Студенты пересказать. Студенты. Главные герои и их характеристика

Антон Павлович Чехов


Погода вначале была хорошая, тихая. Кричали дрозды, и по соседству в болотах что-то живое жалобно гудело, точно дуло в пустую бутылку. Протянул один вальдшнеп, и выстрел по нем прозвучал в весеннем воздухе раскатисто и весело. Но когда стемнело в лесу, некстати подул с востока холодный пронизывающий ветер, всё смолкло. По лужам протянулись ледяные иглы, и стало в лесу неуютно, глухо и нелюдимо. Запахло зимой.

Иван Великопольский, студент духовной академии, сын дьячка, возвращаясь с тяги домой, шел всё время заливным лугом по тропинке. У него закоченели пальцы, и разгорелось от ветра лицо. Ему казалось, что этот внезапно наступивший холод нарушил во всем порядок и согласие, что самой природе жутко, и оттого вечерние потемки сгустились быстрей, чем надо. Кругом было пустынно и как-то особенно мрачно. Только на вдовьих огородах около реки светился огонь; далеко же кругом и там, где была деревня, версты за четыре, всё сплошь утопало в холодной вечерней мгле. Студент вспомнил, что, когда он уходил из дому, его мать, сидя в сенях на полу, босая, чистила самовар, а отец лежал на печи и кашлял; по случаю страстной пятницы дома ничего не варили, и мучительно хотелось есть. И теперь, пожимаясь от холода, студент думал о том, что точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре, и что при них была точно такая же лютая бедность, голод, такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнета, - все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше. И ему не хотелось домой.


Огороды назывались вдовьими потому, что их содержали две вдовы, мать и дочь. Костер горел жарко, с треском, освещая далеко кругом вспаханную землю. Вдова Василиса, высокая, пухлая старуха в мужском полушубке, стояла возле и в раздумье глядела на огонь; ее дочь Лукерья, маленькая, рябая, с глуповатым лицом, сидела на земле и мыла котел и ложки. Очевидно, только что отужинали. Слышались мужские голоса; это здешние работники на реке поили лошадей.

Вот вам и зима пришла назад, - сказал студент, подходя к костру. - Здравствуйте!

Василиса вздрогнула, но тотчас же узнала его и улыбнулась приветливо.

Не узнала, бог с тобой, - сказала она. - Богатым быть.

Поговорили. Василиса, женщина бывалая, служившая когда-то у господ в мамках, а потом няньках, выражалась деликатно, и с лица ее всё время не сходила мягкая, степенная улыбка; дочь же ее Лукерья, деревенская баба, забитая мужем, только щурилась на студента и молчала, и выражение у нее было странное, как у глухонемой.

Точно так же в холодную ночь грелся у костра апостол Петр, - сказал студент, протягивая к огню руки. - Значит, и тогда было холодно. Ах, какая то была страшная ночь, бабушка! До чрезвычайности унылая, длинная ночь!

Он посмотрел кругом на потемки, судорожно встряхнул головой и спросил:

Небось, была на двенадцати евангелиях?

Была, - ответила Василиса.

Если помнишь, во время тайной вечери Петр сказал Иисусу: «С тобою я готов и в темницу, и на смерть». А господь ему на это: «Говорю тебе, Петр, не пропоет сегодня петел, то есть петух, как ты трижды отречешься, что не знаешь меня». После вечери Иисус смертельно тосковал в саду и молился, а бедный Петр истомился душой, ослабел, веки у него отяжелели, и он никак не мог побороть сна. Спал. Потом, ты слышала, Иуда в ту же ночь поцеловал Иисуса и предал его мучителям. Его связанного вели к первосвященнику и били, а Петр, изнеможенный, замученный тоской и тревогой, понимаешь ли, не выспавшийся, предчувствуя, что вот-вот на земле произойдет что-то ужасное, шел вслед… Он страстно, без памяти любил Иисуса, и теперь видел издали, как его били…

Лукерья оставила ложки и устремила неподвижный взгляд на студента.

Пришли к первосвященнику, - продолжал он, - Иисуса стали допрашивать, а работники тем временем развели среди двора огонь, потому что было холодно, и грелись. С ними около костра стоял Петр и тоже грелся, как вот я теперь. Одна женщина, увидев его, сказала: «И этот был с Иисусом», то есть, что и его, мол, нужно вести к допросу. И все работники, что находились около огня, должно быть, подозрительно и сурово поглядели на него, потому что он смутился и сказал: «Я не знаю его». Немного погодя опять кто-то узнал в нем одного из учеников Иисуса и сказал: «И ты из них». Но он опять отрекся. И в третий раз кто-то обратился к нему: «Да не тебя ли сегодня я видел с ним в саду?» Он третий раз отрекся. И после этого раза тотчас же запел петух, и Петр, взглянув издали на Иисуса, вспомнил слова, которые он сказал ему на вечери… Вспомнил, очнулся, пошел со двора и горько-горько заплакал. В евангелии сказано: «И исшед вон, плакася горько». Воображаю: тихий-тихий, темный-темный сад, и в тишине едва слышатся глухие рыдания…

Студент вздохнул и задумался. Продолжая улыбаться, Василиса вдруг всхлипнула, слезы, крупные, изобильные, потекли у нее по щекам, и она заслонила рукавом лицо от огня, как бы стыдясь своих слез, а Лукерья, глядя неподвижно на студента, покраснела, и выражение у нее стало тяжелым, напряженным, как у человека, который сдерживает сильную боль.

Работники возвращались с реки, и один из них верхом на лошади был уже близко, и свет от костра дрожал на нем. Студент пожелал вдовам спокойной ночи и пошел дальше. И опять наступили потемки, и стали зябнуть руки. Дул жестокий ветер, в самом деле возвращалась зима, и не было похоже, что послезавтра Пасха.

Теперь студент думал о Василисе: если она заплакала, то, значит, всё, происходившее в ту страшную ночь с Петром, имеет к ней какое-то отношение…

Он оглянулся. Одинокий огонь спокойно мигал в темноте, и возле него уже не было видно людей. Студент опять подумал, что если Василиса заплакала, а ее дочь смутилась, то, очевидно, то, о чем он только что рассказывал, что происходило девятнадцать веков назад, имеет отношение к настоящему - к обеим женщинам и, вероятно, к этой пустынной деревне, к нему самому, ко всем людям. Если старуха заплакала, то не потому, что он умеет трогательно рассказывать, а потому, что Петр ей близок, и потому, что она всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра.

И радость вдруг заволновалась в его душе, и он даже остановился на минуту, чтобы перевести дух. Прошлое, думал он, связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого. И ему казалось, что он только что видел оба конца этой цепи: дотронулся до одного конца, как дрогнул другой.

А когда он переправлялся на пароме через реку и потом, поднимаясь на гору, глядел на свою родную деревню и на запад, где узкою полосой светилась холодная багровая заря, то думал о том, что правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле; и чувство молодости, здоровья, силы, - ему было только 22 года, - и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья овладевали им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла.

Наверное, не зря рассказ «Студент» Антона Павловича Чехова начинается описанием хорошей погоды, постепенно изменившейся. Стало темно. Подул холодный ветер. «По лужам протянулись ледяные иглы, и стало в лесу неуютно, глухо и нелюдимо. Запахло зимой».

Именно такая погода и застала в пути студента духовной академии Ивана Великопольского, которому казалось, что этот холод, наступивший так внезапно, нарушил во всем порядок.

Юноша думал о лютой бедности, существующей во все века: и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре.

Так, размышляя, он подошел к костру, у которого грелись две вдовы: Василиса и её дочь Лукерья. И Иван вдруг стал рассказывать о событии, написанном в Евангелиях: о Петре, который грелся у костра так же, в холодную ночь. Он говорил о тайной вечере, когда Петр сказал Иисусу: «С Тобой я готов и в темницу, и на смерть»; о том страшном моменте, когда Иисуса арестовали, а Петр шел следом и видел, как Его, измученного, били и пытали. Этот ученик Христа очень любил Иисуса, а теперь был свидетелем Его тяжких страданий.

Но слова Христа, предсказанные им на тайной вечере, начали сбываться: Петр отрекся от Него трижды.

Студент эмоционально стал описывать этот суровый момент, как ученик Иисуса испугался, как смутился и говорил: «Я не знаю Его». А потом заплакал, увидев взгляд Иисуса и вспомнив предсказанное Им еще там, в горнице. «Воображаю: тихий-тихий, темный-темный сад, и в тишине едва слышатся глухие рыдания…» – говорил студент.

Отчего плакала Василиса?

Рассказ молодого человека произвел на Василису неизгладимое впечатление. Она заплакала. На лице её дочери Лукерьи также отразилась боль.

Иван подумал: если Василиса так отреагировала на его рассказ, то произошедшее в страшную ночь с Петром имело отношение и к ней. «Если старуха заплакала, то не потому, что он умеет трогательно рассказывать, а потому, что Петр ей близок, и потому, что она всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра».

Но почему ключевым моментом для автора повести стало описание именно страданий Петра? Почему студент духовной академии не обратил внимание на Иисуса, предающего Себя за грехи человечества, а значит, и этих двух вдов тоже? Почему не указал на спасение и жизнь вечную, которые Бог дает всякому, осознавшему, что Иисус пострадал именно за него и покаявшемуся перед Ним. Ведь Спаситель ради нас пошел на такую жертву, «претерпев поругание от грешников».

Эти вопросы справедливо могут возникнуть в душах верующих читателей. Но, к сожалению, автор рассказа Антон Павлович Чехов, вложивший в уста героя речь, обращенную к вдовам, не преследовал такой цели, так как сам разочаровался в религии. Хотя рассказ «Студент» был одним из его самых любимых произведений.

На сайте “Реальные книги” вы можете ознакомиться с кратким содержанием произведения Антона Павловича Чехова Степь , где рассказывается история одного путешествия.

История создания рассказа «Студент»

В Германии рассказ «Студент», считают перлом «нового направления».

Как Чехов относился к религии

Для вдумчиво исследующих творчество Антона Павловича Чехова людей не является секретом, что писатель разочаровался в религии еще в детстве, когда много претерпел от деспотичного, хотя и внешне исполняющего многочисленные обряды отца.


Об этом говорят и немногие цитаты: «Религии у меня теперь нет». (1892 год), «Я давно растерял свою веру» (1903 год). Однако, на самом деле внешнее отрицание Творца не означает, что Чехов до конца оставался неверующим. Более того, искание настоящей правды в произведениях Антона Чехова, по мнению некоторых критиков, ассоциируется с поисками Бога. Это видно в его рассказах «Архиерей», «Студент» и других, но не только в них. Ведь Антон Павлович совершал дела, которые соответствуют поступкам доброго самарянина, о котором Иисус рассказал ученикам в Евангелии: безвозмездно лечил больных, устраивал медицинские пункты, построил три школы для крестьянских детей; добился того, что к деревне от железнодорожной станции провели дорогу. Что двигало этим человеком, которого даже спустя полтора века можно назвать загадочным? На это, наверное, мы сейчас не сможем получить ответ.

К сожалению, авторитарность внешней религии с её неукоснительностью исполнения всех правил и уставов, словно сгустившиеся тучи, закрывает от простых людей образ живого Бога, не дает проникнуть в сердца любви Иисуса Христа, о которой так ярко и живо говорит Евангелие. Ведь Бог проявляется не в ритуалах и правилах. Он вникает в нужды людей, стучится в сердце через разные обстоятельства, и очень жаль, что талантливый классик этого не узнал.

Погода вначале была хорошая, тихая. Кричали дрозды, и по соседству в болотах что-то живое жалобно гудело, точно дуло в пустую бутылку. Протянул один вальдшнеп, и выстрел по нем прозвучал в весеннем воздухе раскатисто и весело. Но когда стемнело в лесу, некстати подул с востока холодный пронизывающий ветер, всё смолкло. По лужам протянулись ледяные иглы, и стало в лесу неуютно, глухо и нелюдимо. Запахло зимой. Иван Великопольский, студент духовной академии, сын дьячка, возвращаясь с тяги домой, шел всё время заливным лугом по тропинке. У него закоченели пальцы, и разгорелось от ветра лицо. Ему казалось, что этот внезапно наступивший холод нарушил во всем порядок и согласие, что самой природе жутко, и оттого вечерние потемки сгустились быстрей, чем надо. Кругом было пустынно и как-то особенно мрачно. Только на вдовьих огородах около реки светился огонь; далеко же кругом и там, где была деревня, версты за четыре, всё сплошь утопало в холодной вечерней мгле. Студент вспомнил, что, когда он уходил из дому, его мать, сидя в сенях на полу, босая, чистила самовар, а отец лежал на печи и кашлял; по случаю страстной пятницы дома ничего не варили, и мучительно хотелось есть. И теперь, пожимаясь от холода, студент думал о том, что точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре, и что при них была точно такая же лютая бедность, голод, такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнета, — все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше. И ему не хотелось домой. Огороды назывались вдовьими потому, что их содержали две вдовы, мать и дочь. Костер горел жарко, с треском, освещая далеко кругом вспаханную землю. Вдова Василиса, высокая, пухлая старуха в мужском полушубке, стояла возле и в раздумье глядела на огонь; ее дочь Лукерья, маленькая, рябая, с глуповатым лицом, сидела на земле и мыла котел и ложки. Очевидно, только что отужинали. Слышались мужские голоса; это здешние работники на реке поили лошадей. — Вот вам и зима пришла назад, — сказал студент, подходя к костру. — Здравствуйте! Василиса вздрогнула, но тотчас же узнала его и улыбнулась приветливо. — Не узнала, бог с тобой, — сказала она. — Богатым быть. Поговорили. Василиса, женщина бывалая, служившая когда-то у господ в мамках, а потом няньках, выражалась деликатно, и с лица ее всё время не сходила мягкая, степенная улыбка; дочь же ее Лукерья, деревенская баба, забитая мужем, только щурилась на студента и молчала, и выражение у нее было странное, как у глухонемой. — Точно так же в холодную ночь грелся у костра апостол Петр, — сказал студент, протягивая к огню руки. — Значит, и тогда было холодно. Ах, какая то была страшная ночь, бабушка! До чрезвычайности унылая, длинная ночь! Он посмотрел кругом на потемки, судорожно встряхнул головой и спросил: — Небось, была на двенадцати евангелиях? — Была, — ответила Василиса. — Если помнишь, во время тайной вечери Петр сказал Иисусу: «С тобою я готов и в темницу, и на смерть». А господь ему на это: «Говорю тебе, Петр, не пропоет сегодня петел, то есть петух, как ты трижды отречешься, что не знаешь меня». После вечери Иисус смертельно тосковал в саду и молился, а бедный Петр истомился душой, ослабел, веки у него отяжелели, и он никак не мог побороть сна. Спал. Потом, ты слышала, Иуда в ту же ночь поцеловал Иисуса и предал его мучителям. Его связанного вели к первосвященнику и били, а Петр, изнеможенный, замученный тоской и тревогой, понимаешь ли, не выспавшийся, предчувствуя, что вот-вот на земле произойдет что-то ужасное, шел вслед... Он страстно, без памяти любил Иисуса, и теперь видел издали, как его били... Лукерья оставила ложки и устремила неподвижный взгляд на студента. — Пришли к первосвященнику, — продолжал он, — Иисуса стали допрашивать, а работники тем временем развели среди двора огонь, потому что было холодно, и грелись. С ними около костра стоял Петр и тоже грелся, как вот я теперь. Одна женщина, увидев его, сказала: «И этот был с Иисусом», то есть, что и его, мол, нужно вести к допросу. И все работники, что находились около огня, должно быть, подозрительно и сурово поглядели на него, потому что он смутился и сказал: «Я не знаю его». Немного погодя опять кто-то узнал в нем одного из учеников Иисуса и сказал: «И ты из них». Но он опять отрекся. И в третий раз кто-то обратился к нему: «Да не тебя ли сегодня я видел с ним в саду?» Он третий раз отрекся. И после этого раза тотчас же запел петух, и Петр, взглянув издали на Иисуса, вспомнил слова, которые он сказал ему на вечери... Вспомнил, очнулся, пошел со двора и горько-горько заплакал. В евангелии сказано: «И исшед вон, плакася горько». Воображаю: тихий-тихий, темный-темный сад, и в тишине едва слышатся глухие рыдания... Студент вздохнул и задумался. Продолжая улыбаться, Василиса вдруг всхлипнула, слезы, крупные, изобильные, потекли у нее по щекам, и она заслонила рукавом лицо от огня, как бы стыдясь своих слез, а Лукерья, глядя неподвижно на студента, покраснела, и выражение у нее стало тяжелым, напряженным, как у человека, который сдерживает сильную боль. Работники возвращались с реки, и один из них верхом на лошади был уже близко, и свет от костра дрожал на нем. Студент пожелал вдовам спокойной ночи и пошел дальше. И опять наступили потемки, и стали зябнуть руки. Дул жестокий ветер, в самом деле возвращалась зима, и не было похоже, что послезавтра Пасха. Теперь студент думал о Василисе: если она заплакала, то, значит, всё, происходившее в ту страшную ночь с Петром, имеет к ней какое-то отношение... Он оглянулся. Одинокий огонь спокойно мигал в темноте, и возле него уже не было видно людей. Студент опять подумал, что если Василиса заплакала, а ее дочь смутилась, то, очевидно, то, о чем он только что рассказывал, что происходило девятнадцать веков назад, имеет отношение к настоящему — к обеим женщинам и, вероятно, к этой пустынной деревне, к нему самому, ко всем людям. Если старуха заплакала, то не потому, что он умеет трогательно рассказывать, а потому, что Петр ей близок, и потому, что она всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра. И радость вдруг заволновалась в его душе, и он даже остановился на минуту, чтобы перевести дух. Прошлое, думал он, связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого. И ему казалось, что он только что видел оба конца этой цепи: дотронулся до одного конца, как дрогнул другой. А когда он переправлялся на пароме через реку и потом, поднимаясь на гору, глядел на свою родную деревню и на запад, где узкою полосой светилась холодная багровая заря, то думал о том, что правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле; и чувство молодости, здоровья, силы, — ему было только 22 года, — и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья овладевали им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла.

Сначала погода была хорошая. Однако потом резко похолодало.

Иван Великопольский, студент духовной ака­демии, сын дьячка, возвращался домой. Он шел

заливным лугом по тропинке. Молодой человек порядком замерз. Вокруг было пустынно и мрач­но. По случаю Страстной пятницы (пятница по­следней недели перед Пасхой) дома ничего не ва­рили, и мучительно хотелось есть.

Молодой человек «думал о том, что точно та­кой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре, и что при них была точно такая же лютая бедность, голод, такие же дыря­вые соломенные крыши, невежество, тоска, та­кая же пустыня кругом, мрак, чувство гнета, - все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше. И ему не хотелось домой».

Студент подошел к огороду, где старуха по имени Василиса вместе со своей дочерью Лу­керьей жгла костер. Иван сказал, что очень хо­лодно. Василиса едва узнала его. Юноша сказал: «Точно так же в холодную ночь грелся у костра апостол Петр. Ах, какая то была страшная ночь, бабушка! До чрезвычайности унылая, длинная ночь!» Затем он вспомнил о Тайной Вечере, ког­да Петр сказал Иисусу: «С тобою я готов и в тем­ницу, и на смерть». А Господь ему на это: «Гово­рю тебе, Петр, не пропоет сегодня петел, то есть петух, как ты трижды отречешься, что не зна­ешь меня». Он продолжал рассказывать стару­хам о том, что было написано в Евангелии.

Василиса заплакала. Лукерья молчала. Юноша пожелал вдовам спокойной ночи и по­шел дальше. Было уже темно, он еще сильнее замерз. Казалось, что вернулась зима, а ведь послезавтра Пасха. Погода была явно не весен­няя.

«…Студент думал о Василисе: если она запла­кала, то, значит, все, происходившее в ту страш­ную ночь с Петром, имеет к ней какое-то отноше­ние…» Юноша думал о том, «что если Василиса заплакала, а ее дочь смутилась, то, очевидно, то, о чем он только что рассказывал, что происходи­ло девятнадцать веков назад, имеет отношение к настоящему - к обеим женщинам и, вероятно, к этой пустынной деревне, к нему самому, ко всем людям. Если старуха заплакала, то не потому, что он умеет трогательно рассказывать, а потому, что Петр ей близок, и потому, что она всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра».

Такие мысли вызвали радость в его душе. И дальше, продолжая свой путь, студент «думал о том, что правда и красота, направлявшие чело­веческую жизнь там, в саду и во дворе первосвя­щенника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в че­ловеческой жизни и вообще на земле; и чувство молодости, здоровья, силы, - ему было только 22 года, - и невыразимо сладкое ожидание сча­стья, неведомого, таинственного счастья овладе­вали им мало-помалу, и жизнь казалась ему вос­хитительной, чудесной и полной высокого смысла».

Главный герой рассказа Чехова «Студент» Иван Великопольский очень молод, он полон жизни, ожидания счастья. Жизнь для него пре­красна, будущее героя видится в веселых, ярких красках.

Герой размышляет о событиях древности, о людях, живших много веков назад. Юноша по­стигает связь веков и поколений. Он понимает, что все происходящее когда-то имеет смысл и для современных людей. Иван в тот день осоз­нал, что правда и красота - главное в жизни че­ловека.

Главный герой данного произведения — 22-летний студент Иван Великопольский, возвращающийся поздним вечером домой и размышляющий о жизни. Все окружающее кажется ему мрачным, пугающим и унылым. Он не хочет возвращаться домой, а вся жизнь и даже вся история предстают перед ним как нечто неизменно негативное. Иван думает, что и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре было все то же самое: бедность и безысходность. В голове и душе его только темнота и горечь, ведь «...все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше».

К концу произведения мысли и настроения Ивана Великопольского меняются на прямо противоположные. Что же так повлияло на молоденького студента? Может, так на него подействовала встреча с двумя вдовами? Или рассказ из Евангелия? А, возможно, слезы Василисы и смущение Лукерьи?

Встреча с вдовами Василисой и ее дочерью Лукерьей является центральным эпизодом всего рассказа. Иван подходит к женщинам поздороваться и немного погреться у костра, и в этот момент ему вспоминается эпизод из Евангелия о том, как апостол Петр трижды отрекся от Иисуса. Он повествует об этом двум женщинам, и этот рассказ вызывает у них слезы и боль. И, наверное, именно эти эмоции переворачивают все в душе у студента.

Он продолжает свой путь и размышляет. Размышляет о том, что Василиса плакала, а Лукерья выглядела смущенной и напряженной потому, что им было жаль Петра, потому что они прониклись его судьбой, и, возможно, она очень близка им и каким-то образом к ним относится. Событие, произошедшее девятнадцать веков назад, не забыто, и, более того, непрерывно связано с настоящим. Иван осознает, что одно вытекает из другого, настоящее — это продолжение прошлого. И мысли эти наполняют его радостью, заставляют по-новому взглянуть на все окружающее. Миром управляет правда и красота, а сам он молод и полон сил, а, значит, впереди ждет неведомое счастье.

Возможно, осознание, что он не одинок, что все же не просто песчинка в этом огромном мире, наполняет Ивана Великопольского ощущением счастья. На него снисходит понимание «высокого смысла» бытия. Человек обретает внутреннюю гармонию и гармонию между собой и внешним миром. А гармония приносит умиротворение.

Настроение главного героя А.П. Чехов передает с помощью описания окружающей природы. Читатель видит пейзаж через призму чувств Ивана, и нетрудно заметить, насколько различны эти картины в начале и в конце рассказа. Сперва все мрачное и унылое, темнота пугает. Все окружение: лес, луг, деревня, — буквально утопает во мгле. И именно такое настроение владеет студентом: пессимистичное и безысходное. Зато после окружение преображается — освещается зарождающимся светом нового дня. Утренняя заря символизирует обновление души Ивана Великопольского.

Рассказ «Студент» сильно отличается от других произведений писателя. Здесь герой обретает гармонию, покой, понимает, что жизнь имеет огромный и великий смысл; сюжет имеет позитивную динамику. Недаром в свое время критики говорили, что этот рассказ является новым поворотом в творчестве Чехова, а сам писатель утверждал, что это его любимое произведение. Скорее всего, на «Студенте» сказалось влияние отца А.П. Чехова — человека набожного, заставлявшего своих детей ночью петь в церковном хоре.

«Студент» — это художественное произведение, по направлению больше относящееся к реализму. В этом рассказе автор описывает изменение жизненной позиции человека и призывает каждого последовать примеру главного героя — студента, сына дьячка Ивана Великопольского, даже фамилия которого намекает на обретение им нового духовного статуса...

Рецензия на произведение Чехова "Студент"
Произведение начинается с описания пейзажа. Чехов начинает свой рассказ именно с этого, чтобы показать внутренне состояние души главного героя. Вначале, погода «хорошая, тихая», и настроение у студента тоже радостное. Но стемнело, и подул пронизывающий ветер, Иван вспомнил, как тоскливо было, когда он уходил из дома в академию, тема вечности и постоянно плохой жизни во все времена взволновала его мозг. Мрачные раздумья повлекли за собой философские рассуждения, и он вспомнил о Боге. Закоченели пальцы, и разгорелось от ветра лицо.
На чаше природных весов оказалась зима и весна, в душе справедливость и предательство. Перевешивал холод, а значит отчаяние и сознание бессмысленного существования.
Природа изображается неприветливой на протяжении многих веков, всё тот же колючий ветер, темень и желание человека погреться у спасительного огня.
Великопольский, бредя домой, пожимался, погружённый в мысли о царях и боге, государстве и ужасах лютой бедности: голоде и нужде, даже желание идти в родной дом у него пропало. Его раздражало невежество, тоска и пустыня мрака кругом.
У студента появилось мрачное настроение безысходности и уверенности в том, что так и будет через тысячу лет, в нем появилось чувство отрешенности от мира и равнодушное восприятие мира. Иван отправился к костру на вдовьих огородах, потому что он замёрз, а огонь так притягательно, жарко горел, освещая всё вокруг, к тому же, там были заняты работой его знакомые соседки. Это были Василиса - мать и Лукерья - дочь. Мать была высокая и пухлая, вся в раздумьях, с её лица не сходила мягкая степенная улыбка, она была более культурной, чем её дочь, т.к. работала нянькой у господских детей. Она стеснялась открывать свои чувства. Лукерья была с невыдающейся внешностью, забитая тираном-мужем, рябая деревенская баба, нужная лишь для труда. У неё было выражение лица, как у глухонемой, - отрешённое. Она тоже прятала свои переживания, скрывая их, как будто сдерживала сильную боль.
Мы перестаём различать Василису и Лукерью т.к. они хоть и разного возраста и воспитания, всё же живут в одинаковых условиях и так же страдают от ударов судьбы, обе набожны и чутко воспринимают рассказы о Боге, например, который рассказывает им их сосед.
Я считаю, что кульминация всего рассказа - слёзы, вызванные человеческим состраданием и пониманием пророческого и святого дара Спасителя. Он пришёл избавить людей от страданий и горя, а его самого подвергли испытаниям и загубили. Вдовы видят, что несчастны, может быть, даже из-за этого. Но слёзы, крупные и изобильные, стыдливые и искренние позволяют очиститься душой и видение ошибки, частично исправляет её. Иван решил рассказать историю о Петре, потому что горящий во мраке костёр напомнил ему этот рассказ. Он и не мог подумать, что затронет чуткие струны наглухо захлопнутых сердец этих женщин. Василиса плачет, я думаю, потому что ей жаль не только Иисуса, но и себя, прожитых дней не всегда лёгких и приятных. Их удел посуда, кухня, огороды и некому они не нужны в этой холодной ночи и мире. Студенту открылась печаль их сердец - грусть одиночества и тоски. Но настроение студента меняется на радостное, умиротворённое потому, что он вспомнил, что ему всего двадцать два года и весь мир перед ним, он полон молодости и здоровья, силы. Вера в то, что Бог есть и как жестоко его и не предали, он прощает и помогает людям, придали ему уверенности в завтрашнем дне и им овладело чувство «невыразимо сладкого ожидания неведомого, таинственного счастья». Жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной. Сознание собственной значимости, восхитили его. Времена менялись, но поведение людей всегда воспринималось, как нечто новое, хотя всё повторялось и повторяется. Природа тоже откликнулась на его запрос небесам узкою, светящейся багряной зарёй. Переосмыслив всё, Великопольский решил, что красота и правда, направляют человеческую жизнь. Я думаю, что это и есть главная мысль рассказа Антона Павловича Чехова. На первый взгляд произведение непонятно, но оно несёт глубокий философский смысл того, что настоящее и прошедшее как два конца цепи сцепляются иногда в событиях, которые затрагивают душу как в старые времена, так и сегодня.

Анализ рассказа Чехова Студент

Рассказ Студент был написан, когда писатель уже отошел от легких юмористических рассказов, но еще не раскрыл в себе таланта драматурга. В этот период творчества Чехов открывает для себя тему взаимоотношений внутреннего мира человека с окружающим. Человеческая натура показана с необычной стороны. Студент, являющийся главным героем этого рассказа от чувства пессимизма приходит к гармонии и пониманию высшего смысла жизни Правда и красота всегда составляли главное человеческой жизни и вообще на земле. Этой идее подчинена композиция рассказа. Центральное место в произведении занимает сцена беседы Великопольского с крестьянами матерью и дочерью у костра. Студент рассказывает вдовам один из наиболее драматичных эпизодов Евангелия историю того, как один из двенадцати апостолов, Петр, трижды отрекся то своего учителя в ночь, когда он был предан в руки иудейским первосвященникам. Рассказ студента приходится на канун Пасхи. В
это время душа человека должна очиститься от зла. Вдруг студент понимает, какая перемена произошла с ним, он ощущает связь себя самого с прошлым, которое представляет непрерывную цепь событий, вытекавших одно из другого. Он дотронулся до одного конца, как дрогнул другой. Дойдя до истины, герой приобретает хорошее настроение, в его душе слились гамма чувств: и чувство
молодости, здоровья, силы, невыразимо сладкое ожидание счастья. Глубина его чувств показана посредством контраста. Чехов описывает одинаковые пейзажи, каждый из которых зеркальное отражение другого. Оба окрашены настроением Ивана. Сначала он видит вокруг себя лишь мрак, тоску, ужас, невежество, и ему кажется, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше. В конце рассказа снова глядит на свою родную деревню, соломенные крыши, но теперь жизнь кажется ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла. Человек перестает быть одиноким, потерянным в огромном мире, в конце концов все
стает на свои места: он Иван Великопольский, студент духовной семинарии, сын дьячка это маленькое звено сложной цепи бытия, частичка единого целого, точно так же, как Василиса и Лукерья, Рюрик и Иоанн Грозный, апостол Петр и Иисус, как все, кто жил и живет на Земле. Чехов меняет краски с синих, темно зеленых, коричневых на голубые, оранжевые, розовые. Человеческая жизнь полна надеждой на красочное будущее. Вечное связывает эти жизни в одну единственную цепь. И моя, и ваша, и жизнь других только одно из звеньев длинной цепочки, связанных правдой и красотой.

Сюжет
Иван Великопольский, студент духовной академии, сын дьячка, возвращался домой. Вокруг было пустынно и мрачно. Молодой человек «думал о том, что точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре, и что при них была точно такая же лютая бедность, голод, такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнёта, — все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдёт ещё тысяча лет, жизнь не станет лучше. И ему не хотелось домой».

Студент подошёл к огороду, где старуха Василиса вместе со своей дочерью Лукерьей жгла костёр. Юноша сказал: «Точно так же в холодную ночь грелся у костра апостол Пётр. Ах, какая то была страшная ночь, бабушка! До чрезвычайности унылая, длинная ночь!» Затем он вспомнил о Тайной Вечере, когда Пётр сказал Иисусу: «С тобою я готов и в темницу, и на смерть». А Господь ему на это: «Говорю тебе, Пётр, не пропоёт сегодня петел, то есть петух, как ты трижды отречёшься, что не знаешь меня». Студент продолжал рассказывать евангельскую историю. Василиса заплакала. Юноша простился с ними и пошёл дальше.

«Студент думал о Василисе: если она заплакала, то, значит, всё, происходившее в ту страшную ночь с Петром, имеет к ней какое-то отношение…» Юноша думал о том, «что если Василиса заплакала, а её дочь смутилась, то, очевидно, то, о чём он только что рассказывал, что происходило девятнадцать веков назад, имеет отношение к настоящему — к обеим женщинам и, вероятно, к этой пустынной деревне, к нему самому, ко всем людям. Если старуха заплакала, то не потому, что он умеет трогательно рассказывать, а потому, что Пётр ей близок, и потому, что она всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра». Герой размышляет о событиях древности, о людях, живших много веков назад. Юноша постигает связь веков и поколений. Он понимает, что всё, происходящее когда-то, имеет смысл и для его современников. Иван в тот день осознал, что правда и красота — главное в жизни человека.

Анализ рассказа
1. Назовите стилевые черты чеховской прозы.
2. Основная проблема рассказа. Идея произведения.
3. Каков характер конфликта в произведении? Как он разрешается?
4. Какие библейские мотивы звучат в произведении?
5. Какие средства использует автор для раскрытия образа главного героя и идеи произведения?

Рассказ «Студент» был написан А.П. Чеховым в 1894 году. Из воспоминаний родных и близких писателя известно, что «Студент» был его любимым произведением. В нём нашли отражение некоторые детские впечатления автора, воспитанного в семье, строго соблюдавшей церковные традиции. Рассказ отличают черты, свойственные поздним произведениям Чехова: глубокое духовное содержание, философичность. Удивляет и лаконизм чеховской прозы, его умение одной деталью обрисовывать характер, ситуацию или внешность человека, в маленьком рассказе писателю удается сказать о большом - о смысле человеческой жизни.

«Студент» рассказ философский, в нём поставлена проблема, которую можно обозначить так: человек перед лицом бытия. Главный герой от чувства пессимизма, овладевающего им вначале, приходит к гармонии и пониманию высшего смысла жизни. Этой идее духовного просветления подчинена композиция рассказа

Согласно чеховским художественным принципам в рассказе нет напряжённого действия, внешней занимательности. Событий немного: студент духовной академии Иван Великопольский возвращается домой с охоты, встретив двух крестьянок, рассказывает им евангельскую историю об отречении Петра, женщины, тронутые этим рассказом плачут. Однако чеховский рассказ полон глубокого смысла. Главным в этом произведении является развитие внутреннего конфликта. Перед читателем предстаёт история душевной жизни героя, попытка сориентироваться в мире, найти ту точку опоры, которая позволит жить в гармонии с миром. Используя внутренние монологи, психологические пейзажи, мотив повторяемости событий, автор раскрывает тревожное ощущение времени героем, его поиски и обретение правды жизни.

Из экспозиции рассказа мы узнаём, что событие происходит накануне Пасхи. Произведение открывает картина мрачной весенней природы: «Погода вначале была хорошая…затем стало в лесу неуютно, глухо и нелюдимо … самой природе жутко, и оттого вечерние потемки сгустились быстрей, чем надо. Кругом было пустынно и как-то особенно мрачно». Удрученное настроение студента передает не только психологический пейзаж, но и последующий внутренний монолог. Героя одолевают мысли о «мрачности и пустынности окружающего мира», «лютой бедности, голоде, чувстве гнёта». В его душе назревает конфликт, ощущение пустоты внутри себя. Он вспомнил, как дома «его мать, сидя в сенях на полу, босая, чистила самовар, а отец лежал на печи и кашлял; по случаю страстной пятницы дома ничего не варили, и мучительно хотелось есть». И, пожимаясь от холода, он еще думал о том, что «точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и При Петре, и что при них была такая же лютая бедность, голод, такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнета, - все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше».

Центральное место в рассказе занимает беседа Великопольского с крестьянками - матерью и дочерью у костра. Студент рассказывает вдовам один из наиболее драматичных эпизодов Евангелия историю того, как один из двенадцати апостолов, Петр, трижды отрекся от своего учителя в ночь, когда он был предан в руки иудейским первосвященникам. Рассказ студента об отречении Петра не случаен. Акцент в рассказе сделан на тяжёлое душевное состояние ученика Христа, видевшего муки учителя и переживающего за своё отречение. Слова студента находят отклик в сердцах Василисы и Лукерьи: по щекам Василисы потекли слёзы, Лукерья тоже еле сдерживает боль. Живой, эмоциональный отклик добрых женщин на рассказ о Петре поразил героя, настроил его на мучительные раздумья, их результатом стало душевное озарение. Оно происходит не сразу, а чуть позже, уже после того, как Иван расстался с вдовами.

Наступает кульминация рассказа. Вокруг героя ничего не изменилось. Писатель не случайно вновь возвращается к теме непогоды, ненастья: «Дул жестокий ветер, в самом деле возвращалась зима, и не было похоже, что послезавтра Пасха». Чехов подчеркивает тем самым, что переломное событие происходит не в окружающем мире, который по-прежнему пребывает в состоянии дисгармонии, а в душе героя. Иван пытается установить связь между евангельской историей и тем чувством, которое вызвала она в сердцах двух женщин.

Перед читателем предстаёт внутренний монолог героя. Наступает развязка внутреннего конфликта. «Прошлое, - думал он,- связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого»… Средством соединения этой цепи служат слёзы Василисы, появившиеся потому, что «Петр ей близок, и потому, что она всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра».

Молодой человек открывает для себя важнейшие ценности в жизни: «Правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле». Дойдя до истины, герой приобретает хорошее настроение, в его душе - гамма чувств: молодости, здоровья, силы, невыразимо сладкое ожидание счастья: «…ему было только 22 года, — и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья овладевали им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла». Все в сознании героя встает на свои места: он Иван Великопольский, студент духовной семинарии, сын дьячка - это маленькое звено сложной цепи бытия, частичка единого целого, точно так же, как Василиса и Лукерья, Рюрик и Иоанн Грозный, апостол Петр и Иисус, как все, кто жил и живет на Земле.

В этом небольшом рассказе автор сумел привести героев и читателей к мудрому, философскому осмыслению жизни. Следование правде, красоте, вечным библейским ценностям дает человеку веру, стойкость, помогает осознать смысл своего существования. Человек перестает быть одиноким, потерянным в огромном мире.

Библейские мотивы. Рассказ студента приходится на канун Пасхи, праздника Воскресения Христова. В это время (согласно библейским поверьям) и душа человека должна очиститься от зла. Герой рассказа, возвращается к пониманию смысла жизни, происходит возрождение, воскресение души.

Несомненно, важное место в рассказе занимает отрывок из Евангелия, пересказанный Петром. Библейский мотив, расширяет художественное время и пространство произведения. Обратим внимание на явные параллели между евангельскими реалиями в рассказе студента и деталями обстановки, окружающей рассказчика и его собеседниц. Это следующие повторяющиеся образы: «работники тем временем развели среди двора огонь, потому что было холодно, и грелись» - звучит в рассказе студента (Иван тоже подошёл к костру женщин погреться, «Точно так же в холодную ночь грелся у костра апостол Петр» - говорит он). Всё это вызывает невольное сопоставление Ивана Великопольского с Петром, да и вдовы Василиса и Лукерья напоминают читателю о евангельских вдовах, о женах-мироносицах, о Марфе и Марии - сёстрах праведного Лазаря. Евангельская история о страданиях и мучениях Христа, о предательстве Иуды, об отречении Петра, его слабости и слезах невольно ассоциируется с состоянием самого студента: он тоже на какой-то момент, подобно Петру, поддался отчаянию, потерял веру в правду жизни, но вновь обрел ее.

Необходимо упомянуть и об образе-символе, каким в данном рассказе является огонь. Упоминаемый в самом начале огонь горит на вдовьих огородах, но ему не под силу разогнать вечернюю мглу. Затем, герой подходит к этому костру, на свет, чтобы погреться не только от тепла костра, но и от человеческого участия (Вспомним мягкую улыбку и последующие слёзы Василисы). Но в тоже время этот костёр напоминает Великопольскому другой, о котором говорится в Евангелии. Огонь евангельского костра озарил душу Ивана, становясь образом-символом душевного просветления.