Сообщение на тему скифы в крыму. Греки, крым и скифы. Что будем делать с полученным материалом

Во-первых, неподалеку от города Севастополя можно найти жетон от МДРегион , который грустно лежит в земле уже второй месяц и никак не дождется того, кто его обнаружит и получит заслуженный приз - металлоискатель. Дам небольшую наводку: если выйти перпендикулярно дороге к месту закладки жетона, от дороги прямо, то можно его с легкостью найти. Думаю, в скором времени появится счастливчик, который найдет долгожданный жетон.

Во-вторых, в Крыму есть и многие другие объекты для удачливого кладоискателя. Многие меня спрашивают, где искать. И что конкретно искать.

Если вы хотите искать по определенной эпохе, карты вам в руки. Интернет - огромная библиотека, где можно найти исторические книги, и статьи, и даже, при желании, спокойно войти в онлайн-библиотеку Таврического национального-исторического института. Там множество диссертаций и статей от заслуженных историков.

Если вкратце, в Крыму есть все! Разные эпохи, начиная со скифов, заканчивая Великой Отечественной. Главное - знать места.

Крым. Руины цитадели Мангул-Кале

Но хочу вас предупредить: в основном, на территории полуострова большинство интересных мест для копа расположены на территории археологических памятников и прочего исторического наследия. И по закону копать запрещено. Поэтому многие боятся, что хобби принесет только проблемы, а в будущем копаря ждут только наручники и большой штраф.

Конечно, если вы будете перекапывать и вскрывать скифские курганы, или займетесь не одобренными ни музеем, ни государством раскопками на территории древнего Херсонеса, тут даже комментариев не требуется. Самое малое, что вам грозит - это суд и, в итоге, колоссальных размеров штраф.

Однако есть места, где копать реально можно. Нужно просто договориться с хозяином земли - и вперед. Если вас интересует современная «ходячка», ювелирные украшения, то всегда есть пляжи. Оттуда вас точно никто не прогонит, разве что может возникнуть конфлик с местными копарями, которые всю территорию поделили уже давным-давно. Но вы ничего не нарушаете: прибрежная зона - не археологический памятник, занчит, копать можно. Здесь ищут по правилу: кто не успел, тот опоздал.

Античность

Первым делом мои друзья, увлеченные приборным поиском, а также посетители форумов и страничек в соцетях, спрашивают про «антику». Где ее искать? Самое приближенное по расстоянию место в Севастополе - село Хмельницкое, Черная Речка, Чернореченский заповедник. Далее, так называемая «римская дорога» или Календская тропа, которая в древности соединяла два римских гарнизона - в Херсонесе и в крепости Харакс на мысе Ай-Тодор, где ныне расположено «Ласточкино гнездо».

После ухода римлян из Крыма их материальным наследием продолжали активно пользоваться. По некоторым сведениям, во времена Крымского ханства население Байдарской долины должно было заниматься поддержанием в порядке римских дорог, за это оно освобождалось от податей. Так, что и артефакты-монеты ханства можно отыскать.

Примерная карта римской дороги

В момент завоевания Крыма татарами приморская часть полуострова (Херсонес, Сугдея, или Судак, Боспор) находилась под властью Византии, а северная степная часть принадлежала половцам, которые брали дань с греческих городов и пользовались греческими гаванями для вывоза рабов и для приобретения иностранных товаров.

В горной части Крыма было расположено находившееся в вассальной зависимости от Византии небольшое княжество Готия, или Дори, с центром на месте теперешнего Эски-Кермен и с сильной крепостью Феодоро, или Мангуп-Кале.

Скифы

Вернемся немного назад. Во времена персидского царя Дария (550-486 гг до н.э.) степной Крым был населен скифами и им принадлежал. Это заключение следует из той части рассказа греческого историка Геродота, где он повествует о подготовке скифов к войне. Тавры, населявшие, согласно трудам Геродота, горный и предгорный Крым, могли быть соседями скифов только при условии принадлежности степной части полуострова последним.

Скифов принято делить на четыре племени. В бассейне реки Буг проживали скифы-скотоводы; между Бугом и Днепром - скифы-хлебопашцы; к югу от них - скифы-кочевники; между Днепром и Доном - царские скифы. Центром царской Скифии был бассейн реки Конки, где находился город Геррас. Крым также являлся территорией расселения самого сильного племени скифов - царских.

Скифские поселения

Скифское царство в Крыму просуществовало до второй половины III в. н.э. и было уничтожено готами. Скифы окончательно потеряли свою самостоятельность и этническое своеобразие, растворившись среди племен Великого переселения народов.

Военные трофеи

Российская императрица Екатерина II в 1783 году подписала манифест о присоединении Крыма в состав Российской Империи. А в 1853 году началась Крымская война. Причиной Крымской войны стали столкновения интересов России, Англии, Франции и Австрии на Ближнем Востоке и Балканах. Ведущие европейские страны стремились к разделу турецких владений в целях расширения сфер влияния и рынков сбыта. Турция стремилась взять реванш за предыдущие поражения в войнах с Россией.

Поводом к войне стал спор между православным и католическим духовенством о принадлежности «палестинских святынь» (Вифлеемский храм и храм «Гроба Господня»). Просвещенная Европа вкупе с Российской империей настаивала на возврате святых мест христианам, а турки совершенно не хотели терять территории. И объявили, в итоге, войну.

Героическая оборона Севастополя.

В ходе Крымской войны погибло много бойцов, как и русских, так и союзников. Сражение на реке Альба, Инкерманское сражение, Балаклавская резня, где погибла вся английская знать. Много есть мест, где проходили сражения и остановки английских, французских и турецких войск. Даже если пройтись с металлоискателем вдоль виноградников, следуя напрямую к великой горе Сапун, то можно найти как железный мусор, так и французскую пуговицу солдата, или дробь английского мушкета.

Общий план осадных работ пред Севастополем в 1854-55 годах.

Итак, подведем итоги. Что же можно найти на территории полуострова? Многое: скифские наконечники стрел, римские динарии, серебряные дирхемы и медные пулы Золотой орды, екатерининские «пятаки» и иные артефакты и монеты. Крым полон изумительных исторических находок.

P.S. Перед тем, как идти на поиски, посмотрите, где надо искать, проверьте старые карты. Но не забывайте о законах! И не разрушайте культурный слой. Удачи.

Основную часть населения Северного Причерноморья в III в. до н. э. составляли попрежнему скифы. Скифы и геты упорно отражали все попытки македонян проникнуть к северу от Дуная. В 331- 330 гг. наместник Александра Македонского во Фракии Зопирион, направившийся с 30 тыс. войска в скифские степи, дойдя до Ольвии, погиб в сражении со скифами. Попытку Зопириона повторил Лисимах, мечтавший о подчинении своей власти всего понтийского побережья. В 292 г. до н. э. он перешёл Дунай и двинулся против гетов, но попал в окружение и вынужден был отказаться от своих завоевательных замыслов. Северное Причерноморье осталось за пределами держав наследников Александра, население его сохранило свою независимость.

Гораздо более серьёзная опасность угрожала скифам с востока. На юго-восточных границах скифских степей, по южному берегу Меотиды (Азовского моря) и на Северном Кавказе, как уже говорилось выше, жили племена синдов, меотов и савроматов, или сарматов.

Со второй половины IV в. до и. э. сарматы начинают оказывать давление на скифов с востока. Греческие источники этого времени уже помещают сарматов на правом берегу Танаиса (Дона), т. е. на территории, некогда заселённой скифами. По своему общественному строю сарматы были гораздо примитивнее скифов. Даже самые богатые из сарматских погребений проще и скромнее скифских. Сарматы значительно меньше, чем скифы, были затронуты торговыми связями с эллинским миром.

Положение стало изменяться в III-II вв. до н. э. Во II в. значительные массы сарматов появляются в степях к западу от Танаиса. В мирном договоре, который был заключён в 179 г. до н. э. Фарнаком I Понтийским с царями Пергама, Вифинии и Каппадокии, в числе европейских правителей упоминается сарматский «царь» Гатал.

Движение сарматов на запад было связано с разложением у них первобытно-общинных отношений. Развитие скотоводства и накопление богатств, прежде всего скота, приводит к выделению племенной знати. По мере увеличения стад возникает потребность в новых пастбищах; формирующаяся племенная знать жаждет добычи, стремится к дальнейшему накоплению богатств - рабов, драгоценных металлов, дорогих сосудов, тканей, украшений. Всё это толкало сарматов на земли более богатых скифов и к древним центрам рабовладельческой цивилизации. Укрепляются связи сарматов с эллинскими колониями, главным центром работорговли становится Танаис.

Отдельные сарматские племена просачивались далеко вглубь скифских степей. Это продвижение совершалось тем более легко, что население этих степей продолжало оставаться в значительной своей части кочевым. Хотя продвижение на запад и сопровождалось ожесточённой борьбой со скифами, однако оно вовсе не означало полного вытеснения скифского населения. Лишь часть его отступала под напором сарматов на запад и в Крым; многие же скифские племена оставались на месте и даже, по всей вероятности, смешивались с сарматами, к которым они были близки по языку. Преобладание в степях Восточной Европы начинает переходить от скифов к сарматам. Этот процесс окончательно завершается во II-I вв. до н. э.

Скифское царство в Крыму

В IV-II вв. до н. э. многие кочевые скифские племена переходят к оседлому образу жизни и начинают заниматься земледелием. Исчезают большие укрепленные поселения. Вместо них на Нижнем Днепре и Южном Буге возникает ряд мелких городков, существовавших наряду с поселениями открытого типа. Наиболее развитой областью Скифии становится степной Крым. Здесь рядом с постройками, напоминающими кочевую юрту, появляются прочные каменные дома с черепичными крышами, не уступающие домам эллинских колонистов. Разные типы домов и хозяйственной утвари, а также наличие богатых и бедных погребений в могильниках свидетельствуют о далеко уже зашедшем имущественном расслоении скифского общества. В результате социального расслоения, развития рабовладения и формирования классов во второй половине III в. до н. э. складывается Скифское государство. Наибольшего расцвета оно достигает во II в. до н. э. при царе Скилуре. Столицей царства был город Неаполь, основанный, вероятно, Скилуром, на берегу Салгира (около современного Симферополя). До сих пор раскопана лишь небольшая часть Неаполя, но и то, что вскрыто, показывает, что это был значительный по размерам город с густо застроенными кварталами, с мощными оборонительными сооружениями. Стены Неаполя были построены из каменных глыб, связанных глиняным раствором. Население города занималось земледелием и скотоводством; в жилых кварталах найдено много жерновов и зерновых ям с остатками пшеницы, ячменя, проса, а также большое количество костей домашних животных. В городе существовало местное гончарное производство. Многочисленные предметы из Афин, Родоса, Египта, Пергама, Синопы, причерноморских городов указывают на развитие торговли. Наряду со скифами в городе жили и эллины. Царь Скилур начал чеканить монету со своим именем; надписи на монетах были сделаны iio-гречески и изображения имели чисто греческий характер - это должно было обеспечить монете Скилура хождение в эллинском мире.

Барельсф с изображением скифских царей Скилура и его сына Палака. II в. до н. э. С прорисовки Бларамберга.

Важное значение для изучения скифской культуры II в. до н. э. имеет расположенный в Неаполе рядом с городской стеной склеп-мавзолей, в котором сохранилось до 70 погребений скифской знати. Эти погребения очень богаты: в них найдено свыше 1 300 золотых украшений. В архитектуре, строительной технике, живописи, орнаменте украшений много самобытных скифских черт.

Потребность в новых землях для полей и пастбищ, которая чувствовалась особенно настоятельно ввиду постоянного притока новых скифских племён из степей Северного Причерноморья, откуда их вытесняли сарматы, стремление скифских царей подчинить своей власти ближайшие центры торговли с внешним миром - всё это толкало Скифское царство к завоевательной политике, ближайшим объектом которой становятся Ольвия и Херсонес.

Ольвия в IV-II вв. до н. э.

В IV-III вв. Ольвия и Херсонес продолжали оставаться самостоятельными полисами. На периферии Ольвии и раньше имело место взаимодействие эллинов и скифов и даже сложилось смешанное (миксэллинское) население. Теперь это взаимодействие можно проследить в самом городе. Оно нашло отражение в материале ольвийских некрополей. Весьма симптоматично, что примитивная лепная керамика воспроизводит античные формы, а керамика, сделанная на гончарном круге, воспроизводит формы скифские. Переплетение эллинских и местных элементов заметно и в области прикладного искусства. О росте значения местных элементов говорят и негреческие имена, которые встречаются в ольвийских надписях.

Во второй половине IV в. в Ольвии обостряются внутренние противоречия и социальная борьба. Во время осады города Зопирионом в 331 г. до н. э. правящая олигархия Ольвии вынуждена была пойти на уступки требованиям народных масс: была произведена кассация долгов, для пополнения войска были освобождены рабы и наделены гражданскими правами чужеземцы. Только благодаря этому удалось отстоять Ольвию от врага.

Данные археологии показывают, что в III-II вв, ольвийское ремесло достигает высокого технического совершенства. Быстро развивается керамическое производство: процент местной керамики по сравнению с привозной заметно повышается. Все металлические предметы, употреблявшиеся в быту и в производстве, вырабатывались на месте. Высокого уровня развития достигли также строительное дело и архитектура, об этом свидетельствуют зрелые приёмы в планировке города и его благоустройство. Город имел крепостные стены с башнями, общественные житницы, два рынка, склады для товаров в гавани, мастерские для ремонта судов, причалы. Улицы были замощены каменными плитами и снабжены водосточными канавами.

Во внешней торговле Ольвии Афины отходят на задний план, зато укрепляются связи с эллинистическим Востоком - Пергамом, Египтом, с островами Эгейского моря - Родосом, Фасосом, с городами Южного Причерноморья - Синопой, Гераклеей и т. д.

Развитие рабовладельческого производства и товарно-денежных отношений в Ольвии сопровождалось теми же явлениями, что и в других греческих полисах: происходят усиленная концентрация земли и массовое разорение крестьянства, рост ростовщичества и задолженности значительной части гражданского населения. Чтобы предотвратить возможность демократических переворотов, богатые граждане уделяли часть своих средств на нужды города и подачки беднейшим слоям граждан.

Внутренние противоречия в Ольвии усугублялись внешними затруднениями. Натиск сарматов с востока привёл в движение скифские племена. Предводители кочевых племён требовали с Ольвии «даров», и городу приходилось не только откупаться от них дарами, но временами даже платить им дань. Бессильная бороться с возрастающим напором кочевников, Ольвия в середине II в. до н. э. подчиняется власти Скилура и начинает чеканить его имя на своих монетах.

Скифы были заинтересованы в существовании Ольвии как ремесленного и торгового центра в составе их царства. Прежний металлургический центр скифов на Днепре (Каменское городище) находился теперь вне владений крымских скифов, а их военное дело требовало большого количества металлических изделий. Вероятно, подобно тому как монетный двор Ольвии использовался для чеканки монеты Скилура, ремесленные мастерские Ольвии должны были удовлетворять нужды скифского войска.

Подчинение Ольвии было выгодно не только Скифскому царству, но в некоторых отношениях и самим гражданам Ольвии. Оно избавляло Ольвию от набегов кочевников и уплаты им дани. Жители Ольвии - ольвиополиты, как подданные скифского царя, могли пользоваться преимуществами в торговле с Неаполем, что отвечало торговым интересам ольвийской знати. Царство Скилура было первым местным государственным образованием Северного Причерноморья, которое подчинило своей власти эллинскую колонию.

Херсонес и его борьба со скифами

В отличие от Ольвии Херсонес упорно сопротивлялся скифам. Если в жизни Ольвии большую роль играли торговля и ремесло, то Херсонес был, в первую очередь, земледельческим поселением. Он обладал значительной территорией, расположенной в основном на Гераклейском полуострове (к югу от Севастопольской бухты). Эта территория распадалась на участки (клеры), принадлежавшие отдельным гражданам. В настоящее время один"из клеров удалось обследовать археологически. Общая площадь этого "клера - около 30 га. В центре его находилась усадьба. Клер делился, в свою очередь, на большое количество мелких участков (до 39), имевших различное хозяйственное назначение: виноградники, поля, сады ц подсобные участки. Виноградники и сады занимали больше половины площади клера. Это показывает, что сельское хозяйство Херсонеса имело в основном интенсивный характер.

Во второй половине III в. до н. э. скифы начинают теснить Херсонес. Для обороны от внешних нашествий в юго-восточной части города строится стена, которая должна была защищать портовую часть города, расположенную у современной Карантинной бухты. Кроме того, Херсонес обратился за помощью к Боспорскому царству. Боснор, однако, находился сам в состоянии упадка и не мог оказать достаточно действенной помощи. В 80-х годах II в., возможно через свою метрополию Гераклею, Херсонес сблизился с понтийским царём Фарнаком, стремившимся выставить себя защитником эллинских городов против окрестного варварского населения.

В 179 г. до н. э. между Херсонесом и Фарнаком был заключён специальный договор, фрагмент которого сохранился в херсонесской надписи. Этот договор был направлен против скифов: Фарнак обязался помогать Херсонесу, если соседние варвары нападут на город или подвластную ему территорию. Херсонесу договор был полезен; насколько можно судить при скудости источников, город на протяжении нескольких десятилетий пользовался относительным спокойствием. Наступление скифов возобновилось в конце II в. до н. э. К 110- 109 гг. владения Херсонеса на северо-западном берегу Крымского полуострова - Керкинитида, Прекрасная гавань - оказались под властью скифов. Продолжая своё наступление, скифы подошли почти к самому городу. Одновременно усилились нападения на Херсонес других его соседей - тавров. В этот критический момент херсонесцы прибегли к крайним мерам: они снова обратились за помощью к Понту, однако теперь уже не на основе союзнических отношений, как предусматривалось договором 179 г., а на условиях признания зависимости от понтийского царя Митридата VI, которого они провозгласили своим простатам (защитником). Между тем напор скифов на херсонесские владения не прекратился, а, может быть, ещё более усилился после смерти их царя Скилура (вероятно, в 110-109 гг. до н. э.), которому наследовал его сын Палак. Это побудило Митридата послать в Херсонес более крупные силы под командованием своего полководца Диофанта. Борьба скифов с Диофантом длилась несколько лет. В ходе этой борьбы царь Палак заключил союз с сарматским племенем роксоланов. Но, несмотря па численное превосходство скифов и роксоланов, победа в конечном счёте осталась за Диофантом благодаря применению им более совершенной эллинистической военной техники против армии Палака и его союзников.

Главной спецификой Крыма всегда являлось нахождение его на стыке различных цивилизаций, культур, религий, народов, что объясняется особенным расположением в точке схождения самой северо-восточной оконечности средиземноморского мира, западной оконечности Великой евразийской степи и южного края лесостепной зоны Центрально-Восточной Европы.

Большинство современных концепций происхождения индоевропейских народов признают ключевое положение Северного Причерноморья как одного из центров этногенеза большинства современных народов, относящихся к данной языковой семье. Начиная с эпохи бронзы можно проследить этническую непрерывность кочевого населения ямной, катакомбной и срубной археологических культур, охватывавших степное пространство от Дуная и до Волги. Их носители, оставившие первые курганы, говорили на иранских и арийских диалектах и использовали территорию Крыма как зимние пастбища в сезонных перекочевках.

Арийские стелы найденные на территории Крыма.

Достоверно известно, что с II тысячелетия до н.э. земли Крыма были заселены кочевыми и осёдлыми племенами арийского и ирано-арийского происхождения - киммерийцами (IX-VIII вв.), скифами (VII в.до н.э.-II в. н.э.), сарматами (II-IV вв.), роксоланами и аланами, которые приходили на смену друг другу, появляясь с неведомых просторов далекой Арианы, выталкиваемые на запад глобальной аридизацией климата.

Подобное сосуществование различных этнических групп, разведенных своей хозяйственно-географической специализацией, останется характерным для населения Крыма на протяжении следующих двух с половиной тысячелетий.

Киммерийцы

II тысячелетие до н. э.

В середине II тысячелетия до н. э. в Восточной Европе произошло сильное похолодание, продолжавшееся до X века до н. э. Из-за конденсации влаги в ледниках опустилось дно мирового океана и Черного моря. В IX веке до н. э. в Северном Причерноморье появляются кочевники, археологическая культура которых известна по курганным могильникам, называемых некоторыми исследователями "киммерийскими ". Киммерийцы -- по гречески "kimmerioi" тническое происхождение киммерийцев, возможно индоевропейское или иранское, достоверно не установлено. Античные источники датируют их появление на исторической арене VIII веком до н. э. Со своей родины -- Нижнего Поволжья в начале I тысячелетия до н. э. киммерийцы через Урал прошли в Северное Причерноморье и захватили Крым. Киммерийские племена разделились на несколько частей. Часть ушла на запад и была разбита скифами на реке Днестр. Другой части удалось уйти в Малую Азию, укрепиться в ее северовосточной части -- Каппадокии и в 644 году захватить столицу Лидии -- Сарды. После войн 615-- 565 года до н. э. лидийский царь Алиат разгромил киммерийские войска, остатки которых частично смешались с местным населением и остались в подчинении скифов, а частично ушли в Переднюю Азию, где были ассимилированы и перестали существовать как единый народ. Крымские и керченские киммерийские племена пытались завоевать земли этнических предков сла­вян по Южному Бугу, но были разгромлены наголову, ушли к Висле и в битве при впадении Буга в Вислу, были уничтожены. Именно в те времена предками славян были сделаны длиннейшие укрепления на южной границе лесостепи -- "Змиевы валы", тянувшиеся по берегам Днепра сотни километров и защищавшие границу с VII века до н. э. до IV века. Впоследствии у валов праславянами были построенны мощные крепости. Часть киммерийцев осталась в Северном Причерноморье и Северном Кавказе, подчинившись скифам и ассимилировавшись с ними и другими местными народами. К началу гре­ческой колонизации Северного Причерноморья в VI веке до н. э. киммерийцы уже не существовали как этнос. С этого же време­ни они больше не упоминаются в письменных источниках.

VII век до нашей эры -- III век.

Киммерийцев на Крымском полуострове сменили племена скифов, переселившиеся в VII веке до н. э. из Азии и образовавшие в степях Причерноморья и части Крыма но­вое государство -- Скифию, простирающуюся от Дона до Дуная. Ими началась череда кочевых империй, которые после­довательно сменяли одна другую -- сарматы сменили ски­фов, готы и гунны -- сарматов, авары и предки болгар -- гуннов, затем появлялись и исчезали хазары, печенеги и половцы. Приходившие кочевники захватывали власть в Се­верном Причерноморье над местным населением, которое в своем большинстве оставалось на месте, ассимилируя часть победителей. Особенностью Крымского полуострова была по-лиэтничность -- в Крыму одновременно сосуществовали разные племена и народы. Из новых хозяев создавалась правящая элита, управляющая основной массой населения Север­ного Причерноморья и не старавшаяся изменять существующий образ жизни в регионе. Это была "власть кочевой орды над соседними земледельческими племенами". Геродот так писал о скифах: "Никакой враг, напавший на них, не может ни спастись от них бегством, ни захватить их, если они не захотят быть открытыми: ведь народу, у которого нет ни городов, ни укреплений, который свои жилища переносит с собою, где каждый -- конный стрелок, где средства к жизни добываются не земледелием, а скотоводством, и жилища устраиваются на повозках -- такому народу как не быть непобедимым и неприступным".

Остатки скифской стелы.

Жертвенник.

Надгробный (?) камень с родовыми знаками.

Скифы разделялись на четыре племени. В бассейне реки Буг жили скифы-скотоводы, между Бугом и Днепром скифы-хлебопашцы, к югу от них -- скифы-кочевники, между Днеп­ром и Доном -- царские скифы. Центром царской Скифии был бассейн реки Конки, где находился город Геррас. Крым также являлся территорией расселения самого сильного племени скифов -- царских. Эта территория получила в античных источниках название Скифии. Геродот писал, что Скифия -- это квадрат со сторонами, протяженностью в 20 дней пути. Скифия Геродота занимала современные Бессарабию, Одесскую, Запорожскую, Днепропетровскую области, почти весь Крым, кроме земель тавров -- южного побережья полуостро­ва, Подолию, Полтавщину, часть черниговских земель, территорию Курской и Воронежской областей, Прикубанье и Став­ропольскую область. Скифы любили кочевать в причерноморских степях от рек Ингульца на западе до Дона на востоке. Скифское племенное объединение являлось военной демократией с народным собранием лично свободных кочевников, советом старейшин и племенными вождями, приносившие богу войны вместе с жрецами человеческие жертвы. Скифский союз племен состоял из трех групп, которые возглавляли свои цари с наследственной властью, один из которых считался главным. У скифов существовал культ меча, были высший мужской бог, изображавшийся на коне, и женское божество -- Великая Богиня или Мать Богов.

Сарматы в Крыму, судя по письменным источникам, впервые появляются в IV в. до н.э. Сарматы - кочевые ираноязычные племена, родственные скифам по языку и образу жизни, но, отличающиеся от них происхождением и материальной культурой. Этноним «сарматы» или равнозначный ему «сирматы» обозначает племена, жившие на правобережье Танаиса. Многие исследователи полагают, что сарматы произошли от савроматов - народа, обитавшего в геродотово время к востоку от Танаиса.

Благодаря письменным источникам, мы знаем об участии сарматов в политических событиях, происходивших в Крыму. Их господство в северопричерноморских степях во II в. до н.э. - середине III в. н.э. не вызывает сомнений. Однако, как это ни парадоксально, в Крыму сарматская культура проявляется, главным образом, опосредованно, в виде различных ее элементов, зафиксированных при исследовании боспорских и позднескифских древностей. Собственно сарматские памятники на полуострове буквально единичны.

«Сарматы», также как и «скифы» - макроэтноним. Среди них, в разное время, античные авторы выделяли крупные племенные объединения: аорсов, сираков, роксолан, языгов, алан и др. Сарматскую экспансию в Северное Причерноморье относят и к IV в. до н.э., и к середине II в. до н.э., чаще всего отводя ей III в. до н.э.

Специфика кочевого хозяйства превращает войну в обязательную составляющую существования данных обществ, направляя их агрессию в основном не против непосредственных соседей по Крыму, а против наиболее развитых, современных им, цивилизаций, победа над которыми приносила славу и богатство. Этим объясняются походы киммерийцев на Ассирию, скифов на Балканы и Закавказье, сарматов на Римскую империю. Это вело к появлению военной аристократии с ее повышенными запросами, удовлетворение которых во многом обусловит специализацию мирного земледельческого и городского населения греческих колоний западного (Херсонес) и восточного (Боспор) Крыма. Именно на обеспечение соседних кочевых племен было направлено выращивание хлеба и изготовление вина, которое в отличие от греков скифы пили неразбавленным, деятельность ремесленных мастерских, создавших скифский звериный стиль, совмещавший иранскую и греческую мифологии. Подобный симбиоз в целом на протяжении столетий удовлетворял интересы обоих сторон, постепенно втягивая элиту кочевых племен в процессы эллинизации варварского мира средиземноморской периферии. В тоже время диапазон взаимоотношений простирался от неприятия греческой культуры (два скифских царя были убиты за измену вере отцов) до создания эллинистического позднескифского царства в центральном Крыму и победе варварских династий в Боспорском царстве; от отсутствия попыток перенять гончарный круг и письменность до перехода значительных групп позднескифского и аланского населения к земледелию и виноградарству в условиях предгорного Крыма.

В ходе экспансии Римской империи в греческих городах появляются римские латиноязычные гарнизоны и еврейские общины, но с наступлением эпохи Великого переселения народов Крым превращается в арену столкновений различных за своим этническим, культурным и цивилизационным характером общностей. Именно в период доминирования каждой из них мы можем говорить о появлении внутрикрымских интеграционных процессов, которые чередуются с радикальными изменениями этнической структуры полуострова в моменты смены региональной доминанты. Так в эпоху раннего средневековья Крымский полуостров (Таврика) находился в сфере геополитических интересов славянской Киевской Руси, тюркской Приазовской Болгарии, иудейской Хазарии, греческой Византии.

В следующую эпоху — ранний железный век — из отдельных племен начали формироваться народы. Первыми из них в Восточном Крыму поселились киммерийцы . Даже во времена Гомера и Геродота, которые поведали нам о киммерийцах , этот народ уже стал переходить из реальной истории в мифы и сказания.

Современные ученые считают, что киммерийцы проживали в Крыму с XV по Ⅶ век до нашей эры. Но где именно? На всем степном просторе от Дона до Дуная — либо только на Таманском и Керченском полуострове? И чем занимались эти древние племена — жили оседло, пахали землю и выращивали пшеницу или кочевали вслед за стадами животных? На каком языке говорили киммерийцы ? По сохранившимся в ассирийских хрониках именам киммерийских вождей можно предположить, что их язык принадлежал к иранской группе индоевропейской языковой семьи.

Благодаря изображениям на этрусских и греческих вазах мы знаем, что киммерийцы были хорошими наездниками и очень умелыми лучниками, что они носили удобные для верховой езды узкие штаны и приталенные рубахи, островерхие шапки и мягкие кожаные сапожки. Война была частью жизни киммерийцев , — ведь главной их ценностью считался скот, а стада в любую минуту могли присвоить жители соседних племен, не говоря уже о грозных пришельцах из великой степи.

Согласно Геродоту, киммерийцев из причерноморских степей вытеснили скифы . Об этих северных степных кочевниках было известно еще в библейские времена. Они наводили ужас на Малую Азию. Скифами в то далекое время называли родственных по материальной и духовной культуре степняков, кочевых и оседлых, говоривших на языке североиранской языковой группы. По роду занятий стали различать племена «царских» скифов, скифов-скотоводов и скифов-пахарей.

Скифы пришли в Причерноморье в Ⅶ веке до нашей эры. С их приближением пустынные степи окутывались огромным облаком пыли и оглашались скрипом кибиток, стуком тысяч копыт, мычанием коров, конским ржанием, блеянием коз и овец. Сквозь густую пыль едва различались силуэты длинноволосых бородатых всадников с копьями в руках, с короткими обоюдоострыми мечами-акинаками и колчанами, полными острых стрел. Лук был едва ли не главной ценностью скифского воина, непревзойденного лучника древнего мира.

Одеты они были в просторные рубахи и длинные штаны, на ногах носили удобные для верховой езды кожаные сапожки, а на голове — остроконечные шапки из кожи или войлока. Гордостью скифских воинов были не украшения, а трофеи: к лошадиной уздечке они подвешивали снятые с убитых врагов скальпы, а на поясе держали чаши, сделанные из человеческих черепов.

Еще и сегодня в Восточном Крыму осталось больше тысячи скифских курганов, насыпанных над захоронениями знатных воинов, царей и цариц. Некоторые из них изучены археологами (например, курган Куль-Оба возле Керчи). Диву даешься, любуясь найденными в них тончайшей работы украшениями. Другие курганы еще ждут исследователей и прячут до поры свои сокровища, а третьи, коих, увы, большинство, — давно разграблены.

Курган Куль-Оба открыли в сентябре 1830 года. В саркофаге огромного каменного склепа покоился скифский царь. Его одежда была украшена золотыми бляшками, на шее красовалась массивная золотая гривна, изображавшая скифских всадников, на руках — пять золотых браслетов. В гробнице нашли массивную золотую чашу и золотое парадное оружие — меч и горит для лука.

Рядом с царем была погребена царица в электровой диадеме, в золотых подвесках, золотой гривне на шее и золотых же браслетах на руках. Тут же, рядом, покоились телохранители царской семьи со своим оружием и доспехами.
Еще в XIX веке захоронение Куль-Оба было разграблено. Часть сокровищ злоумышленники переплавили в слитки, а остальное продали, и керченские дамы еще долго щеголяли в украшениях древних скифских цариц.

Своего расцвета Скифия достигла к Ⅳ веку до нашей эры, когда царь Атей объединил под своей властью все племена, обитавшие от Дона до Дуная. Скифия держалась единым государством почти восемь столетий. Атей бросал вызов самым могущественным владыкам древнего мира, но в 339 году до нашей эры погиб в битве с войском македонского царя Филиппа Ⅱ, отца Александра Великого.

Постепенно скифы перешли к оседлой жизни по берегам Нижнего Днепра и в Крыму, превратились в хороших землепашцев, стали выращивать зерно для продажи. Половину всего необходимого хлеба Древняя Греция получала через торговые города-колонии с северных берегов Черного моря. С Ⅲ века до нашей эры и до Ⅳ века нашей эры столицей скифского государства был огромный по тем временам и хорошо укрепленный город Неаполь; сегодня это юго-восточная окраина Симферополя. На побережьях в это же время укреплялись эллинские поселения.

Скифы - народ, населявший восточноевропейские степи, ограниченные реками Дон и Дунай, а также Северный Кавказ в VII - IV вв. до н.э. В III в. до н.э. территория обитания скифов сильно сократилась. В середине VII в. до. н.э. скифы, по-видимому, стали господствующей политической силой в Северном Причерноморье.

Однако не Крым и даже не Северное Причерноморье в целом были центрами сосредоточения скифов в VII-VI вв. до н.э. Скифские памятники этого времени сконцентрированы на Северном Кавказе.

Степи Прикубанья и Ставрополья, предгорные районы служили плацдармами для походов скифов в Переднюю Азию. Походы начались в 70-е гг. VII в. до н.э. Во всяком случае, с этого времени скифы под именем «ишкуза» становятся известны авторам древневосточных хроник. Вторжения скифов в Азию продолжались около 100 лет. За это время они участвовали в военных действиях на территории многих государств, доходя до границ Египта. Лишь после 585 г. скифы были окончательно изгнаны из Азии и вернулись на Северный Кавказ и в Причерноморские степи.

Переднеазиатские походы оказали существенное влияние на формирование скифской культуры. В частности, новыми мотивами и сюжетами обогатилось искусство звериного стиля.

Далеко не все скифы участвовали в набегах на древневосточные государства. Вероятно, это была прерогатива воинских дружин. Геродот записал легенду, действие которой происходит в Крыму во время возвращения скифов из походов.

«Пока скифы воевали в Азии, их жены вступили в связь с рабами (рабов скифы ослепляли, вероятно для того, чтобы затруднить им возможность побега). Дети скифских жен и слепых рабов выкопали «широкий ров, растянувшийся от Таврских гор до Меотийского озера, в том именно месте, где оно шире всего», то есть приблизительно на месте нынешнего Ак-Монайского перешейка, отделяющего Керченский полуостров от остальной части Крыма. Укрывшись за рвом, потомки слепых рабов вступили в бой с возвращающимися хозяевами. Скифам не удалось победить их в сражении, и тогда они применили нагайки. Свист нагаек был непереносим для потомков рабов, и они отступили.»

В VI в. до н.э. произошло самое выдающееся событие в скифской истории - война с персидским царем Дарием I Гистаспом. Скифо-персидская война подробно изложена в описании Геродота, текст которого, совокупно с данными других письменных источников и археологическими материалами, многократно анализировался исследователями. Если верить Геродоту, Дарий пересек Дунай и, следуя параллельно Черноморскому побережью, но не заходя в Крым, добрался до Азовского моря (правда, некоторые современные авторы сомневаются в правдивости этого пункта и полагают, что все события скифо-персидской войны разворачивались в степях северо-западного Причерноморья). Непосредственных военных столкновений не было, но огромное персидское войско очень страдало от недостатка пищи, воды, корма для животных. В результате Дарий был вынужден, терпя огромные лишения, вернуться к Дунаю, переправиться через него и уйти во Фракию. Скифо-персидская война датируется, по разным подсчетам, между 519 и 510 гг. до н.э. Никто из современников не сомневался в том, что персы потерпели сокрушительное поражение, как ни странно, не вступив ни в одно сражение. Именно с этого времени в античной, а благодаря ей и в современной литературе, за скифами закрепилась слава непобедимых воинов.


Во времена Дария степной Крым, безусловно, был населен скифами и им принадлежал. Это заключение следует из той части рассказа Геродота, где он повествует о подготовке скифов к войне. Грозная персидская опасность заставила скифов обратиться за помощью к соседним племенам. Некоторые из них согласились стать союзниками скифов, другие, в том числе тавры,- отказались. Тавры, населявшие по Геродоту горный и предгорный Крым, могли быть соседями скифов только при условии принадлежности степной части полуострова последним.

Необходимость совместных военных действий и победа над персами, вероятно, способствовали консолидации скифских племен. Высказано мнение о том, что в это время только и сформировался скифский этнос.

Древнегреческие поселения, расположенные на европейском берегу Боспора Киммерийского, например, Мирмекий, в начале V в. до н.э. подвергались нападениям со стороны скифов, что и стало причиной возведения оборонительных стен. По мнению некоторых авторов, именно скифская угроза заставила античные полисы около 480 г. до н.э. объединиться в военный союз. Правда, не все-исследователи согласны с такой постановкой вопроса.

В 339 г. до н.э. погиб, сражаясь с войсками Филиппа Македонского, 90-летний скифский царь Атей. Он возглавлял многочисленные отряды скифов, совершая с ними успешные походы за Дунай, чеканил от своего имени монету. Некоторые исследователи полагают, что Атей был царем всех скифов, обитавших между Доном и Дунаем, По мнению других авторов, ему подчинялись лишь племена, жившие в северо-западном Причерноморье. Во всяком случае, Атей сыграл выдающуюся роль в истории скифов. Недаром его имя несколько раз упоминается античными авторами, в том числе и в анекдотическом контексте (он, якобы, предпочитал звукам флейты ржание коня).

Письменные источники сообщают о военных контактах между скифами и боспорскими греками.

В первой четверти IV в. до н.э. скифы на стороне царя Левкона I участвовали во многотрудной войне с Феодосией и немало способствовали присоединению города к Боспорскому царству. На этом основании высказано предположение о заключении союзного договора между Левконом I и Атеем, в соответствии с которыми скифы должны были оказывать военную помощь Боспору, а греки.выплачивать дань своим союзникам. Однако, на взгляд автора, аргументы в пользу этой гипотезы принадлежат к числу тех, что невозможно ни опровергнуть, ни подтвердить.

В речи Псевдо-Демосфена против Формиона упоминается война между скифским царем и Перисадом I. Это событие произошло несколько ранее 328 г. до н.э.

Тридцатитысячный отряд скифских наемников воевал в 310/309 гг. до н.э. на стороне боспорского царя Сатира против его брата Евмела. Когда Сатир умер от ран, ему попытался наследовать третий брат Притан. Однако он потерпел неудачу, бежал на азиатскую сторону Боспора и был убит. Евмел, войдя в Пантикапей, вырезал всех родственников своих братьев, кроме одного. Сын Сатира Перисад, избежав гибели, верхом добрался до скифского царя Агара, у которого и нашел убежище. Если понимать Диодора буквально, то ставка или кочевья Агара должны были находиться недалеко от Пантикапея, вряд ли за пределами Крыма.

О скифах, живущих вблизи западного побережья Крыма, письменные источники не сообщают почти ничего. Можно вспомнить лишь о знаменитой гражданской присяге херсонеситов. Из ее текста явствует, что граждане очень опасались за Керкинитиду, Калос-Лимен, а также за «хлеб, свозимый с равнины». Равниной составители присяги называли северо-западный Крым, реальную опасность для которого могли представлять только скифы.

В течение III в. до н.э. в Северном Причерноморье происходят глобальные политические, экономические и этнические перемены. Территория обитания скифов сокращается до пределов Нижнего Приднепровья, предгорного и северо-западного Крыма. Из скотоводов-кочевников они превращаются в оседлых земледельцев. Большая часть северопричерноморских степей опустевает, а затем постепенно заселяется пришедшими из-за Танаиса сарматами. Скифия становится Сарматией.

Коренные изменения в образе жизни скифов привели к формированию нового комплекса материальной культуры, существенной трансформации социальных отношений и религиозных представлений. В этой связи очень удачными представляются принятые в современной научной литературе дефиниции «поздние скифы», «позднескифская культура», как отражающие, с одной стороны, этническую и культурную преемственность от ранних скифов, а с другой - значительные изменения, которые произошли в результате перехода скифов к оседлости и включения в их состав многочисленных иноэтничных элементов.