Загадка древности: потерянная могила Антония и Клеопатры. Клеопатра и ее образ в искусстве

Там, в дальнем углу благоухающего покоя, на шелковом ложе возлежала в роскошном белом одеянии царица. В руке у нее было опахало из страусовых перьев с ручкой, усыпанной драгоценными камнями, и она томными движениями овевала себя; возле ложа стояла ее арфа слоновой кости и столик, а на столике блюдо с инжиром, два кубка и графин рубинового вина. Я медленно приближался сквозь мягкий приглушенный свет к ложу, на котором во всей своей слепящей красоте лежала Клеопатра, это чудо света. Да, поистине, никогда она не была столь прекрасна, как в ту роковую ночь. Среди шелковых, янтарного цвета подушек она казалась как бы звездой на золотом закатном небе. От ее волос и одежд исходило благоухание, голос звучал чарующей музыкой, в синих сумеречных глазах мерцали и вспыхивали огни, точно в недобрых опалах. Она лежала среди шелков, и ее украшенное драгоценностями опахало осеняло ее, точно яркое крыло парящей птицы...

Хаггард Генри Райдер. «Клеопатра»

Клеопатра VII (69 - 30 гг. до н. э.) - последняя царица Египта, самая знаменитая женщина античной эпохи родилась 2 ноября 69 до н. э. Она одна из трёх (известных) дочерей царя Птолемея XII Авлета

из македонской династии Птолемеев, основанной Птолемеем I - полководцем Александра Македонского, которому Египет достался после смерти великого полководца при дележе империи.


Птолемей и его потомки правили из Александрии - города, основанного самим Александром, - в греческом духе, покровительствуя искусствам и наукам, строя библиотеки и музеи и ведя беспрерывные войны друг с другом и соседями. От великих египетских фараонов прошлого они взяли очень мало: Птолемеи не знали египетского языка и поклонялись другим богам, однако женились на родных сестрах, как это было принято у древних фараонов, почитавших свое божественное происхождение и верящих в сакральную силу своей крови.
Отцом Клеопатры был Птолемей XII Авлет, то есть «Флейтист» - правитель слабый, но хитрый, удерживался на престоле во многом благодаря поддержке Рима, которому он регулярно платил, и в итоге римляне хозяйничали в Александрии почти как у себя дома. Неудивительно, что египтянам это не нравилось, - ив результате мятежа, вспыхнувшего в 58 году до н.э., Птолемея Авлета свергли с престола, трон заняла его дочь Береника, а сам он вместе с женой бежал в Рим. Лишь через три года с помощью римских легионов, которыми командовал молодой римлянин Марк Антоний, Авлет смог вернуть себе власть. Голову Береники ему поднесли на блюде - по свидетельству историков, Клеопатра тайком наблюдала за этой сценой.
Ее отец скончался в 51 году до н. э. и в завещании передал престол дочери Клеопатре, старшей из оставшихся в живых детей, и сыну Птолемею XIII, которому тогда не исполнилось и десяти. По обычаю, Клеопатра, взявшая себе официальное имя Теа Филопатор («Богиня, любящая отца»), и Птолемей Теос Филопатор вступили в брак - по египетским законам, незамужняя женщина не может править страной, да и замужняя обязана делить трон с супругом.


Молодая царица мечтала возродить величие своей династии, изрядно потрепанное смутами, поражениями в войнах и дипломатическими неудачами. Пока еще не зная, как это сделать, она, в отличие от предшественников, смогла наладить отношения со сторонниками Древнего Египта: Клеопатра была первой после нескольких поколений Птолемеев, кто говорил с египетскими жрецами не просто на одном языке, но и понимал смысл исполняемых ими обрядов. Образ жизни Клеопатры, ее представления о величии страны и собственного рода отвечали чаяниям народа о том, какими должны быть истинные фараоны, - неудивительно, что за пределами раздираемой интригами столицы ее почитали как воплощение богини Исиды.
Зато среди приближенных ее отстраненного от власти брата зрело недовольство - они сами хотели править страной. Наконец, в 48 году до н. э. советник и воспитатель юного Птолемея, евнух Потин, полководец Ахиллас и еще несколько придворных малолетнего царя подняли мятеж против Клеопатры, так что юная царица была вынуждена бежать в Сирию. Там она собрала войско, с помощью которого намеревалась вернуть себе трон.
В это время в Египет прибыл Гай Юлий Цезарь

только что победивший своего главного противника, Гнея Помпея Великого, в сражении при Фарсале.

Помпей прибыл в Александрию на несколько дней раньше, надеясь получить помощь, но Потин и Ахиллас предпочли не ссориться с Цезарем и незамедлительно убили Помпея. К их удивлению, Цезарь был весьма рассержен: своих врагов он всегда предпочитал уничтожать сам. Воспользовавшись царящей в стране смутой, он решил утвердить там власть Рима: богатый и процветающий Египет был необходим ему, лишь недавно подчинившему себе Рим, и как возможный союзник, и как торговый партнер.

Цезарь заявил о своем праве рассудить конфликт между Клеопатрой и Птолемеем. Но если Птолемей был неподалеку и смог незамедлительно в сопровождении Потина прибыть к Цезарю, то Клеопатре пришлось добираться до столицы тайком. По преданию, влюбленный в царицу сириец Аполлодор довез ее, одетую как простая служанка, в рыбачьей лодке до Александрии, а затем пронес в покои Цезаря в мешке для постели. В фильмах чаще изображают роскошный ковер, из которого перед глазами Цезаря предстает юная красавица, но историки настаивают на том, что в ковер Клеопатру все же не заворачивали. Можно только догадываться, как именно уговаривала молодая царица великого римлянина, но наутро он официально объявил всей Александрии, что Клеопатра правит Египтом согласно завещанию отца и при его, Цезаря, поддержке.
Историки сходятся на том, что Цезарь был пленен Клеопатрой с первой встречи. Он с молодости славился на весь Рим как ценитель женской красоты. Своими любовными похождениями даже завоевал прозвище «мужа всех жен», но в зрелом возрасте - а на момент встречи с Клеопатрой ему было около пятидесяти трех лет - научился ценить не только внешнюю привлекательность, но и душевные качества: ум, смелость, находчивость, обаяние и образованность. Всем этим Клеопатра обладала в полной мере. Она была совершенно не похожа ни на римских матрон, чьим главным достоинством Клеопатра была окружена всю жизнь, не было никого, хотя бы отдаленно похожего на Цезаря - сильного, волевого и властного воина и правителя.
Возмущенная грубым обращением римских солдат, Александрия восстала, требуя отдать власть младшей сестре Клеопатры Арсиное

Небольшое войско Цезаря, вместе с ним и Клеопатрой, оказалось буквально заперто во дворце. С одной стороны к столице приближались верные Птолемею египетские войска, с другой - бывшие легионы Помпея. Лишь подоспевшее вовремя подкрепление спасло Цезаря и Клеопатру: в январе 47 года до н. э. в битве у Мареотииского озера египетские войска были разгромлены, Птолемей утонул при бегстве, Потин был казнен, а Арсиноя взята в плен.
Благодаря поддержке Цезаря Клеопатра, хоть и вынужденная снова вступить в брак с очередным своим братом, Птолемеем XIV Неотеросом, стала единоличной правительницей Египта.
Клеопатра родила от Цезаря сына, которого назвали Цезарионом

Летом 46 года до н.э. Цезарь вызывает Клеопатру в Рим (формально - для заключения союза между Римом и Египтом). Клеопатре была выделена вилла Цезаря в его садах на берегу Тибра. Ходил даже слух, что Цезарь собирается взять Клеопатру своей второй женой и перенести столицу в Александрию. Сам Цезарь приказал поместить позолоченную статую Клеопатры у алтаря Венеры Прародительницы (Венеры как мифического предка рода Юлиев, к которому он принадлежал). Однако Цезарь не решился официально признать Цезариона своим сыном.
Цезарь был убит в результате заговора 15 марта 44 до н. э. Месяц спустя, в середине апреля, Клеопатра покинула Рим и в июле прибыла в Александрию. Вскоре после этого умер 14-летний Птолемей XIV. По утверждению Иосифа Флавия, он был отравлен сестрой: рождение сына дало Клеопатре формального соправителя. В этой ситуации взрослеющий брат был ей совершенно излишен.


В Риме началась гражданская война между убийцами Цезаря, Кассием и Брутом

с одной стороны, и с другой стороны - его наследниками Марком Антонием и Октавианом Августом . Антоний и Октавиан победили. При разделе римского мира, произведенном после разгрома республиканцев, Антонию достался Восток. Антоний, планирующий войну с парфянами, прибывает в Египет, чтобы заручиться помощью Египта. Во время подготовки к парфянскому походу Марку Антонию донесли, что царица Египта тайно помогала республиканцам: для правительницы, посаженной на трон силой римских легионов - а именно так смотрели на нее из Рима, - этот донос мог стать роковым. Антоний, разбивший лагерь в городе Тирс в Киликии, призвал Клеопатру к себе. Он вряд ли хотел справедливости - зато точно намеревался стребовать с Египта огромный штраф, дабы на эти деньги снарядить свое войско.

Клеопатра знала, с кем ей придется иметь дело. Антоний бывал в Египте еще во времена ее отца. И позже, когда Клеопатра была в Риме, она имела возможность наблюдать за ним, в то время лучшим другом и ближайшим соратником Цезаря. Она знала, что Антоний был влюбчив и тщеславен, падок на женскую красоту, любил лесть и роскошь, почитал себя единственным наследником Цезаря и воплощением Геракла - мифического прародителя рода Антониев. На Геракла он и правда был похож: как писал Плутарх, «он обладал красивой и представительной внешностью. Отличной формы борода, широкий лоб, нос с горбинкой сообщали Антонию мужественный вид и некоторое сходство с Гераклом, каким его изображают художники и ваятели... Он старался подкрепить это и своей одеждой: всякий раз, когда ему предстояло появиться перед большим скоплением народа, он опоясывал тунику у самых бедер, к поясу пристегивал длинный меч и закутывался в тяжелый военный плащ... Даже то, что остальным казалось пошлым и несносным - хвастовство, бесконечные шутки, неприкрытая страсть к попойкам... - солдатам внушало удивительную любовь и привязанность к Антонию». Клеопатра понимала, что, если она приедет в Тирс, на карту будут поставлены ее жизнь и царство, и решила действовать наверняка.
Клеопатре на момент их встречи было 29 лет, Антонию - 40. На встречу с Антонием царица прибыла, по словам Плутарха "на ладье с вызолоченной кормою, пурпурными парусами и посеребренными веслами, которые двигались под напев флейты, стройно сочетавшийся со свистом свирелей и бряцанием кифар. Царица покоилась под расшитою золотом сенью в уборе Афродиты, какою изображают ее живописцы, а по обе стороны ложа стояли мальчики с опахалами - будто эроты на картинах. Подобным же образом и самые красивые рабыни были переодеты нереидами и харитами и стояли кто у кормовых весел, кто у канатов. Дивные благовония восходили из бесчисленных курильниц и растекались по берегам". Антоний был совершенно пленён Клеопатрой. Их роман продлился более 10 лет до самой их смерти. У Клеопатры было трое детей от Антония.


К 32 году до н.э. отношения между бывшими союзниками - Антонием и Октавианом - окончательно превратились из дружеских во враждебные. Антоний, увлеченный Клеопатрой и порвавший со своей официальной женой Октавией (сестрой Октавиана), раздававший детям от Клеопатры римские земли, стал выглядеть в глазах римлян изменником. В битве при Акциуме 2 сентября 31 до н. э. флот Антония и Клеопатры проиграл, побежденные вернулись в Египет и пытались бежать в Индию, но при попытке перетащить суда волоком через Суэцкий перешеек их сожгли арабы. От плана побега пришлось отказаться.
Когда Октавиан достиг Египта, Антоний покончил с собой, бросившись на меч. Клеопатра пыталась соблазнить Октавиана или хотя бы договориться с ним, но чары 39-летней царицы на этот раз оказались бессильны. Октавиан хотел увезти Клеопатру как пленницу в Рим для участия в своем триумфе, однако Клеопатра покончила с собой. По самой распространённой версии, Клеопатра умерла от укуса змеи, однако змею в комнате не нашли. По другой, более правдоподобной версии, Клеопатра отравилась ядом. В пользу этой версии говорит быстрая смерть Клеопатры, то, что она незадолго до смерти испытывала яды на заключенных, и наконец, то, что вместе с Клеопатрой нашли двух мертвых служанок.


Она не знала жалости к проигравшим, не было у неё жалости и к себе - потерявший все должен достойно уйти. Клеопатру похоронили с почестями, рядом с Антонием. Завоеватель приказал убрать из Александрии статуи Антония, не тронув при этом мраморные изваяния Клеопатры. Цезарион, сын Клеопатры и Гая Юлия Цезаря, был казнён, как вероятный претендент на власть. Земной путь прекрасной египтянки завершился, а легенда только начала свой путь в бессмертие, в прекрасные произведения искусства.

Достоверных изображений Клепатры не сохранилось. Существует несколько античных бюстов Клеопатры, самым достоверным считается алжирский бюст Клепатры, сейчас находящийся в Берлинском музее античности, созданный после её смерти по случаю свадьбы дочери Клеопатры. Одни ученые считают, что это бюст самой Клеопатры в её последние годы, другие считают, что бюст изображает не Клеопатру, а её дочь.


Сохранились изображения Клеопатры на монетах, отлитых в её царствование, однако сложно сказать, насколько они отражают её действительную внешность.Профили на монетах показывают женщину с волнистыми волосами, крупными глазами, выступающим подбородком и носом с горбинкой (наследственные черты Птолемеев).

Опубликовано: Февраль 28, 2015

Клеопатра в искусстве и живописи: экзотическая королева и роковая женщина

Клеопатра вдохновляла художников ещё с эпохи Возрождения. С одной стороны она была великой царицей, чьей привлекательности поддались Цезарь и Антоний, два наиболее влиятельных римских военачальника. С другой стороны, её трагическое самоубийство, которое лишило победителя, по крайней мере, части его триумфа. Тем не менее, древние авторы согласны с фактом, что Клеопатру укусила змея в руке. Укус в грудь - выдумка Шекспира, которая позже была охотно подхвачена изобразительным искусством.


Гвидо Рении: «Смерть Клеопатры» (1625-1630)

Гвидо Рени показывает Клеопатру в позе кающейся грешницы. Для сравнения, справа находится его картина «Мария Магдалина» (1635). На ней изображена та же поза, и то же выражение. Разница, помимо обязательного присутствия змеи, только в освещении, которое обещает даровать Марии Магдалене божественную благодать. В данном случае, историческая достоверность двух женщин, чей внешний вид и убранство отвечает XVII веку, абсолютно не важна.

Гвидо Каньяччи: «Смерть Клеопатры» (1658)

Гвидо Каньяччи величественно изобразил обнажённую девушку, которая мирно ушла из жизни, хотя на момент смерти Клеопатре было почти 40 лет. Как и многие мадонны того времени Клеопатра и её слуги имели светлые или каштановые волосы, которые показывают, что иностранный/экзотический элемент маловажен для художника. Ему это скорее казалось хорошей возможностью показать, как можно больше обнажённого тела, что, безусловно, было не так легко сделать со святыми.

Герард де Лересс: «Пир Клеопатры» (прибл.1680) и Джованни Баттиста Тьеполо: «Пир Клепатры» (прибл.1744)

Лересс и Тьеполо показали Клеопатру как типичную правительницу эпохи барокко, которая в своём дворце принимает иностранного военачальника. Архитектура - самый важный элемент, который не имеет абсолютно ничего общего с чужой культурой или эпохой. В случае Лересса «экзотика» ограничена обнажённой грудью Клеопатры, которая находится под значительным влиянием воображения его времени, как исторической реальности, и одеждой, которую носил Антоний. Тьеполо в этом случае идёт ещё дальше, его персонажи почти полностью одеты по современной моде. Подобные изменения от исторических до данных вытекают не столько из несостоятельности художников, сколько из полного безразличия к исторической достоверности.

Особенно по сравнению с Тьеполо кажется, что Реньо прикладывает немного больше усилий в достижении исторической точности. Но это только на первый взгляд. Для сравнения рядом представлен портрет Жозефины де Богарне написанный Пьером Полем Прюдоном (1805). Это подтверждает, что и здесь одежда, мебель и даже поза собраны из тогда действующего неоклассицизма.

Жан-Леон Жером: «Клеопатра перед Цезарем» (1866)

Впервые крупные изменения становится очевидны в этой картине Жерома. На ней молодая женщина представляет своё великолепное тело, где Цезарь конечно же зритель. Экзотичность её одежды подчёркивает темнокожий нубийский раб. Цезарь в отличие от них почти исчезает в тени, это старый уже лысеющий мужчина. Хотя могут быть сомнения в том, что Жером достиг гораздо большей исторической реальности, чем его предшественники, очевидно, что в его картине экзотический аспект истории сместился в центр внимания.

Жан Андре Риксен: «Смерть Клеопатры» (1874)

Этот процесс становится еще более очевидным в картине Жана Андре Риксена. Здесь представлено и хорошо освещено сладострастное обнаженное тело женщины. Экзотические мечты стали очень модными благодаря популярному в то время ориентализму. Клеопатра появляется как одалиска, как белая рабыня гарема. Историческая странность, которая во многом игнорировались в XVIII веке, в настоящее время является необходимой декоративной деталью.

Александр Кабанель: «Клеопатра испытывает яд на приговоренных к смерти» (1887)

На картине Кабанеля снова доминирует зрелище. Красивая, но жестокая Клеопатра изучает холодный и бесстрастный эффект яда на нескольких бедных заключенных. Художник также прилагает большие усилия к экзотической одежде и египетской архитектуре на заднем плане, которую он, вероятно, знал по очень популярным тогда картинам Дэвида Робертса.

Фредерик Артур Бриджман: «Клеопатра на террасах Филе» (1896)

Для Бриджмена архитектура играет столь же важную роль. Ей он добавил свет и пейзаж. Сам Бриджмен путешествовал по Египту и использовал свои впечатления в серии картин - лишь частично с историческими мотивами. Клеопатра уже не так важна. Она просто предлог, чтобы представить красивую женщину на фоне египетского пейзажа.

Поэтому мы можем утверждать, что восточное экзотическое убранство, которое появилось в середине XIX века, увеличивалось всё больше и больше, пока она не превратилось в основную цель.

Дьюла Бенцур: «Смерть Клеопатры» (1911)

Картина Дьюла Бенчура особенно впечатляет в этом контексте. Он возвращается не только к традиционной позе (барокко), но единственный показывает страдания пожилой женщины.

Арт-деко

С успехом современного искусства фактически наступил и конец истории искусства. Ни один художник больше не смог решится показать Клеопатру такой, какой она была. Ответ арт-деко заключается в том, чтобы использовать историю как знак, символ. Клеопатру преобразовали из исторической фигуры в зеркальное отображение чарующей женщины ревущих двадцатых, в неподвластную времени роковую женщину.

Клеопатры в стиле арт-деко написанные Джозефо Кристиано Лейендекером (1920-е), Рольфо Армстронгом (1939) и Генри Клайвом (прибл. 1946).

Кино

Реальным наследником истории живописи стал кинематограф. И если вы посмотрите на изображения Клеопатры в кино, то сразу поймете, как долго эти кинокартины находились под влиянием истории живописи преимущественно XIX века.

Вивьен Ли в роли Клеопатры в 1945 году и Элизабет Тэйлор в 1963 году

Леонор Варела в роли Клеопатры в 1999 году и Моника Беллуччи в 2002 году

Картины в галерее:



От: ,  26584 просмотров
- Присоединяйтесь!

Ваше имя:

Комментарий:

Как изображения Клеопатры раскрывают эволюционирующие представления о женщинах

Смерть Клеопатры очаровала художников по соображениям поочередно чувственным, торжественным и глубоко подозрительным к легендарной царице. На протяжение веков для многих художников и скульпторов изобразить Клеопатру - это возможность увековечить мифы об опасностях от роковых женщин и даже страхе перед женским могуществом.


Художники писали образ прекрасной властительницы обнаженной, в мучительном, драматическом состоянии и эти изображения говорят больше о времени, в котором они были сделаны, чем о самой Клеопатре.

Создана в середине первого века до нашей эры, роспись стены в Помпеях: Венера и Амур, но скорее всего, это изображение Клеопатры в облике Венеры с ее сыном Цезарионом как Амуром. Древнеримский художник. Драматичный, тревожный взгляд у царицы.

Скорее всего, посмертный портрет Клеопатры с рыжими волосами и ее характерными чертами лица, в королевской диадеме и жемчужных шпильках.

В 48 году до н.э. Юлий Цезарь победил Помпея Великого в Александрии и Фарсале, и стал диктатором Римской империи. Он остался в дворце Птолемея. Вскоре после этого Клеопатра присоединилась к нему, тайно вернувшись во дворец из ссылки. Пара быстро объединилась в любви и политике, вместе восстановив египетский трон.

Вот картинка, визуальный рассказ о важнейшем эпизоде в жизни царицы, в немалой степени поспособствовавшим легендам о ее роковой красоте о обаянии.

Гравюра с картины Жан-Леона Жерома (1866).

Эта сцена всем известна по голливудскому фильму.
В комнату Цезаря входит раб с мешком на плече. (В голливудском фильме вместо мешка роскошный восточный ковер.)

Цезарь с любопытством глядит, как раб опускает мешок на пол.

Из него выбирается невысокая женщина, вернее, молодая девушка. Она принимает величественную позу, гордо вздергивает орлиный носик и, обольстительно улыбаясь, говорит Цезарю: "Я - царица Египта". Цезарь влюбился в девушку за красоту и обходительное обхождение. Он поражен ее смертельно опасным поступком и ученостью.

Царице Клеопатре двадцать два года. Великому полководцу Цезарю - пятьдесят три. Римлянин уже имеет большую плешь, и волосы зачесывает на лоб. Но он весьма искусен в сексе.

Клеопатра управляла Египтом в течение 22 лет, задолго до убийства Цезаря в 44 году до нашей эры. Ее последующий союз с Марком Антонием, потенциальным преемником трона Цезаря, закончился взаимным самоубийством, когда Октавиан победил пару. Клеопатра, вероятно, не использовала ядовитую змею, но художники 15-го века начали увековечивать этот миф; а Шекспир в начале XVII века в «Антония и Клеопатра» еще и укрепил его.

Микеланджело. Клеопатра

Клеопатра никогда не получала должного признания за свои исключительные достижения.
«Мало того, что она командовала армией и флотом, вела переговоры с иностранными державами и председательствовала над храмами, она также вершила правосудие и регулировала экономику», - пишет ее биограф Стейси Шифф.

Имидж Клеопатр страдал от негативного пиара: Октавиан первым начал создавать многовековую легенду о побежденной королеве как «бессмысленной соблазнительнице».

От Микеланджело до режиссеров Голливуда разного плана художники игнорировали ее политическую хватку и блеск (она свободно говорила на девяти языках). Не так опасно было думать, что она фатально привлекательна, чем чертовски умна.

Но некоторые из самых ранних изображений Клеопатры, по сути, не представляли ее красивой соблазнительницей. Монеты, относящиеся к 30-м годам до нашей эры, изображают правительницу как очень обычную женщину.

Известный биограф Плутарх 1-го века написал один из первых письменных отчетов о королеве. Он подчеркивал ее харизму больше, чем ее красоту, хотя он обвинил Марка Антония в том, что тот поддался на ее соблазны. Другими словами, он продолжил миф Плутарха о Клеопатре как роковой женщине.

Россо Фиорентино, 1494-1540
Смерть Клеопатры, ок. 1540


«Смерть Клеопатры», Джампетрино (1524-1526)

Она была особенно важна для художников эпохи Возрождения, которые изображали в ней образ той самой убийственно опасной красавицы, чьего влияния на них, беззащитных), так боялись и, наверно, по сей день боятся мужчины.
А вот они уже ее писали чертовски соблазнительной, свободной и без религиозного экстаза - просто могущественную колдунью любви, умирающую и прекрасную. В 17 веке Белл говорил: если вы хотите, чтобы было у вас что-то сексуальное, достаточно повесить картину Клеопатры или поставить ее скульптурное изображение.

Вот картина Каньяччи, смотрите: неясно жива ли она или мертва, это просто какой-то сюрреалистический опыт, где начинает размывать линии между вымыслом и реальностью.

Ученые на пороге открытия тысячелетия: будет ли найдена гробница одной из самых знаменитых и таинственных женщин в истории - царицы Клеопатры?

С египетского средиземноморского побержья, а точнее из местечка, расположенного в пятидесяти километрах к западу от знаменитого порта Александрия, городка Абу-Сир, стоящего на месте древнего Тапосириса Магна, пришла новость, которую в мире восприняли с энтузиазмом, сравнимым, разве что с обнаружением богатого месторождения нефти или золота...

Раскопки в Тапосирисе начались несколько лет назад интернациональной группой молодых, но уже зарекомендовавших себя археологов. По словам главы Высшего совета по делам древностей Египта Захи Хаваса, находки в Тапосирисе позволяют все увереннее говорить о том, что в этом месте вскоре будет сделано потрясающее археологическое открытие.

«Мы предполагаем, что именно здесь будут обнаружены погребения Клеопатры и ее возлюбленного великого римского полководца Марка Антония, поскольку данный храм был воздвигнут в честь бога Осириса и его супруги Изиды, которых воплощали при жизни Антоний и Клеопатра», - говорит Хавас.

К настоящему моменту ученые обнаружили большое число предметов из бронзы, в том числе, монеты с профилем Клеопатры. Найден также мраморный бюст великой царицы и еще целый ряд предметов с ее изображением

Однако самой многообещающей находкой в Тапосирисе стал подземный тоннель, который как предполагают исследователи, может привести их к долгожданному эпохальному открытию - гробницам Клеопатры и Антония.

Образ Клеопатры окутан романтическим ореолом тайны и до сих пор вызывает огромный интерес. История жизни, любви и трагической смерти этой великой сильной женщины до наших дней остается до конца не разгаданной. Что в многочисленных легендах о Клеопатре правда, а что вымысел?

Одной из тайн, которая не дает спокойно спать честолюбивым археологам, является тайна смерти Клеопатры. Из дошедших до нас источников известно, что царица покончила с собой после гибели своего возлюбленного великого римского полководца Марка Антония. По преданию, Клеопатра похоронила любимого со всеми почестями в изысканной гробнице, а затем заперлась в собственной гробнице, где ее позднее и обнаружили мертвой. Где могила великой царицы? Похоронена ли она под толщей воды Средиземного моря, как считали раньше, или же все-таки находится на побережье и до раскрытия тайны Клеопатры остается считанное время?

Родившаяся в 69 году до н.э., Клеопатра была одной из дочерей царя Птолемея XII. С ранеей юности девушка испытывала жажду власти. Она не обладала, вопреки распространенным легендам, классической красотой, однако являлась, безусловно, роковой восточной красавицей, благодаря удивительному сочетанию внешней привлекательности, изящного ума, образованности, чувства юмора, обаяния и твердого волевого характера.

Она стала царицей в 17 лет и да самой смерти (а умерла Клеопатра в сорок) оставалась личностью, о которой говорили самые прекрасные и самые страшные вещи, но равнодушного отношения к этой великой женщине не было даже в самые тяжелые для нее годы властвования.

Может ли случиться так, что ответы на все тайны жизни и смерти Клеопатры и ее возлюбленного Марка Антония дадут археологические раскопки, проводимые в настоящее время в районе древнего города Тапосирис?

По мнению Захи Хаваса, такое вполне вероятно. «Источники рассказывают, что Клеопатра выбрала для гробницы Антония священное место под названием «Тапосирис Магна» (гробница бога Осириса) в окрестностях Александрии», - рассказывает Хавас. По его словам, такой выбор был не случайным, поскольку Клеопатра, как царица Египта, являлась воплощением богини Изиды, сестры и супруги Осириса. А самого Антония она всегда считала воплощением Осириса.

После похорон Антония, Клеопатра покончила с собой, будучи не в силах пережить разлуку с любимым, а также чтобы избежать унизительной поездки в Рим в качестве военного «трофея» на параде триумфатора Октавиана. Клеопатра была сильной женщиной и хотела навсегда остаться великой неповерженной царицей. Какой способ царица выбрала,чтобы свести счеты с жизнью, неизвестно. Бытует мнение, что слуги пронесли в покои Клеопатры быстродействующий яд или ядовитую змею, которые и завершили ее славный земной путь и открыли дорогу в вечность.

Так куда ведет обнаруженный археологами таинственный тоннель? К разгадке одной из самых интересных тайн истории или к очередному вздоху разочарования? Ведь Клеопатра неоднократно насмехалась над желающими разгадать ее тайну. Много раз ученые, как казалось, находили место ее захронения, однако, тайна всегда ускользала от своих преследователей.

Клеопатра: Экзотическая Королева и фатальная женщина.

Я - Клеопатра, я была царица,
В Египте правила восьмнадцать лет.
Погиб и вечный Рим, Лагидов нет,
Мой прах несчастный не хранит гробница.

В деяньях мира мой ничтожен след,
Все дни мои - то празднеств вереница,
Я смерть нашла, как буйная блудница...
Но над тобой я властвую, поэт!

Вновь, как царей, я предаю томленью
Тебя, прельщенного неверной тенью,
Я снова женщина - в мечтах твоих.

Бессмертен ты искусства дивной властью,
А я бессмертна прелестью и страстью:
Вся жизнь моя - в веках звенящий стих.
Ноябрь 1899 Брюсов Валерий

Клеопатра вдохновляла художников начиная с эпохи Возрождения. Она была царицей перед прелестями которой не
устояли два великих римских полководца - Цезарь и Антоний.
Римский историк Секст Аврелий Виктор, негативно настроенный к Клеопатре, пишет о ней так:
"Она была так развратна, что часто проституировала, и обладала такой красотой, что многие мужчины своей
смертью платили за обладание ею в течение одной ночи".

По самой распространённой версии, Клеопатра умерла от укуса змеи в руку, однако змею в комнате не нашли.
По другой Клеопатра отравилась ядом.
Версия укуса в грудь была изобретением Шекспира, которую сразу подхватили в изобразительном искусстве.


Гвидо Рени: Смерть Клеопатры (1625-30)


Гвидо Рени: "Мария Магдалина" (1635)

Гвидо Рени показывает Клеопатру в позе кающегося грешника. Для сравнения, на его картине "Мария Магдалина" (1635) -
та же самая поза, то же выражение. Разница только в атрибутике – обязательный змей.

Это подтверждает, что и одежда, и мебель, и даже поза взяты из эпохи неоклассицизма.


Claudette Colbert as Cleopatra in 1934.

Она раскинулась лениво -
Навек забыть, навек уснуть...
Змея легко, неторопливо
Ей жалит восковую грудь...

Я сам, позорный и продажный,
С кругами синими у глаз,
Пришел взглянуть на профиль важный
На воск, открытый напоказ...


Vivien Leigh as Cleopatra in 1945

Тебя рассматривает каждый,
Но, если б гроб твой не был пуст,
Я услыхал бы не однажды
Надменный вздох истлевших уст:

«Кадите мне. Цветы рассыпьте.
Я в незапамятных веках
Была царицею в Египте.
Теперь - я воск. Я тлен. Я прах». -


Liz Taylor in 1963.

«Царица! Я пленен тобою!
Я был в Египте лишь рабом,
А ныне суждено судьбою
Мне быть поэтом и царем!

Ты видишь ли теперь из гроба,
Что Русь, как Рим, пьяна тобой?
Что я и Цезарь - будем оба
В веках равны перед судьбой?»


Leonor Varela as Cleopatra in 1999

Замолк. Смотрю. Она не слышит.
Но грудь колышется едва
И за прозрачной тканью дышит...
И слышу тихие слова:

«Тогда я исторгала грозы.
Теперь исторгну жгучей всех
У пьяного поэта - слезы,
У пьяной проститутки - смех».
Александр Блок


Monica Bellucci in 2002.

Уже целовала Антония мертвые губы,
Уже на коленях пред Августом слезы лила...
И предали слуги. Грохочут победные трубы
Под римским орлом, и вечерняя стелется мгла.
И входит последний плененный ее красотою,
Высокий и статный, и шепчет в смятении он:
«Тебя - как рабыню... в триумфе пошлет пред собою...»
Но шеи лебяжьей все так же спокоен наклон.
А завтра детей закуют. О, как мало осталось
Ей дела на свете - еще с мужиком пошутить
И черную змейку, как будто прощальную жалость,
На смуглую грудь равнодушной рукой положить.

7 февраля 1940, Анна Ахматова