Экономическая форма взаимодействия общества и природы. Загрязнение окружающей природной среды. Использование природной среды и его последствия

Человек во все периоды своего развития использовал природу и вступал с ней во взаимодействие.

Выделяется две формы взаимодействия:

1. Экономическая. За счет природных ресурсов обеспечивается функционирование и развитие человеческого общества.

2. Экологическая. Природа не только источник сырья, но и место обитания, отдыха, эстетического наслаждения и т.д.

Необходимо сочетание экономических и экологических форм взаимодействия. Должно быть отдано предпочтение экологической форме. Такой приоритет экологии перед экономикой закреплен в законе об охране окружающей природной среды (ЗоООПС), в ст. 3 которого под названием «основные принципы охраны окр природной среды» записано, что при осуществлении хозяйственной, управленческой и иной деятельности, оказывающей отрицательное воздействие на состояние окр природной среды, необходимо руководствоваться следующими принципами:

1. Приоритетом охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения.

2. Научно обоснованным сочетанием экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду.

3. Понятие экологического права как отрасти права и этапы его становления и развития.

Экологическое право представляет собой комплексную отрасль российского права, нормы которого регулируют всю совокупность отношений, которые возникают по поводу природных ресурсов и окружающей среды.

Путь становления и развития экологического права можно разделить на 4 этапа (более подробно - самостоятельно):

1. Становление отдельных отраслей природно-ресурсного права.

Началось с принятия Декрета о земле в 1918 г., который отменил частную собственность на землю.

2. Интегрирование отдельных природно-ресурсных отраслей права в нач 40-х гг.(земельного, горного права и т.д.).

3. В 50-60-е годы в связи с интенсивным использованием природных ресурсов, с одной стороны, и усилением загрязнения окр среды, с другой, появляются параллельно с природно-ресурсными отраслями права специальные природоохранные нормативно-правовые акты.

4. Объединение регулятивных и охранительных норм под общим названием «Экологическое право».

Сформировалась новая отрасль права.

Экологическое право – это комплексная (интегрированная) и консолидирующая отрасль единого Российского права, нормы которого регулируют совокупность отношений по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды (экологических отношений) в целях гармоничного взаимодействия общества и природы и экологической безопасности страны.

Таким образом, в сформировавшейся отрасли права – экологической, можно выделить предмет и методы.

Предмет экологического права – это отношения по использованию земель, недр и других природных ресурсов, а также отношения по охране окружающей среды.

Выделяется 4 группы таких отношений:

1. Отношения собственности. Возникают между собственниками и всеми другими лицами по поводу правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению объектом собственности.

2. Отношения по государственному экологическому управлению. Это отношения по ведению учета и кадастра природных ресурсов. экологической экспертизе и оценке воздействия на окр среду, экол стандартизации и сертификации, лицензированию и страхованию и др.

3. Отношения по пользованию природными ресурсами. Они связаны с возникновением, изменением и прекращением права пользования объектами природы.

4. Отношения охранительного характера, которые возникают в связи с нарушениями норм экологического права.

Если предмет отвечает на вопрос, что регулируется, то метод – на вопрос, как регулируется.

В праве выделается два основных метода:

Административно-правовой, характерен когда основанием возникновения правоотношений является административный акт;

Гражданско-правовой присущ, в частности, отношениям купли-продажи, дарения, ипотеки и т.д.

Т.О., способ правового регулирования экологических отношений представляет собой сочетание гражданско-правового и административно-правового методов при приоритете последнего.

3 6 ..

ТЕМА 4. ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА БЕЛАРУСИ

4.1. Формы взаимодействия общества и природы на современном этапе в Республике Беларусь

Окружающая природная среда является условием существования человека и других живых организмов, участок территории, на которой он проживает, пространственный предел существующей государственной власти, место размещения экономического хозяйственного комплекса.

Окружающая природная среда представляет собой сложное понятие, в состав которого входят взаимодействие общества (человека) и природы, состоящее из двух форм. Первая форма - потребление природы человеком, использование ее для удовлетворения материальных и духовных потребностей - экономическая форма взаимодействия.

Вторая форма взаимодействия - охрана окружающей среды с целью обеспечения сохранения жизни на земле, естественной среды обитания - экологическая форма.

Человек воздействует на окружающую природную среду не только потребляя ресурсы, но и изменяя природную среду для своих конкретных практических и хозяйственных целей. В связи с этим хозяйственная деятельность оказывает большое влияние на природу, подвергая ее изменениям, которые в свою очередь влияют на самого человека.

В Республике Беларусь в 2002 г. из природных источников забрано 1824 млн м3 воды. Потери воды при транспортировке составили 117 млн м3. Водопотребление на производственные нужды составило 754 млн м3, из них 164 млн м3 составила вода питьевого качества - 22% от произ-
водственного водопотребления. Объем сброса нормативно-очищенных вод в поверхностные водоемы составил 884 млн м3 - 98% от общего объема стоков, подлежащих очистке. Сброс загрязненных производственных и коммунальных сточных вод без очистки и недостаточно очищенных составил 20 млн м3.

Добыча не рудных полезных ископаемых, глинистого сырья (глины кирпичные, огнеупорные, тугоплавкие, сырые для производства цемента, керамзита и аглопарита), в 120 месторождениях глин с объемом годовой добычи около 5 млн м3. В 125 месторождениях песчано-гравийных материалов, строительных, силикатных, стекольных, формовочных песков добывается более 30 млн м3. На 12 месторождениях карбонатного сырья (мел, маргель, доломит), добывается в год мела более 5 млн т, доломита -более 8 млн т В двух месторождениях строительного камня добывается свыше 10 млн м3. Нефти добывается около 1,84 млн т В целом площадь земель, нарушенных при эксплуатации в Республике Беларусь, составляет около 20 тыс. га.

Отрицательное воздействие человека на окружающую среду при экономическом воздействии проявляется в трех формах: загрязнение окружающей среды; истощение природных ресурсов; разрушение (уничтожение) природной среды.

Загрязнение окружающей среды - это физико-химическое изменение состава природного вещества (почвы, воздуха, воды), которое угрожает нормальному функционированию жизни, живых организмов, сообществ, в том числе и человека. Загрязнение бывает космическое - естественное, получаемое из космоса и в вулканической деятельности и антропогенное - совершаемое в результате хозяйственной деятельности человека.

Антропогенное загрязнение - любое загрязнение природной среды, вызванное деятельностью человека - это прямое или опосредованное влияние человека на природу, приводящее к точечным, локальным, региональным или генерализованным ее изменениям. Антропогенное загрязнение природы подразделяется на несколько видов - пылевое, газовое, химическое, ароматическое, тепловое (изменение температуры воды).

В Республике Беларусь в 2002 году выбросы в атмосферу вредных веществ составили 1309 тыс.т, в том числе от стационарных источников -381 тыс. т, передвижных источников - 928 тыс. т. Из 381 тыс. т загрязняющих веществ, выброшенных в атмосферный воздух стационарными источниками твердые вещества составили 43,8 тыс.т, в том числе пыль неорганическая, содержащая двуокись кремния - 2,3 тыс. т, свинец и его соединения в пересчете на свинец - 5,3 тыс. т, хром шестивалентный -

1,4 тыс. т. Газообразные и жидкие загрязняющие вещества составили

337,2 тыс.т., из них сернистый ангидрид - 102,7 тыс. т; окись углерода -

93,0 тыс. т; окись азота - 73,4 тыс. т; углеводороды - 73,4 тыс. т; аммиак -

5,2 тыс. т; сероводород - 0,4 тыс. т.

В городах наибольший удельный вес в загрязнении дает транспорт, примерно 70-80%. В промышленности наиболее «агрессивной» считается металлургия и машиностроение, затем идет энергетика, химическая, нефтяная и газовая отрасли.

В Беларуси в 2003 году на одного жителя приходилось свыше 75 т отходов, тогда как в среднем на одного жителя Земли приходится около

20 т с учетом использования, захоронения и складирования отходов, на конец 2003 года их оставалось 743 680 тыс. т.

С загрязнением атмосферы связано состояние озонового слоя земли, основная функция которого состоит в охране жизни человека и других живых существ земли от губительного воздействия космического ультрафиолетового излучения.

Не менее важным объектом загрязнения являются воды республики, водоемы, реки, озера, подземные воды. За последние 20 лет минерализация воды в крупных реках республики Припять, Днепр, Западная Двина, Неман, Сож возросли более чем на 20%. Неблагоприятная обстановка складывается с подземными водами, большая их часть загрязняется в районах промышленных предприятий, крупных животноводческих комплексов, активного применения минеральных удобрений и ядохимикатов.

Несмотря на то, что лесистость Беларуси близка к оптимальной (35,5%), естественная структура лесных насаждений и флористический их состав вследствие антропогенного воздействия (мелиорации, выпаса скота, рубок и т.д.) существенно нарушены, 20% лесов Белоруссии загрязнено радионуклидами.

Активно влияющим источником на изменение окружающей природной среды является сельское хозяйство, в частности применение минеральных удобрений и ядохимикатов, стимуляторов роста.

Зачет по Экологическому праву

Формы взаимодействия общества и природы.

Научно-методологической основой экологи­ческого права являются современные теоретиче­ские представления о взаимодействии человека, общества и природы.
Взаимодействие общества и природы как ес­тественный и объективный процесс, необходи­мое условие существования человека проявляет­ся в двух основных формах.
Люди используют объекты и силы природы с целью удовлетворения своих биологических и иных потребностей, создания средств для жизни. Использование природных ресурсов, выступая одной из форм взаимодействия общества и при­роды, обеспечивает экономические интересы об­щества.
В процессе этой деятельности на протяжении многих веков люди оказывали активное преобра­зующее воздействие на природу. В условиях со­временной научно-технической революции его масштабы существенно изменились, хозяйствен­ная деятельность человека превратилась в фактор глобального характера, сопоставимый с действи­ем сил самой природы. В результате стали оче­видными критические пределы влияния на при­роду сразу во многих отношениях: обнаружилась конечность запасов традиционных источников сырья и энергии, возросло загрязнение окружающей среды, нарушились естественные механизмы саморегуляции в биосфере, что привело к резкому и негативному изменению условий существования са­мого человека.
Обострение указанных проблем поставило общество перед необходимо­стью организации рационального использования и воспроизводства природ­ных ресурсов, специального регулирования хозяйственной деятельности, направленных на гармонизацию экологических и экономических интересов. Это вызвало к жизниновую форму взаимодействия общества и природы - охрану окружающей природной среды, обусловило появление экологичес­кой функции государства и права.

Также существуют различные философские концепции отношения человека с природой:

1. Исторически первая концепция – потребительское отношение к природе. «Из природы должны извлекаться ресурсы для развития и преумножения общественного богатства».

2. Натуралистическая концепция. «Природа – божество, возвышающееся над обществом». Невозможность вмешательства в природу, необходимость применять в обществе законы природы.

3. Алармизм

а) пессимистическое направление – современная цивилизация неминуемо идет к катастрофе;

б) оптимистическое направление – человечество способно решить экологические проблемы.

4. Учение о ноосфере – недопустимость использования силы человеческого разума для уничтожения или подавления живого (начало ХХ в.). Ноосфера – гармонично преобразованные научные мысли отношения между людьми, между природой и обществом, органичными и неорганичными, сознательными и бессознательными силами мира.

5. Ограничение экономического развития.

6. Концепция устойчивого развития. В 1972 году в Стокгольме на Конференции ООН по окружающей человека среде было принято решение о создании комиссии по охране окружающей среды. В 1987 г. в был представлен доклад на суд ООН «Наше общее будущее». Центральное место в нем заняла эта концепция. В результате реализации данной концепции должна быть решена главная задача – гармонизация между решением социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей. В апреле 1996 г. была утверждена концепция перехода РФ к устойчивому развитию.
^ 2. Экологическая функция государства и права.

Вопрос о функциях Российского государства целесообразно рассматривать в контексте взаимоотношений человека, общества и государства, роли общества в функционировании государства и роли государства в общественном развитии. Взаимоотношения человека, общества и государства достаточно четко определены в Конституции РФ 1993 г., согласно которой высшей ценностью в российском демократическом федеративном правовом государстве являются человек, его права и свободы. Государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2). Единственным источником власти и носителем суверенитета, т.е. верховной власти в России является ее многонациональный народ (ст. 3). Подчеркнем положение о том, что не государство, а народ - источник и носитель верховной власти в России. Об этом следует помнить в процессе изучения всего курса экологического права.
Для понимания природы, сущности и содержания экологической функции российского государства, развития и реализации экологического права в плане соотношения общества и государства важно иметь в виду также некоторые экологически значимые положения преамбулы Конституции России. В ней говорится:
"Мы, многонациональный народ Российской Федерации,
соединенные общей судьбой на своей земле,
утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие,
<...>
возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации".
Таким образом, мы - народ, проявив посредством референдума свою верховную власть, установили основы конституционного строя России, сами определили права и свободы человека и гражданина, основы федеративного устройства государства, утвердили правовой статус Президента России как главы государства, статус высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также местного самоуправления.
Все это дает основание рассматривать государство в лице Президента РФ как его главы, органов законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, а также органы местного самоуправления в качестве инструментов общества в решении общих для него задач, в том числе связанных с природной средой, - иными словами, в реализации функций государства. Из Конституции РФ вытекает, что российское государство, как и органы местного самоуправления, решают "общие задачи" в процессе осуществления своих функций от имени народа, ради народа и в интересах народа. Важно подчеркнуть это.
Что же понимается под функциями государства?
Функции демократического государства представляют собой основные или главные направления его деятельности, вызываемые потребностью решения некоторых общих для общества задач. Функции выражают сущность и назначение государства в обществе. Соответственно в недемократическом государстве в рамках функций могут решаться некоторые задачи в интересах не всего общества, а отдельных социальных групп, что для российского государства в прошлом было традиционным.
Экологическая функция государства признана теоретиками государства и права как одна из основных и самостоятельных функций современного российского государства. В литературе по теории государства и права она иногда называется функцией по охране природы (охране окружающей среды, охране окружающей природной среды). Представляется, что содержание экологической функции государства не сводится лишь к охране природы, оно гораздо шире. Общество в равной мере заинтересовано в оптимальном комплексном и одновременном решении ряда наиболее существенных задач, касающихся природы и ее ресурсов. С учетом сказанного экологическая функция государства включает в свое содержание деятельность по распоряжению в интересах общества природными ресурсами, находящимися в собственности государства, а также деятельность, направленную на обеспечение рационального использования природных ресурсов с целью предупреждения их истощения, на охрану окружающей среды от деградации ее состояния, соблюдение, охрану и защиту экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц. По степени эффективности реализации этой функции можно судить об истинном отношении государства к обеспечению рационального природопользования, охране окружающей среды, человеку.



Изучение развития правового регулирования природопользования и охраны природы в историческом аспекте показывает, что экологическая функция не является функцией лишь современного государства. Функции государства - категория объективная как по содержанию, так и по методам осуществления. Чтобы существовать и эффективно развиваться в соответствии с целями и задачами этого развития, государство должно осуществлять общественно значимую деятельность в конкретных направлениях. Потребность в осуществлении экологической функции государства появляется тогда, когда возникает общественная потребность или потребность классов, отдельных социальных групп в решении задач природопользования и охраны окружающей среды. При этом важно иметь в виду динамику ее содержания, правовых и организационных форм и методов осуществления. Содержание функции определяется практическими интересами и задачами государства на разных этапах его развития. Вплоть до XX века функция охраны природы развивалась преимущественно через функцию защиты прав собственности, экономических, военных и налоговых интересов государства. Она была второстепенной и несамостоятельной функцией.
Осуществление функции есть не что иное, как практическая деятельность по решению определенных общих задач, стоящих перед обществом и государством. Однако задачи могут решаться эффективно и менее эффективно либо не решаться вовсе. Хотя природоохранительная функция российского государства характеризуется как основная и постоянная, но, судя по состоянию окружающей среды в стране, она чрезвычайно малоэффективна. Поэтому, наряду с выделением функции по охране природы в качестве самостоятельной и основной, для ее оценки с точки зрения эффективности важно выработать и использовать соответствующие критерии. Наиболее приемлемым представляется критерий обеспечения государством соблюдения, охраны и защиты права каждого на благоприятную окружающую среду.
Экологическая функция государства реализуется в разных формах. Под формами понимаются методы или способы ее осуществления. Выполняя экологическую функцию, государство использует правовые и организационные методы. К правовым методам относится принятие законов и иных нормативных правовых актов по природопользованию и охране окружающей среды, правоприменительная и правоохранительная деятельность. Под правоприменительной деятельностью понимается деятельность специально уполномоченных государственных органов по реализации экологических норм права. Правоохранительной является деятельность специально уполномоченных органов по охране права путем применения юридических мер воздействия в соответствии с законом. Таким образом, названные правовые формы осуществления экологической функции российского государства реализуются преимущественно в рамках специализированных ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной.
К организационным методам осуществления функции государства по природопользованию и охране окружающей среды относится принятие экономических мер (бюджетное финансирование, выделение кредитов и т.п.), нормирование предельно допустимого загрязнения окружающей среды, планирование охраны окружающей среды, проведение экологической экспертизы, экологической сертификации, мониторинга, экологического контроля и др. Хотя организационные методы не являются правовыми, но важно иметь в виду, что они опосредуются в праве окружающей среды и соответственно осуществляются в правовых рамках.
Выполнение государством экологической функции есть не что иное, как регулирование соответствующих общественных отношений. Значительная часть наиболее важных общественных отношений по поводу природы регулируется экологическим правом. Таким образом, признание деятельности по распоряжению в интересах общества природными ресурсами, находящимися в собственности государства, обеспечению их рационального использования с целью предупреждения их истощения и охраны окружающей среды от разнообразных вредных воздействий, по обеспечению соблюдения, охраны и защиты экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц в качестве одной из основных функций государства является важнейшей предпосылкой и фактором формирования отрасли экологического права в системе российского права.
^ 3. Концепция устойчивого развития.

Одна из современных, наиболее распространенных и поддерживаемых мировым сообществом концепций взаимодействия общества и природы - концепция устойчивого развития. Ее появление, развитие и признание связано с природоохранительной деятельностью ООН. По инициативе Генерального Секретаря ООН в 1984 году была создана Международная комиссия по окружающей среде и развитию, которую возглавила премьер-министр Норвегии Гро Харлем Брундтланд. В задачи Комиссии входила, в частности, выработка предложений долгосрочных стратегий в области окружающей среды, которые позволили бы обеспечить устойчивое развитие к 2000 году и на более длительный период; рассмотрение способов и средств, с использованием которых мировое сообщество смогло бы эффективно решать проблемы окружающей среды. Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию "Наше общее будущее" был представлен Генеральной Ассамблее ООН в 1987 году.

Центральное место в этом документе занимает концепция устойчивого развития. Исходя из того, что основной задачей развития является удовлетворение человеческих потребностей и стремлений, устойчивое развитие определяется как такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Другими словами, устойчивое развитие - это экологически обоснованное экономическое и социальное развитие.

Существенное достоинство концепции устойчивого развития в том, что она учитывает не только экологический, но и временной фактор. Ориентированная на длительную перспективу модель устойчивого развития основана на идее равенства интересов настоящего и будущих поколений. Известно, что достижение современным обществом и государством целей социально-экономической и экологической политики сопровождалось деградацией природы в ущерб будущим поколениям. Закрепленная в нормах права модель устойчивого развития является формой регулирования социальной ответственности современного общества и государства за создание условий для будущих поколений удовлетворять разнообразные потребности - физиологические, экономические, духовные и иные - в процессе взаимодействия с природой.

Концепция устойчивого развития получает закрепление и развитие в российском законодательстве об окружающей среде. Необходимость ее разработки и реализации предусмотрена в двух специальных Указах Президента РФ - от 4 февраля 1994 г. "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития" и от 1 апреля 1996 г. "О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию".
^ 4. Экологические отношения: понятие, виды.

Экологические отношения - самостоятельная область общественных отношений, которые развиваются в процессе взаимодействия общества и природы.

Взаимодействие общества и природы исторически подразделяется на две подсистемы , существующие в единстве и борьбе противоречий:


  • экологическую;

  • экономическую.

^ Экономическая подсистема направлена на потребление природных ресурсов как источников продовольствия и сырья, на использование природной среды в качестве места и средства жизни. Она выражает экономические интересы общества, олицетворяющие потребительское отношение к природе.

^ Экологическая подсистема выражает потребности общества и отдельного человека в чистой, здоровой и благоприятной для жизни окружающей природной среде.

Экологические отношения вторичны по своему происхождению. Они возникают как защитная реакция на появление отрицательных последствий экономической деятельности человека по использованию природы.

Формы экологических отношений:

1.
охрана природы (сохранение естественных экосистем, памятников природы, заповедников).

2.
рациональное использование природных ресурсов, которое сочетает экономное использование природных ресурсов с учетом требований охраны окружающей природной среды.

3.
оздоровление и улучшение окружающей человека природной среды.

Виды экологических отношений:


  • природоохранительные;

  • природноресурсовые.

Природоохранительные отношения возникают в связи с охраной природных объектов в комплексе их взаимосвязи с экологической средой. Непосредственными объектами охраны здесь выступают природная среда как совокупность экологических систем, отдельные природные комплексы и территории.

^ Природноресурсовые отношения - отраслевые. Они складываются применительно к отдельным охраняемым природным объектам, природным ресурсам, которые служат источниками удовлетворения экономических потребностей. В данном аспекте они включают:


  • земельноохранительные;

  • отношения по охране недр;

  • лесоохранные;

  • водоохранные;

  • отношения по охране животного мира;

  • отношения по охране атмосферного воздуха.

Для этих отношений характерна двойная связь. С одной стороны, выполняя охранительные задачи, они входят в состав экологических отношений. С другой - образуют органическое целое с отношениями в области рационального использования земель, недр, вод, лесов и т.д.
^ 5. Состав и объекты экологических правоотношений.

Правоотношение является сложным социальным образованием, имеющим определенное внутреннее строение, составными элементами которого являются участники, объекты и содержание правоотношения.

Участники правоотношений (субъекты):

1.
физические лица;

2.
юридические лица;

3.
государство.

Участники экологических правоотношений выступают в них в качестве:

1.
носителей экологических прав и обязанностей;

2.
субъектов хозяйственной и иной деятельности (в том числе природопользователей, а в предусмотренных законодательством случаях - собственников природных ресурсов), к которым предъявляются природоохранные требования;

3.
лиц, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды и защиты экологических прав.

Кроме того, государство в лице специально уполномоченных органов государственной власти, органов местного самоуправления выступает в экологических правоотношениях в качестве правоприменителя.

  • 8. Экологическое законодательство.
  • 10. Фз рф «Об охране окружающей среды» как головной акт экологического права.
  • 11. Понятие и общая характеристика объектов экологического права.
  • 12. Окружающая среда как объект экологического права, ее соотношение с понятиями «природная среда», «естественная экологическая система».
  • 13. Общая характеристика права собственности на природные объекты.
  • 14. Природные объекты как объекты права собственности. Фонды природных ресурсов.
  • 15. Субъекты права собственности на природные объекты, их правомочия.
  • 16. Общая характеристика права природопользования.
  • 17. Экономическое регулирование охраны окружающей среды.
  • 18. Понятие и структура эколого-правового механизма охраны окружающей среды.
  • 19. Понятие и основные направления экологизации законодательства. Гарантии исполнения эколого-правовых предписаний.
  • 20. Понятие и принципы управления природопользованием и охраной окружающей среды.
  • 21. Система органов экологического управления. Их функции.
  • 22. Государственный учет природных ресурсов и ведение кадастров.
  • 23. Планирование и прогнозирование рационального природопользования и охраны окружающей среды.
  • 24. Экологический контроль и экологический мониторинг.
  • 25. Оценка воздействия на окружающую среду. Экологическая экспертиза.
  • Каковы принципы экологической экспертизы?
  • Каковы виды экологической экспертизы?
  • Каковы объекты государственной экологической экспертизы на федеральном уровне?
  • Какие органы являются специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы?
  • 26. Нормирование охраны окружающей среды.
  • 27. Экологические права граждан.
  • 28. Понятие и виды юридической ответственности за экологические правонарушения.
  • 29. Понятие и виды экологических правонарушений.
  • 30. Уголовная ответственность за экологические преступления.
  • 31. Административная ответственность за экологические правонарушения.
  • 32. Механизм возмещения вреда окружающей среде.
  • 33. Гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения.
  • 34. Понятие и виды вреда окружающей среде.
  • 35. Общая характеристика экологических функций правоохранительных органов.
  • 36. Соотношение права собственности на природные объекты и права природопользования.
  • 37. Земля как объект правового регулирования.
  • 38. Земельный фонд. Категории земель.
  • 39. Право собственности на землю. Эколого-правовые аспекты.
  • 40. Права и обязанности собственников земель, землевладельцев, землепользователей, арендаторов.
  • 41. Виды вещных прав на землю. Общая характеристика.
  • 42. Земельный кодекс рф. Общая характеристика.
  • 43. Государственное управление земельным фондом. Общая характеристика.
  • 44. Мониторинг земель. Земельный контроль.
  • 45. Государственный учет земель, государственный земельный кадастр.
  • 46. Землеустройство.
  • 47. Ответственность за земельные правонарушения.
  • 48. Понятие недр как объекта правового регулирования. Фонд недр.
  • 49. Право пользования недрами.
  • 51. Основные требования правовой охраны недр.
  • 52. Воды как объект правового регулирования.
  • 53. Право водопользования, его виды.
  • 54. Государственное управление охраной и использованием вод.
  • 55. Правовая охрана вод.
  • 56. Лес как объект правового регулирования.
  • 57. Право лесопользования, его виды.
  • 58.Государственное управление использованием и охраной лесов.
  • 59. Правовая охрана лесов.
  • 60. Животный мир как объект правового регулирования.
  • 62. Право пользования животным миром, его виды и особенности.
  • 63. Правовая охрана животного мира.
  • 2. Охрана среды обитания, условий размножения и путей миграции жи­вотных.
  • 64. Атмосферный воздух как объект правового регулирования.
  • 65. Правовая охрана атмосферного воздуха.
  • 66. Общая характеристика правового режима особо охраняемых природных территорий.
  • 67. Правовая охрана окружающей среды городов и других населенных пунктов.
  • 70. Международно-правовой механизм охраны окружающей среды, принципы и объекты охраны
  • 3. Принципы международного права окружающей среды
  • 71. Международное законодательство в области охраны окружающей среды, международные организации и конференции в области охраны.
  • 72. Байкал как объект эколого-правового регулирования.
  • 1. Формы взаимодействия общества и природы. Их развитие на современном этапе. Экологический кризис.

    Научно-методологической основой экологи­ческого права являются современные теоретиче­ские представления о взаимодействии человека, общества и природы.

    Взаимодействие общества и природы как ес­тественный и объективный процесс, необходи­мое условие существования человека проявляет­ся в двух основных формах.

    Люди используют объекты и силы природы с целью удовлетворения своих биологических и иных потребностей, создания средств для жизни. Использование природных ресурсов, выступая одной из форм взаимодействия общества и при­роды, обеспечивает экономические интересы об­щества.

    В процессе этой деятельности на протяжении многих веков люди оказывали активное преобра­зующее воздействие на природу. В условиях со­временной научно-технической революции его масштабы существенно изменились, хозяйствен­ная деятельность человека превратилась в фактор глобального характера, сопоставимый с действи­ем сил самой природы. В результате стали оче­видными критические пределы влияния на при­роду сразу во многих отношениях: обнаружилась конечность запасов традиционных источников сырья и энергии, возросло загрязнение окружающей среды, нарушились естественные механизмы саморегуляции в биосфере, что привело к резкому и негативному изменению условий существования са­мого человека.

    Обострение указанных проблем поставило общество перед необходимо­стью организации рационального использования и воспроизводства природ­ных ресурсов, специального регулирования хозяйственной деятельности, направленных на гармонизацию экологических и экономических интересов. Это вызвало к жизни новую форму взаимодействия общества и природы -охрану окружающей природной среды, обусловило появление экологичес­кой функции государства и права.

    Чем обусловливается изменение отноше­ния общества к природе?

    Концепция потребительского отношения к природе. Потреби­тельское отношение общества к природе и ее ресурсам было гос­подствующим, если не на словах, то на деле, в государствах как с рыночной экономикой, так и с плановой. Концепция потреби­тельского отношения к природе торжествовала веками, особенно начиная со стадии капиталистического развития общества. Что касается практики взаимодействия советского общества с приро­дой, то оно было фактически потребительским на протяжении всего периода строительства социализма и коммунизма. В основ­ном таким же оно сохраняется в России и сейчас. В практическом плане суть этой концепции заключается в том, что природа вос­принимается как кладовая, из которой должны извлекаться ре­сурсы для развития материального производства и создания бо­гатства общества.

    Концепция невмешательства в природу. Эта концепция про­тивоположна предыдущей. Она может рассматриваться лишь в чисто теоретическом аспекте, поскольку в процессе общественно­го развития человек не может не вмешиваться в природу, не ока­зывать на нее положительного или отрицательного воздействия. Сторонники этой концепции исходят из того, что все процессы в природе осуществляются на основе объективных законов, «при­рода знает лучше» и всякие попытки вмешательства в природу с целью исправления ее дефектов без учета законов ее развития оборачиваются серьезными последствиями и для человека, и для природы.

    Концепции ограничения экономического развития, по­требностей и народонаселения. Появление этих концепций в 60-70-е гг. явилось реакцией на истощение природных ресур­сов, высокие уровни загрязнения окружающей природной среды, одним словом, на деградацию природы. Сторонники этих концеп­ций считают, что для того чтобы предупредить эколо­гическую катастрофу и жить в гармонии с природой, человечест­во должно ограничить свои потребности, развитие экономики, ко­торая должна быть ориентирована на удовлетворение этих потребностей, и рост численности населения.

    Эти концепции были подвергнуты резкой критике во всем мире. Призывы к торможению экономического развития челове­чества оцениваются как утопичные и реакционные.

    Концепция устойчивого развития. Одна из современных, наи­более распространенных и поддерживаемых мировым сообщест­вом концепций взаимодействия общества и природы -концеп­ция устойчивого развития. Ее появление, развитие и признание связано с природоохранительной деятельностью ООН. Была создана Меж­дународная комиссия по окружающей среде и развитию. В задачи Комиссии входила, в частности, выработка предложе­ний долгосрочных стратегий в области окружающей среды, кото­рые позволили бы обеспечить устойчивое развитие к 2000 г. и на более длительный период; рассмотрение способов и средств, с ис­пользованием которых мировое сообщество смогло бы эффектив­но решать проблемы окружающей среды. Устойчивое развитие определяется как такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Другими словами, устойчивое развитие - это экологически обоснованное экономическое и со­циальное развитие.

    Существенное достоинство концепции устойчивого развития в том, что она учитывает не только экологический, но и временной фактор. Ориентированная на длительную перспективу модель ус­тойчивого развития основана на идее равенства интересов насто­ящего и будущих поколений. Известно, что достижение совре­менным обществом и государством целей социально-экономичес­кой и экологической политики сопровождалось деградацией при­роды в ущерб будущим поколениям. Закрепленная в нормах права модель устойчивого развития является формой регулирования социальной ответственности современного общества и госу­дарства за создание условий для будущих поколений удовлетво­рять разнообразные потребности - физиологические, экономи­ческие, духовные и иные - в процессе взаимодействия с приро­дой.

    Концепция устойчивого развития получает закрепление и раз­витие в российском законодательстве об окружающей среде. Не­обходимость ее разработки и реализации предусмотрена в двух специальных указах Президента РФ - от 4 февраля 1994 г. «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» и от 1 апреля 1996 г. «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию».

    Общепланетарная природа называется биосферой. Сфера жизни человека и всего живого.

    Понятие экологии естественнонаучное понятие, впервые предложено в 1866 году биологом Геккелем. Экос – дом, жилище, и логос – наука.

    Впоследствии, в ХХ веке, появляется такая разновидность экологии, как «социальная экология», появляется отрасль права «экологическое право».

    Следующие формы взаимодействия общества и природы.

    Первой, основополагающей формой является экологическая форма . В основе её лежат естественные законы развития человека и природы. Она абсолютно бессознательная – уже появившись в природе в первобытной форме человек в неё вступает (дышу воздухом, пьёт воду, ходит по земле…). Эта форма не нуждается в правовом регулировании, здесь господствуют естественные законы.

    По мере развития общества появляются и другие формы. Уже первые попытки земледелия и использование огня – это оказание влияние на природу, изменение её. И дальше тоже только усиливалось влияния.

    Экономическая форма . В отличие от экологической в её основе лежат социальные законы. Есть свой социальный интерес – чтобы укрыться от холода пещер и огня уже недостаточно, уже дома и прочее.

    На определённом этапе развития (в ХХ веке где-то) осознаёт человечество, что не сохраняя среду обитания и только её используя жить нельзя. Уже и человек сам страдает – от ухудшающейся природной среды, исчерпывающихся ресурсов…

    Форма эколого-экономическая . Она основана на приоритете экологических интересов над экономическими. Это утопия и идеалы, к которому стремится человечество.

    От этой формы есть ряд подформ (для того, чтобы этот приоритет экологии на экономикой был выдержан).

    Рациональное природопользование . Тоже своего рода утопия. Рациональное – это бережное неистощимое использование природных ресурсов.

    Но сегодня человечество живёт за счёт тех ресурсов, которые невосполнимы – это уголь, нефть, газ. Они рано или поздно закончатся – и надо чем-то будет их заменить. И хотя есть биоэнергия, солнечная энергия и ветряная – но они пока заменить не могут.

    Охрана природы . Если не охранять – приоритет выдержан не будет. Охрана природы тоже имеет своё развитие.

    Впервые охрана природы как осознанная деятельность человека появилась в XIX веке в консервативном виде – стали впервые создаваться особо охраняемые территории. В России это традиционно заповедники, в Америке – национальные парки.

    В ХХ веке охрана природы приобретает более широкое значение и рассматривается уже широко. Природа в целом подлежит охране, наряду с особо охраняемыми территориями (появились природные парки, национальные парки, заказники…).



    В СССР в 1960 году был принят первый закон об охране природы (правда, он был не очень-то эффективен – возможно, это была дань моде, так как во многих странах его приняли).

    Это внутренняя задача государства – заботиться о своей природе.

    На рубеже ХХ и XXI веков оно из просто охраны превратилось в защиту и оздоровление и выходит за рамки национальной задачи – и становится общемировой задачей.

    В частности, у нас проводилась федеральная целевая программа возрождения реки Волги в конце 90-х годов – то есть новые задачи и на оздоровление направлены.

    Планетарная природа едина для всех и в природе всё взаимосвязано – поэтому на международном уровне решаются проблемы экологии. С конце 90-х годов международные конференции стали собираться.

    Экологическая безопасность как форма взаимодействия общества с природой.

    Экологическая безопасность – это состояние защищённости жизненно важных интересов человека, государства, общества от негативных факторов окружающей среды, природного и техногенного характера.

    Отношение к природе у человека менялось. Дом, в котором он живёт, он должен держать в порядке.

    2. Экологический кризис: понятие, формы проявления, причины появления и пути преодоления.

    Экологический кризис – это достаточно сложное негативное явление, в Росси о нём стали говорить только в 70-х годах ХХ года. У нас в СССР ни экономический, ни экологический кризис не признавался.

    Впервые термин появился в Америке.

    Слово «кризис» греческого происхождения – трудное, тяжёлое положение.

    Экологический кризис – это та стадия взаимодействия общества и природы, на которой до предела обостряются экономические и экологические интересы общества.

    То есть с одной стороны мы хотим жить в благоприятной экологической среде, с другой хотим экономическое развитие. Это противоречие, которое лежит в основе появления экологического кризиса.

    Деградация окружающей среды отражается на здоровье человека, оказывает на него негативное влияние.

    Экологический кризис – это сложное многогранное явление, проявляющее в разных формах.

    Корни экологического кризиса уходят практически во все сферы жизни общества – экономическую, социальную, политическую (политика государства, желание решать экологические проблемы тоже влияют).

    Не будет общество заниматься проблемами экологии, если они озабочены только выживание. Россия находится в десятки самых загрязнённых стран. Но наши запасы природных ресурсов и необъятные просторы всё равно позволяют достаточно долго просуществовать.

    Формы проявления экологического кризиса.

    Радиационное загрязнение . Является чрезвычайно опасной формой экологического кризиса – оно при разработки радиоактивных руд или при авариях бывает. Опасность этого вида в том, что оно способно передаваться на большие расстояния, закрепляются в организме радиационные организмы, являются канцерогенами, вызывающими онкологические заболевания. Если в небольших дозах – то мы адаптируемся (ибо солнце тоже излучает).

    Наш самый яркий пример – это всем известный Чернобыль, Чернобыльская катастрофа. И ещё у нас существовал Семипалатинский полигон, где испытывалось ядерное оружие (подземные и надземные испытания). И два миллиона мирных жителей, живущих в окрестностях, тоже облучались регулярно.

    Радиация влечёт за собой изменения на генном уровне – а это ведёт к тому, что генетические изменения передаются из поколения в поколении. Да и мы уже меняемся, причём довольно серьёзно. Радиация ведёт к мутациям.

    В середине 80-х годов был проект «Поворот рек вспять». Для изменения течения таких крупных рек необходимо было произвести множество ядерных взрывов ведь. В общем, хорошо, что не было реализовано – так как в стране началась перестройка. Но несколько взрывов было сделано. И люди приходили на это посмотреть. Мощность взрыва такова была, что в радиусе 70 километров на столах подпрыгивала посуда.

    Для того, чтобы не поднялось международного конфликта, в течение месяца радиоактивные облака гоняли над территорией СССР – ждали того момента, пока они выпадут осадками у нас.

    Кроме того, есть такие вещества, как диоксины – это тоже канцерогены. Они появляются там, где при производстве используется хлор, а это пластик (пластиковые пакеты, пластиковые окна, виниловые обои…). При сжигании пластика – это очень опасно. В деньгах тоже есть диоксин, при их производстве использовался хлор.

    Диоксины не менее опасны, чем радиация.

    А у нас одна из система очистки – это хлорирование, поэтому даже питьевая вода у нас может быть в диоксинами. Хлор – летучее вещество и при отстаивании воды ситуация улучшается.

    Ещё одна форма проявления экологического кризиса – это загрязнение атмосферного воздуха.

    Любая промышленность, автотранспорт (и в последнее время он выходит на первое место). И это особенно опасно потому, что у нас 60% населения – городские жители.

    Загрязнённый воздух влияет на психику человека. Около 45% призывников страдают отклонениями психики – как правило это городские жители, которые живут в более быстром темпе в условиях неблагоприятной окружающей среды.

    Чаще всего болезни органов дыхания, кровообращения, аллергические реакции.

    Следующая форма проявления кризиса – это загрязнение вод.

    Россия – обладательница больших запасов водных ресурсов, но ¾ наших озёр и вод загрязнены и считаются непригодными для питьевой воды без предварительной очистки.

    Стандарт нашей воды отличается, но, в целом, соответствует европейскому стандарту питьевой воды.

    Загрязнение почв.

    Выведение из сельхоз оборота большого количества пахотных земель – земли деградируют.

    Конечно, форм гораздо больше. По этому вопросу в том же интернете к семинарскому занятию поискать. Можно глобальные проблемы – потепление климата, появление озоновых дыр.

    Можно сделать недлинный, краткий, содержательный и интересный доклад – который не читать, а рассказать. И не увлекаться химическими веществами.

    Причины экологического кризиса в Российской Федерации.

    1. Одна из первых причин – длительное время господство государственной собственности на природные ресурсы и средства производства, воздействующие на неё.

    Экономика была плановая – главное было выполнить план и неважно было, какие расходы и каковы отходы.

    2. Вторая причина – длительное время господство военно-промышленного комплекса. Гонка вооружения, накопления арсенала. Львиная доля государственного бюджета расходовалась на военный комплекс и ничтожно мало на экологию.

    Многие экологические целевые программы до конца не доводятся из-за недостаточности финансирования.

    Вот у нас была программа по восстановлению Волги – это копирование с Рейна. Но Рейн и впрямь очистили, а Волгу – нет.

    3. Ещё одна причина – потребительское отношение к ресурсам. Плюс ещё у нас страна очень богата ресурсами и ими разбазариваются (нефть, газ и лес). Потребительская психология.

    4. Кроме того, низкий уровень экологической культуры (как, впрочем, и правовой культуры, и вообще – культуры).

    5. Отсутствие гласности – мы практически не слышали о проблемах экологии. Про тот же Чернобыль было всего два маленьких столбца в газете и в них была наглая ложь, что там всё нормально и в пределах нормы.

    Пути преодоления – совершенствование экологического законодательства с целью преодоления экологического кризиса.