Карамзин Николай - «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь. Наталья, боярская дочь

Мастером сюжетной лирической повести на историческую тему показал себя Н. М. Карамзин в «Наталье, боярской дочери», послужившей переходом от «Писем русского путешественника» и «Бедной Лизы» к «Истории государства Российского». В этой повести читателя встречает любовная история, перенесенная во времена Алексея Михайловича, воспринимаемые условно как «царство теней». Перед нами соединение «готического романа» с семейным преданием, основанным на любовном происшествии с неизбежным благополучным исходом, - все совершается в идеальной стране, среди самых добродушных героев.
Автор не жалеет развернутых сопоставлений, дабы показать миловидность героини, ее чарующее совершенство: «Никакая красавица не могла сравняться с Натальею. Наталья была всех прелестнее. Пусть читатель вообразит себе белизну итальянского мрамора и кавказского снега: он все еще не вообразит белизны лица ее - и, представя себе цвет зефировой любовницы, все еще не будет иметь совершенного понятия об алости щек Натальиных».
Рисуемые события отличались романтической остротой - внезапная любовь, тайное венчание, бегство, поиски, возвращение, счастливая жизнь до гробовой доски... Перед нами скорее романтическая поэма, но повести Н. М. Карамзина вообще близки к стихам по ритму, действию, лексике. Однако в повести появилось и новое. Хотя исторические приметы довольно-таки условны, но они - знак национальной самобытности, являющейся залогом подлинности искусства. Н. М. Карамзин сделал попытку воссоздать русский национальный характер, открывая историю как предмет художественного изображения. Действующий в повести боярин Матвей Андреев, богатый, умный, важный, великий хлебосол, судит-рядит, «кладя чистую руку на чистое сердце». И его ключевая фраза звучит как самохарактеристика: «сей прав по моей совести, <.> сей виновен по моей совести.» Таким образом, дело решалось без замедления, и «виновный бежал в густые леса сокрыть стыд свой от человеков». Скобичевский А. М. иронизировал по поводу повести, писал, что все герои ее наивны, повествование имеет мало «точек соприкосновения с допетровской стариною». Вся литература была заполнена, особенно при обращении к истории, «ходульными олицетворениями различных страстей». Постижение времени - предметно-определенного, вполне точного - было делом будущего.
Именно в этой повести Н. М. Карамзин обратился к человеку русскому во всех отношениях. Произведение начинается обращением к читателям, вспомним вступление: «Кто из нас не любит тех времен, когда русские были русскими, когда они в собственное свое платье наряжались, ходили своею походкою, жили по своему обычаю, говорили своим языком и по своему сердцу, т. е. говорили, как думали?»
Автор даже позволяет себе слегка подтрунивать над собственным и совсем недавним пламенным европеизмом - его героиня «имела все свойства благовоспитанной девушки, хотя русские не читали тогда ни Локка „О воспитании“, ни Руссова „Эмиля“».
Собственно, «Наталья, боярская дочь» - прощание с молодостью, с ее несбыточными мечтами и заблуждениями. Н. М. Карамзин разочаровался не в «древних камнях» Европы, а в том, что последовало за Великой французской революцией. Повесть была своеобразным карамзинским заявлением о том, что у нас «особенная стать». История в повести еще довольно условна и носит статичный характер; но муза Клио, еще не вполне выявив свой лик, властно звала к себе Н. М. Карамзина. До взаимной и счастливой любви на всю жизнь оставалось лишь несколько шагов. Скрыто-насмешливое упоминание кумира юности - Ж. Ж. Руссо означало лишь, что искать мудрости следует не только в путях-хождениях за тридевять земель, но и у себя дома.
«Наталья, боярская дочь» - печать излюбленной мысли писателя о том, что прошлое только тогда не прошло, когда его любишь; таланту же русскому всего ближе прославлять русское, тем более что следует приучать сограждан к уважению всего собственного, родного. Если подходить с сегодняшними мерками, то история в повести еще только панорама - сценический задник для действующих лиц, щеголяющих в пестрых кафтанах времен Алексея Михайловича. Но все уже устами возлюбленных в «Наталье, боярской дочери» заговорила - впервые! - простодушная допетровская Русь, и автор почувствовал себя не подражателем Лоренса Стерна, а художником, питомцем землян отчич и дедич.

Сочинение

Главная героиня повести Карамзина — Наталья, дочь боярина Матвея Андреева. Я считаю, что эта героиня — идеал автора. Образом Натальи Карамзин показал, какой должна быть настоящая женщина.

Наталья Андреева — 17-летняя девушка. Она очень красива: «Наталья была всех прелестнее». Ничто не могло сравниться с белизной ее лица и алостью ее щек. Черные глаза Натальи, густые темно-русые волосы, нежность кожи девушки вызывали всеобщее восхищение. Боярин Андреев души не чаял в своей любимой дочери.

Но прекрасней всего была душа Натальи: «…наша прелестная Наталья имела прелестную душу, была нежна, как горлица, невинна, как агнец, мила, как май месяц: одним словом, имела все свойства благовоспитанной девушки…»

Наталья очень любила свою родную Москву, обожала отца, была искренне привязана к своей няне. Весь день героиня проводила в делах: вышивала, молилась богу. Но ей не были чужды и развлечения. Наталья часто ездила в гости к своим подругам, где они весело проводили время, но под строгим присмотром старших. Так мирно и счастливо Наталья дожила до 17 лет.

Но вскоре одна печаль стала грызть душу героини. Она начала тосковать по любви, по любимому человеку. И, когда он появился в ее жизни, Наталья не задумываясь пошла за любимым на край света. Алексей, возлюбленный героини, предложил ей бежать из родительского дома и тайно венчаться. Несмотря на большую привязанность и благодарность к отцу, Наталья выбрала свою любовь. Мне кажется, Карамзин восхищается своей героиней. Автор считает, что именно так должна поступать настоящая женщина.

В этой серьезной ситуации проявился сильный и твердый характер героини. Когда она решилась бежать, то ничто не могло свернуть героиню с намеченного пути. Наталья безоговорочно поверила своему возлюбленному. Алексей привез свою жену в лесной дом. Но она и не подумала испугаться, ведь ее любимый дал слово, что все будет хорошо.

В замужестве героиня также проводила все дни в работе. Она не забывала своего отца и очень переживала, оставив его одного в полном неведении. Поэтому Алексей посылал своего человека, который каждую неделю привозил вести о боярине Андрееве.

Так супруги жили в мире и согласии. Но когда они узнали, что на Москву напали литовцы, то не смогли сидеть сложа руки. Наталья тут же решила отправиться в боевой поход вместе с мужем. Героиня не мыслила себе жизни без Алексея. Как верная жена, она всюду следовала за своим суженым. Для того, чтобы быть рядом с Алексеем, Наталья переоделась отроком, не побоявшись изменить традициям.

В итоге все закончилось хорошо. Москва была отбита, Алексей прощен государем и боярином Андреевым. Молодожены счастливо зажили в Москве.

Наталья — идеальная героиня. Она прекрасна и внешне, и внутренне. Скромная и чистая, она в тоже время обладает сильным и живым характером. Наталья — верная и преданная жена. Ее счастье — в счастье мужа, за которым героиня пойдет на край света. Наталья безоговорочно доверяет своему Алексею. Мне кажется, именно в характере своей героини Карамзин видит секрет ее счастья.

Главная героиня повести Карамзина – Наталья, дочь боярина Матвея Андреева. Я считаю, что эта героиня - идеал автора. Образом Натальи Карамзин показал, какой должна быть настоящая женщина.
Наталья Андреева – 17-летняя девушка. Она очень красива: «Наталья была всех прелестнее». Ничто не могло сравниться с белизной ее лица и алостью ее щек. Черные глаза Натальи, густые темно-русые волосы, нежность кожи девушки вызывали всеобщее восхищение. Боярин Андреев души не чаял в своей любимой дочери.
Но прекрасней всего была душа Натальи: «…наша прелестная Наталья имела прелестную душу, была нежна, как горлица, невинна, как агнец, мила, как май месяц: одним словом, имела все свойства благовоспитанной девушки…»
Наталья очень любила свою родную Москву, обожала отца, была искренне привязана к своей няне. Весь день героиня проводила в делах: вышивала, молилась богу. Но ей не были чужды и развлечения. Наталья часто ездила в гости к своим подругам, где они весело проводили время, но под строгим присмотром старших. Так мирно и счастливо Наталья дожила до 17 лет.
Но вскоре одна печаль стала грызть душу героини. Она начала тосковать по любви, по любимому человеку. И, когда он появился в ее жизни, Наталья не задумываясь пошла за любимым на край света. Алексей, возлюбленный героини, предложил ей бежать из родительского дома и тайно венчаться. Несмотря на большую привязанность и благодарность к отцу, Наталья выбрала свою любовь. Мне кажется, Карамзин восхищается своей героиней. Автор считает, что именно так должна поступать настоящая женщина.
В этой серьезной ситуации проявился сильный и твердый характер героини. Когда она решилась бежать, то ничто не могло свернуть героиню с намеченного пути. Наталья безоговорочно поверила своему возлюбленному. Алексей привез свою жену в лесной дом. Но она и не подумала испугаться, ведь ее любимый дал слово, что все будет хорошо.
В замужестве героиня также проводила все дни в работе. Она не забывала своего отца и очень переживала, оставив его одного в полном неведении. Поэтому Алексей посылал своего человека, который каждую неделю привозил вести о боярине Андрееве.
Так супруги жили в мире и согласии. Но когда они узнали, что на Москву напали литовцы, то не смогли сидеть сложа руки. Наталья тут же решила отправиться в боевой поход вместе с мужем. Героиня не мыслила себе жизни без Алексея. Как верная жена, она всюду следовала за своим суженым. Для того, чтобы быть рядом с Алексеем, Наталья переоделась отроком, не побоявшись изменить традициям.
В итоге все закончилось хорошо. Москва была отбита, Алексей прощен государем и боярином Андреевым. Молодожены счастливо зажили в Москве.
Наталья – идеальная героиня. Она прекрасна и внешне, и внутренне. Скромная и чистая, она в тоже время обладает сильным и живым характером. Наталья – верная и преданная жена. Ее счастье – в счастье мужа, за которым героиня пойдет на край света. Наталья безоговорочно доверяет своему Алексею. Мне кажется, именно в характере своей героини Карамзин видит секрет ее счастья.


/ / / Образ Натальи в повести Карамзина «Наталья, боярская дочь»

Наталья Матвеевна Андреевна является главной героиней повести Карамзина Н.М. « ». По моему мнению, в образе девушки автор попытался показать нам свой идеал русской женщины.

Наталья предстает перед нами семнадцатилетней девушкой. Карамзин наделяет ее дивной красотой. Он сравнивает ее с нежным цветком. У девушки были алые щечки, стройная талия, темно-русые волосы. Все окружающие восхищались красотой Натальи. И, конечно же, отец очень любил свою дочь.

Кроме внешней, видимой красоты, у Натальи была очень добрая и щедрая душа. Она искренне любила своего отца, няню, родной город. Кроме того, девушка была очень трудолюбивой. Целыми днями она чем-то занималась: хлопотала по дому, посещала церковь, занималась рукоделием. У Натальи было много подружек, с которыми она частенько проводила вечера.

Со временем взросления Наталья понимает, что хочет любить и быть любимой. Она готова отдаться любимому человеку целиком и полностью. Когда в ее жизни появился , девушка, не раздумывая, отправилась за любимым. Молодой человек предложил ей тайно обвенчаться и Наталья согласилась. Она знала, что возможно отец не одобрит таких действий, но все равно решается на такой поступок, проявив силу своего характера.

Наталья полностью доверяет Алексею, ведь поселившись в лесной чаще, она не испугалась и доверила свою жизнь любимому. Даже в лесу Наталья постоянно занята делами, она помнит и беспокоится о своем отце. Посыльный постоянно приносит ей весть из отцовского дома.

Когда началась война, Наталья следует за своим мужем. Они сражаются плечо к плечу. И в конечном итоге побеждают. Царь прощает Алексея, а отец Натальи благословляет их брак.

В образе Натальи, Карамзин хотел показать нам, какой должна быть настоящая женщина. Ведь для женщины настоящее счастье заключается в счастье родных и близких.

Очень кратко Боярская дочь тайно венчается с сыном опального боярина и отправляется с ним на войну. Совершив подвиг, молодожёны возвращаются в столицу, где получают прощение и заслуженные почести.

Рассказчик тоскует о временах, когда «русские были русскими», а московские красавицы носили сарафаны, а не щеголяли в галло-саксонских нарядах. Чтобы воскресить эти славные времена, рассказчик решил пересказать повесть, слышанную им от бабушки его деда.

Давным-давно в Москве белокаменной жил богатый боярин Матвей Андреев, правая рука и совесть царя, хлебосол и очень щедрый человек. Боярину уже минуло шестьдесят лет, жена его давно умерла, и единственной отрадой Матвея была дочь Наталья. Никто не мог сравниться с Натальей ни красотой, ни кротким нравом. Не зная грамоты, она росла, как цветок, «имела прелестную душу, была нежна, как горлица, невинна, как агнец, мила, как май месяц». Сходив к обедне, девушка целый день рукодельничала, а по вечерам встречалась с подружками на девичниках. Мать Наталье заменяла старая нянька, верная служанка покойной боярыни.

Такую жизнь Наталья вела, пока не наступила «семнадцатая весна жизни её». Однажды девушка заметила, что все твари земные имеют пару, и в сердце её проснулась потребность любить. Стала Наталья грустна и задумчива, ибо не могла понять смутные желания своего сердца. Как-то раз зимой, придя к обедне, девушка заметила в храме прекрасного молодого человека в голубом кафтане с золотыми пуговицами, и сразу поняла - это он. Следующие три дня юноша в церкви не появлялся, а на четвёртый день Наталья увидела его вновь.

Несколько дней подряд он провожал девушку до калитки её терема, не смея заговорить, а потом явился к ней домой. Няня позволила влюблённым встретиться. Юноша, звали которого Алексей, признался Наталье в любви и уговорил её обвенчаться с ним тайно. Алексей боялся, что боярин не примет его в зятья, и обещал Наталье, что они бросятся в ноги Матвею после венчания.

Нянька была подкуплена, и в тот же вечер Алексей привёз Наталью в ветхую церквушку, где их обвенчал старый священник. Затем, захватив с собой старушку-няню, молодожёны поехали в чащу дремучего леса. Там стояла изба, в которой они и поселились. Няня, дрожа от страха, решила, что отдала свою голубку разбойнику. Тогда Алексей признался, что он - сын опального боярина Любославского. Лет тридцать назад несколько знатных бояр «восстали против законной власти юного государя». Отец Алексея в бунте не участвовал, но был арестован по ложному навету. «Верный друг отворил ему дверь темницы», боярин бежал, много лет прожил среди чужих племён и умер на руках у единственного сына. Всё это время боярин получал письма от друга. Похоронив отца, Алексей вернулся в Москву, чтобы восстановить честь семьи. Друг устроил ему убежище в дебрях леса и умер, не дождавшись юношу. Поселившись в лесном доме, Алексей стал часто бывать в Москве, где увидел Наталью и влюбился. Он свёл знакомство с няней, рассказал ей о своей страсти, и та допустила его к девушке.

Тем временем боярин Матвей обнаружил пропажу. Он показал прощальное письмо, написанное Алексеем, царю, и государь велел разыскать дочь своего верного слуги. Поиски продолжались до лета, но успехом не увенчались. Всё это время Наталья жила в глуши с любимым мужем и няней.

Несмотря на безоблачное счастье, дочь не забывала об отце. Верный человек привозил им вести о боярине. Однажды он привёз другую весть - о войне с литовцами. Алексей решил пойти воевать, чтобы подвигом восстановить честь своего рода. Он решил отвезти Наталью к отцу, но та отказалась расставаться с мужем и отправилась с ним на войну, переодевшись в мужское платье и представившись младшим братом Алексея.

Через некоторое время гонец привёз царю весть о победе. Военачальники подробно описали государю битву и рассказали о храбрых братьях, которые первые бросились на врага и увлекли за собой остальных. Ласково встретив героя, царь узнал, что это - сын боярина Любославского. Государь уже знал о несправедливом доносе от умершего недавно мятежника. Боярин Матвей же с радостью узнал в младшем брате героя Наталью. И царь, и старый боярин простили молодым супругам самоуправство. Они переехали в город и ещё раз обвенчались. Алексей стал приближённым царя, а Боярин Матвей прожил до глубокой старости и умер в окружении любимых внуков.

Через века рассказчик нашёл могильную плиту с именами супругов Любославских, распложённую на месте ветхой церквушки, где влюблённые венчались в первый раз.