И деепричастный оборот запятая. Обособление причастий и деепричастий: в чем разница? Выделение запятыми одиночных деепричастий

РУССКИЙ ЯЗЫК, 7 КЛАСС

Тема урока:

«Деепричастный оборот. Выделение деепричастия и деепричастного оборота на письме».

Цели урока:

Активизировать знания обучающихся по теме «Деепричастие»;

формировать умение находить деепричастия в тексте, вычленять деепричастный оборот; уметь расставлять знаки препинания в предложениях с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом;

Формировать языковое чутьё, лингвистическую интуицию; развивать речевую культуру и речевое творчество;

Воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством дидактического материала; воспитывать чувство такта, умение слушать учителя, умение анализировать и обобщать.

Технологии : дифференцированного обучения , эвристического мышления,

информационно-коммуникационные технологии , здоровьесберегающие технологии, технология концентрированного обучения «Погружение».

Оборудование: компьютер, презентация к уроку, карточки для индивидуальной работы.

ХОД УРОКА:

I .Организационный момент. Слайд 1.

Я изучаю то, чем наш язык богат,
Что все богатство мира отражает.
Людей, животных, вещи называет,
Хранит надежно наших знаний клад.

Все наши мысли, опыт и мечты
Несет из поколенья в поколенье,
И в нем литературные творенья
Находят свой источник красоты.
П.Чесноков.

II. Фронтальный опрос. Слайд 2.

– Что обозначает деепричастие?

– Признаки каких частей речи есть у деепричастия?

– Что общего имеют и чем различаются деепричастия и глаголы, деепричастия и наречия?

– Каким членом предложения является деепричастие?

– Изучив причастие, мы познакомились с причастным оборотом. О каком обороте сегодня пойдет речь?

III . Презентация «Деепричастный оборот». Кластер. Задания на слайдах. ВЫВОД о значении деепричастий в речи.

IV . Запись в тетрадях.

Деепричастия и деепричастные обороты употребляются в разных стилях речи. Они разнообразят речь, делают ее более емкой, выразительной, передают различные смысловые оттенки.

V . Работа с текстом.

Задания.

    Найти деепричастия.

– Назовите слова, которые относятся к деепричастиям, зависят от них.

– Деепричастия, как и причастия, могут иметь при себе зависимые слова. Что представляет собой причастие с зависимыми словами?

– А деепричастие с зависимыми словами?

– От каких слов мы поставим вопрос к деепричастиям с зависимыми словами?

– Поставьте от определяемого слова к деепричастному обороту вопрос и определите, каким единым членом предложения он является?

– Определите место деепричастного оборота в предложениях.

– Когда обособляется причастный оборот?

– В отличие от причастного оборота деепричастный оборот в любой позиции выделяется запятой.

V I. НАБЛЮДЕНИЕ по учебнику: Правило на стр.173.

Не выделяются на письме запятыми слова

молча, сидя, лежа, шутя, нехотя, не глядя ,

которые по значению сближены с наречиями.

Итак, деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами, которое в предложении является одним членом предложения – обстоятельством. На письме деепричастие и деепричастный оборот выделяются запятыми.

– Какова роль деепричастий и деепричастных оборотов в речи?

Деепричастия и деепричастные обороты употребляются в разных стилях речи. Они разнообразят речь, делают ее более емкой, выразительной, передают различные смысловые оттенки.

VII . Карточка №1

1.Закутанный в тулуп

2. Проложенный геологами

3. Укрепил болт

4. Запер на замок

5.Вырастив урожай

6. Раскачивающийся от ветра

7. Заперев дом

Карточка №2

Блеснула

Насвистывал

Разложил

Улыбаться

Запереть

Работать

VIII . Орфоэпический диктант

Как говорит пословица:

«Хорошие речи приятно и слушать»

(Пословица)

Ребята, а теперь давайте посмотрим, какими особенностями обладают деепричастия при произношении.

Задание: Образуйте от данных глаголов деепричастия и расставьте в них ударения.

Созда ть- созд а в

Зан я ть- зан я в

Подн я ть- подн я в

Какую закономерность вы заметили? А теперь продолжите самостоятельно.

Начать-начав

Понять-поняв

Принять-приняв

Закупорить-закупорив

Облегчить-облегчив

Черпать-черпая (Слай6-проверка)

Ребята, я думаю, вы будете правильно употреблять эти слова в речи, и от этого она будет ещё красивее.

IX . Работа с текстом.

Деепричастия очень дружелюбны. Они очень часто появляются со своими слугами- зависимыми словами. Как мы называем эту компанию? (Деепричастный оборот)

Что мы знаем о постановке знаков препинания при причастном обороте?

К.Паустовский сказал: «Знаки препинания - это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться»

Задание:

X . Роль деепричастий в речи.

Деепричастия, деепричастия…. Сколько с ними хлопот: и произносить их надо правильно, и употреблять в предложении, хорошенько подумав. А может, не так уж они и нужны? Мне кажется, убедительно, красноречиво ответил на этот вопрос английский поэт Роберт Саути своим стихотворением «Лодорский водопад» (Слайд9) (Учитель читает стихотворение)

Сливаясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая, шурша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Взвиваясь, вертясь, грохоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,

Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,-

Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!

Ребята, что помогает поэту передать дополнительное действие падающей воды? Благодаря чему мы слышим шум воды? В чём особенность расположения слов в тексте и строк? (Напоминает срывающийся с высоты и нарастающий поток воды.)

Таким образом, для чего же нужны деепричастия в речи? (Чтобы делать её более красочной и выразительной).

2) Творческий диктант.

Задание: заменить деепричастием сначала первый, а потом второй глагол. Полученные предложения записать, графически выделить деепричастный оборот.

1) Белочка распустила хвост и прыгала по веткам.

2) Снег падал на землю и покрывал её пушистым ковром.

3) Фонарь мигал и тускло освещал улицу.

3. Выборочный диктант.

Задание: выписать из предложений деепричастные обороты.

1) За обедом, наливая себе квасу, я уронил графин и облил скатерть.

2) Марья Кирилловна сидела в своей комнате, вышивая на пяльцах, перед открытым окном.

3) Признавая достоинства друга, не закрывай глаза на его недостатки.

4) Мальчик, убирая в своей комнате, нашёл огромное количество вещей.

5. Испугавшись неведомого шума, стая тяжело поднялась над водой.

4. Цифровой диктант .(Запишите только те номера предложений, в которых есть деепричастие или деепричастный оборот).

1) Блеснула яркая молния, раздался удар грома.

2) Много тайн хранят леса, опалённые войной.

3) Не узнав горя, не узнаешь и радости.

4) Охотники любовались степью, остывшей за ночь.

5) Потрескивая, горел костёр.

6) Отметив маршрут, туристы устремились на отдых.

7) Дробясь о мрачные скалы,шумят и пенятся валы.

Код проверки: 3, 5,6,7.

XI . Редактирование предложений.

А теперь, ребята, немножко усложним задания. В тексте, над которым вы сейчас работали, знаки препинания были расставлены. А сейчас вам нужно будет в предложениях расставить недостающие знаки препинания.

1.Волны, играя друг с другом и клокоча, спорят с ветром.

2.Волны играют друг с другом и, клокоча, спорят с ветром.

3.Волны играют друг с другом, клокоча, и спорят с ветром.

ФИЗМИНУТКА

Спал цветок и вдруг проснулся.

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружит и вьётся.

XII . Работа по восстановлению текста (1 ученик работает у доски) (Слайд 13)

Цель: распространить деепричастия, пользуясь словами для справок; расставить знаки препинания.

Слова для справок:

А в это время 2 человека работают по карточкам

Карточка№1

Задание:

(Здороваться) со старшими, руки не протягивай,подожди, пока они сами этого на сделают.

Карточка №2

XIII .Творческий диктант.

Задание: заменить деепричастный оборот фразеологизмом.

1.Мы слушали, забыв обо всём, рассказ о подвиге партизан.

2.Всю ночь разведчики пролежали в засаде, не заснув ни на минуту.

3.Этот человек действовал, не обдумывая своих поступков.

4.Просители ушли, ничего не добившись.

Слова для справок: сломя голову; не солоно хлебавши; не смыкая глаз; раскрыв рот; не помня себя; затаив дыхание; не переводя дыхание.

Ребята, надо ли в предложениях с устойчивыми сочетаниями ставить запятые? (Нет, они не обособляются, так как деепричастие, которое входит в состав фразеологического оборота теряет свою силу как часть речи. Смысл фразеологического оборота не выводится из значения отдельных слов, которые его составляют.)

XIV . Игра «Подскажи словечко»

Задание: восстановить пословицу, подобрав подходящее по смыслу деепричастие из слов для справок.

1.Дружба как стекло,…. не сложишь.

2.Не …броду, не суйся в воду.

3.Не…. несчастья, счастья не увидишь.

4. …. человека, уважаешь себя.

Слова для справок: уважая, узнав, зная, разбив, посеяв.

XV . Итог урока.

Чем занимались?

Что запомнили?

Что понравилось на уроке?

А сейчас, ребята я хочу закончить наш урок таким стихотворением:

Вот закончен наш урок,

Прозвенит сейчас звонок.

Все трудились, не ленясь,

Не спеша, не торопясь.

Говорили, улыбаясь,

Отвечали, не теряясь.

В работе приняли активное участие,

Скажем спасибо деепричастию.

XVI . Домашнее задание:

Правило на стр.173, упр.293.

Приложение.

Задание: прочитайте текст «Море», найти деепричастные обороты, спишите 1-е предложение и сделайте его синтаксический разбор.

Под легким дуновением знойного ветра море вздрагивало и, покрываясь мелкой рябью, улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок. В глубоком пространстве между морем и небом носился весёлый плеск волн.

Ветер ласково гладил атласную грудь моря. Солнце грело её своими горячими лучами, и море, вздыхая под нежной силой этих ласк, насыщало жаркий воздух солёным ароматом. М. Горький

Задание: прочитайте текст «Море», найти деепричастные обороты, спишите 1-е предложение и сделайте его синтаксический разбор.

Под легким дуновением знойного ветра море вздрагивало и, покрываясь мелкой рябью, улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок. В глубоком пространстве между морем и небом носился весёлый плеск волн.

Ветер ласково гладил атласную грудь моря. Солнце грело её своими горячими лучами, и море, вздыхая под нежной силой этих ласк, насыщало жаркий воздух солёным ароматом. М. Горький

Задание: прочитайте текст «Море», найти деепричастные обороты, спишите 1-е предложение и сделайте его синтаксический разбор.

Под легким дуновением знойного ветра море вздрагивало и, покрываясь мелкой рябью, улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок. В глубоком пространстве между морем и небом носился весёлый плеск волн.

Ветер ласково гладил атласную грудь моря. Солнце грело её своими горячими лучами, и море, вздыхая под нежной силой этих ласк, насыщало жаркий воздух солёным ароматом. М. Горький

Задание: прочитайте текст «Море», найти деепричастные обороты, спишите 1-е предложение и сделайте его синтаксический разбор.

Под легким дуновением знойного ветра море вздрагивало и, покрываясь мелкой рябью, улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок. В глубоком пространстве между морем и небом носился весёлый плеск волн.

Ветер ласково гладил атласную грудь моря. Солнце грело её своими горячими лучами, и море, вздыхая под нежной силой этих ласк, насыщало жаркий воздух солёным ароматом. М. Горький

V I. Работа с текстом. . Закрепление изученного материала.

Нет н..чего св..тлее и бе..корыстнее любви матери. С первого дня р..ждения ребенка мать ж..вет его дыханием, его сл..зами и улыбками. Как со..нце посыла..т свои лучи согревая все ж..вое, так и любовь матери согрева..т ребенка. Приобщая дитя к ж..зни мать вкладывает в его уста родной язык, вобравший бога..ство разума, мысли и чувства народа. Она помогает постич.. веч..ные ценности наполняя его духовной силой. Не это ли держит мир?

Задания.

    Вставить пропущенные орфограммы, объяснить их.

    Определить тип речи, стиль. Озаглавить текст.

    Найти деепричастия.

Карточка №1 Найдите и подчеркните деепричастие с зависимым словом.

1.Закутанный в тулуп

2. Проложенный геологами

3. Укрепил болт

4. Запер на замок

5.Вырастив урожай

6. Раскачивающийся от ветра

7. Заперев дом

Карточка №2 Образуйте от глаголов деепричастия

Блеснула

Насвистывал

Разложил

Улыбаться

Запереть

Работать

Дополнить текст.

1 Свернув(с чего? куда?)_______________________ мы направились по утоптанной тропинке.

2.Мы остановились на большой высоте и глядя (куда?)___________________любовались водной поверхностью.

3.Корабль накренившись (как? куда?)_________________ не повиновался воле людей.

4.Извиваясь (как? где?)__________________быстро текла река.

Слова для справок: между деревьями и кустарниками; быстро влево; с дороги в лес; вверх.

Карточка№1

Задание: замените глаголы деепричастиями.

(Встречаться) со взрослыми или (входить) в помещение, здоровайся первым.

(Здороваться) со старшими, руки не протягивай, подожди, пока они сами этого на сделают.

Карточка №2

Задание: замените глаголы деепричастиями.

(Подавать) руку, сними с неё перчатку, немного наклонись вперёд. (Кланяться), нагни только голову, а не сгибайся пополам и не размахивай руками. (Садиться) в трамвай или автобус, пропусти вперёд старших.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Преображенская средняя школа»

Открытый урок

русского языка в 7 «А» классе

Деепричастие и относящиеся к нему (зависимые от него) слова представляют собой деепричастный оборот. Как и в случае с , расстановка запятых при деепричастных оборотах имеет свои тонкости.


Нашей отправной точкой станет общее правило: «Деепричастные обороты с обеих сторон выделяются запятыми». Но что надо учесть помимо этого?

* Если в предложении два однородных (то есть относящихся к одному и тому же глаголу) деепричастных оборота соединяются союзом «и» (как и другими сочинительными или разделительными — «или», «либо» и пр.), то по аналогии с другими однородными членами предложения вокруг «и», «или» и других подобных союзов запятые не ставятся. То же самое касается одиночного деепричастия и деепричастного оборота. «Он подошел к дому, мечтая об отдыхе и думая о будущем ужине». Однако помните, данное правило касается только тех случаев, когда деепричастные обороты / деепричастия относятся к одному глаголу. Если же речь идет о разных глаголах, запятые будут ставиться: «Он подошел к дому, мечтая об отдыхе, и, думая о будущем ужине, открыл дверь».

* «Только» и «лишь», стоящие перед деепричастным оборотом, как правило, включаются в него, то есть запятая ставится перед данными словами.

* Деепричастный оборот не обособляется, если входит в придаточное предложение и имеет в качестве зависимого слово «который» (это же справедливо и для одиночного деепричастия). «У каждого из нас свои страхи, не дав отпор которым мы не сможем освободиться».

* Если деепричастный оборот соседствует с союзами «а», «и» и другими подобными, то, чтобы понять, ставить запятую до или после союза, определите, входит он в оборот или нет. Так, если союз принадлежит деепричастному обороту, то, как правило, при мысленном изъятии последнего из предложения, оставшийся союз нарушает структуру фразы. Особенно часто это касается союза «а». Если же при изъятии оборота, роль союза в предложении не меняется, значит, он в оборот не входит.

Сравните:

«Она долго не могла подобрать туфли к платью, а выбрав босоножки на шпильке, очень обрадовалась». -> Фраза «Она долго не могла подобрать туфли к платью, а очень обрадовалась» выглядит не совсем логичной.

«Она долго не могла подобрать туфли к платью и, взяв босоножки на шпильке, поняла, что они идеально подходят к наряду». -> Фраза «Она долго не могла подобрать туфли к платью и поняла, что они [босоножки] идеально подходят к наряду» вполне согласована.

* Не выделяются запятыми фразеологизмы с деепричастиями (такие как «не смыкая глаз», «спустя/засучив рукава»).

* Если между глаголом и сразу идущим за ним оборотом стоит усилительная частица «и», оборот не выделяется запятыми. «Я могу решить свои финансовые проблемы и не беря кредиты».

* Также не нужны запятые, если деепричастие выражает не дополнительное действие, а оттенок основного, о чем мы подробно говорили в статье про обособление одиночных деепричастий. Аналогичные конструкции могут представлять собой и целый оборот.

Напомним, что «несмотря на» и «невзирая на» — это предлоги, и они пишутся с «не» слитно (в то время как деепричастные обороты «не смотря на» / «не взирая на» — раздельно). Предлогами являются и такие слова, как «благодаря», «спустя», «начиная» и пр. При этом, конечно, не стоит забывать, что существуют и «аналогичные» деепричастия. Сравните: «Благодаря его подсказкам, я сдал экзамен» (предлог), «Благодаря его за подсказки, я протянул ему бутылку коньяка» (деепричастие). Некоторые из оборотов с подобными предлогами тоже обособляются, но по своим собственным правилам, а не по правилам обособления деепричастных оборотов.

Как многие знают, деепричастный оборот имеет значение добавочного сказуемого, поэтому обособляется, выделяется запятыми. Обычно это не вызывает сложностей у учащихся. Однако есть случаи, когда деепричастный оборот в обособлении не нуждается. Эти случаи мы сейчас и рассмотрим подробнее.

1. Деепричастный оборот (чаще всего это оборот со значением обстоятельства образа действия) обозначает не добавочное действие, а наоборот, будучи тесно связанным со сказуемым, сам становится смысловым центром высказывания. В таком случае его нельзя убрать или переместить без искажения либо потери смысла предложения.

Он стоял чуть вытянув шею, печальный и задумчивый (главное, что он не просто стоял, а стоял чуть вытянув шею).

Читала она обычно наклонив голову и высунув кончик языка (смысл в том, как именно она читала, а не в том, что она читала вообще).

Это упражнение делают обязательно сидя на полу (смысл в том, каким именно образом выполняют данное упражнение).

2. Деепричастный оборот является фразеологизмом.

Мальчик спешил сломя голову, чтобы позвать на помощь спасателей.

Печатник трудились не покладая рук.

После полученного известия девушка провела ночь не смыкая глаз.

Вот некоторые из таких фразеологизмов: спустя рукава, едва переводя дыхание, кричать не переводя духа, мчаться высунув язык, лежать уставясь в потолок, сидеть затаив дыхание, работать засучив рукава, метаться не помня себя, слушать развесив уши др.

Некоторые деепричастные фразеологические сочетания выступают в роли вводных, тогда они обособляются.

По совести говоря, выполнить упражнение можно было гораздо качественнее.

Судя по всему, можно уже отправляться в путь.

3. Когда перед деепричастным оборотом находится усилительная частица И.

Можно было об это сообщить и не начиная ссориться.

Скромный человек остается скромным и победив сильного врага.

Ты можешь идти домой и не дожидаясь результата экзамена.

4. Если деепричастный оборот разрывается словом , входящим в состав придаточного предложения либо в состав простого предложения. Обычно это касается придаточных определительных предложений с союзным словом который . Также подобные случаи можно найти в некоторых стихотворных текстах.

Налево была дверь, выйдя через которую возможно было попасть в гримерную.

Вчера вышел на экран новый фильм Джима Джармуша, посмотрев который нетрудно понять его творческий рост.

На ель Ворона взгромоздясь, позавтракать было совсем уж собралась, да призадумалась… (И. А. Крылов).

Но рабскую верность Шибанов храня, своего отдает воеводе коня (А. К. Толстой).

5. Деепричастие может утрачивать свое глагольное значение , тогда оно не выделяется запятыми. Обычно в таких случаях его можно опустить без ущерба для смысла предложения.

Почтамт находится не доходя площади Восстания.

Вузы принимают абитуриентов по новым правилам начиная с конца прошлого года

К заданию можете приступать начиная с завтрашнего дня (слово начиная можно опустить, структура и смысл предложения не изменятся).

Однако если оборот со словом начиная не связан с понятием времени или служит для уточнения, пояснения, то он обособляется .

Все казалось нам подозрительным, начиная с его интонации

Капитан, начиная с Крымской войны, участвовал во всех военных операциях, кроме японской (слово начиная нельзя опустить, структура и смысл предложения изменятся).

Обороты исходя из и смотря по в большинстве случаев не входят в деепричастную конструкцию и не обособляются.

Задание составлено исходя из ваших пожеланий.

Будем поступать смотря по обстоятельствам.

6. Деепричастный оборот выступает вместе с обычным необособленным обстоятельством и они являются однородными. В этом случае деепричастный оборот не выделяется запятыми.

Мы научим вас решать примеры и задачи с легкостью и не прибегая к справочникам.

Мальчишка побежал быстро и не оглядываясь.

Подпоручик отвечал по-в оенному и не смущаясь.

Однако в данном случае обособление возможно, если автор хочет поставить смысловой акцент или дать попутное объяснение.

Немного виновато и всхлипывая, мать п опрощалась с Алешей.

В темном небе, устало и не сверкая, появились желтенькие капельки звезд (М. Горький).

Как видите, не все просто со знаками препинания при деепричастном обороте, но надеемся, Вам помогли наши объяснения. Если же что-то осталось не совсем понятным, Вы всегда найдете помощь у наших репетиторов!

Удачи Вам и красивого, грамотного, понятного русского языка!

blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

как выделяется деепричастный оборот?

  1. всегда выделяется запятыми
    даже одно деепричастие выделяется запятыми
  2. в начале и в конце запятыми
  3. Деепричастный оборот - это деепричастие с зависимыми от него словами. Деепричастный оборот может стоять в начале, в середине и в конце предложения. Деепричастный оборот всегда выделяется запятыми.
  4. _._._._._._._._ пунктир точкой он подчеркивается, а выделяется всегда запятыми
  5. Я сегодня сделала всю работу не напрягаясь (без запятой) .
    Сегодня вышла я на улицу, одевшись в теплое пальто, но вс равно замрзла.
    (Выделяется двумя запятыми) . Это вам два примера.
  6. Вот так _._._._._._.
  7. Запятыми выделяются:

    1.Деепричастия, как с пояснительными словами, так и без них, кроме таких одиночных деепричастий и деепричастных оборотов, которые примыкают непосредственно к сказуемому и по своему значению приближаются к наречию, например:

    Держа кувшин над головой, грузинка узкою тропой сходила к берегу (Лермонтов) .

    Подъехав к подошве Койшаурской горы, мы остановились возле духана (Лермонтов) .

    Недавно я узнал, что Печорин, возвращаясь из Персии, умер (Лермонтов) .

    Степан Аркадьевич постоял несколько секунд один, отр глаза, вздохнул и, выпрямив грудь, вышел из комнаты (Л. Толстой)

    Он наклонился вперд и, упираясь руками в землю, попробовал ползти (М. Горький) .

    Каждый думает, что, умея говорить, он может учить и советовать, указывать и упрекать (М. Горький) .

    Из мртвой главы гробовая змея, шипя, между тем выползала (Пушкин) .

    Вы и в залу входите танцуя (Л. Толстой) .

    До двух часов занятия должны были идти не прерываясь (Л. Толстой) .

    Что, сударь, плачете? Живите-ка смеясь (Грибоедов) .

    Можно прожить и не хвастая умом, без этих разговоров (М. Горький) .

    Он сидит наклонившись и слушает.

    Он пишет и не переставая курит.

    Примечание 1. Не выделяются запятыми деепричастия с пояснительными словами, представляющие собой цельные выражения, как-то: сложа руки, сломя голову, спустя рукава, затаив дыхание и т. п.

    Примечание 2. Между союзом а и деепричастием или деепричастным оборотом запятая не ставится, если при опущении деепричастия или деепричастного оборота требуется перестройка предложения, например:

    Он усмехнулся, снова подмигнул, а ведя меня сквозь народ, поучительно сказал:

    Грехи учат (М. Горький) .

    2. Существительные в косвенных падежах с предлогами и, реже, без предлогов, имеющие обстоятельственное (преимущественно причинное, условное и уступительное) значение, особенно если такие существительные имеют при себе пояснительные слова и стоят перед сказуемым, например:

    В противоположность своей жене, доктор принадлежал к числу натур, которые во время душевной боли чувствуют потребность в движении (Чехов) .

    С женитьбой на Книппер, сближение Чехова с театром стало, конечно, ещ полнее (Вл. И. Немирович-Данченко) .

    3. Неопределнная форма глагола со всеми относящимися к ней словами, присоединяемая к сказуемому посредством союзов чтобы (чтоб) , для того чтобы (чтоб) , с тем чтобы (чтоб) и т. п. , например:

    Я вышел на крыльцо, чтобы освежиться (Лермонтов) .

    Я, чтобы не мешать человеку работать, сидел в стороне (Чехов) .

    Я уселся в самый угол машины, с тем чтобы хоть капельку вздремнуть.

  8. Запятыми, разумеется.
  9. легко и просто! например: учу уроки.
    или же учу, эти очень не понятные, уроки
    есть разница??? ну вот!!!
  10. Выделяется с двух сторон запятыми после определяемого слова. например:
    Маша, сделав уроки, пошла гулять.
    СДЕЛАВ УРОКИ - ДЕЕПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ. ИЛИ ЕГО ЕЩЕ НАЗЫВАЮТ ОБОСОБЛЕННЫМ ОБСТОЯТЕЛЬСТВОМ.
  11. Запятыми, наверно
  12. Запятыми)
  13. Запятыми.
  14. деепричастный оборот на письме выделяется запятыми
  15. запятыми с 2 сторон

Мнения языковедов по поводу того, что такое деепричастие, разделяются. Одни считают, что оно относится к особой форме глагола, другие предполагают, что это самостоятельная часть речи. Мы поддержим второй вариант.

Деепричастие представляет собой самостоятельную часть речи. Оно содержит в себе признаки наречия и глагола, показывает, когда, почему и каким образом совершается действие глаголом-сказуемым, оказывает добавочное действие. Если деепричастие в предложении не одиноко, а имеет слова, зависящие от него, то этот набор слов называют деепричастным оборотом. О том, как и когда производят обособление деепричастий в предложении, расскажет статья.

Что такое обособление?

В русском языке понятие обособление представляет собой способ уточнения и выделения определенного набора слов в предложении. Обособляться могут только члены предложения, являющиеся второстепенными, этим они и отличаются от необособленных членов. Обособления необходимы для того, чтобы читатель мог более точно понять описываемую картину происходящего действия. Обособляться могут не только одиноко стоящие деепричастия, но и деепричастные обороты.

Примеры одиночных деепричастий

Если обособленное обстоятельство не имеет в предложении зависимых слов, то его называют одиночным деепричастием. Во время написания предложения данную часть речи всегда выделяют запятыми с обеих сторон.

Место расположения деепричастия в предложении может быть любым. Вот примеры правильного выделения одиночных деепричастий запятыми:

  1. Засмотревшись, она не могла произнести ни слова.
  2. Вернувшись, я застала дома сестру.
  3. Не тренируясь, нельзя добиться успехов в спорте.

Соответственно запятой были выделены следующие деепричастия:

  • засмотревшись;
  • вернувшись;
  • не тренируясь.

На письме можно встретить несколько повторяющихся деепричастий. Их называют однородными. При этом они разделяются запятыми между собой и отделяются этим знаком препинания как обособленные части речи. Примеры таких предложений:

  1. Смеясь, напевая и кружась, Наташа спешила на свое первое свидание.
  2. Посмеиваясь и подмигивая, Паша закрыл дверь.
  3. Она молчала, злясь, но труся.

Однородные деепричастия в предложении могут относиться к разным сказуемым. Например: Играя и смеясь, она, окрыленная, неслась навстречу своим мечтам.

Выделение запятыми одиночных деепричастий

Обособление одиночных деепричастий происходит в следующих случаях:

  1. Если деепричастие играет в предложении роль второго сказуемого. Сохраняет значение глагола. Указывает на условие, причину или время действия, но не на его образ. Убежав, Марина потеряла сумочку. После праздника гости разъехались, не успокоившись.
  2. Если в уме можно проверить предложение, заменив деепричастие глаголом, или из простого предложения сделать сложное. Когда Марина убежала, она потерла сумочку. Гости после праздника хоть и не успокоились, но разъехались.

Обособление одиночных деепричастий не происходит, если:

  1. Одиночное деепричастие потеряло значение глагольности или имеет тесную связь со сказуемым. Маша вбежала в комнату не постучавшись. Женя слез с дерева молча и не торопясь.
  2. Если деепричастия являются обстоятельствами образа действия и их нельзя заменить глаголами. Женя слез молча и не торопился.
  3. Если одиночное деепричастие можно заменить существительным. Маша вбежала в комнату без стука.

Выделение одиночных деепричастий в зависимости от их месторасположения в предложении

Обособление деепричастий может не происходить, если они стоят в начале или конце предложения, а вот в середине они выделяются запятыми. Сравним два предложения:

  1. Таня примеряла тапочки не торопясь.
  2. По дороге, не торопясь, Таня любовалась цветами.

В первом предложении обособление деепричастия запятыми не делается, так как оно представлено обстоятельством образа действия. Его можно заменить словом - "неторопливо".

Во втором предложении деепричастие представляет собой обстоятельство причины ("так как не торопилась").

Как образуется деепричастный оборот?

Если в предложении имеется часть речи, отвечающая на вопросы «что сделав?», «что делая?» и называющаяся деепричастием, с зависимыми словами, то этот набор слов принято называть деепричастным оборотом.

В предложении этот оборот всегда выполняет функцию обстоятельства и относится к глаголу, так как обозначает дополнительное действие. Добавочные действия совершают то же лицо, явление или предмет, которые выполняют основные действия.

Примеры деепричастных оборотов

Обособление деепричастий и деепричастных оборотов происходит независимо от того, в каком месте по отношению к глаголу-сказуемому они стоят. Например:

  1. Весь день по небу ходили темные тучи, то открывая солнце, то опять закрывая его.
  2. Идя рядом с мамой, малыш удивленно и завороженно смотрел на нее.
  3. Радость, принося счастье одним людям, давала другим неизбывное горе.
  4. Я смотрела на солнечный восход, не отрывая глаз.
  5. Малыш, следя за маминой рукой, делал те же самые движения.

Что необходимо помнить при использовании деепричастия и деепричастного оборота в предложении?

Основные правила использования деепричастных оборотов при написании текста следующие:

  1. Выраженное глаголом-сказуемым, основное действие и добавочное действие, выраженное деепричастным оборотом, должны относиться к одному лицу, предмету или явлению.
  2. Чаще всего обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами, применяют при написании односоставного, определенно-личного предложения, а также при глаголе в повелительном наклонении.
  3. Если предложение безличное в инфинитиве, то употребить деепричастный оборот также возможно.
  4. Обособление деепричастий и обособление обстоятельств - это одно и то же, так как деепричастие выражает признак обстоятельства в предложении.

В каких случаях деепричастия и деепричастные обороты не выделяются запятыми?

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами, не производится, если:

  1. Обстоятельства соединяются союзом «и» с необособленным обстоятельством или сказуемым. Она ненавидела его и принимая его знаки внимани. Даша играла шумно и крича от радости.
  2. Обстоятельства сближаются с наречиями. Они теряют добавочное значение и приобретают значение признака действия. Это:
  • деепричастия, которые стали фразеологическими оборотами (не смыкая глаз, засучив рукава, сломя голову, раскрыв рот и другие). Например: Петя работал спустя рукава. Но: засучив рукава, она мыла руки в ванночке. Следует помнить, что фразеологические вводные словосочетания (судя по всему, иначе говоря, собственно говоря, и другие) запятой отделяются.
  • деепричастия, несущие основную смысловую нагрузку. Без них сказуемое выражает мысль не полностью. Стоит эта часть речи обычно после сказуемого. «Наречность» этих деепричастий очевидна в предложениях, где имеется группа однородных членов - деепричастий и наречий. Например: Он отвечал мне не смущаясь и откровенно . Не смущаясь - это деепричастие, а откровенно - наречие.

Запятыми не выделяются деепричастия в составе имеющие зависимое слово «который» во всех своих вариациях. Он хотел избавиться от письма, читая которое вспоминал свое недавнее горе.

От чего следует отличать деепричастия

Обособляя деепричастия, многие не задумываются, что это могут быть наречия или предлоги.

Выделяют следующие наречия:

  • припеваючи;
  • крадучись;
  • шутя;
  • молча;
  • сидя;
  • стоя;
  • лежа и другие.

Одинаковые с этими словами деепричастия сохраняют добавочное действие. Это происходит во время образования и связи с другими деепричастиями. Всю дорогу Аня ехала стоя. Он сделает эту работу шутя (легко) . В этих предложения используются наречия.

Стоя на вершине, Аня смотрела вниз. Всю дорогу, веселясь и играя, Яна не закрывала рта. В этих предложениях запятыми отделены деепричастный оборот в первом предложении и однородные деепричастия во втором предложении.

Из предлогов выделяют: начиная с, исходя из. Запятые не ставятся, так как деепричастную часть можно убрать из предложения и его смысл не изменится. Снег идет начиная с ночи (идет с ночи).

Обособление причастий и деепричастий: в чем разница?

Причастные и деепричастные обороты выполняют разные функции в предложении и имеют свои следующие морфологические отличия:

  1. Причастный оборот или одиночное причастие относятся к определяемому слову (существительному или местоимению). Деепричастие или деепричастный оборот тесно связаны с глаголом-сказуемым. При этом причастие изменяется по числам, родам, падежам, имеет полную и краткую формы, а деепричастие - не изменяемая словоформа.
  2. Причастный оборот и причастие выполняют функцию определения в предложении, а деепричастие и деепричастные обороты выступают в роли различных обстоятельств.
  3. Различны причастия и деепричасти между собой суффиксами. Причастия имеют такие суффиксы как -ущ-(-ющ-), -ащ-(-ящ)- -вш-, -ш- у действительных причастий и - ом-(-ем-), -им-- -енн-, -нн-, -т- у страдательных. В то время как деепричастия имеют следующие суффиксы:-а-, -я-, -учи-, -ючи-, -в-, -вши-, -ши-.

  1. Если в предложении рядом с деепричастным оборотом стоит союз, то они разделяются запятой. Союзы и не включаются в оборот. Например: Он улыбнулся другу и, перепрыгивая через лужу, побежал домой. Исключением является союз «а», который стоит перед деепричастным оборотом. Он включается в этом случае в оборот. Например: Человеку необходимо понять, в чем смысл жизни, а поняв это, он расскажет и другим .
  2. Если предложение состоит из нескольких деепричастных оборотов или одиночных деепричастий, то запятые между ними ставят как при перечислении однородных членов предложения. Например: Она подходила, пошатываясь и придерживая подругу за плечо одной рукой, а другую держала на поясе.
  3. Если в составе одного предложения имеется несколько деепричастных оборотов, относящихся к разным сказуемым, то каждый из них выделяется запятыми. Например: Толкнув ногой калитку, он выбежал на дорогу и, не обращая внимания на людей, понесся прочь.
  4. Деепричастный оборот всегда отделяется запятыми с двух сторон.

Обособление деепричастий не вызовет проблем, если научиться правильно определять эту часть речи в любом предложении.

Как помочь ребенку закрепить изученный материал?

После того как ребенок изучил теоретический материал, следует предложить ему закрепить его практическими упражнениями.

Первоначально дети должны устно работать с предложениями и научиться находить в них деепричастные обороты и одиночные деепричастия. После этого следует предлагать ученикам написать предложения и расставить в них Кроме того, ребенок должен объяснить свой выбор в расстановке запятых.

После того как детьми будут освоены простые предложения, можно дать им предложения с союзами и союзными словами. При этом, прежде чем находить деепричастный оборот или одиночное причастие, следует выделить грамматическую основу.

Усложняют задание сложными составными предложениями, которые имеют несколько грамматических основ и однородных деепричастных оборотов.