Как соотносится кризис и личностный рост человека. Кризис личности – стадии преодоления. Возрастные кризисы в психологии

В течение жизни каждый человек постоянно занимается самосовершенствованием, развивается, узнает что-то новое. Но наша современная жизнь может поставить человека в такое положение, когда он не в силах быстро среагировать на какое-либо изменение ситуации. И в такой момент человек не может понять, что же все-таки правильно, а что неправильно, где хорошо и где плохо? Это и есть кризис личности.

Любая борьба с различными устоявшимися правилами, ценностями и нормами поведения является кризисом личности, который очень остро переживается человеком. Пытаясь хоть что-то понять или поменять в этом непонятном мире, человек доходит до психического расстройства, а порой и до смерти. И причина этого – изменение его внутреннего состояния.

Кризис личности может произойти в любом возрасте. Даже новорожденный младенец подвергается изменению состояния психики. В начале жизни выделены несколько кризисов: кризис рождения, кризис года, кризис трех лет и т.д. Взрослея, человек меньше подвергается возрастным кризисам, тут уже идут пубертатный кризис, кризис середины жизни, пенсионный кризис и кризис смерти.

Но на жизнь человека оказывают влияние не только кризисы личности, зависящие от его возраста. Большое значение играет и его эмоциональное состояние, изменение системы ценностей может происходить от перенесенного горя, невосполнимой утраты, под действием страха или гнева. Во многих случаях причины кризиса кроются и в семейных отношениях.

Кризис личности является дисбалансом в жизнедеятельности человека. Во время кризиса человек способен на такие необдуманные поступки, которые общество не может ни понять, ни принять. Человек, страдающий кризисом личности, отличается неадекватным поведением, частыми стрессами, длительными депрессиями.

Становлению личности способствуют различные факторы, например, стресс или резкое изменение ситуации. Наша современная жизнь идет в таком бешеном темпе, что нужно очень быстро адаптироваться к возникновению новой ситуации. А эта быстрота не всем под силу. Поэтому организм включает дополнительные силы защиты психики, такие как бегство, борьба или депрессия.

Депрессия является одним из природных психологических способов собственного спасения организма. Человек как бы уходит в себя, он затаился и пережидает проблему. Такая тактика действительно помогает. Но, с другой стороны, депрессия носит негативный характер, ведь человек во время депрессии не развивается.

Способы борьбы или бегства основаны на активизации энергии. Человек либо борется с данной проблемой, либо старается от нее убежать. Принято считать, что борьба с проблемой – это самый правильный и наилучший способ выхода из кризиса. Но в нашем современном мире сильно нарушены все функции защиты психики, часто мы сами не представляем, как правильнее среагировать на возникшую ситуацию. Отсюда и неадекватное поведение, и кризис личности начинается снова.

Для того чтобы преодолеть кризис личности, человек, прежде всего, должен сформировать для себя свою собственную систему ценностей с учетом того, что для него является наиболее важным. Поэтому нужно сосредоточиться на своей персоне. Не нужно в это время думать о родных и близких и делать из себя раба других людей. На первом месте должна стоять собственная кандидатура, а далее нужно расставить по порядку все свои жизненные приоритеты.

Многие такую сосредоточенность на себе посчитают за крайнее проявление эгоизма. Но так предусмотрено природой: каждый борется сам за себя. Конечно, следует учитывать, что данный метод подходит только одиноким людям. В семье в центральном круге могут находиться и двое, а уже вокруг этого круга будет вращаться все остальное: друзья, увлечения и т.д. Подобная система поможет преодолеть любые невзгоды и неприятности и избежать кризиса.

Кризисная ситуация - это ситуация, требующая от человека значительного изменения представлений о мире и о себе за короткий промежуток времени. Эти изменения могут носить как позитивный, так и негативный характер.

Ситуации, приводящие к определенному кризисному состоянию, подразделяются на:

1. стрессовые события (травмы, катастрофы, войны, потеря близких), провоцирующие различные виды кризисных реакций:

· острая реакция на стресс вплоть до реактивного психоза,

· отсроченная реакция на стресс от 2 месяцев до 1 года (ПТСР)

· сверхотсроченная реакция на стресс (шоковая травма).

2. переход на следующую возрастную ступень (возрастные кризисы)

3. переход на новый этап индивидуации (экзистенциальные кризисы)

Виды кризиса:

· возрастной - возникают при переходе от одной возрастной ступени к другой и связаны с системными преобразованиями в сфере социальных отношений, деятельности и сознания.

· экзистенциальный - утрата смысла существования, потеря наиболее значимых ценностей и целей в жизни, пересмотр, ревизия системы психологических координат, которые позволяют человеку стабилизировать представление о самом себе и об окружающем его мире.

· лишения - кризис, связанный с утратой близкого человека. Переживание этого кризиса описывается картиной острого горя. Кризис лишения переживается как частичная утрата самого себя, утрата части собственной личности, состоящей из частей личности значимого другого.

· невротический – предпосылки, для возникновения которого, складываются еще в раннем детстве, могут развиваться даже при отсутствии воздействия каких-либо внешних раздражителей, травмирующих событий, перемен. С точки зрения психоаналитиков, примером в данном случае может служить образование порочного круга внутренних защитных психологических реакций, которые создают субъективное ощущение безвыходности и тупика, а объективно приводят к дезадаптации личности.

· травматический - возникает в ответ на психотравмирующую ситуацию, и зависит от ее личностной оценки и степени субъективной значимости.

Следовательно, кризис задевает внешние и внутренние структуры существования:

Внешние аспекты жизни (работа, профессия, положение в обществе, семья, социальные роли).

Внутренние аспекты жизни, или экзистенциальная ситуация индивида (восприятие и опознавание себя как уникальной личности, ответы на экзистенциальные).

Глубина и сила переживаний кризисной ситуации зависят от многих факторов:

1. Уровня развития личности (уровня развития сознания);

2. Социо-культуральных особенностей, т. е. особенностей социума, в который погружена данная личность (моральные и нравственные представления, социо-культурные установки, система ценностей).

3. Личностных и характерологических особенностей, специфики онтогенеза данной личности.

4. Вида кризисного состояния, переживаемого личностью.

5. Социально-психологических особенностей личности (социальный статус, референтные группы, семья).

Роль социальных факторов в возникновении кризиса.

К макросоциальным факторам могут быть отнесены:

· Изменение национальной мотивации (что для разных национальностей характерен различный тип мотиваций).

· Социокультуральные изменения. Стремительные политические, социально–экономические и культуральные изменения всегда сопровождались ухудшением психологического состояния населения.

· Острые стрессовые ситуации, опасные для жизни. Это стрессовые ситуации, выходящие за рамки привычного человеческого опыта. К ним относятся стихийные бедствия, катастрофы, войны.

· Аномия – отсутствие норм; старые нормы уже не работают, а новые еще не выработаны

Роль личностных факторов.

Роль характерологических особенностей личности в генезе кризисных состояний бесспорна.

Предпосылки к развитию кризиса: эмоциональная лабильность, повышенная тревожность, незрелость личности, акцентуации характера. фрустрация потребностей личности.

Физиологические потребности -- Потребности безопасности и защиты -- Потребности принадлежности и любви -- Потребности самоуважения -- Потребности самоактуализации: желание

1. Базовые, "врожденные", психологические потребности. Их фрустрация носит патогенный характер и может вызвать психические и поведенческие расстройства.

2. Приобретенные потребности. Их фрустрация не вызывает психических нарушений.

Еще по теме Виды кризисов. Причины возникновения кризисов: роль личностных и социальных факторов.:

  1. Социальные конфликты - неотъемлемая составляющая жизни общества. К.Маркс как основатель теории конфликта. Г.Зиммель, Л.Козер, Р.Дарендорф, Э.Гидденс и их вклад в изучение конфликтов.Ресурсные и ценностные противоречия как основа социальных конфликтов. Причины возникновения социальных конфликтов по П. А.Сорокину.Типология конфликтов. Виды и формы конфликтов. Причины возникновения, условия течения социальных конфликтов. Стадии развития конфликтов.Функции конфликтов. Методы урегулирования конфликто

На протяжении жизни человек сталкивается с различными кризисными, обусловленными его биологическим, психическим и профессиональным развитием.

Возрастные кризисы обусловлены созреванием, перестройкой, старением организма человека. Изменения психических способностей являются следствием возрастных изменений. Значит, правомерно считать возрастные изменения человека, порождаемые биологическим развитием, самостоятельным фактором, детерминирующим возрастные кризисы. Эти кризисы относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального поступательного хода личностного развития.

Кризисы профессионального развития вызваны сменой и перестройкой ведущей деятельности (например от учебной к профессиональной). Разновидностью профессиональных кризисов являются творческие кризисы, обусловленные творческой несостоятельностью, отсутствием значимых достижений, профессиональной беспомощностью. Эти кризисы крайне тягостны для представителей творческих профессий: писателей, режиссеров, актеров, архитекторов, изобретателей и др.

Кризисы невротического характера связаны с внутриличностными изменениями: перестройка сознания, бессознательные впечатления, инстинкты, иррациональные тенденции -все то, что порождает внутренний конфликт, рассогласование психологической целостности. Они традиционно являются предметом исследования фрейдистов, неофрейдистов и других психоаналитических школ.

Наряду с названными группами психологических кризиов имеется еще один огромный пласт кризисных явлений, обусловленных значительными резкими изменениями условий жизни. Детерминантами этих жизненных кризисов становятся такие важные события, как окончание учебного заведения, трудоустройство, вступление в брак, рождение ребенка, смена местожительства, уход на пенсию и другие изменения индивидуальной биографии человека. Эти изменения социально-экономических, временных и пространственных обстоятельств сопровождаются значительными субъективными трудностями, психической напряженностью, перестройкой сознания и поведения.

И наконец, следует выделить еще одну группу кризисов, обусловленных критическими обстоятельствами жизни, драматическими, а иногда и трагическими событиями. Эти факторы имеют разрушительный, подчас катастрофический исход для человека. Происходит кардинальная перестройка сознания, пересмотр ценностных ориентации и смысла жизни вообще. Протекают эти кризисы на грани человеческих возможностей и сопровождаются запредельными эмоциональными переживаниями. Их вызывают такие ненормативные события, как потеря трудоспособности, инвалидность, развод, вынужденная безработица, миграция, неожиданная смерть близкого человека, лишение свободы и т.п. Назовем эту группу критическими кризисами.

Первые три группы личностных кризисов имеют относительно выраженный хронологический, возрастной характер. Они являются нормативными; все люди их переживают, но уровень выраженности кризиса не всегда приобретает характер конфликта. Преобладающая тенденция нормативных кризисов - конструктивная, развивающая личность.

Вторые три группы личностных кризисов имеют ненормативный, вероятностный характер. Время наступления, жизненные обстоятельства, сценарии, участники кризиса случайны. Эти событийные кризисы вызваны стечением обстоятельств. Выход из таких кризисов проблематичен. Иногда он бывает деструктивным, и тогда общество получает циников, маргиналов, бомжей, алкоголиков, самоубийц.

Разумеется, личностные кризисы могут возникать в любом возрасте и предугадать их вряд ли возможно.

Тем не менее у большого числа людей жизненные кризисы возникают приблизительно в одном и том же возрасте, что служит основанием для деления и описания этих стадий развития зрелой личности.

Двадцатилетние обычно имеют дело с выбором карьеры и созданием семьи, намечают жизненные цели и начинают их осуществление. Позже, около тридцати многие приходят к переоценке своих прежних выборов карьеры, семьи, жизненных целей. Порой дело доходит до кардинальной смены жизненных задач, изменения профессии и распада семейных или дружеских отношений. После тридцати лет человек, как правило, переживает период привыкания к новым или вновь подтвержденным выборам. Наконец, на закате карьеры люди сталкиваются с новым кризисом, обусловленным предстоящим отходом от активной деятельности и уходом на пенсию. Этот кризис особенно тяжел для менеджеров, привыкших к повседневной активности, ощущению важности и нужности своей работы, к своей руководящей роли в организации.

Каждый из описанных возрастных кризисов может влиять на деятельность организации. Однако если кризисы на заре и закате карьеры обычно воспринимаются как естественные, то кризис середины жизни часто кажется парадоксальным и неожиданным. Поэтому мы считаем нужным рассмотреть его более подробно, коснувшись психологических проблем, лежащих в его основании.

Первая стадия среднего возраста начинается около тридцати лет и переходит в начало следующего десятилетия. Эту стадию называют «десятилетием роковой черты» или «кризисом середины жизни». Её главной характеристикой является осознание расхождения между мечтами и жизненными целями человека.

Мечты и планы людей почти всегда имеют некоторые нереалистические черты. К тридцати годам человек уже набирается достаточного опыта, чтобы осознать иллюзорность многих из своих фантазий. Поэтому оценка их расхождения с действительностью на этой стадии окрашена, как правило, в эмоционально отрицательные тона. Жизнь перестает казаться бесконечной, а время оказывается столь быстротечным, что успеть сделать в жизни что-то важное и стоящее невозможно. Разрыв между мечтами и действительностью неожиданно оказывается неодолимой пропастью. Представление о будущей счастливой и достойной жизни, которая тебя ожидает, сменяется ощущением, что «жизнь прошла мимо» и менять в ней что-либо уже слишком поздно. Еще недавно о тебе могли сказать: «Ну, этот далеко пойдет». Теперь же ты чувствуешь, что время надежд уходит, и хочешь не хочешь, а приходится с горечью констатировать, что уже не станешь ни мэром или сэром, ни членом Думы, ни член-корром, ни даже прорабом в своем родном СМУ.

Освобождение от иллюзий, которое не является чем-либо необычным для тридцатилетнего возраста, может оказаться угрожающим для личности. Данте так описывал свое собственное смятение в этом возрасте:
Земную жизнь пройдя до середины,
Я оказался в сумрачном лесу,
Путь правый
Потеряв во тьме долины.

Биографии многих творческих личностей часто демонстрируют те или иные драматические изменения в их жизни где-то около 35 лет. Некоторые из них, например Гоген, в это время только начали творческую работу. Другие, однако, наоборот, около 35 лет утратили свою творческую мотивацию, а некоторые даже ушли из жизни. Частота смерти многих одаренных или вовсе бездарных людей между 35 и 40 годами ненормально возрастает.

Те же, кто переживают это десятилетие, сохраняя творческий потенциал, обычно обнаруживают значительные изменения в характере творчества. Часто эти изменения касаются интенсивности их работы: например, блестящая импульсивность сменяется зрелым, спокойным мастерством. Одна из причин - в том, что «импульсивный блеск» молодости требует больших жизненных сил. Хотя бы отчасти это физические силы, так что никто не может сохранять их беспредельно. Ведущий напряженную жизни менеджер к 35 годам должен изменить темп своей жизни и не так «выкладываться и разбрасываться». Таким образом, проблема ограниченности физических сил неизбежно возникает в жизни человека любой профессии.

Многих процесс обновления, который начинается тогда, когда они оказываются перед лицом своих иллюзий и упадка физических сил, в конце концов, приводит их к более спокойной и даже счастливой жизни.

После 50-ти проблемы здоровья становятся более насущными и возникает растущее осознание того, что «время уходит». И люди начинают понимать, что основной недостаток старости в том, что и она проходит, а человек, как рождается, так и уходит из жизни без волос, зубов и иллюзий.

Вам знакомо ощущение беспомощности, потерянности, непонимания, как и зачем жить дальше? Вы считаете, что личностный кризис это всегда трудно и болезненно ?

Можно ли превратить период личностного кризиса в очередную ступеньку для своего развития и сделать это максимально легко и комфортно ?

Из этой статьи вы узнаете:

  • что на самом деле означает личностный кризис,
  • какие виды кризисов проходит каждый человек,
  • как пройти через эти периоды с максимальным эффектом для своего личностного и духовного развития.

Что такое личностный кризис

Личностный кризис — это переживание переломного, критического момента, который влияет на дальнейший ход жизни. Такие периоды характеризуются сильными негативными эмоциональными переживаниями.

Слово кризис происходит от греческого krisis и буквально означает «разделение дорог, поворотный пункт». А в китайском языке это слово состоит из двух иероглифов: вэй — опасность, беда, угроза и цзи — переломный момент, сущность бытия, удобный случай…

То есть, когда вы оказываетесь на краю кризиса, жизнь предоставляет вам возможность выбрать новое направление и, пройдя через трудности, выйти на другой уровень развития.

По мнению американского психолога Дж. Якобсона, кризис возникает, если жизненные события несут потенциальную угрозу удовлетворению фундаментальных потребностей, и при этом они ставят перед индивидом проблему, от которой он не может уйти и которую не может разрешить в короткое время привычными способами.

Таким образом, важно понимать, что кризис требует изменения способа бытия:

  • жизненного стиля,
  • образа мышления,
  • отношения к себе,
  • окружающему миру,
  • основным экзистенциальным проблемам.

Можно сказать, что преодоление возрастных кризисов способствует развитию человека, а экзистенциальных — становлению Личности.

Представьте, как изменится ваша жизнь, когда вы освоите искусство мастерского прохождения через кризисные периоды, видя в них прекрасные возможности для выбора новой жизни.

Обучение в Институте Реинкарнационики помогает решить основную задачу кризисного периода: познать себя, увидеть пути изменения и выйти на новый уровень развития.

Как вы думаете, существуют ли различия в причинах наступления и в том, как протекает кризис у мужчин и женщин?

Несмотря на то, что в наше время традиционные роли мужчины и женщины сильно пересекаются, внутренние переживания и причины кризисных состояний продолжают сохраняться.

Мужчины острее переживают кризисы, связанные со своей реализацией в обществе . И в те моменты, когда ситуация складывается как кризисная, требующая нового решения, которое пока недоступно — испытывают отчаяние и склонны проявлять агрессивные реакции.

Женщины болезненнее переносят кризисы, связанные с отношениями .

Ощущения ненужности, одиночества зачастую толкают на путь самореализации по мужскому типу. Если не складываются отношения, то может это и не надо; буду развиваться как профессионал.

Такое решение может временно принести облегчение, окрасить жизнь новым смыслом. Но со временем ощущение одиночества будет только нарастать.

Типы кризисов становления личности

Классифицировать кризисы можно по разным признакам:


Возрастные кризисы личности:

  • Детские возрастные кризисы 3, 7 и 14 лет. Каждый из них вы уже прошли. Быть может их уже прошли либо будут проходить ваши дети и внуки. Каждый важен для развития определенных качеств.
  • Первый взрослый кризис или кризис юношества обычно приходится на 17-18 лет. В это время происходит самоопределение дальнейшего жизненного пути.
  • Кризис среднего возраста 35-40 лет заставляет подвести предварительные итоги жизни, оценить полученный опыт и скорректировать дальнейший путь.
  • В 55-60 лет с выходом на пенсию происходит смена привычного образа жизни и важно снова найти свою реализацию в этом мире.

На самом деле, возрастных кризисов несколько больше.

В Институт Реинкарнационики часто приходят люди, проходящие кризисы среднего возраста и выхода на пенсию. Обучение помогает оценить по достоинству полученный опыт и найти новые пути реализации .

Немаловажным является и поддерживающее окружение единомышленников, где царит обстановка доверия и любящего принятия каждого студента.

Знакомо ли вам состояние, похожее на возрастной кризис, перед днем рождения?

Признаюсь, что и сама отношусь к этой категории. Это неудивительно, так как день рождения по мере своего взросления мы начинаем воспринимать не как праздник, а как своеобразную веху для подведения итогов пройденного этапа.

И если результаты не нравятся, начинается самоедство типа “мне уже …., а чего я достигла/что имею?”

Возрастные кризисы самые предсказуемые . Достаточно просто знать особенности каждого из этих периодов и задачи, которые они ставят перед вами — и тогда вы сможете составить для себя определенный план действий и смягчить прохождение трудного периода.

Улыбнитесь! Вспомнила роман Бориса Акунина “Весь мир театр”, в котором главный герой Эраст Фандорин перешагнув 50-летний юбилей составил “план старения”.

В каждый следующий год жизни нужно осваивать два рубежа: спортивно-физический и интеллектуальный. Тогда стариться будет не страшно, а интересно. И замечательно реализовывал этот план, пока жизнь не внесла коррективы, добавив кризис из категории непредсказуемых — любовь к актрисе.

И с этой улыбкой давайте перейдем к следующей, зачастую мало предсказуемой категории кризисов.

Ситуативные кризисы

Резкая смена привычных условий, переезды, уход близких, потеря работы, изменение материального положения — в жизни много сюрпризов, как приятных, так и болезненных.

Вспомните, как вы проходили через подобные события в жизни. Пожалуй, самое интересное в большинстве ситуативных кризисов, это то, что даже предполагая какие-то моменты, планируя определенные события, вы не знаете , как это будет реализовано и с чем придется столкнуться.

Один из самых сильных и затяжных кризисов в моей жизни был в 2011 году. В течении 2-х месяцев жизнь пошла под откос. В феврале — увольнение с любимой работы по сокращению. В марте сын серьезно повредил колено. Затем ушла из жизни мама. Постепенно начались проблемы во взаимоотношениях с мужем.

Цепочка событий из разных сфер жизни как запланированных, так и внезапных. К увольнению готовность была, процесс ликвидации организации, в которой я трудилась, длился более года. Но: работа была любимой, ей отдано почти 14 лет и все выстроено с нуля своими руками, и именно здесь основной круг общения.

Как бы я ни готовилась к первому свободному дню жизни — все оказалось совсем не так. Только первые две недели воспринимались как отдых. А дальше начались мои внутренние метания и размышления “за что?”

Самым непредсказуемым и болезненным стал уход из жизни мамы. Ей было всего 60. Вечером я была у нее в гостях, а в 9 утра мне позвонили с ее работы и сообщили о ее смерти. Работала она на станции скорой и неотложной помощи, все мероприятия по реанимации провели безотлагательно. Целый час лучшие врачи пытались вернуть ее к жизни и ничего не смогли сделать.

Тогда я поняла, что если Душа решила, что все задачи выполнены, она уходит. И нет смысла обвинять врачей в опозданиях или некомпетентности. Среди этих людей я росла, я знала, как они любят мою маму и была полностью уверена, что все от них зависящее было сделано.

Зато позже прибавилась другая каверзная мысль, затягивая меня в более глубокий омут кризиса. И эта мысль связана с чувством вины — что я не сделала как дочь, что не успела сказать. Были и еще более глубинные переживания, связанные с нашими взаимоотношениями.

Мой кризисный период затянулся. Боль, непонимание, что делать, и за что все это мне. При этом нежелание двигаться — я могла часами не вставать с кровати, а если вставала — не могла сосредоточиться и зависала в ментальной жвачке или проваливалась в пустоту .

Совсем скоро я расскажу о том, что помогло мне справиться и действительно выйти из этого кризиса более мудрой, спокойной, уверенной и начать новую интересную жизнь. А сейчас предлагаю рассмотреть еще одну часто встречающуюся категорию кризисов.

Духовные, экзистенциальные кризисы

Чаще всего они приходят незаметно или являются сопутствующими (либо следствием) для двух рассмотренных выше типов.

Во время духовных кризисов происходит пересмотр глубинных жизненных ценностей и поиск смысла жизни. И это самые трансформационные периоды в становлении вас как личности.

В 1999-2000 гг. под руководством доктора психологических наук В. В. Козлова было проведено исследование в Ярославском государственном университете.

В предложенной участникам исследования анкете был вопрос о причинах пережитого ими духовного кризиса. Ответы вы видите ниже.

— потеря близкого человека (26,7%);
— болезнь близкого человека (17,2%);
— тяжелая болезнь (12,4%);
— несчастная любовь (6,6%);
— ситуация угрозы для жизни (8,5%) и др.

Из ответов видно, что причины могут касаться как вас лично, так и связаны с переживаниями за близких людей. И это — особенность именно духовных кризисов , в отличие от возрастных или ситуационных, которые в основном затрагивают именно вас.

Давайте подведем итог того, что вы узнали на настоящий момент о кризисах. Классификаций личностных кризисов существует множество. При этом важно понимать, что психика человека едина, и все попытки классифицировать нужны больше профессионалам, для определения, как помочь в той или иной ситуации человеку.

А обычному человеку, находящемуся в сложной жизненной ситуации, абсолютно неважно кризис ли это среднего возраста или переживание потери близкого человека.

Боль и переживания захватывают вас на всех уровнях и мешают быть эффективными и счастливыми .

Этапы развития кризиса личности

Как вы думаете, можно ли подготовиться к наступлению кризисного периода, сделать его прохождение менее болезненным и даже извлечь пользу?

Да, это возможно, если знать об этапах, по которым развивается любой вид личностного кризиса.

При этом нужно понимать, что зачастую кризисный период не имеет четких временных границ. Бывает трудно определить его начало и окончание. Для этого важно осознанно наблюдать за своим психологическим состоянием.

Этап погружения

Обычно кризис начинается с возникновения определенной ситуации, какого-либо события в вашей жизни, которая характеризуется двумя моментами:

  1. Сильные эмоции.
  2. Невозможность (непонимание, незнание) действовать привычным, знакомым способом.

Именно эти характеристики приводят к эмоциональным и ментальным “жвачкам”, когда вы начинаете ходить по кругу, постепенно проваливаясь все глубже в негативные переживания.

Поскольку эмоции и мысли на данном этапе сумбурны, хаотичны, то в таком состоянии трудно найти новое хорошее решение . А любая попытка действовать привычными способами обречена на провал.

На этом этапе важно отследить свое состояние, выявить причинно-следственные связи. Требуется добавить в свою жизнь больше позитивных моментов , которые позволят переключаться. Хорошо помогает нахождение в среде единомышленников, поддерживающих вас.

Также важно действительно проживать, а не заталкивать вглубь себя негативные эмоции.

Из моего примера по поводу ухода из жизни мамы — из-за того, что мне пришлось взять на себя всю организацию похорон (папа был в еще более худшем состоянии, муж в работе, сын с ногой в гипсе), то проживать эмоции было просто некогда.

Я помню момент, когда гроб опускали в могилу, а меня отозвали в сторону, чтобы я рассчиталась с батюшкой, приглашенным для отпевания. Когда я вернулась, уже формировали могилу. Когда уж тут было по-женски оплакать? Все слезы остались невыплаканными, вся душевная боль загнана в тело .

И это произошло со мной, обладающей знаниями и даже работающей с людьми много лет. Все понимала, но ничего не могла поделать. Пока не осознала: одной мне не справиться, нужно обращаться к специалистам.

Спустя 4 месяца с начала кризисного периода, на тренинге-погружении в течении двух недель я выплескивала все эти невысказанные, задавленные эмоции.

Хорошо помню, как на одной из практик четко поняла, что вижу и чувствую перед собой гроб и отдалась на волю слез, позволила себе выплакать свое горе.

Только после этого началось постепенное выздоровление и появилась возможность приступить к следующему этапу — поиску решения и ответов на вопросы о том, что делать дальше.

А теперь представьте, что в начале кризисного периода вы оказались в окружении людей, которые готовы вас поддержать. И вы получаете возможность пообщаться на уровне Души с ушедшими родственниками.

Вам не нужно подавлять эмоции , а спокойно можете их осознать, прожить и принять. И вы видите всю причинно-следственную цепочку, которая привела к этой точке жизни. Насколько легче и быстрее пройдет для вас эта стадия кризисного периода?

Этап тупика

На этом этапе вы уже осознали проблему, сумели объективно увидеть задачу, которая стоит перед вами. Но как именно действовать — еще не знаете. И очень часто здесь начинается бесконечный поиск причин “почему и за что?”.

Именно этот уход в прошлое усиливает состояние тупика . Причины могут быть бесконечны: в прошлых поступках, мыслях, действиях или бездействии. Причины могут лежать в недавнем прошлом, а могут в детстве или прошлых жизнях.

А смотреть в будущее на данном этапе очень тяжело, так как оно кажется негативным, бесперспективным. Но именно сейчас очень важно найти новый смысл жизни, найти новые решения, увидеть новые пути развития.

На 1 курсе ИР есть прекрасная возможность вспомнить задачи своей Души и те уроки, которые она для себя запланировала на это воплощение. Это помогает вновь обрести цель жизни.

А облегчение приносит напоминание о том, что кризис конечен. За полосой черной всегда следует полоса белая. И, конечно, любые практики, направленные на принятие себя, сонастройка с природным ритмом жизни, медитации.

Этап перелома

И вот решение найдено. Или вы сумели увидеть ситуацию с другого ракурса и изменить к ней отношение. Теперь вам предстоит действовать по-другому!

Очень важно на этом этапе действительно внедрить новые качества, новое видение. Интегрировать новый опыт в деятельность, сформировать новые модели поведения.

Здесь вас поджидает еще одна опасность — страх, что не получится, не справитесь, не поймут.

Позвольте себе пробовать и ошибаться, осваивайте новое, как будто вы — ребенок, который учится ходить. Внедряйте новые решения, применяйте свои новые качества в ежедневных ситуациях.

И обязательно заручитесь поддержкой единомышленников. Закрепляйте свои позиции.

Вы действительно прошли достойно через трудный период и вышли победителем, накопив определенный опыт, который становится вашей жизненной мудростью .

В пространстве Института Реинкарнационики есть все необходимое для комфортного прохождения любого личностного кризиса.

На базовом курсе студенты под руководством опытных преподавателей осваивают замечательное упражнение “Матрешка” , которое помогает на каждом этапе не застревать в эмоциональной и ментальной “жвачке”, а увидеть происходящее глазами Души.

На 1 курсе наши студенты исследуют пространство между воплощениями — Мир Душ. И вспоминают задачи своей Души и то, как они планировали это воплощение .

Кроме того, всегда есть возможность вспомнить свой собственный опыт — а как в прошлых жизнях справлялись с аналогичными ситуациями, что придавало сил и какие решения были приняты тогда.

Наверняка и в этой жизни у вас уже есть опыт прохождения через кризисный период жизни.

Медитация Выход из личностного кризиса

Предлагаю сделать практику, которая поможет вам наполниться ресурсным состоянием и увидеть, как вы выросли как личность в то время.

Еще один любимый инструмент реинкарнистов — альтернативое планирование будущего — позволяет примерить на себя различные варианты решений и осознанно выбрать самый лучший.

А самое главное — здесь, в пространстве Института Реинкарнационики, вы всегда находитесь в кругу единомышленников , очень бережно, с любовью поддерживающих друг друга. Здесь вы можете быть уверены, что вас всегда поймут, примут и помогут в самые трудные моменты.

Теперь вы знаете, что такое личностный кризис, как он развивается и что происходит на каждом этапе. И вы увидели, как в Институте Реинкарнационики можно научиться проходить кризисные периоды с лучшим результатом для своего личностного и духовного развития.

Давайте рассматривать кризисные моменты как периоды благоприятной возможности выйти на качественно новый уровень своего Пути. А для этого важна ваша осознанность и понимание, что вы — не только физическое тело, вы — не только чувства и эмоции.

Вы уже обладаете гораздо большим опытом, нежели это видно в рамках одной смертной жизни. Научитесь вспоминать и использовать этот опыт для своего личностного, профессионального и духовного развития!