SFW - приколы, юмор, девки, дтп, машины, фото знаменитостей и многое другое. Анализ стихотворения майкова весна

Анализ стихотворения Майкова «Весна»

Весна для поэтов всегда была особым временем года, вызывающим прилив жизненных сил и душевного волнения. Весна — время возрождения и расцветания природы, новых надежд и радости, любви и счастья. Природа и человек едины в своем настроении, и это очень тонко и убедительно раскрывают лирические поэты.

В стихотворении А. Н. Майкова рисуется картина весны и пение жаворонков. Подчеркивается простор, свежесть весны:

Поле зыблется цветами…

В небе льются света волны…

Вешних жаворонков пенья Голубые бездны полны.

… Так надежды молодые Тешат сердце мне приветом…

Но, им внемля, взоры к небу,

Обратить взоры к небу, подумать о вечном, о бессмертии души человека и о том, как прожить жизнь в гармонии с природой и миром, — это одна из высших задач человеческого разума. А. Н. Майков связывает перемены в природе с настроением человека.

Сочинения по темам:

  1. Анализ стихотворения Майкова «Поле зыблется цветами» Легкие и наполненные детской непосредственностью стихи Аполлона Майкова до сих пор вызывают искреннее восхищение у читателей. Автор никогда не претендовал.
  2. Анализ стихотворения Пастернака «Весна в лесу» Поэтические образы, создаваемые Борисом Пастернаком, очень ярки и разнообразны. Однако в отличие от многих других поэтов он никогда не приукрашивал.
  3. Анализ стихотворения Лермонтова «Весна» Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Весна» было первым произведением поэта, попавшим в печать. Его впервые опубликовали в 1830 г. в альманахе.
  4. Анализ стихотворения Тютчева «Весна» Федор Тютчев по праву считается одним из основоположников русского романтизма. Однако, несмотря на то, что поэт основную часть жизни прожил.
  5. Анализ стихотворения Фета «Весенние мысли» Зачастую весна в лирике выступает в качестве олицетворения возрождения, пробуждения, символа появления на свет новой жизни. Это время года приносит.
  6. Анализ стихотворения Майкова «Пейзаж» Первые четыре строки говорят о любви поэта к природе, к уединению. Его душа отдыхает в лесу от мирской суеты и.
  7. Сочинение по картине Левитана «Весна. Большая вода» Превосходный мастер пейзажа, Исаак Левитан в основном обращался к неброским, простым видам русской природы. Именно такой вид запечатлен на полотне.

Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Майкова «Весна»

Майков Аполлон Николаевич (1821—1897) родился в родовитой дворянской семье, сын академика живописи (приложение 1). В течение многих лет Майков служил на государственной службе, был помощником библиотекаря Румянцевского музея, а затем работал в комитете иностранной цензуры, где с 1875 был председателем, дослужившись до чина действительного статского советника. В молодые годы Майков усиленно занимался живописью, но потом сосредоточился на поэзии.

Вместе с Полонским и Фетом Майков составил ту известную триаду поэтов, которая выступала с лозунгом «искусство для искусства». Группа эта находилась на правом фланге тогдашней литературы и составляла нечто вроде штаба поэтического отряда крепостников, не желавших без боя сдавать позиции развивающемуся капитализму, в особенности же озабоченных ростом революционно-демократического движения. Стихотворение «весна» написано в 1880-х году, посвящено Коле Трескину и входит в цикл "Дома". Коля Трескин - вероятно, сын Н. А. Трескина (1838-1894), цензора

Московского цензурного комитета, директора учительского института при Московском воспитательном доме. Н. А. Трескин в студенческие годы дружил с братом поэта Л. Н. Майковым, который в 1863 г. женился на сестре Н. А. Трескина, а впоследствии стал крестным отцом Коли Трескина. А. Н. Майков. Гармонический взгляд на природу, до сих пор свойственный лирике Майкова, теперь дает себя знать в зарисовках русских деревенских пейзажей.

Стихотворение «Весна», которое изучается в 4 классе по программе Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. (приложение 2)

Идейно-художественный анализ начинаем с анализа стихотворения, которое целесообразно проводить в три этапа. Во-первых, это работа над закрепленным в словаре лексическим значением слова. По словарю Ожегова «весна - время года, следующее за зимой и предшествующее лету».

Во-вторых, работа над лексическими ассоциациями. Слово «весна» вызывает у опрошенных (10 человек) следующие ассоциации: птички, солнце, тепло, трава зеленеет.

В-третьих, уточняем эмоциональное значение слова. Слово «весна» у опрошенных вызывает чувство радости, хорошего настроения. Все эмоции и чувства положительные.

Так как название стихотворения состоит только из существительного «Весна», то читатель может предположить, что в стихотворение будет описание весны.

До прочтения стихотворения учителю следует рассказать о весне, как о природном явлении. В марте она еще только начинает пробуждаться от зимней спячки. Весеннего тепла не хватает для того, чтобы заставить снег и ледяные глыбы таять, но воздух постепенно прогревается, подготавливая все живое к постепенному пробуждению, появляются первые кучевые облака, которые парят еще очень высоко. Воздух вокруг наполняется журчанием ручьев, которые могут спровоцировать начало половодья - явного весеннего признака.

Весенний ледоход завораживает и вызывает опасения. Иногда лед не успевает таять, образуются заторы, которые могут вызвать разрушительные наводнения. Но если реки вскрываются правильно, и лед тронулся одновременно в нескольких местах, то серьезных последствий можно избежать.

Солнце постепенно наполняет своим теплом землю, которая его отражает и создает предпосылку для образования весенних ветров. Пока они еще слабы и неустойчивы, но чем теплее становится вокруг, тем сильнее перемещаются воздушные массы. Такие ветра называют термальными, именно они характерны для этого времени года.

То тут, то там снег сходит с земли, образуя невзрачные проталины. Они появляются везде, где снежный покров был наиболее тонким. Именно появление проталин говорит о том, что зима сдала свои права, и началось новое время года. Сквозь них быстро пробивается первая зелень, на них можно найти первые весенние цветы - подснежники. Снег еще долго будет лежать в расщелинах и впадинах, но на возвышенности он тает быстро, подставляя островки суши под теплое солнышко.

Первые почки на деревьях появляются в конце апреля - в начале мая. Трава уже пробила свои зеленые стебли, а деревья готовятся одеть зеленые наряды. Листья распустятся быстро и внезапно. В конце мая может прогреметь первая гроза. Еще не такая сильная, но ярая. Ливневые дожди окончательно разделаются с весенней грязью и подготовят землю к началу следующего сезона. Переход к лету не затянется на долгое время. Это единственный сезонный промежуток, который проходит быстро и незаметно.

После лексической работы над названием переходим непосредственному анализу стихотворения.

В первых стоках «Уходи, зима седая!// Уж красавицы весны/…» появляется новый образ, не заявленный в названии образ «зимы» (приложение3). Словарь нам дает следующее определение «зима - самое холодное время года, следующее за осенью и предшествующее весне». Чтобы красочнее показать зиму, автор использует такой эпитет как «зима седая». В словаре Ожегова дается определение слова «седой, -ая, - 1. Белый вследствие потери окраски (о волосах). 2. перен. Белесый, тускло-серый. Седая пена моря. 3. перен. О времени, эпохе: очень далекий, давний. 4. С примесью белесой шерсти, белесых перьев». Нам подходит первое определение слова седой - белый, вследствие потери окраски. Прием противопоставления, олицетворение, эпитеты с первых строк показывают противостояние зимы и весны. Стихотворение начинается в форме риторического обращения лирического героя к зиме, которую он прогоняет, словно использует заклинательную силу слов в фольклорной обрядово-календарной поэзии, когда народ призывает приход весны и прогоняет зиму.

Во второй сточке появляется образ весны (приложение 4). Автор называет ее красавицей, любуясь ее видом. Красавица то же самое, что и красавец. По словарю Ожегова «красавец - 1. Человек с красивой внешностью. 2. О ком-чем-н. очень красивом». Нам подходит второе значение о чем-нибудь красивом.

Слова весна и зима тематически близки: оба связаны со временем года.

В нашем случае «зима» - это старуха, время которого уже прошло и её место должна занять «весна»- девушка. Как и в жизни происходят изменения, на смену старому приходит новое, так и в природе, на смену одному времени года приходит другое.

В следующих строчках автор раскрывает суть весны: «Колесница золотая/ Мчится с горней вышины!» Здесь автор использует эпитет «колесница золотая» чтобы показать, что это не просто весна, а он превозносит его в боги. «Колесница - в старину: большой колесный экипаж». Автор использует, глагол мчится, а не спускается с неба, тем самым показывая, что юноша торопиться.

Весна в славянской мифологии— имеет двоякое значение: как олицетворение явлений природы, происходящих после зимнего оцепенения, и как время, в которое празднуется целый ряд торжеств в честь вновь родившегося теплого солнышка. Не только русский народ, но и весь свет, а в особенности поэты и художники, представляют себе весну молодой красивой девушкой (реже — юношей), которая пленяет всех своей красотой и всех наделяет богатыми дарами. Так, в Белой Руси весна представляется молодой девицей, которая называется Ляля. На празднике, ей посвященном, ее изображает самая красивая в деревне девушка, которая наряжается в белые покровы, перевязывает себе шею, руки и стан свежей зеленью и надевает на голову венок из весенних цветов. В одной польской народной сказке весна представляется в виде молодого царевича, который должен отправиться в далекое путешествие и оставить дома молодую жену: желая хоть немножко уменьшить женину тоску, он берет в карман разные семена и потом бросает их за спину; из них мгновенно вырастают зеленые деревья, злаки и цветы, которые, однако, все погибли, когда несчастие постигло царевича, т. е. когда кончилось теплое время и наступила осень.

Так как уже в декабре солнце поворачивает на летний путь и с тех пор начинают прибывать дни, то уже рождественские праздники, или коляду, надо считать праздником в честь весны. Народ образно представлял себе борьбу весеннего солнца с зимним змеем, Кощеем и другими чудовищами, и коляда — это торжество первой победы; несмотря на то, борьба еще продолжается; змей, оправившись от первой неудачи, собирается с силами и разит стужами несчастную землю; но наконец, весна торжествует: на земле появляется первая зелень и новая жизнь. Тогда и люди решаются праздновать это счастливое происшествие; в марте месяце они из деревень изгоняют зиму морену и приветствуют "новый май", т. е. новую весну.

В следующих строчках назревает конфликт: «Старой спорить ли, тщедушной,// С ней - царицею цветов,/ С целой армией воздушной/ Благовонных ветерков!// А что шума, что гуденья,// Теплых ливней и лучей,// И чиликанья, и пенья. // Уходи себе скорей!» в этих строчках все нудит уйти зиму. С весной появляются первые цветы. Символом первых цветами являются подснежники (приложение 5). Автор использует эпитет «благовонных ветерков». По словарю Ожегова «благовонный - аромат, приятный запах». Тем самым автор хотел показать что с весной ветер теплее и приносит запах распустившихся цветов. С приходом весны к нам возвращаются птицы из теплых стран, и мы можем насладиться их пением.

Далее в строках наступает кульминационный момент борьбы: «У нее не лук, не стрелы,// Улыбнулась лишь - и ты» в этих строчках». Достаточно «улыбнуться лишь» своими солнечными лучами и зима в миг «уступит свой трон». «Подобрав свой саван белый,// Поползла в овраг, в кусты. » автор использует инверсию «саван белый». По словарю Ожегова «саван - широкое одеяние, покров из белой ткани для покойников». Зима в испуге захватив свой «саван» прячется в овраге, в кустах.

В последних строчках начинается развязка всей борьбы: «Да найдут и по оврагам!// Вон - уж пчел рои шумят,// И летит победным флагом/ пестрых бабочек отряд!» в этих сточках зиме не скрыться. Автор использует эпитет «пестрых бабочек». По словарю Даля «пестрый - разноцветный, рябый, разноласый, клетчатый, полосатый, либо чубарый, пятнастый, пегий, разномастый, перепелесый; цветной, узорочный, расписной, не одной масти, краски, цвета, не сплошной». Автор сравнивает разноцветных бабочек с «победоносным флагом».

Главной темой стихотворения является противостояние зимы и весны, то есть борьба добра и зла. Такая же тема присуща Тютчеву «Зима недаром злится».

Детям стоит рассказать о празднике «масленица»- проводах зимы и встрече весны. Масленица - яркий, интересный праздник, который пришел к нам с языческих времен. Поскольку проведение масленицы ознаменовывало прощание с надоевшей холодной зимой и встречу весны, праздник этот как бы соединял холода и тепло, тьму и свет. Когда-то, еще у древних славян, новый год начинался именно весной. Весна - это зарождение новой жизни, скорее, ее абсолютное начало.

Наши предки почитали Солнечный круг, который дарил долгожданное тепло. В честь Солнца сначала пекли пресные лепешки, а уже после смогли печь пышное тесто, а значит, и блины. Наши предки считали, что вместе с блином они поглощают часть могущества Солнца, ведь блин был таким горячим, круглым и желтым, как и само Солнце. В это день делали чучело «зимы» и сжигали его. (приложение 6)

Данное стихотворение учит детей начальной школы эстетическому чувству.

Список используемой литературы

Брокгауза, Ф. А. Энциклопедический словарь. / Ф.А. Брокгауза, И.А. Ефрона. — С.-Пб. Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Бунеев, Р. Н. В океане света. Ч 1: книга для чтения в 4 классе. / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева - М. С-ИНФО, Баллас. - 1994. -

Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - Спб. 1863-1866.

Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка. 80000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, под ред. Н. Ю. Шведова // Российский фонд культуры. - 3 - е изд. стереотипное. - М. АЗЪ, 1996. - 928 с.

Покровский В. А.Н. Майков. Его жизнь и сочинения, изд. 2-е, М. 1911.

Словарь символов. - М. 2001. - 512 с.

Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.polezno.com/holiday/424

8 Электронный ресурс. Режим доступа: http://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D1%8F%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%8B.html

Аппалон Николаевич Майков

Уходи, зима седая!

Уж красавицы Весны

Мчится с горней вышины!

Старой спорить ли, тщедушной,

С ней - царицею цветов,

С целой армией воздушной

А что шума, что гуденья,

Теплых ливней и лучей,

И чиликанья, и пенья.

Уходи себе скорей!

У нее не лук, не стрелы,

Улыбнулась лишь - и ты,

Подобрав свой саван белый,

Поползла в овраг, в кусты.

Да найдут и по оврагам!

Вон - уж пчел рои шумят,

И летит победным флагом

Пестрых бабочек отряд!

И. И. Левитан. «Зимой в лесу»

А. К. Саврасов. «Грачи прилетели»

Б. М. Кустодиев «Масленица»

Весна в лирике русских поэтов. (По стихотворениям Фета «Первый ландыш» и Майкова «Поле зыблется цветами»)

Весна для поэтов всегда была особым временем года, вызывающим прилив жизненных сил и душевного волнения. Весна – время возрождения и расцветания природы, новых надежд и радости, любви и счастья. Природа и человек едины в своем настроении, и это очень тонко и убедительно раскрывают лирические поэты.

А.А. Фет посвящает свое стихотворение первому ландышу – символу весны. Стихотворение очень эмоционально, что подчеркивают восклицательные предложения с усилительной частицей «как» и обращения:

– О первый ландыш.

– Как первый луч весенний ярок.

– Как ты пленителен, подарок

В стихотворении множество эпитетов, также усиливающих его эмоциональность: «девственная» нега, в «душистой «чистоте», «воспламеняющей» весны. Лексика часто употребляется возвышенная, книжная: нисходят сны, дева, благоухающей весны. Это создает эффект чистоты, возвышенности. Наконец, в последней строфе первый весенний цветок сравнивается с чувствами юной девушки, ее неясными мечтами, в которых и избыток жизни молодой, и нежность, и возвышенность.

Так дева в первый раз вздыхает,

О чем – неясно ей самой,

И робкий вздох благоухает

Избыток жизни молодой.

В стихотворении А.Н. Майкова рисуется картина весны и пение жаворонков. Подчеркивается простор, свежесть весны:

Поле зыблется цветами…

В небе льются света волны…

Вешних жаворонков пенья

Голубые бездны полны.

Лирический герой не видит певцов, он лишь слышит их пение, но эти песни отзываются в его сердце новыми молодыми надеждами.

… Так надежды молодые

Тешат сердце мне приветом…

Радость в душе, покой, умиротворение вызывает пение жаворонков.

Но, им внемля, взоры к небу,

Обратить взоры к небу, подумать о вечном, о бессмертии души человека и о том, как прожить жизнь в гармонии с природой и миром, – это одна из высших задач человеческого разума. И А.А. Фет, и А.Н. Майков связывают перемены в природе с настроением человека.

В обоих стихотворениях показано, как весна возрождает в душе лирического героя новые надежды, стремление к радости и счастью.

Весна (Уходи, зима седая.)
Стихотворение Апполона Майкова

Посвящается Коле Трескину Уходи, зима седая! Уж красавицы Весны Колесница золотая Мчится с горней вышины! Старой спорить ли, тщедушной, С ней - царицею цветов, С целой армией воздушной Благовонных ветерков! А что шума, что гуденья, Теплых ливней и лучей, И чиликанья, и пенья. Уходи себе скорей! У нее не лук, не стрелы, Улыбнулась лишь - и ты, Подобрав свой саван белый, Поползла в овраг, в кусты. Да найдут и по оврагам! Вон - уж пчел рои шумят, И летит победным флагом Пестрых бабочек отряд!

А.Н.Майков. Избранные произведения.
Библиотека поэта. Большая серия.
Ленинград, "Советский Писатель", 1977.

Другие стихи Апполона Майкова

Пожалуйста. сделайте анализ стихотворения по плану.

Александра Губарева Ученик (124), на голосовании 1 год назад

Уходи, зима седая!
Уж красавицы Весны
Колесница золотая
Мчится с горней вышины!

Старой спорить ли, тщедушной,
С ней - царицею цветов,
С целой армией воздушной
Благовонных ветерков!

А что шума, что гуденья,
Теплых ливней и лучей,
И чиликанья, и пенья.
Уходи себе скорей!

У нее не лук, не стрелы,
Улыбнулась лишь - и ты,
Подобрав свой саван белый,
Поползла в овраг, в кусты.

Да найдут и по оврагам!
Вон - уж пчел рои шумят,
И летит победным флагом
Пестрых бабочек отряд!

1) Тема (например: Приход весны)
2) История создания (например: выражение восхищение приходу весны и т. п.)
3) Отношение лирического героя к миру (например: Душа как и природа, радуется приходу весны и т. п.)
4) Средства выразительности (Эпитеты и метафоры)
5) Вывод (Ваше описание)

Дополнен 1 год назад

план, как вы уже заметили, находится в конце.
Примечание: То что находится в скобках где написано "например" брать от туда не стоит потому что это из другого стихотворения.

Ирина Мудрец (16684) 1 год назад

1/ Главной темой стихотворения является борьба зимы и весны или борьба добра со злом.
2/ Весна для поэтов всегда была особым временем года, вызывающим прилив жизненных сил и душевного волнения. Весна – время возрождения и расцветания природы, новых надежд и радости, любви и счастья. Природа и человек едины в своем настроении, и это очень тонко и убедительно раскрывают лирические поэты
3/Стихотворение начинается в форме риторического обращения лирического героя к зиме, которую он прогоняет, словно использует заклинательную силу слов в фольклорной обрядово-календарной поэзии, когда народ призывает приход весны и прогоняет зиму. Во второй сточке появляется образ весны. Автор называет ее красавицей, любуясь ее видом. 4/В стихотворении А. Н. Майкова есть много выразительных средств. Начнём с эпитетов. Эпитеты - это «красивые» прилагательные: «Зима седая», «колесница золотая», «армией воздушной», «благовонных ветерков», «пестрых бабочек». Так же тут присутствует олицетворение, то есть очеловечивание неживых педметов. Живыми персонажами являются Зима и Весна. Метафора – «подобрав свой саван белый». Здесь под «саваном белый» подразумевается снег. 5/ Весна: Стихотворения о весне полны цвета, движения, звуков, ощущением неги, радости, желанием жить. В этот звучащий, наполненный светом и жизнью мир входит поэт и ведет за собой своего спутника – читателя, приглашает увидеть особую жизнь природы: жизнь вечного и обновляющегося мира.

Послушать стихотворение Майкова Весна

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Весна

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

Александр Пушкин
Еще дуют холодные ветры
И наносят утренни морозы,
Только что на проталинах весенних
Показались ранние цветочки,
Как из чудного царства воскового,
Из душистой келейки медовой
Вылетала первая пчелка,
Полетела по ранним цветочкам
О красной весне поразведать,
Скоро ль будет гостья дорогая,
Скоро ль луга позеленеют,
Скоро ль у кудрявой у березы
Распустятся клейкие листочки,
Зацветет черемуха душиста.

Аполлон Майков
Уж красавицы Весны
Колесница золотая
Мчится с горней вышины!
Старой спорить ли, тщедушной,
С ней - царицею цветов,
С целой армией воздушной
Благовонных ветерков!
А что шума, что гуденья,
Теплых ливней и лучей,
И чиликанья, и пенья!..
Уходи себе скорей!
У нее не лук, не стрелы,
Улыбнулась лишь - и ты,
Подобрав свой саван белый,
Поползла в овраг, в кусты!..
Да найдут и по оврагам!
Вон - уж пчел рои шумят,
И летит победным флагом
Пестрых бабочек отряд!

Федор Тютчев
Зима недаром злится,
Прошла ее пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон -
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит...
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя.
Весне и горя мало:
Умылася в снегу,
И лишь румяней стала,
Наперекор врагу.


Алексей Плещеев
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала...


Евгений Баратынский
Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! Как высоко,
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Шумят ручьи! Блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!
Еще древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде под моей ногой
И шумен, и душист.
Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жавронок поет
Заздравный гимн весне.
Что с нею? Что с моей душой?
С ручьем она ручей
И с птичкой птичка!
С ним журчит,
Летает в небе с ней!


Сергей Городецкий
Здравствуй, весенняя первая травка!
Как распустилась? Ты рада теплу?
Знаю, y вас там веселье и давка,
Дружно работают в каждом yглy.
Высyнyть листик иль синий цветочек
Каждый спешит молодой корешок
Раньше, чем ива из ласковых почек
Первый покажет зеленый листок.


Алексей Плещеев
Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей...
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой...

Сергей Есенин
Черёмуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черёмуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.

В стихотворении чувствуется радость и задор от наступления долгожданной весны. Пора, когда вся природа просыпается и писатель радуется как ребенок её приходу. Майков пишет, что зиме уже пора уходить ведь весна мчится на своей колеснице. Писатель говорит, что зима это старая и тщедушная дама, которой не стоит спорить с молодой и задорной девицей - весной. С наступление весны воздух наполняется ароматом распустившихся цветов, ветерок теплый и греющий душу.

На деревьях распускаются почки и вот-вот распустятся первые полевые цветы. Все наполнено радостью и жизнью. Весна радует глаз Майкова, словно жизнь начинается с чистого листа. Писатель пишет о пробуждении природы с восхищением и ожиданием чего-то нового и хорошего. Ведь с пробуждением природы и душа писателя пробуждается после долгой холодной зимы, которая уже надоела, хочется тепла. В воздухе витает запах цветов и любви.

Майков описывает борьбу приходящего тепла против снежной зимы, которая долго царила на земле. По дорогам потекли ручьи растаявшего снега, а первый весенний дождь очень теплый и даже он не может испортить приподнятого настроения писателя. Птицы начинают возвращаться домой и вить себе гнезда, наполняя воздух своим пением и веселым щебетанием. Майков пишет, что пришла весна и гонит зиму, а она в своем белом платье прячется в лесу за кустами.

Писатель говорит о том, что где бы зима ни пряталась лучи весеннего солнца везде ее, настигнут, и растопят последние снега. Даже в оврагах не сможет спрятаться, ведь уже все ожило и рой пчел, принялся опылять каждый цветочек. Майков пишет, будто пчелы прогоняют зиму, а бабочки представлены в виде флага над побежденной зимой.

Картинка к стихотворению Весна (уходи зима седая)

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Некрасова Маша

    В стихотворении говорится о двух противоположностях: безграничной любви, готовности к самопожертвованию героя (мужа) и эгоизме, цинизме и высокомерии героини (жены). Разумеется, о любви с ее стороны говорить не приходится

  • Анализ стихотворения Маяковского На даче

    В стихотворении описывается возмутительное обращение к солнцу. Автор посчитал, что оно слишком просто и беззаботно живет. Каждый день выкатывается на небо и светит своими лучами, порождая жару, больше ничего не делает. Вечером медленно

  • Анализ стихотворения Цветаевой Кто создан из камня кто создан из глины

    Каждый человек в своей жизни старается самоутвердиться, превознести себя по способностям и качествам над другими людьми, это получается непросто, но многие подвержены этой идеи особенно поэты. Не стоит далеко ходить за пример стоит

  • Анализ стихотворения Пушкина Пора мой друг пора 10 класс

    Красавица – жена Наталья Гончарова не раз была поводом для ревности великого поэта, именно отстаивая её честь, он погиб на дуэли. Как известно, в супругу Пушкина был влюблен сам Николай I, именно это послужило одной из причин в 1834г дать поэту звание

  • Анализ стихотворения Пушкина Поэту 10 класс

    Стихотворение «Поэту» было написано Александром Сергеевичем Пушкиным в 1830 году.Основной темой данного произведения является поэт и толпа

Тема: А. Майков «Весна». (Уходи зима седая…)

Цели:

1. Личностные: - проявлять интерес к новому содержанию занятия;

Регулятивные :

- контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;

Отвечать на вопросы урока и оценивать свои достижения ;

познавательные: - находить в тексте ответы на вопросы;

Классифицировать слова в соответствии со значением слова

коммуникативные : - выполнять правила работы в группе.

3. Предметные: - познакомить с произведением А. Майкова

- совершенствовать навыки чтения

- формировать умение работать с текстом.

Оборудование: учебник, презентация, бумаги, аудиозапись

Ход урока

I . Орг. момент

Добрый день, уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Улыбнитесь и давайте поздороваемся с партнерами по плечу (дайте им «5») и партнером по лицу (удариться кулачками) .

Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Успехов вам и удач!

а) Работа со словариком настроения

Давайте поработаем со словариками настроения и узнаем «Какое у вас сегодня настроение?» Пусть каждый выберет слово, которое в большей степени подходит под его настроение. (ВЕСЁЛОЕ, ШУТЛИВОЕ, ВОЗБУЖДЕННОЕ, БОДРОЕ )

б) Развитие дикции: работа со скороговоркой.

ТРИ СОРОКИ ТАРАТОРКИ ТАРАТОРИЛИ НА ГОРКЕ.

Что за предложение?- Скороговорка

Над этой скороговоркой мы будем работать по структуре ТЭЙК ОФ ТАЧ ДАУН. Если высказывание верное, то вы встаете, если неверное, то сидите.

Тараторить это? (молчать, говорить быстро, не останавливаясь)

Кого называют тараторкой? (Горка , сорока)

- Какие звуки помогают научиться правильно произносить эту скороговорку? ([к], [ т], [р])

В скольких словах встретились звуки [р], [р , ]? (3, 5, 6)

Сейчас вам предстоит работа в группах. Прочитайте её самостоятельно, затем каждый произнесет скороговорку быстро своей группе.

Задача группы – выбрать представителя для произнесения скороговорки вслух. ТАЙМД РАУНД РОБИН

Молодцы, начинаем работать.

II. Актуализация знаний учащихся

а) Какие люди могут оставить яркий след в истории? (писатели, поэты, художники, изобретатели)

А каких писателей, поэтов мы с вами знаем? (Иван Сергеевич Соколов – Микитов , Федор Иванович Тютчев и т. д. )

б) Давайте вспомним и прочтем несколько произведений известных нам писателей, поэтов.

Федор Иванович Тютчев «Зима недаром злится».
Зима недаром злится,
Прошла ее пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон -
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит...
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя.
Весне и горя мало:
Умылася в снегу,
И лишь румяней стала,
Наперекор врагу.

Когда мы читали это стихотворение? (В прошлом году )

А теперь прочтем другое, читает тот, кто выше ростом

Иван Сергеевич Соколов - Микитов «Март в лесу». .

По-весеннему пахнет воздух. Отбрасывая на снег лиловые тени, недвижно стоят в лесу деревья... Чуткое ухо ловит первые знакомые звуки весны. Вот почти над самой головой послышалась звонкая барабанная трель... Это, выбрав сухое звонкое дерево, по-весеннему барабанит лесной музыкант - пёстрый дятел. Если прислушаться хорошенько, непременно услышишь: там и там в лесу, ближе и дальше, как бы перекликаясь, торжественно звучат барабаны. Так барабанщики-дятлы приветствуют приход весны

Вот, прогретая лучами мартовского солнца, сама собой свалилась с макушки дерева, рассыпалась снежною пылью тяжёлая белая шапка.

А это произведение вам знакомо? (Да, это было задано на дом выразительно читать.)

А теперь послушаем другое произведение.
Аполлон Николаевич Майков «Весна»

Уходи, Зима седая!
Уж красавицы Весны
Колесница золотая
Мчится с горной вышины!
Старой спорить ли, тщедушной,
С ней - царицею цветов,
С целой армией воздушной
Благовонных ветерков!
А что шума, что гуденья,
Теплых ливней и лучей,
И чиликанья, и пенья!..
Уходи себе скорей!
У нее не лук, не стрелы,
Улыбнулась лишь - и ты,
Подобрав свой саван белый,
Поползла в овраг, в кусты!..
Да найдут и по оврагам!
Вон - уж пчел рои шумят,
И летит победным флагом
Пестрых бабочек отряд!

А это произведение вам известно? (Нет )

Значит, мы сегодня будем работать над этим стихотворением.

III. Сообщение темы и цели урока.

Итак, сегодня мы познакомимся Аполлоном Николаевичем Майковым и одним из его стихотворением, которое называется «Весна».

1. Рассказ о поэте . Аполлон Николаевич Майков (1821–1897 гг.).

А.Н.Майков русский поэт, родился 23 мая 1821 года, а умер 8 марта 1897 года. Воспитывался в интеллигентной семье, отец дворянин, живописец, мать – писательница. У Аполлона Майкова было 3 брата, и все они занимались творчеством. А.Н Майков очень любил природу, часто гулял в парке, восхищался красотой русской природы, сочинял свои замечательные произведения. Поэт увлекался живописью, но посвятил свою жизнь поэзии. Писать стихи начал с 15 лет.

А. Н. Майков – один из самых жизнерадостных русских поэтов. В его поэзии живет мир солнца, преобладают образы светлых времен года. Он любил писать об утре и полдне, о весне и лете. Пейзаж у Майкова всегда залит солнцем.

2. Работа со стихотворением.

А) Подготовка к разбору стихотворения.

Словарная работа

1. Как вы поняли строчки. Уж красавицы Весны колесница золотая мчится с горной вышины. (Повозка - Весна примчалась в золотой лёгкой карете)

2. А теперь строчки о зиме. (Подобрав свой саван белый , поползла в овраг, в кусты)- Белый покров - Здесь под «саваном белый» подразумевается снег.

3. Старой спорить ли, тщедушной – хилый, слабосильный .

4. С целой армией воздушной благовонных ветерков! (Ароматный, душистый ветер)

Б) Вы сейчас послушаете аудиозапись стихотворения.

В) А теперь давайте поработаем над содержанием стихотворением. Для этого проведем структуру (МИКС ПЭА ШЭА) (смешиваются под музыку (ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА?), образовывают пару, музыка прекращается и обсуждают предложенную тему, используя Релли Робин т.е по очереди)

Что интересного, необычного в стихотворении. (Весна и зима здесь изображены как живые, сказочные существа)

Какая Зима описана в стихотворении? (Седая, старая, тщедушная, т.е. слабая.)
- Какой представлена Весна. (
Она весёлая, красивая, шумная)

Что принесла с собой красавица - весна. (Она взяла с собой цветы, пение птиц, жужжание пчёл, пёстрых бабочек)

МОЛОДЦЫ ребята.

Г) Теперь открыли страницу 141 и попробуем выразительно прочесть.

(Дети читают, учитель исправляет ошибки)

Д) А теперь открыли учебник страницу 142 и прочитаем вопрос из учебника

И про подумаем, похоже ли это стихотворение на сказку? (Да)

Докажите, используя поэтические строки. (Уходи зима седая.., Красавица Весна, Колесница золотая мчится и.д. )

Как называется прием, когда поэт говорит о временах года как о живых существах? (Олицетворение )

Кому посвящено это стихотворение? Большой он или еще маленький? Почему вы так думаете? (Посвящено Коле Трескину, мальчику. Стихотворение напоминает игру, близко к веснянке-закличке. Это как бы описание русской народной игры «Веснянки». В такие игры играли весной дети. Считалось, что они помогут побороть зиму.)

IV. ФИЗМИНУТКА - ФОЛОУ ЗЕ ЛИДЕР

V. Первичное закрепление

А) Ребята, о каких временах года говорится в произведении ? (О зиме и о весне) А больше подходит к какому времени ? (Весне)

Какие слова вы бы использовали для описания признака весны? Для этого проведем структуру СТЁ ЗЕ КЛАСС (записывайте на листочках признаки весны в течении 30 секунд, далее прочертите линию после вашего ответа и двигаясь по классу образуйте пары и запишите больше идей других участников)

МОЛОДЦЫ!

А теперь по структуре ОЛ РАЙТ РАУНД РОБИН (все по очереди зачитываете ответы по круг, а все остальные ученики записывают новые идеи ) Начинает зачитывать ученик под номером 3

Б) А какие приметы о весне вы знаете (дети сами)

- Какие народные приметы вы знаете о весне? Объясните смысл каждой пословицы.

В) Работа с рисунками детей (на запас)

- А теперь по выбору нарисуйте каким вы представляете весну или зиму по прочитанному стихотворению?

- выставка рисунков

(Да, если не потрудишься, не приложишь своих усилий, то ничего в жизни не добьёшься. Маленький ребёнок дорог каждой маме. Хоть и маленькая вещь, но дорога, так как сделана своими руками…)

VI. Итог А теперь подведем итог сегодняшнего урока

  1. Сегодня мы с вами прочитали стихотворение Аполлона Майкова «Весна».
  2. Каким настроением проникнуто это произведение. (Радостное, праздничное настроение. Хочется, чтобы скорее растаял снег, прилетели птицы, расцвели цветы)
  3. Понравилось ли вам это произведение? Что именно понравилось?

VII. Рефлексия

  1. У вас на партах лежат листья, цветы, плоды . Предлагаю украсить «Дерево творчества» листьями, плодами.

Плоды – если дело прошло полезно, плодотворно ;

Красный листик – довольно неплохо;

Желтый листик – не совсем удовлетворён днём;

  1. Выставление отметок. Спасибо за урок.

VIII. . Д/з выучить стихотворение наизусть

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа села Средний Кумор» Кукморского муниципального района Республики Татарстан


Подписи к слайдам:

В. Майков «Весна» Подготовила учитель ф.илиала МБОУ «СОШ села Средний Кумор» Кукморского муниципального района Республики Татарстан в д. Верхний Кумор Пахомова Людмила Анатольевна

Три сороки тараторки тараторили на горке.

Федор Иванович Тютчев «Зима недаром злится». Зима недаром злится, Прошла ее пора - Весна в окно стучится И гонит со двора. И все засуетилось, Все нудит Зиму вон - И жаворонки в небе Уж подняли трезвон.. Взбесилась ведьма злая Зима еще хлопочет И, снегу захватя, И на Весну ворчит Пустила, убегая, Та ей в глаза хохочет В прекрасное дитя. И пуще лишь шумит... Весне и горя мало: Умылася в снегу, И лишь румяней стала, Наперекор врагу

Уходи, Зима седая! Уж красавицы Весны Колесница золотая Мчится с горнояй вышины! Старой спорить ли, тщедушной, С ней - царицею цветов, С целой армией воздушной Благовонных ветерков! А что шума, что гуденья, Теплых ливней и лучей, И чиликанья, и пенья!.. Уходи себе скорей! У нее не лук, не стрелы, Улыбнулась лишь - и ты, Подобрав свой саван белый, Поползла в овраг, в кусты!.. Да найдут и по оврагам! Вон - уж пчел рои шумят, И летит победным флагом Пестрых бабочек отряд!

Аполлон Николаевич Майков (1821–1897 гг.). А.Н.Майков русский поэт, родился 23 мая 1821 года, а умер 8 марта 1897 года. Воспитывался в интеллигентной семье, отец дворянин, живописец, мать – писательница. У Аполлона было 3 брата, и все они занимались творчеством. А.Н Майков очень любил природу, часто гулял в парке, восхищался красотой русской природы, сочинял свои замечательные произведения. Поэт увлекался живописью, но посвятил свою жизнь поэзии. Писать стихи начал с 15 лет.

Наш урок подходит к концу, но путешествие в мир природы не кончается. Вслушайтесь в песню весны, всмотритесь в ее краски – и вы поймете, о чем щебечут птицы, журчит ручей, тихонько шепчут первые листья березы. Слушайте и и смотрите весну!

РЕФЛЕКСИЯ Плоды – если дело прошло полезно, плодотворно; Красный листик – довольно неплохо; Жёлтый листик – не совсем удовлетворён днём;

Спасибо за внимание