В каких странах итальянский язык является официальным. Язык Данте - флорентийское наречие. Географическое распределение итальянского языка

История итальянского языка

Итальянский язык является государственным языком Италии и Швейцарии , официальным языком Сан-Марино и Ватикана . Итальянский занимает пятое место в мире среди наиболее изучаемых иностранных языков. Общее число говорящих на итальянском языке составляет более 70 млн. человек .

Итальянский язык относится к романской группе индоевропейской семьи языков и ведет свое происхождение от латинского языка . До 17 века латинский язык был для итальянского источником обогащения новой лексикой, несмотря на то, что уже в 10-12 веках появились первые памятники на итальянских диалектах. А общеитальянский литературный сложился в 14 веке на основе тосканского, т.е. флорентийского диалекта.

Итальянский язык непосредственно восходит к народной латыни, распространённой на территории Италии. В Средние века, когда Италия была политически разъединена, общего литературного языка не существовало, хотя сохранились письменные памятники различных диалектов.

Начиная с эпохи Ренессанса наиболее престижным становится диалект Тосканы, а точнее - Флоренции, на котором писали Данте, Петрарка и Боккаччо. Тем не менее, высокообразованные люди продолжали звать итальянский язык «простонародным» - volgare , по контрасту с классической чистой латынью.

С XVIII-XIX века формируется единый итальянский литературный язык на основе тосканского диалекта, являющегося переходным между северными и южными идиомами.

Строй итальянского языка достаточно типичен для романской семьи. В фонологии стоит отметить сохранение противопоставлений по долготе в консонантизме, необычное для новых романских языков. В лексике помимо исконного латинского фонда присутствует множество поздних, «книжных» заимствований из латыни.

Итальянский язык сложился на основе романских диалектов Италии, восходящих к народной латыни. Литературный итальянский язык основан на диалекте Тосканы, то есть того региона, где ранее проживали этруски. Существовало мнение, будто особенности тосканского диалекта связаны с этрусским субстратом , однако в настоящее время оно считается устаревшим .

Данте Алигьери

Историю итальянского языка делят на ряд периодов , первый из которых покрывает время от X века, когда появляются первые записи на народном языке (Веронская загадка, IX век; Капуанские тяжбы, 960 и 963 годы) до XIII века, времени, когда начинается доминирование флорентийского стандарта.

На самом раннем этапе диалектные памятники создаются в основном в центре и на юге страны, это обычно юридические документы и религиозная поэзия. Крупным центром учености становится монастырь Монтекассино. Позже, к концу XII века, формируются отдельные центры развития литературной традиции на диалектах: Сицилия (куртуазная поэзия), Болонья, Умбрия и др. Особенно богата тосканская традиция, которой присуще значительное жанровое разнообразие. В то же время наряду с «народным» языком в Италии используются латынь, старофранцузский и старопровансальский языки.

В конце XIII века формируется школа «нового сладостного стиля» (dolce stil nuovo ), взявшая за основу тосканский диалект. Наиболее значительные деятели тосканской литературы XIII-XIV веков - Данте, Боккаччо и Петрарка. В своих трактатах «Пир» (Convivio ) и «О народном красноречии» (De vulgari eloquentia ) Данте обосновывал тезис о том, что на народном языке возможно создавать произведения на любые темы - от художественных до религиозных. Такой «просвещённый» народный язык он называл volgare illustre , хотя Данте не считал, что всеми необходимыми качествами обладает какой-то один диалект.

Пьетро Бембо (портрет работы Тициана)

В XIV веке обработанный тосканский диалект, ориентирующийся на образцы Данте, Петрарки и Боккаччо, становится, по сути, общеитальянским литературным языком . Период XV-XVI веков называется среднеитальянским . В это время все чаще появляются высказывания о превосходстве народного, а точнее тосканского языка над латынью (Леон Баттисто Альберти, Анджело Полициано), появляется первая грамматика («Правила народного флорентийского языка», 1495). Писатели из других регионов, например неаполитанец Якопо Саннадзаро, стараются приближать язык своих произведений к тосканскому стандарту.

В XVI веке в Италии происходит «Спор о языке» (Questione della lingua ), после которого стало окончательно принято брать за образец язык классических авторов XIV века: этой точки зрения придерживался Пьетро Бембо, который противостоял и теории «тосканизма», предлагавшей брать за основу живую современную речь Тосканы, и теории «придворного языка» (lingua cortigiana ), ориентировавшейся на узус придворных кругов всей Италии . В результате начинают появляться прескриптивные издания, ориентирующиеся именно на эту теорию, в частности печатные грамматики («Грамматические правила народного языка» Джованни Фортунио, «Три источника» Никколо Либурнио) и словари. Несмотря на это в среднеитальянский период в литературных произведениях встречается множество живых тосканских черт, не удержавшихся в конце концов в рамках нормы (например, окончание -a в 1-ом лице единственного числа имперфекта индикатива: cantava "я пел", совр. cantavo , постпозиция объектных клитик: vedoti "вижу тебя", совр. ti vedo ), в первую очередь у тосканских писателей, таких как Макиавелли.

Алессандро Мандзони - один из создателей современного итальянского литературного языка

В XVII и XVIII веках продолжается укрепление позиций тосканского как единого литературного языка Италии, прочие разновидности начинают рассматриваться как «диалекты». В XVII веке появляется фундаментальный словарь Академии делла Круска (три издания: 1612, 1623 и 1691 годы), закрепляющий множество архаизмов и латинизмов. Итальянский язык начинает использоваться в науке (Галилей), в философии, продолжается его использование в литературе и театре (комедия дель арте). В XVIII веке начинается пробуждение итальянского самосознания, в частности на основе единого языка (Л. А. Муратори), вновь появляются идеи о необходимости приблизить литературный язык к народному (М. Чезаротти). В то же время начинается новый расцвет литературного творчества на диалектах (Карло Гольдони пишет пьесы на венецианском диалекте, Джоаккино Белли - стихи на романеско).

После Рисорджименто литературный итальянский язык приобретает официальный статус, хотя подавляющее большинство итальянцев им не пользуются. Начинается формирование современного языка, в котором большую роль сыграло творчество миланца Алессандро Мандзони. Начинается серьёзное изучение итальянских диалектов (Г. И. Асколи). В то же время попытки правительства расширить сферу употребления итальянского языка приводят к тому, что позиции диалектов начинают ослабевать. Большую роль в этом сыграла Первая мировая война, во время которой литературный язык был зачастую единственным средством общения солдат из разных регионов, и политика правительства Муссолини. После Второй мировой войны начинается стремительное распространение литературного языка за счет всеобщего образования, СМИ. При этом идёт активное переселение людей с юга на север страны и из сёл в города, что приводит к нивелировке диалектов и увеличению роли литературного итальянского языка.

19.02.2015 сайт

Итальянский язык (на итал. italiano) это официальный язык Италии, который насчитывает около 70 млн. носителей, преимущественно, в Италии. Также, это официальный язык Сан-Марино и один из официальных языков Швейцарии (в частности, в кантонах Тичино и Гризон). Кроме того, итальянский язык является вторым официальным языком Ватикана и некоторых областей с итальянскими общинами в Истрии, Словении и Хорватии. Итальянский язык широко распространен и преподается в Монако и Мальте. На итальянском языке говорят в Ницце и на Корсике (поскольку они относились к итальянским владениям до тех пор, пока Италия не передала их Франции), а также в Албании.

Итальянский язык наиболее близок двум другим итало-романским языкам – сицилийскому и мертвому далматинскому. Эти три языка входят в число романских языков индоевропейской семьи.

История

Впервые итальянский язык начал появляться в письменных документах на протяжении X в. в форме записей и коротких текстов, которые вставляли в документы на латинском языке, такие как судебные иски и стихотворные произведения. На протяжении долгого времени в Италии не существовало стандартной формы литературного или разговорного языка, и авторы писали, в основном, на своих региональных диалектах. В северной части Италии, которая часто находилась под влиянием Франции, в качестве литературных языков использовались и окситанский языки.

На протяжении XIII в. такие писатели как Данте Алигьери (1265-1321), Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо способствовали распространению своего диалекта итальянского языка – флорентийского (тосканского) диалекта (la lingua fiorentina ) – в качестве литературного языка. К XIV в. тосканский диалект использовался в политических и культурных кругах по всей Италии, несмотря на то, что латинский язык оставался преимущественным литературным языком вплоть до XVI в..

Первая грамматика итальянского языка с латинским названием Regule lingue florentine (Правила флорентийского языка) была составлена Леоном Батистой Альберти (1404-72) и опубликована в 1495 г.

На протяжении XV-XVI вв. в технической и научной литературе использовались одновременно латинский и итальянский языки. В итальянском языке использовалось большое количество латинских слов, и со временем латынь стали использовать всё меньше, а итальянский язык становился всё более популярным.

Классификация

С лингвистической точки зрения итальянский язык относится к итало-романской подгруппе романской группы .

Итальянский язык, как и другие романские языки, является прямым потомком латинского языка – языка римлян, который они распространяли среди народов, земли которых им удалось завоевать. Вследствие этого, итальянский язык сохраняет наибольшее сходство с латинским языком, несмотря на то, что в Италии говорят также на других языках, близких латыни, — например, на логудорском диалекте сардинского языка.

Географическое распределение итальянского языка

Итальянский язык является официальным языком в Италии, Сан-Марино, Швейцарии, Словении, Ватикане и некоторых областях с итальянскими общинами в Истрии, Словении и Хорватии. Итальянский язык широко распространен и преподается в Монако и Мальте. На итальянском языке говорят в Ницце и на Корсике (поскольку они относились к итальянским владениям до тех пор, пока Италия не передала их Франции), а также в Албании.

Также, итальянский язык представлен в Африке – в частности, в Эфиопии, Сомали, Ливии, Тунисе и Эритрее. Носители итальянского языка проживают в Люксембурге, Германии, Бельгии, США, Канаде, Венесуэле, Уругвае, Бразилии, Аргентине и Австралии.

В Латинской Америке носители итальянского языка составляют одну из наиболее численных языковых групп. Итальянский язык, в частности – его северные диалекты, широко представлен в Венесуэле, Бразилии, Уругвае и Аргентине. Здесь итальянский язык оказывает сильное влияние на испанский и португальский языки (в частности, в Риу-Гранди-ду-Сул (Бразилия), Кордове (Испания), Чипило (Мексика) и др.).

В США носители итальянского языка представлены, главным образом, в пяти городах: Бостоне (90,000), Чикаго (60,000), Майами (75,000), Нью-Йорке (120,000) и Филадельфии (50,000). В Канаде значительное количество носителей итальянского языка проживает в Монреале (100,000) и Торонто (70,000).

Диалекты итальянского языка

Существуют региональные разновидности итальянского языка (тосканский, центрально-итальянский), которые очень близки литературному итальянскому языку, в то время как термин «диалекты итальянского языка» чаще всего употребляется по отношению к романским идиомам – неаполитанскому, сицилийскому и галло-итальянским диалектам, которые демонстрируют значительные отличия в грамматике, синтаксисе и лексике.

Диалекты итальянского языка включают в себя: пьемонтский, вальдотенский, ломбардский, тичинский, венетский, тальян, эмилиано-романьольский, лигурийский, тосканский (основа современного литературного языка), корсиканский, центрально-итальянские диалекты, собственно-южные диалекты, неаполитанский, сицилийский, калабрийский.

Многие диалекты итальянского языка значительно отличаются от литературного итальянского языка, поэтому некоторые лингвисты рассматривают их в качестве самостоятельных языков.

Тосканский диалект лег в основу современного итальянского языка (Italiano), который является официальным языком Италии. Это основной язык, используемый в литературе и СМИ. Кроме этого, в каждом регионе Италии есть собственные диалекты, и некоторые из них очень отличаются от стандартного итальянского языка. Например, некоторые лингвисты выделяют сицилийский диалект как отдельный язык и считают, что его литературные традиции старше итальянского языка.

Алфавит итальянского языка (alfabeto italiano)

A a B b C c D d E e F f G g H h I i L l M m
a bi ci di e effe gi acca i elle emme
N n O o P p Q q R r S s T t U u V v Z z
enne o pi cu erre esse ti u vi/vu zeta

Прослушать итальянский алфавит

Буквы j (i lunga), k (cappa), w (vi/vu doppia) x (ics) и y (i greca) употребляются в итальянском языке, но считаются буквами иностранного происхождения. Преимущественно, они используются в иностранных заимствованных словах, а их произношение зависит от позиции в слове.

Фонетическая транскрипция (произношение) итальянского языка

Гласные и дифтонги

Согласные

Примечания:

  • с = перед буквами i или e, но [k] в любых других позициях
  • s = [z] между гласными, но [s] в любых других позициях
  • g = перед буквами i или e, но [g] в любых других позициях
  • sc = [ʃ] перед буквами i или e, но перед буквами a, o или u

Двойной согласный является долгим вариантом одиночного согласного и делает предыдущий гласный более кратким.

На первом месте, ожидаемо, английский, на втором французский, а на третьем – испанский. Итальянский язык же в лидерах во многом благодаря знаменитой

Список языков, изучаемых в мире, насчитывает более шести тысяч наименований (!), расположенных в строгой последовательности всеобщей классификации. Ни для кого не будет новостью, что на первом месте расположился английский язык. На второй позиции – французский, а на третьей – испанский. Но вот то, что четвертым оказался итальянский язык – любопытно. Наречие Данте обошло китайский, японский, немецкий языки. Несомненно, это вызывает чувство гордости у .

Не зря во вторник 17 июня 2014 в Риме в Палаццо Сан Макуто (Palazzo San Macuto) прошла обучающая конференция, посвященная итальянскому языку как инструменту продвижения Италии за рубежом. Событие было организовано сообществом Icon, объединяющим 19 и заседающим в . Еще до начала конференции директор Icon Мирко Тавозанис (Mirko Tavosanis) так описал ее цели: «Мы проанализируем наш язык как фактор развития нашей страны, в том числе и с экономической точки зрения. И постараемся своими идеями внести вклад в усиление позиций итальянского языка в мире».

Какова же причина успеха итальянского языка? «Я думаю, что популярность и широкое распространение нашей речи следует из многих факторов», − объясняет Тавозанис. – «Во-первых, иностранцев привлекает . И не только Данте, но и современные писатели. Людям в одинаковой мере нравится итальянская беллетристика, поэзия и публицистика. Далее, большое значение имеет музыкальность звучания итальянской речи и очевидная ее поэтичность.

Ну и не обошлось без итальянской кухни: особенно в последнее время она подтолкнула многих иностранцев изучать итальянские словари, хотя бы для того, чтобы читать превосходные рецепты».


По мнению Тавозаниса, любовь к итальянскому языку должна стать толчком к значительному культурному возрождению. «Все, кто участвует в продвижении итальянского языка и культуры заграницу, ощущают необходимость глубокого обновления всей системы», − уверяет профессор. – «Мы должны разработать новую политику, которая будет учитывать изменившиеся условия языкового пространства и конкуренцию культур в глобализованном мире. Такая политика позволит в должной мере оценить потенциал итальянского наследия и наладить взаимодействие между продвижением языка и культуры и развитием экономики страны. Например, иностранные студенты, обучающиеся в Италии на итальянском языке, станут гарантией будущих успешных взаимоотношений с руководящими классами многих стран с быстрым экономическим развитием».

Сообщество Icon (Italian Culture on the Net, Итальянская культура в Сети) объединяет 19 итальянских университетов, популяризирующих при помощи интернет-технологий язык, культуру и фотографии Италии в мире. На сайте www.italicon.it иностранные студенты и граждане страны, проживающие за рубежом, могут выбрать для себя трехгодичный учебный курс по Итальянскому языку и культуре, курс обучения в магистратуре или один из множества предлагаемых курсов по итальянскому языку.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Если собрать из разных регионов всех жителей Апеннинского полуострова, особенно тек, кто счастливо прожил всю жизнь в сельской глубинке, то они не смогут между собой свободно общаться и не поймут друг друга. Это связано с большим количеством диалектов, распространенных в Италии. Региональные диалекты настолько могут отличаться, что кажутся разными языками. В этом случае на помощь приходит литературный итальянский язык на http://italia-ru.com/page/yazyki-italii , который является тосканским литературным, который, вместо традиционного латинского впервые стали использовать Петрарка и Данте в 14 веке. Этот язык в дальнейшем развился в литературный итальянский, а затем распространился по полуострову, после чего поэты из других регионов начали писать на тосканском диалекте. На его месте мог оказаться любой другой диалект Апеннинского полуострова.

Как появился итальянский язык?

К моменту объединения в 1861 году в Италии на литературном языке разговаривал небольшой процент населения полуострова, но в дальнейшем язык распространился, благодаря образованию, появлению средств массовой информации и телевидению, хотя и сегодня число говорящих на различных диалектах превосходит количество общающихся на литературном итальянском языке. Как говорит статистика, 44% говорят на официальном итальянском, 51% на смешанном, и только 5% говорят только на одном из диалектов. Откуда происходят итальянские диалекты? Римские завоевания, согласно теории, распространили на территории Средиземноморского бассейна латинский язык, который стал накладываться на местные говоры. Так на основе смешения развились итальянские диалекты. Как гласит другая версия, по этим местам латиноязычные племена прошли до эпохи Рима, внеся вклад в местные диалекты.

Как используются диалекты сейчас?

В северной Италии диалекты с запада на восток делятся на гало-романские, гало-итальянские, болонский и другие. Тосканские относятся к центральным диалектам, среди них флорентийский диалект выделяется. Южно-центральные – римский, диалект Умбрии. Южные диалекты – сицилийский, калабрийский, луканский идругие. Языковые меньшинства в Италии защищены конституцией, в которой упоминаются 12 официальных языков. Закон предусматривает применение этих двенадцати языков в официальной документации, их изучают в школах, на них создаются теле и радиопрограммы на центральный каналах. В провинции Больцано равные права с итальянским имеет немецкий, в регионе Вале дАоста – французский.

Италья́нский язы́к (lingua italiana) - официальный язык Италии, Ватикана (наряду с латинским), Сан-Марино, Швейцарии (наряду с немецким, французским и швейцарским ретороманским). Признан вторым официальным языком в нескольких округах Хорватии и Словении со значительным итальянским населением.

Итальянский язык непосредственно восходит к народной латыни, распространённой на территории Италии. В Средние века, когда Италия была политически разъединена, общего литературного языка не существовало, хотя сохранились письменные памятники различных диалектов. Начиная с эпохи Ренессанса наиболее престижным становится диалект Тосканы, а точнее - Флоренции, на котором писали Данте, Петрарка и Боккаччо. Тем не менее, высокообразованные люди продолжали звать итальянский язык «простонародным» - volgare, по контрасту с классической чистой латынью. С XVIII-XIX века формируется единый итальянский литературный язык на основе тосканского диалекта, являющегося переходным между северными и южными идиомами. В то же время на территории Италии распространено множество диалектов, взаимопонимание между которыми может быть затруднено: североитальянские диалекты с исторической точки зрения являются галло-романскими, а южноитальянские - итало-романскими. Помимо диалектов, существует несколько региональных разновидностей итальянского литературного языка, а также ряд идиомов, считающихся отдельными языками, а не диалектами итальянского языка (в первую очередь сардинский и фриульский).

Строй итальянского языка достаточно типичен для романской семьи. В фонологии стоит отметить сохранение противопоставлений по долготе в консонантизме, необычное для новых романских языков. В лексике помимо исконного латинского фонда присутствует множество поздних, «книжных» заимствований из латыни.

Итальянский язык сложился на основе романских диалектов Италии, восходящих к народной латыни. Литературный итальянский язык основан на диалекте Тосканы, то есть того региона, где ранее проживали этруски. Существовало мнение, будто особенности тосканского диалекта связаны с этрусским субстратом, однако в настоящее время оно считается устаревшим.
Данте Алигьери

Историю итальянского языка делят на ряд периодов, первый из которых покрывает время от X века, когда появляются первые записи на народном языке (Веронская загадка, IX век; Капуанские тяжбы, 960 и 963 годы) до XIII века, времени, когда начинается доминирование флорентийского стандарта. На самом раннем этапе диалектные памятники создаются в основном в центре и на юге страны, это обычно юридические документы и религиозная поэзия. Крупным центром учености становится монастырь Монтекассино. Позже, к концу XII века, формируются отдельные центры развития литературной традиции на диалектах: Сицилия (куртуазная поэзия), Болонья, Умбрия и др. Особенно богата тосканская традиция, которой присуще значительное жанровое разнообразие. В то же время наряду с «народным» языком в Италии используются латынь, старофранцузский и старопровансальский языки.

В конце XIII века формируется школа «нового сладостного стиля» (dolce stil nuovo), взявшая за основу тосканский диалект. Наиболее значительные деятели тосканской литературы XIII-XIV веков - Данте, Боккаччо и Петрарка. В своих трактатах «Пир» (Convivio) и «О народном красноречии» (De vulgari eloquentia) Данте обосновывал тезис о том, что на народном языке возможно создавать произведения на любые темы - от художественных до религиозных. Такой «просвещённый» народный язык он называл volgare illustre, хотя Данте не считал, что всеми необходимыми качествами обладает какой-то один диалект.
Пьетро Бембо (портрет работы Тициана)

В XIV веке обработанный тосканский диалект, ориентирующийся на образцы Данте, Петрарки и Боккаччо, становится, по сути, общеитальянским литературным языком. Период XV-XVI веков называется среднеитальянским. В это время все чаще появляются высказывания о превосходстве народного, а точнее тосканского языка над латынью (Леон Баттисто Альберти, Анджело Полициано), появляется первая грамматика («Правила народного флорентийского языка», 1495). Писатели из других регионов, например неаполитанец Якопо Саннадзаро, стараются приближать язык своих произведений к тосканскому стандарту.

В XVI веке в Италии происходит «Спор о языке» (Questione della lingua), после которого стало окончательно принято брать за образец язык классических авторов XIV века: этой точки зрения придерживался Пьетро Бембо, который противостоял и теории «тосканизма», предлагавшей брать за основу живую современную речь Тосканы, и теории «придворного языка» (lingua cortigiana), ориентировавшейся на узус придворных кругов всей Италии. В результате начинают появляться прескриптивные издания, ориентирующиеся именно на эту теорию, в частности печатные грамматики («Грамматические правила народного языка» Джованни Фортунио, «Три источника» Никколо Либурнио) и словари. Несмотря на это в среднеитальянский период в литературных произведениях встречается множество живых тосканских черт, не удержавшихся в конце концов в рамках нормы (например, окончание -a в 1-ом лице единственного числа имперфекта индикатива: cantava "я пел", совр. cantavo, постпозиция объектных клитик: vedoti "вижу тебя", совр. ti vedo), в первую очередь у тосканских писателей, таких как Макиавелли.
Алессандро Мандзони - один из создателей современного итальянского литературного языка

В XVII и XVIII веках продолжается укрепление позиций тосканского как единого литературного языка Италии, прочие разновидности начинают рассматриваться как «диалекты». В XVII веке появляется фундаментальный словарь Академии делла Круска (три издания: 1612, 1623 и 1691 годы), закрепляющий множество архаизмов и латинизмов. Итальянский язык начинает использоваться в науке (Галилей), в философии, продолжается его использование в литературе и театре (комедия дель арте). В XVIII веке начинается пробуждение итальянского самосознания, в частности на основе единого языка (Л. А. Муратори), вновь появляются идеи о необходимости приблизить литературный язык к народному (М. Чезаротти). В то же время начинается новый расцвет литературного творчества на диалектах (Карло Гольдони пишет пьесы на венецианском диалекте, Джоаккино Белли - стихи на романеско).

После Рисорджименто литературный итальянский язык приобретает официальный статус, хотя подавляющее большинство итальянцев им не пользуются. Начинается формирование современного языка, в котором большую роль сыграло творчество миланца Алессандро Мандзони. Начинается серьезное изучение итальянских диалектов (Г. И. Асколи). В то же время попытки правительства расширить сферу употребления итальянского языка приводят к тому, что позиции диалектов начинают ослабевать. Большую роль в этом сыграла Первая мировая война, во время которой литературный язык был зачастую единственным средством общения солдат из разных регионов, и политика правительства Муссолини. После Второй мировой войны начинается стремительное распространение литературного языка за счет всеобщего образования, СМИ. При этом идёт активное переселение людей с юга на север страны и из сёл в города, что приводит к нивелировке диалектов и увеличению роли литературного итальянского языка.