«А вы могли бы?», анализ стихотворения Маяковского


Я сразу смазал карту будня,

плеснувши краску из стакана;

я показал на блюде студня

косые скулы океана.

На чешуе жестяной рыбы

прочел я зовы новых губ.

ноктюрн сыграть

на флейте водосточных труб?

Обилие глагольных форм - «смазал», «плеснувши», «показал», «прочел» - придает стиху динамичность. Глаголы связывают (одновременно противопоставляя друг другу) художественные образы: «карту будня», «косые скулы океана», чешую «жестяной рыбы», «зовы новых губ», «флейту водосточных труб». Эти образы-метафоры явственно рисуют основной конфликт стихотворения: несовместимость, противоположность прозы жизни и поэтического взгляда на мир. Правда, поэт, видящий за обыденным высокое, активно вмешавшись в жизнь («сразу смазал»), в состоянии превратить будни в праздник и даже сыграть «ноктюрн» на таком необычном инструменте, как водосточная труба. Но это только подчеркивает противостояние поэтического «я» и толпы («вы»), глухой к музыке жизни, не способной в зримом, повседневном («чешуе... рыбы») видеть и слышать высокую мелодию («зовы... губ»). И вызов поэта толпе, заявленный уже в заглавии, («А вы могли бы?»), усиливается его дословным повторением в предпоследнем стихе: «А вы / ноктюрн сыграть / могли бы...» Будучи разбитым на три строчки, этот стих-вопрос получает дополнительные паузы, подчеркивающие и помогающие понять общий смысл всего стихотворения.

По-своему, интересно и своеобразно прочитал и осмыслил эти строки писатель Андрей Платонов. Назвав стихотворение «Оригинальным и глубоким, если вчитаться и вдуматься в него»

Обновлено: 2011-05-09

Посмотрите

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Историко-биографический материал

История создания и дата написания стихотворения

В вышедшем в марте 1913 года альманахе «Требник троих» Маяковский публикует несколько новых стихотворений и рисунков. Среди этих стихотворений - «А вы могли бы?».

В нем поэт уже не просто наблюдает, фиксирует городские картины, а действует сам.

Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана; я показал на блюде студня косые скулы океана. На чешуе жестяной рыбы прочел я зовы новых губ. А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб? 1913

Лирический герой этого стихотворения одинок, он страдает от непонимания окружающих его людей, тоскует по другой живой человеческой душе, его удручает однообразие, обыденность мысли. Обычный человек, глядя на водосточную трубу, видит в ней всего лишь уродливо изогнутую конструкцию из металла, имеющую утилитарное назначение. Но лишь поэту в любой вещи, в любой житейской мелочи видится необычное: водосток кажется похожим на флейту, мир - на старую жестяную рыбу или на студень. В отличие от очень многих, поэт воспринимает простую водосточную трубу как изысканный музыкальный инструмент, он слышит «зовы новых губ», то есть новые идеи, новых людей. «И только в великой тоске, будучи лишенным не только океана и любимых уст, но и других, более необходимых вещей, можно заменить океан - для себя и читателей - видом дрожащего студня...», - писал А. Платонов. Платонову с его постоянными мучительными поисками смысла жизни, «вещества существования», с его мечтой о человечности и душевности это стихотворение Маяковского оказалось особенно близким.

Лирический герой Маяковского - бунтарь. Он не мирится с серостью и пошлостью, бездуховностью и унылостью, бросает вызов миру, и ему многое удается изменить: «Я сразу смазал карту будня». «Карта будня» здесь выражает схематичность, упорядоченность, строгую расчисленность (некое расписание) хода жизни. На этой карте пятно выплеснутой краски как бы образует новый, неведомый «материк». Вместе с тем, целый ряд образов стихотворения "А вы могли бы?" («из стакана» - «на блюде студня» - «на чешуе жестяной рыбы») актуализирует в сознании читателя то значение существительного «карта», которое в словаре В.И. Даля приводится после карты географической и перед картой игральной: «Список кушаньям, роспись блюдам. Обед по карте». Во многих произведениях раннего Маяковского едящие люди описываются дотошно и с ненавистью (наблюдение О. Лекманова).

Замечательно, что герой стихотворения воспринимает себя равновеликим целому миру, недаром стихотворение открывается лирическим «я» поэта, а слова, находящиеся в начале или в конце строки, уже в силу своего положения звучат по-особому. Ярким пятном лирический герой врывается в серость мира, выплескивая на него краску искренних чувств. Он «показал на блюде студня косые скулы океана». Казалось бы, это предложение бессмысленное. Действительно, что такое здесь это «блюдо студня»? Вне контекста стихотворения - закусочное блюдо, но в данном случае - это метафора, обозначающая нечто мутное, дряблое, тающее, скользкое, прозаическое, противопоставленное океану. Соседство (сравнение) с «блюдом студня» особенно ярко подчеркивает поэтичность, великолепие, величественность, энергию «океана» с его «косыми скулами» («косыми скулами» в реальном плане могут выступать и океанические волны, в метафорическом же смысле «косые скулы» - это знак собранности, твердости, мужественности, в отличие от аморфности «студня»). Слова в стихотворении, будучи соединенными особым образом, представляют собой как бы новое слово со своим новым значением, и это новое метафорическое значение необыкновенно расширяет семантику стиха.

И вот уже герой не ощущает себя одиноким. В «жестяной рыбе», то есть в холодном, жестоком, механическом мире ему видятся люди, солидарные с ним, герой читает «зовы новых губ». Зарождается чувство единства и, главное, надежда. Надежда на то, что на зов поэта откликнется родственная душа, что в душе обычного человека зазвучат лирические струны. Теоретически при прочтении последней фразы «А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?» возможна двоякая интонация: интонация вопросительная, с упреком другим, с акцентированием своего собственного превосходства над другими, и интонация вопросительная с надеждой на то, что и другие смогут сыграть ноктюрн на водосточной трубе. Однако название стихотворения подчеркивает, что стихотворение написано именно как обращение к другим с мечтой, мольбой об отклике, о понимании. К тому же местоимение «я», при всей масштабности лирического героя, не выделено в отдельную строку, а «вы» занимает отдельную строку, акцентируется.

Главная > Анализ

Маяковский

А ВЫ МОГЛИ БЫ?

Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?

Анализ стихотворения «А вы могли бы?»

Лирический герой этого стихотворения одинок, он страдает от непонимания окружающих его людей, тоскует по другой живой человеческой душе, его удручает однообразие, обыденность мысли. Обычный человек, глядя на водосточную трубу, видит в ней всего лишь уродливо изогнутую конструкцию из металла, имеющую утилитарное назначение. Но лишь поэту в любой вещи, в любой житейской мелочи видится необычное: водосток кажется похожим на флейту, мир – на старую жестяную рыбу или на студень. В отличие от очень многих, поэт воспринимает простую водосточную трубу как изысканный музыкальный инструмент, он слышит «зовы новых губ», то есть новые идеи, новых людей. «И только в великой тоске, будучи лишенным не только океана и любимых уст, но и других, более необходимых вещей, можно заменить океан – для себя и читателей – видом дрожащего студня...», – писал А. Платонов. Платонову с его постоянными мучительными поисками смысла жизни, «вещества существования», с его мечтой о человечности и душевности это стихотворение Маяковского оказалось особенно близким.

С помощью ярких метафор («карта будня», «флейта водосточных труб») Маяковский создает масштабные образы. Благодаря этим приемам, лирический герой предстает перед нами большим и могучим. Он уверенный в себе человек, поднявшийся над обществом. Ему под силу делать совершенно невообразимые вещи. Он способен преобразовать этот тусклый и обыденный мир, сделать его ярким и интересным («Я сразу смазал карту будняя, плеснувши краску из стакана»). Лирический герой может видеть большое в маленьком и донести это до других («я показал на блюде студня косые скулы океана»). Последние строчки стихотворения расположены лесенкой. Это заставляет читателя делать паузы, выделяя тем самым значимые слова. Маяковский остро ставит вопрос: мне все под силу, а на что способны другие?

Стихотворение написано в 1913 году и несколько выделяется среди более ранних произведений, которые носили более прямолинейный и даже жесткий характер. Стихотворение все пронизано удивительной метафоричностью и образностью, присутствует даже романтическое настроение, которое не очень свойственно автору.

Тема и идея стихотворения

Лирический герой стихотворения, которого Маяковский, естественно, отождествляет в собственной персоной, глубоко несчастен и страдает от духовного одиночества. В жизни поэта было много лишений и духовных драм, он до конца остался один на один с собственным «Я». Любимые им люди отвергали его, общество не принимало резкие, порой карикатурные стихи.

Основная идея произведения - монотонность бытия, отсутствие родственной души в окружении поэта. В то время, как обычный человек, посмотрев на водосточную трубу, увидит в ней всего лишь водосточную трубу, Маяковский разглядит в предмете причудливую флейту. Он сетует на то, что таких людей как он, очень мало и он ужасно одинок в своем творческом видении мира.

Он отчетливо слышит «зовы новых губ», то есть он готов к новым идеям, открыт для новых людей. Его же окружение настроено не столь либерально. Бунтарю Маяковскому ужасно тесно существовать в подобных рамках, в условиях тотального непонимания и неприятия другими его идей и его творчества.

В конце стихотворения мы можем проследить явную надежду автора на то, что «зовы новых губ» будут услышаны не им одним. Он уверяется в том, что обретет солидарность и в совокупности с новыми прогрессивными знакомыми сможет хоть немного, но изменить мир к лучшему.

Структурный анализ

Все стихотворение наполнено пронзительными Маяковскими метафорами: ««показал на блюде студня косые скулы океана», при этом он отождествляет себя и свою резкость с косыми скулами, а остальной мир с бесформенным студнем. Окружение для него - «жестяная рыба», холодная механическая махина, которая движется по инерции. Само название выражает мольбу автора быть услышанным и понятым, он взывает к лирическим струнам человеческих душ.

Постоянное употребление местоимения «Я» подчеркивает масштаб личности лирического героя. Однако, все предложения с данным местоимением выделены автором в отдельные строки. А предложения, где он обращается к читателю, употребляя слово «Вы» занимают другие. Так подчеркивается противопоставление автора окружающему миру.

Заключение

Стихотворение «А вы могли бы?» остро передает трагизм бытия непонятого никем автора. Он задыхается среди серой массы, не может почувствовать, пожалуй, главных радостей, которые доступны обычным людям: свободу, любовь, понимание. И все же, несмотря на общий тон стихотворения, оно носит больше оптимистический характер. В силу возраста автор еще уверен, что он сможет свернуть горы.