\ \ Социологическая структура физической культуры и спорта. Ролевая теория личности

Социальные отношения - относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами как представителями больших социальных групп, обусловленные общественно принятыми нормами или общественным порядком.

В обществе существует многообразие социальных отношений.

Это самодостаточная и полная система

Социальные отношения функционируют в рамках системы социальных институтов и регулируются механизмом социального контроля.

Функциональная (статусно-ролевая) связь между взаимодействующими индивидами (организациями), предмет отношения, субъекты (индивиды, акторы) отношений, система обязанностей и долженствований, норма, интерес, общая ценность, причина возникновения отношения - все это составляет структуру социальных отношений.

Содержание социального отношения, по мнению М.Вебера, может быть самым различным: борьба, вражда, любовь, дружба, уважение, рыночный обмен, «выполнение» соглашения, «уклонение» или отказ от него, соперничество экономического, эротического или какого-либо иного характера; сословная, национальная или классовая общность. Социальным «отношением» он именовал поведение нескольких людей, соотнесенное по своему смыслу друг с другом и ориентирующееся на это.

По видам различают классовые, национальные, этнические, групповые и личностные социальные отношения. По форме они могут быть длительными и кратковременными, необходимыми и случайными, непосредственными и опосредованными, наблюдаемыми и ненаблюдаемыми, конкурентными, конфликтными и мирными, совместимыми и антагонистическими, индивидуальными и групповыми.

Классификация социальных отношений

по субъекту:

индивидуальные

межличностные

внутригрупповые

межгрупповые

международные

по объекту:

экономические

политические

правовые

управленческие

социокультурные

семейно-бытовые

по модальности:

сотрудничество

взаимопомощь

соперничество

конкуренция

конфликты

субординация

по стандартизации:

формальные и неформальные

официальные и неофициальные

по времени:

кратковременные и долговременные

постоянные и случайные

по функциональности:

отношения зависимости

отношения власти

отношения господства

отношения подчинения

Самая характерная особенность социальных отношений заключается в том, что они в большинстве случаев не являются симметричными .

Социальные отношения проявляются в определенных видах взаимодействий между людьми, в процессе которых эти люди реализуют свои социальные статусы и роли.

Итак, статусы связаны между собой социальными функциями, которые проявляются через социальные отношения. Функции и отношения, наподобие цемента и песка, создают прочный раствор, скрепляющий социальную структуру.

Индивиды, выполняющие социальные роли, вступают между собой в социальное взаимодействие. Это регулярный, повторяющийся длительное время процесс решения каких-либо задач, например, связанных с кооперацией или конкуренцией. Вытеснение конкурента с компьютерного рынка представляет собой социально-экономическое взаимодействие множества агентов, действующих явно или скрыто.

Социальное взаимодействие - процесс воздействия индивидов, социальных групп или общностей друг на друга в ходе реализации их интересов.

Регулярно повторяющиеся социальные взаимодействия кристаллизуются в социальные отношения. Учитель - постоянная функция (т.е. социальная позиция в обществе), как обучение - регулярное взаимодействие. Только тогда оно становится социальным. Взаимодействие, действие, поведение, роль - все это очень близкие, даже родственные понятия.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.

Общественные отношения

Обще́ственные отноше́ния (социа́льные отноше́ния ) - это различные социальные взаимосвязи, возникающие в социальном взаимодействии, связанные с положением людей и функциями, выполняемыми ими в обществе.

Определения

Данное словосочетание имеет различные определения, некоторые представлены ниже:

  • Общественные отношения представляют собой совокупность социально значимых связей между членами общества.
  • Общественные отношения (социальные отношения) - отношения людей друг к другу, состоят в исторически определенных общественных формах, в конкретных условиях места и времени.
  • Общественные отношения (социальные отношения) - отношения между социальными субъектами по поводу их равенства и социальной справедливости в распределении жизненных благ, условий становления и развития личности, удовлетворения материальных, социальных и духовных потребностей.
  • Общественные отношения - это те отношения, которые устанавливаются между большими группами людей. За сферой проявления общественные отношения можно разделить на: экономические, политические, духовные, социальные.

История

Социальные отношения проявляются лишь в определенных видах взаимодействий между людьми, а именно - социальных, в процессе которых эти люди воплощают свои социальные статусы и роли в жизнь, а сами статусы и роли имеют достаточно четкие границы и весьма жесткие регламентации. Общественные отношения придают взаимную определенность социальным позициям и статусам. Например, отношения в торговле между основными факторами - это взаимная определенность продавца и покупателя в процессе осуществления сделки (купли-продажи).

Таким образом, социальные отношения тесно связаны с социальными взаимодействиями, хотя это не тождественные понятия, обозначающие одно и то же. С одной стороны, социальные отношения реализуются в социальных практиках (взаимодействиях) людей, с другой стороны, социальное отношение представляет собой предпосылку социальных практик - устойчивую, нормативно закрепленную социальную форму, через которую становится возможной реализация социальных взаимодействий. Социальные отношения определяющим образом воздействуют на индивидов - направляют и оформляют, подавляют или стимулируют практики и ожидания людей. В то же время социальные отношения являются «вчерашними» социальными взаимодействиями, «застывшей» социальной формой живой человеческой жизнедеятельности.

Особенностью социальных отношений является то, что по своему характеру они и не объект-объектны, подобно отношениям между объектами в природе, и не субъект-субъектны, подобно межличностным отношениям - когда человек взаимодействует с другим целостным человеком, а субъект-объектны, когда взаимодействие происходит лишь с социально отчужденной формой его субъективности (социальное Я) и сам он в них представлен частичным и нецелостным социально действующим субъектом (социальным агентом). Общественные отношения в «чистом виде» не существуют. Они воплощаются в социальных практиках и всегда опосредованы объектами - социальными формами (вещами, идеями, социальными явлениями, процессами).

Понятие и виды социальных отношений

Общественные отношения могут возникать между людьми, которые непосредственно не контактируют и даже могут не знать о существовании друг друга, а взаимодействия между ними будут осуществляться через систему институтов и организаций, но не благодаря субъективному ощущению обязанности или намерению поддерживать данные отношения.
Социальные отношения - это система многообразных устойчивых взаимозависимостей, возникающих между отдельными индивидами, их группами, организациями и общностями, а также внутри последних в процессе их экономической, политической, культурной и т. п. деятельности и реализации ими своих социальных статусов и социальных ролей.

Можно утверждать, что общественные отношения возникают:

  • как отношения человека с обществом, общества с человеком;
  • между индивидами как представителями общества;
  • между элементами, компонентами, подсистемами внутри общества;
  • между различными обществами;
  • между индивидами как представителями различных социальных групп, социальных общностей и социальных организаций, а также между индивидами с каждой и внутри каждой из них.

Проблемы определения

Несмотря на то, что термин «социальные отношения» является широко употребляемым,
ученые не пришли к общему выводу относительно их определения.

Встречаются определения социальных отношений через конкретизацию того, между кем и по поводу чего они возникают:

  • Общественные отношения (социальные отношения) - отношениялюдей друг к другу, складывающиеся в исторически определенных общественных формах, в конкретных условиях места и времени.

Однако в любом случае под ними понимают устойчивые формы организации социальной жизни. Для характеристики социальной жизни нередко используется термин «социетальный», который характеризует общество в целом, всю систему общественных отношений.

Общественные отношения - это совокупность нормативно регулируемых нравами, обычаями и законами индивидуальных субъектно-субъектных и субъектно-объектных отношений, складывающихся под влиянием а) взаимной борьбы индивидов за объекты собственности, б) совместной жизнедеятельности на общей территории, в) генетической программы воспроизводства жизни, г) сотрудничества друг с другом на условиях общественного разделения труда в производстве, распределении, обмене и потреблении совокупного общественного продукта. См.: Бобров В. В., Черненко А. К. Правовая технология. - Новосибирск: ИЗд-во СО рАН, 2014. - с. 157.

Классификация

Существуют несколько классификаций общественных отношений. В частности, различают:

Социальные отношения складываются во всех сферах общественной жизни, функционируют в рамках системы социальных институтов и регулируются механизмом социального контроля.

Заглавная страница
абвгдеёжзийклмнопрстуфхцчшщъыьэюяґєії

Односторонние отношения

Определения выражения Односторонние отношения
Когда мы находим идентичное определение «Односторонние отношения» мы добавляем к рейтингу +1.
Сортировать: по оценкам | по дате

Односторонние договоры это такие, в которых все права имеются у одной стороны, все обязанности лежат на другой стороне (пример: договор займа, у заимодавца есть право требовать, а у заемщика есть только обязанность — вернуть заем).
Односторонние конъюнктивиты это конъюнктивиты типа sui generis.
Отношения между элитами и массами — масс-элипше отношения это социальные и политические отношения, имеющие сложную структуру.

И классовые отношения и национальные отношения это прежде всего ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ отношения.
Отношения собственности и отношения управления это не существующие рядом, параллельные отношения.
Но отношения это занятие для двоих. Но отношения это некие обязательства (не обязанности) перед друг-другом.
БД-отношения это отношения постоянных Тематических партнеров, практикующих БД-составляющую БДСМ, при которой идет строго сессионная передача прав.
И отношения это только маленькая часть вашей жизни.
Отношения М и Ж это не тупой перепих, в котором, кстати, 20-25-летние девушки проиграют 35-40-летним женщинам в силу меньшей сексуальности.

Социальное взаимодействие и общественные отношения

Общество как систему отличает тесная взаимосвязь и взаимообусловленность всех его элементов и подсистем.

17. Социальные отношения: определение, виды

Точно также как и в природе, все является частью единого комплекса. Такого, что, затронув или уничтожив один из его компонентов, можно поставить под угрозу самое существование природного мира.

Сложная система социальных связей и взаимодействий пронизывает все сферы общества сверху донизу. Принимая какое-либо политическое решение, мы сможем проследить его последствия во всех сферах. Приведем пример из нашего недавнего прошлого. Проведение приватизации и разгосударствления в экономике, введение рыночных отношений привели к слому старой однопартийной политической системы, изменению всей системы законодательства. Существенные изменения произошли также и в сфере духовной культуры.

Рассмотрим более обстоятельно основные понятия и определения, связанные с характеристикой социальных связей и отношений.

Основными типами социальных связей выступают функциональные и причинно-следственные. Причинно-следственные связи выделяются в том случае, когда одно из явлений вызывает к жизни другое, является его основой. Проще всего такие связи можно проиллюстрировать на примерах взаимодействия основных сфер жизни общества.

Приведите примеры причинно-следственных связей в развитии общества.

Функциональные связи прослеживаются во взаимообусловленности целей и задач, осуществляемых обществом и его отдельными элементами. Например, задача производства жизненных благ неотделима от распределения результатов труда, воспроизводства и социализация человека, осуществления управления и т.д.

И причинно-следственные и функциональные связи всегда реализуются в единстве. Первые можно представить в виде вертикали, так как одно явление предшествует другому во времени. Вторые формируются в один и тот же момент времени.

Для осуществления своих целей и задач общество конструирует систему общественных отношений – коммуникаций и соответствующие структуры – социальные институты. Под общественными отношениями понимаются отношения, возникающие между группами людей и внутри них в процессе жизнедеятельности общества. В соответствии с разделением общества на подсистемы – сферы ученые выделяют экономические, социальные, политические, духовные. К примеру, отношения в сфере распределения материальных благ являются экономическими, отношения в сфере управления обществом, принятии решений по согласованию общественных интересов можно назвать политическими.

По своему характеру эти отношения могут быть солидарными (партнерскими), основанными на согласовании интересов сторон, или же конфликтными (конкурентными), когда интересы участников противоположны. Кроме того, отношения различаются и по уровню взаимодействия: межличностные, межгрупповые и межнациональные. Но ряд их элементов остается всегда неизменным.

В структуре любого отношения можно выделить:

— участников (субъекты);

— значимый для них объект;

— потребности (отношения субъект – объект);

— интересы (отношения субъект – субъект);

— ценности (отношения между идеалами взаимодействующих субъектов).

Характер общественных связей и отношений меняется в процессе общественной эволюции, по мере изменения общества.

Основные исследовательские программы в обществознании: натуралистическая, культуро-центристская, психологическая, классического и постклассического марксизма, социального действия М.Вебера и др.

Для того, чтобы разобраться я накопленном эмпирическом материале и объяснить мировую историю. Макс Вебер (1864 — 1920) разрабатывает; концепцию идеальных типов, представляющих собой своеобразные схемы, модели для приемлемого и удобного отражения различных периодов истории человеческой цивилизации.

Социальные отношения

Условно разделяя всю историю на три больших периода: традиционный, феодальный н капиталистический, он считает, что общим для них является наличие господства одних людей над другими, а вот формы господства и причины их порождающие были различны. Вебер выделяет три типа господства: традиционное, харизматическое и рациональное. В античном обществе отношения между господином к подчиненным определялись не экономическими или административными принципами, а чувством традиционного долга, преданности подчиненных своему господину, Харизматическая форма господства полностью обусловлена личными достоинствами правителя, которые в глазах его окружения и подчиненных могут выглядеть сверхъестественными. Харизматическое правление, по своей сути, иррационально, так как не регламентируется какими-либо правилами, и оно существует до тех пор, пока правитель пользуется популярностью и довернем у народа. Самой совершенной формой господства и управления Вебер считал капитализм, так как при капитализме больше, чем при какой-либо другой форме, проявляется рациональный, разумный подход. Его суть заключается в том, что решения, принимаемые властью, носят обдуманный характер и, что особенно важно, в качестве таковых они воспринимаются другими людьми. Члены общества признают за государственной властью законное право на принятие тех или иных решений, а себе считают обязанными их выполнять. Таким образом, понимание общества предполагает учет и критическое переосмысление прошлого и настоящего в соответствии с реалиями современной историк

Общество как система социальных отношений. Типы социальных структур (классовая, этническая, демографическая)

Общество представляет собой сложноорганизованную социальную систему, в которой представлена совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, выражающих их всестороннюю зависимость друг от друга. В качестве социальной системы может выступать отдельная личность и группы людей, находящиеся в непосредственном контакте; социальные институты и учреждения, основанные на формальных и неформальных правилах, принципах, нормах и определяющие конкретные социальные роли индивидов; этнические или национальные общности; государства или группы государств; некоторые подсистемы общества - экономические, политические, правовые и т. д.

Представление об обществе и природе как упорядоченном, целостном, гармоничном космосе сформировалось еще в античности.
В XIX-XX вв. проблема системности общества стала предметом специального исследования таких мыслителей, как О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс.

В конце 60-х - начале 70-х гг. XX в. идеи об обществе как едином, целостном организме, как и о других сложных самоорганизующихся системах, о мире в целом получили рациональное обоснование в синергетике (Г. Хакен, И. Пригожин и др.), в рамках которой исследуется совместное действие многих подсистем самой различной природы, в результате которого возникает структура и соответствующее функционирование (Г. Хакен).

С точки зрения наработанных в современной философии и науке подходов, общество характеризуется как сложноорганизованная, саморазвивающаяся открытая система, включающая в себя отдельных индивидов и социальные общности, объединенные кооперативными, согласованными связями и процессами саморегуляции, самоструктурирования и самовоспроизведения.

В структуре общества выделяют такие социально-этнические общности людей, как род, племя, семья, народность, нация, этнос, классы и др.

Социальная структура общества исторически изменяется. Все ее элементы находятся в постоянном движении, развитии, обусловленном необходимостью добывания, производства средств жизни. Так, если в первобытном обществе средствами существования являлись примитивные орудия труда,
исключавшие получение прибавочного продукта, то и социальная организация людей была простейшей, а именно - родовой организацией. Род - кровнородственное объединение людей, являвшееся основной социальной, производительной и этнической ячейкой первобытного общества.

С развитием общественного производства и расширением общественных связей происходит объединение нескольких родов в племя , а затем в союзы племен . Племя имело общую собственность, общее управление, общие черты быта и некоторую общую хозяйственную деятельность.

Общность людей, проживающих на одной территории, связанных общими хозяйственной деятельностью, языком, особенностями психического склада, некоторыми чертами быта, культуры и образа жизни, закрепленных в обычаях, нравах, традициях, характеризуют как народность и нацию. Однако между ними имеются существенные различия. Предпосылкой становления народности являются союзы племен, миграция населения, близость языка. Важнейшим объединяющим началом выступает территория проживания племен, составляющих народность.

Нация (от лат. natio - племя, народ) - исторически сложившаяся полиэтническая, политическая и социокультурная общность людей, для которой характерно наличие единой территории, экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и менталитета. Это динамическая общность людей, главное отличие которой от народности и других общностей состоит в обретении ею политической и государст-венной самостоятельности. Нация наследует общий для составляющих ее народностей язык; общность психического склада; специфические черты культуры, отличающие ее от культуры других народов; сформировавшийся устойчивый образ жизни; традиции; общность исторических судеб и развитое этническое самосознание.

Этнос - группа людей, объединенных длительным совместным проживанием на определенной территории, общим языком, культурой и самосознанием. Решающую роль в динамике этносоциальных групп сыграли труд, производство материальных благ, развитие производи-тельных сил. На основе этих посылок была разработана классовая теория, которая структурирует все многообразие социальных групп по их роли в процессах общественного производства, распределения и потребления материальных благ. Главный признак класса - экономический, так именно отношение к средствам производства, формы собственности определяют и формы классового деления.

Классы , по определению В. И. Ленина, это - «большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают». Вопрос о классах и сегодня остается предметом споров и дискуссий. Одни исследователи утверждают, что классы исчезают уже в условиях капитализма, другие пытаются доказать, что классовая борьба - это естественное состояние общества, которое будет существовать вечно. Третьи отрицают существование классов, отмечая, что общество состоит из слоев, страт.

Если классы имеют прямое отношение средствам производства, то группы, имеющие опосредованное отношение к ним, называются прослойкой. Примером прослойки является интеллигенция - группа людей. Занимающихся умственным трудом, пополняющая свои ряды выходцами из различных классов. В обществах доиндустриального типа помимо классовой структуры присутствует и сословная структура. Для нее характерна иерархия нескольких сословий, выраженная в неравенстве их положения и привилегий.

Сословия - это социальные группы, обладающие закрепленными в обычаяе или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Например, сословия мещан, дворян, купечества, духовенства.

В условиях современной техногенной цивилизации наблюдается быстрая эволюция социальных групп. Так, например, возрастает доля высококвалифицированных рабочих - «белых воротничков», исчезает традиционное крестьянство, возрастает роль социальных прослоек, связанных со сферой услуг. В связи с этим разрабатывается теория социальной стратификации.

Страта - это интенсивно-мобильная группа, характеризующаяся определенным уровнем доходов, образования, спецификой трудовой деятельности, образа жизни, организации досуга, но главное - распределением профессионально-ролевых функций. В отличие от всех других
социальных групп страта является самой открытой системой, поэтому устойчивость социального статуса индивида обеспечивается его собственными усилиями. Социальная структура при этом предстает как многоуровневая совокупность страт с нестрого очерченными границами.

Кроме социально-этнических факторов при структурировании общества выделяют демографические факторы.

Центральной категорией в осмыслении демографической структуры общества является понятие «народонаселение». Народонаселение - это непрерывно воспроизводящая себя общность людей. Население - предпосылка и субъект исторического процесса. От численности населения, плотности его расселения, темпов роста, половозрастной структуры, здоровья, миграционной подвижности зависит общественный прогресс. Проблемы народонаселения неразрывно связаны со всеми компонентами социального организма. Ускорение темпов экономического роста в значительной мере зависит от общей численности населения и качества работников. В связи с усложнением производства повышаются требования к здоровью работающих, так как именно оно определяет генофонд нации. Демографические характеристики влияют на облик общества в целом, обеспечивая его прогрессивное развитие, или вызывая его деградацию. Так, при снижении численности населения до критического минимума общество уже не способно воспроизвести социальные отношения во всей их полноте.

Человек – существо общественное, поэтому и оценивать свойства личности нужно в системе социальных отношений, так как здесь будут проявляться важные черты человеческого характера. А раз так, то стоит разобраться, что такое социально-психологические отношения и какими они бывают.

Признаки социальных отношений

Общественные (социальные) отношения – это разнообразные формы взаимозависимостей, которые возникают при взаимодействии людей друг с другом. Особенностью социальных отношений, отличающей их от межличностных и других видов отношений, является то, что люди предстают в них только как социальное «Я», которое не является полным отражением сущности конкретного человека.

Таким образом, главным признаком социальных отношений является установление устойчивых взаимосвязей между людьми (группами людей), которые позволяют членам общества реализовывать свои социальные роли и статусы. Примерами социальных отношений могут служить взаимодействия с членами семьи и коллегами по работе, общение с друзьями и преподавателями.

Виды социальных отношений в обществе

Существуют различные классификации социальных отношений, а потому и их видов немало. Давайте рассмотрим основные способы классификации отношений такого рода и дадим характеристику их некоторым видам.

Социальные отношения классифицируют по следующим признакам:

  • по объему власти (отношения по горизонтали или вертикали);
  • по владению и распоряжению собственностью (сословные, классовые);
  • по сферам проявления (экономические, религиозные, моральные, политические, эстетические, правовые, массовые, межличностные, межгрупповые);
  • по регламентированности (официальные и неофициальные);
  • по внутренней социально-психологической структуре (когнитивные, коммуникативные, конативные).

Некоторые из видов социальных отношений включают в себя группы подвидов. Например, официальные и неофициальные отношения могут быть:

  • долгосрочными (друзья или коллеги);
  • кратковременными (случайные знакомые);
  • функциональными (исполнитель и заказчик);
  • постоянными (семья);
  • учебными;
  • субординационными (начальство и подчиненные);
  • причинно-следственными (жертва и преступник).

Применение конкретной классификации зависит от целей и задач исследования, причем для того, чтобы охарактеризовать то или иное явление может использоваться как одна, так и несколько классификаций. Например, для характеристики социальных отношений в коллективе логично будет использовать классификацию, опирающуюся на регламентацию и на внутреннюю социально-психологическую структуру.

Личность в системе социальных отношений

Как уже говорилось выше, конкретный вид социальных отношений рассматривает только одну из сторон личности человека, поэтому, когда требуется получить более полную характеристику, необходимо принимать во внимание систему социальных отношений. Так как эта система находится в основе всех личностных свойств человека, она определяет его цели, мотивацию, направленность его личности. А это дает нам представление об отношении человека к людям, с которыми он общается, к организации, в которой он работает, к политическому и гражданскому строю своей страны, к формам собственности и т.д. Все это дает нам «социологический портрет» личности, но не стоит рассматривать эти установки как какие-то ярлыки, которые общество наклеивает на личность. Эти черты проявляются в действиях, поступках человека, в его интеллектуальных, эмоциональных и волевых свойствах. Психология здесь неразрывно связана с психологией, поэтому-то анализ психологических свойств личности должен производиться с учетом положения человека в системе социальных отношений. ют.

Личность – это форма, способ бытия, особое состояние жизни, находка ее эволюции. Я бы сказал так, что личность – это “крупная мысль природы”. Самонастраиваемость ее проявлений не зависит от всезнания или от каких-либо высших ориентиров… Понимаете, ведь главная страсть человека – это быть, исполниться, состояться.

М.К. Мамардашвили

Социологическое понимание личности. Ролевая теория личности.

Личность изучается в целом комплексе социальных и гуманитарных наук – это понятие сложное и междисцилинарное. Каждая из социальных и гуманитарных дисциплин выделяет собственное предметное поле изучения личности. В качестве предмета социологического изучения личности можно выделить следующие составляющие:

1. Личность как объект социального воздействия: становление личности, социализация личности, ролевые ожидания.

2. Личность как субъект социального действия, социальных отношений: социальные установки личности, социальная идентичность личности.

Различные социологические теории подчеркивают различные аспекты соотношения личности и общества, а также личности и различных социальных общностей. В качестве основных концептов соотношения личности и общества можно выделить следующие:

Личность как субъект социального действия. (Понимающая социология, М.Вебер).

Основой социального действия М.Веберсчитает рациональность и выделяет два типа рационального действия – ценностно-рациональный и целерациональный. Ценностнорациональный тип социального действия основывается на утверждении личностью определенных ценностей (моральных, религиозных). Целерациональный тип социального действия представляет собой достижение цели посредством использования рационально осмысленных средств достижения. Кроме рациональных типов социального действия М.Вебер выделяет два нерациональных - аффективный тип, основанный на эмоциях и традиционный, основанный на подражании. Личность с точки зрения понимающей социологии определяется как идеальный тип социального действия. Так, в отношении политической власти М.Вебер выделяет типы политического лидерства, соответствующие типам социального действия: официально-легальный (целерациональный тип), традиционный и харизматический (аффективный тип).

Личность как носитель смыслов жизненного мира.(Феноменологическая социология, А.Шюц)

С точки зрения феноменологии, личность – это прежде всего носитель смыслов собственного жизненного мира. Жизненный мир личности можно определить как сферу сосуществования с другими людьми в общих культурных и символических смыслах. Жизненный мир можно структурировать по уровням и степени проявления объективного и субъективного начал – субъективный, интерсубъективный и объективный уровни. Интерсубъективный уровень представляет собой переход от личного, субъективного уровня к объективному, социокультурному и находит свое выражение в коммуникации. Интерсубъективный мир – это привычный социальный мир, который создается в результате взаимодействия между людьми, принадлежащими к одной социальной группе – «домашней группе».

Личность как субъект социального конфликта (марксизм).

Понимание личности в марксизме имеет для российского общества особенное значение, поскольку довольно значительный период российской истории связан с попыткой практического применения марксизма и целым рядом соответствующих социальных практик. Принципиальной теоретической характеристикой понимания личности в марксизме является детерминированность личности общественными и, в первую очередь, производственными отношениями. Личность в таком теоретическом контексте становится прежде всего носителем качеств, которые формирует в ней принадлежность к определенному классу – социальной общности, определяемой отношением к средствам производства.. Таким образом, можно говорить о личности крестьянина, феодала, капиталиста, пролетария. Поскольку в марксизме отношения между классами понимаются как социальный конфликт , личность как представитель класса является субъектом классовой борьбы.

Личность как субъект социального взаимодействия. (Символический интеракционизмДж.Г.Мид)

Если Веберовская понимающая социология рассматривает способ связи личности и общества как социальное действие, то теория символического интеракционизма продвигается вглубь действующего субъекта. В символическоминтеракционизме личность (самость) понимается как сложная структура, состоящая из двух взаимодействующих подсистем – внутренней психической сущности и интернализированных социальных норм. Первая подсистема обладает определенной устойчивостью, вторая способна меняться в зависимости от внешних воздействий. Таким образом, взаимодействие происходит на двух уровнях – внутреннем и внешнем. Для обозначения внешнего взаимодействия Дж. Г. Мид вводит понятие обобщенного другого – второй стороны взаимодействия, которая представлена системой транслируемых символов, через которые передаются нормы, и прежде всего определенным языком. Именно благодаря принятию индивидами установки или установок обобщенного другого становится возможным существование универсума дискурса как той системы общепринятых или социальных смыслов, которую в качестве своего контекста предполагает мышление. Присвоенную систему социальных символов можно назвать социальной идентичностью личности. Так, например, посредством взаимодействия с обобщенным другим как данным с рождения этносом, усвоением определенного языка с заложенными именно в нем смыслами, формируется этническая идентичность. Можно сказать, что индивид становится личностью по мере приобретения способности быть участником ряда окружающих его дискурсов – национального, политического, религиозного и т.д.

В символическом интеракционизме большое внимание уделяется формированию личности. Дж. Герберт Мид выделяет две основные ступени развития личности в процессе взаимодействия собобщенным другим – игру и соревнование. Если на стадии игры ребенок имеет дело с воплощенными отдельными символами – игрушками и усваивает отдельные нормы (например, кукла для девочки символизирует понимание красоты), то в стадии соревнования происходит организация отдельных норм в единую систему. Именно в соревновании индивид становится взаимодействующим субъектом, личностью, не просто усваивающей, но и собственным, уникальным способом реагирующей на другого.

Таким образом, символическийинтеракционизм придает значение не только внешним, но и внутренним процессам взаимодействия и предлагает зеркальную Я-концепцию. Ч. Кули выделяет три основных элемента Я-концепции: образ нашего облика в представлении другого человека, образ его суждения о нашем облике и какое-то самоощущение, например гордость или унижение.

Ролевая теория личности.

Важное место в социологическом объяснении личности занимает ролевая теория личности. Основные положения этой теории были сформулированы американскими социологами Дж. Мидом и Р. Минтоном, разрабатывались Р. Мертоном и Т. Парсонсом.

С точки зрения ролевой теории личности социальное поведение описывается следующими основными понятиями: «социальный статус» и«социальная роль» .Социальный статус и социальная роль соотносятся как статическая и динамическая социальные характеристики личности. Статус – положение в социальной структуре, роль – поведение. Статус объективен по отношению к личности, роль имеет признаки субъективности, статус занимают, роль выполняют, играют. В норме статус и роль совпадают, так, например, женщина, родившая ребенка получает статус матери и выполняет роль матери. Девиантное поведение связано с расхождением статуса и роли – так, например, женщина может иметь статус матери, но не заботиться о своем ребенке, оставив попечение о нем бабушкам. Может быть и обратная ситуация, в данном примере связанная с положительным девиантным поведением – женщина, не имея статуса матери, например, вторая жена отца ребенка фактически выполняет роль матери. Таким образом, ролевое поведение оценивается именно как соответствующее или не соответствующее определенному социальному статусу. Социальную роль можно рассматривать в двух аспектах: ролевого ожидание (экспектация) и ролевое исполнение (игра).

Поскольку социальная роль имеет субъективную составляющую, постольку она более сложна по своей структуре и именно выполнением социальных ролей можно охарактеризовать личность с социологической точки зрения. Структура социальной роли предложена американским социологом Т. Парсонсом:

1) эмоциональность - одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие - раскованности;

2) способ получения - одни предписываются, другие достигаются;

3) масштаб - одни роли предполагают узкий спектр взаимодействия, другие – широкий;

4) мотивация – каждая роль предполагает определенное внешнее и внутреннее стимулирование, соответствующее потребностям, удовлетворяемям в процессе исполнения роли;

5) степень формализации – выполнение одних ролей нормативно прописано (например, должностными инструкциями), других – более свободно.

Российский социолог П.И.Смирнов выделяет в структуре социальной роли следующие компоненты: ценности, мастерство, полномочия. Ценности представляют собой наиболее значимый и устойчивый компонент социальной роли: роль существует пока существует ценность. Мастерство - самый неустойчивый и быстро изменяющийся компонент социальной роли.

Знания умения и навыки могут быть различны у исполнителей одной социальной роли и совпадать у исполнителей разных ролей. Полномочия представляют собой определенный набор прав и обязанностей, который связан с социальным контролем, с возможностью применения позитивных и негативных социальных санкций. Полномочия социальной роли свидетельствуют о возможности принимать решения. При недостатке какого-то из компонентов социальной роли возникают искажения в исполнении социальной роли. При неусвоении ценностей социальной роли проявляются типы: «делец», «наемник», «временщик», то есть типы в которых представлено только внешнее исполнение роли. При недостаточном овладении мастерством исполнители ролей превращаются в плагиаторов, эксплуататоров, шарлатанов. Если исполнитель социальной роли превышает свои полномочия, то он превращается в узурпатора, если недостаточно полномочий, то исполнение социальной роли трансформируется в человекоугодие, низкопоклонство.

Поскольку одна личность как носитель социальных набора ролей может сталкиваться с различными и, вероятно, противоположными ожиданиями относительно своего поведения, постольку может формироваться ролевой конфликт. Классическим примером ролевого конфликта является совмещение социальных ролей матери и профессионала. Роль матери очень масштабна и требует постоянного приоритетного внимания к ребенку, при этом роль профессионала может требовать обязательного присутствия на рабочем месте. Для помощи в таком типичном ролевом конфликте общество создает особые механизмы – различные права и льготы для работающих матерей.

С точки зрения ролевой теории личности всю деятельность в обществе, осуществление функций всех социальных институтов можно представить как результат исполнения всех социальных ролей всеми личностями данного общества.

Социализация личности

Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, в результате которого индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества. Иными словами именно процесс социализации как бабочку из куколки превращает индивида в личность. При этом процесс социализации включает в себя не только пассивное восприятие воздействия общества со стороны индивида, но и его активное участие в соответствии с природными задатками.

В процессе социализации можно выделить более узкую область, связанную с целенаправленным, планомерным воздействием на становление личности со стороны других людей. Такой процесс, своего рода сознательное ядро социализации называется воспитанием.

Таким образом, сущность социализации можно определить как двусторонний процесс, который, с одной стороны, включает в себя усвоение индивидом социального опыта посредством вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны - активное воспроизводство социальных связей. При такой интерпретации понятия социализации достигается понимание человека одновременно как объекта, так и субъекта общественных отношений.

Усвоение социальных норм в процессе социализации – не механический внешний процесс, социальные нормы внедряются в структуру личности, начинают восприниматься как собственные, их значение не отделяется от личностных смыслов. Такое вхождение социальных норм в структуру личности называется интернализацией . Интернализированные социальные нормы становятся основанием самоконтроля как главной составляющей социального контроля. Без самоконтроля, возникающего в результате успешной социализации социальное взаимодействие было бы связано с тотальным внешним контролем и, в конечном счете, просто невозможно. Именно самоконтроль лежит в основе ответственности за семью, работы на совесть, гражданской солидарности.

Выделяют три сферы, в которых происходит становление личности: деятельность, общение, самосознание. Общей характеристикой всех этих сфер является расширение, умножение социальных связей индивида с внешним миром.

Деятельность как специфически человеческая форма активности, обладающая целенаправленностью является основой социализации. Только в процессе деятельности индивид приобретает и опробирует навыки умения и знания, помогающие добиваться поставленных целей и удовлетворять свои потребности, в том числе потребности высшего порядка – социальные и духовные. В процессе социализации происходит включение индивида в различные виды деятельности, овладение адекватными средствами деятельности. Важнейшим видом деятельности, в результате овладения которым индивид становится самодостаточной личностью является труд как способность производить необходимые блага.

Общение рассматривается в контексте социализации также со стороны его расширения и углубления. Расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми, специфику этих контактов на каждом возрастном рубеже. Что же касается углубления общения, это прежде всего переход от монологического общения к диалогическому, умение воспринимать информацию, взаимодействовать и понимать другого. С точки зрения особенностей общения социализацию делят на первичную и вторичную .

При первичной общество предоставляет тому, кто должен пройти социализацию, определенную совокупность значимых других, которых он должен принять в качестве таковых, не имея возможности выбрать других. Первичная социализация проходит в первичной социальных группах, где люди связаны между собой эмоциональными отношениями, привязаны друг к другу. Ребенок интернализирует мир своих значимых других не как один из многих возможных миров, а как единственно существующий и единственно мыслимый. Именно поэтому мир, интернализируемый в процессе первичной социализации, гораздо прочнее укоренен в сознании, чем миры, интернализируемые в процессе вторичной социализации. Вторичная социализация представляет собой интернализацию институциональных или институционально обоснованных “подмиров”.

Вторичная социализация требует приобретения специфического ролевого словаря, освоение поведения не просто в межличностных отношениях, но в рамках социальных институтов.

Третья сфера социализации - развитие самосознания личности, становление Я-концепции . Образ Я не возникает у человека сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. Самосознание личности включает три компонента:

познавательный (знание себя),

эмоциональный (оценка себя),

поведенческий (отношение к себе).

Развитие самосознания происходит в тесной связи с деятельностью и общением. Именно в процессе деятельности происходит коррекция Я-концепции и именно в процессе общения личность приобретает видение себя через отношение к себе других.

Таким образом процесс социализации может быть понят только как единство изменений всех трех сфер. Они, взятые в целом, создают для индивида «расширяющуюся действительность», в которой он действует, познает и общается, тем самым осваивая не только ближайшую микросреду, но и всю систему социальных отношений.

В основу следующей, более высокой формы общности - народности, легли уже не кровно-родственные, а территориальные, соседские связи между людьми. В. И. Ленин критиковал в свое время Н. К. Михайловского, не понявшего этого принципиального отличия народности от племени. По Михайловскому, народность есть просто разросшееся племя. Народность - это исторически сложившаяся общность людей, имеющая свой язык, территорию, известную общность культуры, зачатки экономических связей.

Во-первых, народности претерпевают в ходе своего развития самую настоящую метаморфозу. Встречающееся в литературе предложение различать первичную народность, возникшую непосредственно из разложения родоплеменных общностей, и вторичную, представляющую собой дальнейшее развитие первичной, позволяет подойти к анализу народностей конкретно-исторически.

Во-вторых, народности принадлежит определенное историческое место между родоплеменными общностями и нациями под углом зрения такого критерия, как степень развития внутриобщностных экономических связей. Эволюция сугубо натурального хозяйства в натурально-товарное как нельзя лучше выражает эти подвижки.

Формирование следующей, еще более высокой формы общности людей - нации - совершенно справедливо и в марксистской, и в немарксистской литературе связывается с развитием капитализма. Если такие предпосылки консолидации народностей в нации, как общность территории, общность языка, определенные черты культурной общности, зачатки хозяйственной целостности, можно обнаружить еще при феодализме, то становление общности экономической жизни связано уже с процессом генезиса и утверждения капитализма. Итак, нация характеризуется следующими признаками.

Во-первых, это общность территории. Люди и даже сравнительно большие группы людей, пространственно оторванные друг от друга в течение длительного времени, никак не могут принадлежать к одной и той же нации.

Во-вторых, к общности территории, для того, чтобы речь могла идти о нации, должна прибавиться и общность языка. Национальный язык - это общенародный разговорный язык, понятный для всех членов нации и прочно закрепившийся в литературе. Общность языка должна обязательно рассматриваться в неразрывной связи с общностью территории, хотя и этих двух признаков самих по себе тоже недостаточно для вывода о рассматриваемой социально-этнической общности как нации. Эти признаки обязательно должны дополняться еще одним.

Третьим основным признаком нации является общность экономической жизни. Общность экономической жизни возникает на основе хозяйственной специализации различных районов страны и упрочения торгово-обменных связей между ними. Этот процесс специализации различных районов, их усиливающейся хозяйственной зависимости друг от друга и был одновременно процессом экономической консолидации наций.

На базе исторически длительной общности территории, языка, экономической жизни формируется четвертый признак нации - общие черты психического склада, закрепленные в менталитете данного народа.

Особо следует остановиться на таком образующем понятие «нация» признаке, как национальное самосознание. Данный признак является субъективным по своей природе, и именно эта субъективность служит зачастую аргументом против его существенности. О нации как реально существующей и нормально функционирующей общности можно говорить только в том случае, когда признаки объективные дополняются четко выраженным национальным самосознанием. В противном случае можно говорить только об этническом происхождении людей, а не об их национальной принадлежности. Имеются индикаторы, позволяющие довольно точно определять уровень и степень национального самосознания. Но главными, интегрирующими, очевидно, являются самодистанцирование, признание различий между собой и представителями лиц иных национальностей, с одной стороны, и осознание неразрывных связей своего «я» с жизнью и судьбами данного этноса.

В качестве генеральной общности демографической структуры общества выступает народонаселение - непрерывно воспроизводящая себя совокупность людей. В этом смысле говорят о народонаселении всей Земли, отдельной страны, региона и т.д.

Существуют две линии взаимодействия демографических и экономических процессов и состояний:

I. население → экономика

II. экономика → население

Что касается последней, то она, во-первых, лучше отражена в литературе, а во-вторых, лежит ближе к поверхности вещей и потому легче улавливается обыденным сознанием.

Ускорение или замедление темпов экономического развития зависит уже от такого показателя, как общая численность населения.

Заметное влияние на экономику оказывает и плотность народонаселения. В регионах с редким населением затруднено разделение труда, и доминирующей остается тенденция к сохранению натурального хозяйства, экономически невыгодным является наращивание информационно-транспортной инфраструктуры (строительство шоссейных и железных дорог, прокладывание кабельных коммуникаций и т.д.).

К числу наиболее активно воздействующих на экономику демографических факторов относятся темпы роста народонаселения, тем более что это - фактор сложный, определяемый не только показателями естественного прироста населения, но и его половозрастной структурой, а также темпами и направлением миграции. Для нормального развития общества и, прежде всего его экономики одинаково вредны и стремящиеся к минимуму и стремящиеся к максимуму темпы роста народонаселения. При крайне низких темпах роста воспроизводство личностного элемента производительных сил происходит на суживающейся основе, что сказывается и на величине совокупного национального продукта, а значит и национального дохода. При чрезмерно высоких темпах роста народонаселения развитие экономики тоже замедляется, ибо все более значительная часть совокупного продукта и национального дохода отторгается просто на физическое сохранение вновь родившихся.

Результат в обоих случаях один - усиление миграции, наносящее ущерб экономике.

Воздействие демографических факторов дает себя знать не только в экономике: трудно назвать такой компонент социума, в котором бы оно не обнаруживалось.

Самой чуткой в этом отношении из всех надстроечных сфер является, пожалуй, мораль. Любой сбой в демографических отношениях, а тем более в демографической структуре в целом, тут же откликается в практике нравственных отношений и - в рефлексированном виде - в нравственной психологии и этике. Достаточно вспомнить моральные последствия Отечественной войны, связанные с обвалом семейной структуры общества, распадом многих миллионов семей. В определенном смысле в этом же направлении воздействует и миграция, в особенности, если она принимает гипертрофированный характер.

Трудности профессиональной и социокультурной адаптации, бытовая неустроенность, выход из-под морального контроля прежней социальной микросреды и возможность (в особенности на первых порах) анонимного поведения в новой служат почвой и фоном для сексуальной распущенности, пьянства и уголовных преступлений.

Демографические характеристики сказываются на облике общества в целом, облегчая его прогрессивное развитие, либо, напротив, вызывая его деградацию. Так, вслед за снижением численности населения до критического минимума общество становится неспособным воспроизводить социальные отношения во всей их полноте.

Итак, законы народонаселения представляют собой яркий пример того, как преобразуется биологическая форма движения материи, входя в состав социальной. В связи с этим законы народонаселения точней было бы называть биосоциальными. Раскрытие их сложного содержания остается важной задачей междисциплинарных исследований, включающих в себя и философское осмысление взаимодействия «социум - народонаселение», и реконструкцию конкретного развития демографической структуры общества силами историков.

Рассмотренные нами этническая и демографическая структуры общества биологичны по своему происхождению и первичным конкретно-историческим формам. В этом отношении поселенческая структура, будучи порождением причин сугубо социальных - общественных разделений труда, принципиально от них отличается.

Поселенческая структура есть пространственная форма организации общества. Это понятие выражает отношение людей к территории их обитания, а еще точнее - отношения людей между собой в связи с их принадлежностью к одному и тому же либо к разным типам поселения (внутрисельские, внутригородские и межпоселенческие отношения). Здесь мы обнаруживаем отличие, дифференцирующее поселенческую структуру от других структур: люди, принадлежащие к разным этносам, разным классам, разным возрастным и профессионально-образовательным группам, как правило, не оторваны друг от друга пространственно, напротив, именно сосуществование в едином пространстве делает возможным взаимодействие между ними и нормальное функционирование общества в целом. По поселенческому же принципу индивиды размежеваны в пространстве - они, в зависимости от типа поселения, являются либо горожанами либо селянами.

Каждый из основных типов поселения - деревня и город - может быть правильно понят только в условиях соотносительного рассмотрения, при скрупулезном их сравнении друг с другом. При этом город может быть избран в качестве зеркала, в которое смотрится общество, чтобы понять, что оно приобрело и что потеряло в результате выделения городов из некогда абсолютно сельского социального пространства.

Все связи, отношения, взаимодействия, элементы и сферы жизни общества находятся в процессе изменений и преобразований разной природы и характера. Общество, являясь продуктом общественных отношений, вместе с тем является и активным субъектом отношений, действий и взаимодействий между элементами, входящими в его структуру.

1. Понятие личности в социологии

Социология как наука об обществе стремится установить зако­номерности общественного развития, понимая общество как про­дукт взаимной деятельности и связи людей. В этом стремлении она не может не интересоваться и самим человеком как основным элементом общества.

Проблема изучения человека в социологии является одной из центральных, поскольку каждый социолог для понимания сущ­ности социальных явлений, системы взаимосвязей людей в обще­стве обязан понять, что движет поступками человека. Социальное поведение личности, таким образом, представляет собой основу понимания жизни всей социальной группы или общества.

Рассматривая человека с социологической точки зрения, необ­ходимо, прежде всего, указать на те особенности человека, кото­рые дают ему возможность создавать общество как специфичес­кое объединение человеческих существ. Такими особенностями принято считать: творчество, свободу и социальность. Творчес­тво - это субъективный акт, в котором субъект опредмечивает себя, превращает мир ценностей в мир реальности. Свобода, как существенное свойство человека, - есть выбор между нескольки­ми возможностями, выбор, совершаемый не только на основе пси­хологической свободы, но и на основе создаваемых им духовных творений. Социальность - это такое свойство человека, которое направлено на других людей и существует потому, что существуют другие люди. Оно имеет наибольшее значение для социологии. В то же время социология, изучая социальность человека, присущую человеческой природе и созданную в обществе, не имеет права за­бывать о самосознании человека, его свободе и творчестве.

Поскольку социологию человек интересует прежде всего не как продукт природы, а как продукт общества, то для нее важ­нейшее значение имеет категория не «человек», а «личность». Ис­ходя из такого взгляда на человека можно дать социологическое определение личности: личность есть общественное существо, которое своим деятельным отношением к природе реализует себя как творческий, свободный субъект, объединяющийся с другими людьми и живущий в социальных группах, в которых он обес­печивает условия своего биологического и социального бытия. Социология, таким образом, занимается изучением закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляции и са­морегуляции социального поведения личности.

Такой подход позволяет рассмотреть проблему «личность и общество» в двух основных относительно независимых, но тесно связанных ракурсах.

Первый нацелен на осмысление того, каким образом устроена социальная жизнь, как социальные институты, общности, обще­ство в целом соотносятся с потребностями единичной личности, насколько первые должны и могут выражать ее интересы или они независимы от нее, подчиняются исключительно собственной ло­гике развития.

Второй ракурс проблемы «личность и общество» - как лич­ность взаимодействует с другими в конкретном социуме, спо­собна ли она проявить свою независимость, автономность, или общество, общественные связи, институты достаточно жестко программируют ценности, их иерархию, жизненный путь лич­ности, ее взлеты и падения.

Исследование проблемы «личность - общество» предполага­ет ее одновременное рассмотрение как субъекта и как объекта социальных отношений. Личность как субъект социальных от­ношений - это избирательное восприятие и освоение личностью социальных предписаний общественной среды, обусловленное развитием ее потребностей и ее социальным опытом. При рас­смотрении личности в качестве социального субъекта, деятеля, уясняется прежде всего то, как социальные условия (общие и спе­цифические) сказываются на интересах и потребностях индивида. Личность как объект социальных отношений - это система объ­ективно заданных социальных функций-предписаний, связанных с социальным положением индивида в конкретной социальной ситуации. При рассмотрении личности как объекта социальных отношений выделяются те ее свойства, которые делают индиви­дов похожими в их социальных качествах в силу общности жиз­ненных условий.

2. Социологические теории личности

Наиболее распространенными теориями личности являются марксистская, диспозиционная, поведенческая, психоаналитичес­кие теории, теории когнитивного и нравственного развития лич­ности, ролевая теория.

В марксистской теории личности акцент смещен в сторону взаимодействия личности и общества. Личность, с точки зрения этого подхода, рассматривается как целостность социальных ка­честв человека, как продукт исторического развития, результат включения индивида в социальную систему посредством актив­ной предметной деятельности и общения. Но в марксистской соци­ологии большое значение придается исследованию и субъектив­ных свойств личности, формирующихся в процессах предметной деятельности и выражающихся в определенных свойствах созна­ния, в разнообразных творческих проявлениях, включая активное формирование новых общественно необходимых функций и об­разцов поведения.

Диспозиционная теория личности выясняет роль мировоз­зренческих и ценностно-нормативных факторов жизни личности в саморегуляции социального поведения. Основателями этой те­ории были американские социологи Т. Знанецкий и Ч. Томас, в советской социологии эту теорию разрабатывал В.А. Ядов. Дан­ная теория позволяет установить связи между социологическим и социально-психологическим поведением личности. Личность как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от обще­ства, способностью противопоставить себя обществу. Личная неза­висимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, мышления и воли, способности к самоанализу, самооценке, самоконтролю.

Самосознание личности трансформируется в жизненную пози­цию, в диспозицию личности. Она представляет собой принцип поведения, основанный на мировоззренческих установках, соци­альных ценностях, идеалах и нормах личности, готовности к дейс­твию, означает предрасположенность личности к определенному восприятию условий деятельности и определенному поведению в этих условиях. Диспозиции делят на высшие и низшие. Высшие регулируют общую направленность поведения. Они включают:

1) концепцию жизни и ценностные ориентации;

2) обобщенные социальные установки на типичные социаль­ные объекты и ситуации;

3) ситуативные социальные установки как предрасположен­ность к восприятию и поведению в данных конкретных условиях, в данной предметной и социальной среде.

Низшие личностные диспозиции - это поведение человека в определенных сферах деятельности и направленность поступков в типичных ситуациях. Высшие диспозиции, являясь продуктом общих социальных условий и отвечая наиболее важным потреб­ностям личности, потребностям гармонии с обществом, активно воздействуют на низшие диспозиции.

Психоаналитическая теория личности 3. Фрейда рассмат­ривает человека как субъект, стремящийся к удовольствию, а об­щество - как систему запретов, табу.

Согласно его теории, психика человека состоит из нескольких компонентов. Первый и самый значительный пласт - сфера бессо­знательного - Оно (id). Она включает подавленные и вытесненные из сознания влечения, страсти, инстинкты сексуального характе­ра. За ними следует область сознательного - Я (ego). Эта сфера напоминает светофор, помогающий личности ориентироваться в окружающем мире и содержит легкодоступный материал: лица, имена, предметы. Ego регулирует выбор подходящего объекта, позволяющего удовлетворить наши побуждения. Наконец, верх­ний пласт человеческой психики - Сверх-Я (super-ego), включаю­щий идеалы, ценности и нормы общества. Его назначение состоит в постоянной оценке действий личности. По Фрейду, собствен­ное Я не определяет поступки и действия людей, ими руководит сфера бессознательного - либидо (сексуальное влечение), озна­чающее «инстинкт жизни», и врожденная склонность к агрессии («инстинкт смерти»).

Бессознательные стремления личности (Id, или Оно) образуют ее потенциал и основной источник активности, задают мотива­цию ее действий. В силу невозможности удовлетворения инстин­ктивных потребностей в их естественно-природной форме (Id, или Оно), из-за необходимости ориентироваться в окружающем мире на основе принципа реальности (Ego, или Я), а также из-за социальных нормативных ограничений (Super-ego, или Супер-Я) человек вынужден постоянно искать компромисс между глубин­ным влечением и общественно приемлемой формой его реализации. Наиболее жестокие, агрессивные и воинствующие элементы струк­туры личности - Оно и Сверх-Я. Они с обеих сторон «атакуют» пси­хику человека, порождая невротический тип поведения. Поскольку по мере развития общества Супер-Я неизбежно увеличивается, становится более массивным и тяжелым, то и вся человеческая история рассматривается 3. Фрейдом как история нарастания психоза. Более того, Фрейд убежден в том, что «большую долю вины за наши несчастья несет так называемая культура».

Согласно психоаналитической теории личности Э. Эриксона, личность в своем развитии последовательно проходит восемь ста­дий: первые пять приходятся на детство, а остальные три соот­ветствуют определенным периодам в жизни взрослых. На каждой стадии в жизни индивида возникает специфический кризис, а пе­реход от одной стадии к другой происходит в результате преодо­ления этого кризиса.

Поведенческая концепция личности (Б. Скиннер, Дж. Хоманс и др.) рассматривает личность как систему реакций на внешние стимулы. Основываясь на экспериментальных исследованиях и теоретическом анализе поведения животных, Скиннер формули­рует положение о трех видах поведения: безусловнорефлекторном, условно-рефлекторном и оперантном. Безусловнорефлекторный и условнорефлекторный виды поведения вызываются стимулами- рефлексами и называются отвечающим (респондентным) поведени­ем. Этот тип поведения составляет определенную часть репертуара поведения, но не обеспечивает адаптацию к реальной среде обита­ния. Реальный процесс приспособления строится на основе так на­зываемого оперантного поведения, предполагающего в качестве ре­гулирующего фактора взаимное подкрепление в процессе общения.

Исходя из данной теории обучения, Б. Скиннер для решения социальных проблем современного общества предложил техно­логию поведения, которая призвана осуществлять контроль од­них людей над другими, контроль над режимом подкрепления, позволяющий манипулировать людьми.

Теория когнитивного развития личности Ж. Пиаже рас­сматривает процесс обучения мышлению. Согласно его теории на каждой стадии когнитивного развития формируются новые навы­ки, определяющие пределы того, чему на данной стадии можно научить человека. Дети проходят эти стадии в определенной пос­ледовательности, хотя необязательно с одинаковой скоростью и результатами.

Первый период, от рождения до двух лет, называется сенсомо­торной стадией. В это время у детей формируется способность на­долго сохранять в памяти образы предметов окружающего мира, которая вытесняет представление о том, что предмет перестает существовать, когда они на него не смотрят.

Второй период, от двух до семи, - предоперациональный. На этой стадии дети учатся различать символы и их значение, по­нимать различие между символами и предметами, которые они обозначают: дом из песка и собственный дом.

В возрасте от семи до одиннадцати лет - стадия конкретных операций - у детей формируется способность мысленно совершать действия, которые раньше они выполняли только руками: счет при помощи палочек и счет «в уме».

Четвертый период, от двенадцати до пятнадцати лет, - пери­од формальных операций - это формирование умения решать абстрактные математические и логические задачи, осмысливать нравственные проблемы, размышлять о будущем.

Согласно теории нравственного развития личности Л. Колберга человек в своем нравственном развитии может прой­ти шесть стадий, которые сменяют одна другую в строгой пос­ледовательности. Переход от одной стадии к другой происходит в результате совершенствования когнитивных навыков и способ­ности к сопереживанию (эмпатии). Причем Л. Колберг не связы­вал стадии нравственного развития с определенным возрастом. Большинство людей достигают, по его мнению, по крайне мере третьей стадии, а некоторые на всю жизнь остаются нравственно незрелыми. Две первые стадии относятся к детям, которые еще не усвоили понятий о «хорошем» и «плохом». Они стремятся избе­жать наказания (первая стадия) или заслужить поощрения (вторая стадия). На третьей стадии люди отчетливо осознают мнение дру­гих и стремятся действовать так, чтобы завоевать их одобрение. Хотя на этой стадии начинают формироваться собственные пред­ставления о «хорошем» и «плохом», люди в основном стремят­ся приспособиться к окружающим, чтобы заслужить социальное одобрение. На четвертой стадии формируется нравственное со­знание, люди осознают интересы общества и правила поведения в нем. Человек, которому кассир дал слишком много сдачи, воз­вращает ее, так как «это правильно». Пятая стадия - это стадия осмысления возможных противоречий между различными нравс­твенными убеждениями. Здесь формируются собственные суж­дения личности о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Бывают случаи, когда может быть оправдана «ложь во спасение», в некоторых случаях - ложь неприемлема. На шестой стадии у людей формируются собственное этическое чувство, универсаль­ные и последовательно нравственные принципы, лишенные эго­центризма: люди предъявляют к себе такие же требования, как и к любому другому. Например, Махатма Ганди, Мартин Лютер Кинг, мать Тереза и др.

Наиболее значительное место в социологии личности занима­ет ролевая теория личности. Основные положения этой теории были сформулированы американскими социологами Ч. Кули, Дж. Мидом и Т. Парсонсом.

Ч. Кули считал, что личность формируется на основе множест­ва взаимодействий людей с окружающей средой. В процессе этих интеракций люди создают свое «зеркальное Я». «Зеркальное Я» состоит из трех элементов:

1) того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие (Я уверена, что люди обратили внимание на мое новое платье);

2) того, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что ви­дят (Я уверена, что им (не) понравилось мое новое платье);

3) того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию дру­гих (Я, видимо, (не) буду носить это платье).

Эта теория придает важное значение нашей интерпретации мыслей и чувств других людей.

Дж. Мид продолжил разработку идей Кули и сделал множес­тво собственных открытий. Мид утверждал, что мы обретаем ощущение индивидуальности, когда подходим к себе в целом с той же меркой, как и к другим людям. При этом мы «принимаем на себя роль других в отношении самих себя». Внутренне мы при­нимаем двойную точку зрения: одновременно являемся субъек­том - наблюдателем и объектом - наблюдаемым. В собственном воображении мы принимаем позицию другого человека и с этой позиции изучаем самих себя.

Мид обозначил субъективный аспект процесса формирования собственной индивидуальности словом «я» (I), а объективный - словом «меня» (Me). Мид считает, что человеческое «Я» состоит из двух частей «Я-сам» и «Я-меня». «Я-сам» - это реакция лич­ности на воздействие других людей и общества в целом («Я-сам» реагирует на критику, обдумывая ее суть). «Я-меня» - это осозна­ние человеком себя с точки зрения других людей («Я-меня» осоз­нает, что люди считают меня справедливым человеком). Каждый раз, глядя на себя с точки зрения кого-то другого (других), чело­век учится воспринимать впечатление о себе. В начале жизни, бу­дучи маленькими детьми, мы не способны объяснять себе мотивы поведения других. Научившись осмысливать свое поведение, на­учившись думать о себе, ребенок начинает приобретать чувство своего Я. По Дж. Миду, процесс приобретения своего «Я» вклю­чает три стадии:

1) имитация - дети копируют поведение взрослых, не понимая его;

▼ Пример

К примеру, двухлетний ребенок может осмотреть штанишки куклы, сделать вид, что они мокрые, пожурить куклу и отнести ее в ванную. Таким образом, в этой ситуации ребенок принимает на себя родительскую точку зрения и ведет себя, как его отец или мать.

2) игровая стадия - дети понимают поведение как исполнение определенных ролей;

▼ Пример

Например, если в бейсболе игрок с битой отбивает мяч на тре­тью базу, игрок первой базы должен хорошо представлять себе действия питчера, подающего на третьей базе, и «гасителя» мя­чей. Каждый игрок должен представлять свою роль во взаимо­действии со всеми остальными игроками. То же происходит и в жизни. Детям предстоит познакомиться с ожиданиями, связанны­ми с множеством ролей, если они хотят научиться успешно играть собственные роли.

3) стадия коллективных игр - дети учатся осознавать ожида­ния не только одного человека, но и всей группы. На этой стадии приобретается чувство социальной идентичности. Социальная группа, дающая индивиду осознание цельности собственной лич­ности, называется «обобщенный другой».

3. Социальный статус и социальная роль личности

Ролевая теория личности описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социаль­ная роль». Человек, будучи социальным существом, взаимодейс­твует с различными социальными группами, участвует в коо­перированных, совместных действиях. Однако практически не бывает такого положения, когда личность полностью принадле­жит какой-либо одной группе. Для анализа степени включения индивида в различные группы, а также положения, которое он занимает в каждой из них, и его функциональных возможностей по отношению к каждой группе используются понятия «социаль­ного статуса» и «социальной роли».

Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Социальный статус представляет собой социальную позицию человека в обществе или группе, наделенную определен­ными правами и обязанностями и связанную посредством них с другими позициями.

Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне и иных знаках социальной и професси­ональной принадлежности), так и во внутренней позиции (в ус­тановках, ценностных ориентациях, мотивациях и т.д.). Человек может иметь несколько статусов. Совокупность всех статусов, за­нимаемых данным индивидом, составляет статусный набор.

Но чаще всего только один статус определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным, или интегральным. Главным статусом называется наиболее характерный для данно­го индивида статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они отождествляют его, по которому определяют его положение в обществе.

Часто бывает так, что главный, или интегральный, статус обус­ловлен его должностью (например, директор, профессор). Соци­альное положение, которое человек занимает в малой или первич­ной группе в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам, называется личным статусом.

Социологи отличают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный статус - это положение, навязанное обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обусловливает­ся этническим происхождением, местом рождения, семьей и т.д.

Приобретенный (достигнутый) статус - это положение, ко­торое определяется усилиями самого человека или благодаря ве­зению, удаче (например, писатель, директор и т.д.).

Достигаемый статус требует принятия самостоятельных реше­ний и самостоятельных действий. Статус мужа является достига­емым: чтобы его получить, мужчина принимает решение, нано­сит визит родителям невесты, делает официальное предложение и совершает массу других действий.

Замечено, что чем более демократично общество, тем больше в нем достигаемых статусов, то есть таких социальных позиций, которые люди занимают благодаря своим стараниям и собствен­ным заслугам, а не в соответствии с социальным происхождени­ем, полом, расой, национальностью.

В статусном наборе можно выделить основные статусы, то есть те социальные позиции, которые определяют общественное поло­жение его носителя, главное в его жизни; и неосновные статусы, то есть временные социальные позиции, права и обязанности, но­сителей которых трудно определить (статусы участника толпы, читателя, телезрителя, пешехода и т. д.).

Любой человек обладает множеством статусов и принадлежит ко множеству социальных групп, престиж которых в обществе неодинаков: коммерсанты ценятся выше сантехников или раз­норабочих; мужчины в сфере производства обладают большим социальным весом, чем женщины; принадлежать к титульной (основной) нации не одно и то же, что принадлежать к националь­ному меньшинству, и т.д. В общественном мнении вырабатыва­ется иерархия статусов и социальных групп, в соответствии с которой одних ценят и уважают больше других. Место в такой незримой иерархии называется рангом.

Несовпадение статусов отражает противоречие в межгруппо­вой и внутригрупповой иерархиях. Они представляют собой две формы несовпадения статусов, возникающего при двух обстоя­тельствах. Во-первых, тогда, когда индивид занимает в одной группе высокий ранг, а во второй - низкий. Во-вторых, в тех слу­чаях, когда права и обязанности одного статуса противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого. Например, женщина, руководитель банка (высокий профессиональный ранг) скорее вызовет сомнение у подчиненных в ее профессиональных качествах по причине устойчивого стереотипа, что женщины яв­ляются плохими руководителями.

Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Совокупность требований, которые должен выполнить человек, занимающий определенный статус в социальной системе, образует содержание социальной роли. Социальная роль - это модель поведения, ори­ентированная на данный статус. Ее можно определит иначе - как шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу.

Роль именуют еще динамической стороной статуса. В этом смысле статус и роль - это две стороны одного феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль - действием в рамках этой совокупности и обязанностей.

Именно статусы определяют характер, содержание, продол­жительность или интенсивность человеческих взаимоотношений, межличностных и социальных. Социальная роль невозможна без таких условий, как ожидания членов группы, функционально свя­занных с данным статусом, и социальные нормы, фиксирующие круг требований к выполнению этой роли. Роль - индивидуаль­ное поведение в соответствии со статусом.

Каждый статус «обслуживается» веером ролей. Р. Мертон со­вокупность ролей, вытекающих из данного статуса, назвал роле­вым набором.

Социальные роли попытался систематизировать Т Парсонс. Он считал, что любая роль может быть описана с помощью пяти основных характеристик:

эмоциональность - одни роли (например, врач, полицейский) требуют эмоциональной сдержанности в ситуациях, обычно со­провождающихся бурным проявлением чувств (например, бо­лезнь, смерть), другие - раскованности (члены семьи, друзья);

способ получения - одни предписываются (дочь, юноша), дру­гие завоевываются (студент, актер);

масштаб - часть ролей ограничена строго определенными ас­пектами взаимодействия людей (руководитель - подчиненный), другая - размыта (муж - жена);

формализация - некоторые роли предусматривают взаимодейс­твие с людьми в соответствии со строго установленными прави­лами (покупатель - продавец) либо произвольно (брат - сестра);

мотивация - разные роли обусловлены различными мотивами: личной прибылью (предприниматель), общее благо (священник) и т.п. Как считал Т. Парсонс, любая роль характеризуется некото­рым набором этих пяти характеристик.

Социальную роль следует рассматривать в двух аспектах: ро­левого ожидания - того, что ждут согласно «правилам игры» от той или иной роли, и ролевого исполнения - того, что человек ре­ально выполняет в рамках своей роли. Между этими двумя аспек­тами никогда не бывает полного совпадения. Но каждый из них имеет большое значение в поведении личности. Всякий раз, взяв на себя ту или иную роль, человек более или менее четко пред­ставляет связанные с ней права и обязанности, приблизительно знает схему и последовательность действий и строит свое пове­дение в соответствии с ожиданиями окружающих. Общество при этом следит, чтобы все делалось «как надо». Для этого существует целая система социального контроля - от общественного мнения до правоохранительных органов - и соответствующая ей систе­ма социальных санкций - от порицания, осуждения до насильс­твенного пресечения. Если кто-то не играет роли в соответствии с нашим ожиданием, то он вступает в определенный конфликт с обществом. Главным связующим звеном между ролевыми ожи­даниями и ролевым поведением служит характер индивида. Это значит, что поведение конкретного человека не укладывается в чистую схему. Оно является продуктом уникального свойствен­ного только ему способа интерпретации и истолкования ролей.

Обучение исполнению социальных ролей может быть успеш­ным только при последовательной подготовке к переходу от од­ной роли к другой на протяжении всей жизни индивида, при не­прерывной социализации, когда опыт каждого жизненного этапа служит подготовкой к следующему. В примитивных обществах это осуществляется успешно и неукоснительно. Наше современ­ное сложное общество характеризуется ролевым обучением, ос­нованным на прерывности, которая делает социализирующий опыт, полученный в одном возрастном периоде, малопригодным для последующих возрастных периодов (первый источник роле­вого напряжения). Так, детская игровая активность, как правило, очень слабо связана с задачами взрослых и не способствует долж­ным образом воспитанию в детях необходимых способностей для будущей деятельности. Часто юноша, окончивший школу, не зна­ет, кем он будет в дальнейшем, чему ему обучаться и какие роли он будет играть в ближайшем будущем. Отсюда возникает роле­вое напряжение, связанное с неправильным пониманием будущей роли, а также со слабой подготовкой к ней и, как следствие этого, со слабым исполнением этой роли.

Другим источником ролевого напряжения в процессах со­циализации является то, что моральная подготовка личности к исполнению ролей включает в основном формальные правила социального поведения. При этом часто игнорируется обучение неформальным модификациям этих правил, которые реально су­ществуют в окружающем нас мире.

Ситуация, в которой человек сталкивается с необходимостью удовлетворять требования двух или более несовместимых ролей, называется ролевым конфликтом. Ролевые конфликты личности вызываются рядом конкретных причин и приобретают различ­ную социальную и психологическую форму. Можно выделить несколько основных типов ролевых конфликтов.

1. Внутриролевой конфликт между целесообразностью роле­вых предписаний и социокультурными ролевыми ожиданиями.

2. Внутриролевой конфликт, вызванный различиями в трактов­ке социальной роли личностью и окружающими (обществом). Он может быть вызван сменой личностью социокультурной среды.

3. Внутриролевой конфликт, вызванный тем, что различные субъекты предъявляют неодинаковые, подчас противоположные требования к выполнению личностью одной и той же роли.

4. Внутриролевой конфликт, обусловленный тем, что различ­ные субъекты по-разному оценивают значимость одной и той же роли.

5. Конфликт между ролями. Ориентация на две противореча­щих друг другу социальных роли ведет к внутренней борьбе лич­ности, ее раздвоению.

Опыт показывает, что очень немногие роли свободны от внут­ренних напряжений и конфликтов. Если конфликт обостряется, он может привести к отказу от выполнения ролевых обязательств, отходу от данной роли, к внутреннему стрессу. Следовательно, необходимо изыскивать способы гармонизации ролей.

Существует несколько видов действий, с помощью которых роле­вая напряженность может быть снижена и человеческое Я защищено от многих неприятных переживаний. Сюда относят обычно раци­онализацию, разделение и регулирование ролей. Первые два вида действий считаются неосознанными защитными механизмами, ко­торыми личность пользуется чисто инстинктивно. Однако если эти процессы осознаются и используются преднамеренно, их эффектив­ность значительно повышается. Что касается третьего способа дейс­твия, то он используется в основном осознанно и рационально.

Рационализация ролей - один из способов защиты против болез­ненного восприятия личностью какой-либо ситуации с помощью понятий, которые для нее социально и персонально желательны.

Разделение ролей снижает ролевую напряженность путем вре­менного изъятия из жизни одной из ролей и выключения ее из сознания индивида, но с сохранением реагирования на систему ролевых требований, присущих данной роли.

Регулирование ролей - формальная процедура, посредством которой индивид освобождается от личной ответственности за последствия: выполнения им той или иной роли. Это означает, что организация и общественные ассоциации берут на себя большую часть ответственности за негативно воспринимаемые или соци­ально не одобряемые роли. На практике это выглядит как ссылка индивида на влияние организаций, в силу которого он вынужден действовать определенным образом.

В итоге можно сказать, что каждая личность в современном обществе в силу неадекватной ролевой подготовки, а также пос­тоянно происходящих культурных изменений и множественности играемых ею ролей испытывает ролевое напряжение и конфликт. Однако она имеет механизм бессознательной защиты и осознан­ного подключения общественных структур для избежания опас­ных последствий социальных ролевых конфликтов.