Хорошие манеры - зачем нужны и как им научиться

Ведущие презентаций могут помочь друг другу, если будут наблюдать друг за другом на предмет некоторых общих промахов, которые трудно заметить самому, и конструктивно и ободряюще комментировать вы­ступление товарища. Вы можете довольно многому научиться, просто наблюдая ошибки других и обсуждая причины этих ошибок. Ниже при­ведены основные технические промахи, за которыми нужно следить.

Слишком тихая речь . Даже если си­дящим сзади удается расслышать орато­ра, это для них слишком утомительно. Слушателям приходится напрягаться, чтобы принять сообщение, и, если оно не представляет для них особой важно­сти, люди быстро прекращают свои усилия. Даже если аудитория доста­точно заинтересована или терпелива, чтобы выслушать сообщение до конца, вероятность неправильного понимания очевидна.

Слишком тихая речь часто вызвана сочетанием волнения и неправиль­ного дыхания.

Глотание слов. Многие люди позволяют своему голосу затихать в конце предложения, и в этом случае аудитории труднее расслышать каж­дое слово. Точно так же, как в случае слишком тихой речи, глотание слов повышает риск ошибок.

Нехватка дыхания. Ораторы, не умеющие правильно дышать, риску­ют оказаться в ситуации, когда им не хватит дыхания именно в тот мо­мент, когда они захотят подчеркнуть определенное слово или фразу. Вме­сто выделения ключевого пункта сообщения происходит его потеря для слушателей.

Заметная пауза. Сюда относятся бессмысленные междометия «гм» и «э-э». Кроме того, к таким паузам можно от­нести использование слов и фраз, которые ничего не добавляют в сообще­ние, например, «ну», «известно», «вы понимаете, что я имею в виду».

Заметные паузы отчасти являются результатом привычки, а отчасти обусловлены боязнью тишины, что можно рассматривать как один из эле­ментов волнения оратора. Нервничая, мы торопимся заполнить тишину любыми звуками, даже необязательными, неподходящими или не имею­щими смысла.

Пауза - это один из наиболее динамичных ораторских приемов. Тре­нируйтесь держать паузу, пока не научитесь чувствовать себя комфортно, ничего не говоря аудитории в течение четырех секунд. Поначалу вы, воз­можно, начнете паниковать, думая, что молчание будет длиться вечно, но для слушателей пауза покажется совершенно естественной, придающей дополнительную эмоциональность вашей речи.

Используйте паузы для того, чтобы дать себе время подумать, для под­черкивания или драматизации ключевых положений вашего сообщения, а также для того, чтобы позволить слушателям собраться с мыслями и обду­мать то, что вы им только что сообщили.

Слишком быстрая речь. Очень важно говорить в таком темпе, кото­рый передает вашу энергию и энтузиазм, однако привычка «отбарабанивать» речь - возможно, чтобы как можно скорее разделаться с этим суровым испытанием, - затрудняет слушателям возможность следить за ва­шей мыслью. Способствуя поверхностному дыханию, слишком быстрая речь также усиливает волнение.

Будьте готовы к смене темпа речи - точно так же, как вы переключае­те скорости в автомобиле, - с учетом различных аспектов вашего сообще­ния.

Возможно, вам захочется немного увеличить темп, рассказывая анек­дот или рисуя словесную картину, но при изложении сложных вопросов рекомендуется замедлять речь и включать в нее больше пауз. Иногда для улучшения понимания и запоминания сообщений полезно использовать визуальную поддержку в виде слайдов, проекционных диапозитивов или заранее отпечатанных материалов, которые раздаются всем присутствую­щим.

Неизменяющийся тон. На свете найдется немного вещей, от которых больше клонит в сон так, как от скучной, монотонной речи.

Этой ловушки можно избежать, репетируя изложение основных мо­ментов выступления перед магнитофоном, а затем объективно оценивая свой стиль. Магнитофонная запись очень важна, поскольку вибрация кос­тей черепа искажает восприятие собственного голоса и не позволяет услы­шать, как он воспринимается другими людьми.

Вносите разнообразие в свою речь, варьируя скорость, тон и громкость изложения. Помните, что монотонное бормотание практически сводит к нулю способность слушателей сосредоточиться.

Слабый визуальный контакт. Не сверлите взглядом заднюю стену. Не смотрите на людей агрессив­но или гипнотически, просто смотрите, как вы бы делали это при обычном разговоре. Речь идет о всей аудитории, включая тех, кто сидит по сторонам. Кроме того, учтите, что если вы отводите или опускаете взгляд, аудитория, скорее всего, не запомнит то, что вы сказали.

Дурные манеры . Дурные манеры, такие как почесывание уха, похлопывание по бедрам, привычка что-либо крутить в руках и так далее, стоят того, чтобы заняться их исправлением, только если они повторяются настолько часто, что отвлекают аудиторию, и она следит за их повторением с гораздо большим интересом, чем за презентацией.

Понижение голоса. Общий недостаток всех ораторов-любителей - понижение голоса в кон­це каждого предложения. Имеющие такой недостаток обычно совершен­но не осознают этого, а он создает атмосферу скуки и безрадостности, поскольку с концом каждого предложения создается впечатление, что беседа окончена, но каждый раз она начинается вновь. Если человек заметил этот недостаток, прослушав, к примеру, запись собственного выступления, - можно считать, что он уже на три четверти исправился.

Пометки в записях

При произнесении заранее подготовленного текста, возможно, вам покажется полезным использовать специальные пометки, подсказывающие, как нужно произносить те или иные слова. Такие пометки покажут вам, где нужно сделать паузу и какой длительности, в каком месте замедлить темп, а в каком говорить быстрее, какие слова подчеркнуть, где следует гово­рить громче, а где тише.

Вот один из вариантов пометок, который используют многие профес­сиональные лекторы:

> Говорить громче

< Говорить тише

Выделить данный пункт

// Длинная пауза

/ Короткая пауза

Связать фразы для более плавного перехода

Дополнение к главе 4

Приведем пример различия между устной и письменной речью. Для этого рассмотрим один параграф такого же плана, как те, которые так часто встречаются в журналах по менеджменту, и "переведем" его на тот язык, который использовался бы, если бы нужно было устроить презентацию или произ­нести речь. Не имеет значения, что устный вариант оказался длиннее - туманные абстракции письменного варианта должны быть подкреплены конкретными примерами, если они должны проникнуть в сознание ауди­тории не через глаза, а через уши.

ПИСЬМЕННЫЙ ВАРИАНТ

Читатель, возможно, уже заметил тенденцию к гипертрофирован­ному чувству собственной важности у части ученых и инженеров в крупных организациях. Это продукт сочетания двух явлений - отчасти значительности их вклада в производственную деятель­ность, а отчасти и осознания окружающими высокого уровня их квалификации. Более того, огромная часть национальных достиже­ний - именно их заслуга.

Это также благоприятствует росту репутации профессиональных и академических научных институтов как на национальной, так и на международной арене. К тому же все чаще к инженерам и ученым, из-за той ответственной роли, которую они играют в управлении организацией, относятся как к исключению; их бунтарство, не­надежность и интеллектуальные способности, несмотря на все не­соответствие общепринятым нормам поведения, стали предметом уважения и восхищения.

Вследствие этого такие профессии подталкивают к высокомерию по отношению к остальным.

РАЗГОВОРНЫЙ ВАРИАНТ

"Давайте представим себе большую научно-исследовательскую орга­низацию. Предположим, в ней работает сто ученых - или двести, если хотите. И представьте, что вы один из этих ученых - например, инже­нер по развитию. Довольно скоро вы начинаете ощущать, что если в организации так много зависит от вас, то вы должны быть чем-то особенным. И вы начинаете ощущать, что обращаться с вами должны тоже как с кем-то особенным. В конце концов, вас уважают дома; соседи говорят своим гостям, что вы - "ученый" с благоговением в голосе, - таким голосом их родители говорили: "Он священник". И вы даже стали объектом национальной важности: разве не говорят в правительстве, что для развития экономики необходимо большее количество ученых?

Но это еще не все. У вас есть жизнь и вне вашей организации. У вас есть связи со своим старым университетом, да и с другими универси­тетами. Вы посещаете научные конгрессы, причем не только по стране, но и за рубежом. Ваши друзья гораздо более многочисленны и знаме­ниты, чем эти серые канцелярские крысы, работающие рядом с вами. И, что еще важнее, они готовы на все, чтобы дать вам почувствовать, что вы исключение. Они создают ваш миф. Они выдумывают рассказы о вашей рассеянности. Они рассказывают друг другу, как вы исправили квадратные корни, вычисленные компьютером. Конечно же, все они носят костюмы спокойных тонов и чисто выбриты, и если вы придете в желтой рубашке без пиджака и с бородой, они будут в восхищении.

Так или иначе, если вы ученый в современной промышленности, то это настоящее испытание - не думать о себе как об исключении среди всех других".


Похожая информация.


Иногда какой-нибудь пустяк, которому ты не придаешь значения, может испортить все впечатление о тебе. Речь идет о дурных привычках и манерах . Может быть, ты и сам не раз замечал, что какой-то человек тебе становится неприятен только из-за его отвратительных манер . И вроде бы сам человек ничего плохого тебе не сделал, но общаться с ним почему-то не хочется.

Так вот, чтобы самому не попасть впросак и не заслужить репутацию человека, не знакомого с элементарными правилами приличия, просто необходимо знать следующее.

1. Громко, чихать, зевать, икать в обществе недопустимо.

Если тебе захотелось чихнуть попробуй потереть пальцами переносицу или зажать нос около глаз двумя мальцами – иногда это помогает удержаться от «чиха». Если такой способ не помогает и ты чувствуешь, что все равно вот-вот чихнешь, лучше всего поднеси к носу платок. Если же такового под рукой не оказалось, по крайней мере, отвернись.

Неприятное впечатление производит человек, постоянно «шмыгающим» носом. Понять, что делаешь ты это не специально – что ж поделать, если у тебя насморк. Нов таком случае лучше будет высморкаться. Сморкаться нужно тихо. Совершенно недопустимо в обществе сморкаться « от души», издавая громкие звуки. Отворачиваться при этом не обязательно.

Еще одно неприятное явление, которое может случиться с каждым и в любое время, – икота. Чтобы избавиться от нее, моно попробовать следующий способ: крепко зажав нос рукой, выпей много воды – маленькими глотками, но непрерывно, не вдыхая воздуха. Если с первого раза не помогло, – повтори.

А вот с чем, как правило, справиться невозможно, – это с кашлем. При кашле следует слегка отвернуться от собеседника, прикрыв рот рукой. Если кашель сильный, нужно обязательно прикладывать ко рту платок.

2. Ужасно неприятное впечатление производит человек, ковыряющийся в носу или в зубах это не только невежливо по отношению к собеседнику, но и выглядит просто отвратительно.

3. У многих ребят есть привычка при разговоре с кем-либо теребить одежду: рукава, карманы, пуговицы, застежки-молнии. Причем не только свою, но и собеседника. Еще один вариант – теребить или наматывать на палец прядь своих волос. Все это производит не лучшее впечатление на окружающих, и от таких привычек нужно избавляться. Если же ты так запросто не можешь отделаться от них, носи в кармане какую-нибудь вещицу, чтобы занять свои руки во время разговора, но делать это надо незаметно для собеседника.

4.Если у тебя есть привычка стучать пальцами по столу, почесываться, чесать затылок, рассматривать свои ногти, щелкать суставами на пальцах, то знай, что от этих привычек следует избавляться.

5.Не лучшее впечатление производит человек, который при разговоре имеет обыкновение хлопать собеседника по плечу, держать за рукав, толкать локтем. Прежде чем поправить у знакомого одежду, снять нитку, стряхнуть ворсинки и т.д., обязательно спрашивают его разрешения.

6.Сидя за столом, не следует теребить скатерть, крутить чашку, постукивать ложкой и т.п.

7. Очень плохая привычка – «слюнявить» палец, когда переворачиваешь страницу книги.

8. Совершенно нелепая привычка – вытирать ботинки о штанину брюк. Какой смысл чистить обувь, одновременно пачкая свою одежду? Если тебе неловко, что окружающие заметят твои грязные ботинки, то не думаешь ли ты, что они заметят твоих грязных брюк? Да и почистить щеткой обувь гораздо легче, чем потом отстирать со штанин уличную грязь.

9. На улице воспитанный человек не сорит, не плюет, не бросает на землю огрызки, фантики, жвачку.

10. На ходу не следует есть. Впрочем, исключением может стать мороженое или шоколадка. Ну, вот в транспорте есть уж точно не следует: автобус может дернуться, и ты, качнувшись, испачкаешь кого-нибудь.

11. Когда выходишь в помещение (не важно какое), не следует громко хлопать дверью. Если дверь на пружине, ее следует придержать, чтобы избежать громкого хлопка.

12. Странноватое впечатление производит человек, постоянно что-то «мурлыкающий» или бубнящий себе под нос, а также ни с того ни с сего хихикающий после каждой произнесенной им фразы.

Законопроект, долженствующий регламентировать поведение в «Твиттере» и других социальных сетях, с чьей-то легкой руки окрестили уже «законом Леси Рябцевой» . Потому что Леся Рябцева, помощница главного редактора «Эха Москвы» Алексея Венедиктова, сама похвасталась , что будет такой законопроект разрабатывать, привлекая широкую журналистскую общественность.

Одни на бедную хвастунишку набросились, продемонстрировав сразу несколько примеров отвратительного поведения в социальных сетях. Другие поддержали, аргументируя тем, что нельзя же, честное слово, непрерывно хамить друг другу, говорить гадости о мертвых и… что там еще? Список запретного обещает быть бесконечным.

Фейсбучные свободолюбцы захлебнулись лаем про то, что составление правил поведения в «Твиттере» есть семь тысяч пятьсот двадцать шестое наступление на свободу слова и мы стоим на краю пропасти безмолвия (сколько себя помню, мы стоим на этом краю).

Фейсбучные аналитики, проанализировав ситуацию, пришли к выводу, что изготовление этого законопроекта есть плата, с которой вынужден был согласиться Алексей Венедиктов, чтобы сохранить радиостанцию и сотрудника своего . И это было тонкое аналитическое наблюдение, примерно такое же тонкое, как если бы аналитики пощупали воду и пришли бы к глубокому выводу, что вода мокрая.

Между тем составить правила поведения людей в «Твиттере» и других социальных сетях нельзя. Невозможно, при всем моем сочувствии к Лесе Рябцевой. Невозможно потому, что общение людей регламентируется не законами вовсе, а приличиями, более или менее общепринятыми представлениями о том, что такое хорошие манеры.

Законы состоят из стройной системы запретов. Приличия состоят из произвольного набора случайных рекомендаций.

Ну, например, все знают, что прилично за столом в правой руке держать нож, а в левой руке — вилку. Но если вы захотите оформить эту хорошую манеру законодательно, вам придется принять целых кодекс, который запрещал бы держать нож в левой руке, вилку в правой ноге, засовывать рукоять ножа в рот, привязывать вилку к уху, вставлять оба столовых прибора в гениталии и анальное отверстие, держать их под мышками… Мало-мальски воспитанный человек понимает, что ограничить правила поведения за столом законодательно — это совершенно абсурдная задача, зато очень легко описать приличия за столом всего парой рекомендаций. Беда в том, что законодатели наши — дурно воспитанные люди, а потому тщатся принять законы, запрещающие все на свете.

Дурные манеры, неприличное поведение, распущенность бывают свойственны людям не тогда, когда нет регламентирующих поведение законов, а тогда, когда люди дурно воспитаны и когда их много.

В январе 1917 года председателю Государственной думы Родзянке не приходило же в голову принимать закон, который запрещал бы в Таврическом дворце сморкаться в шторы и бросать окурки на пол. Даже если зашел бы в Государственную думу какой-нибудь один матрос или солдат, вряд ли он сморкнулся бы в штору и вряд ли бы бросил на пол окурок. Но всего через месяц случилась Февральская революция. Таврический дворец наводнился революционными солдатами и матросами. И — ничего не поделаешь — они стали сморкаться в шторы и забросали окурками пол. Причем делали они все это в борьбе за свободу.

С «Твиттером», «Фейсбуком», «Живым журналом» — то же самое. Люди попадают в социальные сети без всякого отбора, без того, чтобы пройти хоть какой-то минимальный тест на способность вести себя прилично. И людей там много. Разумеется, они будут вести себя как люди, пришедшие на рок-концерт или на футбол, то есть бессмысленно орать.

Так что желаю Лесе Рябцевой успехов в ее безнадежном и совершенно ненужном деле.

О человеке говорят: «У него дурные манеры». Что же имеется в виду конкретно? Манеры вообще - это способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми, употребляемые в речи выражения, тон, интонация, походка, жестикуляция и даже мимика.

Манеры относятся к культуре поведения человека и регулируются этикетом, который, в первую очередь, подразумевает благожелательное и уважительное отношение ко всем людям, безотносительно к их должности и общественному положению. И обязательным условием общения является деликатность.

В все времена дурными манерами было принято считать привычку громко говорить, не стесняясь в выражениях, развязность в жестикуляции, неряшливость в одежде, грубость, откровенную недоброжелательность к окружающим, пренебрежение к чужим интересам и запросам, беззастенчивое навязывание другим людям своей воли и желаний, неумение сдерживать свое раздражение, намеренное оскорбление достоинства окружающих людей, бестактность, сквернословие, употребление унизительных кличек, прозвищ.

В обществе хорошими манерами считаются скромность и сдержанность, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми.

Что нужно знать каждому человеку, который не хочет поразить окружающих неумением вести себя в обществе?

Не надо усиленно скрывать, что вы впервые видите что-то, пробуете на вкус, боясь, что в противном случае вас сочтут невеждой.

Стоит обратить внимание на умение держать руки на месте, и воспитанный человек никогда не позволит себе держать руки в карманах, тем более кусать ногти. Также и ноги во время разговора не расставляют широко и не сближают их совсем плотно друг к другу. Сидя, не кладут ногу на ногу.

Находясь в обществе, не следует быть рассеянным и невнимательным к окружающим.

Красивая походка, осанка, изящные жесты украшают как мужчину, так и женщину. В исключительных случаях тем, что мы называем грациозностью, человек наделен от природы. Чаще эти качества приобретаются ценой немалых усилий. Их воспитанию помогают занятия спортом, ритмикой, балетом. Все это чрезвычайно полезно девочкам и молодым девушкам, об этом стоит помнить родителям.

Следует учиться красиво ходить, держаться прямо. Необходимо уметь легко и красиво подняться по лестнице и так же красиво спуститься.

Нужно уметь красиво сидеть. Женщине следует проверить перед зеркалом, как она выглядит сидящей на низком кресле, диване или на стуле. Ноги следует держать вместе, обе голени наклонить в одну сторону.

Садясь в машину, женщина не «шагает» в нее, а присев на краешке сиденья, втягивает неги, выходя из машины, наоборот, подниматься с сиденья следует, уже опершись ногами на асфальт.

Многие часто не знают, «что делать с руками». Женщин, правда, в таких случаях спасает сумка, за которую можно «уцепиться». Для мужчин, в крайнем случае, допустимо держать одну руку в кармане пиджака, но лучше время от времени ее оттуда извлекать. В карман брюк можно опустить руку только затем, чтобы достать необходимое. Женщинам не подобает держать руки в карманах брюк, во всяком случае, во время разговора.

Некрасиво размахивать руками при ходьбе или на прогулке, энергично жестикулировать при беседе. Стучать кулаком по столу просто вульгарно, не говоря уже о том, что это никогда не является аргументом. Все жесты должны быть сдержанными и целесообразными.

Не нужно слишком увлекаться и класть ногу на ногу таким образом, чтобы лодыжка одной из них оказалась на колене другой. Держа ногу на ноге, не нужно ею раскачивать, обнимать колено руками.

Никогда не следует сидеть, развалившись, в кресле или на диване, откидывать голову на подушки, раскачиваться на стуле, сидеть на самом краешке стула, кресла, дивана, покачивать коленями во время разговора.

На ручку кресла можно присесть (если вы, конечно, абсолютно уверены, что она вас выдержит) только в доме самых близких друзей. Это недопустимо, если кресло занимает мало знакомый вам человек.

Всякие рефлекторные действия обязательно следует контролировать. Зевать в обществе непростительно. Совершенно неприличен громкий зевака не только в обществе малознакомых людей, но и на работе, дома. Воспитанный человек вообще постарается воздержаться от зевка. В крайнем случае, можно зевнуть «внутрь», но осторожно: не всегда даже подобным образом удается это сделать незаметно.

С кашлем, как правило, справиться невозможно. При покашливании следует, слегка повернув голову в сторону, прикрыть рот рукой, при резком кашле обязательно прикладываем ко рту платок.

Сморкаться нужно тихонько, в платок, при этом можно не отворачиваться. Совершенно недопустимо в таких случаях издавать звуки на всю комнату, однако даже с этим мало привлекательным фактом смириться легче, чем с присутствием человека, постоянно шмыгающего носом.

В былые времена, когда было принято нюхать табак (чего не позволялось только молодым девушкам), любили чихнуть от души, «со вкусом», и это нередко становилось источником общего веселья. В настоящее время подобное удовольствие по возможности нужно подавлять, поднеся в момент чиханья к носу платок. Если все же потребность чихнуть сильнее вас - отворачивайтесь.

Икота - неприятное и довольно изнуряющее явление. Если икота началась, немедленно отправляйтесь на кухню или в ванную комнату, и попробуйте следующий способ: левой рукой крепко зажмите нос, держа в это время в правой стакан с водой. Пейте воду маленькими глотками, но непрерывно, не вдыхая воздуха. Когда станет вовсе невмоготу, можно вздохнуть: после этого икота должна пройти. Если же этого не случилось, повторите сначала, с большей выдержкой. Еще можно посоветовать проглотить полную столовую ложку сахарной пудры. Но первый способ - эффективнее. Стоит обратить внимание, что икота порой возникает как реакция на алкогольные напитки. Убедившись, что с вами это происходит именно в таких случаях, старайтесь воздерживаться от алкоголя, чтобы не переживать подобную неприятность всякий раз.