Тренинги по самоконтролю и спокойствию. Как легко научиться контролировать себя и свои эмоции. Ежедневный анализ событий

Не знаете с чего начать, чтобы выработать самоконтроль? Не проблема! Мы Вам подскажем!

Всем нам хочется быть здоровыми, успешными, счастливыми – для этого мы ставим перед собой задачи, цели, рисуем в своем воображении соответствующий план действий, но…

Очень часто мы обо всем забываем, так как поддаемся сиюминутному и ненужному желанию, которое не соответствует выбранной нами дороги, а только становиться препятствием и помехой на пути к нашей цели, а также здесь не обойтись и без -матушки!

Почему мы идем на поводу этих ненужных желаний?

Почему нам так тяжело взять себя в руки и притормозить, а потом опять вернуть на путь к долгожданной цели?

А все потому, что нам не хватает самоконтроля над собой!

Я специально открыла несколько словарей, чтобы растолковать это магическое слово и вот что нашла:

  1. Самоконтроль – это сила характера человека, которая помогает притушить ненужные эмоции, взять под контроль различные чувства и извлекать внутренние недостатки.
  2. Самоконтроль – это готовность человека в любой момент действовать правильно и , не смотря на свое внутреннее состояние!
  3. Самоконтроль – это умение человека овладеть своими эмоциями при помощи разума;
  4. Самоконтроль – это сила воли, которая просто необходима любому преуспевающему человеку (занимается ли он посадкой кукурузы или тренирует футбольную команду — неважно);
  5. Самоконтроль – это возможность человека взять под контроль свое поведения, взять ситуацию в свои руки и направлять ее в ту сторону в которую он пожелает!

Без самоконтроля – эмоциональный стан может легко овладеть человеком и он станет неуправляемым, его действия будут необдуманные.

Часто о тех людей, которые ведут себя по жизни правильно (умеют себя контролировать, не поддаются на провокации, во всем знают меру, знают что им нужно от жизни, отказываться от сиюминутных удовольствий и не полезных встреч и людей) – говорят, что они безрадостны и несчастны.

Ну конечно же – ведь они могут, по сравнению с Вами, правильно питаться, заниматься спортом, на саморазвитие, высыпаются и это все ведет в профессиональному успеху.

Исследования ученых подтвердило тот факт, что те люди, которых с детства родители дисциплинировали – они почти не сталкиваются с финансовыми трудностями, могут похвастаться хорошим здоровьем, не конфликтуют.

«Но ведь те люди, которые повинуются голосу своего разума и будучи на вечеринке пьют сок вместо шампанского, потому что через 2 дня у них состоится важная встреча (а там нужно быть в полной боевой готовности) – не могут же радоваться по-настоящему, не так ли?! – спросите Вы!

«А вот и могут радоваться, даже в два раза больше чем Вы!» — отвечу я 🙂

Было проведено интересное исследование американскими психологами по заказу периодического издания Journal of Personality.

Вывод исследования: человек получает больше наслаждения от жизни и испытает намного больше позитивных эмоций, если умеет себя контролировать и держать в руках!

В эксперименте участвовало около 400 человек и они должны были на протяжении недели рассказывать исследователям по телефону о том, как часто над ними берут вверх те или иные желания и соблазны, как сильны они бывают и как они с ними сражаются.

Здесь речь шла о неких человеческих соблазнах, которые МЕШАЛИ человеку , а это: поход с друзьями в кафе, пустые и ненужные разговоры, которые попросту убивают время (а ты бы мог за это время сделать что-нибудь полезное); просмотр сериала и т.д.

И вот что показал данный эксперимент: те люди, которые пересиливали себя и все же отказывались от сиюминутных соблазнов, испытывали в два раза больше приятных и положительных эмоций, были горды и удовлетворены собой и своей жизнью.

С этого напрашивается вывод, что самоконтроль делает людей более счастливее, устраняя их проблемы.

Знайте, самоконтроль можно развивать!

Его сравнивают с мышцей, которая с каждым днем становиться сильнее благодаря тренировкам.

Самоконтроль и его преимущества!

  • Самоконтроль дарит уважение! Вы начинаете себя уважать и окружающие тоже;
  • Самоконтроль дарит свободу, Вы забываете о разных ограничениях;
  • Самоконтроль дарит много возможностей! Вы учитесь управлять как своими эмоциями, так и своими действиями;
  • Самоконтроль дарит спокойствие! Вы уверенны в своих силах.

Самоконтроль и его проявления в нашей жизни!

    С помощью спорта мы соблюдаем конкретный режим дня, вырабатываем в себе силу воли особыми физическими упражнениями…

    У нас повышается , мы становимся более увереннее в себе и естественно у нас проявляется самоконтроль – а это то, что нам и нужно 😉

    Материальные блага.

    Тот человек, который умеет ограничивать свои расходы в соответствии со своим материальным положением – пользуется самоконтролем;

    Тот кто умеет потушить ссору – обладает самоконтролем;

  • Те, кто умеют контролировать свои эмоции и ищут во всем и везде компромиссы – обладают самоконтролем;

Достигаем самоконтроля:

    Соблюдайте режим!

    Тот, кто приучит себя к строгому режиму дня (самостоятельно установленному) – развивает в себе чувство самоконтроля;

    Многое зависит от семейного воспитания.

    Когда мы показываем своим детям, как нужно себя сдерживать, как не идти на конфликт в общении – мы воспитываем в них чувство самоконтроля, а также сами приучаемся держать все в своих руках;

    Вырабатывайте в себе пунктуальность во всем.

    Доводите до конца те обязанности и те обещание, которые Вы дали человеку – Вы приучитесь к самоконтролю;

    Ходите на психологические тренинги, семинары, групповые занятия.

    Данные упражнения научат человека сдерживать порыв своих эмоций, владеть своими мыслями и разумом.

Советую всем посмотреть позитивный мульт о самоконтроле, в главных ролях — Дональд Дак 🙂

Если Вы словили себя на мысли, что Ваши эмоции в последнее время становятся неконтролируемыми – значит Вы где-то дали себе слабинку и сделали ошибку.

Если хотите быть всегда «на коне» — каждый день воспитывайте в себе силу воли, ежедневно работайте над собой.

Чтобы добиться того, чего Вы желаете, нужно каждый день делать хотя бы немного того, что Вы себе сами запланировали, даже если в эту же минуту Вам хочется просто полежать на диванчике – не давайте себе слабинку!

Давайте же наконец-то станем более ответственно относиться к своим целям и проявлять самоконтроль!

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

Под термином «самоконтроль» в современной психологии подразумевается адекватная оценка и полное , а также протекающих психических процессов. Как правило, самоконтроль и его нормы задаются требованиями общества относительно поведения человека внутри социума.

Как психологическое явление, самоконтроль включает в свой «состав» все процессы, с помощью которых человек имеет возможность полностью управлять собственным поведением в случаях каких-либо противоречивых социальных ситуаций, а также контролировать свои биологические потребности, тяги, к которым также относятся различные импульсивные порывы, непреодолимые влечения в зависимости от условий внешней среды и окружения. Также подразумевается особое, присущее индивиду умение усмирять свои чувства, что рассматривается как понимание своего несовершенства и желание действовать исключительно как совершенный, правильный человек, с точки зрения на данный образ самого индивида.

Человек, которому присущ самоконтроль, способен всегда и в любой ситуации действовать правильно и сосредоточено. Этот механизм помогает пренебречь какими-либо внутренними преградами, например, . Не стоит в данном случае путать самоконтроль и бесстрашие, поскольку бесстрашие подразумевает отсутствие страха как такового и, как правило, легкомыслие. Самоконтроль – это скорость и свобода работы ума.

Психологи подчеркивают тот факт, что самоконтроль – это волевой механизм, который положительно влияет на развитие личности в целом, так что это качество должно быть присуще любому адекватному человеку.

Самоконтроль поведения

Физический самоконтроль, или же , является весьма важным механизмом в психологии человека как социального существа. Наиболее сильно это проявляется в экстремальных для индивида ситуациях. В частности, статистические исследования показывают, что у человека, который обладает достаточно выраженным самоконтролем, значительно больше шансов выйти достойно из сложившегося форс-мажора, нежели у человека, который не владеет собой.

В принципе, тотальное отсутствие данного свойства в психике любого человека можно прировнять к затуманиванию разума той или иной степени. Поскольку индивид не способен трезво оценивать и контролировать свои основные психологические процессы и действия, он слишком часто склонен к различной степени нерациональным поступкам.

В сущности, физический самоконтроль проявляет себя в нашей жизни, практически во всех ее сферах. Это качество, на бытовом уровне, позволяет избежать ссоры и найти какой-либо компромисс в семье или коллективе. Спортсменам очень часто требуется соблюдать строгий режим питания и тренировок, что также требуют определенного уровня самоконтроля. Так умение контролировать себя проявляется в том, что индивид способен регулировать свою жизнь, потребности и желания таким образом, чтобы жить на тот уровень финансов и возможностей, которые у него есть на данный момент.

Развитие самоконтроля

Следует подчеркнуть, что развитие самоконтроля, в первую очередь, основывается на выработке и соблюдения определенного графика для индивида. Если человек способен придерживаться строго графика – он вырабатывает и совершенствует механизм самоконтроля.
Первые задатки этого свойства появляются уже на этапе семейного воспитания. Дети подражают взрослым практически во всем, в том числе в рамках поведения. Демонстрируя пример сдержанности в беседе, избегания ссор и поиск компромиссов, родители всегда закладывают в своем ребенке основы самоконтроля.
Так можно ли достичь самоконтроля, если даже в детстве родители упустили данный момент в воспитании? Все зависит от желания самого индивида. Воспитать в себе самоконтроль можно, если стараться соблюдать возложенные на себя обязательства, следовать заданному графику, как можно больше времени уделять самосовершенствованию.

Самоконтроль при физических упражнениях

Профессиональные спортсмены, а также люди, которые серьезно занимаются тем или иным видом тренировок, прекрасно осведомлены о необходимости регулярного контроля состояния своего здоровья в процессе и после нагрузок. Стоит отметить, что самоконтроль при физических упражнениях никогда не заменяет полноценного врачебного осмотра, но является весьма полезным и даже необходимым дополнением к нему. С помощью данного самоконтроля спортсмен может оценить результативность тех ли иных физических тренировок, свою переносимость объемов физической нагрузки. Это позволяет грамотно скоординировать его дальнейшие действия и рассчитать наиболее подходящий график тренировок и режим нагрузок.
Обычно под данным самоконтролем понимают ряд простых и доступных каждому наблюдений, совокупность которых позволит сделать общий вывод о состоянии организма. Из субъективных наблюдений это сон, настроение, аппетит, общее самочувствие, наличие или отсутствие физической усталости, желания тренироваться. Из более объективных оценок стоит отметить массу тела, частоту сердечных сокращений, пульс и его наполнение, частоту дыхания.

Дневник самоконтроля

Большинству спортсменов, или даже далеким от спорта людям, часто рекомендуют заводить свой персональный «дневник самоконтроля».В нем необходимо отмечать все данные своего самоконтроля, чтобы в дальнейшем проанализировать самому или совместно со своим врачом, психологом, тренером.

В случае со спортсменами, обычно такой дневник состоит из двух раздельных частей. В одной из них отмечаются субъективные показатели, доступные объективные показатели, а также описывается общее состояние на текущий день. В другой части, в записи на этот же календарный день, отмечаются все выполняемые спортсменом тренировки, их количество, время проведения, длительность, общую и частную нагрузку. В дальнейшем это может помочь тренеру или даже врачу отметить все необходимые поправки в плане графика нагрузок данного индивида.

Помимо этого, такая «записная книжка» выполняет еще ряд полезных функций. А именно:

Такой дневник в целом помогает каждому человеку лучше прочувствовать себя, свое физические и эмоциональное состояние.
Вырабатывает привычку регулярно следить за своим здоровьем. Выработка необходимости делать систематические ежедневные записи сама по себе стимулирует развитие механизмов самоконтроля.
Он дает возможность оценить степень усталости и ее зависимость от количества и качества физических нагрузок. То же самое касается и умственной нагрузки. Такой контроль позволяет правильно корректировать работу в течение дня и избегать переутомления.
Соответственно, дневник оказывает значительную помощь в плане оценки необходимого объема отдыха, которые нужен для полного восстановления физических и умственных сил.
Также записи позволяют понять, какие наиболее методы являются эффективными в случае необходимости восстановления.

Контроль и самоконтроль

Контроль, в общем его понимании, подразумевает слежение и направление какого-либо процесса в необходимое русло. К примеру, контроль за учебой и учеником в ее процессе подразумевает наличие обратной внешней связи, то есть осуществление контроля со стороны педагога. Не менее важной частью, которую он включает в себя, является также и самоконтроль, то есть контроль за обучением и выполняемой деятельности со стороны самого ученика. Здесь важно подчеркнуть, что контроль и самоконтроль неразрывно связаны между собой, поскольку имеют двойную связь в рамках влияния друг на друга. Развивая контроль за учебой, ученик в целом формирует более выраженный механизм самоконтроля, и наоборот – развитый самоконтроль способствует точной концентрации на обучении и контролем над его выполнением.

Стоит отметить, что изначально в педагогике, еще с давних пор, применялся довольно простой, но проверенный способ контроля за учебой, который базируется на оценке. Он используется и до сих пор в той или иной форме, но в наше время имеет некоторые недостатки. К примеру, главным уязвимым местом такого метода является физическая невозможность оценки знаний всех учащихся одним преподавателем. В результате этого происходит либо слишком поверхностная оценка эффективности учебы, которая сама по себе отрицательно влияет на ее дальнейшее развитие, либо же тот случай, когда преподаватель использует оценку знаний как своеобразную угрозу для учащихся, чтобы подстегнуть их к работе. Такое положение вещей в корне изменяет саму суть учебы и педагогики, отодвигает на последний план учебно-познавательные процессы в психике учеников.

К сожалению, внешний контроль – это неотъемлемая часть учебы, собственно, как и сама оценка знаний ученика педагогом. По факту – это единственные методы контролирования в процессе получения знаний. В связи с этим, ученики не вырабатывают привычки контроля самих себя, поэтому механизм самоконтроля в рамках школ и вузов, как правило, практические не развивается.

В связи с этим, очень важно развивать более правильный подход к педагогике в настоящее время. По факту, сам обучающий процесс должен состоять из следующих условных этапов:

Ориентированный на мотивацию к учебному процессу.
Ориентированный на совершение и исполнение требуемых операций, действий.
Ориентированный на адекватную оценку выполненных действий со стороны самого ученика.

Все эти этапы, словно составляющие части процесса, следуют друг за дружкой и должны быть не только в полной мере реализованы, но также адекватно осознаны самими учениками.

Самоконтроль и самооценка

В плане личностной психиатрии, процесс самоконтроля выступает как способность индивида не только оценивать свое состояние, психическую деятельность, намерения и тяги, но и возможность их контролировать в полной мере. К тому же, эти процессы позволяют своевременно оценить предполагаемые действия и принять верное решение в своей последующей деятельности в той или иной сложившейся ситуации.
Самооценка, как процесс оценки своих личных возможностей, поступков, принятых решений. Потенциала и даже талантов, не закладывается в ребенке изначально. Она формируется по мере того как он подрастает, начинает понимать окружающий мир и людей. Стоит ли говорить, что дальнейшее развитие самооценки ребенка на прямую зависит от адекватности воспитательных процессов в семье, подхода со стороны педагогов и личностного опыта в целом.

Такие механизмы как самоконтроль и весьма прочно связаны между собой. В частности, формирование хорошо выраженного самоконтроля способствует умению составить правильную самооценку. Следует это учитывать, особенно если речь идет о первых днях пребывания малыша в школе и его уроках.

Разумеется, дети такого возраста, которые лишь приступают к обучению в первых классах, практически не способны отыскать ошибки в собственных работах, что также немаловажно. Именно поэтому зачастую применяется методика, которая позволяет малышам совершить самопроверку, пользуясь специальными образцами верно выполненных заданий. Также часто показан метод взаимопроверки. Это достаточно универсальный способ, который при грамотном подходе позволит развить у ребенка не только самоконтроль, но также и точность, умение концентрироваться, чувство ответственности, честности, коллективизма.

Следует отметить, что по ходу диагностических психологических бесед с детьми, специалисты смогли прийти к выводу, что техника взаимопроверки весьма положительно сказывается на учебном процессе в целом. Когда малыш приступает к проверке работы своего «соседа» у него в значительной мере активизируется интерес к работе, мотивация к учебе и познавательные процессы. К сожалению, применить такой метод удается не всегда. Чаще всего к нему прибегают на уроках математики, геометрии, русского языка, правописания в целом.

Состоятельными и интеллектуально развитыми - они являются реальной, а не мнимой элитой общества. Это происходит потому, что они легко побеждают свои привычки и страхи. Их сложно сломить, и они редко когда опускают руки, если у них что-то не получается. Самоконтроль - это характерное качество любого победителя. И, к твоей радости, это качество не является врожденным - его можно легко «прокачать», как ты это делаешь с мышцами. Правда, в отличие от мышц, все тренировки по самоконтролю основаны на психологических исследованиях, а не на традиции физической культуры.

Понимание того, что самоконтроль - ограниченный ресурс

Исследования показали, что самоконтроль является ограниченным ресурсом. Его применение имеет четкий физиологический эффект, такой, как понижение уровня глюкозы. Другими словами, в любой момент времени у тебя может не остаться самоконтроля «в баке». Поэтому когда ты жестко контролируешь себя, то твои силы истощаются, а соблазн становится очень и очень велик. Психологи называют этот процесс «истощением эго».

Как использовать это знание? Просто признай, что твой запас самоконтроля конечен, поэтому тебе придется найти способ избежать искушения в час Х. Первым шагом к усилению самоконтроля станет признание того, что ты слаб.

Преждевременные решения

Этот метод был описан в одном из исследований 2002 года (Ариэли и Вертенброх), которое основывалось на эксперименте, что был проведен в средних школах. Ученые выявили, что учащиеся, которые всего лишь устанавливали себе строгие сроки обучения, учились гораздо лучше, чем учащиеся, которые работали мозгами по факту наступления учебных проблем. То есть если перенять выводы этого исследования на собственный опыт, то можно сказать следующее: если ты будешь ставить перед собой сложные цели, обещать себе их выполнение, то вероятность увеличения производительности значительно возрастает.

Вознаграждение может действительно работать. Когда ты получаешь награду (или сам себе ее даришь), то ты становишься более падким на краткосрочные жертвы ради долгосрочной выгоды, то есть ты вносишь в свой распорядок немного духа здравого капитализма. Награды могут быть не только денежными, но и символическими.

А также штрафы

Если в предыдущем пункте мы говорили о прянике, то в этом говорим о кнуте. Мы должны не только обещать себе вознаграждение, но также наказывать себя за «плохое поведение». Для этого надо разработать собственную систему штрафов, которая поможет тебе справится со многими бедами, которые связаны с бесконтрольным поведением.

Борьба с бессознательным

Часть наших проблем кроется в тех искушениях, которые вырастают из бессознательного поведения, - оно всегда готово подорвать наши лучшие намерения. Ученая группа под управлением Фишбаха (2003 год) обнаружила, что участники эксперимента легко поддавались искушению, когда это самое искушение находилось за пределами сознания.

Практический вывод прост. Попробуй держаться подальше от соблазнов не только физически, но и морально - переориентируй свой мозг таким образом, чтобы он стремился не к поеданию пончиков или выпиванию стеклоочистителя, а к тому, чтобы исполнить высшую цель.

Коррекция ожиданий

Даже если результатов никаких нет, старайся быть оптимистичным, чтобы избежать очередного искушения.

Оптимизм отлично помогает достигать поставленных целей, а пессимизм быстро разрушает желание что-либо делать, когда возникает даже малейшая проблема. Однако тебе следует думать не о том, насколько легко будет достигнуть цели, а о том, насколько интересен сам путь, работа, действия. Ты должен видеть не фантазии, а реальность, но эта реальность не должна быть мрачной.

Оценка значения целей и соблазнов

Чтобы привить правильный оптимизм в свою жизнь, тебе следует провести полную переоценку соблазнов и целей, а именно - цели должны стать желанными, а соблазны должны понизить свой курс по отношению к целям. Другими словами, соблазны должны стать дешевкой, что будет недалеко от истины в большинстве случаев.

Использование сердца

Сердце зачастую значит больше, чем разум, особенно если ты молод и неопытен. Однако не стоит думать, что твоя эмоциональная часть личности не может помочь тебе в борьбе с соблазнами. В одном из исследований 1975 года, которое было проведено в Германии, дети смогли удержаться от поедания зефира лишь потому, что они думали о зефирках как о белых облаках, которые есть, разумеется, никто не будет.

Ты можешь усилить или уменьшить тягу к определенным вещам точно таким же образом: путем охлаждения или нагревания эмоций, связанных с предметом или действием. Например, если дело касается достижения целей, то ты можешь вспомнить о положительных эмоциональных аспектах этого, например, о чувствах азарта и гордости.

Самоутверждение

Иногда осуществление заставляет избегать вредных привычек. Один из верных способов сделать это - с помощью самоутверждения. Это означает ориентировать свои действия на вещи, в которые ты веришь. Это могут быть семья, творчество, качество работы, политическая идеология, философская концепция, любое другое внутреннее убеждение.

Думая о своих базовых ценностях, ты можешь восстановить свой самоконтроль даже тогда, когда он полностью исчерпан. Именно с этих позиций и рождаются геройские поступки.

Абстрактное мышление

Мышление, как оказалось, серьезно повышает самоконтроль. Оно позволяет думать о предмете, понимая его. К сожалению, в российских школах совершенно не развивают абстрактное мышление, предпочитая ему зубрежку, которая приводит к тому, что формулы люди знают, а зачем они нужны, и как их применить в жизни, не знают.

Суть абстрактного мышления заключается в том, что ты должен сосредотачиваться на вопросах «зачем я это делаю?», «почему я это делаю?», «что мне это принесет?», а не на самом действии. Если ты поймешь, зачем ты делаешь свою работу, зачем двигаешься к определенной цели или зачем хочешь избавиться от вредной привычки, то тебе будет легче контролировать себя и свои слабости.

Когда мы говорим о самоконтроле, то имеем в виду процесс, в ходе которого человек учится владеть собой, управлять своим поведением. Это качество не врожденное и не из разряда присущих отдельным людям. Это особый образ мышления, психологический прием, с помощью которого можно изменить какое-то понятие или систему понятий, если та идет вразрез с вашей задумкой или намерением. Самоконтроль - это более прямой способ произвести перемены, поскольку человек, целенаправленно действуя, напрямую противостоит тому, что собирается менять.

Поэтому лично я определил бы самоконтроль как намеренный выход в своих действиях за рамки какого-то понятия (невзирая на душевный разлад из-за таких действий). Зачем нарушать его границы? Чтобы достичь цели или выполнить задачу, которые несовместимы с этим понятием. Если действие наперекор понятию затянется надолго, то понятие в конце концов лишится энергии. Но, вообще, скорость его обесточивания зависит не столько от времени, сколько от интенсивности действия. Иначе говоря, чем сильнее желание и решимость человека, тем быстрее противоборствующее понятие сойдет на нет.

Возьмем такой пример. Допустим, вы хотите бросить курить или похудеть. Это - сознательные намерения. А ваши понятия (пусть не все, но некоторые) говорят вам «Нет!». Не исключено, что слово этих желающих видеть вас курильщиком очень весомо в вашем внутреннем мире. Насколько весомо - определить несложно. Понаблюдайте за собой, когда попытаетесь действовать (то есть это сознательное решение) вразрез с ними (то же самое касается и других противоборствующих понятий). Вам очень тяжело? Вас прочно что-то удерживает? Да, все не так просто. Такое ощущение, будто эти понятия - живые существа, которые сбивают с толку, вмешиваются в ваши дела, верно?

Но и эти, и другие ваши представления о себе поддаются изменениям. Надо только прежде выявить их, а затем выяснить, насколько они подходят для достижения ваших целей. Задумайтесь над тем, чем они станут на пути к успеху - подспорьем или препятствием? Один из способов изменить представления о себе - создать психологическое средство, которое предназначено именно для изменения непригодных понятий. Я имею в виду самоконтроль.

Но как именно развить в себе самоконтроль и применять его в жизни? Покажу на конкретном упражнении Его цель-помочь научиться мыслить в разных направлениях. Сейчас вы будете тренироваться в умении зациклиться (в хорошем смысле) на каком-то сознательном желании. Кроме того, вы научитесь определять силу внутреннего сопротивления, которое оказывает система понятий. И наконец, вы научитесь создавать психологические средства, чтобы сознательно управлять своей жизнью.

1. Составьте список того, что вы не любите делать; чувствуете, что не сможете сделать; хотели бы перестать делать; никогда не делали, но возможно, могли бы делать с удовольствием. Например, вы могли бы заняться бегом трусцой, выполнять комплекс гимнастических упражнений или взять на себя заботу выносить мусорное ведро.

2. Итак, список составлен. Просмотрите его и выберите какое-нибудь мелкое или самое незначительное для вас дело.

3. Теперь попробуйте внушить себе самым доброжелательным образом, что вам хочется заняться этим новым для вас делом, которое вы выбрали сознательно. Только не давайте себе обещания постараться выполнить его. Клятвы совершить что-то – не такое уж сильное средство.

4. Составьте жесткий план, по которому будете идти к цели.

5. Всякий раз принуждая себя соблюдать план, следите за процессом своего мышления или ходом мыслей: запишите их. Не исключено, что в этот момент у вас промелькнет в голове: «Интересно, как я слежу за процессом мышления?»

В обычной жизни человека всегда и отовсюду одолевают всевозможные виды информации, которые борются между собой за право удостоиться внимания первыми. Но человек замечает вокруг не что-то одно, а сразу многое. По сути, его сознание рассеяно во многих направлениях одновременно. Однако постарайтесь уделить частичку его тому, что происходит в вас самих. Иначе говоря, посмотрите на свои мысли со стороны, но через частичку себя. Если на тот момент это получится, то вам будет гораздо легче получить сведения, ради которых и проделывается упражнение.

6. Итак, вы стараетесь не отступать от плана. Скажите, вы ощущаете какое-то сопротивление, желание найти отговорки, оправдания задним числом? Да? Видите, как эти мысли уводят ваше сознательное внимание от цели? Налицо классический пример столкновения: система понятий выступает против сознательно выбранной цели, поскольку не содержит соответствующего этой цели понятия или определения.

7. Теперь снова сосредоточьтесь на цели. Самое главное, чтобы вы поняли: нужно направить на ее достижение как можно больше энергии. Ведь часть ее отбирают понятия, отвлекающие от цели. Значит, та часть, за счет которой вы удерживаете внимание на цели, должна быть больше: то есть энергии для нее нужно производить больше.

В предложенном упражнении есть одно «но», против которого я и хотел бы предостеречь. Дело в том, что перебрасывать внимание от того, что отвлекает, на то, чего хочется, еще не значит подавлять или отрицать этот отвлекающий момент. Надо признавать то, что в вас есть, и соглашаться с тем, что оно таково: тогда с этим содержимым можно поработать. Можно, конечно, подавлять и отрицать его. Но это требует массы энергии, а в результате получится, что вы поддерживаете понятия, которые как раз пытаетесь подавлять. Так что поберегите себя, пожалуйста!

Всякий раз принимаясь за выбранное дело и выполняя его, вы создаете средства, которые помогут вам в следующий раз. Каждый успешный итог отнимает часть энергии у понятий, которые мешали. Зато ваша новая черта получит энергетическую добавку. Благодаря ей вам с каждым разом будет все легче и легче начинать дело, и в конце концов новая черта войдет в основу вашего внутреннего уклада. В дальнейшем ваши действия в этом деле будут казаться автоматическими.

Самое важное в предложенном упражнении - опыт в постижении процесса перемен, который вы приобретаете. Принимаясь всякий раз за переделку какого-либо понятия или системы понятий, вы накапливаете средства для последующих переделок. Каждый успех в этом деле - стимул для вас: вам будет легче сложить другую систему понятий, с помощью которых в нужный момент можно переделать и другие понятия (если, конечно, понадобится). Вы предстанете перед собой в новом качестве, благодаря которому скажете: «Теперь я уверен, что сумею выявить и изменить любое понятие о себе, если оно окажется препоном для моих сознательных целей».

Чтобы упражнение принесло пользу, нужно соблюдать некоторые установки

Во-первых, начните его с выбора действительно мелкой цели или задачи, которая и впрямь мало что значит в вашей жизни. Смысл упражнения - научиться сознательно управлять внутренним миром и сознательно сосредоточиваться на чем-то. Вы не должны сильно переживать из-за того, сможете или нет достигнуть выбранной тренировочной цели. В противном случае это признак того, что вы взялись за очень мощные и укоренившиеся системы понятий. А этого надо явно избегать, пока у вас нет нужных навыков и средств.

Далее, нужно согласиться с истиной о том, что человека с самого момента рождения учат управлять внешним физическим миром. Однако у него может не оказаться средств даже в малейшей степени управлять внутренним миром. Поэтому очень важно, чтобы вы не судили о своих способностях выполнить намеченный план по уровню ваших возможностей, который действителен для внешнего мира. Если ожидать от себя слишком многого и судить себя беспощадно, то можно лишь свести на нет все свои усилия и породить в себе чувство страха и своей несостоятельности. А вот чем меньше ожидаешь от себя, тем быстрее добиваешься успеха. Чем плохи такие ожидания? Тем, что способны легко превратиться в непременное условие. Намечено - значит, должно быть выполнено. От непременных условий обычно возникает опасение: а вдруг не получится? Когда человек действует во внутреннем мире, то страх всегда сводит на нет его созидательные усилия - кроме случаев, когда они направлены на поиск источника этого страха.

И наконец, не ожидать от себя обязательного выполнения намеченного хорошо также тем, что поможет научиться считать любой исход приемлемым. Ведь всякий шаг - хоть самый маленький - это шаг. Само решение попробовать это упражнение уже важный знак, даже если вы приступите к нему не сразу. Ведь им можно заняться как-нибудь потом, когда появится ощущение собственной силы. Ее придаст способность сознательно управлять внутренним миром, добиваясь его соответствия цели. Но как уберечься от ожиданий блестяще справиться с этим или любым другим предложенным упражнением? А вы смотрите на себя, как на младенца, который очутился в совершенно незнакомой обстановке. Ведь младенец должен сначала научиться вставать, и лишь потом он начнет ходить и бегать.

Содержание

Человека можно считать взрослым, когда он в состоянии сказать «нет» самому себе. Нет своим слабостям, разрушительным страстям, лени, страхам, сомнениям. И это далеко не все. Человека можно считать взрослым, когда он в состоянии сказать «нет» в том числе и некоторым приятным событиям, чтобы сохранить фокус своих жизненных приоритетов.

До тех пор он остается в роли ребенка, постоянно нуждаясь, чтобы кто-то его контролировал и направлял, будь-то члены семьи, руководитель или любой другой человек, который подсказывает, как лучше поступить, и проверяет, все ли сделано, даже если таким «родителем» выступает соседка по лестничной клетке.

Если вы узнаете себя в этом описании, как и я когда-то, могу сказать, что есть и утешительная новость. Способность к самоконтролю – это венец в практике осознанности. Самый сложный и самый главный элемент жизни по своим правилам. Он будет капля по капле укрепляться всю жизнь, не оставляя права «сойти с дистанции». Вы не можете принять душ один раз и остаться на всю жизнь чистым, вы не можете укреплять свои мышцы только на протяжении какого-то времени, надеясь, что они сохранят тонус и дальше, – так же и здесь. Однажды встав на тропу самоконтроля, вы подписываетесь служить ему всю жизнь, каждый раз возвращая себя в ясность сознания и чистоту своего бытия, как единственный способ держать равновесие и быть хозяином самому себе.

Лучше затянуть ремень на талии (стройнее будешь), чем постоянно ходить с поводком на шее

Как научиться держать себя в руках и развить божественный самоконтроль?

1. В основе лежит искреннее духовное усилие

Только когда вы искренне отпускаете свое болезненное вожделение, от чистого сердца стремясь наладить ту или иную сферу своей жизни, без условий и претензий и без перекладывания своего счастья на плечи других людей, а честно намереваясь делать все, что от вас будет зависеть, и делиться радостью, а не только ее брать – все налаживается.

2. Божественный самоконтроль, как и мышцы, требует постоянной практики

Этот навык не формируется за раз. И за два тоже. Самоконтроль укрепляется как мышца – сначала складывается ощущение, что его вообще нет, ничего не получается, но если продолжить практику, то со временем рельеф духа начнет проявляться все отчетливее и отчетливее. Становясь сильнее внутри вас, самоконтроль будет влиять на все аспекты жизни. Но начинать работу с навыком рекомендую с более легких задач, которые вы хотя бы теоретически можете потянуть. – золотое правило.

Так как взять себя в руки?

Просто взять. И брать из раза в раз, когда того требует ситуация.

Говорить себе «нет». Отвлекать ум на любой вид плодотворной деятельности, хоть полы мыть, когда он пытается тянуть вас на темную сторону.

Это вопрос из разряда: «Как научиться кататься на велосипеде?»

Единственный способ – сесть и поехать, хотя разговаривать на эту тему можно сколько угодно. К сожалению, я не знаю вариантов, как можно научиться кататься на велосипеде ни разу не упав, хотя, наверное, они есть. С самоконтролем тоже самое. Вы будете его терять на первом этапе постоянно, но стоит однажды словить равновесие, и вас уже будет не остановить.

Алгоритм выглядит так:

1. Ваше ясное, чистое и светлое понимание : «На фига вам все это?» от удаленной работы или открытия своего дела до желания справиться с зависимостью.

2. Ваши усердные старания делать по-другому, а не как привыкли, с принципом

3. Ваше отлавливание себя за хвост и возвращение на тропу здорового образа жизни и мышления в тот момент, когда вы с нее съехали. Сколько бы раз это ни происходило. Без нытья и рассуждений. Хладнокровно отловили себя за шкирку, и опять усердные старания быть хозяином самому себе, а не рабом своих привычек и других людей.

Привычка – либо лучшая из служанок, либо самая опасная из хозяев

Энтони Роббинс

Сначала будет тяжко, причем не столько физически, а именно морально из-за того, что не получается, но незаметно накал ослабеет, и с каждым шагом самоконтроль будет даваться все легче и легче, становясь вашим естественным состоянием и искренним желанием держать себя в руках.

3. Поставьте себе здоровый челлендж

Прекрасный инструмент – это принять на себя вызов. Здоровое осмысленное решение делать что-то на протяжении какого-то времени. Можно объявить об этом публично (чтобы не было возможности отступить назад).

Мой и последовавшая за ней буквально изменили мою жизнь. Я год назад и я сегодня – два разных человека, даже внешне. Эти штуки работают, если подходить к ним с умом.

Челлендж – это всего лишь инструмент, позволяющий распробовать само состояние держания себя в руках и плоды, которое оно может нести. Вы не сможете всегда жить на таких вызовах (да и не нужно), другой вопрос, что они могут напитать состоянием чуть большей осознанности, после которого уже очень сложно жить по-старому. И ты принимаешь на себя путь самоконтроля, как единственно возможный вариант жизни в легкости и радости.

Сегодня, после 12,5 лет трезвости, я не могу сказать, что полностью излечился. Но я обрел способ естественной и свободной жизни

Алексей Меркулов, преподаватель кундалини-йоги, в прошлом наркоман с большим стажем

Самоконтролю и осознанности быть!