Чем занимался сенат в древнем риме. Сенат римской республики
СЕНАТ в Древнем Риме СЕНАТ в Древнем Риме
СЕНА́Т (лат. senatus, от senex - старец), в Древнем Риме один из главных органов Государства. В царскую эпоху был совещательным органом при царе, в эпоху Республики руководил внешней политикой Рима, декретировал воинские наборы, определял численность войска, назначал триумфы (см.
ТРИУМФ)
, принимал важные решения по административному управлению Италией. До реформ Гая Гракха (см.
ГРАКХИ)
(20-е гг. 2 в. до н. э.) сенаторы были присяжными заседателями в уголовных судебных комиссиях, в конце Республики они делили судебные полномочия со всадниками (см.
ВСАДНИКИ)
. В крайних обстоятельствах сенат имел право выносить решение о введении в государстве чрезвычайного положения (senatus consultum ultimum).
Численность сената
Первоначально римский сенат, как и советы других латинских городов, включал в себя 100 членов, после объединения римской и сабинской общин - уже 200 советников, царь Тарквиний Древний добавил еще 100 человек. Cенат, состоящий из 300 членов, сохранялся на протяжении почти всей Республики до диктатуры Суллы (см.
СУЛЛА)
, который удвоил традиционную цифру. Цезарь (см.
ЦЕЗАРЬ Гай Юлий)
пополнил сенат до 900 членов. Август снизил его численность вновь до 600.
Пополнение сената
В первые века Рима советников назначал царь. При Республике сенатский список составляли консулы (см.
КОНСУЛЫ)
, с 312 до н. э. (по Овиниеву закону)-цензоры (см.
ЦЕНЗОРЫ)
.
Сначала по обычаю, потом по закону цензоры записывали в сенаторы бывших комициальных (т. е. избранных в комициях (см.
КОМИЦИИ)
) магистратов (см.
МАГИСТРАТЫ (в Риме))
, а на оставшиеся свободные места приписывали достойнейших частных лиц.
Исключение из сената
Звание сенатора, в принципе, было пожизненным. Цензор вычеркивал то или иное имя из сенатского списка только за уголовное преступление или безнравственный поступок, осужденный обоими цензорами.
Сословный статус и престиж сенаторов
Официальное наименование сенаторов - «отцы записанные» (в список). В царскую эпоху сенат состоял только из знати - патрициев (см.
ПАТРИЦИИ)
; в 1-ый год Республики, когда в него были допущены плебеи (см.
ПЛЕБЕИ)
, потерял значение аристократической корпорации (престиж республиканского сенатора определялся понятием «почтенный», а не «знатный»). Долгое время сенаторы считались членами всаднического сословия и голосовали в народном собрании вместе со всадниками (см.
ВСАДНИКИ)
. Ок. 129 до н. э., когда был принят закон о сдаче сенаторами коней, образовалось высшее сенаторское сословие. Сыновья сенаторов числились всадниками.
Знаки отличия сенаторов
Как и всадники, сенаторы носили золотые кольца и рубашки-туники с продольными пурпурными полосами (шире всаднических). Сенаторы из бывших курульных магистратов имели красную обувь и тогу (см.
ТОГА)
с пурпурной полосой.
Сенатский ценз
В источниках не зафиксирован ценз (см.
ЦЕНЗ)
республиканского сената. Некоторые ученые полагают, что он все же существовал и равнялся двойному всадническому: 800 тыс. сестерциев. Август установил ценз в 1 млн. сестерциев.
Место заседания сената
Сенаторы собирались либо в специальном сенатском помещении, например, в Гостилиевой курии на Форуме (см.
ФОРУМ)
, в курии Помпея (см.
ПОМПЕИ)
на Марсовом поле (см.
МАРСОВО ПОЛЕ (в Риме))
, либо в том или ином храме (часто в храме Юпитера (см.
ЮПИТЕР (в мифологии))
на Капитолии (см.
КАПИТОЛИЙ (в Риме))
, в храме Беллоны (см.
БЕЛЛОНА)
за чертой города).
Энциклопедический словарь . 2009 .
Смотреть что такое "СЕНАТ в Древнем Риме" в других словарях:
Сенат (лат. senatus, от senex ≈ старик) в Древнем Риме, один из высших государственных органов. Возник из совета старейшин патрицианских родов в конце царской эпохи (около 6 в. до н. э.); являлся государственным советом при царе. В период… … Большая советская энциклопедия
Цицерон обличает Катилину. Картина Чезаре Маччари. Сенат (лат. senatus, от senex старик, совет старейшин) один из высших государственных органов в Древнем Риме. Возник из совета старейшин патрицианских родов в конце царской эпохи (около VI века… … Википедия
Портрет супругов. Первая половина I века, фреска из Помпеи … Википедия
Рабство в Риме получило наибольшие размеры по сравнению с другими древними государствами, но зачастую, так отвечало интересам тогдашнего общества, послужив важным катализатором его развития. Содержание 1 Общая характеристика рабства в Древнем… … Википедия
В многочисленных древнеримских захоронениях были найдены косметические принадлежности, баночки для кремов, шпатели и наборы для макияжа. В литературе сохранились свидетельства … Википедия
Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия
Основная статья: Гай Юлий Цезарь Конфликт между Юлием Цезарем и Помпеем Гражданские войны в Древнем Риме Дата 10 января 49 (переход Цезаря через Рубикон) 17 марта 45 до н. э. (битва при Мунде) … Википедия
История Древнего Рима Основание … Википедия
Государственное хозяйство Рима в эпоху свободного строя всецело подходило под понятие οίκονομία πολιτική (Ps. Arist., Οίκον., II), т. е. было хозяйством города государства и оставалось таким даже тогда, когда Рим давно уже был всеиталийским и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Социальные классы играли важную роль в жизни римлян. Древнеримское общество было иерархическим. Свободнорождённые римские граждане были разделены на несколько классов, в зависимости от происхождения и имущественного положения. Было ещё несколько… … Википедия
Римский сенат
Центральным учреждением Римской республики был Сенат, воплощавший представительное начало в римском государственном устройстве. Это был древнейший, еще дореспубликанского происхождения, из политических институтов, и потому традиция и конституционные принципы Рима придавали ему особую роль – опекуна римского народа. Своими полномочиями Сенат как бы уравновешивал и порывы народных собраний, и неизбежный волюнтаризм магистратов.
Это был один из высших государственных органов в Древнем Риме. Сенат возник из совета старейшин патрицианских родов в конце царской эпохи около VI века до н. э. и являлся государственным советом при императоре.
Значение, состав и полномочия Сената как государственного органа менялись в зависимости от внутреннего устройства римского государства. Наибольший расцвет Сената приходится на времена республики – исторической эпохи Древнего Рима, длившейся с 509 до 27 года до н. э. Ослабление роли Сената происходило в эпоху Римской империи – постреспубликанской фазы в развитии древней римской государственности, приходившейся на период с 27 года до нашей эры по 476 год нашей эры.
Члены сената делились на ранги в соответствии с ранее занимаемыми должностями (консулы, преторы, эдилы, трибуны, квесторы). Во время дискуссий сенаторы получали слово в соответствии с этими рангами. Во главе сената стоял наиболее заслуженный, первый из сенаторов – принцепс. Членов Сената – сенаторов (которые были почти особым сословием в римском обществе, со своими особыми правами и привилегиями) – назначали: вначале цари, после их свержения – консулы. С конца IV века до н. э. установился иной порядок назначения – цензорами, исходя из предписанных законами критериев. В Сенат могли входить только старшие и младшие главы традиционных родов, отвечавшие высшему имущественному цензу.
Первоначально в сенат входили только члены исконно римских фамилий, но с I века до н. э. это право получили и италики, а во времена Империи – даже знатные провинциалы. В период установления республики права сенаторов стали получать и плебеи – по-видимому, как занимавшие одну из магистратских должностей. С конца IV века вообще все бывшие магистраты включались в состав Сената как особые члены. В период Республики в ходе сословной борьбы плебеев с патрициями (V–III века до н. э.) власть Сената была несколько ограничена в пользу комиций (народных собраний).
С установлением республики Сенат, наряду с магистратами и народными собраниями (комициями) стал существенным элементом общественной жизни. В состав Сената пожизненно входили бывшие магистраты – таким образом, здесь концентрировались политические силы и государственный опыт Рима. В то время Сенат далеко вышел за рамки совещательного органа, став главным правительственным, отчасти даже распорядительным учреждением с некоторыми законодательными полномочиями.
Сенат ведал общим попечением над культами, и в этой связи надзором за храмами и священными местами, объявлял праздничные и благодарственные дни, налагал запреты на отправление иных культов. Ему принадлежало общее финансовое управление, исключая распоряжение общенародной собственностью; он выделял деньги на ведение войны, определял характер поступлений в казну, в том числе с граждан.
Сенат обеспечивал соблюдение безопасности и добрых нравов гражданами в городе. Сенат был главным органом военно-организационного управления: после того как народное собрание решало о войне или ее объявлял враг, сенаторы постановляли, с какими войсками вести войну, сколько строить кораблей, передавал магистратам исключительные полномочия; Сенат же получал все донесения военачальников и принимал меры по этим донесениям.
Сенат вел дипломатические и международные отношения Рима: это право, ранее принадлежавшее консулам, было узурпировано Сенатом в ходе войн II века до н. э. Сенату принадлежало право управлять подвластными Риму провинциями: назначать туда магистратов, определять их полномочия, принимать их отчеты об управлении. Помимо текущего управления, Сенату надлежало рассматривать законодательные предложения магистратов, которые они вносили в народные собрания.
Постановления сената имели силу закона, так же как и постановления народного собрания и собрания плебеев – плебисцита. До второй половины IV века до н. э. Сенат утверждал законы и иные постановления после их принятия в народном собрании – и тогда, по сути, законодательные права его были верховными. После полного установления республиканских институтов Сенат рассматривал законы до их предложения народным собраниям. По запросу магистрата Сенат мог вынести и собственное заключение, не требовавшее утверждения комициями, – сенатус-консульт; в нем могли затрагиваться самые широкие вопросы правового регулирования, даже решения конкретных юридических дел. Это право-традиция, установившаяся со II века до н. э., также существенно расширила законодательные права Сената.
В III–I веках до н. э. Сенат предварительно рассматривал законопроекты, предлагавшиеся для голосования в комициях, ему принадлежало высшее руководство военными делами, внешней политикой, финансами и государственным имуществом, надзор за религиозными культами, право объявлять чрезвычайное положение. Сенат утверждал законы и результаты выборов, контролировал деятельность магистратов.
Таким образом, Сенат фактически осуществлял руководство государством. В исключительных случаях Сенат имел возможность объявить чрезвычайное положение в Риме на основе специальной резолюции. Эта функция позволяла указывать органам власти и консулам, какие стоило принять меры для восстановления порядка в городе. Этот механизм был использован Сенатом неоднократно во время кризиса в первом веке до нашей эры.
В период империи власть Сената все более ограничивалась, сосредоточиваясь в руках императора, хотя формально Сенат продолжал считаться одним из высших государственных учреждений. На самом деле Сенат превратился в собрание представителей знатных семейств, не имеющее большого политического влияния. Постановления Сената сохранили силу законов, но принимались обычно по инициативе императора. Начиная с Октавиана Августа, фактический император Рима носил титул «принцепс» – то есть «первый из сенаторов».
При императоре Константине (IV век) был учрежден сенат в Константинополе – «втором Риме», уравненный в правах с Римским сенатом.
| |
Аристократическая форма правления была представлена в Риме сенатом. Основные рычаги сенатского управления заключались в следующем: во-первых, верховное распоряжение сената средствами казначейства, в том числе право определять суммы, отпускаемые в военную казну консулов; сенат же давал разрешение на вербовку армии и устанавливал ее размеры, так что от консулов зависели только выбор новобранцев и трата отпущенных средств. Во-вторых, отмечался контроль сената над военной сферой. Консулы зависели от сената еще и потому, поясняет Полибий, что «легионы нуждаются в непрерывной доставке припасов, между тем помимо сенатского постановления не может быть доставлено легионам ни хлеба, ни одежды, ни жалованья; вследствие этого, если сенат пожелал утвердить и препятствовать, начинания вождей остались бы невыполненными. Кроме того, от сената зависит, осуществляются или нет планы и расчеты командиров потому еще, что сенат имеет власть послать нового консула по истечении годичного срока или продлить службу действующего. Далее, во власти сената превознести и возвеличить успехи вождей, равно как отнять у них блеск и умалить их: ибо без согласия сената... военачальники или совсем не могут устраивать так называемые у римлян триумфы, или не могут устроить их с подобающей торжественностью».
Сенат был властен в сфере внешних сношений. «На обязанности сената лежит отправлять посольства к какому-нибудь народу вне Италии - с целью ли замирения, или призыва к помощи, или для объявления воины. Равным образом от сената зависит во всех деталях и то, как принять явившееся в Рим посольство и что ответить ему». Статус завоеванной территории окончательно определяла комиссия десяти сенатских легатов (послов), работавшая вместе с победоносным полководцем.
Сенат ведал также уголовными делами, так как до 20-х годов II века (до Гая Гракха) присяжные заседатели уголовных комиссий назначались только из сенаторов. Кроме того, курия была первой инстанцией, в которой обсуждались проекты магистральных актов. Постановлениями сената регулировались главные вопросы администрации Италии.
Сенат играл важную роль в государственном механизме Римской республики. Сенаторы (вначале их было 300, по числу патрицианских родов, а в I веке до н.э. число сенаторов было увеличено вначале до 600, а затем до 900) не избирались. Специальные должностные лица - цензоры, распределявшие граждан по центуриям и трибам, раз в пять лет составляли списки сенаторов из представителей знатных и богатых людей. Это делало сенат органом верхушки рабовладельцев, фактически независимым от воли большинства свободных граждан. С IV в. до н.э. состав сената стал пополняться из числа отслуживших свой срок магистратов. Формально сенат стал совещательным органом, и его постановления оказывались сенатус-консулы. Но компетенция сената была обширной. Он контролировал законодательную деятельность центуриальных собраний, утверждая их решения, а впоследствии предварительно рассматривая или отвергая законопроекты. Точно таким же образом контролировалось избрание народными собраниями должностных лиц. В распоряжении сената находилась казна государства, поэтому он устанавливал налоги и определял необходимые финансовые расходы. К компетенции сената относились постановления по общественной безопасности, благоустройству и религиозному культу. Важное значение имели высшие политические полномочия сената. Если войну объявляло центуриальное собрание, то мирный договор, а также договор о союзе, утверждал сенат. Он также разрешал набор в армию и распределял легионы между командующими армиями. Наконец, в чрезвычайных обстоятельствах сенат мог принять решения об установлении диктатуры.
Сенат (лат. senatus, от senex – старец) – в Древнем Риме один из главных органов государственного управления. В царскую эпоху был совещательным органом при царе, в эпоху Республики руководил внешней политикой Рима, декретировал воинские наборы, определял численность войска, назначал триумфы, принимал важные решения по административному управлению Италией. До реформ Гая Гракха (20-е годы II века до нашей эры) сенаторы были присяжными заседателями в уголовных судебных комиссиях, в конце Республики они делили судебные полномочия со всадниками. В крайних обстоятельствах сенат имел право выносить решение о введении в государстве чрезвычайного положения (senatus consultum ultimum).
В период республики изменились функции сената. По мере роста государства сенат был увеличен до 300 человек, а к I веку до нашей эры даже до 600 человек. В сенате стали выделяться две категории сенаторов – консуляры, то есть бывшие консулы, и претории, то есть бывшие преторы. Стать сенатором считалось вершиной политической карьеры. Сенат принимал постановления (senatusconsultum), которые нуждались в утверждении народным собранием, вплоть до II столетия нашей эры не имели силы закона и не участвовали в формировании гражданского права. Сенат Римской республики мог вводить чрезвычайное положение и устанавливать диктатуру. Диктаторские полномочия передавались одному из действующих консулов; второй консул, как и все остальные магистраты, должен был сложить с себя полномочия. Диктатор наделялся полной военной, гражданской и сакральной властью (imperium summum). Однако законная диктатура не могла превышать полугода, по прошествии которых диктаторские полномочия автоматически прекращались.
Сенат выступал высшей судебной инстанцией; он мог объявлять отдельных римских граждан и даже целые группы римлян «врагами народа», внося их в «проскрипционные списки». «Враги народа» лишались личной и имущественной защиты республики, и долгом каждого гражданина было убить их в любом месте, где они могли быть встречены. Сенат рассматривал дела о преступлениях магистратов, спорные дела о наследствах консулов.
Отличительной чертой ранней республики была борьба патрициев и плебеев, которая завершилась выравниванием прав к IV веку до нашей эры. Уже по закону Канулея 445 года до нашей эры были разрешены браки между патрициями и плебеями. В 367 году до нашей эры, согласно закону Секстия-Лициния, плебеи получили право избираться на должность консула, и было установлено, что один консул избирается из патрициев, а другой – из плебеев. Позднее патриции получили право занимать должность трибуна, наделенную особыми полномочиями и считавшуюся прежде исключительным правом плебеев. Наконец, в 287 году до нашей эры по закону Гортензия постановления плебейских собраний – плебисциты – были приравнены к lex и стали обязательными для всех граждан Рима.
Кроме этого, в Римской республике существовали две партии – оптиматов и
популяров, значение которых возрастало по мере нивелирования различий между
патрициями и плебеями. Оптиматы объединяли наиболее состоятельных римских
граждан – сенаторов, всадников, представителей I класса и связанных с ними
какими-либо интересами. Оппозицию им составляли популяры, объединявшие всех остальных граждан.
Однако при всех родовых и партийных различиях граждане Римской республики
составляли единое войско, вооруженный народ, находившийся в состоянии
непрерывной войны. Само слово «populus» – народ – производно от глагола
«popolare» – опустошать, завоевывать, покорять. В первых рядах войска шли
тяжеловооруженные пехотинцы, представители I класса. За ними следовали воины II,
III, IV классов, вооружение которых легчало соответственно доходу. Представители
V класса шли в аръегарде; они были одеты в короткие холщовые рубахи и вооружены
легкими дротиками, которые они должны были метать из-за голов впереди идущих.
Пролетарии составляли вспомогательные отряды, не участвовавшие в сражениях.
Официальное наименование сенаторов – «отцы записанные» (в список). В царскую эпоху сенат состоял только из знати – патрициев; в первый год Республики, когда в него были допущены плебеи, потерял значение аристократической корпорации (престиж республиканского сенатора определялся понятием «почтенный», а не «знатный»). Долгое время сенаторы считались членами всаднического сословия и голосовали в народном собрании вместе со всадниками. Около 129 года до нашей эры, когда был принят закон о сдаче сенаторами коней, образовалось высшее сенаторское сословие. Сыновья сенаторов числились всадниками. Звание сенатора, в принципе, было пожизненным. Цензор мог вычеркнуть то или иное имя из сенатского списка только за уголовное преступление или безнравственный поступок, осужденный обоими цензорами.
Сена́т (лат. senatus , от senex - старик, совет старейшин) - один из высших государственных органов власти в Древнем Риме.
Возник из совета старейшин патрицианских родов в конце царской эпохи (около VI века до н. э.);
С установлением республики сенат, наряду с магистратами и народными собраниями (комициями) стал существенным элементом общественной жизни. В состав сената пожизненно входили бывшие магистраты - таким образом, здесь концентрировались политические силы и государственный опыт Рима.
Члены сената делились на ранги в соответствии с ранее занимаемыми должностями. Во время дискуссий сенаторы получали слово в соответствии с этими рангами. Во главе сената стоял наиболее заслуженный, первый из сенаторов - принцепс (princeps senatus).
В период Республики в ходе сословной борьбы плебеев с патрициями (V-III вв. до н. э.) власть сената была несколько ограничена в пользу комиций (народных собраний).
Постановления сената (s. c., senatus consulta ) имели силу закона, так же как и постановления народного собрания и собрания плебеев - плебисцита.
По словам Полибия (то есть с точки зрения римлян) решения в Карфагене принимались народом (плебсом), а в Риме - лучшими людьми, то есть Сенатом. И это при том, что по мнению многих историков Карфагеном правила Олигархия.
В период Империи власть сената всё более ограничивалась, сосредоточиваясь в руках императора, хотя формально сенат продолжал считаться одним из высших государственных учреждений. На самом деле, сенат превратился в собрание представителей знатных семейств, не имеющее большого политического влияния. Постановления сената сохранили силу законов, но принимались обычно по инициативе императора. Начиная с Октавиана Августа, фактический император Рима носил титул «принцепс» - то есть «первый из сенаторов».
Число сенаторов неоднократно менялось:
· первоначально - 100
· во времена ранней республики (до 88 до н. э.) - 300
· со времён Суллы - 600
· при Цезаре - 900
· со времён Августа - опять 600
· в период поздней античности (домината) - 2000.
Первоначально в сенат входили только члены исконно римских фамилий, но с I века до н. э. это право получили и италики, а во времена Империи - даже знатные провинциалы.
С 313 до н. э. в члены сената принимал цензор - он составлял список из лиц, занимавших или занимающих магистратуру, с определённым имущественным цензом (например, при Августе (I век н. э.) - 1 млн сестерциев). Во времена империи это стало прерогативой императора.
При Диоклетиане (конец III века) сенат был превращен в городской совет Рима, при Константине (IV век) был учрежден сенат в Константинополе - «втором Риме», уравненный в правах с сенатом Рима.
Список литературы:
1. С. И. Ковалев «История Рима»