Аттила вождь гуннов. Аттила – краткая биография. Объединение хуннов и угров

А.ВЕНЕДИКТОВ – Ну, пока я разыгрываю книгу «Аттила», Татьян, начинаю сразу спрашивать, что это за легенда вокруг могилы, где спрятаны все сокровища гуннов? Нельзя ли найти, не подскажете ли адресок?

Т.ГУСАРОВА – Сама искала.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Сама искала. Ну, хорошо, мы об этом тоже поговорим, безусловно, а сейчас я вас спросил, как в христианской традиции прозвали Аттилу? Ну, попробуйте ответить на этот вопрос.

РОЗЫГРЫШ ПРИЗОВ

А.ВЕНЕДИКТОВ – Книга уходит к Арсению, действительно, Аттилу назвали Бич Божий. Но это уже, наверное, после…

Т.ГУСАРОВА – Правильно.

А.ВЕНЕДИКТОВ – …после его смерти уже так, или это появляется, Татьяна..?

Т.ГУСАРОВА – Нет, это появляется еще и при жизни, потому что, конечно, те расстояния, которые прошел Атилла, и те беды, которые он принес, и более того, даже эпизод, случившийся в его жизни, что он беседовал с Папой римским Львом I…

А.ВЕНЕДИКТОВ – Подтверждается?

Т.ГУСАРОВА – Он подтверждается источниками…

А.ВЕНЕДИКТОВ – Да?

Т.ГУСАРОВА – Да. И, во всяком случае, благодаря этой, не дошедшей до нас…

А.ВЕНЕДИКТОВ – Архивам, архивам! Запись переводчиков.

Т.ГУСАРОВА – Записи, да, запись беседы, во всяком случае, Аттила не пошел на Рим. Он отвернулся от него. А что касается могилы…

А.ВЕНЕДИКТОВ – Давайте с могилы начнем!

Т.ГУСАРОВА – Дело в том, что неизвестно даже, где находились ставка Аттилы. Когда Аттила создал свою державу, которая простиралась от Рейна до Волги, от Балтики и до Крыма…

А.ВЕНЕДИКТОВ – Т.е. мы гунны?

Т.ГУСАРОВА – Ну, и гунны, и скифы – тут все вместе, трудно разделить, кто есть кто. Но, во всяком случае, ставку он свою поместил где-то в Венгрии – почему это любезно сердцу венгров – где-то между Тисой и Дунаем… Некоторые…

А.ВЕНЕДИКТОВ – Ставка как столица, да?

Т.ГУСАРОВА – Ставка как столица, резиденция. Там двор устроил, послов принимал. И даже говорят, что это походило неким образом на монарший двор, потому что он несколько лет в своем отрочестве провел заложником в Риме. И познакомился, во всяком случае, внешне, с обрядами, порядками, церемониалом и т.д. И там где-то, в междуречье Тисы и Дуная, он расположил свою резиденцию. Некоторые предполагают, что это было даже где-то в районе Старой Буды – Обуды так называемой. И вот раскопки XIX века, они велись там. Но, конечно же, никаких подтверждений. Есть даже какие-то монументальные, мемориальные, вернее, могилы, где-то какие-то памятнички стоят, как будто бы это могила Аттилы, но, конечно, достоверных подтверждений… и могила эта не найдена.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Ну, это, наверное, это связано легендой вокруг могилы Атиллы, что великий император… Ну, император – с точки зрения размаха державы, да?

Т.ГУСАРОВА – Да, да, да.

А.ВЕНЕДИКТОВ – …который между Византией и Западной Римской империей, умело манипулируя, создал третью империю, практически – он вдруг растворился без следа, со всеми награбленными своими пиратски… вот как, да, как Флинт?

Т.ГУСАРОВА – Да, да.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Сокровище куда делось-то? Где деньги, Зин?

Т.ГУСАРОВА – Да, и даже говорят, что он в могилу их унес.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Вот!

Т.ГУСАРОВА – Не зря вот эта легенда о трех гробах – золотой гроб, который, как бы, символизирует то, что он скифскую империю покорил; потом серебряный гроб, который тоже свидетельствует о том… якобы, свидетельствует о том, что он покорил еще и другие империи; и железный гроб. Ну вот, говорят, что там было очень много сокровищ, которые он награбил в своих походах. Но, все это легенда, так же как и легенда об Аттиле в «Песне о Нибелунгах» знаменитой.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Ну, это святое!

Т.ГУСАРОВА – Это святое, конечно.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Скажите, пожалуйста…

Т.ГУСАРОВА – Да.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Действительно, вот, в течение, там, 30 лет, в первой половине V века, практически, существовало три империи: Византия, гуннов и Западная? Это можно так говорить?

Т.ГУСАРОВА – Ну, если все-таки подходить с точки зрения историка и оперировать… и пользоваться все-таки какими-то терминами научными, то вряд ли, потому что нельзя говорить о существовании государства. Это было протогосударство – то, что создал Аттила, это было протогосударство. Это был уже не союз племен – то, что предшествует непосредственно государству – но степень организации власти все-таки свидетельствует о том, что он уже был на пути к созданию государства. У него был свой совет, у него были свои приближенные, которых он, кстати, рекрутировал не только лишь из родоплеменной знати, но так называемые избранные, среди которых было много готов, римлян…

А.ВЕНЕДИКТОВ – Поэтому я и сказал «империя».

Т.ГУСАРОВА – Да. Ну вот, поэтому, может быть.

А.ВЕНЕДИКТОВ –Дух империи, да?

Т.ГУСАРОВА – Центр империи находился где-то в междуречье Дуная и Тисы, а все остальное – провинции, буферные зоны. И когда нужно было, в состоянии войны, он правителей местных, вождей, заменял на своих наместников и таким образом мог манипулировать этим огромным пространством. Так что, в этом смысле, конечно, империя, но с точки зрения функции, которую выполняет государство, пока еще рано говорить об его государстве.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Почему вдруг, вот в начале V века на сколе двух империй – Византии… Или одной, вернее – Римской империи двухчастевой – сумела возникнуть такая варварская держава? Это что, роль личности в истории у нас такая? Вот такой Аттила был такой?

Т.ГУСАРОВА – Ну, конечно, нельзя отрицать роль личности в истории, и благодаря Аттиле империя гуннов достигла пика своего могущества. Но все-таки, надо сказать, что самого Аттилу создали события, потому что III – VI века – это время великого переселения народов – знаменитейшее событие в истории Евразии. И надо сказать, что в этом эпохальном событии принимали участие не только, как нам известно из учебников пятого класса по истории Средних веков, не только европейцы – германцы, славяне, кельты – но также и кочевники. И эти кочевники двигались волнами из глубин Внутренней Азии. И среди них как раз были вот эти, так называемые, то ли хунны, то ли гунны – это вопрос тоже научный, об их соотношении. И по коридору, степному коридору южно-сибирскому, прикаспийскому, причерноморскому и вплоть до средней дунайской низменности, они гуляли туда сюда.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Что значит гуляли?

Т.ГУСАРОВА – Ну, потому что… Гуляли, потому что возвращались, как и гунны, потому что, дойдя до Рейна, они не забывали о том, что у них в Причерноморье тоже есть владения. Те же самые хазары, те же самые авары – но правда, «гуляли» тут весьма относительное такое слово, потому что назад пути чаще всего не было, потому что сзади их подпирали уже другие, более сильные племена. Так что коридор действовал…

А.ВЕНЕДИКТОВ – Которые шли откуда?

Т.ГУСАРОВА – Тоже с Востока.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Все с Востока.

Т.ГУСАРОВА – Тоже с Востока. Т.е. это был коридор, который, в общем-то, действовал в одном направлении. Чаще всего.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Хорошо спрашивает наш слушатель Африкан, «Куда гунны сегодня подевались? Перевелись?»

Т.ГУСАРОВА – Да, это вопрос, конечно, интересный, да.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Интересный.

Т.ГУСАРОВА – Ну, опять-таки, если придерживаться научных позиций…

А.ВЕНЕДИКТОВ – Да.

Т.ГУСАРОВА – …то, конечно, гунны перевелись, потому что…

А.ВЕНЕДИКТОВ – Что значит, «перевелись»?

Т.ГУСАРОВА – Ну, потому что трудно говорить о том, кто такие гунны – такого этноса, как такового этноса с присущими ему даже, ну, нестабильными характеристиками тогда не существовало даже в V веке. Вот. Что касается тех, кто хочет себя назвать гуннами, то они находятся и сейчас. Но я прослежу чуть-чуть только историю. В Средние века венгры считали себя прямыми наследниками гуннов, и вся венгерская средневековая историография эту мысль муссирует. В XIX веке венгры искали – те, которые придерживались этой точки зрения – искали корни свои, прародину, гуннскую прародину, где-то в Тибете. И знаменитый Чома де Кереш, полиглот и, в общем-то, большой такой, знаменитый миссионер, пошел в Тибет и, ну, якобы, там нашел предков гуннов. Ну, это на самом деле оказалось не так, но по крайней мере, он составил два словаря тибетского языка. А сейчас, вот не далее как в этом месяце, в мае, в венгерском парламенте, в Государственном собрании рассматривалась просьба, прошение некой общественной организации, которая называет себя «Origo» – значит «происхождение». Эта организация собрала 2381 подпись с тем, чтобы их признали нац. меньшинством, гуннским нац. меньшинством.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Т.е. гуннами?

Т.ГУСАРОВА – Гуннами, да. Ну прямо вот, дети лейтенанта Шмидта обнаружились…

А.ВЕНЕДИКТОВ – Общество имени Аттилы.

Т.ГУСАРОВА – Да, имени Аттилы. Но достаточно одной тысячи подписей, чтобы такая просьба была рассмотрена в соответствующем совете. Эту просьбу далее перевели на венгерскую Академию Наук, и венгерская Академия Наук со всеми своими силами, с тяжелой артиллерией, в общем-то, отвергла эти претензии, эти притязания, и в парламенте разыгралась, я бы сказала, такая комическая ситуация: этим просителям было предложено составить прошение на гуннском языке. На что они сказали, что венгерский язык является модификацией и даже ответвлением некоторым гуннского языка, поэтому все присутствующие на Государственном собрании…

А.ВЕНЕДИКТОВ – Говорят на гуннском.

Т.ГУСАРОВА – …должны знать гуннский язык и в принципе, говорят на гуннском языке. Так решилась эта проблема гуннского языка. Ну, в общем, это прошение было отвергнуто. Так что гунны, в числе 2381 человек, на территории Венгрии существуют, но… т.е. хотят существовать, но это связано, конечно, с тем, что признание нац. меньшинством в Венгрии связано с огромными программами, культурными программами…

А.ВЕНЕДИКТОВ – И бюджетами.

Т.ГУСАРОВА – …в которые вкладываются деньги.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Татьяна Гусарова, историк, у нас в гостях, и все-таки вернемся давайте к Аттиле.

Т.ГУСАРОВА – Давайте!

А.ВЕНЕДИКТОВ – Значит, молодой племенной вождь, мальчиком заложник при римском дворе… при императорском дворе, в Риме?

Т.ГУСАРОВА – Да, в Риме.

А.ВЕНЕДИКТОВ – В Риме, т.е…

Т.ГУСАРОВА – При императоре Гонории.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Познакомившийся… Варвар, познакомившийся с – наверное, обычная история, между прочим: таких мальчиков было не сосчитать – с римскими правилами и военными, и придворными… Затем что? Ну, один из тысячи заложников – дальше что?

А.ВЕНЕДИКТОВ – Да.

Т.ГУСАРОВА – Домой и, правда, не сразу овладел властью, а сначала правили его… он правил со своим двоюродным братом.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Ну да, ну, все как обычно!

Т.ГУСАРОВА – Да, все как обычно…

А.ВЕНЕДИКТОВ – Все как обычно – вернулся, чужой, ест не так, сидит не так…

Т.ГУСАРОВА – А потом взял и убил брата.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Тоже обычно.

Т.ГУСАРОВА – В 433 году, и стал править единолично. И тут он проявил те лидерские качества, на которые сейчас так ссылается современный менеджмент…

А.ВЕНЕДИКТОВ – Вот. Вот, я хочу Вам сказать, что к нам пришел вопрос из Санкт-Петербуга по системе Интернет…

Т.ГУСАРОВА – Да.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Александр Анатольевич, преподаватель, исследователь, прислал это, между прочим, сегодня утром, в 11 утра. «Уважаемая Татьяна Павловна, можете ли Вы что-нибудь сказать о книге Уэсса Робертса «Секреты лидерства гунна Аттилы»? Как менеджмент? Это что, не историк написал «Секреты лидерства гунна Аттилы»?

Т.ГУСАРОВА – Конечно, не историк написал. Но, Вы знаете, здесь…

А.ВЕНЕДИКТОВ – Вот я вижу в руках у Татьяны эту книгу…

Т.ГУСАРОВА – Да.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Так сложилось.

Т.ГУСАРОВА – Так сложилось.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Да, да, да, да.

Т.ГУСАРОВА – С дарственной надписью. Вот. Так сложилось, на самом деле. И здесь так много отзывов, причем отзывов менеджеров крупнейших компаний – скажем, «General motors» или других очень известных компаний – которые взахлеб хвалят эту книгу. Но написана она, конечно, не историком, но человек прочитал очень много литературы и облек свои задачи и свои идеи в такую фабулу, историческую фабулу, и преподнес, ну, я бы сказала, как комикс. Вот, может быть, я преувеличиваю, но это комикс, потому что эпизоды из жизни Аттилы – его пребывание при дворе Гонория, потом там его беседа с Папой Львом – все это выделено в отдельные главы, и из них выводится какая-то мораль. Вот, и в конце этой книги приводится отдельная глава – «Афоризмы», «аттилизмы» – избранные мысли Аттилы. И вот там они формулируются так, как это хочет сделать Уэсс Робертс, автор этой книги «Секреты лидерства гунна Аттилы».

А.ВЕНЕДИКТОВ – Да.

Т.ГУСАРОВА – Посмотрите, Аттила-то похож на…

А.ВЕНЕДИКТОВ – На Леонида Ильича он похож.

Т.ГУСАРОВА – Ну, Вы думаете?

А.ВЕНЕДИКТОВ – Молодой Леонид Ильич.

Т.ГУСАРОВА – Ну, пусть…

А.ВЕНЕДИКТОВ – Есть такое.

Т.ГУСАРОВА – Ладно, пусть на… мне он другого напоминает человека – ну, неважно! Да. И вот эти сконцентрированные афоризмы, они полностью соответствуют задачам менеджмента, задачам менеджмента.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Аттила был очень эффективный менеджер – все слышали? Запомните это!

Т.ГУСАРОВА – Его можно так представить.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Можно так представить?

Т.ГУСАРОВА – Да.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Но, к сожалению, после его смерти…

Т.ГУСАРОВА – Да.

А.ВЕНЕДИКТОВ – …эффективность созданной им корпорации оказалась нулевой. Развалилась.

Т.ГУСАРОВА – Ну, Вы знаете, это очень модное течение в современном менеджменте – не так давно я перевела книгу Риклина, Алоиса Риклина, швейцарского политолога, историка, «Макиавелли: искусство властвовать». И там то же самое: речь идет о менеджменте, об искусстве управления, но только уже с позиций, вот, знаменитой теории о моральной, там… теории Макиавелли. Но что касается Риклина, он критикует эти менеджментские теории, но тем не менее, они существуют, и в этом русле создается очень много литературы.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Очень интересно: корпорация, во главе которой стоит Аттила современный, очень интересно. Посмотрим, как она может быть эффективна.

Т.ГУСАРОВА – Кстати, в отзывах так и пишут.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Да?

Т.ГУСАРОВА – «Аттилу надо поставить во главе корпорации, там, той или иной».

А.ВЕНЕДИКТОВ – Coca-cola, например, не дай Бог, чтобы меня не втянули в судебный процесс… Шутка! Шутка! Вот такая вот Аттила-шутка. Да. Очень смешно Оскар из Казани…

Т.ГУСАРОВА – Да.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Вот до новостей минута – реагирует на вопрос Африкана, родилась внутренняя дискуссия на пейджер 974-22-22, для абонента «Эхо Москвы»…

Т.ГУСАРОВА – Да.

А.ВЕНЕДИКТОВ – «Гунны делись туда же, куда делся советский человек – ассимиляция в другие народы» – считает Оскар из Казани.

Т.ГУСАРОВА – Ну…

А.ВЕНЕДИКТОВ – Ну, а что, как?

Т.ГУСАРОВА – Оскар из Казани в определенной степени прав, если только учесть то, что они изначально-то тоже не были каким-то определенным этносом. Так что они не то, чтобы растворились, а они и не концентрировались. Они концентрировались при Аттиле, но не как этнос, а как политическая…

А.ВЕНЕДИКТОВ – Политическая организация, да?

Т.ГУСАРОВА – Да. Политическая организация, скорее.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Сейчас у нас будут новости, но я, тем не менее, прочитаю одну историю. Вот Александр нам пишет: «Аттила был бандитом. В истории он остался по одной причине: из-за награбленных сокровищ, которые с тех пор, он как умер, пытаются найти. Все это есть в хрониках Византии и Рима». Александр, дело в том, что это есть в хрониках врагов Аттилы. Представляете, что о Вас, Александр, напишут Ваши враги Дмитрий и Василий? И мы будем о Вас знать, Александр, когда мы будем читать дневники Дмитрия и Василия, которые – некоего Дмитрия и некоего Василия – которые Вас ненавидят. Представляете, какой Вы будете у них? У них… у гуннов была письменность?

Т.ГУСАРОВА – У гуннов не было письменности.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Вот! А чего они могли оставить после себя?

Т.ГУСАРОВА – Конечно!

А.ВЕНЕДИКТОВ – Вот и остался Аттила Бичом Божьим.

Т.ГУСАРОВА – Зато у них очень много адвокатов.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Да? Сейчас об этом…

Т.ГУСАРОВА – Да, и в Средние века.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Сейчас об этом поговорим, пока – новости.

НОВОСТИ

А.ВЕНЕДИКТОВ – 14:35, и мы с Татьяной Гусаровой говорим, вернее отвечаем, скорее, на ваши вопросы по Аттиле. Народ как заинтересовался, Татьяна, да – тут дискуссии.

Т.ГУСАРОВА – Да.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Смотрите, обращают наше внимание на то, что недавно в России издан впервые неоконченный роман Замятина «Бич Божий», давайте найдем, прочитаем. Вам вопрос, Ирина: «Как Вы оцениваете книгу Кастейна «Аттила»?» Это вопрос из Санкт-Петербурга. Не читала, да?

Т.ГУСАРОВА – Я ее не читала.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Не читала, не оценивает. Далее: «По утверждению славистов, в отчетах византийского посольства в ставку Аттилы были впервые письменно зарегистрированы достоверно славянские слова – «меды» и что-то еще. Не говорит ли это о присутствии значительного славянского элемента в гуннах?» – спрашивает Денис.

Т.ГУСАРОВА – Ну, не в гуннах, а вот та масса племен, которые за собой тащили гунны, безусловно, были и славяне, славянский элемент, поэтому не только это слово, там и в этнонимах и в именах личных встречаются тоже славянские имена.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Я так понял, что это V век. V век!

Т.ГУСАРОВА – V век, да. V век, да.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Первая половина V века.

Т.ГУСАРОВА – Да, да, да. Да, да, тем не менее. А потом, если все-таки учесть, что история гуннов V веком не кончается, а VI век…

А.ВЕНЕДИКТОВ – Да.

Т.ГУСАРОВА – …все-таки они на Дунае, на нижнем Дунае закончили свою историю…

А.ВЕНЕДИКТОВ – Свой поход.

Т.ГУСАРОВА – Свой поход. …то там уже можно как раз… вот это переселение славян на юг, оно и застало уже гуннов…

А.ВЕНЕДИКТОВ – И все перемешались?

Т.ГУСАРОВА – Ну… перемешались.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Перемешались, да. Егор считает, что гунны – это военная каста, типа казаков, кшатриев, ронинов…

Т.ГУСАРОВА – Ну, все-таки…

А.ВЕНЕДИКТОВ – Или это все-таки…

Т.ГУСАРОВА – Все-таки, нет, все-таки, хотя нельзя, как я уже сказала, назвать их определенным этносом, но этнические черты у них были, и это более широкая социальная, политическая группа, у которой, кстати, археологи находят некоторые общие черты, хотя очень размытые черты, находят.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Имеется в виду, физиологически?

Т.ГУСАРОВА – Ну, что касается физиоло…

А.ВЕНЕДИКТОВ – Ну, кости, я имею в виду, склад черепа, нет?

Т.ГУСАРОВА – Ну, что касается склада черепа, Йордан и Аммиан Марцелин, например, пишут о том, что да, у них особый склад черепа, потому что младенцам досочками скрепляли череп…

А.ВЕНЕДИКТОВ – Господи!

Т.ГУСАРОВА – И поэтому у них череп получался удлиненным. Вот, а мальчикам еще приплющивали – и так приплюснутый нос, они монголоиды – еще приплющивали нос. И поэтому, конечно, получался совершенно особый антропологический тип, и если такого откапывали…

А.ВЕНЕДИКТОВ – Ну да.

Т.ГУСАРОВА – …такой череп откапывали, то, конечно, уже можно было говорить…

А.ВЕНЕДИКТОВ – «Ага!»

Т.ГУСАРОВА – «А это гунн!»

А.ВЕНЕДИКТОВ – «А это гунн!». «А интересно, - спрашивает нас наш слушатель Юрий Богданов, - а сам Аттила умел читать на латыни или на каком-нибудь еще языке?» Что-нибудь известно про грамотность?

Т.ГУСАРОВА – Таких свидетельств нет.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Таких свидетельств нет.

Т.ГУСАРОВА – Во всяком случае, я не знаю. Вот из тех авторов, которые… античных авторов и средневековых авторов, которые мне из вторых или из первых рук попадались…

А.ВЕНЕДИКТОВ – Нет, да?

Т.ГУСАРОВА – Я не слышала… не видела, не знаю об этом.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Антон нам пишет, и не только Антон, и Алексей, что Лев Гумилев считает потомками гуннов чувашей наших.

Т.ГУСАРОВА – Это… на самом деле, это один из вариантов такой финно-угорской теории происхождения гуннов. Дело в том, что когда гунны проходили через те территории, на которых жили угро-финны – а это Урал, Зауралье, Приуралье, это течение Волги, это Южная Сибирь – то там произошло, опять-таки, то же самое смешение, о котором мы говорили, и вполне возможно, что там эти элементы угорские – не просто, вот, чуваши, а угорские элементы – говорить о чувашах тогда, может быть, еще рано. Но угорские элементы явно присутствуют. Более того, на этом основании существует финно-угорская теория происхождения гуннов.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Слово «теория», я хочу только сказать…

Т.ГУСАРОВА – Теория, теория, теория… да.

А.ВЕНЕДИКТОВ – А то наши слушатели считают, что если кто-то сказал или что-то они прочитали, или по телевизору показали – так и есть на самом деле. Это спорно.

Т.ГУСАРОВА – Ну конечно, спорно.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Это дискуссия – я просто хотел обратить ваше внимание.

Т.ГУСАРОВА – Да, да, да, да, этих теорий очень много. И древнетюркская теория, и монгольская теория, и венгерская… и славянская теория даже есть!

А.ВЕНЕДИКТОВ – Есть, есть.

Т.ГУСАРОВА – Но не будем об этом.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Ну, и не будем об этом, да. Да. Скажите, пожалуйста, вот про что, с Аттилой… Почему в истории, в таком обыденном сознании, Аттила остается, ну, наверное, самым кровожадным захватчиком? Вот я пытаюсь кого-то с ним поставить рядом… ну, какой-нибудь Тамерлан. Ну тоже, может быть, в подметки не годится. А уж Чингис просто белый барашек рядом с ним!

Т.ГУСАРОВА – Ну…

А.ВЕНЕДИКТОВ – Вот почему такая вот..? Аттила – жестокость, Аттила – жесток – да мало ли было там всяких этих Гезейдрихов каких-нибудь, короли…

Т.ГУСАРОВА – Ну что мы германцев будем сравнивать? Дело в том, что германцы уже, при всей их дикости, даже тех крайних, о которых античные авторы только так вот, упоминают – точно не знают, но упоминают – но все-таки, они так или иначе были причастны вот к этому региону и как-то они уже знали…

А.ВЕНЕДИКТОВ – Они не были пришельцами, да?

Т.ГУСАРОВА – Они не были пришельцами. Гунны появились совершенно неожиданно.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Ну как это может быть? Десятки, сотни тысяч человек – ну сколько там…

Т.ГУСАРОВА – Ну, в 375 году они перешли Волгу, до этого о них никто не знал – ну, как о монголах.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Ну да.

Т.ГУСАРОВА – То же самое – это была неожиданность. Неожиданность была…

А.ВЕНЕДИКТОВ – Неожиданно?

Т.ГУСАРОВА – …конечно! Я вам могу рассказать историю о миссионере доминиканском Юлиане, который искал Венгрию великую где-то на Волге, пришел в 1235 году туда, и услышал рассказы о монголах, которых никто не видел из европейцев, и быстро побежал домой, чтобы сообщить римскому Папе – есть такой народ. И вернулся опять к своим родным венграм, которых он нашел где-то за Волгой. Но уже…

А.ВЕНЕДИКТОВ – Это был XIII век.

Т.ГУСАРОВА – Это был… Я хочу сказать, что в XIII веке монголы были неожиданностью, а что говорить о гуннах, которые тоже также совершенно неожиданно появились в Европе вот в этих вот… ну, на правом берегу Волги. Это была неожиданность. И к тому же, они были непохожи – вот ни внешним видом своим, ни манерой боя, как об этом пишут античные историки и раннесредневековые историки – на других. И вот это их, конечно, отличало. Даже такие факты приводят: «ведь им не нужна вареная пища! Они настолько дикие! Они едят вяленое мясо, а приготавливают его так: едут на коне и у себя на бедре, между бедрами, в мешке, держат мясо и так они его парят и после этого едят». Конечно, это дикие люди. В понятии того же самого, скажем, Йордана. Это он об этом пишет. Т.е. такая совершенно непривычная дикость. Дикости всякой много видели, а этой нет.

А.ВЕНЕДИКТОВ – И Вы думаете, что легендарная жестокость Аттилы, потрясателя Вселенной и Бича Божьего – это лишь проекция на такое мясо, на такое варварство?

Т.ГУСАРОВА – Ну, непривычно, да…

А.ВЕНЕДИКТОВ – Ну все же рубили головы, складывали черепа… ну как?

Т.ГУСАРОВА – Наверное, все-таки непривычность, потому что… и к тому же… во-первых, непривычность. Совершенно такой, непривычный дикарь, варвар. Но к тому же, наверное, все-таки, концентрированность этого нападения, потому что в течение 10 лет – а это очень короткий срок.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Т.е. при жизни одного поколения? Да.

Т.ГУСАРОВА – Да, т.е. при жизни одного поколения. В течение 10 лет он смог создать вот то, что он потом в одну минуту потерял.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Как-то не вяжется вот эта история с Римом, когда Аттила подошел к Риму…

Т.ГУСАРОВА – Да.

А.ВЕНЕДИКТОВ – …осадил его, и город был готов пасть…

Т.ГУСАРОВА – Ну, не осадил.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Ну, подошел.

Т.ГУСАРОВА – Ну да.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Ну, подошел, да?

Т.ГУСАРОВА – Вот это было в 453 году…

А.ВЕНЕДИКТОВ – Да.

Т.ГУСАРОВА – …после того, как его разбили в 451 году в битве на Каталаунских полях.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Это тоже история загадочная – его разбили, все, нет его, Аэций радостный, римский полководец, все, вырезали. Через 2 года… под Римом!

Т.ГУСАРОВА – Да. А он пошел в Аквилею сначала. Вот там вот, в Аквилее, Аквилею он взял, а потом пошел на Рим. Ну, дело в том, что там, в Риме, дела-то очень плохо обстояли. Римская внешняя политика в то время терпела поражения, и поэтому вот этот набег Аттилы… ну, он, ну, был, как бы сказать, вполне в том… в ключе тех явлений, которые происходили с Римом в V веке. Рим едва-едва мог держаться.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Тем не менее, не взял! Что это за встреча с римским Папой?

Т.ГУСАРОВА – Он не взял его исключительно потому – во всяком случае, так свидетельствуют источники…

А.ВЕНЕДИКТОВ – Да.

Т.ГУСАРОВА – …что его удалось уговорить римскому Папе.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Это я себе вообще не представляю, представьте вот: варвар…

Т.ГУСАРОВА – Тщедушный, говорят, вот, источники, тщедушный старенький Папа…

А.ВЕНЕДИКТОВ – Вышел из Рима.

Т.ГУСАРОВА – Вышел из Рима, о чем-то там пошептался с этим дикарем с удлиненным черепом… И тем не менее – причем, этому дикарю, чтобы его задобрить, предложили сестричку императора Гонория женой. Но есть разные сведения: одни говорят, что он на самом деле какие-то там шаги предпринимал, чтобы на ней жениться, но попросил в приданое полцарства, как говорится, и на это римляне не пошли; а другие говорят, что он ответил им отказом, потому что у него и так было 350 жен, и ему 351-я была вовсе даже ни к чему.

А.ВЕНЕДИКТОВ – В общем, трудновато!

Т.ГУСАРОВА – Вот была такая затравочка из вот этой невесты, союз с которой почему-то не получился, и после этого послали тяжелую артиллерию в виде тщедушного Папы. Ну, какая-то, понимаете… дело в том, что все-таки, здесь настолько много легенд, и что на самом деле случилось, трудно все-таки понять. Может быть, он в Аквилее… он ведь Аквилею осаждал долго и готов был уже уйти от Аквилеи. Но опять-таки, как рассказывает легенда, вдруг, там, на какой-то башне он увидел гнездо аиста. А для гуннов это был знак, добрый знак, и поэтому он уже было отвел войска, но потом вернулся и взял Аквилею. Видимо, усилием последним, последние силы истратил на Аквилею. И потом уже на последнем издыхании, но все-таки, по инерции, он пошел к Риму. А тут появился повод – римский Папа вышел и сказал: «Дорогой, не нужно!»

А.ВЕНЕДИКТОВ – «Возьми, там, наверное, что-нибудь».

Т.ГУСАРОВА – Да, да, да, да, ему дали огромную контрибуцию. И поэтому он, так сказать, с достоинством удалился. Может быть, он думал о том, что если он попробует взять Рим, то у него не получится и тогда как раз получится еще более тяжелое положение…

А.ВЕНЕДИКТОВ – Т.е. все напугались.

Т.ГУСАРОВА – …чем на Каталаунских полях. Может быть, так было – это же все легенды.

А.ВЕНЕДИКТОВ – И вот эта странная история дружбы с юных лет с Аэцием, последним римлянином, да, полководцем…

Т.ГУСАРОВА – Ну, да…

А.ВЕНЕДИКТОВ – Дружили, потом сошлись…

Т.ГУСАРОВА – Потом сошлись… Да.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Да?

Т.ГУСАРОВА – Ну, говорят, что ведь… есть такие сведения, что Аэций тоже был заложником и провел несколько лет в ставке гуннов, вот где-то на среднем Дунае.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Аэций – это тот полководец – объясняю слушателям – который разбил гуннов на Каталаунских полях…

Т.ГУСАРОВА – Да.

А.ВЕНЕДИКТОВ – За что его потом император Гонорий и велел казнить.

Т.ГУСАРОВА – Вот такая благодарность властей всегда, да.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Да, они такие, Гонории эти…

Т.ГУСАРОВА – Да, все Гонории.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Посмотрите – он ушел, он ушел и он пошел к Византии.

Т.ГУСАРОВА – Да нет, он уже после этого…

А.ВЕНЕДИКТОВ – Нет, уже все?

Т.ГУСАРОВА – …к Византии не пошел…

А.ВЕНЕДИКТОВ – Не дошел?

Т.ГУСАРОВА – …он вернулся в ставку. И там, как раз, произошло все – 453 год. Говорят источники, что он быстро взялся за реорганизацию армии, потому что понял, что ему не сладить с западным миром, он стал вводить новое вооружение, потому что до этого каменными топорами были вооружены они…

А.ВЕНЕДИКТОВ – Вот кстати, прошу прощения, Таня, извините!

Т.ГУСАРОВА – Да.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Виктор спрашивает: «А что была за манера боя такая у гуннов?»

Т.ГУСАРОВА – Ну, гунны - как все кочевники сражались, для них основой их тактики была тактика сражения легкой конницей. Внезапно они нападали на противника и, не слезая с коней – кстати, Аттила даже переговоры вел, не слезая с коня – вот, и не слезая с коней, до конца доводили сражения. Пользовались они арканами – это тоже тактика боя, связанная, конечно, с легкой конницей…

А.ВЕНЕДИКТОВ – А до этого римляне не сталкивались, да, потому что варвары жили в лесах, там арканов особых не было, да?

Т.ГУСАРОВА – Ну…

А.ВЕНЕДИКТОВ – С кочевниками, римляне – я имею в виду, вот, население?

Т.ГУСАРОВА – Ну, понимаете, все-таки, это более ранние, наиболее ранние кочевники такого плана…

А.ВЕНЕДИКТОВ – Понятно, понятно.

Т.ГУСАРОВА – Потому что потом пошли авары, потом пошли хазары, потом…

А.ВЕНЕДИКТОВ – Ну это потом все было.

Т.ГУСАРОВА – Да, это все уже было потом, а это первые.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Первые.

Т.ГУСАРОВА – Первые такие.

А.ВЕНЕДИКТОВ – И каменными топорами?

Т.ГУСАРОВА – И каменными топорами, да.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Ужас какой!

Т.ГУСАРОВА – Но на Каталаунских полях Аэций, который знал об этом…

А.ВЕНЕДИКТОВ – Да, давайте, хорошо.

Т.ГУСАРОВА – …одел – ну, собственно, римские войска были одеты в металлические шлемы, и там уже каменные топоры были ни к чему. И Аэций смог – вот он воспользовался знанием тактики – он смог спешить войско гуннов, а пешими они сражаться не умели. К чему им, пешим, эти арканы? И они не могли против длинных мечей римлян ничего сделать. Поэтому Аэций их одолел. И когда Аттила вернулся в свою ставку, он начал реорганизацию войска: новую тактику, новые доспехи – кожаные доспехи появились, а не шкуры, как было раньше. Но и, правда, он не успел это сделать, потому что очередная свадьба довела его до могилы.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Ну, существует благородная версия, что ему подставили эту девушку, Льдико или как она…

Т.ГУСАРОВА – Ильдико.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Ильдико, чтоб она его отравила…

Т.ГУСАРОВА – Венгры любят так говорить.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Да.

Т.ГУСАРОВА – Ну, якобы, когда он вернулся домой, там подняли мятеж шестеро его сыновей и присоединившиеся к ним, примкнувшие к ним…

А.ВЕНЕДИКТОВ – Жены!

Т.ГУСАРОВА – Нет, нет, племена, вожди племен. И среди… вот одного из таких вождей племен он казнил, а дочку его решил взять себе в жены. И вот якобы, она его отравила, хотя говорят, есть такая версия, что, вроде, он сам помер. От излишеств любви.

А.ВЕНЕДИКТОВ – От излишеств любви, да?

Т.ГУСАРОВА – Да.

А.ВЕНЕДИКТОВ – А вот вопрос задает Николай: «Неужели конница может что-то сделать против пешей фаланги?» Ну, Николай, во-первых, у римлян не было фаланги, в общем-то – это не фаланга называлось.

Т.ГУСАРОВА – Да.

А.ВЕНЕДИКТОВ – А во-вторых, когда на вас несутся дикари, размахивая каменными топорами – как Вы думаете? Кроме того, ведь союзники же были германские у римлян, да? Которые, как всегда, первыми бежали.

Т.ГУСАРОВА – Да, конечно, очень много, Аэций очень много с собой привел союзников. Еще, кстати, там Теодорих ведь был, в этой битве. Но а кроме того, вот в той реформе, которую предпринял Аттила, возвратясь к себе в ставку, он использовал и большие щиты – то, чего раньше не было у них. Т.е. он воспринял тактику боя и вооружения римлян, учился.

А.ВЕНЕДИКТОВ – «Какие-нибудь материальные памятники, может быть, в виде монет или археологических находок, сохранились?» – спрашивает Александр.

Т.ГУСАРОВА – Ну, трудно вычленить их. Есть предположения. Даже, вот, в Черняховской культуре, якобы, есть какие-то памятники, которые позволяют говорить, что это ремесленные изделия или вооружение, которое могло относиться к гуннам. Но каких-то более точных, т.е. определенных свидетельств, находок, принадлежащих гуннам и свидетельствующих о гуннской цивилизации… о гуннском этносе, вернее…

А.ВЕНЕДИКТОВ – Да.

Т.ГУСАРОВА – …достоверных нет.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Т.е. это вообще могло ничего не быть?

Т.ГУСАРОВА – Ну, их трудно вычленить, точно также, как трудно вычленить венгров до того, как они обосновались в Северном Причерноморье, и более того, даже отправились к нижнему Дунаю – до VIII века очень трудно их определить. Кто они такие? Даже самоназвание – и то трудно. Понимаете?

А.ВЕНЕДИКТОВ – Я должен сказать, что… в конце передачи должен сказать, Татьяна, что, вообще, Аттила как личность начинает набирать популярность – как в художественной литературе, так, видимо, и в исторической, потому что, в самом массовом виде, скажем, французской литературы, в комиксах появился сериал «Аттила, моя любовь», про Аттилу. Это свидетельствует об огромном интересе, и я вот пытаюсь понять – обращаясь к самому началу, к менеджменту, да?

Т.ГУСАРОВА – Да. Тоже комиксы.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Да, тоже комикс, собственно говоря. Насколько, вот… насколько даже легендарный Аттила, даже легендарный – нам, вот, прислал такое письмо из Татарстана Ренат Усманов, преподаватель вуза: «Зачем нам вождь гуннов, если наши школьники в большинстве своем не знают, кто такой Хрущев? Мне кажется, что уж вожди, которые шастали туда-сюда по нашей территории…» Где корни-то, уважаемый Ренат Усманов? – вот для того и надо знать, по-моему, что все началось отнюдь не с Крещения Руси, не с Х века…

Т.ГУСАРОВА – Что верно, то верно.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Здесь, в общем-то, люди жили немножко раньше, и ходили туда-сюда, как вы сказали, тоже немножко раньше.

Т.ГУСАРОВА – Да, а потом, если к одному имени прибавить еще другое имя, третье, четвертое, десятое – все-таки составится какой-то комплекс знаний, который обогащает человека.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Да и Никиту Сергеевича сюда напишем, ничего страшного.

Т.ГУСАРОВА – Точно, да.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Я должен вам сказать, что, конечно, еще раз обращаю внимание, что если вы все-таки в магазине «Молодая Гвардия» или в больших, крупных магазинах, просто проходя мимо, будете смотреть на полки ЖЗЛ, может быть, где-то еще остались эти книги… Очень быстро раскупили, да?

Т.ГУСАРОВА – Белой завистью завидую…

А.ВЕНЕДИКТОВ – А что ж Вы не сказали, Вы бы у кого-нибудь бы хапнули, у них, да? Вот Аттила…

Т.ГУСАРОВА – Скромность.

А.ВЕНЕДИКТОВ – Понимаем. У историков скромность – это хорошо звучит, как жареный лед, приблизительно. Морис Бувье-Ажан, автор «Аттила», серия «Жизнь замечательных людей» - обращаю внимание и благодарю нашего слушателя, который обратил внимание на выход – наше внимание – на выход незаконченной книги Евгения Замятина «Бич Божий». Обращаю ваше внимание на книгу – Татьян, как она называется? «Секреты лидерства гунна Аттилы» Уэсса Робертса. И то, что спросила Ирина, я тоже не читал, есть еще одна книга – Кастайна или Кастейна книга – «Аттила». Давайте почитаем и узнаем. Спасибо большое, Татьяна!

Т.ГУСАРОВА – Спасибо Вам за то, что Вы пригласили!

А.ВЕНЕДИКТОВ – Это была программа «Не так!». Ну видите, Александр, ну видите, «бандит, разбойник» – ну надо же в зеркало иногда смотреться!

Аттила - Атилла - Иделле в переводе с тюркского может означать Волжанин-Волжский, т. Е. человек с берегов Волги. Т. К. по-тюркски и есть - - , а тюркское окончание -лы/-ле в данном случае является аффиксом принадлежности. Кстати само слово Волга-Вилга-Елга тоже тюркского происхождения и по-татарски переводится именно как "река".
был рыжеволосым и светлоглазым, как и весь его род. Кстати и тоже был высоким, рыжеволосым и светлоглазым человеком. Больше того кыпчаки-куманы-половцы также отличались преимущественно светлым цветом волос и глаз. А киргизы до 9 - 10 века, когда в их среде рождался ребенок с монголоидными чертами вообще считали, что женщина его нагуляла от китайца, т. К. киргизы в то время были по преимуществу светлыми европеоидами, как впрочем и уйгуры. И тут нет ничего необычного, ведь и те, и другие, и третие вели свое происхождение от теле-дили-дуло или динлинов (в кит. произношении), т. Е. древних тюркоязычных европеоидов Азии, населявших обширный регион и в том числе районы современного Китая и конкретно бассейна реки Хуанхе, причем еще до прихода туда предков современных китайцев, откуда впоследствии теле-динлины и были вытеснены этими самыми монголоидными пришельцами, а оставшиеся ассимилированы ими. Хунну-сюнны-гунны, родственные теле-дили-динлинам, также отличались от монголоидных китайцев более высоким ростом, высокой переносицей (даже орлиными носами) и в сравнении с китайскими мужчинами имели более густую растительность на лице и теле. И тут тоже нет ничего удивительного ведь древние носители тюркских языков, входящих в свою очередь в так называемую алтайскую языковую семью (куда входят и монголы, и даже японцы с корейцами), принадлежали к той же ностратической макросемье языков к которой принадлежат и современные индоевропейцы, и современные представители уральской языковой семьи, и картвельской, и т. Д., т. Е. по своему внешнему - антропологическому облику изначально были типичными европеоидами, и впоследствии часть из них, а именно восточная часть носителей этих тюркских языков, в результате продолжительных и плотных контактов с представителями монголоидных рас постепенно приобрели в своем внешнем облике монголоидные черты, сохранив при этом свой тюркский (алтайский-ностратический) язык. Поэтому славяне тут вообще ни при чем. К тому же кроме славян коим присущ европеоидный антропологический облик на земле и других хватает. Так что человек с европеоидной внешностью и со светлыми волосами и голубыми глазами это еще не есть славянин, и скорее даже не славянин, а скажем тот же скандинав, так как среди самих славян и даже целых славянских народов полно и темных. Современные же русские в этнической основе своей это вообще по преимуществу ассимилированные в 9 - 10 вв. коренные угро-финнские племена.
Админ. Спасибо, очень профессионально. Обязательно пишите еще.

Кто такие гунны? Это смесь двух народов - угров и хуннов. Угры жили на нижней Волге и Урале. Хунны представляли собой могучее кочевое племя, которое на протяжении многих столетий проводило завоевательную политику по отношению к Китаю. Постепенно хунны ослабли и распались на 4 ветви. Их стали теснить более сильные народы. Северные хунны, чтобы выжить, двинулись на запад. Произошло это в середине II века.

На своём пути когда-то многочисленное и сильное племя встретило угров и аланов. С аланами отношения не сложились, а угры приютили скитальцев. К середине IV века и возник новый народ, именуемый гуннами. Причём приоритетное положение в нём заняла культура угров, а вот военное дело эти люди в большей степени переняли у хуннов.

В то время аланы и парфяне практиковали, так называемую, сарматскую тактику боя. Это всадники, закованные в броню, с длинными копьями. Копьё крепилось к туловищу животного, поэтому в удар вкладывалась вся сила скачущего коня. Такая тактика была очень эффективной, и противостоять ей не мог никто.

Гунны же придумали совсем иной тактический ход. Гораздо более эффективный, чем сарматский. Они делали ставку на изнурение противника. То есть не вступали в рукопашную схватку, но при этом и не покидали поле боя. Они имели лёгкое вооружение, держались в отдалении, стреляли из луков и сбрасывали всадников противника на землю арканами. То есть изматывали врага, лишали его сил, а затем убивали.

В результате аланы были покорены и влились в состав гуннов. Как следствие, образовался мощный союз племён, в котором хунны заняли отнюдь не доминирующие позиции. В 70-е годы IV века гунны переправились через Дон и, разгромив остогов, открыли новый период истории. Называется он в наши дни - «Великое переселение народов ».

Следующими жертвами, после остогов, стали визиготы, обосновавшиеся в низовьях Днестра. Они также были разбиты и бежали к Дунаю, где обратились за помощью к императору Валента. Достойное сопротивление попытались оказать остроготы. Но гуннский царь Баламбер безжалостно с ними расправился. После этого в причерноморской степи наступил мир.

Завоевания Аттилы

Продолжался он до 430 года. В этот период на историческую сцену вышел такой человек как . Именно с ним связаны великие завоевания гуннов. Предпосылками же к ним послужили изменения климатических условий в степи. Кончилась вековая засуха и резко повысилась влажность в степных районах. В результате, лесная и лесостепная зоны стали расширяться, а степь сужаться. Необходимый жизненный ареал обитавших в степи народов, ведущих кочевой образ жизни, сузился.

Нужно было выживать. Компенсировать же все издержки могла только богатая и сытая Римская империя. Но в V веке это уже была не та могучая держава, каковой она считалась ещё каких-то 200 лет тому назад. Поэтому гуннские племена, возглавляемые своим предводителем Ругилой, достигли Рейна и попытались установить дипломатические отношения с Римом. Ругила был очень умным и дальновидным политиком. Но он умер в 434 году, а прямыми наследниками престола стали Аттила и Бледа. Это были сыновья Мундзука - брата Ругилы. Так наступил 20-летний период небывалого подъёма гуннского народа.

Молодые вожди не являлись сторонниками тонкой дипломатии. Они стремились к абсолютной власти, которую могли получить лишь насильственным путём. Под своим началом вожди объединили множество племён: остроготов, треков, герулов, гепидов, булгар, акациров, турклингов. Под гуннские знамёна встали также римские и греческие воины, негативно относящиеся к корыстной и прогнившей власти Западной римской империи.

Самого Аттилу современники описывают как невысокого, широкоплечего человека. У него была редкая борода, тёмные волосы и плоский нос. Примечательны также узкий разрез глаз и пронизывающий взгляд. В гневе он был страшен и беспощаден к врагам. К единомышленникам милостив и дружелюбен. Благодаря воле и силе духа, Аттила сумел объединить под своим началом все племена от Рейна до Волги.

Совместно с Бледой грозный вождь возглавил поход на Балканский полуостров и дошёл до стен Константинополя. Было сожжено и разрушено 70 городов от Сирмия до Наиса. Варварские племена сказочно обогатились, а авторитет вождей поднялся на небывалую высоту. Но Аттиле нужна была абсолютная власть. В 445 году он убил Бледу, и стал править единолично.

В 447 году Феодосий II заключил с гуннами унизительный для Византийской империи договор. Он обязался платить ежегодную дань и уступил южный берег Дуная до Сингидуна. Но в 450 году к власти пришёл император Маркиан и расторг договор. Но гуннский вождь не стал ввязываться в борьбу с византийцами. Война грозила принять затяжной характер, да к тому же на тех землях, которые уже были разграблены варварами.

Лидер воинственных племён решил двинуться в Галлию. Полностью морально и нравственно разложившаяся Западная римская империя была на последнем издыхании и представляла собой лакомую добычу. Но здесь умный и хитрый вождь просчитался.

Римские легионы возглавил талантливый полководец Флавий Аэций . Он был сыном германца и римлянки. На его глазах мятежные легионеры убили отца. Это был человек с сильным и волевым характером. Кстати, в юности он считался близким другом Аттилы, так как долгое время жил у гуннов, находясь в изгнании.

Поводом для экспансии послужила просьба принцессы Гонории обручиться с нею. Появились также союзники. Это король вандалов Гензерих, взявший Карфаген, и некоторые франкские князья.

По пути в Галлию войска Аттилы разбили бургундов и сравняли с лицом земли их королевство. После этого они, разрушая на своём пути все города, дошли до Орлеана, но взять его не смогли и отступили. В 451 году состоялось сражение на Каталаунской равнине. Гунны сошлись в страшной рубке с подошедшими войсками Аэция. Но это сражение не принесло победу ни одной из сторон. Аттила отступил, но римский полководец его не преследовал.

В 452 году дерзкий вождь возобновил войну. Его войска вторглись в Италию и взяли штурмом самую сильную крепость - Аквилею. Вся долина По подверглась разграблению. В этот раз Аэций оказался не на высоте. У него был мало войск, чтобы организовать достойный отпор варварам.

Римляне запросили мира и предложили огромный выкуп захватчикам, чтобы те покинули Италию. Это предложение было принято. Воинственные племена оставили в покое благодатные земли. Поход окончился удачно, но человеческая судьба очень непредсказуема.

В 453 году грозный вождь гуннов женился на бургундской красавице Ильдико. В первую брачную ночь он скоропостижно скончался. Почему умер воинственный гунн - неизвестно. Судя по воспоминаниям современников, можно предположить, что у Аттилы была гипертония. Юная темпераментная красавица, стареющий мужчина, выпивший лишнего, и повышенное артериальное давление - всё это вместе превратилось в гремучую смесь. Следствием же стало то, что грозный вождь варваров покинул бренный мир на пике своего могущества.

Завоевания Аттилы на карте

Конец гуннов

После этого наступило стремительное падение гуннской державы. Держалась она только, благодаря воле и уму Аттилы. Вспомним Александра Македонского . Он умер, и его империя тут же рассыпалась. Подобные государственные образования, основанные на грабеже и разбое, не имеют прочных экономических связей, поэтому мгновенно превращаются в прах после уничтожения всего лишь одного связующего звена.

В 454 году разношерстные племена разбежались, и гунны перестали представлять угрозу для римлян и греков. Может быть поэтому император Западной римской империи Валентиниан заколол мечом во время аудиенции своего лучшего полководца Флавия Аэция. По этому поводу римляне говорили, что император левой рукой отрубил себе правую.

Результат подомного самодурства был печален. Аэций представлял собой главного борца с варварами. Он сплачивал вокруг себя патриотов, которые ещё оставались в империи. После его смерти наступил крах. В 455 году король вандалов Гензерих захватил Рим и отдал его на разграбление своему воинству. Вся дальнейшая история Италии - это агония даже не государства, а его осколков.

Грозный вождь Аттила умер более 1500 лет назад, но имя его до сих пор хорошо известно в Европе. Его принято называть «Бичом Божиим», посланным людям в наказание за их неверие в Христа. Все мы понимает, что это не так. Царь гуннов - обычный человек, не лишённый тщеславия и жажды повелевать как можно большим количеством людей.

После его смерти начался закат гуннского народа. В конце V века ещё совсем недавно воинственное племя перешло Дунай и попросило подданство у Византийской империи. Им выделили землю, и на этом история кочевого племени закончилась. В VI веке причерноморскую степь заселили тюркюты и хазары. Наступило время нового исторического этапа, где на арену вышли совсем другие народы и государства.

История гуннов очень интересная. Для славянского народа она интересна тем, что есть большая вероятность того, что гунны - это Существует целый ряд исторических документов и древних писаний, достоверно подтверждающих то, что гунны и славяне являются одним народом.

Очень важно проводить постоянные исследования нашего происхождения, так как согласно существующей истории наши далекие предки до прихода Рюрика были слабой и необразованной нацией, не имевшей культуры и традиций. Согласно утверждениям некоторых ученых, дела обстояли еще хуже, так как разобщенность древних препятствовала самостоятельному управлению своими землями. Поэтому и был призван варяг Рюрик, заложивший новую династию правителей Руси.

Впервые крупное исследование гуннской культуры провел французский историк Дегинье. Оно нашел сходство между словами «гунны» и «сюнны». Сюннами называли один из самых больших народов, который жил на территории современного Китая. Но существует и другая теория, согласно которой гунны были предками славян.

Согласно первой теории гунны - это смесь двух народов, одним из которых являются угры, а вторым - хунны. Первые жили на территории нижней Волги и Урала. Хунны же являлись могучим кочевым народом.

Отношения хуннов с Китаем

Представители этого племени на протяжении многих веков проводили завоевательную политику относительно Китая и имели достаточно активный образ жизни. Они осуществляли неожиданные налеты на провинции страны и забирали все то, что им надо было для жизни. Поджигали жилища и делали рабами жителей местных деревень. Вследствие этих набегов земли были в упадке, а над землей еще долго носился запах гари и поднятый вверх пепел.

Считалось, что хунны, а несколько позже гунны - это те, что не знают ничего о жалости и сострадании. Завоеватели стремительно покидали ограбленные поселения на своих низкорослых и выносливых конях. За один день они могли преодолевать более ста верст, вступая при этом в бой. И даже Великая китайская стена не была для хуннов серьезной преградой - они легко обходили ее и осуществляли свои набеги на земли Поднебесной.

Со временем произошло их ослабление и распад, в результате которых образовались 4 ветки. Наблюдалось более активное их теснение другими, более сильными народами. Для того чтобы выжить, северные хунны в середине 2 века направились на запад. Второй раз появились гунны на территории Казахстана в 1 веке нашей эры.

Объединение хуннов и угров

Тогда когда-то сильному и огромному племени на пути встретились угры и аланы. Со вторыми отношения у них не сложились. А вот угры дали приют скитальцам. В середине 4 века возникло государство гуннов. Приоритетное положение в нем принадлежало культуре угров, тогда как военное дело было в большей части перенято от хуннов.

В те времена аланами и парфянами практиковалась так называемая сарматская тактика боя. Копье было прикреплено к туловищу животного, поэтом в удар была вложена вся сила и могущество скачущего коня. Это была весьма эффективная тактика, противостоять которой было не под силу практически никому.

Гунны - это племена, которые придумали абсолютно противоположную тактику, менее эффективную в сравнении с сарматской. Народ гунны делал акцент больше на изнурение противника. Манера ведения боя заключалась в отсутствии каких-либо активных атак или нападений. Но в то же время они не покидали поле боя. Их воины были оснащены легким вооружением, находились на значительном расстоянии от своих противников. При этом они обстреливали врагов с луков и с помощью арканов сбрасывали всадников на землю. Таким образом они изматывали противника, лишали его сил, а затем убивали.

Начало Великого переселения народов

В результате гунны покорили аланов. Таким образом, произошло образование мощного союза племен. Но в нем хуннам принадлежали далеко не доминирующие позиции. Примерно в семидесятых годах 4 века состоялось переселение гуннов через Дон. Это происшествие стало началом нового периода истории, который в наше время называется Много людей в то время покинули свои дома, смешались с другими народами и образовали совершенно новые нации и государства. Многие историки склоняются к мысли, что гунны - это те, кто должен был внести существенные изменения в мировую географию и этнографию.

Следующие жертвы гуннов - визиготы, которые обосновались в низовьях Днестра. Их также разбили, и они были вынуждены бежать к Дунаю и обратиться за помощью к императору Валентину.

Достойное сопротивление гуннам оказали остроготы. Но их ждала безжалостная расправа гуннского царя Баламбера. Вслед за всеми этими событиями в причерноморскую степь пришел мир.

Предпосылки великих завоеваний гуннов

Мир продолжался до 430 года. Этот период известен еще и приходом на историческую сцену такого человека, как Атилла. Его непосредственно связывают с великими завоеваниями гуннов, которые имели и множество других предпосылок:

  • окончание вековой засухи;
  • резкое повышение влажности в степных районах;
  • расширение лесной и лесостепной зоны и сужение степи;
  • существенное сужение жизненного ареала степных народов, которые вели кочевой образ жизни.

Но выживать как-то надо было. А компенсацию всех этих издержек можно было ждать только от богатой и сытной Римской империи. Но в 5 веке она уже не была такой могучей державой, как двести лет назад, и гуннские племена под управлением своего предводителя Ругилы легко дошли до Рейна и даже попытались наладить дипломатические отношения с Римским государством.

История говорит о Ругиле как об очень умном и дальновидном политике, который умер в 434 году. После его смерти кандидатами на престол стали два сына Мундзука, брата правителя, - Атилла и Бледа.

Период подъема гуннов

Это было начало двадцатилетнего периода, который характеризовался небывалым подъемом гуннского народа. Молодым вождям не подходила политика тонкой дипломатии. Они хотели иметь абсолютную власть, получить которую можно было только насильственным путем. Под началом этих вождей произошло объединение множества племен, к которым относились:

  • остроготы;
  • треки;
  • герулы;
  • гепиды;
  • булгары;
  • акациры;
  • турклинги.

Под гуннскими знаменами стояли также римские и греческие воины, которые достаточно негативно относились к власти Западной римской империи, считая ее корыстной и прогнившей.

Каким был Аттила?

Внешность Атиллы не была героической. Он имел узкие плечи, невысокий рост. Так как в детстве мальчик очень много времени приводил верхом на лошадях, он имел кривые ноги. Голова была настолько большой, что едва удерживалась маленькой шеей - она все время раскачивалась на ней, как маятник.

Его худощавое лицо скорее было украшено, а не испорчено глубоко посаженными глазами, заостренным подбородком и клинообразной бородой. Атилла, вождь гуннов, был достаточно умным и решительным человеком. Он умел держать себя в руках и достигать поставленных целей.

Кроме этого он был весьма любвеобильным человеком, имеющим большое количество наложниц и жен.

Больше всего на свете он ценил золото. Поэтому покоренные народы были вынуждены оплачивать ему дань исключительно этим металлом. Это же относилось и к покоренным городам. Для гуннов драгоценные камни были обыкновенными, ничего не стоящими стекляшками. А к золоту наблюдалось совершенно противоположное отношение: этот весомый драгоценный металл имел благородный блеск и символизировал бессмертную власть и богатство.

Убийство брата и захват власти

Нашествие гуннов на Балканский полуостров осуществлялось под командованием грозного вождя с его братом Бледой. Вместе они подошли к стенам Константинополя. Во время того похода было сожжено более семи десятков городов, благодаря чему варвары сказочно обогатились. Это подняло авторитет вождей на невиданную высоту. Но предводитель гуннов желал абсолютной власти. Поэтому в 445 году он убил Бледу. С того времени начинается период его единоличного правления.

В 447 году состоялось заключение договора между гуннами и Феодосием II, который был очень унизительным для Византийской империи. Согласно ему правитель империи должен был платить каждый год дань и уступить южный берег Дуная до Сингидуна.

После прихода к власти в 450 году императора Маркиана произошло расторжение этого договора. Но Атилла не стал увязываться с ним в борьбу, ведь она могла иметь затяжной характер и происходить на тех территориях, которые варвары и так уже разграбили.

Поход в Галлию

Атилла, вождь гуннов, решил совершить поход в Галлию. В то время Западная римская империя была уже практически полностью морально разложившейся, поэтому являлась лакомой добычей. Но здесь все события начали развиваться не по плану умного и хитрого вождя.

Командовал талантливый полководец Флавий Аэций, сын германца и римлянки. На его глазах мятежными легионерами был убит отец. Полководец имел сильный и волевой характер. К тому же в далекие времена изгнания они с Атиллой дружили.

Экспансия была вызвана просьбой принцессы Гонории об обручении. Появились союзники, среди которых был король Гензерих и некоторые франкские князья.

Во время похода в Галлию было разбито и сровнено с землей королевство бургундов. Затем гунны достигли Орлеана. Но взять его им не судилось. В 451 году состоялась битва на Каталаунской равнине между гуннами и войском Аэция. Она закончилась отступлением Атиллы.

В 452 году война возобновилась вторжением варваров в Италию и взятием самой сильной крепости Аквилеи. Вся долина была ограблена. Из-за недостаточного количества войск Аэций был побежден и предложил захватчикам большой выкуп за то, что они покинут территорию Италии. Поход закончился удачно.

Славянский вопрос

После того как Атилле исполнилось пятьдесят восемь лет, его здоровье серьезно подорвалось. К тому же лекарям было не под силу вылечить своего правителя. Да и справляться с народом ему уже было не так легко, как раньше. Постоянно вспыхивающие восстания подавлялись достаточно жестоко.

Старшин сын Эллак вместе с огромным войском был отправлен на разведку в сторону славянских территорий. Правитель с большим нетерпением ждал его возвращения, так как планировалось осуществление похода и завоевание территории славян.

После возвращения сына и его рассказа об обширности и богатстве этих земель предводитель гуннов принял достаточно необычное для него решение, предложив славянским князьям дружбу и покровительство. Он планировал создание их единого государства в империи гуннов. Но славяне отказались, так как очень дорожили своей свободой. После этого Атилла решает жениться на одной из дочери князя славян и таким образом закрыть вопрос о владении землями непокорного народа. Так как отец был против такого замужества своей дочери, его казнили.

Женитьба и смерть

Свадьба, как и образ жизни предводителя, имела обычный размах. Ночью Атилла с супругой удалились в свои покои. Но на следующий день он уже не вышел. Воины были обеспокоены его столь длительным отсутствием и выбили двери покоев. Там они увидели своего правителя мертвым. Причина смерти воинственного гунна неизвестна.

Современные историки предполагают, что Атилла болел гипертонией. А наличие юной темпераментной красавицы, чрезмерного количества алкоголя и повышенного артериального давления стало той гремучей смесью, которая и спровоцировала смерть.

Существует достаточно много противоречивых сведений о погребении великого воина. История гуннов говорит о том, что место погребения Атиллы - русло большой реки, которая была временно перегорожена плотиной. Кроме тела правителя в гроб положили очень много дорогих украшений и оружия, а тело засыпали золотом. После проведения похорон русло реки было восстановлено. Всех участников похоронной процессии убили для того, чтобы избежать разглашения какой-либо информации о месте захоронения великого Атиллы. Его могилу до сих пор не нашли.

Конец гуннов

После смерти Атиллы в гуннской державе началось время упадка, так как все было основано исключительно на воле и уме ее умершего предводителя. Аналогичная ситуация была с Александром Македонским, после смерти которого полностью рассыпалась его империя. Те государственные образования, которые существуют благодаря грабежам и разбоям, к тому же не имеют никаких других экономических связей, мгновенно рушатся сразу же после уничтожения всего лишь одного связующего звена.

454 год известен тем, что произошло разъединение разношерстых племен. Это привело к тому, что племена гуннов уже не могли угрожать римлянам или грекам. Это могло быть основной причиной смерти полководца Флавия Аэция, безжалостно заколотого мечом императора Западной римской империи Валентиниана во время личной аудиенции. Об этом говорят, что император отрубил себе правую руку левой.

Результат такого поступка не заставил себя ждать, так как Аэций был практически главным борцом с варварами. Вокруг него были сплочены все оставшиеся в империи патриоты. Поэтому его смерть стала началом краха. В 455 году Рим был захвачен и разграблен королем вандалов Гензерихом и его воинством. В дальнейшем Италии как страны не существовало. Она была скорее осколками государства.

Уже более 1500 лет нет грозного вождя Атиллы, но его имя известно многим современным европейцам. Его называют «бичом Божиим», который был послан людям за то, что они не верили в Христа. Но всем нам понятно, что это далеко не так. Царем гуннов был самый обычный человек, который очень хотел повелевать огромным количеством других людей.

Его смерть - это начало заката гуннского народа. В конце 5 века племя было вынуждено перейти через Дунай и просить подданство у Византии. Им была выделена земля, «территория гуннов», и на этом история этого кочевого племени заканчивается. Начинался новый исторический этап.

Нельзя полностью опровергнуть ни одну из двух теорий происхождения гуннов. Но можно точно сказать, что это племя достаточно сильно повлияло на мировую историю.

Аттила, или рассказ о том, как все не так.

Почему-то Аттила – вождь гуннов, это 5 век н.э., стал символом варварства. Но, посмотрите, как удивительно, Аттила действительно был вождем гуннов, но этот вождь гуннов учился у византийцев. Этот вождь гуннов изучал римскую тактику, этот вождь гуннов жил при дворе византийцев, и он воспринял их мудрость, военное искусство, культуру. Он понял главное – маленькие орды, грабившие порознь, никогда не обретут ни славы, ни большого богатства. И он объединил орды. И он создал огромное государство. Люди, которые гордятся только своим родом, никогда не привлекут друзей, и он совершает удивительное – он называет себя царем скифов, а скифы когда-то прославились как самые свободолюбивые. И происходит потрясающее: бедные жители римской империи, византийской империи, рабы, все небогатые и угнетенные, бегут от своей цивилизации и мечтают стать подданными Аттилы. Оказывается, это не просто разрушитель, это не просто тот, кто жег дома, убивал бедных жителей, бедных, беззащитных. Нет! Если под его покровительство мечтают уходить целые народы, просвещенные народы, значит, все было не так.

По легенде, возможно, по легенде, Аттила был маленьким горбуном, значит, человеку нужно было преодолеть свою немочь, причем что такое быть горбуном в гуннском обществе? Гунны почему-то считали, что только красивый внешне и мощный физически человек имеет право на трон, а уродливый человек – не имеет. Сами боги против того, чтобы он стал первым. И Аттила ломает волю богов. Более того, он понял, в мире гуннов очень ценят местные легенды, даже шире, не просто в мире гуннов, в степном мире. И Аттила использует еще старую скифскую легенду о том, что у настоящего вождя всегда есть знак богов – меч, и он публично обретает какой-то старинный меч, и он говорит людям: «Вот знак богов, вот знак того, что я приведу вас к богатству, к силе, к власти!» И с этим мечом он бьет по византийской империи.

Как победили Аттилу? Не в открытом бою, нет. Ему устроили свадьбу с принцессой. Принцессой варварской. И на этой свадьбе Аттила неожиданно умирает. Очень сильно подозрение в том, что его отравили. Такого воина не взять было мечом, не взять было копьем, за него была любовь народа, значит, его невозможно было свергнуть путем переворота, а отравить можно любого.

Итак, оказывалось, это справедливый, мудрый, безусловно, жестокий, по гуннским законам, и, естественно, его воины крушили и грабили, правитель. Но! Правитель, который применял мудрость и справедливость. И он был царем скифов, и это уникальная страница степной истории.