Бобур мирзо биография. Бабур Захиреддин Мухаммед — биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация

БАБУР, Захир ад-Дин Мухаммед Бабур (1483–1530), основатель династии Великих Моголов, среднеазиатский государственный деятель и полководец, завоеватель Индии и основатель династии Великих Моголов. Родился 14 февраля 1483 в Андижане, старший сын правителя Ферганы Омара Шейха Мирзы. По отцовской линии происходил от Тимура, по материнской – от Чингис-хана . Принца Захир ад-Дина обучали во дворце отца придворные ученые и советники. После смерти отца в 1494 он выдержал упорную борьбу за власть со своими родственниками и представителями групп знати. Попытки молодого правителя создать на территории Мавераннахра (междуречья Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи) крупное централизованное государство не увенчались успехом. В итоге Фергана была разделена между Захир ад-Дином, прозванным по-монгольски «Бабур» («Тигр»), и его братом Дхахангиром Мирзой. В ходе ряда походов Бабуру удалось присоединить Кашгар, Кундуз и Кандагар и установить свою столицу в Самарканде.

В 1504, воспользовавшись междоусобицами и войнами между соперничавшими правителями из рода Тимуридов, предводитель кочевых узбекских племен Мухаммед Шейбани-хан захватил Самарканд и Андижан, а затем Ташкент, вынудив Бабура отступить в Кабул. В 1508 Шейбани отвоевал Герат у правителя Хорасана (султана Хуссейна Мирзы).

Укрепившись в Кабуле, Бабур пытался в 1505–1515 вернуть среднеазиатские владения, но каждый раз терпел поражения. В 1508 он выступил в Кандагар, чтобы придти на помощь его правителю, но вскоре рассорился с ним, захватил этот город и передал управление им своему брату Наыру Мирзе. В том же году Бабур совершил первый поход в Индию и, остановившись у перевала Бади-Пич, повелел высечь на камне историю своего перехода.

С 1519 правитель Кабула приступил к систематическому завоеванию Индии. В 1525, откликнувшись на призывы вассалов последнего султана Дели Ибрагима (Ибрахима) Лоди, Бабур пересек р.Инд и в 1526 разбил армию султана в битве при Панипате, к северу от Дели. «Великий Господь, – вспоминал завоеватель, – сделал легким для нас это трудное дело: столь многочисленное войско он в полдня сравнял с землей. Возле Ибрахима, в одном лишь месте, было убито 5 или 6 тысяч человек; число павших в других местах мы приблизительно определили в 15–16 тысяч. Потом... из рассказов жителей Хиндустана стало известно, что в этой битве было убито 40–50 тысяч человек». Заняв Дели, Агру и почти всю долину Ганга вплоть до Бенгалии, Бабур объявил себя императором (падишахом). Владения его империи со столицей в Агре распространялись на северную Индию и часть современного Афганистана.

Бабур известен как просвещенный правитель, покровитель искусств, науки и культуры. Вокруг своего двора в Агре он собрал многих выдающихся писателей, поэтов, художников, музыкантов и ученых. Он и сам был ученым, талантливым писателем и поэтом. Дочь Бабура, Гульбадан-бегим, вспоминала, что отец построил в г.Сикри площадку для игры в конное поло со специальным помещением, где имел обыкновение писать книги. Бабур – автор лирических стихов (рубаи и газелей), трактатов по мусульманскому законоведению (Мубайин ), поэтике (Аруз рисоласи ), музыке, военному делу, создатель специального алфавита Хатт-и Бабури . Но наибольшую славу принесла ему уникальная автобиографическая книга Бабур-наме (Записки Бабура ), отражавшая сведения об истории и жизни народов, экономике, природе и географии Средней Азии, Афганистана и Индии в конце 15 – начале 16 вв.

Завладев Индией, Бабур способствовал развитию городов и торговли, поощрял посадку деревьев и садов, строительство библиотек и караван-сараев. Он умер 26 декабря 1530 в Агре; трон унаследовал его сын Хумаюн. Останки основателя империи были, согласно его завещанию, перенесены в Кабул и захоронены в загородном саду Баг-и Бабур (Сад Бабура). Потомки Бабура, Великие Моголы, правили в Индии до середины 19 в.

Бабур Захир-ад-дин Мухаммад - узбекский и индийский правитель, прославленный полководец, политик и общественный деятель, основатель государства Великих Моголов в Индии, писатель, поэт - появился на свет в 1483 г. в городе Андижан. По отцовской линии был потомком рода Тимуридов, праправнуком знаменитого Тамерлана. Не исключено, что его предком по материнской линии был Чингисхан. Мальчику не было и 12 лет, когда после отца он стал возглавлять Фергану, небольшое княжество.

С тех пор его жизнь его проходила в непрекращающейся междоусобной феодальной борьбе. В 1504 г. он был вынужден покинуть Среднюю Азию из-за нашествия на его родные земли прибывших из Сибири тюркских племен. Он не просто бежал в Афганистан: в том же году им при содействии правителя Герата, его родственника, были захвачены Кабул, Хотан, Кашгар, Кандагар, Кунгдуз. В Кабуле он начал формировать мощную армию. Его целью были Самарканд и Бухара, но походы, предпринимаемые вплоть до 1512 г., ни к чему не привели. После этого Бабур Захир-ад-дин Мухаммад обратил свой взор на Индию, положив тем самым начало новому этапу своей биографии. Его сердцем и умом владело желание стать правителем великой страны, и без завоевания Индии Бабур не видел возможности воплотить его в жизнь.

Но Индия покорилась ему не сразу. В 1518 г. Бабур предпринял поход на Северо-Запад этого государства, Пенджаб, однако вынужден был возвратиться из-за необходимости решать серьезные проблемы на своих землях. Новый завоевательный поход был предпринят в 1524 г., и его результатом стало взятие Лахора. Поначалу Бабуру содействовал Даулат-хан, наместник Пенджаба, который был заинтересован в том, чтобы Ибрахим Лоди, возглавлявший Делийский султанат, был повержен и освободил престол. Однако когда Даулат-хану стало понятно, что Бабур не собирается уходить с завоеванных земель, он пытался оказать сопротивление, но потерпел поражение. В апреле 1526 г. состоялась переломная битва, в которой участвовали войска Бабура и армия султана Ибрахима Лоди, насчитывавшая 40 тысяч человек. Победа осталась за Бабуром. Путь к Дели ему был прегражден раджой Санграмом Сингхом, властителем Мевара, но в марте 1527 г. Бабур снова за счет превосходства в артиллерии в бою при Кхануа одержал победу, которая знаменовала взятие им под контроль Северной Индии.

Основанное им в 1526 г. государство, названное позднее, при английских колонизаторах, империей Великих Моголов, просуществовало до середины XIX ст. К 1529 г. Бабур Захир-ад-дин Мухаммад владел территориями Восточного Афганистана, Пенджаба и долины Ганга, простиравшимися до рубежей Бенгалии. Созданием централизованной государственной системы занимались уже его наследники.

Бабур был не просто талантливым полководцем, покорителем земель. Глядя на местное население – «неверных» с позиции завоевателя, он тем не менее, был к нему достаточно снисходителен; преследование затрагивало только тех, кто был настроен по отношению к новому повелителю откровенно враждебно. Бабур стремился понять специфику мировоззрения и традиций, содействовал тому, чтобы в городах было большая зеленых насаждений, чтобы строились библиотеки, караван-сараи, развивалась торговля. Он считался любителем искусства, человеком образованным и любознательным: Афганистан, Средняя Азия, Индия - все эти территории интересовали Бабура с точки зрения культуры, истории, фауны и флоры.

Снискал славу не только на государственном, но и на литературном поприще. Считается, что именно он из среднеазиатских поэтов стал первым писать на узбекском; сочинял он на таджикском и джагатайском языках. Характерная черта его поэзии, сохранившейся в виде дивана лирических стихов, - афористичность. Главным его сочинением является «Бабур-наме» - автобиография, «первооткрыватель» жанра мемуаров в узбекской литературе. Описывая события 1493-1529 гг., она дает представление не только о практически всей жизни основателя империи, но и нравах того времени, образе жизни богатых феодалов.

26 декабря 1530 г. покоритель Индии умер, завещав большую часть владений старшему сыну. Выполняя последнее желание Бабура, его останки похоронили в Кабуле, саду Баг.

Биография из Википедии

Происхождение

Родился 14 февраля 1483 года в Андижане в семье эмира Ферганы Умар-Шейха-мирзы II, правнука тимуридского султана Миран-шаха, третьего сына Тамерлана. Бабур был по линии отца Тимуридом, а его мать была из рода Чингизидов, родным для себя языком он считал чагатайский тюрки, при этом также хорошо владел персидским. Британская исследовательница наследия Бабура Аннетт Беверидж в начале ХХ века называет его тюрком-барласом.

Мать Бабура Кутлуг-Нигар-ханым (1459-1505) происходила из чингизидов, была дочерью могулистанского правителя Йунус-хана. Сестра его матери Хуб-Нигар-ханым была матерью Мирзы Мухаммада Хайдара, который, таким образом, приходился Бабуру двоюродным братом. Сестра Бабура Ханзаде-бегум была замужем за узбекским ханом Мухаммедом Шейбани.

Политическая биография

Правитель Ферганы в 1494-1504 годах, правитель Кабула в 1504-1526 годах, глава империи Тимуридов с титулом падишах в 1507-1526 годах, правитель Мавераннахра в 1497-1498 и 1511-1512 годах, правитель Кандагара в 1512-1526 годах, падишах Хиндустана в 1526-1530 годах.

Рано лишившись отца, который погиб по нелепой случайности, 12-летний Бабур в трудной ситуации, не располагая опытом, боролся за власть в своем уделе. Однако, его амбиции стать главой всего Мавераннахра были столь велики, что в юном возрасте он решился бороться за власть. У него появилась идея воссоздать былую империю Тимуридов со столицей в Самарканде. В 1497 году ему удалось захватить Самарканд, однако, правил он им менее четырёх месяцев. В борьбе за власть в Мавераннахре он столкнулся с опытным чингизидом Шейбани-ханом, которому было уже 50 лет. Междоусобицы среди тимуридов привели к поражению Бабура.

Бабур был вынужден покинуть родную землю. Оставшийся с самыми верными людьми Бабур захватил сначала территории совр. Афганистана, а позже - и Индию. Установил в Индии свою власть и укрепил её. Ставший одним из богатейших падишахов того времени, он все равно скучал по родной земле. Его страдание по родной земле было заметно во многих его мемуарах.

Ты на чужбине - и забыт, конечно, человек!

Жалеет только сам себя сердечно человек.

В своих скитаньях ни на час я радости не знал!

По милой родине скорбит извечно человек

В 1500-1505 годах был вытеснен ханом Шейбани в Афганистан, где основал новое государство со столицей в Кабуле, который был взят им в 1504 году. Бабур принял титул падишаха. В Кабуле в 1508 году построил сад Верности. До 1512 года пытался безуспешно вернуть Бухару и Самарканд. Ради этого Бабур в 1511 году вступил в военно-политический союз с персидским шахом и шиитом Исмаилом I против ярых суннитов узбеков. При поддержке персов Бабуру удалось взять Самарканд, но после недовольства местного населения шиитским правлением Бабур оставил город. С 1514 года Бабур оставил свои претензии на Центральную Азию, его целью стала Индия.

С 1519 года Бабур совершал походы из Кабула в Северо-Западную Индию. В 1525 году Бабура призвал на помощь Аллам-хан, соперник делийского султана Ибрахим-шаха Лоди, и в 1526 году Бабур, снарядив войско, предпринял поход на Дели. В битвах с Ибрахим-шахом Лоди при Панипате в апреле 1526 года и с раджпутским князем Санграм Сингхом при Кхануа (близ Сикри) в 1527 году Бабур одержал победы. Бабур в своих битвах успешно использовал огнестрельное оружие - пушки и ружья. У Шейбани-хана он заимствовал некоторые приемы военной тактики, как например, приём тулгама. Добившись успеха, он перенёс центр вновь образованной державы в Агру.

После захвата Северной Индии Бабуру достался знаменитый алмаз «Кохинур», позже он передавался от одного Бабурида к другому, пока не оказался в сокровищнице в Лондоне.

В 1520-х годах Бабур установил мирные и добрые отношения с Шейбанидами. В 1528 году они отправили ему послов с поздравлениями по случаю его победы в Индии.

К 1529 году владения Бабура включали Восточный Афганистан, Пенджаб и долину Ганга, до границ Бенгалии.

В 1530 году незадолго до своей смерти Бабур отправил посла к московскому великому князю Василию Ивановичу. Посол добрался до Москвы только в 1533 году.

Творчество

За свою 47-летнюю жизнь Захириддин Мухаммад Бабур оставил богатое литературное и научное наследие. Его перу принадлежит знаменитое “Бабур-наме”, снискавшая мировую признательность, оригинальные и прекрасные лирические произведения (газели, рубаи), трактаты по мусульманскому законоведению (“Мубайин”), поэтике (“Аруз рисоласи”), музыке, военному делу, а также специальный алфавит “Хатт-и Бабури”.

Бабур переписывался с Алишером Навои. Стихи Бабура, написанные на тюркском, отличаются чеканностью образов и афористичностью. Главный труд Бабура - автобиография «Бабур-наме», первый образец этого жанра в исторической литературе, излагает события с 1493 по 1529 годы, живо воссоздаёт детали быта знати, нравы и обычаи эпохи. Французский востоковед Луи Базан в своём введении к французскому переводу (1980 г.) писал, что «автобиография (Бабура) представляет собой чрезвычайно редкий жанр в исламской литературе».

В последние годы жизни тема потери Родины стала одной из центральных тем лирики Бабура.Заслуга Бабура как историка, географа, этнографа, прозаика и поэта в настоящее время признана мировой востоковедческой наукой. Его наследие изучается почти во всех крупных востоковедческих центрах мира.

Можно сказать, что стихи Бабура - автобиография поэта, в которых поэтическим языком, трогательно излагаются глубокие чувства, мастерски рассказывается о переживаниях, порожденных в результате столкновения с жизненными обстоятельствами, о чем красноречиво говорит сам поэт:

Каких страданий не терпел и тяжких бед, Бабур?

Каких не знал измен, обид, каких клевет, Бабур?

Но кто прочтет “Бабур-наме”, увидит, сколько мук

И сколько горя перенес царь и поэт Бабур.

Дочь Бабура Гульбадан бегим, продолжая литературную традицию отца, написала историческое произведение «Хумаюн-наме».

Смерть

Умер Бабур 26 декабря 1530 года в Агре, возможно, от дизентерии. Существует версия, что основатель династии страдал иерсиниозом. Согласно его завещанию, его останки были перенесены в Кабул в сад, им основанный. Позже здесь был построен мавзолей.

Перед смертью Бабур разделил свои владения между четырьмя своими сыновьями. Старшему сыну, Хумаюну, достались индийские владения (Хиндустан), остальные сыновья получили Панджаб, Кабул и Кандагар и должны были подчиняться Хумаюну как верховному правителю империи.

Жёны и дети

От разных жён у Бабура родилось 9 сыновей и 9 дочерей, многие из которых умерли в раннем возрасте или во младенчестве:

  • (с 1503) Айша Султан-бегум , главная жена падишаха, третья дочь тимурида Султана Ахмад-мирзы;
    • Фахр ан-Ниса-бегум (1502-1502)
  • (с 1504) Зайнаб Султан-бегум (ум. 1508)
  • (с 1507) Махам-бегум (Хазрат-Валида) (ум. 1535), дочь шиитского шейха Ахмада из Торбете-Джам, родственница тимурида Хусейна Байкары;
    • падишах Насир ад-дин Мухаммад Хумаюн (1508-1556),
    • Михр Джахан-бегум (р. до 1515, ум. во младенчестве),
    • Ишан ад-Даулат-бегум (ум. во младенчестве),
    • шахзаде Барбул-мирза (1518-1521),
    • шахзаде Фарук-мирза (1526-1527)
  • (с ок. 1507) Салиха Султан-бегум Сахиба (Ак-бегум) , дочь тимурида Султана Махмуд-мирзы;
    • Гюль Барг-бегум (Гюльрух-бегум) (р. до 1519), жена Ходжи Нур ад-дина Мухаммада-мирзы (Сайида Амира), сына Ходжи Ала ад-дина Мухаммада-мирзы,
  • (с 1508) Масума Султан-бегум (ум. 1509), пятая дочь тимурида Султана Ахмад-мирзы;
    • Масума Султан-бегум (Чача Нур) (р. до 1509), с 1518 жена Мухаммада Замана-мирзы, сына тимурида Султана Бади аз-Заман-мирзы
  • (с 1509) Гюльрух-бегум (ум. до 1545), вероятно сестра Амира Султана Али-мирзы Бегчика;
    • шахзаде Камран-мирза (1509-1557), наваб Кабула, Кандагара (до 1528), Мултана (с 1528), Газни и Пенджаба (в 1530-1553),
    • Гюль Изар-бегум (р. до 1515, ум. во младенчестве),
    • шахзаде Мухаммад Аскари-мирза (1517-1554), наваб Мултана (до 1528), Чандери (в 1528-1530), Самбхала (в 1530-1534),
    • шахзаде Султан Ахмад-мирза (1517-1525),
    • шахзаде Шахрух-мирза (1522-1527)
  • (с до 1510) Дильдар Ага-бегум (Дильдар Агача) , дочь тимурида Султана Махмуд-мирзы;
    • Гюль Ранг-бегум (Чача Гюль) (1511/15 - после 1534), с 1530 жена Чин-Тимур-султана (ум. после 1543), 9-го сына хана Могулистана Султан-Ахмад-хана I,
    • Гюль Шара-бегум (1515/17-1557), с 1530 жена Тухта-Буга-султана (ум. до 1535), 10-го сына хана Могулистана Султан-Ахмад-хана I, затем жена Аббас-султана Узбека,
    • шахзаде Абу Насир Мухаммад Хиндал-мирза (1519-1551),
    • Хаджах Гюльбадан-бегум (1524-1603), автор «Хумаюн-наме», с 1539 жена амира аль-умары Хизр-Ходжи-хана (ок. 1520-1559), наваба Лахора (1556) и Бихара, второго сына туглуктимурида Айман-Ходжи-хана,
    • шахзаде Алур-мирза (1524-1529),
  • (с 1519) Биби Мубарика (Бега-бегум) (ум. 1556), дочь Малик-шаха Мансура Юсуфзая;

Память

  • В 1958 году академик И.Муминов был одним из главных организаторов первой научной конференции в Узбекской ССР, посвященной 475-летию Захир аддин Мухамад Бабура
  • После обретения Узбекистаном независимости на родине Бабура в городе Андижане Бабуру был установлен памятник, открыт парк имени Бабура и его имя было присвоено Андижанскому государственному университету.
  • В 1981 году писатель Пиримкул Кадыров написал роман о Бабуре «Звёздные ночи».
  • В 1991 году узбекским телевидением был показан 10-серийный телевизионный видеофильм «Бабур» по роману П. Кадырова «Звёздные ночи», Максуд Юнусов, в роли Бабура - Мухаммадали Абдукундузов. Впоследствии этот видеофильм был первым проданным видеофильмом Узбекского производства за рубеж, его закупила турецкая телекомпания, дублировавшая видеофильм на турецкий язык с английскими субтитрами.
  • В Ташкенте при Государственном музее литературы имени Алишера Навои АНРУз действует экспозиция (зал) Бабура.
  • В 1992 году в Узбекистане был создан фонд имени Бабура.
  • В Ташкенте есть парк имени Бабура
  • В городе Ош узбекский театр Ошский государственный узбекский музыкально-драматический театр имени Бабура, именем З. М. Бабура также названа школа № 43.
  • К настоящему времени «Бабурнамэ» переведено на 31 язык мира.
  • К 525-летию Бабура в 2008 году в Узбекистане были выпущены девять почтовых марок с изображением Бабура и миниатюр из его произведений.
  • Почтовая марка с изображением Бабура была выпущена в Турции.
  • Пакистанская крылатая ракета Хатф-VII Бабур названа в честь Захираддина Мухаммада Бабура.
  • Андижанская областная библиотека им. З. М. Бабура.

Сочинения

  • Бабур-наме. Записки Бабура. Пер. М. Салье. - Ташкент, 1958; Лирика. - М., 1957. Бабурнома. Записки Бабура. Одно из первых изданий «Бабур-наме» издано в 1857 году великим русским тюркологом Н. И. Ильминским в Казанской типографии.
  • Бабур. Рубаи. Перевод Наума Гребнева и Льва Пеньковского. Сувенирное издание. Изд-во Г. Гуляма, Ташкент, 1981. (1-19 перевод - Л. Пеньковского, 20-120 - перевод Н. Гребнева.) Тираж 1 000 экз.
  • Бабур. Избранная лирика. Перевод на русский язык. Издательство ЦК Компартии Узбекистана. Ташкент, 1982. 126 с. Переводы газелей: Л. М. Пеньковский, Р. Д. Моран, А. Наумов. Рубаи: Л. Пеньковский (1-18). Наум Гребнев (20-57, 59-106, 108-124). А. Наумов (19, 58, 107, 125-150). Кытъа: Н. Гребнев. Фарды: Н. Гребнев. Масневи: Л. Пеньковский, Н. Гребнев, Д. Лукашевич.

Литература и театр

  • Кор-Оглы Х. Г. Узбекская литература. - М., 1968.
  • Г. Лэмб. Бабур-тигр. М., Центрполиграф, 2002.
  • Muzaffar Alam & Sanjay Subrahmanyan (Eds.) The Mughal State 1526-1750. Delhi, 1998.
  • Хуршид Даврон (Xurshid Davron), Самарқанд хаёли (Samarqand xayoli), 1991
  • Хуршид Даврон (Xurshid Davron), Бобур соғинчи (Bobur sog’inchi), 1995
  • Хуршид Даврон (Xurshid Davron), Бобур соғинчи (Bobur sog’inchi),Спектакль театра им. Мукими (2005)

Деятельность Бабура в Средней Азии. Бабур, основатель империи Моголов в Индии, был чагатайским тюрком1. Он был потомком Тимура по прямой мужской линии, а по линии матери он мог претендовать на происхождение от Чингиз-хана.

Его отец-Умар Шейх Мирза-правил Ферганой. Бабур родился в Фергане в феврале 1483 года. Его отец умер в 1494 году, и он наследовал отцовское княжество в возрасте одиннадцати лет.

Бабур исключительно быстро развился. Старший и младший его дяди по отцу умерли вскоре один после другого; начались распри за овладение Самаркандом, который был завоеван Бабуром в 1497 году, когда победителю едва исполнилось пятнадцать лет. Вскоре после этого он потерял эту столицу Средней Азии, будучи всецело занят сохранением своей власти в Фергане. Затем он снова завоевал Самарканд, но это повлекло за собой столкновение с Шей-бани-ханом, вождем кочевников-узбеков, который нанес Бабуру поражение в битвах при Сар-и-Пуле и Ахси и вытеснил его из Самарканда и Ферганы.

Эти поражения сделали Бабура странником, «передвигающимся,-как он пишет в своей автобиографии,-с одного квадрата на другой, подобно шахматному королю». Ему удалось захватить Кабул в 1504 году, свергнув там узурпатора. Тем самым обстоятельства направили внимание Бабура на юго-восток. Однако Бабур получил еще одну возможность восстановить свое положение в Средней Азии. Шейбани-хан, казалось, подобно Чингиз-хану и Тимуру, стремился к завоеванию мира. Он вызвал вражду шаха Исмаила, сефе-видского правителя возрожденной Персидской империи. Шах Исмаил наголову разбил Шейбани-хана и убил его. Бабур, повидимому, послал шаху Ис-маилу подарки, которые тот счел данью. Шах Исмаил, как поборник шиизма, согласился восстановить Бабура в Самарканде и Бухаре, но он, повидимому, настаивал, чтобы Бабур согласился способствовать распространению шиитских доктрин. Хотя и ослабленные смертью Шейбани-хана, узбеки оказали сопротивление Бабуру, и он не смог занять Самарканда. Персидская армия была разбита в битве при Гадж-Даване; персы приписывали поражение отступничеству Бабура.

Деятельность Бабура за пределами Индии значительно повлияла на его деятельность в Индии. В битвах при Панипате и Кхануа мы видим в Бабуре сложившегося воина, который умел переносить тяжелые испытания, изучил использование огнестрельного оружия благодаря связям с персами и применение тулугмы (фланговой атаки) в войнах с узбеками. Тактика узбеков состояла в обходе флангов противника и в одновременной атаке на бешеном карьере в лоб и в тыл неприятеля. Эффективное соединение хорошо обученной конницы и нового огнестрельного оружия, а также блестящая тактика, обеспечив-* шая Бабуру победы при Панипате и Кхануа, были плодами его опыта в Средней Азии. Другой фактор, который часто остается незамеченным, заключается

1 Чагатай был вторым сыном Чингиз-хана.

ИСТОРИЯ ИНДИИ

в том влиянии, какое бурная юность и романтичные приключения Бабура оказали на политику Моголов в Средней Азии во времена его преемников.

Деятельность в Афганистане. В апреле 1512 года попытки Бабура осуществить свои притязания в Средней Азии потерпели полный провал. После этого он перебрался в Кабул. Кандагар был захвачен в 1512 году. Богатства Индии уже занимали его предприимчивый ум и дразнили его воображение. В 1516 году он был поглощен реорганизацией армии, отливанием пушек и совершенствованием тактики, что было необходимо в связи с применением огнестрельного оружия.

В первый раз Бабур вторгся в Индию в 1519 году. Он воевал против юсуф-заев. Был также предпринят поход против Биджаура в 1520 году. Ьудучи потомком Тимура, Бабур рассматривал Пенджаб как свое наследственное владение. В 1524 году он преодолел Хайберский проход, перешел Джелум и Че-наб и подошел к Дибалпуру, который он пытался взять приступом. Однако ему пришлось отступить к Лахору и вернуться в Кабул. Он рассчитывал на помощь двух недовольных вельмож из государства Лоди-Даулат-хана Лоди и Алам-хана Лоди,-которые обратили оружие против него, когда поняли, что целью его является скорее завоевание, нежели грабеж. Теперь положение изменилось. Бабур стал готовиться к нанесению сокрушительного удара ослабевшему афганскому Делийскому государству.

Лервая битва при Панипате (1526 г.). В ноябре 1525 года Бабур выступил из Кабула и вошел в Пенджаб с армией в 12 тысяч человек. Даулат-хан Лоди, оказавший ему сопротивление, был побежден и признал себя вассалом Бабура. Из Пенджаба Бабур двинулся по направлению к Дели. Ибрахим Лоди выступил из Дели ему навстречу. Ибрахима Лоди Бабур описывал как «неопытного молодого человека, который двигался в походе без предосторожности, останавливался или отступал без всякого плана и вступал в битву не подумав». Такой человек не мог рассчитывать на победу над столь опытным воином, как Бабур.

Решительная битва произошла 21 апреля 1526 года при Панипате, где так часто решалась судьба Индии. И действительно, если врага, идущего с северо-запада, не удавалось остановить у Хайберского прохода, полем битвы неизбежно становился район между Сатледжем и Джамной. Так как пенджабские реки можно было зимой во многих местах перейти вброд, трудно было держать линию обороны на реке. Враг мог легко ее перейти во многих местах. Естественно, что ближайшим выгодным местом для решительной битвы являлись обширные равнины между Сатледжем и Джамной, где могло быть лучше использовано преимущество в численности войск и где оборонявшаяся армия имела в тылу Дели и Агру.

В Панипат Ибрахим привел сорокатысячную армию. Однако эта плотная масса войск представляла превосходную мишень для пушек Бабура, которыми управляли два специалиста-устад (мастер) Али и Мустафа. Ровная местность была хорошо приспособлена для действий конницы и для применения фланговой тактики Бабура.

Бабур укрепил свою слабую передовую линию, поставив в ряд повозки, с тем чтобы держать афганцев вдоль растянутого фронта и тем самым обеспечить себе возможность атаковать фланги. Ибрахим потерпел полное поражение, и число убитых афганцев было огромным. Военное искусство Бабура, прекрасное взаимодействие его конницы и артиллерии принесли ему полный успех. Немедленно после этого он занял Дели и Агру. Щедрость по отношению к своим последователям и богатые подарки друзьям в Самарканде, Кашгаре, Хорасане, Персии и Кабуле сделали имя Бабура известным в отдаленных землях, породили стремление подражать ему и помогали ему пополнять свою армию. Ему удалось также убедить своих приверженцев остаться в Индии.

БОРЬБА АФГАНЦЕВ И МОГОЛОВ ЗА ВЛАСТЬ

Сопротивление раджпутов и афганцев-битвы при Кхануа и Гогре. Два

врага, с которыми пришлось бороться Бабуру, чтобы обеспечить себе господство в Индостане, были афганцы на востоке и раджпуты под предводительством раны Санграма Сингха, правителя Мевара. Афганцы на востоке с Иасир-ха-ном Лохани и Мааруфом Фармули во главе рассеялись при появлении посланных против них войск старшего сына Бабура, Хумаюна. В течение восьми месяцев, истекших после поражения Ибрахима при Панипате, власть Бабура распространилась от Аттока до Бихара. Мультан был также присоединен к его владениям.

На юге владения Бабура простирались до Калпи и Гвалиора. Но нужно было смотреть в глаза опасности, угрожавшей из Раджпутаны. Бабур прекрасно понимал, что ему придется встретиться с испытанным воином. Рана Санга имел уже раньше дело с Бабуром. Последний жаловался, что между ним и раной была договоренность, что рана нападет на Агру, когда Бабур пойдет походом на Дели. Рана, в свою очередь, жаловался, что в нарушение прежнего соглашения Бабур захватил Калпи, Дхолпур и Биану. Санга признал султана Махмуда Лоди, которого поддерживали афганцы на западе, законным претендентом на престол в Дели.

Спор между Бабуром и раной разрешился в битве при Кхануа (27 марта 1527 г.). Раджпутская конница не смогла устоять против сокрушительного огня Мустафы, сражение было упорным, поскольку раджпуты имели численное превосходство. Но решающую роль сыграла артиллерия. Раджпуты и их афганские союзники потерпели полное поражение. Битва при Кхануа сделала невозможным установление власти раджпутов в Северной Индии на развалинах Делийского султаната. Вслед за этим потерпел поражение Медини Рай-один из наиболее выдающихся военачальников раны Санги, который командовал важной крепостью Чандери в Мальве. Рана умер, убитый горем, в 1528 году.

Избавившись от угрозы со стороны раджпутов, Бабур повернул против афганцев на восток. Афганцы враждовали между собой. Столкновения между домами Лохани и Лоди были пагубны для афганских интересов. В 1529 году султан Махмуд Лоди объединил значительную часть афганцев под своим руководством. Бабур направился на восток через Аллахабад, Бенарес и Газипур. Джалал-уд-дин Бахар-хан Лохани покорился ему. Бабур занял Бихар. Армия Нусрат-шаха, султана Бенгалии, которая пришла на помощь афганцам, оказала Бабуру сопротивление на берегах Гогры. Бабур блестяще осуществил переправу под сильным огнем. Бенгальская армия бежала в беспорядке. Нусрат-шах заключил мир с Моголами. Другие афганские вожди также покорились. Таким образом, битва на реке Гогре (6 мая 1529 г.), по крайней мере на время, уничтожила возможность политического возрождения афганцев.

Оценка деятельности Бабура. Бабур умер 26 декабря 1530 года. Имеются указания на то, что в последние дни его жизни во дворце был организован заговор с целью устранить его старшего сына Хумаюна. Если такой заговор действительно имел место, то он окончился полной неудачей, и Хумаюн спокойно наследовал Бабуру. Бабур как правитель не обладал выдающимися способностями. Он был прежде всего воином. Старая, стихийно сложившаяся система управления, существовавшая до него, сохранялась и при нем. Он оставил своему сыну обширную империю (простиравшуюся от Аму-Дарьи до Бихара), которая не была сплочена и которую можно было удержать лишь при помощи военной силы. Английский историк Лен Пул правильно охарактеризовал Бабура как «промежуточное звено между Средней Азией и Индией, между дикими ордами и имперской организацией управления, между Тамерланом и Акбаром».

ИСТОРИЯ индии

Автобиография Бабура. Бабур обладал хорошим литературным вкуп м. Он хорошо писал как на фарси, так и на тюркском языке. Наиболее важным источником наших сведений о его деятельности является превосходная автобиография, которая первоначально была написана на тюркском я.*ы-ке, затем переписана его сыном Хумаюном и переведена на язык фарси при Акбаре. Как указывает английский историк Элфинстон, «его мемуары содержат подробное описание жизни великого тюркского монарха наряду с выражением его личных мнений и чувств, свободное от маскировки и утаивания, а также от показной откровенности и прямоты. Стиль его простой и мужественный, а также живой и образный. Точно в зеркале, отображает автобиография Бабура его соотечественников и современников, их облик, обычаи, стремления и поступки. В этом отношении она почти единственный образец подлинного исторического описания в Азии: Бабур изображает внешность, одежды, вкусы и привычки каждого человека и описывает страны, их климат, пейзаж, хозяйство, произведения искусства и ремесла. Наибольшее очарование работе придает, однако, характер самого автора. Отрадно среди напыщен-ной холодности азиатской истории встретить правителя, который мог плакать и рассказывать нам, как он скорбел о смерти товарища своих детских лет»,

Захир-ад-дин Мухаммад Бабур (араб. ,«Бабур» означает «лев, полководец, барс» и происходит от персидского слова (bbr) - «тигр», 14 февраля 1483 - 26 декабря 1530) - тимуридский правитель Индии и Афганистана, полководец, основатель империи Великих Моголов (1526). Известен также как чагатайский поэт и писатель.

Известен также как узбекский поэт и писатель.

Полная тронная титулатура: ас-Султан аль-Азам ва-л-Хакан аль-Мукаррам Захир ад-дин Мухаммад Джалал ад-дин Бабур, Падшах-и-Гази.

Происхождение

Бабур родился 14 февраля 1483 года в Андижане в семье эмира Ферганы Умар-Шейха-мирзы II, правнука тимуридского султана Миран-шаха, третьего сына Тамерлана. Бабур был по линии отца Тимуридом, а его мать была из рода Чингизидов, родным для себя языком он считал чагатайский тюрки, при этом также хорошо владея персидским.

Мать Бабура, Кутлуг-Нигар-ханым (1459-1505), происходила из чингизидов, была дочерью могулистанского правителя Йунус-хана. Сестра его матери, Хуб-Нигар-ханым, была матерью Мирзы Мухаммада Хайдара, который, таким образом, приходился Бабуру двоюродным братом. Сестра Бабура Ханзаде-бегум была замужем за узбекским ханом Мухаммедом Шейбани.

Политическая биография

Правитель Ферганы в 1494-1504 годах, правитель Кабула в 1504-1526 годах, глава империи Тимуридов с титулом падишах в 1507-1526 годах, правитель Мавераннахра в 1497-1498 и 1511-1512 годах, правитель Кандагара в 1512-1526 годах, падишах Хиндустана в 1526-1530 годах.

Рано лишившись отца, который погиб по нелепой случайности, 12-летний Бабур в трудной ситуации не располагая опытом, боролся за власть в своем уделе. Однако его амбиции стать главой всего Мавераннахра были столь велики, что в юном возрасте он решился бороться за власть. У него появилась идея воссоздать былую империю Тимуридов со столицей в Самарканде. В 1497 году ему удалось захватить Самарканд, однако правил он им менее четырёх месяцев. В борьбе за власть в Мавераннахре он столкнулся с опытным чингизидом Шейбани-ханом, которому было уже 50 лет. Междоусобицы среди тимуридов привели к поражению Бабура.

Весть о захвате Самарканда Шейбани-ханом переполнила сердце Бабура горечью, в своих мемуарах он писал «Почти сто сорок лет столичный город Самарканд принадлежал нашему дому, неизвестно откуда взявшийся узбек, чужак и враг пришел и захватил его!».

В 1500-1505 годах был вытеснен ханом Шейбани в Афганистан, где основал новое государство со столицей в Кабуле, который был взят им в 1504 году. Бабур принял титул падишаха. В Кабуле в 1508 году построил сад Верности. До 1512 года пытался безуспешно вернуть Бухару и Самарканд. Ради этого, Бабур в 1511 году вступил в военно-политический союз с персидским шахом и шиитом Исмаилом I против ярых суннитов узбеков. При поддержке шахиншаха Азербайджана и Ирана Исмаила I Бабуру удалось взять Самарканд, но после недовольства местного населения шиитским правлением, Бабур оставил город. С 1514 года Бабур оставил свои претензии на Центральную Азию, его целью стала Индия.

С 1519 года Бабур совершал походы из Кабула в Северо-Западную Индию. В 1525 году Бабура призвал на помощь Аллам-хан, соперник делийского султана Ибрахим-шаха Лоди, и в 1526 году Бабур, снарядив войско, предпринял поход на Дели. В битвах с Ибрахим-шахом Лоди при Панипате в апреле 1526 года и с раджпутским князем Санграм Сингхом при Кхануа (близ Сикри) в 1527 году Бабур одержал победы. Бабур в своих битвах успешно использовал огнестрельное оружие - пушки и ружья. У Шейбани-хана он заимствовал некоторые приемы военной тактики, как например, приём тулгама. Добившись успеха, он перенёс центр вновь образованной державы в Агру.

После захвата северной Индии Бабуру достался знаменитый алмаз «Кохинур», позже он передавался от одного Бабурида к другому, пока не оказался в сокровищнице в Лондоне.

В 1520-х годах Бабур установил мирные и добрые отношения с Шейбанидами. В 1528 году они отправили ему послов с поздравлениями по случаю его победы в Индии.

К 1529 году владения Бабура включали Восточный Афганистан, Пенджаб и долину Ганга, до границ Бенгалии.

Захириддин Мухаммад Бабур

Захириддин Мухаммад Бабур (1483-1530) - великий узбекский поэт, мыслитель, историк и государственный деятель; основоположник династии и империи бабуридов. Среди научных трудов Бабура, особое место занимает «Трактат об арузе» (1523-25), где рассматривается теория восточной метрики аруз. В 1521 г. написал философско-религиозное произведение «Мубаййин», где изложил 5 основ исламского шариата.

Биография

Захириддин Мухаммад Бабур родился в г.Андижане (14 февр. 1483 г.), сын правителя Ферганы, правнука Тимура. Бабур в 1494 г. стал правителем Ферганы, в 1526 г. в Индии основывал централизованное государство бабуридов (в мировой истории вошел как «империя великих моголов»), которое просуществовало до завоевания Индии (1848 г.) англичанами. Умер в г. Агре (26 дек. 1530 г.)

Поэтическое наследие Бабура многогранно и богато. Лирические произведения собраны в «Кабулский диван» (1519), затем в «Индийский диван» (1529-30). Он написал стихи в более 10 жанрах восточной лирики. В его стихотворениях отражены его личная жизнь, окружающая среда и исторические события. Основу поэзии Бабура составляют стихи любовно-лирического содержания. Мастерство поэта выражается в оригинальном литературном стиле и умелом использовании наиболее выразительных средств тюркского языка.

В его стихотворениях реалистически отражены исторические события эпохи, его личная жизнь, окружающая среда, отношение к человеку, религии, обычаям и нравам времени.

Можно сказать, что стихи Бабура - автобиография поэта, в которых поэтическим языком, трогательно излагаются глубокие чувства, мастерски рассказывается о переживаниях, порожденных в результате столкновения с жизненными обстоятельствами.

Основу поэзии Бабура составляют стихи любовно-лирического содержания. Одной из важных сторон его творчества является воспевание подлинно человеческой, земной, реальной любви. Лирика поэта пропитана вдохновенной поэзией Алишера Навои. В своих газелях и рубаи он поднимает такие проблемы человеческих отношений как любовь, дружба, стремление к прекрасному. Земную любовь поэт воспевает как самое высокое человеческое достоинство.

Бабур утверждает, что ради свидания с возлюбленной он готов вынести любые трудности. Без своей возлюбленной он не представляет себе жизни. С большой искренностью поэт выражает готовность пожертвовать ради любви самим собой, всем своим существом.

Без луноликой не светло от солнечного света,
Несладок сахар без нее, чья сладость мной воспета.
Без тонкостанной - кипарис мне грудь стрелой пронзает,
Без розоликой - нет у роз ни запаха, ни цвета.
Что стану делать я в раю? Хочу быть с нею рядом,
Зачем же мне другой приют в садах другого света?
Пусть голову из-за нее, тебе, Бабур, отрубят,
Но невозможно оторвать от милой сердце это!

Любовь для Бабура - верность, преданность, благородство и человечность. Он ставит ее превыше всего: богатства, общественного положения и всех земных благ. Поэт в своих совершенных газелях создает образ прекрасной возлюбленной, наделяя ее небывало красивой внешностью, богатым внутренним содержанием, духовным совершенством. При этом он умело использует оригинальные художественные средства.

Мне красавица эта, чья плоть так нежна, - нужна,
Словно солнце, чьим светом душа зажжена, нужна.
Мне, упавшему ниц, не михраба священный свод -
Эта бровь, что искусницей насурьмлена, нужна.
С головою, о сердце, простись, - иль влюбленных путь
Обходи, коль тебе непременно она нужна.
Всякий павший к ногам ее, может к устам припасть,
Коль ему лишь могила для вечного сна нужна.
Что с того, что с тобой неприветливы все, Бабур?
Ведь тебе лишь улыбка подруги одна нужна.

Воспевая искренние чувства любви, утверждая земную человеческую любовь, Бабур подвергает резкой критике ханжество фанатичных шейхов и аскетов, фактически выступает против мрачных догматиков. Адское пламя по сравнению с огнем разлуки кажется ему искоркой:

Если б я знал, что разлука убьет меня злая,
С милой до смерти я жил бы, печали не зная.
Адом пугают... Но перед пожаром разлуки
Адское пламя не больше, чем искра простая.

В лирике Бабура особое место занимает тема родины. В его стихотворениях, особенно в четверостишиях, с большой впечатляющей силой выражены тоска по родине и беспредельная любовь к ней.

Ты на чужбине - и забыт, конечно, человек!
Жалеет только сам себя сердечно человек.
В своих скитаньях ни на час я радости не знал!
По милой родине скорбит извечно человек.

В поэзии Бабура также затронуты вопросы нравственности и духовного совершенства человека. Поэт возвышает человека, относится к нему с великим уважением, высоко ставит человеческое достоинство. Он отвергает то, что противоречит этому. По мнению Бабура, эгоизм, самолюбие, жадность, тщеславие - негодные качества, губящие человека. Поэт дает искренние советы людям. В своих рубаи он говорит о том, как человек должен воспитывать в себе лучшие моральные качества.

Затрагивая эту тему, поэт главное назначение человеческой жизни видит в добре, великодушии, благородстве и честности. Дружбу он считает самой важной стороной человеческого качества и мощной силой в борьбе с врагом.

Говоря о художественном языке произведений Бабура, необходимо отметить его простоту, общедоступность, ясность и сжатость. Поэт не любит громких фраз и сложных выражений. Простота языка Бабура способствует ясному восприятию читателями его творений, богатой палитры чувств и переживаний.

Бабур призывает избегать бессмысленной болтовни, выражать свои мысли кратко, четко и просто, не употреблять таких слов, которых человек сам не понимает. В частности, он отмечает: "Пиши проще, ясным и чистым слогом: и тебе меньше будет труда и тому, кто читает".

Безусловно, эти строки из "Бабур-наме" свидетельствуют о том, что поэтическое мастерство Бабура оказало глубокое и ощутимое влияние на живописный язык его прозаического произведения, что придало ему большую художественную красоту и широкую известность.

Поэтическое мастерство Бабура выражается в художественно-литературном стиле и умелом использовании наиболее выразительных средств родного языка и в творческом воссоздании источников народного творчества.

Среди научных трудов особое место в развитии восточной филологии сыграл его трактат о просодии -"Трактат об арузе"- результат внимательного и профессионального изучения поэтических основ поэзии, критического освоения ее достижений. Бабур обогатил теорию просодии новыми зафиксированными им явлениями, положениями и обобщениями, развил классификацию ее видов и вариантов.

Он аргументирует свои взгляды материалами из арабской, персо-таджикской и тюркской поэзии. Этим ученый показывает не только взаимосвязь и взаимовлияние поэзии, но и демонстрирует широкий диапазон и неисчерпаемую поэтическую возможность стихотворства тюрко-язычных народов. Продолжая традиции Алишера Навои, он придавал большое значение народной поэзии. Его сочинение содержит ценные сведения о жанрах народного песенного искусства и интересные этнографические материалы.

Знаменитое «Бабурнаме» свидетельствует об истории великих тимуридов, борьбе за создание великой державы (события 1494-1529 гг.). В Институте Востоковедения Академии наук Республики Узбекистан хранятся более 10 рукописных вариантов «Бабурнаме». На основании чего бабуровед Порсо Шамсиев сопоставляя несколько рукописей, опубликовал критический текст (1960) гениального произведения. Позже японский ученый И.Мано тоже подготовил к печати критический текст «Бабурнаме» (1994). Текст «Бабурнаме» также был опубликован Н.Ильминским (1847), Бевериж (1905), Фитратом (фрагменты, 1928), П.Шамсиевым (1960).

Его перевели на персидский (1586), голландский (1705), английский (1826), французский (1871), турецкий (1940) и русский (1942) языки. По сюжету «Бабурнаме» есть романы зарубежных авторов Ф.А.Стиль (Париж,1940), Ф.Гренарда (Париж,1930), Г.Лемба (Нью-Йорк,1961), В. Гаскони (Нью-Йорк,1980), Мунилаъла (6 романов) и др. О нем написаны узбекскими писателями поэмы (Айбек, Б.Байкабулов, Х.Давран), роман (П.Кадыров) и повесть (Х.Султанов).

Среди научных трудов Бабура, особое место занимает «Трактат об арузе» (1523-25), где рассматривалась теория восточной метрики аруз. Бабур обогатил теорию просодии новыми положениями и обобщениями, развил классификацию ее видов и вариантов. В 1521 г. было написано философско-религиозное произведение «Мубаййин», где изложено 5 основ исламского шариата, также в этом же году он написал книгу о налогообложении «Мубаййину-л-закот». Его научные произведения «Харб иши» («Военное дело»), «Мусика илми» («Наука о музыке») до сих пор не найдены.

Бабур на основе арабской графики составил «Хатти Бобурий» («Письмо Бабура»), подходящее для тюркской фонетики. Этим письмом переписали Коран и отдельные произведения самого Бабура.

Он также занимался художественным переводом, стихами перевел религиозно-философское произведение «Волидия» («Трактат родительский») крупнейшего мастера суфизма - Ходжи Ахрора Вали, последователя Багаутдина Накшбанди.

Члены международной научной экспедиции по изучению творчества Бабура несколько раз организовали научные путешествия по «следам» поэта, ими обнаружены более 500 книг и документов, которые хранятся в мемориальном музее «Бабур и его место в цивилизационном мире». В Андижане есть парк Бабура, где находится символическая могила, а также мемориальный комплекс «Арк ичи».

Бабур не был поверхностным созерцателем общественной жизни и истории, он стремился анализировать события и явления, высказать свои взгляды, выразить волновавшие его мысли и чувства. А эти мысли и чувства были направлены на служение принципам добра и справедливости, правды и красоты.
===

Центральное место в творчестве Бабура занимает бесценный литературный памятник прозы на узбекском языке исторический труд “Бабурнаме”, которую востоковед В.Бартольд назвал “лучшим произведением тюркской прозы”. Книга была завершена в Индии, она носит в основном автобиографический (мемуарный жанр) характер и отражает историю народов Центральной Азии конца XV - начала XVIIвв.

Вот что он пишет:

Высказывания и афоризмы Бабура:

Кто презирает всех, презрения достоин. Жестокий человек мучения достоин. Хорошим людям Бог хороших даст в друзья, А кто с другими плох, отмщения достоин.

Наверно, вообще любимых нет таких, Что из-за пустяков на нас не хмурят взгляда.

Нам нравится подчас то больше, что вдали: Друг, что далек от нас, те что давно прошли.

Проживешь ты сто лет или один день, все равно Придется уйти из этих чертогов, радующих сердце.

Раз существует в мире страсть, то праведность, смиренье - Одни слова: что в них есть смысл - нам явно показалось.

Уж таков ее обычай: красота всегда права.

Чем жить с дурной славой, лучше умереть с доброй славой.

Ты можешь закрыть ворота города, но не можешь закрыть рта врагам.

Уж лучше совершить тяжелых сто грехов,
Принять сто тяжких мук, сто обрести врагов,
Чем, став ослушником, родителя обидеть.
Чем не прийти к нему в тяжелый час на зов.

Сладость вина знает только пьяный. Какая радость от него трезвому?

Тот, кто говорит много, говорит без толку.

Где пролил пот усердья человек,
Пожнет плоды бессмертья человек.

Делать хорошее дурным людям то же самое, что поступать дурно с хорошими людьми.

Известно: мудрость и любовь не совпадают никогда.

Когда назначена судьба, ее никто не обойдет,
И не помогут ни борьба, ни боль терпения, ни стон.
Весельем одолей недуг и скорбью мира не томись:
Единого мгновенья мук, поверь, совсем не стоит он!

Рубаи Бабура:

* * *
Твоих обид не дай господь ни другу, ни врагу!
Пылинки верности в тебе найти я не могу.
И если голову у ног твоих я не сложил,
То, захватив ее с собой подальше убегу.

* * *
Ты затруднение мое, художник разреши:
Здесь на платке узор такой искусный напиши,
Чтоб мысли все мои на нем любимая прочла,
Чтоб ей открылся весь тайник тоскующей души!

* * *
Иду я, как в бреду, несу свою беду,
И с ношею такой из жизни я уйду,
Хоть знаю: здесь, где ты, не отыскал я счастья,
А там, где нет тебя, подавно не найду.

* * *
Что хочешь, делай бог, с моей душой и телом,
Мой сделай черным лик иль сделай лик мой белым.
В пыль преврати, во прах немилостью своей
Или приблизь меня к щедрот своих пределам.

* * *
Я неучтив порой, и милая не рада,
Не так я посмотрю - берет ее досада.
Наверно, вообще любимых нет таких,
Что из-за пустяков на нас не хмурят взгляда.

* * *
Коса ее - силок, я залетел туда.
Смятенный, сбит я с ног и ослеплен - беда!
Мне жаль тебя, Бабур: в делах своих любовных
Как ни ведешь себя, ты каешься всегда!

* * *
Любовник молодой, целуй свою подругу!
Считайте счастьем то, что вас влечет друг к другу.
Коль вместе быть вам миг, ловите этот миг.
Судьба - проклятый круг, несутся дни по кругу.

* * *
Как в прежние года: наступит рамазан -
И в праздники и в пост передо мной стакан.
Я не молюсь давно и не пощусь давно,
От вин и анаши безумен я и пьян.

* * *
Чужбине заплатил своею кровью дань я.
Мое лицо давно покрыла пыль изгнанья.
Мне страшно расспросить о том, как ты жила.
Мне страшно говорить и про свои страданья.

* * *
Повсюду снег и снег - над полем, над рекой,
Снег радостен для тех, в чьем сердце есть покой.
О боже, предо мной все замело дороги.
На путь добра меня направь своей рукой!

* * *
Я старше, мне учить, тебе учиться, брат,
Лишь нынче понял я, что жизнь как птица, брат.
Лови ее сейчас, люби сегодня милых,
Ведь завтра этот день не повторится, брат!

* * *
Разлука - это край, где я воздвиг жилище,
Пустынный край - не рай, мое жилище нище.
А я еще живу, клянусь, лишь потому,
Что образ твой - мой свет, мое питье и пища!

* * *
Как мы живем? Ты - там и весела и рада,
А я в разлуке здесь терплю мученья ада.
Но образ твое во мне, твой образ предо мной,
И, честно говоря, мне ничего не надо.

* * *
Я напишу тебе письмо - моей царице,
Взамен пера из век я выдерну ресницы.
Я выколю зрачки, чтоб не искать чернил.
Я испишу белки, как белые страницы.

* * *
Ты намекнул о милости несмело,
Не беспокойся, наше слово - дело.
Ты попросил одежду и зерно,
Зерно наполнит дом, одежду - тело.

* * *
В пути любви к тебе я пью разлуки яд.
А есть ли путь любви, что не похож на ад?
Коль есть, так покажи, и встречусь я с тобою.
А если нет, уйду, куда глаза глядят.

* * *
Хочу все чаще я беседовать с людьми,
да только, как начать - не ведаю, пойми.
Ведь вовсе не по мне кутеж и развлеченья:
я мир прошел в труде и горем мерил дни...

* * *
Не знала ты любви, не ведала тревог -
Я много претерпел, но больше я не мог.
Ты не заметила, как я тебя покинул:
Не все ль тебе равно: я близок иль далек?

* * *
О ветер, ты за день весь облетаешь свет,
Лети в ту землю, где я не был много лет.
Кто позабыл меня, тех не тревожь напрасно,
Кто помнит обо мне, тем передай привет.

* * *
Тому, кто свет искал и знания постиг,
Достойный ученик нужнее всяких книг.
Я многое постиг, но нищ учениками,
Быть может потому, что сам я ученик.

* * *
Меня судьба, увы измучила вконец,
Оторвала давно от любящих сердец.
Чего-чего она мне только не дарила:
И горе, и позор, и царственный венец.

* * *
Я слышу снова шум пиров и пьяных драк -
Подлунный мир, увы, походит на кабак,
Не слушайся врага, внимай совету друга,
А друга не поймешь, обрадуется враг.

* * *
Мечтает сердце быть с тобою снова,
Оно не в силах жить без друга дорогого.
Как я к тебе стремлюсь, я говорить боюсь:
Стремление к тебе сильнее дара слова.

* * *
О воины, у вас есть доблесть, нету силы,
Сойдите с этих стен, как вам они не милы.
Два выхода у вас, у полумертвых, есть:
Ворота отворить или сойти в могилы.

* * *
Коль совершил я зло и омрачил твой взгляд,
Скорблю, что не могу все повернуть назад.
Я плохо поступил, я сам тому не рад,
Но я б тебя простил, прости, я виноват!

* * *
Я счастлив, наконец, светла моя звезда.
Любимая со мной нежна, добра всегда.
И если из-за дел приду я на свиданье.
Немножечко поздней, ей-богу, не беда.

* * *
Где розы - там шипы, зло в радости, ну что ж!
Без горечи в вине нет сладости, ну что ж!
Вот и в моих стихах, то грустных, то веселых,
И взлеты есть порой, и слабости, ну что ж!

* * *
В степях чужой страны запутаны дороги.
Мне не по силам путь: мои ослабли ноги.
Спасибо хоть за то, что вести о тебе
Приходят в этот край, врачуя все тревоги.

* * *
Кто жалкие слава с обидой говорит,
Тот или неумен, иль ищет сам обид.
Я дам тебе совет: смывай вино обиды -
Сам знаешь, тот, кто пьян, обиды не хранит.

* * *
Я шлю тебе платок, такой, как ты хотела.
Из ткани желтой он и тонкий до предела.
Внимательней всмотрись, похож он на меня:
Желт, как мое лицо, и невесом, как тело.

* * *
Нет родины и счастья боле нет.
И ничего уж, кроме боли, нет.
Я в этот край пришел своею волей,
Его оставить силы воли нет.

* * *
Не вечно ничего: ни осень, ни весна,
Не верен другу друг, подруга не верна.
Спеша, вертится круг, напрасно жизнь проходит,
Безрадостна, увы, и коротка она!

* * *
Я снова средь друзей - о долгожданный миг!
К потоку их речей я с жадностью приник.
Как трудно мне, друзья: ведь я за эти годы,
Привыкнув горевать, от радостей привык!

* * *
Поскорей пробудись, отряхни нежный сон,
Стань смеющейся розой, мой алый бутон!
Чангом звучным своим в плен ты сердце взяла,
Стонет в чанге оно - о, услышь этот стон!

* * *
Игрою глаз, уловок слова лисьих
Бабура вознесла, к себе приблизив.
А там - воздвигла тысячи преград,
бедой любви безжалостно унизив...

* * *
Ты вспомнила меня в глухой дали разлуки -
и страсти страждущей укоротила муки.
Та милость такова, как если б черный куб
Каабы рухнувшей кто поднял из разрухи!

* * *
Взимает небосвод сплошную дань скитаний,
однако не уймет сердечной боли давней.
Хотел бы я понять, что замышлял господь:
страданья - для меня, меня ли - для страданий?..


По совокупности сведений и их достоверности “Бабур-наме” является самым важным и ценным историко-прозаическим трудом, не имеющим себе равных среди аналогичных сочинений, написанных в средние века в Средней Азии, Иране, Афганистане и Индии.

По богатству и разнообразию материала, по языку и стилю “Бабур- наме” стоит выше любой исторической хроники, составленный придворными летописцами того времени, Не удивительно поэтому, что в разные времена труд этот привлекал пристальное внимание ученых своего мира. “Бабур-наме” посвящен описанию деятельности Бабура, его удачных и неудачных военных походов, изложению всех перипетий его богатой приключенческой жизни. История создания “Бабур-наме” неизвестна, по сведениям дочери Гульбадан-бегим, в ее книге “Хумаюн-наме”, описывается, что в Индии, в городе Сикри, в саду была площадка и наверху этой площадки Бабур имел обыкновение писать книги.

“Бабур-наме” состоит из трех частей. Первая ее часть посвящена описанию политических событий в Мавераннахре в конце XVв. Вторая часть охватывает события, происходившие на территории Афганистана, которая в эпоху Бабура была известна как “Кабульский удел”. В последней части, описываются политические события в Северной Индии, географические данные страны, ее природные особенности, содержатся интересные сведения о народах, населявших эту страну.

Автор “Бабур-наме” с присущей ему откровенностью описывает борьбу за власть, приводит факты опустошения земледельческих оазисов, увеличения поземельного и др. налогов, сбор которых участился в годы смуты во владениях последних тимуридов в Хорасане и Мавераннахре.

Благодаря “Бабур-наме” мы узнаем об имевшем место в г.Самарканде страшном голоде в дни осады его Шейбани-ханом в 1501г. Правдивость сведений Бабура подтверждают историки того времени: Хандемир, Мухаммад Хайдар, Мухаммад Салих, Беннаи и др.

Сам Бабур пишет: “... все, что здесь написано, истина, и цель этих слов в том, чтобы похвалить себя, - все, действительностью, было так, как я написал. В этой летописи я вменил себе в обязанность, чтобы каждое написанное мной слово было правдой и всякое дело излагалось так, как оно происходило”.

“Бабур-наме” хотя и посвящена политической истории вышеназванных стран рубежа XV-XVIIвв., однако изобилует она также бесценными материалами из социально-экономической жизни народов, затрагивает вопросы морали, этики, нравственности и аспекты современной автору эпохи.

“Бабур-наме” содержит многочисленные сведения о литературной среде самого Бабура. На основе этих сведений можно воссоздать биографии многих малоизвестных поэтов того времени, живших в Центральной Азии, и писавших стихи, как на персидском, так и тюркском языке. В книге много словесных портретов целого ряда современников поэта, государственных деятелей, художников, музыкантов, историков. Чрезвычайно ценными являются сведения Бабура о полезных ископаемых городов Центральной Азии. В книге не только приводятся отдельные сведения о природных ископаемых, но одновременно отмечается их назначение в хозяйственной жизни страны.

С большой любовью пишет Бабур о Самарканде, не упускает автор из виду описание обсерватории Улугбека, которым восторгался, отмечая совершенство этого сооружения, его изумительность.

В книге Бабура получили подробные описания жизнь и трудовая деятельность различных афганских племен, обитавших на обширной территории между Вахшем и Пенджабом.

В “Бабур-наме” нашли отражение флора и фауна описываемых стран. Бабур, подробно описывая Хиндустан, восхищается его природой, сравнивает его со своей родной: “Эта удивительная страна; в сравнении с нашими землями это иной мир. Горы, реки, леса, города, области, язык, растения и ветры - все там не так как у нас. Хотя и жаркие области, прилегающие к Кабулу, кое в чем сходны с Хиндустаном, но в других отношениях они не сходны: стоит лишь перейти реку Синд, как земли и вода, и деревья, и камни, и люди, и обычаи - все становится таким же, как в Хиндустане”. Описывая политическую жизнь Индии, Бабур дает сведения об истории Индии XV - начала XVI вв.

В “Бабур-наме” много фактических данных по этнографии: интересны описания одежды индусов, их обычаев, образа жизни простого народа и знати.

Бабур в своей деятельности преследовал цель благоустройства подвластных ему крупных городов Индии. Планировка и архитектура общественных и частных построек, их внешние оформление и интерьер, имеют много общего со среднеазиатским стилем, орчанично сочетаясь с индийской и среднеазиатской. Бабур стремится укрепить торгово- экономические связи с соседними странами.

В настоящее время “Бабур-наме” все более привлекает внимание специалистов из разных стран мира. Ценность сведений, приведенных в “Бабур-наме”, искренность и самокритичность автора, достоверность фактов получили единодушное признание ученых всего мира. Данные “Бабур-наме” вошли в сводные тома по истории народов Центральной Азии.

Интерес к замечательным творениям Бабура, особенно к его книге “Бабур-наме”, возрастает год от года во всем мире.

Вот что он пишет:
Если я умру с добрым именем - хорошо.
Мне нужно (доброе) имя - тело принадлежит смерти.

Великое творение Захириддина Мухаммада Бабура “Бабур-наме” обессмертило имя поэта в века.

Здравствуйте уважаемый брат Мирсаид! Пожалуйста не возражаю. Обясните пожалуйста мне что это такой свой архив и для чего он нужен.