Что вы понимаете под понятием компетентностный подход. Компетентностный подход в образовании что это такое. Компетентностный подход в профессиональном образовании

1

В статье освещаются проблемы компетентностного подхода в системе педагогического профессионального образования. Актуальной концепция компетентностного подхода и его конструктов в образовании стала в результате перехода к ФГОС нового поколения в профессиональном образовании. Достаточно вяло текущая дискуссия о педагогических компетентностях и компетенциях в педагогической теории и практике приняла острый характер, как только оказалась связанной не только с конструированием нового содержания образования, но и изменением качества профессионализма педагогов. Компетентностный подход рассматривается как необходимое условие модернизации и повышения качества образования, раскрывается сущность его конструктов (компетентности, компетенций и мета-качеств), а также специфика профессионализма педагогов на современном этапе. Компетентностный подход нацеливает на формирование универсальных учебных действий обучающихся, которые позволяют им самостоятельно решать задачи, проблемы, организовать познавательную деятельность. Поэтому необходимыми ключевыми компетенциями становятся знания и умения педагога осуществлять в учебно-воспитательном процессе социализацию, обучение, воспитание, самообучение, самовоспитание, саморазвитие.

компетентностный подход

компетентность

компетенции

педагогическая компетентность

педагогические компетенции

мета-качества

педагогический профессионализм

1. Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. – 2003. – № 10. – С. 10

2. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к образованию // Народное образование. – 2005. – № 3. – С. 2

3. Зимняя И.А. Ключевые компетентности – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – С. 15.

4. Ильина А.В. Формирование познавательной самостоятельности студента среднего специального учебного заведения в ходе изучения общепрофессиональных дисциплин: дис. … канд. пед. наук. – Челябинск, 2008. – С. 29.

5. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Академия, 2000. – 321с.

6. Кондаков А.М. Федеральный государственный стандарт общего образования и подготовка учителя // Педагогика. – 2010. – № 10. – С. 37.

7. Краевский В.В. Общие основы педагогики. – М.: Академия, 2003.

8. Матросов В.Л. Новый учитель для новой школы // Педагогика. – 2010. – № 5. – С. 24.

9. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / под ред. Н.Ю. Шведовой. – 20-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз., 1989. – 750 с.

10. Розов Н.Х. Проблемы психолого-педагогических кадров в непедагогических вузах // Педагогика. – 2010. – № 10. – С. 80.

11. Селевко Г.К. Компетентности и их квалификация // Народное образование. – 2004. – № 4. – С. 138.

12. Сериков В.В. Природа педагогической деятельности и особенности профессионального образования педагога // Педагогика. – 2010. – № 5. – С. 35.

13. Сорокоумова Е.А. Педагогическая психология. – М.-СПб.-Ниж. Новгород – Киев, 2009. – С. 32.

14. Татур Ю.Б. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня – 2004. – № 3. – С. 231.

15. Терехов П.П. Компетентность в структуре качества подготовки специалиста. – Казань: Изд-во КГЦ, 2003. – С. 14.

16. Хуторской А.В. Ключевые компетентности как компоненты личностно-ориентированной программы образования // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 42.

Практически на каждом мероприятии Болонского процесса отмечается высокая роль компетентностного подхода в формировании личности обучающегося.

Компетентностный подход в российском образовании находится в стадии становления и, шагнув к нам из практики западно-европейского педагогического опыта, исследуется во множестве работ российских ученых-психологов, педагогов, социологов конца XX ‒ начала XXI века (А.Л. Андреев, О.Н. Арефьев, А.С. Белкин, В.А. Болотов, А.А. Вербицкий, Э.Ф. Зеер, Г.К. Селевко, В.В. Сериков, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской, И.А. Зимняя, Е.А. Сорокоумова, Д.И. Фельдштейн и др.). Появление концепции компетентностного подхода обусловлено вхождением России в европейское образовательное пространство в связи с недостаточностью знаниевого подхода в организации образовательного процесса. Поскольку компетентностный подход к образованию находится в стадии становления, то вполне естественно, что существуют разные его определения. Он понимается так: «вид содержания образования, который не сводится к знаниево-ориентированному компоненту, а предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнение ключевых (то есть относящихся ко многим социальным сферам) функций, социальных ролей, компетенций» ; «постоянная переориентация доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией знаний, формированием навыков на создание условий для овладения комплексом компетенций, означающих потенциал способности выпускника к выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях многофакторного, социально-политического, рыночно-экономического, информационного и коммуникативно-насыщенного пространства» ; «приоритетная ориентация на цели-векторы образования: обучаемость; самоопределение; самоактуализацию, социализацию и развитие индивидуальности» ; «подход, акцентирующий внимание на содержание образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в разных проблемных ситуациях» .

Анализируя использование компетентностного подхода к образованию в новом ФГОС, Ю.Г. Татур отмечает обобщенный, интегральный характер понятия «компетентность» по отношению к используемым сегодня в образовании «знаниями», «умениями», «владениями». Он считает, что такой подход обеспечит формирование обобщенной модели качества, абстрагированной от конкретных дисциплин и объектов труда, что позволит говорить о более широком поле деятельности специалиста, так как это весьма важно для повышения мобильности молодых специалистов на рынке труда .

По мнению Э.Ф. Зеера, «компетентностный подход - это приоритетная ориентация на цели - векторы образования: обучаемость, самоопределение (самодетерминация), самоактуализация, социализация и развитие индивидуальности» . Автор раскрыл структуру инструментальных средств достижения цели в условиях компетентностного подхода к образованию, обозначив и обосновав сущность в нем принципиально новых метаобразовательных конструктов: компетентности, компетенций и мета-качеств. И опять следует заглянуть в словари, труды психологов и педагогов, чтобы детальнее ознакомиться с трактовкой конструктов данного понятия. Е.А. Сорокоумова под компетентностями понимает систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной творческой деятельности и личной ответственности .

Компетентности - утверждает Э.Ф. Зеер, - это содержательные обобщения теоретических и эмпирических знаний, представленных в форме понятий, принципов, смыслообразующих положений. Он делит компетентности на два уровня: теоретические и эмпирические. Компетентности теоретического уровня обобщения отражают внутренние связи и отношения предметов и явлений действительности, их конкретизация выражается в понятиях, законах, принципах.

И.Г. Агатов выделяет три вида компетенций (ключевые, базовые, специальные), Э.Ф. Зеер, А.В. Хуторской, П.П. Терехова выделяют базовые, ключевые, общепредметные и предметные компетенции.

Ключевые образовательные компетенции, в свою очередь, делятся на ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникационные, социально-трудовые, личностные.

А.В. Хуторской различает в ключевых образовательных компетенциях ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые, компетенции личностного совершенствования .

Теория разработки содержания и типологии педагогических компетенций еще далеко не завершена и требует дальнейшего теоретико-методологического осмысления.

Третьим конструктом структуры компетентностного подхода к образованию являются мета-качества (учебно-познавательные и социально-профессиональные качества).

Особенно актуальной концепция компетентностного подходов и его конструктов в образовании стала в ходе перехода к ФГОС нового поколения в профессиональном образовании. Достаточно вяло текущая дискуссия о педагогических компетентностях и компетенциях в педагогической теории и практике приняла острый характер, как только оказалась связанной не только с конструированием нового содержания образования, но и изменением качества профессионализма педагогов.

В.Л. Матросов пишет о необходимости нового учителя для новой российской школы . Задачи новой школы напрямую влияют на содержание, методику и технологии педагогического образования. На наш взгляд, «профессионализм преподавателей» как понятие и некоторый аспект его формирования, развития и совершенствования нуждаются в сущностном изменении и модернизации. Педагогический профессионализм должен включать в условия требований времени следующие составляющие: глубокую надпредметную мета-подготовку, подготовку межпредметную и в избранной предметной области: психолого-педагогическую, методическую, технологическую подготовку; формирование высоких личностных черт педагога, так как только Личность может повести за собой молодых. «Будущее России зависит не только от глубокой перестройки экономики страны, но, прежде всего, от развития человеческого потенциала, воспитания новой генерации россиян. Самая большая ответственность возлагается на педагога: его профессионализм, высокий уровень общей и педагогической культуры. Его позиция как гражданина и интеллигента, мотивация к постоянному совершенствованию образовательного процесса и собственного мастерства является залогом решения тех непростых задач, которые сегодня поставлены перед отечественной системой образования» .

На наш взгляд, эти точки зрения - нераздельные стороны облика современного педагогического профессионализма: первая сторона раскрывает сущность требований к предметному профессионализму, теоретико-методологической и мета-предметно-методической подготовке, а также сформированности качеств личности. Вторая сторона - высший уровень общей и педагогической культуры. Активная гражданская позиция, стремление к совершенствованию в овладении мастерством и искусством педагога. Эти две стороны педагогического профессионализма и есть направления совершенствования его, фактор и условие решения задач реализации компетентностного подхода к образованию в вузе. Компетентностный подход - реальная возможность универсальных учебных действий обучающихся, который позволяет им решать проблемы, организовать эффективную познавательную деятельность, стать субъектом собственной жизни. Исходная миссия образования - творение личности, созидание образа творческого, мыслящего человека, гражданина, профессионала, семьянина, достойного члена социума.

С этих позиций нам кажется необходимым продолжение рассмотрения концепции компетентностного подхода.

В условиях начала реализации компетентностного подхода в образовании дискуссия о неадекватности понятий «компетентность» и «компетенция» начинает утихать. И.А. Зимняя пытается сблизить, сгладить разногласия в их трактовке, обусловливая это тем, что развитая компетенция постепенно преобразуется в компетентность .

В.В. Сериков, В.А. Болотов и др. хотя и считают, что эти понятия адекватны, тоже стали отходить от своих позиций. В.В. Сериков, говоря о сущности компетентности, отмечает, что в раскрытии понятия «компетентность» в данном случае он «не вступает в дискуссию о различии понятий «компетентность» и «компетенции», признавая правомерность различных точек зрения на их соотношение» .

Говоря о сущности и структуре компетентностного подхода, мы не случайно останавливаем внимание и выделяем значение профессиональных и личностных качеств педагога в его реализацию.

«Нет педагогики без педагога… В реальность воплощается не разработанный кем-то или «спущенный сверху» проект, собственный проект учителя, в котором теории и нормативы преломляются через контекст его личностной позиции. И мы напрасно надеемся, что некая «система», «технология» сработает сама, без подготовленного соответствующим образом педагога» . Поэтому в первую очередь необходимо вести речь о тех компетентностях, компетенциях и мета-качествах педагога, которые обеспечивают совершенствование профессионализма на современном этапе их модернизации, подчеркивая при этом его педагогическую компетентность как важнейшую составляющую часть в избранной им предметной области; психолого-педагогическую, методическую и технологическую подготовку и его высокие личностные качества.

Однако интересно отметить еще и тот факт, что в ФГОС выделена необходимость овладения педагогом ключевыми компетенциями, чтобы быть профессионально подготовленным к модернизации системы высшего образования в России.

«Принципиальная новизна образовательных стандартов второго поколения, - пишет А.М. Кондаков, - выводит на первый план те проблемы, которые раньше лишь частично входили в сферу ответственности школы и учителя. Впервые за последние 20 лет в качестве ключевых рассматриваются задачи духовно-нравственного воспитания российских школьников. Компетентностный подход нацеливает на формирование универсальных учебных действий обучающихся, которые позволяют им самостоятельно решать задачи, проблемы, организовать познавательную деятельность. Ключевыми компетенциями становятся знания и умения педагога осуществлять в учебно-воспитательном процессе социализацию, обучение, воспитание, самообучение, самовоспитание, саморазвитие» .

Можно ли научиться профессиональной компетентности, овладеть, освоить знание их основ? Да, но на основе ее непрерывного совершенствования в области педагогической теории и профессиональной практической педагогической деятельности.

Профессиональная педагогическая компетентность - не сумма предметных знаний, хотя они и имеют определенное значение, не сведения из педагогики и психологии, усвоенные учителем, и даже не умение проводить учебные занятия и воспитательные мероприятия. Мы солидарны с В.В. Сериковым, что «педагогическая компетентность как экзистенциальное свойство является продуктом саморазвития будущего специалиста в профессиональной среде, сопровождаемого мастерами» . По его мнению, признаками профессиональной компетентности являются принятие педагогической деятельности как сферы самореализации, как области, в которой специалист осознает свои возможности, уверен в своих силах, владеет ориентировочной основой педагогической деятельности (мысленного создания «модели», «разметки» будущей практической педагогической деятельности), включающей образ ее результата и процесса ее достижения, набор апробированных в собственном опыте задач, входящих в структуру компетенции (аналитических, проектировочных, организационных, коммуникативных, информационных, самоорганизующихся и др.): опыт выполнения этой деятельности в проблемных условиях; рефлексия и самоконтроль своих действий на основе использовании и собственных, подчас уникальных образцов и критериев эффективности. И, наконец, необходимо отметить, что компетентностный опыт, также как творческий и личностный, нельзя дать в виде инструкции, алгоритма. Компетентность - это собственный опыт, приобретенный в процессе обучения, самообучения, саморазвития под руководством педагога-мастера. Для традиционного обучения, по мнению В.В. Серикова, главное - чему и как учат. Для компетентностного - кто учит, какой мастер .

Но компетентность не передается в отличие от знаниевого предметного опыта. Каждый субъект должен создать свою компетентность для себя, заново, как продукт индивидуального творчества и саморазвития - подчеркивает В.В. Сериков . Соглашаясь с ним, хочется отметить еще раз, что педагогическая компетентность в значительной мере обусловлена глубокими, многоаспектными знаниями, а также опытом их применения в самом образовательном процессе, в котором формируется тот индивидуальный педагогический почерк, который, совершенствуясь, вырастает в высокую педагогическую компетентность. Они взаимосвязаны, взаимообусловлены - компетентность и мета-предметные знания, знания предмета, мировоззрение и общая культура учителя, его творчество и стремление к овладению искусством педагогической деятельности, его социальные и личные позиции.

Эта наша мысль подтверждает слова Н.Х. Розова: «Преподавание любой дисциплины - настоящее и тонкое искусство, сложнейшая сфера человеческой деятельности, где отличное владение содержанием предмета и собственные исследования сами по себе далеко не всегда гарантируют успех. Необходимо еще и глубоко владеть всем технологическим комплексом приемов передачи знаний и организации педагогического процесса. Необходимо не только знать, что преподавать, но и хорошо уметь преподавать. Следуя терминологии современной педагогики, это можно бы назвать компетентностью преподавателя . Следовательно, необходимо углубление психолого-педагогической подготовки педагогов.

Нами затронута актуальная проблема педагогической профессиональной компетентности, профессиональных компетенций и мета-качеств в компетентностном подходе к образованию. Раскрыты разные подходы к их трактовке. Пока что в научной педагогической литературе освещаются лишь ее отдельные аспекты. Необходима глубокая разработка всех конструктов, тогда вопрос о базовых компетентностях, ключевых компетентнциях будет раскрыт и содержательнее, и полнее, и целесообразнее, шире и объемнее освещены и мета-качества.

Рецензенты:

Савотченко С.Е., д.ф.-м.н., заведующий кафедрой информационных технологий, БелИРО, г. Белгород;

Лобачёва Т.И., д.п.н., профессор, БелИРО, г. Белгород.

Работа поступила в редакцию 30.12.2013.

Библиографическая ссылка

Акапьев В.Л., Немыкина Н.В., Немыкин Н.И. РОЛЬ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 11-7. – С. 1402-1406;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=33354 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

В результате изучения главы студент должен:

знать

  • основные трактовки понятий "компетенция", "компетентность";
  • сущность и характерные особенности компетентностного подхода в образовании;
  • основной круг компетенций по стандартам ЮНЕСКО в области образования;
  • роль и трактовку ключевых компетенций для сферы образования;
  • психологические основы развития компетенций в образовательном процессе;
  • основные характеристики и виды образовательных компетенций;

уметь

  • проводить отличия между компетентностным подходом и ЗУНовской системой образования;
  • выделять основную направленность компетентного подхода в образовании;
  • описывать структуру ключевых компетенций в образовании;

владеть

Представлением о компетентностной сущности образовательного процесса с точки зрения развития личности.

Происходящие в мире и России изменения в области целей образования вызывают необходимость постановки вопроса обеспечения образованием более полного, личностно и социально интегрированного результата. Реальная перспектива решения этого вопроса открывается в связи с утверждением в дидактике нового компетентностного подхода к построению образовательных систем.

Этот подход возник как актуальная альтернатива сложившейся ЗУНовской, информативно-иллюстративной парадигме образования в ответ на требования времени относительно повышения эффективности и качества подготовки выпускников средней и высшей школы. Данный подход нацелен на усиление практической ориентации и инструментальной направленности образования, он стремится подготовить человека умелого и мобильного, владеющего не набором фактов, а способами и технологиями их получения.

Как отмечает И. А. Зимняя, современное образование ориентируется в большей мере на "свободное развитие человека", на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов.

В качестве интегрального социально-личностно-поведенческого результата обучения (вместо знаний, умений и навыков – ЗУНов) в данном подходе выдвигается понятие "компетенция / компетентность".

В Кратком словаре иностранных слов (М., 1952) приводится следующее определение: "Компетентный (лат. competens, competentis – надлежащий, способный) – знающий, сведущий в определенной области; имеющий право по своим знаниям или полномочиям делать или решать что-либо, судить о чем-либо".

Компетенция в переводе с латинского (competentia ) также означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.

Ориентированное на компетенции образование (competence-based-education СВЕ) родилось в 70-х годах прошлого столетия в США в общем контексте предложенного Н. Хомским в 1965 г. (Массачусетский университет) понятия "компетенция" (применительно к теории языка) как основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека.

Как отмечает А. В. Хуторской, переход образования на основы компетентностного подхода позволит преодолеть распространенное в школах негативное явление, когда изучение реальности подменяется изучением готовых знаний, а точнее, информации о ней. Например, вместо наблюдения реального природного объекта или выполнения настоящего опыта ученики изучают его картинку в учебнике. В результате у них не формируются обусловленные реальной практикой способы деятельности и компетенции. Информационный тип образования делает выпускников школ неспособными осуществлять элементарные функции, связанные с изучаемыми предметами: выполнить наблюдение, провести опыт, создать простейших продукт деятельности.

В свою очередь, как констатирует А. В. Хуторской, переход к формированию компетенций позволит на деле реализовать личностно-деятельностный подход в образовании, поскольку они относятся исключительно к личности ученика и проявляются, а также проверяются только в процессе выполнения им определенным образом составленного комплекса действий.

В научно-педагогической литературе в настоящее время существуют различные подходы к пониманию терминов "компетенция" , "компетентность" . И хотя термин "компетентность" считается наиболее устоявшимся, необходимо разделять эти понятия, имея в виду под компетенцией некоторое уже установленное, наперед заданное требование (норму) к образовательной подготовке, а под компетентностью – уже состоявшееся его личностное качество (совокупность качеств) и минимальный опыт по отношению к деятельности в заданной сфере.

Логический словарь-справочник (М., 1975) определяет компетенцию как "область знания или практики, в которой данное (компетентное) лицо обладает обширными, точными знаниями и опытом практической деятельности". В Словаре русского языка С. И. Ожегова понятие "компетентный" определено как знающий, осведомленный, авторитетный в какой-нибудь области специалист, а понятие "компетенция" определяется как круг вопросов, в котором кто-нибудь хорошо осведомлен. Советский энциклопедический словарь определяет понятие "компетенция" как знание и опыт в той или иной области. В Педагогическом словаре указывается еще на компетентность общекультурную – "уровень образованности, достаточный для самообразования и самостоятельного решения возникающих при этом познавательных проблем и определения своей позиции".

В проекте "Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) третьего поколения" (2008 г.) компетенции выпускника интерпретируются как единая форма описания универсальных, академических и профессиональных профилей, уровней высшего образования и характеристик "персонального результата" образовательного процесса.

С дидактических позиций А. В. Хуторской предлагает отличать понятия "компетенция " и "компетентность " по принципу различия общего и индивидуального, и в этой логике он выдвигает следующие их дефиниции. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Основная направленность компетентностного подхода в образовании заключается в усилении деятельноличностного аспекта в обучении, в обеспечении роста личностного опыта обучаемого, т.е. этот подход является более емким, многогранным, вариативным, так как включает в себя не только знания в какой-либо области, но содержательно определяется ценностными ориентациями индивида. Б. Д. Эльконин утверждает, что "сам социальный фактор разговора о компетенциях, а не о знаниях, умениях и навыках является свидетельством того, что знание само по себе перестало быть “символическим капиталом”, то есть факт наличия знаний не задает пространство жизненного пути, не задает перспектив" . Вариативность, гибкие требования для каждого, учет индивидуального "ритма" обучения, цели образования, обладающие открытостью пространства для решения содержательных и методических задач, по мнению В. И. Байденко, характеризуют компетентностный подход в современном образовании. Его практическая направленность была задана материалами Симпозиума Совета Европы (1996), где подчеркивается, что для результатов образования важно знать не только что, но и как делать.

В материалах ЮНЕСКО очерчивается круг компетенций, которые уже должны рассматриваться всеми субъектами образования как желаемый результат подготовки. В докладе Международной комиссии по образованию для XXI века "Образование: сокрытое сокровище" Ж. Делор, сформулировав "“четыре столпа”, на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить" , тем самым определил по сути основные глобальные компетентности. Согласно Ж. Делору, одна из них гласит – "научиться делать с тем, чтобы приобрести не только профессиональную квалификацию, но и в более широком смысле компетентность, которая дает возможность справляться с различными многочисленными ситуациями и работать в группе" . В том же году на симпозиуме в Берне (27–30 марта 1996 г.) по программе Совета Европы был поставлен вопрос о том, что для реформы образования существенным является определение ключевых компетенций (key competencies), которые должны приобрести обучающиеся как для успешной работы, так и для дальнейшего высшего образования. В обобщающем докладе В. Хутмахера (Walo Hutmacher) было отмечено, что само понятие "компетенция", входя в ряд таких понятий, как умения, компетентность, способность, мастерство, содержательно до сих пор точно не определено. Тем не менее все исследователи соглашаются с тем, что понятие "компетенция" ближе к понятийному полю "знаю, как", чем к полю "знаю, что".

Наряду с понятием "компетентность", а иногда и как его синоним выступает категория "базовый навык" . Так, Б. Оскарссон приводит список базовых навыков, которые содержательно могут интерпретироваться как компетентности. Такие ключевые компетентности-навыки включают способность эффективной работы в команде, планирование, разрешение проблем, творчество, лидерство, предпринимательское поведение, организационное видение и коммуникативные навыки . Трактовка базовых навыков Б. Оскарссоном сводилась к следующему: "Это личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах и многообразных ситуациях работы и социальной жизни" .

К базовым навыкам С. Шо в 1998 г., следуя Б. Оскарссону, отнес: "основные навыки" (например, грамота, счет); "жизненные навыки" (например, самоуправление, отношения с другими людьми); "ключевые навыки" (например, коммуникация, решение проблем); "социальные и гражданские навыки" (например, социальная активность, ценности); "навыки для получения занятости" (например, обработка информации); "предпринимательские навыки" (например, исследование деловых возможностей); "управленческие навыки" (например, консультирование, аналитическое мышление); "широкие навыки" (например, анализирование, планирование, контроль) . Кроме того, в литературе компетентности соотносятся не только с базовыми навыками, но и с таким понятием, как "ключевые квалификации", но это уже более узкое профессиональное применение термина "компетенция".

Результаты исследований отечественных ученых Ю. В. Варданян, В. С. Горчаковой, Э. Ф. Зеера, И. А. Зимней, Л. А. Петровской, Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, А. А. Майера, Л. М. Митиной, А. В. Хуторского и др. раскрывают различные подходы к пониманию компетентности. По мнению многих авторов, компетентностный подход является способом достижения нового качества образования. Он определяет направление изменения образовательного процесса, приоритеты, содержательный ресурс развития. И это не случайно, ведь речь идет о новой единице измерения образованности человека, так как знания, умения и навыки уже полностью не удовлетворяют, не позволяют показать, измерить уровень качества образования.

С психологических позиций понятие "компетенция" рассматривается как важное внутреннее достояние личности, обретаемое ею как прочно закрепленный результат непосредственного проявляемого поведения и деятельности в среде, а также взаимодействия с окружающим миром людей.

В психологических учениях категория компетенции занимает одно из ведущих мест в социально-когнитивной теории А. Бандуры и У. Мишела. Психологический механизм компетенции авторы видят в таком внутреннем образовании, как убеждение в самоэффективности . Это обобщенное представление человека о своей способности успешно действовать в конкретных ситуациях. Согласно А. Бандуре, суждения о самоэффективности влияют на то, за какую деятельность мы беремся, как много усилий затрачиваем на ситуацию, как долго сохраняем настойчивость при выполнении задачи, а также на наши эмоциональные реакции во время ожидания ситуации или в самом процессе. Убеждения в самоэффективности влияют на то, какие цели ставит перед собой индивид – трудные или легкие. Индивиды, убежденные в высокой самоэффективности, демонстрируют больше старания и настойчивости и выполняют задание лучше по сравнению с индивидами с низкой самоэффективностью. Они также подходят к заданию с лучшим настроением, способны лучше справляться со стрессом и разочарованием, чем индивиды, убежденные в низкой самоэффективности.

На примере учебной деятельности было показано, что можно сохранить мотивацию к обучению у обучаемых, если стимулировать их высокие стандарты, положительные результаты, чувство гордости в случае совпадения с этими стандартами и чувство способности их достичь.

Рассматривая сферу ключевых компетенций , И. А. Зимняя разграничила три их основные группы – относящиеся к себе, относящиеся к взаимодействию с другими и относящиеся к деятельности. Ниже в табл. 10.1 представлен состав каждой из этих групп в виде ключевых компетенций.

Таблица 10.1

Структура ключевых компетентностей по И. А. Зимней

Ключевые компетентности

Основные компетентности

Компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности

Компетенции здоровьесбережения: знание и соблюдение норм здорового образа жизни

Компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности бытия, жизни; ценности культуры

Компетенции интеграции: структурирование знаний, ситуативно-адекватной актуализации знаний, расширения приращения накопленных знаний

Компетенции гражданственности: знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свобода и ответственность, собственное достоинство, гражданский долг

Компетенции самосовершенствования личностной и предметной рефлексии; смысл жизни; профессиональное развитие; языковое и речевое развитие

Компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми

Компетенции социального взаимодействия: с обществом, общностью, коллективом, семьей, партнерами; сотрудничество, толерантность, уважение и принятие другого

Компетенции в общении: знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета; кросс-культурное общение

Компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах

Компетенции познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность

Компетенции деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности

Компетенции информационных технологий: прием, переработка, выдача информации; преобразование информации

Компетентностная ориентация является основой инноваций современного образования за счет привнесения элементов современных социальных практик в образование. Авторы отмечают, что формирование компетенций происходит средствами содержания образования. В итоге у ученика развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы – от бытовых до производственных и социальных. При этом необходимо опираться на развитие образовательных компетенций .

Они включают в себя компоненты функциональной грамотности ученика, но не ограничиваются только ими.

А. В. Хуторской рассматривает образовательные компетенции в качестве основы нормативной и практической составляющих образования, которые представляют собой интегральные характеристики качества подготовки обучаемых, связанные с их способностью целевого осмысленного применения комплекса знаний, умений и способов деятельности в отношении определенного междисциплинарного круга вопросов.

При этом качество образования, по мнению А. В. Хуторского, определяется единством общеучебных умений и образовательных компетенций. В целом ученый выдвигает следующее определение: образовательная компетенция – это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности.

Перечень ключевых образовательных компетенций определяется А. В. Хуторским на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.

Ученый выдвигает следующий ряд ключевых образовательных компетенций.

  • 1. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
  • 2. Общекультурные компетенции означают знание и опыт деятельности в сфере национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные качества, владение культурой семейных, социальных, общественных отношений, понимание роли науки и религии в жизни человека, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, владение научной картиной мира.
  • 3. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности, владение эвристическими методами, функциональная грамотность.
  • 4. Информационные компетенции – умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
  • 5. Коммуникативные компетенции включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
  • 6. Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения.
  • 7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

Одним из перспективных с педагогической точки зрения выступает "ресурсный" смысл категории "компетентность", означающий способность ученика к мобилизации и соорганизации своих внутренних и внешних ресурсов для достижения определенной цели в обучении. Такая трактовка указывает на механизм формирования компетентности, состоящий в накоплении обучающимся в процессе подготовки личностных ресурсов для успешной познавательной и профессиональной деятельности.

В связи с этим педагогика компетентности – это педагогика культурных вложений в ученика и развития его личностного потенциала.

Ориентация на развитие компетенций обучаемого в процессе подготовки должна исходить из того, что в процессе образования нужно не просто "снабжать" учеников какими-то знаниями и развивать какие-то их способности и качества, а целенаправленно готовить их к практическому применению этих знаний в тех или иных жизненных обстоятельствах. Таким образом, образование содействует не просто отвлеченному развитию человека, а готовит его к успешной самореализации в обществе.

  • Эльконин Б. Д. Понятие компетентности с позиций развивающего обучения // Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию. Красноярск, 2002. С. 208.
  • Оскарссон Б. Базовые навыки как обязательный компонент высококачественного профессионального образования // Оценка качества профессионального образования: Доклад 5 / под общ. ред. В. И. Байденко, Дж. ван Зантворта. Европейский фонд подготовки кадров. Проект ДЕЛФИ. М., 2001. С. 44.
  • Там же. С. 43.

Идея компетентностного подхода появилась в ходе подготовки «Концепции модернизации российского образования до 2010 года» и в настоящее время рассматривается как симптом смены ценностных ориентиров и целей образования. Это идея открытого заказа на содержание образования . Изменения в нем граждане связывают с необходимостью освоения минимально необходимых (стандартных) требований для жизни и деятельности в различных сферах общества.

Компетентностный подход - это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Набор этих ситуаций зависит от типа (специфики) образовательного учреждения: общего или профессионального образования, начального, среднего или высшего, какого именно профессионального образования.

Компетентностный подход - это подход, при котором результаты образования признаются значимыми за пределами системы образования. Следовательно, в логике компетентностного подхода необходимо изменять единицы организации содержания образования и способы оценки эффективности процесса образования (оценка качества).

Компетентностный подход в определении целей и содержания общего образования не является совершенно новым, а тем более чуждым для российского образования. Ориентация на освоение умений, способов деятельности и, более того, обобщенных способов действия была ведущей в работах таких отечественных педагогов и психологов, как М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, В.В. Краевский, Г.П. Щедровицкий, В.В. Давыдов и их последователей.

В этом русле были разработаны отдельные учебные технологии и учебные материалы. Однако, данная ориентация не была определяющей, она практически не использовалась при построении новых учебных программ, стандартов, оценочных процедур.

Основными постулатами компетентностного подхода на сегодняшний день являются:

1. Усиление личностной направленности образования , т.е. создание ситуаций выбора, опора на интересы и потребности студентов и активизация студентов в процессе обучения, это значит, что студент должен сам искать, исследовать, строить своё знание;

2. Обучение решению социально значимых и жизненно важных задач путем освоения новых видов и способов деятельности.

3. Ориентация на саморазвитие личности . Создание условий для проявления самостоятельности и творчества студентов в решении задач, а также дать возможность увидеть свой собственный рост, свои достижения. Особое место следует уделять самоанализу, самооценке, рефлексивной деятельности студентов.

Можно выделить четыре аспекта (типа, варианта, линии, направления) реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании:


1. ключевые компетентности;

2. обобщенные предметные умения;

3. прикладные предметные умения;

4. жизненные навыки.

Первая линия направлена на формирование (становление) ключевых компетентностей (переносимые, базовые, ключевые навыки) - надпредметного характера. К этой линии относятся, например, педагогические техники и технологии формирования умений понимания текстов, обработки информации разного рода, действия в группе.

Вторая линия реализации компетентностного подхода связана с формированием обобщенных умений предметного характера. Эта линия стала актуальной в связи с настойчивым напоминанием вузу том, что ее выпускникам придется в жизни решать не те конкретные задачи, которые решают в вузе. Им придется много раз переучиваться. Надо сказать, что об этой линии, о тенденции универсализации содержания образования в отечественной педагогике говорится уже давно.

Вместе с тем трудно говорить о конкретных и системных продвижениях в этой области. В новом проекте стандартов эта линия систематически не отслеживается. А ведь поиск таких обобщенных умений - нетривиальная задача. Например, что может быть таким умением в истории: способность выделять борьбу интересов и возможные точки зрения в любом историческом событии или умение выстроить линии истории, происхождения любого социального феномена?

Третьим направлением реализации компетентностного подхода является усиление прикладного, практического (если хотите - прагматического или пользовательского) характера всего профессионального образования (в том числе и предметного обучения). Это направление возникло из простых вопросов о том, чем из результатов вузовского образования студент может воспользоваться вне вуза. Базовая мысль этого направления состоит в том, что для обеспечения "отдаленного эффекта" вузовского образования все, что изучается, должно быть приложимо, включено в процесс употребления, использования.

Пожалуй, именно в этой области велась и ведется наиболее горячая и в то же время несправедливая и поверхностная критика школы. То и дело приходится слышать (в том числе и от людей с учеными степенями) суждения о том, что тот или иной фрагмент содержания образования прагматически бесполезен. Химик говорит, что ему ни разу в жизни не пригодилось чтение Белинского , журналист - что он потерял время, изучая таблицу Менделеева . Такое направление дискуссий представляется совершенно тупиковым, поскольку в нем содержание обучения тупо сводится к учебному материалу. В таких дискуссиях как раз игнорируются отдаленные и косвенные последствия образования, а акцентируются если и не прямые школьные результаты, то очень "близкие".

Отсюда, кстати , возникают и идеи ранней специализированной подготовки, чтобы готовить школьников к конкретным вузам. Нередко они доводятся до абсурдных проектов подготовки офицеров или инженеров-металлургов с детского сада. Другим вариантом, предлагаемым сторонниками такого подхода, является резкое снижение теоретичности обучения, когда на химии изучаются не основы химии как науки, а современные средства бытовой химии: краски, репелленты, спирт. Очевидно, что в этом виде третья линия компетентностного подхода вступает в противоречие со второй. Такой вымороченный вариант прикладности можно было бы назвать пользовательским.

В этой линии - линии прикладности - содержится как минимум две мощные идеи, позволяющие существенно обогатить и модернизировать нынешнее содержание образования. Первая - идея деятельностного характера содержания образования. То есть необходимо овладевать различными способами, а не знаниями о способах.

Вторая идея линии прикладности касается адекватности (релевантности) содержания образования современным направлениям развития экономики, науки, общественной жизни

Наконец , четвертой линией реализации компетентностного подхода является обновление содержания образования для решения задачи овладения "жизненными навыками". Под этим понимается разнообразный спектр простых умений, которыми современные люди пользуются и в жизни, и на работе. Сюда относятся и занятия по подготовке к чрезвычайным ситуациям, и подготовка грамотных потребителей, и элементарная компьютерная грамотность. Для нас важно, что, как правило, освоение жизненных навыков очень трудно вписать в учебные предметы, построенные в идеологии "изучения основ наук". Освоение такой грамотности требует особых организационных форм, плохо вписывающихся в лекционно-семинарскую систему. Если не найти нетривиальных форм решения этой задачи, то нас заставят решать ее в привычной форме учебных предметов.

При всей важности и актуальности всех четырех линий реализации компетентностного подхода сегодня особый интерес представляет первая линия, касающаяся ключевых компетентностей и их становления. Этот особый интерес связан с тем, что, как справедливо заметил А.Н. Тубельский , ключевые компетентности в наибольшей степени отвечают идеям общего образования. Он связан также и с тем, что именно по поводу ключевых компетентностей существуют наибольшая невнятица и сумбур.

При планомерном и комплексном применении компетентностного подхода в системе высшего профессионального образования возможно ожидать результат, относящийся к личности компетентного специалиста: его готовность к продуктивному и самостоятельному действию в профессиональной сфере, либо при продолжении обучения, при этом эталон в принципе не задается, а обучение и проверка результата ведется на нестандартных задачах.

Трансформация принципов классической дидактики при движении от традиционной системы обучения к компетентностно-ориентированному обучению (КОО) (3):

Традиционное обучение Компетентностно-ориентированное обучение
Преподавателю следует излагать основные представления и понятия, заложенные в содержании учебного предмета и отраженные в изучаемой теме. Преподавателю следует ставить перед студентами общую (стратегическую) задачу и описывать тип и характеристики желаемого результата на перспективу. Преподаватель предоставляет информационный модуль или указывает начальные точки поиска информации. ЦЕННОСТЬ КОО - студент и преподаватель могут взаимодействовать на самом деле как равные и равноинтересные друг другу субъекты, потому что компетентность не определяется знанием и возрастом, но количеством успешных проб.
Жизненно важные идеи и понятия узнаются благодаря прямому изложению преподавателем или вопреки ему, поскольку в содержании образования они напрямую не обсуждаются, изучаются же квази-проблемы вместо жизненных проблем (в соответствии с темой, записанной в программе). Студенты вычленяют значимую для решения проблемы информацию, саму проблему уточняют по мере знакомства с информацией, как это и бывает при решении жизненных проблем, т.е. нет заранее заготовленного задания или проблемы, с примерным набором готовых решений.
Естественнонаучные предметы преподаются как целостный и законченный свод авторитетной и непротиворечивой информации, не подлежащей сомнению. Естественнонаучные предметы преподаются как система лабораторных и тестовых заданий. Проблематика истории науки преподается в широком гуматитарном контексте, как блоки исследовательских и квази-исследовательских задач.
Учебное и профессиональное познание строится на четко логической основе, оптимальной для изложения и усвоения. Учебное и профессиональное познание строится по схеме разрешения проблем.
Основная цель лабораторных работ - формирование практических манипулятивных навыков, а также способности следовать указаниям, направленным на достижение запланированных результатов. Материалы лабораторных работы побуждают студентов выдвигать идеи, альтернативные тем, которые они изучают в аудиториях. Это позволяет в ходе учебной работы сравнивать, сопоставлять и самостоятельно выбирать результаты на основе своих данных.
Изучение материала в ходе лабораторных работ и практических занятий следует точно установленным указаниям и определяется методикой, направленной на иллюстрацию изучаемых понятий и представлений. Это имитация исследования. Студенты сталкиваются с новыми явлениями, представлениями, идеями в лабораторных опытах и практических занятиях, прежде, чем они будут изучены на занятии. При этом каждый зарабатывает свою меру самостоятельности сам.
Лабораторные опыты (практические занятия, семинары) должны быть спланированы преподавателем так, чтобы правильные ответы, результаты достигались лишь теми студентами, которые четко придерживаются инструкций и рекомендаций к выполняемым заданиям. В лабораторных опытах (практических занятиях, семинарах) студентам предоставляется возможность самостоятельно планировать, пробовать, пытаться, предлагать свое исследование, определять его аспекты, предполагать возможные результаты.
Для настоящего понимания изучаемого содержания студенту следует усвоить свод связанной с этим содержанием информации фактологического характера с встроенными готовыми выводами и оценками. Студенты подвергают сомнению принятые представления, идеи, правила, включают в поиск альтернативные интерпретации, которые они самостоятельно формулируют, обосновывают и выражают в ясной форме. Работа идет как сравнение разных точек зрения и привлечения необходимых фактов.

С введением КОО возникает вопрос - как должна измениться система оценивания учебных (и не только учебных, но и научных, квази-профессиональных) достижений?

На сегодняшний день ответ может содержать лишь гипотезы, которые нуждаются в научном подтверждении и ждут своих исследователей. А именно: компетентностный подход позволит оценивать реальный отторгаемый и востребованный, а не абстрактный продукт, произведенный студентом. То есть, изменение должна претерпеть, в первую очередь, система оценивания уровня достижений студента.

Оцениваться должно умение решать проблемы, которые ставит перед ним жизнь и выбранная профессиональная деятельность. Для этого образовательный процесс должен трансформироваться таким образом, чтобы в нем появились «пространства реального действия» (11), своеобразные «инициативные учебные производства». Производимые продукты (в том числе и интеллектуальные) выполняются не только для преподавателя, а для того, чтобы конструировать и получать оценку на внутреннем (вузовском) и внешнем (общественном) рынке.

Выполнила: студентка 4 курса 402 группы КП Любимцева А. И.

Проверил: Чумаков В. И.

Волгоград 2013

Введение. 3

Компетентностный подход: сущность, принципы, взгляды, ключевые компетенции. 4

Компетентностный подход в системе образования. 8

Литература. 14

Введение

Понятие «компетентностный подход» получило распространение в начале 21 века в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования. Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим по иному определяется система методов обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют в образовании.

Модернизация образования в сторону компетентностного подхода исходит из изменений в обществе, влияющих на ситуацию в сфере образования, – ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, о которой сама школа мало что знает. «Дети, которые пришли в первый класс в 2004 г., будут продолжать свою трудовую деятельность примерно до 2060 года. Каким будет мир в середине XXI века, трудно себе представить не только школьным учителям, но и футурологам» . Поэтому школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность.

Другое изменение в обществе, которое также существенно влияет на характер социальных требований к системе образования, в том числе к школе, заключается в развитии процессов информатизации. Одно из следствий развития этих процессов – создание условий для неограниченного доступа к информации, что, в свою очередь, ведёт к полной утрате школой позиций монополиста в сфере общеобразовательных знаний.

Компетентностный подход: сущность, принципы, взгляды, ключевые компетенции

Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. К числу таких принципов относятся следующие положения:



Смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся.

Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.

Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения.

Анализ исследований позволил выявить различные взгляды на компетентностный подход. Так, Е.Я. Коган считает, что это принципиально новый подход, который требует пересмотра отношения к позиции учителя, к обучению учащихся; этот подход должен привести к глобальным изменениям от изменения сознания до изменения методической базы. А.Г. Бермус подчеркивает, что компетентностный подход рассматривается как современный коррелят множества более традиционных подходов (культурологического, научно-образовательного, дидактоцентрического, функционально-коммуникативного и др.); компетентностный подход, применительно к российской теории и практике образования, не образует собственную концепцию и логику, но предполагает опору или заимствование понятийного и методологического аппарата из уже сложившихся научных дисциплин (в том числе, лингвистики, юриспруденции, социологии и др.).

Компетентностный подход, по мнению О. Е. Лебедева, – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. К числу таких принципов относятся следующие положения:

· смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся;

· смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования;

· оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определенном этапе обучения.

Компетентностный подход не приравнивается к знаниево-ориентированному компоненту, а предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения профессиональных и ключевых функций, социальных ролей, компетенций.

Внутри компетентностного подхода выделяются два базовых понятия: компетенция (совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов) и компетентность (владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности).

К сущностным характеристикам компетентности исследователи (Л.П. Алексеева, Л.Д. Давыдов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Л.А. Петровская, Н.С. Шаблыгина и др.) относят следующие:

· компетентность выражает значение традиционной триады «знания, умения, навыки» и служит связующим звеном между ее компонентами; компетентность в широком смысле может быть определена как углубленное знание предмета или освоенное умение;

· компетентность предполагает постоянное обновление знаний, владение новой информацией для успешного решения профессиональных задач в данное время и в данных условиях;

· компетентность включает в себя как содержательный (знание), так и процессуальный (умение) компоненты.

И. А. Зимняя выделила три группы ключевых компетенций:
1. Компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения:

Компетенции здоровьесбережения: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа жизни;

Компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности бытия, жизни; ценности культуры (живопись, литература, искусство, музыка), науки; производства; истории цивилизаций, собственной страны; религии;

Компетенции интеграции: структурирование знаний, ситуативно-адекватной актуализации знаний, расширения приращения накопленных знаний;

Компетенции гражданственности: знания и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свобода и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг; знание и гордость за символы государства (герб, флаг, гимн);

Компетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и
предметной рефлексии; смысл жизни; профессиональное развитие; языковое и речевое развитие; овладение культурой родного языка, владение иностранным языком.

2. Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы:

Компетенции социального взаимодействия: с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность;

Компетенции в общении: устном, письменном, диалог, монолог, порождение и принятие текста, знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета; кросс-культурное общение; деловая переписка; делопроизводство, бизнес-язык; иноязычное общение, коммуникативные задачи, уровни воздействия на реципиента.

3. Компетенции, относящиеся к деятельности человека:
- компетенция познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации - их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследо­вание, интеллектуальная деятельность;

Компетенции деятельности: игра, учение, труд; средства и способы деятельности: планирование, проектирование,моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности;

Компетенции информационных технологий: прием, переработка, выдача информации; преобразование информации (чтение, конспектирование), массмедийные, мультимедийные технологии, компьютерная грамотность; владение электронной, интернет-технологией.

Педсовет

Тема: Компетентностный подход в современном образовании

Презентация «Компетентностный подход в образовании» (слайд № 1,2,3)

В 2007 году Мировой экономический форум опубликовал рейтинг образовательных систем 125 стран мира. Рейтинг показывает подготовленность страны к экономике будущего, общее качество системы образования, а также уровень преподавания естественных наук. России в списке передовиков нет. Основной причиной отставания нашей системы образования является неумение применять знания, полученные при изучении дисциплин. Современная педагогическая наука сформулировала это как неумение нашей школы формировать компетенции у школьников. Мы живём в новом тысячелетии – XXI век глобализации , информатизации, высоких технологий и открытого общества, когда всё стремительно обновляется и меняется. Поэтому система образования должна адекватно реагировать на изменения в обществе и новые запросы .

Главные изменения в обществе:

ускорение темпов развития общества . По прошествии каждых 10 лет 100% наших нынешних знаний будут составлять лишь 10% будущих знаний. Раз в 5 лет обновляются технологии. В результате школа должна готовить своих выпускников к жизни, о которой она сама мало что знает. Дети, которые сейчас пришли учиться в школу, будут работать вплоть до 2060 года! Каким будет тогда мир, предсказать невозможно. Поэтому школа должна готовить своих выпускников к переменам, развивая у них такие качества как мобильность, динамизм, конструктивность .

развитие процессов информатизации . Созданы условия для неограниченного доступа к информации. В результате школа не является единственным источником получения знаний. (Слайд № 4)

Важнейшим компонентом новой модели школьного образования является её ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты, т. е. компетентностный подход (слайд «№ 5)

Компетентностный подход – это совокупность:

l целей образования

l организации образовательного процесса

l оценки образовательных результатов

Компетентностный подход - подход в образовании, для которого приоритетной целью образовательного процесса является формирование компетенций. Компетентностным является то задание, которое имеет не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывает у думающего ученика безответного вопроса «А зачем мы это делаем?»


В ответ на какие вызовы возник компетентностный подход?

Первое: успешность политики в образовании должна определяться согласованием потребностей и интересов государства, общества, личности.

Компетентностный подход в образовании основывается на принципах:

    образование для жизни, успешной социализации в обществе и личностном развитии, оценивание учащимися своих образовательных результатов и совершенствование их в процессе постоянной самооценки (через портфолио), разнообразные формы организации самостоятельной, осмысленной деятельности учащихся на основе собственной мотивации и ответственности за результат, матричная система управления, делегирование полномочий, привлечение родителей, учащихся и людей из внешнего окружения к управлению ОУ и оценке его деятельности.

Главной сегодняшней задачей, по выражению одного из крупнейших теоретиков и практиков образования, американского ученого М. Ноулза, стало «производство компетентных людей – таких людей, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, и чья основная компетенция заключалась бы в умении включиться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни».

Наиболее востребованные качества и умения (слайд № 6)

    саморазвитие (способность к самообразованию) решение проблем, общение (устная и письменная коммуникация) работа с другими (сотрудничество) владение информационными технологиями адаптация на рынке труда (эффективное поведение на рынке труда, предпринимательская деятельность)

В процессе обучения должны быть созданы такие условия , которые могут мотивировать школьника стать на путь саморазвития, самосовершенствования, самореализации . Школа же на этом пути может привить лишь «вкус к учению», научить ориентироваться в мире, научить не бояться решать задачи разного характера и разной степени сложности.


3. Что такое компетенция и компетентность ?

Опираясь на проведённые ранее исследования, следует отличать синонимически используемые часто понятия «компетенция» и «компетентность», (слайд № 7)

Компетенция в переводе с латинского языка означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.

По мнению доктора педагогических наук Германа Селевко, компетенция – готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели. Под внутренними ресурсами понимаются знания, умения, навыки, надпредметные умения, компетентности (способы деятельности), психологические особенности, ценности и т. д.

Термин «компетентность» чаще используется для обозначения степени овладения индивидом компетенциями.

Что же такое компетентность? В федеральном государственном образовательном стандарте (макет 2007 года) дается следующее определение понятия.

Компетентность – новое качество субъекта деятельности, проявляющееся в способности системного применения знаний, умений, ценностных установок и позволяющее успешно разрешать различные противоречия, проблемы, практические задачи в социальном, профессиональном и личностном контексте.

Компетентность – способность человека решать профессиональные задачи и получать необходимые результаты (критерий того, что должно быть выполнено).

Компетентный – обладающий знаниями, позволяющими судить о чем-либо; знающий, сведущий в определенной области; обладающий компетенцией, правомочный.

Компетентностный подход предполагает четкую ориентацию на будущее, которая проявляется в возможности построения своего образования с учетом успешности в личностной и профессиональной деятельности . Компетенция проявляется в умении осуществлять выбор, исходя из адекватной оценки своих возможностей в конкретной ситуации, и связанна с мотивацией на непрерывное образование.

3. Составляющие элементы понятия "компетенция": (слайд № 8)

· знания - это набор фактов, требуемых для выполнения работы . Знания - более широкое понятие, чем навыки. Знания представляют интеллектуальный контекст, в котором работает человек.

· навыки - это владение средствами и методами выполнения определенной задачи . Навыки проявляются в широком диапазоне; от физической силы и сноровки до специализированного обучения. Общим для навыков является их конкретность.

· способность - врожденная предрасположенность выполнять определенную задачу. Способность также является приблизительным синонимом одаренности.

· стереотипы поведения - означает видимые формы действий, предпринимаемых для выполнения задачи. Поведение включает в себя наследованные и приобретенные реакции на ситуации, и ситуационные раздражители. Наше поведение проявляет наши ценности, этику, убеждения и реакцию на окружающий мир.

· усилия - это сознательное приложение в определенном направлении ментальных и физических ресурсов. Усилия составляют ядро рабочей этики. Любому человеку можно простить нехватку таланта или средние способности, но никогда - недостаточные усилия. Без усилий человек напоминает вагоны без локомотива, которые также полны способностей, однако безжизненно стоят на рельсах.

Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.

Компетенции по своей значимости (слайд № 9)

В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета), выстраиваются три уровня образовательных компетенций:

· ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования; определяющие компетенции, соответствующие условиям реализации, которые являются универсальными

· общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;

· предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

Не существует единого согласованного перечня ключевых компетенций. Поскольку компетенции - это, прежде всего, заказ общества к подготовке его граждан, то такой перечень во многом определяется согласованной позицией социума в определенной стране или регионе

Совет Европы определил следующие группы ключевых компетенций, которыми школа должна вооружить молодежь:

познавательная компетенция;

социальная компетенция;

коммуникативная компетенция;

информационная компетенция.

Ключевые компетенции - (слайд № 10)

    универсальны, применимы в различных жизненных ситуациях; ими должен обладать каждый член общества; · ключ к успешной жизни человека в обществе; универсальные способы социальной деятельности 4 элементарные ключевые компетенции: (слайд № 11) информационная - готовность работать с информацией; коммуникативная - готовность к общению с другими людьми, формируется на основе информационной кооперативная - готовность к сотрудничеству с другими людьми, формируется на основе двух предыдущих; проблемная - готовность к решению проблем, формируется на основе трёх предыдущих;

Ключевые компетенции отечественного образования (слайд № 12 и 13)

Для России тенденции европейского образования никогда не были безразличны. При этом не сдает позиции концепция «своего», на других непохожего, пути, сторонники которой обосновывали такое отстранение спецификой отечественных традиций. С учетом данных позиций и опираясь на проведенные исследования, определены следующие группы ключевых компетенций:

· Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

· Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

· Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

· Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т. п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись , электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

· Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе , владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

· Социально-трудовые компетенции. Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений .

· Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности .

Овладение различного рода компетенциями становится основной целью и ре­зультатами процесса обучения, управление достижением которых в учебном процессе и определяют его эффективность, т. е. качество.

Что даёт компетентностный подход учителю и ученику? (слайд № 14)

    согласовать цели обучения, поставленные педагогами, с собственными целями учащихся; подготовить учеников к сознательному и ответственному обучению в вузе и колледже; подготовить учащихся к успеху в жизни, развивающейся по непредсказуемым законам

Компетентностный подход позволяет (слайд № 15)

    повысить степень мотивации учения за счет осознания его пользы для сегодняшней и дальнейшей жизни учащихся; облегчить труд учителя за счет постепенного повышения степени самостоятельности и ответственности учащихся в учении: «учитель-рикша» должен превратиться в «учителя-вагоновожатого» () разгрузить учащихся не за счёт механического сокращения содержания, а за счёт повышения доли индивидуального самообразования; не в теории, а на практике обеспечить единство учебного и воспитательного процессов. Педагог должен уметь: (слайд № 15) успешно решать свои собственные жизненные проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность; ориентироваться в ситуации на рынке трудя, ходя бы в своём районе, и понимать, какие умения потребуются ученикам, чтобы найти себе работу в современных условиях и успешно продвигаться по лестнице профессионального успеха; видеть и понимать действительные жизненные интересы своих учеников; проявлять уважение к своим ученикам, к их суждениям и вопросам, даже если те кажутся на первый взгляд трудными и провокационными, а также к их самостоятельным пробам и ошибкам; чувствовать проблемность изучаемых ситуаций; связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся, характерами для их возраста; · закреплять знания и умения в учебной и во внеучебной практике; планировать урок с использованием всего разнообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы (групповой и индивидуальной), диалогических и проектно-исследовательских методов; (слайд №16) ставить цели и оценивать степень их достижения совместно с учащимися; · в совершенстве использовать метод «Создание ситуации успеха»; привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся, создавать новый опыт деятельности и организовывать его обсуждение без излишних затрат времени; оценивать достижения учащихся не только отметкой-баллом, но и содержательной характеристикой; оценивать учеников не только по предмету, но и в развитии тех или иных жизненно важных качеств; видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности к жизни.

Педагог должен понимать, что:

    стабильности в мире уже больше не будет, нужно быть постоянно готовым к любым неожиданностям; строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта невозможно; его главная задача – обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни своих учеников, и поэтому родители учеников – самые верные его союзники; любая человеческая деятельность обладает красотой и эффективностью, и это представление можно передать ученикам; часть функций учителя можно передать учащимся, и они справятся с этими функциями, если поймут, что это полезно и выгодно им самим; достаточно проводить хотя бы каждый десятый урок в логике компетентностного подхода, чтобы учебная мотивация учащихся резко возросла.

Педагог должен остерегаться:

    по привычке считать себя главным и единственным источником знаний для своих учеников; передавать своим ученикам свой опыт жизни и воспитывать их исходя из того, как был воспитан он сам; · представлений о том, что существуют раз и навсегда заданные способы «правильного» и «неправильного» решения житейских и профессиональных проблем; мелочных правил и инструкций;

Как надо менять? Проблемы.

Это самый трудный вопрос: как перейти от одного состояния образовательной системы к другому? Каков оптимальный путь?

Решения сверху : На современном этапе модернизации образования выдвинут лозунг: «Формирование компетентностей должно стать массовой технологией». Педагогической концепцией новых «Государственных стандартов второго поколения» в России является системно-деятельностный компетентностный подход в обучении. Именно он в итоге должен дать основные результаты обучения и воспитания в виде сформированных общих и ключевых компетенций. Поэтому овладение этим подходом должно стать насущной задачей учителя.

Новые реалии образования увеличивают сложность профессионально – педагогической деятельности. Изменения в сфере образования сопровождаются расширением профессиональных функций учителя, «репертуар» которого дополняется выполнением функций консультанта, проектировщика, исследователя и др. Учитель становится менеджером образования.

Иными словами, учитель не сможет создать условия для формирования ключевых компетенций учеников, если сам не будет компетентен в этих вопросах. Таким образом, ключевые компетенции, которые должны быть сформированы у учащихся, прежде всего должны быть у учителя.

Нет единого подхода к определению понятия «профессиональная компетентность учителя». Компетентного специалиста отличает критическое мышление, способность среди множества решений выбрать оптимальное, аргументировано опровергать ложные решения. Компетентность предполагает постоянное обновление знания, владение новой информацией для успешного решения профессиональных задач в данное время и в данных условиях. Иными словами, «компетентность – это способность к актуальному выполнению деятельности».

Таким образом, можно обозначить проблему квалификации преподавателей, их профессиональной адекватности разрабатываемому компетентностному подходу в современном образовании

Средства формирования компетенций в образовательном процессе:

    составление компетентностного содержания общего и дополнительного образования на основе модульных образовательных программ, обеспечивающих реальную интеграцию учебных дисциплин и воспитательной работы ; использование в образовательном процессе продуктивных педагогических технологий, направленных на формирование компетенций учащихся; совершенствование методической системы школы, обеспечивающей высокий уровень методической готовности педагогов к реализации компетентностного подхода в образовании