Физика вокруг нас и в банковской сфере. Физика вокруг нас. Проявление и применение



























































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

В школе ДТС 17 (школа - подразделение Детского туберкулёзного санатория 17 СВАО г.Москвы) учатся дети, поступающие из больниц, приютов, интернатов не только Москвы, а также других городов России и стран СНГ. Как правило, это дети, получившие эпизодические. отрывочные знания в силу своей болезни. У многих утерян интерес к учёбе, они не верят в свои силы и возможности. Задача коллектива учителей: поднять мотивацию, вселить в детей уверенность в своих силах. Это возможно прежде всего через формирование интереса к своим предметам. В этих целях проводятся предметные внеклассные мероприятия - КВН, спектакли, соревнования, открытые уроки для всех детей санатория с использованием современных средств. Одной из форм формирования интереса к учёбе является летняя кружковая работа по предметам. Этой работой мы можем заниматься только летом, регламент работы санатория не позволяет это делать в учебное время. Наше учреждение в первую очередь - лечебное.

Возраст детей - ученики с первого по восьмой класс. Время лечения от трёх месяцев до девяти. Некоторые из тех, кто лечился летом, продолжают лечение в течение учебного года.

Моя презентация состоит из трёх частей: «Физика в опытах» - занятия кружка. «Физика в белом халате», викторина. При знакомстве с новыми учениками на уроке я её показываю, чтобы продемонстрировать возможности детей, заинтересовать их своим предметом, вселить уверенность в их способности. Вторая часть - «Физика в белом халате», устанавливает связь физики с процессом лечения детей, расширяет кругозор. Физика вокруг нас везде! Викторина подводит итог работы.

Слайды презентации я использую выборочно при изучении соответствующих тем на уроках, выполняю просьбу учеников - проделать опыт самостоятельно.

Тема урока Слайды
Инерция 5
Атмосферное давление 6-13,17, 32, 35, 37, 39
Сила Архимеда 14
Введение в курс физики 15-18, 24
Постоянные магниты, магнитное поле 19, 41
Тепловое расширение. 20, 32, 34
Сообщающиеся сосуды 21, 37
Реактивное движение 22
Теплопередача 34
Закон сохранения и превращения энергии 38, 39
Отражение света 24
Действие тока 40-46
Электризация 42

На занятиях кружка дети не просто проделывают опыт сами, они пытаются найти объяснение полученным результатам. Получают исторические справки и этапы применения физических законов в развитии медицинских приборов. Метод косвенного измерения величин путем сравнения (измерение атмосферного и артериального давления).

Темы занятий и опытное подтверждение явлений в следующем списке:

1-е занятие. Изучаем явление инерции.

Проводим несколько опытов:

  1. 100-граммовый груз подвешен на нити, к нижнему крючку груза привязана нить. Всем детям предлагается вопрос: что произойдёт, если мы резко дёрнем за нижнюю нить? А что произойдёт, если тянуть за нижнюю нить плавно усиливая нагрузку? Получаем противоречивые ответы. Затем проводят опыт все желающие. Получили результат. Объяснили.
  2. Прошу привести примеры явления из повседневной жизни. (Игра в догонялки, правила дорожного движения, отклонение пассажиров при резкой остановке и резком увеличении скорости и др.)
  3. Опыт с монеткой на кольце. Задача: как не касаясь монеты, отправить её в бутылку. Все дети предлагали свой вариант, пытались своё предложение проверить на опыте. И когда один из кружковцев выполнил поставленную задачу, все дети захотели проделать опыт сами.(слайд 5)
  4. Опыты с внезапной остановкой и рывком тележки с бруском.

2-3-е занятия. Тема: атмосферное давление.

  1. Опыт: набираем воду в шприц. Объясняем - почему вода следует за поршнем и почему не выливается из шприца. Опыт проделали все дети. (Слайд 6)
  2. Опыт: монетка залита водой. Задача: достать монетку не замочив руки.(Слайд 7,8).
  3. Опыт:стакан с водой прикрываем листом бумаги и переворачиваем. Вода не выливается. Почему? Опыт проделали все дети, каждый хотел повторить опыт. Наблюдаемое объяснили. (Слайды 9, 10,11)
  4. Опыт с магдебургскими полушариями (слайд 12, 13). После рассказа об истории опыта, проделали сами опыты. Объяснили суть опыта.

4-е занятие. Тема: сила Архимеда.

Опыт, подтверждающий существование силы Архимеда и способы её определения.

(Слайд 14). Опыту предшествовала легенда об открытии этой силы, жизненные наблюдения детей (игры на воде с мячом, способность удержать в воде тела, которые на земле поднять невозможно - сил не хватает. Почему тяжёлые суда с грузом и людьми не тонут?). Один из способов определения силы Архимеда - с помощью динамометра. Все дети измерили эту силу, убедились, что вес тел в воде меньше, чем в воздухе.

5-е занятие. Тема: занимательные опыты - парадоксы.

  1. Вопрос: как будет вести себя пламя свечи, если на него подуть через воронку? Большинство детей ответили - в сторону противоположную от воронки. Когда проделали опыт все желающие, то пришли к выводу: внутри воронки давление меньше, чем атмосферное, поэтому пламя втягивается внутрь воронки.
  2. Задание. Задуйте свечу, спрятанную за бутылку. Объяснили явление.

6-е занятие. Тема: изучение магнитных полей постоянных магнитов, их взаимодействие.

(Слайд 19) .Беседа о магнитном поле Земли. Легенды, связанные с существованием магнитных руд.

7-е занятие. Тема: тепловое расширение тел при нагревании.

Демонстрация опыта (слайд 20). И разговор о том, где в повседневной жизни и технике встречались с учётом этого явления. (Теплопроводы, биметаллические пластины и др.)

8-е занятие с детьми не изучающими физику.

Цель: удивить, заинтересовать, подготовить к изучению физики, заинтриговать и показать, что изучать физику просто здорово!

  1. Опыт с сообщающимися сосудами. Расшифровать название, рассмотреть свойство для однородной жидкости. Вспомнить: где мы встречались с ними в повседневной жизни. Дети сразу назвали чайник и лейку. (Слайды 21, 22)
  2. Опыт с моделью реактивного движения. Все попробовали проделать опыт сами. Поговорили о реактивных самолётах, космических ракетах, посмотрели учебные.таблицы по теме. (Слайд 22)
  3. Опыт: звуковой резонанс. Проделали опыт все желающие. (Слайд 23)
  4. Опыт: зажги вторую свечу без спичек. (Слайд 24). Вопрос: а в жизни кто из вас проделывал подобный опыт? Возможно подумаете и дадите ответ на вопрос: кто чаще других это делает? Конечно девчонки, которые при всяком удобном случае любуются собой в зеркале!

9-е занятие . Знакомство с компьютером.

Многие дети - пациенты нашего санатория из неблагополучных или неполных семей, у них нет многих привычных для большинства современных семей электронных игр, планшетов, компьютеров. Они очень хотят научиться пользоваться компьютером: печатать, делать презентации, открывать документы и др. Для таких детей проводились индивидуальные занятия. (Слайд 26)

10-11-е занятие посвящено созданию проекта по итогам работы кружка .

(Слайд 28)

12-13-е занятия посвящены просмотру и обсуждению презентации «Физика в белом халате».

Цель: сопоставить полученные знания на занятиях кружка с лечебными процедурами, которые проводятся в нашем санатории. Увидеть физику в медицине, которая ближе всего нашим пациентам.

  1. Рассказ об открытии рентгеновских лучей и их использовании для диагностики и контроля за лечением туберкулёза. (Слайд 30)
  2. Стетофонендоскоп(стетоскоп) -усилитель звука процессов, сопровождающих работу сердца и лёгких человека. По изменению звука доктор ставит диагноз. Впервые этим методом воспользовался Гиппократ. Он просто прикладывал ухо к груди пациента. Открыватель прародителей современных фонендоскопов - личный врач Наполеона 1 Рене Лаэннек. А название прибору дал Николай Сергеевич Коротков. . Можно провести аналогию фонендоскопов с резонаторным ящиком камертона, усиливающим звук. (Слайд 31)
  3. Забор крови на анализ проводится благодаря тому, что давление крови больше атмосферного. Кровь поэтому самотёком перетекает в пробирку. Процесс протекает быстрее, если руки тёплые, сосуды расширены т.е. тепловое расширение в медицине. (Слайд 32)
  4. Измерение давления. Давление крови на стенки сосудов больше атмосферного. Нормальным считается давление 120/80. Верхнее число показывает давление в момент сжатия сердца, когда оно выталкивает кровь в артерию. Это давление равно давлению воздуха в манжете. Нижнее число показывает давление в момент расслабления сердечной мышцы. Оно служит характеристикой состояния сосудов. (слайд 33)
  5. При измерении температуры ртутным термометром мы сталкиваемся с расширением тел при нагревании и теплопередачей. (Слайд 34)
  6. Атмосферное давление помогает набрать лекарство в шприц и полечить горло. (Слайд 35)
  7. Закон Паскаля и медицина. Закон Паскаля на службе здоровья: пузырьки воздуха не должны попасть в кровь. (Слайд 36).
  8. Сообщающиеся сосуды на службе здоровья. Закон сообщающихся сосудов позволяет очистить желудок при отравлениях, если состояние здоровья пациента не позволят ему сделать это самостоятельно. Как происходит процедура промывания сможет объяснить тот, кто присутствовал на занятиях кружка, и даже те, кто ещё не изучал физику. Нужно просто внимательно рассмотреть рисунок и сопоставить с опытами, проделанными на занятиях. (Слайд 37)
  9. Нашим детям часто назначают массаж. В этой процедуре мы видим и ощущаем переход механической энергии во внутреннюю. (Слайд 28)
  10. Баночный массаж. Атмосферное давление и переход механической энергии во внутреннюю при лечении этим методом. (Слайд 39)
  11. Профиль нашего санатория - лечение туберкулёза. Но к сожалению, у большинства детей - целый букет непрофильных заболеваний, и дети нуждаются физиотерапевтическом лечении. В процедурном кабинете различные аппараты, в работе которых используется световое, тепловое, бактерицидное действия тока различных частот. Назначенные процедуры помогают справиться с болезнью пациентов быстрее. (Слайд 40).
  12. Магнитотерапия - лечение магнитным полем. На слайде 41 снимок такого аппарата. Общепризнанные эффекты лечения магнитными полями различной интенсивности: улучшение кровообращения, обезболивание, противовоспалительное, противоотёчное и многие другие действия.
  13. Аэрозольтерапия. Лекарственные вещества при этом методе лечения мало разрушаются, сохраняют фармакологическую активность. Чтобы избежать потерь лекарств при ингаляции, используется принудительная подзарядка аэрозольных частиц электрическим зарядом. (Слайд 42).
  14. Электросон. Для лечения используются токи низкой и средней частоты. В результате лечения улучшается состояние центральной нервной системы, снижается артериальное давление, изменяется гормональный и иммунный статус больных. Эффект зависит от подбора частоты тока, формы импульса и диагноза пациента. (Слайд 43).
  15. Цветолечение для стимуляции всех оптических сред сред глаза и макулостимуляция сетчатки глаза для улучшения зрения. (Слайд 44).
  16. Лазерная стимуляция сетчатки.(Слайд 45).
  17. Пневмомассаж (вакуумный) массаж мышц глаза. (Слайд 46)

Викторина позволяет проверить степень усвоения знаний, полученных на занятиях, умение их применить, анализировать; расширить кругозор, понять, что физика вокруг нас.

(Слайды 48-59)

Источники:

  • Личные фотографии.
  • Картинки из интернета. (Fizika_v_meditsine, Физика.ru.) Слайды 37, 48, 50, 54, 56.
Михейковская средняя общеобразовательная школа

Физический вечер на тему:

«Физика вокруг нас»

Мероприятие составил и провел:

учитель высшей категории

Лавнюженков Сергей Павлович

201 3-2014 учебный год

Программа вечера:

I . Вступительная часть.

II. Разминка.

III. Конкурс эмблемы, названия, девиза команд.

IV. Физическая пауза (занимательные опыты)

V. Конкурс капитанов (кто быстрее?)

VI. Физические загадки.

VII. Кроссворд.

VIII. Игра со зрителями (физическая пауза)

IX. Кто больше?

X. Ты мне, я тебе (вопросы участников соревнования).

XI. Подведение итогов. Награждение.

XII. Заключение.

Литература:

    Физика 7 - 8 класс.

    Журнал “Физика в школе” №3 1990 г., №1 1991 г.

    Л.А. Горев “Занимательные опыты по физике” 1985 г.

    В.И. Лукашик “Сборник вопросов и задач по физике” 1985 г.

    Ланге “Экспериментальные физические задачи на смекалку” 1985 г.

I. Вступительная часть.

Добрый вечер, дорогие ребята! Мы хотим, чтобы у всех собравшихся на сегодняшний вечер физики было хорошее настроение, чтобы вы узнали, что - то новое и не скучали.

В начале послушайте, как умели шутить великие учёные - физики:

    «Ты так устал, на тебе лица нет», - сказала жена известному изобретателю Эдисону. - уходи из дому на сутки, отдохни в своё удовольствие. Эдисон послушался и куда - то исчез. Через день она нашла его... в лаборатории за очередным опытом. «Так хорошо отдохнул!» - радостно сказал ей муж при встрече.

    Однажды великий физик Резерфорд застал поздно вечером в лаборатории одного из своих учеников. «Работаю!» - с гордостью сказал тот. «А что вы делали днём?» - спросил учёный. «Работал», - последовал ответ. «А рано утром?» «Работал», - вновь услышал он. “Когда же вы обдумываете опыты?” - возмутился Резерфорд.

    Физик Кирхгоф однажды рассказывал о созданном им спектральном анализе. «Спектр Солнца свидетельствует, что там есть золото», - заметил он. «Что за польза от такого открытия! Ведь золото с Солнца не достанешь!» - возразил один слушатель. Вскоре Кирхгофу за его открытие присудили золотую медаль. «Ну, рот я и достал золото с Солнца!» - пошутил он.

    Репортёр спросил А. Эйнштейна, записывает ли он свои великие мысли и, если записывает, то куда - в блокнот, записную книжку или специальную картотеку? Эйнштейн посмотрел на объёмистый блокнот репортёра и сказал: «Милый мой! Настоящие мысли приходят так редко в голову, что их нетрудно и запомнить».

    Одна дама попросила А. Эйнштейна позвонить ей вечером по телефону. «Правда, мой номер так трудно запомнить», - сказала она, - 24361. «О нет!» - возразил физик. – «12 умноженное на два и 19, возведённое в квадрат. Так просто».

Для участия в физическом «бое» приглашаются команды 7 и 8 классов. Поприветствуем их, ребята!

Команда 7 класса: «Архимеды».

Команда 8 класса: «Ньютоны».

Перед большими соревнованиями любой спортсмен проводит разминку. Поэтому и мы с вами начнём с разминки.

II. Разминка.

Участникам команд по очереди предлагаются загадки на физическую тематику. За каждый правильный ответ угадавшему даётся жетон. Одна минута на обдумывание.

7 класс

8 класс

Виден край, а не дойдёшь. Что это?

(горизонт)

В огне не горит и в воде не тонет?

(лёд)

Может ли горизонт являться телом отсчёта?

(нет, т.к. движется вместе с наблюдателем)

Может ли лёд быть нагревателем? Когда?

(может, когда температура тела ниже температуры льда)

Красивое коромысло над лесом повисло?

(радуга)

Летит - молчит, лежит - молчит. Когда умрёт, тогда заревёт. Что это такое?

(снег)

Перечислите основные цвета радуги?

(к, о, ж, з, г, с, ф)

Почему в сильный мороз снег под ногами скрипит?

(ломаются кристаллы снега)

Не взять меня и не поднять, не распилить пилой. не вырубить и не прогнать, не вымести метлой. Но только мне придёт пора - сама уйду я со двора.

(тень)

Без рук, без ног, а в избу лезет. О чём идёт речь?

(холод, тепло)

Как получить от одного предмета тень разной длины?

(наклонять предмет под разными углами к источнику света)

Почему при холодной погоде многие животные спят клубком?

(уменьшается охлаждение организма)

III. Конкурс эмблемы, названия, девиза команд.

Команды поочерёдно представляют на суд зрителей свои названия, девизы, эмблемы.

IV. Физическая пауза (занимательные опыты)

Каждой команде необходимо объяснить опыт, который демонстрируют учащиеся.

№ опыта

7 класс

8 класс

Заполнение графина вверх дном.

Два стакана с водой. В одном яйцо плавает, в другом оно тонет

На гранёный стакан положили фанеру с тяжёлой гирей (10 кг). Ударили по гири молотком. Почему стакан не разбился?

Имеются учебные весы. На них находятся два одинаковых алюминиевых тела. Весы в равновесии. Если одно тело нагревать, то весы выходят из равновесия. Почему?

Имеется сосуд с водой. Если из него выкачивать с помощью насоса воздух, то создаётся впечатление что вода в нём кипит. Почему?

Опыт с “Артезианским водолазом”

V. Конкурс капитанов (кто быстрее?)

Каждому капитану даётся одинаковый стакан без воды и соломинка. Задание состоит в том, кто быстрее заполнит стакан водой, взятой из другого сосуда с помощью соломинки. При этом учитывается не только время, но и количество воды в стаканах.

VI. Физические загадки.

Коллективное отгадывание загадок. Предлагаются одновременно двум командам, отвечает та команда, которая первая подняла руку. Неправильный ответ и право ответить представляется другой команде. При условии, если ни одна из команд не знает ответа на загадку, право помочь предлагается зрителям (болельщикам команд). Если болельщик отвечает правильно, то очко присуждается его команде.

1. Две сестры качались, правды добивались.

А когда добились, то остановились.

(весы)

2. С ластами, а не тюлень

Плавает, а не рыба

не скрывается, а в маске.

(водолаз)

3. Отгадай-ка что за строчки?

Буквы в них - тире и точки.

(азбука Морзе)

4. Что за птица алый хвост,

Полетела в стаю звёзд?

(ракета)

5. Возле уха - завитуха, а в серёдке - разговор.

(радионаушники)

6. Она с винтом пустилась в пляс,

А он, кружась в доске увяз.

(отвёртка)

7. С края на край режет черный каравай.

Кончит, повернётся, за то же возьмётся.

(плуг)

8. Всем поведает хоть и без языка.

Когда будет ясно, а когда - облака.

(барометр)

9. В нашей комнате одно есть волшебное окно.

В нём летают чудо птицы, бродят волки и лисицы.

Знойным летом снег идёт, а зимою - сад цветёт.

В том окне чудес полно, что же это за окно?

(телевизор)

VII. Кроссворд.

Каждой команде даётся кроссворд. За 5 минут необходимо его разгадать. Выигрывает та команда, которая угадает все слова или же большее количество слов. За каждое правильно угаданное слово даётся очко.

7 класс.

по горизонтали.

    Изменение с течение времени положения.

    Прибор для измерения температуры.

    Одно из агрегатных состояний вещества.

    Единица измерения температуры.

    Вещество, входящее в состав человека.

по вертикали

    Мельчайшая частица вещества.

    Частица вещества.

    Явление сохранения телом скорости.

    Вещество, входящее в состав воздуха.

    Единица измерения массы.

Ответы.

по горизонтали.

    Движение.

    Термометр.

    Жидкость.

    Градус.

    Вода.

по вертикали

    Атом.

    Молекула.

    Инерция.

    Азот.

    Тонна.

8 класс.

по горизонтали.

    Источник электрического тока.

    Единица измерения времени.

    Физическое явление, применяемое в парной.

    Единица измерения энергии.

по вертикали

    Элемент двигателя.

    Процесс выделения из воды воздуха.

    Предмет, хранящий тепло и холод.

    Вид теплопередачи.

    Способ изменения внутренней энергии.

Ответы.

по горизонтали.

    Аккумулятор.

    Секунда.

    Испарение.

    Калория.

по вертикали

    Цилиндр.

    Кипение.

    Термос.

    Конвекция.

    Работа.

VIII. Игра со зрителями (физическая пауза)

Пока команды разгадывают кроссворд, игра со зрителями. Зрителям предлагается побыть в роли экспериментатора, т.е. проделать ряд опытов.

Опыт № 1. Вытащить из - под бутылки листок бумаги, чтобы бутылка не упала.

Опыт № 2. Достать денежку из - под стакана, не дотрагиваясь до него.

Опыт № 3. Поднять тарелку, используя при этом толь кусок мыла.

Опыт № 4. Имеется горячая электроплитка. Капнули на неё воду. Почему она не сразу

испаряется?

За правильную демонстрацию опыта или его объяснение присуждается очко команде, за которую болеют зрители.

IX. Кто больше?

Командам представляется возможность коллективной демонстрации опыта: Кто больше?

Необходимо подвешивать груз на “слипшиеся” свинцовые цилиндры, пока они под тяжестью груза не разорвутся. Каждый груз - очко. У кого больше подвешенных грузов, тот выиграл.

X. Домашнее задание. Ты мне, я тебе (вопросы участников соревнования).

Каждый из участников команды задаёт команде - сопернице вопрос. При правильном ответе команда получает очко, если ответа нет - очко тому, кто вопрос задал.

XI. Подведение итогов.

Судьи подсчитывают очки, заработанные командами. Объявляется победитель.

XII. Заключение.

Вот и подошёл к концу наш весёлый вечер. Мы думаем, что он стал для вас интересным походом в мир природы. Ждём от вас предложений и вопросов для ещё одной “встречи” с этой удивительной наукой. Всего вам хорошего! До свидания!

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

  • Участник:Федаева Анна Владимировна
  • Руководитель:Гусарова Ирина Викторовна
Цели и задачи данной работы:

1)Выяснить, как физика влияет на жизнь человека и сможет ли современный человек прожить без её применения;

2) Показать необходимость физических знаний для повседневной жизни и познания самого себя;

3) Проанализировать, насколько человек интересуется физикой в 21 веке.

Введение

Человека, как высшую ценность нашей цивилизации, изучает ряд научных дисциплин: биология, антропология, психология и другие. Однако создание целостного представления о феномене человека невозможно без физики. Физика является лидером современного естествознания и фундаментом научно-технического прогресса, а оснований для этого достаточно. Физика в большей мере, чем любая из естественных наук, расширила границы человеческого познания. Физика дала в руки человека наиболее мощные источники энергии, чем резко увеличила власть человека над природой. Физика является сейчас теоретическим фундаментом большинства основных направлений технического прогресса и областей практического использования технических знаний. Физика, ее явления и законы действуют в мире живой и неживой природы, что имеет весьма важное значение для жизни и деятельности человеческого организма и создания естественных оптимальных условий существования человека на Земле. Человек – элемент физического мира природы. На него, как и на все объекты природы, распространяются законы физики, например, законы Ньютона, закон сохранения и превращения энергии и другие. Поэтому, на мой взгляд, затронутая тема является чрезвычайно актуальной для современного человека.

Обоснование выбора проекта: мы каждый день, не замечая этого, соприкасаемся с физикой. Мне стало интересно, а, как и где мы соприкасаемся с физикой в быту или на улице.

Цели и задачи моей работы:

  1. Выяснить, как физика влияет на жизнь человека и сможет ли современный человек прожить без её применения.
  2. Показать необходимость физических знаний для повседневной жизни и познания самого себя
  3. Проанализировать, насколько человек интересуется физикой в 21веке.

Центростремительная сила

Вот мальчик вращает камень на веревке. Он крутит этот камень все быстрее, пока веревка не оборвется. Тогда камень полетит куда-то в сторону. Какая же сила разорвала веревку? Ведь она удерживала камень, вес которого, конечно, не менялся. На веревку действует центробежная сила, отвечали ученые еще до Ньютона.

Еще задолго до Ньютона ученые выяснили, для того, чтобы тело вращалось, на него должна действовать сила. Но особенно хорошо это видно из законов Ньютона. Ньютон был первым ученым, кто систематизировал научные открытия. Он установил причину вращательного движения планет вокруг Солнца. Силой, вызывающей это движение, оказалась сила тяготения.

Раз камень движется по окружности, значит, на него действует сила, изменяющая его движение. Ведь по инерции камень должен двигаться прямолинейно. Эту важную часть первого закона движения иногда забывают.

Движение по инерции всегда прямолинейно. И камень, оборвавший веревку, также полетит по прямой линии. Сила, исправляющая путь камня, действует на него все время, пока он вращается. Эта постоянная сила называется центростремительной слой. Приложена она к камню.

Но тогда, по третьему закону Ньютона, должна появиться сила, действующая со стороны камня на веревку и равная центростремительной. Эта сила и называется центробежной. Чем быстрее вращается камень, тем большая сила должна действовать на него со стороны веревки. Ну и, конечно, тем сильнее камень будет тянуть - рвать веревку. Наконец ее запаса прочности может не хватить, веревка разорвется, а камень полетит по инерции теперь уже прямолинейно. Так как он сохраняет свою скорость, то может улететь очень далеко.

Проявление и применение

Если у вас есть зонтик, та вы можете перевернуть его острым концом в пол и положите в него, например кусочек бумаги или газеты. Затем сильно раскрутите зонтик.

Вы удивитесь, но зонтик выкинет ваш бумажный снаряд, перемещая его от центра к раю обода, а затее и вовсе наружу. То же самое произойдет, если вы положите предмет потяжелее, например детский мячик.

Сила, действие которой вы наблюдали в этом опыте, называется центробежной силой. Эта сила является следствием более глобального закона инерции. Поэтому предметы участвующие, во вращательном движении стремясь согласно этому закону сохранять направление и скорость своего первоначального состояния как бы «не успевают» двигаться по окружности и поэтому начинают «вываливаться» и двигаться к краю окружности.

С центробежной силой мы встречаемся практически постоянно в нашей жизни. О чем сами и не подозреваем даже. Вы можете взять камень и привязать его к веревке и начать вращать. Вы сразу почувствуете, как веревка натягивается, и стремиться разорваться под действием центробежной силы. Эта же сила помогает велосипедисту или мотоциклисту в цирке описывать «мертвую петлю». Центробежной силой извлекают мед из сотов и сушат белье в стиральной машине. И рельсы для крутых поворотов поездов и трамваев именно из-за центробежного эффекта делают «внутренний» ниже, чем «наружный».

Рычаг

Каждому кто изучал физику, известно высказывание знаменитого греческого ученого Архимеда: «Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю». Оно может показаться несколько самоуверенным, тем не менее основания к такому заявлению у него были. Ведь если верить легенде, Архимед воскликнул так, впервые описав с точки зрения математики принцип действия одного из древнейших механизмов рычага. Когда и где впервые было использовано это элементарное приспособление, основа основ всей механики и техники, установить невозможно. Очевидно, еще в глубокой древности люди заметили, что отломить с дерева ветку легче, если нажать на ее конец, а палка поможет приподнять с земли тяжелый камень, если поддеть его снизу. Причем чем длиннее палка, тем легче сдвинуть камень с места. И ветка, и палка являются простейшими примерами применения рычага принцип его действия люди интуитивно понимали еще в доисторические времена. Большинство древнейших орудий труда мотыга, весло, молоток с ручкой и другие основаны на применении этого принципа. Простейший рычаг представляет собой перекладину, имеющую точку опоры и возможность вращаться вокруг нее. Качающаяся дощечка, лежащая на круглом основании, вот самый наглядный пример. Стороны перекладины от краев до точки опоры называются плечами рычага.

Доменико Фетти. Задумавшийся Архимед. 1620 г. Уже в V тысячелетии до н. э. в Месопотамии использовали принцип рычага для создания равновесных весов. Древние механики заметили, что, если установить точку опоры ровно под серединой качающейся дощечки, а на ее края положить грузы, вниз опустится тот край, на котором лежит более тяжелый груз. Если же грузы будут одинаковы по весу, дощечка примет горизонтальное положение. Таким образом, опытным путем было обнаружено, что рычаг придет в равновесие, если к равным его плечам приложить равные усилия. А что, если сместить точку опоры, сделав одно плечо более длинным, а другое коротким? Именно так и происходит, если длинную палку подсунуть под тяжелый камень. Точкой опоры становится земля, камень давит на короткое плечо рычага, а человек на длинное. И вот чудеса! тяжеленный камень, который невозможно оторвать от земли руками, поднимается. Значит, чтобы привести в равновесие рычаг с разными плечами, нужно приложить к его краям разные усилия: большее усилие к короткому плечу, меньшее к длинному. Этот принцип был использован древними римлянами для создания другого измерительного прибора безмена. В отличие от равновесных весов, плечи безмена были разной длины, причем одно из них могло удлиняться. Чем более тяжелый груз нужно было взвесить, тем длиннее делали раздвижное плечо, на которое подвешивалась гиря. Конечно, измерение веса было лишь частным случаем использования рычага. Куда более важными стали механизмы, облегчающие труд и дающие возможность выполнять такие действия, для которых физической силы человека явно недостаточно. Знаменитые египетские пирамиды и по сей день остаются самыми грандиозными сооружениями на Земле. До сих пор некоторые ученые выражают сомнение в том, что древним египтянам было под силу возвести их самостоятельно. Пирамиды строили из блоков весом около 2,5 т, которые требовалось не только перемещать по земле, но и поднимать наверх.

Статическое электричество

Со статическим электричеством сталкивается каждый из нас. Например, вы, наверное, замечали, что после продолжительного расчёсывания ваши волосы начинают «торчать» в разные стороны. Либо же во время снятия одежды в темноте наблюдаются небольшие многочисленные разряды.

Если же рассматривать данный эффект с физической стороны, то это явление характеризуется потерей предметом внутреннего баланса, который вызван утратой (или приобретением) одного из электронов. Проще говоря – это самопроизвольно образующийся электрический заряд, возникающий из-за трения поверхностей друг о друга.

Причиной этому служит соприкосновение двух различных веществ самого диэлектрика. Атомы одного вещества отрывают электроны другого. После их разъединения каждое из тел сохраняет свой разряд, но при этом разность потенциалов растёт

Применение статического электричества в быту

Электричество может быть вашим хорошим помощником. Но для этого следует досконально знать его особенности и умело использовать их в нужном направлении. В технике применяют различные способы, которые основываются на следующих особенностях. Когда маленькие твёрдые либо жидкие частицы веществ попадают под воздействие электрического поля, то они притягивают ионы и электроны. Происходит накапливание заряда. Их движение продолжается уже под воздействием электрического поля. В зависимости от того, какое использовать оборудование, можно при помощи этого поля осуществлять различное управление движением данных частиц. Всё зависит от процесса. Такая технология стала часто применяться в народном хозяйстве.

Покраска

Окрашиваемые детали, которые перемещаются на контейнере, например, детали машины, заряжают положительно, а частицы краски – отрицательно. Это способствует быстрому их стремлению к деталям. В результате такого технологического процесса формируется очень тонкий, равномерный и достаточно плотный слой краски на поверхности предмета.

Частицы, которые были разогнаны электрическим полем, с большим усилием ударяются о поверхность изделия. Благодаря этому достигается высокая насыщенность красочного слоя. При этом расход самой краски существенно уменьшается. Она остаётся только на самом изделии.

Электрокопчение

Копчение представляет собой пропитку продукта с помощью «древесного дыма». Благодаря его частичкам, продукт получается очень вкусным. Это помогает предотвратить и его быструю порчу. Электрокопчение основывается на следующем: частички «коптильного дыма» заряжают положительными зарядами. В качестве отрицательного электрода выступает, как вариант, туша рыбы. Эти частицы дыма опускаются на неё, где происходит их частичное поглощение. Данный процесс длится всего лишь считанные минуты. А обычное копчение – это очень длительный процесс. Так что выгода очевидна.

Создание ворса

Для того чтобы в электрическом поле образовался ворсяной слой на любом виде материала, его заземляют, а на поверхность наносят слой клея. Потом сквозь специальную заряженную сетку из металла, которая располагается над данной плоскостью, начинают пропускать ворсинки. Они очень быстро ориентируются в данном электрическом поле, что способствует их равномерному распределению. Ворсинки опускаются на клей чётко перпендикулярно плоскости материала. При помощи такой уникальной технологии удаётся получить различные покрытия, схожие с замшей или даже бархатом. Такая методика позволяет получить различные разноцветные рисунки. Для этого используют ворс разной окраски и специальные шаблоны, помогающие создать определенный узор. Во время самого процесса их прикладывают поочерёдно на отдельные участки самой детали. Таким способом очень легко получить разноцветные ковры.

Сбор пыли

В чистоте воздуха нуждается не только сам человек, но ещё и очень точные технологические процессы. Из-за наличия большого количества пыли всё оборудование приходит в негодность раньше своего срока. Например, засоряется система охлаждения. Улетающая пыль с газами – это очень ценный материал. Обусловлено это тем, что очистка различных промышленных газов сегодня крайне необходима. Сейчас данную проблему очень легко решает электрическое поле. Как это работает? Внутри трубы из металла находится специальная проволока, играющая роль первого электрода. Вторым электродом служат её стенки. Благодаря электрическому полю, газ в нём начинает ионизироваться. Ионы, заряженные отрицательно, начинают присоединяться к частицам дыма, который поступает вместе с самим газом. Таким образом, происходит их заряд. Поле способствует их движению и оседанию на стенках трубы. После очищения газ движется на выход. На крупномасштабных ТЭС удаётся уловить 99 процентов золы, которая содержится в выходящих газах.

Смешивание

Благодаря отрицательному либо положительному заряду мелких частиц, получается их соединение. Частички при этом распределены очень равномерно. К примеру, при производстве хлеба не нужно совершать трудоёмкие механические процессы, чтобы замесить тесто. Крупинки муки, которые предварительно заряжают положительным зарядом, поступают при помощи воздуха в специально предназначенную камеру. Там происходит их взаимодействие с водными каплями, заряженными отрицательно и уже содержащими дрожжи. Они притягиваются. В результате получается однородное тесто.

Заключение

При изучении физики в школе надо больше внимания уделять вопросам практического применения физических знаний в быту. В школе следует знакомить учащихся с физическими явлениями, лежащими в основе работы бытовых приборов. Особое внимание надо уделять вопросам возможного негативного воздействия бытовых приборов на организм человека. На уроках физики учащихся надо учить пользоваться инструкциями к электроприборам. Перед тем, как позволить ребёнку пользоваться бытовым электроприбором, взрослые должны убедиться в том, что ребёнок твёрдо усвоил правила безопасности при обращении с ним. Для того чтобы избежать большинство неприятных бытовых ситуаций нам необходимы физические знания!

Физика наука точная и сложная. Поэтому возникает вопрос, есть ли кому в 21 веке продвигаться в этой науке дальше, изучать её более глубже и уделять особое внимание?

Думаю что скамья запасных еще не опустела, есть множество ВУЗов с факультетами изучающими этот предмет, а значит и людей которые занимаются данной наукой, конечно не каждому хочется связать свою жизнь именно с физикой, но при получении образования или уже выбора профессии физика может являться весомым фактором, которая определит кем тебе быть в дальнейшем. Ведь физика – одна из самых удивительных наук! Физика столь интенсивно развивается, что даже лучшие педагоги сталкиваются с большими трудностями, когда им надо рассказать о современной науке.

Какая наука богата на интересные факты? Физика! 7 класс - это время, когда школьники начинают изучать её. Чтобы серьезный предмет не казался таким скучным, предлагаем начать учебу с занимательных фактов.

Почему в радуге семь цветов

Интересные факты о физике могут касаться даже радуги! Количество цветов в ней определил Исаак Ньютон. Таким явлением, как радуга, интересовался ещё Аристотель, а персидским учёным суть ее открылась ещё в 13-14 веке. Тем не менее мы руководствуемся описанием радуги, которое Ньютон сделал в своей работе «Оптика» в 1704 году. Он выделил цвета с помощью стеклянной призмы.

Если внимательно посмотреть на радугу, то можно увидеть, как цвета плавно перетекают из одного в другой, образуя огромное количество оттенков. И Ньютон изначально выделил только пять основных: фиолетовый, голубой, зеленый, желтый, красный. Но ученый обладал страстью к нумерологии, и поэтому захотел привести количество цветов к мистической цифре "семь". Он добавил к описанию радуги ещё два цвета - оранжевый и синий. Так получилась семицветная радуга.

Форма жидкости

Физика - вокруг нас. Интересные факты могут удивить нас, даже если дело касается такой привычной вещи, как обычная вода. Мы все привыкли думать, что жидкость не имеет собственной формы, об этом говорит даже школьный учебник по физике! Однако это не так. Естественная форма жидкости - шар.

Высота Эйфелевой башни

Какова точная высота Эйфелевой башни? А это зависит от погоды! Дело в том, что высота башни колеблется на целых 12 сантиметров. Это происходит от того, что в жаркую солнечную погоду строение нагревается, и температура балок может доходить до 40 градусов по Цельсию. А как известно, вещества могут расширяться под воздействием высокой температуры.

Самоотверженные ученые

Интересные факты об ученых-физиках могут быть не только забавными, но и рассказывать об их самоотверженности и преданности любимому делу. Во время изучения электрической дуги физик Василий Петров удалил верхний слой кожи на кончиках пальцев, чтобы ощущать слабые токи.

А Исаак Ньютон ввел в собственный глаз зонд, чтобы понять природу зрения. Ученый считал, что мы видим потому, что свет давит на сетчатку.

Зыбучие пески

Интересные факты о физике могут помочь понять свойства такой занимательной вещи, как зыбучие пески. Они представляют собой Человек или животное не могут погрузиться в зыбучий песок полностью из-за высокой вязкости, но и выбраться из него очень сложно. Чтобы вытащить ногу из зыбучего песка, нужно приложить усилия, сравнимые с поднятием легкового автомобиля.

В нем нельзя утонуть, но опасность для жизни представляют обезвоживание, солнце, приливы. При попадании в зыбучий песок нужно лечь на спину и ждать помощи.

Сверхзвуковая скорость

Вы знаете, каким было первое приспособление, преодолевшее Обычный пастуший кнут. Щелчок, пугающий коров, это не что иное, как хлопок при преодолении При сильном ударе кончик кнута движется так быстро, что создает в воздухе ударную волну. То же самое происходит с самолетом, летящим со сверхзвуковой скоростью.

Фотонные сферы

Интересные факты о физике и природе черных дыр таковы, что иногда просто невозможно даже вообразить себе реализацию теоритических выкладок. Как известно, свет состоит из фотонов. Попадая под влияние гравитации черной дыры фотоны образуют дуги, области, где они начинают вращаться по орбите. Ученые полагают, что если поместить человека в такую фотонную сферу, то он сможет увидеть собственную спину.

Скотч

Вряд ли вы разматывали скотч в вакууме, но ученые в своих лабораториях это сделали. И выяснили, что при разматывании возникает видимое свечение и рентгеновское излучение. Мощность рентгеновского излучения такова, что позволяет даже делать снимки частей тела! А вот почему это происходит - загадка. Подобный эффект можно наблюдать при разрушении ассиметричных связей в кристалле. Но вот незадача - никакой кристаллической структуры в скотче нет. Так что ученым придется придумать другое объяснение. Не стоит опасаться разматывать скотч в домашних условиях - в воздухе никакого излучения не происходит.

Эксперименты на людях

В 1746 году французский физик и, по совместительству, священник Жан-Антуан Нолле исследовал природу электрического тока. Ученый решил узнать, какова скорость электрического тока. Вот только как это сделать в условиях монастыря…

Физик пригласил на эксперимент 200 монахов, соединил их с помощью железных проводов и разрядил в бедняг батарею из недавно изобретенных лейденских банок (они являются первыми конденсаторами). Все монахи отреагировали на удар одновременно, и это дало понять, что скорость тока чрезвычайно высока.

Гениальный двоечник

Интересные факты из жизни физиков могут подавать ложные надежды неуспевающим ученикам. Среди нерадивых учеников ходит легенда, что знаменитый Эйнштейн был самым настоящим двоечником, плохо знал математику и вообще завалил выпускные экзамены. И ничего, стал всемирно Спешим разочаровать: Альберт Эйнштейн начал проявлять недюжинные математические способности ещё в детстве и имел знания, намного превосходящие школьную программу.

Возможно, слухи о плохой успеваемости ученого возникли потому, что он не сразу поступил в высшую политехническую школу Цюриха. Альберт блестяще сдал экзамены по физике и математике, но в других дисциплинах нужное количество баллов не набрал. Подтянув знания по нужным предметам, будущий ученый успешно сдал экзамены в следующем году. Ему было 17 лет.

Птички на проводе

Вы замечали, что птицы любят сидеть на проводах? Но почему же они не погибают от удара током? Все дело в том, что тело - не очень хороший проводник. Птичьи лапы создают параллельное соединение, через которое протекает малый ток. Электричество предпочитает провод, который является лучшим проводником. Но стоит птице коснуться ещё какого-либо элемента, например, заземленной опоры, как электричество устремляется через её тело, приводя к гибели.

Люки против болидов

Интересные факты о физике можно вспомнить даже во время просмотра городских гонок "Формулы 1". Спортивные болиды движутся с такой большой скоростью, что между днищем машины и поверхностью дороги создается низкое давление, которого вполне хватит, чтобы поднять в воздух крышку люка. Именно так и произошло на одной из городских гонок. Крышка люка столкнулась со следующей машиной, возник пожар, гонка была остановлена. С тех пор во избежание несчастных случаев крышки люка привариваются к ободу.

Природный ядерный реактор

Один из самых серьезных разделов науки - ядерная физика. Интересные факты есть и здесь. Вы знали, что 2 миллиарда лет назад в районе Окло действовал самый настоящий природный ядерный реактор? Реакция протекала 100 000 лет, пока урановая жила не истощилась.

Интересен тот факт, что реактор был саморегулируемый - в жилу попадала вода, которая играла роль замедлителя нейронов. При активном ходе цепной реакции вода выкипала, и реакция ослабевала.

Физика - школьный предмет, при изучении которого многие сталкиваются с проблемами. Из курса физических знаний многие почерпнули лишь цитату Архимеда: «Дайте мне точку опоры, и я переверну мир!». На самом деле физика окружает нас на каждом шагу, а физические лайфхаки делают жизнь проще и удобнее. Знакомьтесь, очередная десятка лайфхаков, которая расширит ваш горизонт знаний об окружающем мире.

1. Лужа, исчезни!

Если вы пролили воду, не торопитесь вытирать лужу. Просто разотрите ее по полу, увеличив площадь поверхности жидкости. Чем больше поверхность жидкости, тем быстрее она испарится. Понятное дело, «сладкие» лужи высыхать не оставляют: вода испарится, а сахар останется.

2. Теневой загар


Прямые солнечные лучи и чувствительная кожа – тандем сомнительный. Чтобы «озолотить» тело и не получить ожог, загорайте в тени. Ультрафиолетовое излучение рассеяно везде и «достанет» вас даже под пальмами. Не отказывайтесь от свиданий с солнцем, но оградите себя от его обжигающих поцелуев.

3. Автополив растений


Отправляетесь в отпуск? Позаботьтесь о горшочных растениях. Организуйте автополив: поставьте рядом с горшком банку с водой, опустите в нее до дна хлопчатобумажный шнур, другой конец которого положите в горшок. Работает капиллярный эффект. Вода заполняет пустоты тканевых волокон и перемещается по ткани. Система работает сама – по мере подсыхания земли движение воды по ткани увеличивается и, наоборот, при достаточной увлажненности – прекращается.

4. Быстро охладить напиток


Чтобы быстро охладить бутылку с напитком, оберните ее влажным бумажным полотенцем и поставьте в морозильную камеру. Известно, вода с влажной поверхности испаряется, а температура оставшейся жидкости понижается. Эффект охлаждения от испарения усилит эффект охлаждения морозильной камеры, и влажная бутылка охладится гораздо быстрее.

5. Правильно охладить продукты


Другой физический лайфхак на тему правильного охлаждения посвящен продуктам. Холодный воздух всегда опускается вниз, теплый – поднимается вверх. И именно поэтому хладагенты в сумку-морозильник следует класть сверху! В противном случае холодный воздух так и остается снизу, а верхние продукты окажутся испорченными.

6. Солнечный светильник из бутылки


Чердачные помещения тоже нуждаются в освещении. Если возможности провести ламповый свет нет, пользуйтесь солнечной энергией. Проделайте на крыше чердака дырку и закрепите в ней пластиковую бутылку с водой. Солнечный свет, отражаясь и рассеиваясь, равномерно осветит помещение. Увы, такой «светильник» работает только днем.

7. Молоко не убежит


Как вскипятить молоко, чтобы оно не убежало, а плиту не пришлось нудно драить? Положите на дно кастрюли блюдце в перевернутом виде, залейте молоко. Блюдце сдержит образование пены и бурное кипение, вынуждая молоко кипеть аки вода.

8. Быстро сварить картофель


Если положить в воду при варке картофеля сливочное масло, теплоемкость воды повысится, а картофель сварится в 2 раза быстрее! К тому же, сливочное масло самым положительным образом скажется на вкусе картофеля.

9. «Лекарство» от запотевшего зеркала


Запотевшее в ванной зеркало нарушает гармоничный ритм сборов. Как избавиться от конденсата? При приеме душа воздух нагревается, а поверхность зеркала остается холодной. Для решения проблемы достаточно сгладить разницу температур – например, прогреть зеркало феном.

10. Ненагревающаяся ручка


Некоторые материалы нагреваются быстро – железо, медь, серебро и другие металлы. Другие принимают и передают тепло медленно – пробка, древесина или керамика. Так сделайте апгрейд своих нагревающихся ручек, продев в ушки древесные пробки от винных бутылок.