Что с лодкой она утонула. Версия аварийной торпеды. Почему капитану "Курска" присвоили звание Героя России

Подводной лодки «Сан-Хуан», на борту которой находились 44 человека. Судя по первым ее фото, на ней определенно произошел взрыв, считают военные.


Фото: Handout

Субмарина исчезла 15 ноября 2017 года в 430 км от побережья Патагонии. Поисковая операция, в которой приняли участие специалисты поисково-спасательного отряда ВМФ России, длилась две недели.

Только год спустя подводную лодку удалось найти на глубине 800 м. Согласно информации аргентинских ВМФ, «Сан-Хуан» был найден и идентифицирован американским судном «Сибед констрактор», принадлежащим компании Ocean Infinity.

Министр обороны Аргентины Оскар Агуад заявил в субботу на пресс-конференции, что поднять субмарину на поверхность страна самостоятельно не сможет.

За несколько часов до того, как появилось подтверждение, аргентинские военные показали фото 60-метрового объекта на океанском дне и предположили, что это исчезнувшая подлодка.

«Она выглядит не разломанной на части, но на ней, безусловно, произошел взрыв», - заявил представитель ВМФ Габриэль Аттис. Он рассказал, что корпус лодки полностью деформирован в результате взрыва, а обломки разбросало на 70 м.

Президент Аргентины Маурисио Макри объявил национальный трехдневный траур по погибшим членам экипажа. Несколько дней назад он пообещал родственникам пропавших подводников, что поиски субмарины будут продолжены.

Погибшие моряки

На борту субмарины находилась первая в истории Латинской Америки женщина-подводник Элиана Мария Кравчик. Она была единственной женщиной в команде.

В юности Кравчик никак не была связана с морем. Она выросла в небольшой деревушке Обера на северо-востоке Аргентины. Впервые она увидела океан лишь в 21 год.

В 2009 году после окончания военно-морского училища в Буэнос-Айресе она прошла подготовку для службы на субмарине. На «Сан-Хуане» она служила с 2016 года каптенармусом - что-то вроде офицера, который отвечает за безопасность на судне.

И если никто из семьи Элианы не был связан с морем, то один из старших офицеров на субмарине, Хорхе Игнасио Бергальо, с детства не понаслышке знал о морских путешествиях, поскольку его отец был капитаном. В прошлом Хорхе-старший управлял той самой лодкой, на борту которой погиб его сын.

Действующего командира подлодки звали Педро Мартин Фернандес. По сообщению аргентинских СМИ, он пообещал своей матери, что это будет его последний поход в море.

Что случилось с подводной лодкой?

Дизель-электрическая подлодка «Сан-Хуан» возвращалась на базу из будничного похода в район города Ушуая на острове Огненная земля вблизи от самой южной оконечности континента, когда с нее поступил сигнал о поломке в электросистеме.

По словам командующего ВМФ Аргентины Габриэля Галеацци, лодка поднялась на поверхность, чтобы доложить на берег об аварии, которую командующий охарактеризовал как короткое замыкание в аккумуляторной батарее.

Субмарине было приказано прервать миссию и немедленно возвращаться на военно-морскую базу в Мар-дель-Плата.

По словам представителя пресс-службы ВМФ Аргентины, после первого сообщения о возникшей неполадке капитан лодки еще раз выходил на связь с базой.

Последний контакт с подлодкой состоялся в 7:30 утра по местному времени (10:30 по Гринвичу) в среду, 15 ноября 2017 года. Как ранее сообщалось, капитан доложил, что члены команды в порядке. Что произошло после этого, остается неизвестным.


Карта: ВВС

Через восемь дней после исчезновения субмарины базирующаяся в Вене Организация по договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний сообщила, что через несколько часов после последнего выхода подлодки на связь был зафиксирован некий шум.

Мониторинговая система организации, которая позволяет выявлять ядерные испытания, сообщила о гидроакустической аномалии, которая была зафиксирована в 60 км от последнего известного местоположения подлодки.

В ВМФ Аргентины тогда предположили, что это был взрыв на борту субмарины.

В Атлантическом океане было зафиксировано «аномальное, единичное, короткое, мощное явление неядерного характера», соответствующее взрыву, сказал год назад пресс-секретарь ВМФ Энрике Бальби. По его словам, вода попала в шноркель подводной лодки, то есть в устройство для забора воздуха.

Предположительно, попадание воды на поддон аккумуляторной батареи в носовой части привело к короткому замыканию и возгоранию батареи.

Подводная лодка «Сан-Хуан» была построена в Германии в середине 1980-х годов, а за пять лет до аварии ей поменяли двигатель и аккумулятор, сообщил CNN сотрудник австралийского университета имени Гриффита Питер Лэйтон.

После взрыва при условии целости корпуса подлодка могла выдержать пребывание на глубине 500−600 метров, но не ниже, утверждает Лэйтон.

Гибель подтвердили не сразу

Согласно установленному в аргентинских ВМФ протоколу, в мирное время подлодка обязана дважды в сутки выходить на радиосвязь с базой.

После того, как «Сан Хуан» не вышел на связь в установленное время, были начаты поиски субмарины.

Дизель-электрическая подлодка «Сан-Хуан»

Пропала 15 ноября

    Построена в Германии: 1983

    Длина: 66 метров

    Экипаж: 44 человека

    Максимальная скорость: 45 км/ч

    Дальность хода: 22 224 км

На тот момент командование ВМФ говорило лишь о «потере связи» и призывало родственников моряков сохранять спокойствие. Ни о каких поломках тогда официально не сообщалось, и пресс-служба флота отрицала слухи о пожаре на борту.

Пятнадцать лет назад атомная подводная лодка “Курск” затонула в Баренцевом море, погибли 118 человек. Это самая масштабная катастрофа для российского ВМФ в мирное время. Сегодня в России – в Видяеве, откуда лодка ушла в свой последний рейс, в Мурманске, Севастополе и других российских городах.

12 августа 2000 года атомный подводный ракетный крейсер К-141 “Курск”, который считался гордостью российского военно-морского флота, принимал участие в учениях в Баренцевом море. На борту находились 118 человек – члены экипажа и гражданские специалисты дагестанского завода “Дагдизель”. Лодка по плану учений должна была “атаковать” группу кораблей, но учебного выстрела не последовало, экипаж перестал выходить на связь. По официальной версии , “Курск” затонул из-за взрыва в торпедном аппарате № 4, причиной которого стала утечка водородной смеси из образовавшихся микротрещин на корпусе торпеды. Затем произошел пожар и взрыв остальных торпед в первом отсеке.

“Курск” нашли на следующий день, на дне, на глубине 108 метров. Началась спасательная операция. Официальная версия менялась – от “слышны постукивания” до “все погибли от первого взрыва”. Лишь 20 августа к операции допустили иностранцев. Норвежские водолазы со спасательного судно “Seaway Eagle” сумели, наконец, вскрыть аварийный люк. И обнаружить, что выживших нет.

Но, как потом выяснилось, в первые сутки 23 подводника еще были живы. Они отступили в 9-й отсек, где и скончались, предположительно через сутки. Когда через несколько месяцев водолазы начали поднимать отсеки лодки на поверхность, были найдены предсмертные записки моряков “Курска”.

Вот записка капитан-лейтенанта Дмитрия Колесникова “15:45. Здесь темно писать, но на ощупь попробую… Шансов, похоже, нет. Процентов 10-20. Будем надеяться, что хоть кто-нибудь прочитает. Здесь списки личного состава отсеков, некоторые находятся в девятом и будут пытаться выйти. Всем привет, отчаиваться не надо”.

За эти годы про “Курск” снято и написано немало, и официальные заявления устраивают не всех. Существует версия об ошибке экипажа, но самая популярная – о том, что лодка погибла из-за американской торпеды. Якобы американские подлодки “Толедо” и “Мемфис” следили за учениями, произошло столкновение “Курска” с “Толедо” и, когда российская субмарина открыла торпедные камеры, “Мемфис”, защищая “Толедо”, выпустил свою торпеду. Эта версия легла в основу документального фильма французского режиссера Жан-Мишеля Карре “Курск. Подводная лодка в мутной воде” (Koursk: un sous-marin en eaux troubles), он вышел в 2005 году. По мнению автора фильма, причина гибели подлодки была скрыта обеими сторонами, чтобы избежать войны.


Для Владимира Путина, который только за четыре месяца до того стал президентом, авария оказалась едва ли не первым публичным испытанием. Миллионы людей, следивших за попытками спасти моряков “Курска”, помнят, как президент лишь через 5 дней прервал отпуск в Сочи. 24 августа в Видяеве он встретился с родственниками погибших. Драматические кадры этой встречи, где Путина обвиняли в бездействии, тоже обошли мир.

Но самым ярким стало интервью Путина Ларри Кингу 8 сентября. В эфире CNN , на вопрос о том, что случилось с российской подводной лодкой, президент ответил: “Она утонула”.

За полтора десятилетия трагедия стала забываться – или отношение к ней изменилось. По данным опроса “Левада-центра”, в 2000 году 72% опрошенных считали, что власти не приняли достаточных мер для спасения моряков, сегодня таких – 35%.

В России в пятницу, 12 августа, проходили мероприятия по случаю очередной годовщины гибели атомной подводной лодки "Курск" в августе 2000 года. Эта трагедия в Баренцевом море унесла жизни 118 подводников Северного флота. Траурные мероприятия проходили в Челябинске, Севастополе, Санкт-Петербурге, Курске, Нижнем Новгороде, городах, откуда были родом моряки и где находятся их могилы.

Владимир Кара-Мурза: В целом ряде городов России состоялись траурные митинги в память о моряках атомной подводной лодки "Курск". "Молодежное "Яблоко" провело серию пикетов у Генпрокуратуры, которая так и не смогла найти виновных в этой страшной трагедии. Софья Русова и Андрей Лазарев стояли у здания Генпрокуратуры на Большой Дмитровке с плакатом "11 лет гибели "Курска". Кто ответил?".
11 августа 2000 года из поселка Видяево Мурманской области вышла в очередной поход атомная подводная лодка К-141 "Курск". Вечером 12 августа стало известно, что лодка затонула на 100-метровой глубине в 175 километрах от Североморска. По официальной версии, причиной аварии стал взрыв экспериментальной торпеды из-за утечки топлива.
23 моряка "Курска" собрались в кормовом отсеке и были живы еще двое суток. Помощь им так и не пришла. Катастрофа наглядно продемонстрировала беспомощность российского военного ведомства в экстремальных ситуациях. Спасательные работы в районе гибели "Курска" проводились с большими проволочками и задержками, Министерство обороны всячески пыталось скрыть факт происшествия.
В 2002 году дело было закрыто "за отсутствием виновных". Ни один из высших чинов ВМФ не понес наказания. Главком Куроедов ушел в отставку по состоянию здоровья в 2006 году.
Гибель подводной лодки явилась первым испытанием для только что пришедшего к власти президента Владимира Путина. Спустя неделю после трагедии в интервью с Ларри Кингом по CNN он ответил на вопрос журналиста "что же все-таки случилось с вашей подводной лодкой "Курск"?": "Она утонула".
О том, следует ли возобновить расследование гибели экипажа подводной лодки "Курск", мы сегодня беседуем с Игорем Курдиным, председателем петербургского клуба подводников, бывшим командиром подводной лодки, Борисом Кузнецовым, адвокатом семей погибших подводников атомохода "Курск" и Кириллом Гончаровым, лидером "Молодежного "Яблока". Как по-вашему, были шанс спасти хотя бы тех 23 моряков, которые собрались в кормовом отсеке и были живы еще двое суток?

Борис Кузнецов: Во-первых, можно было спасти весь экипаж и корабль. Его не имели права выпускать в море, потому что той торпедой перекисьводородной "Курск" никогда не стрелял даже на государственных испытаниях. И экипаж не был подготовлен к стрельбе этой ракетой. И вот даже такой эпизод, что перед тем, как выйти в море, и торпеда уже была загружена на борт корабля, ее нужно было подключить к системе контроля окислителя. И офицеры и моряки подводной лодки "Курск" не знали, как это сделать, и пригласили офицера с другой подводной лодки. Второе очень важное обстоятельство, что взрыв произошел в 11.28 12 августа. И этот взрыв зафиксировали не только сейсмические станции, но он был зафиксирован гидроакустиками "Петра Великого", который принимал участие в этих учениях, и был определен пеленг, по которому был взрыв. Но на это командование флота не обратило никакого внимания, хотя корабли находились в состоянии, это была боевая обстановка или близкая к боевой. "Курск" объявили аварийным только спустя 12 часов. Обнаружили его достаточно быстро, потому что тогда же по этому пеленгу прошел "Петр Великий" и в 2 часа 22 минуты были слышны стуки, ориентируясь на которые уже в 4 часа "Курск" был обнаружен.
Что касается моряков 23-х, которые оказались в 9 отсеке, остались живы, живы они были больше двух суток. Поскольку на протяжении вот этих более чем двое суток раздавались стуки, которые были идентифицированы как то, что стучали люди и то, что они стучали по межотсечной переборке подводной лодки. Есть соответствующая экспертиза в материалах уголовного дела, на которую следствие так же не обратила никакого внимания. Страны, Норвегия, в частности, Великобритания предложили буквально в первые сутки свою помощь, но от этой помощи отказались, и только 16 числа согласились на эту помощь, когда в живых никого не оставалось. Вот эти обстоятельства, эти события, которые привели к гибели корабля, и экипажа, и тех 23 моряков.

Владимир Кара-Мурза: Скажите, пожалуйста, какие обстоятельства в гибели подводной лодки до сих пор остаются без ответа?

Игорь Курдин: Во-первых, я хочу сказать, что я полностью соглашусь с Борисом Кузнецовым, который совершенно четко доложил и временные параметры, и что случилось. Хочу сделать такое замечание по поводу вступительного слова, потому что там слишком много напутано. Во-первых, подводная лодка "Курск" вышла в море не 11, а за трое суток до взрыва, а это имеет принципиальное значение. Во-вторых, Путин в интервью Ларри Кингу сказал не на следующей неделе эту фразу "Она утонула", а гораздо позже. И еще там было очень много неточностей, для такой авторитетной радиостанции Свобода, готовя предварительный материал, надо подходить более скрупулезно. Я и Борис Абрамович, тем более родственники погибших относятся к этому, поймите, если уж говорить, то говорить честно и конкретно о том, что произошло. Никакой экспериментальной торпеды взрыва не было. "Курск" не испытывал новых торпед, а дело в том, что торпеда, стоящая давно на вооружении военно-морского флота, была на борту "Курска". Да, это правда, что экипаж "Курска" ею не стрелял и по сути оказался неподготовленным к использованию этой торпеды. Но говорить о том, что это была новая экспериментальная, что это были какие-то испытания – это неправильно. Испытания – это одно, а стрельба практической торпедой, стоящей на вооружении - это совсем другое.
По поводу, хорошо сказал Борис Абрамович, если я не прав, он поправит. Он высоко оценил в своей книге, которая носит такое же название со слов президента "Она утонула", он высоко оценил качество проведенного следствия. Я тоже был ознакомлен со многими материалами дела и могу это только подтвердить. Однако выводы совершенно не соответствуют материалам следствия. И когда, казалось бы, прочитал информацию, а никто не виноват. К сожалению, и мы всегда говорили об этом, и мы, и родственники, никто не требовал кого-то обязательно посадить, расстрелять привлечь к ответственности. Но закономерно было бы, закончив следствие, провести не показательный, как в 30-х годах, судебный процесс, а нормальный судебный процесс, который бы помог выявить недостатки, которые есть в военно-морском флоте. Потому что главное, какую пользу, как это ни странно звучит, можно извлечь из трагедии "Курска" – это сделать так, чтобы этого не повторялось. Мы заплатили ценой 118 жизней за то, чтобы этого не повторять. И когда спустя три года батискаф АФ-28 потерпел аварию на Тихоокеанском флоте, то помощь англичан была принята именно своевременно. И именно английские спасатели спасли экипаж АФ-28. Уже хорошо, мы научились быстро принимать иностранную помощь.
Да, на флоте за это время кое-что изменилось, мы закупили спасательные комплексы "Пантера" у англичан, но надо сказать, что эти комплексы не в полной мере обеспечивают безопасность плавания подводных лодок, я имею в виду в данном случае спасение экипажа подводных лодок, но свои комплексы мы только начинаем разрабатывать. А заложенный в Петербурге несколько лет назад спасатель "Игорь Белоусов", которых должно быть четыре единицы на каждый флот, так до сих пор находится в зачаточной стадии строительства, и мы не имеем нормального спасателя, который обеспечит безопасность, безаварийность плавания подводных лодок и их спасения. Поэтому я хочу именно на этом заострить внимание: трагедия "Курска" не должна повториться, мы должны из этого извлечь уроки. Извлекли ли? Мне кажется, не в полной мере.

Владимир Кара-Мурза: Что для вашего поколения, чем была трагедия атомохода "Курск"?

Кирилл Гончаров: Прежде всего "Курск" – это урок цинизма, который преподала нам действующая власть. Потому что все мы помним циничную ухмылку Путина как раз в том телевизионном шоу, которое сегодня упоминалось, когда он цинично заявил о том, что она утонула. Все мы помним тот факт, что Путин прервал свой отпуск только через 5 дней после информации о трагедии с подводной лодкой "Курск". Поэтому прежде всего это ассоциируется с тем фактом, что власть нагло и цинично врала людям. Потому что, как уже сказали коллеги по дискуссии сегодня, можно было спасти лодку, можно было предпринять все необходимые меры для того, чтобы попытаться это сделать. Но этого сделано не было и поэтому я лично расцениваю это так.

Владимир Кара-Мурза: Григорий Пасько, эколог и правозащитник, военный журналист, капитан второго ранга, не верит, что при нынешней власти расследование возобновится.

Григорий Пасько: Все уроки из той давней трагедии не сделаны. И то, что многие вопросы вообще жизнедеятельности современного военно-морского флота как были покрыты тайной и мраком, так и покрыты. Например, мы до сих пор не знаем о реальном состоянии аварийно-спасательной службы, о ее обеспеченности современными средствами спасения на море. Помните, была после "Курска" одна из аварийных ситуаций на Камчатке, там тоже думали, вызывать или не вызывать зарубежных специалистов и вызвали в конце концов англичан, по-моему. Поэтому неслучайно, когда министр обороны говорит, что нужно закупать за рубежом корабли, то он, видимо, знает реальное состояние нашего флота. Я думаю, что требовать, конечно, можно возобновления расследования, но при Путине это не произойдет. Потому что "Курск" и Путин так или иначе связаны – это позор, позор Путина, проявление его трусости, когда он в течение пяти дней был в ступоре каком-то. Я думаю, что при его власти, а она, судя по всему, надолго, никаких новых расследований, к сожалению, не будет.

Полный текст программы "Грани времени" появится на сайте в ближайшее время.

12 августа 2000 года, ровно 15 лет назад, во время учений в Баренцевом море в результате двух взрывов в первом отсеке затонул К-141 "Курск" - российский атомный подводный ракетоносный крейсер проекта 949А "Антей". На его борту было 118 человек, все они погибли.

Как и почему погибал "Курск" - официальная версия

В Баренцевом море "Курс" принимал участие в масштабных учениях Северного флота. В день катастрофы, 12 августа, атомный крейсер должен был атаковать авианесущую группу кораблей. Ведь "охота" на американские авианосцы - это одна из основных его боевых задач. Однако учебная атака осуществлена не была, в назначенное время экипаж "Курска" на связь не вышел, вечером того же дня лодка была объявлена аварийной. Нашли ее рано утром 13 августа, на дне, на глубине 108 метров.

Согласно официальной версии, Северный флот предпринимал многочисленные попытки провести спасательную операцию, однако мешали плохая погода и повреждения аварийного люка в кормовой части лодки. Иностранную помощь Россия приняла лишь 20 августа, восемь дней спустя после катастрофы. На следующей день норвежские водолазы сумели сделать то, что российские спасатели не могли сделать неделю - открыть кормовой аварийно-спасательный люк. Но они констатировали лишь, что лодка затоплена водой и выживших нет.

Однако выжившие в первые дни катастрофы были, о чем свидетельствуют найденные на борту письма моряков (источник - istpravda.ru).

Кстати, согласно некоторым версиям, далеко не все эти письма были опубликованы - часть записок якобы получила статус "Совершенно секретно". Официального подтверждения этому нет.

Согласно официальному отчету о причинах гибели лодки, в 11 часов 28 минут 26 секунд по московскому времени произошел взрыв торпеды 65-76А ("Кит") в торпедном аппарате № 4. В результате произошел пожар, который привел к детонации торпед, находившихся в первом отсеке лодки. Второй взрыв привел к разрушениям нескольких отсеков подводной лодки и стал причиной окончательной гибели атомного подводного крейсера.

Позже, отвечая на вопрос американского зубра журналистики Ларри Кинга о том, что случилось с подлодкой "Курск", президент России Владимир Путин ответит свое бессмертное: "Она утонула".

В этом интервью он также рассказал, что 75-80% членов экипажа погибли в первые 1,5-2 минуты и что даже, если бы иностранную помощь Россия приняла бы в первые часы после катастрофы, иностранные спасатели все равно бы не успели вовремя.

Альтернативные версии гибели "Курска"

Как это бывает практически всегда в таких случаях, нашлись люди, неудовлетворенные официальной версией. Причем и в России, и на Западе. Например, согласно версии вице-адмирала Рязанцева, причиной взрыва торпеды стала ошибка экипажа при заправке торпеды и общий бардак, который царил на борту лодки. Есть доводы как "за", так и "против" такой точки зрения.

С одной стороны, определенный бардак на борту все же царил - например, "Курс" не "отстрелил" спасательный буй, который должен был отделиться автоматически. Не отстрелил только потому, что с него не сняли заводскую пломбу. Или, например, согласно официальному отчету, в момент катастрофы не работала система записи переговоров внутри лодки - хотя по правилам должна была.

С другой стороны, как гласят официальные документы, по итогам соревнования за 1999 год АПРК К-141 "Курск" - лучший в 7-й дивизии. Пять его боевых частей - "отличные". 23 % членов экипажа - мастера военного дела. Остальные 77 % - специалисты 1-го и 2-го классов. Отметим также, что "Курс" - самый современный на тот момент атомный крейсер в ВМФ России, и туда набирали, определенно, лучших из лучших. Впрочем, 15 лет назад российские военные получали мизерную зарплату в несколько десятков долларов и жили в ужасных условиях, что явно не способствовало их мотивации.

Далее других в проработке альтернативной версии катастрофы, случившейся с "Курском", зашел французский режиссер Жан-Мишель Карре, снявший фильм "Курск. Подводная лодка в мутной воде" (Koursk: un sous-marin en eaux troubles), показанный в 2005 году на французском телеканале France 2.

Этот фильм стоит посмотреть хотя бы ради редких кадров, в которых показана беспощадная критика российских властей семьями погибших моряков в первые дни после катастрофы, а также чтобы увидеть подъезд дома, в котором жил командир "Курск". Впрочем, предупреждаем: эмоционально это очень тяжелое кино.

Согласно версии Жана-Мишеля Карре, которую разделяют также канадские исследователи и некоторые российские военные, причиной гибели "Курска" стало попадание торпеды, выпущенной американской подводной лодкой "Мемфис". За учениями Северного флота и, особенно, "Курском", в те дни наблюдали две американские подводные лодки - "Толедо" и "Мемфис". В момент непосредственно перед катастрофой "Толедо" столкнулся с "Курском", на "Мемфисе" зарегистрировали звук открытия торпедных аппаратов на российской подлодке, испугались, что россияне готовятся торпедировать "Толедо" и нанесли удар первыми.

Далее французский документалист утверждает, что российские власти все поняли практически с самого начала и специально начали затягивать спасательную операцию, чтобы убить оставшихся в живых моряков. Потому что, если бы чудовищная правда всплыла вместе с подводниками со дня Баренцева моря, это привело бы к масштабному международному кризису и, возможно, Третьей мировой войне.

Жан-Мишель Карре также утверждает, что Владимир Путин использовал кризис с "Курском" как повод для атаки на неподконтрольные Кремлю СМИ (особенно же - на Березовского), а также для укрепления собственной власти и, самое главное - для возрождения величия российской армии и флота.

Кстати, неожиданно эту точку зрения подтверждает и сам Путин, когда в интервью Кингу говорит, буквально, следующее: "Это [то, что я не прервал отпуск и не поехал на место катастрофы] использовали для определенных атак, для раскачивания самого института президентской власти, а это само по себе уже плохо и вредно для государства".

"Курск" - не первая и не последняя жертва "подводного гусарства"

Foto: Vida Press

С момента гибели "Курска", то есть за последние 15 лет во всем мире с подводными лодками произошло 30 инцидентов - и это только то, что стало известно общественности.

Если же брать последние 50 лет и учитывать только погибшие атомные подводные лодки, видно, что по разным причинам затонули восемь американских, советских и российских подводных кораблей. Погибли 462 моряка. В этом ряду катастрофа "Курска" даже не самая драматическая - в 1963 году, например, затонул американский атомоход USS Thresher, на дно ушли 129 человек. Пять лет спустя та же судьба постигла и USS Scorpion с 99 людьми на борту. О причинах гибели этих кораблей есть свои версии, в том числе и столкновения, и даже вооруженные конфликты с советскими кораблями.

То, что подводники всех флотов мира позволяют себе некоторое "гусарство" и весьма необдуманные и безответственные действия (которые могли быть истинной причиной гибели "Курска"), демонстрирует, например, инцидент в 2001 году с участием USS Greeneville (на фото) и японским учебным судном Ehime-Maru. Тогда из-за ошибки экипажа американская подлодка столкнулась с японским кораблем, в результате чего последний затонул, и из 35 находившихся на борту человек погибли девять, включая четырех студентов. Американская подлодка после "тарана" японского судна даже не попыталась оказать помощь оказавшимся в воде людям.

При всем при этом никто и никогда не услышит ни о каких мерах регулирования вооружений подлодок, контроля их общего количества или "правил поведения" - потому что их нет. Мировой океан является общей "песочницей" для подлодок разных стран. Время от времени "заигравшиеся дети" как следует прикладывают друг друга ведерками по голове и с этим ничего не поделать.

ПОДЛОДКА КУРСК, ЧТО ЖЕ СЛУЧИЛОСЬ НА САМОМ ДЕЛЕ?

17 лет назад затонула подлодка "Курск". Погибли 118 человек - экипаж, представители командования Северного флота и дагестанского завода "Дагдизель". Данные о катастрофе до сих пор засекречены. Наказание никто не понес. Внимание общества к ЧП падает с каждым годом. Между тем специалисты отмечают, что,вопреки утверждениям военных, никаких выводов из произошедшей трагедии не сделано, а значит, нечто подобное может повториться снова.

Напомним, гибель "Курска" произошла 12 августа 2000 года - 11 часов 28 минут 26 секунд по московскому времени. Подлодка находилась в Баренцевом море на учениях - она условно атаковала крылатой ракетой "Гранит" эскадру во главе с авианосцем "Адмирал Кузнецов" и флагманом флота атомным крейсером "Петр Великий", писала "Российская газета". Сегодня оба вышеупомянутых судна широко известны благодаря походу в Сирию.

По данным "РГ", через несколько часов "Курск" должен был добить условного противника учебными торпедами. Однако, по официальной версии, один из снарядов взорвался. От взрыва сдетонировали другие боеприпасы.

"Отчаиваться не надо"

Большинство членов экипажа погибли почти сразу. Однако 23 моряка смогли укрыться в девятом отсеке, где, по некоторым данным, ждали помощи на протяжении нескольких часов.

Об этом станет известно из записок, сделанных подводниками и позднее найденных водолазами. "В 9-м отсеке 23 человека. Самочувствие плохое. Ослаблены действием СО при БЗЖ... - это уже из другой записки, имя автора которой по этическим соображениям до конца следствия не оглашалось. - Давление в отсеке 0,6 кг/м2. Кончаются В-64. При выходе на поверхность не выдержим компрессию... Не хватает... Отсутствуют... Протянем еще не более суток..." - говорилось в одной из них.

Впрочем, более широкую известность получила другая записка, оставленная капитан-лейтенантом Дмитрием Колесниковым. Она заканчивалась словами: "Всем привет, отчаиваться не надо..." "РГ" отмечает, что последняя запись Колесникова датирована 15:15 12 августа, то есть спустя четыре часа поле взрыва.

Спасательные работы велись силами Северного флота и проходили в период с 13 по 24 августа, но оказались безуспешными. Только 20 августа к работам допустили норвежское судно Seaway Eagle, водолазы которого смогли вскрыть кормовой аварийно-спасательный люк АПЛ на следующий день. К этому моменту живых людей на судне уже не было - весь экипаж погиб.

За 16 дней водолазы смогли обнаружить и поднять на поверхность 12 тел подводников. После подъема атомохода из его корпуса извлекли тела еще 103 человек. Тела еще троих погибших - матросов Дмитрия Коткова и Ивана Hефедкова, а также главного специалиста "Дагдизеля" Мамеда Гаджиева - найти не удалось. Согласно выводам прокуратуры, в результате катастрофы они были уничтожены.

В ходе расследования причин ЧП было выдвинуто 18 версий, в том числе версия о столкновении с иностранным (в частности, американским) судном или надводным кораблем, поражение АПРК торпедой или ракетой, диверсия или теракт, подрыв на мине времен войны, внештатная ситуация на борту. Первостепенной была американская версия. Однако в итоге ни одна из них не нашла подтверждения.

Уголовное дело, возбужденное 23 августа 2000 года по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 263 УК РФ ("Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц"), было прекращено в августе 2002 года.

Спустя месяц после катастрофы - в сентябре 2000 года - президент РФ Владимир Путин, отвечая в прямом эфире на вопрос ведущего CNN Ларри Кинга, что случилось с подлодкой "Курск", сказал с улыбкой: "Она утонула". А в 2010 году Путин и ставший его преемником Дмитрий Медведев проигнорировали траурные мероприятия, приуроченные к 10-летию трагедии, вызвав возмущение родственников погибших моряков.