«Современный урок русского языка в начальной школе

Интегрированный урок -исследование «Подснежник»

Цель: Развитие умения определять фонетические, морфологические, лексические и синтаксические признаки слова.

Оборудование урока: Интерактивная доска, этимологический словарь Н.Е.Ефремова,аудиозапись Вивальди «Времена года»,индивидуальные карточки.

Межпредметные связи: литература, познание мира.

Задачи:

Образовательные: исследовать слово «подснежник» с точки зрения фонетики, лексики, словообразования и морфологии;

Развивающие: развивать познавательный интерес у учащихся, используя данные изучаемых явлений в природе; развитие логического мышления,навыков практической работы и самооценки.

Воспитательные: содействовать эстетическому воспитанию, через музыку, поэзию, прививать любовь и бережное отношение к природе.

1 этап урока:

Мотивация к деятельности.

Цель: ввод ситуации для открытия темы и постановки цели урока.

Приветствие. Открытие темы урока. Постановка учебной задачи урока.

Здравствуйте,ребята! Здравствуйте уважаемые гости! Давайте улыбнёмся друг другу и от улыбок станет всем уютнее и теплее. А сейчас отгадайте загадку

Я раскрываю почки

В зелёные листочки.

Деревья одеваю,

Посевы поливаю.

Движения полна,

Зовут меня (весна ) слайд

Правильно, это весна. Замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Ребята, а какие слова помогли вам догадаться, что это весна. Сегодня я научу вас слышать шаги весны с помощью музыки и стихотворения.

Учитель декламирует стихотворение «Тише всех» из книги «Румяные щёки» под звуки музыки Вивальди из альбома «Времена года».

Вот так тихо -тихо наступает весна. Но приходит она к нам не одна, а со своими первоцветами. Какие первые весенние цветы вы знаете? Отгадайте загадку.

На тонкой нитке ручейка

Сбежал с пригорка снег.

И на пригорке вдруг цветок,

Раскрылся раньше всех. (Подснежник) слайд

Открытие темы урока. Постановка учебной задачи урока.

Итак, сегодня на уроке мы поговорим о весне, о подснежнике –вестнике весны, и о том что он находится в опасности.

Но главное, мы научно исследуем это слово: узнаем его происхождение, определим его звуко -буквенный состав, к какой части речи оно относится. А помогут нам в этом знания,полученные во 2 классе.

Откройте тетради и запишите число. А вместо « Классная работа» -«Научное исследование». Чтобы размять пальчики. безотрывно напишите элемент «Подснежник», как показано на доске.

2 этап урока: Интеллектуальные преобразования.

Цель: выполнение практических заданий: информативных, импровизированных, эвристических.

Мы начинаем своё исследование:

1.Объясните, что обозначает слово подснежник?(Слайд)

Работа со словарём: «Подснежник- многолетнее луковичное растение с неяркими цветами, распускающимися ранней весной. Сразу после таянья снега» Н.И. Ефремов.

Подснежник- лесной цветок, развивающийся под снегом и расцветающий сразу после его таянья». Ожегов.

Определите по названию цветка его происхождение.

Пригрело солнышко, растопило потемневший снег. Появились лужицы, а на полянке, под деревом, снег не растаял,а только в одном месте проклюнулся.

Из этой луночки через день цветок вырос. Белый- белый и очень тонкий Родился цветок под снегом, вот его и назвали подснежник.

2.Из каких звуков и букв состоит слово подснежник ? (Слайд)

Для этого сделайте фонетический разбор этого слова. Разделите слово на слоги. Определите ударный звук. Произнесите «звуковое слово».(патсн *э жн*ик).Назовите мягкие согласные звуки. Какие буквы и звуки этого слова не совпадают?

Динамическая пауза:

Весной бабочка проснулась

Улыбнулась. Потянулась.

Раз- росой она умылась,

Два- изящно покружилась,

Три- качнулась и присела

И к цветочкам полетела.

А сейчас узнаем из каких частей состоит слово «подснежник».

Какие части слова вы знаете? Что такое корень слова, окончание, приставка, суффикс? Как называются слова с одинаковым корнем?

Производится словообразовательный разбор.

3. Какая часть речи слово подснежник?(Слайд)

Назовите части речи.

Что такое имя существительное? Как изменяются имена существительные? Как определить род у имени существительного? Какие бывают имена существительные?

Что такое имя прилагательное? Как изменяются имена прилагательные?

Что такое глагол? Как изменяются глаголы?

Морфологический разбор имени существительного (в рамках материала изучаемого во 2 классе).

Динамическая пауза с тетрализованным исполнением.

Ребята, а давайте представим,что каждый из вас нераскрывшийся бутон подснежника. Почувствуйте,как он раскрывается, пробуждается.

Нежный маленький бутон

Свёрнут туго-туго он.

Солнца луч ему протянет

Тут подснежником он станет.

Люди издавна называли самым храбрым из первоцветов. Поэт посвящали им стихи, песни, легенды. По древнему поверью, пока не покажется из- под снега подснежник, не жди весны. Поэтому его зовут вестник весны. На лесных полянах расцветают подснежники – такие тонкие, простые и милые. Но с каждым годом их становится всё меньше и меньше. Люди занесли их в «Красную книгу». Красной она называется потому, что красный цвет- цвет опасности. Если не охранять эти цветы, они исчезнут с лица земли.

Поймал ты бабочку- она погибла, сорвал цветок- он увял, и тогда стало понятно, что к природе можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками - мы губим.

Чтение стихотворений о подснежнике (домашнее задание).

4.Творческое задание

У вас на столах лежат карточки с текстом, но в нём пропущены имена прилагательные. Вставьте имена прилагательные по смыслу, выбирая те, которые помогут составить текст.

Задание-карточка

Наступила ….. весна. Пригрело…...солнышко. ….. подснежниками покрываются ….. поляны. Радостно смотреть на ….. цветы.

Уроки русского языка считаются одними из самых важных в начальной школе, ведь задача преподавателя — привить школьникам любовь и уважение к родной речи. Какова же методика русского языка в начальной школе, и как стоит преподавать этот предмет?

Формы подачи материала и методики преподавания русского языка

Особенности преподавания русского языка, виды диктантов в начальной школе и основы словообразования — те самые аспекты, которые вызывают среди педагогов большие споры. Дело в том, что в современных школах учебный подход основан на том, чтобы подавать материал, используя максимальное количество методик. Считается, что несколько грамотно используемых методов на уроке не позволят школьникам заскучать и потерять интерес к предмету.

Выбирая методики преподавания никогда нельзя забывать про возраст учеников. В начальной школе детям сложно сосредоточить внимание на конкретном предмете слишком долго, и поэтому игровой метод преподавания кажется наиболее актуальным.

Используя разнообразные карточки со словами, театрализованную методику подачи материала и развивающие задачи, дети смогут узнавать что-то новое касательно русского языка, не испытывая сложностей. Огромный плюс игровой методики состоит в том, что дети знакомятся с новыми разделами быстро, да и запоминание проходит без проблем.

Еще одна важная методика, без которой просто невозможно обойтись — это дискуссии. Преподаватель может поставить перед детьми определенную проблему для того, чтобы первоклассники приводили свои аргументы по теме. Например, учитель может задать детям вопрос, какую букву алфавита можно легко исключить из употребления? Используя свои аргументы и приводя разнообразные примеры слов, дети быстро поймут, что ни одну букву исключать из алфавита нельзя, ведь они все необходимы для формирования слов.

Форма подачи материала по русскому языку обязательно должна быть творческой. Разнообразные творческие задания на уроках русского языка помогают детям развить собственную фантазию, открыть в себе новые таланты. Так, например, педагог может предложить деткам составить маленький рассказ, каждое слово в котором будет начинать на букву «В». Подобное задание поможет детям расширить собственный словарный запас, проявить фантазию и познакомиться с элементарными законами логики.

Типы уроков русского языка в начальной школе также могут быть различными. Учителю не стоит ограничиваться исключительно одним типом урока в форме подачи нового материала. Чтобы детки быстрее усваивали основные законы русского языка, формы подачи материала должны быть разнообразными. Например, один из уроков педагог может посвятить исключительно закреплению изученного материала. Здесь можно использовать разнообразные методики, например, диктанты, проверочные карточки с вопросами, вызовы к доске. Также можно попросить группу детей подготовить доклад на определенную изученную тематику.

Если для контроля успеваемости учитель использует диктант, текст нужно подбирать с умом, ведь он не должен быть слишком сложным или чересчур легким. Более того, используемый текст должен быть интересен малышам именно этого возраста. Так, например, учитель может использовать для диктанта отрывки из сказок или русских народных былин. Использование таких фрагментов поможет наладить связь между русским языком и изучаемым литературным материалом.

Современный урок русского языка в начальной школе должен быть направлен на комплексное изучение предмета в контексте других дисциплин. Так, например, учитель может наладить связь между литературой и русским языком. Для этого детям следует предоставить отрывки из литературных произведений, в которых будут либо пропущены слова, либо допущены ошибки. Школьникам необходимо будет найти эти ошибки и аргументировать свое мнение при помощи правил русского языка. Такой метод обучения положительно влияет и на развитие логики, и на усвояемость изучаемого материала. Зачастую детям сложно использовать те правила, что они изучают на уроке в реальной жизни. Подобное задание поможет любому школьнику быстро освоиться в деле использования теоретических знаний на практике.

Уроки русского языка в начальной школе направлены не только на усвоение правил и норм правописания, но и на обучение элементарным навыкам письма. Зачастую тут у педагогов возникают проблемы, ведь некоторые дети приходят в школу с уже имеющимися навыками письма, а другие малыши даже не знают, как выглядят буквы. Касательно этого аспекта обучения, дифференцированный подход преподавания будет максимально актуальным.

Преподавателю следует дать детям, уже освоившим навыки письма отдельные задания, а с теми, кто еще не подготовлен постараться творчески изучить сложную тему. Так, например, учитель может рассказывать детям на что похожи буквы, вызывая у них ассоциативную память. В дальнейшем, весь класс будет учиться формировать из этих букв слова и даже целые предложения. На этом этапе практические методики с вызовом к доске будут максимально эффективным средством обучения.

Основные проблемы, возникающие у учителя на уроках русского языка в начальной школе

На самом деле, заложить основы для будущего обучения русскому языку бывает поразительно сложно. Проблемы многих учителей связаны с тем, что они не могут привыкнуть к низкому уровню знаний со стороны первоклассников. Некоторые дети приходят в школу даже без знаний касательно алфавита, и все эти пробелы необходимо заполнять с максимальным терпением.

Для того, чтобы уроки русского языка были максимально продуктивными, преподавателю необходимо использовать весь спектр методик обучения. Презентации по теме, устный рассказ, использование дополнительных материалов — все это поможет детям гораздо лучше понять основы родного языка. Если школа располагает средствами, можно приобрести специальные игровые наборы с буквами, при помощи которых можно составлять слова и предложения. Разделив класс на две или три команды, учитель должен произносить слово, а дети следом составлять его из предложенных букв. Команда, выигравшая конкурс получит положительные оценки. Подобная игровая методика обучения обычно нравится все малышам без исключения и вызывает исключительно положительную реакцию.

Также учитель может изготовить карточки с разнообразными слогами самостоятельно. Из этих слогов дети будут складывать полноценные слова и предложения, применяя полученные знания на практике.

Еще одна сложность, с которой сталкиваются практически все преподаватели — это распределение времени. Русский язык считается очень сложным предметом, и в один урок сложно уместить и проверку домашнего задания, и изучение грамматики, и тренировки навыков письма. Именно поэтому следует использовать игровые методики, помогающие комплексно изучать все разделы русского языка в первом классе.

Предлагая детям вместо стандартных упражнений и ответов у доски карточки с заданиями, педагог имеет возможность опросить максимальное количество детей за короткое время. К тому же, такие карточки могут делать упор на тренировку навыков письма или чтения. При помощи интересных диктантов и сочинений на заданную тематику, учитель не только контролирует усвоенные знания, но еще и расширяет словарный запас детей.

Зачастую для учителя сложно сдерживать критику в адрес детей. Несмотря на то, что малыши в таком возрасте усваивают информацию очень быстро, в любом классе появляются успешные дети и отстающие. Тут важно не отбить у отстающих школьников желание учиться. Спрашивая их как можно чаще, давая им дополнительные задания и разъясняя на факультативных занятиях основы тех или иных правил, учитель сможет повысить общую успеваемость по предмету.

Стимулом к активному обучению могут стать разнообразные бонусы и элементарная похвала. Так, например, учитель на каждый урок может приносить разнообразные медальки, вырезанные из простой бумаги. За каждые 5 правильных ответов ребенок получает не только хорошую оценку, но еще и медаль. Такие элементарная и простая похвала может стать прекрасным стимулом к обучению для детей в начальной школе.

Если у педагога есть возможность, следует внедрять основы изучения русского языка и в другие предметы. Проще всего это сделать с литературой и историей. Так, изучая новый параграф по истории, учитель может попросить школьников по очереди выписать имена князей и правителей. Таким образом, на уроке истории получится потренировать и навыки письма. Чтение литературных произведений — лучший способ запомнить, как выглядят конкретные буквы, и как именно следует писать те или иные слова.

Опытные педагоги рекомендуют заранее составлять план урока, продумывать каждое задание, его соответствие возрасту детей. Подобное планирование поможет отобрать самые интересные методики изучения родного языка, отбросив лишнюю информацию. В результате, за счет усердных стараний педагога, успеваемость в классе заметно возрастет.

Русский язык неспроста считается одним из самых сложных и важных предметов в школьной программе. Чтобы повысить успеваемость в своем классе и помочь детям усвоить все правила и нормы родного языка, педагогу следует использовать целый спектр разнообразных методик. Использование разных методик на уроках русского языка поможет сделать предмет интересным, да к тому же, положительно повлияет на развитие логики и фантазии малышей.

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

За последние сто лет становления русской и советской системы поучения сложилась традиция, по которой школьный вариант соплеменного русского литературного языка изучается концентрически и по разделам. В начальных классах ( I - IV ) проводят обучение грамоте и дается ознакомительный курс грамматики, куда входят элементарные сведения об основных частях речи — имени существительном и прилагательном, глаголе и местоимении, — их способах изменения (склонение и спряжение), связанные с ними правила правописания, а также практические умения определять и звуковой и морфемный состав слова.

Традиционно обучение русскому языку состоит из следующих форм учебной работы:

  • классные занятия;
  • факультативные занятия (углубленное изучение);

внеклассная работа (кружки для любознательных, дополнительные занятия, связанные с коррекцией обучения).

Основной организационной формой изучения родного языка является урок. Существует несколько классификаций традиционных форм урока.

Классификация уроков по психолого-педагогическим этапам усвоения учебного материала и контроля:

А) урок обучения грамоте; б) урок изучения нового материала;
в) урок закрепления ЗУНов; г) повторительно-обобщающий урок;

Д)комбинированный урок; е)контрольные уроки (диктант, самостоятельная работа, тестирование);

Ж) урок анализа результатов («работа над ошибками»).

Классификация уроков развития речи:

а) урок подготовки и проведения изложения;

б)урок подготовки и проведения сочинения;

в) урок анализа письменных (творческих) работ.

В настоящее время наблюдается смена тенденций в школьном курсе русского языка: происходит постепенная перестановка акцентов с орфографии и грамматики на формирование видов речевой деятельности, в частности на развитие устной и письменной речи.

Опираясь на устоявшиеся классификации уроков, используя привычные этапы традиционных уроков, учитель при коммуникативно - деятельностном подходе к обучению меняет ценностные ориентации их структурных компонентов, определяя цель каждого этапа урока с точки зрения формирования или развития определенных умений и навыков. При этом на уроке цели должны ставить и ученики. Но цели учителя и ученика не совпадают. Учитель организует, руководит и управляет процессом изучения русского языка. Ученик имеет цель «добыть» знания и умения. Помните: нет цели – нет мотива к действию, нет мотива – нет сознательного подхода к получаемой информации, нет понимания информации, нет необходимости преобразовывать её в знания.

Основным способом изучения русского языка на современном уроке становится выведение понятия (или правила) методом «решения задач ». Иначе говоря, учитель, готовясь к уроку, должен продумать организацию учебных действий с помощью четко сформулированных задач.

ПРИНЦИПЫ ПОСТАНОВКИ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

1. Вводимое понятие должно быть предельно общим , с тем чтобы последующие темы выступали для детей как конкретизация, уточнение первой темы.

  1. Прежде чем вводить новое знание, необходимо создать ситуацию жизненной необходимости его появления.
  2. Не вводить знания в готовом виде . Даже если нет никакой возможности подвести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию самостоятельного поиска, предварительных догадок и гипотез.
  3. Определение или правило (словесная формулировка нового знания) должно появляться не до, а после всей работы по поиску и обнаружению нового содержания . Формулировать правило (определение) детям легче, считывая его со схемы. Это даст возможность не заучивать правило, а каждому ребенку формулировать его своими словами.
  4. Логика перехода от задачи к задаче должна быть ясной и открытой для учеников . Если учителю удалось поставить учебную задачу правильно, то ученики смогут, получив ответ на первую задачу, почти самостоятельно поставить следующую.

Коммуникативно-деятельностный подход требует от современного урока определенной динамики и четкой организации этапов учебных действий школьников, поэтому принципиальные схемы названных выше типов урока сориентируют вас при подготовке адекватного современным условиям конспекта урока. В соответствии с теорией поэтапного формирования учебной деятельности составлены примерные схемы уроков. Типологизированные схемы уроков русского языка и чтения представлены следующих таблицах.

Урок изучения нового материала

Цель: формирование учебных умений по построению нового понятия (выведению правила), оформлению нового знания.

Структурный компонент урока

1. Оргмомент (цель: мотивация к действиям на уроке)

Учитель организует проблемную ситуацию (загадка, сюжетный рассказ с затруднением и т.п.), в которой восстанавливаются необходимые для новой темы знания, умения предыдущих уроков, формулируется проблема и ставится цель на урок.

Сообщение темы и цели урока

2. Проверка домашнего задания (цель: проверить усвоение предыдущих знаний и умений)

На материале домашних упражнений актуализируются знания по теме урока. Задание необходимо видоизменять, чтобы проверить не только выполнение, но и осмысленность выполненного задания

3. Подготовка к изучению новой темы

(цель: создать мотив к учебному исследованию)

В беседе из темы урока ученики под руководством учителя уточняют цель учебной деятельности на данном уроке, для чего восстанавливают (проговаривают вслух) уже известные понятия.

4. Наблюдение над фактами языка (цель: при помощи сравнения и сопоставления языковых фактов выделить существенные признаки понятия (или правила)

Читается текст или другой дидактический материал, желательно его подобрать в том литературном произведении, которое изучается на уроке литературного чтения;

Выделяются словоформы, которые несут существенные признаки изучаемого понятия или правила; графически оформляются признаки изучаемого понятия;

Сравниваются признаки и определяются, какие из них существенные для изучаемой темы (категории, понятия или правила)

5. Обобщение структурных и семантических признаков понятия

или правила (цель: научить обобщать, делать выводы)

Формулируется вывод из наблюдений; читается определение понятия (или правила) в учебнике;

Сравниваются, анализируются и уточняются полученное и книжное определения (их формулировка).

  1. Применение понятия/правила на новом языковом материале (цель: закрепить понимание нового понятия /правила)

6. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Выполняются упражнения на выявление словоформ по определенным существенным признакам (сначала устно, затем письменно); параллельно с выявлением графически оформляются единицы - носители этого признака; фиксируются существенные признаки, и выводится обобщающая схема; выводится схема действий — алгоритм по применению понятия или правила

7. Итог урока (цель: сформулировать новое знание: - ЧТО — лингвистическое содержание

— и КАК — способ действий)

Восстанавливаются действия по определению существенных признаков понятия/правила (рефлексия хода урока); оформляется полученное знание:

Формулируется понятие/правило,

Выводится алгоритм действий, т.е. языковой анализ конкретной единицы (фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический, т.е. «рождается» языковой разбор изучаемой единицы). Оценка выставляется самостоятельно учениками себе и друг другу за знания, умения и активность на уроке

8.Задание на дом (цель:

Учитель спрашивает, какие умения будут тренировать дети дома. Предлагается упражнение на закрепление полученных на уроке умений находить и определять изученные языковые единицы или категории. Дети должны сами назвать умения, которые им понадобятся при выполнении задания.

Урок закрепления нового материала

Цель: тренировать алгоритм учебных действий с новым понятием

Структурный компонент урока

Характеристика учебных действий

1. Оргмомент (цель: мотивация к действиям на уроке

Организация проблемной ситуации для определения цели данного урока, в которой кратко восстанавливается ход предыдущего урока

2. Подготовка к применению понятия /правила (цель: проверить степень усвоения нового материал)

Беседа по домашнему заданию: видоизмененная проверка того, что было сделано (выборочное письменное задание по карточкам для учеников с различной степенью усвоения

3.Включение нового понятия в систему ранее изученных (цель: определить роль и значение понятия в системе языковых единиц)

Работа с упражнением: самостоятельное выявление словоформ-носителей нового понятия на новом тексте. Ученики схематизируют, сравнивают структурные и семантические признаки понятия с признаками уже изученных понягий, выясняют его роль в речи

4. Анализ текста (цель: выяснить функцию понятия/ правила в устной и письменной речи)

Самостоятельное применение алгоритма действия (грамматического разбора). Допускается частичное руководство учителем. Уточняются существенные признаки изучаемого понятия/правила для углубления понимания текста

4. Итог урока (цель: закрепить алгоритм языкового разбора)

Формулируется роль понятия в организации текста. Закрепляются умения языкового разбора, выводится его алгоритм, и дастся название (термин). Оценка выставляется как учителем, так и учениками себе и друг другу за знания, умения и активность на уроке

5. Задание на дом (цель: дать установку на тренировку определенных умений)

Предлагается упражнение на конструирование собственного текста с употреблением изученных языковых единиц. Ученики формулируют задачу: «При выполнении упражнения я буду тренировать умения делать... (называет вид разбора) разбор, находить... (называет понятие, которое закреплялось на уроке), определять его роль в этом тексте»

Повторительно-обобщающий урок

Цель: систематизировать полученные знания и умения по теме.

Структурный компонент урока

Характеристика учебных действий

1. Оргмомент (цель:

поставить цель на урок самостоятельно)

Организуется проблемная беседа по определению места понятия и его значения для системы языка, из которой вытекает постановка цели учениками на данный урок

2. Подготовка к обобщению изученных правил и применение алгоритма (цель: повторить определение понятия и алгоритм его выведения)

Проверяется домашнее задание при помощи различных приемов (самостоятельного разбор выборочно взятых слов или предложений, чтение собственных текстов, их анализ, групповая работа по «экспертизе», взаимопроверка правописания)

3. Выявление всех изученных понятий и правил по этой теме (цель: выяснить родо-видовые отношения понятий изучаемой темы)

Выявляются сходные по роду и виду понятия, связанные с изучаемой темой, повторяются их формулировки, соотносятся их определения с темой урока, выводится единый алгоритм действий для применения всех понятий темы

4. Обобщение знаний о понятии/правиле

(цель: определить его классификационные основания )

Составляются таблицы или другие схемы, группировка сходных понятий, определяется место изученного понятия в этой системе отношений(по таблице или на основе классификационной схемы)

5. Самостоятельная работа (цель: проверить сформированность знаний и умений по теме)

Дается индивидуальная письменная работа, которую учитель проверяет после урока, собрав тетради

6 . Итог урока (цель: формировать умение

обобщать и оформлять определение)

Повторяются формулировки всех близких понятий по изученной теме, алгоритм действий с применением существенных признаков. Оценка выставляется как учителем, так и учениками себе и друг другу за знания, умения и активность на уроке

7. Задание на дом (цель: тренировать письменный навык употребления изученного понятия)

Мини-сочинение с употреблением словоформ-носителей понятия (правила). Ученики формулируют учебную задачу: «Мы будем тренировать умение использовать... (называют изучаемое понятие) в сочинении, которое придумаем сами»

Комбинированный урок

Комбинированный урок предполагает изучение небольшой по объему и несложной по содержанию темы (например, «Корень слова»), поэтому его структура включает все компоненты трех названных типов урока: введение нового понятия/правила, его закрепление и повторительно-обобщающая работа.

СОСТАВИТЕ ДОМА НА ОТДЕЛЬНОМ ЛИСТЕ СХЕМУ КОМБИНИРОВАННОГО УРОКА

Урок-диктант

Целы научить писать диктант для проверки усвоения орфографических и пунктуационных правил по конкретным темам.

Диктанты бывают обучающими и контрольными. Данный тип урока направлен на освоение детьми всех необходимых учебных действий при написании контрольных диктантов. Чтобы научить ребенка переводить звучащую речь в письменную, необходимо понимать, что эта деятельность состоит из целого ряда умений, которые формируются постепенно и отдельно друг от друга. К ним относятся следующие умения:

Держать в памяти границы целого текста, отдельных предложений и небольших синтагм;

слышать «ловушки», т.е. ошибкоопасные места — орфограммы и пунктограммы;

опознавать и проверять эти ошибкоопасные места — орфограммы и пунктограммы (определять, нужно ли правило, или это словарное слово);

вспоминать графическое изображение нужных букв (строчных, прописных, оформление предложений и абзацев);

Осуществлять самоконтроль за письмом.

Поэтому четкость действий учителя во время обучающего диктанта — залог успеха ученика. Готовясь дома к проведению данною типа урока, учитель должен поделить предложения на синтагмы, удобные для диктовки (количество слов, входящих в синтагму для одноразового прочтения, определяется возрастом и индивидуальными особенностями учеников конкретного класса). От урока к уроку синтагмы, а также насыщенность их ошибкоопасными местами следует увеличивать постепенно. Для только что изученных правил допускается использование «шпаргалок»: словарей, таблиц, справочных материалов, выполненных учениками самостоятельно.

Обучающий диктант может сопровождаться выполнением грамматических заданий по теме.

Структурный компонент урока

Характеристика учебных действий

1. Оргмомент (цель: дать установку на перевод устной речи в письменную)

Психологическая установка на самостоятельную работу: создается ситуация, в которой дети четко определяют круг своих действий, могут объяснить, что они будут делать, работая в роли «писаря

2. Диктовка (цель: приучить правильно действовать во время диктовки, запоминать границы предложения

  1. Текст диктанта читается полностью, неторопливо, выразительно, внятно.
  2. Читается предложение целиком. Учеников предупреждают о том, что следует слушать предложение полностью («до точки»).
  3. Диктует учитель по словам, во II — III классах по синтагмам, отрезок предложения произносится один раз (не повторяя). Учитель наблюдает, все ли дети положили ручки, только после этого продолжает

3. Самопроверка (цель: научить видеть ошибки)

Учитель диктует текст медленно по предложениям, делая между ними достаточные паузы, давая возможность детям проверить написанное

4. Выполнение грамматических заданий (цель: закрепить знания по изученной теме)

Для грамматического задания, как правило связанного с изучаемой темой, выбираются языковые единицы из текста диктанта (по вариантам) и проверяются навыки языкового разбора (полного или частичного)

5. Итог (цель: научить самоконтролю)

Самопроверка контрольного задания и проверка написанного диктанта

Методическая деятельность учителя

В задачи учителя входит не только организация учебного процесса на уроке по русскому языку, но и обеспечение усвоения учениками учебного материала, предложенного на уроке.

Традиционный урок предполагает односторонний процесс передачи информации от учителя к ученику, контроль за усвоением этой информации со стороны учителя. В современной школе основная направленность деятельности учителя открывает путь идее коммуникативно-деятельностному подходу в обучении. Выясним, как организована и из чего же состоит деятельность учителя.

I этап — осознание цели, задач и ориентировка в условиях методической деятельности.

1. Ориентировка в предметном содержании урока, т.е. в самом лингвистическом материале.

Что именно предстоит изучать? Зачем? Какова роль этого пиления в языке, в речи?

Что я сам об этом явлении знаю? Какими признаками оно характеризуется, как они выявляются?

С какими другими лингвистическими понятиями связано изучаемое: с какими стоит в одном ряду, на какие опирается, для каких служит базой? Почему это понятие вводится именно и данный момент обучения?

2. Ориентировка в конкретных условиях обучения.

Что учащиеся об этом понятии знают, что узнают в будущем? Что должны узнать, отработать на данном уроке, в какой степени, до какого уровня?

Какие признаки понятия должны быть в центре внимания?

На какие смежные знания и умения в ходе работы следует опираться?

Какие учебные действия необходимы для освоения материала?

Какие конкретные трудности должны быть преодолены?

Каковы возможные ошибки учащихся, еще не овладевших всеми признаками понятия?

Какая другая языковая (речевая) работа может быть органично связана с освоением данного понятия, умения? Почему?

3. Ориентировка в методическом арсенале способов и средств обучения.

Какие способы организации учебной работы, виды заданий, средства обучения, отвечающие общему замыслу урока, я знаю?

Как предлагает работать учебник? Каковы цель каждого задания, логика их расположения?

Какие способы работы, какой конкретный материал подсказывают другие средства методической помощи (собственная методическая картотека, пособия, журнальные статьи и т.п.)?

Как, по каким критериям оценить, освоили ли ученики понятие, способ действия?

Как видим, первый этап методической деятельности учителя по подготовке урока довольно объемен по своему содержанию. Результатом его должны быть, во-первых, уяснение темы урока и

II этап – составление плана урока.

  1. Какова цель урока, т.е. каким должен быть конечный результат? (Какое понятие ввести, какие признаки помочь учащимся осознать, какие действия они должны освоить или закрепить)
  2. Как прийти к достижению цели урока, через решение каких промежуточных задач? (Что по логике действий нужно выполнить, выяснить сначала, а что потом и т.д.)
  3. Какие дополнительные задачи обучения (из области лексики, грамматики, орфографии, речи и т.д.) следует реализовать на этом уроке? На каких его этапах? Почему?
  4. Как организовать урок?

Как поставить перед детьми учебную задачу, чтобы включить их в активную деятельность: а) что нужно сделать, чтобы учащиеся обнаружили, что какого-то знания или умения им недостает; б)как сделать, чтобы это знание оказалось нужным, чтобы возникло желание научиться, преодолеть «барьер»?

Как обеспечить усвоение на уроке необходимой информации?

Как добиться освоения детьми необходимых действий и в целом осознанное владение материалом?

Планирование деятельности обучения определяется стандартным Базисным планом, утвержденным Министерством образования и являющимся основным руководящим и финансовым документом для каждой учебной структуры (школы, среднего специального и других учебных заведений). Базисный план имеет две части: ядро (инвариант) и вариантную часть, в которой учитываются особенности местности (этнокомпонент обучения), индивидуальных характеристик учащихся (стандартный контингент, коррек-ционный тип обучения, специфика учащихся с ограниченными физическими или умственными возможностями).

В Базисном плане выделяются следующие основные содержательные направления:

федеральный компонент обеспечивает единство школьного образования в стране и является обязательным минимумом, содержащим общекультурные и общие научные сведения, на основе которых формируются общие для всего государства знания, умения и навыки по русскому языку;

национально-региональный компонент обеспечивает особые потребности и интересы области образования малых народов или конкретного края со своими специфическими чертами и этнокультурным содержанием;

школьный компонент отражает специфику конкретного учебного заведения, позволяет проводить самостоятельную разработку учебного плана и программ в соответствии с избранным направит нем обучения (углубление или усиление изучения определенных предметов, ориентация на специфическую область культуры пни особенности психофизического развития учеников и т.п.).

Кроме общего планирования существует планирование индивидуальной деятельности учителя: на весь период обучения (1— IV классы), годовое планирование, четвертное и поурочное.

Учитель — личность творческая: его деятельность несет в себе моменты ремесла, науки и искусства одновременно . Учитель не может быть исполнителем по самим сущностным характеристикам его профессии, поэтому его следует отнести к деятелям. Если государственная программа определяет цели и содержание обучения русскому языку, то насколько самостоятельным можно считать учителя? Самостоятельная методическая деятельность учителя как деятеля начинается непосредственно с определенным коллективом детей («классом»), когда учитель, ориентируясь на общепринятые государственные требования к обучению русскому (родному) языку, выстраивает собственную систему обучения для конкретного срока и конкретной группы детей. «Здесь и сейчас» учитель становится деятелем, так как перед постановкой конкретных целей на конкретный срок обучения (год, четверть, урок) он обязательно проводит анализ того «материала» (ученических знаний, умений и навыков), с которым ему придется работать и который необходимо будет преобразовать в промежуточный продукт (знания,умения и навыки), намеченный учителем для приближения цели, зафиксированной в программе.

Это технология надпредметной деятельности учителя, т.е. организация обучения на уроке по любому школьному предмету. Технология частно-предметная — непосредственно относящаяся к предмету «Русский язык» — связана с частными целями нашего предмета. Так, для учителя русского языка:

материал — это образцы речи (художественные произведения, тексты научного, публицистического, разговорного стиля и пр.), тексты заданий и упражнений, помещенные в учебнике (в том числе в учебнике для чтения), а также в многочисленных пособиях для уроков русского языка;

процессы изменения — это методы языкового исследования (фонетический, морфемный, словообразовательный, этимологический, морфологический, синтаксический разборы, применяемые, к сожалению, только в одной функции — контрольной);

средства — учебные тексты, а также графические изображения (схемы, модели, рисунки и пр.), слуховая «наглядность» (пластинки, диски с записями правильной, выразительной речи и т.п.);

продукт деятельности — языковые понятия, категории, произведения речи (сочинения, изложения, устные ответы), орфографические и пунктуационные правила, нормы письменной и устной речи, а также умения ими пользоваться.

Анализ ситуации перед планированием дальнейших действий — часть методической деятельности словесника, для которой можно использовать следующие приемы :

наблюдение, анализ, учет индивидуальных психофизиологических особенностей каждого ученика и построение графика (траектории) изменений состояния в течение четверти (года и т. п.);

наблюдение, анализ, учет уровня грамотности (речевых, орфографических и пунктуационных ошибок) каждого ученика и построение графика (траектории) изменений состояния в течение четверти (года и т.п.);

наблюдение, анализ, учет читательских умений и построение графика (траектории) изменений состояния в течение четверти (год a и т. п.).

Когда учитель имеет такую развернутую «карту» состояния знаний и умений ученика, можно планировать свою дальнейшую pa -бот y , т.е. переходить ко второй части методической деятельности.

Подготовка к каждому уроку проводится в соответствии с корректировкой программного материала по результатам, полученным в ходе аналитической работы учителя, и с учетом запланированного по всем трем — основная школа, учебный год, четверть — на-правлениям материала.

Как правило, учителю приходится ориентироваться в классе на несколько групп учащихся, объединенных им по темпу усвоения и уровню знаний. Поэтому часто конспект урока становится конспектом сразу нескольких уроков, по количеству выделенных групп, поскольку «исследование» и задания, выполняемые учениками на уроке, должны быть индивидуализированы для каждой из этих групп.

Руководство и управление на уроке учитель осуществляет личным примером, т.е. он берет на себя роль организатора коммуникации и показывает детям способ освоения языкового материала. Действуя как «ученый-исследователь», педагог организует беседу, а не объяснение нового материала. Поэтому все, что он хочет объяснить как новое знание, следует перестроить в форму вопросов, которые подведут детей к нужным ответам. Психологи доказали, что длительная утвердительная речь воспринимается с пользой слушателем не долее 7—10 мин, у детей это время еще меньше, в то время как вопросительная интонация возбуждает познавательные центры коры головного мозга и позволяет привлечь внимание.

Проблема внимания на уроке — самая серьезная и больная тема для учителя. Поэтому только опора на психофизиологические закономерности развития растущего организма может помочь в ее решении. Нет проблемы дисциплины — есть плохо организованный урок ! Ребенку имманентно присущи такое важное для развития качество, как подвижность, и такое важное качество для познания, как любознательность. Эти качества и «работают» на учителя во время правильно организованной беседы (а не многоречивого объяснения).

Еще одним важным психологическим рычагом управления процессом обучения является успешность ребенка , поэтому необходимо его чаще хвалить, отказаться от порицающих слов и интонаций : с одной стороны, это стимулирует ученика к деятельности на уроке, с другой стороны, воспитывает его положительное отношение к окружающим собеседникам. Учитель должен (это его профессиональная обязанность) научить, а ученик не должен, а только может учиться . И задача учителя — организовать ему условия учения, т.е. возможность учиться. Коммуникативно-деятельностный подход к обучению и предоставляет учителю технологию и другие методические средства для правильной организации урока.

При организации учения как деятельности сложно оценить действия ученика по пятибалльной системе, поскольку квазиисследование, в котором участвует ребенок на уроке, не может подвергаться жесткой градации на «отлично», «хорошо» и т.д. Здесь уместно оценивать активность у частия в уроке в плюсах и минусах, накопление которых может в конечном итоге складываться в оценку «5», «4» и т.д. Учитель в уже упомянутом «классном журнале», т.е. блокноте собственных наблюдений, фиксирует все, что влияет на процесс учения ребенка, и то, что он должен знать об ученике:

условия проживания (семья, родственники, соседи, дополнительные внешкольные занятия и т.п.);

психофизиологические особенности организма (темперамент, степень развитости интеллекта, эмоционально-волевой сферы, здоровье и т.п.);

специфику восприятия (лево/правополушарные приоритеты, тип включения анализаторов и т. п.);

степень активности в различных видах деятельности («зритель», «аналитик», «синтезатор», «организатор» и. т.н.);

типичные ошибки по всем разделам русского языка.

Это помогает правильно организовать работу на уроке, а также правильно оценить знания и умения ученика. Оценки по пятибалльной шкале выставляются только по результатам контрольных срезов: диктантов, самостоятельных работ, индивидуальных ответов по заданию, сочинений и изложений (критерии оценок, как правило, опубликованы в программах, в журнале «Начальная школа»).

К основным профессиональным умениям учителя относятся

  • разработка конспектов уроков,
  • проведение и анализ их,
  • регулярная диагностика усвоения учебного материала школьниками.

Критерием оценки профессиональных знаний и умений учителя русского языка считается наличие умений:

  • устанавливать тип урока в зависимости от темы и этапа ее усвоения;
  • определять задачи урока (образовательные, развивающие, воспитательные);
  • организовывать целеполагание учеников;
  • создавать в начале и в ходе урока мотивацию к учению;
  • осуществлять целенаправленное повторение пройденного материала с целью подготовки учащихся к восприятию новых знаний;
  • применять различные способы проверки домашнего задания устного и письменного характера;
  • пользоваться разными формами проверки качества усвоения теоретического материала в ходе урока;
  • применять разные методы и мобилизующие приемы изучения нового материала;
  • подбирать рациональные упражнения для закрепления знаний, умений и навыков и повторения пройденного материала;
  • умело подводить итоги урока;
  • задавать домашнее задание;
  • реализовывать на протяжении всего урока дидактические и специальные методические принципы, в том числе и уровневые;
  • использовать на уроке адекватные средства обучения (учебный комплекс по русскому языку, наглядные пособия, технические средства обучения);
  • осуществлять дифференцированный подход к различным по уровню подготовки и продвижения в учении детям.

Современное общество требует от общеобразовательной школы формирования целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, среди которых важное место занимают коммуникативно-речевые умения и навыки, без которых не возможно эффективное осуществление речевой деятельности. Владение словом ценится очень высоко. Однако большинство школьников не способно грамотно излагать свои мысли. Одной из причин этого является то, что в повседневном общении учащимися, как правило, используется разговорная форма речи. В разговорной речи используется лишь малая часть словарного богатства русского языка. Для данной речи характерно употребление самых распространенных слов. Эти слова слишком общие по значению, подчас они не совсем точно раскрывают суть сообщаемого. Собеседники понимают друг друга благодаря дополнительным средствам: интонации, жестам, мимике. Бедность активного запаса словаря школьников приводит к употреблению нелитературной лексики в речи, неумению избежать одинаковых и однокоренных слов. Привыкнув к неточной речи в условиях неофициального общения, школьники переносят эти привычки на официальную устную и письменную речь. Расширение словарного запаса школьников, формирование умения поиска нужных, точных слов в каждом конкретном случае – важнейшие задачи, стоящие перед учителем. Уроки русского языка обладают большими возможностями в области развития речи учащихся. Целенаправленная, систематическая, планомерная работа по обучению школьников составлению речевого высказывания ведет к формированию коммуникативных умений и повышению культуры речевого общения. Значит, одним из ведущих требований к современному уроку русского языка является правильно организованная речевая направленность урока, развитие речи учащихся и навыков свободного владения языком в различных ситуациях общения. Процесс развития речи школьников – длительный и сложный. Обучение речевому высказыванию может осуществляться на разных структурных этапах урока русского языка, в том числе на, казалось бы, непредназначенном и непривычном для этого вида деятельности структурном этапе – минутке чистописания. Традиционный подход к проведению минутки чистописания не требует от учащихся активной речевой деятельности. Школьники прописывают указанные учителем буквы и буквосочетания, сосредотачивая свое внимание преимущественно на каллиграфии букв, на их форме, правильном наклоне, высоте и соединении между собой в составе буквосочетаний. При проведении минутки чистописания средствами субъективизации широко задействуется устная связная речь учащихся, поскольку они определяют предназначенную для письма букву и устанавливают содержание первой части данного структурного этапа урока . Однако речевое высказывание будет шире, объемнее и разнообразнее, если школьникам представится возможность определять содержание второй части минутки чистописания, то есть установить, какое буквосочетание (или буквосочетания) будет прописываться на уроке. Для решения этой задачи предлагается использовать новый вид упражнений. Их можно назвать иллюстративно-речевыми. В основе упражнения лежит изображение какого-либо предмета (домика, цветка, листа дерева вазы и т.д.), который в действительности может иметь разные варианты исполнения, происхождения, нахождения. Например, домик деревянный, кирпичный, соломенный; цветок полевой, лесной, садовый; ваза глиняная, стеклянная, фарфоровая, лист дубовый, кленовый, березовый и т.д. На предмете или около него располагаются три-четыре буквы. Две из них должны войти в состав буквосочетания, которое дети будут писать на минутке чистописания. Задача учащихся – определить, какое именно буквосочетание им предстоит написать, обоснованно и правильно оформить свой ответ. Он должен быть доказательным, развёрнутым. Каждое упражнение имеет три этапа выполнения. На первом (самом простом) этапе, на картинке изображается один предмет, три буквы. Поиск букв осуществляется по фонетическому признаку. Ответ учащегося составляется в виде монологического высказывания из двух-трёх предложений.

Пример такого упражнения. На рисунке (слайде) изображается дерево – дуб и ведущая к нему дорожка из листьев. На дорожке три буквы: о, з, н. Учитель. Сегодня, на минутке чистописания мы напишем буквосочетание, которое состоит из двух букв. Они изображены на данном рисунке. Первая буква обозначает гласный звук. Вторая буква обозначает согласный, звонкий, непарный звук. Какое буквосочетание мы будем писать? Обоснуйте свой ответ. Ученик. Мы будем писать буквосочетание он. Буква о обозначает гласный звук [о]. Буква н обозначает согласный, звонкий, непарный звук [н]. По мере овладения детьми заданной степенью сложности, осуществляется переход ко второму этапу. На картинке (слайде), предназначенном для второго (более сложного) этапа изображается два предмета. Под каждым – по три буквы. Поиск букв осуществляется по более сложным признакам. Ответ учащегося составляется в виде монологического высказывания, состоящего из пяти-шести предложений. Пример такого упражнения. На рисунке (слайде) изображаются два дерева: дуб и береза. К деревьям ведут дорожки из листьев. На дорожке из дубовых листьев три буквы: а, л, д. На дорожке, ведущей к клену тоже три буквы: и, я, г.

Учитель. Сегодня, мы напишем буквосочетание, состоящее из двух букв. Первая букв находится на дорожке из дубовых листьев. Она обозначает звук, который не имеет пары по глухости-звонкости. Вторая буква буквосочетания находится на дорожке, ведущей к клену. Она может обозначать в слове два звука. Какое буквосочетания мы будем писать? Как вы его определили?

Ученик. Мы будем писать буквосочетание ля. Буква л находится на дорожке из дубовых листьев. Она обозначает звук [л], который не имеет пары по звонкости-глухости. Вторая буква – я. Она находится на дорожке из кленовых листьев. Эта буква может обозначать два звука [й’], [а], если находится в начале слова, после гласной, твёрдого или мягкого знака. На первых порах для построения речевого высказывания на второй ступени можно предложить учащимся опорную запись. В ней даются предложения с пропущенными в них словами, на основе которых школьники учатся соблюдать последовательность, непрерывность, логику построения ответа. По мере развития устной связной речи, надобность в опорной записи отпадает.

В нашем случае опорная запись может иметь следующий вид:

Мы будем писать … … .

Буква … находится на … из … … .

Она обозначает …, …, … … .

Вторая … - … .

Она находится на …, ведущей к … .

Эта буква может обозначать два звука, если находится в … …, … …, … … … … .

На картинке, предназначенной для третьего (самого сложного) этапа, изображается три предмета. Под каждым по три-четыре буквы. Поиск буквы может осуществляться на фонетической, орфографической, логической и т.д. основе. Ориентиром может служить не только характеристика букв, которые входят в состав буквосочетания, но и находящейся рядом буквы. Может увеличиваться количество определяемых буквосочетаний. За счет этого объем монологического высказывания учащихся существенно возрастает. Ответ учащегося составляется более чем из шести предложений. Например, на рисунке изображаются три дерева: дуб, клен, береза. К дубу ведёт дорожка из дубовых листьев, на которой три буквы: р, ц, ч. На дорожке из кленовых листьев другие три буквы: е, и, в. На дорожке, ведущей к березе такие: н, а, ы.

Учитель. Сегодня, мы напишем два буквосочетания. В обоих буквосочетаниях первая буква одинаковая. Эта буква находится на дорожке из дубовых листьев. Она стоит выше буквы, которая обозначает всегда твердый согласный звук. Вторая буква первого буквосочетания находится на дорожке, которая ведёт к клену. Она является орфограммой в слове дерево. Вторая буква второго буквосочетания находится на дорожке из березовых листьев. Она является окончанием в слове крона. Какие буквосочетания мы будем писать? Как вы их определили?

Ученик. Сегодня, мы будем писать буквосочетания ре и ра. В обоих буквосочетаниях первая буква одинаковая. Это буква р. Она находится на дорожке из дубовых листьев. Эта буква стоит выше буквы ц, которая обозначает всегда твердый согласный звук. Вторая буква в первом буквосочетании – е. Она находится на дорожке, которая ведёт к клену. Эта буква является проверяемой безударной гласной в слове дерево, проверочное слово деревья. Вторая буква второго буквосочетания – а. Она находится на дорожке из березовых листьев и является окончанием в слове крона. Продолжительность работы на каждом этапе составляет три, четыре недели. Переход к очередному этапу осуществляется в том случае, если большинство учащихся справляются с упражнениями и дают развёрнутый монологический ответ.

Иллюстративно-речевые упражнения имеют свою специфику проведения:

1. От ступени к ступени увеличивается количество изображаемых на иллюстрации предметов.

2. Увеличивается количество прорабатываемых разделов русского языка. Сначала даются задания только по фонетике, затем и по орфографии, морфемике, лексике и другим разделам русского языка.

3. Разнообразие упражнений достигается за счет изменения предметов на иллюстрации и содержания заданий по поиску букв для буквосочетания.

Опыт работы показывает, что систематическое использование иллюстративно-

речевых упражнений во время проведения минутки чистописания, качественно изменяет содержание и результат данного структурного этапа урока. Наряду с развитием каллиграфического навыка, учащиеся совершенствуют знания по разным разделам лингвистики. Параллельно осуществляется развитие внимания, памяти, логического мышления, которые необходимы для успешного освоения русского языка. Особо следует отметить создание условий для интенсивного развития доказательной, последовательной, устной связной речи детей.

Использованная литература 1. Бакулина Г.А. Минутка чистописания может быть развивающей и интересной // Начальная школа. – 2000. – №11. – С.54-60 2. Сиротинина О.Б. Русская разговорная речь. М.: «Просвещение», 1983. - С.26, 27


СОВРЕМЕННЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Глумова С.Н.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Вейделевская средняя школа» посёлок Вейделевка Белгородской области

В самом общем виде, не вдаваясь в проблемы лингвистики, психологии и методики, я бы ответила так: современный урок русского языка - это, во-первых, не один урок, а система уроков. Даже самый прекрасный, зрелищный открытый урок, который продемонстрировал учитель, все равно не позволяет оценить место этого урока в системе работы по изучению конкретного предмета в конкретном классе, подчеркиваю - в конкретном классе. А если это система уроков, то их последовательность должна быть обусловлена четкой научной логикой, чтобы не по желанию учителя, завуча или методиста изучалась та или иная тема, отбирались те или иные методы или формы организации урока, а эти темы, методы и формы были предусмотрены логикой самого курса, авторской логикой в первую очередь.

Во-вторых, современный урок русского языка ни в коем случае нельзя представить себе как урок, на котором ученики работают только фронтально: при стопроцентной фронтальной работе мы получаем (сами формируем) усредненного, безынициативного, пассивного ученика, работающего только по командам учителя: «Открой, прочитай, запиши, проверь» и т. д. Для реализации заявленных целей, достижения планируемых результатов освоения образовательной программы по русскому языку обязательны индивидуальная, парная, групповая работа. Именно эти формы организации урока должны превалировать над фронтальной работой (хотя отмечу, что фронтальная работа, безусловно, необходима, но не более чем в сорока процентах учебных занятий в течение учебного года).

В-третьих, обязательной составляющей современного урока русского языка является внимание к индивидуальным особенностям учащегося - уровню его развития, темпу работы, особенностям памяти и т. п. Только учитывая все психологические особенности ученика, учитель может отобрать и адресно направить конкретному ученику задание, упражнение или предложить такую форму их выполнения (индивидуальную, парную, групповую), которая будет психологически комфортна для конкретного ученика.

В-четвертых, современный урок русского языка в начальной школе - это и обязательное знакомство с темами, которые не предполагают отработки, то есть темами, расширяющими кругозор ученика, формирующими его мотивацию к изучению предмета, направленные на зону его ближайшего развития, прогнозирующими продолжение изучения русского языка в среднем звене школы.

В-пятых, это формирование интереса к изучению языка, на котором говорит ученик. Причем у разных детей этот интерес может быть сформирован на разных основаниях: одному интересно, какой частью речи является то или иное слово, другому - почему мы пишем так, а не иначе, третьему - какова история происхождения слова, четвертому - как составить текст, чтобы быть максимально точно понятым, и т. д. Следовательно, программа, учебник, по которому работает учитель, должны учитывать все перечисленные аспекты.

Однако позволю себе подняться на еще более высокую ступень обобщения, точнее, на предполагаемую мотивацию к изучению русского языка, которая в идеале должна быть сформирована у ученика начальной школы при изучении русского языка: «Я изучаю русский язык, потому что это язык моей страны, язык, на котором говорят не только мои родители и друзья, но и все, кто живет в России. Мне интересно узнать, как этот язык устроен, какие единицы в нем выделяются, как эти единицы взаимодействуют между собой. Я бы хотел узнавать это, общаясь на уроке с одноклассниками, предлагая свои аргументы и принимая во внимание позицию своих друзей. Я бы хотел научиться писать грамотно, без ошибок, потому что грамотность - это показатель моей культуры. Мне бы хотелось научиться так выражать свои мысли в устной или письменной форме, чтобы мой собеседник однозначно понял меня, чтобы моя речь, устная или письменная, свидетельствовала о том, что я образованный, культурный человек. И всего этого я хочу достичь в сотрудничестве с учителем и моими одноклассниками».

Думаю, что, если хотя бы какая-то часть подобной мотивации (а в идеале вся) в процессе изучения русского языка будет сформирована у учеников начальной школы, можно утверждать, что реализованы цели, сформулированные стандартом второго поколения.

^ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 1 КЛАССЕ

Тема: Большая буква в именах отчествах фамилиях людей кличках животных и географических названиях.

Цель: развивать умение писать слова с большой буквы имена отчества фамилии людей клички животных географические названия речь память учащихся. Воспитывать внимание, аккуратность, любовь к своей стране.

Оборудование: слайды, слова, лепестки разных цветов

^ Ход урока

Организационный момент

Работа по карточкам, перфокартам

Минутка чистописания: О ы Л м А и д

Назовите буквы. На какие две группы их разделим?

Словарная работа

Послушайте загадки и напишите отгадки

Через поле напрямик

Скачет белый воротник

Посреди двора стоит копна

Спереди вилы сзади метла

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной

А когда придет весна

Просыпается от сна

Проверка, обмен тетрадями

4 Подготовка к восприятию нового

(Слайд) - Владимир, Вера, Виктор

Прочитайте. Что их объединяет?

Сообщение темы урока (слайд)

Составьте из рассыпанных букв слова (слайд)

Сегодня мы с вами отправляемся в страну больших букв

5 Чтение стихотворения

Буква обычная выросла вдруг

Выросла выше всех букв- подруг.

Буква расти не сама захотела

Букве поручено важное дело.

Ставится буква у строчки вначале,

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия пишутся с нею,

Чтобы заметней им быть и виднее.

Чтобы звучали громко и гордо

Имя твое, имя улицы, города.

Буква большая совсем не пустяк!

В букве большой уважения знак!

Послушайте стихотворение и вспомните какие вы знаете правила написания большой буквы в словах.

Чтение вывода (слайд)

6 Прочитайте слова в столбиках (слайд)

Что вы можете сказать о словах 1 столбика, 2столбика?

От каких имен образуются отчества людей?

Назовите пары слов.

Чтение вывода (слайд)

Отчества образуются от мужских имен и пишутся с большой буквы.

7 (Слайд) кошка, собака

Дайте клички кошке, собаке.

Вспомним и запишем в тетради названия и клички главных героев из произведения Э. Успенского « Каникулы в Простоквашино»

Запомни! Клички животных пишутся с большой буквы. (слайд)

8 Прочитайте стихотворение и найдите клички животных

Кошка Маришка,

котенок Тишка,

щенок Дружок,

цыпленок Пушок,

корова Буренка,

коза Найденка.

Все их клички до одной пишут с буквы прописной.

9 Физминутка: я называю слова, если слово является именем собственным, вы руки поднимаете вверх, если не является именем собственным- приседаете.

10 (Слайды) герб нашего района, карта района, герб Белгородской области, герб страны.

11 Работа по учебнику (по группам)

12 Рефлексия (выбирают лепесток, соответствующий их настроению)

13 Итог урока

Какие слова мы учились писать?