Когда и где жил василь быков. Последние годы Леонида Быкова, трагическая смерть. Быков – общественный деятель

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Быкова Василя Владимировича

Быков Василь Владимирович – белорусский писатель, общественный деятель.

Детские и юношеские годы

Василь Быков родился 19 июня 1924 года в небольшой деревеньке Бычки (Витебская область, Ушачский район). Среднее образование получил в самой простой школе, располагавшейся в деревне Кубличи. С ранних лет у Быкова была тяга к рисованию.

После того, как Василь окончил восемь классов кубличской школы, он поступил в Витебское художественное училище на отделение скульптуры. Правда, проучился он там всего лишь один год – когда в училище были отменены стипендии, Быков принял решение покинуть учебное заведение. После училища он поступил в школу фабрично-заводского обучения. В июне 1941 года Василь Быков экстерном сдал экзамены за десятый класс.

Военные годы

Первое знакомство Василя Быкова с войной произошло тогда, когда юноша был на Украине. Там Василь принимал участие в оборонных работах. Когда он и его товарищи отступали в Белгороде, он по каким-то причинам отстал от колонны. В тот раз одиноко бродящего по улицам города Быкова поймали и приняли за немецкого шпиона. Его даже хотели расстрелять, однако вовремя выяснили, что Василь Владимирович не занимался шпионажем для вражеского народа.

Зимой 1941-1942 года Василь проживал в Саратовской области (сначала на железнодорожной станции Салтыковка, а затем – в городе Аткарске). В этот период своей жизни Василь учился в железнодорожной школе.

Летом 1942 года Василя Владимировича призвали в армию. Чтобы научиться военному делу, ему пришлось пройти обучение в Саратовском пехотном училище.

Осенью 1943 года Быкову было присвоено звание младшего лейтенанта.

Во время Кировоградской наступательной операции Василь Быков был сильно ранен в ногу и в живот. Поначалу нерасторопные санитары отметили его погибшим, однако Быкову было еще рано покидать этот свет (к слову, именно этот казус и стал основой для написания одной из самых известных повестей Быкова под названием «Мертвым не больно»). После ранения Василь целых три месяца провел в госпитале. Когда здоровье восстановилось, он вновь стал воевать. Его военная карьера пошла в гору. Он участвовал во многих боях и операциях, раз за разом доказывая свою смелость и храбрость. Со временем он получил звание старшего лейтенанта, чуть позже стал командиром взвода полковой артиллерии, а еще чуть погодя – командиром взвода армейской артиллерии.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Жизнь после военной службы

В 1947 году Василя Быкова демобилизовали. Он перебрался в Гродно (город в Белоруссии). С того момента он начал печатать свои повести и рассказы, параллельно начав работать в редакции областной газеты «Гродненская правда». Правда, уже в 1949 году ему пришлось оставить спокойную жизнь писателя – его снова призвали в армию. Вплоть до 1955 года Василь Быков доблестно защищал интересы своей родины, после чего окончательно был демобилизован в звании майора.

В период с 1955 по 1972 годы он продолжал работать в «Гродненской правде». После этого стал секретарем Гродненского отделения Союза писателей Белорусской Советской Социалистической Республики.

Суть творчества

За всю свою жизнь Василь Быков написал более тридцати романов и повестей. Каждое его произведение – это описание жизни простых людей во время Великой Отечественной войны. В каждой строчке писатель старался показать, насколько сложно человеку сделать правильный выбор в наиболее драматичные периоды жизни.

Политическая и общественная деятельности

В 1978 году Василь Владимирович переехал в Минск, где занялся политической деятельностью. В 1978-1989 годах он избирался депутатом Верховного Совета Белорусской Советской Социалистической Республики.

В 1998 году Василь Быков вместе с другими неравнодушными персонами создал общественно-политическое движение под названием «Белорусский народный фронт», которое ратовало за кардинальное переустройство политической системы и независимость страны.

В 1989 году Быкова избрали депутатом Съезда народных депутатов СССР.

Некоторое время был президентом белорусского ПЕН-центра – неправительственной организации, объединяющей писателей, поэтов и журналистов.

В период 1990-1993 годов занимал пост президента Объединения белорусов мира, название которого на русском языке звучит как «Отечество».

Жизнь вдали от родины

В конце 1997 года Василь Быков жил за пределами своей родной страны в политической эмиграции. Первое время он проживал в столице Финляндии (Хельсинки), куда его пригласили сотрудники ПЕН-центра. Чуть позже он перебрался в Германию, затем – в Чехию.

Возвращение домой

Василь Быков вернулся в родную Белоруссию только в мае 2003 года. Оказавшись дома, он начал активно выступать против режима

Во время Великой Отечественной войны страна понесла невосполнимые потери, но, как и любое другое трагическое событие в истории, породила талантливых писателей, поэтов. Это были бывшие фронтовики, знавшие о сражениях, атаке и артобстрелах не понаслышке. Одним из них был Василь Владимирович Быков.

Он поведал об ужасах войны, о нравственном выборе, который человек должен сделать в критический момент жизни. Василь Быков - писатель, одним из первых рассказавший об «окопной правде», о том, что на войне много страха. Бояться может не только трус и не только немца. Жуткий страх советские солдаты и офицеры испытывали перед карательными органами.

Ранние годы

Василь Владимирович Быков родился в 1924 году, в Белоруссии. Детство его прошло в бедности, и он не любил о нем вспоминать. Ранние годы будущий писатель провел в селе Бычки Витебской области. В Белоруссии до сих пор помнят ужасы оккупации. Многое из того, о чем Василь Владимирович Быков рассказал читателям, происходило с его родными и знакомыми. В годы войны каждый житель Белоруссии был воином. Независимо от того, имел ли оружие, умел ли стрелять.

В биографии, книгах Василя Быкова неизменной всегда была тема войны. В 1941 году будущему прозаику уже исполнилось семнадцать. Какой жизнь Быкова была в мирное время? В раннем возрасте он проявлял художественные способности. Даже учился на скульптурном отделении Однако в 1940 году в системе образования произошли некоторые перемены: была отменена стипендия. Быков бросил учебу и пошел работать.

Война

В 1941 году герой сегодняшнего повествования сдал экстерном экзамены за 10 класс. Война застала его на Украине. Василь Владимирович Быков - представитель поколения, которое война уничтожила почти полностью.

На фронте он был взводным, то есть занимал одну из самых опасных офицерских должностей. Дважды получал ранение, имел несколько наград. Выжил Быков чудом. В Кировоградской области есть братская могила, на который некоторое время значилось его имя. Мать будущего писателя получила похоронку. Только спустя годы узнала, что сын жив.

После боя он попадал в госпиталь, оттуда его направляли снова на фронт. Он сражался на родной земле, в Румынии, Австрии, Венгрии. Как сказал Чингиз Айтматов, судьба сберегла Василя Владимировича Быкова для того, чтобы он смог написать книги от имени целого поколения.

Репортер

После Великой Победы он прослужил в армии еще десять лет. Бывал на Украине и на Дальнем Востоке. В 1955 году устроился работать корреспондентом в газету «Гродненская правда». Писал очерки и фельетоны. Совсем скоро, в 1956 году, в местной печати начали появляться первые художественные произведения Василя Владимировича Быкова. Книги его были большей частью посвящены партизанам, солдатам и все тем, кто пострадал о фашистской оккупации. Но есть в его библиографии несколько произведений, не затрагивающих тему войны. Так, в самом начале своего творческого пути он издал небольшой сборник юмористических рассказов.

Творчество

Сам Быков считал, что его писательство началось в 1951 году. Будучи на Курилах, он написал два рассказа: «Обозник» и «Смерть человека». Именно с этого времени война стала не только главной, но и почти единственной темой его литературного творчества. Он изображал в своих произведениях людей, оказавшихся в экстремальных условиях, пограничные ситуации между смертью и жизнью, которые почти всегда завершаются гибелью. Его герои находятся на пределе своих нравственных и физических сил.

Фронтовая повесть

Одна из самых известных книг Василя Владимировича Быкова - «Сотников». Жанр произведения - фронтовая повесть. Высокая художественная ценность его книг заключается в том, что автор смог рассказать читателям не только о лишениях и невзгодах советских людей в годы ВОВ, но и о мучительных нравственных испытаниях, которые многим пришлось пережить.

Для того чтоб сделать правильный выбор в экстремальной ситуации, нужно обладать душевной прочностью. Иногда сознание своего долга и чувство ответственности заставляют человека совершать немыслимые поступки. Так, в повести «Волчья стая» Левчук спасает младенца. В «Дожить до рассвета» лейтенант Ивановский сражается даже после тяжелого ранения. В повести «Сотников» Василь Владимирович Быков поведал о зыбкости нравственных устоев, о том, как парень, по сути, неплохой, совершает сделку с совестью, становится предателем.

Лейтенантская проза

В начале шестидесятых было опубликовано несколько произведений. Все они имели успех. Это повести «Журавлиный крик», «Фронтовая страница» и «Третья ракета», которая поставила автора в один ряд с самыми талантливыми писателями-фронтовиками. Примерно в это время возник в отечественной литературе такой термин, как «лейтенантская проза». Произведения представителей нового жанра оказали большое влияние на духовную жизнь в шестидесятые. Правда, критики встретили лейтенантскую прозу в штыки.

Критика

Нападки со стороны официальной цензуры пришлось испытать многим писателям, в том числе и Быкову. Большинство произведений он печатал в журнале «Новый мир». Это издание, которым руководил Твардовский, долгое время было главным объектом сокрушительных атак цензоров. Особенно жесткой критике подверглись произведения «Атака с ходу», «Мертвым не больно», «Круглянский мост». Последнее появилось в книжном издании лишь спустя десять лет после создания. «Атака с ходу» - только в начале восьмидесятых. Повесть «Мертвым не больно» издана была через 23 года после написания.

Прошло более полувека после создания самых известных произведений Быкова. Война давно закончилась, почти не осталось свидетелей и участников тех страшных событий. Но повести Василя Быкова все так же актуальны. Все дело в их народности, простоте. Ведь рассказывал этот писатель не о бесстрашных героях, а об обычных людях.

Быкова интересовала прежде всего не сама война, не технология боя, а нравственный мир человека, его душевные качества. Партизанское движение, о котором он так часто писал, не могло быть без народной поддержки людей, которые не желали жить под игом фашистов. Таких было немало. Пренебречь ролью простых людей в борьбе с оккупантами Василь Быков не мог.

В повести «Круглянский мост» речь идет о сыне полицая, который стыдится своего отца, мечтает уйти к партизанам. Правда на стороне последних. И она сильнее отцовского авторитета.

Быков и русская литература

Он писал на родном языке. В начале семидесятых начал сам переводить свои произведения на русский. Сегодня его творчество - часть русской литературы. Более того, нравственно-философский характер его произведений оказал влияние на развитие отечественной прозы. За повесть «Дожить до рассвета» писатель был удостоен государственной премии. В середине 70-х он получил еще две почетные литературные награды.

Единственная романтическая повесть Быкова - «Альпийская баллада». Но и она посвящена солдату. Солдату, спасшему любимую ценой своей жизни.

Последние годы

В девяностые писатель подвергся преследованиям властей. В Белоруссии был установлен режим, против которого Быков не раз выступал весьма резко. Его перестали издавать. В конце 90-х Василю Быкову пришлось покинуть родную страну. Полтора года он прожил в Финляндии, где плодотворно работал. Затем переехал в Германию. Вернулся на родину незадолго до смерти. Василь Быков ушел из жизни в 2003 году.

«Очень это непросто писать о пережитом, тем более о давнем военном прошлом… Мне все это по-прежнему видится в кровавом, заторможенно-невразумительном тумане – как оно и отразилось тогда в нашем горячечном сознании, изнуренном боями, опасностью, предельным физическим напряжением и бессонницей».

В.Быков

Когда в жизни людей врывается война, она всегда приносит горе и несчастье, нарушает привычный уклад жизни. О самой жестокой, чудовищной войне – Великой Отечественной – вспоминают и поныне.

Василь Быков – один из интереснейших отечественных писателей, который на протяжении долгих лет творчества остается верен теме войны. Особенностью его произведений является то, что в них изображена война такой, какой она была – в страданиях и крови.

Участник Великой Отечественной войны, дважды раненный, воевал в Румынии, Болгарии, Венгрии, Югославии, Австрии. Повести "Альпийская баллада", "Мертвым не больно", "Сотников", "Обелиск", "Дожить до рассвета", "Пойти и не вернуться" поставили Василя Быкова в один ряд с выдающимися мастерами военной прозы XX века. Его литературные труды переведены на многие языки мира и экранизированы.

Быков Василий Владимирович (1924 г.) родился и вырос в Белоруссии в бедной крестьянской семье. «Я не люблю своего детства, - вспоминал писатель. - Голодная жизнь: нечего поесть и надеть... Единственное, что было отрадой, - это природа и книги. Летом - озеро, лес, рыбалка. Если позволяло время, конечно. Ведь надо было работать».

В Белоруссии свежа память об ужасных событиях фашистской оккупации, о кровавых жертвах партизанской войны. То, о чем он рассказывает в партизанских повестях, происходило с его родными, с его соседями, с его знакомыми… «Фронт Борьбы с гитлеровцами,- писал Быков в статье «Колокола Хатыни»,- проходил по каждой околице, по каждому подворью, по сердцам и душам людей. Всенародная борьба означала, что каждый был воином со всеми вытекающими из этого слова обязанностями и последствиями. Независимо от возраста, пола, невзирая на то, имел он оружие и стрелял в оккупантов или только сеял картошку и растил детей,- каждый был воином. Потому что оружие, и подросшие дети, да и само существование каждого белоруса в итоге были направлены против оккупантов».

Многогранно одаренный деревенский мальчик из-под Полоцка, одного из древнейших центров славянской культуры, не сразу обрел свое писательское призвание. Он прекрасно рисовал, перед войной начал учиться на скульптурном отделении Витебского художественного училища - одного из лучших учебных заведений страны. Но в 1940 в системе среднего образования отменяют стипендии, и, бросив учебу, Быков ищет заработка - семья жила очень трудно. Война застала Быкова на Украине: вначале копал окопы, затем 17-летним добровольцем отступал с армией.

Быков принадлежит к поколению, почти полностью уничтоженному войной. Юному лейтенанту, которому уже после победы исполнился 21 год, суждено было уцелеть. Войну Быков прошел взводным (самая опасная офицерская должность), сменялся только род войск - стрелковый взвод, взвод автоматчиков, взвод противотанковых пушек. Был дважды ранен, имел заслуженные награды. Буквально чудом спасся, в частности, на Кировоградчине, где до самого последнего времени стоял обелиск над братской могилой, на которой было и его имя. Оттуда его мать получила «похоронку». Из боя - в госпиталь, из госпиталя - в бой. Сначала на своей земле, а потом - в Румынии, Венгрии, Австрии. Ч. Айтматов сказал, что судьба сберегла нам Быкова, чтобы он жил и писал от имени целого поколения.

Еще 10 лет после отпразднованной в 1945 победы Быков прослужил в армии - на Украине, в Белоруссии, на Дальнем Востоке.

Осенью 1955 Быков начал работать в «Гродненской правде» (корреспонденции, очерки, фельетоны). Через год в республиканской печати стали появляться художественные произведения, даже книжечка юмористических рассказов.

Сам Быков ведет начало своего творческого пути с 1951 года, когда на Курилах им были написаны рассказы «Смерть человека» и «Обозник». Именно с этого времени война станет не только главной, но почти (за очень редкими исключениями) единственной темой его творчества. С самого начала творческого пути Быков формируется, как художник до предела обостренного трагического плана. Быковское пространство войны, быковское поле боя - это всегда самые экстремальные условия, «пограничные» ситуации между жизнью и смертью, которые, как правило, и завершаются последней. В этом пространстве оказывается человек на крайнем пределе своих физических и нравственных сил.


Фронтовые и партизанские повести станут основным жанром всего его творчества.

На героев Быкова война обрушила не только непосильные тяготы и невзгоды, бесчисленные опасности, - им еще уготованы мучительные нравственные испытания на душевную прочность, они должны совершить выбор в обстоятельствах крайних, без приказа и команды, предоставленные сами себе, на свой страх и риск, следуя лишь велению совести. И выясняется, что чувство ответственности, сознания своего долга может заставить людей совершить немыслимое: спасает младенца Левчук, преследуемый по пятам карателями («Волчья стая»), сражается до последнего вздоха тяжело раненый лейтенант Ивановский («Дожить до рассвета»), жертвует собой учитель Мороз, доказывая неприкасаемость исповедуемых им принципов. А зыбкость нравственных устоев, сделки с совестью делают из Рыбака – парня, в общем-то, неплохого – предателя («Сотников») и т.д.

Одна за другой публикуются повести Быкова: «Журавлиный крик» (1959), «Фронтовая страница» (1960), «Третья ракета» (1961). Последняя после перевода на русский язык поставила автора в первый ряд писателей фронтового поколения (тех, кто были на войне солдатами и офицерами переднего края) или, как писали тогда, «лейтенантской литературы», ставшей заметным явлением духовной жизни 1960-х годов, встреченной в штыки официальной критикой за «окопную правду». Такого рода нападки в полной мере пришлось испытать Быкову - ему доставалось еще и за то, что большинство своих произведений он печатал в «Новом мире» А. Т. Твардовского, журнале, который был главным и постоянным объектом сокрушительных атак критиков. Особенно жестоким нападкам подверглись повести Быкова «Мертвым не больно» (1966), «Атака с ходу» (1968) и «Круглянский мост» (1969). В результате книжное издание повести «Круглянский мост» появилось после журнальной публикации через 11 лет, «Атаки с ходу» - через 18, «Мертвым не больно» - только через 23 года.

Но, не смотря ни на что, большинство его произведений актуальны по сей день, во многом благодаря «народности», связанности с партизанским движением во время войны.

«Меня интересует, в первую очередь, не сама война, даже не ее быт и технология боя, хотя все это для искусства тоже важно, но, главным образом, нравственный мир человека, возможности его духа»- говорил Быков в одном из своих интервью.

Партизанское движение только тогда не гаснет, только тогда неодолимо, когда опирается на широкую поддержку народа, который не желает жить под игом захватчиков и видит в партизанах своих верных защитников. Пренебречь этой ролью защитников местного населения, ограничиться сугубо военными задачами – значит подавить саму народную основу партизанского движения, обрубить питающие его корни. Это свойство партизанской борьбы хорошо понимали гитлеровские оккупанты. Не случайно каратели и полицаи стремились создать всеми средствами вокруг тех, кто в лесу, выжженную страхом непреодолимую полосу, твердя одно: это вам за партизан! Но даже люди не очень грамотные, лишенные какой-либо информации, кроме слухов, понимали, что это не так, что цель гнусного вранья – вбить клин между ними и партизанами. Они твердо знали, что партизаны не могут обманывать этой верой.


И то, что в «Круглянском мосте» сын полицая, пятнадцатилетний мальчишка, стыдится своего отца, всей душой сочувствует партизанам и хочет уйти из дому к ним,- это торжество справедливости, за которую сражаются партизаны. Правда на стороне партизан, и она оказывается сильнее отцовского авторитета.

Начиная с повести «Дожить до рассвета» (1972), Быков сам переводит свои произведения на русский язык, но гораздо важнее то, что они стали органической и очень существенной частью и русской литературы, русского литературного процесса. Быковские притчеобразные, носящие нравственно-философский характер повести знаменовали в литературе новый этап художественного осмысления трагических событий войны.

За повесть «Дожить до рассвета», 1972, Быков был удостоен Государственной премии СССР(1973). «Волчья стая» (1974), «Пойти и не вернуться» (1978) - Ленинская премия, (1986).После «Круглянского моста» почти все, что писал Быков посвящено партизанской войне в Белоруссии. Сам он объяснил это тем, что проблема выбора, к которой приковано его внимание, в партизанской войне стояла острее и беспощаднее, мотивированность человеческих поступков была более сложной, судьба людей трагичнее, чем в регулярной армии, вообще трагическое проявилось здесь во всю свою страшную силу.

Повесть «Альпийская баллада» - единственная у Быкова романтическая повесть о любви, не случайно названная именно балладой. Героический реквием юному советскому солдату, ценой своей жизни спасшему любимую, звучит в исполнении самой Джулии на фоне изумительной красоты горного пейзажа - жар цветущих маков на альпийском лугу, белоснежная чистота вершин, бездонная синева неба - и три дня любви после побега и лагеря, огромные, как вечность, дни любви и невообразимого счастья. Любовь и чудо этой любви - сын - озаряют Джулии всю оставшуюся жизнь.

С приходом к власти в Белоруссии А.Г. Лукашенко Быков, выступивший с резкой критикой, установившегося в стране режима, подвергся преследованиям властей. Его перестали издавать. Он вынужден был в 1998 уехать из Минска в Финляндию (в Хельсинки). Быков прожил там полтора года и плодотворно работал, в 2000 году переехал в Германию. В «эмиграции» написал несколько военных рассказов и притч, повесть «Волчья яма», посвященную последствиям, прежде всего нравственным, чернобыльской катастрофы. В 1998 закончил повесть «Стена». Многие повести Быкова экранизированы. Наибольшая удача - фильм «Восхождение» (1977 г., режиссер Л. Е. Шепитько) по повести «Сотников».

Перед очень трудными вопросами ставит своих героев Быков: как сохранить человечность в нечеловеческих обстоятельствах, что человек может в этих условиях, где та граница, переступив которую он утрачивает себя, только ли для себя живет человек? Автор ничего не подсказывает им, они сами должны отыскать ответы на вопросы, от которых зависит их – и часто не только их – жизнь, они головой отвечают за выбранную стезю, за принятые решения. Быков спрашивает с них по самому строгому, единственно истинному счету – счету человечности.

Сейчас тех, кто видел войну не по телевизору, кто вынес и пережил ее сам, с каждым днем становится все меньше и меньше. Дают о себе знать годы, старые раны и переживания.

В течение жизни книги В. Быкова не просто были популярны: бесстрашная правда, страстная проповедь истинных человеческих ценностей и нетерпимость к злу – какими бы благообразными масками оно ни прикрывалось – снискали ему у читателей особый моральный авторитет. Властителями дум называли таких художников в былые времена.

Современное поколение мало знает о войне и ее тяготах. Но благодаря таким писателям, как М. Шолохов, Б. Васильев, В. Быков, К. Симонов и А. Твардовский читателям становится понятна вся горечь войны, ее тяготы и лишения. После прочтения рассказов «Судьба человека», «А зори здесь тихие…», «Сотников», «Пойти и не вернуться» невозможно остаться равнодушным к событиям военных лет, судьбам людей, что жертвовали собой ради общей Победы.

Быков - писатель-трагик. Война предстает в его произведениях как величайшее зло и трагедия. Именно это обстоятельство порою затрудняло публикацию его произведений. Напряженные отношения с цензурой и властью не могли не сказаться на здоровье писателя, которое стало резко ухудшаться, так что потребовалось несколько онкологических операций.

Народный писатель Беларуси Василь Быков умер 22 июня 2003 года в реанимационном отделении онкологического госпиталя под Минском.

Творчество писателя:

Последний боец (1957)

Журавлиный крик (1959)

Предательство (1960)

Третья ракета (1961)

Западня (1962)

Альпийская баллада (1963)

Мёртвым не больно (1965)

Проклятая высота (1968)

Круглянский мост (1968)

Стужа (1969/1991)

Сотников (1970)

Обелиск (1971)

Дожить до рассвета, (1972)

Крутой берег реки (1972)

Волчья стая (1975)

Его батальон (1975)

Пойти и не вернуться (1978)

Знак беды (1982)

Блиндаж (1987)


Если создать своеобразный ТОП лучших писателей Беларуси XX века, то в первую пятерку неизменно попадет один из главных белорусских писателей советского периода – Василь Быков. 19 июня ему могло бы исполниться 89 лет.

Биография

Родился будущий писатель в деревне Бычки Витебской области в семье крестьян. Мальчик очень любил рисовать и даже поступил в училище на скульптора, но доучиться так и не смог.

Ключевую роль в жизни Василия Владимировича сыграла Вторая мировая война. Именно она разделила судьбу молодого человека на две части, и именно ей пропитано все творчество Быкова.

Войну будущий писатель встретил в Украине. Во время массового отступления он значительно отстал от своей колонны, из-за чего был задержан НКВД и чуть не расстрелян как немецкий шпион. К счастью, недоразумения удалось избежать.

В 18 лет окончил Саратовское военное училище и был призван в армию. В 1943 году получил звание младшего лейтенанта. Во время Кировоградской операции был ранен в ногу и живот, из-за чего его ошибочно записали погибшим (этому событию посвящено произведение “Мертвым не больно”). После выписки из госпиталя участвовал в боях по освобождению Румынии, Болгарии, Венгрии, Югославии, Австрии. Получил звание старшего лейтенанта, а также должность командира армейской артиллерии.

После демобилизации поселился в Гродно, писать начал с 1947 года. С 1947 по 1949 год работал в газете «Гродненская правда» . С 1949 года снова пошел служить в Советскую армию, откуда окончательно демобилизовался в 1955 году в звании майора. После этого вновь вернулся в Гродно и вплоть до 1972 года работал в «Гродненской правде». В 1959 году Василь Быков стал членом Союза писателей СССР.

В 1978 году писатель переехал Минск где в 1978-1989 годах был депутатом Верховного Совета БССР. В 1988 году выступил как один из основателей Белорусского народного фронта.

В 1990-1993 году президент Объединения белорусов мира «Бацькаўшчына». Один из авторов знаменитого «письма сорока двух» .

Начиная с 1997 года Василь Быков жил исключительно за границей – Финляндия, Германия, Чехия. Неоднократно выступал с заявлениями, что Беларуси нельзя сближаться с Россией.

На родину знаменитый писатель вернулся лишь за месяц до смерти. И по странной иронии судьбы Быков умер в день начала Великой Отечественной войны – 22 июня 2003 года, через три дня после своего 79-летия. Похоронен на Восточном кладбище в Минске.

Творчество

“В тумане”
Постер фильма по роману Василя Быкова

В произведениях Быкова нет геройского «ура-патриотизма», нет пафосных героев и злых сотрудников НКВД. Есть обычный человек и его огромный внутренний мир, переживания и психология, а также мучительный выбор, который необходимо сделать. Быков отлично умел показать, как в той или иной ситуации поступили бы разные люди. Многие произведения были основаны на личном опыте и являются биографическими.

Быков написал один роман («Карьер») и десятки повестей и рассказов. Самые знаменитые из них – «Знак беды», «Третья ракета», «Мертвым не больно», «Альпийская баллада», «Сотников», «Дожить до рассвета», «Пойти и не вернуться», «Облава», а также автобиографическое произведение «Долгая дорога домой». Большинство произведений писатель написал на белорусском языке, уже позже переводя их на русский.

На книги Быкова уже снято десятки фильмов и они продолжают сниматься до сих пор. Первый («Третья ракета») был снят в 1963 году, а последний («В тумане») в 2012. Кстати, кинофильм «В тумане» с бюджетом в 2 миллиона евро и совместно снятый Германией, Россией, Беларусью, Голландией и другими странами, получил немало восторженных отзывов, а также приз ФРИПРЕССИ на Каннском кинофестивале. По некоторым из произведений писателя поставлены оперы и балеты.

Итог

Василь Быков наиболее заметный писатель военной прозы не только Беларуси, но и Европы. Его произведения переведены на многие языки мира. Кроме писательской деятельности Быков был видным политическим деятелем, создателем Белорусского народного фронта, публицистом. Но самое главное – он по-настоящему любил нашу страну, свой родной язык.

После смерти

Митинг активистов “Говори правду” за улицу Быкова в Минске

Василя Быкова никто не забыл. Его произведения до сих пор проходят в школе, о нем изредка говорят по телевизору. Но и отношение к этому писателю в нашей стране специфическое. Да, есть премия Василя Быкова, но она вовсе не литературная и называется «За свободу мысли», и вручается не столько писателям, сколько творческим людям, которые проявили себя с оппозиционной стороны.

В итоге получается, что даже будучи мертвым Быков в нашей стране остается фигурой не творческой, а в первую очередь политической. Конечно, главным образом это ошибки правящей власти. Но оппозиция тоже немало сил приложила для этого.

Улица Быкова

В Беларуси есть улицы Ленина, Фрунзе, Володарского, Кропоткина, Машерова и много других достойных и недостойных людей. Но на карте Минска, как в старых, так и в новых районах не нашлось места для улицы имени белорусского писателя. Нет такой улице вообще ни в одном городе Беларуси. Исключение составляет лишь поселок Ждановичи, где данная улица появилась в 2007 году (читайте ). Есть еще одна улица Быкова, но не в Беларуси, а в Белостоке (Польша), городе гораздо более крупном, чем Ждановичи. Есть еще мемориальная доска в Витебске.

Но разве этого достаточно для одного из самых известных белорусских писателей XX века? Для сравнения посмотрите сколько улиц и прочих названий есть у двух других белорусских классиков – Янки Купалы и Якуба Коласа.

Единственная в Беларуси улица Василя Быкова
Поселок Ждановичи

Слухи о появлении улицы Быкова в Гродно, Бресте и других крупных городах время от времени появлялись в прессе. Но до дела так и не дошло. А уж о появлении улицы Быкова в Минске даже речи никогда не шло. На любые предложения в Мингорисполком ответ один и тот же – старые улицы переименовываться будут лишь в том случае, если им будут возвращаться исторические название. Нелепо выглядит это отговорка, особенно после появления на карте столицы проспектов Победителей и Независимости, а также бульвара Владимира Мулявина. И почему в таком случае нельзя назвать именем Быкова одну из новых улиц города?

В общем, десятки вопросов без ответа…

Поступил в Витебское художественное училище. Учился сначала на художественном отделении, позднее перевелся на скульптурное. В 1940 году после отмены стипендии из-за трудного материального положения вынужден был бросить учебу.

Многие из них были экранизированы: "Третья ракета" (1963), "Альпийская баллада" (1965), "Волчья стая" (1975), "Дожить до рассвета" (1975), "Восхождение" (1976), "Его батальон" (1989), "На Черных Лядах" (1995) и др. В 2003 году по сценарию Василя Быкова вышел короткометражный фильм "Отражение".

За свою литературную деятельность Василь Быков был удостоен целого ряда почетных премий и наград, среди них Государственная премия СССР (1974, за повесть "Дожить до рассвета"), Государственная премия Белорусской ССР имени Якуба Коласа (1978), Ленинская премия (1986).

Быков — Народный писатель Белоруссии (1980), Герой Социалистического Труда (1984).

Василь Быков активно . В 1978-1989 годы он был депутатом Верховного Совета Белорусской ССР, в 1989-1991 годы — депутатом Верховного Совета СССР. В 1990-1993 годы возглавлял объединение белорусов мира "Бацькаушчына".

С середины 1990-х годов по приглашению Европейского писательского парламента жил во Франкфурте-на-Майне (Германия). В 1999 году по приглашению финского ПЭН-клуба переехал в Финляндию. С декабря 2002 года жил в Чехии. Незадолго до смерти вернулся на родину.

22 июня 2003 года Василь Быков умер в реанимационном отделении онкологического госпиталя в Боровлянах под Минском после продолжительной болезни.

Был похоронен на Московском кладбище Минска. Согласно последней воле писателя, на его могиле в качестве памятного знака был установлен камень, найденный на побережье Балтийского моря в пригороде Хельсинки.

В 2004 году на родине писателя в деревне Бычки был открыт Литературный музей Василя Быкова.

Василь Быков был женат дважды . От первого брака у него осталось двое сыновей Сергей (1952 года рождения) и Василий (1957 года рождения).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников