Ход непосредственной образовательной деятельности. Логика образовательной деятельности

Тема: «Планета Математика»

Обучающие задачи:

  • Определить уровень знаний детей по изученным темам;
  • Закрепить умение детей считать в пределах от 1 до 20 в прямом и обратном порядке;
  • Закрепить знания детей о геометрических фигурах и ориентировку на плоскости;
  • Закрепить знания о последовательности дней недели;
  • Закрепить умение различать понятия: «выше», «ниже», « между», «влево», «вправо»;
  • Закрепить умение детей составлять и решать простые, арифметические задачи, на сложение и вычитание в пределах 10;
  • Закрепить умение выделять в задаче условие, вопрос, ответ;
  • Закрепить умение детей выкладывать числовые карточки в нужном порядке, читать по слогам.

Развивающие задачи:

  • Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;
  • Развивать смекалку, зрительную память, воображение;
  • Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнить ее самостоятельно;
  • Побуждать детей давать ответы полными, распространенными предложениями;
  • Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Методические приемы:

  • Игровой (использование сюрпризных моментов).
  • Наглядный (использование иллюстраций).
  • Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы, детей).
  • Поощрение, анализ занятия.

Оборудование: доска, фланелеграф, цифры, злаки, мяч, раздаточный материал: карточки с изображением геометрических фигур, буквенно-числовые карточки, бумажные полоски разного цвета, математические наборы, тетради, карандаши.

Ход занятия:

- Ребята, сегодня к нам в группу пришли гости, как гостеприимные хозяева давайте поздороваемся с гостями. А теперь сели прямо, ножки поставили вместе, руки сложили перед собой. Занятие начнем со стихотворения.

Громко прозвенел звонок-

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем,

Не минутки не теряем.

Ребята, как вы думаете, а какое у нас сейчас будет занятие? Сегодня у нас с вами необычное занятие. Мы отправимся в космос на « планету Математики».

Там нас ждут большие трудности, но я думаю, что вы с ними справитесь.

А на чем мы с вами отправимся? Перед вами листок бумаги, а на ней цифры.

Соединив цифры по порядку, мы узнаем, на чем мы с вами полетим. Так на чем мы с вами полетим? Что у нас получилось? (Ракета)

Это какой вид транспорта? (Воздушный)

А кто управляет ракетой? (Космонавт)

Правильно ребята, космонавт. Космонавты - мужественные люди. Они живут и работают в необычных условиях - в невесомости, в безмолвном и опасном космосе. Первым космонавтом Земли был Юрий Алексеевич Гагарин. 12 апреля 1961 года на корабле «Восток» он полетел в космос.

Ребята, через минуту мы с вами должны быть в полной готовности. Командиром корабля буду я, а вы все члены экипажа.

И так раз, два, три - свое место займи. (Дети занимают места на стульчиках). Но чтобы поднялась наша ракета, нам надо правильно ответить на вопросы и

Ребята, мы и не заметили, как мы с вами быстро долетели. А вот и первое задание.

ЗАДАНИЕ № 1 Игра: «Вопрос - ответ».

- Назовите число, которое стоит перед числом 5; (4)

- Назовите число, которое стоит после числа 9; (10)

- Назовите число, которое стоит между числами 8 и 10;(9)

- Назовите число, которое стоит перед числом 12; (11)

- Назовите число, которое стоит перед числом 16;(15)

- Назовите число, которое стоит между числами 14 и 16;(15)

- Назовите соседей чисел 13, 16, 19.

- Я задумала число, если к этому числу прибавить 3 то получится 7 (4) Расскажите об этом числе все, что о нем знаете. (Это четное число. Его соседи: 5,6. Число 4 состоит из четырех единиц.)

- Молодцы ребята числа мы вспомнили, правильно отвечали на вопросы. Но, кажется, ваши глазки очень устали. Чтобы глазки не болели, сделаем зарядку.

ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

Всю неделю по порядку, глазки делают зарядку.

В понедельник как проснутся, глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву и обратно в высоту

Снова вверх и снова вниз. (Снимает глазное напряжение)

Во вторник часики глаза водят взгляд туда сюда,

Ходят влево, ходят вправо не устанут никогда

В среду в жмурки мы играем, крепко глазки закрываем

Раз, два, три, четыре, пять, будем глазки открывать

Жмуримся и открываем, так игру мы продолжаем.

По четвергам мы смотрим в даль, на это времени не жаль,

Что в близи, а что в дали глазки рассмотреть должны.

(Смотрим прямо перед собой, поставить палец на расстоянии25-35 от глаз.

Перенести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку.

Укрепляем мышцы глаз)

В пятницу мы не зевали глаза по кругу побежали.

Остановка и опять, в другую сторону бежать.

Хоть в субботу выходной мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки, чтобы бегали зрачки.

В воскресенье будем спать, а потом пойдем гулять,

Чтобы глазки закалялись нужно воздухом дышать.

Без гимнастики друзья нашим глазкам жить нельзя!

- Ваши глазки отдохнули, теперь можно продолжим наш путь. А вот и следующее задание.

ЗАДАНИЕ № 2

Рассмотрите этот рисунок, ребята и назовите цвета полосок на рисунке,

пользуйтесь словами « выше», «ниже», «между». Будьте внимательны!

- Выше красной полоски, находится синяя полоска.

- Ниже синей полоски и выше зеленой полоски находится красная полоска.

Красная полоска находится между синей полоской и зеленой полоской.

- Ниже красной полоски и выше желтой полоски находится зеленая полоска. Зеленая полоска находится между красной полоской и желтой полоской.

ЗАДАНИЕ № 3

- Ребята, давайте вспомним с вами геометрические фигуры. Я буду

показывать карточки с изображением разных геометрических фигур, а вы

будете называть их, и объяснять, почему вы так думаете. Будьте, пожалуйста, внимательны!

Я считаю, что это прямая линия. Прямая линия похожа на туго натянутую

нить. У прямых линий нет концов. Их можно продолжать.

Я считаю, что это отрезок. Часть прямой линии, ограниченная двумя точками называется отрезком.

Я считаю, что это луч. Луч это часть прямой линии. У луча есть начало, но

нет конца.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

А сейчас мы с вами дети, продолжаем наш полет.

В невесомость мы попали и со стульев дружно встали

Раз, два, три - ввысь ракета летит.

Правое крыло вперед, левое крыло вперед

Летим! Летим! Летим! На носочки поднимись.

А потом руки вниз. Как пушинки закружились

И на место опустились.

ЗАДАНИЕ № 4

- Ребята, посмотрите, какие красивые цветы растут на этой планете. Расскажите, по какому признаку рассажены цветы на клумбах. Сколько цветов на каждой клумбе? (Цветы рассажены на клумбах по цвету)

Какое правило, мы знаем на эту тему? (Предметы можно разбивать на группы или собирать в группы по цвету.)

- Недалеко от клумбы стоит « домик» - таблица. В доме 3 «этажа». Определите, по какому признаку живут фигуры на каждом «этаже». (На каждом «этаже» живут фигуры одного цвета и формы.) Какое правило вы вспомнили? (Предметы можно разбивать на группы или собирать в группы по цвету и форме.)

-А за «домиком» находится 2 парка, в котором растут высокие и низкие деревья. По какому признаку посадили деревья? (Деревья посадили по размеру.) Какое правило вы вспомнили? (Предметы можно разбивать на группы или собирать в группы по цвету, форме, размеру.)

Ребята, вы справились с этим заданием. Молодцы!

ЗАДАНИЕ № 5

- Ребята, посмотрите, люди с другой планеты приготовили для нас странные задачки. Не зря говорят, что они неопознанные объекты. Здесь какие-то загадки и разные цифры. Нужно отгадать эти загадки и используя отгадки и цифры составить задачу.

Послушайте внимательно, про какой знак пойдет речь.

Загадки

Я - знак и этим я горжусь, я для сложения гожусь.

Я - добрый знак соединения и в этом мое предназначение.

(+)

Я - тоже добрый знак, ведь не со зла я забираю,

Свой кошелек я наполняю.

(-)

-Ребята, посмотрите на этот знак, что он означает?(=)

Что он означает? (Объединить, чтобы получить одинаковое

количество.)

- Прежде чем вы составите задачки, давайте вспомним:

Из каких частей состоит задача? (условие, вопрос, решение, ответ)

Если в вопросе есть слово «осталось», то какой арифметический знак

нужно поставить?(+)

Если в вопросе есть слово «стало», то какой арифметический знак нужно

поставить?(-)

Задача № 1

Условие задачи: на елке висело три шара. Катя повесила еще один шарик.

Вопрос: сколько шаров теперь стало на елке?

Решение: 3+1=4 (к трем прибавить один получится четыре)

Ответ: четыре шара.

Задача № 2

Условие: в вазе было 10 яблок, 6 яблок съели.

Вопрос: сколько яблок осталось?

Решение: 10-6=4(от десяти отнять шесть получится четыре)

Ответ: осталось четыре яблока.

-Ребята, в сентябре вы пойдете в школу и в конце каждого урока, вас будут оценивать. Сегодня вашу работу хотят оценить люди с другой планеты. Чтобы проверить, как вы работали сегодня, вам нужно справиться с последним заданием. Слушайте внимательно.

ЗАДАНИЕ № 6

-На ковре лежат буквенно-числовые карточки цифрами вверх. Вам нужно выложить карточки в порядке увеличения чисел, после чего перевернуть карточки на другую сторону и прочитать то слово, которое у вас получится.

Какое слово у вас получилось? (Отлично)

- Молодцы, ребята! Так как вы прекрасно справились с трудным заданием, люди с другой планеты решили угостить вас сладостями. Вот и подошло к концу наше путешествие в «Космос». Давайте вернемся в наш детский сад. Закройте глаза. Давайте дадим обратный отсчет от 10 до 0. (Дети отсчитывают)

ИТОГ НОД

- Вот, мы и вернулись в группу. А теперь, вспоминайте, куда мы сегодня с вами отправились? С какими трудностями столкнулись? Вам понравилось наше путешествие?

Голдобина Юлия Вячеславовна

Воспитатель, МБОУ СОШ №4 дошкольное отделение, г. Ангарск Иркутская обл.

Голдобина Ю.В. Путешествие в город Считалово: конспект НОД по ФЭМП в средней группе // Совушка. 2018. N1(11)..03.2019).

Заказ № 80755

Цель: Знакомство с порядковыми числительными. Верхний правый угол, нижний правый угол, левый верхний угол, нижний левый угол, середина.

  • учить порядковому счету в пределах 5, различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «какой по счету?»;
  • учить ориентироваться на листе бумаги;
  • учить видеть геометрические фигуры в предметах;
  • формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
  • развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, речь, мышление);
  • развивать мелкую моторику, зрительную координацию;
  • воспитывать у детей умение слушать своих товарищей, не перебивать;
  • отвечать на вопросы по очереди, не выкрикивать ответы хором.

Демонстрационный материал: картинки доктора Айболита, коровы, волчицы, жучка, червячка, медведицы, магнитная доска, лист формата А3, карточки с изображением предметов: часы, холодильник, шарик, телевизор, морковь.

Раздаточный материал: числовые карточки (1-5), набор геометрических фигур, лист бумаги А4.

Методические приёмы: дидактическая игра, показ, вопросы, художественное слово, физкультминутка, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в страну математики, город «Считалово».

Кто догадался, почему он так называется? (Потому что там любят считать).

Для того чтобы отправиться в путешествие нужно проговорить нашу математическую считалочку. Приготовьте, пожалуйста, свои руки и считайте вместе со мной:

Дружат в нашей группе девочки и мальчики,

Мы с тобой подружим маленькие пальчики:

Начинаем счет опять:

II. Актуализация знаний

Вот мы с вами и прибыли в город «Считалово».

Посмотрите, а кто это под деревом сидит? (выставляю картинку с доктором Айболитом)

Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и червячок,

И медведица!

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит!

(на доску выставляются по порядку карточки)

Перечислите всех, кто пришел к доктору Айболиту. (Корова, волчица, жучок, червячок, медведица.) Сколько их всего? (Пять.) Давайте посчитаем!

Лера, сколько всего пришло больных к доктору Айболиту? Скажи полным ответом. (К доктору Айболиту пришло 5 больных)

Если мы хотим узнать, на каком по счету месте все, кто пришел к Айболиту то мы должны считать по другому. Первой к Айболиту пришла корова, второй - волчица, третий - жучок, четвертый - паучок, пятой - медведица.

Давайте вместе повторим, какими по счету пришла больные.

Какой по счету пришла к доктору корова? (Первой.) Волчица? (Второй.) Жучок? (Третьим.) Червячок? (Четвертым.) Медведица? (Пятой.)

А теперь, мы поиграем в игру «Кто внимательный». Напоминаю, что мы не выкрикиваем, а поднимаем руку.

Кто пришел к доктору Айболиту третьим? (Жучок.) Пятой? (Медведица.) Второй? (Волчица.)

Молодцы! Как мы уже знаем, жители города очень любят считать. И просят вас, ребята, посчитать вместе с ними зайчиков. Возле каждого из вас лежит набор карточек с цифрами от 1-5. Я прочту вам стих о зайчиках, а вам необходимо в нужном месте поднять число, соответствующее количеству зайчиков. А у доски будет вам показывать карточки Ульяна.

Бежал раз заяц вдоль равнин, а значит, заяц был один.

К нему зайчиха прибежала, тогда всего два зайца стало.

Ещё один к ним сел, смотри. Теперь уж зайцев стало три.

Мчит новый заяц: «Путь мне шире». И стало их теперь четыре.

Вот бежит один опять, теперь уж зайцев стало пять.

ІІІ. Физкультминутка

Молодцы! С вами просто радостно сегодня работать и вы заслужили маленькую передышку - физкультурную минутку

Дети становятся возле стульчиков. Выполнение движений с речевым сопровождением:

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать!

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули! (потянуться)

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться. (движения согласно текста)

Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)

Здоровей и веселей! (улыбнуться)

А ещё, жители города «Считалово», любят играть с геометрическими фигурами. С какими? Вы узнаете, если отгадаете, на какую фигуру похож предмет (д/и «На что похоже» воспитатель показывает карточки с изображением часов, шарика, морковки, телевизора и холодильника, а дети отгадывают, на какую геометрическую фигуру похожи эти предметы).

Прежде, чем приступить к работе, нашим глазам, нужно сделать зарядку, чтобы не ошибиться (гимнастика для глаз: «Часики» «Жмурки»)

А теперь, подвигайте к себе лист бумаги и будем играть в игру «Положи, куда скажу, помогать мне будет Тимофей (ребенок выполняет задание у доски).

В середине нужно поставить кружок, в правом верхнем углу - квадрат; в левом нижнем углу - овал; в правом нижнем углу - треугольник; в левом верхнем углу - прямоугольник. (После выполнения задания воспитатель попросит рассказать детей, как расположены геометрические фигуры на листе).

Чтобы вернуться домой, нужно сказать заветное слово. Игра «Скажи наоборот»

Большой - маленький, длинный - короткий, высокий - низкий, широкий - узкий, толстый - тонкий.

VI. Итог непосредственно-образовательной деятельности

Молодцы! Путешествие окончено!

Ребята, где мы с вами побывали?

Скажите, чем вы занимались?

Вы сегодня хорошо потрудились.

Ольга Башкирёва
Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе

Образовательная область. Познание, формирование элементарных математических представлений.

Интеграция образовательных областей. Коммуникация, социализация, здоровье, чтение художественной литературы.

Цель : совершенствовать навыки счета; пространственные, временные, количественные отношения.

Задачи :

Обучающие :

Закреплять навык порядкового счета;

Совершенствовать навык прямого и обратного счета в пределах десяти;

Формировать пространственные представления;

Совершенствовать навыки счета с помощью различных анализаторов; -закреплять представление о геометрических фигурах;

Упражнять в умении классифицировать предметы по различным признакам;

Развивающие :

Развивать внимание, память, мышление; слуховое и зрительное восприятия;

Воспитательные :

Воспитывать интерес к математике, умение вслушиваться в речь взрослого; чувство товарищества; коммуникативные навыки;

Вызывать эмоциональное удовлетворение, интерес к заданиям.

Материал : Конверты с заданиями, герой из мультфильмов, геометрические фигуры, ножницы, металлофон, посылка, карточки с цифрами, буквами.

Ход ИОД:

Ребята, посмотрите к нам сегодня пришли в гости герои из мультфильмов. Они пришли не с пустыми руками, а принесли сюрприз для нас.

Вот эту посылку.

Что же в ней?

(Достает конверты)

В посылке конверты с заданиями, вопросами и играми на которые мы должны с вами найти правильные ответы. От каждого героя по одному конверту с заданием. Цифра на конверте совпадает с цифрой стоящей возле каждого героя. Так мы узнаем, от какого героя задание.

Какой конверт мы откроем первым?

Под номером 1. Этот конверт, от какого героя? Правильно от Кота в сапогах.

(Достаем из конверта цифры)

Ребята это цифры, но они запутались. Нам нужно разложить цифры по порядку от 1 до 10. (Пригласить ребенка для выполнения этого задания. Остальные дети проверяют.)

Разложили, посчитаем (Счет прямой и обратный) . Молодцы.

За правильно выполненное задание, даю букву М.

Какой конверт по счету надо взять следующим (Второй.)

От какого героя следующее задание. Конверт с номером 2 от Красной Шапочки.

Красная шапочка приготовила для вас загадки.

Первый день большой недели,

Трудовой день, не бездельник,

Как зовется…. (понедельник) .

Прокричал усатый дворник :

«День второй в недели (вторник) ».

Третий день не ерунда,

Как зовется он….(среда) .

День четвертый лень отверг,

Как зовется он….(четверг) .

Пятый день - опрятница,

Как зовется…. (пятница) .

День шестой-конец работы,

Как зовется он (Суббота) .

А седьмой день- всем веселье

Как зовется (воскресенье) .

Сколько дней в неделе? Назовите седьмой день недели?

Если сегодня среда, то какой день недели будет завтра?

Какой день недели был вчера?

Берем следующий конверт. Какой он по счету (Третий) .

Конверт с номером 3, от какого героя? Правильно от Дюймовочки.

Дюймовочка приглашает нас на сказочный луг.

Физкультминутка «На лугу» .

Перед нами луг широкий / развели руки в стороны. /

А над нами лес высокий / руки вверх. /

Слева сосны / руку влево. /

Справа ели /руку вправо. /

Головами зашумели /махи руками над головой/

Вдруг ударил сильный гром, /хлопки перед собой/

Побежали быстро в дом.

Ой, дождь пошел! спрячемся в домики.

(Дети садятся на места складывают углом ладошки над головой, показывая крышу у дома).

Капельки падают на крышу дома и звонко стучат. Посчитаем их. Но считать надо с закрытыми глазами (Воспитатель стучит в металлофон, дети считают капли, 3-4 раза разное количество). Дождь закончился. Можно выходить из домиков.

За правильно выполненное задание, даю букву Л.

Возьмем следующий конверт. Какой он будет по счету? (Четвертый) Какой герой принес конверт? Мальвина. (Достаем из конверта квадраты)

Сколько всего квадратов? (7)

Сколько красных квадратов? (6) сколько синих? (1)

А в месте, сколько красных и синих квадратов?

Каким по счету стоит синий квадрат?

А теперь мы с вами поиграем в игру «День-Ночь»

Внимательно посмотрите на квадраты и запомните.

(Дети закрывают глаза, наступила ночь. Воспитатель меняет квадраты местами. Дети открывают глаза, наступил день).

Ребята, здесь, что- нибудь изменилось?

Какой по счету стоит синий квадрат теперь?

За правильно выполненное задание, даю букву О.

Следующий конверт с цифрой…. 5?

Этот конверт, от какого героя? Правильно от Буратино.

Буратино приглашает нас в волшебный лес.

Физминутка для глаз.

Мы отправились гулять. /Шагают на месте. /

Грибы – ягоды искать

Как прекрасен этот лес. /Разводят руки в стороны, смотрят вокруг/

Полон разных он чудес.

Светит солнце в вышине. /Смотря вверх. /

Вот грибок растет на пне. /Смотрят вниз. /

Дрозд на дереве сидит. / Смотрят вверх. /

Ежик под кустом шуршит. /Смотрят вниз. /

Слева ель растет- старушка . / Смотрят вправо. /

Справа сосенки – подружки. /Смотрят влево/.

Где вы, ягоды, ау! /Повторяют движения глаз. /

Все равно я вас найду! /Влево-вправо, вверх-вниз/.

Пальчиковая гимнастика «Ягодка»

Левой рукой изобразить ветку с ягодами. Для этого расслабить кисть, пальцы опустить вниз. Пальцами правой руки «снимать» с веток ягоды с каждого маленького пальца-веточки по очереди.

Дыхательное упражнение «Вдыхаем запах леса» .

Мы по лесу погуляли, в детский сад опять попали.

Ребята даю букву Д.

Пора следующий конверт достать. Какой по счету конверт будем доставать? -Конверт с номером 6, от какого героя?

Правильно от Незнайки. Он просит с ним поиграть.

«Волшебный мешочек» .

(Предлагается на ощупь определить количество фигур в мешочке и назвать их).

Молодцы. За выполнение этого задания вы получаете букву Ц.

Берем следующий конверт с цифрой 7. Конверт с номером 7, от какого героя? Правильно от Карлсона.

Посмотрите, что в конверте. В конверте геометрические фигуры. Они потерялись. Давайте поможем им.

Игра «Засели фигуры»

(Детям предлагается заселить фигуры в два домика, но с условием, что в первом домике живут все треугольники, а во втором – все красные фигуры).

Поздравляю вас! Вы хорошо справились с заданием, получаете еще одну букву, показываю Ы.

(Приглашает детей подойти.)

Прочитаем вместе слово, из заработанных вами букв - «МОЛОДЦЫ» . Этим словом я хвалю вас и благодарю за то, что вы сегодня меня порадовали своими знаниями, справились с заданиями. Ребята, а какие задания вы сегодня выполняли, чем занимались? Что понравилось?

Публикации по теме:

Конспект НОД образовательная область познание (ФЭМП) «Путешествие по сказке Теремок» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №151» Орджоникидзевского района городского округа город Уфа.

Конспект НОД по направлению «Познание» (ФЭМП) в подготовительной к школе группе

Программное содержание.

— Дать понятия о счете в пределах 3, используя следующие приемы: при счете правой рукой указывать на каждый предмет слева направо, называть числа по порядку, согласовывать их в роде, числе и падеже, последнее число относить ко всей группе предметов.
— Упражнять в сравнении двух групп предметов, определяя их равенство и неравенство на основе сопоставления пар, учить обозначать результаты сравнения словами: поровну, больше – меньше, столько – сколько.
— Упражнять в сравнении двух предметов по величине (длине, высоте), обозначать результаты сравнения соответствующими словами: длинный – короткий, высокий – низкий.
-Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник.

Дидактический наглядный материал.

Демонстрационный материал. Фланелеграф (доска), картинки с изображением трех поросят и 3 желудей.
Раздаточный материал. Дорожки из бумаги разной длины (по 2 шт. для каждого ребенка), елочки разной высоты (по 2 шт. на каждого ребенка), вырезанные из бумаги геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник) (по 1шт. каждой фигуры для каждого ребенка), листы белой бумаги для каждого ребенка, клей, клеенки, салфетки.

Предварительная работа. Чтение сказки «Три поросенка»

Описание НОД по ФЭМП.

1 часть:

Воспитатель организовывает детей возле фланелеграфа (доски). На фланелеграф воспитатель прикрепляет картинки с изображением трех поросят.

— Ребята, посмотрите к нам в гости пришли поросята. Давайте вспомним их имена (Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф). А что нужно сделать, чтобы узнать сколько их?

— Ребята, а наши поросята любят желуди, давайте их угостим желудями.
Воспитатель выкладывает на фланелеграф два желудя.

— Скажите всем хватило желудей? (Нет) Скольким поросятам не хватило желудей? (Одному) Давайте проверим, посчитаем поросят и желуди. (Три поросенка и два желудя) Чего больше? (Поросят) На сколько?(на один) Чего меньше?(Желудей) На сколько? (На один)

— Так сколько нужно добавить желудей? (Один) Давайте добавим один желудь.
— Теперь у всех поровну? Давайте проверим. Чтобы проверить мы с вами посчитаем сначала поросят, а потом желуди.

Дети считают. (Три поросенка и три желудя)

— Желудей столько же, сколько и поросят. Значит, всем поросятам хватит по одному желудю, у всех поровну.

Дидактическая игра: «Поиграем»

— Ребята, давайте поиграем с поросятами. Сколько у нас поросят? (три) Сколько у нас желудей? (Три) Слушайте внимательно: Мы присядем столько раз, сколько поросят у нас. Встанем на носочки столько раз, сколько желудей у нас. (Молодцы ребята)

2 часть:

— Ребята, поросята убегают от волка, и просят нас найти самую короткую дорогу, чтобы добежать до домика. Давайте сядем за столы. У вас на столах дорожки из бумаги. Что можно сказать о длине дорожек? (Они разные. Одна короткая, другая длинная). Покажите длинную дорожку. Покажите короткую дорожку. Скажите, по какой дорожке поросенок добежит до домика быстрее? (По короткой) Покажите короткую дорожку.

3 часть:

— Ребята, у вас на столах по две елочки. Одна елочка высокая, другая низкая. Покажите мне высокую елочку. Покажите мне низкую елочку. Ребята, за какой елочкой лучше спрятать домик поросенка (За высокой) Покажите мне высокую елочку. (Молодцы ребятки)

Физкультминутка.

— Ребята, а давайте встанем (дети поднимаются на носочки и тянут руки вверх) и покажем высокую елочку, а теперь низкую (приседают на корточки) Упражнение повторяют 2-3 раза.

4 часть:

— Ребята, какое сейчас время года? (Осень) На улице холодно, давайте для поросят поможем сделать домики.

— Ребята у вас на столах лежат геометрические фигуры. Какие фигуры? Воспитатель по очереди достает фигуры и спрашивает названия. (Квадрат, треугольник, прямоугольник) А давайте посмотрим, чем эти фигуры похожи, а чем отличаются? (У всех есть углы, стороны, у треугольника три угла и три стороны, у квадраты стороны равны, у прямоугольники не все стороны одинаковые). Мы с вами из этих фигур сейчас будем делать домик для поросят. Берем квадрат. Это будет сам домик. А из какой фигуры сделаем крышу? (Из треугольника) Из какой фигуры сделаем дверь. (Из прямоугольника)

(Дети приклеивают.)

— Ребята, поросятам очень понравились ваши домики, теперь они всегда могут спрятаться в них от волка. А еще они вместе с вами научились считать до трех, знают, что по короткой дорожке бежать от волка быстрее, и можно спрятаться за высокой елкой.

ФЭМП Тема: Веселый счет

Цель: развитие математических способностей воспитанников.

Задачи:
1. Закрепить счет в пределах двадцати, в прямом и обратном порядке;
2. Развивать слуховое внимание и координацию движений;
3. Развивать логическое мышление детей;
4. Совершенствовать знания о геометрических фигурах и ориентировку на плоскости;
5.Воспитывать чувство товарищества, желание прийти на помощь.
6.Уметь ориентироваться в пространстве на ограниченной плоскости.

Материалы: наборы цифр, карточки с цифрами от 1 до 20, счетные палочки.

ХОД НОД:

Мотивация : Воспитатель:
- Ребята, какое у вас сегодня настроение? (Ответы детей)
- Давайте возьмемся за руки и дружно произнесем наш девиз:
Мы веселые ребята,
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем,
Как заботиться мы знаем.
Никого в беде не бросим,
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, легко!

Проводится дидактическая игра «Найди лишнее» :

1. Зима, весна, март, лето?

3. Среда, ночь, четверг, суббота?

4. Пять, восемь, семь, утро?

Воспитатель: Ребята нам пришло письмо. Посмотрим что там?

Рассматривает конверт и удивленно говорит: «Ребята, это письмо нам прислала сама Царица Математика. Вот, послушайте, что она пишет». Читает письмо.

(Конверт с письмом оформлен цифрами, знаками, геометрическими фигурами.)

«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Царица Математика. Мне нужна ваша помощь. Дело в том, что в мое математическое царство забрался двоечник и хулиган. Он сотворил ужасные вещи: разрушил геометрические фигуры в моем городе, совершенно не знает цифр. Этот двоечник испортил узоры из счетных палочек, решил задачи с ошибками! Все нарушилось в моем математическом царстве-государстве! Жители моей страны страшно напуганы, и некому нам помочь. Дорогие ребята, если вы смелые, сообразительные, внимательные и не боитесь трудностей, поспешите к нам на помощь! Математическое царство в опасности. Ваш друг Царица Математика».

Воспитатель: «Ну, что, ребята, поможем Царице Математике навести порядок в ее математическом царстве-государстве?»

Дети: «Да, да, поможем!»

Воспитатель: «Но попасть в это царство совсем не просто, для этого нужно пройти испытания и достать пароль. Помните, чтобы справиться со всеми трудностями, вы должны быть сообразительными, смелыми, внимательными и наблюдательными. Но самое главное, что вернуться мы сможем только в том случае, если справимся со всеми заданиями. Ну, что, не передумали? Тогда в путь!»

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру "Посчитай"

Дети по очереди отвечают на вопросы воспитателя:

Сколько ушей у двух кошек? (четыре)

Сколько дней в неделе? (семь)

Сколько глаз у светофора? (три)

Сколько пальцев на одной руке? (пять)

Сколько солнышек на небе? (одно)

Сколько лап у двух собак? (восемь)

Сколько пальцев на двух руках? (десять)

Сколько в неделе выходных дней? (два)

Сколько солнышек на небе ночью? (ноль)

Какое число больше восьми, но меньше десяти? (девять).

Сколько пальцев на руках у двух подружек? (двадцать).

Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы успешно прошли испытание и достали пароль, закройте глазки. Откройте, теперь мы с вами в математической стране.

А вот и первое задание: вам предстоит стать спасателями и строителями. Разрушился целый город, который состоит из геометрических фигур, но мы его восстановим. Давайте вспомним, из чего состоит город».

Дети: «Из домов, жителей, транспорта, деревьев, животных, птиц, растений».

Задание «Построй город из геометрических фигур»

(На столе лежит: ватман, геометрические фигуры из цветной бумаги разных форм и размеров, клеящие карандаши.)

Дети выполняют аппликацию на ватмане из геометрических фигур. «Восстанавливают» разрушенный город: дома, деревья, транспорт, людей, животных, птиц. (Работа проходит в быстром темпе.)

Воспитатель: «Молодцы, ребята! Вы оказались замечательными строителями. Ожила математическая страна, но впереди у нас еще много дел!

Физкультурная минутка «Дни недели» :

В понедельник я купался,

А во вторник – рисовал.

В среду долго умывался,

А в четверг в футбол играл.

В пятницу я прыгал, бегал,

Очень долго танцевал.

А в субботу, воскресенье

Целый день я отдыхал.

Сейчас нам предстоит вспомнить геометрические фигуры и восстановить узоры в математической стране, которые испортил двоечник.

Игровое задание со счетными палочками - Восстанови узор.

Воспитатель дает детям задание: Постройте фигуру, у которой три угла и три стороны (треугольник).

Постройте фигуру, у которой все стороны равны (квадрат).

Постройте фигуру, у которой две стороны длинные и две стороны короткие (прямоугольник).

Постройте фигуру из 4ех палочек. Что получилось? (квадрат).

Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с заданием!

Воспитатель: Устали? Давайте немного отдохнем.

Физ. минутка:

Буратнино потянулся.

Раз - нагнулся, два - нагнулся,

Руки в стороны развел,

Видно ключик не нашел.

Чтобы ключ ему достать,

Надо на носочки встать.

Крепче Буратнино стой,

Вот он - ключик золотой.

А теперь проверим, кто из вас самый ловкий и внимательный.

Игра «Что, где?

В море плавало 5 корабликов, к ним приплыло еще 2. Сколько стало корабликов? (5+2=7)

В аквариуме плавало десять рыбок, купили еще пять рыбок. Сколько стало рыбок?(10+5=15)

Ёжик собрал 9 грибов, а потом пошёл в лес и нашёл ещё три. Сколько грибов стало у ёжика? (9+3 =12)

В вазе было десять яблок, шесть яблок съели. Сколько яблок осталось?(10-6 =4)

На полянке росло 7 грибочков, после дождя выросло еще 3. Сколько стало грибов? (7+3 =10)

На грядке росло 6 морковок, пять морковок вытащили. Сколько морковок осталось?(6-5=5)

(Дети самостоятельно записывают решение задач и объясняют, почему поставили «плюс» или «минус».)

Воспитатель: «Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились с трудным заданием! А теперь вам предстоит проверка на слух и внимание».

Игра «Кто самый внимательный»

Воспитатель объясняет детям правила игры: на один хлопок дети ходят по комнате, на два хлопка - встают в позу аиста, на три хлопка - в позу лягушки. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся, кто оказался самый внимательный.

Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы все очень внимательные! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Ну, а теперь, последнее задание. Пожалуй, оно самое сложное и необычное, ведь это пароль на выход из математической страны. Вам нужно выложить числовой ряд от одного до 20 в обратном порядке. Если вы правильно расставите числа, то узнаете пароль и сможете его прочесть». Прохождение пароля на выход из волшебной страны. Карточки лежат на ковре в хаотичном порядке цифрами вверх. Дети по очереди подходят и берут по одной карточке, выкладывая числовой ряд в обратном порядке (от дватцати до одного), после чего воспитатель просит детей закрыть глаза и переворачивает карточки на другую сторону. Дети читают «пароль» при помощи воспитателя (на обратной стороне написано слово «Математика ребятишкам»).и «возвращаются» домой.

Воспитатель: «Ну, вот мы и дома, в детском саду. Все математические приключения позади».

Очень хорошо, ребята! А теперь последнее задание: «Соедини по точкам и раскрась!»

РЕФЛЕКСИЯ
Ребята, а теперь скажите, вам было очень трудно? Что понравилось больше всего?А что бы вы хотели узнать на след.занятиях? А как вы думаете можно ли статьхудожником рисуя соединяя цифры?

Воспитатель: «Ребята, благодаря знаниям, полученным в детском саду, вы оказали помощь математической стране и ее жителям. Скоро вы пойдете в школу и узнаете там много нового и интересного».