать . Что произошло к вечеру ?

    Теперь более слож­ный пример 1 : На окра­и­не города за­пя­тая поставлена

    Пример 2 запятая ставится .


    ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИИ И В ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИИ С ОД­НО­РОД­НЫ­МИ ЧЛЕНАМИ

    В этом за­да­нии про­ве­ря­ют­ся зна­ния двух пунктограмм:

    1. Запятые в про­стом пред­ло­же­нии с од­но­род­ны­ми членами.

    2. Запятые в сложносочинённом предложении, части ко­то­ро­го со­еди­ня­ют со­чи­ни­тель­ные союзы, в частности, союз И.

    Цель : найти ДВА предложения, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ПО ОДНОЙ за­пя­той в каждом. Не две, не три (а такое бывает!) запятых, а одну. При этом нужно ука­зывать но­ме­ра тех предложений, где была ПО­СТАВ­ЛЕ­НА пропущенная запятая, так как бы­ва­ют такие случаи, что в пред­ло­же­нии уже есть запятая, например, при де­е­при­част­ном обороте. Её мы не считаем.

    Не сле­ду­ет искать за­пя­тые при раз­лич­ных оборотах, ввод­ных словах и в СПП: по спе­ци­фи­ка­ции в дан­ном задании про­ве­ря­ют­ся лишь три ука­зан­ные пунктограммы. Если в предложении будут необходимы запятые на другие правила, они уже будут расставлены

    Верным будет ответ из двух цифр, от 1 до 5, в любой последовательности, без запятых и пробелов, например: 15, 12, 34.

    Условные обозначения:

    ОЧ - однородные члены.

    ССП - сложносочинённое предложение.

    Алгоритм выполнения задания должен быть таким:

    1. Определяем количество основ.

    2. Если предложение простое, то находим в нём ВСЕ ряды однородных членов и обращаемся к правилу.

    3. Если основ две, то это сложное предложение, и каждая часть рассматривается отдельно (см. пункт 2).

    Не забываем, что однородные подлежащие и сказуемые создают НЕ сложное, а простое осложнённое предложение.

    15.1 ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ ПРИ ОД­НО­РОД­НЫХ ЧЛЕНАХ

    Однородные члены пред­ло­же­ния - это такие члены, ко­то­рые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. Од­но­род­ные члены пред­ло­же­ния (как главные, так второстепенные) всегда соединёны со­чи­ни­тель­ной связью, с союзом или без него.

    Например: В «Детских годах Багрова–внука» С. Ак­са­ков с под­лин­но по­э­ти­че­ским во­оду­шев­ле­ни­ем опи­сы­ва­ет и летние , и зим­ние кар­ти­ны рус­ской природы.

    В данном предложении есть один ряд ОЧ, это два однородных определения.

    В одном пред­ло­же­нии может быть не­сколь­ко рядов од­но­род­ных членов. Так, в предложении Вскоре уда­рил тяжёлый ли­вень и по­крыл шумом дож­де­вых по­то­ков и по­ры­вы ветра, и стоны сос­но­во­го бора рядов два: два сказуемых, ударил и покрыл ; два дополнения, порывы и стоны .

    Обратите внимание : в каждом ряду ОЧ действуют свои пунктуационные правила.

    Рассмотрим различные схемы предложений с ОЧ и сформулируем правила постановки запятых.

    15.1.1. Ряд однородных членов, соединённых ТОЛЬКО интонацией, без союзов.

    Общая схема : О , О , О .

    Правило: если два или несколько ОЧ соединенных только интонацией, между ними запятая ставится.

    Пример : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, зелёные, красные яблоки.

    15.1.2 Два однородных члена соединены союзом И, ДА (в значении И), ЛИБО, ИЛИ

    Общая схема : О и/да/либо/или О .

    Правило: если два ОЧ соединены одиночным союзом И/ДА, между ними запятая не ставится.

    Пример 1 : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые и красные яблоки.

    Пример 2 : Везде её встречали весело и дружелюбно .

    Пример 3 : Только ты да я останемся жить в этом доме.

    Пример 4 : Я приготовлю рис с овощами либо плов .

    15.1.3 Последний ОЧ присоединён союзом И.

    Общая схема : О , О и О .

    Правило: Если по­след­ний однородный член при­со­еди­ня­ет­ся со­ю­зом и, то за­пя­тая перед ним не ставится.

    Пример : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, зелёные и красные яблоки.

    15.1.4. Од­но­род­ных чле­нов боль­ше двух и союз И по­вто­ря­ет­ся хотя бы дважды

    Правило: При раз­лич­ных ком­би­на­ци­ях со­юз­но­го (пункт 15.1.2) и бес­со­юз­но­го (пункт 15.1.1) со­че­та­ния од­но­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния со­блю­да­ет­ся правило: если од­но­род­ных чле­нов боль­ше двух и союз И по­вто­ря­ет­ся хотя бы дважды, то за­пя­тая ста­вит­ся между всеми од­но­род­ны­ми членами

    Общая схема : О , и О , и О .

    Общая схема : и О , и О , иО .

    Пример 1 : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.

    Пример 2 : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны и жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.

    Более сложные примеры :

    Пример 3 : От дома, от деревьев, и от голубятни, и от галереи - от всего по­бе­жа­ли да­ле­ко длин­ные тени.

    Два союза и, четыре ОЧ. Запятая между ОЧ.

    Пример 4 : Было груст­но и в ве­сен­нем воздухе , и на тем­нев­шем небе , и в вагоне . Три союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.

    Пример 5 : Дома, и деревья, и тротуары были укры­ты снегом . Два союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.

    Обратите внимание, после последнего ОЧ нет запятой , ибо это не между ОЧ, а после него.

    Именно эта схема часто вос­при­ни­ма­ет­ся за оши­боч­ную и несуществующую, учтите это при выполнении задания.

    Обратите внимание : данное правило работает лишь при условии, что союз И повторяется в одном ряду ОЧ, а не во всём предложении.

    Рассмотрим примеры.

    Пример 1 : По ве­че­рам за сто­лом со­би­ра­лись дети и взрос­лые и чи­та­ли вслух. Сколько рядов? Два: дети и взрослые ; собирались и читали . Союз и не повторяется в каждом ряду, он употреблён по одному разу. Поэтому запятые НЕ ставятся по правилу 15.1.2.

    Пример 2: Ве­че­ром Вадим ушёл в свою ком­на­ту и сел пе­ре­чи­ты­вать пись­мо и пи­сать ответ. Два ряда: ушёл и сел; сел (зачем? с какой целью?) перечитывать и писать.

    15.1.5 Однородные члены соединены союзом А, НО, ДА(=но)

    Схема: О , а/но/да О

    Правило: При на­ли­чии союза А, НО, ДА(=но) за­пя­тые ставятся.

    Пример 1: Ученик пишет быстро , но неаккуратно .

    Пример 2: Малыш уже не хныкал , а плакал навзрыд.

    Пример 3: Мал золотник, да дорог .

    15.1.6 При однородных членах повторяются союзы НИ, НИ; НЕ ТО, НЕ ТО; ТО, ТО; ЛИБО, ЛИБО; ИЛИ, ИЛИ

    Схема: О , илиО , или О

    Правило: при двукратном по­вто­ре­нии дру­гих со­ю­зов (кроме И) ни, ни; не то, не то; то, то; либо, либо; или, или запятая ста­вит­ся всегда:

    Пример 1: А ста­рик расхаживал по ком­на­те и то вполголоса напевал псалмы, то внушительно поучал дочь.

    Обратите внимание, что в предложении имеются также од­но­род­ные об­сто­я­тель­ства и дополнения, но мы их не выделяем для более чёткой картины.

    После сказуемого «расхаживал» за­пя­той нет! Но если бы вместо союза И ТО, И ТО был бы просто И, запятых было целых три (по правилу 15.1.4)

    15.1.7. При однородных членах имеются двойные союзы.

    Правило: При двой­ных со­ю­зах запятая ста­вит­ся перед вто­рой его частью. Это союзы как... так и; не только... но и; не столько... сколько; насколько... настолько; хотя и... но; если не... то; не то что... но; не то чтобы... а; не толь­ко не, а, скорее... чем и другие.

    Примеры: Я имею по­ру­че­ние как от судьи , так равно и от всех наших знакомых .

    Грин был не только ве­ли­ко­леп­ным пейзажистом и мастером сюжета, но был еще и очень тон­ким психологом .

    Мама не то что сердилась , но все-таки была недовольна .

    Туманы в Лон­до­не бы­ва­ют если не каждый день , то через день непременно.

    Он был не столько расстроен , сколько удивлен сло­жив­шей­ся ситуацией.

    Обратите внимание, что каждая часть двойного союза стоит ПЕРЕД ОЧ, что очень важно учитывать при вы­пол­не­нии за­да­ния 7 (тип «ошибка на од­но­род­ные члены») мы уже встре­ча­лись с этими союзами.

    15.1.8. Часто однородные члены соединяются попарно

    Общая схема: Схема: О и О , О и О

    Правило: При по­пар­ном объ­еди­не­нии вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния за­пя­тая ста­вит­ся между па­ра­ми (союз И дей­ству­ет локально, толь­ко внут­ри групп):

    Пример1: Аллеи, за­са­жен­ные сиренями и липами , вязами и тополями , вели к де­ре­вян­ной эстраде .

    Пример 2: Песни были разные: про радость и горе , день прошедший и день грядущий .

    Пример 3: Книги по гео­гра­фии и ту­рист­ские справочники , друзья и слу­чай­ные знакомые твер­ди­ли нам, что Ро­по­та­мо – один из самых кра­си­вых и диких угол­ков Болгарии.

    15.1.9.Не яв­ля­ют­ся однородными, по­это­му не вы­де­ля­ют­ся запятыми:

    Ряд повторов, име­ю­щих усилительный от­те­нок - это не од­но­род­ные члены.

    А снег шёл и шёл.

    Простые осложнённые ска­зу­е­мые также не яв­ля­ют­ся однородными

    Сказал так сказал, пойду проверю.

    Фразеологизмы с по­вто­ря­ю­щи­ми­ся союзами не яв­ля­ют­ся однородными чле­на­ми

    Ни то ни сё, ни рыба ни мясо; ни свет ни заря; ни день ни ночь

    Если в пред­ло­же­нии есть не­од­но­род­ные определения , ко­то­рые стоят перед по­яс­ня­е­мым словом и ха­рак­те­ри­зу­ют один пред­мет с раз­ных сторон, между ними нель­зя вставить союз и.

    Из глу­би­ны цветка не­ожи­дан­но поднялся сон­ный золотистый шмель.

    15.2. ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

    Сложносочиненными на­зы­ва­ют­ся сложные предложения, в ко­то­рых простые пред­ло­же­ния равноправны по смыс­лу и свя­за­ны сочинительными союзами. Части слож­но­со­чи­нен­но­го предложения не за­ви­сят друг от друга и со­став­ля­ют одно смыс­ло­вое целое.

    Пример: Три раза зи­мо­вал он в Мир­ном, и каж­дый раз воз­вра­ще­ние домой ка­за­лось ему пре­де­лом че­ло­ве­че­ско­го сча­стья.

    В за­ви­си­мо­сти от вида со­чи­ни­тель­но­го союза, ко­то­рый связывает части предложения, все слож­но­со­чи­нен­ные предложения (ССП) де­лят­ся на три ос­нов­ных разряда:

    1) ССП с со­еди­ни­тель­ны­ми союзами (и; да в зна­че­нии и; ни..., ни; тоже; также; не толь­ко..., но и; как..., так и);

    2) ССП с раз­де­ли­тель­ны­ми союзами (то..., то; не то..., не то; или; либо; то ли..., то ли);

    3) ССП с про­ти­ви­тель­ны­ми союзами (а, но, да в зна­че­нии но, однако, зато, но зато, только, же).

    15.2.1 Основное правило постановки запятой в ССП.

    Запятая между ча­стя­ми сложного пред­ло­же­ния ста­вит­ся по ос­нов­но­му правилу, то есть ВСЕГДА, за исключением осо­бых условиях , ко­то­рые ограничивают дей­ствие этого правила. Об этих условиях сказано во второй части правила. В любом случае, чтобы определить, яв­ля­ет­ся ли пред­ло­же­ние сложным, не­об­хо­ди­мо найти его грам­ма­ти­че­ские основы. Что нужно учи­ты­вать при этом:

    а) Далеко не все­гда каждое про­стое предложение может иметь и подлежащее, и сказуемое. Так, ча­стот­ны предложения с одной без­лич­ной частью , со ска­зу­е­мым в неопределённо-личном предложении . Например: Много труда предстоит ему, и он это знал .

    Схема: [предстоит ], и [он знал ].

    В дверь позвонили, и никто не сдвинулся с места.

    Схема: [позвонили ], и [никто не сдвинулся ].

    б) Подлежащее может быть вы­ра­же­но местоимениями, как личными, так и дру­гих разрядов: Я вдруг услышал до боли зна­ко­мый голос, и это вернуло меня к жизни.

    Схема: [Я услы­шал ], и [это вер­ну­ло ]. Не те­ряй­те местоимения в роли подлежащего, если оно дуб­ли­ру­ет подлежащее из пер­вой части! Это два предложения, у каж­до­го своя основа, например: Художник был хо­ро­шо знаком со всеми гостями, и он не­мно­го удивился , уви­дев незнакомое ему лицо.

    Схема: [Художник был знаком], и [он уди­вил­ся ]. Срав­ним с ана­ло­гич­ной конструкцией в про­стом предложении: Художник был хо­ро­шо знаком со всеми го­стя­ми и не­мно­го удивился , уви­дев незнакомое ему лицо. [О Сказ и О Сказ].

    в) Поскольку слож­ное предложение со­сто­ит из двух простых, то впол­не вероятно, что каж­дое из них может иметь од­но­род­ные члены в своём составе. За­пя­тые ставятся и по пра­ви­лу однородных членов, и по пра­ви­лу сложносочинённого предложения. Например: Листья багряные, золотые падали тихо на землю, и ветер кружил их в воз­ду­хе и подбрасывал . Схема пред­ло­же­ния: [Листья падали], и [ветер О Сказ и О Сказ ].

    15.2.2 Особые условия постановки знаков в сложносочинённом предложении

    В школьном курсе русского языка единственным условием, при котором между частями сложного предложения не ставится запятая, есть наличие общего второстепенного члена .

    Самое слож­ное для уча­щих­ся -это понять, есть ли общий вто­ро­сте­пен­ный член предложения , ко­то­рый даст право не ста­вить запятую между частями, или его нет. Общий- значит, от­но­ся­щий­ся одновременно и к пер­вой части, и ко второй. Если общий член есть -запятая между ча­стя­ми ССП не ставится . Если он есть, то во вто­рой части не может быть ана­ло­гич­но­го второстепенного члена , он толь­ко один, стоит в самом на­ча­ле предложения. Рас­смот­рим простые случаи:

    Пример 1 : Через год дочка пошла в школу и мама смогла выйти на работу .

    Оба про­стых предложения в рав­ной мере могут пре­тен­до­вать на об­сто­я­тель­ство времени «через год». Что случилось через год ? Дочка пошла в школу. Мама смогла выйти на работу.

    Пе­ре­ста­нов­ка общего члена в конец пред­ло­же­ния меняет смысл: Дочка пошла в школу, и мама смог­ла выйти на ра­бо­ту через год . И теперь этот второстепенный член уже не общий, а относится лишь ко второму простому предложению. По­это­му для нас так важно во-первых, место об­ще­го члена, только на­ча­ло предложения , а во вторых, общий смысл предложения.

    Пример 2 : К вечеру ветер утих и начало подмораживать . Что произошло к вечеру ? Ветер утих. Начало подмораживать.

    Теперь более слож­ный пример 1 : На окра­и­не города снег уже начал подтаивать, и здесь уже была впол­не весенняя картина . В пред­ло­же­нии два обстоятельства, у каж­до­го простого- своё. Имен­но поэтому за­пя­тая поставлена . Общего второстепенного члена нет. Таким образом, на­ли­чие второго вто­ро­сте­пен­но­го члена та­ко­го же типа (места, времени, цели) во вто­ром предложении даёт право по­ста­вить запятую.

    Пример 2 : К ночи температура у мамы поднялась ещё больше, и мы не спали всю ночь. Нет оснований относить обстоятельство «к ночи» ко второй части сложного предложения, поэтому запятая ставится .

    Необходимо отметить, что бы­ва­ют и дру­гие случаи, при ко­то­рых запятая не ста­вит­ся между ча­стя­ми сложносочинённого предложения. К ним от­но­сит­ся наличие об­ще­го вводного слова, общей при­да­точ­ной части, а также двух пред­ло­же­ний неопределённо-личных, безличных одинаковых по структуре, восклицательных. Но эти слу­чаи не вклю­ча­лись в за­да­ния ЕГЭ, и в по­со­би­ях они не представлены и в школьном курсе не изучаются.