Где и когда жили мамлюки. Мамлюки история

Славные войны! Хранители Исламских ценностей! Борцы за свободу! Безжалостные к себе! - так кто же они Мамалюки?

История Ислама знает много общин и народов, которые поднимали знамя религии и несли вперед, проходя сквозь тяжести и невзгоды. Одними из них были мамлюки - великие правители Египта. За столь долгое прошедшее время их правления о мамлюках многое сказанно и написанно, и о деталях можно долго спорить, но тот факт, что именно мамлюки дали новый импульс развитию мусульманской цивилизации, которая к тому времени оказалась на грани катастрофы, является неоспоримым.

Предшественниками мамлюков можно считать гулямов - молодых и отважных воинов, в большей степени наемников, нежели невольников, которые составляли гвардию в Халифате Аббасидов. Попавшие однажды в мусульманскую армию, наемники смогли достичь высочайшего уровня командования, в результате чего их часто назначали наместниками провинций, а впоследстии, мамлюки стали султанами и уже сами правили Египтом на протяжении многих веков.

Мамлюки по происхождению делились на два этноса:

Бахри (преимущественно тюркского происхождения, правили с 1250— по1390) и Бурджи (преимущественно выходцы с Кавказа-черкесы, правили с 1390 по 1517).

Виднейшими султанами-мамлюками являлись Айбек , Бейбарс, Калаун, Барсбей, Гури.


Среди величайших побед мамлюков можно выделить разгром монголов при битве у Айн Джалута, где войска Бейбарса и Кутуза нанесли сокрушительный удар по многочисленной армии хана Кит-Буга, после чего монголы долгое время не могли оправиться и предпринять столь значимые походы против мусульман.

Но не только с монголами вынуждены были сражаться мамлюкские правители, ведь еще со времен Фатимидов на землях Палестины оставались войска крестоносцев, которых частично изгнал из Палестины великий Салахуддин.

Седьмой по счету крестовый поход, организованный французским королем Людовиком «Святым», окончился полным и безоговорочным поражением. Его войско было разгромлено, а сам он со своим ближайшим окружением попал в плен и был отпущен за большой выкуп. Решающую роль в этой победе сыграла именно армия мамлюков. И в 1291 г. крестоносцы были полностью изгнаны мамлюками со Святой земли и больше там не появлялись.

Но мамлюки были не только славными войнами. В период их правления наблюдается расцвет торговых отношений со многими странами мира. Египет оставался важным центром торгового обмена между Азией, Африкой и Европой. Из Египта вывозили сахар, зерно, шелковые ткани; из Сирии, кроме того, хлопок-сырец, поташ. Мамлюки поддерживали торговые сношения с Генуей, Венецией, испанскими государствами, Францией, Византией. Из Западной Европы ввозили серебро, медь, свинец и другие металлы, дерево, сукна, бархат, причем ткани иногда шли через Египет далее - в страны Центральной и Южной Азии и Африки. Из Магриба и Центральной Африки ввозили шерсть, слоновую кость, из Китая - шелк, мускус, фарфор.

В период правления мамлюков в Египте, как описывает современник того времени Ибн-Халдун, в Каире было 11 караван-сараев, 23 больших рынка, 50 малых рынков, 11 ипподромов. Мамлюкский Египет вел торговлю со многими странами Европы и Азии, включая Московию.

Особое внимание мамлюки уделяли образованию.

При мамлюках обедневший университет аль-Азхар стал получать доходы от вакфов , благодаря которым стала возможна реставрация зданий, постройка новых помещений, в которых разместились учебные классы. Была возобновлена пятничная проповедь.

Была создана огромная библиотека, улучшено содержание преподавателей и студентов. В этот период аль-Азхар стал престижным учебным заведением и главной соборной мечетью Каира и Египта. Основной упор в обучении был сделан на богословские науки и арабскую филологию. За время своего правления мамлюки построили множество школ-медресе, где мусульмане имели возможность обучаться различным наукам.

Город Каир называют городом тысячей минаретов - и это тоже благодаря мамлюкам. Они действительно не жалели средств на строительство колоссального количества мечетей и медресе, которые и по сей день являются шедеврами архитектурного сооружения. Причем все эти постройки по стилю значительно отличаются от арабских или турецких мечетей.

В дело сохранения мечети "Аль-Акса" мамлюки внесли несравненный вклад, проводя частые и последовательные ремонтные работы. В период между 1287-1509 гг. были произведены наиболее важные из этих работ по обновлению и реставрации мечети, включавшие в себя ремонт свинцовой кровли, побелку стен, ремонт и окраску дверей и другие виды работ. Все это зафиксировано в памятной надпси, имеющейся в самой мечети.

Можно еще многое рассказать про мамлюков - великих сынов Ислама, но их достижения, перечисленные выше, уже дают нам понять сколь много они сделали для своей религии!!!

4 857

Мамлюки – явление уникальное, цивилизационное и интернациональное, и, безусловно, очень интересное.
В Египте с ними связано множество легенд, преданий, реальных исторических событий и архитектурных памятников. Кто же такие мамлюки? Национальность? Нет. Сословие? Нет. Политическая партия? Нет. И в то же время это и сословие, и политическая партия, и профессия, и социальный статус, и даже семья.
Мамлюки возникли как группа рабов, превращенных в воинов, которых покупали и обучали воинскому искусству багдадские халифы. Юноши принимали Ислам, обучались арабскому языку и тренировались в закрытых лагерях-интернатах для несения военной службы. Предшественниками мамлюков были гулямы Арабского халифата. Даже само слово означает раба, находящегося в чьей-то собственности. Также это понятие стало синонимом военной и политической силы.

Сначала мамлюками называли всех белых военных рабов, а также тех, кто получил освобождение, и их потомков. Освобожденные мамлюки становились высокопоставленными государственными должностными лицами, крупным землевладельцами, достигали титулов беев и даже султана.
Фактическая верховная власть в Египте принадлежала мамлюкам менее трех сотен лет, однако их влияние на политику чувствовалось вплоть до XIX века. Таким образом, следы и история мамлюков в Египте тянутся семь столетий, и поэтому без этого трудно понять становление египетской государственности в целом.
Мамлюками становились двумя путями. Воины покупали мальчиков-рабов с Кавказа, Причерноморья, Прикаспия, Центральной Азии и Приуралья для пополнения отрядов или же будущие мамлюки сами приезжали в Египет, узнав об успехах своих соплеменников. Они обязательно проходили специальное обучение воинскому искусству в школах, которыми владели эмиры. Самым лучшим местом считалась султанская школа в Каире.
Учащиеся мамлюкских школ имели дневники, где наставники отмечали успехи и неудачи своих воспитанников. По окончании школы от этих записей зависела дальнейшая судьба раба: если он учился хорошо, был прилежным и успешно прошел выпускные испытания, то получал право стать вольноотпущенным, отрастить бороду, завести семью, купить землю. Если же будущий мамлюк учился плохо, то он так и оставался рабом.
В школе мамлюки изучали арабский и турецкий языки, воинское искусство, кавалерийское мастерство. Особое внимание уделялось стрельбе из лука и искусству владения саблей. Они презирали огнестрельное оружие, считая его недостойным настоящих воинов. Такая позиция привела их к краху, когда мавлюки вступили в сражение с вооруженной пушками и мушкетами османской армией.
Самый высокий титул мамлюка – эмир. Существовали эмир десятка, эмир сорока, эмир сотни, которые во время войны командовали тысячными подразделениями. Эмиры составляли верхушку мамлюкского общества. Титулы и должности у мамлюков не наследовались, а присуждались за личные заслуги и в редких случаях покупались. Поэтому каждому приходилось доказывать право на власть и богатство.
Школа и дом старшего мамлюка заменяли мальчикам родные семьи. Так воспитывалась приверженность мамлюкской корпорации и верность принципам мамлюков и главе дома. Взрослея, молодой мамлюк был обязан сам покупать рабов и расширять численность так называемой корпорации. Так появлялись кланы и семьи, которые назывались «домами». В центре дома группировались кровные родственники, собственные мамлюки и вольноотпущенные, обязанные всем главе дома.
Однако с течением времени мамлюки распались на две большие группы, которые поочередно захватывали власть в Египте. Сначала это были мамлюки-бахри, «живущие у реки», выходцы из тюркских племен и Ближнего Востока. Они имели давнюю историю и служили еще багдадскими халифами, тогда как остальное население страны мобилизовалось в армию только в случае войны.
Затем к власти пришли мамлюки-бурджи, «живущие в башне», выходцы из тюркских племен и Южнорусских степей, в том числе с Поволжья, а также с Кавказа. Лидирующие позиции в этой группе занимали черкесы и греки. Их правление считается более мягким и щадящим по отношению к простому населению по сравнению с периодом власти мамлюков-бурджи. Он ознаменовался большим числом смут и переворотов.
Мамлюки правили Египтом почти триста лет, и это время охарактеризовалось бесконечными кровавыми братоубийственными распрями, что стало следствием отсутствием права наследования власти. С другой стороны, мамлюки глубоко презирали коренных жителей страны, облагали их огромными налогами и практически не считались с их интересами.
Все эти факторы постепенно привел к тому, что мамлюки оказались в окружении враждебных государств и столкнулись с восстаниями внутри страны. Они были великолепными воинами, но не умели объединяться для решения проблем в мирное время. Очень скоро неспособность мамлюков управлять государством стала очевидной для врагов, в первую очередь, для Османской империи.
Немалую роль сыграли также еще два фактора: ограниченность человеческих ресурсов мамлюков, которая усугублялась страшной эпидемией чумы, бушевавшей в Египте на протяжении двух десятков лет; и стойкое нежелание мамлюков использовать в военных действиях порох. Многие даже говорят, что в войне мамлюков с османами победил порох, который мамлюки считали подлым оружием, недостойным настоящего воина, сражающегося луком, мечом и кинжалом.
И все же, несмотря на то что мамлюки утратили верховную власть над Египтом, они еще долгие четыреста лет оставались военной аристократией страны, влиятельной политической силой, которая регулярно вмешивалась в ход истории страны и судьбу ее правителей, пока Мухаммед Али в XIX веке окончательно не уничтожил мамлюков.
islamisemya.com

Египтяне закрепляют свое право на владение Палестиной 3 сентября 1260 г., отразив монгольское нашествие в Битве при Айн-Джалуте.

Воодушевившись победой мамлюки под предводительством Бейбарса I последовательно захватывают замки крестоносцев в северной Палестине: в 1265 г. прекращает свое сопротивление Цезария и Арсуф, а в 1266 г. Сафед.

Мамлюки (также мамелюки, араб. مملوك‎‎ [ед. ч.] "принадлежащий", араб. مماليك‎‎ [мн. ч.]) - военная каста в средневековом исламском Египте, рекрутировавшаяся из юношей-рабов тюркского (кипчаки) и кавказского происхождения (черкесы, абхазы и грузины). Юноши обращались в ислам, обучались арабскому языку и тренировались в закрытых лагерях-интернатах для несения военной службы. Предшественниками мамлюков были гулямы Арабского халифата, аналогом - иракские кюлемены.

Подготовка

Комплекс военной и физической подготовки у мамлюков назывался фурусия. В него входила стрельба из лука, фехтование, упражнения с копьём и другим оружием, борьба. Важнейшим навыком для мамлюка была стрельба из лука. Мамлюки также обучались владению арбалетом в конном и пешем строю. В качестве великолепной тренировки мамлюкам служила охота, которая была организована наподобие монгольской, во время которой проводились масштабные облавы животных.

Вооружение

Защитное вооружение воина-мамлюка состояло из подбитой ватой боевой одежды, кольчуги и ламеллярного доспеха-джавшана. Защитой головы простому воину служил тюрбан, богатые мамлюки носили металлические шлемы с кольчужными бармицами. В XV в. наибольшее распространение получили кольчато-пластинчатые доспехи. Основным оружием был лук.

Мамлюки были также вооружены копьями, мечами, саблями и булавами. Мамлюки имели на вооружении также и арбалеты, которыми активно пользовались во время осад и морских боёв.

С конца XIV в. мамлюки стали использовать артиллерию.

В походе воин-мамлюк имел всего одну лошадь, а также одного или двух верблюдов для перевозки багажа и снаряжения. В армии мамлюков не было единообразной униформы, однако многие носили красную или жёлтую одежду.

Большинство знамён были красного цвета, так как этот цвет был цветом прежней Айюбидской династии.

Главным отличием офицеров были пояса, украшенные золотом, серебром и драгоценными камнями.

Тактика

Конница мамлюков была обучена маневрированию, ложным отступлениям и прочим приёмам.

Пехота была способна преодолевать крупные дистанции и быть готова к отражению неожиданных нападений. Пехота также была обучена эффективно действовать против кавалерии.

Мамлюки редко использовали пеших воинов в боях. В большинстве случаев полагались на кавалерию. Кавалеристы из элитных подразделений были обучены боевым действиям в пешем строю, умели они сооружать и полевые укрепления. Во время сражения мамлюки старались выбрать наиболее удобную позицию впереди холмов, во избежание неожиданной атаки противника в тыл.

Построение армии мамлюков на поле боя было традиционным, с центром и двумя флангами. Если армия противника была более малочисленной, то мамлюки старались окружить её. Напротив, если врагов было больше, то мамлюкские полководцы старались не разворачивать войска широким фронтом.

Одним из главных тактических приёмов мамлюков было засыпание противника градом стрел. Именно таким образом мамлюки сумели остановить крестоносцев под Газой.

Организация

Армия мамлюков состояла из 3-х отдельных частей (в их число не входили вспомогательные части, а также неопытные рекруты): личной гвардии султана, отрядов эмиров и свободных наёмников-гвардейцев (халка). Мамлюки эмиров были хуже подготовлены, чем султанские, так как в основном не проходили обучение в элитных школах. После смерти эмира его мамлюки входили в состав отрядов других эмиров или свободных халка. Все мамлюкские офицеры имели земельные участки-ирты или другие доходные места, пожалованные им за службу султанами. Владельцы иртов были освобождены от налогов, однако во время войны обязаны были выступить в поход с отрядом вооружённых людей. Ирты не передавались по наследству и, будучи собственностью султанов, выдавались в условное владение.

Во второй половине XIII века египетская армия была значительно увеличена в численности благодаря реформам султана Бейбарса. Она включала в себя 40 000 воинов, 4 000 из которых были мамлюками. В начале XIV века армия мамлюков насчитывала уже 24 000 всадников, расквартированных в Египте, 12 400 из них состояли в отрядах эмиров. В провинциях располагались 13 000 мамлюков и 9 000 халка. Самым престижным подразделением армии мамлюков были отряды гвардейцев султана. Они принимали участие во всех важнейших военных походах султанов. Офицеры-эмиры различались по рангу. Эмиры-сотники командовали отрядом в 1 000 воинов и имели отряд личной охраны в 100 воинов. Эмиры сорока командовали отрядом в 100 воинов, их личная охрана насчитывала 40 человек. В мамлюкской армии имелась также должность эмира-десятника.

Отряды-халка имели также особые элитные подразделения, состоявшие из сыновей султанов, эмиров и мамлюков, избравших военную карьеру. При Айюбидах отряды халка были достаточно престижными подразделениями, однако со временем их боеспособность и высокий статус сильно упали. К XIV веку в ряды халка мог вступить любой желающий, заплатив для этого определённый денежный взнос.

Бейбарс значительно увеличил жалование мамлюкам. Помимо месячного жалования, мамлюки раз в полгода или год получали определённую сумму на покрытие расходов на одежду, воины также получали дневной мясной рацион, а раз в 2 недели - сумму на покупку корма для коня. В дополнение к доходам, получаемым с ирт, мамлюкские офицеры перед походом, а также с воцарением нового монарха получали богатые подарки. В начале XV века жалование простого воина составляло 3 динара, а жалование офицера - 7 динаров.

Исторические даты

  • 1250 - мамлюкам удалось захватить власть в Египте. В составе заговорщиков была Шаджар ад-Дурр - мать султана-Айюбида. Один из восставших эмиров, Айбек, позже принял титул султана. Новая элита рекрутировалась прежним способом: в Золотой Орде продолжали закупаться рабы для касты. Известно две «династии» мамлюкских султанов: Бахри (1250-1382) и Бурджи (1382-1517).
  • 1260 - мамлюки под предводительством Кутуза и Бейбарса разбили монгольскую армию при Айн-Джалуте (3 сентября) и отвоевали Сирию, включая Дамаск.
  • 1261 - мамлюки предложили принцу-Аббасиду номинальный, но почётный пост халифа. Под их властью исламские святыни Аравии - Мекка и Медина.
  • 1375 - мамлюкам удалось захватить киликийскую цитадель Сис, взять в плен и увезти в Египет царя Киликийской Армении Левона V Лузиньяна, царицу, двух принцесс, католикоса Погоса I и некоторых армянских князей, ознаменовав тем самым конец армянского Киликийского царства.
  • 1419 - мамлюки подчинили эмират Караманидов.
  • 1517 - государство мамлюков сломлено турецкой интервенцией, однако они сохранили свой привилегированный статус, хотя и подчинялись турецкому паше.
  • 1769 - антитурецкий мятеж мамлюков.
  • 1798 - французская армия Наполеона в битве у пирамид нанесла поражение коннице мамлюков, вооруженных устаревшими мушкетами.
  • 1806 - турецкая армия разгромила взбунтовавшихся мамлюков.
  • 1811, 1 марта - массовое убийство мамлюков. Египетский паша Мухаммед Али пригласил на торжественный ужин 600 мамлюков и приказал убить их. Это послужило сигналом для убийства мамлюков по всему Египту. Погибло около 4000 человек. Часть мамлюков бежала в Судан.

мамелюки (араб.- белые рабы, невольники), воины-рабы (преимущественно из тюрок, а также грузин, черкесов и других кавказских народов), проданные Египту монголами после завоевания ими Средней Азии и Кавказа и составлявшие гвардию последних египетских правителей из династии Айюбидов (1171-1250). Численность мамлюков колебалась от 9 до 12 тысяч человек (по некоторым источникам до 24 тысяч человек). Их отряды периодически пополнялись новыми невольниками.
В 1250 командная верхушка мамлюков свергла Туран-шаха (последнего султана из династии Айюбидов) и захватила власть в Египте. В руки мамлюкских военачальников перешли лучшие земли, основные ремесленные предприятия и государственные должности. Мамлюки сохранили сложившуюся до них военно-ленную систему, при которой за несение военной службы вассалы наделялись султаном земельными владениями. Была создана сильная армия, основу которой составляли отряды конницы мамлюков под командованием 24 беев из среды крупных феодалов. Во главе мамлюков находился султан, выбиравшийся государственным советом из наиболее влиятельных военачальников. Известны две династии мамлюкских султанов: Бахри (преимущественно тюркского происхождения, правили в 1250-1390) и Бурджи (преимущественно черкесского происхождения, правили в 1390-1517). Высокие боевые качества мамлюкского войска сделали его грозной силой, которая использовалась как для борьбы с внешними врагами, так и для подавления волнений и восстаний египетского населения. 3 сентября 1260 в сражении при Айн-Джалуте (около современного города Бейсана) войска мамлюков разгромили монголов, вторгшихся в Палестину и Сирию, изгнали остатки крестоносцев из этих стран. В 1273 они разбили исмаилитов-ассасинов (тайная сектантская организация, образовавшаяся в Иране в конце 11 века). В вассальной зависимости у мамлюков находились восточная часть Ливии (Барка), Нубия, Хиджаз, с 1375 - Киликия, с 1426 - Кипр.
Во время правления мамлюков в 13 - начале 14 века начался экономический подъём египетского государства. Были улучшены государственная система управления, ирригационное земледелие, развивались торговля, ремесленное производство и культура. Вместе с расширением неограниченной власти мамлюкской знати усиливалась эксплуатация египетского крестьянства. Голод, эпидемии, восстания феллахов и бедуинов во второй половине 14-15 века стали частыми явлениями в жизни Египта и вели к его ослаблению. В 1516-17 Египет был завоёван турками и стал провинцией Османской империи. Часть египетских земель турки оставили мамлюкам, которые должны были платить турецкому паше в Каире дань. В начале 18 века, воспользовавшись ослаблением султанской Турции, мамлюки фактически восстановили свою власть в Египте. В 1798 иррегулярная конница мамлюков, по высказыванию Фридриха Энгельса, в то время безусловно лучшая в единоборстве, но недисциплинированная (см. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Издание 2-е. Т.20, с.131), была разбита войсками Наполеона Бонапарта в сражении у египетских пирамид. Однако, потеряв военную силу, мамлюки сохранили господствующее политическое влияние в стране. После эвакуации французов из Египта (1801) часть рядовых мамлюков последовала за ними. Наполеон I принял их в свою конницу, а позднее сформировал из них конногвардейский эскадрон (250 человек), который участвовал во всех войнах империи. Остатки мамлюков были почти полностью уничтожены при отступлении армии Наполеона I из России во время Отечественной войны 1812.
Сильный удар по мамлюкским феодалам и турецким янычарам, сменившим в 1801 французских завоевателей, нанесли народные восстания в Каире и партизанское движение в провинциях в конце 18 - начале 19 века. После победы народного восстания в Каире в 1805 к власти в Египте при поддержке каирского духовенства пришёл турецкий военачальник Мухаммед Али, который командовал отрядом албанских добровольцев в турецкой армии. Сразу же после прихода к власти Мухаммед Али расправился с руководителями восстания; в 1808 он конфисковал все земли, у мамлюкских беев, а в 1811 уничтожил многих из них, заманив в каирскую цитадель.
Литература: Новая история стран зарубежной Азии и Африки. Л., 1971; История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970; Семенова Л. А. Садах ад-Дин и мамлюки в Египте. М., 1966.

(мн. ч. мамалик , араб) – буквально «принадлежащий», «находящийся в собственности», «раб», купленный или переданный в составе налога или дани невольник, но не раб по рождению. В Коране (16:75-77) этот термин упоминается однажды как «раб-невольник». В 9–11 вв. слова «мамлюк» и «гулям» употреблялись как синонимы по отношению к белым невольникам. С 13 в. мамлюками называли рабов-воинов, служивших в особых частях армии, которые могли достичь высоких должностей. В Египте они пришли к власти в середине 13 в. и правили до начала 16 в.

Правившие до мамлюков Фатимиды (969–1171) и Айюбиды (1171–1250), будучи чужаками в Египте, опирались на свою гвардию (мамлюков), состоящую из рабов разных национальностей. За примерную службу мамлюки получали в подарок земельные наделы, что со временем позволило им превратиться в крупных землевладельцев.

Мамлюки подразделяются на две династии, названия которых возникли по местонахождению их казарм. Название первой династии – «Бахриты» (1250–1390) связано с островом ар-Рауда на Ниле. Нил в прошлом часто называли аль-бахр (по-арабски «море»). На острове первоначально находилась казарма гвардии. Вторая династия мамлюкских султанов – «Бурджиты» (1382–1517) названа по цитадели (аль-Бурдж , в египетском произношении бург ) Каира, в которой султан Кала"ун (1280–1290) поселил свою гвардию. Мамлюки-Бурджиты не были связаны родством, а только объединены принадлежностью к одной группировке. Весь период правления султаны пополняли свою армию за счет новых мамлюков – тюрков и кавказцев.

Само разделение на династии условно, но считается, что этнически Бахриты в основном были выходцами из южно-русских степей – кипчаки (половцы), а также монголы и курды.

Среди Бурджитов преобладали уроженцы Кавказа. На Ближнем Востоке принято называть все малые народы Кавказа черкесами, однако этим названием (аш-шаракис ) именовали не только черкесов, но и адыгов, карачаевцев и т.д. Среди мамлюков-бурджитов были также выходцы из Грузии.

Мамлюки постепенно поднялись до положения господствующей прослойки феодального общества, а в 1250, после того, как между членами клана Айюбидов, наследников Салах ад-дина, начались междоусобицы, совершили дворцовый переворот, поставив у власти своего султана Муизза Айбека (1250–1257).

Тем не менее, перечень мамлюков-бахритов начинается с имени женщины Шаджар ад-Дурр (в египетском произношении Шаггар ад-Дурр, что означает «жемчужное дерево»). Она была вдовой аль-Малика ас-Салиха ад-дина Айюба (старшего сына пятого айюбидского султана аль-Малика аль-Камиля (1218–1238)). После смерти султана ас-Салиха в Египет срочно вернулся Туран-шах, его сын от первого брака. До его возвращения Египтом правила именно Шаджатат ад-Дурр.

Поведение Туран-шаха, его буйный нрав, постоянные оскорбления и унижения им подданных вызывали недовольство высших чинов мамлюков и ненависть мамлюкской гвардии; после очередного скандала он был убит. Султаншей была провозглашена Шаджар ад-Дурр. Ее власть продлилась всего 80 дней, так как верхушка мамлюков не захотела подчиняться женщине. Шаджар ад-Дурр было предложено выйти замуж за Айбака, мамлюкского главнокомандующего. Она подчинилась, но, презирая своего супруга, крепко держала бразды правления в своих руках.

История отстранения Шаджар ад-Дурр от власти чрезвычайно запутана. Не последнюю роль сыграли личные мотивы: Шаджар ад-Дурр заставила Айбака развестись с первой женой, и спустя некоторое время, когда он пожелал взять в жены другую женщину, повелела убить его. Ее посадили под домашний арест, но первая жена Айбека пригласила ее в баню, куда мусульманские женщины ходили не только ради гигиены, но и для времяпровождения. Именно здесь служанки обиженной жены забили Шаджар ад-Дурр своими деревянными башмаками (каб-каб ) до смерти.

Историки называют и другие причины смещения султанши: вражду между мамлюками разных эмиров, народные волнения и интриги последних Айюбидов.

Последующие правители из числа мамлюкских эмиров постоянно соперничали между собой. Но они были прекрасными воинами и успешно защищали Египет от внешнего врага. Они не допустили монголов к границам Египта и спасли Каир от участи сирийских городов, подвергшихся разорению войсками Хулагу. В 1260 мамлюкский султан аль-Музаффар Сайф ад-дин Кутуз (1259–1260) нанес монголам сокрушительное поражение в Сирии (при "Айн Джалуте), но в том же году он был убит в результате заговора его соперников.

Сменивший его султан аз-Захир Рукн ад-дин Бейбарс I аль-Бундукдари (1260–1277) продолжил его политику и дважды выиграл сражения с монголами в Сирии. Бейбарсу удалось объединить Сирию и Египет. Он перестроил ряд укреплений, пополнил склады оружия и боеприпасов, создал большой флот, наладил регулярную почтовую связь. Вслед за тем он обратил свою энергию против крестоносцев. Он отобрал у них Кесарию (1265), Яффу и Антиохию (1268).

Воюя с крестоносцами, он заключил союз с ассасинами (см . также ИСМАИЛИТЫ) и эмирами сирийских городов Хомса и Хамы. Ему удалось значительно сократить владения крестоносцев на сирийском побережье. Потеря земель, плативших крестоносцами подати, значительно ослабила силы рыцарей, в результате Бейбарсу удалось захватить крупнейший опорный пункт крестоносцев крепость Крак де Шевалье (1271). В соответствии с заключенным договором, крестоносцы в обмен на жизнь вынуждены были уйти еще из нескольких крепостей на побережье. См. также КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ.

При Бейбарсе была создана строгая система государственного управления, благодаря которой Египет обрел стабильность. Но как правитель он был чрезвычайно строг и быстро расправлялся со своими подданными при малейших проступках. Заботясь о процветании своего государства, он даже пытался заставить бедуинов Верхнего Египта перейти к оседлому землепользованию.

В 1279 к власти пришел султан Кала"ун, по прозвищу «альфи» (араб. «тысяча»), так как некогда он был куплен за 1000 динаров. Этот человек, плохо говоривший по-арабски, почти все годы своего правления провел в военных походах за пределами Египта. Его единственный сын (от монгольской принцессы Аслун Хатун), правивший с перерывом в 1294–1295 и 1299–1309, славился своей жестокостью и фанатичной приверженностью исламской морали. При нем началось притеснение христианского населения Каира.

При мамлюках была преобразована армия. По мнению некоторых исследователей, на египетскую военную иерархию большое влияние оказали монгольские порядки. Структура постоянного войска стала более четкой: появились эмиры (начальники) сотни, сорока, десяти и пяти мамлюков. На содержание мамлюков направлялось 2/3 дохода икта (от араб. глагола акта"а – отрезать, наделять; передача государством права получения налога с определенной территории) эмира, в то время как при Айюбидах размер их обеспечения решался самим эмиром.

Характерной чертой общественного строя мамлюкского Египта было наличие рабства. Основным источником рабов до конца 13 в. были войны с крестоносцами. Рабы поступали в качестве военной добычи или приобретались на рынках. В частности, в результате взятия острова Кипр (1426) множество киприотов попало в Египет. Особо ценились рабы-ремесленники, благодаря которым ремесленное производство обогатилось специалистами. Историки отмечают подъем экономического благосостояния и расцвет культуры и искусства в Египте во времена мамлюков, в особенности в таких областях, как архитектура, гончарное производства и обработка металла, изготовление тканей.

Мамлюкский Египет вел торговлю со многими странами, включая Московию. «Город Мыср (так называют и Египет и Каир – О.Б.) – великий, – писал русский инок Варсонофий, посетивший Каир в 1461. – Около него течет река из рая – златоструйный Нил. Поперек город имеет две мили, а в длину двенадцать миль».

В период правления мамлюков в Египте жили и работали два величайших историка того времени – аль-Макризи (1364–1442) и Ибн-Халдун (1332–1406). Последний был судьей при султане аз-Захире Сайф ад-дине Баркуке (правил в 1382–1389 и вторично 1390–1399). Английский писатель и общественный деятель Джеймс Олдридж считал, что труд Ибн-Халдуна Пролегомена , касавшийся социальных проблем (например, он рассматривал влияние орудий и средств производства на исторический процесс), стоит намного выше сочинений Макиавелли, родившегося на сто лет позднее. А без трудов Аль-Макризи до сих пор не может обойтись ни один историк Каира. Благодаря им известно, что в начале 15 в. (при мамлюках-бурджитах) в Каире было 11 караван-сараев, 23 кайсарии (больших рынков), 50 суков (малых рынков), 11 ипподромов. Среди произведений Аль-Макризи есть книга Торная дорога для познания царских династий , в которой он пишет о праздниках и торжественных церемониях в Каире, об одежде и вооружении эмиров и войска.

У мамлюков была сложная иерархическая система. Среди Бахритов в общем преобладал семейный принцип наследования власти, а среди Бурджитов наследственная преемственность власти не разрешалась. Вместо этого, по мнению английского востоковеда К.Э.Босворта, существовало нечто вроде древнетюркской системы сеньората. Статус невольника представлял важное условие продвижения по служебной лестнице. Власть султана была ограничена верхушкой мамлюков и бюрократическим аппаратом, а о неустойчивости султаната свидетельствовала быстрая смена правителей. Так за 140 лет правления мамлюков-бахритов сменилось 29 султанов. Один из них, ан-Насир Мухаммад ибн Кала"ун, приходил к власти трижды.

К концу 13 в. города на сирийско-палестинском побережье были освобождены от крестоносцев, благодаря чему мамлюки приобрели во всем мусульманском мире громкую славу сокрушителей христиан и язычников-монголов. Теперь их владения простирались на западе до Киренаики (совр. Ливия), на юге – до Нубии (Судан), а на севере – до гор Тавра. Под их защитой также находились священные города Мекка и Медина в Аравии.

При Бахритах Каир славился своими врачами – офтальмологами (которые уже тогда врачевали катаракту), хирургами, гинекологами и даже ветеринарами, которые лечили лошадей. Тем не менее, Ф.Хитти, историк мусульманского средневековья, писал, что правление черкесских (Бурджитов) мамлюков было «одной из самых мрачных страниц в истории Сирии и Египта».

Закат эпохи мамлюков начался уже в конце 15 в., когда Египет переживал глубокий политический и экономический кризис. В это время был открыт морской путь из Европы в Индию вокруг мыса Доброй Надежды. Португальские купцы стали, минуя Каир, привозить в Европу товары в несколько раз дешевле, чем те, которые везли через Египет. Уже к 1502 торговля в Каире пришла в упадок. Ущерб от нового пути понесла и Венеция, которая до этого (вместе с Египтом) держала монополию на торговлю между Западом и Востоком. В Суэце египтяне с помощью венецианцев построили флот и в 1508 около Бомбея нанесли португальцам поражение. Однако год спустя события приняли другой оборот, и мамлюкский флот был полностью разгромлен у Диу.

В 1516 в битве при Мардж Дабик близ Алеппо был убит (по другой версии – принял яд) последний по-настоящему значительный, но уже престарелый мамлюкский султан Кансух аль-Гури. Он был избран султаном, когда ему уже было 60 лет. Несмотря на свой авторитет, он не был выдающимся военачальником. Османские войска под руководством султана Селима I Явуза (Селим Грозный (1512–1520)) применили свою артиллерию (которая в то время считалась лучшей в мире) и огнестрельное оружие, что обеспечило им перевес. К тому же среди подданных мамлюкского султана были сильны антиправительственные настроения. Солдаты не хотели воевать, заявляя, что они готовы сражаться против европейцев, но не против турок-мусульман. А турки до последнего момента вели дипломатическую игру, поддерживая надежду мамлюков избежать вооруженного конфликта. После поражения мамлюкского войска жители Халеба (Алеппо) и других сирийских городов сами изгнали мамлюкские гарнизоны и сдались османским войскам.

22 января 1517 турецкий султан Селим вступил в Каир и повесил на воротах города последнего мамлюкского правителя Туман-бея. После завоевания Египта османами мамлюки сохранялись как военно-феодальная верхушка страны. Паша, назначавшийся из Стамбула, управлял с помощью мамлюкских эмиров не только в Египте, но и Сирии и Ираке.

В 1805 турецкий наместник Мухаммад Али (1769–1849) хитростью истребил всю мамлюкскую верхушку. Обласканные приемом османского паши, более 400 эмиров возвращались из дворца на территории цитадели по узкому проходу между стен, когда перед ними неожиданно закрыли ворота и началась резня.

В Каире сохранились великолепные памятники мамлюкской архитектуры, дающие представление о средневековом Каире. Среди них несколько десятков мечетей. В конце 13 в. был построен комплекс султана Калауна, состоящий из мечети, мавзолея, маристана (госпиталя) и медресе (духовного училища). Тогда же (1267–1269) была построена мечеть Бейбарса аль-Бундукдари. Но наиболее знаменитым сооружениями мамлюкского периода являются мечеть, мавзолей и медресе султана Насира ад-дина аль-Хасана, построенная в 1356–1363, которая отличается исключительной красотой внутренней отделки. Не менее оригинальна мечеть аль-Муайада Сайф ад-дина, созданная в 1415–1420. Все фасады этого здания оформлены нишами со сталактитами. Часть памятников мамлюкского периода украшена геральдическими знаками, которые, вероятно были заимствованы мамлюками у крестоносцев. В частности, на зданиях, построенных в эпоху правления Бейбарса I, можно увидеть изображение двух львов.

Ольга Бибикова

Семенова Л.А. Салах ад-дин и мамлюки в Египте . М., издательство «Наука», 1966
Олдридж. Дж. Каир . М., Издательство «Молодая гвардия». 1970
Босворт К.Э. Мусульманские династии . М., Издательство «Наука», 1977
Заборов М.А. Крестоносцы на Востоке . М., издательство «Наука», 1980
Учок, Бахрие. Женщины-правительницы в мусульманских государствах . М., Издательство «Наука», 1982