Учебно-методический материал (8 класс) на тему: родительское собрание «формирование жизнестойкости детей и подростков. Родительское собрание "формирование жизнестойкости у обучающихся"

Тематическое родительское собрание в 1 классе.

Тема родительского собрания: особенности формирования жизнестойкости младших школьников.

Цели: оказание методической помощи родителям в осуществлении работы по формированию навыков жизнестойкости и активизации личностного потенциала у обучающихся младшего школьного возраста. Достижение более глубокого понимания стрессовых ситуация детей, путей совладания с ними; нахождение путей активного разрешения проблем.

Задачи: познакомить родителей с вопросами адаптации ребёнка к школе, их решением; проанализировать типичные трудные жизненные ситуации; предложить практические советы по решению данных проблем; научить родителей понимать свои родительские права и обязанности, уметь правильно их применять в общении со своими детьми.

Форма работы : информационно-аналитическая беседа с элементами ситуативного практикума.

Участники: классный руководитель, родители, социальный педагог-психолог.

Предварительная подготовка: наблюдения психолога, тестирование.

Оборудование: мультивидеопроектор, рисунки цветика-семицветика, памятки для родителей.

Место проведения: кабинет начальных классов.

Основные вопросы для обсуждения:

1. Обсуждение понятия «жизнестойкость».

2. Обсуждение вопроса: «Какие Психологические трудности адаптации первоклассников к школе.

3. Обсуждение вопроса о воспитании жизнестойкости в детях.

5. Подведение итогов. Памятки для родителей.

1. Собрание начинается с обсуждения с родителями первого школьного дня ребёнка.

Добрый день, уважаемые родители. Тема нашего родительского собрания «Формирование жизнестойкости обучающихся».

Целью родительского собрания является: оказание методической помощи в осуществлении работы по формированию навыков жизнестойкости у младшего школьника. Нахождение путей активного разрешения проблем и стрессовых ситуаций.

Прежде чем перейдём к рассмотрению и обсуждению темы собрания, хотелось бы узнать о впечатлениях, которые оставил первый школьный день в душе вашего ребёнка, как его поздравляли члены семьи, в честь такого важного события, что он стал школьником.

Родители делятся впечатлениями с классным руководителем и друг с другом.

2. Эмоциональный настрой на собрание.

Родительский практикум в виде игры «Цветик-семицветик»

- После того, как Ваш ребёнок стал школьником, в Вашей душе, в сердце поселились чувства и эмоции, которые заполнили всё ваше существование. Каждый из Вас получил цветик-семицветик, цвета которого выражают самые разнообразные чувства, которые может испытывать человек. Выберите свою цветовую гамму и напишите на лепестках эти чувства. (Светлая цветовая гамма – положительный настрой, тёмная – проблемы в адаптации).

3. Обсуждение понятия «жизнестойкость».

Уважаемые родители, как Вы понимаете значение слова «жизнестойкость»? Ответы родителей. (Крепость, выносливость, способность человека справляться с жизненными трудностями).

Жизнестойкость – способность достаточно легко преодолевать жизненные трудности и изменения и приспособиться к ним.

Как Вы считаете, целесообразно ли нам рассматривать данную тему? Почему?

В последнее время в психологии активно используется такое понятие, как «жизнестойкость». Как человек относится к изменениям, его возможности пользоваться своими внутренними ресурсами , способность управлять ситуацией, определяют, насколько личность способна справляться с трудностями жизни.

С точки зрения психологии, жизнестойкость – это внутренняя устойчивость, способность адаптироваться к изменениям. Как будто дерево под порывами грозы склоняет ветви под напором ветра, но крепкий ствол и могучие корни удерживают его, сохраняют его жизнеспособность. Гроза проходит, и дерево снова радуется солнцу и ветру, снова полно жизненных сил.

И люди, как деревья, в сложных ситуациях могут либо ломаться, либо сгибаться и оставаться распластанными по земле, либо устойчиво устремлять свою вершину к солнцу и переживать бурю без потерь для себя.

Если говорить о людях, то такое качество, как жизнестойкость, позволяет преодолевать трудные жизненные ситуации без негативных последствий для психики и для здоровья. Ведь не секрет, что длительные и сложные испытания, вызывающие стресс, часто приводят к обострению различных болезней.

Жизнестойкие люди обладают тремя важными качествами. Они умеют принимать действительность такой, какова она есть; глубоко убеждены, что наша жизнь имеет смысл; они умеют и находить элементарные решения.
Три компонента жизнестойкости: как выжить в любых условиях

    Жизнестойкость – это сочетание жизнелюбия и энергичности; интереса к жизни и возможностей для достижения поставленных целей.

    Жизнестойкость – это умение нестандартно реагировать на стандартные жизненные ситуации, что повышает вероятность их успешного разрешения.

    Жизнестойкость – это уверенность в том, что всё в жизни имеет свой смысл, и все – своё предназначение.

    Жизнестойкость – это готовность выходить победителем из любых жизненных испытаний и выносить жизненный опыт.

    Жизнестойкость – это оптимистичный способ взаимодействия с миром и окружающими людьми.

Какими же качествами обладает жизнестойкий ребёнок.

1. Высокая адаптивность. Жизнестойкие дети социально компетентны и умеют вести себя непринуждённо как в обществе своих сверстников, так и среди взрослых.

2. Уверенность в себе. Непредвиденные ситуации не смущают ребёнка.

3. Независимость. Жизнестойкие дети живут своим умом.

4. Стремление к достижениям. Такие дети стремятся демонстрировать окружающим высокую успеваемость в школе, спортивные успехи, художественные или музыкальные способности.

5. Ограниченность контактов. Дети устанавливают лишь несколько устойчивых и постоянных контактов с другими людьми, что способствует их чувству безопасности и защищённости.

3. Обсуждение вопроса «Какие жизненные трудности встречает ребёнок в начальной школе?»

Давайте обсудим, к акие же жизненные трудности встречает ребёнок в начальной школе? Предполагаемые ответы родителей (адаптация к школе, учебная нагрузка, ссоры в семье и т.д)

Ребёнок в 1 классе получает новый статус школьника, что нередко влечет за собой сильные психические и эмоциональные переживания.

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребёнка. Школьная жизнь кардинально меняет его образ жизни: надо постоянно напряжённо трудиться, выполнять требования учителя, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни. Практически все дети в школе испытывают тревогу, растерянность, напряжение.

Адаптация - к школе является одной из нелегких жизненных ситуаций. Это довольно длительный и трудный процесс. Во многом трудность или лёгкость адаптации зависит от особенности нервной системы ребёнка; темперамента, черт характера, адаптационных способностей, адекватного опыта.

Для детей младшего школьного возраста типичными трудными жизненными ситуациями становятся также:

Неспособность справиться с учебной нагрузкой;

Невозможность соответствовать ожиданиям семьи;

Враждебное отношение со стороны родителей, педагогов или сверстников;

Смена школьного коллектива;

Стрессы в раннем детстве, такие как материальные трудности, разводы родителей, частые переезды, и пр.

Их постоянное воздействие, а также неспособность ребёнка совладеть, справиться с данными ситуациями, оказывают существенное влияние на психику ребенка.

Жизнестойкость есть у каждого человека, но не каждый может его обнаружить и использовать. Жизнестойкость не является врожденным качеством, а формируется в течение жизни.

Наша задача, как педагогов, так и родителей, развивать у детей поведенческие навыки, которые в дальнейшем позволят сопротивляться негативным влияниям среды, научить младшего школьника преодолевать жизненные трудности.

5. Обсуждение вопроса о воспитании жизнестойкости в детях.

Воспитание жизнестойкости в детях требует от родителей и педагогов определенной системы воспитания: прежде всего, необходимо создать условия, в которых ребёнок чувствует себя защищённым, маленький человечек не забыт родителями, в семье отсутствуют оскорбления, унижения. Каждому человеку необходимо, чтобы его любили.
Помогайте своему ребёнку в выборе интересов, навыков, талантов и увлечений. Вовлекайте детей в работу клубов, объединений, спортивных секций и творческих объединений. Именно там ребенок может проявить все свои таланты, именно там для него будет создана ситуация успеха.

Поддерживайте его увлечения, интересуйтесь успехами. Пусть ребёнок чувствует поддержку и доброе слово родителя. Ведь ребёнок - пусть даже не гениальный математик, не талантливый певец - хорош уже тем, что он есть.

Подчеркивайте значимость семьи, воспитывайте чувства гордости и родства. Именно в семье ребёнок может найти поддержку в любой жизненной ситуации.
Поощряйте самостоятельность и активность ребенка.
Ясно, четко формулируйте правила и требования их соблюдения.
Предоставляйте возможности открыто выражать свои чувства. Не стесняйтесь говорить своему ребёнку слова любви, рассказывайте о своих чувствах. Чаще спрашивайте, какие чувства и эмоции испытывают ваш сын или дочь в какой-либо ситуации.
Обучайте своего ребенка быстро принимать решения, так как проблемы часто возникают из-за того, что ребенок пассивно реагирует на ситуацию, ощущает свою беспомощность.
Подчеркивайте, что любая проблема – это часть нормальной жизни. Совместно ищите выход.
Обучайте поведению в обществе: дружелюбию, общительности, ответственности, взаимовыручке
Помогайте в перестройке негативных эмоций в позитивные. Помните, что даже после сильной грозы всегда выглядывает солнце.
Объясняйте, как и где можно попросить помощь в случае необходимости.
Необходимо внимание к внезапным изменением поведения и настроения – это может быть тревожным сигналом.

Не нужно заставлять ребёнка прыгать выше головы . Может быть, те результаты, которые он сейчас показывает, - это его планка.

Психолог Келли Макгонигалл говорит о том, что биологически наше тело справляется со стрессом, ситуациями выживания, простыми способами, которые заложены в нем эволюционно:

    объятие. Простое объятие позволяет снизить накал эмоций, активизировать процесс мышления и в такой безопасной обстановке начать искать решение;

    помощь другим людям. Недаром говорят: «Когда тебе плохо, найди того, кому хуже». И тут дело не только в прямом сравнении, но и в том, что, помогая другому человеку, мы обретаем уверенность в своих силах и можем направить ее на решение собственной ситуации;

    переживание благодарности, нежности и любви . Даже в самой тяжелой, ужасной ситуации всегда есть нечто, за что наше сердце испытывает благодарность. И обратившись к своему сердцу, мы можем найти в нем этот источник благодарности и трансформировать страх, напряжение, гнев и другие трудные чувства, присущие стрессу, в ресурсное состояние, когда внутренней энергии и жизненных сил достаточно для того, чтобы справиться с ситуацией.

6. Обсуждение примеров находчивости и мужества людей, сумевших выйти из трудной жизненной ситуации.

В жизни достаточно примеров, когда жизнестойкость помогла людям не только выйти из тяжёлой ситуации, но и добиться успехов.

Людвиг ван Бетховен (1770 - 1827) - немецкий композитор, представитель венской классической школы. В 1796 году, будучи уже известным композитором, Бетховен начал терять слух в результате воспаления внутреннего уха. К 1802 году Бетховен полностью оглох.

Бетховен остро переживал свою глухоту, замкнулся в себе, перестал общаться с друзьями, даже подумывал о самоубийстве. Но именно с этого времени композитор создал свои самые известные произведения. Будучи абсолютно глухим, Бетховен создал два своих самых монументальных сочинения - Торжественную мессу и Девятую симфонию с хором (1824).

Алексей Маресьев (1916 - 2001) - легендарный летчик, Герой Советского Союза. 4 апреля 1942 года в районе так называемого "Демянского котла" (Новгородская область) в бою с немцами самолет Алексея Маресьева был подбит, а сам Алексей тяжело ранен. Восемнадцать суток раненый в ноги летчик ползком пробирался к линии фронта. В госпитале ему ампутировали обе ноги. Но он, выписавшись из больницы, снова сел за штурвал самолета. Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолетов врага: четыре до ранения и семь - после ранения. Маресьев стал прототипом героя повести Бориса Полевого "Повесть о настоящем человеке".

Матвей Иванович Платов – герой Отечественной войны 1812 года, войсковой атаман Донского казачьего войска, генерал от кавалерии, граф. Совершил ряд подвигов, за мужество и героизм награждён орденами.

С учениками младших школьников примеры жизнестойкости людей можно найти в сказках, а также произведениях детских писателей.

6. Анкета для родителей.

1. В каких случаях ваш ребёнок проявляет радость, восторг?

2. Как вы развиваете положительные эмоции своего ребенка?

3. В каких случаях ваш ребенок проявляет отрицательные эмоции?

4. Помогаете ли вы своему ребёнку преодолевать трудные ситуации?

5. Как часто негативные эмоции вашего ребёнка связаны со школой и учебной деятельностью?

7. Подведение итогов родительского собрания. Вручение памяток.

Уважаемые родители, мы должны быть очень внимательны к своим детям. Вы первые можете заметить изменения в поведении своих детей и принять соответствующие меры. Это могут быть такие изменения как: резко и часто меняющееся настроение, нервозность, непредсказуемость, замкнутость, безразличие ко всему, нежелание идти в школу, нежелание говорить о своей школьной жизни. Конечно, не существует готовых рецептов воспитания ребенка. Наверняка, у вас сформировались свои собственные.

Уважаемые папы и мамы!

В жизни человек встречается не только с добром, но и со злом, приобретает не только положительный, но и отрицательный опыт.

Добро лечит сердце, зло ранит тело и душу, оставляя рубцы и шрамы на всю оставшуюся жизнь.

Запомните эти простые правила в нашей непростой жизни…

Обсудите с ребёнком вопрос о помощи различных служб в ситуации, сопряженной с риском для жизни.

Проговорите с ним те номера телефонов, которыми он должен воспользоваться в ситуации, связанной с риском для жизни.

Дайте ему ваши рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым вы доверяете.

Воспитывайте в ребенке привычку рассказывать вам не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах.

Каждую трудную ситуацию не оставляйте без внимания, анализируйте вместе с ним.

Обсуждайте с ребенком примеры находчивости и мужества людей, сумевших выйти из трудной жизненной ситуации.

Не иронизируйте над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально. Помогите ему и поддержите его, укажите возможные пути решения возникшей проблемы. Если проблемы связаны только с тем, что ваш ребенок слаб физически, запишите его в секцию и интересуйтесь его успехами.

Если кто-либо из числа ваших знакомых и друзей вызывает у вас опасения в отношении вашего ребенка, проверьте свои сомнения и не общайтесь больше с этим человеком.

Не опаздывайте с ответами на вопросы вашего ребенка по различным проблемам физиологии, иначе на них могут ответить другие люди.

Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок с раннего детства проявлял ответственность за свои поступки и за принятие решений.

Учите ребенка предвидеть последствия своих поступков. Сформируйте у него потребность ставить вопрос типа: «Что будет, если?»…

Если ваш ребенок подвергся сексуальному насилию, не ведите себя так, как будто он совершил нечто ужасное, после чего его жизнь невозможна. Не обсуждайте при ребенке то, что произошло, тем более с посторонними и чужими людьми.

Не формируйте у своего ребенка комплекс вины за случившееся.

Не позволяйте другим людям выражать вашему ребенку сочувствие и жалость. Это формирует принятие им установки, что он не такой, как все.

Дайте возможность своему ребенку проговорить с вами самую трудную ситуацию до конца и без остатка. Это поможет ему освободиться от груза вины и ответственности.

Постарайтесь переключить внимание ребенка с пережитой им ситуации на новые занятия или увлечения.

Ни в коем случае не оставляйте нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья вашего ребенка.

Не идите на компромиссы со своей совестью, даже если это ваш ребенок. Спустя годы компромисс может обернуться против вас.

Если у Вас возникнут проблемы или Вам нужна консультация, не бойтесь обращаться за помощью к специалистам школы. Вам и Вашим детям не откажут в помощи.

Помните, что рядом с Вами есть всегда люди, готовые Вам помочь!

Использованная литература

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учеб. пос. для студ. вузов / Г.С. Абрамова. – М. : Изд. центр «Академия», 1998. – 672 с.

2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М. :Просвещение, 2009. – 398 с.

3. Вачков, И.В., Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. - М.; Ось-89, 2007.

4 . Гаврилюк, М.П. Формирование волевых качеств младшего школьника как условие его развития и успешности в обучении: – СПб., 2006.

5 . Сборник методических разработок по формированию жизнестойкости обучающихся: метод. пос. / Сост.: Вдовина Е.Г., Моисеева Т.А. Барнаул, 2015. -

6. Интернет-ресурсы. , http://www.metod-kopilka.ru/

ФОТО Getty Images

Понятие жизнестойкости становится одним из ключевых для современной психологии. И если многие слова в научном обиходе означают не совсем то (а иногда и совсем не то), что в обычной жизни, то с жизнестойкостью этого не происходит. Психологи видят ее ровно так же, как и все мы - способностью противостоять трудностям, верить в себя и достигать поставленных целей.

Однако популярность этого понятия породила множество учебников и тренингов, ставящих целью воспитание жизнестойкости. При этом их авторы нередко исходят из предпосылки, что воспитать это качество можно решительно у всех и примерно одинаковыми методами. Психотерапевт Максин Харли (Maxine Harley) в своем блоге на ресурсе Life Labs 1 ставит под сомнение это точку зрения и делится своими взглядами на само понятие жизнестойкости и пути ее достижения.

Стена из губок

Максин Харли подчеркивает, что далеко не все мы в равной степени способны проявить жизнестойкость и развить ее в себе. Если рассматривать это качество как набор необходимых психологических инструментов, то учебники и тренинги, безусловно, полезны тем, в чьем арсенале часть этих инструментов уже есть. Такие люди способны достаточно быстро освоить недостающий «инструментарий» и эффективно пользоваться им в дальнейшем.

Но как быть тем, кто этот самый «ящик с инструментами» даже и в глаза никогда не видел? Тем, у кого отсутствуют необходимые личностные черты и психологические навыки. Попытки обучить их жизнестойкости по общим лекалам могут не только не принести пользы, но даже и причинить серьезный вред. Позитивный результат не будет достигнут, и это лишь подорвет и без того невысокую самооценку.

Если уподобить воспитание жизнестойкости строительству стены, защищающей нас от натиска жизненных трудностей, то у одних эта стена возводится их настоящих кирпичей, а у других - из банных губок. Которые укладываются ровно и аккуратно, по всем правилам логики: «я должен верить в себя», «я должен противостоять трудностям». Но без глубокой эмоциональной уверенности эти доводы немногого стоят. И стена, которая выглядит издали очень прочной и совсем настоящей, разбухает и разваливается, стоит губкам-кирпичикам пропитаться страхом и эмоциональной неуверенностью. Никакие доводы логики, никакие «я должен», уже не работают, в нас включается древнейшая, рептильная часть мозга с ее неумолимым посылом - «не можешь сражаться, беги или падай и притворяйся мертвым».

Инструменты и причины их отсутствия

Что составляет «инструментарий» жизнестойкости? Прежде всего - внутренняя уверенность в том, что мы способны справиться с любой трудностью и в самой сложной ситуации непременно приложим все силы для победы. Далее идет способность и готовность полагаться на свои силы. Речь не о гипертрофированной независимости и стремлении отделить себя от всех остальных. Речь лишь об осознании того, что если в трудный момент нам не на кого будет опереться, мы и в самих себе найдем достаточно сил, чтобы не спасовать. К важным чертам относится также способность не поддаваться сомнениям и страху неудач, а, напротив, умение воспринимать неизбежные в жизни трудности как вызовы, мобилизующие наши ресурсы. И, наконец, это здоровая оценка происходящего. Умение наполнить события позитивным смыслом, чтобы воспринимать жизнь не как череду передряг, а как череду уроков, каждый из которых обогащает нас и делает еще сильнее.

Максин Харли полагает, что труднее всего обрести эти способности людям, пережившим в детстве серьезный травматический опыт. А также перечисляет наиболее негативные детские влияния.

1. Ребенку в детстве не позволяли быть собой и развивать собственную идентичность, а с ней и храбрость и уверенность в себе.

2. Ребенок воспринимался взрослыми как объект их собственных чувств (неважно, позитивных или негативных), а не как автономная личность.

3. Ребенок в течение долгого времени вынужден был притворяться, «носить маску», чтобы соответствовать ожиданиям семьи.

4. Ребенок воспринимался нарциссическими родителями как продолжение их самих либо вынужден был в силу обстоятельств сам слишком рано проявлять себя в родительской роли по отношению к другим членам семьи. В обоих случаях можно вновь говорить о недостаточно развитой собственной идентичности.

5. Ребенок был отвергаем либо стал жертвой насилия (эмоционального или физического).

6. Ребенок был чрезмерно опекаем и не имел достаточно возможностей соприкоснуться с реальной жизнью и сформировать стратегии противостояния ее трудностям.

7. Ребенок не видел примеров и ролевых моделей проявления жизнестойкости в своей семье.

Шесть правил

Значит ли это, что те, кому не повезло в детстве, не в состоянии сформировать жизнестойкость? Разумеется, нет. Это значит лишь то, что сформировать ее им намного сложнее. И рассчитанные на «усредненного человека» учебники и тренинги совсем не обязательно приведут к успеху. Тем не менее общие правила развития жизнестойкости и у детей, и у взрослых все же есть, считает Максин Харли. Вот они.

1. Познакомьтесь с инструментами жизнестойкости, ощутите их в себе. Не избегайте ситуаций, в которых требуются храбрость, твердость, настойчивость и вера в свои силы. Напротив, снова и снова погружайте себя в подобные ситуации, учитесь ощущать в себе эти качества и управлять ими для достижения наилучшего результата.

2. Учитесь рационально воспринимать негативный опыт. Эмоции очень важны, но слишком часто заводят нас не туда - особенно при оценке неприятных событий. Старайтесь осмыслять и трудности, и их последствия - в какой-то момент это поможет взять эмоции под контроль и в критической ситуации повести себя не так, как велят страх или растерянность, а так, как советует разум.

3. Переосмыслите отношение к собственным слабостям и вызванным ими неудачам. Как ни банально это звучит, в них действительно содержатся важнейшие уроки. Выучив которые, вы не только легче одолеете будущие проблемы, но и не передадите нехватку жизнестойкости по наследству своим детям.

4. Всячески поощряйте в ребенке упорство и веру в свои силы. Не только не прячьте его от вызовов, но наоборот, создавайте эти вызовы для него - естественно, в соответствии с его силами и возрастом - и не скупитесь на похвалу за преодоление трудностей.

5. Всегда отделяйте плохие поступки ребенка от его личности. Плохое поведение требует оценки, но ребенок должен понимать, что вы оцениваете именно поступок, а не переносите негативное отношение на него самого. Да, он может получить двойку или разбить вазу, но он категорически не должен чувствовать себя из-за этого неуклюжим или глупым и стыдиться собственной личности.

6. Научите ребенка верить в отложенные удовольствия и вознаграждения и их ценность. Понимать, что награда не всегда приходит сразу и что нужно продолжать ее добиваться, даже если в данный конкретный момент это нелегко.

7. И, наконец, станьте ролевой моделью веры в себя и жизнестойкости. Каждый день видеть рядом человека, способного преодолевать трудности и добиваться цели, намного ценнее всех поучений о том, как важно это делать.

Личко заключает, что воспитание в гармоничной семье, дополнен­ное и корригируемое общественным воспитанием, остается лучшим для становления личности, особенно в младшем и среднем подрост­ковом возрасте.

Крайг приводит в пример исследования, посвященные успешной социализации детей, детство которых проходило в крайне тяжелых условиях (бедность, жизнь в трущобах, войны и т. д.). К сожалению, авторы, занимавшиеся изучением становления «жизнестойкихдетей», смешивают в одно совершенно различные в психологическом и «со-циализационном» плане факторы - трудное детство из-за материаль­ных, бытовых лишений (пример, приводимый Крайг, - детство при длительной болезни отца, неграмотность матери, бедность из-за вы­сокой иждивенческой нагрузки родителей при семерых детях) и от-


клонения в семьях из-за личностных особенностей близких людей - алкоголизм родителей, жестокость взрослых: унижения, побои. Ещб Янош Корчак, наблюдая поведение детей в летнем лагере для бедных, отметил, что эти дети (и их семьи. - А. Т.) делятся на две группы - нормально воспитанных детей и детей-беспризорников, агрессивных и жестоких. По сути, бедность не является фатально негативным фак­тором, важна нравственная атмосфера в семье, человеческий потен­циал родителей (или опекунов).

Крайг отмечает, что наблюдения за сотнями жизнестойких детей,
подвергавшихся в детстве тяжелым жизненным испытаниям и доби­вающихся успеха в жизни, показали, что у них есть пять общих ка­честв:

1. Они социально компетентны и чувствуют себя непринужденно
как в обществе своих сверстников, так и среди взрослых. Последние
часто дают им такие характеристики: приветливы, умеют расположить!
к себе, стремятся учиться у старших.

2. Уверены в себе, трудности только подзадоривают их, непредвиденные ситуации их не смущают.

3. Часто эти дети независимы. Они живут своим умом и хотя при­слушиваются к советам взрослых, но не попадают при этом под их вли­яние.

4. Они обычно устанавливают несколько устойчивых, придающих
им чувство защищенности контактов с другими людьми (Pines, 1984;
Rutter, 1984). Это могут быть отношения как со сверстниками, так и с
учителем, тетей, соседом.

5. Наконец, эти дети стремятся к достижениям. Они видят, что мо­
гут добиться многого и изменить те условия, которые их окружают.

В этом подходе наблюдается упор на активность самого ребенка («устанавливают», «уверены», «независимы»). Лишь в пункте 4 содер­жится намек на значительную роль заботящихся о них взрослых. Весь­ма вероятно, что жизнестойкие дети к тому же обладают природными данными, благоприятными при адаптации в любых условиях (напри­мер, сильным подвижным типом нервной системы, сангвиническим или флегматическим типом темперамента, гипертимным типом акцен­туации).

В России примером жизнестойких детей является целое поколение послевоенных подростков и молодых людей, многие из которых осиро­тели и практически все жили в сложных экономических и жилищный условиях. Люди, прошедшие в детском и подростковом возрасте через трудности (наличие мачехи, детство в военные годы, работа на заводе ot..


подросткового возраста), склонны подчеркивать свои заслуги в успеш­ной адаптации. Они говорят: «Все зависит от человека», имея в виду себя. Однако налицо влияние макроусловий (патриотического настроя в об­ществе, определенных идеалов, цельности идеологии, пропагандируе­мой средствами массовой информации «Все для фронта, все для побе­ды», организации жизни и учебы в вечерней школе, которая помогала успешной адаптации детей и вопреки сложным семейным условиям: сиротству, бедности). Наибольшее влияние на становление личности оказывали близкие люди (по терминологии Е. С. Кузьмина, «микросре­да»), так как все макровоздействия (идеологические, духовные, куль­турные) преломляются через микроусловия - ближайшее социальное окружение, обычно семью, значимых взрослых.

Эмми Вернер и ее коллеги провели исследование, длившееся более 30 лет, в котором приняли участие жизнестойкие дети, жившие на га­вайском острове Кауаи. Из 201 ребенка, отнесенного исследователя­ми к группе риска из-за тех неблагоприятных условий, которые скла­дывались у каждого из них дома, 72 с возрастом превратились в ком­петентных, отзывчивых людей, умеющих справляться с трудностями взрослой жизни. Среди факторов, способствовавших жизнестойкости этих детей, существенно выделялась поддержка со стороны семьи, учи­телей и других взрослых, бравших на себя функции родителей. Что особенно важно, в жизни этих детей был по крайней мере один чело­век, одаривавший их безусловной любовью (Werner, 1989a).

Наши наблюдения над детьми из неблагополучных семей в приюте (центре для несовершеннолетних) показывают, что:

во-первых, ребенку для успешного развития и чувства безопаснос­ти важно сознавать, что хотя бы один взрослый человек всегда предан ему (безусловная любовь котя бы одного взрослого);

во-вторых, для успешной социализации и дальнейшей социальной адаптации в жизни этот взрослый (социализатор) должен сам быть ус­пешно адаптированным. Например, любящая бабушка, впадающая в запои и находящаяся в конфликте с соседями и работодателем, не мо­жет быть агентом успешной социализации ребенка. То же можно ска­зать об отце, вышедшем из тюрьмы и «не вставшем на ноги», чья адап­тация в обществе затруднена (обычно жизнь связана с пьяными компаниями и дебошами). Проблематична также опека некоторых взрослых одиноких женщин, не достигших психологической зрелости (по Адлеру, в трех сферах - работе, дружбе и любви);



в-третьих, для успешной социализации ребенка у него должно быть позитивное отношение к родителям.


К сожалению, в современном российском обществе при воспита­нии детей все чаще эти условия отсутствуют:

а) встречаются дети, у которых нет ни одного любящего взрослого:
например, семья без отца, мать отвергла ребенка, старший брат сам
десоциализирован (алкоголизм, тюремное заключение);

б) у ребенка есть родственник, который его любит и беспокоится о
нем, но сам он социально дезадаптирован.

В обоих случаях социализация ребенка проходит с искажениями: безнадзорность, временами отсутствие элементарного ухода и пита­ния, перед его лицом неуспешная модель поведения - конфликты взрослых с соседями и между собой, нетрезвость родственников, от­сутствие отца или отец с крайне дезадаптированными формами пове­дения (в тюрьме, алкоголизм).

Формирование жизнестойкости детей и подростков

Чем же такие дети, которые получили название жизнестойких, отличаются от других детей?

Можно выделить 5 общих качеств:

1. Высокую адаптивность. Такие дети социально компетентны и умеют себя вести непринужденно как в обществе своих сверстников, так и среди взрослых. Они умеют расположить окружающих к себе.

2. Уверенность в себе. Трудности только подзадоривают их. Непредвиденные ситуации не смущают.

3. Независимость. Такие люди живут своим умом. Хотя они внимательно прислушиваются к советам взрослых, но умеют при этом не попадать под их влияние (Бехтерев сказал бы, что они мало подвержены внушению).

4. Стремление к достижениям. Такие дети стремятся демонстрировать окружающим свою высокую успеваемость в школе, спортивные успехи, художественные или музыкальные способности. Успех доставляет им радость. Они на собственном опыте убеждаются, что могут изменить те условия, которые их окружают.

5. Ограниченность контактов. Обычно их дружеские и родственные связи не слишком обильны. Они устанавливают лишь несколько устойчивых и постоянных контактов с другими людьми. Малое количество связей способствует их чувству безопасности и защищенности.

Жизнестойкие люди в стрессовых ситуациях (в частности, во время серьезных перемен) ищут поддержку и помощь у близких, и сами готовы ответить им тем же, верят, что перемены и стрессы естественны, и что они - скорее возможность для роста, развития, более глубокого понимания жизни, чем риск, угроза благополучию.

Структура жизнестойкости

Жизнестойкие установки: вовлеченность

Вовлеченность (commitment) - это уверенность в том, что даже в неприятных и трудных ситуациях, отношениях лучше оставаться вовлеченным: быть в курсе событий, в контакте с окружающими людьми, посвящать максимум своих усилий, времени, внимания тому, что происходит, участвовать в происходящем. Противоположностью вовлеченности является отчужденность.

Жизнестойкие установки: контроль

Контроль (control) - это убежденность в том, что всегда возможно и всегда эффективнее стараться повлиять на исход событий. Если же ситуация принципиально не поддается никакому воздействию, то человек с высокой установкой контроля примет ситуацию как есть, то есть изменит свое отношение к ней, переоценит происходящее и т.д. Противоположностью контроля является беспомощность.

Жизнестойкие установки: принятие риска

Принятие риска (challenge) - вера в то, что стрессы и перемены - это естественная часть жизни, что любая ситуация - это как минимум ценный опыт, который поможет развить себя и углубить свое понимание жизни. Противоположностью принятия риска является ощущение угрозы

Положительно на формирование жизнестойких убеждений влияет:

  1. стрессы в раннем детстве, такие как материальные трудности, разводы родителей, частые переезды, и пр.
  2. ощущения предназначения в жизни.
  3. воспитание уверенности, поддержание высоких стандартов;

Негативно на развитие жизнестойкости в детстве влияло:

  1. недостаток поддержки, подбадривания близкими;
  2. отсутствие чувства предназначенности;
  3. недостаток вовлеченности в различные мероприятия, школьную жизнь, отчужденность от значимых взрослых

Жизнестойость ребенка - способность достаточно легко преодолевать жизненные трудности и изменения и приспособиться к ним. Жизнестойкие дети осознают себя как автономную индивидуальность, они способны проводить границу между собой и окружающими их проблемами. Они независимы и самодостаточны, не теряют внутреннего контроля над собой.

Такие дети легко воспринимают сигналы от окружающих, хорошо понимают оттенки значений в поведении, поступках, словах родителей и других взрослых. Легко переходят от одного занятия к другому, умея довести дело до логического завершения. К окружающим относятся с состраданием и симпатией.

Жизнестойкий ребенок активен, инициативен, признает свою долю ответственности за происходящее. У адаптированного к жизни ребенка складываются доверительные отношения хотя бы с одним взрослым, хорошие отношения со сверстниками, имеются близкие друзья. Развивается чувство юмора, позволяющее даже за болью видеть комичное.

Воспитание жизнестойкости в детях требует от родителей и учителей определенной системы воспитания:

  1. Создание защищенной среды с ощущением постоянства, где ребенок не забыт, отсутствуют оскорбления и травмы. Каждому человеку необходимо, чтобы его любили.
  2. Помощь ребенку в развитии самоуважения, интересов, навыков, талантов и увлечений.
  3. Подчеркивание значимости семьи, чувства гордости и родства.
  4. Поощрение самостоятельности ребенка, предоставляйте возможность выбора при поддержке и создании атмосферы защищенности и любви.
  5. Ясная, четкая формулировка правил и требование их соблюдения.
  6. Предоставление ребенку возможности открыто выражать свои чувства.
  7. Обучение ребенка быстро принимать решения, так как проблемы часто возникают из-за того, что ребенок пассивно реагирует на ситуацию, ощущает свою беспомощность.
  8. Поощрение активности ребенка.
  9. Четкое определение и называние проблемы, подчеркивание, что проблемы - это часть нормальной жизни. Совместный поиск выхода.
  10. Обучение ребенка поведению в обществе: дружелюбию, общительности, ответственности, взаимовыручке
  11. Помощь ребенку в перестройке негативных эмоций в позитивные.
  12. Поощрение веры ребенка в себя и в его способность действовать самостоятельно.
  13. Помощь в определении, как и где ребенок может попросить помощь в случае необходимости.
  14. Внимание к внезапным изменением поведения и настроения - это может быть тревожным сигналом. И можно сказать, что чем ниже уровень жизнестойкости у детей и подростков, тем он более подвержен суицидам.

Психическая организация подростка очень нестабильна, причём на всех уровнях: эмоций, чувств, интеллекта. Это и крайняя неустойчивость самооценки, и снижение настроения, тревожность, легко возникающие страхи. Страхи нередко бывают беспредметные, возникающие вследствие «метафизической интоксикации

Любое аутоагрессивное действие подростка следует рассматривать как поступок, опасный дня его жизни и здоровья. Конечно, надо понимать, что происходит на самом деле, потому что от этого зависят стратегия и тактика нашего поведения. Но относиться к каждому такому случаю мы должны с одинаковой долей серьёзности.

Подростки часто повторяют суицидальные попытки, причём следующая попытка нередко бывает более тяжёлой, поскольку в ней учитывается опыт неудавшейся. Даже если подросток совершает демонстративную суицидальную попытку, используя её для эффективного воздействия на окружающих, нужно помнить: это неадаптивный способ разрешения ситуации, и есть большая опасность переигранной демонстрации, последствия которой могут быть весьма и весьма плачевными. Аффекты разрушительны для подростка! Суицидальная угроза, высказанная в аффекте, как правило, осуществляется, и последствия бывают очень тяжёлыми.

Если вы заметили склонность своего ребёнка к самоубийству, следующие советы и рекомендации помогут вам изменить ситуацию.

Нужно остановиться, если разгорается скандал. Заставьте себя замолчать, сознавая свою правоту. В состоянии аффекта подросток крайне импульсивен и агрессивен. Любой попавший под руку острый предмет, лекарство в вашей аптечке, подоконник в вашей квартире - всё станет реально опасным, угрожающим его жизни.

Обращайте внимание на характерные признаки:

.Словесные признаки:

Прямо и явно говорит о смерти: «Я собираюсь покончить с собой», «Я не могу так дальше жить»;

Косвенно намекает о своём намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться»;

Много шутит на тему самоубийства;

Проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

.Поведенческие признаки:

Раздаёт другим вещи, имеющие личную значимость, окончательно приводит в порядок дела, мирится с давними врагами;

Демонстрирует радикальные перемены в поведении, такие как:

в еде - ест слишком мало или слишком много;

во сне - спит слишком мало или слишком много;

во внешнем виде - становится неряшливым;

в школьных привычках - пропускает занятия; не выполняет домашние задания, избегает общения с одноклассниками; проявляет раздражительность, угрюмость, находится в подавленном настроении;

Замыкается от семьи и друзей, бывает чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущает попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.

Что можно сделать, чтобы помочь?

1. Установите заботливые взаимоотношения.

Не существует всеохватывающих рецептов решения такой серьёзной проблемы, как самоубийство. Но вы можете сделать гигантский шаг вперёд, если станете на позицию уверенного принятия отчаявшегося ребёнка. В дальнейшем очень многое зависит от качества ваших взаимоотношений. Их следует не только выражать словами, но и внутренне принять; в этих обстоятельствах уместнее не морализирование, а поддержка. Для подростка, который чувствует, что он бесполезен и нелюбим, забота и участие близкого человека являются мощными ободряющими средствами. Именно таким образом вы лучше всего проникнете в изолированную душу отчаявшегося ребёнка

2. Будьте внимательным слушателем.

Обращайте внимания на фразы: «У меня нет ничего такого, ради чего стоило бы жить».

Если ребёнок страдает от депрессии, то в беседе нужно предоставлять ему возможность больше говорить самому.

3. Не спорьте.

Сталкиваясь с суицидальной угрозой, друзья и родственники часто отвечают: «Подумай, ведь ты же живёшь гораздо лучше других людей; тебе бы следовало благодарить судьбу». Этот человек сразу блокирует дальнейшее обсуждение; такие замечания вызывают у несчастного и без того подростка ещё большую подавленность. Желая помочь таким образом, близкие способствуют обратному эффекту.

Нередко в качестве увещевания делают и другое замечание: «Ты понимаешь, какие несчастья и позор ты навлечёшь на свою семью?». Ни в коем случае не проявляйте агрессию, если вы присутствуете при разговоре о самоубийстве, и постарайтесь не выражать потрясения тем, что услышали. Вступая в дискуссию, вы можете не только проиграть спор, но и потерять ребёнка.

4. Задавайте вопросы.

Если вы задаёте такие косвенные вопросы, как: «Я надеюсь, что ты не замышляешь самоубийства?», - то в них подразумевается ответ, который вам бы хотелось услышать.

Следует спокойно и доходчиво спросить о тревожащей ситуации, например: « Как давно ты считаешь свою ситуацию столь безнадежной? …». Ваше согласие выслушать и обсудить проблемы, будет большим облегчением для отчаявшегося человека.

5. Не нужно заставлять ребёнка прыгать выше головы. Может быть, те результаты, которые он сейчас показывает, - это его планка.

6. Уважайте ребёнка, его мнение, не вбивайте ему в голову свои стереотипы. Он - личность.

7. Пусть ребёнок чувствует поддержку и доброе слово родителя. Ведь ребёнок - пусть даже не гениальный математик, не талантливый певец - хорош уже тем, что он есть. Вовлекайте детей в работу клубов, объединений, спортивных секций и творческих объединений. Именно там ребенок может проявить все свои таланты, именно там для него будет создана ситуация успеха.

8. Также не следует поучать и указывать на все те причины, по которым подросток обязан жить. Вместо этого нужно больше слушать и стараться убедить его в том, что депрессии и суицидальные тенденции излечимы.

9. Обратитесь за помощью к специалистам. Подростки, склонные к суициду, имеют суженное поле зрения, своеобразное туннельное сознание. Их разум не в состоянии восстановить полную картину того, как следует разрешать непереносимые проблемы. Первая просьба часто бывает о помощи. Родители, друзья, несомненно, могут иметь благие намерения, но им может не хватать умения и опыта, кроме того, они бывают склонны к излишней эмоциональности. Ни в коем случае при суицидальной угрозе не следует недооценивать помощь психиатров или клинических психологов. Специалисты смогут понять сокровенные чувства, потребности и ожидания подростка. Во время психотерапевтической консультации отчаявшиеся люди глубже раскрывают свои страдания и тревоги.

Эта «Памятка» - не только своеобразный монолог ребёнка, отстаивающего свои права, свой суверенитет, но и открытое приглашение взрослых к диалогу и взаимопониманию.

Прислушаемся к советам своих детей!

«Чем проповедь выслушивать, мне лучше бы взглянуть,

И лучше проводить меня, чем указать мне путь.

Глаза умнее слуха - поймут всё без труда.

Слова порой запутаны, пример же - никогда.

Тот лучший проповедник, кто веру в жизнь провёл.

Добро увидеть в действии - вот лучшая из школ.

И если все мне рассказать, я выучу урок.

Но мне ясней движенье рук, чем быстрых слов поток.

Должно быть, можно верить и умным словесам,

Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.

Вдруг я неправильно пойму прекрасный твой совет,

Зато пойму, как ты живешь: по правде или нет»