Гиперборейские названия городов и рек россии сохранились. Мужские и женские имена

С.В. Жарникова

Северные Увалы

«Северные Увалы – это аномалия Русской равнины» - утверждал один из крупнейших геоморфологов второй половины ХХ века Ю.А.Мещеряков. Действительно, именно Северные Увалы являются главным водоразделом бассейнов северных и южных морей. Но ведь именно на этой широте Северных Увалов – помещал знаменитый историк античности Клавдий Птолемей знаменитые Рипейские - Гиперборейские - Алаунские горы, аналогичные горам Меру и Хара арийской Традиции. Клавдий Птолемей писал, что «внутри Сарматии живут алаунские скифы, они составляют ветвь сильных сарматов и называются алаунянами».
Русский этнограф Н.А. Иваницкий в 1890 г., говоря о ландшафтах Вологодской губернии, отмечал: «По южной границе губернии тянется так называемая Урало-Алаунская гряда, захватывающая уезды Усть-Сысольский, Никольский, Тотемский, Вологодский и Грязовецкий. Это не горы, а отлогие холмы и плоские возвышенности, служащие водоразделом двинской и волжской систем. Надо думать, что вологодские крестьяне, называвшие эти возвышенности (как их отцы, деды и прадеды) Алаунскими горами, в основной своей массе в ХIХ веке Птолемея не читали и едва ли подозревали о такой древности названия своих гор».

Воронеж или Варанаси?

«Самым великим из 7-ми священных городов древних арьев был город «Варанаси » – центр учёности и столица царства «Каши » (то есть «сияющего»). Эпос утверждает, что город «Варанаси» был основан в глубочайшей древности - при внуке прапредка людей Ману, спасшегося от потопа. По астрономической хронологии Махабхараты город «Варанаси», как столица, существовал уже за 12 тысяч 300 лет до наших дней. Название его производят от наименования рек «Варана » и «Аси », на которых стоял этот город, или, что вполне возможно, от «вара-наш » («круг» или «крепость» наша).

Но, если вспомнить:
- что нынешняя река «Воронеж » вплоть до XVIII века называлась «Великой Вороной »;
- что на этой реке стоит древнерусский город Воронеж, название которого очень близко к «Варанаси»;
- что ещё в XVII веке воронежскую крепость называли «Воранаш »;
- что древнеарийский эпос указывает, что в районе арийского Варанаси текли реки «Аси», «Кавери», «Дева», а недалеко находились водоём «Вай-дурья» (на санскрите «дурья » - гора) и гора «Дева-сабха» (на санскрите «сабха » - сопка);
- что и сегодня в Воронежской и Липецкой областях течёт река Бай-гора, а холмы южнее Воронежа, у рек Сосны и Дона, зовутся «Девогорье »,
то вполне закономерный вывод из вышесказанного вы сделаете сами.

Крапивна. Город матсьев Уплава?

«В одной из книг Махабхараты рассказывается о городе УПЛАВА , бывшей некогда столицей народа матсьев, проживавших в царстве Вираты (на санскрите слово «вирата » означает «крапива »). Народ «матсьи» упоминается в Ригведе, Каушитаки упанишаде, в Гопатхе брахмане, в Ману санхите и Шатапатха брахмане. Махабхарата (книга «Сауптикапарва» - «Книга о нападении на спящих») сообщает о матсьи, как о союзниках Пандавов во время кровопролитной битвы на поле Курукшетры.
В современной Тульской области России есть город Крапивна. Считается, что название этого города произошло от густых порослей крапивы в здешних местах. Сохранилась и другая, возможно, сакральная версия происхождения названия города (так как часто в старых документах Крапивна пишется через «о» - «Кропивна») - от слова «кропить», в смысле освящать». Но самое удивительное, что стоит этот тульский город на месте слияния двух рек... Упы и Плавы».

Всё как и в древности

«Описывая давние, ещё доарийские времена, Махабхарата сообщает, что длина хребта Меру (или «Хары ») равнялась (в переводе на нашу меру длины) 1600 км, а на Западе его ограничивала местность «Гандхамадана». Но и сегодня в Вологодской области России, в районе Северных Увалов можно встретить такие названия рек, гор, населенных мест как Харово , Харовская гряда, Харовка, Мандара, Мандарово . На соседней Костромской земле, на ближайших подходах Северных Увалов к Волге и до сих пор течет река Мера . А если мы отложим от современной горы Нарады на Северном Урале (ныне «Народной») именно по Северным Увалам 1600 км строго на запад, то мы попадем в Карельское Заонежье, где до сих пор есть озеро… Гандамадана и гора Гандамадана. И здесь же, в районе Гандамаданы, и по сей день течет река Сагаров Ручей . О сыновьях же Сагары, некогда в древности выкопавших большой канал, рассказывает один из сюжетов уже упоминавшегося нами известнейшего древнеиндийского эпоса».

О сыновьях царя Солнечной династии Сагары, некогда в «гиперборейской древности» выкопавших очень большой канал, рассказывает один из сюжетов Махабхараты. В Этом деле участвовали 60000 сыновей Сагары. Они прорыли в древности канал с юго-запада на северо-восток до самого Северного океана.

Вьяса - легендарный древнеиндийский риши (мудрец), почитавшийся составителем собраний Вед, пуран и творцом «Махабхараты». Согласно «Махабхарате», Вьяса, дед Пандавов, родился на острове посреди священной Ямуны ; его матерью была молодая Кали (Сатьявати), а отцом - мудрец Парашара, сын Шакти. Он был истинным, прозревшим свою суть мудрецом, чистым духом и искренним. Он был поэтом и провидцем прошлого, настоящего и будущего. Величайший из всех знатоков Вед, он разделил одну Веду на четыре. Традиция сообщает, что «разделив Веды Вьяса все ещё испытывал внутреннее беспокойство и недовольство собой. И лишь записав «Шримад-Бхагаватам» он обрёл мир и спокойствие в душе».

Знаменитый ведийский трактат «Шримад-Бхагаватам» сообщает, что «есть также другие горы, которые красиво располагаются вокруг подножия горы Mеру , словно волокна вокруг чашечки лотоса. К ним относятся Куранга, Курара, Кусумбха, Ваиканка, Tрикута, Шишира, Патанга, Ручака, Нишадха, Синиваса, Капила, Шанкха, Ваидурья, Джарудхи, Хамса, Ришабха, Нага, Каланджара и Нарада . С восточной стороны горы Сумеру расположены две горы: Джатхара и Девакута , простирающиеся на север и на юг на 18000 йоджан. Tочно также еще две горы - Павана и Париятра - расположены с западной стороны Сумеру и простираются на север и на юг на такое же расстояние. С южной стороны Сумеру расположены Каиласа и Каравира - две горы, протянувшиеся на восток и на запад на 18000 йоджан, и, наконец, с северной стороны Сумеру, простираясь на восток и на запад на такое же расстояние, расположены две горы, которые называются Tришрингой и Mакарой ».

И сегодня, как и во времена Вьясы, на севере России, в Архангельской области можно прогуляться по ориентированному именно с запада на восток плоскогорью Кайласа.

Древняя Ямуна страны Брахмы

«Как повествует Авеста, по берегам моря Ворукаша («Молочного моря» Махабхараты) и реки Ранхи располагался ряд арийских стран от Арьянам Ваэджа на крайнем севере до семи индийских стран на юге, за Ранхой. Эти же семь стран упоминаются в Ригведе и Махабхарате как земли между Гангой и Ямуной, на Курукшетре . О них говорится: «Прославленная Курукшетра, все живые существа, стоит только прийти туда, избавляются от грехов», или «Курукшетра - святой Алтарь Брахмы; туда являются святые брахманы - мудрецы. Кто поселился на Курукшетре, тот никогда не узнает печали».
Так что же это за реки - Ганга и Ямуна , между которыми лежала страна Брахмы?
Ранха (Ганга) - это Волга . Но древнеиндийские предания называют Ямуну единственным крупным притоком Ганга, текущим с юго-запада. Посмотрим на карту. И нам станет сразу ясно, что древняя Ямуна - это наша с вами Ока! Возможно ли это? Судя по всему, да! Не случайно в течении Оки то там, то здесь попадаются реки с названиями: Ямна, Ям, Има. И более того согласно арийским текстам, вторым именем реки Ямуны было Кала. Так вот, до сих пор устье Оки называется местными жителями устьем Калы».

«Красавица народная»

Великий древнеиндийский эпос Махабхарата считается величайшим памятником культуры, науки и истории предков всех индоевропейских народов. Изначально это было повествование о междоусобице народов Куру, живших более 5 тысяч лет назад между «Индом и Гангом». До нас Махабхарата дошла в 200 тысячах строк стихов в 18-ти книгах. В одной из них - «Лесной» описаны священные реки страны древних арьев, которая в эпосе называлась «Бхаратой». Завершающим событием повествования Махабхараты была битва на Курукшетре в 3102 г. до н.э. Однако, как свидетельствуют данные науки, арийских племен на территории Ирана и Индостана в 3102 году до н.э. еще не было, так как жили они тогда ещё на своей прародине.
Но где же она находилась?
Как известно, великая русская река - Волга вплоть до II в. н.э. носила имя «Ранха » (или «РА »), под которым ее знала священная книга зороастрийцев Авеста. Но ведь «Ганга» - это лишь слегка изменённая авестийская «Ранха». Она же - нынешняя русская река Волга, название которой с санскрита переводится, как «прекрасная » (на санскрите «valga »)!

Царство Куберы

«Махабхарата повествует о том, что на севере в систему священных гор входила «Кайласа» - царство Бога богатства Куберы. И сегодня исток реки Пинеги (притока Северной Двины) все так же называется «Кайласа ». А течет она среди плоскогорья, которое у местных жителей в древности называлось также - «Кайласа».

Фото реки Кайласа не нашла, только Пинеги

Исток реки Пинеги

«Жилище Нарады»

Легенды Махабхараты повествуют о великом мудреце и подвижнике Нараде, жившем на Севере и передававшем людям веления Богов, а Богам - просьбы людей. А самая высокая вершина Северного Урала вплоть до 1928 года носила название "Нарада ", когда в честь 10-летия Октябрьской революции она была переименована в гору «Народную ».

Гора Манарага

Согласно ведийским преданиям, прапредок людей Ману, спасаясь от потопа, прикрепил свой корабль к рогу огромной рыбы и остановился на отроге горы, которая была названа «Склоном Ману». На Северном Урале до сих пор есть гора - Манарага , а вблизи от неё течет одноимённая с ней река. Женой Ману, по преданию, стала появившаяся из молока и масла, принесенного прапредком в жертву, женщина по имени Ила или Ида. Но рядом с Манарагой и сегодня течет река Ила или Илыч».

Амур – название происходит от общей для тунгусо-маньчжурских языков основы «амар», «дамур» - «большая река». Китайцы называли Амур «Хэйхэ» («Чёрная река»), затем «Хэйлунцзян» («Река чёрного дракона»).

Ангара – название произошло от монгольского слова "анга" - рот, ущелье.

Барнаул – в переводе с кетского означает «волчья река».

Брахмапутра – индийское название реки в переводе с санскрита на русский означает «Сын Брахмы».

Волга – наиболее вероятно происходит от праславянского Vьlga – волога, влага, возможный смысл названия Волги - «вода» или «большая вода».

Вытегра – в переводе с финно-угорского означает «озерная река».

Вятка – точное происхождение неизвестно. По одной из гипотез, река была так названа по удмуртскому «племени» Ватка́.

Евфрат – в переводе с арамейского означает «сладкая вода».

Енисей – название происходит от эвенкийского «Ионесси» - большая вода.

Инта – в переводе с ненецкого означает «место, обильное водой, переувлажненное место».

Иртыш – нет точных сведений о происхождении названия реки, но некоторые ученые предполагают, что Иртыш - это имя древних кетов, которое было переделано тюрками и означает «Землерой».

Нева – существует множество версий этимологии названия реки. Большинство историков полагают, что Нева получила свое название от древнего наименования Ладожского озера - «Нево», что в переводе с финского значит «морской залив» или «море». В шведских источниках VII-VIII веков река упоминается под названием «Ну» (или «Нью»), т.е. «новая».

Нил – от греческого названия реки «Нилос».

Ока – к единому мнению о происхождении названия ученые не пришли. По одной из версий, Ока получила своё название от латинского aqua «вода», по-другой, название переводится как незамерзающее место в реке, озере, болоте; прорубь; небольшое открытое пространство воды в зарастающем озере или болоте; бьющий из глубины ключ.

Кама – в переводе с удмуртского значит «река, большая река».

Кашкадарья – в переводе с узбекского означает «прозрачная река».

Колорадо – в переводе с испанского «окрашенный, цветной».

Колыма – этимология окончательно не разработана. На тюркских языках «куль», «коль» означает «озеро». На финно-угорских языках "колыма" означает смерть. Эвены, по территории расселения которых протекает река, называли её Кулу (склон берега реки, обращённый на север). Возможно, заимствовано из корякско-чукотского языка куул (глубокая речка).

Лена – считается, что название реки происходит из эвенкийского языка, на котором названия реки «Елю-Енэ» («Елюенэ», «Линэ») производится от «йэнэ» - «большая река».

Миссисипи – на языке оджибве - «большая река».

Обь – происхождение названия реки доподлинно не известно, но по одной из версий, оно произошло от слова на языке коми, которое означало «снег», «снежный сугроб», «место у снега».

Печора – по одной из гипотез, слово «печора» означает «пещера».

Свирь – в переводе с языка вепсов означает «глубокая».

Селенга – в переводе с эвенкийского означает «железистая».

Сена – название реки в античные времена звучало как Секвана (Sequana). Предположительно, кельтское слово Siquana происходит от праиндоевропейского sak- (священный).

Сызрань – в переводе с тюркского означает «болотное место».

Темза – название предположительно обозначает «тёмная».

Хатанга – название этой реки на Таймыре в переводе с долганского означает «березовая».

Хуанхэ – в переводе с китайского ее название означает «жёлтая река».

Янцзы – по одной из версий, в переводе с китайского название этой реки переводится как «голубая река», по другой, -"длинная река".

Реченька Юсьва - река Лебединая,
Родина малая, родина светлая.
Право крыло твое - поле родимое,
Лево крыло твое - роща заветная.
В. Радкевич

Пермскую область называют водным краем, ведь водоемов у нас свыше 30 тысяч. Они образуют причудливую, разветвленную, густую сеть.

Названия многих рек имеют окончание "ва" (по коми-пермяцки "ва" — вода, река): Гайва, Колва, Усьва, Уньва, Челва, Косьва, Койва, Лысьва, Низьва, Пожва, Сылва, Сюзьва, Урва...

Пожалуй, все и не перечислишь.

Такие географические названия неслучайны. Они происходят от слов коми-пермяцких, коми-зырянских, удмуртских, мансийских, хан-тыйских, башкирских и рассказывают о каких-либо особенностях реки, которые с удивительной точностью подметили некогда живущие здесь племена.

Так, Колва - река в Чердынском районе, самый крупный приток Вишеры длиной 490 км, собирает воды с площади, равной территории Бельгии. Современное название реки - измененное коми-пермяками мансийское "кол"я", что значит рыбная река (у манси "кол" - рыба, "я" - река). В прошлом в бассейне Колвы кочевали и рыбачили манси.

Челва - такое название имеют четыре реки Пермской области: притоки Камы, Косьвы, Нердвы и Обвы. Все они равнинные, тихие, что вполне соответствует коми-пермяцкому "чел" - тихий.

Ульва - река в Соликамском районе, левый приток Уролки длиной 65 км. Название реки происходит от коми "уль" I сырой, мокрый и означает сырая, мокрая река, то есть река, которая течет в низинах, с сырыми берегами.

Уньва - так называются две реки Березниковского района, левые притоки Яйвы. Название их тоже коми-пермяцкое и происходит от слова "уна" - много; значит, Уньва - многоводная река.

Гайва - река в пригородной зоне Краснокамска, правый приток Камы длиной 73 км. "Гай" по коми-пермяцки - отклик в лесу, и елово "гайва" можно перевести как вода с хорошим откликом, эхом.

А вот название Иньвы, правого притока Камы, на коми-пермяцком означает женская вода, женская река; река, красивая, как женщина. Река имеет красивые, живописные берега, одетые пестрым ковром лесных и полевых цветов. Эта особенность нашла отражение и в ее названии.

Вильва - такое название имеют несколько рек Пермской области. Оно происходит от коми-пермяцкого "виль", то есть новый, и означает новая вода, река.

Койва - река в Чусовском районе длиной 189 км с узкой долиной и крутыми склонами. "Кой" - птица; видимо, множество пернатых слеталось сюда в стародавние времена, оставив о себе память в названии реки.

Косьва - крупный приток Камского водохранилища длиной 345 км. Слово "кос" восходит к коми-пермяцкому "кэс" и означает сухой (в смысле мелкий). В названии хорошо передана особенность этого водоема - мелкая вода, река с малыми глубинами, перекатами.

Лысьва - такое наименование носят три реки нашего края: притоки Камы, Обвы и Чусовой. "Лыс" по коми-пермяцки - хвоя, то есть Лысьва - хвойная вода, хвойная река, протекающая по местности, поросшей хвойным лесом. В прошлом так оно и было.

Низьва - река в Чердынском районе, левый приток Колвы длиной 125 км. Название ее поэтическое: соболиная вода, соболиная река, ("низь" на языке коми - соболь).

Пожва - приток Камы. Название это происходит от удмуртского "пож" - мутный; значит, и вода в этой реке мутная.

А вот слово "Сылва" (от коми-пермяцкого "сей" - глина) означает глинистая вода, глинистая река.

Как видите, название реки - это ее характеристика, которую дали наши далекие предки.

Санскрит - это один из древних индийских языков, который употребляется и по сегодняшний день. Этот язык распространен в северной и центральной Индии, Пакистане и в ряде других стран мира.

Замечено, что в русском языке и санскрите есть немало общего. Так, например, мы пользуемся почти одними и теми же терминами родства (мать, свекор, дядя и др.), местоимениями (тот, как, свой, вас и др.), числительными (один, трое, первый и т.д.). У нас схож процесс образования слов, при котором особенно важную роль играют приставки и суффиксы. Но что особенно поражает, так это сходство названий географических объектов и, в первую очередь, названий рек - наиболее древних из них.

Вы спросите, так ли важно знать, кто дал имя той или иной реке? В принципе не важно, но это только до какого-то определенного предела.

Ответ на этот вопрос приобретает особое значение, когда пытаются через названия рек доказать, что на территории, по которой они текут, когда-то жили те, кто присвоил рекам свои имена.

Судите сами, в последнее время нет, пожалуй, ни одного такого места на просторах России, где бы краеведы не отыскали среди географических названий «следы санскрита».

Через санскрит уже объясняют даже названия рек Москва и Ока. Название Москвы-реки, как некой Масикавы, «монтируется» из трех слов: маси- - «черная краска»; -ка - «вода»; -ва - подобно. Получается «вода, подобная черной краске», или «черная вода». Название реки Ока переводится с санскрита как «поток» или «прилив».

Наиболее смелые исследователи даже утверждают, что народы, языком которых был санскрит, некогда обитали на берегах наших родных рек и озер. Затем, якобы, все эти племена ушли далеко в Индию, оставив нас наедине со жгучим вопросом относительно смысла наречения ими водных объектов на просторах Русской Земли.

Из-за того, что тот или иной регион, а подчас даже район или область России, запросто провозглашаются родиной ариев - носителей санскрита, у специалистов уже даже ходит шутка: «Откуда ученый, оттуда и арии».

Впрочем, повышенное внимание к речным названиям непонятного толка далеко не беспочвенно. В бассейне Оки действительно существуют реки, названия которых таят в себе корни, сближающие их с языком, на котором говорят те, кто населяет сегодня Индию.

За примерами далеко ходить не надо.
Все реки, в названиях которых обнаруживаются русско-санскритские параллели, могут быть подразделены на группы.
Есть названия, которые восходят к именам богов славянского язычества и богов, упоминаемых в древнеиндийских религиозных гимнах - Ведах.

По территории Калужской области текут реки Рудня и Рудянка. В названиях этих рек угадываются имена богов Рода (у славян) и Рудра (в Ведах). Оба этих божества являются носителями мужского начала, дающего семя земле и всему, что на ней живет, продлевают кровное родство поколений. Совсем не случайно, что понятия «род-ня», «на-род» у русских так созвучны санскритскому «родас» - земля.

Санскритское начало есть и в названии реки Угра: угра - «сильный, могучий, огромный». В индийской мифологии Угра это и одно из имен названного выше бога бурь Рудры.

В Поочье текут реки, названия которых созвучны именам рек, протекающих по землям, описанным в древнеиндийских Ведах.
Автор ряда научных трудов по культуре и древним формам религии индийцев и славян Наталья Гусева утверждает, что с названиями рек Акша, Арчик, Ваман, Ванша, Хубджа и Ушанас, которые отыскиваются в древнеиндийском эпосе, вполне соотносятся имена рек в бассейне Оки: Акша, Арчиков, Вамна, Ванша, Кубджа и Ушанес. Согласитесь, интригующее совпадение.

Есть реки, названия которых связаны со свойствами, присущими воде, вообще или со словами «река, поток», как они звучат на санскрите.

Так, например, название реки Птара происходит от санскритского слова тара - «переправа». При непосредственном участии этого слова у индийцев образуются такие понятия как таранга - «волна», тараннгини - «река», тарани - «текущий» или «быстpый».
Название реки Упа с санскрита переводится как «около», т.е. река, бегущая где-то рядом или поблизости.

Для того, чтобы ответить на вопрос, откуда все же проистекает «санскритский след» у названий русских рек, обратимся к истории возникновения санскрита и характеру его взаимоотношения с другими языками.

Одним из наидревнейших языков, который сохранился в достаточно широком объеме, является древнеиндийский. Этот язык принято еще называть индоарийским, т.к. на нем говорили арии (от -арий, т.е. благородный) - группы индоевропейских племен - индоиранцев. В начале II-го тысячелетия до н.э. они пришли на территорию Ирана, Индии, Афганистана и Таджикистана.

Арийские племена принесли с собой ведийский язык, то есть язык названных выше Вед. К середине I-го тысячелетия до нашей эры на основе ведийского языка и сформировался санскрит. Это литературный, строго нормированный язык, которым руководствовались жрецы. К тому времени под ариями уже понимались не какие-то конкретные племена, а только три высших касты.

Таким образом, санскрит родился на территории Индии, далеко за пределами тех мест, где проживали предки славян с их праславянским языком. Ученые спорят о том, где находилась территория расселения древнейших из славян, но большинство из них связывают ее с местом жительства скифов-пахарей в Северном Причерноморье и по Днепру.

Язык древних ариев прошел свое развитие до санскрита вдали от мест, где позже сформировался и древнеславянский язык, а это уже пределы древнерусского государства, т.е. хорошо нам известная Киевская Русь.

Появление праславянского, а затем древнерусского языков и санскрита «разнесено» не только территориально, но и во времени. Санскрит - середина I-го тысячелетия до н.э., праславянский язык - начало I-го тысячелетия н.э., а древнеславянский - VIII-XIV века н.э.

Из сказанного следует, что санскрит не мог контактировать ни с древнерусским, ни с праславянским языком. Этот язык сложился в Индии примерно тогда, когда из общеславянской общности только еще выделялись восточнославянские племена.

АРИИ НИКОГДА НЕ ПРОЖИВАЛИ В ВЕРХНЕМ ПООЧЬЕ. Им, оказывается, совсем и не нужно было долго проживать там, где бы они контактировали со славянами для того, чтобы последние усвоили от них что-то из арийского языка или религии.

Реки, имеющие неславянский «внешний вид», образовались у нас благодаря последовательному заселению территории народами, обладавшими прочными родственными связями. Только вот эти взаимоотношения уходят гораздо в более далёкое прошлое, чем середина I-го тысячелетия до н. э., когда складывался санскрит.

Ответ на вопрос: откуда санскритские имена у рек, озёр, урочищ появились в Европейской части России нужно искать у наших очень и очень далёких предков, которые ИМЕЮТ И ОБЩЕЕ ЯЗЫКОВОЕ НАСЛЕДСТВО - ПРАИНДОЕВРОПЕЙСКИЙ ЯЗЫК. Из него вышли индоевропейские языки: индоарийская (индийская), иранская, греческая, балтийская, кельтская, германская, славянская и другие группы языков, а также армянский язык.

В каменном веке, с VIII по III-е тысячелетие до н.э. (неолит), все индоевропейцы были едины, говорили на одном праиндоевропейском языке, близко соприкасались друг с другом, молились одним богам. Именно тогда сложились родственные связи будущего санскрита с древнегреческим, латинским, балтославянским, готским языками.

Не будем вдаваться в подробности о том, откуда на Земном шаре начался «исход» праиндоевропейцев. Мнений на этот счет существует несколько: Арктида, Гиперборея, Атлантида и др. - на севере. Ученые допускают также, что все они могли, например, проживать в Причерноморье, которое населяли и балтославянские племена - предки славян и балтов. Отсюда все они в разное время начали распространяться по свету. Праиндоиранцы прошли через Малую Азию на Восток в Индию, Афганистан и в другие места современного проживания.

В более позднее время начали свой путь к новым местам и другие праиндроевропейцы. Верхнее Поочье стало одним из мест, куда прибыли балтославяне - древние предки балтов и славян. От них и пошло большинство названий рек, это они в своем языке принесли сюда арийские основания.

Финно-угорские названия рек пошли от племен, пришедших к нам в Поочье с Урала. Языки, на которых говорили финно-угры (финский, карельский, эстонский, мордовский, удмурдский и др.), хотя и не относятся к индоевропейским, но и они вобрали в себя санскритские элементы. Произошло это тоже в неолитические времена, но только на Урале, где предки финно-угров - пратосаамы близко проживали и контактировали с носителями одной из ветвей праиндоевропейцев, пришедших близко к Уралу из Причерноморья.

Но вернемся к названиям наших рек и попытаемся выделить среди перечисленных рек те, в именах которых просматриваются санскритские начала.

Неподалеку от села Вейно бежит у нас речка Веенка, есть Веенка и среди притоков Оки. Оказывается, что у восточных славян существовал дохристианский бог Вей, которому у индоариев соответствует бог ветра, войны, даритель славы и богатства - Вейю.

Или вот еще один любопытный факт. Маленькая речушка Агнишна - приток реки Коща. На санскрите агни - «огонь», а ведический бог огня - Агни.

Сопоставляя имя бога Агни и название реки Агничная, мы видим не только и не столько совпадение фонетическое. Перед нами указание на два древнейших славянских культа, которые играли важнейшую роль одновременно в религиозном мышлении и всех индоевропейских народов. Во-первых, почитание рек как источника жизни. Во-вторых, обожествление самого огня. Его уважали, его берегли, ему молились.

Сходными внешними чертами наделены были не только боги, но даже и русалки - чудища, населяющие водные струи.