Генетическая память человека. Идо познавательные процессы пособие. российской федерации федеральное агентство по образованию гоу впо тюменский государственный университет. г) гендерные особенности субъекта

Генетическая память («память предков», «родовая память») доказана учеными. Ранее она оценивалась лишь на уровне гипотез. Наиболее серьезное отношение она снискала у психологов (гипнотерапевтов). Посредством родовой памяти объяснялось необъяснимое: например, постоянное стрессовое состояние и приступы паники при благополучной жизни (родители пережили концлагерь). Под гипнозом пациенты раскрывали шокирующие подробности ужасов, которых просто не могли знать.

Еще 100 лет назад, Иван Павлов – российский физиолог полагал, что потомками наследуется опыт своих предков, который связан со стрессом и болью. Но до недавних пор, данное предположение не было подтверждено опытным путем.

Лишь в 2013 году произошел прорыв. Исследование, доказавшее предположение Павлова, провели американские ученые Керри Ресслер и Брайан Диас из Медицинского центра Университета Эмори в Атланте (США). Они выявили, что травмирующие данные меняют активность генов посредством химической модификации ДНК. Опыты проводились на мышах, которые передавали память о запахе из поколения в поколение. Статья была впервые опубликована в научном издании Nature Neuroscience.

Во время исследования было установлено, что новорожденные грызуны наследовали от своих родителей ген, отвечающий за врожденные рефлексы. В частности, потомство может бояться определенных запахов, которые не выносят их «родители».

Ученые приучили самца грызунов бояться запаха черемухи, который имеет вещество ацетофенон. Затем от скрещивания этих самцов с самками получили потомство и обнаружили, что мышата тоже боятся запаха черемухи. Притом, что обучение потомства родителями и контакты между поколениями были исключены. К тому же, реакция на «опасный» запах не утрачивалась в следующем поколении и при выведении потомства искусственным осеменением.

Оказывается, травмирующая информация меняет активность генов посредством химической модификации ДНК. Специалисты доказали, что это является биологической, а не социальной передачей информации, и происходит она путем передачи метилирования ДНК по половым клеткам.

Подобная схема характерна только для «отцовской» и «дедовской» памяти, но не для «материнской», поскольку сперматогенез происходит на протяжении всей жизни мужчин, а женщина рождается с полным набором яйцеклеток, и как-то изменить эти гены уже не представляется возможным. Однако в тех же сформированных яйцеклетках женщина хранит родовую память от своего отца, т.е дедушки своего ребенка. К слову сказать, любопытно, что у евреев принято определять истинного еврея именно по матери.

До обнародования данных исследований, были написаны массы книг о родовой памяти. Большая их доля - от психофизиологов и гипнотерапевтов. В качестве косвенных доказательств (в отсутствие опытных) они приводили удивительные и необъяснимые навыки младенцев (например, умение плавать). Рассуждения проходили примерно в следующем ключе:

Сегодня известно, что во время беременности плод в утробе матери около 60% времени видит сны. С точки зрения С.П.Расторгуева, автора книги «Информационная война», это проявляется именно генетическая память, а мозг ее просматривает и обучается. «На изначальную пустоту, которую суждено заполнить эмбриону в материнском чреве, подается генетическая программа, содержащая уже прожитые предками жизни». Благодаря наукам сегодня нам известно, что человеческий зародыш в утробе матери в процессе созревания проходя весь цикл эволюционного развития - от одноклеточного организма до младенца, «вкратце вспоминает всю свою историю, как историю развития живого существа». В результате чего, новорожденый ребенок хранит в себе генетическую память, записанную всеми его историческими предками. К примеру, новорожденный имеет способность держаться на воде сам. Эта способность плавать через месяц теряется. Т.е. дети рождаются с полным арсеналом знаний, бережно сохраненных веками эволюции в генетической памяти. И до 2-х лет у ребенка сохраняется звуковая, зрительная, осязательная генетическая память. К сожалению (или к счастью), по мере роста и обучения, доступ к генетической памяти уменьшается.

Присутствуя в нашей психике, данные генетической памяти, обычно не доступны нам в сознательном осмыслении. Поскольку проявлению этой памяти активно противодействует наше сознание, стремясь оградить психику от «раздвоения личности». Но генетическая память может проявиться во время сна или состояния измененного сознания (гипноз, транс, медитация), когда контроль сознания ослабляется.


Генетически первичная память дает о себе знать виде впечатлений, неясных образов. Так, в большинстве случаев ребенок в материнской утробе видит сны, которые и являются проявлением памяти его рода. В результате просмотра таких снов, мозг ребенка, как бы просматривая, обучается.

Вспомните даже тот факт, что малыши от рождения хорошо плавают, но вскоре теряют этот навык. До 2-х лет дети хранят в себе эту генетическую память. Взрослым людям сложно увидеть этот вид памяти потому, что сознание препятствует этому, оно стремится защитить нас, нашу психику от раздвоения личности. Генетическая память изучалась Карлом Юнгом и психология отнесла ее к «коллективному бессознательному».

Психология. Представления. Воображение. Память. Тест для самопроверки

Он считал, что опыт каждого человека не стирается после его смерти, а наоборот накапливается в генетической памяти. Каждая личность обладает этой необычной памятью и стоит помнить, что наш жизненный опыт будет передаваться из поколения в поколение.

Решение тестов онлайн

Память есть у всех живых существ. Поэтому память — необходимое условие единства человеческой психики, нашей психологической идентичности. Большинство психологов признает существование нескольких уровней памяти, различающихся по тому, как долго на каждом из них может сохраняться информация.

Обнаружить, как действует наша сенсорная память, несложно. Существует явное и убедительное различие между памятью на только что случившиеся события и на события далекого прошлого. Кратковременная память: «Какими были последние слова предыдущего предложения?».

Введение в долговременную память нового материала и последующее воспроизведение его требуют значительных усилий. В соответствии с типом запоминаемого материала выделяют следующие четыре вида памяти. В зависимости от того, какой анализатор принимал наибольшее участие в формировании образа, можно говорить о пяти подвидах образной памяти: зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной и вкусовой. Практически одновременно с двигательной формируется эмоциональная память, представляющая собой запечатление пережитых нами чувств, собственных эмоциональных состояний и аффектов.

Существует три главных процесса, синтез которых и образует память как целостное функциональное образование психики. Сложная информация, не вызывающая сильных эмоциональных реакций, долго в памяти не задержится. В принципе память каждого человека отличается избирательностью, особенно заметной при непроизвольном запоминании.

Большинство проблем с памятью связаны не с трудностями запоминания, а скорее — припоминания. Этот феномен называется «законом Рибо», законом обратного хода памяти. Нарушение эмоционального равновесия, чувства неуверенности и тревожности задают тематическую направленность гиперфункции памяти, которая принимает в этих случаях форму навязчивых воспоминаний.

Изгнать подобные воспоминания практически невозможно: они возвращаются вновь и вновь, вызывая у нас чувство стыда и раскаяния («память совести»). Быстрее люди утрачивают память, связанную с правилами сложных мыслительных действий, комплексных оценок, устойчивее всего манера держаться, походка и т.п.

Память легко становится рабой человеческих страстей, предубеждений и влечений. В целом же проблема локализации психических функций в мозге (а без ее решения трудно ответить на вопрос о сущности памяти) все еще во многом не решена. Но, ко всеобщему удивлению, до самого последнего времени приходилось констатировать тот факт, что не только животные, но и люди могут переносить обширные повреждения мозга без явных нарушений памяти.

В основе памяти лежат ассоциации, или связи. Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека

Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Память - основа психической деятельности. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.

Представления памяти являются воспроизведением, более или менее точным, предметов или явлений, когда-то действовавших на наши органы чувств. 1. Непроизвольная память (информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией).

Для ознакомления с условиями выполнения тестов и оформления заказа, перейдите в раздел «Решение тестов». Она расположена глубоко в подсознании каждого человека, в области ощущений. Всегда ценилось «право первой ночи», супруга должна была «чиста» и целомудренна.

Первому уровню соответствует непосредственный или сенсорный тип памяти

Многим из нас приходилось сталкиваться с таким явлением как беспокойный сон. И одно дело когда человек просто ворочается во сне. Другое дело когда не выходя из сонного состояния он начинает говорить. Почему это происходит, и как психологи трактуют это явление? Мы решили разобраться в этой проблеме. Одной из наиболее частых тем для обсуждения являются цветные сны. Кому и почему они снятся, нам и предстоит выяснить.

Вспыхнувшие с новой силой чувства между Хлоей Морец и Бруклином Бекхэмом не могли не заинтересовать журналистов. Все, что происходит в нашей психике, в каком-то смысле в ней и остается. В качестве примеров можно привести и ставшие в психологии классическими две достоверные истории.

Человек, которого гипнотизировали в аптеке, правильно воспроизвел наизусть сотни надписей на лекарственных упаковках, хотя и не имел никакого отношения к медицине. Ее системы удерживают довольно точные и полные данные о том, как воспринимается мир нашими органами чувств на уровне рецепторов.

Человеческая память — это прежде всего накопление, закрепление, сохранение и последующее воспроизведение человеком своего опыта, то есть всего, что с ним произошло. Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение. Это справедливо более всего по отношению к семантической памяти на информацию, полученную в зрелом возрасте. Это показывает, насколько память тесно связана с воображением, фантазией, и с тем, что иногда называют психологической реальностью.

1. Генетически первичной считается … память.
двигательная
образная
эмоциональная
вербальная

2. Вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей, называется … памятью.
механической
логической
эмоциональной
аудиальной

3. Не являются формой воображения
мечты
грезы
иллюзии
галлюцинации

4. Увеличение или уменьшение предмета, изменение количества его частей или их смещение известно как…
гиперболизация
схематизация
типизация
агглютинация

5. Творческая деятельность, основанная на создании новых образов, называется …
восприятием
мышлением
воображением
вниманием

6. То, что незавершенные действия запоминаются лучше, выражает эффект …
ореола
плацебо
Б.В. Зейгарник
недавности

7. Такие персонажи как Дюймовочка, Змей-Горыныч, великаны созданы с помощью приема …
гиперболизации
схематизации
типизации
агглютинации

8. «Склеивание» различных, в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей называется…
гиперболизацией
схематизацией
типизацией
агглютинацией

9. Основанием разделения памяти на двигательную, эмоциональную, образную и вербальную является…
ведущий анализатор
предмет восприятия
активность субъекта
вид деятельности

10. Объем хранящейся информации в кратковременной памяти …
7±2
неограничен
предел неизвестен
в среднем 10

11. От процесса запоминания зависит(ят) в сохранении материала ….
только полнота
только точность
только прочность
полнота, точность и прочность

12. Высшим видом памяти считается … память.
двигательная
образная
эмоциональная
словесно-логическая

13. Основанием разделения памяти на непроизвольную и произвольную является …
ведущий анализатор
предмет отражения
активность субъекта
вид деятельности

14. Тип памяти, при котором представления памяти максимально приближены к образам восприятии называется ….
эйдетическая
наглядно-образная
эмоциональная
словесно-логическая

15. Память, основанная на повторении материала без его осмысления, называется …
долговременной
эмоциональной
произвольной
механической

16. Два противоположных явления связывает ассоциация по …
смежности
скорости
контрасту
смыслу

17. Впервые представления об ассоциациях были сформулированы….
Сократом
Аристотелем
Демокритом
Р. Декартом

18. Такие образы как сфинксы, гаркульи, кентавры созданы следующим приемом воображения….
гиперболизация
схематизация
типизация
агглютинация

19. Два явления, связанных во времени или в пространстве, объединяет ассоциация по …
смежности
скорости
контрасту
смыслу

20. Вид памяти, при котором прежде всего сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства, известен как память…
наглядно-образная
феноменальная
эмоциональная
словесно-логическая

21. Вид памяти, включающий процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации, перерабатываемой в ходе выполнения действия и необходимой только для достижения цели данного действия, называется памятью…
оперативной
иконической
кратковременной
эхонической

22. Вид памяти, при котором особенно хорошо человек запоминает наглядные образы, цвет, лица и т. п., - это память …
эйдетическая
наглядно-образная
феноменальная
эмоциональная

23. Ранней генетической формой памяти является … запоминание.
непроизвольное
произвольное
послепроизвольное
оперативное

24. Опосредствованная и непосредственная память различаются по…
ведущему анализатору
использованию вспомогательных средств в процессе запоминания
степени активности субъекта
видам деятельности

Давайте попробуем разобраться в понятии «генетическая память» - это особенность памяти воспроизводить моменты, которые нельзя помнить, так как личность не пережила их в реальном временном отрезке. Генетическую память еще называю «памятью предков». Она находится в глубине повседневной памяти человека в далеком подсознании и всплывает периодически, вызывая непонятные картинки, ощущения и смутные чувства.

Многие ученые утверждают, что не рождённый малыш уже в утробе матери в течение беременности видит сны на протяжении 60% всего времени. В настоящее время учеными доказано, что плод в материнской утробе проходит весь процесс эволюционного развития, начиная с одноклеточного организма и до полностью сформированного маленького человека. Рожденный младенец обладает определенными способностями, которые записаны за счет генетической памяти. Например, новорожденный в течение месяца после рождения может удерживаться на воде, спустя месяц этот навык будет утрачен, если его не подержать и не развивать. За весь период эволюции генная память накапливает знания и предает ее нам. До двухлетнего возраста ребенок пользуется генетической памятью, а потом, по мере взросления и накопления знаний, она становится почти не доступна.

Пока человек находится в осмысленном состоянии, ему недоступна генетическая память. Наше сознание блокирует проявление ее, иначе в противном случае психику человека ожидало б «раздвоение личности». Эта память проявляется в нестандартных ситуациях, таких как гипноз или транс, а иногда и во время сна, когда наше сознание теряет бдительность. То есть если нашему подсознанию понадобиться, то оно воспроизведет генетическую информацию.

Психолог Карл Юнг ввел понятие «коллективное бессознательное», которое хранится в глубине психики и присуще каждому человеку, независимо от накопленного опыта. Оно сохраняет в себе первичные образы, психолог дал им название архетип. Архетип – это каждая индивидуальная ситуация, которая происходит в жизни человека. Те моменты, которые переживаются снова и снова запечатлеются в подсознании не как образы наполненные смыслом, а как форма без определенного смысла. Юнг говорил о том, что архетипы передаются за счет генетики, а не за счет культуры. Поэтому можно сказать, что тот опыт, который накапливает личность на протяжении всей жизни, потом будет предаваться следующему поколению и влиять на него через подсознание.

По мнению Юнга, в коллективной бессознательной будут значительные различия, которые зависят от биологических факторов существования личности. Это доказывает эксперимент, проведенный в Чикагском университете доктором Даниелой Фридман. В эксперименте принимали участие младенцы с разным цветом кожи и разной расы. На них воздействовали одинаковыми раздражителями, но реакция младенцев с определенной расой отличалось от расы других новорожденных.

По данным эксперимента сделали вывод, что духовный мир личности генетически настраивается на конкретные частоты, свойственные только ему. Психологи и преподаватели, которые работают с детьми, тоже пришли к этому мнению - генетическая память находится внутри коллективного бессознательного. Так как она дана ему как «само собой разумеющееся», то для того, чтобы ее усвоить, не нужно специальных данных или усилий. Но если вдруг по каким то причинам может произойти разрушение памяти, то последствия могут быть не предсказуемы с самыми разными аффектами. Душа ребенка уже не чистый лист. Она избирательно чувствует и способна реагировать на определенные воздействия в свою сторону. Если действия создают диссонанс коллективным бессознательным, то это приводит к таким душевным травмам как неврозы, психозы, нарушение сна, перевозбудимость у детей.

Можно сказать, что подсознание личности несет в себе определенные культурные матрицы, в которых сосредоточено понятие о норме. Психика детей очень восприимчива к информации и действиям, если есть какие-то отступления от норм, в которых ребенку комфортно развиваться, то может возникнуть сигнал «мне плохо» - так возникает невроз. Таким образом, психика ребенка занимает любое для нее комфортное место внутри матрицы, где достаточно места для развития индивидуальных, групповых и других особенностей ребенка, которые не нарушают общий культурный архетип.

В последнее время стало гораздо больше детей с заболеванием «невроз». Это не обязательно дети из неблагополучных или малоимущих семей, где немаловажную роль оказывает социальный показатель, но и много детей с такими проблемами появилось среди довольно обеспеченных семей. Например, в России на данный момент насчитывается 40% детей с неврологическими заболеваниями, в будущем это может сказаться на здоровье целой нации.

Не очень привлекательная перспектива, но выход из сложившейся ситуации есть, для этого не нужно идти на «конфликт» с генетической памятью ребенка, мешая ей выполнять свое предназначение. Более правильным будет направлять и побуждать память, а для этого не нужно многого - лишь знание родного языка, которое впитывается с материнским молоком.

За то, как устроена душа человека и как формируется народный дух, отвечает в первую очередь родной язык. За счет божественной сущности и влияния наивысшей сущности языка происходит формирование духа народа.

Слово – дар свыше, в слове заключается смысл, словом можно «убить», а можно вознести на пьедестал, словом передаются эмоции, мысли, слова учат жизни и вере. Бог подарил мощную силу человечеству, богатство, которое предоставил по средствам слова. Но это не те слова, которое употребляются каждое мгновение, но при этом не несут глубинного смысла. Речь идет о словах, которые живут в колыбельных мамы, сказках и историях бабушки, шутках и прибаутках дедушки, в песнях и мудростях, которые пришли к нам от наших предков. Только эти слова способны соединить людей и превратить людей в народ с общей генетической памятью.

Генетическая память меда - миф или правда?

Раз мы уже затронули тему генетическая память, то хотелось бы рассказать о недавно появившемся вопросе на просторах интернета: «Есть ли генетическая память у меда?». Давайте разбираться…

Суть заключается в том, что если на тарелку капнуть мед, а затем на мед капнуть родниковую воду, то можно будет увидеть рисунок в виде идеальных шестиугольников, очень похожих на соты. Многие говорят, что таким образом мед вспоминает свой родной дом – соты, и принимает такое же расположение, в котором он были там, то есть мед имеет генетическую память. Такое «волшебство» показывают на больших пасеках для того чтобы привлечь больше внимания к продукту. Прием с медом и водой используют как маркетинговый ход, и нужно заметить -довольно успешно. Однако, этот «фокус» можно всецело объяснить с научной стороны.

В физике существует такое понятие как ячейка Релея-Бенара - это такие структурные соединения, которые при определенных условиях, таких как тепловая подача и нахождение жидкости в строго горизонтальной плоскости, где тепло подаётся снизу, образуются шестигранные структуры, которые очень похожи на соты. К примеру, даже если мы будем нагревать масло, а не мед, то в нем тоже будет видна сетка Бенара, то есть соты. Так что генетическая память не имеет ни какого отношения к образованию шестиугольников, похожих на соты.

Что же касается проверки меда на натуральность, то на самом деле это не самый лучшей способ для диагностики. Ведь даже если кормить пчел сахаром, то они все равно будут его перерабатывать, а затем запечатывать в соты, как делают это с натуральным медом. Поэтому не стоить воспринимать это «показательное выступление» за правдивое определение меда на натуральность. Ячейки Бенара при этом образовывают эти шестиугольники даже из так называемого «натурального меда». Особенность пчелиного меда и его продуктов в том, что они имеют полезный для нашего организма состав, помогают поднять иммунитет и способствую скорейшему выздоровлению.

Тайная власть генов - Что скрыто в наших генах? (родовая-генетическая память предков)

Выбрать правильный ответ:

1. Сенсорная память

б) действует меньше одной секунды;

в) лежит, в частности, в основе последовательных образов.

г) Все ответы верны.
2. Кратковременная память

а) длится до двух минут;

б) обладает емкостью, не превышающей 11 элементов;

в) позволяет долго помнить телефонный номер.

г) Все ответы неверны.
3. Долговременная память

а) обладает ограниченной емкостью;

б) обладает практически неограниченной длительностью;

в) более развита у пожилых лиц.

г) Все ответы верны.
4. Принцип специфичности кодирования касается

а) контекста, в котором осуществляется кодирование;

б) мотивации субъекта;

г) времени, необходимого для того, чтобы интегрировать материал.
5. Как показала Зейгарник, мы лучше помним какую-либо работу, если она

а) была доведена до конца;

б) осталась незаконченной;

в) была сознательно прекращена;

г) привела к вознаграждению.

Контрольные тесты по теме

1. Блоковая модель переработки информации разрабатывалась в рамках :

а) гештальтпсихологии

в) бихевиоризма

г) когнитивной психологии

2. Направление в психологии, которое в качестве первичных «факторов памяти выдвигает некоторые целостные «психологические - структуры», не сводимые к сумме составляющих ее частей, известно как:

а) деятельностная теория памяти

б) ассоциативная теория памяти

в) гештальт - теория

г) психоаналитическая теория памяти

3. Память о своей памяти называется:

а) оперативной памятью

б) метапамятью

в) автобиографической памятью

г) оперативной памятью

4. Опосредованная и непосредственная память различаются по:

а) ведущему анализатору

в) степени активности субъекта

г) виды деятельности

5. Генетически первичной считается:

а) двигательная память

б) образная память

в) эмоциональная память

г) вербальная память

6. Вид памяти, при котором прежде всего сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства, известен как ____ память.

а) наглядно-образная

б) феноменальная

в) эмоциональная

г) словесно-логическая

7. Память, связанная с запоминанием формы материала и основанная на повторении материала без его осмыслений, называется:

а) долговременной

б) эмоциональной

в) произвольной

г) механической

8. Прочность запоминания определяется тем, какова (-о);

а) степень участия соответствующего материала в дальнейшей деятельности субъекта

б) значимость соответствующего материала для достижения предстоящих целей

в) эмоциональное состояние субъекта

г) все ответы верны

9. Индивидуальные особенности памяти выражаются в различной запоминания.

а) быстроте

б) прочности

в) точности

г) все ответы верны

10. Характеристики запоминания того или иного материала определяются ____ деятельности личности,

а) мотивами

б) целями

в) способами

г) все ответы верны

ТЕМА 6. МЫШЛЕНИЕ КАК ПРОЦЕСС. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ


  1. Понятие о мышлении. Отличие мышления от непосредственного чувственного познания

  2. Основные фазы мыслительного процесса

  3. Основные мыслительные операции

  4. Формы мышления

  5. Виды мышления

  6. Развитие мышления в онтогенезе

  7. Теоретические и эмпирические подходы к изучению мышления

  8. Способы активизации мышления

Мышление составляет рациональную, высшую ступень познания. Обратить внимание на характеристики , которые определяют высокий уровень мышления: опосредованность, обобщенность. Опосредованный характер обнаруживается в возможности познания без чувственного восприятия, благодаря имеющимся знаниям, как результат анализа, сравнения, обобщения. Анализируя и сравнивая отдельные наблюдения, опираясь на результаты прошлого опыта, человек в процессе мышления находит общее в отдельных объектах.

При анализе мышления, есть смысл точно определить сущность этого процесса. Мышление – это, прежде всего процесс, осуществляющийся посредством мыслительных процессов: анализа, сравнения, абстрагирования и т.п. И от того, насколько эффективно осуществляются эти операции, будет зависеть успешность решения задачи. Результатами мышления выступают мысли , существующие в форме понятия, суждения, умозаключения, представления.

Важно при определении способов решения обратить внимание на их эффективность: «случайный перебор», «рациональный перебор», «систематический перебор»; пассивное использование алгоритмов, эвристические способы решения. Выбор способа определяется как характером задач, так и личностными особенностями познавательной деятельности: самостоятельность, оригинальность, широта ума, логичность, глубина ума. Личностные особенности мыслительной деятельности раскрываются и при характеристике видов мышления: образное, практическое; творческое или воссоздающее; критическое и т.п.

Безусловно, важный момент, на который следует обратить внимание на то, что мышление тесно связано с речью.

При подготовке вопросов обратить внимание на работы Ж.Годфруа, Линдсей Г., Халл К.; Креча Д. и др.; Леви-Брюля Л., Гольдштейна К.; Выготского Л.С. и Сахарова Л.С.