Шел господь пытать. Сопоставительный анализ стихотворений М. Ю. Лермонова «Нищий» и С. А. Есенина «Шел Господь пытать людей в любови…

Сопоставительный анализ стихотворений М. Ю. Лермонова «Нищий» и С. А. Есенина «Шел Господь пытать людей в любови…»

Сергей Есенин:

«Шел Господь пытать людей в любови…»

Шел Господь пытать людей в любови,
Выходил он нищим на кулижку.
Старый дед на пне сухом в дуброве,
Жамкал деснами зачерствелую пышку.
Увидал дед нищего дорогой,
На тропинке, с клюшкою железной,
И подумал: "Вишь, какой убогой,-
Знать, от голода качается, болезный".
Подошел Господь, скрывая скорбь и муку:
Видно, мол, сердца их не разбудишь...
И сказал старик, протягивая руку:
"На, пожуй... маленько крепче будешь".

Михаил Лермонтов:

«Нищий»
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.
Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!

Слова Есенина о Исусах и Миколах были сказаны им уже после революции, но это не было запоздалой попыткой оправдаться перед советскими читателями. Еще тогда, когда Есенин писал стихи с религиозной оболочкой, им владели настроения далеко не религиозные. Религиозность в стихах Есенина по-разному проявляется в разные периоды его творческой деятельности. Если в стихах 1914г. довольно легко улавливается ироническое отношение Есенина к религии, позже, в 1915-1916 годах, поэт создает немало произведений, в которых религиозная тема берется, так сказать, всерьез. Стихотворение «Нищий» было одним из первых, где поэт берёт религиозную тему всерьёз.

История создания стихотворения Лермонтова тоже очень интересна. В отличие от Есенина Лермонтов воспитывался в религиозной семье.

По воспоминаниям Е,А. Сушковой, адресата названного стихотворения,

с 13 по 17 августа 1830 года его бабушка, озабоченная слухами о распространении эпидемии холеры с южных губерний Поволжья к Москве, предприняла паломничество на молебен в Троице-Сергиеву лавру в окружении молодых людей. Помолясь святым угодникам, они поспешно возвратились домой, чтобы пообедать и отдохнуть. Все суетились около стола, в нетерпеливом ожидании обеда, один Лермонтов не принимал участия в хлопотах; он стоял на коленях перед стулом, карандаш его быстро бегал по клочку серой бумаги, и он как будто не замечал никого, не слышал, как люди шумели, усаживаясь за обед, принимаясь за ботвинью. Окончив писать, он вскочил, тряхнул головой, сел на оставшийся стул против и передал бабушке ново-вышедшие из- под его карандаша стихи - стихи о праведном нищем.

Общность этих стихотворений замечается уже в их начальных строках. Они сразу же задают общую тему и колорит, а именно раскрывают перед нами образ нищего.

В стихотворении Есенина «Нищий» под образом бедняка скрывается Иисус. Старик проявляет человеческую доброту, а образ Христа лишь оттеняет ее, подчеркивает гуманистическую идею. Нищему не помог никто, кроме подобного ему старика. Дед является последователем важнейшей христианской морали: «Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из жилищ твоих, на земле твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе, то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим». Стихотворение написано не о Боге, а о человечности.

Знаменитое стихотворение Лермонтова «Нищий» было написано шестнадцатилетним мальчиком-поэтом, сумевшим проникнуть в духовный мир личности. Лирический герой стихотворения - собственно сам нищий. Ситуация насмешки над нищим так же, как в стихотворении Есенина, отсылает читателя к фрагменту из Библии. В данном случае, это Евангелие от Матфея, где Христос проповедует о необходимости добра и милосердия - «всякий просящий получает». Он показывает эту важнейшую нравственную категорию на ярком примере: «Есть ли между вами человек, который, когда сын его просит у него хлеба, подал бы ему камень?» В этом эпизоде Лермонтов увидел соединение бессердечности с лицемерием, ведь жестокость свершилась у «врат обители святой», где все должны проявлять добро и милосердие. Так факт обмана нищего стал как бы и символом самого поэта, обманутого любимой девушкой в своих лучших надеждах. Стихотворение написано о зле, царящем в мире.

Композиционной основой обоих произведений является антитеза, целью которой является усиление эмоциональной окраски изображаемого. Но в стихотворении юного Лермонтова также присутствует сравнение. Противопоставляются мольба героя о любви « с слезами горькими, с тоскою.., чувства лучшие…» обману и просьба нищего о подаянье, живая мука его взора, протянутая им рука и камень, положенный в эту руку. Потрясающе выразительно и точно сравнение неразделённой любви поэта с унижением нищего, получившего в руку камень. Усиление его мрачному эмоциональному фону придают эпитеты «иссохший бедняк», «горькие слёзы». Помимо этого, печальное настроение придаёт стихам аллитерация (повторение звуков р, с, м) и ассонанс (повторение гласных а, о, которые сами по себе звучат как вздох).

В стихотворении Есенина царит не такое мрачное настроение.

В нём часто встречаются просторечия (дуброва, жмакал, вишь, болезный), что показывает специфику языка простого бедного человека, его исключительную близость к простому люду. Как в предыдущем стихотворении, Есенинский «Нищий» не изобилует тропами. Но в данном случае они крайне уместны и имеют глубокий смысл. Метафоры используются в 1-м и 3-м четверостишье, когда повествование ведётся от самого Иисуса с целью показать особенность его мысли («сердца их не разбудишь», «пытать людей в любови»). Яркий ассонанс (повторение гласных «о» и «у») вносит в это стихотворение нотки грусти, которые испытывают его лирические герои от своего положения. Это роднит стихи Есенина с Лермонтовскими.
Оба поэта выбрали для своего стихотворения перекрёстную рифму и двусложный размер стиха (у Есенина - хорей, а у Лермонтова - ямб). Это указывает на то, что эти стихотворения очень легко читаются и имеют в себе песенный мотив, а соответственно они очень близки к народу.

Стоит отметить, что оба стиха были написаны в разное время, почти с интервалом в сто лет. И это ощутимо потому, какие темы волнуют поэтов. Можно сделать вывод, что стихотворение Лермонтова скорее близко к любовной лирике, а Есенина – к гражданской. Его стихи соприкасаются с революцией, когда человечность ушла на второй план. Но вместе с тем, одухотворённые лирические герои-нищие этих поэтов очень похожи друг на друга.

Так сопоставление стихотворений Лермонтова и Есенина в очередной раз подчёркивает разницу мироощущений и идеалов этих русских классиков, но вместе с тем обнаруживает их стремление к прекрасному и умение замечать и проникать в чувства каждого человека, вне зависимости от его социального статуса или положения.

Сергей Александрович Есенин

Шел Господь пытать людей в любови,
Выходил он нищим на кулижку.
Старый дед на пне сухом в дуброве,
Жамкал деснами зачерствелую пышку.

Увидал дед нищего дорогой,
На тропинке, с клюшкою железной,
И подумал: «Вишь, какой убогой,-
Знать, от голода качается, болезный».

Подошел Господь, скрывая скорбь и муку:
Видно, мол, сердца их не разбудишь…
И сказал старик, протягивая руку:
«На, пожуй… маленько крепче будешь».

В начале 1916 года Есенин выпустил дебютный сборник под названием «Радуница».

Книгу издал в Петрограде Аверьянов при деятельном участии поэта Клюева, представителя новокрестьянского направления.

Поэты - Сергей Есенин (слева) и Николай Клюев. Фото - 1916 год

По содержанию она получилась неоднородной. При этом в ней нашло отражение стремление Сергея Александровича отыскать собственный оригинальный стиль. Сборник закрепил первый успех Есенина и сделал его настоящей знаменитостью. Сам поэт разделил «Радуницу» на две части: «Русь» и «Маковые побаски». На передний план в книге выведена тема Родины смиренной, православной, богомольной, благостной. Сергей Александрович активно использовал образы, имеющие непосредственное отношение к религии и христианскому быту. В его ранней лирике встречаются наиболее популярные в житийных и евангельских сюжетах персонажи.

В первый раздел «Радуницы» включено произведение «Шел Господь пытать людей в любови…», которое литературоведы датируют 1914 годом. В основу сюжета лег широко распространенный в духовных стихах мотив — Христос является людям после воскресения. У Есенина нищий старик делится с Иисусом, которого он не узнал, зачерствелой пышкой. Это значит, что учение Христа еще не забыто на земле. Стоит обратить внимание на лексику, выбранную Сергеем Александровичем для стихотворения. Стиль варьируется в зависимости от персонажа. Деду соответствует следующий ряд слов: «клюшка», «жамкал деснами», «маленько», «зачерствелую», «болезный», «убогой». Для Господа подобрана высокая лексика: «скорбь и мука», «в любови».

В стихотворении присутствует один из любимых мотивов Есенина — мотив странника. Его частое появление в лирике обусловлено детскими воспоминаниями поэта. Маленького Сережу бабушка брала с собой в Радовицкий монастырь, находившийся почти в сорока двух километрах от Константиново. Ходил он с ней и в другие паломничества. В произведении «Шел Господь пытать людей в любови…» в роли странника выступает Христос. Путешествие в образе нищего — лучшее средство для познания простого мира, для узнавания, чем живут обычные люди.

Религиозность Есенина — вопрос очень сложный. С одной стороны — он с детства был погружен в христианскую веру. Сергея Александровича в младенчестве крестили. В подростковом возрасте он прислуживал в алтаре, звонил в колокола, пел на клиросе. С другой стороны — будучи уже состоявшимся поэтом, Есенин писал, что всех его Микол, Иисусов и Божьих матерей читателям стоит воспринимать как сказочное начало в лирике.

Шел Господь пытать людей в любови...
***
Шел Господь пытать людей в любови,
Выходил он нищим на кулижку.
Старый дед на пне сухом в дуброве
Жамкал деснами зачерствелую пышку.

Увидал дед нищего дорогой,
На тропинке, с клюшкою железной,
И подумал: «Вишь, какой убогой,-
Знать, от голода качается, болезный».

Подошел Господь, скрывая скорбь и муку:
Видно, мол, сердца их не разбудишь...
И сказал старик, протягивая руку:
«На, пожуй... маленько крепче будешь».

Читает Р.Клейнер

Наиболее значительные произведения Есенина, принесшие ему славу одного из лучших поэтов, созданы в 1920 - е годы. Как всякий великий поэт, Есенин не бездумный певец своих чувств и переживаний, а поэт - философ. Как всякая поэзия, его лирика философична. Философская лирика - это стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия, ведет поэтический диалог с человеком, природой, землей, Вселенной. Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение “Зеленая прическа” (1918). Одно развивается в двух планах: березка - девушка. Читатель так и не узнает, о ком это стихотворение - о березке или о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву - красавице русского леса, а она - человеку. Березка в русской поэзии - символ красоты, стройности, юности; она светла и целомудренна. Поэзией природы, мифологией древних славян проникнуты такие стихотворения 1918 года, как “Серебристая дорога...”, “Песни, песни о чем вы кричите?”, “Я покинул родимый дом...”, “Закружилась листва золотая...” и т.д.
Поэзия Есенина последних, самых трагичных лет (1922 - 1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Чаще всего в лирике ощущается глубокое осмысление себя и Вселенной (“Не жалею, не зову, не плачу...”, “Отговорила роща золотая...”, “Мы теперь уходим понемного...” и др.)
Поэма ценностей в поэзии Есенина едина и неделима; в ней все взаимосвязано, все образует единую картину “родины любимой” во всем многообразии ее оттенков. Это и является высшим идеалом поэта.
Поэма “Анна Снегина” (1915) стала во многом итоговым произведением, в которой личная судьба поэта осмыслена с судьбой народной.

Уйдя из жизни в 30 лет, Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство, и пока живет земля, Есенину - поэту суждено жить с нами и “воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким “Русь”.

(в продолжение предыдущей публикации о Сергее Есенине)

По вопросу предыдущей публикации: прозвучали высказывания, что религиозность Сергея Есенина была не более чем данью традиции. И, хотя цель публикации была иной, я все-таки коснусь и этой проблематики. Прежде всего, мировоззрение поэта воплощается в его творчестве совершенно независимо от субъективности нашего восприятия, нередко даже независимо от от суждений самого автора. Материал сопротивляется. дается с трудом. Происходит колоссальное сопротивление материала, в результате чего и сам автор может дорасти до идеи, первоначально ему не созвучной. Поэтому отождествлять Есенина с его метаниями, мучительными поисками истины, с «Москвой кабацкой» или «Черным человеком» можно лишь с определенными оговорками, учитывая время и обстоятельства. А вот религиозные мотивы в творчестве поэта представлены достаточно органично, что свидетельствует не только об определенном духовном опыте, но и о стремлении души к покаянию, какой бы циничной и опустошенной ни казалась она нам в обозреваемых ситуациях. И все его поиски, метания, даже матерщина в данном случае не могут это перечеркнуть.Приведу в этой связи хотя бы несколько примеров, не раскрывающих данную проблематику во всей полноте, но хотя бы приближающих к пониманию ее сути. Итак, лучшее воплощение мировоззрения поэта – его стихи. Полагаю, спорить с этим нет смысла.
Уже первый сборник поэта, вышедший в 1916 году и сделавший Сергея Есенина знаменитым, назывался «Радуница»(день поминовения усопших). Любой воцерковленный человек не усомнится в том, что Есенин достаточно хорошо разбирается в церковной символике. Нужно глубоко проникнуть в сущность церковных праздников, чтобы так глубоко и содержательно описать их внутреннюю наполненность.


Тянется деревня с праздничного сна,
В благовесте ветра хмельная весна.
На резных окошках ленты и кусты.
Я пойду к обедне плакать на цветы.
Пойте в чаще, птахи, я вам подпою,
Похороним вместе молодость мою.
Троицыно утро, утренний канон,
В роще по березкам белый перезвон.

Иной пример не менее убедителен.

Я вижу – в просиничном плате,
На легкокрылых облаках,
Идет Возлюбленная Мати
С Пречистым Сыном на руках.
Она несет для мира снова
Распять воскресшего Христа:
«Ходи, мой сын, живи без крова,
Зорюй и полднюй у куста ».
И в каждом страннике убогом
Я вызнавать пойду с тоской,
Не помазуемый ли Богом
Стучит берестяной клюкой.
И может быть, пройду я мимо
И не замечу в тайный час,
Что в елях – крылья херувима,
А под пеньком – голодный Спас.
(«Не ветры осыпают пущи…»)
В этих проникновенных строках даже природа окрашена в религиозно-христианские тона, и это - образы, гораздо более глубокие и трогательные, чем просто метафоры.
*****
… И березы стоят,
Как большие свечки.
*****
… И вызванивают четки
Ивы – кроткие монашки.
*****
… У лесного аналоя
Воробей псалтырь читает.
*****
…Запах ладана от рощи ели льют,
Звонки ветры панихидную поют.
Природа для Есенина подобна огромному храму, где «всякое дыхание… хвалит Господа»Нужно ли говорить, что человеку нерелигиозному и в голову не придут подобные сравнения?
Помимо Евангельских, у поэта много апокрифических источников: легенд, сказов, духовных стихов. Апокрифы (тайный, сокрытый, сокровенный) отличались большой поэтичностью, богатством мысли, близостью к сказочной фантазии. В форме устной словесности они широко бытовали в народной среде; их разносили по Руси богомольцы и странники.
Поэт с раннего детства мог слышать их в рязанском селе Константинове от деда, бабки, от захожих странников. Цепкая детская память надолго сохранила эти легенды и сказания. И они, естественно, отразились в его первых литературных опытах и в последующем творчестве, став его плотью и кровью.
О том, каких высоких художественных результатов Сергей Есенин достиг на этом пути, можно судить по стихотворению «То не тучи бродят за овином…» (1916), в котором явно просвечиваются апокрифические сюжеты.
Божья Матерь сделала своему сыну игрушку – колоб, младенец заигрался, потом задремал… Послушайте…
То не тучи бродят за овином
И не холод.
Замесила Божья Матерь сыну
Колоб.
Всякой снадобью поила жито
В масле.
Испекла и положила тихо
В ясли.
Заигрался в радости Младенец,
Пал в дрему.
Уронил он колоб золоченый
На солому.
Покатился колоб за ворота
Рожью.
Замутили слезы душу голубую
Божью.
Говорила Божья Матерь сыну
Советы:
«Ты не плачь, мой лебеденочек,
Не сетуй.
На земле все люди человеки,
Чада.
Хоть одну им малую малую забаву
Надо.
Жутко им меж темных
Перелесиц,
Назвала Я этот колоб –
Месяц.
Апокрифическое сказание лежит в основе и такого потрясающего стихотворения Есенина:
Шел Господь пытать людей в любови,
Выходил он нищим на кулижку.
Старый дед на пне сухом, в дуброве,
Жамкал деснами зачерствелую пышку.
Увидал дед нищего дорогой,
На тропинке, с клюшкою железной,
И подумал: „Вишь, какой убогой, –
Знать, от голода качается, болезный“.
Подошел Господь, скрывая скорбь и муку:
Видно, мол, сердца их не разбудишь…
И сказал старик, протягивая руку:
»На, пожуй… маленько крепче будешь".
Дорогого стоят и вот эти строки:
Я странник убогий,
Молюсь в синеву.
На палой дороге
Ложуся в траву.
Покоюся сладко
Меж росновых бус.
На сердце лампадка,
А в сердце Иисус.
«Совесть неугасима в человеческой душе, - писал Б. Ширяев, - она тоже дар Божий… Глубоко грешный в своей земной жизни Сергей Александрович Есенин, не устоявший в ней против окружавших его суетных соблазнов, вопреки их тлетворному влиянию сохранил совесть, эту последнюю искру Божию в своей душе, сохранил ее вместе с верой в Светлого Спаса и Пречистую Матерь Его».
Совесть побуждала поэта к покаянию. Это выразилось в его творчестве 1924 - 1925 гг., то есть последних лет жизни. Несмотря на ставшее классическим стихотворение того времени «Не жалею, не зову, не плачу», в котором он заявляет - «Не жаль мне лет, растраченных напрасно», общую тенденцию творчества Есенина можно назвать как исповедальность, покаяние, обозначенное другими строчками: «Годы, молодые с забубенной славой // Отравил я сам вас горькою отравой». О своейисповедальности поэт говорил писателю В. Рождественскому: «Пишу не для того, чтобы что-то выдумать, а потому, что душа просит. Никого ничему не учу, а просто исповедуюсь перед всем миром, в чем прав и в чем виноват».
«Многие стихотворения этого периода,- пишет в книге «Сергей Есенин» есениновед, доктор филологических наукО.Е.Воронова, - проникнуты покаянными мотивами: «Так мало пройдено дорог, // Так много сделано ошибок»… осуждением себя за безчисленные уступки плотским страстям и соблазнам…»Не от этого ль тёмная сила // Приучила меня к вину…».
… Раздумья о собственном несовершенстве, раскаяние в слишком легком порой отношении к жизни и к своей миссии на земле составляют важный духовный стержень есенинского творчества этого времени».
На пути раскаяния Есенин, скорее всего, как евангельский блудный сын, вернулся бы в лоно Православной Церкви ибо, как сам признавался, «… сберёг все ощущенья детских лет», в которых было и частое посещение богослужений своего духовного наставника священника Иоанна Смирнова, и незабываемый колокольный звон, когда по праздникам он юнцом звонил на колокольне Казанской церкви.
В одном из воспоминаний Н.П. Калинкина говорится, как Сергей Есенин, встретив в Москве земляка, спрашивал: «Как там наша церковь? Здоров ли Иоанн Смирнов, его матушка? Как все, живы ли? Вспоминается мне, как мы поем в церковном хоре и как мелодично звучат наши детские голоса. Если бы сейчас услышать эти милые звуки! Иногда я их слышу… И тогда сердце мое переполняется радостью и вспоминается с неописуемой нежностью все, что видели мои детские глаза».
Иисус Христос говорил: «Пустите детей приходить ко мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие небесное».
Через множество препятствий и искушений шел сберегший в себе детскую душу Сергей Есенин к Богу, однако его жизнь оборвалась слишком рано - в тридцать лет. Но в трагической смерти Сергея Александровича явно виден Божий Промысел, уготовавший поэту мученическую кончину, благодаря которой по утверждению святых отцов Православной церкви прощаются человеку его тяжкие грехи перед Господом.
Сергей Есенин в своих стихах часто писал о смерти. «Поэту необходимо думать о смерти, и только памятуя о ней, поэт может особенно остро ощущать жизнь», - говорил он.
Многие литературные критики в постоянном памятовании Есенина о смерти видели склонность поэта к депрессиям, считали, что это памятование отравляет его жизнь. Но так думать могут лишь невоцерковленные люди. «Помни о конце своем» - говорится в Евангелии.
Святитель Феофан Затворник Вышенский еще в конце ХIХ в. писал: «Напрасно думают, будто память смертная отравляет жизнь. Не отравляет, а научает быть осторожным и воздерживаться от всего, отравляющего жизнь. Если бы мы больше помнили о смерти…»
В 1915 г. молодой, задорный, полный жизненных сил Сергей Есенин написал строчки, ставшие пророческими:

И меня по ветряному свею,

По тому ль песку,

Поведут с веревкою на шее

Полюбить тоску.

Пройдет всего семь лет, и вновь прозвучит пророчество о гибели Сергея Александровича, сказанное его близким другом, поэтом Николаем Клюевым: «Ты, обреченный на заклание за Россию… радуйся закланию своему…» - написал он в письме к Есенину. Сам поэт в последний год предчувствовал трагическую кончину. «Я буду жертвой…», - говорил он своему литературному секретарю Г. Бениславской, а за несколько дней до гибели прямо сознался поэту В. Эрлиху: «Меня хотят убить! Я, как зверь, чувствую это!»
Тему можно развивать до бесконечности, тем более что отношение русских поэтов, в т.ч. и Есенина, к родине можно уподобить симбиозу необъятности, мощи, стихийности, судьбоносности, многострадальности, жертвенности, как к неисчерпаемому источнику духовно-нравственных сил, величия исторического и культурного прошлого, призванных облегчить трудности и испытания современников.
Личная трагедия же Есенина заключалась в том, что он, по его собственному признанию. мучительно не понимал, «куда влечет нас рок событий» Именно через контрастные цвета – белый и черный – Есенин однажды ярко выразил раздумье о своей жизни. Это было в период «Москвы кабацкой», когда он болезненно ощущал разрыв между той средой, в которой он оказался, и поэтическим вдохновением, продиктованным романтикой чувств:
Дар поэта – ласкать и карябать,
Роковая на нем печать.
Розу белую с черной жабой
Я хотел на земле повенчать.
P.S. Постаралась быть краткой, но тема действительно необъятна. Для того, чтобы в ней разобраться хотя бы поверхностно, нужно понимать, внутренний мир поэта сложен и противоречив, что он, как и кто-либо, отнюдь не безгрешен, но всем даровано покаяние.

Шел Господь пытать людей в любови...
***
Шел Господь пытать людей в любови,
Выходил он нищим на кулижку.
Старый дед на пне сухом в дуброве
Жамкал деснами зачерствелую пышку.

Увидал дед нищего дорогой,
На тропинке, с клюшкою железной,
И подумал: «Вишь, какой убогой,-
Знать, от голода качается, болезный».

Подошел Господь, скрывая скорбь и муку:
Видно, мол, сердца их не разбудишь...
И сказал старик, протягивая руку:
«На, пожуй... маленько крепче будешь».

Читает Р.Клейнер

Наиболее значительные произведения Есенина, принесшие ему славу одного из лучших поэтов, созданы в 1920 - е годы. Как всякий великий поэт, Есенин не бездумный певец своих чувств и переживаний, а поэт - философ. Как всякая поэзия, его лирика философична. Философская лирика - это стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия, ведет поэтический диалог с человеком, природой, землей, Вселенной. Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение “Зеленая прическа” (1918). Одно развивается в двух планах: березка - девушка. Читатель так и не узнает, о ком это стихотворение - о березке или о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву - красавице русского леса, а она - человеку. Березка в русской поэзии - символ красоты, стройности, юности; она светла и целомудренна. Поэзией природы, мифологией древних славян проникнуты такие стихотворения 1918 года, как “Серебристая дорога...”, “Песни, песни о чем вы кричите?”, “Я покинул родимый дом...”, “Закружилась листва золотая...” и т.д.
Поэзия Есенина последних, самых трагичных лет (1922 - 1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Чаще всего в лирике ощущается глубокое осмысление себя и Вселенной (“Не жалею, не зову, не плачу...”, “Отговорила роща золотая...”, “Мы теперь уходим понемного...” и др.)
Поэма ценностей в поэзии Есенина едина и неделима; в ней все взаимосвязано, все образует единую картину “родины любимой” во всем многообразии ее оттенков. Это и является высшим идеалом поэта.
Поэма “Анна Снегина” (1915) стала во многом итоговым произведением, в которой личная судьба поэта осмыслена с судьбой народной.

Уйдя из жизни в 30 лет, Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство, и пока живет земля, Есенину - поэту суждено жить с нами и “воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким “Русь”.