Думать «глазами»: визуальное мышление. Преимущества визуального мышления. Визуальное мышление. Дэн Роэм. Читать онлайн, скачать электронную книгу fb2, txt, epub

Наши читатели первыми познакомятся с… картинками из книги Дэна Роэма «Практика визуального мышления. Оригинальный метод решения сложных проблем» (в оригинале: «Unfolding the Napkin. The Hands-On Method for Solving Complex Problems with Simple Pictures»), которая вскоре выйдет в издательстве «Манн, Иванов и Фербер».

Вы не умеете рисовать? Это не повод проигнорировать книгу о том, как с помощью рисунков генерировать идеи, принимать решения, общаться с коллегами, обучать сотрудников и др.

К сожалению, сам я, будучи специалистом по работе с информацией и знаниями, долго отгораживался от визуальных инструментов, которые могли мне помочь делать свое дело быстрее и лучше. Хотя, время от времени, и отмечал периферийным зрением: визуальное мышление – одна из «горячих», обсуждаемых тем.

Но я же не умею рисовать!

Если бы не случай – я так бы и не узнал: чтобы овладеть методом Дэна Роэма Visual Thinking, вовсе не нужно уметь рисовать! Как видите, и сам гуру визуального мышления – далеко не мастер изобразительного искусства. Более того, по наблюдениям Роэма, люди, утверждающие, что совершенно не умеют рисовать, часто создают наиболее глубокие, проникающие в самую суть вещей визуальные образы.

Другими словами, если вы способны нарисовать квадратик, кружок, стрелку и самого простого, схематичного человечка – значит, в состоянии овладеть Visual Thinking. Ибо карандаш и лист бумаги (авторучка и салфетка, фломастер и флип-чарт) – это только инструменты стимулирования собственного мышления и коммуникаций с другими людьми. Если знать, как ими пользоваться в этом качестве.

Книга «Практика визуального мышления» – продолжение бестселлера «Визуальное мышление. Как «продавать» свои идеи при помощи визуальных образов» (в оригинале: «The Back of The Napkin. Solving Problems and Selling Ideas with Pictures»), изданного на 25 языках, признанного журналом Fast Company лучшей деловой книгой 2008 года и выбранного журналом Business Week книгой года в области инноваций и дизайна. Используя описанный в ней метод, Дэн Роэм помогал решать проблемы лидерам компаний Microsoft, Google, Wal-Mart, Boeing и др, а также американского Сената.

Первая книга («Визуальное мышление») была посвящена описанию и обучению методу Visual Thinking, основанному на естественной способности человека видеть суть вещей не только глазами, но и внутренним взором. Книга помогает освоить два главных инструмента визуального мышления («Правило 6х6» и SQVID), а также научиться трем вещам: а) находить новые идеи; б) быстро развивать и проверять идеи; в) объяснять свои идеи так, чтобы окружающие их быстро понимали и принимали. Причем, как доказывает в своих книгах Дэн Роэм, нет более мощного, быстрого и эффективного способа добиться этих трех вещей, как нарисовать простую картинку.

Вторая книга («Практика визуального мышления») – курс занятий по визуальному решению проблем. За четыре дня Дэн Роэм берется провести думающих, увлеченных и терпеливых читателей из точки: «Я не умею рисовать!» – в точку: «Кажется, моя картинка может изменить мир!» Инструменты те же, что и в первой книге – но вторая книга позволяет их освоить шаг за шагом на примерах решения реальных бизнес-задач.

Если теория и практика визуального мышления вас по-настоящему увлекут, могу рекомендовать знакомство и с третьей книгой Роэма: «Бла-бла-бла или Что делать, когда слова не работают» . Она рассказывает, как объединить для решения проблем инструменты визуального и вербального мышления, простые картинки и простые слова, точно отражающие суть проблемы.

Чтобы словам было тесно, а картинкам – просторно в моей рецензии, предлагаю вашему вниманию небольшой изо-дайджест из книг Роэма с короткими комментариями. Пусть визуальные образы сами расскажут о методе визуального мышления.

Итак, нарисованный ниже «швейцарский армейский нож» – метод Visual Thinking целиком на одной картинке. Здесь и три базовых инструмента визуального мышления, которые всегда с вами (глаза, внутреннее зрение, руки), и четыре этапа Visual Thinking (посмотреть, увидеть, вообразить, показать другим), и пять вопросов инструмента SQVID (просто или детально? качественно или количественно? видение или исполнение? индивидуальные характеристики или сравнение? изменения или статус-кво?) и шесть способов восприятия образов нашим мозгом, которым соответствуют шесть типов изображений (типа: «кто/что», «сколько», «где», «когда», «как», «почему/зачем»).

Возможно, этот ощетинившийся инструмент вам слегка напомнил ветвистые «деревья» ментальных карт? На самом деле, подобие случайно: между двумя методами нет ничего общего. Вот совершенно другой пример (с которого, к слову, и родился метод Visual Thinking). В свое время Дэна Роэма, сотрудника консалтинговой компании в Нью-Йорке, попросили в пожарном порядке выступить вместо коллеги в Шеффилде (Англия) на совещании по развитию удаленного образования. Должны были присутствовать важные персоны, включая премьер-министра Великобритании Тони Блэра – а времени на подготовку лекции и презентации PowerPoint уже не оставалось (встреча предстояла на следующее утро). Уже в вагоне-ресторане поезда Лондон-Шеффилд Роэм нарисовал на салфетке вот эту картинку. Она объяснила высокопоставленным чиновникам от образования все, что действительно имело значение в обсуждаемой теме, а также помогла структурировать дискуссию и сделать совещание продуктивным. Выступление самого Роэма прошло на «ура».

Ниже – сведены на одном листе основные инструменты визуального мышления: метод SQVID и «Правило 6х6». В итоге получилось некое подобие визуальной «таблицы Менделева»: все возможные варианты типов рисунков для решения любого из шести существующих в мире проблем (типа «кто/что», «сколько» и др.). Шпаргалка по эффективному использованию метода Visual Thinking, которая будет всегда под рукой.

«Правило 6х6» из книги «Визуальное мышление» сведено ниже в одну таблицу с инструментом «Живой Лес» из книги «Бла-бла-бла». Столкнувшись с проблемой определенного типа, вы сможете прояснить ее суть для себя и других людей как с помощью рисунков, так и с помощью слов, не тратя время и внимание на лишние, пустые детали.

Напоследок — тренировочное упражнение из книги «Практика визуального мышления». Рисуйте и получайте удовольствие!

Думать «глазами»: визуальное мышление

Структура информации в виде картинок или схем оказывает помощь в улавливании сущности проблемы. Книга не просто помогает представить идею в виде схемы, чтобы партнер смог понять, но изначально оказывает помощь в уточнении ее для себя.

Визуальное мышление. Дэн Роэм. Читать онлайн, скачать электронную книгу fb2, txt, epub

Как известно, для мужчины более характерно схематическое разумное мышление, а эмоции являются более женской прерогативой, соответственно, если хотите развить в себе положительные мужские качества, читайте и мотайте, как говориться на ус, на мой взгляд, вполне актуальная информация, особенно для мужчин.

Итак, как же при помощи рисунков вы сможете убедить аудиторию в верности вашей идеи?

«Мы показываем аудитории рисунки не потому, что это позволяет сократить выступление на тысячу слов, а потому, что они стимулируют тысячи других слов, которые позволяют отыскать правильные решения и новые идеи». - Дэн Роэм

Базовые мысли книги

В основе всякого бизнеса заложено искусство избавления от сложностей. Замечать можно не только физически, способом зрения, но и мыслями - находить идеи, сложности или выход из положения. В книге предложено узнать о трех главных составляющих визуализации.

Процесс состоит из нескольких этапов. Великий Микеланджело давал совет создателям скульптур скидывать свои произведения искусств со скал. Все, что отваливается, считается лишним. Аналогичное случается, когда человек представляет положение в виде рисунка или схемы.

Люди избавляются от хлама, при помощи такого мышления которое рекомендует Дэн Роум в книге Визуальное мышление. В итоге это позволяет вам стать немного разумнее.

Для решения проблем в бизнесе при помощи рисунка, нет необходимости становиться художником. Есть гипотеза, что для тех, у кого развиты аналитические способности, процесс рисования является прекрасным способом, чтобы развивать креативные навыки.

В каждом полушарии мозга в равной мере происходят процессы обработки зрительной информации. Действительность мышления в визуальном плане, расписанная в рамках этой книги, даст возможность привести к активации способности, как к аналитике, так и к творчеству. При этом, с большим эффектом, чем применение возможностей искусства ораторов, письменности и рисования отдельно.

В общем, для тех, кто хочет лучше овладеть собственным мышлением, книга Визуальное мышление рекомендуется к прочтению. В ней содержится полезная информация, которая позволит лучше использовать разнообразные схемы для развития идей в повседневной и трудовой деятельности.

Давно известно, что понятия «смотреть» и «видеть» лишь отчасти являются синонимами. Специалистами доказано, что для человеческого мозга это разные процессы: первый ближе к физиологии, второй связан с сознанием. Так, несколько людей могут смотреть на один и тот же предмет, но видеть его по-разному. Самым простым примером может служить детский конструктор, из которого дети составляют разные фигуры-образы. Такая видеть не только глазами, но и воображением получила соответствующее определение - визуальное мышление.

Что это такое?

Это врожденный дар каждого человека. Однако с возрастом у одних людей он обостряется и превращается в профессию или образ жизни, у других, напротив, притупляется в силу различных причин. В психологии визуальное мышление рассматривается как творческий способ решения задач на основе образного моделирования. С таким явлением мы сталкиваемся каждый день и повсюду, начиная от представления выполнения рабочих дел до игры в шахматы.

Открытие Арнхейма

Само понятие «визуальное мышление» принадлежит американскому психологу Рудольфу Арнхейму, открывшему его еще в прошлом столетии. Суть его ярче всего раскрывает пример самого ученого, когда двух мальчиков спросили, сколько будет времени через полчаса, если сейчас на часах 3:40. первый произвел математический расчет. К 40 минутам он прибавил 30. Зная, что в часе лишь 60 минут, 10 из получившихся 70 минут перешли в следующий час. В результате вышло 4:10. Второй мальчик представил круглый циферблат, где полчаса - это половина круга. Он мысленно перевел стрелку и получил тот же результат, что и его предшественник.

Таким образом, первый мальчик интеллектуально, используя цифры и математические знания, а второй - визуально. Важным моментом здесь является то, что в последнем случае были использованы не иллюстрации к мыслям, а активировано само проявление мышления.

Исследуя специфику такого процесса, Арнхейм визуальное мышление четко отделял от привычных средств наглядности (картин, предметов). Разность их кроется, по мнению ученого, в самой природе явлений. Так, первое является не пассивным объектом-образом, а продуктом специфической деятельности разума, переводчиком с языка образа на язык понимания, действия и связи этого образа с другими объектами. Именно с этой позиции возникла мнемотехника - запоминание на основе визуального мышления.

Научное развитие

Теория о специфике мышления, предложенная американским психологом, получила продолжение во многих исследованиях современных специалистов и стала основой для разработки методов тренировки и развития умственных способностей. Большое количество таких работ посвящено проблемам обучения в школе. Ведь одна и та же информация усваивается детьми по-разному. Поэтому одной из задач педагогов является научить ребенка мыслить визуально. В этом случае происходит не просто сухое и бессмысленное заучивание правил и текстов, а формирование их связи с окружающей действительностью, одновременное соотнесение теории с практикой. Запоминание на основе визуального мышления является эффективным приемом тренировки памяти и и творческих способностей ребенка.

Тренировка

Как видно, мыслить визуально не является сверхспособностью. Этот процесс легко поддается тренировке и совершенствованию, для чего была создана масса приемов и методов. Самые простые человек получает, конечно, в школе, впитывая основы мнемотехники. Например, когда для запоминания иностранных слов используются созвучные русские слова-ассоциации. Или для пересказа сложных текстов применяют картинки с ключевыми событиями повествования. Для каждого предмета существует своя система образов-ассоциаций, помогающих усваивать информацию.

В визуальном мышлении немаловажная роль отведена воображению. Первые интуитивные попытки в его формировании предпринимаются еще в детстве, когда дети, лежа на траве, пытаются «расшифровать» причудливые облака. Воображение помогает вскрыть глубинные отсеки мозга и вытащить из них, как кажется на первый взгляд, нелогические и неожиданные решения.

Где научиться визуальному мышлению?

Сегодня это не является наукой или сложной областью познания. Во многих странах проводятся специальные тренинги и семинары, на которых человек может познакомиться с основными приемами, получить практические уроки, обменяться опытом и достижениями с другими участниками. Однако некоторые люди прибегают к самостоятельному изучению. Для этого существует немало тематической литературы, пособий, аудиокурсов.

Сколько времени потребуется?

Вопрос времени во многом зависит от возраста и стремлений самого человека. Однако на усвоение элементарных приемов уходят буквально минуты, остальное является делом частоты практики.

Специалисты рекомендуют применять методы визуального мышления еще в дошкольном возрасте. Однако следует учитывать процесса. В раннем возрасте он используется для качественного усвоения и использования информации, во взрослом требования возрастают и распространяются не только на

Техника Роэма

В 2011 году вышла книга “Как «продавать» свои идеи с помощью рисунков”. Труд принадлежит Дэну Роэму - крупнейшему современному специалисту в области визуального мышления. Сегодня он возглавляет успешную консалтинговую компанию, помогающую решать бизнес-задачи с помощью обычных картинок.

Автор методики рассматривает визуальное мышление как естественную способность человека видеть мысленно, тем самым обнаруживая внутри себя идеи, которые могут оставаться незамеченными и нереализованными. Такая способность помогает не просто их увидеть, но и развить и донести до других людей, то есть популяризировать.

Цель

Дэн Роэм визуальное мышление использует как инструмент для решения абсолютно любых проблем. Для этого, по его мнению, нужно лишь изобразить (нарисовать) волнующий вопрос, используя естественные дары природы: глаза, руки и воображение. При этом следует задавать себе общие вопросы: «Кто/что?», «Где/когда?» и «Зачем/почему?» Такой рисунок для человека становится своего рода «планом эвакуации» или стратегией, позволяющей приподняться над ситуацией и быстро найти наиболее безопасный выход из нее либо, напротив, найти короткий и успешный путь к цели. Таким образом, человек постепенно учится находить и фильтровать информацию, воображать, дополнять и объяснять ее.

Примечательно, что в освоении методики умение хорошо рисовать необязательно. Для изображения ситуации хватает схематической картинки. Главное - это мысленная визуализация.

Взгляд Шереметьева

Аналогичный вопрос успешного разрешения проблем был раскрыт и российским ученым Константином Шереметьевым, на протяжении многих лет занимающимся исследованием интеллекта. Он разработал специальный курс по тренировке определенного набора инструментов мышления (визиров), позволяющих творчески подходить человеку к любой жизненной задаче.

Автор представляет интеллект (или мозг) как лабиринт со множеством дверей. Когда человек принимает важное решение, он использует привычное Однако такой путь не всегда ведет к успеху. На этот случай есть альтернативный вариант - визуальное мышление. Шереметьев называет его самым быстрым, так как через зрение человек получает 90 % информации.

Авторская методика направлена и на тренировку памяти - быстрое запоминание с помощью визуальных образов. Также в процессе изучения человек приобретает навыки воспринимать и структурировать огромный поток информации.

Преимущества визуального мышления

Среди возможностей, которые дает визуальное мышление, основными являются:

  • Умение видеть ситуацию в целом, что позволяет человеку быстро принять правильное решение.
  • Умение держать в голове много информации, при этом анализировать и структурировать ее для дальнейшего использования.
  • Умение видеть суть проблемы, фильтровать ненужные данные.
  • Визуальное мышление является эффективным способом познания окружающего мира.

К преимуществам относится и универсальность данного типа умственного процесса. Так, Роэм визуальное мышление рекомендует применять в любых ситуациях: коммерческих, бытовых, образовательных, творческих и т. п. Более того, приемы визуализации значительно экономят время и энергию, делая процесс выбора занимательным и приятным.

Практическое применение

Практика визуального мышления подвластна каждому человеку сознательного возраста. Особой популярностью она пользуется у людей, генерирующих идеи. Ведь слов не всегда бывает достаточно.

В настоящее время в учебном и деловом процессе все чаще используются компьютерные презентации. Они помогают увидеть то, чего пока нет, и «оживить» в сознании информацию, сообщенную вербально. С этой позиции частыми пользователями визуального мышления являются:

  • Руководители компаний. Ответственная должность требует ответственного подхода. Визуальное мышление в данном случае помогает находить правильные и оригинальные решения, быстро делать выбор.
  • Топ-менеджеры и бизнес-консультанты. Людям этих профессий необходимо обрабатывать большое количество информации, корректно реагировать на любые изменения, работать энергично, оперативно, предлагая уникальные решения.
  • Спортсмены. Футболисты, шахматисты и все, кому необходима стратегия, часто пользуются визуальным мышлением, прогнозируя ход игры.
  • Архитекторы и дизайнеры. Для людей этих профессий визуальное мышление - самый важный инструмент, говорить о работе которого просто не требуется.
  • Преподаватели и лекторы. Чтобы лекции и тренинги не превращались в сухой поток слов, эти специалисты часто используют наглядные пособия. Но это не просто красочные картинки, а осмысленные визуализаторы, которые формируют определенные информационные связи.
  • Психологи. Разумеется, психологический метод не может быть проигнорирован самими специалистами. Очень часто при консультации пациента психолог просит мысленно представить проблему, то есть создать ассоциацию. Это может быть образ человека или животного, или просто предмета. В зависимости от этого выстраивается логическая цепочка причин и следствий, помогающая проникнуть в суть проблемы и найти ее решение.

Результаты

Неоценимо влияние на детское развитие. Визуальное мышление, по отзывам педагогов, наравне с логическим должно быть активным в процессе обучения и познания мира, так как использование наглядных материалов на уроках способствует повышению уровня знаний. Такой метод значительно облегчает работу, концентрирует внимание учеников на предмете, поддерживает интерес. Обучение перестает быть «слепым» заучиванием, а превращается в увлекательное погружение в предмет и быстрое усвоение информации.

Что касается сферы бизнеса, то Роем визуальное мышление не зря называет основным инструментом создания идей. Благодаря простым схемам и прорисовке ситуации любые проблемы решаются быстро и порой неожиданно легко. Кроме того, такой подход помогает максимально упростить задачу, четко ее изложить и донести до аудитории. Таким образом, команда начинает мыслить и действовать в едином направлении, без конфликтов и неловких моментов недопонимания.

%0AWarning :%20Missing%20argument%201%20for%20wp_get_attachment_image_src(),%20called%20in%20/home/users/j/jin621/domains/сайт/wp-content/themes/ab-inspiration/single.php%20on%20line%2040%20and%20defined%20in%20/home/users/j/jin621/domains/сайт/wp-includes/media.php %20on%20line%20751
%0A">

(статья 4. Как развивать ум Вашего ребенка)

Каждое мгновение ребенок чувствует мир: узнает лица, различает тысячи оттенков цвета, сотни нюансов вкуса, ощущает прикосновения и слышит множество звуков. Все это ребенок проделывает без усилий, ведь нормальному малышу не нужна помощь со стороны, чтобы видеть, слышать, чувствовать и ощущать. Однако, если не развивать, например, визуальное мышление, то разум ребенка привыкнет не утруждаться и взгляд будет скользить, не задерживаясь на деталях, не рассматривая и не обдумывая увиденное. Если не развивать пространственное мышление, то пострадает умение ориентироваться на местности и распознавать местонахождение объектов в пространстве.
– это не только способность видеть, но и способность воспроизвести увиденное и чему-то от этого научиться. Левое полушарие мозга ответственно за развитие речи, а правое за визуальное и пространственное мышление. Как правило, в дошкольных учреждениях и в школе большее внимание уделяется развитию левого полушария, а на развитие правого полушария внимание обращают гораздо меньше. Родители могут научить ребенка не просто смотреть, но и видеть, развивая его визуальное и пространственное мышление.

Развивать визуальное и пространственное мышление ребенка – это значит помогать ему понимать пространство и видеть больше, чем предстает его глазам. Видеть образами. Развитию визуального мышления способствуют рисование, раскрашивание, рассматривание предметов и карт, изготовление моделей, нахождение различий в «одинаковых» картинках.

Разноцветные и яркие игрушки, красочные картинки на стенах детской развивают визуальное мышление малыша в раннем детстве. Описывая цвета и форму игрушек, рассказывая, что нарисовано на картинке, вы помогаете ребенку не просто смотреть, но видеть.

Очень нравится малышам подходить к процессу рисования творчески, например, рисовать пальчиками, а не специальными предметами (карандаш, кисточка, фломастер).

Попробуйте такую игру:

Нарисовать как можно больше предметов на основе квадрата или любой другой геометрической фигуры;

Рисовать с закрытыми глазами;

Нарисовать произвольную «каляку-маляку», а потом сделать из нее что-то вразумительное;

Придумать и нарисовать собственный флаг, любимое животное, желаемую игрушку и т.д.

Дети постарше могут заняться срисовыванием понравившейся картинки, фотографии, иллюстрации;

Прочертите на листе произвольную линию и попросите ребенка нарисовать и раскрасить на этой основе произвольный узор.

Очень помогает в развитии визуального мышления составление коллажей из вырезанных картинок. И вы, и ребенок получите массу удовольствия от этого занятия и общения друг с другом. Коллажи можно составлять на отдельные темы, например Транспорт, Природа, Цветы, Животные, Профессии …

Поиграйте в игру 10 картинок. Для этого необходимо вырезать 10 картинок, на обороте каждой картинки проставить номера от 1 до 10. Показывать картинку и ее номер. Затем спрятать картинки и назвать какой-нибудь номер. Ребенок должен вспомнить, что нарисовано на картинке под этим номером. Если игроков несколько, то выигрывает тот, кто назвал больше картинок с правильными номерами.

Игра Найди морковку. В пакет сложите несколько морковок (можно картофелин, помидор, огурцов и др.) Вытащив одну морковку, внимательно рассмотрите ее вместе с ребенком. Потом положите морковь обратно в пакет. Пусть ребенок найдет именно эту морковь среди прочих. Спросите его, почему он считает, что это та самая морковка, которую вы рассматривали.

Игра Что изменилось? Внимательно рассмотрите комнату. Потом ребенок выходит, вы меняете что-либо в обстановке. Вошедший ребенок должен найти изменение. Поменяйтесь с ребенком местами.

Игра Угадай, что это. Ведущий описывает предмет, не называя его и не показывая. Нужно по описанию угадать, что это за предмет.

Попробуйте играть в воображение. Вы рассказываете или читаете малышу сказку. Он сидит с закрытыми глазами и представляет мысленным взором то, о чем вы ему рассказываете. Попросите описать, что он «видел» и как это выглядело в подробностях. Такое упражнение не только развивает визуальное мышление, но и способствует развитию творческого воображения и фантазии.

Для развития пространственного мышления можно поиграть:

Игра «Лабиринт». Поставить несколько стульев. Задача ребенка - пройти между стульями, под стульями, обойти их и т.д. и добраться до обозначенного пункта. При этом взрослый обязательно должен проговаривать вслух пространственные действия ребенка.

Игра «Холодно-горячо». Спрятать в комнате какой-нибудь предмет. С помощью слов-инструкций подводить ребенка к этому предмету. Слова-инструкции: шаг вправо, два шага вперед, три налево и т.д.

Игра «Пространство за спиной». Необходимо выполнить какие-то действия за своей спиной: завязать шнурок, застегнуть пуговицы, ощупать и узнать предметы…

Все мы видим глазами, но обрабатывает поступающую информацию наш мозг. И без участия мозга глаза будут бесполезны. Научите своего ребенка не просто смотреть, но и видеть. Это очень пригодится ему в жизни.

Что такое музыкальное мышление и как его развивать – это тема следующей статьи.

Добрый день, дорогие мои друзья! Мы уже не один раз отмечали, что наши сегодняшние мысли становятся действительностью в завтрашнем дне. Как мыслим, так и живем. Но умеем ли мы мыслить эффктивно, доставляет ли этот процесс нам удовольствие, насколько качественный результат он нам выдает? И даже если вы в этом плане не имеете проблем, то в развитии интелекта нет предела. Сегодня предлагаю поговорить о самом эффективном способе мышления и его применении.

Вот так непривычно ввыглядят страницы книги Business Model Generation, авторами которой являются Alexander Osterwalder и Yves Pigneur. Книга предназначена для разработчиков бизнес-моделей для создания новых компаний или же адаптации в изменяющихся условиях уже существующих. Но сегодня нас интересует не содержание книги, а то как она выполнена. Для описания бизнес-моделей используется не сложный язык консалдинга, а схемы и иллюстрации. На приведенных выше иллюстрациях, таким, непривычным пока еще, образом по полочкам разложена вся информация, позволяющая разобраться в том:

  • кто является вашим клиентом;
  • имеющиеся каналы общения с ним;
  • материальная база;
  • партнеры и т.д. Вся экосистема бизнеса.

Визуальное мышление использует врожденную способность человека видеть как с помощью глаз, так и с помощью внутреннего, мысленного зрения. Сферы его применения очень разнообразны: бизнес, обучение, личностный рост.