Секреты орфографии граник читать онлайн. Секреты орфографии - Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А

ПРО ЭТУ КНИГУ

Вы уже догадались, что в этой книге живут секреты. Обычно секреты хотят, чтобы их хранили в тайне. Но в этой книге особые секреты - "секреты-наоборот". Они только и мечтают, чтобы их открыли.
Чтобы помочь "секретам-наоборот" осуществить заветную мечту, нужно вначале немного узнать о самой книге.
На нашей планете живет много разных народов, и все они общались и общаются друг с другом. Поэтому неудивительно, что некоторые слова из одного языка перекочевывают в другой. Так и забрели однажды в наш язык два греческих корня: арфо, что означает "правильно", и графо - "пишу". Соединились эти корни, и получилось слово орфография. В переводе на русский язык оно означает "правописание".
Вот и открыли мы первый секрет:
в этой книге "живут" секреты правописания.
Кто-то из вас может подумать: "Очень нужны мне такие секреты! Ведь правила все равно все не одолеешь. И вообще не обязательно быть грамотным". Может быть, действительно, не нужно быть грамотным? Написал кое-как: кому нужно, тот поймет.
Однако представьте себе такую картину.
Вы стоите на пороге ярко освещенного праздничного зала, в котором ваши одноклассники собрались на... бал. Да! На самый настоящий бал, как тот, на котором побывала Золушка.
К этому балу ребята готовились долго, а вам лень было. Но посмотреть на него хоть одним глазком захотелось. И вот вы оказались на пороге праздничного зала в грязной одежде, с запачканными руками и чумазой физиономией. А там все такие нарядные, красивые, веселые!
И вдруг - о ужас! - кто-то схватил вас за руку и вытащил на середину зала. Как вам стало неуютно среди этих веселых и счастливых "принцев" и "принцесс"! Тем более что в глубине души вы знали, что все произошло по вашей вине - из-за леин.
Именно так неуютно чувствует себя среди грамотных людей тот, кто не в ладу с правописанием, кто занимается им кое-как. Он боится написать письмо, записку, заявление. Ему постоянно кажется, что все знают, какой он безграмотный, и вот-вот найдут у него ошибку.

Прочитав первую часть этой книги, вы узнаете, как возникла письменность, что обозначается в русском языке буквами; раскроете "секреты" правописания: безударных гласных, сомнительных и непроизносимых согласных, ъ и ь; гласных после шипящих, ы и и после ц; научитесь составлять инструкции к орфографическим правилам; узнаете, как надо тренировать различные виды памяти.
Прочитав вторую часть этой книги, вы узнаете, что есть орфографические правила, которые трудно применить, если не умеешь быстро находить приставку, корень, суффикс, окончание; научитесь правильно подбирать родственные слова;
раскроете «секреты» правописания: приставок, корней с чередующимися гласными;
поупражняетесь в правописании слов, которые не подчиняются правилам.

Вы уже догадались, что в этой книге живут секреты. Обычно секреты хотят, чтобы их хранили в тайне. Но в этой книге особые секреты - "секреты-наоборот». Они только и мечтают, чтобы их открыли.
Чтобы помочь "секретам-наоборот" осуществить заветную мечту, нужно вначале немного узнать о самой книге.
На нашей планете живет много разных народов, и все они общались и общаются друг с другом. Поэтому неудивительно, что некоторые слова из одного языка пере­кочевывают в другой. Так и забрели однажды в наш язык два греческих корня: орфо, что означает "правильно", и графе - "пишу". Соединились эти корни, и полу­чилось слово орфография. В переводе на русский язык оно означает "правописание".
Вот и открыли мы первый секрет: в этой книге "живут" секреты правописания.
Кто-то из вас может подумать: "Очень нужны мне такие секреты! Ведь правила все равно все не одолеешь. И вообще не обязательно быть грамотным". Может быть, действительно, не нужно быть грамотным? Написал кое-как: кому нужно, тот поймет.
Однако представьте себе такую картину.
Вы стоите на пороге ярко освещенного праздничного зала, в котором ваши одно­классники собрались на... бал. Да! На самый настоящий бал, как тот, на котором побывала Золушка.
К этому балу ребята готовились долго, а вам лень было. Но посмотреть на него хоть одним глазком захотелось. И вот вы оказались на пороге праздничного зала в грязной одежде, с запачканными руками и чумазой физиономией. А там все такие нарядные, красивые, веселые!
И вдруг - о ужас! - кто-то схватил вас за руку и вытащил на середину зала. Как вам стало неуютно среди этих веселых и счастливых "принцев" и "принцесс"! Тем более что в глубине души вы знали, что все произошло по вашей вине - из-за лени.
Именно так неуютно чувствует себя среди грамотных людей тот, кто не в ладу с правописанием, кто занимается им кое-как. Он боится написать письмо, записку, заявление. Ему постоянно кажется, что все знают, какой он безграмотный, и вот-вот найдут у него ошибку.

В одном фантастическом романе людей, которые все делают кое-как, называют "коекакерами". Если вам не по душе коекакеры, тогда - в путь.
Учтите: секреты орфографии начнутся не сразу. На этом пути вам не обойтись бея багажа знаний. Часть багажа находится в камере хранения, которая называется "Дорога к письменности" (глава I). Когда вы прочитаете эту главу, у вас уже по­явится небольшой багаж. От главы к главе он будет все расти и расш, а секреты орфографии - открываться все легче н легче. В этом поможет вам н сама книга.
Большинство ваших книг - кннги-рассказчики. Эта книга тоже рассказывает, но она и спрашивает, и дает задания. Есть в ней и ответы, по которым вы сможете проверить свою работу. Проверяйте себя всегда, даже если вам кажется, что вы от­ветили правильно.
С книгой "Секреты орфографии" нужно подружиться, а для этого обязательно выполняйте ее команды. Помогать вам будут рисунки. Некоторые из них пройдут через всю книгу. Например, спортсмен. Вы ведь знаете, что ""во всем нужна сно­ровка, закалка, тренировка". Поэтому, как только увидите этот рисунок, знайте: вас приглашают на тренировку. Наш "спортсмен" напоминает букву Т, с которой начи­нается слово тренировка.
Человек с бородой и усами пришел в книгу из стихотворения детской поэтессы Ренаты Мухи: "Жил человек с бородой и усами, а остальное придумайте сами". Этот человек, похожий на букву Ч, предлагает вам что-то придумать самим.
Есть в книге и "перемены". На них вы узнаете много интересного. На "перемене" светит веселое солнышко.
Вашей дружбе с книгой будут помогать и «песенки- напоминалки", которые мы сочинили для вас вместо Винни-Пуха. Вы, наверное, не забыли "ворчалки", "пыхтелки" и "сопелки" героя сказки А. Милна "Винни-Пух и все-все-вссе.
Теперь в ваших чемоданах есть все самое необходимое, чтобы отправиться в пу­тешествие по этой книге.
Итак, вперед, на поиски секретов орфографии!

Как обходились без письма.

Рассказ «А начинали всё медведи». Слова в переносном смысле «медвежий угол, медвежья услуга». Сигналы– символы. Легенда о Тесее.

Заучивание песенок- «напоминалок».

Древние письмена.

Рисуночное письмо. Иероглифы - «священные знаки».

Игра «Угадай символ».

Меня зовут Фонема.

Игра «Наперегонки». Игры с фонемами.

Для всех ли фонем есть буквы.

Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот».

Разыгрывание стихотворения Н.Матвеева «Путаница».

Тайны фонемы.

Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы.

Заучивание песенки- «запоминалки».

Опасные согласные.

Звуки–«волшебники». Согласные в слабой и сильной позиции.

Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто последний?».

На сцене гласные.

Добрый «волшебник».

Игра «Поставь ударение». Игра «Гласные без хлопот».

Фонемы повелевают буквами.

Игры со словами. Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения.

Ваши старые знакомые.

Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ. Тренировочные упражнения.

Термин «самоинструк-ция». Правила составления самоинструкции.

Составление самоинструкции. Работа по самоинструкции. Игра «Засели домик». Тренировочные упражнения. Игра «Найди подходящий транспорт». Краткий пересказ.

Строительная работа морфем.

«Строительные блоки» для морфем.

Игра «Образуй слова».

Где хранятся слова.

Копилки слов. Как найти слово в словаре. Лингвистика – наука о языке.

Работа со словарями.

Слова– «родственники».

Игра «Третий лишний». Игра «Кто больше?». Работа с текстом. Тренировочные упражнения.

Кто командует корнями.

Орфограмма с девчачьим именем. Командуют гласные. Командуют согласные. Командует ударение. Командует смысл.

Игра «Узнай их в лицо». Тренировочные упражнения. Работа с текстами.

«Пересаженные» корни.

Корень и главное правило. Изменяем форму слова. Непроверяемые гласные. Проверочные слова.

Игра «Словесный мяч». Игра – собирание слов. Пересказ текста. Тренировочные упражнения.



Работа со словарём. Тренировочные упражнения.


Календарно-тематическое планирование

«Путешествие по стране Слов»

Страна Слов. Первые встречи.

Тайны волшебных слов.

Чудесные превращения слов.

Тайны звуков и букв.

Встреча с Радугой.

Путешествие вглубь веков.

Королевство Ошибок.

Страна Слогов.

Чудеса в стране Слов.

К словам разнообразным, одинаковым, но разным.

Театр близнецов.

Конкурс знатоков.

Клуб весёлых человечков.

Слова – родственники. Почему их так назвали.

Экскурсия в прошлое.

Полёт в будущее.

Следопыты развлекают детей.

Итоговое занятие.

«Секреты орфографии»

Как обходились без письма.

Древние письмена.

Меня зовут Фонема.

Для всех ли фонем есть буквы.

Тайны фонемы.

Опасные согласные.

На сцене гласные.

Фонемы повелевают буквами.

Ваши старые знакомые.

Волшебное средство – «самоинструкция».

Строительная работа морфем.

Где хранятся слова.

Слова – «родственники».

Кто командует корнями.

«Пересаженные» корни.

«Не лезьте за словом в карман!»

Итоговое занятие. Творческий конкурс.

Основные требования к знаниям и умениям:

обучающиеся должны знать:

Что такое слова, словосочетания, предложения, текст;

Основные орфографические и пунктуационные правила;

обучающиеся должны уметь:

Группировать и подбирать слова на определенные правила;

Пересказывать текст;

Объединять слова в группы;

Составлять текст по вопросам учителя;

Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады;

Обозначать на письме интонацию перечисления.

Методическая литература для педагога:

1. Агаркова Н. Г., Бугрименко Е. А., Жедек П. С., Цукерман Г. А. Чтение и письмо по системе Д. Б. Эльконина. Москва,«Просвещение», 1993.

2. Волина В. В. Весёлая грамматика. Москва,«Знание», 1995.

3. Волина В. В. Занимательноеазбуковедение. Москва, «Просвещение», 1991.

4. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург, «АРГО», 1996.

5. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва, «АСТ», 1996.

6. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва, «Просвещение», 1991.

7. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк, «БАО», 1997.

8. Журналы: «Начальная школа», «Веселые картинки», «Мурзилка».

9. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва, «Просвещение», 1991.

10. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах.Москва, «ВЛАДОС», 2003.

11. Маршак С. Весёлая азбука. Весёлый счет. Ростов-на-Дону, 1991.

12. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара, «Сам Вен», 1997.

13. Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва, «Просвещение», 1991.

14. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! Москва, «Самовар», 1994.

15. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! Москва, «Самовар», 1994.

16. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! Москва, «Самовар», 1995.

17. Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва, «Просвещение», 1991.

18. Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. Москва, 1988.

Методическая литература для детей:

1. Шибаев А.А. Весёлая грамматика. Смоленск, «Русич», 2001.

2. Шибаев А.А. Весёлый алфавит. Москва, «АСТ-Пресс», 1999.

3. Шмаков С. А. Игры – шутки, игры – минутки. Москва, «Новая школа», 1993.

По кнопке выше «Купить бумажную книгу» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.

По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «ЛитРес» , и потом ее скачать на сайте Литреса.

По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно искать похожие материалы на других сайтах.

On the buttons above you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.

Название : Секреты орфографии.

Авторы книги в занимательной, доступной для учащихся форме рассказывают об основных орфографических правилах русского языка. Рассказ сопровождается заданиями с кличами (ответами), играми, красочными иллюстрациями. Поэтому книга может быть использована как учебная и на уроке, и во внеклассной работе.

Про эту книгу
Вы уже догадались, что в этой книге живут секреты. Обычно секреты хотят, чтобы их хранили в тайне. Но в этой книге особые секреты - "секреты-наоборот". Они только и мечтают, чтобы их открыли.
Чтобы помочь "секретам-наоборот" осуществить заветную мечту, нужно вначале немного узнать о самой книге.
На нашей планете живет много разных народов, и все они общались и общаются друг с другом. Поэтому неудивительно, что некоторые слова из одного языка перекочевывают в другой. Так и забрели однажды в наш язык два греческих корня: арфо, что означает "правильно", и графо - "пишу". Соединились эти корни, и получилось слово орфография. В переводе на русский язык оно означает "правописание".
Вот и открыли мы первый секрет:
в этой книге "живут" секреты правописания.
Кто-то из вас может подумать: "Очень нужны мне такие секреты! Ведь правила все равно все не одолеешь. И вообще не обязательно быть грамотным". Может быть, действительно, не нужно быть грамотным? Написал кое-как: кому нужно, тот поймет.
Однако представьте себе такую картину.
Вы стоите на пороге ярко освещенного праздничного зала, в котором ваши одноклассники собрались на... бал. Да! На самый настоящий бал, как тот, на котором побывала Золушка.
К этому балу ребята готовились долго, а вам лень было. Но посмотреть на него хоть одним глазком захотелось. И вот вы оказались на пороге праздничного зала в грязной одежде, с запачканными руками и чумазой физиономией. А там все такие нарядные, красивые, веселые!
И вдруг - о ужас! - кто-то схватил вас за руку и вытащил на середину зала. Как вам стало неуютно среди этих веселых и счастливых "принцев" и "принцесс"! Тем более что в глубине души вы знали, что все произошло по вашей вине - из-за леин.
Именно так неуютно чувствует себя среди грамотных людей тот, кто не в ладу с правописанием, кто занимается им кое-как. Он боится написать письмо, записку, заявление. Ему постоянно кажется, что все знают, какой он безграмотный, и вот-вот найдут у него ошибку.

Прочитав первую часть этой книги, вы узнаете, как возникла письменность, что обозначается в русском языке буквами; раскроете "секреты" правописания: безударных гласных, сомнительных и непроизносимых согласных, ъ и ь; гласных после шипящих, ы и и после ц; научитесь составлять инструкции к орфографическим правилам; узнаете, как надо тренировать различные виды памяти.
Прочитав вторую часть этой книги, вы узнаете, что есть орфографические правила, которые трудно применить, если не умеешь быстро находить приставку, корень, суффикс, окончание; научитесь правильно подбирать родственные слова;
раскроете «секреты» правописания: приставок, корней с чередующимися гласными;
поупражняетесь в правописании слов, которые не подчиняются правилам.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Про эту книгу
ЧАСТЬ I
ГЛАВА I. Дорога к письменности
Как обходились без письма?
Древние письмена
ГЛАВА II. Кто-кто в алфавите живёт ?
Как возникла наша письменность?
Меня зовут фонема
Для всех ли фонем есть буквы?
ГЛАВА III. В путь за «главным» принципом
«Ошибкоопасные» места
Тайна фонемы
Опасные согласные
На сцене гласные
Выходим на «главное» правило
ГЛАВА IV. «Фонемные» и «нефонемные» правила
«Фонемы повелевают буквами»
Когда ь пишется, а когда не пишется?
Ваши старые знакомые
Правило о непроизносимых согласных - «фонемное»!
«Нефонемное» правило
ГЛАВА V. Kак «оседлатъ» правило ?
Волшебное средство - «самоинструкция»
Инструкции к «фонемным» и «нефонемным» правилам
ГЛАВА VI. Память и грамотность
ЧАСТЬ II
ГЛАВА VII. Из чего строятся слова ?
Строительная работа морфем
Где же хранятся слова?
ГЛАВА VIII. Приставки-труженицы
Поговорим о всех приставках сразу
Приставки, которые пишутся всегда одинаково (первая группа)
Нарушители главного правила (приставки второй группы)
Самые трудные! (Приставки третьей группы)
Что может означать приставка при-?
Что может означать приставка пре-?
Тренируемся на все вместе
ГЛАВА IX. Смотри в корень !
Слова-«родственники»
Кто командует корнями?
Корень и «главное» правило, или «Не лезьте за словом в карман!»
«Пересаженные» корни
Маленький «загадочный» театр
Послесловие