Тех карта по экологии. Технологическая карта организованной учебной деятельности для средней группы. – я группа

Технологическая карта занятия реализующего ФГОС

Занятие «Планета Земля в опасности»

Педагог дополнительного образования

Баумова Лидия Дмитриевна

Г. Орёл, 2016

Технологическая карта занятия, реализующего ФГОС

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Форма: занятие

Класс - 1 класс

Тема: Планета Земля в опасности

Цель : формирование экологического сознания и мышления младших школьников на основе активной жизненной позиции, воспитание у учащихся любви к природе и правильному поведению в лесу.

Задачи:

- развитие умений вести рассуждения;

Формирование умений аргументировать свою точку зрения;

Расширение кругозора детей, их знаний по окружающему миру, раскрыть важность рационального использования и охраны окружающей природы;
- воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, желание заботиться о ней;
- воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Обучающийся научится:

Выделять главную мысль из высказываний;

Отвечать на вопросы по содержанию мероприятия;

Формулировать несложные выводы;

Эмоционально реагировать на события мероприятия;

Выражать свои мысли в монологическом высказывании, вести диалог;

Отвечать на вопросы педагога и одноклассников;

- осмысливать нравственные жизненные ценности;

- выражать своё мнение на высказывания и поступки людей;

Регулятивные:

Обучающийся научится:

Принимать и сохранять учебную задачу;

Обучающийся получит возможность научиться:

Познавательные:

Обучающийся научится:

Анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

Пользоваться знаками, таблицами, диаграммами, моделями, схемами.

Обучающийся получит возможность научиться:

-

Коммуникативные:

Обучающийся научится:

Строить понятные для партнёра высказывания;

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Обучающийся получит возможность научиться:

- допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Личностные:

Чувства сопричастности и гордости за свою Родину;

Расширение кругозора, знаний по окружающему миру, раскрытие важности рационального использования и охраны окружающей природы.

-адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

Экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, желание заботиться о ней;
- чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы.

Словарь : антонимов русского языка

Ресурсы: Информационные ресурсы.

    Интеллектуально-творческий потенциал России -

    Российский образовательный портал -

Оборудование: листы формата А – 4.

Подготовительный этап: подготовка оборудования к занятию.

Этап (+время)

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

1 этап. Организационный момент

Дорогие ребята я приглашаю вас на необычное занятие.

Слушают педагога. Рассматривают оформление доски. Пытаются во внутреннем плане сформулировать тему занятия.

Регулятивные:

Обучающийся научится:

Принимать и сохранять учебную задачу.

2 этап. Мотивация

1) Стимулирует интерес учащихся к занятию.

Отгадайте загадку.

Она богаче всех на свете,
По ней бегут, несутся дети.
А по весне стоит вся в цвете,
И так красива на рассвете.
И кормит всех людей на свете.
Что это? Скажите, дети. (Земля)

- О чём мы с вами будем говорить на сегодняшнем занятии?

Дети отгадывают.

Регулятивные:

Обучающийся научится:

Принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

Познавательные:

Ориентироваться на разнообразие способов решения учебной задачи;

Обучающийся получит возможность научиться:

- обобщать (выводить общее для целого ряда предложенных объектов);

Главное - осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, дефицита знаний,

Общий итог этапа мотивации – формулирование учащимися предполагаемой темы урока.

3 этап. Актуализация знаний

Послушайте экологическую сказку «Доктор Планет Планетович»

На Красной звезде-карлике жил очень умный доктор Планет Планетович. Он обдумывал, как же на планетах Солнечной системы можно создать жизнь, такую, как на планете Земля. От сложнейшей работы его отвлек телефонный звонок. – Кто звонит? - Это планета Земля! Мне срочно нужна помощь! – Что случилось? - я вся изрезана, исцарапана банками, склянками и бутылками, которые разбрасывают люди. – Вылетаю немедленно. Доктор очень быстро, всего через каких-то 20 минут прибыл на Землю. Осмотрев бедняжку, задумался: перевязать раны цветным бинтом или белым? Решив, что такая красавица, как Земля, заслуживает лучшего, достал 100.000.000.000 км цветного бинта и перевязал порезы. Вылечив планету, доктор обратился к человечеству, резко дернув рукой вверх так, что чуть не упал с Земли: - Вам нужна живая планета! – Люди! Живите в мире с планетой! Ваша судьба в ваших руках!

- Как вы считаете, о чем и почему заставляет нас задуматься доктор Планет Планетович? (ответы детей )

Дети слушают сказку.

Дети отвечают на вопрос и аргументируют своё мнение.

Регулятивные:

Обучающийся научится:

Принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

Принимать роль в учебном сотрудничестве.

Познавательные:

Обучающийся научится:

Пользоваться знаками, символами, схемами, предложенными педагогом;

Коммуникативные:

Обучающийся научится:

Адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;

Контролировать свои действия в групповой работе.

4 этап.

Целеполагание

и планирование

Целеполагание – формулирование целей урока через виды деятельности учащихся (планируемые результаты).

Планирование - обсуждение с учащимися плана урока (определение содержания и последовательности действий для решения поставленных задач)

Дать понять, что Планета Земля сейчас в опасности: во многих местах вода, почва, воздух стали грязными. Всем стало трудно дышать. Люди и животные болеют. Как мы можем помочь нашей Планете?

Давайте попробуем сформулировать тему нашего занятия.

Тема нашего занятия: «Природа и творчество» (показывается красочная запись на доске).

Прочитайте тему занятия.

Как вы думаете, какое ключевое слово в нашей теме?

Давайте попробуем поставить задачи к нашему занятию.

Молодцы! Вы правильно определили тему занятия и поставили задачи.

Тема нашего занятия: «Планета Земля в опасности» (показывается красочная запись на доске).

Ключевые слова в нашей теме «Планета», «Земля», «в опасности»

Я считаю, что все слова ключевые, потому что они все главные.

Задачи к теме занятия:

Разобраться, почему Планета Земля в опасности;

Подумать, какую помощь мы можем ей оказать;

Научиться задавать вопросы и находить на них ответы;

Научимся рассуждать и искать информацию.

Регулятивные:

Обучающийся получит возможность научиться:

- на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых фактов и явлений в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

5 этап. «Открытие» нового знания (изучение новой темы)

Этап «открытия» новых знаний предполагает организацию учителем самостоятельной работы учащихся при изучении новой темы, а также сопутствующее (первичное) закрепление.

- Организует работу учащихся по поиску и обработке информации.

Итак, учимся рассуждать и искать информацию.

Я вам раздаю листы с информацией. Каждая группа ищет информацию по теме.

Листы с информацией.

1 – я группа.

За год в атмосферу только одного углекислого газа выбрасывается 5 миллиардов тонн. В результате истощается озоновый слой Земли, появляются так называемые озоновые дыры: над Антарктидой, Арктикой, Европой, Москвой (показывает на карте.)

Кислорода на Земле становится всё меньше и меньше, а выхлопных газов от автомобильного транспорта всё больше, металлургических заводов и химических фабрик, теплоэлектростанций, транспорта всё больше и больше.

2 – я группа.

Учёные подсчитали, что каждый год во всём мире в водоёмы попадает столько вредных веществ, что ими можно было заполнить 10 тысяч товарных поездов. Даже в водах Арктики нашли остатки стирального порошка.

В результате деятельности человека во многих реках уже нельзя купаться.

3 - я группа.

За последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за всё его предыдущее существование, не говоря уже о пожарах, которые возникают по вине людей.

Для многих животных лес – родной дом. А лесов на Земле становится всё меньше и меньше. Значит, животные теряют свой дом. Значит, они обречены на гибель.

4 – я группа.

Никто не станет спорить с тем, что нефть необходима человечеству. И не станет утверждать, что её сознательно выбрасывают в море, что нарочно устраивают аварии на нефтепромыслах или поджигают корабли, везущие нефть. А в результате – миллионы тонн нефти по тем или иным причинам оказываются в море.

Человек опасен для природы не только пожарами и разливами нефти, но и бездумным уничтожением всего живого.

- Давайте сделаем вывод из прослушанной информации.

Работают с разными источниками

информации (специальные рабочие листы, объяснение учителя, словари)

Работают в группах над решением

учебной задачи.

- Фиксируют на листах свое «открытие».

Работают по алгоритму или составляют план действий

алгоритм и выполняют учебные действия

Делают выводы о полноте и правильности информации.

Вступают в диалог

Выполняют задания учителя

Предлагают свое обобщение и варианты ответов по

учебной проблеме.

После выступлений представителей групп, дети делают выводы.

- В экологических катастрофах большей частью виноваты сами люди.

- Чистота начинается с нас самих, с наших отношений к окружающей среде, с того места, где мы живём, работаем, учимся. Нравится ли нам здесь? Уютно ли мы себя здесь чувствуем?

Регулятивные:

Обучающийся научится:

Принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

Принимать роль в учебном сотрудничестве.

Обучающийся получит возможность научиться:

- на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых фактов и явлений в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

Познавательные:

Обучающийся научится:

Пользоваться знаками, символами, схемами, предложенными педагогом;

Ориентироваться на разнообразие способов решения учебной задачи;

Обучающийся получит возможность научиться:

- обобщать (выводить общее для целого ряда предложенных объектов);

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям.

Коммуникативные:

Обучающийся научится:

Ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

Учитывать другое мнение и позицию;

Адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

- использовать речь для планирования своей деятельности;

6 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление)

На данном этапе происходит

- повторение и закрепление

материала,

- тренировка навыков использования

нового знания,

- установление связей между новым

и ранее изученным материалом.

- Давайте начнём с малого. Чем же мы можем помочь нашей планете?

Включается запись школьного шума в перемену.

Вы когда – нибудь прислушивались, как шумно в коридорах нашей школы?

- Как мы можем решить проблему шума?

- Какая ещё из проблем может быть нами решена?

Я предлагаю поиграть в игру «Устами младенца, или не спешите выбрасывать своё будущее (отходы)»

Задание первое:

1. Его производит обыкновенная корова.

2. В небольших количествах он очень полезен в качестве удобрения.

3. Когда его слишком много, это становится настоящим бедствием.

4. При попадании в водоёмы он разрушается, рыбы и другие водные животные начинают задыхаться.

5. Его необходимо компостировать.

Задание второе:

1 . У меня очень много игрушек сделано из неё.

2. Она бывает разноцветной, её очень трудно сломать.

3. Предметы, сделанные из неё, весят очень мало.

4. Если её поджечь, то появится чёрный едкий дым.

5. Её нельзя выбрасывать, так как в природе она не разлагается.

(Пластмасса).

Задание третье:

1. Его делают из песка.

2. Чаще всего оно прозрачное.

3. Когда падает, оно разбивается.

4. Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.

5. Брошенное в лесу, оно может стать причиной пожара.

Задание четвёртое:

1. Это получается, когда становится старым или ломается.

2. Это можно увидеть везде: в городе, в деревне, даже вдоль дорог.

3. Это можно сдать и получить деньги.

4. Это можно переплавить, чтобы сделать что – то новое.

5. Это бывает цветным, и его тоже можно сдать на переплавку и получить деньги.

(Металлолом).

Задание пятое:

1. Её изобрели китайцы.

2. У нас её получают из древесины.

3. Она легко горит.

4. Из неё получается очень много мусора.

5. На ней обычно рисуют или пишут.

Задание шестое.

1. Его много в городе, но мало в деревне.

2. Особенно силён он в промышленном городе, где много заводов, фабрик, машин.

3. От него люди болеют. Много нервничают, громко кричат, и его становится ещё больше.

4. Его издают разные приборы и машины.

5. Он вызывает загрязнение окружающей среды. А когда его очень много, то он вызывает у людей состояние, близкое к опьянению, действует как наркотик.

Обобщение по ключевым словам, которые на доске появились в ходе выполнения заданий.

Давайте проведём задание «Что может сделать один, когда Планета Земля в опасности?»

Задание – закончить фразы:

1. Старайся покупать напитки в стеклянных бутылках, которые можно…(использовать много раз, сдать в магазин.)

2. Одежду, которую ты не носишь, можно…(отдать нуждающимся.)

3. Не выбрасывай старые игрушки и книги: они могут…(кому – то понадобиться.)

4. Узнай, где поблизости есть пункт приёма макулатуры, и …(сдай туда ненужную бумагу.)

5. Почини и исправь вещь вместо того, чтобы…(её выбрасывать.)

6. Старайся аккуратно обращаться со стеклянной тарой, которую можно…(сдать.)

7. Старайся не пользоваться пенопластом, так как он практически …(не разлагается в природе.)

Обобщение.

Как же мы с вами можем помочь нашей планете?

Творческая работа в группах. Все дети инициативны.

Презентация мини – проектов каждой группы.

Рассказывает подготовленный ученик.

«Обуздание» шума – одна из острейших проблем 21 века. Ещё в 1955 году один американский журнал писал о «стихии шума, захлёстывающей улицы, заводы, дома и небо». По мнению учёных, США уже достигли опасного уровня. «Шум, - заявил американский специалист по шуму Клудсен, - такой же медленный убийца».

- Вести себя спокойно, стараться не шуметь.

Информация (ученик). Замечено, что шумы природного происхождения: шум морского прибоя, шум дождя, шелест листвы, журчание ручья – благоприятно влияют на организм человека: они успокаивают, расслабляют. А вот производственный или транспортный шум утомляет, давит, мешает человеку сосредоточиться.

- Мусор в природе: на улицах, в лесу, на площадках.

Выступления детей в диалогической или монологической речи.

Отгадки на задания «слова» вывешиваются на доске.

Выводы:

- Нужно беречь окружающую природу.

- Вдумчиво относится к утилизации отходов.

- Не создавать лишнего шума.

- Соблюдать правила поведения в лесу.

Ответы на задания «Что может сделать один, когда Планета Земля в опасности?»

Обобщение. Ответы детей в краткой форме.

Чтобы помочь нашей Планете, надо научиться любить природу, любить её с детства.

Научиться понимать, как живут все живые существа: птицы, жучки, звери, цветочки, травинки. Этим занимаются люди, которые называются экологами.

Нужно помогать экологам сохранять нашу Планету.

Личностные:

У обучающегося будут сформированы:

Понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей;

Интерес к материалу занятия;

Предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;

Знание основных моральных норм и проекция этих норм на собственные поступки;

Ориентация в поведении на принятые моральные нормы;

Обучающийся получит возможность для формирования:

-адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»

Регулятивные:

Обучающийся научится:

Принимать роль в учебном сотрудничестве.

Обучающийся получит возможность научиться:

- на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых фактов и явлений в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

Познавательные:

Обучающийся научится:

Пользоваться знаками, символами, схемами, предложенными педагогом;

Обучающийся получит возможность научиться:

- обобщать (выводить общее для целого ряда предложенных объектов);

Коммуникативные:

Обучающийся научится:

Ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

Учитывать другое мнение и позицию;

Адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

7 этап. Рефлексия и оценивание

Основные задачи учителя:

Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока и эмоционального отношения к своей учебной деятельности.

Предлагает назвать тему и цели урока, соотнести с планом урока и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.

Давайте вспомним цель нашего занятия!

Какие задачи мы ставили перед собой?

Рефлексия «Дополни предложение»

На занятии мне больше всего запомнилось….

Меня удивило то, что …

Дома я расскажу…

Я встретился с трудностью при…

Я узнал…

У меня хорошо получилось…

Ещё мне хотелось бы узнать…

Знания, полученные на занятии, я могу использовать…

Лучше всех на занятии работал…

Материал занятия понял, но …

Определяют степень соответствия поставленной цели и

результатов деятельности: называют тему и задачи урока,

отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся

эпизоды занятия, высказывают оценочные суждения.

Определяют степень своего продвижения к цели

(самооценка).

Отмечают успешные ответы, интересные вопросы

одноклассников, участников группы (взаимооценка).

Дети называют задачи и отвечают достигли мы их на занятии или нет.

Анализируют деятельность по достижению цели

Личностные… - объяснить самому себе, что делают с удовольствием, с интересом, а что – нет;

- оценивать свои достижения, собственную учебную деятельность, степень самостоятельности.

- выражать свои эмоции и настроение.

Регулятивные: осознание качества уровня освоения и владения учебными действиями.

- осуществлять итоговый контроль

Коммуникативные:

- умение строить взаимодействие с учителем и учащимися.

- открыто выражать своё мнение и отношение к явлениям в жизни, аргументировать свою позицию.

8 этап. Домашнее задание

Если есть нарисовать по теме рисунок, то вы можете это сделать с удовольствием.

Дети по желанию выполняют творческие работы по теме занятия и делятся с родителями своими впечатлениями.

Коммуникативные:

Обучающийся научится:

Адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

Елена Перевалова
Технологическая карта занятия по экологии в подготовительной группе «Красная книга России»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15

155040 Ивановская область, г. Тейково, ул. Чапаева, д. 25-а тел 849343-2-29-41

e-mail- [email protected] ИНН 3704003660 КПП 370401001

Конспект занятия (НОД) на тему : «Красная книга России » (животные)

в подготовительной группе

ФИО : Перевалова Елена Николаевна

Цель : Формирование экологической культуры и экологического сознания детей .

Задачи :

Дать представление о том, что люди, плохо зная природу, погубили множество растений и животных, их уже никогда не увидят люди, они ушли безвозвратно.

Познакомить детей с Красной книгой , её структурой.

Дать детям понятие, что значит охраняемые животные.

Раскрыть причины сокращения численности особей животных.

Развивающая предметно-пространственная среда : Выставка книг о животных , дидактические игры на экологическую тему , стихи о природе, альбомы «Животные наших лесов» , «Животные жарких стран» , «Кто живёт на полюсе» .

Цель применения ИКТ в НОД : Информационно-познавательный материал, демонстрационно-иллюстративный материал для поддержания интереса детей к занятию и удовлетворения их познавательных интересов и мотивации их к деятельности.

Методы и приемы :

Наглядный метод : Использование ИКТ, картинок с изображением животных, выставки книг про животных .

Словесный метод : Рассказ воспитателя о Красной книге , чтение художественной литературы, чтение стихов, беседа, проблемные вопросы к детям, коллективное обсуждение, обсуждение в малых группах .

Практический метод : Творческая работа по созданию книги , вырезывание по контуру, размещение фигур животных по типу игры «Вкладыши» .

Планируемые результаты :

Разовьётся интерес детей к родной природе, появится осознание того, что человек своим неразумным поведением губит природу и что от каждого из нас зависит наше будущее, т. к. человек это часть природы, появится желание беречь и охранять природу.

К детям придёт осознание того, почему нужно бережно относиться к природе и побуждение учить этому остальных.

Ребята будут побуждены больше узнавать о редких, исчезающих видах животных, самостоятельно добывать информацию, делиться ею с друзьями, знакомыми.

Предпосылки УУД : Умение внимательно слушать, активно участвовать в коллективной беседе, работать в команде, запоминать информацию, осмысливать её и делать выводы, выполнять задание педагога, доводя начатое до конца; видеть проблему и находить пути её решения.

Материалы, оборудование : Мультимедийный экран, компьютер, презентация «Красная книга России (животные) », заготовка обложки книги , заготовка красной и зеленой страниц из Красной книги , рассказ «Морская корова и Красная книга » , картинки животных с красных и зеленых страниц книги , ножницы.

Предварительная работа : Рассматривание книг о животных , настольные игры о животных «Зоологическое лото» ,

«Кто где живет?» , просмотр научно-познавательных фильмов о природе и животных, просмотр фильма «Московский зоопарк зимой» , Рассматривание альбома «Дикие животные лесов Ивановской области» , беседы с детьми о заповедных местах России .

Учебно-методический комплект : С. Н. Николаева Парциальная программа «Юный эколог » система работы в подготовительной к школе группе детского сада , Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией; Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

№п/п Этапы занятия Содержание этапа ,

деятельность воспитателя Деятельность обучающихся (воспитанников) Экологический компонент

1. Организационный /мотивационный -Ребята, я попрошу вас подойти поближе к нашей книжной полке. Сегодня для вас я подготовила новую выставку книг .

Давайте подойдем и рассмотрим, какие книги там представлены ? (книги о животных ) Совершенно верно - это все книги о животных . А как вы думаете, почему я сделала выставку книг именно о животных . (ответы детей) .

Это правда, я очень люблю животных и очень обеспокоена их будущим. Дело в том, что животных в наших лесах становится все меньше и меньше и если не принять срочные меры, то некоторые виды животных могут навсегда исчезнуть с лица земли. Как вы думаете, по каким причинам животные исчезают из наших лесов? (ответы детей)

Дерево, цветок, трава и птица

Не всегда умеют защититься,

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Разговор этот я затеяла не случайно. Вы знаете, что 2017 год объявлен годом экологии !

Дети рассматривают книжную выставку, внимательно слушают, отвечают на вопросы педагога. Акцентируется внимание детей на том, что из-за деятельности человека многим животным грозит снижение их численности или даже вымирание.

2. Основной Сегодня я хочу познакомить вас с ещё одной книгой , которой нет на нашей выставке. Это – Красная книга животных .

Посмотрите на экран вот эта книга . Она и впрямь красного цвета

Вспомните, что он означает? (правильно это цвет предупреждающий или кричащий об опасности) Он говорит о том, что обитателям этой книги нужна помощь .

В этой книги собраны материалы о животных, которых нужно охранять. А кто знает, что значит охранять животных? (совершенно верно, это значит не уничтожать животных, не ловить и не приносить домой птиц, не стрелять в них, не причинять им вреда)

Эту книгу называют «ДОКУМЕНТОМ СОВЕСТИ ЧЕЛОВЕКА»

В книге содержится краткая информация о каждом животном, о том, насколько бедственно его положение в природе, о местах обитания и о причинах исчезновения. Но, самое главное, в ней говорится о том, какие меры необходимо предпринять, чтобы уберечь животное от вымирания.

Эта книга необычна еще и тем , что страницы в ней разноцветные и это не просто так. Страницы в книги красного , желтого, зеленого, белого, серого и черного цветов.

Самые мрачные страницы этой книги черные . На этих страницах информация о животных, которые навсегда исчезли с лица земли, т. е. человек их никогда не сможет встретить в природе.

На красных страницах книги расположена информация о животных, которые находятся под угрозой исчезновения.

Желтые страницы книги содержат информацию о животных, которых осталось очень мало в природе. Их численность очень быстро снижается.

Белые страницы книги . Здесь мы можем видеть редких животных. Этих особей в природе всегда было очень мало.

Серые страницы рассказывают о животных, которые мало изучены учеными и обитают в труднодоступных для человека местах.

Зеленые страницы книги рассказывают нам о животных, популяцию которых ученым удалось спасти от исчезновения и численность которых постепенно увеличивается, им уже ничего не угрожает.

Видите ребята, с какой необычной книгой мы познакомились .

Красная книга подает сигнал о том , что ….

И в завершении нашего с вами разговора о Красной книге я хочу прочитать рассказ о животном из этой книги , которое уже давно исчезло с лица земли. На страницах какого цвета, оно помещено, вспоминайте? (правильно на черных)

Воспитатель зачитывает рассказ «Морские коровы и Красная книга » приложение №1

Что произошло с моряками в океане?

Что спасло их от голода?

Как моряки назвали странных животных, которых они встретили у берегов Тихого океана и почему?

Почему через некоторое время эти животные совсем исчезли с лица земли?

Любите родную природу-

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились,

Живем мы с тобою на ней!

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей.

Мы с вами сегодня начнем создавать свою Красную книгу . Я предлагаю начать с красной и зеленой страниц , а потом будем её пополнять. Работать предлагаю подгруппами . Одна подгруппа будет создавать зеленую страницу для нашей книги , а другая - красную . Кто в какой группе будет работать , мы определим при помощи вот этих волшебных карточек . Подходите и выбирайте. Цвет прямоугольника обозначает цвет страницы, над которой вы будете работать. Выбираем карточки , проходим за столы, где лежат страницы такого же цвета как ваши карточки . Там вы видите картинки с животными . Выберите себе одно животное и вырежьте его по контуру. Не забываем, о правилах техники безопасности при работе с ножницами. Пожалуйста, приступайте к работе.

Теперь вам нужно поместить своё животное на страничку в нашей книге . Странички необычные, с окошечками. Ищите, какому окошечку соответствует ваш трафарет и помещайте его туда. Таким образом, мы сможем не только читать нашу книгу , но и использовать её в качестве игры.

Вспомните, как называется ваше животное и почему оно помещено именно на этой странице Книги . Дети внимательно слушают рассказ о морской корове, беседуют по итогам прочитанного, делают выводы, строят предположения.

Устанавливают причинно-следственные связи между чувствами, которые вызывает у них природа и поступками, которые хочется благодаря этому совершать (Я люблю природу – поэтому хочу её беречь и охранять)

Ребята закрепляют названия некоторых животных из Красной книги , их внешнем виде и расположении на красной и зелёной страницах .

Получают знания, из каких ещё страниц состоит Красная книга и для чего она создана.

Приобретают и закрепляют знания о том, в каком положении находятся многие представители животного мира, благодаря неразумным действиям людей, что им угрожает и какие меры необходимо принять, чтобы уберечь животных от полного истребления

3. Подведение итогов. Рефлексия.

Вот такие две странички получились в нашей Красной книге .

Ребята, скажите, а охранять нужно только тех животных и растения, которые занесены в Красную книгу ?

Что значит охранять животных?

А сейчас я предлагаю вам поиграем в игру «Закончи фразу» : Я прочитаю начало предложения, а вы закончите его.

Я люблю животных, поэтому я ….

Мне нравится, когда все красиво в природе , поэтому я …

Нашу книгу мы будем пополнять . Какие страницы книги у нас остались еще не сделанные? Вспоминайте, из страниц какого цвета состоит Красная книга ? (ответы детей) А вам – домашнее задание, чтобы заполнить все страницы книги необходимой информацией, выберите каждый себе одно животное и дома с родителями найдите о нём необходимые сведения. Где можно найти такие сведения? (ответы детей) Жду новостей от вас. Всем спасибо за работу.

Дети рефлексируют свои чувства и знания, полученные на занятии , отвечая на вопросы воспитателя. Дети побуждены расширять свои знания о животных из Красной книги , самостоятельно добывая о них информацию. Дети нацелены самостоятельно приобретать знания о животных из Красной книги . Побуждаются делиться найденной информацией со своими друзьями, призывать беречь и охранять природу.

Ставлю проблему перед детьми.

Я знаю, что у снега есть какие-то тайны.

Может ли снег о них рассказать сам?

Мы с вами наблюдали за снегом на переходе на нашей крыше детского сада.

Что видели?

И я видела, на крыше с одной стороны снега еще много, целый сугроб, а с другой стороны крыши уже снега нет.

Везде одинаково снег тает?

Проблематизация: почему снег тает не везде одинаково, быстро.

Как узнать это?

Как вы думаете что означает это место в группе?

Может быть мы там найдем ответ?

И тогда мы кто?

И я пришла в лабораторию.

Как узнать температуру воды в красной баночке?

Какая вода на ощущение?

А в синей баночке какая вода?

Какая вода?

Напоминаю проблему.

Мы не забыли, нам надо выяснить: «Почему снег тает не везде одинаково, быстро».

Давайте опустим снег в баночку с холодной водой.

(проделываем вместе)

Что происходит со снегом?

А теперь надо проверить как будет вести себя снег в горячей воде?

Ставлю поисковые задачи.

Где снег тает быстрее в горячей или в холодной воде?

Запишем это на нашей магнитной доске.

Писать будет, Никита, а мы посмотрим правильно ли он запишет знаками и прочтем.

Никита, посмотри на знак горячей воды. Прочитай его.

А холодная?

Куда поставим ответ?

Делаем вывод.

Быстро снег тает где?

А медленно где?

Эту тайну нам рассказал сам снег.

Как мы ее узнали?

Активизирую поиски способов получения информации о снеге.

Наверное, это не все тайны снега.

Всегда ли снег тает?

Я думаю, что ответ на этот вопрос мы найдем где?

Знакомы ли вам эти книги?

И мне знакома эта книга.

Читаю: «Почему».

Тут и страница интересная есть и рассказ на эту тему.

Постановка проблемы.

Давайте послушаем, есть ли такие места, где снег не тает совсем?

В горах снег никогда не тает, там низкая всегда держится температура. И этот снег называют ледником . Ледник- это огромная масса спрессованного снега , который в лед превратился. Когда солнце чуть пригревало, снег начинал таять, а потом опять замерзал и превращался в лед.

Вот мы и нашли ответ на наш вопрос.

Запишем его на доске.

Поиски ответа на поставленную проблему из текста.

Где снег никогда не тает?

А сто там происходит со снегом?

Как выглядит снег в горах, послушаем?

Обращение к тексту.

Это спрессованная масса, которая превратилась в лед.

Как это мы запишем?

Читаем запись.

Что нам помогло узнать это свойство снега превращаться в лед?

Обобщение.

В энциклопедии можно много узнать и о других явлениях природы.

Приходилось ли вам видеть снег в горах?

Где вы его видели?

Обобщение.

Значит, можно получить интересующую нас информацию еще и по телевизору…….

Ребята, снег в основном, какой?

Интересно, а поэты, каким видели снег.

Давайте послушаем какого цвета снег стихотворении Н. Брауна.

«Весь игольчатый с мороза,

На заре он нежно- розов.

Давайте пройдем на вернисаж, чтобы полюбоваться нежно-розовым снегом.

На какой картине художник увидел снег таким нежно-розовым?

Поясняю.

На какой картине художник рассказал нам о таком цвете снега. Нежно - розовые блики на снегу бывают от солнечных лучей, когда солнце восходит.

А вот еще одна цветовая гамма в его стихотворении.

Вдали- в тени, в низине-

Голубой и даже

Подойдите к ней.

Поясняю.

Что можете сказать о снеге на этой картине?

Вот такая голубизна снега, бывает, когда чистое голубое небо и это отражается на белом снегу.

И снег становится?

Загадочным.

И все это увидел художник.

Давайте отметим и запишем, какого снега может быть снег?

Будем отмечать, наклеивая элемент снежинок.

Так от чего зависит цвет снега?

Как вы узнали об этом?

Проблематизация.

Когда снег бывает темным и серым?
В каком месяце?

Давайте посмотрим на календарь природы.

Что это за дни месяца?

Значит, снег бывает темным и серым, когда?

Как мы об этом узнали?

Каким мы еще видели снег, когда наблюдали, расскажем?

После первого снегопада, снег какой?

Мы лепили снежную бабу.

Снег, был какой?

Когда гуляли в морозную погоду?

Когда солнечные лучи ппопадают на снег и он?

Обобщение.

Вот оказывается какими удивительными тайнами обладает снег.

Планируемые результаты
Предметные
Научатся
получат
возможность
научиться
­ определять цепь
и сеть питания,
­ различать звенья
цепи
­
классифицировать
цепи
­ составлять цепи и
сети питания
­ сравнение цепи,
делать выводы и
умозаключения на
основе сравнения
Метапредметные
Личностные
­ развитие мотивации к изучению в
дальнейшем
различных

естественных наук;
­ развитие любознательности и
формирование интереса к изучению
природы методами естественных
наук
­
творческих способностей
­
отношения к природе
развитие интеллектуальных и
ответственного
воспитание

учебника,
­ умение работать с разными
источниками
биологической
информации:
находить

биологическую информацию (в
научно­
тексте
литературе,
популярной

биологических
словарях и
справочниках), анализировать и
оценивать
информацию,
преобразовывать информацию из
одной формы в другую
­
умение видеть проблему,
ставить вопросы,
выдвигать
гипотезы, давать определения
понятиям,
классифицировать,
делать выводы и заключения,
структурировать материал;

Организационная структура урока
(Комбинированный урок)
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Примечания
Мотивация
Приветствует. Создает для
учеников
проблемную
ситуацию.

Мотивирует обучающихся к
определению темы и к по­
становке познавательной цели
урока.(путём
показа
мультфильма.)

­
предположите
сегодняшнего урока?

тему
Записывает тему урока на
доске.
Мы уже
знакомы с
некоторыми отношениями
встречающимися в живой

предположение
Регулятивные:
Целеполагание;
Планирование
Определяют тему урока
­ пищевые отношения, кто кого ест.
­ растения являются домом;
­ животные распространяют плоды и
семена, опыляют растения;

постановке
­ хорошо, сегодня мы более
подробно поговорим о
пищевых отношениях
­ с какой целью мы займёмся
этой проблемой?
Записывает цель урока на
доске.
Предлагает
проблемный ситуацию
обучающимся
я предлагаю,
вам
­
представить себе, что вы
­ изучить связи организмов и схему
передачи солнечной энергии.
высказывая
Выполняют задание:
предположения,
составляют цепь
(работа в паре с раздаточным
материалом)
Актуализация

Зерно
воробей
насекомое
и вам
учёные­экологи,
необходимо
объяснить

ребятам из детского сада, что
такое пищевая цепь,используя
стихотворение «Хулиганы­
воробьишки»
(раздаточный
материал у вас на столе):

Же

Хулиганы­воробьишки
превосходные
воришки.
Им зерно лишь подавай –
поуменьшат
урожай.
Вот китайцы подсчитали,
сколько зерен потеряли,
И издали свой декрет –
воробьев свести на нет!
Перебили всех подряд, ждут –
каков
результат?
Поначалу, в самом деле,
закрома их пополнели.
А потом пришла беда –
ворота!
отворяйте
Все
урожай
насекомые
сожрали.
Их в таком большом числе
прежде не было нигде.
Оказалось, воробьята не едят
совсем
зерна­то:
Им родители с полей тащат
мошек
червей.

Стало тут властям понятно –
надо птиц вернуть обратно.
И пришлось им воробьев из
чужих
краев.
Если все с плеча рубить,
можно дело загубить.
вести

­ хорошо, а теперь попробуйте
дать определение понятию ­
«Цепь питания»

деятельность
Направляет
обучающихся, связанную с
постановкой проблемы,
и
путём её решения.
­ представьте её как цепочку
чего либо в обычной жизни,
например, цепочку муравьёв
на экологической тропе или
цепочку событий в жизни...
правильно, и передают
­
энергию
Организует
обсуждению материала
работу по
­ цепь питания это последовательность
организмов, которые друг другом
питаются
Вступают в полилог, высказывают
предположения, примеры.

Выявление места и
причины затруднения
Предлагает
проблемный вопрос:
обучающимся,
Осуществляют поиск информации,
необходимой для решения вопроса,
обсуждают её между собой.
­какие звенья входят в
пищевую цепь и что
произойдёт, если одно звено
исчезнет?
­продуценты, консументы, редуценты;
­ возможно появится другое звено,
заменяющее исчезнувшее
Составляют план работы и озвучивают
пункты плана урока работают с
учебником п. 12
Планирование
Обсуждение с учащимися
плана урока (определение
содержания
и
последовательности действий
для достижения поставленной
цели)

­ Что нам необходимо знать,
чтобы достичь поставленной
цели?
Записывает план урока на
доске.

Работают с текстом учебника,
рисунками, раздаточным материалом,
осуществляют поиск информации,
необходимой для решения вопроса
своего варианта. Оформляют ответ в
рабочих тетрадях.
Реализация плана
­ виды цепей питания
­ звенья цепей питания
­сети питания
­распространение энергии
­ Организовывает работу по
и
поиску
обработке
информации.

Стимулирует активное
­
участие всех детей в
поисковой деятельности
Организует индивидуальную
работу с текстом учебника
разделив класс по вариантам.
I.

вариант ­ пользуясь
учебника,
текстом

рисунками,
и
раздаточным
материалом предложите
схему цепи выедания.
Схему
оформить в
рабочей тетради
II.
вариант ­ пользуясь

текстом
учебника,
и
рисунками,

Познавательные:
Формулирование
проблемы, поиск путей
решения;
Информационный
поиск;
Анализ с выявлением
существенных
и
несущественных
признаков, сравнение,
установление
причинно­след­
ственных
обобщение
связей,

Личностные:
Ответственное
отношение к вы­
полнению
учебных
задач;

III.
раздаточным
материалом предложите
схему цепи разложения.
Схему
оформить в
рабочей тетради

вариант ­ пользуясь

взаимопроверку
результатов.

работают по алгоритму или
Познавательные:
Построение речевого
высказывания.
Личностные:
Ответственное
отношение к вы­
полнению
учебных
задач;
Готовность к вос­
научной
приятию
картины
мира,

первое
­
звено
растение(производитель)

Организует повторение и
закрепление
учебного
материала,
установление
связей между новым и ранее
изученным
материалом,
тренировку
навыков
использования нового знания.

Заполняют таблицу в рабочих листах
устанавливая связи между новым и
ранее изученным материалом
Таблица:
питания».
«Характеристика цепей
Цеп
ь
пит
ани
я
Началь
ное
звено
Последо
вательн
ость
звеньев
Роль в
экосис
теме
Приме
ры
цепей
питани
я
Оценивание
Выставляет и комментирует
отметки.
Высказывают оценочные суждения

Рефлексия
Домашнее
задание
Предлагает вспомнить тему и
цели урока, соотнести с
планом урока и оценить меру
своего личного продвижения к
цели и успехи класса в целом.
Определяют степень соответствия
поставленной цели и результатов
деятельности: называют тему и задачи
урока, отмечают наиболее трудные и
наиболее понравившиеся эпизоды
урока.
Регулятивные:
Участие в подведении
итогов урока;
Самооценка.

часть
инвариантную
(соответствует
базовому
уровню) – параграф учебника
стр.87­92

вариативную часть (учащиеся
могут выбирать задания из
предложенных учителем с
индивидуальных
учетом
возможностей)
94­
96(литературная страничка и
вопросы к тексту)
стр.