Что такое «чувство собственного достоинства» и как оно проявляется

Достоинство – морально-нравственная категория, означающая уважение и самоуважение человеческой личности. Достоинство неотъемлемое свойство человека как высшей ценности, принадлежащее ему независимо от того, как он сам и окружающие люди воспринимают и оценивают его личность. Достоинство одно из нематериальных благ, принадлежащих человеку от рождения, оно неотчуждаемо и непередаваемо.
Большой юридический словарь

  • Достоинство – умение уважать не только других людей, но и себя.
  • Достоинство – это чувство собственной значимости, не нуждающееся в каких--либо доказательствах.
  • Достоинство – это умение оставаться «на высоте» при любых, даже самых неблагоприятных, обстоятельствах.

Преимущества достоинства

  • Достоинство даёт уважение – к себе. Лишь тот, кто уважает себя, умеет уважать и окружающих.
  • Достоинство даёт уверенность – в собственных душевных силах и волевых качествах.
  • Достоинство даёт свободу – от критики и злоязычия обывателей.
  • Достоинство обеспечивает выбор – чем выше ценит себя человек, тем больше у него потенциальных возможностей для приложения сил и талантов.

Проявления достоинства в повседневной жизни

  • Выполнение долга. Выполнение долга – перед Родиной, перед родителями, перед детьми, воинского долга; долга в самом общем понимании – признак достойного человека.
  • Судебная система. «Иск о защите чести и достоинства» - эта формулировка в последние годы пользуется всё большей популярностью. Защищать своё гражданское достоинство способен лишь тот, кто осознаёт своё достоинство.
  • Состязания. В спорте человеку зачастую приходится преодолевать препятствия, превозмогать физический дискомфорт. Выдержать все испытания, не теряя лица, способен человек, обладающий чувством собственного достоинства.
  • Экстремальные ситуации. Человек, спасающий людей при пожаре, взрыве, в любой другой экстремальной ситуации, проявляет себя, как человек достойный.
  • Благотворительность. Достойный человек не упустит возможности тихо, не выпячивая собственное «Я», помочь тем, кто действительно нуждается в помощи.
  • Готовность поступиться собственными интересами во благо окружающих – проявление достоинства человека.

Как развить в себе достоинство

  • Достоинство – это совокупность моральных качеств, достойных уважения как со стороны обладателя ими, так и со стороны окружающих. Чувство собственного достоинства есть долг человека перед собой и должно присутствовать у каждого человека с рождения. Если же человек не ощущает собственного достоинства, то развить его можно лишь одним способом – поступая в каждой ситуации так, как поступал бы достойный человек.
  • Выполнение долга – не только в широком смысле, но и в смысле взятых на себя в конкретной ситуации обязательств – позволит оценить человека, как имеющего достоинство.
  • Занятия спортом. Борьба (как физическая, так и душевная) с тяжелым спортивным снарядом или с тяжелыми нагрузками формирует у человека уважение к себе. Уважение к себе есть проявление чувства собственного достоинства.
  • Получение знаний. С приобретением всё новых познаний у человек появляется всё более надежная платформа для развития чувства собственного достоинства.
  • Бытовые отношения. Не поощряя и не допуская уничижительного обращения с собой со стороны окружающих человек обретает чувство собственного достоинства.
  • Полемика. Тренируясь в полемике, человек приобретает уверенность в себе и, следовательно, чувство собственного достоинства.

Золотая середина

Самоуничижение | полное отсутствие чувства собственного достоинства

Достоинство

Самолюбование, нарциссизм | избыток любви и уважения к себе

Крылатые выражения о достоинстве

Достойный человек не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинство. - Василий Ключевский - Спесь губит достоинство. - Лакская пословица - Достойный муж всегда старается быть беспристрастным, не придавать ценности трудно добываемым вещам и не слушать бесплодного учения. - Лао Цзы - Свет свечи не падает на её основание; достоинство человека незаметно для его близких. - Казахская пословица - Достоинство каждого человека зависит от того, как он показывает себя в своих поступках. - Адольф фон Книгге - Марк Туллий Цицерон / Об обязанностях. О старости. О дружбе Аудиокнига, собравшая поздние произведения Цицерона. Вы услышите его рассуждения о достойной жизни, о том, к чему должен придти человек в конце жизненного пути. Лууле Виилма / Остаться человеком, или Достоинство жизни В своей книге Лууле Виилма рассматривает жизнь, как духовный путь, на котором человеку посылают испытания. Оставаясь честным, милосердным, сохраняя достоинство жизни, человек достигает душевного и физического здоровья.

Мне кажется - первый ответ приходит на ум - в способности и высокой готовности к самоподдержке.

В том, что не спешишь себя "бить по голове", ругать, обвинять в "слабости".

Что бы ни случилось - глубокое зрелое самоуважение - и уважение других людей; это, правда, так связано: второе с первым...

Какое-то базовое глубокое уважение к себе. Что бы и как бы. - Ну, вот как любимый, дорогой для вас человек, представьте: да что бы он ни сделал, ПРЕЖДЕ ВСЕГО вы его любите и вы - с ним и за него. А со всем остальным будете разбираться после и помимо этого глубокого понимания, - естественного, как дыхание.

Другие могут зарабатывать гораздо больше меня, могут быть гораздо статуснее меня, умнее, компетентнее в нашей же общей с ними профессии. А я могу делать глупые ошибки, и, и, и... - Но КАК ЛИЧНОСТЬ я не ниже и не выше, мы наравне; это просто потому, что я есть, - этому не требуются условия и доказательства.

Как обрести?.. Наверное, это просто выбранная позиция, с которой живёшь час, ещё час, ещё год...

Мне - трудно. И, знаю, мне трудно удерживать эту позицию как множеству людей. Но - учусь много лет, и, пожалуй, получается всё лучше и дольше. Похоже, это и впрямь практика, практика, практика...

Для меня самоуважение, прежде всего, отказ от действий, которые внутренне не радуют. Например, избавиться от общения с людьми, общение с которыми приносит негатив;не заниматься тем, чем не категорически не хочется заниматься;не строить отношения с людьми, к которым нет чувств и т.д. Самоуважение - это любовь к себе. А если ты себя любишь, то не делаешь себе как-то плохо. Так же конечно это понятие и принятие себя. Когда ты себя не ругаешь, не обвиняешь, а хвалишь и уважаешь. Когда разрешаешь себе быть не идеальным, а таким какой ты есть. Когда не занимаешься самобичеванием. И присутствует внутренняя гармония.

Как это обрести? Наверное себе внушить. Что с этой минуты Вы себя любите и уважаете, принимаете себя таким какой Вы есть. Тут достаточно сильно помогают аффирмации. И подобные прочие упражнения.

В результатах собственной жизни, самоощущения, самонаблюдениях и методов, которыми Вы достигаете этих результатов. Я говорю не об успешности и опережении всех и вся, не о перфекционизм... нет! Вы можете жить скромно и тихо и быть достойным человеком с определённым набором моральных качеств, применяя их в своих поступках, словах, формируя с помощью них своё мировозрение и отношение к себе и другим людям. По-моему, этот набор моральных качеств и есть искомое собственное внутреннее достоинство, а обладание этим набором, его проявление, реализация в повседневной жизни вызовет самоуважение. Это проявляется через Ваши мысли, слова, Ваше отношение ко всем и всему вокруг, через Ваше мировозрение и действия/бездействие. С помощью самонаблюдения Вы можете их уловить: свои мысли, например. Или через самоанализ результатов какого-либо Вашего действия, его последствий, разговора, Ваших слов. Как их обрести? Заставлять себя придерживаться их в любых обстоятельствах. Я сегодня вспоминал уже Виктора Франкла в ответах на TQ и его книгу о "жизни" людей в концлагере. Там описываются люди с чувством собственного достоинства и самоуважения в нечеловеческих условиях. Один мой друг, который значительно старше меня, в своё время подарил мне тоненькую книжицу воспоминаний его первой жены - дочери корейского лидера КП, который был расстрелян в сталинское время и семья жила на поселении в Сибири (люди из Кореи). И вот, в очень трудных условиях её мама постоянно содержала себя и её в чистоте, постоянно стирала, штопала, перешивала дряхленькую одежду и говорила дочери: "Обеда у нас может и не быть, но к обеду мы выйдем чистыми и опрятными." На мой взгляд, это маленький, частный случай, показывающий наличие достоинства и самоуважения этой женщины. Я, надеюсь, что может не очень ясно, но пояснил своё понимание достоинства, самоуважениях и их обретения.

Да, все мы в определенный период нуждаемся в самоуважении. Его можно назвать дополнительным чувством, которое помогает человеку облагораживать его жизнь. Ведь если ты не доволен собой, то и у других вероятнее всего видишь одни изъяны.

У таких людей постоянно переполняют чувства неполноценности, то есть они думают все, за что бы они ни взялись, все равно получится, не так как нужно.

Почему же возникает чувство недовольства собой?

В подростковом возрасте все еще продолжаются активно процессы роста, и молодые люди могут иметь моменты, когда чувствуешь себя неуклюжим, постоянно что-то ронять или на что-то натыкается, всякий раз попадая в не ловкое положение и порой кажется, что все не так, как надо. Но прежде всего, подростка могут расстраивать его ограничения.

И все неудачи чувствуются в два раза острее, а все потому, что отсутствует еще определенный жизненный опыт, и поэтому ему трудно с ними мирится. Не малую роль в формировании самоуважения у ребенка подростка играют родители, когда ставят перед ним очень высокие планки достижения (учеба, спорте, музыке и так далее). Взрослые не задумываются, когда говорят своему школьнику, что-то похоже на это: «и все, можно было и отлично, а почему не первое», и называя их неудачниками.

Естественно родители хотят, чтобы их дети добивались высоких результатов, но не задумываются какой ценой. Конечно, родителей нужно слушаться и помнить, что любая критика идет в пользу, это лишь способ стать лучше в глазах не других, а своих собственных.

Нужно перестать обижаться и найти в себе силы противостоять этому чувству стараться становится не лучше, а самим собою. То есть нужно найти себя. А что для этого надо: пробовать различные варианты, не боясь упасть, ведь всегда можно подняться и пойти дальше с высоко понятой головой. И если родители у родителей есть плохая привычка сравнивать своего ребенка с другими или даже с родственниками, то лучше избавиться от этой привычки раз и навсегда.

Потому что самооценку таким образом можно опустить и потом очень сложно ее поднять, ведь потом ужу самостоятельно подросток будет себя сравнивать с другими и наверняка успешными и самодостаточными.

И, что получается, снова не уверенная в себе личность, пытается в очередной раз справиться со своими комплексами. Или же уже и не пытается, все опускается ниже и ниже в собственном самоутверждении и самоуважении. И о каком сильном, волевом человеке в итоге можно говорить. Так и вырастают мамины сыночки и папины дочки.

Как же можно развить чувство собственного достоинства и укрепить ослабленное уважение?

  1. Прежде всего, честно взгляни и оцени свои возможности, и ты наверняка поймешь, что не такой и плохой, что многие так называемые слабые места на поверку совсем не значительны. Ну а если существуют серьезные недостатки, такие как эгоизм, вспыльчивость, то с этим нужно бороться и искоренять. А вот когда победишь их, то уж непременно чувство уважения возрастет к себе.
  2. Никогда не нужно приуменьшать те достоинства, которые ты имеешь. Быть может молодому взрослеющему человеку может показаться не значительным тот факт, что он может поднять, что-то очень тяжелое, или вкусно печет пироги, или танцует лучше сверстников посещая танцы , или он просто выше всех. Но нужно поверить в то, что найдутся люди, которые будут восхищаться данным талантом. Найди в себе просто те человеческие качества, которыми можно похвастаться, а если уж таких не найдется, то нужно их непременно воспитать в себе. Я имею в виду – чувствительность к другим, щедрость, чувство юмора, терпимость, доброта, опрятность. Они затмят все имеющиеся недостатки.
  3. Не летайте в облаках. Воспитывайте в себе реалиста и ставьте реальные планки для преодоления, поэтому важно, чтобы все цели были достижимы. С каждой достигнутой целью чувство собственного достоинства будет возрастать. И нужно помнить, что лишь качественно выполненная робота может принести результат.
  4. Не нужно прятаться и стеснятся того, что у тебя есть. Делясь и помогая другим, можно заработать большое уважение от окружающих, а потом и от себя самого. Помнить нужно всегда, что настоящие друзья всегда подставят свое плечо помощи, внимательно выбирайте себе товарищей или людей, с которыми вы чаще всего общаетесь.

Иногда подростки могут одевать на себя «маски» с целью выделить свою индивидуальность. Некоторые становятся «крутыми парнями», тусовщиками и т.д. Но на самом-то деле это далеко не так и удовольствия оно не приносит и самоуважение не поднимает.

Поэтому воспитывайте в себе скромность и не забывайте о своих истинных достоинствах, а вот с недостатками нужно бороться и преодолевать их. Никогда не сомневайся в себе и у тебя все получится!

2 5 329

«И пораженья от победы ты сам не должен отличать.

Но должен ни единой долькой не отступаться от лица,

и быть живым, живым и только, живым — и до конца».

Б.Пастернак

Что такое «чувство собственного достоинства» и как оно проявляется?

1. Чувство собственного достоинства – это прежде всего адекватное определение собственной ценности. Мужчина знает себе цену, то есть обладает здоровой самооценкой. Он стремится быть, а не казаться. Он знает что может, а что нет, кем является, а кем – нет. Поэтому он в равной степени не склонен ни к высокомерию и гордыне, ни к заискиванию и угодничеству.

2. Мужчине с чувством собственного достоинства нет необходимости кому-то что-то доказывать, искать одобрения, самоутверждаться, его невозможно обидеть. Он с благодарностью выслушает мнение людей, если посчитает эту информацию полезной.

3. Чувство собственного достоинства выражается не в самолюбовании, а в самоуважении, принятии себя, вере в себя, ощущении права на достойную жизнь и готовности отстаивать свои интересы. При этом мужчина не считает соблюдение своей выгоды чем-то низким. Для него это способ обеспечить себя и своих близких всем необходимым. Главное, чтобы соблюдение выгоды не ущемляло ничьих интересов и не роняло его личного достоинства. А умение рассчитать все возможные варианты хода развития какой-либо своей идеи, на что бы она ни была направлена, мужчина понимает как необходимое умение, позволяющее ему быть эффективным победителем.

4. Мужчина не роняет своего достоинства. Что это значит? Прежде всего, это значит, что в любой ситуации он сохраняет самообладание. Для него естественно состояние холодного ума, трезвого расчета и горячего сердца. Кроме того, он знает, что он не сверхчеловек, и вполне может совершать глупые поступки и даже серьезные ошибки. Он знает, что от этого не перестанет носить звание Мужчины. А что может уронить глубокое знание этого достоинства?

5. Мужчина с развитым чувством собственного достоинства никого не унижает и сам ни перед кем не унижается. Сравнивать кого-либо с кем-либо, унижать или восхвалять – пустое занятие, недостойное Мужчины. Чувство собственного достоинства — это самоуважение, основанное на равенстве. Тот, кто желает сохранить чувство собственного достоинства, должен следить за тем, чтобы не ранить чувство достоинства в других.

6. В ситуации столкновения с интересами других людей Мужчина спокоен и тверд. Он отличает принципиальные, жизненно важные вопросы, от непринципиальных. Его чувство собственного достоинства не позволит ему уступить в жизненно важных вопросах или быть мелочным там, где можно с легкой душой отдать инициативу (у него есть целый мир; зачем мелочиться по пустякам?)

Как развить чувство собственного достоинства?

Чувство собственного достоинства — это прямое следствие отношения к самому себе. Как относишься к себе — так себя и ощущаешь. Поэтому обязательными условиями развития чувства собственного достоинства являются:

  • знание, учет своих сильных сторон и способность их ценить
  • спокойное принятие своего несовершенства на фоне стремления к саморазвитию
  • коллекционирование своих малых и больших достижений для формирования самоуважения
  • стремление соответствовать только своим внутренним ориентирам, а не мнению других людей
  • способность себя поддержать и похвалить
  • вместо самокритики и самообвинения — спокойные выводы и задачи
  • отказ от сравнения себя с другими и стремление «быть собой настоящим»

Во время подготовки этого материала я встретил короткий стих, который так и называется: «Чувство собственного достоинства» Б.Ш.Окуджавы, по-настоящему достойного Мужчины, прожившего очень достойную жизнь. Лично для меня эти 16 строк гораздо более глубоки, чем всё, что я написал выше. Надеюсь, поймете, а точнее – почувствуете…:

«Чувство собственного достоинства — вот загадочный инструмент:
Созидается он столетьями, а утрачивается в момент
Под гармошку ли, под бомбежку ли, под красивую ль болтовню,
Иссушается, разрушается, сокрушается на корню.

Чувство собственного достоинства — вот загадочная стезя,
на которой разбиться запросто, но обратно свернуть нельзя,
потому что без промедления, вдохновенный, чистый, живой,
растворится, в пыль превратится человеческий образ твой.

Чувство собственного достоинства — это просто портрет любви.
Я люблю вас, мои товарищи — боль и нежность в моей крови.
Что б там тьма и зло ни пророчили, кроме этого ничего
не придумало человечество для спасения своего.

Так не траться, брат, не сворачивай, плюнь на вздорную суету —
Потеряешь свой лик божественный, первозданную красоту.
Ну зачем рисковать так попусту? Разве мало других забот?
Поднимайся, иди, служивый, лишь прямёхонько, лишь вперед.»

Из каких добродетелей такой характер должен складываться? Что это за вторая натура, психологически отражающая нашу новую сущность? Для начала, из тех четырех, которые традиционно признавала человеческая культура: стойкости, справедливости, благоразумия и умеренности. Не устаю повторять, что на первом месте находится именно стойкость, то есть мужество, необходимое для того, чтобы начать дело и довести его до конца, не отступая перед трудностями. Добродетелью, ведущей и направляющей жизненный замысел, является справедливость; она не сводится к исполнению некого свода законов, но заключается в создании достойных образцов жизненного поведения, доступных для всех без исключения людей. Справедливость, как известно любому судье, есть общее понятие, которое применяется к частным случаям. То же самое можно сказать и о жизни каждого из нас. Свойство, дающее возможность проецировать общий замысел на конкретные явления, греки называли phrónesis , а Аристотель приписывал его собственно человеческому разуму, занятому осмыслением именно частных, а не универсальных истин, познающему не вечность, а исторический опыт. Римляне именовали это словом prudentia . И наконец, как совершенно справедливо отмечали наши великие наставники, ни одной из вышеназванных добродетелей невозможно было бы достичь, находясь в плену у страстей. Значит, эмоции следует укрощать, уравновешивать, держать в узде, но в то же время и не отвергать окончательно, ведь без них мы просто бездушные камни. Эту добродетель именовали умеренностью, искусством соотносить собственные радости с общим замыслом.

К четырем основным добродетелям я добавлю еще две: их всегда высоко ценили, хоть и не включили в основной перечень. Речь идет о жалости и уважении.

Жалость делает нас восприимчивыми к чужой боли и побуждает помогать несчастному, а потому подразумевает также эмпатию и альтруизм. Понимание и великодушие. Если кто-нибудь спросит: „С чего это я должен оказывать помощь какому-то иммигранту, которого вынесло на берег?“, то следует ответить: „Да просто из жалости, ведь ему плохо“. Сострадание не идет вразрез со справедливостью, как утверждают глупцы, напротив, оно прокладывает ей путь. Достаточно окинуть взглядом наш исторический опыт, чтобы понять, что самыми справедливыми рано или поздно признают действия, поначалу продиктованные исключительно состраданием.

Уважения достойно все, что имеет ценность. Уважать - значит восхищаться совершенным, покровительствовать доброму, сохранять гражданскую позицию, проявлять внимание, беречь. Этого чувства особенно заслуживает человеческое достоинство, хотя, как говорил Сартр, не столько в силу того, какие мы есть, сколько в силу того, какими желали бы стать, какими, по нашим представлениям, должны быть.

Новая психология мужества

Мне хотелось бы рассмотреть стойкость в свете тех психологических аспектов, о которых мы говорили в предыдущих главах книги. Во-первых, навык основывается на действии, а значит, чтобы противостоять страху, мало анализировать его, необходимо придерживаться определенных правил поведения. Нарциссическая личность поглощена созерцанием собственной красоты, собственной важности или собственного страдания и с помощью психоаналитика упоенно смакует его, удобно расположившись на ложе печали. Requiescebam in amaritudine - так с безжалостной иронией характеризовал подобное состояние святой Августин. Сейчас это высказывание можно было бы перевести как „Двадцать лет с Жаком Лаканом“. Мужество побуждает нас к действию, гонит прочь расслабленность. В нашей власти встать и совершить поступок, не надо ждать, пока изменится характер. Терапевтические методики постепенного приближения основываются именно на таком подходе. Сделайте для начала маленький шаг в нужном направлении, а сноровка выработается постепенно. Франклин Рузвельт в своей „Автобиографии“ вспоминает, что был болезненным и неуклюжим юнцом, крайне озабоченным недостатком решимости. Вот как произошел радикальный поворот в его жизни:

Помню, на меня глубоко повлияла одна книга Фредерика Марриета. В ней говорилось о капитане военного судна, который советовал новичку, как научиться бесстрашию: в первом бою всем боязно, - объяснял капитан, - но надо взять себя в руки и действовать так, словно страха нет и в помине. Со временем притворяться не придется, ты и вправду станешь смельчаком только потому, что вел себя как смельчак, хоть и был напуган. Я взял этот совет на вооружение. Вначале многое внушало мне трепет, однако я вел себя так, будто совершенно спокоен, и постепенно действительно перестал бояться.

Выбирая некую активную жизненную программу, нужно в первую очередь прогнать прочь приятную расслабленность, а сделать это можно, лишь приняв другое важное решение: расширить свои возможности, дерзнуть, почувствовать радость небольших побед. Классики упоминали еще одну составляющую стойкости: терпение, основой которого является не покорность, а упорство. Вопреки общепринятому мнению, терпение всегда казалось мне созидательным качеством, вот и в письме Ван Гога к его брату Тео мы читаем: „Такие слова поистине достойны художника“. О чем это он? О фразе, сказанной Гюставом Доре: „У меня просто невероятное терпение“. И далее: „Я знаю, какие картины должен написать. И буду пытаться раз, другой, третий, сотый. Не отступлюсь, пока не сделаю“. Фома Аквинский давал терпению характеристику, всегда казавшуюся мне странной и ставшую понятной только теперь: „Терпелив не тот, кто не бежит от зла, но тот, кто не дает злу увлечь себя в пучину тоски. Терпение не позволяет унынию сломить наш дух, умалить его“.

Цель человека - величие, а суть величия - достоинство. Человек благородный, осознающий свою значимость, высоко себя ценит. Вот и еще одна опора для мужества: если силы изменяют, спасайся гордостью. Так говорил Ницше, обращаясь скорее к самому себе, чем к читателю. Спасайся гордым ощущением собственного достоинства. Рассуждая о самооценке, психологи бьют точно в цель, но ошибаются мишенью. К чему палить по куропатке на экране телевизора? Неправильно называть самолюбием просто высокое мнение о собственной персоне. Это скорее сознание своей дееспособности (Альберт Бандура) в сочетании с самоуважением. И вот еще что: когда человек сосредоточен на каком-то замысле, его внимание принимает спасительную направленность. Теперь важно то, что снаружи, а не внутри. Страх силен, так как обращает сознание субъекта на него самого - про homo recurvatus писали еще философы-цистерцианцы, - заставляя прислушиваться к каждому движению души, к малейшему телесному ощущению. Помните, что я говорил про ипохондрию? Смелый человек не слишком занят собой, он избавлен от пристального самонаблюдения, а потому может прослыть простодушным. „Я так поглощен собой!“ - жаловался Рильке, пытаясь оправдаться. В противоположность ему Антуан де Сент-Экзюпери воспевал рвение тех, кто долбит камень ради алмаза. Какой разный фокус внимания в первом и во втором случае!

Смелость зовет нас к великим свершениям, а вот страх перед неудачей связывает. Как же вырваться из этой ловушки? И тут на помощь приходит жалость. Мы - хрупкие существа, жаждущие величия. Наша цель превосходит наши возможности, вот почему последователи Выготского говорили о выходе за рамки зоны ближайшего развития, древнегреческие трагики писали о hybris , а христиане - о стойкости, дарованной свыше. К жалости я добавил бы и чувство юмора, мягко напоминающее людям об их слабостях, освобождающее от кичливости, взирающее на недостатки с ласковой улыбкой. Видимо, именно эту снисходительную жалость к себе имели в виду схоласты, когда говорили о смирении. В качестве примера мне хотелось бы привести эпитафию, которую сочинил для себя Макс Ауб, замечательный писатель, к несчастью для себя родившийся в эпоху гениев: „Он сделал все, что смог“. Трудно найти более удачное выражение для смиренного мужества, поистине достойного восхищения.

Все великие мыслители считали упорство, то есть способность не ослаблять усилий, неотъемлемой частью стойкости. На противоположном полюсе находятся непостоянство, капризность и слабоволие. Непостоянный человек не в силах четко обозначить замысел, капризный готов идти на поводу у любого мимолетного желания, слабовольный пасует перед малейшей трудностью. В „Руководстве по позитивной психологии“, кратком изложении теории, разработанной Селигманом, есть глава, посвященная выносливости, где, что любопытно, эту черту называют биологической составляющей позитивного характера. А отсюда рукой подать до гимнастики в понимании Валери или до размышлений Сартра об усталости. Усталость, как и удовольствия, писал неумолимый исследователь людских слабостей, приводит к тому, что дух вязнет в материи. Слово „выносливость“ происходит от глагола „нести“, и только тренировка способна усилить это качество, что прекрасно известно спортсменам.

Точка опоры для рычага

В предыдущей главе я кое о чем умолчал, и теперь пришло время к этому вернуться. Все, что написано мною про обучение мужеству, звучит райской музыкой, отдает возвышенной и совершенно бесполезной риторикой. Сразу видно: не хватает точки опоры, чтобы слово не расходилось с делом. Что ж, если филигранная работа над созданием психологической этики и этической психологии увенчается успехом, честь мне и хвала. А если нет? Вдруг она покажется мне чересчур утомительной, скучной, неподъемной? Ну, тогда придется прибегнуть к последнему средству, к резервному запасу горючего, необходимому для взлета, к чувству, которое так успешно эксплуатирует и преодолевает наша психика и которое Блондель называл основополагающим компонентом, вторя Платону, стоикам, самураям, схоластам и tutti quanti . Я имею в виду чувство долга.

Мы настолько увлеклись разговорами о мотивации, что совершенно забыли вот о чем: после того как человека долго убеждают, уговаривают, подбадривают, награждают и наказывают, наступает черед последнего непреложного аргумента: „Вообще-то ты просто обязан так поступить, потому что это - твой долг“. И тут психология отступает, делаясь вдруг такой смирной, такой деликатной: мол, я наука, а науки понятие долга не изучают. Увы, она заблуждается. Чувство долга - психологический механизм, необходимый для организации свободного поведения. Этику интересует исключительно подоплека обязанностей, а не узы, соединяющие эмоциональный мир субъекта с объективными нормами.

Раз речь идет о психологическом механизме, неудивительно, что больше всего о долге я узнал из трудов одного из самых позитивных психологов, Ганса Айзенка. Сила долга заключается не в чувстве уважения, как утверждал Кант, не в стыде, не в страхе, не в супер-эго, как говорили другие. Она является следствием условного рефлекса, который вырабатывается у человека и побуждает его автоматически делать то, что считает нужным разум. „Верность долгу“ становится рефлекторной, отсюда ее власть над нами… и ее опасность. Она приводит к самоотверженному фанатизму, бездумному нацизму, к абсурду послушания. Эта мысль появилась у меня, когда я писал о подготовке американских морских пехотинцев. Надеюсь, читатель согласится, что здесь мы наблюдаем ту же неоднозначность, которую отмечали, когда говорили о мужестве или о свободе. Ну, разумеется, иначе и быть не может. Придется снова призвать на помощь разум, пусть он выведет нас из затруднения. Критический, просвещенный разум придаст обязанностям смысл, поможет наметить достойную, правильную, ясную цель, прежде чем механизмы долга вступят в действие.

Чтобы лучше понять связь между долгом и свободой, следует сначала разделить обязательства на три типа. Я много писал об этом в других книгах, но что поделаешь, повторю еще раз. Итак, к первому типу относятся обязательства, навязанные нам угрозой. Ко второму - те, что продиктованы верностью данному слову: я должен сделать то-то и се-то, поскольку сам обещал. И наконец, третий тип обязательств заслуживает особого интереса. Это условия или требования, которые необходимо выполнить ради осуществления замысла. Именно замысел определяет и обосновывает их. Откажусь от замысла - сниму с себя обязательства. Врач может сказать: „Если вы хотите выздороветь, должны бросить курить“. Непреложность слов „должны бросить“ состоит именно в нашей верности цели, то есть в желании поправиться. Не будет желания, не будет и обязательства. Долг мужества неразрывно связан со стремлением быть достойным человеком, то есть свободным и справедливым. Тот, кому такой замысел чужд, никому ничего не должен, но пусть он знает: подобное отречение чревато возвратом к законам джунглей, к звериной борьбе за выживание, к одиночеству, к праву сильнейшего, к ужасу хаоса.

В наших построениях нетрудно разглядеть несущую конструкцию - независимость, способность самостоятельно ковать замыслы и подчинять им свою жизнь, ведь они ведут нас к благородной свободе. Не надо забывать, что человек может выбрать и другой путь - путь низости, уничтожения, одичания, на котором также есть своя свобода - свобода разрушения. Чувство долга, опираясь на элементарные психологические механизмы, организует нашу личность, направляет все силы в единое русло жизненного замысла. Это напоминает мне устройство компьютера. На определенном уровне существует множество программ (читай: идей, желаний, действий), и надо подняться на более высокий уровень, чтобы решить, какую программу запустить. Чувство долга и обеспечивает такой переход согласно следующему силлогизму: если хочешь достичь цели А, то должен совершить поступок Б. И поскольку, как мы знаем, голос рассудка не всегда достаточно силен, чтобы побудить человека к действиям, а чувства нередко подводят нас, приходится прибегать к надежным автоматизированным навыкам. Прав был Блондель, когда говорил, что свобода, это хрупкое изобретение человечества, базируется на тяжелых механизмах предопределения, которые порою необходимо принимать во внимание. Если не привить ребенку чувство долга, он не вырастет более свободным, а, напротив, станет переменчивым, капризным, зависимым.

Как уважение, так и справедливость налагают на нас обязательства, и тут мы обнаруживаем нечто давно забытое. Необходимость поступать уважительно, справедливо, отважно распространяется не только на наши отношения с другими, но и на отношение к самим себе. Мы не должны посягать ни на чужое, ни на свое достоинство. А раз достоинство подразумевает свободу, нам нельзя отрекаться и от нее - впадая, например, в зависимость или поддаваясь малодушию; если достоинство немыслимо без знания, мы не имеем права коснеть в невежестве; если достоинство требует борьбы с тиранией, мы не можем склоняться перед тем, что порабощает нас изнутри.

Несколько слов на прощание

Мужество есть добродетель, позволяющая оторваться от земли, дающая возможность перейти из природной сферы, где правит слепая сила, в благородную сферу, которую нам еще предстоит создать, - в ней достоинство ставится во главу угла. Мужество есть верность замыслу, верность вопреки всему. Дабы соответствовать этому предназначению, я должен преобразить свои прирожденные свойства в свойства этического порядка: свирепость - в отвагу, эгоизм - в солидарность, а подобные превращения не назовешь простыми.

Подойдя к последнему абзацу книги, я отчетливо слышу мелодию, вижу сложные па танца, вот только смогу ли исполнить его? Рассуждать так легко, а действовать так трудно! Что ж, покинем уютный кабинет и присоединимся к труппе танцоров. Надеюсь, что, когда усталость, страхи и желание отдохнуть заявят о себе, у меня достанет сил не отказаться от своего замысла. Пока же остается только подбадривать себя, вспоминая строки из Йитса, посвященные прекрасной мечте:

Мелодии послушно тело,

Сверкает счастьем взор.

В движеньи слиты воедино,

Неразделимы танец и танцор.

В этом единстве, должно быть, и состоит Блаженство.


Томас Гоббс (1588-1679) - английский мыслитель. Появился на свет раньше срока, так как его мать сильно испугалась, узнав о приближении к английским берегам Испанской армады.

Устрашающая сила (ит.).

Богиня красоты Афродита полюбила воинственного Ареса, которого не любил никто из людей и богов. От этого союза и родились Фобос - бог страха, и Деймос - ужас.

Паллор - в римской мифологии божество, олицетворявшее ужас; возница бога войны Марса; Павор - божество, олицетворявшее страх; спутник бога войны Марса.

Анри де ла Тур д"Овернь Тюренн (1611-1675) - французский полководец.

Хуана Разумная и Хуан Бесстрашный - персонажи испанских народных сказок.

Аллегория из трактата Платона „Государство“.

Перевод Н. Любимова.

Сюжет, замысел (англ.).

Перевод Е. Суриц.

Перевод А. Карельского.

Перевод Е. Кацевой.

Николас (Нико) Тинберген (1907-1988) - нидерландский этолог и орнитолог, лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине (1973).

Интеллектуальная любовь к Богу (лат.).

Бихевиоризм (англ. behaviourism, от behaviour - поведение) - направление в психологии, рассматривающее психическую деятельность человека и животных только на основе поведенческих реакций на воздействия внешней среды.

Роман P. M. Рильке „Записки Мальте Лауридса Бригге“ цитируется в переводе Е. Суриц.

Перевод Б. Пастернака.

Хуан Луис Вивес (1492-1540) - испанский философ, гуманист, педагог.

Примо Леви (1919-1987) - итальянский писатель; с 1943 по 1945 г. был узником концлагерей Фоссоли и Освенцим.

Перевод А. К. Сынопалова.

Цит. по: Делюмо Жан. Ужасы на Западе . М., 1994. Перевод Н. Епифанцевой.

Цит. по: Делюмо Жан. Ужасы на Западе.

Цит. по: Делюмо Жан. Ужасы на Западе .

Люций Целий Фирмиан Лактанций (ок. 240 - ок. 320) - христианский писатель и философ.

Макиавелли Никколо. Государь . Перевод Г. Муравьевой.

Спиноза Б. Богословско-политический трактат . Перевод М. Лопаткина.

Фра Франческо да Монтепульчиано - монах-францисканец, последователь Джироламо Савонаролы.

После изгнания Медичи из Флоренции в 1494 г. проповедник Савонарола пытался построить там образцовое христианское государство. Попытка была неудачной, вызвала смуту и политическую изоляцию Флоренции. В 1512 г. Медичи вернулись, но последователи казненного проповедника грозили им Божьей карой.

Проклятая масса (лат.).

Перевод К. Державина под редакцией И. Лихачева.

Разлад всех чувств (фр.).

Бальтасар Грасиан -и-Моралес (1601-1658) - испанский писатель, священник-иезуит.

Перевод В. Микушевича.

Письмо к отцу. Перевод Е. Кацевой.

Перевод Н. Томашевского.

Перевод Я. Пробштейна.

Кармен Мартин Гайте (1925-2000) - испанская писательница.

Фернандо Пессоа (1888-1935) - португальский поэт, прозаик, драматург, эссеист. Истории его жизни посвящено несколько романов.

Альваро Помбо (р. 1939) - испанский писатель.

Перевод М. Рудницкого.

Страх (нем.).

Кафка Ф. Пассажир . Перевод С. Апта.

Энрике Хардьель Понсела (1901-1952) - испанский писатель, известный также своими афоризмами.

Перевод Э. Венгеровой.

Перевод М. Донского.

Болезнь сомнений (фр.).

Перевод А. Карельского, Н. Федоровой.

Скорее всего, речь идет о сборнике бесед с Ф. Миттераном под званием „Французская юность“, записанных журналистом Пьером Пеаном.

Перевод Л. Брагиной.

Перевод Норы Галь.

Перевод С. Ошерова под редакцией Ф. Петровского.

Перевод Н. М. Любимова.

Тереса де Хесус (Тереса Авильская; 1515-1582) - испанская писательница-мистик; была монахиней-кармелиткой; канонизирована католической церковью; святая покровительница Испании.

Перевод Н. Брагинской.

Цит. по изд.: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты . М., 1980.

Veni, creator spiritus („Приди, дух животворящий“, лат .) - начальные слова старинного католического гимна.

Перевод А. К. Гаврилова.

Перевод С. А. Ошерова.

Перевод С. А. Ошерова.

Перевод Н. Брагинской.

Менций (Мен-цзы; 372-289 до н. э.) - китайский философ.

Начало (гр.).

Перевод Н. А. Иванцова.

Прыжок в воду (фр.).

Без гнева и пристрастия, непредвзято (лат.).

Благоразумие (гр.).

„Находил успокоение в этой горечи“ (лат.).

Фредерик Марриет (1792-1848) - английский писатель; служил в военно-морском флоте; в его романах много описаний морских сражений и корабельного быта.

Человек, повернутый внутрь себя (лат.).

Гордыня, дерзость (гр.).

Макс Ауб (1903-1972) - испанский прозаик, литературный критик, киносценарист.

Все до одного (ит.).