Технологическая карта урока избирательное право. Разработка урока на тему: "Право избирать и быть избранным". Встреча с проблемой

Учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ с.Талица Елецкого района Липецкой области
Колпакова Ольга Вячеславовна

Технологическая карта урока «Механизмы участия граждан в политической жизни страны»
Предмет: обществознание
Уровень образования: общеобразовательный класс
Тема: Механизмы участия граждан в политической жизни страны
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний с элементами деловой игры
Форма проведения урока: индивидуальная, групповая, коллективная
Время проведения урока: ноябрь
Участники: ученики 9 класса
Цель: сформировать у учащихся понимание механизмов участия граждан РФ в политической жизни общества: выборах, референдуме
Планируемые результаты обучения, в том числе и формирование УУД:
знать: понятия выборы, избирательное право, избирательный процесс, избирательные системы, принципы избирательного процесса в демократическом государстве, отличительные черты выборов в демократическом обществе,отличие референдума от выборов.
уметь: определять свою роль как гражданина РФ; выполнять свои права и обязанности согласно Конституции РФ, выражать сознательную гражданскую позицию и грамотно, руководствуясь нормами права, активно участвовать в политической жизни страны
личностные УУД: освоение обучающимися социальной роли избирателя, формирование готовности к саморазвитию, социальная адаптация, определение собственного отношения к современному политическому процессу, формулирование гражданской позиции;
регулятивные УУД: организация своей деятельности, применение имеющиеся знания для решения поставленной задачи, определять цель и задачи урока,умение запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени, выбирать средства для организации своего поведения, умение планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу (алгоритму), правилу, с использование норм, саморегуляция, выдвигать версии.
коммуникативные УУД: формулирование и аргументирование своей точки зрения,
построение речевых высказываний, умение строить монологическую речь, публичное выступление, умение слушать и слышать, умение выражать свои мысли, совершенствовать навыки работы в группе, проявлять толерантность.
познавательные УУД: классификация материала, логические действия – анализ объекта, умение делать вывод на основании сравнительного анализа, выдвижение гипотез, поиск и выделение необходимой информации, предположений, извлечение информации в соответствии с целью, умение делать обобщение и выводы, владение смысловым чтением – самостоятельно вычитывать концептуальную информацию, отражение основного материала в таблице.
Основные понятия: активное избирательное право, пассивное избирательное право, пропорциональная избирательная система, мажоритарная избирательная система, демократические выборы, электорат.
Межпредметные связи: социология, политология, история
Ресурсы: Конституция РФ, выдержки из Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», избирательная урна, бюллетени

Этапы урока
Содержание учебного материала, деятельность учителя
Деятельность обучающихся, ФОУД
Формирование УУД

1-й этап Организационный.

Организа-ционный момент
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, организация внимания детей.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Регулятивные: умение организовывать свою деятельность.

2-й этап информационно-деятельностный

1.Мотивация учебной деятельности,
включение в учебную деятельность
Учитель знакомит высказыванием Софокла.
Эпиграф: «Люди не хотят, чтобы ими управляли.
Они хотят, чтобы их вели вперёд.»
Софокл
О чем говорит Софокл?
К чему стремились люди во все времена?
Какое из прав человека считается основным?
Проявление интереса к материалу изучения.
Высказывание собственных предположений на основе имеющихся знаний.

Регулятивные:
-применение имеющиеся знания для решения поставленной задачи. Коммуникативные:
- умения формулировать и аргументировать свою точку зрения,
- строить речевые высказывания.

2.Постановка цели и задач урока
-Как вы думаете, чем мы будем заниматься с вами на уроке? О чем будем говорить? – Что нам сегодня предстоит ещё выяснить? -Какова тема, цель нашего урока?
Учитель обобщает ответы учащихся и окончательно формулирует тему урока: «Голосование, выборы, референдум»; а также цель и задачи урока - знакомство с понятием «избирательное право»; знакомство с принципами избирательного права; знакомство с понятиями «выборы» и «референдум», с процедурой голосования, с формами участия граждан в выборах.
Предположения учащихся, ответ на вопросы.
Выдвигают варианты формулировок цели урока, участвуют в их обсуждении.Анализируют. Формулируют тему и цель урока.
Регулятивные:
определять тему, цель и задачи урока, выдвигать версии.

3.Постановка проблемы

Регулятивные:
-применение имеющиеся знания для решения поставленной задачи.
Познавательные:
выдвижение предположений, аргументация.

4. Познание нового путём организации самостоятельного изучения материала
Организация коллективной работы с материалом учебника, с раздаточным материалом
Комментированное чтение,
составление схем и таблиц по основным понятиям урока.
(См. Приложение 1)
Работа с материалом учебника, с раздаточным материалом. Комментированное чтение
ФОУД- коллективная.
Составление схем и таблиц по основным понятиям урока.

Познавательные: -поиск и выделение необходимой информации, владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать необходимуюинформацию,
-отражение основной материал в таблицах,схемах.
Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.
Регулятивные: планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу (алгоритму), правилу, с использование норм, саморегуляция.

5.Закрепление полученных знаний. Контроль усвоения материала.
Учитель предлагает ряд практических заданий на применение полученных знаний:
«Разреши ситуацию»
«Найди ошибку».
«Соотнеси понятие»
(См. Приложение 2)
Работа в группах по решению практических задач.
ФОУД- групповая.
Учащиеся представляют результаты своей работы
Познавательные:
применять полученные знания для решения практических задач.
- умение определять понятие;
-анализировать, обобщать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственным опытом и знаниями.
Коммуникативные:

6.Применение полученных знаний для решения творческих заданий.
Организация деловой игры «Выборы кандидата в Совет школы»
(часть материалов готовится учащимися заранее)

Личностные:
- принятие обучающимся определенной социальной роли,
- формирование готовности к саморазвитию
- социальная адаптация.
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни.
Коммуникативные:
- развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками
Познавательные:
применение полученных знаний для решения творческих заданий, моделирования ситуации.

3-й этап рефлексия

Рефлексия
Посмотрим на экран и подведем итоги урока, закончив предложение:
Сегодня на уроке я
Самым полезным и интересным для меня было.
Я встретился с трудностью при
У меня хорошо получилось..
Мне это необходимо для
Строки самому себе..
Скажи комплемент новой теме..
Анализирует деятельность по достижению цели;
самооценка результатов своей деятельности и всего класса
Личностные:
-самооценка знаний и умений.
Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения.

Домашнее задание.
1.§ 6, вопросы.
2. Вариативная часть
а)Написать эссе на одну из предложенных тем (по выбору учащихся):
Почему так важно участие граждан в выборах?
Зачем нужны выборы?
Как вы думаете, почему падает активность избирателей на выборах?
б) выполнить практикум №1,2,3
Учащиеся записывают домашнее задание, анализируют вариативную часть.
Личностные: личностное самоопределение


Приложенные файлы

Я всегда могу выбрать,

но я должен знать, что даже в том случае,

если я ничего не выбираю,

я тем самым все-таки выбираю.

Жан-Поль Сартр

Тип урока: урокполучения новых знаний, применение полученных знаний.

Форма: урок взаимообучения на основе презентаций учащихся с элементами интеллектуальной игры.

Данный урок может быть проведен в следующих классах:

I. В 8 классе на уроке права во время изучения темы: «Право избирать и быть избранным»

II. В 9 классе во время изучения темы: «Политические права и свободы»

III. В 10 классе (базовый уровень) при изучении темы «Участие гражданина в политической жизни»

IV. В 11 классе (профильный уровень) «Человек в политической жизни». На проведение урока отводится 1 час.

Оборудование: мультимедийный проектор с экраном, ПК, учебник П.С.Гуревич, Е.З.Николаева. Обществознание. 10 класс, учебник Е.Н. Салыгин, Ю.Г.Салыгина. Обществознание 10 класс, полный справочник для подготовки к ЕГЭ по обществознанию П.А.Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко. Политология: учебник под ред. В.А.Ачкасова, В.А. Гуторова, С.И.Володина, А.М.Полиевктова. Обществознание. Основы правовых знаний. Часть 1,тема 25. Обществознание: право в жизни человека, общества и государства. Учебникдля 8 класса обще образовательных учреждений / О.Б. Соболева,В. Н. Чайка, под общей редакцией Г.А. Бордовского, М. «Вентана – Граф», 2012

Цель: в период социального взросления человекаразвивать нравственнуюи правовуюкультуру, способность к самоопределению и самореализации.

Задачи:

Воспитыватьобщероссийскую идентичности, гражданскую ответственность, приверженность демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

Сформировать негативное отношение к абсентеизму – то есть неучастию в общественно-политической жизни страны; с помощью респондентов составить примерную карту-диаграммупроцессов, связанных с абсентеизмом современного российского общества;

Способствовать формированию у учащихся желания проверить свои знания на практике: сначала в игре, а затем с родителями на избирательном участке.

В результате учащиеся должны узнать /понять:

Как в России развивалось избирательное право;

В чем разница между мажоритарной и пропорциональной избирательными системами;

Из каких этапов состоит избирательный процесс;

Основные принципы избирательного права.

Уметь:

Выделять существенные признаки правового института «избирательное право»;

Приводить примеры, моделировать социальные ситуации, связанные с процессом выборов;

Принимать ответственные решения, высказывать гражданскую позицию.

Сценарный план занятия

I. На основе опережающего задания учащиеся-знатокиготовят краткие презентации по темам:

1. Из истории избирательного права в России.

2. Принципы избирательного права и виды избирательных систем.

3. Избирательный процесси признание выборов не действительными.

II. Группа учащихся-экспертов готовит вопросы для игры. Обучающиеся составляют диаграммы на основе опроса, проведенного среди двух категорий населения:

1. Преподаватели юридического отделения исторического факультетаСмоленского Государственного университета.

2. Родители учащихся МБОУ СОШ № 34.

(Возможна любая группа респондентов).

III. Учитель во вступительном слове предлагает проблемную ситуацию. Класс в процессе диалога формулирует проблему. (7 минут)

IV. Знатокипредставляют свои презентации и работают с классом на основе ребусов (15 минут: по 5 минут на каждую презентацию).

V. Класс делится учителем на три команды, в которых присутствуют знатоки (в каждой команде по одному ученику в дополнение к основному игровому составу). Проводится интеллектуальная игра по вопросам, приготовленным силами экспертов (15 минут).

VI. Рефлексия. Каждая группа получает карту – мишень для самооценки работы на уроке (4 минуты).

VII. В качестве домашнего задания предлагается в письменной форме высказать свои мысли по поводу следующих высказываний (на выбор) (4 минуты):

1. Джон Кеннеди.

2. «Демократия – это когда люди управляют людьми во имя людей». А.Линкольн.

3. «Я всегда могу выбрать, но я должен знать, что даже в том случае, если я ничего не выбираю, я тем самым все-таки выбираю». Жан-Поль Сартр.

Конспект урока

Вступительное слово учителя.

В Конституции РФ сказано:

Ст.3. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Ст. 32. Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Послушайте небольшой рассказ.

Мама, а я могу стать самым главным в нашем городе? – спросил Татьяну Николаевну первоклассник Миша.

Имеешь в виду – стать главой города? Миша кивнул головой.

Можешь.

А депутатам могу? – не унимался Миша.

И депутатом можешь, - обнадежила мама.

А Путиным могу? – допытывался сын.

Нет, Путиным не можешь, а вот Президентом России – пожалуйста, - улыбаясь, ответила мама.

А кто депутатов и президентов на работу принимает?

Мы с папой, - пояснила мама.

На Мишином лице от восторга, что его родители такие важные люди расплылась довольная улыбка.

Как это вы с папой? – все же решил уточнить он.

Ну, если точнее, не только мы с папой, но и бабушка с дедушкой, наши соседи, все граждане России. Мы выбираем Президента страны и депутатов. И ты, когда подрастешь, тоже будешь принимать участие в выборах. А если сейчас будешь хорошо учиться, то может быть, потом тебя выберут президентом России.

Какое возникает противоречие между статьями Конституции и ответами мамы?

Проблема: кто имеет активное и пассивное избирательное право, абсентеизм россиян – это проблема?

Совершим экскурс в историю.

Презентация, посвященная истории развития избирательного права в России (см.прикрепленный файл - презентацию «История избирательного права в России»). Презентация представлена в полном, развернутом виде. Учащиеся готовили проект и на урок, и на внеклассное мероприятие по предмету. Во время урока она используется в сокращенном виде.

После презентации ученики отгадывают ребусы, подготовленные знатоками. За каждый правильный ответ учитель дает балл-бонус.

Еще одна презентация (см. прикрепленный файл - презентацию «Понятие и источники избирательного права») рассказала об источниках избирательного права.

Учитель делит класс на три группы (заранее) с таким расчетом, чтобы в каждой оказался знаток избирательного права. На этом этапе урока учитель только координирует работу экспертов, подготовивших свои вопросы. Заранее респондентам были заданы следующие вопросы:

1. Какие проблемы, на ваш взгляд, сегодня существуют в избирательном процессе?

2. Что может вас побудить пойти на выборы?

Целесообразно для работы выбрать 2-3 учеников. Они по очереди представляют вопросы в форме презентации. Команды отвечают в определенном порядке. Первой в течение 1 минуты отвечает команда, выбравшая номер вопроса, если правильного ответа не дано, то право ответа переходит к соседней команде по часовой стрелке. Правильно ответившая команда получает 1 балл

Данные вопросы в полном варианте представлены в презентации «Вопросы к игре, составленные учащимися», но на уроке использовались вопросы № 2, 3, 7, 13, 14, 15.

Вопросы и ответы к интеллектуальной игре


Вопрос №2

Какие проблемы, на ваш взгляд, сегодня существуют в избирательном процессе? (вопрос анкеты, заданный преподавателям и родителям).

1. Более половины опрошенных считают, что наибольшей проблемой сегодня является вопрос выборов губернаторов в регионах.

2. Большее число опрошенных считают, что главная проблема – недоверие к власти.

3. На одном и том же уровне в стране находятся проблемы злоупотребления властью чиновниками и пассивность избирателей.

4. Последнее место заняло мнение о том, что главной проблемой является пассивность избирателей.

ОТВЕТ:2; 3.

Вопрос №3. Что может вас побудить пойти на выборы? (вопрос анкеты).

Выберите правильные утверждения:


1. По итогам опроса выяснено, что большинство людей ходит на выборы потому, что сами хотят изменить политическую ситуацию в стране с помощью протестного голосования.

2. Экономическая неустроенность побуждает наименьшее число людей участвовать в выборах.

3. Стремление выразить свою гражданскую позицию является главным мотивом участия в выборах.

4. Большинство граждан России участвуют в выборах в целом для проявления гражданской позиции и высказывания политических убеждений.

ОТВЕТ: 1; 4.

Вопрос №7 . Ведущие показывают элементы этапа выборов – голосование, и допускают три ошибки. Команды должны за минуту перечислить эти ошибки.

ОТВЕТ: наблюдатель не вправе советовать избирателю за кого отдать свой голос; наблюдатель не может зайти в кабинку для голосования вместе с избирателем; во время регистрации избиратель сам ставит свою подпись.

Вопрос №13 . Вопрос задает Андрей Рэмович Белоусов, министр экономического развития Российской Федерации: «Уважаемые знатоки, за минуту назовите те категории граждан России, которые по закону не имеют право участвовать в выборах»

ОТВЕТ: Право избирать (активное избирательное право) принадлежит всем гражданам Российской Федерации, достигшим возраста 18 лет, за исключением лиц, признанных судом недееспособными либо отбывающих наказание в виде лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда.

Вопрос №14 . Вопрос задаетАлексей ВладимировичОстровский, губернатор Смоленской области: «В Конституции Россииговорится, что граждане имеют право ____________(1) и быть _______________(2) в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в______________(3). Уважаемые знатоки, заполните пропуски.

ОТВЕТ:ПРАВО ИЗБИРАТЬ,БЫТЬ ИЗБРАННЫМИ, В РЕФЕРЕНДУМЕ.

Вопрос №15. Вопрос задает Председатель Правительства России Дмитрий Анатольевич Медведев: «Уважаемые знатоки, перечислите за минуту все необходимые условия, чтобы стать президентом нашей страны».

ОТВЕТ: В соответствии со статьей 81 Конституции, президентом Российской Федерации может быть избран гражданин не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

По итогам игры побеждает команда, набравшая наибольшее количествобаллов.

На следующем этапе ученики в группах выставляют плюсы на карте – мишени в соответствии со своей оценкой.

1 – деятельность моей группы; 2 – содержание материала, новые знания; 3 – деятельность учителя; 4 – форма иметоды работы на уроке.

На листе бумаги рисуется мишень, которая делится на 4 части, в каждом секторе записываются параметры. Каждый вгруппе маркером 4 раза «стреляет» в мишень, делая отметку (ставит плюс). Отметка соответствует его оценке результатов. Если результаты оцениваются очень высоко, отметка ставится в «яблочко» - в поле мишени «5», чем дальше от центра, тем ниже оценка.

В качестве домашнего задания учитель предлагает темы для эссе:

1) «Неосведомленность одного избирателя в демократическом обществе наносит ущерб безопасности всех». Джон Кеннеди.

2) «Демократия – это когда люди управляют людьми во имя людей». А.Линкольн.

3) «Я всегда могу выбрать, но я должен знать, что даже в том случае, если я ничего не выбираю, я тем самым все-таки выбираю». Жан-Поль Сартр.

Виктория Литовченко , учитель истории и обществознания средней школы №34 города Смоленска

В прикрепленных файлах, помимо упомянутых презентаций, материалы для работы, технологическая карта урока.

Министерство образования Новосибирской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Новосибирской области «Бердский политехнический колледж»

Рассмотрено МО

«___»___02__2018г.

___________________

Технологическая карта открытого урока по дисциплине ОУД.10 Обществознание (включая экономику и право)

Группа У23тп «Технология продукции общественного питания»

Тема урока: «Избирательная система. Выборы» 1 ч.

Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Преподаватель: Черемных Наталья Викторовна

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА. ВЫБОРЫ.

Тип и вид урока

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Планируемые
результаты
(предметные)

Владение базовым понятийным аппаратом политической науки, умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи объектов и процессов; применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития

Личностные
результаты

Сформированность гражданской позиции обучающего как сознательного, активного и ответственного члена российского общества

Ключевые
компетенции

Ценностно-смысловая (формулирование собственных ценностных ориентиров по отношению к предмету и сферам деятельности), учебно-познавательная (планирование, анализ, рефлексия, самооценка своей учебно-познавательной деятельности, социокультурная (определение своего места и роли в государстве); коммуникативная (владение разными видами речевой деятельности; способами совместной деятельности в группе, умениями искать и находить компромиссы); информационные (владение навыками работы с различными источниками информации; самостоятельный поиск, извлечение, систематизация, анализ и отбор необходимой для решения учебных задач информации; преобразование, сохранение и передача ее) ; коммуникативная (владение разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо); приемами действий в ситуациях общения; умение искать и находить компромиссы); социокультурная (владение знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: гражданина, избирателя)

Метапредметные
результаты

Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информа цию

получаемую из учебной литературы; умение ориентироваться в социально-политических событиях, оценивать их последствия; владение навыками познавательной рефлексии как осознание совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения

Основное содержание темы, понятия
и термины

Избирательная система РФ. Классификация выборов. Процесс голосования. Выборы, избирательная процедура, избирательное право, ценз.

Образовательные
ресурсы

Видеоурок «Избирательная система РФ » [Электронный ресурс]. Учебник: «Обществознание» для профессий и специальностей технического, естествено-научного, гуманитарного профилей: учебник для студентов сред.проф.образования/А. Г. Важенин.- М.: Издательский центр «Академия»,2016.

Сценарий урока

Форма

контроля

осуществляемые
действия

формируемые УУД

I. Организационный момент

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку

Приветствуют преподавателя. Организуют свое рабочее место

Быстрое включение в деловой ритм

II. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный, проблемный.

Знакомит с эпиграфом:

Вы можете не заниматься

политикой, политика всё

равно занимается вами.

Шарль Форб де Монталамбер

Предлагает сформулировать тему урока и учебные задачи

Знакомятся с эпиграфом, объясняют его смысл.

Познавательные: анализируют эпиграф; высказывают свое мнение.

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную совместно с пре подавателем .

Беседа

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

Индивидуальная.

Объяснительно -

иллюстративный, поисковы й

Организует просмотр видеоматериала «Избирательная система РФ»

Предлагает самостоятельно

проработать § 5.4(с.373-379) , используя метод активного чтения (Приложение 2 );

Смотрят видеоматериал,

делают записи в таблице (приложение 1)

Самостоятельно работают с учебным текстом, используя метод активного чтения, отвечают

Регулятивные: оценивают свои действия (индивидуальные и в группе), распределяют ответственность

Работа с текстом, таблицей , беседа
по вопросам

IV. Первичное закрепление знаний и способов действий

Беседа, работа с текстом, инсерт-метод , заполнить таблицу

(учебник,с.373- 379 )

Задает вопросы ответы на которые учащиеся должны найти самостоятельно :

Какую роль играют выборы в жизни страны?

Почему современное
российское общество
не может обойтись без процесса голосования на выборах?

В чем отличие избирательной процедуры и избирательной кампании?

на вопросы, обсуждают их; структурируют учебный материал, заполняют таблицу ;

(с. 3 73-379 ).

Выполняют задание

Познавательные: ориентируются в современных общественных проблемах (определяют эти проблемы, анализируют ситуации и события), выполняют необходимые действия по поиску материала; структурируют его .

Коммуникативные: формулируют свое мнение,
прислушиваются к мнению других

V. Контроль и самопроверка знаний

Фронтальная. Словесный. Беседа, сообщение

Предлагает продемонстрировать выполненную работу, обсудить ее результаты

Несколько студентов знакомят со своими вариантами

Коммуникативные: строят понятные для слушателей высказывания; умеют задавать вопросы

Сообщения (результаты учебных действий)

VI. Рефлексия

Фронтальная. Словесный. Беседа

Ответьте на вопросы:

Смогли ли вы их достичь?

- Какой материал был трудным, непонятным?

А что воспринималось

легко?

Попробуйте дать оценку уроку

Отвечают на вопросы

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий
и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества

Беседа по вопросам

VI I . Информация
о домашнем задании

Фронтальная. Словесный.

«Выборы – важнейший канал обратной связи между гражданами
и властью»

Обсудите это дома с родителями и запишите своё мнение и впечатление из 10-15 предложений.

Воспринимают задание, уточняют его

Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения

Приложение 1

Известная информация и предположения

Новая информация

Приложение 2

ИНСЕРТ (INSERT) – метод активного чтения, дает возможность сохранить интерес к теме и тексту учебника.

Маркировка текста: «v», «+», « – », «?».

Данный прием расширяет кругозор обучающихся, учит их ориентироваться в современных общественных проблемах (определять эти проблемы, анализировать ситуации и события), выполнять необходимые действия по поиску материалов, формулировки своего мнения, оценивать свои индивидуальные действия и в группе – рефлексия, распределение ответственности, выявление ошибок, успехов.

Задает вопросы ответы на которые учащиеся должны найти самостоятельно:

Какую роль играют выборы в жизни страны?

Почему современное российское общество не может обойтись без процесса голосования на выборах?

В чем отличие избирательной процедуры и избирательной кампании?

Ответьте на вопросы:

Какая цель, задачи стояли перед нами в начале урока?

Смогли ли вы их достичь?

Какие умения и навыки вы приобрели на уроке?

Какой материал был трудным, непонятным?

А что воспринималось легко?

Попробуйте дать оценку уроку


БОУ Чувашской Республики среднего профессионального образования
«Чебоксарский экономико-технологический колледж» Министерства образования и
молодежной политики
УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

по учебной работе ___________О.В.Граниченко

Темы «Избирательное право»

(Открытого урока и практического занятия)

по дисциплине «Право»

Специальность: 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».

Разработала преподаватель


юридических дисциплин

Л.А.Николаева


Рассмотрен на заседании цикловой комиссии социально-экономических

и юридических дисциплин

протокол №___ от _______________
Председатель цикловой комиссии _________________ И.Т.Павлова

г.Чебоксары, 2013г.

Пояснительная записка

на методическую разработку открытого урока и практического занятия (проведение деловой игры) по дисциплине «Право» на тему «Избирательное право»


Не секрет, что молодежь в настоящее время, мало интересуется политикой, управлением страной, ее не увлечешь голосовать на выборах. Результаты некоторых исследований показывают, что молодежь в целом аполитична. Социологические исследования, проведенные МГУ им. М.В. Ломоносова, показывают, что на протяжении последних пятнадцати лет число молодых людей в возрасте 18 - 19 лет, постоянно интересующихся политикой, стало в три раза меньше, чем во времена молодости их родителей.

Молодежь – это генератор идей, созидательная основа будущей России. В нашем учебном заведении мы «взращиваем» будущую демократическую общественно-политическую элиту. Поэтому мы, педагоги, учителя, в силу своей профессии , как никто другой, должны вложить на своих занятиях то рациональное зерно, которое поможет молодому специалисту самоутвердиться, саморазвиться, самореализоваться, встроиться в сложную социальную систему – формирующееся гражданское общество России.

Я думаю, что интерес молодежи к участию в политической жизни общества отчасти может вызван проведением нетрадиционных форм уроков. В своей работе с обучающимися я делаю акцент прежде всего на развитие надпрофессиональных компетенций будущего специалиста: повышение его правовой культуры, воспитание уважения к демократическим правовым институтам, правопорядку.

В данной методической разработке приводится материал проведения открытого урока

и практического занятия (проведение деловой игры) по дисциплине «Право» на тему

«Избирательное право». Преподнесение материала сопровождается презентациями, играми, тестами, что, безусловно, усиливает интерес студентов к воспринимаемой информации, активизирует их индивидуальную и групповую работу.

Данная методическая разработка может быть использована преподавателями при проведении мероприятий, посвященных проведению выборов .

Преподаватель

юридических дисциплин Л.А.Николаева

Рецензия

на методическую разработку темы «Избирательное право» по дисциплине «Право»,

разработанную преподавателем юридических дисциплин Николаевой Л.А.
В данной методической разработке предложен вариант проведения открытого урока и практического занятия (проведение деловой игры), посвященного основным вопросам избирательного права. Современное состояние правовой культуры молодежи оставляет желать лучшего, особенно в области знания и реализации прав граждан. Проведение данного мероприятия позволит сформировать представление у студентов об избирательном процессе, избирательных правах и достойно подойти к своему гражданскому выбору.

Как положительный момент работы следует отметить проведение деловой игры с целью закрепления полученных знаний обучающимися.


Рецензент: преподаватель Чебоксарского


экономико-технологического колледжа
Содержание

  1. Технологическая карта учебного занятия 5

  2. Ход урока 6

  3. Сценарий проведения урока 7

  4. Заключение 15

  5. Литература 16
ТЕМА УРОКА: ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО

Технологическая карта учебного занятия


Группа

11-э-12

Дата

12.12.2012

Дисциплина

Право

Тема

«Избирательное право»

Тип урока

Комплексный

Методы обучения

Объяснительно-иллюстративный, поисково-развивающий, самостоятельная работа

Формы обучения

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Цели урока:

· дидактическая

Сформировать целостное представление об избирательном праве, видах избирательных систем

Задачи:

Раскрыть понятие избирательного права, значение выборов в формировании государственных органов, основные этапы их проведения

· развивающая

Развитие познавательной активности и логического мышления; работать в команде, создавать собственные презентации в программе Power Point

Задачи:

Развитие способности анализировать, планировать, контролировать свою деятельность

· воспитательная

Повышение правовой культуры, воспитание уважения к демократическим правовым институтам, правопорядку

Задачи:

Создание условий для проявления гражданской активности в духе уважения к закону

Междисциплинарные связи

Обществознание, история

Внутрипредметные связи

«Теория права», «Правовой статус человека и гражданина»

Студент должен знать:

Понятие и принципы избирательного права, виды избирательных систем, основные этапы избирательного процесса

Студент должен уметь:

Применять полученные знания при решении проблемных ситуаций , при проведении деловой игры

Средства обучения:

ИКТ, раздаточный дидактический материал, наглядный материал, посвященный выборам, для оформления доски

Формируемые компетенции

Коммуникативная, компетенция социального взаимодействия, саморазвития и самообразования

Учебно-методическая литература

«Избирательное право. Избирательный процесс». Комплексный образовательный проект «Шаг за шагом».- М.: НПО «Школа» - издательство «Открытый мир», 1996; Е.И.Козлова, О.Е.Кутафин "Конституционное право России".- М.: Проспект, 2008; В.А. Ершов. Основы избирательного права права РФ: Учебное пособие для студентов вузов. – «ГроссМедиа», «Росбух», 2008.

ВОПРОСЫ ТЕМЫ:

2. Избирательные системы.

3. Избирательный процесс.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 4 урока по 45 минут (1 занятие – лекция, 2 занятие – проведение деловой игры).

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:

проектор; наглядный материал, посвященный выборам, для оформления доски;

раздаточный материал; подготовленные бланки для проведения деловой игры

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока. (3-5 мин.)

2. Заслушивание сообщения студентки на тему "История выборов". После заслушивания сообщения дается под запись понятие избирательного права. (10 мин.)

3. Проведение игры (Теста) с аудиторией на тему "Кого мы выбираем?" (2-3 мин)

4. Рассмотрение нормативно-правовые актов, регулирующих вопросы выборов, виды и принципы избирательного права. Проведение игры с аудиторией на тему "Возрастной ценз избирательного права" (15-20 мин)

5. Рассмотрение вопроса "Избирательные системы" (15-20 мин)

6. Рассмотрение вопроса "Избирательный процесс" (15-20 мин)

7. Проведение деловой игры (60 – 70 мин)

8. Подведение итогов занятия, задание на дом (15-20)

Сценарий проведения урока

1.Избирательное право: понятие, основные источники, принципы.

На доске вывешен агитационный материал, посвященный выборам (плакаты, листовки, календари и т.п.)

Преподаватель:

Здравствуйте, ребята. Сегодня, вы видите, у нас не совсем обычный урок .

Вопросы к студентам:

1). Как вы думаете, какой теме посвящён наглядный материал, представленный на доске?

2). А что такое выборы? Кого могут избирать граждане нашей страны?

3). Вспомните, когда последний раз проходили выборы в РФ? Кого мы избирали?

4). Участие в выборах - это право или обязанность?

5) Как характеризуются государства, в которых граждане обладают правом избирать и быть избранными?

Преподаватель:

Спасибо, ребята. Правильно. А теперь, прошу обратить внимание на доску. Давайте определим цели нашего урока:

Слайд 1 Цели урока

Цели урока:

¡ дидактическая

Формирование целостного представления о выборах как одному из институтов демократического государства;
¡ развивающая

Развитие познавательной активности, навыков работы с нормативно-правовыми актами и их применения в практической деятельности;
¡ воспитательная

Повышение уровня правовой культуры, воспитание в духе уважения к демократическим правовым институтам, правопорядку
Преподаватель:

Изучив данную тему, студент должен знать: понятие и принципы избирательного права, виды избирательных систем, основные этапы избирательного процесса.

Студент должен уметь: применять полученные знания при решении проблемных ситуаций, при проведении деловой игры.
Итак, начнем.

Некоторым студентам я поручила дома выполнить определенную работу. В начале урока давайте немного «окунемся» в историю – историю выборов. Про историю возникновения выборов нам расскажет …….


Слайд 2,3 История выборов

Историческое бытие рода человеческого изобилует примерами волеизъявлений.

В Древнем Риме предвыборная кампания начиналась задолго до дня голосования. Кандидат объявлял органам власти о своем желании баллотироваться. Должностные лица проверяли, насколько отвечает требованиям закона данный гражданин, и только тогда он вносился в список кандидатов. После этого начиналась предвыборная борьба. Происходило это следующим образом. Кандидат облачался в белоснежную тогу, что означало его чистую совесть, и отправлялся на площади и базары, прося поддержку у избирателей. В день голосования избиратель получал маленькую дощечку – "избирательный бюллетень", писал на ней имя кандидата и опускал в урну.
Слайд 4

История выборов в России начинается с IX века. Город Великий Новгород назывался «центром земли русской» и жители города решали путем голосования кого призвать князем. В России 1917 года проводились выборы в Учредительное собрание, а также в Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.


Слайд 5

Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Выборы - формирование органов государственной власти и наделение полномочиями должностного лица посредством волеизъявления граждан.

Посредством выборов формируются различные органы публичной власти -парламенты, главы государств, иногда правительства, органы местного самоуправления. Выборы служат барометром политической жизни. В процессе их проведения сталкиваются интересы различных политических сил, различные взгляды и платформы, выразителями которых являются партии и иные политические объединения. Результаты выборов дают объективную оценку степени их влияния, тенденции политической жизни. Но далеко не всегда избиратели имеют возможность выбирать между хорошим и плохим или между хорошим и лучшим. Отсюда такое явление, как абсентеизм избирателей, т.е. их неявка на выборы.

Проведение игры (Теста) с аудиторией на тему "Кого мы выбираем?"

Преподаватель:

Ребята, обратите внимание на доску. На доске с помощью проектора отображен определенный перечень лиц и органов. Из этого перечня вам необходимо выделить тех лиц и те органы, которых мы выбираем.

Слайд 6 "Кого мы выбираем?"

Кого мы выбираем?

¡ Дикторов телевидения;

¡ министров;

¡ начальников отделений милиции;

¡ депутатов городской Думы;

¡ Генерального прокурора РФ;

¡ членов Конституционного Суда РФ;

¡ Президента РФ;

¡ депутатов законодательных органов власти субъектов федерации;

¡ членов органов местного самоуправления(советов, дум, собраний и т.д.)

¡ Патриарха всея Руси;

¡ директора школы.
Студентам дается время самостоятельно определиться с вариантом ответа . После этого совместно с преподавателем даются правильные ответы. (2-3 мин)

Слайд 7


Ответ

¡ Президента РФ;

¡ Депутатов парламента;

¡ депутатов Государственной Думы;

¡ депутатов городской Думы;

членов органов местного самоуправления (советов, дум, собраний и т.д.)


Преподаватель:

Теперь перейдем к рассмотрению основных источников в области избирательного права.

Слайд 8,9 Основные законы в области избирательного права и избирательного процесса:
По юридической силе нормы избирательного права подразделяются на законы и подзаконные акты. Верхнюю позицию в этой иерархии занимает Конституция Российской Федерации, закрепившая субъективные избирательные права как таковые и создавшая основу для более детального правового регулирования посредством законотворчества. Данное регулирование содержится в комплексе федеральных законов, определивших порядок и процедуры реализации соответствующих прав граждан: выдвижение кандидатов и списков кандидатов, инициирование и назначение референдума, голосование за кандидатов и списки кандидатов на основе принятой избирательной системы, голосование по вопросам референдума, установление результатов голосования и т.д. Основополагающими в числе таких законов являются:

Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";

Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 года N 2-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации";

Федеральный закон от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации";

Федеральный закон от 10 января 2003 года N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации".
Кроме того, следует иметь в виду международные договоры , в которых закреплены мировые стандарты прав человека, в частности право участвовать в управлении своей страной:

¡ Всеобщая декларация прав человека»;

¡ «Международный пакт о гражданских и политических правах»;


  • «Конвенция политических правах женщин» и др.

Преподаватель:

Понятие избирательного права можно рассматривать в объективном и субъективном смыслах. Избирательное право в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения с выборами органов государства и местного самоуправления.

Избирательное право в субъективном смысле – это конституционное право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. Соответственно выделяют избирательное право активное и пассивное.

Преподаватель обращает внимание студентов на доску, где с помощью проектора представлена схема: «Избирательное право».

Слайд 10,11

Избирательные права граждан:

1. АКТИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО ГРАЖДАН


(право избирать в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления). Это значит, что избирать могут все граждане, достигшие к моменту выборов 18 лет, кроме категории граждан, оговоренных в законе.

Свое активное избирательное право гражданин осуществляет, как правило, по месту жительства, расположенному в пределах избирательного округа. Однако пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа.

1. Граждане, признанные недееспособными;


ОБЛАСТНОЙ КОНКУРС СРЕДИ УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НА ЛУЧШИЙ УРОК ИЛИ ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

«ЧТО ТАКОЕ ВЫБОРЫ?»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БУКАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

УРОК В 10-М КЛАССЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ПО ТЕМЕ

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ВЫБОРЫ

Афанасьев Дмитрий Александрович

учитель истории и обществознания, кандидат исторических наук

Калуга, 2013

ПОДГОТОВКА К УРОКУ 4

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА 5

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ВЫБОРЫ» 10

ТЕКСТ ПАРАГРАФА ПО УЧЕБНИКУ 17

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. БЮЛЛЕТЕНЬ 23

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. РАЗДАТКА ПО ИЗБИРАТЕЛЬНЫМ СИСТЕМАМ 26

ПРИЛОЖЕНИЕ 6. ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ 28

ПРИЛОЖЕНИЕ 8. ПРОГРАММНЫЙ РАСЧЕТ ИТОГОВ ПЕРВОГО ГОЛОСОВАНИЯ 31

ПРИЛОЖЕНИЕ 9. ПРОГРАММНЫЙ РАСЧЕТ ИТОГОВ ВТОРОГО ГОЛОСОВАНИЯ 31

ПРИЛОЖЕНИЕ 10. ПРОГРАММНЫЙ РАСЧЕТ ИТОГОВ ТРЕТЬЕГО ГОЛОСОВАНИЯ 32

ОПИСАНИЕ УРОКА

Учебник : Обществознание 10 класс/ Боголюбов Л. Н. (5-е изд. - М.: Просвещение, 2009) представляет краткий вариант обществоведческого курса, предназначенный для изучения в 10 классе на базовом уровне.

Тип урока : урок закрепления знаний, умений и навыков учащихся.

Цели урока:

1. Выделить основные принципы демократических выборов в РФ и проследить их фактическую реализацию.

2. Провести работы с новыми понятиями и терминами, направленные на расширение кругозора учащихся.

3. Выполнить групповые и индивидуальные задания по заявленной теме.

4. Закрепить навык работы с тестовыми заданиями к ЕГЭ.

5. Работать над воспитанием патриотизма, уважения системе выборов в РФ, к культуре и истории своей страны.
Данный урок проведен в декабре 2012 г. в 10 классе МКОУ «Букановская средняя школа» и МКОУ «Средняя школа №6».

ПОДГОТОВКА К УРОКУ

Распечатка

  1. Бюллетени для первого голосования, формат А5,
белые - по 10 шт. 8+2=10

красные - 8+2=10

синие - 8+2=10

Из них по одному в цвете распечатать с гербом РФ для членов избиркома.

Также из них по одному в цвете распечатать с гербом Калужской области для «случайного» выбора лидера второй группы.


  1. 3 листа А3 для групп на столах (белый, красный, синий) для записей со скотчем на обратной стороне.

  2. Памятка членам избиркома на 1, 2, 3 туры голосования.

  3. Презентация - «Избирательные системы» + «Принципы» + «Избирательное право».

  4. 3 разных текста о пропорциональной, мажоритарной, смешанной системах по 10 штук.

  5. Тесты для закрепления, полученной информации на уроке.
Канцтовары и девайсы

  1. Маркеры – 6 штук

  2. Бейджи на веревках для избиркома

  3. Двусторонний скотч

  4. Урна для голосования

  5. Ватман лист А1

  6. Бумажные фигурки избирателей – 30 шт. на двухстороннем скотче
Компьютерная техника

  1. Ноутбук + колонки

  2. Проектор + экран

  3. Программа для подсчета голосов - 1 выборы, 2 выборы, 3 выборы, написанная в программе MS Exel

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Деятельность учеников

Деятельность учителя

Введение в урок

Ученики, входя в класс, в случайном порядке берут бюллетени для голосования (один ученик – один бюллетень).

Раздает бюллетени ученикам.

Ученики садятся в классе по группам, согласно цвета выбранного бюллетеня и цвета на парте. Цвет группы – лист А3 на столе.

Контролирует деление на три группы.

Ученики находят бюллетени, на которых изображен герб РФ и занимают места в импровизированном Центризбиркоме

Слово учителя: « Я рад Вас приветствовать в этом классе на уроке обществознания. Мы с вами разделились на три команды для проведения урока. Прошу трех учеников, у которых на бюллетене изображен герб РФ на оборотной стороне (из всех трех цветов) стать на время урока членами избирательной комиссии. Пройдите и займите места в Избиркоме и ознакомьтесь с вашими инструкциями на данный урок. Спасибо».

Записывают в тетради дату проведения урока

«Теперь ребята давайте в тетрадях запишем сегодняшнее число. Сегодня у нас _____, (указывается дата проведения урока) Молодцы, уже включились в работу».

Когда учитель произносит дату, то он сознательно ошибается в ней, и тот, кто поправляет учителя первым. Он становится лидером в своей группе – первой группе.


Ученик находит бюллетень, на котором изображен герб Калужской области

«Во второй группе лидером станет ученик, у которого на бюллетени изображен герб Калужской области».

Лидером второй группы становиться назначенный лидер.


Ученики третьей группы выбирают своего лидера

«Ребята, а оставшейся третьей группе, я предлагаю выбрать вам лидера самостоятельно, путем простого открытого голосования».

На выборы третьего лидера наверняка потребуется некоторое время – больше или меньше в зависимости от случайного подбора группы.

«Ребята, как мы видим достаточно сложно выбирать. По самым разным причинам: неизвестные условия, цель и многое другое… Спасибо!».


Два-три ответа учеников на поставленный вопрос учителя

Вопрос аудитории: «Ребята, в какой группе на ваш взгляд были наиболее демократические выборы?»

Ученики записывают тему урока «Демократические выборы» и исправляют дату в случае ее неправильного написания прежде.

«Вот мы и вышли на тему нашего сегодняшнего урока: «Демократические выборы». Запишите правильную дату и нашу тему урока!»

Вводная часть урока (первое голосование - закрытое)

Учитель знакомит учеников с планом урока и ставит перед ними задачи

Ученики в зависимости от подготовки, урока по счету и настроения, дополняя друг друга, высказывают свои точки зрения.

Вопрос учителя «Ребята, как вы понимаете демократические выборы?».

Записывают термин и его определение в рабочую тетрадь

После всех ответов учитель выходит на термин «демократия».

Демократия - форма политической организации общества, основанная на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных дел и наделении граждан широким кругом прав и свобод, в том числе, избирательным правом.


Идет процесс голосования, голосуют и члены избиркома. Вопросы учеников игнорируются учителем!

«Ребята, давайте проведем наше первое голосование на уроке. Голосуем за одного из исторических деятелей, портреты которых, вы видите - Дмитрий Донской, Михаил Кутузов, Георгий Жуков. Вам необходимо заполнить бюллетень, который вы брали при входе на урок. Сделайте свой выбор и передайте бюллетени в Избирком для подсчета».

Члены избиркома подсчитывают голоса, отданные за того или иного исторического деятеля. Один из членов избиркома (по очереди) объявляет результат голосования.

«Члены избиркома, прошу вас собрать бюллетени и подвести итоги нашего первого голосования. Кто из исторических деятелей победил в нашем голосовании?».

«Теперь, ребята, все внимание на экран!».

Содержательная часть урока (второе голосование - открытое)

Просмотр видеоролика.

«На протяжении моего рассказа с опорой на презентацию предлагаю вам вести конспект».


Запись основных понятий и положений рассказа учителя в рабочие тетради.

Рассказ по первой части презентации

Лидеры групп доводят консолидированную позицию группы до всех учеников класса.

После информирования лидерами листочки групп крепятся на доске в определенной последовательности - в виде Российского флага


Работа в группах с документами об избирательных системах.

«Ребята давайте закрепим пройденный материал и обсудим в группах разные избирательные системы. У вас на партах лежат документы, описывающие ту или иную систему. Познакомьтесь с ними, затем в группах выработайте общее мнение. На больших листах формата А3, лежащих у вас на столах, отразите консолидированное мнение групп в виде таблицы из двух столбцов. В первой графе укажите положительные черты, а во второй графе – отрицательные».


В зависимости от времени можно развернуть перекрестную дискуссию: добавить, спросить друг друга.

Ученики голосуют открытым голосованием – путем поднятия рук - «за».

«Мнения в группах выражены, теперь давайте проголосуем

1. за избирательную систему с точки зрения демократических выборов. И сделаем это открытым голосованием.

2. за работу той или иной группы в целом (!) Какая, на ваш взгляд, группа была более убедительна?


Члены избиркома фиксируют результаты голосования и доводят до сведения результаты голосования.

«Члены избиркома, прошу вас подсчитать голоса, поданные за ту или иную избирательную систему и подвести итоги нашего второго голосования».

«Спасибо. Назовите, пожалуйста, причины, по которым, вы голосовали:

За избирательные системы – убедительность, позиция лидера, содержание, ….?!

За работу группы?!».


Итоговая часть урока (третье голосование - открытое)

Просмотр презентации «Избирательное право».

Запуск презентации «Избирательные системы, типы»! Видеоролик.

«На протяжении моего рассказа с опорой на презентацию предлагаю вам продолжить вести конспект».


Запись в рабочих тетрадях основные принципы.

«Итак, наши выборы показали основные принципы голосования – открытость и тайность, а есть еще и другие принципы - прямые, всеобщие выборы».

Раскрыть существующие выборные цензы.


Ученики заполняют опросные листы и сдают в Избирком для обобщения результатов.

«Прослушав информацию об избирательном праве, предлагаю вам проверить ваши знания путем заполнения опросного лист, путем тайного волеизъявления. На столах у вас находятся задания в виде тестов. Выполнить это следует за 2-3 минуты».

«Пока подводятся нашей независимой комиссией результаты, давайте уточним, что мы с вами узнали на уроке».

В зависимости от времени можно развернуть дискуссию