Дмитрий мережковский интересные факты биографии. Личная жизнь. Союз с З. Гиппиус. Мировоззрение и философия Мережковского

Мережковский Дмитрий Сергеевич (2(14) августа 1865 - 9 декабря 1941)- один из представителей русской литературы XX века, гонимый некогда советской властью. Лишь в конце XX века изучение творчества и значения Мережковского для русской литературы стало переосмысливаться.

Предок Мережковских - Федор Мережка - войсковой старшина, служивший на Украине. Дед Мережковского участвовал в войне 1812 года.

Маленький Дмитрий родился в 1866 году в городе Санкт-Петербург в многодетной семье крупного чиновника, действительного тайного советника, Сергея Ивановича Мережковского, служившего во дворце. В некоторых источниках указано, что Мережовский родился в семье мелкого чиновника - это неверная информация, так как действительный тайный советник - это гражданский чин II класса в Табели о рангах. Действительные тайные советники занимали самые высокие государственные должности.

Интерес к поэзии Дмитрий проявил в 13 лет, начав писать стихотворения, правда стихи Мережковского в тот момент были далеки от совершенства. Знаменательна встреча Мережковского и Федора Достоевского. Тогда Дмитрию было всего пятнадцать лет. Достоевский ознакомился со стихами Мережковского и вынес свой неутешительный вердикт: "Чтобы хорошо писать, - страдать надо, страдать!". Действительно, не имея душевных терзаний, неразрешимых вопросов, метаний мысли нельзя написать произведение находящее отклик в сердцах читателей. В тот же день Мережковский встретил Надсона, творчество которого Дмитрий находил очень интересным - Мережковский даже подражал Надсону в своих первых стихах.

Как поэт Мережковский состоялся в 1888 году, когда был опубликован его первый сборник стихов, названный просто "Стихотворения". Несмотря на то, что здесь Мережковский многое берет у Надсона, Брюсов отмечает особенность творчества Дмитрия Сергеевича, Мережковский обращается к теме радости и силы, тогда как последователи Надсона творили больше в минорных нотах.

В 1884 году Мережковский поступает на историко-филологический факультет Московского и Петербургского университета, где сразу же проявляет интерес к философии. Здесь же происходит знакомство с Короленко, Гаршиным и Успенским, от которых Мережковский перенял осмысление проблем государства и общества с позиций народничества. После знакомства со стихотворениями Владимира Соловьева, Мережковский обращается к символизму.

В 1889 году в жизни Мережковского происходит знаковое событие - он женится на Зинаиде Гиппиус. В дальнейшем Гиппиус оказывает серьезное влияние на творчество Дмитрия Сергеевича, становясь его музой.

В конце 1880-х и в 1890-е годы Мережковские отправляются в тур по Европе. Дмитрий Сергеевич и его супруга изучают европейскую культуру. Здесь Мережковский выступает в качестве литературного переводчика - он переводит античные трагедии с латинского и греческого языков, пишет критику, его труды публикуются в "Труде", "Русском обозрении" и "Северном вестнике".

В 1892 году выходит сборник стихов Мережковского "Символы". Именно этот сборник дал название литературному направлению - символизму. В том же году Мережковский выступает с речью, в которой он объясняет чем, должен стать символизм в русской литературе. Спустя четыре года в 1896 году выходит следующий сборник стихотворений Мережковского "Новые стихотворения".

1899 год стал для Дмитрия Сергеевича Мережковского поворотным - он обращается к религиозным вопросам, много беседует на тему христианства и церкви, а спустя два года, в 1901 году Зинаида Гиппиус подала Мережковскому идею создания философско-религиозного кружка, в котором интеллигенция могла бы обсуждать насущные вопросы религии, церкви и русской культуры. Идея получила свое развитие и собрания имели место быть до 1903 года. К.П. Победоносцев на посту обер-прокурора Священного Синода одобрил такие собрания, однако за критику официальной церкви собрания им же были запрещены.

В процессе литературного труда Мережковский много обращается к исторической прозе, пишет трилогию "Христос и антихрист" о борьбе христианского и языческого начал в человеке, призывает к принятию нового христианства (Третий Завет), однако его идеи не находят поддержки у представителей церкви. В 1896 году публикуется первая часть трилогии "Смерть богов. Юлиан Отступник". Вторая часть "Воскресшие боги. Леонардо да Винчи" публикуется в 1901 году. Последняя часть трилогии "Антихрист. Петр и Алексей" увидела свет в 1905 году.

В 1909 году был опубликован четвертый сборник стихов Мережковского под названием "Собрание стихов". В этом сборнике было немного новых стихотворений, основную часть составляло содержание трех предыдущих сборников. Интерес этого сборника еще и в том, что автор составил его исходя из своих новых взглядов.

Особенность Мережковского как поэта состоит в том, что он в своих стихотворениях всегда абстрагировался от своего "я", он выражал те чувства и настроения, которые на его взгляд должны были у масс, тогда как многие поэты выражали именно свою точку зрения, выступая в стихотворениях от своего имени.

Весной 1906 года Дмитрий Сергеевич Мережковский с супругой отправляется во Францию. Там, в Париже, они проживут до 1908 года. Именно там выходит в свет совместный с женой и Д.Философовым труд "Le Tsar et la Revolution" (Царь и Революция), там же Мережковский начинает работу над "Царство Зверя" - трилогия на тему русской истории XVIII - XIX веков. В 1908 году публикуется первая часть этой трилогии - "Павел I", за которую Дмитрий Сергеевич Мережковский получил судебное разбирательство. Вторая часть трилогии - "Александр I" публикуется спустя пять лет в 1913 году. Завершает трилогию "14 декабря" также спустя пять лет в 1918 году. В начале XX века творчество Мережковского популярно в Европе - его труды переводят на многие языки, издаются многотомные собрания сочинений, однако в России произведения Мережковского не получили широкого распространения по причине жесточайшей цензуры, так как поэт выступает против самодержавия и официальной церкви.

Революцию 1917 года Мережковский с супругой встретили в России. Поэт не понял смысл и назначение революции, не осознал всю силу и возможность духовного возрождения России, Большевизм в его глазах - это болезнь - прожив два года в Советском государстве, Мережковский решает бежать за рубеж, услышав о поражении Колчака и Деникина. Надежды поэта на свержения советской власти не оправдались. В 1919 году Мережковский добивается разрешения на чтение лекций в рядах Красной армии. Под этим предлогом он с женой подбирается совсем близко к границе с оккупированными Польшей территориями и бежит. На территории Польши Мережковский ведет активную политическую деятельность направленную против большевизма, однако после подписания перемирия между Россией и Польшей, Мережковский вынужден переехать в Париж.

В 1927 году при активном участии Мережковского создается религиозно-философский кружок "Зеленая лампа", который играл весомую роль в жизни русской эмиграции. В том же году Мережковские издают журнал "Новый курс", однако через год они вынуждены были прекратить его издание.

В 1931 году Мережковского номинируют на Нобелевскую премию, однако ее получает Иван Бунин. После нападения Гитлера на Советский союз, Мережковский ошибочно выступает на стороне Гитлера. Режим фашистов ему кажется более приемлемым, чем советский. Ненависть к советской власти была нестерпимой. От Мережковского отворачиваются многие представители эмиграции - поддержку Гитлера ему не могли простить.

* Многие факты, указанные в этой биографии не проверены. Если у вас есть корректировки - пожалуйста свяжитесь с нами из раздела "

Мережковский, Дмитрий Сергеевич – писатель (14.8 1865, Санкт-Петербург – 9.12.1941, Париж). Родился в семье мелкого дворцового чиновника из украинского дворянского рода. В 1884-89 учился на историко-филологических факультетах Московского и Санкт-Петербургского университетов.

Первое стихотворение Мережковского было напечатано в 1881, сборники стихов выходили в 1888-1904. В 1889 Мережковский женился на Зинаиде Гиппиус . В 1890-е годы он переводил греческие трагедии, ездил в Грецию. Начатое им обширное религиозно-философское произведение в форме романа в 1896-1905 превратилось в роман-трилогию Христос и Антихрист. Широкое признание получили его сборник статей Вечные спутники (1896) и обширное исследование Толстой и Достоевский (1901). Вторая часть романа-трилогии – Воскресшие боги. Леонардо да Винчи (1901) принесла ему писательскую известность в Западной Европе.

Дмитрий Сергеевич Мережковский, фото 1890-1900

В 1905-12 Мережковский жил в Париже, его произведения по-прежнему печатались в России. Выходили его собрания сочинений: в 1911-13 – 17-томное, в 1914 – 24-томное.

Имя: Дмитрий Мережковский (Dmitry Merezhkovsky)

Возраст: 76 лет

Деятельность: писатель, поэт, критик, переводчик, историк

Семейное положение: был женат

Дмитрий Мережковский: биография

Произведения представителя Серебряного века Дмитрия Мережковского крайне сложны для понимания и восприятия. Современному читателю этот писатель знаком как создатель журнала «Новый путь» и автор ряда религиозно-философских собраний сочинений. Помимо прочего этот мужчина вместе с дьяволицей с русалочьими глазами, поэтессой Зинаидой Гиппиус, являлся владельцем крупного петербургского литературного салона, на вечерах которого свои первые пробы пера демонстрировали классики , и .

Детство и юность

Дмитрий Сергеевич Мережковский родился 2 августа 1865 в столице Франции – Париже. Отец писателя Сергей Иванович был чиновником, а мать Варвара Васильевна вела домашнее хозяйство и занималась воспитанием детей. Известно, что в семье Мережковских было шестеро сыновей и три дочери. Дмитрий был самым младшим и поддерживал тесные отношения только с братом Константином, который впоследствии стал биологом.


Обстановка в доме Мережковских была простая: стол никогда не ломился от яств, так как глава семейства таким образом заранее отучал детей от распространенных пороков - мотовства и стремления к роскоши. Уезжая в служебные поездки, родители оставляли детей на попечении немки-экономки и старой няни, которая перед сном рассказывала Дмитрию сказки, основанные на житие святых.

В дальнейшем биографы пришли к выводу, что рассказы няни стали причиной фанатичной религиозности, в раннем детстве проявившейся в характере создателя стихотворения «Дети ночи». Также на духовное становление поэта оказало влияние и то, что писатель с юных лет сроднился с чувством одиночества, которое впоследствии находило отражение в его книгах и стихах.


В 1876 году Дмитрий поступил в Третью классическую гимназию Петербурга. Мережковский-старший, интересовавшийся прозой и поэзией, первым оценил успехи наследника на поприще стихосложения. В 1880 году отец, воспользовавшись знакомством с графиней Софьей Андреевной Толстой, вдовой поэта Алексея Константиновича Толстого, привел сына в дом к , чтобы он оценил литературный талант отпрыска.

Позже в «Автобиографической заметке» Дмитрий Сергеевич напишет, что во время прочтения работ сильно волновался. Достоевский же, дослушав юного литератора до конца, заявил, что материал крайне сырой и слабый, а чтобы писать шедевры, необходимо пройти через все круги ада и узнать, что такое страдание и непонимание.


В 1884 году Дмитрий стал студентом историко-филологического факультета Петербургского университета. Здесь будущий писатель увлекся философией позитивизма, а также проявил интерес к французской литературе. В 1888 году Мережковский защитил дипломное сочинение о философе эпохи Возрождения - Монтене, окончил университет и решил посвятить себя исключительно литературному труду.

Литература

Литературный дебют Мережковского состоялся в 1880 году в журнале «Живописное обозрение». Тогда в издании были опубликованы стихотворения «Тучка» и «Осенняя мелодия». В 1888 году в Петербурге вышла первая книга Мережковского «Стихотворения (1883-1887)», в 1892 – сборник «Символы (Песни и поэмы)» и в 1893 – брошюра «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы».


1899 год стал для Дмитрия Сергеевича поворотным. Писатель в трудах все чаще обращался к религиозным вопросам, а спустя два года, в 1901 году, Зинаида Гиппиус подала Мережковскому идею создания философско-религиозного кружка, в котором интеллигенция могла бы обсуждать насущные вопросы.

Популярность к Дмитрию пришла с его первой романной трилогией «Христос и Антихрист»: «Смерть богов. Юлиан Отступник», «Воскресшие боги (Леонардо да Винчи)» и «Антихрист Петр и Алексей».

Весной 1906 года Дмитрий Сергеевич с супругой отправился во Францию. Именно там вышел в свет совместный с женой и Дмитрием Философовым труд «Царь и Революция». В Париже поэт также начал работу над трилогией на тему русской истории XVIII-XIX веков «Царство Зверя».

В 1908 году публикуется первая часть этой трилогии – « », за которую писателя чуть не посадили в тюрьму, вторая часть « » выходит в свет спустя пять лет в 1913 году, а третья «14 декабря» - в 1918-ом.


Полное собрание сочинений Дмитрия Мережковского

В 1909 году библиография поэта пополнилась четвертым сборником стихов под названием «Собрание стихов», а в 1915 году был опубликован сборник «Было и будет: Дневник 1910-1914» и литературное исследование «Две тайны русской поэзии: и ».

Самые популярные произведения Дмитрия Мережковского 20-30-х годов: «Рождение Богов» (второе название «Сумерки Богов»), «Мессия», « », «Тайна Запада: Атлантида-Европа», «Иисус Неизвестный», «Павел и Августин», «Франциск Ассизский» и « ».

Личная жизнь

Первым серьезным амурным увлечением Мережковского была дочь издательницы «Северного Вестника». Летом 1885 года писатель даже совершил путешествие с семьей избранницы по Франции и Швейцарии, однако этот любовный роман так ни к чему и не привел.

В январе 1889 года Мережковский вступил в брак с , будущей поэтессой и писательницей, которая стала на всю жизнь его ближайшим другом, идейным спутником и соучастницей духовных и творческих исканий. Союз Мережковского и Гиппиус - самый известный творческий тандем в истории русской культуры «серебряного века».


Современники отмечали, что влюбленные, являясь полной противоположностью друг друга, были неотделимы друг от друга. Достоверно известно, после знакомства молодые люди стали ежедневно встречаться в парках, причем встречи эти происходили строго инкогнито. Каждый беззаботно начинавшийся разговор Зинаиды и Дмитрия выливался в жаркую полемику, которая только доказывала их мистическое родство душ.

Гиппиус еще до знакомства с Дмитрием часто предлагали выйти замуж, но свободолюбивая барышня всегда отвечала отказом. С Мережковским все было иначе. У писателей не было этих глупых объяснений в любви, которые дьяволица на дух не переносила, и в один из дней они решили без лишней помпезности узаконить отношения, начав жить вместе.

8 января 1889 года в Тифлисе состоялась церемония венчания. День свадьбы пара никак не отмечала. По возвращении домой каждый из них ушел в работу: Мережковский – в прозу, а Гиппиус – в поэзию. Много позже в мемуарах поэтесса призналась, что для нее это все было настолько несущественно, что на утро следующего дня она уже и не помнила, что вышла замуж.


Достоверно известно, что интимных отношений между супругами не было. Златокудрую особу в принципе не интересовали плотские утехи, а Мережковский, зная о нраве жены, принимал ее со всеми плюсами и минусами. Зинаиде часто приписывали романы на стороне, но и Мережковский не отставал от супруги. Именно реакция Гиппиус на увлечения мужа вызывала ссоры, которыми омрачался этот союз.

Самый большой скандал в семье вызвали отношения Мережковского с Еленой Образцовой - давней поклонницей писателя. В начале апреля 1901 года барышня приехала в Петербург, и поэт неожиданно закрутил с почитательницей его творчества интрижку. В конце июля 1902-го Образцова прибыла к супругам вновь: формально - чтобы предложить материальную помощь журналу «Новый путь», в действительности - по причинам романтическим. В конечном итоге Гиппиус со скандалом выставила любовницу из дома.


В 1905 году семья Мережковских сблизились с публицистом Дмитрием Философовым. Литераторы вместе творили и вместе жили. В глазах общества «тройственный союз» писателей был верхом неприличия. Люди осуждали Дмитрия, говоря, что таким поведением супруга опозорила в первую очередь его.

Поборники морали забывали, что с Дмитрием Философовым у поэтессы не могло быть никаких порочных отношений хоты бы потому, что публицист был нетрадиционной сексуальной ориентации, и от одной только мысли о физическом контакте с женщиной его «выворачивало наизнанку».

В итоге супруги предоставили друг другу полную романтическую свободу, принеся ей в жертву чувственную сторону брака. До самого конца совместного жизненного пути Дмитрий и Зинаида ощущали полное духовное и интеллектуальное единение, но о любви между ними речи уже не шло, поэтому Гиппиус и Мережковский постоянно искали новых эмоций на стороне.

Смерть

Мережковский скоропостижно скончался 9 декабря 1941 года от кровоизлияния в мозг. Через три дня состоялось отпевание поэта в православном храме Святого . Похоронили создателя стихотворения «Бог» на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.


Известно, что на траурной церемонии присутствовало только пара человек, а могильный памятник поставили на средства, собранные французскими издателями.

Библиография

  • 1895 - «Рыцарь за прялкой»
  • 1895 - «Святой Сатир»
  • 1895 - «Из Анатоля Франса»
  • 1895 - «Смерть богов. Юлиан Отступник»
  • 1896 - «Любовь сильнее смерти»
  • 1896 - «Наука любви»
  • 1897 - «Железное кольцо»
  • 1897 - «Превращение»
  • 1897 - «Флорентийская новелла XV века»
  • 1901 - «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи»
  • 1904-1905 - «Антихрист. Петр и Алексей»
  • 1908 - «Павел I»
  • 1911-1913 - «Александр I»
  • 1918 - «14 декабря»

(1866-1941) русский прозаик, поэт, критик, переводчик

Долгое время имя Дмитрия Сергеевича Мережковского было мало знакомо российскому читателю, несмотря на то, что он написал несколько больших романов, множество стихов и критических статей. Впрочем, в этом нет ничего странного. Мережковского в основном волновали нравственно-религиозные проблемы, которые советская власть признавала несерьезными.

Нельзя, однако, сказать, что произведения Дмитрия Мережковского пользовались особой популярностью и раньше. Они в основном рассчитаны на образованного читателя, который способен понять их сложную символику. Немало претензий вызывала в литературных кругах и сама личность Мережковского. Многие писатели относились к нему весьма критически.

Может быть, причина таких прохладных отношений состояла в том, что Дмитрий Мережковский и сам не особенно стремился сближаться с людьми. Очевидно, его особое положение в литературе объяснялось глубоким личным одиночеством, преследовавшим писателя с раннего детства до самой смерти.

Но замкнутость и внешняя отчужденность Мережковского ни в коей мере не умаляют его необыкновенного таланта и огромной эрудиции. Писателя даже называли полководцем цитат, поскольку редкий филолог мог сравниться с ним по начитанности. К тому же он обладал прекрасной памятью и в беседах постоянно приводил выдержки из прочитанных произведений.

Дмитрий Сергеевич Мережковский родился в богатой семье и был младшим из шести сыновей придворного столоначальника. Своего отца он боялся и не любил, зато мать обожал. С ней у Дмитрия сложились особые отношения доверительной дружбы, которые сохранялись вплоть до ее смерти.

В своей «Автобиографической заметке» Дмитрий Мережковский вспоминал о годах своего детства: «Я родился 2-го августа 1866 года в Петербурге, на Елагином острове, в одном из дворцовых зданий, где наша семья проводила лето на даче. Зимою мы жили в старом-престаром, еще петровских времен, Бауэровском доме, на углу Невы и Фонтанки, у Прачечного моста, против Летнего сада: с одной стороны - Летний дворец Петра I , с другой - его же домик и древнейший в Петербурге деревянный Троицкий собор».

Так что Мережковского с раннего детства окружала атмосфера прошлых веков, он жил в мире старины и видел, как живут цари. Может быть, поэтому он и стал писать исторические романы о жизни русских правителей.

Будущий писатель получил превосходное образование сначала в классической гимназии, а потом на историко-филологическом факультете Петербургского университета. В детстве Дмитрий Мережковский увлекался поэзией Пушкина и, подражая ему, писал стихи. Однажды он показал их Достоевскому, и знаменитый писатель вынес свой приговор: «Слабо... плохо... никуда не годится... чтоб хорошо писать, страдать надо, страдать!». Потом, уже будучи студентом, Мережковский увлекся религиозной философией, и это увлечение определило его дальнейшее творчество.

Весной 1888 года, находясь в Тифлисе, он познакомился со своей будущей женой, Зинаидой Гиппиус, также дочерью крупного чиновника. Вскоре они поженились и переехали в Петербург, где с помощью матери Мережковский снимал квартиру.

Литературную же его судьбу определила встреча в 1891 году с самым известным русским поэтом той поры С. Надсоном, который заметил одаренного юношу и познакомил его с другими знаменитыми писателями, поэтами и артистами.

Вскоре дом Мережковских становится одним из признанных в городе литературных салонов, а после того, как они переехали на Литейный проспект, их дом стал постоянным местом, где собиралась русская литературная интеллигенция. Там бывали крупнейшие писатели и филологи - Андрей Белый , Вячеслав Иванов , Константин Бальмонт , Иван Бунин . Однако, несмотря на такой широкий круг общения, Мережковский и Гиппиус мало с кем водили настоящую дружбу. Многие говорили о том, что их семья представляла собой «маленькую церковь» и к ней могли присоединиться только те, кто безоговорочно принимал их идеи в литературе. Как впоследствии писал русский религиозный философ Николай Александрович Бердяев , «у них было сектантское властолюбие».

Однако Дмитрий Сергеевич Мережковский и сам еще находился в творческом поиске. Его все больше и больше волнуют религиозные проблемы, и в 90-е годы он испытывает настоящий религиозный переворот. В это время в русской литературе появляется новое направление - символизм, которое по духу было близко Мережковскому, и он его сразу же принимает. Однако принимает тоже по-своему. В 1892 году он печатает свой поэтический сборник под названием «Символы», а на следующий год появляется его знаменитый цикл лекций «О причинах упадка и о новых течениях в современной русской литературе».

С тех пор критические статьи Дмитрия Мережковского выходят регулярно, и каждая из них становится событием. Не меньший интерес вызывают и его книги. В своем первом историческом романе «Юлиан Отступник» Мережковский попытался совершенно по-новому взглянуть на библейскую историю. Возможно, поэтому этот роман отказались печатать все популярные журналы, и Дмитрий Мережковский был вынужден выпустить его сразу в виде книги.

После этого он начинает работать над следующей книгой, посвященной крупнейшему художнику Возрождения Леонардо да Винчи . На его примере Мережковский хотел показать, что судьба творческой личности складывается непросто в любом обществе и при любом правлении. Ведь и Леонардо да Винчи, несмотря на то, что он был великим ученым, художником и мыслителем, пришлось в своей жизни испытать разное - годы триумфа, ссылки и одиночества.

Для работы над книгой Дмитрию Сергеевичу Мережковскому пришлось совершить большое путешествие по Италии. И тем не менее многие воспринимали писателя как кабинетного ученого, который берет материал только из книг. Во время путешествия он выступал с лекциями в различных университетах Италии, проповедуя новое литературное течение - символизм. Мережковский блестяще владел практически всеми европейскими языками.

После возвращения в Россию он уже окончательно погружается в религиозную проблематику. Теперь в его салоне наряду с писателями можно увидеть крупнейших религиозных философов Николая Бердяева , С. Булгакова, В. Розанова. Вместе с З. Гиппиус он организует так называемые Религиозно-

философские собрания, в которых принимают участие видные богословы, философы, представители духовенства. В частности, там выступал митрополит Санкт-Петербургский Антоний.

В это же время Дмитрий Мережковский становится одним из главных авторов журнала «Мир искусства». Однако Религиозно-философские собрания просуществовали недолго. Их участники довольно резко высказывались в адрес традиционной православной церкви, предлагали соединить православие с католичеством, развивали идеи «религиозной общественности», своего рода христианского социализма. Синод посчитал все эти идеи опасными, и 5 апреля 1903 года власти запретили проведение собраний. Практически одновременно с этим выходит новый труд Мережковского - книга «Достоевский и Толстой», а вслед за ним и роман «Петр и Алексей», завершивший трилогию «Христос и Антихрист».

Несмотря на внешне благополучную и даже обеспеченную жизнь, Дмитрий Мережковский постоянно находится в напряженных духовных поисках, он встречается с людьми самых разных взглядов и направлений. Много дало ему, например, знакомство с Максимом Горьким и Леонидом Андреевым . Кстати, Мережковский вдохновил свою жену написать работу о Горьком, где впервые было показано реальное место Горького в русской литературе.

В 1904 году Дмитрий Сергеевич Мережковский вновь уезжает за границу, в Германию, и по пути из Петербурга специально заезжает в Ясную Поляну, чтобы встретиться с Львом Толстым . Как и другие представители русской интеллигенции, Мережковский отдал дань уважения великому писателю и в свое время увлекался его идеями. Их встреча произвела сильное впечатление на Дмитрия Мережковского, и он вспоминал о ней всю жизнь.

С таким же безмерным уважением писатель относился и к Федору Достоевскому , которому посвятил обстоятельное критическое исследование. Вдова писателя передала Мережковскому записные книжки, и он осуществил их публикацию.

Дмитрий Мережковский не мог принять тех изменений в обществе, которые произошли после первой русской революции 1905 года. Он уехал из России. Вместе с З. Гиппиус они поселились в Париже, где прожили до 1914 года, регулярно приезжая в Россию. В эмиграции еще полнее проявились особые, романтические взаимоотношения, которые с самого начала возникли у Мережковского и Гиппиус. Они прожили в браке пятьдесят два года, «не разлучаясь, - как писала потом Гиппиус, - со дня нашей свадьбы в Тифлисе ни разу, ни на один день».

Как и всегда, пребывание в Париже было заполнено каждодневной работой. Мережковский и Гиппиус начинают глубже постигать католичество, увлекаются модернизмом и сближаются с партией эсеров. Они познакомились и подружились с вождем эсеров, знаменитым Борисом Савинковым , который склонял их к религиозному оправданию политического террора, а также просил советов в своей работе над романом «Конь бледный». Дмитрий Мережковский не оставлял и собственного творчества: в это время он написал два романа - «Павел I» и «Александр I».

Начало Первой мировой войны, Дмитрий Сергеевич Мережковский воспринял как несчастье для России. Понятно, что он не мог принять и революцию 1917 года, поскольку не видел для себя места в новом мире. Еще в 1907 году в Париже вышел коллективный сборник «Царь и революция», для которого Мережковский написал статью под названием «Революция и религия». Рассуждая об исторических корнях русской монархии и церкви, он пишет о том, что в глубинах народной стихии революционный смерч приобретет всесокрушающую силу, и предрекает, что вместе с крушением русской церкви и русского царства наступит гибель России. Тогда эти пророчества никто всерьез не воспринимал, они казались пустыми и отвлеченными. Однако спустя десять лет пророчества Дмитрия Мережковского начали сбываться. После Октябрьской революции старая Россия действительно погибла. Уже летом 1919 года Мережковский и Гиппиус вновь покинули родину, еще, разумеется, не зная, что уже никогда сюда не вернутся. Через Польшу они сумели добраться до Парижа, где и прожили до самой смерти.

Все последующие годы Дмитрий Сергеевич Мережковский продолжал напряженно работать. В отличие от многих других эмигрантов, он не бедствовал и занимался в основном литературным творчеством. Это стало возможным благодаря финансовой поддержке, которую ему оказывал сербский царь Александр. Однако в этот период у него возникли другие трудности. Его произведения не находили спроса. Время исторических романов Мережковского, рассчитанных на элитарного, образованного читателя, прошло. Последним всплеском популярности писателя стали газетные публикации, когда его вместе с И. Буниным и Иваном Шмелевым выдвинули на соискание Нобелевской премии.

Пережив свою славу, Дмитрий Мережковский не всегда адекватно оценивал происходящее. Известно, в частности, что он считал несправедливым присуждение Нобелевской премии Бунину, даже не мог или не захотел скрывать своего уязвленного самолюбия.

До конца жизни Мережковский с ненавистью относился к коммунизму. Родина не вызывала у него сочувствия даже во время войны. Он и тогда отдавал предпочтение гитлеровской Германии. Многие эмигранты перестали с ним знаться, когда 76-летний Дмитрий Мережковский выступил по радио и сравнил Гитлера с Жанной Д"арк , хотя в разговорах со знакомыми называл его «гнусным, невежественным ничтожеством, полупомешанным к тому же». Как сказал по поводу своего выступления сам Мережковский, он это сделал «из подлости». Но, очевидно, были и другие причины. Он видел в диктаторе ту сильную личность, которую в свое время воспел Ницше. Этими идеями писатель увлекался в юности, ими и закончилась его жизнь.

Любопытно, что в повседневной жизни Дмитрий Сергеевич Мережковский был человеком привычек. Он поздно вставал, читал или работал за столом, потом шел гулять и обедал, после обеда чаще всего спал, а потом все повторялось сначала. Завсегдатаи парижских кафе привыкли видеть в одно и то же время этого всегда элегантно одетого господина и невероятно, по театральному раскрашенную даму, его спутницу. Так даже в старости Мережковский и Гиппиус не утратили своего чувства избранности и не захотели разрушать свою «маленькую церковь», которую соорудили для себя еще в молодые годы.

Дмитрий Сергеевич Мережковский скончался 9 декабря 1941 года, всего через шесть месяцев после своего злополучного выступления по радио в поддержку Гитлера, за которое другие эмигранты не простили его даже после смерти. Так что проводить писателя в последний путь пришло всего несколько человек.

Дмитрий Сергеевич Мережковский — выдающийся русский поэт, писатель, философ, историк, переводчик, критик и общественный деятель. Один из основателей направления русского символизма и основоположник жанра историософского романа, яркий представитель поэзии Серебряного века. Мережковский неоднократно был номинирован на Нобелевскую премию по литературе.

Дмитрий Мережковский родился в 1866 году в Санкт-Петербурге в семье мелкого дворцового чиновника. Дмитрий начал сочинять стихи уже в возрасте тринадцати лет, а в 1888 году выпустил дебютный сборник «Стихотворения». Будущий поэт и религиозный мыслитель учился тогда в Московском и Петербургском университетах на историко-филологических факультетах. Знакомство с поэзией Владимира Соловьева и европейским символизмом во многом определило взгляды Мережковского и нашло отражение в его первых литературных произведениях.

В 1889 году Дмитрий Сергеевич женился на поэтессе Зинаиде Гиппиус, с которой прожил вместе пятьдесят два года, не расставаясь ни на день. В девяностые годы супруги много путешествовали по Европе — во время этих поездок Мережковский занимался переводами античных трагедий с греческого и латыни. Эти работы, практически невостребованные при жизни автора, были высоко оценены современными языковедами и названы ими гордостью русской школы художественного перевода.

В 1892 году у Дмитрия Сергеевича вышел сборник стихотворений «Символы», который дал название новому поэтическому направлению, а в лекции Мережковского «О причинах упадка и новых течениях в современной русской литературе» было представлено первое теоретическое обоснование символизма. На долгие годы поэт стал общепризнанным лидером этого литературного движения.

На рубеже XIX и XX веков Мережковский занялся исследованиями христианства и соборности и создал религиозно-философское общество для открытого обсуждения вопросов культуры и церкви. Под влиянием идей о необходимости утверждения нового христианства, высказывавшихся на собраниях общества, Дмитрий Сергеевич создал в 1896−1905 годах трилогию первых в России исторических символистских романов «Христос и антихрист»: «Смерть богов. Юлиан Отступник», «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи» и «Антихрист. Петр и Алексей». Достойный наследник Толстого и Достоевского, как назвала его английская пресса, Мережковский представил в своей трилогии совершенно новый исторический роман, ничем не похожий на произведения этого жанра XIX века.

Через год после выхода третьего историософского романа Мережковский уехал в Париж и пробыл в нем два года. Здесь Дмитрий Сергеевич приступил к работе над другой своей трилогией «Царство Зверя», посвященной российской истории конца XVIII — начала XIX веков. Во всех частях трилогии — «Павел I», «Александр I» и «14 декабря» — автор выступил с критикой официальной церкви и самодержавия, в результате чего его работы подверглись жесткой цензуре, а сам он — судебному преследованию.

Тем не менее, проза Мережковского была популярна в Европе и переводилась на многие языки. В 1911−1913 годах вышло его семнадцатитомное собрание сочинений, а в 1914 году — двадцатичетырехтомное.

После октябрьской революции 1917 года Мережковский и Гиппиус эмигрировали в Польшу, а оттуда — в Париж. В 1927 году супруги организовали религиозно-философское и литературное общество «Зеленая лампа». Общество сыграло одну из ведущих ролей в интеллектуальной и культурной жизни первой волны эмиграции, а сам Мережковский считал себя духовным лидером русской интеллигенции. Это время отмечено и новым этапом его творчества. В книгах «Наполеон» и «Данте» он обращается к жанру биографического эссе, а в «Рождение богов. Тутанкамон на Крите» — к религиозно-философскому трактату.

В 1931 году Нобелевский комитет выдвинул Дмитрия Сергеевича в число кандидатов на получение премии по литературе, однако эта высочайшая награда досталась его соотечественнику Ивану Бунину, который пользовался неизменной поддержкой номинаторов. Тем не менее, Сигурд Аргелл, профессор Лундского университета, ежегодно добавлял Мережковского в число соискателей премии вплоть до своей смерти в 1937 году. Дмитрий Сергеевич Мережковский умер четырьмя годами позже в Париже, так и не получив награды.