Бродит по европе. Манифест коммунистической партии

Призрак бродит по Европе, призрак коммунизма
Первая фраза из «Манифеста Коммунистической партии», написанного в 1848 г. Карлом Марксом (1818-1883) и Фридрихом Энгельсом (1820- 1895). Русское издание впервые вышло в 1869 г. в Женеве, в России вышло несколько нелегальных изданий в 80-х гг. XIX в.
Фраза обычно служит для всякого рода парафразов, с заменой слова «коммунизм» на иное, соответствующее случаю, и применяется для описания ситуации, когда потенциальная угроза может исполниться, некое вероятное явление стать реальностью и пр.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Призрак бродит по Европе, призрак коммунизма" в других словарях:

    - (призрак устар.), призрака, муж. 1. То, что видится, мерещится, видение, образ чего нибудь. «И тихо предо мной встают два призрака младые, две тени милые.» Пушкин. «Призрак невозвратимых дней.» Пушкин. Призрак бродит по Европе призрак коммунизма… … Толковый словарь Ушакова

    призрак - , а, м. ** Призрак бродит по Европе, призрак коммунизма. // Выражение из “Манифеста Коммунистической партии” КМаркса и Ф.Энгельса, 1848 г./. 1. О распространении, торжестве коммунистических идей. ◘ Пока призрак коммунизма беспечно бродил… … Толковый словарь языка Совдепии

    Призрак свободы Le fantôme de la liberté Жанр комедия драма притча … Википедия

    Le fantôme de la liberté … Википедия

    Желанный призрак - аллюзия на Коммунистический манифест (Призрак бродит по Европе, призрак коммунизма...): ஐ Спасителем масс, понял я, может стать единственно террорист зубодробист, который свободы паскудные, захватанные миллионами сальных лап, приструнит,… … Мир Лема - словарь и путеводитель

    - ’ПРИЗРАКИ МАРКСА’ (‘Spectres de Marx’) книга Деррида, опубликованная на французском языке в 1993, переведена на английский и опубликована в США в 1994. Первоначально доклад под таким же названием был прочитан Деррида на конференции в… …

    ПРИЗРАКИ МАРКСА - (Spectres de Marx) книга Деррида, опубликованная на французском языке в 1993, переведена на английский и опубликована в США в 1994. Первоначально доклад под таким же названием был прочитан Деррида на конференции в Калифорнийском университете в … Социология: Энциклопедия

    - (Spectres de Marx) книга Деррида, опубликованная на французском языке в 1993, переведена на английский и опубликована в США в 1994. Первоначально доклад под таким же названием был прочитан Деррида на конференции в Калифорнийском университете в… … История Философии: Энциклопедия

    Призрак бродит по Европе, призрак коммунизма. Карл Маркс и Фридрих Энгельс Этот призрак... бродит где то там в Европе, а у нас почему то останавливается. Хватит нам бродячих. Виктор Черномырдин Социализм опиум для пролетариата. Граффити (Лондон,… … Сводная энциклопедия афоризмов

    С французского: Le spectre rouge. Буквально: Красный призрак. Из названия политического памфлета «Красный призрак 1852 г.» (1851) французского журналиста Огюста Ромье (1800 1855), который предупреждал об угрозе революции и гражданской войны. Они … Словарь крылатых слов и выражений

Призрак бродит по Европе – призрак коммунизма. Все силы старой Европы объединились для священной травли этого призрака: папа и царь, Меттерних и Гизо, французские радикалы и немецкие полицейские.

Где та оппозиционная партия, которую ее противники, стоящие у власти, не ославили бы коммунистической? Где та оппозиционная партия, которая в свою очередь не бросала бы клеймящего обвинения в коммунизме как более передовым представителям оппозиции, так и своим реакционным противникам?

Два вывода вытекают из этого факта.

Коммунизм признается уже силой всеми европейскими силами.

Пора уже коммунистам перед всем миром открыто изложить свои взгляды, свои цели, свои стремления и сказкам о призраке коммунизма противопоставить манифест самой партии.

С этой целью в Лондоне собрались коммунисты самых различных национальностей и составили следующий «Манифест», который публикуется на английском, французском, немецком, итальянском, фламандском и датском языках.

История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов.

Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов.

В предшествующие исторические эпохи мы находим почти повсюду полное расчленение общества на различные сословия, – целую лестницу различных общественных положений. В Древнем Риме мы встречаем патрициев, всадников, плебеев, рабов; в средние века – феодальных господ, вассалов, цеховых мастеров, подмастерьев, крепостных, и к тому же почти в каждом из этих классов – еще особые градации.

Вышедшее из недр погибшего феодального общества современное буржуазное общество не уничтожило классовых противоречий. Оно только поставило новые классы, новые условия угнетения и новые формы борьбы на место старых.

Наша эпоха, эпоха буржуазии, отличается, однако, тем, что она упростила классовые противоречия: общество все более и более раскалывается на два большие враждебные лагеря, на два большие, стоящие друг против друга, класса – буржуазию и пролетариат.

Из крепостных средневековья вышло свободное население первых городов; из этого сословия горожан развились первые элементы буржуазии.

Открытие Америки и морского пути вокруг Африки создало для подымающейся буржуазии новое поле деятельности. Ост-индский и китайский рынки, колонизация Америки, обмен с колониями, увеличение количества средств обмена и товаров вообще дали неслыханный до тех пор толчок торговле, мореплаванию, промышленности и тем самым вызвали в распадавшемся феодальном обществе быстрое развитие революционного элемента.

Прежняя феодальная, или цеховая, организация промышленности более не могла удовлетворить спроса, возраставшего вместе с новыми рынками. Место ее заняла мануфактура. Цеховые мастера были вытеснены промышленным средним сословием; разделение труда между различными корпорациями исчезло, уступив место разделению труда внутри отдельной мастерской.

Но рынки все росли, спрос все увеличивался. Удовлетворить его не могла уже и мануфактура. Тогда пар и машина произвели революцию в промышленности. Место мануфактуры заняла современная крупная промышленность, место промышленного среднего сословия заняли миллионеры-промышленники, предводители целых промышленных армий, современные буржуа.

Крупная промышленность создала всемирный рынок, подготовленный открытием Америки. Всемирный рынок вызвал колоссальное развитие торговли, мореплавания и средств сухопутного сообщения. Это в свою очередь оказало воздействие на расширение промышленности, и в той же мере, в какой росли промышленность, торговля, мореплавание, железные дороги, развивалась буржуазия, она увеличивала свои капиталы и оттесняла на задний план все классы, унаследованные от средневековья.

Мы видим, таким образом, что современная буржуазия сама является продуктом длительного процесса развития, ряда переворотов в способе производства и обмена.

Каждая из этих ступеней развития буржуазии сопровождалась соответствующим политическим успехом. Угнетенное сословие при господстве феодалов, вооруженная и самоуправляющаяся ассоциация в коммуне, тут – независимая городская республика, там – третье, податное сословие монархии, затем, в период мануфактуры, – противовес дворянству в сословной или в абсолютной монархии и главная основа крупных монархий вообще, наконец, со времени установления крупной промышленности и всемирного рынка, она завоевала себе исключительное политическое господство в современном представительном государстве. Современная государственная власть – это только комитет, управляющий общими делами всего класса буржуазии.

Буржуазия сыграла в истории чрезвычайно революционную роль.

Буржуазия, повсюду, где она достигла господства, разрушила все феодальные, патриархальные, идиллические отношения. Безжалостно разорвала она пестрые феодальные путы, привязывавшие человека к его «естественным повелителям», и не оставила между людьми никакой другой связи, кроме голого интереса, бессердечного «чистогана». В ледяной воде эгоистического расчета потопила она священный трепет религиозного экстаза, рыцарского энтузиазма, мещанской сентиментальности. Она превратила личное достоинство человека в меновую стоимость и поставила на место бесчисленных пожалованных и благоприобретенных свобод одну бессовестную свободу торговли. Словом, эксплуатацию, прикрытую религиозными и политическими иллюзиями, она заменила эксплуатацией открытой, бесстыдной, прямой, черствой.

Буржуазия лишила священного ореола все роды деятельности, которые до тех пор считались почетными и на которые смотрели с благоговейным трепетом. Врача, юриста, священника, поэта, человека науки она превратила в своих платных наемных работников.

Буржуазия сорвала с семейных отношений их трогательно-сентиментальный покров и свела их к чисто денежным отношениям.

Буржуазия показала, что грубое проявление силы в средние века, вызывающее такое восхищение у реакционеров, находило себе естественное дополнение в лени и неподвижности. Она впервые показала, чего может достигнуть человеческая деятельность. Она создала чудеса искусства, но совсем иного рода, чем египетские пирамиды, римские водопроводы и готические соборы; она совершила совсем иные походы, чем переселение народов и крестовые походы.

Буржуазия не может существовать, не вызывая постоянно переворотов в орудиях производства, не революционизируя, следовательно, производственных отношений, а стало быть, и всей совокупности общественных отношений. Напротив, первым условием существования всех прежних промышленных классов было сохранение старого способа производства в неизменном виде. Беспрестанные перевороты в производстве, непрерывное потрясение всех общественных отношений, вечная неуверенность и движение отличают буржуазную эпоху от всех других. Все застывшие, покрывшиеся ржавчиной отношения, вместе с сопутствующими им, веками освященными представлениями и воззрениями, разрушаются, все возникающие вновь оказываются устарелыми, прежде чем успевают окостенеть. Все сословное и застойное исчезает, все священное оскверняется, и люди приходят, наконец, к необходимости взглянуть трезвыми глазами на свое жизненное положение и свои взаимные отношения.

«Манифест Коммунистической партии» – величайший программный документ научного коммунизма. «Эта небольшая книжечка стоит целых томов: духом ее живет и движется до сих пор весь организованный и борющийся пролетариат цивилизованного мира» (Ленин). Написанный К. Марксом и Ф. Энгельсом в качестве программы Союза коммунистов, «Манифест Коммунистической партии» был впервые опубликован в Лондоне в феврале 1848 г. отдельным изданием на 23-х страницах. В марте – июле 1848 г. «Манифест Коммунистической партии» печатался в демократическом органе немецких эмигрантов «Deutsche Londoner Zeitung» («Немецкая лондонская газета»). Немецкий текст в том же 1848 г. был перепечатан в Лондоне в виде отдельной брошюры в 30 страниц, в которой были исправлены некоторые опечатки первого выпуска и улучшена пунктуация. Этот текст был в дальнейшем положен Марксом и Энгельсом в основу последующих авторизованных изданий. В 1848 г. были сделаны также переводы «Манифеста» на ряд европейских языков (французский, польский, итальянский, датский, фламандский и шведский). Имена авторов «Манифеста» в изданиях 1848 г. не упоминались; впервые они были указаны в печати в 1850 г. при публикации первого английского перевода в чартистском органе «Red Republican») («Красный республиканец») в предисловии, написанном редактором этого журнала Дж. Гарни.

В 1872 г. было выпущено новое немецкое издание «Манифеста» с небольшими авторскими поправками и с предисловием Маркса и Энгельса. Это издание, как и последующие немецкие издания 1883 и 1890 гг., вышло под заглавием «Коммунистический манифест».

Первое русское издание «Манифеста Коммунистической партии» вышло в 1869 г. в Женеве в переводе Бакунина, который в ряде мест исказил содержание «Манифеста». Недостатки первого издания были устранены в издании, вышедшем в Женеве в 1882 г. в переводе Плеханова. Плехановский перевод положил начало широкому распространению идей «Манифеста» в России. Придавая огромное значение пропаганде, марксизма в России, Маркс и Энгельс написали к этому изданию специальное предисловие.

После смерти Маркса вышел ряд изданий «Манифеста», просмотренных Энгельсом: в 1883 г. немецкое издание с предисловием Энгельса; в 1888 г. английское издание в переводе С. Мура, отредактированное Энгельсом и снабженное им предисловием и примечаниями; в 1890 г. немецкое издание с новым предисловием Энгельса. К последнему изданию Энгельс также написал несколько примечаний. В 1885 г. в газете «Socialiste» («Социалист») был опубликован французский перевод «Манифеста», сделанный дочерью Маркса Лаурой Лафарг и просмотренный Энгельсом. Энгельс написал предисловие к польскому изданию «Манифеста» 1892 г. и к итальянскому изданию 1893 года. – 419.

1. Формально документ, ставший «священным писанием» коммунистов всего мира, был создан Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом не по их собственной инициативе, а по поручению леворадикального «Союза справедливых», членами которого оба политика стали в 1847 году. Интересно, что после вступления Маркса и Энгельса «Союз справедливых» был переименован в «Союз коммунистов».

2. Конгресс «Союза справедливых» поручил своему новому члену Фридриху Энгельсу создать текст программного документа, получившего название «Проект Коммунистического символа веры». Но, видимо, атеистические убеждения Маркса и Энгельса заставили поменять название окончательного документа на «Манифест Коммунистической партии».

Картина «Карл Маркс и Фридрих Энгельс». Художник Г. Гордон. Холст, масло. Репродукция. Фото: РИА Новости

3. Официально авторство «Манифеста Коммунистической партии» принадлежит Карлу Марксу и Фридриху Энгельсу, однако на деле он был написан в Брюсселе, в январе 1848 года, только Марксом. Энгельс высказал лишь несколько замечаний, однако Маркс настоял на том, чтобы на издании были указаны две фамилии авторов.

4. Исследователи отмечают, что, в отличие от многих других программных политических документов, «Манифест Коммунистической партии» читается так же легко, как художественное произведение. Карл Маркс обладал недюжинным журналистским талантом, что проявилось и при написании данного документа - «Манифест», определивший историю развития человечества на целое столетие, уместился всего в 12000 слов.

5. Впервые «Манифест Коммунистической партии» был издан на немецком языке в Лондоне в 1848 году. С датой его выхода в свет существуют разночтения - в разных источниках указывается 15 февраля, 21 февраля, 26 февраля, а также 4 июля. Не исключено, что путаница связана с тем, что «Манифест» издавался на разных языках - кроме немецкого, на шведском, а несколько позднее и на английском.

6. «Манифест Коммунистической партии» был написан в 1848 году, когда в странах Европы произошел целый ряд революций. Однако на идеи Маркса и Энгельса практически никто не обратил внимания - число их сторонников не превышало нескольких десятков человек. Подлинную популярность идеи, изложенные в «Манифесте», обретут лишь несколько десятилетий спустя.

7. Первое издание «Манифеста Коммунистической партии» на русском языке было выпущено в 1869 году в Женеве. Авторство перевода приписывается видному анархисту Михаилу Бакунину . Второе издание появилось в 1882 году в переводе Георгия Плеханова . Любопытно, что политические взгляды и Бакунина, и Плеханова резко критиковал главный продолжатель идей «Манифеста» в России - Владимир Ильич Ленин .

8. Нет точных сведений о количестве изданий «Манифеста Коммунистической партии». Только в СССР, по данным на 1 января 1973 года, было выпущено 447 изданий «Манифеста» общим тиражом 24341000 экземпляров на 74 языках. Общее же количество изданий в мире превышает 1000 на более чем 100 языках мира.

Титульный лист русского издания «Манифеста коммунистической партии», 1885 год. Репродукция. Оригинал хранится в музее Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Фото: РИА Новости

9. Спустя 100 лет, в 1948 году в СССР вышел еще один «Манифест Коммунистической партии» - так называлось стихотворение известного советского поэта Сергей Наровчатова. В нем, в частности, были такие строки:

Сто лет подряд твердите вы о нем,

И, давний, он опять встает как новость

Повсюду, где не сыщешь днем с огнем

В потемках затерявшуюся совесть…

И перед ним бессилен Белый дом,

Тот Белый дом, что перестал быть белым

С тех самых пор, как квартиранты в нем

Наш белый свет марают черным делом.

Страх сотен перед гневной мощью масс

Ввело в закон двадцатое столетье,

Хотел бы я, чтоб видел старый Маркс,

Как мы сейчас бушуем на планете!

10. Создатель «Манифеста Коммунистической партии» Карл Маркс, как уже отмечалось, был талантливым журналистом, умевшим привлечь внимание читателей яркими и сочными фразами в начале и в конце произведения. Именно поэтому даже те, кто никогда не читал «Манифест», хоть раз в жизни слышали их - «Призрак бродит по Европе, призрак коммунизма» и «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».

Валентин Катасонов о том, как швейцарцы проголосовали против БОД - «безусловного основного дохода», гарантированного государством …

В вульгарном сознании коммунизм воспринимается как такое общественное устройство, при котором каждый человек имеет право потреблять, но не обязан трудиться. Возможность перехода Швейцарии на подобную модель устройства общества активно обсуждалась в этой альпийской республике на протяжении последних нескольких месяцев. Идея такого «бытового коммунизма», витающая сегодня не только в Швейцарии, но и в ряде других стран, обозначается термином «безусловный основной доход» (БОД).

БОД – гарантированные государством выплаты всем членам общества, которые обеспечивают им прожиточный минимум потребления и таким образом упраздняют зависимость человека от труда как источника дохода. С 70-х годов ХХ века с введением этой модели экспериментировали в разных странах (преимущественно на муниципальном уровне). В Европе такие эксперименты проводились и проводятся в Голландии, Дании, Германии, Финляндии по инициативе центральных властей, муниципалитетов, общественных организаций, профсоюзов, благотворительных фондов, частных предпринимателей. Тема БОД все чаще обсуждается и в Международной организации труда (МОТ).

Обсуждения возможности введения БОД в Швейцарии закончились референдумом, который состоялся 5 июня. Гражданам Конфедерации было предложено поддержать или отвергнуть следующий вариант БОД. Каждый взрослый житель Швейцарии (включая некоторые категории иностранцев) получает от государства ежемесячно социальное пособие в размере 2500 швейцарских франков (по текущему курсу примерно 2260 евро или 170 тысяч российских рублей). Для детей размер пособия был определён в 625 франков (565 евро; 42,5 тысячи российских рублей). Одновременно с введением единого пособия должна была произойти отмена всех социальных пособий и льгот, которые существовали в Конфедерации до этого.

Референдуму в Швейцарии предшествовали опросы общественного мнения. Если отбросить категорию сомневающихся (не определившихся), то соотношение сторонников и противников БОД в последние месяцы было примерно 25% к 75%. В Швейцарии произошла явная поляризация общества по вопросу о едином социальном пособии. Каждая из сторон вела активную агитационную работу, опираясь на устоявшуюся систему аргументов. Чтобы лучше понимать тонкости борьбы вокруг проблемы БОД, отметим, что такое 2500 франков для швейцарца. Средняя заработная плата в Конфедерации составляет 6000 франков (до вычета налогов). Максимальная сумма всех пособий и льгот, которые гражданин Швейцарии может теоретически получить при ныне действующей системе социального обеспечения, несколько ниже 2500 франков (примерно на пять процентов).

Основные аргументы швейцарских сторонников БОД, инициировавших референдум, сводились к следующему:

1. В условиях научно-технического прогресса происходит непрерывное повышение производительности труда. Следствием этого является вытеснение живого труда овеществленным трудом. Проще говоря, роботы вытесняют людей. Происходит рост абсолютных и относительных уровней безработицы. Пока Швейцария выглядит сравнительно благополучно на фоне других стран мира. В прошлом году уровень безработицы в Конфедерации был равен 3,1 - 3,2%. В этом году он прогнозируется в 3,5%. Для сравнения: в странах южной Европы, согласно официальной статистике, этот показатель достигает 15-20%. Безработица среди молодёжи на юге Европы уже перевалила за 50%. Швейцарские эксперты прогнозируют, что не за горами времена, когда уровень безработицы в Конфедерации перейдёт планку 10%.

Вывод: БОД представляет ту самую «соломку», которую надо заранее подстелить, пока в Швейцарии не началось массовое замещение людей роботами. Система гарантированных пособий, по мнению её сторонников, снимает психологическую напряжённость в обществе (опасения потерять работу) и предотвращает социальные взрывы.

2. БОД позволит человеку раскрыть свой творческий потенциал. Имея минимальный гарантированный доход, человек может заниматься той деятельностью, которая ему интересна и соответствует его талантам. Сторонники БОД накануне референдума апеллировали к социологическим опросам, которые показывали, что количество людей, которые добровольно выберут безделье в случае внедрения системы, не превышает нескольких процентов.

3. Нынешняя система социального обеспечения в Швейцарии очень сложна и запутана. Она опирается на огромное количество нормативных актов и включает десятки (по другим данным – сотни) различных пособий и льгот. Это в свою очередь порождает раздутый бюрократический аппарат на уровне Конфедерации и кантонов. Всё большая часть бюджетных денег, выделяемых на социальные цели, съедается этим бюрократическим аппаратом.

А теперь аргументы противников БОД, победивших на референдуме.

1. Введение БОД ослабит швейцарскую экономику и породит нездоровую атмосферу в обществе. Люди перестанут напряжённо и эффективно трудиться. На первых порах, действительно, процент желающих вести праздную жизнь, сознательно покидающих работу, может быть невысоким, но это лишь на первых порах. Ведущие праздный образ жизни могут оказывать развращающее влияние на тех, кто ещё трудится. Даже если работающие не последуют примеру бросивших работу, они будут проявлять недовольство тем, что одни граждане трудятся, а другие бездельничают.

2. В первую очередь в БОД заинтересованы те граждане, которые имеют низкооплачиваемую работу. На такие виды работ будет невозможно найти швейцарских граждан, потребуется привлекать иммигрантов из других стран. Очевидны социальные, культурные и политические риски, связанные с таким замещением рабочей силы.

3. Выносимый на референдум вариант системы БОД не имеет достаточного экономического обоснования. Прежде всего, государство не в состоянии будет выполнить свои обязательства по универсальным пособиям из-за бюджетных ограничений.

4. Для того чтобы государство могло выполнять свои обязательства по БОД в размере 2500 франков на взрослого человека в месяц (30 тысяч франков в год), ему, согласно подсчётам, потребуется 208 млрд. франков в год. Это в три раза превышает нынешние суммарные расходы бюджета на социальные программы. Для этого необходимо повысить налоги (примерно на 140 млрд. франков) как на прибыли компаний, так и на личные доходы граждан. Вопрос цены, которую швейцарскому обществу придется заплатить за «коммунистический» эксперимент, остался на периферии общественного внимания. Дополнительные налоги на бизнес помимо всего снизят конкурентоспособность швейцарской экономики.

5. Некоторые швейцарские критики БОД рассматривают проект единого социального пособия не как проявление воли народа, а как спланированную акцию по расшатыванию швейцарского общества и сознательному подрыву её экономики. Разрушительный для экономики Конфедерации эффект они сравнивают с тем, который возник в результате отмены в начале нынешнего десятилетия института банковской тайны (отмена произошла под давлением Вашингтона). Есть подозрения, что инициатива референдума зародилась не в Швейцарии, а за океаном, в США.

Поздно вечером 5 июня стали известны результаты референдума. Ни один из кантонов не поддержал идею БОД, то есть во всех кантонах количество голосов «против» было больше количества голосов «за». Больше всего положительных откликов идея «безусловного основного дохода» нашла в кантонах Базель-Штадт (36,0 %), Юра (35,8 %), Женева (34,7 %) и Невшатель (31,2 %).

Инициативу с введением БОД поддержали 23,1% граждан Конфедерации, против БОД проголосовали 76,9% граждан. Первые комментарии по итогам референдума, появившиеся в швейцарских СМИ, показывают следующее. За БОД голосовали в основном малоимущие слои населения. Против БОД - люди не только с высоким, но и средним доходом. Многие швейцарцы объясняли свою позицию предельно просто: «Мы голосуем не против БОД, а против повышения налогов, которое в случае введения БОД станет неизбежным».

Однако саму идею БОД швейцарский референдум не похоронил. Партия зелёных (единственная из политических партий Швейцарии, выступавшая за введение БОД) заявила, что продолжит борьбу за единое социальное пособие. Вероятно, сторонники БОД изменят свою тактику. Они будут добиваться введения «коммунизма» в отдельных кантонах (швейцарским законодательством это допускается). Основное внимание будет сконцентрировано на тех кантонах, где сторонники БОД добились наилучших результатов (Базель-Штадт, Юра, Женева и Невшатель).

Швейцарские сторонники системы БОД не унывают. Они довольны тем, что референдум состоялся и идея БОД стала известна миллионам людей в Европе и за её пределами. Так сказать, начала овладевать массами. Накануне референдума были проведены опросы общественного мнения по вопросу БОД в некоторых европейских странах. Там процент сторонников «бытового коммунизма» существенно выше, чем в Швейцарии. Например, в Великобритании сторонников БОД больше, чем противников. Выражаясь словами Карла Маркса, «призрак коммунизма» начал бродить по Европе. Правда, у Маркса речь шла о коммунизме на базе обобществления средств производства. Нынешние же европейские реформаторы предлагают вариант распределительного коммунизма при сохранении частной формы собственности на средства производства.

Карл Маркс

Фридрих Энгельс

Манифест Коммунистической партии

Титульный лист первого издания «Манифеста Коммунистической партии»

Призрак бродит по Европе – призрак коммунизма. Все силы старой Европы объединились для священной травли этого призрака: папа и царь, Меттерних и Гизо , французские радикалы и немецкие полицейские.

Где та оппозиционная партия, которую ее противники, стоящие у власти, не ославили бы коммунистической? Где та оппозиционная партия, которая в свою очередь не бросала бы клеймящего обвинения в коммунизме как более передовым представителям оппозиции, так и своим реакционным противникам?

Два вывода вытекают из этого факта.

Коммунизм признается уже силой всеми европейскими силами.

Пора уже коммунистам перед всем миром открыто изложить свои взгляды, свои цели, свои стремления и сказкам о призраке коммунизма противопоставить манифест самой партии.

С этой целью в Лондоне собрались коммунисты самых различных национальностей и составили следующий «Манифест», который публикуется на английском, французском, немецком, итальянском, фламандском и датском языках.

История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов.

Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов.

В предшествующие исторические эпохи мы находим почти повсюду полное расчленение общества на различные сословия, – целую лестницу различных общественных положений. В Древнем Риме мы встречаем патрициев, всадников, плебеев, рабов; в средние века – феодальных господ, вассалов, цеховых мастеров, подмастерьев, крепостных, и к тому же почти в каждом из этих классов – еще особые градации.

Вышедшее из недр погибшего феодального общества современное буржуазное общество не уничтожило классовых противоречий. Оно только поставило новые классы, новые условия угнетения и новые формы борьбы на место старых.

Наша эпоха, эпоха буржуазии, отличается, однако, тем, что она упростила классовые противоречия: общество все более и более раскалывается на два большие враждебные лагеря, на два большие, стоящие друг против друга, класса – буржуазию и пролетариат.

Из крепостных средневековья вышло свободное население первых городов; из этого сословия горожан развились первые элементы буржуазии.

Открытие Америки и морского пути вокруг Африки создало для подымающейся буржуазии новое поле деятельности. Ост-индский и китайский рынки, колонизация Америки, обмен с колониями, увеличение количества средств обмена и товаров вообще дали неслыханный до тех пор толчок торговле, мореплаванию, промышленности и тем самым вызвали в распадавшемся феодальном обществе быстрое развитие революционного элемента.

Прежняя феодальная, или цеховая, организация промышленности более не могла удовлетворить спроса, возраставшего вместе с новыми рынками. Место ее заняла мануфактура. Цеховые мастера были вытеснены промышленным средним сословием; разделение труда между различными корпорациями исчезло, уступив место разделению труда внутри отдельной мастерской.

Но рынки все росли, спрос все увеличивался. Удовлетворить его не могла уже и мануфактура. Тогда пар и машина произвели революцию в промышленности. Место мануфактуры заняла современная крупная промышленность, место промышленного среднего сословия заняли миллионеры-промышленники, предводители целых промышленных армий, современные буржуа.

Крупная промышленность создала всемирный рынок, подготовленный открытием Америки. Всемирный рынок вызвал колоссальное развитие торговли, мореплавания и средств сухопутного сообщения. Это в свою очередь оказало воздействие на расширение промышленности, и в той же мере, в какой росли промышленность, торговля, мореплавание, железные дороги, развивалась буржуазия, она увеличивала свои капиталы и оттесняла на задний план все классы, унаследованные от средневековья.

Мы видим, таким образом, что современная буржуазия сама является продуктом длительного процесса развития, ряда переворотов в способе производства и обмена.

Каждая из этих ступеней развития буржуазии сопровождалась соответствующим политическим успехом. Угнетенное сословие при господстве феодалов, вооруженная и самоуправляющаяся ассоциация в коммуне , тут – независимая городская республика, там – третье, податное сословие монархии , затем, в период мануфактуры, – противовес дворянству в сословной или в абсолютной монархии и главная основа крупных монархий вообще, наконец, со времени установления крупной промышленности и всемирного рынка, она завоевала себе исключительное политическое господство в современном представительном государстве. Современная государственная власть – это только комитет, управляющий общими делами всего класса буржуазии.

Буржуазия сыграла в истории чрезвычайно революционную роль.

Буржуазия, повсюду, где она достигла господства, разрушила все феодальные, патриархальные, идиллические отношения. Безжалостно разорвала она пестрые феодальные путы, привязывавшие человека к его «естественным повелителям», и не оставила между людьми никакой другой связи, кроме голого интереса, бессердечного «чистогана». В ледяной воде эгоистического расчета потопила она священный трепет религиозного экстаза, рыцарского энтузиазма, мещанской сентиментальности. Она превратила личное достоинство человека в меновую стоимость и поставила на место бесчисленных пожалованных и благоприобретенных свобод одну бессовестную свободу торговли. Словом,