Как определить сознательные действия от бессознательных. Сознание и бессознательное. Сознательная деятельность человека не исключает наличия в ней бессознательного. Структура сознания. Сознательное и бессознательное

Сознательное, осознаваемое связано с природой и структурой сознания.

Представители различных философских школ по-разному отвечают на вопрос о природе сознания и особенностях его формирования.

1) Естественно-научный подход: сознание - проявление функций головного мозга, вторичное по сравнению с телесной организацией человека.

2) Религиозно-идеалистический подход: сознание - первично, а человек «телесный» - его производная.

Сознание - способность человека целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах.

Структура сознания

Восприятие органами чувств окружающего мира и самого себя - получение первичных знаний.

Логико-понятийные способности и знания, получаемые на их основе - возможность выйти за пределы непосредственно чувственно данного, достичь сущностного понимания объектов;

Эмоциональные компоненты - это сфера личностных переживаний, воспоминаний, предчувствий и т. п.

Ценностно-смысловые компоненты - это сфера высших мотивов деятельности, ее духовных идеалов, способности к их формированию и пониманию (воображение, интуиция).

Исследователи человеческого сознания обращают внимание на то, что оно не только сложное, но еще и системное, органически целостное, упорядоченное образование.

Одно из важнейших свойств сознания человека - его активность.

Проявления активности сознания: отражает мир целенаправленно и избирательно; разрабатывает прогнозы развития природных и социальных явлений и процессов; конструирует теоретические модели, объясняющие закономерности окружающего мира; служит основой преобразовательной деятельности человека.

Возникновение сознания является результатом эволюции природы. С усложнением жизни на Земле появляется живая природа, характеризующаяся наличием элементарных форм отражения: раздражимости, возбудимости, чувствительности. Дальнейшие эволюционные процессы приводят к формированию мозга, центральной нервной системы, психики животного, а затем и психики человека. Качественно новый этап развития психики - возникновение сознания человека - был обусловлен такими социальными факторами, как изобретение орудий труда, создание предметов культуры и возникновение на определенном уровне развития человека знаковых систем.

Человек не только осознает мир, его сознание обращено на самого себя - он осознает себя как личность. Это явление принято называть самосознанием.

Самосознание - осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека. Кроме сознательного, у человека есть и сфера бессознательного.

Бессознательное - это те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им.

Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, состояниях и свойствах человека. У человека есть бессознательная память, бессознательное мышление, бессознательная мотивация, бессознательные ощущения и др.

К бессознательному в личности человека относят такие качества, потребности, интересы и т. п., которые человек не осознает, но которые находят свое проявление в различных его непроизвольных действиях и психических явлениях.

Бессознательное в личности проявляется в виде ошибок (оговорки, описки и т. п.); забываний (имен, обещаний, намерений, фактов, событий и т. п.); фантазии, мечты, грез или сновидений).

По мнению 3. Фрейда (1856-1939) - австрийского психолога и невропатолога, основателя психоанализа, - ошибки не являются случайными нарушениями письменной или устной речи. Ошибки возникают в результате столкновения бессознательных намерений человека с четко осознаваемой им целью действия. Ошибка есть результат преобладания бессознательного над сознательным.

Сновидениями грезы, по Фрейду, свидетельствуют о бессознательных желаниях, чувствах, намерениях человека, его неудовлетворенных или не вполне удовлетворенных жизненных потребностях. Для расшифровки сновидений необходим специальный метод, который называется психоанализом.

Бессознательные явления вместе с сознанием управляют поведением человека. Однако роль их в этом управлении различна. Сознание управляет самыми сложными формами поведения:

Когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуальные, сложные проблемы, не имеющие очевидного решения;

Когда человеку требуется преодолеть некоторое сопротивление (физическое или психологическое);

Когда человеку нужно осознать, что он находится в сложной конфликтной ситуации, и найти из нее оптимальный выход;

Когда человек попадает в ситуацию, которая содержит для него угрозу в случае непринятия немедленных действий.

Отличия сознательного от бессознательного:

1) Сознательное отделяет себя от объекта. Бессознательное не отделяет себя от объекта, сливается с ним в переживании.

2) Сознательное обладает механизмом психических связей. Бессознательное не обладает механизмом психических связей.

3) Сознательное - производятся причинно-следственные связи, пространственно-временные ориентиры. Бессознательное - не производятся причинно-следственные связи, пространственно-временные ориентиры.

4) Сознательное проявляется в желаниях, мыслях, намерениях, потребностях и др., которые осознаются субъектом. Бессознательное проявляется в простых психических реакциях: аффектах, сновидениях, эмоциональных переживаниях и др., которые не осознаются субъектом.

4. Бессознательное и сознательное

С вопросом биологического и социального тесно связана и проблема бессознательного и сознательного в философской антропологии, отражающая психическую и биологическую стороны существования человека.

На протяжении длительного времени в философии доминировал принцип антропологического рационализма, человек, его мотивы поведения и само бытие рассматривались только как проявление сознательной жизни. Этот взгляд нашел свое яркое воплощение в знаменитом картезианском тезисе «cogito ergo sum» («мыслю, следовательно, существую»). Человек в этом плане выступал лишь как «человек разумный». Но, начиная с Нового времени, в философской антропологии все большее место занимает проблема бессознательного. Такие авторы, как Лейбниц, Кант. Кьеркегор, Гартман, Шопенгауэр, Ницше, с разных сторон и позиций начинают анализировать роль и значение психических процессов, не осознающихся человеком.

Определяющее влияние на разработку этой проблемы оказал 3. Фрейд, открывший целое направление в философской антропологии и утвердивший бессознательное как важнейший фактор человеческого измерения и существования. Он представлял бессознательное как могущественную силу, которая противостоит сознанию. Согласно его концепции, психика человека состоит из трех пластов. Об этом уже шла речь в предыдущих разделах данного учебного пособия. Здесь же только напомним, что самый нижний и самый мощный слой – «Оно» (Id) находится за пределами сознания. По своему объему он сравним с подводной частью айсберга. В нем сосредоточены различные биологические влечения и страсти, прежде всего сексуального характера, и вытесненные из сознания идеи. Затем следует сравнительно небольшой слой сознательного – это «Я» (Ego) человека. Верхний пласт человеческого духа – «Сверх-Я» (Super Ego) – это идеалы и нормы общества, сфера долженствования и моральная цензура. По Фрейду, личность, человеческое «Я» вынуждено постоянно терзаться и разрываться между Сциллой и Харибдой – неосознанными осуждаемыми побуждениями «Оно» и нравственно-культурной цензурой «Сверх-Я». Таким образом, оказывается, что собственное «Я» – сознание человека не является «хозяином в своем собственном доме». Именно сфера «Оно», всецело подчиненная принципу удовольствия и наслаждения, оказывает, по Фрейду, решающее влияние на мысли, чувства и поступки человека. Человек – это прежде всего существо, управляемое и движимое сексуальными устремлениями и сексуальной энергией (либидо).

Драматизм человеческого существования у Фрейда усиливается тем, что среди бессознательных влечений имеется и врожденная склонность к разрушению и агрессии, которая находит свое предельное выражение в «инстинкте смерти», противостоящем «инстинкту жизни». Внутренний мир человека оказался, следовательно, еще и ареной борьбы между двумя этими влечениями. В конце концов. Эрос и Танатос рассматриваются им как две наиболее могущественные силы, определяющие поведение человека.

Таким образом, фрейдовский человек оказался сотканным из целого ряда противоречий между биологическими влечениями и сознательными социальными нормами, сознательным и бессознательным, инстинктом жизни и инстинктом смерти. Но в итоге биологическое бессознательное начало оказывается у него определяющим. Человек, по Фрейду, – это прежде всего эротическое существо, управляемое бессознательными инстинктами.

Проблема бессознательного интересовала и швейцарского психиатра К. Г. Юнга. Однако он выступил против трактовки человека как существа эротического и попытался более глубоко дифференцировать фрейдовское «Оно». Как уже отмечалось. Юнг выделил в нем помимо «личностного бессознательного» как отражения в психике индивидуального опыта еще и более глубокий слой – «коллективное бессознательное», которое является отражением опыта предшествующих поколений. Содержание коллективного бессознательного составляют, по нему, общечеловеческие первообразы – архетипы (например, образ матери-родины, народного героя, богатыря и т. д.). Совокупность архетипов образует опыт предшествующих поколений, который наследуется новыми поколениями. Архетипы лежат в основе мифов, сновидений, символики художественного творчества. Сущностное ядро личности составляет единство индивидуального и коллективного бессознательного, но основное значение имеет все-таки последнее. Человек, таким образом, – это прежде всего существо архетипное.

Проблема бессознательного и сознательного развивалась и другими представителями психоанализа – последователями Фрейда, которые уточняли и развивали его учение, внося в него свои коррективы. Так, А. Адлер подверг критике учение Фрейда, преувеличивающего биологическую и эротическую детерминацию человека. По нему, человек – не только биологическое, но и социальное существо, жизнедеятельность которого связана с сознательными интересами, поэтому «бессознательное не противоречит сознанию», как это имеет место у Фрейда. Таким образом, Адлер в определенной степени уже социологизирует бессознательное и пытается снять противоречие между бессознательным и сознанием в рассмотрении человека.

Американский неофрейдист, социальный психолог и социолог Э. Фромм выступил против биологизации и эротизации бессознательного и подверг критике теорию Фрейда об антагонизме между сущностью человека и культурой. Но вместе с тем он отверг и социологизаторские трактовки человека. По его собственному признанию, его точка зрения является «не биологической, и не социальной». Одним из наиболее важных факторов развития человека, по Фромму, является противоречие, вытекающее из двойственной природы человека, который является частью природы и подчинен ее законам, но одновременно это и субъект, наделенный разумом, существо социальное. Это противоречие он называет «экзистенциальной дихотомией». Она связана с тем, что ввиду отсутствия сильных инстинктов, которые помогают в жизни животным, человек должен принимать решения, руководствуясь своим сознанием. Но получается так, что результаты при этом не всегда оказываются продуктивными, что порождает тревогу и беспокойство. Поэтому «цена, которую человек платит за сознание». – это его неуверенность.

Оценивая роль бессознательного в концепции Фрейда и его последователей, следует сказать, что сама постановка проблемы является несомненной заслугой Фрейда. Подход к человеку и его существованию через соотношение бессознательного и сознания вносил новые моменты в философское понимание данной проблемы. Однако вместе с тем у Фрейда наблюдается явная абсолютизация роли бессознательного. Выступив против абсолютизации роли сознания в жизнедеятельности человека, представители этого направления впали в другую крайность. Так, у Фрейда квинтэссенцией человека оказалось либидо (сексуальная энергия).

Впрочем, эволюция фрейдизма свидетельствует о том, что представители психоанализа все больше отходили от ортодоксальной концепции Фрейда, склоняясь в сторону все большего признания роли сознания и влияния социального фактора на развитие личности. Так, по Фромму, новая эпоха, связанная с функционированием рыночных отношений в условиях – развитого капитализма», рождает и «человека нового типа», который он описывает как «рыночный характер». «Человек, обладающий рыночным характером, – пишет он, – воспринимает все как товар. – не только вещи, но и саму личность, включая ее физическую энергию, навыки, знания, мнения, чувства, даже улыбки… и его главная цель – в любой ситуации совершить выгодную сделку». Альтернативой обществу «обладания», порождающего «рыночного человека», должно быть общество, в котором на первое место ставится бытие самого человека. Изменение способа существования человека и его характера связывается им как раз с изменением самого общества, в котором основным принципом существования человека будет «быть», а не «иметь».

Таким образом, разработка проблемы бессознательного внесла существенный вклад в исследование структуры индивидуального и общественного сознания, разграничив область человеческой психики на сферу сознательного и бессознательного. В этой связи необходимо обратить внимание и на такое ныне широко распространенное понятие, как менталитет (ментальность) (от лат. mens – ум, мышление, душевный склад). Под ним имеется в виду глубинный уровень индивидуального и коллективного сознания, включающий и бессознательное. Он содержит в себе совокупность установок и предрасположений индивида или социальной группы действовать, мыслить и воспринимать мир определенным образом. Если иметь в виду менталитет личности, то он формируется на основе традиций, культуры и социальной среды человека и, в свою очередь, оказывает на них влияние.

Свое начало менталитет человека берет в социокультурных традициях и ценностных образцах исторического прошлого народа. Отсюда его характерной чертой является инертность. Он изменяется гораздо медленнее, чем социально-политические и экономические условия или господствующие формы общественного сознания людей. По самой своей природе он оказывает хотя и малоосознаваемое, но достаточно сильное сопротивление сравнительно быстро изменяющемуся социальному бытию, в том числе и официальной идеологии.

Концепция менталитета нашла отражение в работах многих исследователей. Так, например, известный французский философ и психолог Л. Леви-Брюль (1857-1939), одна из основных работ которого «Первобытное мышление» («La mentalite primitive»), выделяет в ней два типа менталитета – дологический и логический. Первый тип менталитета он рассматривает в связи с мышлением первобытных людей. Оно, считал Леви-Брюль, является в основе своей «пралогическим», ибо не стремится (подобно нашему) избегать противоречий, и мистическим, потому что содержит в себе коллективные представления, мистические по своему существу. Для первобытного человека наиболее важными являются именно таинственные силы и духи. В отличие от него наше мышление перестало быть пралогическим, ибо стремится избежать противоречий. Вместе с этим оно перестало быть и мистическим, по крайней мере, в том, что касается большинства окружающих нас предметов. Такие понятия Э. Фромма, как «социальный характер», «рыночный характер» и другие, также вполне могут служить аналогами коллективного и индивидуального менталитета. Но еще до этих авторов Ф. М. Достоевский, как уже отмечалось ранее, по существу, сформулировал его основной смысл и значение, хотя и не употреблял при этом сам термин «менталитет».

Из книги Знаки на пути от Нисаргадатты Махараджа автора Балсекар Рамеш Садашива

Из книги Путь с сердцем автора Корнфилд Джек

Сознательное поведение: пять предписаний. Чтобы расширить понимание и сострадание, наше действие должно находиться в гармонии с этими древними законами сознательного поведения. В лагерях камбоджийских беженцев я видел один из самых ярких примеров демонстрации этих

Из книги Проблемы жизни автора Джидду Кришнамурти

СОЗНАТЕЛЬНОЕ И ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ Он был одновременно бизнесмен и политик, причем преуспевая и в одном, и в другом. Он сказал с улыбкой, что бизнес-политика - отличная комбинация. Но он не был лишен и более серьезных интересов, хотя проявлялись они довольно странным

Из книги Словарь по психоанализу автора Лапланш Ж

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ (Бсз) Нем.: das Unbewusste, unbewusst. – Франц.: inconscient. – Англ.: unconscious. – Исп.: inconsciente. – Итал.: inconscio. – Португ.: inconsciente. А) Прилагательное «бессознательное» иногда используется для обозначения совокупности содержаний, не присутствующих в актуальном поле сознания –

Из книги НИЧЕГО ОБЫЧНОГО автора Миллмэн Дэн

Сознательное Я Сознательное Я является центром логического мышления, рассудка и распознавания - все это совершенно необходимо в нашей жизни. Его основные функции включают, помимо прочего, способность к сознательному изучению, которая позволяет нам приспосабливаться к

Из книги Слова пигмея автора Акутагава Рюноскэ

Сознательное Я всегда несчастливо Люди задают мне очень много общих вопросов, но основной интерес, который их переполняет, вертится вокруг собственной личности: «Как мне наладить свои отношения с окружающими?», «Какова ситуация с моей жизнью, с моей работой, в моей семье,

Из книги Беседы с Кришнамурти автора Джидду Кришнамурти

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ Особенность нашего характера, самая примечательная особенность – стремление преодолеть наше

Из книги Диалог с Эвальдом Ильенковым (проблема идеального) автора Ильенков Эвальд Васильевич

Сознательное и подсознательное Этот человек был одновременно и бизнесменом, и политическим деятелем, очень успешным и там, и тут. С улыбкой говорил, что бизнес и политика составляли отличную комбинацию. И в то же самое время он был искренним человеком, немного странным и

Из книги Комментарии к жизни. Книга первая автора Джидду Кришнамурти

Из книги Социология невежества автора Штайнзальц Адин

Сознательное и подсознательное Он был одновременно и бизнесменом, и политическим деятелем, и был очень успешен и там, и тут. Он говорил, смеясь, что бизнес и политика составляли отличную комбинацию. И в то же самое время он был искренним человеком, немного странным и

Из книги Тени разума [В поисках науки о сознании] автора Пенроуз Роджер

Сознательное невежество У невежества в христианской жизни более сложное положение, ибо в христианстве сложилось два идеала, имеющих разное происхождение: идеал знания и идеал веры. С одной стороны, христианская вера, вера в Христа и религиозные догмы, провозглашалась

Из книги Русская идея: иное видение человека автора Шпидлик Томас

1.3. Вычисление и сознательное мышление В чем же здесь загвоздка? Неужели все дело лишь в вычислительных способностях, в скорости и точности работы, в объеме памяти или, быть может, в конкретном способе «связи» отдельных структурных элементов? С другой стороны, не может ли

Из книги Философия автора Спиркин Александр Георгиевич

7.11. Время и сознательное восприятие Вернемся к проблеме сознания. В конце концов, именно та роль, которую играет в восприятии математической истины сознание, и увлекла нас по странной дороге в не менее странное место, где мы сейчас стоим, озираясь по сторонам. Очевидно,

Из книги Антология реалистической феноменологии автора Коллектив авторов

Из книги автора

3. Стихийное и сознательное в истории Из действий отдельных людей, как из бесчисленных ручейков, образуются реки и моря исторических событий. В своей повседневной жизни люди действуют, как правило, сознательно, преследуя определенные цели и так или иначе предвидя

Из книги автора

Второй способ: Сознательное единение с благом – носителем ценности Если мы наделенность ценностями называем наитеснейшим объективным контактом с ценностями, то кроме этого, существует также другой контакт, который можно рассматривать как наитеснейший с субъективной

Введение

Сознание является одной из традиционных вечных философских загадок. Постоянное воспроизводство ее в истории культуры, философии и науки свидетельствует не только о существовании теоретических и методических затруднений в ее решении, но и о непреходящем практическом интересе к сущности этого феномена, механизму его развития и функционирования. В самом общем виде «сознание» является одним из наиболее общих философских понятий, обозначающих субъективную реальность, связанную с деятельностью мозга и его продуктами: мыслями, чувствами, идеями, предрассудками, научными и ненаучными знаниями.

Традиционно считается, что заслуга целостной постановки проблемы сознания, а точнее проблемы идеального, принадлежит Платону. Он впервые выделил идеальное, как особую сущность противоположную материальному миру вещей. Он объясняет самостоятельное существование мира идей (реального мира), определяющего существование мира вещей как отблеска, тени первичного мира. Эта концепция расчленения мира на две части (мир идей и мир вещей) оказалась решающей для всей последующей философской культуры Европы.

Происхождение сознания

Тайна происхождения сознания есть тайна происхождения человека, которая до конца не разгадана. Единства в понимании этого вопроса нет, отсюда множество различных теорий антропогенеза.

Представители концепции абиогенеза настаивают на спонтанном возникновении жизни из неживой природы вследствие разных причин
- теплового стресса, сильного геомагнитного излучения и т.д.

Сторонники концепции панспермии полагают, что жизнь зародилась не на Земле, а привнесена из Космоса - то ли случайно, то ли после посещения земли инопланетянами.

Продолжает существовать и даже успешно развиваться и теистическая концепция происхождения человека в акте божественного творения.

Материалистическая теория происхождения человека - эволюционная . Здесь тоже есть расхождения и деления:

1. трудовая теория (Ч. Дарвин) - важнейшим условием возникновения человека в ходе эволюции явилась совместная орудийная деятельность, опосредованная речью;



2. человек - результат «генетической ошибки», сбоя эволюционной программы развития природы;

3. человек возник в результате бифуркации, мощного качественного скачка в природе, в ходе которого появилось сознание (сразу!) и абсолютно новый вид животного – home sapiens.

Согласно, трудовой теории изменение климатических условий на планете (резкое похолодание) привело к необходимости приспособления теплолюбивых и травоядных приматов к новым условиям существования. Произошел переход на мясную пищу, что потребовало от них изготовления и использования орудий труда (и убийства), коллективный характер охоты привел к возникновению системы речевых знаков (сначала в виде жестов и звуков, а потом - к языку). С приматами стали происходить и морфологические изменения: они выпрямились, что позволило освободить передние конечности для более активных действий с предметами; изменилось строения кисти; объем мозга увеличился. Именно трудовая деятельность (орудийная) приводит к качественному изменению приматов. Активно действующая рука учила голову думать, и совершенствующая орудийная деятельность людей вела к совершенствованию их сознания.

Для формирования сознания важны два момента, характерные для создания орудий труда:

1. в конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении (в голове) человека, т.е идеально;

2. регулярное использование орудий труда и с их систематическое изготовление предполагает аккумуляцию (сохранение) опыта, способов их изготовления, работы с ними, и соответственно, передачи этого опыта от поколения к поколению. Т.е, труд, речь, коллективная деятельность приводит к возникновению сознания и человека.

Сущность сознания

Споры о сущности сознания длятся уже много веков и не утихают по сей день. В идеализме сознание, идеальное истолковывается как первичная субстанция, будто бы стоящая над материальным миром и его порождающая. Для материалистов сознание - способность идеального воспроизведения действительности.

Материалистическая философия и психология исходят их трех кардинальных принципов: 1) признание сознания функцией мозга; 2) признание сознания как активного отражения внешнего мира в ходе практики; 3) понимание сознания как продукта общественного развития.

Сознание – это состояние психической жизни индивида. Оно выражается в субъективном переживании событий внешнего мира и жизни самого индивида, в отчёте об этих событиях. Сознание связано с понятием отражение.

Отражение - основная характеристика сознания и познания с точки зрения философии диалектического материализма . Сознание и познание понимаются в рамках этой концепции как отражение, воссоздания характеристик предметов, которые существуют объективно, - реально, независимо от сознания субъекта.

Структура сознания. Сознательное и бессознательное

Сознание имеет сложную структуру. Оно включает не только осознаваемые компоненты, но и бессознательное, а также самосознание.

Бессознательное – это неосознанное, подсознательное . Предысторией бессознательного можно считать учение Платона об анамнесисе - припоминание душой общих истин , которые наблюдались ею в мире идей, до вселения её в тело. Впоследствии идеи о бессознательном развивались в разных направлениях. Но революцией в понимании бессознательного стало учение З. Фрейда. Он различал собственно бессознательное - то, что вообще никогда не осознается в оригинальном виде (сексуальные и агрессивные влеченья, вытесненные из сознания мысли, импульсы), а также то, что может осознаваться при определенных условиях (нормы морали, ценности). Осознается только то, что совместимо с социокультурной конституцией личности . К области бессознательного относят также так называемое «архаичное наследие» человечества - коллективную копилку представлений, типичных реакций и механизмов психики. Эти идеи коллективного бессознательного были широко развитыми К. Юнгом.

Специфическими проявлениями сознания являются: мышление как опосредствованное, теоретическое сознание, которое не может направляться на само себя; разум как теоретическое сознание, тождественное законам и формам объективного мира; рассудок как форма логического рассуждения; здравый смысл как жизненно практическое рассуждение и другие проявления человеческого сознания.

Рассудок - тип умственной деятельности, связанный с выделением и четкой фиксацией абстракций и применением сетки этих абстракций для освоения мышлением предмета. Выступая как необходимо условие работы мышления, его нормативного характера, рассудок осуществляет прежде всего упорядочивает, систематизирует предметы познавательной деятельности.

Разум - философская категория, которая выражает высший тип умственной деятельности, которая противопоставляется рассудку. Различение рассудка и разума как двух «способностей души» намечается уже в античной философии: рассудок как низшая форма мышления познает относительное, земное и конечное, разум направлен на постижение абсолютного, божественного и бесконечного. Выделение разума как высшей по сравнению с рассудком степени познания четко осуществлялось в философии Возрождения у Николая Кузанского и Дж. Бруно и связывалось со способностью разума постигать единство противоположностей , которые рассудок разводит.

Наиболее детальную разработку представления о двух уровнях умственной деятельности в понятиях рассудку и разума получает в немецкой классической философии - у Канта и Гегеля. Согласно Канту, «всякое наше знание начинается с ощущений, переходит потом к рассудку и заканчивается в разуме». В отличие от «конечного» рассудка, ограниченного в своих познавательных возможностях данным чувствам материалом, на который налагаются априорные формы рассудка, мышление, разум стремится выйти за пределы заданного возможностями чувственного созерцания «конечного» опыта. Стремление к этой цели необходимо заложено, по Канту, в самой сути мышления, однако реально достичь её невозможно, и, пытаясь все-таки достичь ее, разум запутывается в неразрешимых противоречиях - антиномиях. Разум, согласно Канту, может выполнять только регулятивную функцию поиска недосягаемых предельных оснований познания, функция реального познания в пределах «конечного» опыта остается за рассудком. Кант не отрицал возможностей неограниченного освоения все новых слоев реальности в практической и теоретической деятельности человека. Однако такое прогрессирующее освоение всегда происходит в рамках опыта, то есть взаимодействия человека с объемлющим его миром, которое носит всегда «конечный» характер, не может по определению исчерпать реальность этого мира. Это сильная антидогматическая направленность против всяких попыток построения законченной «закрытой» теоретической картины реальности мира в целом.

В отличие от Канта, Гегель считал, что, именно достигая стадии разума, мышление в полной мере реализует свои конструктивные способности, выступая как свободная, не связанная какими-либо внешними ограничениями спонтанная активность духа. Границы мышления, по Гегелю, не вне мышления, то есть в опыте, созерцании, а внутри мышления - в его недостаточной активности. Подход к мышлению как лишь формальной деятельности по систематизации данного извне материала, что свойственно для рассудка, преодолевается, по Гегелю, на стадии разума. Внутренним стимулом работы разума для Гегеля выступает диалектика познания, которая преодолевает внутренние противоречия предмета познания.

Недостаток гегелевской концепции заключается в том, что разум способен достичь абсолютного знания. Но развитие познания никогда не замкнуто в пространстве разума, а допускает обращение к опыту, взаимодействую с эмпирическим знанием, допускает многовариантность действий, критический анализ разных проблемных ситуаций.

В философской традиции рассудок как начальная, низшая стадия мышления противопоставлялась разуму как высшей познавательной способности. Осуществляя нормативную функцию по отношению к материалу чувственности, рассудок привносит форму в знание, содержание которого задается чувственным созерцанием. При этом Кант считал, что применение правил рассудка в реальном познании обязательно должно быть связано со способностью мысли - возможностью живого человеческого сознания применять общее нормативное правило в конкретной ситуации.

Сознание не существует вне мышления и языка . Следовательно, особенности сознания, мышления и языка выступают явлениями одного порядка, поскольку не существуют независимо друг от друга. Язык - это практическое сознание.

Мышление - это внутреннее, активное стремление овладеть своими собственными представлениями, понятиями, побуждениями ощущений и воли с целью получить необходимую для овладения ситуацией директиву . Мысль всегда находит языковое выражение. Значит, мышление - это немой, внутренний язык, а язык - это озвученное мышление.

Часто мышление начинается с ситуации , а потому сначала это ситуативное мышление . Если мышление направлено на реальные предметы, то оно называется конкретным , если мышление направлено на идеальные предметы или на то, что представляется, то речь идет об абстрактном мышлении . Оба способа мышления переходят один в другой.

Язык - наиболее объемлющее и наиболее дифференцированное средство выражения, которым владеет человек , и одновременно высшая форма проявления объективного духа.

Слово находится между сознанием и мыслимым предметом . Оно принимает участие в бытии и того, и другого. С помощью слов мы разделяем предметы. Но слово также и связывает предмет и сознание . В этой функции отделения и связывания и находится источник неограниченного влияния языка на мышление.

История всякого языка отображает социальную историю ее народа . В языке находит выражение та или иная сфера жизни, определенная область опыта, переживаний (так, слово «море» значит для рыбака нечто иное, чем для курортника). Корни слов показывают, какие предметы были важнейшими для народа в период формирования языка. Словарный состав языка показывает, о чем думает народ, а синтаксис - как он думает . Язык точнее всего характеризует народ, поскольку является объективным духом народа . Характерным, например, есть тот факт, что у бедуинов есть множество слов для обозначения верблюда, в зависимости от условий, в которых он фигурирует в их жизни, а восточноафриканские охотники имеют множество слов для выражения разных оттенков коричневого цвета и только по одному - для выражения каждого из всех остальных цветов. И если в славянских языках вспомогательный глагол «есть» играет значительно меньшую роль, чем, например, в романо-германских языках, то это говорит о том, что проблема существования, реальности здесь не стоит здесь с такой остротой, как в культуре романских и немецких народов.

Сознательное, осознаваемое связано с природой и структурой сознания.

Представители различных философских школ по-разному отвечают на вопрос о природе сознания и особенностях его формирования.

Сознание - способность человека целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах.

Структура сознания
· Восприятие органами чувств окружающего мира и самого себя - получение первичных знаний.
· Логико-понятийные способности и знания, получаемые на их основе - возможность выйти за пределы непосредственно чувственно данного, достичь сущностного понимания объектов;
· Эмоциональные компоненты - это сфера личностных переживаний, воспоминаний, предчувствий и т. п.
· Ценностно-смысловые компоненты - это сфера высших мотивов деятельности, ее духовных идеалов, способности к их формированию и пониманию (воображение, интуиция).

Исследователи человеческого сознания обращают внимание на то, что оно не только сложное, но еще и системное, органически целостное, упорядоченное образование.

Одно из важнейших свойств сознания человека - его активность . Проявления активности сознания: отражает мир целенаправленно и избирательно; разрабатывает прогнозы развития природных и социальных явлений и процессов; конструирует теоретические модели, объясняющие закономерности окружающего мира; служит основой преобразовательной деятельности человека.

Возникновение сознания является результатом эволюции природы. С усложнением жизни на Земле появляется живая природа, характеризующаяся наличием элементарных форм отражения: раздражимости, возбудимости, чувствительности. Дальнейшие эволюционные процессы приводят к формированию мозга, центральной нервной системы, психики животного, а затем и психики человека. Качественно новый этап развития психики - возникновение сознания человека - был обусловлен такими социальными факторами, как изобретение орудий труда, создание предметов культуры и возникновение на определенном уровне развития человека знаковых систем.

Человек не только осознает мир, его сознание обращено на самого себя - он осознает себя как личность. Это явление принято называть самосознанием.

Самосознание - осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека. Кроме сознательного, у человека есть и сфера бе¬сознательного.

Бессознательное - это те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им.

Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, состояниях и свойствах человека. У человека есть бессознательная память, бессознательное мышление, бессознательная мотивация, бессознательные ощущения и др.

К бессознательному в личности человека относят такие качества, потребности, интересы и т. п., которые человек не осознает, но которые находят свое проявление в различных его непроизвольных действиях и психических явлениях. Бессознательное в личности проявляется в виде ошибок (оговорки, описки и т. п.); забываний (имен, обещаний, намерений, фактов, событий и т. п.); фантазии, мечты, грез или сновидений .

По мнению З. Фрейда (1856-1939) - австрийского психолога и невропатолога, основателя психоанализа, - ошибки не являются случайными нарушениями письменной или устной речи. Ошибки возникают в результате столкновения бессознательных намерений человека с четко осознаваемой им целью действия. Ошибка есть результат преобладания бессознательного над сознательным.

Сновидениями грезы, по Фрейду, свидетельствуют о бессознательных желаниях, чувствах, намерениях человека, его неудовлетворенных или не вполне удовлетворенных жизненных потребностях. Для расшифровки сновидений необходим специальный метод, который называется психоанализом .

Бессознательные явления вместе с сознанием управляют поведением человека. Однако роль их в этом управлении различна. Сознание управляет самыми сложными формами поведения:

Когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуальные, сложные проблемы, не имеющие очевидного решения;

Когда человеку требуется преодолеть некоторое сопротивление (физическое или психологическое);

Когда человеку нужно осознать, что он находится в сложной конфликтной ситуации, и найти из нее оптимальный выход;

Когда человек попадает в ситуацию, которая содержит для него угрозу в случае непринятия немедленных действий.

Отличия сознательного от бессознательного

Сознательное Бессознательное
Отделяет себя от объекта Не отделяет себя от объекта, сливается с ним в переживании
Обладает механизмом психических связей Не обладает механизмом психических связей
Производятся причинно-следственные связи, пространственно-временные ориентиры Не производятся причинно-следственные связи, пространственно-временные ориентиры
Проявляется в желаниях, мыслях, намерениях, потребностях и др., которые осознаются субъектом Проявляется в простых психических реакциях: аффектах, сновидениях, эмоциональных переживаниях и др., которые не осознаются субъектом

Введение

«Сознательное» и «бессознательное» - это соотносительные понятия, выражающие особенности работы человеческой психики. Человек задумывается и выносит решения. Подобные действия называются осознанными. Однако он зачастую поступает необдуманно, даже не всегда понимая, почему он поступил так, а не иначе. Бессознательные действия предполагают, что человек поступает по внутреннему побуждению, спонтанно. Слова, которыми он характеризует это состояние, разные: необдуманно, неосознанно, интуитивно, по велению души или зову сердца. Но все они выступают в таком случае синонимами слова «бессознательное», хотя полной синонимичности здесь, конечно же, нет.

Понятие «бессознательное» можно толковать более или менее широко в зависимости от его соотнесенности с понятием «сознательное». Так, при обдумывании воспринимаемой ситуации человек имеет дело не только с тем, что ему является. У него в памяти возникают события прошлого, в чем-то схожие с наблюдаемыми, он сопоставляет их. Всплывающие в сознании факты, законы, оценки откуда-то приходят. В них есть какой-то порядок. Возникает вопрос: откуда все это? Может быть, из бессознательного. Анализируя, приходим к пониманию объемности сознания, наличию у него своих механизмов. В результате появляются все новые вопросы, ответы на которые касаются тайны человеческого бытия.

1. Сущность сознания

В течение многих веков идут бурные дискуссии вокруг сущности сознания и возможностей его познания. По представлениям, возникшим еще на заре человечества и сохранившимся в настоящее время в религиозных верованиях и в идеалистической философии, материя есть нечто косное и неизменное, простое, а мысль, духовное - активное, творческое, сложное. Люди верили, что в человеческом организме присутствует некая особая, сверхъестественная сила - душа, являющаяся носителем и причиной всех наших дум, чувств и желаний. Подобные представления, мистифицирующие сознание, неизменно являлись препятствием на пути исследования как явлений природы и событий общественной жизни, так и самой сущности человека. Здесь лежат, начала агностических утверждений о том, что постигнуть суть сознания - это такая же тщетная попытка, как например, попытка утопающего вытащить самого себя из воды за волосы.

Метафизический материализм сводил сознание к пассиво-созерцательному отражению мира, не учитывая его социально-исторической сущности, его с вязи с общественной практикой, исходя в тоже время из признания сознания функцией мозга и отражением внешнего мира. Основоположники диалектического материализма впервые представили последовательно материалистическое и вместе с тем диалектическое объяснение сущности сознания и его происхождения, выявив социально-исторический, специфически человеческий уровень детерминации явлений психики, сознания. Отправной точкой понимания сознания здесь является научная трактовка сущности и социально-исторической роли общественной практики, рассмотрение человека как продукта его собственного труда и общественный отношений.

Сознание - высшая форма отражения действительного мира, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в общественном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатом, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. «Ядром» сознания, способом его существования является знание.

Сознание человека возникло и развивалось в ходе общественной практики, и история его становления, наверное, включает всего несколько десятков тысяч лет истории цивилизации. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная трудовая деятельность при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. Вне всякого сомнения, подобная деятельность требует кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом, предполагая в итоге создание такого продукта, который всеми участниками совместной деятельности сознавался бы целью их сотрудничества. В этом смысле сознание есть продукт общественного развития и вне общества не существует.

Особое важное значение для развития человеческого сознания имеет творческий характер деятельности человека. Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений, мыслей и чувств. Все они материально воплощаются в предметах творческого труда и при последующем восприятии этих предметов именно как воплотивших в себе психологию их творцов становятся осознанными.

Человек познает себя в сравнении с другими живыми организмами. Так, точно знанию своей анатомии и физиологии человек не в малой степени обязан опытам над животными: изучая их анатомию и физиологию, он имеет возможность через процедуры сравнения, аналогии уточнить знание о своем теле. Но сравнить феномен своей психики и, особенно, сознания, ему не с чем, ибо сознание - уникальная способность, присущая только человеку.

Можно попытаться определить структуру сознания, представить его в виде круга, разделенного на четыре части. Первая часть является сферой телесно-перцептивных способностей и получаемого на их основе знания. К этим способностям относятся ощущение, восприятия и конкретные представления, с помощью которых человек получает первичную информацию о внешнем мире. Вторая часть - логико-понятийная. С помощью мышления человек выходит за пределы непосредственно чувственно данного в существенные уровни объектов; это сфера общих понятий, аналитико-синтетических мыслительных операций и жестких логических доказательств. Эти две части образуют внешнепознавательную (или внешнепредметную) составляющую сознания.

Третью часть можно связать с эмоциональной компонентной сознания. Она лишена непосредственной связи с внешним предметным миром. Это скорее, сфера личностных, субъективно-психологических переживаний, воспоминаний, предчувствий. Сюда относятся:

1. инстинктивно-аффективные состояния (неотчетливые переживания, предчувствия, видения, стрессы, галлюцинации);

2. эмоции (гнев, страх, восторг); чувства, отличающиеся большей отчетливостью, осознанностью и наличием образно-визуальных составляющих (наслаждение, отвращение, любовь, ненависть).

Главным регулятором и целью этой сферы является то, что Фрейд назвал «принципом удовольствия».

Четвертая часть может быть соотнесена с ценностно-мотивационной (или ценностно-смысловой) компонентой сознания. Это высшие мотивы деятельности и духовные идеалы личности, а также способности к их формированию и творческому пониманию в виде фантазий, интуиции различных видов. Целью этой сферы выступают красота, правда и справедливость. Последние две части образуют ценностно-эмоциональную составляющую сознания, где в качестве предмета познания выступает собственное «я», другие «я».

Можно соотнести данную схему сознания с фактом межполущарной асимметрии мозга, где внешнепредметной, аналитической, соответствует работа левого полушария, а ценностно-эмоциональной, интуитивной - правого.

Сознание в современной трактовке - это способность направлять свое внимание на предметы внешнего мира и одновременно сосредоточиваться на тех состояниях внутреннего духовного опыта, которые сопровождают это внимание; особое состояние человека, в котором ему одновременно доступен и мир и он сам.

М.К. Мамардашвили, крупный философ и гуманист, определял сознание как светящуюся точку, какой-то таинственный центр перспективы, в котором мгновенно приводятся в связь, в соотнесении увиденное, прочувственное, переживаемое и подуманное. В своей работе «Как я понимаю философию» он пишет: «Сознание - это прежде всего сознание иного. Но не в том смысле, что человек отстранен от привычного ему, обыденного мира, в котором он находится. В этот момент человек смотрит на него как бы глазами другого мира, и он начинает казаться ему непривычным, не само собой разумеющимся. Это и есть сознание как свидетельство. То есть, я подчеркиваю, во-первых, что есть сознание и, во-вторых, что термин «сознание» в принципе означает какую-то связь или соотнесенность человека с иной реальностью поверх или через голову окружающей реальности».

Сознание предполагает, что акты «я мыслю», «я переживаю», «Я вижу» и т.д., вызванные взаимодействием «я» и внешнего мира, одновременно порождают сопровождающие их акты: «я мыслю, что я мыслю», «я переживаю, что я переживаю», «я вижу, что я вижу» и т.д. Эти сопровождающие акты составляют содержание рефлексии и самосознания. В сознании человека, например, не просто переживает, но отдает себе отчет в том, что он переживает, и наделяет переживание смыслом. Другой пример: психическая процедура «я мыслю» не тождественна сознанию. Для его возникновения необходимо, чтобы человек взял свое мышление о чем бы то ни было под контроль самой мысли, т.е. занялся процедурой понимания того, почему он об этом мыслит, как он мыслит, есть ли какая-либо цель в его мыслительном внимании к данному предмету и т.д.

Сознание обеспечивает человеку прояснение всех смысло-жизненных проблем: для чего он живет, достойно ли живет, есть ли цель в его существовании и т.п. Направленность на внешние предметы присуща и психике животных, но без актов рефлексии и самосознания, предполагающих формирование «я», как состояния выделенности человека из природы, из сообщества других людей (других «я»). Без «я» нет сознания, поэтому оно присуще только людям.

Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля, и включается в действие в следующих случаях:

а. когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения;

б. Когда человеку требуется преодолеть физическое или психологическое сопротивление на пути движения мысли или телесного органа;

в. Когда необходимо осознать и найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая сама собой разрешиться без волевого решения не может;

г. Когда человек неожиданно оказывается в ситуации, содержащей в себе потенциальную угрозу для него в случае непринятия немедленных действий.

Философы всегда искали связь сознания с чем-то запредельным Они обратили внимание на то, что в сознание прорывается нечто такое, что лежит где-то в его глубине или же за его пределами. У многих людей возникают предчувствия, которые значительно опережают реальные восприятия. Многие чувствуют опасность в условиях, когда, казалось бы, ничто о ней не напоминает. Более сложный пример связан с тем, что человек часто прислушивается к внутреннему голосу и действует в соответствии с его советом, не зная, кому этот голос принадлежит. Глубоко религиозные люди часто отождествляют его с голосом Бога, Христа, ангелов. Порой они сомневаются, чей это голос: Бога или дьявола.

Конечно, в любой момент работы сознания в нем есть нечто осознаваемое и неосознаваемое. Осознать сразу все невозможно. При сосредоточении на одном упускается из поля внутреннего внимания многое другое. А процессы идут во всем сознании. Будучи целостностью, сознание влияет на осознаваемое посредством тех процессов, которые не осознаются. И все же неосознаваемое существует в сознании, и это проверяется путем перемены внимания. В поле внимания могут быть взяты те моменты сознания, которые до этого не осознавались. Итак, осознаваемое и неосознаваемое постоянно переплетаются в сознании, и движение мысли связано с существованием этой соотносительности.

В любом случае, философы заметили, что неосознаваемое, в определенной мере присуще самому сознанию, выходит за рамки сознания. Так, Платон свидетельствует о своем внутреннем голосе, который он узнавал и которому он доверял. Он всегда к нему прислушивался и с ним советовался. Его внутренний голос можно отнести к осознаваемому. Но возникает вопрос: кому же принадлежит этот голос? Когда в обыденной жизни мы слышим за дверью голос и не можем определить, кому он принадлежит, то открываем дверь и видим его обладателя. В случае же с голосом Платона все попытки изменения ситуации ни к чему не приводят. Значит, есть нечто неосознаваемое, которое невозможно перевести в свою противоположность.

2. Понятие бессознательного

Действительно, сознание отнюдь не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека, и далеко не все, что воспринимается и управляет поведением человека, актуально осознается им. Мы ощущаем все, что воздействует на нас, но далеко не все ощущения оказываются фактом нашего сознания. По словам Э. Фромма, «большая часть того, что осознается, нереально».

Тем не менее неосознанные действия можно разделить на два вида: во-первых, на действия, никогда не осознававшиеся, а во-вторых, - на ранее осознаваемые действия. Так, многие наши действия, находясь в процессе формирования под контролем сознания, автоматизируются и затем совершаются неосознанно. Вообще сознательная индивида возможна только в том случае, если максимальное число элементов этой деятельности осуществляется именно автоматически, в том числе и мышление. Но сознание в большинстве случаев может взять под контроль действия, совершаемые автоматически, «по привычке», и ускорить, замедлить или даже остановить их.

Однако еще Спиноза и Маркс выявили, что некая часть бессознательного так и не вступает в светлое поле сознания, поэтому общее поле психики оказывается шире сознания как такового.

Совокупность психических явлений, состояний и действий, протекающих вне контроля разума, охватывается понятием бессознательного. Термины «бессознательное» и «подсознательное» «неосознанное» часто встречаются в научной и художественной литературе, в обыденной жизни, и разнообразие форм и проявлений бессознательного достаточно велико.

Являясь психическим (поскольку понятие психики шире, чем понятие «сознание», «сознательное»), бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль за совершаемыми действиями, невозможна и оценка их результатов.

К бессознательному относится рефлекторное неосознанное действие, выступающее то как установка (инстинкт, влечение), то как ощущение (восприятие, представление), то как сомнамбулизм, то как интуиция, то как гипнотическое состояние или сновидение, состояние аффекта или невменяемости. К бессознательному относятся и подражание, и творческое вдохновение, сопровождающееся внезапным «озарением», новой идеей, рождающейся как бы от какого-то толчка изнутри (случаи мгновенного решения задач, долго не поддававшихся сознательным усилиям, непроизвольные воспоминания о том, что казалось прочно забытым, и др).

Изучение феномена бессознательного уходит в глубокую древность, его признавали в своей практике врачеватели самых ранних цивилизаций. Для Платона признание существования бессознательного послужило основой создания теории познания, построенной на воспроизведении того, что есть в недрах психики человека. Идеи Декарта, утверждавшего тождество сознательного и психического, послужили источником представлений о том, что за пределами сознания может иметь место только чисто физиологическая, но не психическая деятельность мозга. Концепция бессознательного впервые была четко сформулирована Лейбницем («Монадология» 1720), трактовавшим бессознательное как низшую форму душевной деятельности, лежащую за порогом осознанных представлений, возвышающихся, подобно островкам, над океаном темных перцепций (восприятий). Первую попытку материалистического объяснения бессознательного предпринял Гартли, связавший бессознательное с деятельностью нервной системы. Кант связывает бессознательное с проблемой интуиции, вопросом о чувственном познании (бессознательный априорный синтез).

Своеобразный культ бессознательного как глубинного источника творчества характерен для представителей романтизма. Иррационалистическое учение о бессознательном выдвинул Шопенгауэр, продолжателем которого выступил Э.Гартман, возведший бессознательное в ранг универсального принципа, основы бытия и причины мирового процесса. В XIX в началось собственно психологическое изучение бессознательного (И.Ф.Гербарт, Г.Т.Фехнер, В.Вундт, Т.Липпс). Динамическую характеристику бессознательного вводит Гербарт (1824), согласно которому несовместимые идеи могут вступать между собой в конфликт, причем более слабые вытесняются из сознания, но продолжают на него воздействовать, не теряя своих динамических свойств.

Новый стимул в изучении бессознательного дали работы в области психопатологии, где в целях терапии стали применять специфические методы воздействия на бессознательное (первоначально - гипноз). Исследования, особенно французской психиатрической школы (Ж.Шарко и др.) позволили вскрыть отличную от сознательной психическую деятельность патогенного характера, неосознаваемую пациентом. Продолжением этой линии явилась концепция З.Фрейда, начавшего с установления прямых связей между невротическими симптомами и воспоминаниями травматического характера, которые не осознаются в силу действия особого защитного механизма - вытеснения.

Отказавшись от физиологических объяснений, Фрейд представил бессознательное в виде могущественной силы, антагонистичной деятельности сознания. Бессознательные влечения, по его мнению. могут выявляться и ставиться под контроль сознания с помощью техники психоанализа. Ученик Фрейда К.Г.Юнг, помимо личного бессознательного, ввел понятие коллективного бессознательного, разные уровни которого идентичны у лиц определенной группы, народа, всего человечества.

В современной глубинной психологии понятие бессознательного широко используется для трактовки всех психических форм жизни человека, как совокупность психических процессов, состояний и схем поведения, не представленных отчетливо в сознании людей. Термин «бессознательное» применяется также для характеристики группового поведения, цели и последствия которого не осознаются членами и лидерами группы. Личное и коллективное бессознательное влияет на жизнь индивида и ход исторического процесса.

Согласно Л.С. Выготскому, бессознательное не отделено от сознания какой-то непроходимой стеной. Процессы, начинающиеся в нем, часто имеют свое продолжение в сознании, а многое сознательное вытесняется в подсознательную сферу. Существует постоянная, ни на минуту не прекращающаяся живая динамическая связь между обеими сферами человеческого сознания. Бессознательное влияет на поступки людей, обнаруживается в их поведении. И вот по этим следам и проявлениям можно учиться распознавать бессознательное и изучать его.

Таким образом, система знаний о личности не может развиваться без интенсивного изучения и неосознаваемых явлений, и этим прежде всего определяется значение их исследований.

3. Сознание и бессознательное в концепциях З.Фрейда и Л.Юнга

На рубеже XIX и XX в. наметилась ломка традиционных представлений о психической жизни человека. В этот период для многих мыслителей стало очевидным, что сведение человека к природным характеристикам не позволяет проникнуть в тайну человеческого бытия, в область «внутренней» жизни человека, которая не поддается натуралистическим интерпретациям и не выявляется посредством эмпирического наблюдения.

Австрийский врач-невропатолог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939), занимаясь практически психоанализом, сделал вывод, что бессознательное не только статично присутствует в человеческой психике, но и выступает в качестве скрытой причины их сознания и сознательных действий. Психоанализ Фрейда стал попыткой синтезирования двух факторов исследования человеческой природы: естественных элементов человеческого существа и психических влечений человека, его внутреннего мира. Подобная постановка вопроса предполагала более глубинное изучение структуры личности, поскольку при анализе и оценке человеческой деятельности исследователь постоянно сталкивается с такими поведенческими характеристиками, которые не покрывались областью сознательного в рационального в человеке. «Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа, и только оно дает ему возможность понять и подвергнуть научному исследованию часто наблюдающиеся и очень важные патологические процессы в душевной жизни. Иначе говоря, психоанализ не может считаться сознательной сущностью психического, которое может присоединяться или не присоединяться к другим его качествам».

Разделив психику человека на две противостоящие друг другу сферы сознательного и бессознательного, как существенные характеристики личности Фрейд обе эти сферы представил неравнозначно: бессознательное он считал центральным компонентом, составляющим суть человеческой психики, а сознательное - лишь особой инстанцией, надстраивающейся над бессознательным. В результате дифференциации различных инстанций в психике человека он создал модель личности, состоящую из комбинаций трех элементов:

«Оно» - глубинный слой бессознательных влечений, психическая «самость» , основа деятельного индивида, которая руководствуется только «принципом удовольствия» Безотносительно к социальной реальности, а порой и вопреки ей;

«Я» - сфера сознательного, посредник между «Оно» и внешним миром, в том числе природными и социальными институтами, соизмеряющей деятельность «Оно» с «принципом реальности», целесообразностью и внешнеполагаемой необходимостью;

«Сверх-Я» - внутриличностная совесть, своего рода цензура, критическая инстанция, которая возникает как посредник между «Оно» и «Я» в силу неразрешимости конфликта между ними, неспособности «Я» обуздать бессознательные порывы и подчинить их требованиям «принципа реальности».

Иными словами, Фрейд пришел к выводу, что природа заложила в человека мощную силу - бессознательное («Оно»), которое постоянно пытается «диктовать условия», руководствуясь только «принципом удовольствия». Однако в удовлетворении своих страстей индивид сталкивается с внешней реальностью, которая противостоит «Оно», в нем выделяется «Я», стремящееся обуздать бессознательное влечения и направить их в русло социально одобренного поведения. «Сверх-Я», отражающее традиции, социальные запреты, идеалы, власть родителей, совесть и т.д., служит своеобразным социальным фильтром, который отражает «Я» от внешнего мира.

По своему содержанию «Сверх-Я», ближе к «Оно» и даже противостоит «Я», как поверенный внутреннего мира «Оно», что может привести к конфликтной ситуации, ведущей к нарушениям в психике человека. Таким образом, фрейдовское «Я» предстает в виде «несчастного создания», которое, подобно локатору, вынуждено поворачиваться то в одну, то в другую сторону, чтобы оказаться в дружеском согласии с «Оно», так и со «Сверх-Я».

По словам Фрейда, «Я» не является «хозяином в собственном доме» и сознание человека вынуждено «довольствоваться жалкими сведениями о том, что происходит в его душевной жизни бессознательно». Бессознательное «Оно» - это, по Фрейду, «кипящий котел инстинктов». Задачей сознательного «Я» является такое удовлетворение импульсов «Оно», которое не шло бы в разрез с требованиями социальной реальности. За соблюдением этих требований следит «Сверх-Я» - представитель общества.

Всей силой «Оно» (бессознательного) управляет «либидо» - гипотетическая психическая энергия сексуальных влечений. Либидо (лат.: влечение, желание, стремление, страсть) - понятие для обозначения сексуального желания (полового инстинкта). С точки зрения учения о либидо, процесс психического развития человека есть в своей сущности биологически детерминированный процесс превращений его сексуального инстинкта. Тем самым, согласно Фрейду, человеческая жизнь в целом есть сфера господства бессознательных сексуальных стремлений к удовольствию.

Разрешение сексуальных проблем имеет большое значение, как в индивидуальном развитии человека, так и в историческом процессе. Во втором случае сексуальные инстинкты становятся причиной и содержанием (часто скрытым от сознания) морали, искусства, науки, религии, права и т.д.

Фрейд описал способы превращения либидо. Инстинктивный импульс может быть: а) вытеснен неразряженным в бессознательное; б) разряжен в действии и лишен своей энергии - либо посредством стыда и морали в целом, либо посредством сублимации.

Сублимация - (лат.: возвышать, возвеличивать) - психический процесс, представляющий собой переключение энергии полового инстинкта (либидо) с непосредственных целей (низменных, низших) на цели несексуального свойства - социально и культурно приемлемые (высшие, возвышенные).

Сублимация - один из механизмов превращения инстинкта либидо, необходимость которого диктуется культурой с ее правилами сексуального поведения. Действие этого механизма состоит в том, что импульсы либидо, прямая реализация которых социально неприемлема, разряжается в деятельности, допустимой и поощряемой обществом. Иначе говоря, сублимация - это процесс переориентации влечения (либидо) на иную цель, далекую от сексуального удовлетворения. Тем самым либидо - это сублимация сексуального влечения в различных видах научной и художественной деятельности, в культуре в целом.

Как врач-психотерапевт, Фрейд видел свою задачу в том, чтобы помочь больному осознать бессознательное и уйти из-под влияния «Оно». Решение этой задачи - предоставить возможность «Я» свободно и разумно конструировать самое себя. Пока человек живет в обществе, ему не избавиться от влияния «Сверх-Я»; аналогично, пока он жив и живо его тело, ему не удастся полностью освободиться от силы инстинктов. Выход - в установлении между ними компромисса. Только в этом случае расширяется пространство человеческой свободы, а следовательно, пространство сознания. Этого можно достигнуть лишь путем самопознания. Углубляясь в себя, важно не потерять ориентацию в поиске соотнесенности сознательного и бессознательности. Потеря ориентации заключена в том, что принижается значение одной из противоположностей.

Показательна в этом отношении ситуация в искусстве, где фрейдовская идея бессознательного прочно обосновалась в творчестве целой плеяды писателей, художников, философов и др. Слова «познай себя и ты познаешь весь мир» интерпретируются в этом случае как исключительная направленность на бессознательное. «Сверх-Я» при этом практически полностью тгнорируется. Но тем самым подменяется и весь смысл теории Фрейда. Если в новое время люди «освободились» от Бога, то в новейшее время последователи Фрейда в искусстве предложили людям освободиться от социальных норм и ценностей, и прежде всего от стыда. Мир искусства занялся бесстыдным показом скрытых пороков человека, его тайных инстинктов и желаний, забыв о главной теме в учении Фрейда: победить «Оно».

В конечном счете критическая направленность мышления Фрейда, попытки соотнесения абстрактных философских понятий о сущности человека его внутреннем мире с эмпирическими данными психоаналитического исследования и наблюдения, рассмотрение художественных произведений под углом зрения психологии художника и писателя, выявления причин и специфических условий возникновения неврозов, выделение в особый объект исследования той сферы человеческой деятельности, которая не покрывается областью сознательного в человеке, - все это составляет сильные стороны его психоаналитического учения.