День памяти жертв фашизма классный час презентация. Классный час "день памяти жертв фашизма". Исполнение «Гимна России»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

День памяти жертв фашизма – это день памяти десятков миллионов людей, сгинувших в результате гигантского, нечеловеческого эксперимента. Это миллионы солдат, которых фашистские лидеры столкнули друг с другом, но еще больше – мирных жителей, которые погибали под бомбами, от болезней и от голода.

4 слайд

Описание слайда:

Только благодаря силе и мужеству русских воинов, защитивших нашу Родину в 40-е годы 20-го столетия, многие из нас получили право на жизнь в свободной стране. Благодаря смертям многих отцов, сыновей и мужей сегодня в России каждый имеет право на достойную и свободную жизнь. Этот праздник учрежден в честь тех, кто, не задумываясь о своей смерти, встал на защиту детей и женщин, не пустил врага на наши земли и прекратил фашистский беспредел.

5 слайд

Описание слайда:

Фашизм – явление, пагубное влияние которого ощутили многие страны. И ни одна из них не выиграла от фашистских действий. Фашизм – самая страшная идеология, ведь по ее законам человека обязуют умирать только потому, что в его венах течет не та кровь. Нацизм, переходящий в фашизм, стал настоящим адом для множества людей из разных стран мира.

6 слайд

Описание слайда:

История возникновения Международного дня памяти жертв фашизма День памяти жертв фашизма - международная дата, которая отмечается ежегодно, во второе воскресение сентября и посвящена десяткам миллионов жертв фашизма. Этот день был определён в 1962 году. Выбор пришёлся на сентябрь, так как на этот месяц приходятся две связанные со Второй мировой войной даты - день её начала (1 сентября 1939 года) и её окончания (2 сентября 1945 года). Это и стало одним из определяющих факторов установления дня траура на второе сентябрьское воскресенье.

7 слайд

Описание слайда:

Главой немецкого правительства Гитлер был назначен 30 января 1933 года. Он начал проводить свою политику, важной частью которой был антисемитизм. Антисемитизм – это отрицательное отношение к евреям, неприязнь и предубеждение к ним, которые основаны на религиозных или этнических предрассудках, является разновидностью ксенофобии. 2 августа 1934 года скончался Президент Германии - Гинденбург. После этого президентство в стране было упразднено. Гитлер получил полномочия главы государства как «Фюрер и Рейхсканцлер». Это дало ему возможность начать захват территорий других государств и развязать одну из величайших войн в истории человечества. Гитлер начал массовые преследования евреев и цыган. Они лишались гражданских прав, позднее, уже во время Второй мировой, началось их физическое истребление. В истории это явление получило название «холокост». Гитлер был намерен полностью истребить нацию евреев. В результате, было уничтожено 60 % европейских евреев и около трети еврейского населения всего мира. Кроме того, было также уничтожено около трети цыганского народа. Тотальному истреблению подвергались также последователи некоторых религиозных сект, чернокожие выходцы из Африки, проживающие в Германии, душевнобольные люди и инвалиды.

8 слайд

Описание слайда:

Концентрационные лагеря Третьего рейха Первые концлагеря были исправительно-трудовыми и располагались в самом Третьем рейхе. Их создание началось сразу после прихода нацистов к власти в 1933 г. с целью изоляции лиц, подозреваемых в оппозиции нацистскому режиму. По указу рейхспрезидента от 28 февраля 1933 года «О защите народа и государства» лица, подозреваемые во враждебности к режиму, могли подвергаться так называемому защитному аресту на неопределенный срок. Первыми узниками концлагерей стали члены КПГ и СДПГ. В июле 1933 г. число «превентивно» арестованных достигло 26 789, однако затем многие были освобождены и в конце 1937 г. число заключенных концентрационных лагерей уменьшилось до 8 тыс. После этого в концлагеря стали направлять уголовных преступников и так называемый асоциальный элемент - бродяг, пьяниц и т.п. Примерно в то же время германские евреи впервые стали подвергаться заключению в концлагеря лишь в связи со своей национальностью.

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

Концентрационные лагеря Третьего рейха Ранние концлагеря ещё не имели единой структуры и различались как с точки зрения управления, так и с точки зрения охраны. С мая 1934 г. малые концлагеря поэтапно закрывались, а заключенные переводились в крупные концлагеря. С 1934 г. концлагерями ведала Инспекция концентрационных лагерей, которая в 1942 г. вошла в состав Главного административно-хозяйственного управления СС. В 1934-39 годах Инспектором концентрационных лагерей был Теодор Эйке, который до того был комендантом лагеря Дахау, одного из первых концентрационных лагерей. Эйке в октябре 1933 г. ввёл «лагерный распорядок», который с незначительными отклонениями был введён почти во всех существовавших на тот момент лагерях и сохранился до 1939 г. Охраняли концлагеря отряды «Мёртвая голова». Вход в концлагерь Ораниенбург, 1933 г.

11 слайд

Описание слайда:

С началом войны лагерная система была расширена. Освобождения из концлагерей были отменены. Одновременно изменился и состав заключённых: кроме увеличившегося числа политических заключенных из Третьего рейха в лагерях в больших количествах оказались арестанты из оккупированных областей, в том числе советские военнопленные и люди, арестованные по приказу «Ночь и туман» (7.000 подозреваемых в участии в движении Сопротивления во Франции, Бельгии и Нидерландах, которые были вывезены в Германию и там приговорены). Во время Второй мировой войны в лагерях содержались также участники движения Сопротивления из других оккупированных стран.

12 слайд

Описание слайда:

Еврейское гетто в Варшаве. Варшавское гетто - еврейское гетто в Варшаве, созданное нацистами в период оккупации Польши. За время существования гетто его население уменьшилось с 450 тысяч до 37 тысяч человек.

13 слайд

Описание слайда:

14 слайд

Описание слайда:

Злодеяния гитлеровцев. Гатчина январь 1944 г. Казненные фашистами советские граждане.

15 слайд

Описание слайда:

Лагерь советских военнопленных. 1942 г. Количество военнопленных, попавших в плен, долгое время является предметом дискуссий, как в российской (советской), так и в немецкой историографии. Германское командование в официальных данных указывает цифру в 5 млн 270 тыс. человек. По данным Генштаба Вооружённых Сил Российской Федерации, потери пленными составили 4 млн 559 тыс. человек

16 слайд

Описание слайда:

Характерной особенностью политики геноцида и «выжженной земли» стало уничтожение населенных пунктов вместе с жителями. За годы оккупации (1941-1944гг.) гитлеровцы провели в Белоруссии более 140 крупных карательных операций. Тысячи деревень сметались с лица земли, население истреблялось, угонялось в лагеря смерти или в фашистское рабство. Карательные операции проводились службами безопасности вермахта, подразделениями СС и полиции. Особой жестокостью отличался батальон СС, возглавляемый бывшим уголовником, эсэсовцем Дирлевангером. Сожженные города и села в Белоруссии.

Сценарий Урока мужества

1 ведущий: 9 ноября мир отметил Международный день борьбы против фашизма, расизма и антисемитизма.

Этот день посвящен трагическим событиям, которые произошли в ночь с 9 на 10 ноября 1938 года (78 лет назад) на территории Германии и Австрии. Это была первая массовая акция физического насилия по отношению к евреям.

2 ведущий: За одну ночь было убито около 90 евреев, сотни евреев были ранены и покалечины, а 3,5 тысячи евреев отправили в концентрационные лагеря. Были сожжены и разгромлены синагоги, сотни жилых домов и 7,5 тысяч торговых и коммерческих предприятий. Массовый еврейский погром, получивший позднее название «Хрустальной ночи» или «Ночи разбитых витрин» положил начало Холокосту - массовому насилию в отношении еврейского народа, которое привело к гибели 6 млн. евреев.

Чтец 1: Красивое название, страшные дела:

Убила сотни жизней « Ночь из хрусталя».

Смерти отражались в осколках из витрин,

От зверства и от страха содрогнулся мир.

Не раз горячей кровью планета облилась

Осенней ночью смертная жатва началась.

Гибель тех невинных не будет прощена,

Чтоб не повторилось это никогда,

Чтоб не возродился фашизм из никуда,

Годовщину скорбную каждый должен знать,

День против фашизма наступил опять.

Чтец 2: Человек родился, он просто человек,

Русский или немец, еврей или узбек,

У каждого есть мама, каждый хочет жить,

Работать и учиться, растить детей, шутить.

Это невозможно там, где есть фашизм,

Где кто-то разжигает злобу и расизм.

Где страшно быть не тем и не таким,

Где всем знакомо слово «антисемитизм».

Пусть люди будут разными, и мирным будет свет,

Настоящих поводов для ненависти нет.

Вспомним смерть замученных в начале ноября.

Не должны мучения позабыться зря.

Ведущий 1: Прежде чем рассмотреть хронологию развития Холокоста давайте ознакомимся с понятием «ХОЛОКОСТ»

Холокост - слово из греческого языка, означающее «всесожжение», «уничтожение огнем», а также «жертвоприношение посредством огня».В современном обществе это слово обозначает политику нацистской Германии, ее союзников по преследованию и уничтожению евреев с 1933 по 1945 год. Холокост - это символ газовых камер, печей сжигающих детей, женщин стариков, это массовый расстрел невинных мирных людей...

Какие же события привели к этой трагедии? Кто в ней повинен? На эти вопросы мы попытаемся найти ответ?

Ведущий 2 : В 1933 году Адольф Гитлер Лидер национал -социалистической партии становится канцлером Германии, который строил свою компанию на обещании вернуть Германии былое величие и разобраться с теми, кого он назвал опасным расовым врагом - евреями. Однако помимо евреев преследованию и уничтожению нацистами подверглись цыгане, население Белоруссии, Польши, а также чернокожие, душевно больные и нетрудоспособные группы населения.

Ведущий 1: Холокост - унес жизни 6 миллионов евреев, 3 миллиона из которых были советскими гражданами. На оккупированных территориях входящих ныне в Российскую Федерацию, действовало 41 гетто, в которых методично истреблялось еврейское население.

Но самым страшным проявлением Холокоста стали лагеря или как их тогда называли «фабрики смерти», созданные фашистами для физического истребления людей, объявленных «недочеловеками».

Ведущий 2 : Во время Второй мировой войны немецко - фашистское руководство создало широкую сеть различного типа лагерей для содержания военнопленных (как советских, так так и граждан других государств) и насильственно угнанных в рабство граждан оккупированных стран.

Всего на территории Германии и оккупированных ею стран действовало более 14 тысяч концлагерей. За годы второй мировой войны через лагеря смерти прошли 18 миллионов человек, из них по разным подсчетам от 5 до 7 миллионов - граждане Советского Союза. Выжили чуть больше миллиона.

Ведущий 1: Бухенвальд был мужским лагерем. Выучить свой номер на немецком языке узник должен был в течении первых суток. Набор цифр заменял имя. В концлагере содержалось около 240 тысяч человек. 56 тысяч узников погибли…

Ведущий 2 : Лагерь Майданек был создан в августе - сентябре 1941 года, был поделен на 5 секций, одна из которых была женской. У лагеря было 10 филиалов. В каждую топку закладывали по шесть трупов. Крематорий работал как доменная печь, без остановки, сжигая в среднем 1400 трупов в сутки… Через концлагерь Майданек прошло более миллиона узников.

В лагере было уничтожено 360 тысяч человек.

Ведущий 1 : Концлагерь Дахау был одним из первых и главных концлагерей на территории Германии. Создан в марте 1933 года. Лагерь имел 123 филиала, через которые прошло около 250 тысяч человек из 24 стран. Из них погибло 70 тысяч.

Ведущий 2: В апреле 1940 года был организован лагерь Освенцим комплекс немецких концлагерей, располагавшийся на юге Польши, около города Освенцим. Это был огромный концлагерь, т.к. располагался рядом с железной дорогой. 1 135 000 тысяч человек стали его жертвами.

Просмотр видео

Холокост - что это за слово?

Необычного в нем ничего как будто нет.

Но, а если расшифруешь это слово

Сразу станет страшно почему-то всем.

Что же они сделали такого и за что сожгли их в лагерях?

Может быть война тому виною или время, как порой твердят.

А ведь им хотелось очень, очень поиграть, с друзьями во дворе.

И побаловаться в школе, и поесть своей завтрак на траве.

Но пришли немецкие солдаты

И отправили детишек в лагеря

Не для отдыха и развлеченья,

А для издевательства и зверств.

Но мы в памяти оставим

Имена героев навсегда.

И в глазах как слезы засверкают

Страшные кровавые слова.

Ведущий 1: Саласпилс - концентрационный лагерь на территории, оккупированной нацистами Латвии, получивший печальную известность в мире из-за содержания в нем детей. В лагере мученической смертью погибли около 3 тысяч детей до 5 лет в период с 18 мая 1942 года по 19 мая 1943 года. Тела были частично сожжены, а частью захоронены на старом гарнизонном кладбище у Саласпилса. Большинство из них подверглось выкачиванию крови для раненых немецких солдат, вследствие чего дети быстро погибали.

Ведущий 2 : Когда изможденные люди с больными, замученными детьми загонялись за тройную проволочную ограду концлагеря, для взрослых, но в особенности для беззащитных детей начиналось мучительное существование, насыщенное до предела тяжкими психическими и физическими истязаниями и издевательствами со стороны немцев и их прислужников. Несмотря на зимнюю стужу, привезенных детей голыми и босыми полкилометра гнали в барак, носивший наименование бани, где заставляли их мыться холодной водой. Затем таким же порядком детей, старший из которых не достигал еще 12 - ти летнего возраста, гнали в другой барак, в котором голыми держали на холоде по 5-6 суток. Фашисты выстраивая матерей с детьми, насильно отрывали малюток от несчастных родителей.

Ведущий 1 : Дети, начиная с грудного возраста, содержались немцами отдельно и строго изолировано. Дети в отдельном бараке находились в состоянии маленьких животных, лишенных даже примитивного ухода. Грязь, вспыхнувшие эпидемии кори, дизентерии, приводили к массовой гибели. Немецкая охрана ежедневно в больших корзинах выносили из детского барака окоченевшие детские трупики, погибшие мучительной смертью. Они сбрасывались в выгребные ямы, сжигались за оградой лагеря и частично закапывались в лесу вблизи лагеря. Массовую беспрерывную смертность детей вызывали те эксперименты, для которых в роли лабораторных животных использовались маленькие мученики Саласпилса.

Ведущий 2: Дети воины. Дети у которых украли детство… После освобождения белорусского города Лиозно в 1944 году при разборе кирпичной кладки разрушенной печи в одном из домов был найден маленький желтый конверт, прошитый нитками. В нем оказалось письмо белорусской девочки Кати Сусаниной, отданной в рабство гитлеровскому помещику.

Ученица читает письмо Кати Сусаниной (сценка)

Ведущий 1: В 1945 г. немецкий фашизм был побежден. Международный военный трибунал в Нюрнберге в октябре 1946 года назвал гитлеровские концлагеря одним из позорнейших средств террора по отношению к населению оккупированных стран, а совершенные в них преступления - преступления против человечества. Почему проблема Холокоста сегодня столь актуальна в обществе? Почему мы вспоминаем события тех лет?

Ответы детей

Ведущий 2 : Знание уроков Холокоста необходимо, прежде всего, для того, чтобы подобные зверства не повторились против какого - либо народа на Земле. А чтобы не повторились подобные события, которые уносят миллионы невинных жизней, мы должны быть терпимыми к другим людям, вне зависимости от расы, нации, вероисповедания и других отличий. В борьбе против подобных страшных процессов важно обращаться к прошлому человечества, анализировать причины, механизмы возникновения и развития нетерпимости.

Пока мы помним - мы живы. И жива память о миллионах погибших в аду Холокоста.

Говорят погибшие. Без точек.

И без запятых. Почти без слов.

Из концлагерей. Из одиночек.

Из горящих на ветру домов.

Говорят погибшие. Тетради.

Письма. Завещанья. Дневники.

На кирпичной, на шершавой глади

Росчерк торопящейся руки.

На промозглых парах железякой

На стене осколками стекла.

Струйкой крови на полу барака

Расписалась жизнь - пока была.

Говорят погибшие. Дыханье

В грудах пепла раздувает жар.

Маутхаузен. Орадур. Дахау.

Бухенвальд. Освенцим. Бабий Яр.


Краснодарский край, Северский район, станица Северская
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 44
станицы Северской МО Северский район
Методическая разработка «Урока мужества»,
подчиненного теме месяца
«Этих дней далеких позабыть нельзя...»
Классный час: «Международный день борьбы с фашизмом».

Подготовила:
Классный руководитель 5 «Б» класса
Золотухина И.И.
2016
Цель: сформировать у обучающихся представление о фашизме
Задачи: 1. Акцентировать внимание учащихся на необходимости противостояния и неприятия проявления фашизма.
2. Содействовать формированию толерантности и профилактики
межнациональной розни и нетерпимости.
3. Содействовать формированию чувства милосердия.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер или интерактивная доска.
Учитель: 9 ноября – не просто очередная дата в календаре. Это международный день борьбы против фашизма. Он связан с событиями, произошедшими 76 лет назад в нацистской Германии - «Хрустальной ночью». Что такое фашизм, «хрустальная ночь», концлагеря? Не каждый из вас может ответить сразу – разберемся вместе.
Вашему вниманию представляется ряд фотографий, связанных с фашизмом. Посмотрите и ответьте: какие чувства появляются у вас, какие чувства вызывают эти фото? (Слайд3, ученица читает стих Б. Кочеткова, слайд 4)
Фашизм возник еще задолго до начала Второй мировой войны, наступая на демократические свободы, прогрессивную культуру, науку, профсоюзы, на инакомыслие, неся ужасающие злодеяния. (Слайд 5) Фашизм – эта страшная идеология, которая превратила в ад жизни миллионов людей по всему миру. Нет такого государства, которое бы выиграло от правления нацистов. Идеология нацизма принесла крах и своим создателем, и всем тем, кто пострадал от действий ее последователей. (ученик выступает с докладом о фашистской идеологии)
Итак, кто из вас был самым внимательным? В чем же суть фашизма? (Слайд 6) Давайте посмотрим кем же были представители высших наций. (Слайд 7)
Во время войны на оккупированных Германией территориях были построены концлагеря. Эти лагеря смерти предназначались для содержания военнопленных и уничтожения тысяч людей. При этом фашисты все время работали над усовершенствованием технологий массового уничтожения людей. Над жертвами холокоста фашисты также проводили бесчеловечные медицинские эксперименты, которые часто приводили к смерти. Такое истребление продолжалось до самой капитуляции Германии. Надо сказать, что нацисты не только евреев, но также поляков, русских и других славян рассматривали как «низшую расу», которую необходимо покорить. Они хотели сделать нас рабами, а потом уничтожить. (Слайд 8,9)
В фашистских концентрационных лагерях были погублены миллионы человек разных стран. Наибольшие потери понес Советский Союз. Общие итоговые данные о гибели гражданского населения нашей страны на оккупированной территории и на принудительных работах в Германии таковы: преднамеренно истреблено 7,4 млн. человек, погибло на принудительных работах в Германии 2,2 млн. человек, погибло от преднамеренно жестоких условий оккупационного режима (голод, инфекционные болезни, отсутствие медицинской помощи) 4,1 млн. человек. Всего - 13,7 млн. человек. (Слайд 10)
А как вы думаете, ребята, а когда же начали отмечать Международный день против фашизма? Как я упомянула еще в начале нашего урока, он связан с событиями, произошедшими 76 лет назад в нацистской Германии - «Хрустальной ночью». (с докладом выступает ученица, Слайд 11)
После ужасов войны, оккупации, концлагерей никто и помыслить не мог о возможности возрождения фашизма на Земле. Но прошли годы, и в некоторых странах к власти пришли люди, открыто поддерживающие идеи национализма и фашизма. Прикрываясь любовью к своему народу, стремлением принести пользу своей стране, они устраивают марши бывших эсэсовцев на площадях, воздвигают обелиски, уничтожая при этом памятники воинам-освободителям, преследуя ветеранов Великой Отечественной войны.
Особенно страшно, что в свои ряды они втягивают молодежь, лживыми лозунгами, лживыми идеями прикрывая свои настоящие цели. За долгую историю человечества нет ни одного примера, когда идеи национализма, фашизма, принесли бы пользу народу и стране. Отказываясь от идей национализма, мы ни в коей мере не забываем о том, что мы граждане России, мы гордимся ею, помним ее историю, чтим традиции и обычаи своего народа. Но при этом наша любовь не связана с унижением, неуважением и отрицательным отношением к другим народам и их культурам. Мы должны помнить, что Россия – многонациональная страна, и в этом наша сила. Изучая историю, мы с вами еще не раз убедимся, что нам Россиянам чужды захватнические идеи.
И сейчас, я предлагаю вам так же поучаствовать в Международном дне борьбы против фашизма. Сейчас каждый из вас получит бумажного человечка- ваша задача сделать человечка представителем любой страны, расы или веры.
А теперь мы расположим каждого человечка вокруг нашего земного шара, символизируя тем самым желание противостоять идеям фашизма. К этому нас призывает кровь наших соотечественников, отданная за правое дело, за наше светлое будущее.


Приложенные файлы

Международный день памяти жертв фашизма»

Цели:
- воспитание у учащихся чувства уважения и признательности к участникам Великой Отечественной войны, бывшим малолетним узникам концлагерей;
- развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иных культур;
- совершенствование устной речи.
Задачи:
- формировать у подрастающего поколения активную жизненную позицию, патриотическое сознание;
- повышать интерес учеников к историческому прошлому страны;
-познакомить ребят с идеологией и проявлением фашизма в годы Великой Отечественной войны;
- выработать у учеников негативное отношение к идеологии фашизма.

Оформление доски : плакаты «Павшим – честь, живым – предостережение».

«Мы должны поклониться до земли нашему советскому человеку. Повсюду и везде он делал все, от него зависящее, чтобы приблизить час победы над фашизмом.» Г.К.Жуков.

Оборудование: компьютер, мультимедиа, презентация
Ход мероприятия
Слово учителя:
В 1962 году второе воскресенье каждого сентября каждого года объявлено ОНН Международным днём памяти жертв фашизма. Если бы у нас была возможность побеседовать с узниками концлагереря, как вы думаете, о чём бы они нам рассказали, о чём поведали? Какие бы вопросы мы им задали?
-Что такое концлагерь?
-Когда они появились?
-Где были созданы? С какой целью?
-Когда появился первый фашистский лагерь?
-
Что такое бараки?
- Рацион для узников концлагерей?
-Для чего фашисты использовали газовые камеры?
Слово учителя: «А теперь попытаемся сами ответить на эти вопросы. Слово нашим историкам».
Сообщение учащегося с презентацией
Концлагеря - это места заключения больших масс людей, помещенных туда по политическим, социальным, расовым, религиозным и иным признакам. Широкое распространение они получили в годы Второй мировой войны и были расположены, как в самой фашистской Германии, так и на оккупированных ею территориях.
(Слайд 1) Начиная с 1933 года в нацистской Германии появляются концентрационные лагеря, "лагеря смерти", "фабрики смерти".

(Слайд 2) Во время 2-й мировой войны лагеря были созданы и на территории Восточной Европы, в основном в Польше, а также на территории стран Балтии, Белоруссии, на других оккупированных территориях. Лагеря создавались для массового уничтожения европейских евреев, а в дальнейшем и других, как считал Гитлер,"неполноценных"народов.
(Слайд 3) Первый фашистский концентрационный лагерь - Дахау. Надежная система охраны не оставила ни единого шанса заключенным. Сбежать было практически невозможно.

(Слайд 4)Бараки - незамысловатые 3-ярусные кровати. За не идеально застеленную кровать (за небольшую складку) можно было попасть в одиночку, ну или как минимум быть избитым.

(Слайд 5)Вход в "душевую" Brausebad - известный обман, специально придуманный "гуманными" фашистами, во избежание страха и паники перед смертью. Их приглашали помыться в специальную камеру, а что было дальше, страшно представить…

(Слайд 6- 7) Модель газовой камеры, или "душевой"(была построена к концу войны, опять же всвязи с нехваткой мест. Сверху, как и обещано в название "brausebad", душевые головки - из которых никогда не вытекала вода... Очень трудно описать словами те чувства, когда заходишь в это помещение.

(Слайд 8) Людей в газовые камеры вели голыми, их одежда предназначалась тем, кто мог еще работать. Одежда смертников пропитывалась дезинфекционным газом и отдавалась "новичкам".

Рационом для узников концлагерей была баланда из замерзшего картофеля и ломоть хлеба на весь день, а работать приходилось 12-14 часов в сутки. Большинство узников умирало от истощения.

Чтение наизусть
Он ходит, сторожа мою тюрьму.
Две буквы "Э" блестят на рукавах.
Мне в сердце словно забивает гвоздь
Его тяжёлый равномерный шаг
Под этим взглядом стихло всё вокруг -
Зрачки не упускают ничего.
Земля как будто охает под ним,
И солнце отвернулось от него.
Он вечно тут, пугающий урод,
Подручный смерти, варварства наймит,
Охранник рабства ходит у ворот,
Решётки и засовы сторожит.
Предсмертный вздох людской - его еда,
Захочет пить - он кровь и слёзы пьёт,
Сердца несчастных узников клюёт,-
Стервятник только этим и живёт.
Когда бы знала, сколько человек
Погибло в грязных лапах палача,
Земля не подняла б его вовек,
Лишило солнце своего луча. ("Тюремный страж" М.Джалиль)

(Слайд 9).

Особой жестокостью к узникам отмечался лагерь "Бухенвальд", его называли лагерем смерти.

Звучит песня Муслима Магомаева «Бухенвальдский набат».
Сообщение ученицы

Саласпилс – лагерь близ Риги. В нём содержались советские военнопленные , а также евреи из Чехии , Австрии и Германии . Находился в 18 километрах от Риги с октября 1941 года до конца лета 1944 года .Наиболее печальную известность этот лагерь получил из-за отдельного содержания детей , которых затем стали использовать для отбора крови для раненых немецких солдат, вследствие чего дети быстро погибали. Это не был лагерь уничтожения, такой как Майданек или Освенцим , с газовыми камерами для одновременного убийства большого числа человек, и крематориями для сжигания трупов . Но в него люди посылались только с одной целью - чтобы они умирали мучительной смертью. По свидетельским показаниям, в лагере было уничтожено более 100 000 человек.

Данными экспертизы и свидетельскими показаниями констатируются факты следующих способов истребления людей:

  • Нанесение смертельных травм тупыми твёрдыми предметами;
  • Голод , который в короткий срок вызывал истощение и приводил к смерти . Наряду с этим, немало жизней унесли инфекционные заболевания ;
  • Отравление больных детей и взрослых мышьяком
  • Впрыскивание различных веществ (в основном - детям);
  • Проведение операции без обезболивания (в том числе по ампутации конечностей)
  • Частое выкачивание крови вплоть до наступления смерти (только детей);
  • Применение огнестрельного оружия и массовые расстрелы ;
  • Пытки ;
  • Смерть от рваных ран, нанесённых собаками охраны, которая натравливала их на узников
  • Тяжёлый изнуряющий бесполезный труд (перенос земли с места на место), сопровождаемый избиениями
  • Тяжёлый физический труд, дополнительно сопровождаемый взятием крови (каждый раз до состояния обморока);
  • Казнь через повешение ; Смерть в душегубках - специальных газовых камерах, установленных в автомашинах (« Газенвагенах »);
  • Закапывание заживо в землю (показания узников, что подтверждается заключением судебно-медицинских экспертов от 12 декабря 1944 года );
  • Убийство путём раздробления голов прикладами - способ, прямо предписанный инструкцией по лагерю для убийства детей «в целях экономии боеприпасов».

…Когда изможденные люди с больными, замученными детьми загонялись за тройную проволочную ограду концентрационного лагеря, для взрослых, но в особенности для беззащитных детей начиналось мучительное существование, насыщенное до предела тяжкими психическими и физическими истязаниями и издевательствами со стороны немцев и их прислужников. Несмотря на зимнюю стужу, привезённых детей голыми и босыми полкилометра гнали в барак, носивший наименование бани, где заставляли их мыться холодной водой. Затем таким же порядком детей, старший из которых не достигал ещё 12-ти-летнего возраста, гнали в другой барак, в котором голыми держали их на холоде по 5–6 суток. Выжившие после этой процедуры заболевшие дети (как и все больные заключенные) могли быть подвергнуты отравлению (мышьяком).

Страшный час для детей и матерей в лагере наступает тогда, когда фашисты, выстроив матерей с детьми посреди лагеря, насильно отрывают малюток от несчастных матерей…

Ребёнку, ослабевшему и не способному давать кровь, чтобы не прерывался зловещий, но остродефицитный конвейер крови, - под видом каши предлагали ложку отравы…

Чтение наизусть
…И прозрачны, трепетны и тонки,
Как весной картофеля ростки,
Забелели детские ручонки,
Детские возникли хохолки.
Закричали рты, - и в каждом слове,
В шелесте срывающихся фраз
Слышалось: «Верните кровь нам. Крови,
Той, что доктор выкачал из нас!..»
Доктор, и заботливый, и ловкий,
За троих работать успевал:
Шприц вонзая, гладил по головке,
Слабым - кашу ложечкой давал.
Шли в барак отведавшие кашки,
И потом на глиняном полу
Янисы, Володьки и Наташки
Умирали, скорчившись в углу.
И опять, огромны и бездонны,
В лагерь приходя порожняком,
Отъезжали, булькая, бидоны
С кровью детской, будто с молоком.
Спецкорабль отчаливал от пирса,
Самолёт гружёный вылетал…
Детские могилы Саласпилса,
Сколько вас? Никто не сосчитал.
Встану молча - будто к изголовью,
Чувствуя с жестокой простотой:
Кровь детей не смоешь даже кровью,
Даже карой, страшной и святой!

Видеоролик «Мы помним. Саласпилс. Детский концентрационный лагерь».


Всего на территории Германии и оккупированных ею стран действовало более 14000 концлагерей. За годы второй мировой войны через лагеря смерти прошли 18 миллионов человек, из них более 5 миллионов - граждане Советского Союза.

Ежегодно 11 апреля отмечается Международный день освобождения узников фашистских концлагерей. Это День скорби по тем 12 миллионам человек, которые были там уничтожены. Это памятная дата отмечается по решению ООН 11 апреля, потому что именно в этот день узники фашистского концлагеря Бухенвальд, узнав о приближении союзных войск, подняли в лагере вооруженное восстание. Они захватили лагерь, перебив охрану, и тем самым спасли себя от уничтожения, которое готовили им гитлеровские власти. 19 апреля 1945 года на траурном митинге в честь погибших во время восстания бывшие заключенные концлагеря Бухенвальд поклялись продолжать беспощадную борьбу с фашизмом. В апреле 1945 года войсками союзников, кроме лагерей Бухенвальд и Дора, были освобождены узники лагеря Заксенхаузен (22 апреля), Дахау (29 апреля) и Равенсбрюк (30 апреля). С той поры 11 апреля во всем мире отмечают как Международный День освобождения узников фашистских лагерей. Светлый праздник сегодня и такой "кроваво-красный" в далеком 1945 году.


Сколько жить доведётся на свете
Бывшим узникам концлагерей -
Не забыть им ни фабрики смерти,
Ни фашистов, что злее зверей!


Аушвиц, Бухенвальд и Освенцим,
Маутхаузен в том же ряду...
Кто попал в лапы дьявола, к немцам,-
Побывал, прямо скажем, в аду.

Вся Земля содрогалась от горя,
Не щадило зверьё и детей!
Пасть чудовищная - крематорий
Что ни день, пожирала людей.

И душа леденела от страха,
Ужас гетто вовек не избыть!
Сколько брошено жизней на плаху!
Разве ж можно такое забыть?!

Видеоролик «Вечная память жертвам концлагерей».
Заключительное слово учителя

После ужасов войны, оккупации, концлагерей никто и помыслить не мог о том, что фашизм может вновь возродиться на Земле. Но прошли годы, и в некоторых странах к власти пришли люди, которые открыто поддерживают идеи фашизма. Прикрываясь любовью к своему народу, стремлением принести пользу своей стране, они устраивают марши бывших эсэсовцев на площадях, воздвигают обелиски, уничтожая при этом памятники воинам-освободителям, преследуя ветеранов Великой Отечественной войны. И мы с вами сегодня должны уметь противостоять идеям фашизма, национализма. К этому нас призывает кровь наших соотечественников, отданная за правое дело, за наше светлое будущее.

Минута молчания.


Краснодарский край, Северский район, станица Северская

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 44

станицы Северской МО Северский район

Методическая разработка «Урока мужества»,

подчиненного теме месяца

«Этих дней далеких позабыть нельзя...»

Классный час: « Международный день борьбы с фашизмом ».

Подготовила:

Классный руководитель 5 «Б» класса

Золотухина И.И .

2016

Цель: сформировать у обучающихся представление о фашизме

Задачи: 1. Акцентировать внимание учащихся на необходимости противостояния и неприятия проявления фашизма.

2. Содействовать формированию толерантности и профилактики

межнациональной розни и нетерпимости.

3. Содействовать формированию чувства милосердия.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер или интерактивная доска.

Учитель: 9 ноября – не просто очередная дата в календаре. Это международный день борьбы против фашизма. Он связан с событиями, произошедшими 76 лет назад в нацистской Германии - «Хрустальной ночью». Что такое фашизм, «хрустальная ночь», концлагеря? Не каждый из вас может ответить сразу – разберемся вместе.

Вашему вниманию представляется ряд фотографий, связанных с фашизмом. Посмотрите и ответьте: какие чувства появляются у вас, какие чувства вызывают эти фото? ( Слайд3, ученица читает стих Б. Кочеткова, слайд 4 )

Фашизм возник еще задолго до начала Второй мировой войны, наступая на демократические свободы, прогрессивную культуру, науку, профсоюзы, на инакомыслие, неся ужасающие злодеяния. (Слайд 5) Фашизм – эта страшная идеология, которая превратила в ад жизни миллионов людей по всему миру. Нет такого государства, которое бы выиграло от правления нацистов. Идеология нацизма принесла крах и своим создателем, и всем тем, кто пострадал от действий ее последователей. (ученик выступает с докладом о фашистской идеологии )

Итак, кто из вас был самым внимательным? В чем же суть фашизма? (Слайд 6) Давайте посмотрим кем же были представители высших наций. (Слайд 7)

Во время войны на оккупированных Германией территориях были построены концлагеря. Эти лагеря смерти предназначались для содержания военнопленных и уничтожения тысяч людей. При этом фашисты все время работали над усовершенствованием технологий массового уничтожения людей. Над жертвами холокоста фашисты также проводили бесчеловечные медицинские эксперименты, которые часто приводили к смерти. Такое истребление продолжалось до самой капитуляции Германии. Надо сказать, что нацисты не только евреев, но также поляков, русских и других славян рассматривали как «низшую расу», которую необходимо покорить. Они хотели сделать нас рабами, а потом уничтожить. (Слайд 8,9)

В фашистских концентрационных лагерях были погублены миллионы человек разных стран. Наибольшие потери понес Советский Союз. Общие итоговые данные о гибели гражданского населения нашей страны на оккупированной территории и на принудительных работах в Германии таковы: преднамеренно истреблено 7,4 млн. человек, погибло на принудительных работах в Германии 2,2 млн. человек, погибло от преднамеренно жестоких условий оккупационного режима (голод, инфекционные болезни, отсутствие медицинской помощи) 4,1 млн. человек. Всего - 13,7 млн. человек. (Слайд 10)

А как вы думаете, ребята, а когда же начали отмечать Международный день против фашизма? Как я упомянула еще в начале нашего урока, он связан с событиями, произошедшими 76 лет назад в нацистской Германии - «Хрустальной ночью». (с докладом выступает ученица, Слайд 11)

После ужасов войны, оккупации, концлагерей никто и помыслить не мог о возможности возрождения фашизма на Земле. Но прошли годы, и в некоторых странах к власти пришли люди, открыто поддерживающие идеи национализма и фашизма. Прикрываясь любовью к своему народу, стремлением принести пользу своей стране, они устраивают марши бывших эсэсовцев на площадях, воздвигают обелиски, уничтожая при этом памятники воинам-освободителям, преследуя ветеранов Великой Отечественной войны.

Особенно страшно, что в свои ряды они втягивают молодежь, лживыми лозунгами, лживыми идеями прикрывая свои настоящие цели. За долгую историю человечества нет ни одного примера, когда идеи национализма, фашизма, принесли бы пользу народу и стране. Отказываясь от идей национализма, мы ни в коей мере не забываем о том, что мы граждане России, мы гордимся ею, помним ее историю, чтим традиции и обычаи своего народа. Но при этом наша любовь не связана с унижением, неуважением и отрицательным отношением к другим народам и их культурам. Мы должны помнить, что Россия – многонациональная страна, и в этом наша сила. Изучая историю, мы с вами еще не раз убедимся, что нам Россиянам чужды захватнические идеи.

И сейчас, я предлагаю вам так же поучаствовать в Международном дне борьбы против фашизма. Сейчас каждый из вас получит бумажного человечка- ваша задача сделать человечка представителем любой страны, расы или веры.

А теперь мы расположим каждого человечка вокруг нашего земного шара, символизируя тем самым желание противостоять идеям фашизма. К этому нас призывает кровь наших соотечественников, отданная за правое дело, за наше светлое будущее.